Болезни Военный билет Призыв

Мега стройки ссср. «Магнитка», Беломорканал и другие глобальные стройки коммунизма. Великие стройки Советского Союза

Титул крупнейшего государства планеты обязывал советские власти соответствовать ему буквально во всем, и объекты недвижимости не являлись исключением из этого правила. Некоторые интересные факты о самых грандиозных из них собрала в своем материале «Свободная Пресса».

Крупнейшее водное зеркало эпохи

Именно так говорили столичные экскурсоводы, принимая гостей со всего мира, об открытом бассейне «Москва», возведенном практически на том же самом месте, где до этого 48 лет простоял строившийся 44 года и взорванный в 1931 году Храм Христа Спасителя. Примечательно, что на этом месте сначала в течение 10 лет безуспешно пытались построить самое высокое на тот момент здание в мире. Но строительство 415-метрового Дворец Советов прервала начавшаяся Великая Отечественная война, и открытая общественная купальня по проекту архитектора Дмитрия Чечулина диаметром около 130 метров, вмещавшая в себя единовременно до 2000 человек, была открыта только в 1960 году.

Первоначально планировалось, что бассейн будет наполняться соленой водой из находящего на глубине около полутора километров подземного моря. Однако начатые в 1958 году бурильные работы были свернуты, в основном по причине их дороговизны. Но и без того уникальных особенностей на объекте хватало. Так, купаться в нем можно было круглый год (правда, по свидетельству современников, в мороз приходилось часто нырять, поскольку голова покрывалась льдом). Для посещения «Москвы» справки от врача не требовалось, при этом система санитарного контроля, очистки и обеззараживания воды была настолько хорошо организована, что за все 33 года не было зафиксировано ни одной жалобы от посетителей.

Популярность открытого бассейна среди населения была очень высока. Существовала даже шутка о том, что только в «Москве» знаменитый закон Архимеда действует по-особому: тело, погруженное в него, выталкивается наружу другим телом. Правда, стоит отметить, что эту народную любовь периодически омрачали слухи о том, что в бассейне (особенно в зимнее время) действует группа «топильщиков», мстящих обывателям за осквернение святого места.

Итоговой причиной закрытия бассейна «Москва» в 1993 году стал как раз его гигантский размер. Во-первых, из-за того, что в холодное время года температура воды в отдельных секторах доходила до +34 градусов, а площадь водного зеркала составляла 13000 квадратных метров, зимой вокруг него стояла плотная стена пара, которая вызывала сильную коррозию близлежащих зданий. Сотрудники расположенного неподалеку Пушкинского музея не раз жаловались, что из-за повышенной влажности серьезно страдают экспонаты.

Во-вторых, к тому времени, в связи с тяжелой экономической ситуацией, у городских властей элементарно не хватало средств на оплату необходимых для его функционирования ресурсов. Три последних года он простоял без воды, что привело к сильной деформации температурных швов чаши и коррозии трубопроводов.

825ГТС

Возведенная в период с 1953 по 1961 годы по предложению Иосифа Сталина база подводных лодок в тогда еще советской Балаклаве, пожалуй, имела все шансы именоваться самым крупным военно-инженерным сооружением двадцатого века. К ее созданию приложили руку строители самой высокой квалификации, включая столичных метростроевцев, которые работали круглосуточно в четыре смены.

На строительство базы (или объекта 825ГТС), по некоторым данным, было затрачено около 67 миллионов советских рублей, а в ходе работ в море на баржах было тайно вывезено и затоплено порядка 120 тысяч тонн скалистой породы. Но все усилия того стоили: укрытое под горой Таврос сооружение могло спокойно выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью от 100 до 150 килотонн (для справки — мощность «Малыша», сброшенного на Хиросиму в 1945 году, составляла от 13 до 18 килотонн в тротиловом эквиваленте). Внутри свободно размещались несколько атомных субмарин (по разным данным от 7 до 14), персонал в количестве до 1,5 тысячи человека, а также склады боеприпасов и вся необходимая инфраструктура для обслуживания и ремонта подлодок.

Некоторые энтузиасты до сих пор уверены, что в случае ядерной бомбардировки база могла использоваться в качестве бомбоубежища для местного населения, причем период его автономного существования мог достигать трех лет.

Вскоре после окончания строительства, в 1961 году, Никита Хрущев распорядился перепрофилировать базу в винный погреб, однако инициатива так и не была реализована. После распада СССР в 1993 году охрана объекта прекратилась и за последующие 7 лет он был элементарно разграблен, вынесены абсолютно все конструкции, содержащие хотя бы мало-мальский намек на содержание цветных металлов. В 2000 году Владимир Стефановский, возглавлявший севастопольское «Морское собрание», выступил с инициативой по превращению базы в «Музей «Холодной войны». В итоге через три года в Балаклаве прошла официальная церемония открытия военно-морского музейного комплекса как филиала Центрального музея ВС Украины.

Кстати, еще в 2010 году, когда полуостров входил в состав «незалэжной», некоторые российские СМИ со ссылкой на руководство Черноморского флота сообщили о том, что военные всерьез рассматривают возможность восстановления боевого потенциала музея и вероятность его использования по прямому назначению. Однако Константин Грищенко, занимавший на тот момент должность министра иностранных дел Украины, решительно опроверг подобный сценарий развития событий как противоречащий Конституции страны. Вполне вероятно, что теперь, после принятия населением Крыма судьбоносных решений, представители военно-морского ведомства РФ вернутся к данному проекту.

Волго-Донской канал

ВДСК (Волго-Донской судоходный канал) официально был открыт 27 июля 1952 года. Примечательно, что четырехлетние строительные работы, увенчавшиеся успехом, были не единственной в истории попыткой соединить воды двух великих рек в месте их максимального сближения. Сначала, согласно летописным источникам 16 века, об этом помышлял еще турецкий султан Селим Второй. Однако отряженная им в 1569 году армия турецких солдат в количестве 22 000 человек прекратила все работы уже через месяц. По словам турок, с этой задачей в то время не смогло бы справиться и все население Турции даже за 100 лет. Вторым стал Петр I, пригласив в 1697 году иностранца Иоганна Бреккеля в качестве руководителя стройки. Однако тот вскоре банально сбежал, осознав тщетность прилагаемых усилий. Возможно, сменившему его англичанину Перри и удалось бы довести начинание до конца, но разразившаяся в 1701 году Северная война поставила на проекте крест.

Только в XX веке, в результате титанических усилий свыше 700 тысяч вольнонаемных рабочих, 100 тысяч военнопленных немецкой армии и 120 тысяч узников ГУЛАГа, проект 101-километрового канала был реализован под руководством академика Сергея Жука. За все время строительства ВДСК было извлечено свыше 150 миллионов кубов земли и залито более 3 миллионов кубометров бетона, широко применялись шагающие экскаваторы и другая передовая на тот момент спецтехника в количестве 8000 единиц.

С ВДСК связаны многие интересные факты отечественной истории. Так, например, «за ударный труд» были сразу освобождены 15 тысяч заключенных, а еще 35 тысячам сократили сроки заключения. Об этом, в частности, упоминает профессор Николай Бусленко, ссылаясь на найденный в архиве Указ Президиума ВС СССР (с грифом «Без опубликования в печати») «О льготах заключенным, отличившимся на строительстве Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина». Интересная деталь — 3000 заключенных получили различные награды, 15 из них — орденом Трудового Красного Знамени. Кстати, именно на ВДСК родилось прочно вошедшая в наш лексикон в качестве самостоятельного слова аббревиатура «зек» («зк» — «заключенный каналоармеец»)

Также сразу после открытия и присвоения объекту имени Ленина на берегу первого шлюза был установлен гигантский памятник Сталину. Через девять лет, в 1961, всего за одну ночь, он был демонтирован. Долгое время 30-метровый постамент пустовал, и только в 1973 году на нем установили 27-метровый памятник Ленину, который вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой монумент в честь реально живших людей.

К сожалению, в последнее десятилетие заметно уменьшилась глубина канала (согласно проекту — 3,5 метра), участились случаи посадки судов на мели. В связи с этим транспортный поток сокращен наполовину, а ограничения по осадке не позволяют нагружать суда полностью. Два года назад представители Росморпорта заявили о выделении 400 миллионов рублей на углубление канала до 4,5 метров. С апреля 2007 года с подачи Владимира Путина рассматривается вариант строительства второй ветки Волго-Донского канала (так называемый Волгодон-2) с целью увеличения грузопотока объекта до 35 миллионов тонн в год. Правда, некоторые эксперты утверждают, что данные работы нанесут непоправимый ущерб рыбному хозяйству России. В частности, планируемое в рамках проекта возведение Багаевского гидроузла нерестовый ход рыбы в Дону будет полностью перекрыт. К тому же популяция некоторых видов рыб Северного Каспия может катастрофически сократиться.

Снимок в открытие статьи: вид на плавательный бассейн «Москва» под открытым небом, 1977 год/ Фото: Иван Денисенко/ РИА Новости

Реконструкция Ground Zero

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Нью-Йорк, США

Дата открытия

2017 год

Стоимость

$25 млрд



Международная космическая станция

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Орбита Земли

Дата открытия

2024 год

Стоимость

$150 млрд

Самый дорогой международный научный проект: с момента запуска в 1998 году на сборку и обслуживание МКС ушло уже $150 млрд. Состоящая из 14 модулей станция имеет длину в сотню метров и может разместить 6 космонавтов. Это не последняя конфигурация МКС: в ближайшие годы к ней должны быть присоединены ещё два исследовательских модуля. Недавно стало известно, что Россия не будет участвовать в проекте до 2024 года, как это предполагалось прежде: вместо этого Роскосмос сосредоточится на новых проектах.



Город Масдар

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Абу-Даби, ОАЭ

Дата открытия

2020 год

Стоимость

$20 млрд

Научные парки, позволяющие соединить бизнес и передовые исследования, строятся по всему миру - высокие технологии могут стать основой экономики для экономик развивающихся стран. Впрочем, даже среди отстающих уже есть заведомые победители: богатые страны Персидского залива, инвестирующие в создание будущей инфраструктуры сверхдоходы от продажи углеводородов. Таков, например, проект Масдар в Абу-Даби - не технопарк, а целый город ценой в $20 млрд, спроектированный бюро британца Нормана Фостера. Работа в постиндустриальном городе на 50 000 человек будет построена вокруг нового Института науки и технологий, тесно взаимодействующего с MIT. Первые научно-исследовательские постройки в Маcдаре появились ещё в 2010 году, а к моменту своего завершения в 2020 году город станет воплощением всех современных технологий. В городе будет реализована новаторская система личного автоматического транспорта, а вся необходимая энергия будет поступать из возобновляемых источников.





Развлекательный парк Dubailand

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Дубай, ОАЭ

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$65 млрд

Зимняя Олимпиада в Сочи обошлась в $51 млрд - это самые дорогие спортивные игры в истории, но вряд ли самый масштабный развлекательный мегапроект. Всего через год в ОАЭ должен открыться комплекс Dubailand: на площади в 300 квадратных километров разместятся 45 тематических парков аттракционов, спортивных комплексов, торгово-досуговых центров и гостиниц. Dubailand будет в два раза больше «Всемирного центра отдыха Уолта Диснея» во Флориде и станет самым большим местом развлечений на планете.





Город Сонгдо

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Южная Корея

Дата открытия

2015 год

Стоимость

$40 млрд

Основанный всего десять лет назад южнокорейский Сонгдо - одновременно аналог аэрополиса Аль-Мактум и научного города Масдар. Это компактный бизнес-город, расположенный неподалеку от международного аэропорта Инчхон и связанный с ним эффектным подвесным мостом. Через пару лет здесь будут жить порядка 65 тысяч человек - в основном предприниматели и учёные, работающие в одном из четырёх местных университетов. Сонгдо создавался с нуля как «зелёный» и «умный» город. Он станет площадкой для экспериментов в области интернета вещей.

Сегодня развитие стран «третьего мира» считается долгом стран из числа «цивилизованных». Строительство масштабных проектов в развивающихся государствах финансируется за счет кредитов МВФ, загоняющих народы в долги на десятилетия вперед, причем проектирование и выбор подрядчиков строго подчинено интересам корпораций.
С грабительскими процентами или без, деваться обычно некуда: беднякам выбирать не приходится.
Но так было не всегда. Когда существовал «второй мир» - Советский Союз и примкнувшие к нему страны социалистического выбора, - русские строители по сложным кредитным схемам (большая часть долгов через некоторое время списывалась) возводили грандиозные сооружения в самых экзотических уголках планеты. Многое из построенного навсегда изменило жизнь миллионов людей и до сих пор олицетворяет мощь Советского Союза, образуя своего рода «красный след» в истории беднейших стран мира - в первую очередь, в Азии.

Индонезия

Стадион Гелора Бунг Карно
Огромный стадион построен советскими специалистами на субсидированный кредит в 1960 году. Китай и СССР помогали борьбе Индонезии за независимость, Джакарту посещал Хрущев, позируя у макета будущего стадиона.

На момент сдачи в эксплуатацию «Сенаян» вмещал 100 800 зрителей. В 2007 стадион перестроили, снизив число посадочных мест до 80 тысяч человек, но и в таком виде подарок Хрущева остается крупнейшим стадионом «страны тысячи островов». Увы, в 1965 в Индонезии случился кровавый переворот и массовая резня коммунистов. Вслед за отказом от «политической концепции Насаком», объединявшей национализм, коммунизм и религиозность, советские проекты в регионе были немедленно свернуты.

Монумент Молодости

Любопытным примером «красного следа» является Patung Pemuda (Монумент Молодости). Огромная статуя работы советского скульптора Матвея Манизера символизирует вклад молодых поколений в развитие Индонезии и исполнена в жанре соцреализма. Находчивые горожане со временем переименовали стоящую на оживленном перекрестке фигуру в «доставщика пиццы».

Индия

«Хинди-руси бхай-бхай» - об особом, теплом характере отношений СССР с братской страной слонов и джунглей знал каждый советский гражданин.
Экономическая подоплека взаимной симпатии проста: в 50-60-е обе страны испытывали дефицит конвертируемой валюты (Индия испытывает его и сейчас), и находились под давлением Запада (негласных санкций). Соглашение о прямом обмене рубля на рупию при поставках товаров и оборудования позволило Индии обзавестись передовой промышленностью, а в магазинах Страны Советов появился «чай со слоном», и другие колониальные товары. В результате взаимовыгодного обмена к 1965 году СССР был вторым крупнейшим «вкладчиком» в промышленность и инфраструктуру Индии, а в 1967 с советским участием производилась четверть всей индийской стали, половина нефтепродуктов, и порядка 20% электроэнергии.
Перечислим лишь некоторые из наиболее масштабных производств, созданных при участии Союза.
Дамба Тери

Самая высокая в Индии, и одна из самых высоких в мире, дамба Тери была построена на реке Бхагирати по советскому проекту 1961 года. Строительство затянулось на десятилетия (насыпь начали сооружать в 1978, советских специалистов привлекли в 1986, а пуск гидроэлектростанции состоялся лишь в 2006). Сегодня ГЭС Тери поставляет электричество в девять индийских штатов, включая Дели.
Сталепромышленный завод Бхилаи

Построен по советскому проекту и на советский кредит в 1959 году. Первый в Индии завод такого масштаба, он и по сей день является крупнейшим в стране производителем стальных слябов, и большинства рельсов для индийской железной дороги. Кроме того, производит ряд продуктов коксохимической промышленности. Из нынешних активов Steel Authority of India завод Бихлаи - крупнейший и наиболее прибыльный.
Бокаро Стил Сити

Район Бокаро - один из наиболее индустриально освоенных в Индии, даже на официальном уровне переименованный в «Стальной Город». Крупнейшее предприятие в Бокаро - сталепромышленный комбинат, построенный СССР в 1965 г. Пять домен «сердца Стального Города» вмещают 4.5 миллиона тонн жидкой стали, а после модернизации этот объем рассчитывают нарастить до 10.
Нефтеперегонный завод Барауни

Нефтеперегонный завод Barauni Refinery построен при участии СССР и по румынским технологиям в 1964 году. Производит автомобильное топливо различных фракций, машинные масла, другую продукцию нефтехимии. На старте позволял обрабатывать миллион тонн легкой ассамской нефти в год. К 1969 этот объем нарастили до 6 млн, а завод сделали «всеядным», добавив соответствующие модули для переработки тяжелых сортов нефти с высоким содержанием серы.

Египет

Асуанская ГЭС

Сотрудничество СССР с Египтом неоднократно прерывалось внутриполитическими пертурбациями (военными переворотами) в этой североафриканской стране. Тем не менее, «красный след» заметен и здесь.
Две дамбы Асуанской ГЭС, построенной в 1960 г. при участии технических специалистов СССР по проекту инженера Н. А. Малышева, перегораживают великую реку Нил близ древнего города Асуан. В результате образовалось т.н. «озеро Насера» - крупнейшее из египетских водохранилищ площадью водного зеркала 5250 кв. км. На момент постройки Асуанский гидроузел обеспечивал 50% электрогенерации в стране. С развитием энергетики Египта, эта доля упала до 12-15%. Зато водохранилище им. Насера по сей день служит предотвращению засух и наводнений, от которых регион периодически страдал на всем протяжении истории. Вокруг озера Насера также образовалось значительное количество рыбоводческих хозяйств.

Афганистан

Общий перечень объектов, построенных СССР в Афганистане (как до, так и во время «вторжения для оказания интернациональной помощи»), насчитывает 142 наименования. Это гидроэлектростанции и плотины, ТЭС, ЛЭП, газопроводы, домостроительный комбинат, речной порт, каналы и водозаборы, аэропорты, школы, вузы, дороги, мосты, включая знаменитый «Мост Дружбы» на границе с Узбекистаном…
Тоннель Саланг

Пожалуй, наиболее известным объектом в Афганистане стал тоннель Саланг.
Тоннель Саланг - автодорожный. Построен советскими специалистами, главным образом московскими метростроевцами, в 1958-1964 годах в районе перевала Саланг. Со времени начала эксплуатации и до 1973 года считался самым высокогорным автодорожным тоннелем в мире. Длина тоннеля - 3,6 километра, ширина проезжей части – 6 метров. Высота южного портала над уровнем моря около 3200 метров.
В 1976 году в тоннеле Саланг провели электрификацию и установили систему вентиляции. После ухода СССР, в годы гражданской войны с талибами, перевал Саланг служил естественной преградой - в 1997 году вход в тоннель был взорван. В 2002 году движение по нему открылось вновь.

Китай

В послевоенные годы «Красный Китай» получал львиную долю научно-технической помощи от Страны Советов - пока отношения не испортились в годы «хрущевского ревизионизма» и конфликтов из-за территориальной принадлежности о. Даманский.
Советский Союз поставлял в Китай горно-шахтное, нефтебуровое, подъемно-транспортное и энерготехническое оборудование, экскаваторы, дорожно-строительные машины, приборы, подшипники, инструменты. Поставлялось и комплектное оборудование для целых заводов. Советский Союз передал КНР более тысячи комплектов проектной документации для строительства. Более половины машин, выпускаемых промышленностью Китая в годы первых пятилеток, создано по советской технической документации.
При прямом содействии СССР в Китае было построено более 250 крупных промышленных предприятий, цехов и объектов. Вот лишь некоторые из них.
Аньшаньский металлургический комбинат

Согласно «Большой Советской Энциклопедии», «построен в 1916-18 японскими капиталистами, получившими концессию на разработку руды». В ходе военных действий против Японии, комбинат был разрушен, а после войны - восстановлен и расширен с помощью СССР. В 50-х годах комбинат производил порядка 60% всей продукции китайской черной металлургии, и даже к концу 80-х этот показатель упал лишь до 20%.
Чанчуньский автомобильный завод («Автозавод №1»)

Построенный по образу и подобию московского «Завода имени Сталина» (ЗиЛ), Чанчуньский «Автозавод №1» открылся в 1956. Над проектом работали более 20 советских организаций, изготовивших для Чанчуня 3736 единиц различных приспособлений, 236 кузнечных штампов, 6787 наименований специального инструмента.
Первый китайский грузовик «Цзефань» («Освобождение») представлял собой копию ЗиС-150 грузоподъемностью 4 тонны, а уже в 1958 Мао Цзэдун смог прокатиться на первой китайской «легковушке» модели «Дунфэн» («Ветерок с Востока»).
Сегодня «Автозавод №1» вернулся в Россию своей продукцией - отечественный автолюбитель знает ее под брендом FAW (First Automobile Works).
Каучуковые плантации, остров Хайнань

Неожиданным пунктом советских инвестиций на фоне предприятий тяжелой промышленности и энергетики смотрится создание каучуковых плантаций на острове Хайнань. Натуральный каучук долго оставался ценным и незаменимым товаром стратегического назначения.
Главным производителем каучука в мире тогда была британская колония Малайзия. Испорченные после начала Холодной войны отношения с Британией не позволяли СССР обеспечить стабильный доступ к этому ценному сырью.
Единственным «идеологически близким» регионом на планете, где имелись природные условия, подходящие для организации производства натурального каучука, оказался субтропический остров Хайнань. Осознавая этот потенциал, СССР и КНР последовательно двигались к тому, чтобы развивать каучуковую промышленность, о чем сохранилась обширная переписка между тов. Сталиным и тов. Мао. Программа включала в себя не только развитие, но и партизанскую борьбу китайских партизан против конкурентов в Малайзии.
Весной 1950 года части НОАК высадились на Хайнань, и включили его в состав КНР. Уже через год СССР предоставил Китаю значительный целевой кредит для развития каучуконосных плантаций на острове Хайнань, а также распространения посадок гевеи на материковый Китай. Советские растениеводы помогали китайским в добывании редких семян гевеи и грамотном уходе за насаждениями.
Советско-китайская плантаторская задумка удалась: предприятия на Хайнане послужили образцом для развития мощной каучуковой промышленности Китая. В настоящее время Китай занимает пятое место в мире по площади таких плантаций, и объему производства натурального каучука. В провинциях Хайнань, Юньнань и Гуандун созданы несколько зон посадок гевеи.

Перечисленными выше промышленными предприятиями «красный след» Советского Союза в Азии не исчерпывается. Мы много помогали Лаосу, Вьетнаму, Камбодже (главный рынок страны до сих пор называется «русским рынком»), многочисленным странам Африки…
Сегодня Россия возвращается на многие традиционные для СССР рынки - уже не как щедрый жертвователь, но как деловой партнер. Отечественные наука и техника до сих пор остаются для многих регионов мира недосягаемыми по своей высоте.
Возможно, со временем «русский след» в развивающихся странах окажется даже заметнее «красного».

Дворец Советов - это плод любви модернистского ар-деко и сурового советского неоклассицизма. Разработанный в 30-х годах прошлого столетия, проект этого сооружения впечатляет своим экстерьером и по сей день (правда, на картинках). Стоэтажный 420-метровый Дворец Советов должен был стать самым высоким сооружением мире.

Строительство его началось в 1937 году и скоропостижно закончилось в сентябре 1941-го, когда стройматериалы, предназначавшиеся для дворца, пошли на военные нужды. После войны строительство решили не возобновлять, не до того было.

Главный Туркменский канал


1950 год ознаменовался началом великой всесоюзной стройки. Главный Туркменский канал был спроектирован с целью обводнения и мелиорации засушливых земель Туркмении, увеличения посевочных площадей хлопка, а также с целью проложить судоходное сообщение между Волгой и Амударьей. Предполагалось провести 25% стока вышеупомянутой Амударьи по высохшему руслу Узбоя до города Красноводска.

Цель действительно впечатляющая, особенно если учесть, что длина проектируемого канала составляла около 1200 км, ширина - не менее 100 м, глубина - 6-7 м. Помимо основного канала также проектировалась сеть ирригационных каналов общей протяженностью в 10 000 км, около 2000 водоёмов, три ГЭС. При строительстве планировалось задействовать 5000 самосвалов, 2000 бульдозеров, 2000 экскаваторов, 14 земснарядов. В качестве рабочей силы было решено использовать заключенных и местных жителей. На 1953 год на стройке числилось 7268 вольнорабочих и 10 тысяч заключенных.

Конечно, вышеперечисленными средствами правящая верхушка не ограничивалась. На эту стройку работала вся страна, о чем нам красноречиво говорит цифра в 1000 (!) вагонов грузов, которые поставлялись сюда со всех уголков Союза ежемесячно.

Сразу после смерти вождя строительство ГТК было остановлено по инициативе Берии. А затем и вовсе прекращено из соображений нерентабельности. Но к этому времени на строительство объекта было безвозвратно потрачено более 21 млрд советских рублей, или 2,73 трлн современных российских.

Трансполярная магистраль (стройка 501-503)


Человек года (1940, 1943) по версии журнала Times (речь о Сталине, если что) свои амбиции по географическому признаку не ограничивал. По его инициативе в послевоенное время, с 1947-го по 1953-й, крупная строительная организация с незамысловатым названием «ГУЛАГ» работала над грандиозным проектом - Трансполярной магистралью.

Целью данного строительства было соединение западного севера (Мурманск, Архангельск) с восточным севером (Чукотка, побережье Охотского моря).

Ввиду крайне сжатых сроков строительство велось параллельно с проектно-изыскательскими работами, что не могло не сказываться на качестве возводимого железнодорожного полотна. Всего на стройке было задействовано приблизительно 80 тысяч человек, не считая охраны. В 1953 году работы были остановлены, а в 1954-м - посчитана их стоимость: примерно 1,8 млрд советских рублей.

Сахалинский тоннель (стройка 506-507)

Еще одна колоссальная стройка, прервавшая свое существование вместе со смертью Сталина - Сахалинский тоннель.

Стартовавшее в 1950 году строительство по плану должно было финишировать уже в 1955-м. При длине тоннеля в 10 км сроки были более чем сжатые. От социализма к коммунизму пятилетними шагами! А шагала страна конкретно на этой стройке ногами более 27 тысяч человек все тех же заключенных и вольнорабочих. И весной 1953 года стройка закрылась.

Поворот сибирских рек


Оговоримся сразу: собственно реки никто разворачивать не собирался. Планировалось лишь перенести часть стока некоторых сибирских рек, например Оби и Иртыша, в засушливые области СССР - по земледельческим причинам.

Проект стал одним из самых грандиозных проектов ХХ столетия. Более двадцати лет над ним трудились 160 научных и производственных организаций СССР.

Первый этап работ подразумевал строительство канала длиной 2500 км, шириной от 130 до 300 м и глубиной 15 м. Второй этап представлял собой изменение направления течения Иртыша на 180 градусов. То есть воды Иртыша планировалось направить в обратном направлении с помощью насосных станций, гидроузлов и водохранилищ.

Разумеется, этому проекту не было суждено воплотиться в жизнь. Здравый смысл взял верх над имперскими амбициями - советские академики все же уговорили руководство страны оставить сибирские реки в покое.

Башня Никитина - Травуша 4000 (проект)

В 1966 году инженеры Никитин (между прочим, главный конструктор Останкинской телебашни) и Травуш предложили проект самого высокого небоскреба в мире. Причем строить его планировали в Японии. Теоретически небоскреб был великолепен: его высота составляла 4 км! Башня делилась на четыре сетчатые секции в километр длиной и с диаметром у основания 800 м. Башня, будучи по задумке жилым зданием, должна была вмещать до 500 тысяч человек.

В 1969 году проектная работа была остановлена: заказчики вдруг опомнились и потребовали уменьшить высоту здания до 2 км. Потом - до 550 м. А потом и вовсе отказались от царь-башни.


Терра-3

Останки сооружения 41/42В с комплексом лазерного локатора 5Н27 стрельбового комплекса 5Н76 «Терра-3». Фото 2008 г.

«Терра-3» - это не что иное, как проект зональной системы противоракетной и противокосмической обороны с лучевым поражающим элементом. Он же научно-экспериментальный стрельбово-лазерный комплекс. Работы над «Террой» велись с 60-х годов прошлого века. К сожалению, уже в начале 70-х ученые стали понимать, что мощности их лазеров недостаточно для того, чтобы сбивать боеголовки. Хотя спутники она сбивала, этого у нее не отнять. Проект как-то сам сошел на нет.

«Звезда» (лунная база)

Первый подробнейший проект советской базы на Луне. Лелеянная в 60-е и 70-е годы концепция лунного городка представляла собой основной беспилотный модуль и несколько автоматических аппаратов для исследования поверхности спутника Земли. В перспективе к основному модулю должны были пристыковываться жилые отсеки, и весь этот паровозик колесил бы по Луне, черпая энергию из собственного ядерного реактора.

Воплощение подобных космических фантазий в реальность обошлось бы государству в неподъемные 50 млрд рублей. В условиях ведения войны, пусть и холодной, было решено отказаться от подобной межпланетной роскоши.

Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации (ОГАС)

ОГАС был основан на принципах кибернетики и предназначался для автоматизированного управления экономикой всего СССР. То есть система должна была отвечать за тотальное вертикальное и горизонтальное взаимодействие всех сфер государственной экономики для обеспечения планирования, управления и обработки информации. Управление экономикой могло перейти в руки бездушной безжалостной машины, которая была призвана упорядочить, стабилизировать и прокачать жизнь и без того типовых граждан. Переход от командной экономики к рыночной уничтожил светлое будущее ОГАСа.

ДЕМОС


Диалоговая единая мобильная операционная система - ДЕМОС. То, что могло бы быть установлено на твоем ПК вместо привычной Windows, если бы не развал СССР.

По сути, ДЕМОС - это прямой аналог капиталистического UNIX, который локализовали и адаптировали к советским условиям советские системные администраторы в середине 80-х. Проект закрыт в начале 1990-х.

Великие стройки коммунизма - именно так назывались все глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища.

О степени их «величия» можно спорить, но о том, что это были грандиозные проекты своего времени, сомневаться не приходится.

«Магнитка»

Крупнейший в России Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован в конце весны 1925 года советским институтом УралГипромез. По другой версии - проектирование велось американской компанией из Клинвуда, а прототипом «Магнитки» стал комбинат «US Steel» в Гэри штата Индиана. Все три «богатыря», которые стояли у «руля» строительства комбината, - управляющий Гугель, строитель Марьясин и начальник треста Валериус, - были расстреляны в 30-е годы. 31 января 1932 года - запущена первая доменная печь. Строительство комбината проходило в тяжелейших условиях, при этом большинство работ осуществлялось вручную. Несмотря на это тысячи людей со всего Союза спешили на «Магнитку». Активно привлекались и зарубежные специалисты, в первую очередь американцы.

Беломорканал

Беломорско-Балтийский канал должен был соединить Белое море и Онежское озеро и обеспечить выход к Балтийскому морю и Волго-Балтийскому водному пути. Канал был построен силами заключенных ГУЛАГа в рекордно короткие сроки - менее чем за два года (1931-1933 годы). Протяженность канала составляет 227 километров. Это было первое в Советском Союзе строительство, реализованное исключительно заключенными, может, именно поэтому Беломорканал не всегда причисляют к «великим стройкам коммунизма». Каждый строитель Беломорканала именовался «заключенный каналоармеец» или сокращенно «зэ-ка», откуда и пошло жаргонное слово «зэк». Агитационные плакаты того времени гласили: «От жаркой работы растает твой срок!» Действительно, многим из тех, кто дошел живым до конца стройки, сроки были сокращены. В среднем же смертность доходила до 700 человек в день. «Жаркая работа» влияла и на питание: чем большую норму вырабатывал «зэ-ка», тем внушительнее получал «пайку». Стандарт - 500 гр. хлеба и баланда из водорослей.

Байкало-Амурская магистраль

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире строилась с огромными перерывами, начиная с 1938 года и заканчивая 1984. Сложнейший участок - Северо-Муский тоннель - был введен в постоянную эксплуатацию и вовсе только в 2003 году. Инициатором строительства выступил Сталин. О БАМе слагались песни, печатались хвалебные статьи в газетах, снимались фильмы. Стройка позиционировалась как подвиг молодежи и, естественно, никто не знал, что на стройку в 1934 году были отправлены заключенные, которые выжили после строительства Беломорканала. В 1950-х годах на БАМе трудилось порядка 50 тысяч заключенных. Каждый метр БАМа стоит одной человеческой жизни.

Волго-Донской канал

Попытка соединить Дон и Волгу была предпринята еще Петром Великим в 1696 году. В 30-е годы прошлого века был создан проект строительства, но война помешала его реализации. Работы возобновились в 1943 году сразу после окончания Сталинградской битвы. Однако датой начала строительства все же следует считать 1948 год, когда начались первые земляные работы. Кроме добровольцев и военных строителей в возведении трассы канала и его сооружений принимали участие 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных. В публицистике можно найти описания ужаснейших условий, в которых жили заключенные. Грязные и вшивые от отсутствия возможности регулярно мыться (была одна баня на всех), полуголодные и больные - так выглядели на самом деле, лишенные гражданских прав, «строители коммунизма». Канал построили за 4,5 года - и это является уникальным сроком в мировой истории строительства гидросооружений.

План преобразования природы

План был принят по инициативе Сталина в 1948 году после засухи и свирепствовавшего голода 46-47 годов. План включал создание лесных полос, которые должны были преградить дорогу жарким юго-восточным ветрам - суховеям, что позволило бы изменить климат. Лесополосы планировалось разместить на площади в 120 миллионов гектаров - именно столько занимают Англия, Италия, Франция, Нидерланды и Бельгия вместе взятые. План также включал строительство системы орошения, в ходе реализации которой появилось 4 тысячи водохранилищ. Завершить проект планировалось до 1965 года. Было высажено более 4 млн. гектаров леса, а общая протяженность лесополос составила 5300 км. Государство решило продовольственную проблему страны, при этом часть хлеба стала экспортироваться. После смерти Сталина в 1953 году программа была свернута, а в 1962 году СССР вновь потряс продовольственный кризис - с прилавков исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом.

Волжская ГЭС

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции в Европе началось летом 1953 года. Рядом со стройкой в традиции того времени был развернут ГУЛАГ - Ахтубинский ИТЛ, на котором трудилось более 25 тысяч заключенных. Они занимались прокладкой дорог, проведением линий электропередач и общими подготовительными работами. К непосредственной работе по возведению ГЭС они, понятно, допущены не были. На объекте работали также саперы, которые занимались разминированием площадки для будущего строительства и дна Волги - близость к Сталинграду давала о себе знать. На стройке трудилось порядка 40 тысяч человек и 19 тысяч различных механизмов и машин. В 1961 году, превратившись из «Сталинградской ГЭС» в «Волжскую ГЭС имени 21 съезда КПСС», станция была введена в эксплуатацию. Ее торжественно открывал сам Хрущев. ГЭС являла собой подарок к 21 съезду, на котором Никита Сергеевич, кстати, объявил о намерении построить коммунизм к 1980 году.

Братская ГЭС

Строительство ГЭС развернулось в 1954 году на реке Ангаре. Маленький поселок Братск в скором времени разросся до крупного города. Строительство ГЭС позиционировалось как ударная комсомольская стройка. На освоение Сибири съезжались сотни тысяч комсомольцев со всего Союза. До 1971 года Братская ГЭС была крупнейшей в мире, а Братское водохранилище стало крупнейшим в мире искусственным водоемом. При его заполнении было затоплено порядка 100 деревень. Трагедии «Ангарской Атлантиды» в частности посвящено пронзительное произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

Русская семерка

П.С. Странные данные приводит автор сего материала по поводу строительства двух каналов: он пишет, что сведения о тяжелой жизни строителей были взяты из... публицистики. Удивляюсь! Сейчас в сети появилось много материалов из архивов, где подробно описывается еда и содержание всех строителей каналов. Все было вполне прилично и даже по воспоминаниям самих строителей! И цифра: в день умирало по 700 человек. Это что же: значит, сколько должно было умереть в год? В месяц- 21 тысяча, в 10 месяцев- 210 тысяч. Автор соображает, что написал? Как-то вроде тех 40 млн. погибших в ГУЛАГе по словам СоЛЖЕницына. Чушь какая-то! То, что строили потом Волго-Дон пленные, понятно всем. А кто должен был в те годы строить? Так что эти данные взяты из 90-х по привычке обливать грязью все, что было в СССР.