Болезни Военный билет Призыв

Маяковского «Скрипка и немножко нервно» (восприятие, истолкование, оценка). Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно

Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно...» (1914) - одно из оригинальных и непривычных для солидной публики начала 20 века произведений.

Нетрадиционность и вызов заявлены уже в заглавии стихотворения. Нелогично и странно сближены и соединены союзом «и» образ предметного мира и человеческое переживание. Парадоксальность присутствует во всей поэтической ситуации, в неожиданной развязке истории.

Фантастический, абсурдный и вместе с тем совершенно реальный с психологической точки зрения мир предстает в этом стихотворении.

Участниками полилога и необычной истории становятся инструменты театрального оркестра: скрипка, барабан, геликон, лирический герой, музыканты.

У каждого есть свой характер и голос, соответствующий звучанию в оркестре: равнодушный и громкий барабан, которому надоели все сантименты, «глупая тарелка», «меднорожий, потный» грубиян- геликон и такие же насмешники, не понимающие страданий одиночества музыканты. Фонетические партии инструментов очень выразительны: тарелка вылязгивала: «Что это? Как это?», большая труба - геликон: «дура, плакса, вытри».

Стихотворение сюжетно, в нем есть свой конфликт, два главных героя, душевно близких, ранимых и способных на нелогичные поступки. Они противостоят толпе равнодушных и грубых «других».

Поэт рисует образ скрипки как существа нежного, нервного, по-детски непосредственного, не получающего понимания у громких и грубых собратьев. Ее беззащитность и единственность подчеркнуты тем, что только у нее одной отсутствует речевая партия. За скрипку говорит поэт, изображая ее поведение и выражая реакции: издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась по-детски.

«Без слов», «без такта» с деревянной шеей скрипка вызывает сострадание. Маяковский подчеркивает одиночество тонкой души подбором слов с дважды повторенным предлогом «без» и выделением» их в отдельные строчки: и вдруг разревелась/так по-детски; без слов, / без такта.

Антитеза, лежащая в основе композиции произведения, находит воплощение в противопоставлении шума и молчаливого плача, в соединении вульгаризмов с эвфемизмами и даже восклицанием «Боже!». Сочувствие поэта скрипке, выражено синонимической заменой грубоватого, просторечного «разревелась» эвфемизмом - неологизмом «выплакивалась». Однако бранных слов сниженной лексики в стихотворении значительно больше, что заостряет мотив одиночества и бессилия: шмыгнул, глупая, вылязгивала, меднорожий, дура, плакса, ору, в миг, наплевать. Даже хорошее слово «голова» в речи музыкантов звучит иронично как осуждение.

Автохарактеристика лирического героя - вся в действии, в совершении алогичного поступка, подготовленного сценой плача скрипки, скандала и отторжения ее «чужо» смотрящим оркестром.

Внутренние колебания лирического героя выражены Маяковским, через систему жестов и алогичного выкрика:

шатаясь полез через ноты,

сгибающиеся от ужаса пюпитры,

зачем-то крикнул:

бросился на деревянную шею.

В искреннем признании лирический герой обнаруживает свою боль:

«...я вот тоже

а доказать ничего не умею!»

Родной душе поведал лирический герой о самом сокровенном - о трагическом одиночестве, невозможности «доказать» очевидное для него, невероятное - для них, «чужих», «других».

Пренебрежением к публике звучит решительное заявление, выраженное в откровенно грубой форме: «А мне - наплевать!». И следом, - полное непосредственности признание: «Я - хороший». Трогательно после экстравагантного признания звучит заключающий стихотворение вопрос:

«Знаете что, скрипка? Давайте -

будем жить вместе!

Не будь этого «А?» - было бы просто смешно. Единственный звук и знак передают интонацию человека деликатного, нежного, в чем-то тоже растерявшегося и неуверенного в себе, как скрипка, которая «выплакивалась», не находя сочувствия.

Фантастическое и реальное, грубое и нежное, комическое и драматическое - таков мир стихотворения. Чтобы вместить его и придать разговору естественную интонацию, Маяковский обратился к свободному, акцентному, в основном пятиударному стиху с ритмическими обрывами. Парадоксальности ситуации удивительно соответствуют неожиданные, ассонансные рифмы: «по-детски - Кузнецкий», «влип как - наплевать», «хорошо - ушел», «где-то - это».

Из-за членения стиха на отдельные строчки, рифма воспринимается не столь отчетливо, как в классических стихах, но этот стилевой прием связан с общим образно эмоциональным напряжением стихотворения «Скрипка и немного нервно» и всего творчества раннего Маяковского.


Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно...» (1914) - одно из оригинальных и непривычных для солидной публики начала 20 века произведений.

Нетрадиционность и вызов заявлены уже в заглавии стихотворения. Нелогично и странно сближены и соединены союзом «и» образ предметного мира и человеческое переживание. Парадоксальность присутствует во всей поэтической ситуации, в неожиданной развязке истории.

Фантастический, абсурдный и вместе с тем совершенно реальный с психологической точки зрения мир предстает в этом стихотворении.

Участниками полилога и необычной истории становятся инструменты театрального оркестра: скрипка, барабан, геликон, лирический герой, музыканты.

У каждого есть свой характер и голос, соответствующий звучанию в оркестре: равнодушный и громкий барабан, которому надоели все сантименты, «глупая тарелка», «меднорожий, потный» грубиян- геликон и такие же насмешники, не понимающие страданий одиночества музыканты. Фонетические партии инструментов очень выразительны: тарелка вылязгивала: «Что это? Как это?», большая труба - геликон: «дура, плакса, вытри».

Стихотворение сюжетно, в нем есть свой конфликт, два главных героя, душевно близких, ранимых и способных на нелогичные поступки. Они противостоят толпе равнодушных и грубых «других».

Поэт рисует образ скрипки как существа нежного, нервного, по-детски непосредственного, не получающего понимания у громких и грубых собратьев. Ее беззащитность и единственность подчеркнуты тем, что только у нее одной отсутствует речевая партия. За скрипку говорит поэт, изображая ее поведение и выражая реакции: издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась по-детски.

«Без слов», «без такта» с деревянной шеей скрипка вызывает сострадание. Маяковский подчеркивает одиночество тонкой души подбором слов с дважды повторенным предлогом «без» и выделением» их в отдельные строчки: и вдруг разревелась/так по-детски; без слов, / без такта.

Антитеза, лежащая в основе композиции произведения, находит воплощение в противопоставлении шума и молчаливого плача, в соединении вульгаризмов с эвфемизмами и даже восклицанием «Боже!». Сочувствие поэта скрипке, выражено синонимической заменой грубоватого, просторечного «разревелась» эвфемизмом - неологизмом «выплакивалась». Однако бранных слов сниженной лексики в стихотворении значительно больше, что заостряет мотив одиночества и бессилия: шмыгнул, глупая, вылязгивала, меднорожий, дура, плакса, ору, в миг, наплевать. Даже хорошее слово «голова» в речи музыкантов звучит иронично как осуждение.

Автохарактеристика лирического героя - вся в действии, в совершении алогичного поступка, подготовленного сценой плача скрипки, скандала и отторжения ее «чужо» смотрящим оркестром.

Внутренние колебания лирического героя выражены Маяковским, через систему жестов и алогичного выкрика:

шатаясь полез через ноты,

сгибающиеся от ужаса пюпитры,

зачем-то крикнул:

бросился на деревянную шею.

В искреннем признании лирический герой обнаруживает свою боль:

«...я вот тоже

а доказать ничего не умею!»

Родной душе поведал лирический герой о самом сокровенном - о трагическом одиночестве, невозможности «доказать» очевидное для него, невероятное - для них, «чужих», «других».

Пренебрежением к публике звучит решительное заявление, выраженное в откровенно грубой форме: «А мне - наплевать!». И следом, - полное непосредственности признание: «Я - хороший». Трогательно после экстравагантного признания звучит заключающий стихотворение вопрос:

«Знаете что, скрипка? Давайте -

будем жить вместе!

Не будь этого «А?» - было бы просто смешно. Единственный звук и знак передают интонацию человека деликатного, нежного, в чем-то тоже растерявшегося и неуверенного в себе, как скрипка, которая «выплакивалась», не находя сочувствия.

Фантастическое и реальное, грубое и нежное, комическое и драматическое - таков мир стихотворения. Чтобы вместить его и придать разговору естественную интонацию, Маяковский обратился к свободному, акцентному, в основном пятиударному стиху с ритмическими обрывами. Парадоксальности ситуации удивительно соответствуют неожиданные, ассонансные рифмы: «по-детски - Кузнецкий», «влип как - наплевать», «хорошо - ушел», «где-то - это».

Из-за членения стиха на отдельные строчки, рифма воспринимается не столь отчетливо, как в классических стихах, но этот стилевой прием связан с общим образно эмоциональным напряжением стихотворения «Скрипка и немного нервно» и всего творчества раннего Маяковского.

Подобные документы

    Стихотворение “Волшебная скрипка”-ключевое для всего творчества Гумилёва. Стихотворение это-обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества, не видя оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону и показывает искушённый поэт.

    сочинение , добавлен 11.12.2007

    Название стихотворения связано с поэтической традицией, с представлением о поэте как о певчей птице, о родстве поэтической свободы и полета. Представляет собою каламбур: "пернатые" - люди, владеющие пером. Стихотворение написано акцентным стихом.

    сочинение , добавлен 12.10.2004

    Аспекты изучения семантики текста. Роль индивидуальных переживаний автора в его творчестве. Особенности творчества В.В. Маяковского. Л. Брик в жизни поэта. Композиция и звучание, стилистические фигуры, метафоры, лексический состав, ритмика стихотворения.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2014

    Творчество Владимира Маяковского как одно из самых примечательных литературных явлений ХХ века. Строфика стиха поэта, неологизмы. Проблемы изучения идеологической составляющей стихотворений Маяковского. Советский подход, современная оценка его творчества.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2015

    Авангард и его течения. Футуризм как одно из ярчайших направлений искусства XX века. Преемственность русского футуризма от итальянского. Утопические мотивы в футуризме Маяковского. Влияние утопических идей Ф.Т. Маринетти на творчество В.В. Маяковского.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2013

    Литературный и лексический анализ произведения А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Оценка системы персонажей и характеристики героев данного рассказа, семантика их имен, определение проблематики. Сопоставление поздних рассказов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2010

    Описание внутреннего мира лирического героя в стихе А. Маяковского, посвященного Л. Брик. Эпитеты, использованные в нем. Выражение романтических и нежных, тревожных и мрачных чувств автора, отношений с возлюбленной; боязни быть брошенным любимой женщиной.

    презентация , добавлен 21.02.2014

    Художественный мир Гоголя, развитие критического направления в его произведениях. Особенности реализма произведений великого писателя. Психологический портрет времени и человека в "Петербургских повестях" Гоголя. Реальное, фантастическое в его творчестве.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2009

    Стихотворения в прозе, жанр и их особенности. Лаконизм и свобода в выборе художественных средств И.С. Тургенева. Стилистический анализ стихотворения "Собака". Анализ единства поэзии и прозы, позволяющее вместить целый мир в зерно небольших размышлений.

    презентация , добавлен 04.12.2013

    Особенности любовной поэзии Блока, основная тема и жанр стихотворения, его композиция, размер, рифма и ритм. Сюжет любовного послания и связь его развития с личностью и чувствами лирического героя. Художественные средства стихотворения и авторское "Я".

Творческие работы Владимира Маяковского всегда отличались своей неоднозначность и противоречивостью. Поэт является одним из немногих, кто достаточно часто использовал в своем творчестве неологизмы. Именно выражения из его стихотворений прочно закрепились в ежедневной разговорной речи людей.

Автор долго работал над стихотворными строками своих работ, пытаясь создать необычные словесные выражения. По его мнению, при помощи правильных словесных оборотов, можно в точности до миллиметра передать все свои чувства и мысли. Одним из таких экспериментов можно назвать стихотворение «Скрипка и немножко нервов», которое вышло в свет в 1914 году. Даже само название наталкивает читателя на непонимание, на логическую ошибку.

Использование любимого литературного приема - гротестка позволяет Маяковскому одушевить неживые предметы и наделить их человеческими чертами.

Однажды вечером, ужиная в заброшенном кабаке, автор, ожидая свой заказ, обратил внимание на музыкантов, которые развлекали гостей невзрачными мелодиями. Вслушиваясь, Маяковский заметил, как скрипка выпадала из общей мелодии и создавала музыкальный диссонанс. Именно в этот момент в голове поэта зародилась первая строка стихотворной работы. Автор превращает скрипку в несчастную девушку, которая просто рыдала на глазах у всех. А барабан, словно желал довести девушку–скрипку до истерики, но затем просто удалился со сцены. У остальных музыкальных героев плач девушки вызывал простое недоумение. А одна глупая тарелка все пыталась выяснить, что же происходит?

И вдруг, кто-то грубо дернул скрипку, приказав ей прекратить истерику. Именно в этот момент, в воображение Маяковского вскипела буря и он, «полез через ноты», чтобы защитить хрупкий инструмент. Автор, не глядя на насмешки окружающих, заявил тот факт, что он очень похож на обиженную скрипку. Он был так же одинок, он также пытался докричаться до окружающих, но у него совершенно ничего не получалось. Маяковский назвал плачущую скрипку своей «деревянной невестой». Он предложил ей жить вместе с ним.

Последние сроки такого необычного, просто удивительно стихотворения, наполнены грустью и иронией. Отчаяние поэта лилось через край. В свои молодые, и даже юные годы, он был одиноким и совершенно не похожим на окружающих его людей. Новые душевные поражения в жизни автора, заставляют его ограждаться от внешнего мира. Именно поэтому, в обиженном и отрешенном музыкальном инструменте он видит что-то родное и похожее на него самого.

Тема одиночества, сквозная в творчестве Лермонтова, нашла неожиданно яркое и необычное воплощение в стихотворении В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно». Стихотворение построено на сопоставлении: «я» - «скрипка», «оркестр музыкантов». В раскрытии темы одиночества большую роль играет антитеза. Скрипка противопоставлена оркестру, лирический герой – музыкантам.

Внутреннее состояние скрипки передаётся с помощью глаголов и глагольных форм: «издёргивалась», «упрашивая», «разревелась», «выплакивалась» и эпитетов «по-детски», «без слов», «без такта».

Скрипка просит только об одном: чтобы её выслушали и поняли. Но никто из инструментов не отзывается на «скрипкину речь». Музыкальные инструменты проявляют равнодушие и отчуждённость, по – разному реагируя на рыдания скрипки. Барабан не выдержал и произнёс: «Хорошо, хорошо, хорошо!» Барабан единственный, кто понял скрипку и хотел ей помочь. Но одного желания мало: необходимы нравственные усилия. Его сочувствие только лишь на словах оборачивается предательством. Барабан «устал»,

Не дослушал скрипкиной речи,

Шмыгнул на горящий Кузнецкий

Остальные музыкальные инструменты вообще не понимают скрипку: «оркестр чужо смотрел».

Тарелка глупая, геликон грубый, нечуткий, агрессивный. Его образ создаётся с помощью эпитетов: «меднорожий», «потный». Эти эпитеты подчёркивают его плотское, бездуховное начало. Грубость геликона раскрывает и его речевая характеристика: «Дура, плакса, вытри!»

Только лирический герой понимает скрипку и жалеет её, потому что видит в ней общее с собой:

Мы ужасно похожи:

Я вот тоже

А доказать ничего не умею!

Он, как и скрипка, встречает непонимание: его высмеивают музыканты:

Влип как!

Пришёл к деревянной невесте!

Но лирический герой не смущён этим смехом:

А мне - наплевать!

Я хороший!

Он умеет противостоять толпе – отстоять своё «я», своё мнение, своё достоинство. Главное, он нашёл родственную душу:

Знаете что, скрипка?

Давайте –

Будем жить вместе!

В чём секрет особой выразительности, разговорной живости и интонационного богатства этого стихотворения? Во-первых, некоторые слова графически выделены, написаны «лесенкой». Благодаря этому повышается значимость отдельного слова. Во-вторых, нагнетаются глагольные формы, усиливая динамику и экспрессию стиха. В-третьих, используются просторечные и разговорные слова, что повышает эмоциональную выразительность поэтической речи.

Особое значение в поэзии Маяковского играет рифма. Наиболее значимые слова он ставит в конец строки и обязательно подбирает к ним рифмы. Рифмы Маяковского всегда богатые и выразительные. Часто используются неточные, неравносложные и составные рифмы, например: «хорошо – ушёл», «по-детски – речи», «смотрел как – тарелка».

Благодаря такому богатству рифм речь становится живой, интонационно приближается к разговорной речи, усиливается задушевность и лиричность.

Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
«Хорошо, хорошо, хорошо!»
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
«Что это?»
«Как это?»
А когда геликон —
меднорожий,
потный,
крикнул:
«Дура,
плакса,
вытри!» —
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!»,
бросился на деревянную шею:
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору —
а доказать ничего не умею!»
Музыканты смеются:
«Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!»
А мне — наплевать!
Я — хороший.
«Знаете что, скрипка?
Давайте —
будем жить вместе!
А?»

Анализ стихотворения «Скрипка и немножко нервно» Маяковского

С самых первых произведений Маяковского за ним прочно утвердилась слава бунтаря, сокрушающего привычные стандарты стихосложения. Стихотворения поэта больно резали слух обывателя, вызывая в нем недоумение. Лишь узкий круг любителей поэзии смог оценить творчество Маяковского и понять, что за сложными смысловыми конструкциями и обилием неологизмов скрывается чуткая и ранимая душа поэта. Ярким примером является стихотворение «Скрипка и немножко нервно» (1914 г.). Оно было написано Маяковским в связи с посещением одного из московских кабачков, где выступали музыканты.

Поэт прислушивается к выступающему на сцене кабака оркестру. Среди множества звуков он выделяет скрипку, которая «вдруг разревелась». В воображении лирического героя все инструменты обрели человеческие черты. С этого момента происходящее переносится в другое измерение. Скрипка становится беззащитной девушкой, плач которой выбивается из общего звучания оркестра. Не выдерживая этих жалобных причитаний, уходит барабан. «Глупая тарелка» не может понять, что происходит, и продолжает «вылязгивать». Решающим моментом становится выкрик «потного геликона»: «Дура, плакса, вытри!». Лирический герой не выдерживает и спешит на помощь скрипке. Он чувствует свое кровное родство с этим инструментом, потому что тоже надрывается от крика, но никто его не понимает. Его внезапный порыв подвергается насмешкам всего оркестра: «Пришел к деревянной невесте! Голова!». Но автора не задевает этот смех. Найдя родственную душу, он предлагает бедной скрипке: «Давайте — будем жить вместе!».

Используя гротеск, Маяковский удачно описывает собственное состояние. Скандальный поэт не мог найти настоящего признания. Его произведения шокировали публику, но не более того. Маяковскому казалось, что его творчество — глас вопиющего в пустыне. Разочаровавшись в людях, он обращается к неодушевленным предметам. Душераздирающие звуки скрипки дают ему надежду на искреннее понимание. В желании жить вместе с ней воплощается волшебная мечта поэта о достижении счастья. Маяковский иронизирует, но в этой безумной мечте заложен его очередной плевок в сторону равнодушного общества. Если окружающие не способны понять ранимую душу поэта, то он с легкостью променяет грубое человечество на «деревянную невесту».