Болезни Военный билет Призыв

Марина Цветаева "Родина": анализ стихотворения. Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой

Стихотворение написано после Октябрьской революции, в эмиграции, куда поэтесса уехала из России, последовав за своим мужем. Но вынужденная эмиграция не принесла Цветаевой желаемого облегчения: тоска по России навсегда связала ее с родиной, именно поэтому, прожив много лет за границей, впоследствии она все же решила вернуться в Россию. Не просто складывались взаимоотношения поэтессы с собственной страной, но тема родины является одной из основных в поэзии Цветаевой. Лирическая героиня одинока. Оторванность от России, трагизм эмигрантского существования выливаются в поэзии в противостояние лирического русского «я» героини всему нерусскому, чуждому.

Потеря родины для М. Цветаевой имела трагическое значение: она становится изгоем, одиноким, отверженным человеком. Именно в эмиграции по-новому начинает звучать тема родины: появляется ощущение утраты отчего дома, мотив сиротства. В стихотворении «Родина» лирическая героиня мечтает о возвращении домой и центральной идеей выступает противопоставление чужбины, дали и дома: Даль, отдалившая мне близь, Даль, говорящая: «Вернись Домой!» Со всех – до горних звезд – Меня снимающая мест! Все стихотворение построено на антитезе, контрасте «России, родины моей» и дали – «тридевятой земли».

Марине Цветаевой свойственно личностное восприятие мира, поэтическое «я» неотделимо от образа лирического героя. Это подтверждают и многочисленные личные местоимения, используемые в тексте стихотворения: «до меня», «родина моя», «я далью обдавала лбы», «распрь моих».

Личностное восприятие поэтессы выдвигается на первый план, поэтому здесь художественные образы переплетены: Даль – тридевятая земля! Чужбина, родина моя! На этой странице искали: марина цветаева родина анализ краткий анализ стихотворения цветаевой родина марина цветаева анализ стихотворения родина анализ стихотворения цветаевой родина по плану родина

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Стихотворение «Родина» было написано К. Симоновым в 1941 году, в годы Великой Отечественной войны. Основная тема его – тема Родины....
  2. Стихотворение «Рассвет на рельсах» было написано в 1922 году. Цветаева не приняла и не по­няла Октябрьскую революцию, и в мае...
  3. Многие поэты касались в своем творчестве патриотических тем. Михаил Юрьевич Лермонтов в этом смысле не стал исключением. Его стихотворение «Родина»...
  4. “Станок” (1931). В этом стихотворении Цветаева размыш­ляет о соотношении тайны и поэтического творчества. Непрере­каемым, божественным авторитетом является А. С. Пушкин....

Анализ стихотворения Цветаевой необходимо начать с того, что написано оно было в годы эмиграции, в период, когда ее непрестанно мучила тоска по родным местам. Мы видим, что поэтессе не дает покоя отдаленность от российских земель. В третьей строфе автор называет родину "прирожденной далью", подчеркивая привязанность, которая будет существовать вне зависимости от места и желания. Цветаева укрепляет этот образ, называя эту связь "роковой", говоря о том, что "несет" родину с собой повсюду. Любовь к России для поэтессы как крест, который она принимает и с которым ни за что не готова расстаться.
Анализ стихотворения Цветаевой не может обойтись без упоминания о том, что поэтессу тянет на Родину помимо ее воли. В четвертой строфе Россия (называемая "Даль") зовет лирическую героиню, "снимает" ее с "горных звезд". Куда бы она ни бежала, любовь к родине всегда будет возвращать ее обратно.
На этом можно завершить наш анализ. Стихотворения Цветаевой, посвященные родине, полны глубочайшей и болезненной любви, которая наполняет душу лирической героини отчаянным стремлением воспевать русскую землю. К сожалению, судьба поэтессы так и не позволила ей добиться признания в России при жизни. Но в наше время ее лирика может быть проанализирована, а также оценена по достоинству вся глубина и трагичность ее любви к родному краю.

Стихотворение Марины Цветаевой «Родина» было написано в 1932 году. Его можно отнести к патриотической лирике поэтессы. Данная стихотворная работа стала пропуском для Цветаевой, она позволила поэтессе вернуться домой, в Россию. Но это будет позже.

Так сложилось, что Марина Цветаева вынуждена была провести треть своей жизни в эмиграции. Сперва она жила во Франции, где изучала словесность. После революции вынуждена была с семьей эмигрировать в Прагу, а затем в Париж. Поэтесса не приняла утопических идей большевизма, которые обернулись для страны настоящей трагедией. В 1922 году Цветаевой удается получить разрешение на эмиграцию. Вместе со своим мужем Сергеем Эфронтом и детьми она покинула страну, которая погрязла в хаосе и разрухе, голоде и нищете.

Но спокойная и размеренная жизнь быстро наскучила поэтессе. Цветаева начала тосковать по родине. Она мечтала снова вернуться в Москву. Марину Ивановну не пугали репрессии, кровавый террор и уничтожение интеллигенции, она хотела вернуться домой. Решение было принято. Семья Цветаевой начала сбор документов, которые позволили бы ей вернуться в Россию.

Стихотворение «Родина» стало решающим аргументом, ведь в нем советская власть усмотрела патриотический настрой поэтессы. В то время, главной задачей партии было создать миф о величие и непобедимости России и культивации этой идеи среди простого населения. Реализовать эту идею большевики надеялись через творческие работы Есенина, Блока, Маяковского.

Прочитав стихотворение «Родина», мы не найдем ни одного лестного слова в адрес большевицкой партии, в нем также нет и ее критики. Это произведение-воспоминание. Цветаева мечтала вернуться на родину, забыв весь тот ужас, который ей довелось испытать в годы революции. Она называет Россию «тридевятой землей», которая стала для нее чужбиной и в то же время говорит, что «Россия, родина моя!». Поэтесса готова переступить через свою гордость для того чтобы вновь вернуться домой.

Данная стихотворная работа имеет довольно сложную структуру и с первого раза может показаться непонятным. Патриотизм данной работы заключается не в прославлении России, как могучей державы, а в умении принять и полюбить ее со всеми недостатками.

В последний строфе Цветаева еще раз подчеркивает, что за свою родину она готова лишиться обеих рук и «губами подписаться на плахе». Поэтесса не смогла променять чувства огромной страны, своей родины на чувства личного счастья и достатка.

“Тоска по Родине” – это печальное стихотворение, созданное знаменитой поэтессой в эмиграции, почти в изгнании, в тот период, когда она была вынуждена покинуть России и отправиться с мужем в Прагу. Краткий анализ “Тоска по Родине давно” по плану поможет школьникам лучше понять настроения поэтессы в этот период ее жизни и творчества. Его можно использовать на уроках литературы в 11 классе в качестве основного или дополнительного материала.

Краткий анализ

История создания – из-за непростых взаимоотношений с советской властью Цветаева, чью поэзию считали буржуазной и вредной, была вынуждена эмигрировать в Чехию. Там в 1934 году и была написана “Тоска по Родине”.

Тема стихотворения – ностальгия по Родине, печаль от разлуки с ней.

Композиция – произведение отличается особенной ритмичностью, характерной для стихов Цветаевой. Она создает линейную композицию с постепенно нарастающим напряжением.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты “разоблаченная морока”, “базарная кошелка”, “пленный лев”, “людская среда”, “камчатский медведь”, “зоркий сыщик”.

Сравнения “как госпиталь или казарма”, “как бревно”.

История создания

Революция стала непростым периодом в жизни русского дворянства и интеллигенции. Можно считать, что Марине Цветаевой повезло – ее не расстреляли, не заклеймили как врага народа и не отправили в лагерь. Но судьба безмолвной поэтессы, которую нигде не печатают и которая нигде не выступает, казалась ей еще горше таких наказаний. Она поддержала принятое мужем решение об отъезде в Прагу в 1922 году, однако жизнь на чужбине также ее не радовала. Чехия так и не стала для нее домом, она постоянно тосковала по России. Поэтическим выражением ее ностальгии стало стихотворение “Тоска по Родине”, написанное в 1934 году.

Выраженная в нем мысль о том, что при виде напоминания о России поэтесса очень хочет вернуться, спустя пять лет воплотится в реальность – в 1939 году Цветаева действительно приедет в СССР, однако уже спустя два года покончит с собой. И кажется, что предчувствие этого начинает преследовать поэтессу еще при написании “Тоски по Родине”.

Тема

Основная тема стихотворения выражена еще в первой строчке – это ностальгия по России. Поэтесса явно дает понять, что в счастливый конец своей истории она не верит, поступиться своими убеждениями и стать сторонницей новой власти не может. Но это не значит, что она не скучает по дому – по тому дому, которого больше нет и куда она, тем не менее, хотела бы вернуться.

Композиция

Она развивается линейно – от первой строфы, где Цветаева высказывает мысль о том, что ей все равно, где быть одинокой, до последней, в которой она признается, что все-таки сильно тоскует по Родине. От четверостишия к четверостишию она раскрывает идею безнадежности и отчаяние – если когда-то она действительно грустила по оставленным местам, то со временем эта грусть стала все больше напоминать равнодушие. Стихотворение приходит к мысли, что поэтесса живет воспоминаниями. И при этом, хотя она и понимает, что возврата к прошлому нет и не может быть, а мрачная действительность стерла из ее жизни всю радость, Цветаева не может не грустить при виде напоминания о местах, которые она покинула. Эмоциональный и обличительный тон, с которого все начинается, постепенно переходит в действительно печальный.

Жанр

В произведении легко опознать лирическое стихотворение. Цветаева от лица его героини выражает собственные чувства: она действительно сильно привязана к Родине, соскучилась по русской речи, знакомым пейзажам. И, кажется, уже понимает, что это ее погубит.

Обычный для ее творчества четырехстопный ямб позволяет наилучшим образом передать душевные порывы Цветаевой за счет своей простоты. Читатель сразу ощущает все эмоции, которые вложены в стихотворение.

Средства выразительности

По сравнению с другими произведениями Марины Цветаевой, в этом использовано достаточно мало Художественных средств. В основном это эпитеты – “разоблаченная морока”, “базарная кошелка”, “пленный лев”, “людская среда”, “камчатский медведь”, “зоркий сыщик” – и сравнения – “как госпиталь или казарма”, “как бревно”.

Эмоциональный настрой поэтесса выражает с помощью рифм, которые выбиваются из общего строя, неровного, почти нервного изложения и за счет восклицательных знаков, использованных в большом количестве.

Яркое повествование очень напряженно, причем это напряжение все нарастает и нарастает – стихотворение почти кричит, пока в какой-то момент не опускается до тихой грусти, когда поэтесса говорит о своей любимой рябине, видящейся ей символом России.

Поэтесса никогда не была космополитом, и эту мысль она выражает очень четко – если не на Родине, то ей все равно, где быть одинокой и “ где унижаться”.

3 942 0

Судьба Марины Цветаевой сложилась таким образом, что примерно треть своей жизни она провела за границей. Сначала училась во Франции, постигая премудрости словесности, а после революции эмигрировала сперва в Прагу, а позже в свой любимый Париж, где обосновалась вместе с детьми и мужем Сергеем Эфронтом, в прошлом – белогвардейским офицером. Поэтесса, чьи детство и юность прошли в интеллигентной семье, где детям буквально с первых лет жизни прививались высокие духовные ценности, с ужасом восприняла революцию с ее утопическими идеями, которые впоследствии обернулись кровавой трагедией для целой страны. Россия в старом и привычном понимании перестала существовать для Марины Цветаевой, поэтому в 1922 году, чудом добившись разрешения на эмиграцию, поэтесса была уверена, что навсегда сможет избавиться от кошмаров, голода, неустроенного быта и страха за собственную жизнь.

Однако вместе с относительным достатком и спокойствием пришла нестерпимая тоска по Родине, которая была настолько изматывающей, что поэтесса буквально грезила возвращением в Москву. Вопреки здравому смыслу и приходящим из России сообщениям о красном терроре, арестах и массовых расстрелах тех, кто когда-то являлся цветом русской интеллигенции. В 1932 году Цветаева написала удивительно пронзительное и очень личное стихотворение , которое впоследствии сыграло в ее судьбе немаловажную роль. Когда семья поэтессы все же приняла решение вернуться в Москву и подала соответствующие документы в советское посольство, именно стихотворение «Родина» рассматривалось в качестве одного из аргументов в пользу принятия чиновниками положительного решения. В нем они усмотрели не только лояльность к новой власти, но и искренний патриотизм, который в то время активно культивировался среди всех без исключения слоев населения. Именно благодаря патриотическим стихам советская власть закрывала глаза на пьяные выходки , недвусмысленные намеки и критику , считая, что на дано этапе становления государства для народа гораздо важнее поддерживать мнение, что Советский Союз является самой лучшей и справедливой страной в мире.

Впрочем, в стихотворении «Родина» Цветаевой не было ни одного намека на лояльность к новой власти, равно как и ни одного упрека в ее сторону. Это – произведение-воспоминание, пронизанное грустью и ностальгией по прошлому. Тем не менее, поэтесса готова была забыть все то, что ей довелось пережить в послереволюционные годы, так как ей нужна эта «даль, тридевятая земля», которая, являясь родиной, все же стала для нее чужбиной.

Это произведение имеет довольно сложную форму и не с первого прочтения поддается пониманию. Патриотизм стихотворения заключается не в восхвалении России как таковой, а в том, что принимает ее в любом обличье, и готова разделить судьбу своей страны, утверждая: «Губами подпишусь на плахе». Вот только за что? Отнюдь не за советскую власть, а за гордыню, которую, несмотря не на что, все еще не утратила Россия, оставаясь, вопреки всем и вся, великой и могущественной державой. Именно это качество было созвучным характеру Цветаевой, но даже она смогла смирить свою гордыню ради того, чтобы иметь возможность вернуться домой. Туда, где ее ждали равнодушие, нищета, игнорирование, а также арест и смерть членов ее семьи, признанных врагами народа. Но даже подобное развитие событий не могло повлиять на выбор Цветаевой, которой хотелось вновь увидеть Россию отнюдь не из праздного любопытства, а из желания вновь почувствовать себя частью огромной страны, которую поэтесса не смогла променять на личное счастье и благополучие вопреки здравому смыслу.