Болезни Военный билет Призыв

Мардахаев семья. Лев Мардахаев - Социальная педагогика. Учебник

  • Haтopп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности (Документ)
  • Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций (Документ)
  • Никитин В.А. Социальная педагогика (Документ)
  • Курсовая работа - Особенности социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (Курсовая)
  • Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования (Документ)
  • Никитина Н.Н., Абрамова Н.Н. и др. Учебная программа по курсу «Педагогика» (Документ)
  • Курсовая работа - Социальная и социально-педагогическая работа с родителями (Курсовая)
  • n1.doc

    Л.В. Мардахаев

    социальная педагогика

    Допущено Министерством образования

    Российской Федерации в качестве

    учебника для студентов высших учебных

    заведений, обучающихся по направлению

    подготовки и специальности

    «Социальная работа

    ГАРДАРИКИ

    УДК 37.013.42 (075.8) ББК 74.6 М25

    Рецензент

    доктор педагогических наук, профессор Г.М. Коджаспирова; доктор педагогических наук, профессор ЛЯ. Олифереико

    Мардахаев Л.В.

    М25 Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 269с.

    15ВЫ 5-8297-0160-Х (в пер.)

    Рассматриваются теоретические основы социальной педагогики, которые со­ставляют общеирофессиональную подготовку социального работника. Материал учебника поможет понять сущность и содержание педагогического аспекта соци­альной работы. Учебник адресован студентам вузов, изучающим одноименный курс, предусмотренный образовательным стандартом по специальности «Соци­альная работа», а также аспирантам и преподавателям вузов и колледжей, слуша­телям системы дополнительного социального образования, практическим работ­никам.

    Для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа».

    УДК 37.013.42 (075.8) ББК 74.6

    I8ВN 5-8297-0160-Х

    © «Гардарики», 2005 © Мардахаев Л.В., 2005

    Предисловие
    Учебник «Социальная педагогика» составлен в соответствии с тре­бованиями Государственного образовательного стандарта по образо­ванию в области социальной работы. Он является существенной частью общепрофессиональной подготовки специалиста социальной работы, которая включает несколько элементов, один из них социаль­но-педагогический.

    В целях подготовки квалифицированных специалистов учебник разделен на четыре раздела:

    Научно-теоретические основы социальной педагогики;

    Социальное формирование личности;

    Социальные отклонения в развитии и воспитании детей;

    Среда и формирование личности.

    Каждый раздел включает наиболее важные темы, знание которых необходимо социальному работнику для осмысления педагогических аспектов социальных проблем клиента и реализации социально-педа­гогической составляющей своей профессиональной деятельности.

    В современных условиях существует несколько подходов к"пони­манию сущности и содержания социальной педагогики. В учебнике она представлена на основе глубокого изучения социального направ­ления в педагогике и выявления ее специфики в системе социальной работы. Предложенная концепция позволила определить наиболее важные направления социальной педагогики и в соответствии с ними разделы учебного курса.

    В первом разделе рассматриваются предмет, задачи и содержа­ние социальной педагогики, ее главные принципы и социально-пе­дагогический процесс. Выделены и обоснованы ее специфические особенности, сформулированы наиболее важные требования, выте­кающие из них. Социально-педагогический процесс представлен на основе учения П.Ф. Каптерева, которое изначально строилось на со­циально-педагогической концепции и не утратило своей значимости в современных условиях. Он считал социально-педагогический про­цесс целостным явлением, выделяя в нем внутреннюю и внешнюю составляющие. Изучение этого процесса поможет студентам глубже понять сущность и содержание технологии деятельности социально­го работника, ее компонентов и особенностей реализаци

    Второй раздел учебника знакомит с социально-педагогическим ас­пектом формирования человека. Он позволит лучше осознать особен­ности социального становления личности и причины возникновения социальных отклонений, возможности их предупреждения и преодо­ления. В нем раскрываются психосоциальные основы социального развития личности, что необходимо специалисту для уяснения самого механизма социального развития человека, а также сущность абили-тации, коррекции и реабилитации человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.

    Изучение причин социальных отклонений, возможности их пред­упреждения и преодоления - тема третьего раздела. Эти вопросы рас­сматриваются через призму понимания детской субкультуры, мира ребенка, что способствует более.глубокому осознанию своеобразия со­циокультурного мира детей, подростков как клиентов социального ра­ботника, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающих­ся в социальной помощи, защите их прав как личностей.

    Четвертый раздел учебника посвящен педагогике среды социаль­ного формирования человека. Приведено только несколько факторов, наиболее существенно влияющих на становление личности: это семья, улица, средства массовой информации и деятельность человека. Семья оценивается как социокультурная среда воспитания и развития личности. Именно здесь рождается человек, закладываются основы его личности. Как социокультурная среда, она оказывает значитель­ное воздействие на его будущий социокультурный мир. Наряду с этим в семье происходят социально-педагогические явления, обусловли­вающие особенности социального формирования человека. Учет этих явлений позволит социальному работнику, посвятившему себя работе с семьей, лучше понимать процессы, происходящие в ней, ошибки воспитания и социальные проблемы, возникающие между родителя­ми и детьми.

    В социально-педагогическом плане исключительно важным фак­тором в качестве среды воспитания выступает улица. С этой точки зрения раскрываются истоки формирования категории «дети улицы». Улица рассматривается как социально-педагогический компонент, су­щественно влияющий на формирующуюся личность, отмечаются также особенности развития безнадзорных и беспризорных детей, тех­нологические особенности работы специалиста с ними. При этом ис­пользуются материалы, подготовленные С.Т. Шацким при работе с детьми и подростками по месту жительства, а также данные зарубеж­ных исследователей о проблемах социальной практики в отношении «детей улицы», получившей развитие в Москве во второй половине 1990-х гг.

    На социальное формирование личности, различные категории людей оказывают огромное социально-педагогическое воздействие средства массовой информации. Они нередко являются совоспитате-лями детей и подростков, через них осуществляется значительное влияние на массы. Изучение социально-педагогических возможнос­тей СМИ занимает важное место в формировании человека как лич­ности вообще, как будущего (или уже состоявшегося) семьянина, ко­торому предстоит заниматься воспитанием (т.е. осуществлять воспитание) своих детей, для чего ему следует научиться педагогичес­ки грамотно использовать позитивное влияние СМИ и, наоборот, принимать профилактические меры против негативного.

    Как социально-педагогический фактор, существенно влияющий на развитие и становление личности, в учебнике рассматривается дея­тельность как таковая. Осмысление ее возможностей важно для ана­лиза влияния профессиональной деятельности социального работни­ка на деформацию его личности. Описываются также методы профессиональной практики специалиста, существенно деформирую­щие его личность, виды деформации, особенности предупреждения и преодоления ее последствий. В контексте данной темы еще в процессе подготовки специалиста можно вести речь о его профессиональном

    долголетии.

    Завершается изучение учебного курса темой «Педагогическая культура социального работника». Она является частью проблемы формирования профессиональной культуры специалиста, подчерки­вает ее социально-педагогический аспект

    Раздел I

    НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

    Глава 1 Социальная педагогика, ее предмет и задачи

    Развитие социального направления в педагогике способствовало выделению особой отрасли теории и практики - социальной педаго­гики. Определение ее сущности, целей, содержания, основных задач и функций позволит более четко представить ее место и роль в социаль­ной работе.

    В главе предусматривается рассмотрение следующих тем:

    сущность и содержание социальной педагогики как специфи­
    ческого знания, теории и практики;

    § 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

    Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: ра1з, ра1-с!оз - дитя, ребенок, а§о - веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы спе­циально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и на­зывали ра!с1а§о§. Впоследствии педагогами стали называть людей, ко­торые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки - педагогика.

    Слово «социальный» (от лат. зоааНз) означает - общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смыс­ле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила обще­ства (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их заме­щающие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт среды жизнедеятельности, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.

    " Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направлен­ной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замеща­ющего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению челове­ка начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития.

    В развитии социальной педагогики прослеживаются два направле­ния: социальное и личностное.

    А. Социальное направление. В широком смысле оно определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающе­го поколения - это социопедагогика; в узком смысле - влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности чело­века - педагогика среды.

    Социопедагогика. Деятельность государства и общества по воспи­танию своих граждан, отражающаяся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки,^ обеспечении их функционирования имеет официаль­ный социально-педагогический характер.

    В государстве складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они также имеют социально-педагогический, но неофициальный ха­рактер.

    Социопедагогика изучает официальную и неофициальную дея­тельность государства, общества по формированию стратегии воспи­тания подрастающего поколения, ее тенденции и закономерности, а также особенности и возможности института ее реализации.

    Педагогика среды. На формирование человека существенное влия­ние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К ним относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; иг­рушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авто­ритетные личности; социально-педагогические особенности коллек­тивов, в которые попадает человек на разных этапах его жизнедея­тельности; улица и многое другое.

    Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных возрастных этапах его

    жизни (П. Наторп, П. Бергеманн, И.Г. Песталоцци, К.Д- Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, С.Т. Шац­кий, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.Д. Семенов и др.).

    Б. Личностное направление определяет социальную педагогику личности. Оно берет начало от «индивидуальной» педагогики Дж. Локка (1632-1704), Ж.Ж. Руссо (1712-1778) и др. В ней суще­ствует несколько-направлений (условно-гуманистическое и консерва­тивное). Во второй половине XIX в. в «индивидуальной» педагогике возникла крайне правая, националистическая по своей сущности кон­цепция немецкого философа Ф. Ницше (1844-1900) - концепция формирования сверхчеловека. Это, направление поставило перед пе­дагогами проблему воспитания человека ради него самого, либо под­готовки его к жизни в определенной среде (государстве, обществе). Это в большой степени способствовало появлению как альтернативы индивидуальной педагогике социального направления. Оно обосно­вывало приоритет социального предназначения человека, необходи­мость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включало: педагогику социального становления личности, педагогику социаль­ных отклонений в формировании личности, социальное воспитание.

    Человек как соци­альное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, ин­дивида (К. Магер, X. Мискес, М.А. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Ли­хачев и др.). Это значит, что человек, с одной стороны, социально формируется в соответствии с "его индивидуальностью, теми особен­ностями и возможностями, которые характерны именно для него {внутренняя личностная обусловленность); с другой - формируется в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и ре­ализует себя как личность (средовая обусловленность); с третьей - ориентирован в социальном становлении в соответствии с требова­ниями конкретного общества, его социокультуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).

    Социальное саморазвитие человека. Этот сложный закономерный процесс свидетельствует о том, что при определенных условиях имеет место и соответствующее социальное развитие человека. Меняются условия, направленность и интенсивность социального развития. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека. Зна­ние того, как происходит социальное саморазвитие индивида, позво­ляет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю и пр.) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленно­го влияния на условия его протекания и через них на сам процесс.

    В этом заключается прикладная часть социальной педагогики. Она исследует возможности социального развития и воспитания, исправ­ления и перевоспитания, коррекции воспитательной деятельности, педагогической реабилитации конкретного человека, с учетом его ин­дивидуальности, среды воспитания и возможной социальной перспек­тивы.

    В формировании личности. Подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека,и определенных групп, возможности его пред­упреждения и преодоления (И.Г. Песталоцци, Е. Молленхауер, Ф.А. Дистервег, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Российский и др.). На социальные отклонения формируемой личности значительное влия­ние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнеде­ятельности растущего человека и воспитание.

    Социальное становление не является стихийным следствием вза­имодействия человека и среды. Значительное место в нем принадле­жит социальному воспитанию. По своей сути это - направленная де­ятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагоги­ческих целей (Песталоцци, Дистервег, Галагузова, Лихачев, Мудрик и др.).

    С древнейших времен философы и педагогики считали ранний детский возраст наиболее благоприятным для направленного воспи­тания человека, стимулирования его социального самосовершенство­вания. Это период наибольшей динамичности и гибкости в развитии ребенка, чем он и важен в воспитательном отношении. Всякие упуще­ния, недоработки, перегибы, ошибки в социальном воспитании чело­века на ранних этапах его возраста незамедлительно отражаются на его становлении как личности.

    Издревле важнейшим считалось нравственное воспитание. Оно подчиняется тем нормам и правилам, которые сложились в этом об­ществе и признаны им. Усвоение их человеком с раннего возраста оп­ределяет его поведение и самопроявление в среде жизнедеятельности. Именно нравственное начало в человеке выступает наиболее важной социальной основой, которая необходима ему для жизни и самореа­лизации в конкретном обществе. На это обратил внимание П.А. Со­колов (российский педагог конца XIX - начала XX вв.), анализируя истоки социально-педагогического направления в педагогике. Он под­черкивал, что известный немецкий философ И. Кант (1724-1804)

    идеалом социального формирования личности считал развитие ис­тинно человеческой природы, подготовки ее к нравственно волевой деятельности в условиях общества.

    В нравственных принципах, нормах и правилах государство, об­щество определяют социально-педагогические ценности, идеалы, тре­бования к воспитанию человека. Нравственное воспитание включает социально-педагогический аспект, оно воздействует на содержание важнейшего направления социального воспитания - подготовку субъектов к жизни в обществе.

    Сам по себе человек не может стать нравственной личностью. Он нуждается в помощи тех, кто в раннем возрасте способствовал его со­циальному становлению (родители, лица, их заменяющие, воспитате­ли, учителя и пр.). Нравственная позиция этих людей (воспитателей) во многом определяет содержание социального становления растуще­го человека. Собственное невежество в сфере воспитания они часто принимают за «мудрость». Далеко не всегда они готовы и способны прогнозировать социально-педагогические последствия своей воспи­тательной деятельности.

    У человека самолюбие (себялюбие) проявляется с самого раннего возраста, когда все внимание направлено на него, на удовлетворение его потребностей и обеспечение его благополучия. Это, естественно, так как ребенок мал, слаб и беспомощен. Со временем, по мере роста, направленность и уровень себялюбия у него меняется под воздейст­вием воспитания в позитивном или в негативном плане.

    Следует выделить в социальной педагогике и роль самого человека в его социальном становлении. Она различна в зависимости от его воз­раста. На начальном этапе она обусловлена преимущественно инди­видуальной предрасположенностью к активности, любознательности. С возрастом, как следствие образа жизни, формирования мировоззре­ния и воспитания нравственно-волевых качеств, все более и более воз­растает осознанный выбор, появляется нравственная ориентация, жизненная позиция человека. Они в значительной степени определя­ют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в че­ловеке на разных возрастных этапах его жизни.

    Структура социальной педагогики представлена на схеме 1.

    Социальную педагогику следует рассматривать с позиций: а) госу­дарства и среды жизнедеятельности человека; б) социального воспи­тания; в) человека как социальной единицы; г) личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании.

    а) Социальная педагогика - это научная и практическая деятель­ность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания подрастающего

    Глава 1. Социальная педагогика, ее предмет и задачи


    Социопедагогика

    Социальное воспитание

    Педагогика социального становления личности

    Педагогика социальных отклонений

    Индивидуальная активность во взаимодействии со средой жизнедеятельности и в работе по самосовершенствованию

    Саморазвивающаяся личность

    Педагогика среды

    Схема 1. Структура социальной педагогики

    поколения. Она направлена на социально-педагогическую оценку за­конодательного творчества государства, деятельности государствен­ных институтов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения. Данный раздел исследует также социаль­но-педагогические возможности и проблемы целесообразного ис­пользования различных институтов (семьи; образовательных, спе­циальных образовательных, исправительных, коррекционных, реа­билитационных, социальных, досуговых учреждений; общественных объединений, движений и организаций; средств массовой информа­ции и пр.) в воспитании.

    б) Социальная педагогика - это теория и практика социального становления и дальнейшего совершенствования личности, обществен­ных групп в процессе социализации.

    Социальная педагогика как теория - это система понятий, утверж­дений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социаль­ного становление личности, социального управления группой (мас­сой) с учетом влияния на них факторов среды, сформулированных в совокупности учений и концепций и подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу соци-

    ального формирования личности, управления группой, проблемы со­циальных отклонений в них, возможности их предупреждения и пре­одоления.

    Социальная педагогика как практика - это направленная деятель­ность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осу­ществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагнос­тике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы. Она также является направленной деятельностью по управлению массами, различными группами, мобилизации их на определенные действия, сдерживанию активности в интересах достижения определенных политических и иных целей.

    Социальная педагогика как учебная дисциплина - Это компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника, специалиста по специальной психологии, коррекционной и реабилитационной педагогике. Она состоит из ос­новных разделов, подразделов, включающих содержание педагогики среды и социальной педагогики личности. Каждый из подразделов имеет свое содержание и рассматривается во взаимосвязи с другими (см. схему 2).
    Социальная педагогика

    Социальная педагогика личности

    Срсдовая педагогика

    Педагогика социального становления личности

    Социопедагогика

    Педагогика социальных отклонений

    Педагогика среды

    Социальное воспитание

    Социальное самосовершенствование

    Схема 2. Структура социальной педагогики как учебной дисциплины

    Методологические основы социальной педагогики. В широком смыс­ле к ним следует отнести теоретические, концептуальные положения, знания, которые выполняют по отношению к социальной педагогике методологическую функцию. Они вырабатываются такими науками, как философия, социальная философия, педагогика, психология, со­циальная психология, социальная работа, этнография, социология, медицина и др. В узком смысле это - цели, принципы построения, формы организации способов научного познания социально-педаго­гической действительности.

    Основные категории социальной педагогики - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-пе­дагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспита­ние, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др. .Сущность категорий рассматривается в соответст­вующих главах пособия.

    Назначение (цель) социальной педагогики - способствовать со­циальному формированию личности, группы с учетом ее своеобра­зия и социокультуры государства (общества), в котором ей предсто­ит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных воз­можностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).

    Предмет социальной педагогики - социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности и условия его реализации. Однако пере­численное недостаточно полно раскрывает содержание предмета со­циальной педагогики. Поэтому каждый раздел будет его дополнять.

    Познавательная - исследование практики педагогической дея­тельности ее полномочными представителями (социальными педаго­гами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятель-

    ность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).

    Научная - изучение закономерностей социального развития,
    социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка
    теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические яв­
    ления.

    Диагностическая (оценочная) -диагностика социального в
    личности, социального своеобразия группы, осуществление социаль­
    но-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности
    учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума,
    протекающих в нем процессов.

    Прогностическая - определение перспектив (ближайших и
    длительных во времени) развития социально-педагогических про­
    цессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а
    также возможностей целесообразного влияния на них (среду и че­
    ловека).

    Объяснительная - описание социально-педагогических явле­
    ний, условий их существования и возможностей преобразования.

    Адаптационная - деятельность, направленная на стимулирова­
    ние приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом
    его индивидуальности (своеобразия).

    Преобразующая - социальная педагогика призвана изменять
    педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-вос­
    питательный процесс, свое содержание.

    Коррекционная - направленная деятельность специалистов по
    коррекции процесса социального развития и воспитания детей и под­
    ростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспита­
    телей.

    Реабилитационная - направленная деятельность специалистов
    по восстановлению индивидуальных возможностей человека к разви­
    тию, воспитанию, профессиональной деятельности.

    Мобилизационная - направленная деятельность специалистов
    по активизации усилий человека, группы на определенные действия
    и поступки.

    Профилактическая (защитно-профилактическая) - направлен­
    ная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению
    различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.

    Образовательная - исследование содержания, методики и обес­
    печение подготовки кадров для социальной сферы.

    Управленческая - направленная деятельность специалистов по
    управлению процессом социального формирования личности, соци­
    ально-педагогических явлений в коллективе, группе.

    Задачи педагогики. Они подразделяются на общие - теорети­ческие, практические и частные - по отраслям практической деятель­ности. Таких задач достаточно много. Их следует рассматривать по основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и по каждому из них по направлениям - теоретическому, практическо­му и образовательному.

    Задачи социопедагогики:

    осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы)
    деятельности государства, общественных организаций, движений,
    партий, а также учреждений и коллективов;

    исследование влияний факторов среды на растущую личность,
    группу;

    использование факторов среды в социальном развитии и воспи­
    тании человека, при решении определенных социально-педагогичес­
    ких задач;

    исследование влияния отдельных факторов (например, семьи,
    средств масс"овых коммуникаций) на личность и др.

    Задачи социального воспитания:

    исследование проблем содержания и способов обеспечения наи­
    более оптимального социального воспитания различных групп насе­
    ления, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

    исследование проблем социального воспитания личности в ус­
    ловиях семьи, образовательных и специальных учреждений;

    изучение опыта социального воспитания в различных типах
    семей, учреждениях;

    изучение зарубежного опыта социального воспитания и адапта­
    ция его к отечественным условиям и др.

    Задачи изучения человека как социальной единицы:

    исследование особенностей социального развития, социализа­
    ции человека как личности;

    исследование особенностей социального развития людей, отли­
    чающихся своеобразием;

    выявление причин социальных отклонений в процессе развития
    и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоле­
    ния и др.

    Задачи изучения личностной позиции и активности человека в со­циальном самосовершенствовании:

    выявление роли человека в социальном самосовершенство­
    вании;

    исследование возможностей активизации социального самосо­
    вершенствования человека на различных возрастных этапах и др.

    В публикациях встречается смешение понятий «социальная педа­гогика» и «социальная работа». Основными причинами такого подхо­да являются:

    Институт социальной педагогики не получил широкого разви­
    тия в Европе и Америке. За рубежом ее рассматривают как часть со­
    циальной работы. В России социальная работа развивалась в том же
    русле.

    В России институты социальной работы и социальной педаго­
    гики формировались одновременно. Ее первые теоретики (В.Г. Боча­
    рова) считали, что отечественная социальная работа отличается от
    американской тем, что она делает значительный акцент на активиза­
    цию самого человека в решении своих социальных проблем. В этом
    заключается педагогика социальной работы - социальная педагогика.

    Такой подход к социальной педагогике как педагогике социаль­
    ной работы поддерживается зарубежными специалистами. Он им по­
    нятен.

    Однако следует подчеркнуть, что социальная работа и социальная педагогика имеют свои цели, объект и предмет (см. табл. 1).

    Таблица 1


    Социальная работа

    Социальная педагогика

    Цел»,

    Социальная защита, социальная по­мощь, социальная поддержка, соци­альное обслуживание и-пр.

    Социально-педагогическая оценка (экспертиза), социальное развитие, социальное воспитание, их коррек­ция и реабилитация, исправление и перевоспитание

    Объект

    Человек, имеющий социальную про­блему, которую он не может решить самостоятслы ю

    Человек, нуждающийся в социаль­но-] гедагоги ческой помощи. Социально-педагогические прогно­зирование, оценка (экспертиза)

    Предмет

    Оказание материальной помощи, социальная защита человека, про­цесс консультирования, процесс со­циального обслуживания человека с особыми нуждами и пр.

    Социально- педагогический процесс развития, воспитания, коррекции или реабилитации и пр. Методы и методика проведения со­циально-педагогических прогнози­рования, оценки (экспертизы)

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Назовите и раскройте основные направления, отражающие развитие социальной
    педагогики.

    Что представляет собой социопедагогика?

    Дайте характеристику педагогики среды.

    Что представляет собой педагогика социального становления личности?

    Дайте характеристику педагогики социальных отклонений.

    Каково место и роль самого человека в социальном становлении?

    Что такое социальная педагогика?

    Дайте характеристику социальной педагогики как теории.

    Дайте характеристику социальной педагогики как практики.
    Дайте характеристику социальной педагогики как учебной дисциплины.

    Назовите и дайте характеристику основных категорий социальной педагогики.

    Каково назначение социальной педагогики?

    Что является предметом социальной педагогики?

    Каковы основные функции социальной педагогики?

    Каковы основные задачи социальной педагогики?

    ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

    Социальная педагогика как теория.

    Социальная педагогика как практика.

    ЛИТЕРАТУРА

    Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М, 1994.

    Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. М., 1996.

    Мардахаев Л.В., Липский"ИА. Социальная педагогика: пути развития // Ученые
    записки: Науч.-теор. сборник МГСУ. 1996. № 2.

    Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

    Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.

    В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педаго­гика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет. Реализуют они свои цели соответствующими (своими) методами, средствами.

    Текущая страница: 1 (всего у книги 33 страниц) [доступный отрывок для чтения: 22 страниц]

    Лев Мардахаев
    Социальная педагогика

    © Мардахаев Л. В., 2011

    © Мардахаев Л. В., 2013, с изменениями

    © Издательство РГСУ, 2013

    * * *

    Предисловие

    Настоящий учебник разработан в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения и ориентирован на подготовку студентов к психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании.

    При раскрытии содержания учебника обеспечена ориентация на современные достижения в области социальной педагогики. Изучив материал, студенты получат общее представление о социальной педагогике как науке, особенностях реализации социально-педагогических технологий в работе с определенными категориями детей и подростков, молодежи, их родителями с учетом специфики субкультуры и потребностей культуры.

    Основные разделы учебника связаны с пониманием социального в личности, педагогики среды, существа социального воспитания и социально-педагогического сопровождения.

    В современных условиях существует несколько подходов к пониманию сути и содержания социальной педагогики. В учебнике она представлена на основе глубокого изучения социального направления в педагогике и выявления ее специфики в системе социально-педагогической деятельности. Полученные материалы позволили осветить наиболее важные аспекты, определяющие содержание социальной педагогики и в соответствии с ними разделы учебного курса.

    Раздел первый посвящен раскрытию теоретико-методологических основ социальной педагогики. В нем рассматриваются истоки становления социальной педагогики, ее существо (назначение, объект и предмет, функции, главные задачи), методологические принципы социальной педагогики.

    Второй – социальная педагогика личности – раскрывает социально-педагогические аспекты развития, абилитации и социализации человека на различных возрастных этапах, источники и движущие силы социализации, причины десоциализации, проблемы ее предупреждения и преодоления. Раздел включает и вопросы, связанные с социальным воспитанием человека.

    Третий раздел посвящен социальной педагогике среды. В нем рассматриваются социально-педагогические возможности социопедагогики, а также факторов непосредственной среды, значительно влияющих на социализацию.

    В четвертом разделе освещаются социально-педагогические основы деятельности социального работника. В нем раскрываются их социально-педагогических технологии, а также особенности их реализации в социально-педагогическом сопровождении, поддержки человека и семьи в различных жизненных ситуациях, в работе с различными категориями людей.

    Завершается учебный курс разделом, раскрывающим существо профессионального долголетия и педагогической культуры социального работника.


    В. В. Сизикоеа, доктор педагогических наук

    Раздел I. Теоретические основы социальной педагогики

    Глава 1. Социально-педагогический аспект социальной работы

    Развитие социального направления в педагогике способствовало формированию особой отрасли теории и практики – социальной педагогики. Определение ее сущности, цели, содержания, основных задач и функций позволит полнее определить ее место и роль в социальной работе.

    После изучения главы 1 бакалавр должен:

    знать:

    – социально-педагогический аспект социальной работы;

    – назначение, основные функции и задачи, понятия, категории социальной педагогики;

    уметь:

    – использовать понятийный аппарат социальной педагогики при анализе явлений социальной работы;

    владеть:

    – понятийным аппаратом социальной педагогики для анализа социальной работы.

    Тема предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

    – социальная педагогика и социальная работа, их взаимосвязь;

    – сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики;

    – назначение, основные функции и задачи социальной педагогики.

    1.1. Социальная педагогика и социальная работа, их взаимосвязь

    С начала 90-х годов XX в. в России сформировались институты социальной работы и социальной педагогики. Как в мировой практике, так и в России между ними сложилась тесная взаимосвязь. Социально-педагогический аспект в социальной работе обусловлен следующими факторами:

    профессиональная деятельность специалиста в системе «человек – человек»: взаимодействия с клиентом, с группой, умение работать в команде;

    потребность превращения объекта социальной работы (клиента) в субъекта разрешения своих социальных проблем;

    использование социально-педагогических технологий в процессе профессиональной деятельности.

    Практика взаимодействия социального работника (специалиста по социальной работе) и социального педагога в системе социальной защиты населения породила афористическую мудрость: «социальный педагог может не быть социальным работником, но социальный работник не может не быть социальным педагогом».

    Основные причины такого парадокса.

    Во-первых , институт социальной педагогики не получил широкого развития в Европе и Америке. За рубежом ее рассматривают как часть социальной работы. В то же время Международная ассоциация социальной педагогики, которая находится в Копенгагене (Дания), рассматривает социальную педагогику как теорию и практику работы с человеком в условиях социума (с наркоманами, алкоголиками, «детьми улицы» и проч.). В России теория социальной работы развивается на основе собственного опыта, а также переработки и адаптации к российским условиям зарубежного опыта.

    Во-вторых , в России институты социальной работы и социальной педагогики формировались одновременно. На начальном этапе некоторые теоретики (Валентина Георгиевна Бочарова) считали, что отечественная социальная работа отличается от американской тем, что она делает значительный акцент на активизации самого человека при решении своих социальных проблем. В этом существо педагогики социальной работы – социальной педагогики.

    В-третьих, такой подход к социальной педагогике как педагогике социальной работы поддерживается некоторыми зарубежными специалистами. Он им понятен и тем не менее они смешивают существо социальной работы и социальной педагогики, которые различаются по назначению, объекту и предмету (табл. 1).


    Таблица 1. Специфика социальной работы и социальной педагогики


    На практике социальный педагог часто решает проблемы социальной работы. В противном случае добиваться действенности социально-педагогической деятельности исключительно трудно. Особенно это характерно в работе с детьми, с семьей, воспитывающей детей. При решении их социальных проблем специалистам и социальной работы, и социальной педагогики приходится полагаться на собственную профессиональную подготовку.

    В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педагогика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет, т. е. реализуют они свои цели своими методами и средствами. Именно поэтому в функциональные обязанности социального педагога иногда включаются и функции социальной работы.

    1.2. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

    Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: pais, paidos – дитя, ребенок, ago – веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли педагог (paidagog). Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки – педагогика.

    Слово «социальный» (лат. socialis) означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.

    В настоящее время существуют несколько подходов к определению сути социальной педагогики. Среди них:

    научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах (X. Мискес – немецкий социальный педагог);

    помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения (Е. Молленхауер – немецкий социальный педагог);

    наука о воспитательных влияниях социальной среды (В. Д. Семенов – российский социальный педагог);

    отрасль знания, изучающая социальное воспитание в контексте социализации (А. В. Мудрик – российский социальный педагог);

    отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности целесообразно организованного педагогического влияния (социального воспитания, социального обучения, социально-педагогической помощи и др.) на социальное развитие, становление, формирование человека, независимо от того, протекает ли оно в условиях «нормы» либо «отклонения от нормы» (М. А. Галагузова – российский социальный педагог) и др.

    Систематизируя различные подходы к пониманию сущности социальной педагогики, а также анализ ее существа и практического применения, можно сформулировать следующее определение. Социальная педагогика представляет собой отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности социального становления и развития человека в социокультурной среде, а также целесообразно организованной социально-педагогической деятельности, способствующей этому становлению.

    В качестве субъекта социально-педагогической деятельности может выступать социальный педагог, социальный работник, воспитатель, родитель, лицо, его замещающее, организатор, выполняющий социально-педагогические функции.

    Социально-педагогическая деятельность способствует ведению человека с рождения как личности (социальному воспитанию, социально-педагогическому сопровождению, поддержке) по этапам социального становления и его развитию как гражданина конкретного общества (социума). Этот процесс осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где предстоит ему реализовывать себя.

    В развитии социальной педагогики прослеживаются личностное и социальное направления.

    Личностное направление («индивидуальная» педагогика) можно охарактеризовать как социальную педагогику личности в ее становлении и развитии. Оно берет свое начало от «индивидуальной» педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо. В ней развиваются условно-гуманистический и консервативный подходы.

    Социальное направление (педагогика среды) в широком смысле определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающего поколения (социопедагогика); в узком смысле – непосредственным влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности человека (педагогика непосредственной среды жизнедеятельности). Социопедагогика изучает деятельность государства и общества по воспитанию своих граждан, отражающуюся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, в обеспечении их функционирования. Она носит официальный социально-педагогический характер. Кроме того, в обществе складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в отношении воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они носят социально-педагогический, но неофициальный характер.

    Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно (педагогика непосредственной среды жизнедеятельности) и опосредованно (социопедагогика) влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных этапах его возраста. Это направление получило развитие в трудах П. Наторпа, П. Бергеманна, И. Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, Р. Зейделя, Станислава Теофиловича Шацкого (1878–1934), Антона Семеновича Макаренко (1888–1939), Бориса Тимофеевича Лихачева (1929–1999), Владимира Давыдовича Семенова и других исследователей-педагогов.

    Педагогика непосредственной среды жизнедеятельности. На формирование человека существенное влияние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К таким факторам относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; игрушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые входит человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.

    Социальное направление обосновывает приоритет социального предназначения человека, необходимость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включает:

    педагогику социального становления личности;

    педагогику социальных отклонений в формировании личности;

    социальное воспитание.

    Педагогика социального становления личности. Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (X. Мискес, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, Б. Т. Лихачев, К. Магер и другие). Он, с одной стороны, социально развивается в соответствии с его индивидуальностью, теми особенностями и возможностями, которые характерны именно ему (внутренняя личностная обусловленность); с другой – развивается в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и реализует себя как личность (средовая обусловленность): с третьей – ориентирован в социальном становлении в соответствии с требованиями конкретного общества, его социокулыуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).

    Педагогика социальных отклонений в формировании личности подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека и определенных групп, возможности его предупреждения и преодоления (И. Г. Песталоцци, Е. Молленхауер, Фридрих Адольф Дистервег (1790–1866), А. С. Макаренко, Виктор Николаевич Сорока-Россинский (1882–1960) и другие). На социальные отклонения формируемой личности значительное влияние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнедеятельности растущего человека и воспитание.

    Важное место в социальной педагогике уделяется социальному воспитанию, преодолению трудностей в нем, социально-педагогическому сопровождению, поддержке человека в его социальном становлении, преодолении трудностей в самореализации, в самосовершенствовании. Знание того, как происходит социальное саморазвитие человека, позволяет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия протекания этого процесса и через них на сам процесс. В этом заключается основная задача прикладной части социальной педагогики – социально-педагогического сопровождения, поддержки человека.

    Велика в социальной педагогике роль влияния самого человека на его социальное становление в зависимости от возраста. На начальном этапе она обусловлена преимущественно индивидуальной предрасположенностью к активности, любознательности. С возрастом как следствие образа жизни происходит формирование мировоззрения и воспитание нравственно-волевых качеств, все более и более возрастает осознанный выбор, нравственная ориентация, жизненная позиция человека. Они в значительной степени определяют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в человеке на разных этапах его возраста. Именно от социального самосовершенствования во многом зависит, как сформируется личность индивида. Следует учитывать также, что социальное саморазвитие человека – это сложный закономерный процесс. Этот процесс зависит от социальных условий, в которых находится человек, а также направленности и интенсивности его самопроявления, активности в самосовершенствовании.

    В соответствии с изложенным структуру социальной педагогики представим на схеме 1.


    Схема 1. Структура социальной педагогики


    Итак, социальную педагогику следует рассматривать с позиций:

    – педагогики среды как реализации функций государства и влияния непосредственной среды жизнедеятельности человека;

    – педагогики социального становления личности человека как влияния социального воспитания; социального фактора самого человека; личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании;

    – социального воспитания, социально-педагогического сопровождения, поддержки человека в самореализации.

    Социальная педагогика с позиции педагогики среды – это научная и практическая деятельность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания. Она направлена на социально-педагогическую оценку законодательного творчества государства, деятельности государственных институтов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения, на исследование социально-педагогических возможностей и проблем целесообразного использования различных институтов (семьи; образовательных, специальных образовательных, исправительных, коррекционных, реабилитационных, социальных, досуговых учреждений; общественных объединений, движений и организаций; средств массовой информации) в воспитании и другие факторы, непосредственно влияющие на социальное становление растущего человека, групп.

    Социальная педагогика с позиции педагогики социального становления личности человека – это теория и практика социального становления и развития личности, общественных групп в процессе их социализации. Такое определение дает общее представление о социальной педагогике.

    Социальное воспитание, социально-педагогическое сопровождение, поддержка человека в самореализации – это непосредственная и опосредованная деятельность специалистов по обеспечению социального формирования человека, усвоения им необходимой культуры, становления как личности, самосовершенствования и самореализации в различных сферах жизнедеятельности, т. е. в тех процессах, где человек нуждается в социально-педагогическом сопровождении, поддержке в преодолении проблем, с которыми он сталкивается. Так проявляется значимость социума, среды жизнедеятельности человека.

    В целом социальную педагогику следует рассматривать как теорию, практику и образовательный комплекс.

    Социальная педагогика как теория – это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становления личности, управления группой (массой) с учетом влияния на них факторов среды. Теория складывается из совокупности сформулированных учений и концепций, подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу социального формирования личности, управления группой, проблемы социальных отклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.

    Социальная педагогика как практика – это направленная деятельность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осуществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы, а также по управлению массами, мобилизации их на определенные действия, сдерживание в интересах достижения тех или иных политических целей.

    Социальная педагогика как образовательный комплекс – это теория и практика подготовки специалистов социальной сферы, в том числе и самих социальных педагогов. Он включает теорию и методическое обеспечение социальной педагогики как учебной дисциплины – компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника и других специалистов.

    Как учебная дисциплина социальная педагогика состоит из разделов и подразделов, каждый из которых имеет свое содержание и действует во взаимосвязи с другими (схема 2).


    Схема 2. Структура социальной педагогики как учебной дисциплины

    d i s c i p l i n a e

    Л.В. Мардахаев

    СОЦИАЛЬНАЯ

    ПЕДАГОГИКА

    Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальнаяработа»

    ГАРДАРИКИ

    Предисловие

    Учебник «Социальная педагогика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по образованию в области социальной работы. Он является существенной частью общепрофессиональной подготовки специалиста социальной работы, которая включает несколько элементов, один из них социаль- но-педагогический.

    В целях подготовки квалифицированных специалистов учебник разделен на четыре раздела:

    Научно-теоретические основы социальной педагогики;

    Социальное формирование личности;

    Социальные отклонения в развитии и воспитании детей;

    Среда и формирование личности.

    Каждый раздел включает наиболее важные темы, знание которых необходимо социальному работнику для осмысления педагогических аспектов социальных проблем клиента и реализации социалыю-педа- гогической составляющей своей профессиональной деятельности.

    В современных условиях существует несколько подходов к пониманию сущности и содержания социальной педагогики. В учебнике она представлена на основе глубокого изучения социального направления в педагогике и выявления ее специфики в системе социальной работы. Предложенная концепция позволила определить наиболее важные направления социальной педагогики и в соответствии с ними разделы учебного курса.

    В первом разделе рассматриваются предмет, задачи и содержание социальной педагогики, ее главные принципы и социально-пе- дагогический процесс. Выделены и обоснованы ее специфические особенности, сформулированы наиболее важные требования, вытекающие из них. Социально-педагогический процесс представлен на основе учения П.Ф. Каптерева, которое изначально строилось на со- циально-педагогической концепции и не утратило своей значимости

    в современных условиях. Он считал социально-педагогический процесс целостным явлением, выделяя в нем внутреннюю и внешнюю составляющие. Изучение этого процесса поможет студентам глубже понять сущность и содержание технологии деятельности социального работника, ее компонентов и особенностей реализации.

    Предисловие

    Второй раздел учебника знакомит с социально-педагогическим аспектом формирования человека. Он позволит лучше осознать особенности социального становления личности и причины возникновения социальных отклонений, возможности их предупреждения и преодоления. В нем раскрываются психосоциальные основы социального развития личности, что необходимо специалисту для уяснения самого механизма социального развития человека, а также сущность абилитации, коррекции и реабилитации человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.

    Изучение причин социальных отклонений, возможности их предупреждения и преодоления - тема третьего раздела. Эти вопросы рассматриваются через призму понимания детской субкультуры, мира ребенка, что способствует более глубокому осознанию своеобразия социокультурного мира детей, подростков как клиентов социального работника, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи, защите их прав как личностей.

    Четвертый раздел учебника посвящен педагогике среды социального формирования человека. Приведено только несколько факторов, наиболее существенно влияющих на становление личности: это семья, улица, средства массовой информации и деятельность человека. Семья оценивается как социокультурная среда воспитания и развития личности. Именно здесь рождается человек, закладываются основы его личности. Как социокультурная среда, она оказывает значительное воздействие на его будущий социокультурный мир. Наряду с этим в семье происходят социально-педагогические явления, обусловливающие особенности социального формирования человека. Учет этих явлений позволит социальному работнику, посвятившему себя работе с семьей, лучше понимать процессы, происходящие в ней, ошибки воспитания и социальные проблемы, возникающие между родителями и детьми.

    В социально-педагогическом плане исключительно важным фактором в качестве среды воспитания выступает улица. С этой точки зрения раскрываются истоки формирования категории «дети улицы». Улица рассматривается как социально-педагогический компонент, существенно влияющий на формирующуюся личность, отмечаются также особенности развития безнадзорных и беспризорных детей, технологические особенности работы специалиста с ними. При этом используются материалы, подготовленные СТ. Шацким при работе с детьми и подростками по месту жительства, а также данные зарубежных исследователей о проблемах социальной практики в отношении «детей улицы», получившей развитие в Москве во второй половине 1990-х гг.

    Предисловие

    На социальное формирование личности, различные категории людей оказывают огромное социально-педагогическое воздействие средства массовой информации. Они нередко являются совоспитателями детей и подростков, через них осуществляется значительное влияние на массы. Изучение социально-педагогических возможностей СМИ занимает важное место в формировании человека как личности вообще, как будущего (или уже состоявшегося) семьянина, которому предстоит заниматься воспитанием (т.е. осуществлять воспитание) своих детей, для чего ему следует научиться педагогически грамотно использовать позитивное влияние СМИ и, наоборот, принимать профилактические меры против негативного.

    Как социально-педагогический фактор, существенно влияющий на развитие и становление личности, в учебнике рассматривается деятельность как таковая. Осмысление ее возможностей важно для анализа влияния профессиональной деятельности социального работника на деформацию его личности. Описываются также методы профессиональной практики специалиста, существенно деформирующие его личность, виды деформации, особенности предупреждения и преодоления ее последствий. В контексте данной темы еще в процессе подготовки специалиста можно вести речь о его профессиональном долголетии.

    Завершается изучение учебного курса темой «Педагогическая культура социального работника». Она является частью проблемы формирования профессиональной культуры специалиста, подчеркивает ее социально-педагогический аспект.

    Раздел I НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

    Глава 1 Социальная педагогика, ее предмет и задачи

    Развитие социального направления в педагогике способствовало выделению особой отрасли теории и практики - социальной педагогики. Определение ее сущности, целей, содержания, основных задач и функций позволит более четко представить ее место и роль в социальной работе.

    В главе предусматривается рассмотрение следующих тем:

    1) сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики;

    § 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

    Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: pais, paidos - дитя, ребенок, ago - веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки - педагогика.

    Слово «социальный» (от лат. socialis) означает - общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт среды жизнедеятельности, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.

    Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению человека начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития.

    В развитии социальной педагогики прослеживаются два направления: социальное и личностное.

    А. Социальное направление. В широком смысле оно определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающего поколения - это социопедагогика; в узком смысле - влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности человека - педагогика среды.

    Социопедагогика. Деятельность государства и общества по воспитанию своих граждан, отражающаяся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, в обеспечении их функционирования имеет официальный социально-педагогический характер.

    В государстве складываются так называемые «неписаные законы»

    в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они также имеют социально-педагогический, но неофициальный характер.

    Социопедагогика изучает официальную и неофициальную деятельность государства, общества по формированию стратегии воспитания подрастающего поколения, ее тенденции и закономерности, а также особенности и возможности института ее реализации.

    Педагогика среды. На формирование человека существенное влияние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К ним относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; игрушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые попадает человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.

    Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных возрастных этапах его

    10 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

    жизни (П. Наторп, П. Бергеманн, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.Д. Семенов и др.).

    Б. Личностное направление определяет социальную педагогику личности. Оно берет начало от «индивидуальной» педагогики Дж. Локка (1632-1704), Ж.Ж. Руссо (1712-1778) и др. В ней существует несколько направлений (условно-гуманистическое и консервативное). Во второй половине XIX в. в «индивидуальной» педагогике возникла крайне правая, националистическая по своей сущности концепция немецкого философа Ф. Ницше (1844-1900) - концепция формирования сверхчеловека. Это направление поставило перед педагогами проблему воспитания человека ради него самого, либо подготовки его к жизни в определенной среде (государстве, обществе). Это в большой степени способствовало появлению как альтернативы индивидуальной педагогике социального направления. Оно обосновывало приоритет социального предназначения человека, необходимость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включало: педагогику социального становления личности, педагогику социальных отклонений в формировании личности, социальное воспитание.

    Педагогика социального становления личности. Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (К. Магер, X. Мискес, М.А. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Лихачев и др.). Это значит, что человек, с одной стороны, социально формируется в соответствии с его индивидуальностью, теми особенностями и возможностями, которые характерны именно для него

    {внутренняя личностная обусловленность); с другой - формируется в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и реализует себя как личность (средовая обусловленность);с третьей - ориентирован в социальном становлении в соответствии с требованиями конкретного общества, его социокультуры, образа жизни

    (внешняя социальная обусловленность).

    Социальное саморазвитие человека. Этот сложный закономерный процесс свидетельствует о том, что при определенных условияхимеет место и соответствующее социальное развитие человека.Меняются условия, направленность и интенсивность социального развития. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека. Знание того, как происходит социальное саморазвитие индивида, позволяет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю и пр.) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия его протекания и через них на сам процесс.

    © Мардахаев Л. В., 2011

    © Мардахаев Л. В., 2013, с изменениями

    © Издательство РГСУ, 2013

    * * *

    Предисловие

    Настоящий учебник разработан в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения и ориентирован на подготовку студентов к психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании.

    При раскрытии содержания учебника обеспечена ориентация на современные достижения в области социальной педагогики. Изучив материал, студенты получат общее представление о социальной педагогике как науке, особенностях реализации социально-педагогических технологий в работе с определенными категориями детей и подростков, молодежи, их родителями с учетом специфики субкультуры и потребностей культуры.

    Основные разделы учебника связаны с пониманием социального в личности, педагогики среды, существа социального воспитания и социально-педагогического сопровождения.

    В современных условиях существует несколько подходов к пониманию сути и содержания социальной педагогики. В учебнике она представлена на основе глубокого изучения социального направления в педагогике и выявления ее специфики в системе социально-педагогической деятельности. Полученные материалы позволили осветить наиболее важные аспекты, определяющие содержание социальной педагогики и в соответствии с ними разделы учебного курса.

    Раздел первый посвящен раскрытию теоретико-методологических основ социальной педагогики. В нем рассматриваются истоки становления социальной педагогики, ее существо (назначение, объект и предмет, функции, главные задачи), методологические принципы социальной педагогики.

    Второй – социальная педагогика личности – раскрывает социально-педагогические аспекты развития, абилитации и социализации человека на различных возрастных этапах, источники и движущие силы социализации, причины десоциализации, проблемы ее предупреждения и преодоления. Раздел включает и вопросы, связанные с социальным воспитанием человека.

    Третий раздел посвящен социальной педагогике среды. В нем рассматриваются социально-педагогические возможности социопедагогики, а также факторов непосредственной среды, значительно влияющих на социализацию.

    В четвертом разделе освещаются социально-педагогические основы деятельности социального работника. В нем раскрываются их социально-педагогических технологии, а также особенности их реализации в социально-педагогическом сопровождении, поддержки человека и семьи в различных жизненных ситуациях, в работе с различными категориями людей.

    Завершается учебный курс разделом, раскрывающим существо профессионального долголетия и педагогической культуры социального работника.

    В. В. Сизикоеа, доктор педагогических наук

    Раздел I. Теоретические основы социальной педагогики

    Глава 1. Социально-педагогический аспект социальной работы

    Развитие социального направления в педагогике способствовало формированию особой отрасли теории и практики – социальной педагогики. Определение ее сущности, цели, содержания, основных задач и функций позволит полнее определить ее место и роль в социальной работе.

    После изучения главы 1 бакалавр должен:

    знать:

    – социально-педагогический аспект социальной работы;

    – назначение, основные функции и задачи, понятия, категории социальной педагогики;

    уметь:

    – использовать понятийный аппарат социальной педагогики при анализе явлений социальной работы;

    владеть:

    – понятийным аппаратом социальной педагогики для анализа социальной работы.

    Тема предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

    – социальная педагогика и социальная работа, их взаимосвязь;

    – сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики;

    – назначение, основные функции и задачи социальной педагогики.

    1.1. Социальная педагогика и социальная работа, их взаимосвязь

    С начала 90-х годов XX в. в России сформировались институты социальной работы и социальной педагогики. Как в мировой практике, так и в России между ними сложилась тесная взаимосвязь. Социально-педагогический аспект в социальной работе обусловлен следующими факторами:

    профессиональная деятельность специалиста в системе «человек – человек»: взаимодействия с клиентом, с группой, умение работать в команде;

    потребность превращения объекта социальной работы (клиента) в субъекта разрешения своих социальных проблем;

    использование социально-педагогических технологий в процессе профессиональной деятельности.

    Практика взаимодействия социального работника (специалиста по социальной работе) и социального педагога в системе социальной защиты населения породила афористическую мудрость: «социальный педагог может не быть социальным работником, но социальный работник не может не быть социальным педагогом».

    Основные причины такого парадокса.

    Во-первых , институт социальной педагогики не получил широкого развития в Европе и Америке. За рубежом ее рассматривают как часть социальной работы. В то же время Международная ассоциация социальной педагогики, которая находится в Копенгагене (Дания), рассматривает социальную педагогику как теорию и практику работы с человеком в условиях социума (с наркоманами, алкоголиками, «детьми улицы» и проч.). В России теория социальной работы развивается на основе собственного опыта, а также переработки и адаптации к российским условиям зарубежного опыта.

    Во-вторых , в России институты социальной работы и социальной педагогики формировались одновременно. На начальном этапе некоторые теоретики (Валентина Георгиевна Бочарова) считали, что отечественная социальная работа отличается от американской тем, что она делает значительный акцент на активизации самого человека при решении своих социальных проблем. В этом существо педагогики социальной работы – социальной педагогики.

    В-третьих, такой подход к социальной педагогике как педагогике социальной работы поддерживается некоторыми зарубежными специалистами. Он им понятен и тем не менее они смешивают существо социальной работы и социальной педагогики, которые различаются по назначению, объекту и предмету (табл. 1).

    Таблица 1. Специфика социальной работы и социальной педагогики


    На практике социальный педагог часто решает проблемы социальной работы. В противном случае добиваться действенности социально-педагогической деятельности исключительно трудно. Особенно это характерно в работе с детьми, с семьей, воспитывающей детей. При решении их социальных проблем специалистам и социальной работы, и социальной педагогики приходится полагаться на собственную профессиональную подготовку.

    В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педагогика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет, т. е. реализуют они свои цели своими методами и средствами. Именно поэтому в функциональные обязанности социального педагога иногда включаются и функции социальной работы.