Болезни Военный билет Призыв

Малазийские пираты. Победа на берегу. Есть и другие претенденты

В лучшем для этого бизнеса 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных судов составила ориентировочно $238 миллионов. Большую часть прибыли получили инвесторы экспедиций: местные лидеры кланов и владельцы катеров. Из среднего выкупа в $2,7 миллиона обычный моряк рассчитывал только на $30 000 - 75 000.

Переговоры с судовладельцами шли несколько месяцев. В это время пиратский экипаж жил на трофее, а инвестор вычитал из его доли стоимость еды, проституток, связи и местного наркотика «кат». Мало кто из рядовых сходил на берег с суммой большей, чем $10 000-20 000, но и это огромные деньги для страны, где средний годовой доход не превышает $300. The Washington Post в 2009 году процитировала ответ сомалийца на вопрос, чем пираты отличаются от боевиков из внутренних районов страны: «Они не тощие, у них светящиеся лица, и они всегда счастливы».

Убытки для судоходства

2008 - 42 захвата, 2009 - 46, 2010 - 47, 2011 - 28, и каждый громко прозвучал в новостях, создавая видимость значительной угрозы мировому судоходству. Однако мимо Сомали из нефтяных государств Персидского залива в Европу и обратно ежегодно проходит не менее 21 000 торговых судов. Даже в самые тучные для себя годы сомалийцы угрожали десятым долям процента из них, а главный урон судовладельцам наносил страх.

По данным 2011 года, удорожание страховки стоило морской отрасли $635 миллионов, прокладка удалённых от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо - $580 миллионов, траты на топливо для ускорения до безопасных 18 узлов - $2,7 миллиарда, установка защитного оборудования и наём вооруженной охраны - свыше $1 миллиарда.

Самые громкие захваты

25 сентября 2008 года - сухогруз «Фаина» с украинским экипажем вёз в Кению четыре десятка танков Т-72, гранатомёты и зенитные установки. Выкуп составил $3,2 миллиона.

8 апреля 2009 года - контейнеровоз Maersk Alabama под флагом США. Экипаж заперся в машинном отделении, заблокировал управление, а позже захватил одного из сомалийцев. Трое других отплыли прочь на спасательном катере, удерживая в заложниках капитана Филлипса. На следующий день их всех застрелили снайперы американских «Морских котиков», капитан не пострадал. В снятом по этому сюжету фильме его роль исполнил Том Хэнкс. Участвовавшая в спасении Филлипса команда спецназовцев через два года убьёт Усаму бен Ладена.

Числа представляют объём поиска по отношению к самой высокой точке на диаграмме - это эпопея капитана сухогруза Maersk Alabama Ричарда Филлипса.

15 ноября 2008 года - 330-метровый супертанкер Sirius Star, перевозивший 2,2 миллиона баррелей нефти стоимостью около $100 миллионов. За крупнейшую в истории добычу сомалийцев заплачен выкуп $3 миллиона.

5 мая 2010 года - нефтеналивное судно «Московский университет»; российский экипаж забаррикадировался в трюме и вызвал на помощь военный корабль «Маршал Шапошников». Морские пехотинцы взяли корабль штурмом. По официальной версии, пиратов высадили в надувную лодку с небольшим запасом продовольствия и воды, но без средств навигации, и они не смогли достичь берега. По неофициальной, они были расстреляны.

10 мая 2012 года - угнан греческий супертанкер Smyrni с 1 миллионом баррелей нефти. По заявлению лидера пиратов, они получили рекордные $9,5 миллионов.

Военная операция

Сомалийское пиратство стало хорошей причиной наладить международное сотрудничество для защиты торговли и одновременно поводом обеспечить военное присутствие на важнейшем маршруте доставки нефти: за бандитами на лодках с навесными моторами теперь охотятся боевые корабли 21 страны. Это самая большая в истории коалиция флотов разных стран и первый в истории случай, когда все постоянные члены Совета безопасности ООН - США, Россия, Великобритания, Франция, Китай - выступают против общего противника.

Сложно сказать, достигают ли участники операции своих негласных целей, но для борьбы с прибрежным пиратством боевые корабли приспособлены мало. За год с начала их патрулирования в 2008-м количество атак на торговые суда выросло вдвое. Переломить ситуацию позже удалось только при помощи наблюдения за морем с беспилотников. При этом каждый успех патруля документировался, подчёркивая впечатляющую несоразмерность противников.

Победа на берегу

Удачной альтернативой дорогим и неэффективным усилиям государственных машин стала частная инициатива. В 2012 году 80% торговых судов проходили мимо Сомали с вооружёнными охранниками на палубе. Вход в порты с оружием юридически невозможен, поэтому частные военные компании содержат в регионе плавучие базы, где корабли принимают бойцов на борт и прощаются с ними, миновав опасный район. Стоимость услуг команды из 3–4 охранников колеблется от $28 000 до $38 000, что на порядок меньше минимального выкупа. Пиратам ни разу не удалось захватить охраняемое судно.

Но главная победа достигнута на берегу, и она оплачена одной семьёй - Аль Нахайян, правящей династией эмирата Абу-Даби. Серьёзно восприняв угрозу танкерному флоту, нефтяные шейхи взяли под крыло сомалийскую провинцию Пунтленд с 1,5-миллионным населением, сейчас живущую как независимое государство. В своё время на её берегах располагалось большинство пиратских баз.

Ещё несколько лет назад сомалийские пираты наводили ужас на весь мир. Но с мая 2012 года они в одночасье исчезли с экранов телевизоров и первых полос газет. Над загадкой их внезапной пропажи по сей день ломают голову многочисленные эксперты. Вот бы предпринять аналогичные действия против новой глобальной угрозы нашего времени - «Исламского государства». Проснуться бы с утра, а этих бородатых исламистов и след простыл. И в этом смысле международный опыт борьбы с сомалийскими пиратами сейчас весьма поучителен.

Трудно поверить в то, что до начала 1990-х годов большинство грозных сомалийских пиратов, которые держали в страхе полмира всё первое десятилетие XXI века, были обычными мирными рыбаками. Диктатор Сомали Мохаммед Сиад Барре, чьи портреты долгие годы украшали улицы столицы страны Могадишо наравне с ликами Карла Маркса и Ленина, относился к рыболовному сектору внимательно, всячески способствуя развитию этой валютной отрасли. Рыбаки, объединенные в кооперативы, вели промысел у своих берегов - в Аденском заливе. Сомалийские ВМС охраняли рыбные места от иностранцев, жестко пресекая незаконный лов.

После свержения Барре в 1991 году в Сомали разгорелась гражданская война, государство распалось на части (Сомалиленд, Пунтленд, Джубаленд и др.), контролируемые враждующими племенами и преступными группировками. ВМС Сомали распилили «на иголки», и иностранные траулеры стали хищнически опустошать прибрежные воды этой страны на 300 млн долларов в год. Дошло до того, что сицилийская мафия, пользуясь тем, что сомалийский сектор акватории никому, по сути, не принадлежал, направила сюда плавучие мусоровозы с токсичными отходами, что грозило со временем уничтожить всё живое в Индийском океане.

Ко всем бедам страну в начале 1990-х охватила небывалая засуха. К осени 1992 года более половины населения Сомали, почти 5 млн человек, страдали от голода и эпидемий, более 300 тыс. человек умерли. Около 2 млн беженцев были вынуждены покинуть свои дома, спасаясь от голода, болезней и гражданской войны.

Рыбацким артелям надо было как-то выживать. И тогда их внимание привлекли многочисленные беззащитные танкеры и балкеры, проплывающие мимо в сторону Суэцкого канала и обратно. И с помощью утлых лодчонок и ржавых автоматов Калашникова мирные сомалийские рыбаки заставили вздрогнуть всю мировую экономику, особенно её нефтяной сектор. А как умеют воевать бесстрашные сомалийцы, мы все видели в голливудском блокбастере «Падение чёрного орла», который основан на реальных событиях.

МОРСКИЕ БОИ XXI ВЕКА

Вблизи Сомали пролегают маршруты судов, направляющихся из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал, а также судов, следующих в порты восточного побережья Африки или из них. Одним словом, судоходный Клондайк.

Пиратство в этом районе мира стало развиваться очень быстрыми темпами примерно с 2003 года. Пиковыми стали 2008-2010 годы.

Одним из первых громких нападений сомалийских пиратов стала попытка захвата в марте 2003 года российского танкера Monneron с грузом бензина. Химовоз южнокорейской постройки оказался быстрее, чем рассчитывали захватчики. Поняв, что Monneron не собирается останавливаться, пираты открыли по нему огонь из гранатомета. Преследование продолжалось около часа, но тщетно.

В ноябре 2005 года сомалийские пираты попытались остановить круизный лайнер «Сиборн спирит» в 160 км от побережья Сомали. Нападавшие на двух скоростных катерах приблизились к судну и открыли огонь из гранатомёта. С судна ответили интереснее: дали залп из звуковой пушки Long Rouge Acoustic Device (LRAD) мощным зарядом в 150 децибел (шум двигателя реактивного самолета 120 децибел). При такой мощности звука у человека поражается не только слух, но иногда и внутренние органы.

В марте 2006 года произошло первое боестолкновение между кораблями ВМС США и пиратским судном в 25 милях от берегов Сомали. Когда объевшиеся листьев местного наркотика - ката - пираты заметили приближение американских боевых кораблей (ракетный крейсер и эсминец), они не придумали ничего лучше, как открыть огонь из стрелкового оружия и гранатомётов. Ответным огнём один из нападавших был убит, и пятеро ранены. По мнению специалистов, это был первый морской бой XXI века.

В 2007 году пираты удивили мир циничным захватом сухогруза «Розен», зафрахтованным ООН для доставки продовольствия в лагеря беженцев на территории самой же Сомали. Трюмы корабля оказались пусты - груз уже был доставлен по назначению, - поэтому пираты вернули судно представителям ООН безо всяких требований. Об этом трезвонила вся мировая пресса, и мир наконец узнал о существовании ужасных сомалийских пиратов

В феврале 2008 года на выходе из Аденского залива в Аравийское море пираты захватывают датский буксир «Свитцер Корсаков» с командой из шести человек, в том числе и четверых россиян. Судно направлялось из Санкт-Петербурга на Сахалин для работы на шельфовом проекте «Сахалин 2». За буксир и экипаж пиратами был получен выкуп 700 тыс. долларов. Данный инцидент послужил поводом для отправки в Аденский залив первого российского военного судна - сторожевого корабля «Неустрашимый».

В апреле 2008 года пиратами была захвачена шедшая с Сейшельских островов французская океанская яхта «Ле Понан» с 32 пассажирами на борту. Яхту отбуксировали к побережью Сомали в районе Пунтленда. Учитывая высокий статус находившихся на борту пассажиров, Франция прибегла к экстренным мерам, впервые из всех пострадавших стран направив в Сомали элитный отряд службы GIGN, ориентированной на борьбу с террористами. Операция была проведена блестяще, все 32 заложника были благополучно освобождены. Кто были эти влиятельные заложники, ради которых из Парижа вызывали элитный спецназ, до сих пор так и неизвестно.

ДЕНЬГИ СЫПАЛИСЬ МЕШКАМИ

В сентябре 2008 года пиратам удалось захватить украинский транспорт «Фаина» с грузом танков Т 72 для армии Кении. Переговоры о сумме выкупа затянулись на несколько долгих месяцев. Команда постоянно подвергалась издевательствам. Сердце капитана судна Владимира Колобкова не выдержало - он умер от инфаркта. Всё это время новости о пиратском захвате «Фаины» чуть ли не каждый день транслировали российские и зарубежные СМИ, словно речь шла о событии планетарного масштаба.

5 февраля 2009 года, с вертолёта на палубу захваченного судна был сброшен мешок с деньгами - 3,2 млн долларов, поступившие от израильского гражданина, который был владельцем судна. Как только пираты получили деньги, начался их дележ. Он продолжался в течение суток. К «Фаине» подтянулись лодки конкурентов, которые, заслышав о самом крупном в истории выкупе, сочли, что тоже имеют право на долю. Завязалась перестрелка, в которой заложники, к счастью, не пострадали.

После этого случая сомалийских пиратов международное общественное мнение стало воспринимать чуть ли не мировой угрозой наравне с лихорадкой Эбола и «Аль-Каидой». Как будто речь шла не о 20-летних сомалийских юнцах, а об инопланетном вторжении. Но пираты от этого только вошли в раж, количество захватов росло год от года, и распространились они уже далеко за пределы территориальных вод Сомали. Институт исследований в области безопасности ЮАР даже высказал опасение, что скоро атаки пиратов могут начаться и у берегов Южной Африки.

В апреле 2009 года сомалийские пираты захватили контейнеровоз Maersk Alabama под флагом США. С 1821 года это был первый захват пиратами американского судна, и он стал самым резонансным. Экипаж заперся в машинном отделении, заблокировал управление. Пираты, поняв, что судном управлять невозможно, отплыли прочь на спасательной шлюпке, удерживая в заложниках капитана Ричарда Филлипса. Несколько дней крошечную шлюпку с пиратами и пленным капитаном преследовали два ракетных корабля американских ВМС. Дело в том, что соратники пиратов выдвинулись им навстречу на четырёх захваченных ранее торговых судах, на которых содержались ещё 54 заложника. Учитывая это, американцы решили не делать резких движений.

10 апреля на место происшествия прибыли снайперы американского элитного отряда «Тюленей» (SEAL). Через пару дней практически одновременно трое пиратов были убиты выстрелами в голову, после чего спецназовцы высадились на шлюпку. Там они обнаружили невредимого капитана Филлипса и четвёртого пирата - 18-летнего раненного паренька, которого доставили затем в США и приговорили к 33 годам заключения.

В снятом в Голливуде по этой истории фильме роль капитана Филлипса сыграл Том Хэнкс. А участвовавшая в спасении Филлипса команда спецназовцев через два года ликвидирует Усаму бен Ладена в Пакистане, ещё через некоторое время почти в полном составе погибнет во взорванном вертолёте в Афганистане.

В лучшем для пиратского бизнеса 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных судов составила ориентировочно 238 млн долларов. Всё чаще сомалийцы захватывали самую лакомую добычу - океанские супертанкеры. Так, в феврале 2011 года у берегов Омана был захвачен греческий супертанкер Irene SL с грузом около 2 млн баррелей сырой нефти. Общая её стоимость по тогдашним биржевым ценам составляла 200 млн долларов. Трудно себе представить, какой выкуп запросили пираты за этот улов.

КУДА ОНИ ДЕЛИСЬ?

В 2011 году консалтинговая компании Geopolicity Inc обнародовала мрачный прогноз: сумма выкупов пиратам к 2015 году приблизится к 400 млн долларов, а общий ущерб составит 15 млрд долларов.

15 мая 2012 года силы стран - участниц Евросоюза (не путать с НАТО) впервые обстреляли сомалийских пиратов на суше. Ракетный удар был нанесён с воздуха: в операции была задействована авиация, базирующаяся на кораблях ВМС европейских стран, патрулирующих Аденский залив. Контр-адмирал Данкан Поттс, командующий объединенными европейскими силами в регионе, заявил, что обстрел был точечным: никто из местных жителей не пострадал. Ракетами, по мнению Поттса, накрыло только пиратов. Причём всех сразу.

Удивительно, но с мая 2012 года сомалийские пираты не захватили больше ни одного судна. Точнее, захватили лишь один корабль - какой-то иранский траулер-браконьер, который никто не хотел защищать. Они словно бы исчезли, растворились во всемирной истории пиратства, которая насчитывает не одно столетие. И этот ракетный залп породил миф о том, что только благодаря усилиям международной коалиции США и стран ЕС удалось покончить с сомалийской чумой XXI века. Но так ли это на самом деле?

Международное противодействие сомалийским пиратам действительно было беспрецедентным. Первый раз со времени окончания Второй мировой войны силы всех постоянных членов Совбеза ООН участвовали в боевых операциях на одной стороне.

К 2008 году Совбез ООН принял целых пять резолюций по сомалийским пиратам. Такого внимания не удостаивался ни один диктаторский режим в Африке и на Ближнем Востоке.
Только НАТО провела против пиратов в Аденском заливе и его окрестностях с 2008 года три мощных военных операции с привлечением десятков кораблей ВМС различных стран коалиции: «Эллайд Провайдер», «Эллайд Протектор» и «Оушен Шилд».

В 2008 году у берегов Сомали страны Евросоюза отдельно от НАТО впервые в своей истории провели военно-морскую операцию под кодовым названием «Аталанта». Силы ЕС действовали с базы ВМФ Франции в Джибути в составе от 6 до 10 военных кораблей. Да что там Евросоюз! Впервые за несколько столетий Китай отправил военные корабли дальше своих территориальных вод. Да не один, а сразу целых три боевых корабля.

Об эффективности всех этих военно-морских операций судить сложно. В НАТО считали, что количество пиратских атак уменьшилось на 40 %. Сами пираты считали иначе. В любом случае, наверное, бить по воробьям из пушек, точнее стрелять крылатыми ракетами - малоэффективное занятие. Скорее был важен психологический фактор, чтобы моряки торговых судов чувствовали себя защищёнными. Ну и средства на этих операциях осваивались немалые.

Кстати, ещё в 2008 году Совбез ООН разрешил очередной своей резолюцией наземную операцию в Сомали. Но после катастрофического провала в октябре 1993 года, когда при попытке изловить генерала Айдида в Могадишо погибли 19 американских рейнджеров, командование сухопутными силами США холодело даже от одной мысли, что нога американского солдата когда-нибудь ещё ступит на сомалийскую землю. Их примеру следовали и европейские союзники.

Хотя в море в основном выходили одурманенная катом молодёжь, исполнители. Матерые же организаторы многомиллионного пиратского бизнеса находились на берегу, ведя свою деятельность из портовых городов Сомали, а точнее в её независимой автономии - Пунтленд.

Первые захваты торговых судов сомалийскими пиратами расценивались ими как компенсация за ущерб, причинённый иностранными браконьерами их морским ресурсам. Эта мотивация нашла отражение в названиях, взятых себе некоторыми пиратскими бандами, таких как, например, «Национальные волонтёры береговой охраны». Но со временем стихийное пиратство переросло в стройный бизнес с многомиллионным оборотом. Всего насчитывалось пять крупных пиратских банд с общей численностью примерно 1 тыс. бое-
виков. И эта горстка наделала такой всемирный переполох?

В КОНЦЕ КОНЦОВ К ВОЙНЕ С ПИРАТАМИ ПРИШЛОСЬ ПОДКЛЮЧИТЬ СЕРЬЁЗНЫЕ СИЛЫ

Фото: EPA/Vostock-Photo

ХОРОШО НАЛАЖЕННЫЙ БИЗНЕС

Вознаграждение рядового пирата составляло всего лишь от 3 до 30 тыс. долларов. Дополнительные 5 тыс. получал тот, кто первым забрался на борт. Бонусы предусматривались также для тех, кто принесёт с собой собственное оружие или лестницу. Но таких было меньшинство. Львиную долю выкупа забирали «инвесторы», на чьи средства снаряжались флибустьерские экспедиции. В выгодное предприятие всегда были готовы вложиться бывшие сомалийские полицейские, офицеры вооруженных сил или чиновники. Еда, наркотики и женщины отпускались пиратам в кредит. Затем всё вычитали из добычи. Действовала система наказаний - излишняя жестокость в отношении членов экипажа захваченного судна, кстати, каралась серьёзным штрафом. Некоторые влезали в такие долги, что при всём желании не могли уйти на покой.

В интересах пиратов активно работали агенты в сомалийских диаспорах по всему миру, отправляя соотечественникам деньги и закупленное снаряжение, а также передавая информацию о маршрутах судов. Была создана целая схема перевода денег обратно за рубеж, главным образом в Джибути, ОАЭ и Кению. В самых захудалых уголках Сомали открывались сервисы интернет-платежей.

Для Сомали расцвет пиратства, как ни странно, оказался благотворным. Прибрежные города, где пираты тратили награбленное, богатели. Часть добычи перепадала тем, кто обслуживал пиратов, - поварам, сутенёрам и юристам, а также счастливым обладателям банковских счётных машин, позволяющим обнаружить поддельные банкноты. В порту Харардере даже работала биржа. Через неё все желающие могли приобретать и продавать доли в ожидаемых выкупах. На пиратских деньгах разросся сомалийский наркорынок.

В 2010 году ежедневно в аэропорт Могадишо из Кении и напрямую из Йемена доставлялись тонны листьев ката. Даже когда пиратство пошло на спад, кат продолжал приносить огромные барыши. Впрочем, кат в некоторых странах Северной Африки не запрещён законом.

Но и это всё была лишь малая часть пиратского бизнеса. Основные деньги делались, прежде всего, на страхе, вдалеке от нищего и голодного Сомали. Судите сами, в 2008-м - 42 захвата, в 2009-м - 46, в 2010-м - 47, в 2011-м - 28. И каждый захват активно освещался СМИ, словно речь шла о каком-то глобальном военном конфликте, чуть ли не о третьей мировой войне. Но только из нефтеносных стран Персидского залива в Аденском заливе в различных направлениях курсируют тысячи судов. То есть пиратским нападениям на самом деле подвергалась капля в море всего судоходства в данном районе.

В 2010 году пираты «заработали» 238 млн долларов при средней сумме выкупа 5,4 млн. А общий ущерб, нанесённый ими, достиг к 2010 году, по некоторым данным, 7 млрд долларов. 29 % этой суммы пришлось на оплату охранных услуг морских частных военных компаний (ЧВК), 19 % - на обеспечение военно-морских операций. Эксперты, однако, указывали, что и эти суммы относительно невелики в масштабе общих потерь судовых компаний.

Сомалийские пираты очень помогали страховым компаниям взвинчивать цены для судовладельцев за риск. В 2011 году удорожание страховки стоило морской отрасли 635 млн долларов, прокладка удалённых от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо - 580 млн установка защитного оборудования и наём вооруженной охраны - свыше миллиарда… В Лондоне на посредничестве в переговорах с пиратами местные адвокатские конторы зарабатывали примерно так же хорошо, как на судебных тяжбах российских нуворишей.

КАПИТАН «БОЛЬШОЙ РОТ»

ВМС Китая, России и Индии действовали отдельно от коалиции НАТО и ЕС, но иногда координировали свои действия с ними. Существовал негласный приказ командирам военных кораблей топить пиратские лодки безо всякого предупреждения. С выжившими пиратами тоже не миндальничали. Особенно запомнились сомалийцам индийские ВМФ, которые топили суда пиратов, убивали и пытали их без всякого сожаления.

Жесткость к пиратам проявляли и российские военные моряки. Сомалийские разбойники в мае 2010 года захватили танкер «Московский университет». Спецназ с корабля «Маршал Шапошников» взял штурмом судно. Затем 10 пиратов посадили в лодку в 500 милях от берега и отправили в свободное плавание. Больше их никто не видел. Но это по официальной версии, а как там было на самом деле - мало кто знает. Если индийские и российские военные моряки не особо церемонились с сомалийскими пиратами, то американцы и их союзники действовали с точностью до наоборот, чем продлили пиратские захваты судов на годы.

Кроме «кнута» на море, был у американцев и «пряник» на суше. Некоторым главарям пиратов просто была выплачена «рента», чтобы они бросили заниматься своим грязным ремеслом. Так, Мухаммед Абди Хаер по кличке Большой Рот получил 20 млн евро за обещание уйти в отставку и распустить свою бригаду. Но никто не проверял в дальнейшем, насколько его слово оказалось твёрдым.

Американцы и ООН на свой манер модернизировали местные тюрьмы. Сомалийские пираты теперь отбывали наказание в заведениях с волейбольными площадками, компьютерными классами и уроками шитья. США выделили на новую тюрьму в Харгейсе, городе на северо-западе непризнанного государства Сомалиленд, 1,5 млн долларов. А ООН построила для Сомали ещё две комфортабельных тюрьмы, каждая из которых рассчитана на 500 человек. Даже вопреки своему нежеланию заниматься пиратством любой сомалиец отправился бы в море брать на абордаж сухогрузы и танкеры, чтобы попасть хоть на месяц в такой рай.

В этих тюрьмах среди зеков-пиратов активно насаждалось христианство. Считалось, что переход в эту религию из мусульманства уменьшает риск рецидива разбойничества. И более 100 сомалийских пиратов, осуждённых за нападения на суда, стали христианами, приняв библейское крещение в Церкви адвентистов седьмого дня. Могли бы прививать ещё и буддизм, приверженцам которого запрещено убивать даже насекомых?

ШЕЙХИ-ОСВОБОДИТЕЛИ

Сегодня принято считать, что с пиратством в Сомали покончили частные военные компании, которые в отличие от регулярных войск США и НАТО, действовали на берегу. Естественно, не на свои кровные. Есть версия, что арабские шейхи, серьёзно восприняв угрозу своему танкерному флоту, взяли с помощью ЧВК в ежовые рукавицы сомалийскую провинцию Пунтленд, где располагалось большинство пиратских баз. Точнее - одна семья шейхов Аль Нахайян из Абу-Даби, общий капитал которой составляет, по данным Forbes, более 150 млрд долларов.

В советники семья шейхов взяла Эрика Принса, бывшего офицера военно-морского спецназа и создателя ведущей частной военной компании мира Blackwater/Xe Services/Academi. В свое время он с нуля создавал вооружённые силы ОАЭ, а с 2010 года на выделенные семьёй Аль Нахайян 50 млн долларов сформировал в Пунтленде спецотряд Puntland Maritime Police Force. Инструкторами и командирами в нём стали южно-африканские наёмники, специалисты по борьбе с партизанами. Эдакий сомалийский иностранный легион на манер французского. Отряд под руководством Принса из тысячи солдат, имеющий на вооружении катера, лёгкие самолёты и вертолёты, за два года якобы сумел уничтожить наземные базы сомалийских пиратов и весь их промысел. Лихо, конечно, но верится с трудом. Дело в том, что в Сомали действуют несколько серьёзных ЧВК. И некоторые начали работать здесь гораздо раньше частной армии Эрика Принса.

Ещё в 2008 году правительство Сомали заключило контракт с французской военной компанией Secopex для борьбы с пиратами и обеспечения безопасности судоходства в Аденском заливе. По утверждению руководства Secopex, охраняя прибрежную зону на северо-востоке Сомали, её сотрудники уничтожили 300 пиратов. Правда это или опять пиар - сложно сказать, но количество захватов торговых судов сомалийскими пиратами от этого явно не уменьшилось.

В Сомали в интересах США также действовала американская частная военная компания Bancroft Global Development, которая обеспечивала охрану военной базы в районе Могадишо. В 2010 году эта ЧВК получила от правительства Сомали контракт на обучение местных военнослужащих для борьбы с боевиками из исламистской группировки «Аш-Шабааб» стоимостью 7 млн долларов. Кроме того, в стране действует южноафриканская компания Saracen International и другие. Кто из них явился тем «лесником», который пришёл и всех разогнал? На этот вопрос нет ответа. Владельцы этих ЧВК на сомалийских пиратах зарабатывали десятки миллионов долларов в год. И какой смысл им было резать курицу, которая несёт золотые яйца?

ЧАСТЬ ПИРАТОВ УДАЛОСЬ УПРЯТАТЬ ЗА РЕШЁТКУ

Фото: EPA/Vostock-Photo

НЕОЖИДАННЫЙ УДАР

В октябре 2011 года в Сомали всё же вошла сухопутная армия - кенийская. Впрочем, её главной целью были не ужасные, раскрученные СМИ пираты, а исламистская группировка «Аш-Шабааб» (филиал «Аль-Каиды» в Сомали). И поводом для военного вторжения армии Кении в сопредельное государство послужил отнюдь не какой-то там захват очередного арабского танкера, а смерть заложницы - француженки Мари Дедье, которая была инвалидом и передвигалась на коляске. Боевики «Аш-Шабааб» захватили её на одном кенийском острове, в плену она не выдержала мучений и умерла.

Впрочем, у Кении были давние счеты с «Аш-Шабааб». Предполагается, что двойное нападение на израильские объекты вблизи кенийского курорта Момбаса в 2002 году планировалось в Сомали этой ячейкой «Аль-Каиды». Власти США также считают, что некоторые из членов «Аль-Каиды», ответственные за нападение на посольства в Найроби и Дар-эс-Саламе в 1998 году, позже сбежали в Сомали и были укрыты «Аш-Шабааб». Замученная туристка-инвалид из Франции стала последней каплей в чаше терпения.

К моменту вторжения кенийской армии «Аш-Шабааб» насчитывала более 10 тыс. боевиков и контролировала две трети территории Сомали, в том числе и главную пиратскую базу - порт Кисмайо. По некоторым данным, «Аш-Шабааб» предоставляла «крышу» сомалийским пиратам и за это имела 20 % доходов пиратской биржи в порту Харардере, а может, и больше.

В итоге к лету 2012 года боевики «Аш-Шабааб» были выбиты кенийской армией при поддержке американских беспилотников из всех сомалийских городов и портов, сохранив контроль только в сельских районах на севере страны. И вот же совпадение - сомалийские пираты также прекратили свои захваты примерно в это же время.

А не составляли ли пираты и сомалийский филиал «Аль-Каиды» одно целое бандформирование? Кстати, движение «Аш-Шабааб» выступало не против пиратства в целом, а против захватов «исламских» судов, а также против пьяниц и богохульников в рядах пиратов. Но финансовые компромиссы, видимо, сглаживали напряжённость в отношениях.

В отличие от исчезнувших пиратов, «Аш-Шабааб» ещё жива.

Территория, которую контролировало движение «Аш-Шабааб» в период своего расцвета, достигала примерно 100 тыс. кв. километров - почти столько же, сколько сейчас занято боевиками «Исламского государства» (запрещенной в России террористической организации). Да и по количеству штыков тогдашняя «Аш-Шабааб» лишь на треть уступала нынешнему ИГ. Тем не менее даже совместные атаки кенийской армии, Африканского союза при авиаподдержке США не сумели добиться окончательного успеха. «Аш-Шабааб» не только не была уничтожена, но и перенесла террор за пределы Сомали. Это оставляет мало оптимизма тем, кто сегодня надеется одолеть ИГ только с помощью авиаатак и поддержки курдов на востоке Ирака. Нужно объединяться всем силам в один кулак, как это было при разгроме сомалийских пиратов.

P.S.: 1 ноября 2015 года в результате нападения на отель Sahafi в столице Сомали Могадишо погибло 12 человек. Ответственность за теракт взяла на себя группировка «Аш-Шабааб» (террористическая организация, запрещена в России), которая с февраля 2012 года считается филиалом «Аль-Каиды» в Северной Африке. Нападение произошло на следующий день после кровопролитных столкновений между джихадистами и солдатами Африканского союза в регионе Бакол.

Сергей ПЛУЖНИКОВ

1 февраля 2008 года на выходе из Аденского залива был захвачен буксир «Свитцер Корсаков», принадлежащий датской компании. В составе интернационального экипажа судна оказались и четверо граждан России — все они попали в плен к бандитам. После этого похищения представители российского ВМФ заявили о готовности начать вооруженную борьбу с пиратами. Однако владельцы буксира предпочли уладить дело без лишнего шума и спустя полтора месяца выплатили за освобождение судна выкуп в 700 тыс. долларов. Тем не менее, после этой истории в район Аденского пролива был отправлен российский сторожевой корабль «Неустрашимый».

В конце нулевых сомалийские пираты держали в страхе всю восточную часть Индийского океана. С ними не могли справиться сильнейшие военные державы, о них снимали документальные и художественные фильмы, даже создатели комедийного мультсериала «Южный парк» посвятили им одну из серий. И было что обсуждать — только за 2008 год простые сомалийские парни на рыбацких лодках захватили 42 корабля, заработав на выкупах около $80 миллионов. Однако сегодня о морских разбойниках ничего не слышно. Куда же они делись?

Рождённые революцией

История морских разбойников XXI века уходит корнями в 90-е. В Сомали в 1991 году была свергнута диктатура просоветского лидера Мохаммеда Сиада Барре . Он превратил страну в полицейское государство с коммунистическим уклоном. Улицы сомалийских городов украшали портреты Барре и Ленина , с недовольными разбирались быстро и без лишних сантиментов. Экономика страны держалась на сети кооперативов. Особое внимание Барре уделял рыбному промыслу. Рыбные места у берегов страны охраняли сомалийские ВМФ — с иностранцами в этом вопросе диктатор не церемонился.

Однако в 1990 году против диктатора началось восстание. Барре бежал из страны, а между восставшими началась борьба за власть. В считанные недели государство распалось на множество мелких частей, контроль над которыми установили разные полевые командиры, племена и преступные группировки, которые зачастую терроризировали население. Одновременно в стране на фоне гражданской войны и небывалой засухи вспыхнул голод, от которого погибло более 300 тыс. человек. А в традиционные места промыслов сомалийских рыбаков начали вторгаться их коллеги из других стран. Чтобы выжить, жители прибрежных рыболовецких деревушек начали объединяться в отряды самообороны. В этот момент их внимание и привлекли снующие туда-сюда по Аденскому проливу нефтяные танкеры, которые доставляли нефть с Ближнего Востока в Европу.

«Очень быстро нищие сомалийские рыбаки выяснили, что для захвата громадин-танкеров, которые перевозят грузы на миллионы долларов, не требуется каких-то особых усилий», — говорит военный аналитик Центра военно-политической журналистики Борис Рожин . Техническое оснащение сомалийских пиратов было минимальным. «Это несколько автоматов Калашникова, которые нетрудно достать в раздираемой гражданской войной стране, рыбацкая моторная лодка, которая может разгоняться до 25 узлов (46 км/ч) и рации. Позже появились GPS-навигаторы. Отследить цель можно было и дав взятку чиновнику в кенийском порту. Чтобы заставить судно сбросить ход, пираты открывали предупредительный огонь, далее искали борт пониже, закидывали лестницу и поднимались на палубу. Захватывали капитанский мостик и уводили корабль в свою гавань».

Нефть, танки и другая добыча

Впрочем, кровопролитием атаки пиратов заканчивались редко. С 2008 по 2012 год, когда было захвачено 170 судов, из-за нападений погибло 25 человек. Еще 37 умерли в плену.

Один из самых известных трофеев пиратов — захваченный в 2011 году греческий танкер Irene SL, который вез 2 млн баррелей сырой нефти ($200 млн по тогдашним ценам). В 2008 году пираты захватили украинский транспорт «Фаина», который вез танки Т-72 для кенийской армии. Капитан судна Владимир Коробков умер в плену от инфаркта. За остальных членов команды и за сам груз владелец судна заплатил $3,2 млн выкупа. Деньги сбросили на палубу захваченного судна с вертолета.

Нажмите для увеличения. Инфографика: РИА Новости / Станислав Сырецких

Далеко не все попытки захватить корабль заканчивались успешно. Так, в 2003 году от преследования успешно оторвался российский танкер «Monneron», по которому даже палили из гранатомета. В 2006 году пираты обстреляли корабль ВМФ США. Зачем они это сделали, непонятно — возможно, просто куражились под действием местного наркотика — листьев ката. Ответным огнем американцы потопили катера пиратов. А в 2008 году недалеко от Сейшельских островов пираты захватили французскую океанскую яхту класса «люкс» с 32 пассажирами на борту. Для их спасения из Парижа был срочно вызван отряд спецназа, который вызволил всех заложников из плена. Кем именно были эти влиятельные пленники, так и осталось неясно.

На берегу Сомали тем временем на фоне пиратских рейдов началось процветание. Прибрежные города, где пираты тратили награбленное, разрастались, ширилась индустрия развлечений. В прибрежные порты съезжались повара, юристы и сутенеры, открывались бары и рестораны. Отошедшие от дел пираты организовывали консалтинговые фирмы, предлагая услуги переговорщиков. Многочисленные финансовые конторы помогли выводить средства за рубеж, в ОАЭ, Кению и Джибути. Одновременно росла наркоторговля.

Пиком сомалийского пиратства можно считать 2010 год. Согласно расследованию Reuters, в том году они заработали $240 млн, нанеся ущерб около $7 млрд. Весь мир говорил о пиратах. Консалтинговая компания Geopolicity Inc прогнозировала, что к 2015 году пираты нанесут ущерб уже порядка $15 млрд.

  • © Бартоломео Португальский (дата рождения неизвестна, умер в 1669 году). Гравюра 1678 года
  • © Генри Морган (1635–1688) по прозвищу «Жестокий». Старинная гравюра
  • © Томас Тью беседует с губернатором Нью-Йорка Флетчером. Картина Говарда Пайла 1894 года
  • © Уильям Кидд (1645–1701), картина Говарда Пайла 1911 года
  • © Генри Эвери (1659–1699) на фоне корабля «Воображение». Гравюра XVIII века
  • © Сэмюэль Беллами (1689–1717), известный также как «Чёрный Сэм Беллами». Гравюра XVIII века

  • © Стид Боннет (1688–1718). Картина Артура Игнатиуса Келлера, 1902 год

  • © Эдвард Тич (1680–1718) по прозвищу «Чёрная Борода» (настоящее имя - Эдвард Драммонд). Картина Жана Леона Жерома Ферриса 1920 года, на которой изображена схватка между Эдвардом Тичем и лейтенантом Королевского флота Великобритании Робертом Мэйнардом
  • © Барт Робертс (1682–1722), старинная гравюра

  • © Мэри Рид, Джек Рэкхем и Энн Бонни. Старинные гравюры

Тяжелые пулеметы против охотников за легкими деньгами

Активно решать проблему мировое сообщество взялось в 2008 году. К этому времени ООН приняла пять резолюций, посвященных сомалийским пиратам. Для борьбы с ними в Аденском заливе сосредоточились корабли ВМФ всех стран Совбеза ООН. Только НАТО провело у берегов Сомали три военные операции — наносило ракетные удары по базам, патрулировало залив. Но о легкой победе речь не шла.

«Перехватывать все мелкие пиратские катера было невозможно. Чтобы уничтожить пиратов, надо было уничтожить их базы. А самые крупные пиратские логова располагались в крупных сомалийских портах под контролем сомалийских военных группировок. Нападение на порты означало бы объявление войны этим группировкам. К такому сценарию в США, после провала в 1993 году военной операции в Сомали и затяжных кампаний в Ираке и Афганистане, были не готовы», — говорит Рожин.

Тем не менее, с мая 2012 года по март 2017 года сомалийские пираты не захватили ни одного корабля. Этому поспособствовало сразу несколько факторов.

Во-первых, компании, которые занимались грузоперевозками в Аденском проливе, начали нанимать охранные фирмы для защиты грузов. Наемники устанавливали на суда в проливе тяжелые пулеметы и давали отпор пиратам. «Стоимость услуг команды из 3-4 охранников — около $35 тысяч, что на порядок меньше возможной суммы выкупа», — отмечает Рожин. Пираты так ни разу и не смогли захватить судно с охраной.

Во-вторых, борьбой с пиратством занялся эмират Абу-Даби, который разбогател на поставках нефти в Европу. Правительство эмирата наняло для решения проблемы основателя частной военной компании Blackwater Эрика Принса . Он в 2010 году создал специальный отряд для борьбы с пиратами на выделенные ему $50 млн. В отряд вошли почти 1000 человек, у которых были вертолеты, легкие самолеты и патрульные катера. За два года отряд Принса уничтожил около 300 пиратов и многие их логова на берегу Сомали.

Одновременно ООН удалось убедить правительство Пунтленда, одного из квазигосударств на территории Сомали, где располагалось множество пиратских баз, в необходимости начать борьбу с ними. Чтобы компенсировать потерю доходов от пиратского бизнеса, Пунтленду выделили средства на развитие экономики.

Оставшиеся пираты перебрались в соседнее с Пунтлендом квазигосударство Галмудуг. Однако и там с ними вскоре было покончено. Часть территории Галмудуга взяла под свой контроль исламистская террористическая группировка «Аш-Шабаб», которая начала энергичную борьбу с пиратством. В глазах исламистов морские разбойники были богохульниками и пьяницами. В 2011 году в Галмудуг для борьбы с «Аш-Шараб» вошла кенийская армия, которая заодно занялась уничтожением пиратских гнезд. При таком давлении со всех сторон, у пиратов фактически не осталось шансов на выживание.

Сейчас район Аденского залива предельно милитаризирован. В Сомали и Джибути располагаются базы семи стран, в том числе США, Китая и Франции, которые пристально наблюдают за регионом. За нахождение военных баз на своей территории Джибути и сомалийские квазигосударства получают хорошие деньги (от 30 до 100 млн долларов с каждой). А местное население имеет возможность зарабатывать на военных, которые там расквартированы. Это позволяет местной экономике потихоньку развиваться. Постепенно возрождается и сомалийское рыболовство. Тем не менее, отдельные нападения в районе залива по-прежнему случаются. В марте 2017 года пираты захватили коморский танкер Aris 13. «Гражданская война в Сомали до сих пор не окончена, угроза дестабилизации региона сохраняется. Поэтому пираты могут поднять голову в любой момент», — считает Рожин.

Сомалийские пираты

Сомали – одно из беднейших государств Африканского рога – расположено на берегу Индийского океана. Вернее, уже не столько государство, сколько территория разнообразных воюющих между собой племен, вынужденных жить рядом и не понимающих, зачем Господь Бог поселил их на одной земле. Начался этот кошмарный хаос в 1991 году, когда после тридцатилетнего правления был свергнут диктатор Сиад Баре.

Диктатор Сиад Баре, правивший на Сомали

Именно с тех пор чуть ли не в каждой деревне объявился свой «предводитель» народа и со своими соплеменниками пытался захватить власть. Некоторое затишье образовалось в 1993 году, но через несколько месяцев опять начался дележ страны. Как всегда, страдают от этих бесконечных воен простые жители, они доведены до крайней нищеты и поставлены на грань голодной смерти.

Голодные дети в Сомали страдают различными заболеваниями

В настоящее время в Сомали нет международных миротворческих и гуманитарных представителей, мир не знает, с кем там вести разговор, с кем договариваться о безопасности миссий. Население Сомали брошено выживать в одиночестве и вынуждено само спасаться от голодной смерти всеми доступными способами и средствами. Вот в этой ситуации жителями прибрежных зон и был найден, можно сказать, единственный выход – заняться пиратством.

Сомалийские пираты

В самом начале сомалийские пираты не представляли собой какой-нибудь серьезной угрозы мореплаванию. Это были голодные, плохо вооруженные, на утлых суденышках молодые люди, которые изредка нападали на небольшие торговые суда и круизные яхты в надежде ограбить экипаж на пару тысяч долларов, чтобы прокормить на берегу своих родных и близких. Такой путь заработка был для них единственной возможностью избежать голодной смерти. Пираты были малочисленны, никак не организованы, действовали поодиночке.

Сомалийские пираты

Еще не так давно никаких плановых нападений на суда не было, о сомалийских пиратах мало кто слышал, в мире были намного опаснее районы судоходства. Сомалийцы выходили в море «на охоту», как на рыбалку – недалеко от дома и только тогда, когда кончались деньги. В этот период мировая общественность могла легко с ними справиться, если бы немного думала вперед, если бы мировое сообщество умело оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку и принимать соответствующие меры.

Сомалийские пираты

Достаточно было разрешить на торговых судах иметь одного-двух солдат с пулеметом – и пираты даже близко бы не подходили к ним. Так было до конца 2004 года – пиратов никто особо не боялся, на их одиночные нападения все закрывали глаза и считали это неизбежной данью морских перевозок, тем более что вопросов с пленниками не стояло: те небольшие суммы, которые хотели получить голодные сомалийцы, моментально находились, и все делали вид, что так и должно быть.

Первые Сомалийские пираты

Пресса тихонько молчала, мировые лидеры не возмущались, только между собой полушутя иногда упоминали о Сомали, а простые граждане в подавляющем большинстве своем даже не слышали о такой стране.

Пираты только из Сомали – бизнес для всего мира

Но после 2004 года ситуация поменялась. На такой лакомый кусок денег не могли не позариться более организованные банды. Они быстро нашли платных идеологов, которые начали со страниц купленных ими газет подводить под пиратство «идейную основу» – мол, нечего богатым капиталистам задарма вывозить африканскую нефть мимо их берегов, надо на всех наложить свой «народный» налог, пусть платят, с них не убудет.

Современные Сомалийские пираты

Такими правильными лозунгами им удалось завербовать в свои ряды тысячи молодых людей, которые еще совсем недавно даже не планировали становиться пиратами. С другой стороны, были куплены известные мировые адвокаты, которым поручили за определенный процент прибыли вести переговоры с владельцами захваченных судов.

Сомалийские пираты

Теперь уже пираты брали в заложники не простые торговые корабли, а огромные океанские танкеры с нефтью! Возглавили эти банды бывшие военные, имеющие достаточные знания в современной технике слежения, знающие, как пользоваться спутниковыми навигаторами, умеющими навести дисциплину среди пиратов.

Один из кораблей, захваченный Сомалийскими пиратами

С этого времени сомалийские пираты стали больше напоминать хорошо организованный преступный международный бизнес, прибыли от которого вскружили голову не одному мафиози. Этот бизнес моментально получил своих «почитателей», из многих стран мира появились желающие участвовать в нем. По непроверенным данным, сейчас пираты имеют своих информаторов во всех крупных корабельных компаниях мира. Они отлично знают, когда, какой груз и какое судно будет везти. А им не надо долго ждать – ежегодно около их берегов проходит до 20 тысяч судов!

У сомалийских пиратов самые современные и быстроходные суда, они имеют свои порты для удержания захваченных судов, у них самая современная спутниковая аппаратура, их обслуживают только известные во всем мире «адвокаты-переговорщики». И вот итог – только в 2008 году пиратами было захвачено более 100 судов, а общая сумма полученного выкупа превысила 158 миллионов долларов. Надо учесть, что это только официальная цифра, многие владельцы предпочитают скрывать действительно уплаченные суммы. С этого времени мировое сообщество начало по-настоящему бороться с этим явлением, в Персидский залив стали отправлять военные корабли из разных стран для сопровождения караванов гражданских судов, некоторые суда удалось отбить от нападения, нескольких пиратов взяли в плен и судили, нескольких убили во время штурма.

Но, как и следовало ожидать, все эти действия оказались многозатратными, но малоэффективными по одной простой причине – они запоздали, теперь такими силовыми методами уже пиратов не победить.

Теперь мир должен идти совершенно другим путем – искоренять саму причину, дающую возможность бандитам вербовать для себя пополнение. Это значит, что необходимо искоренять бедность населения, обеспечить молодым людям возможность зарабатывать себе на жизнь другим способом, дать возможность жить в мире и спокойствии, научить их зарабатывать деньги не автоматом, а простым трудом.

Но мировое сообщество пока не готово идти на такие финансовые вливания в эту страну, оно опять надеется решить свои проблемы дешевле. Что из этого выйдет – посмотрим, но что-то подсказывает, что пословица «жадный платит дважды» опять сработает…