Болезни Военный билет Призыв

Малая Азия в III веке до нашей эры

После войны с Пирром в истории Рима начали новую фазу. Его сфера влияния стали медленно выходить в Италию, и охватывают весь бассейн Средиземного моря. В стране не было систематического римского права предусматривает создание системы управления после окончания классовой борьбы. Совещание работы людей в то же время, но в совершенно несогласованными. Племенной kurialne функционировал лишь формально. Все функции Ассамблеи Выборы служил одновременно, законодательной и судебной властей, а их полномочия исключительно на основе традиции (а не законами). Слишком расплывчато полномочий высших должностных лиц. Каждый из чиновников может объявить официальные вето на одном уровне, и трибуны люди неограниченное право противостоять всей магистратуры. Эти элементы могли бы привести к краху системы Римской империи.

Система выжила, вероятно, связано с простотой управления. Поддержание сельскохозяйственных характер общества, и город (хотя в то время, насчитывает около 100 тысяч жителей) не требуют полиции. Несмотря на рост расходов в связи с запуска войны, Рим дополнение к своей очередной добычи бюджета войны, с тем чтобы предотвратить финансовую катастрофу. На очень высоком уровне подготовки армейских командиров было. Когда члены не смогли магистратуры между собой, чтобы определить сферу компетенции (provinciae ) Должен быть назначен Сената, который одним из основных средств давления. Например, может отказаться утвердить расходы на торжество победной кампании, или заставить чиновников использовать право вето в отношении krnąbrnemu коллеги. Главное преимущество этого система была атмосфера доброй воли, которые все социальные слои и административных рады сотрудничать. Правовая система работала эффективно эффективно, дело может закончиться смертной казни, как правило, означает процесс на рассмотрении Ассамблеи, и формулировки Civis Романа сумму (Я римский гражданин ), Перевозимого конкретные последствия для них. Народная Ассамблея действовал неправильно, но эффективно. Номерные несколько тысяч человек, поэтому он смог подробно обсудить все вопросы (в отличие от греческого Eklezji). На самом деле, собираются только для того, чтобы слушать предложения должностного лица (которые могут быть вынуждены говорить на каждого гражданина. Часто было так известных людей) и проводить голосование.

III веке до н.э., в период формирования нового социального класса - nobilów . Было patrycjuszowsko - plebejuszowska сфере людей, занимающихся с правительствами стран, позже известный народом сенат аристократии. На месте государственные различия в римском обществе, Есть различия в богатстве. Завоевания власти на полуострове, Рим был единственный известный случай в истории захват власти государства-города на такой обширной территории, и власть, как постоянных того. Успехи в войнах в пятом и четвертом веке привело, в частности, с выгодным географическим положением в Риме. На два фронта, Рим был вынужден бороться за первое время войны samnickiej, но затем было достаточно большое количество людей, чтобы противостоять любым врагом коалиции.

Существенное преимущество римлян свое военное превосходство в искусстве. Легион сформировали основные силы пехотных ciężkozbrojna. Кавалерийской действовали в качестве разведчиков и охраняются легион на обоих флангах, и lekkozbrojni не имеет возможности отдельных акций. Рим до предела использовать его практически неисчерпаемые человеческие ресурсы. Благодаря им, можно быстро положить свои тяжелые потери в боях, таких как Lautuale и Herakleją (война с Пирром). Римская образований были лучшими во всей Италии, в армии существует строгая дисциплина и тщательно изучал неспособность командиров в прошлом. Кроме того, вооруженные легионеры оказалась наиболее эффективной комбинации тогда называлась в древнем мире. Чтобы быстро перевозить войска его стали строить асфальтированной дороги, и когда они воевали далеко от дома, чтобы построить большие лагеря области. Колонии были использованы главным образом в качестве базы для будущего расширения. Эти месторождения составляли от 4500 до 6000 человек, большинство из которых поставляется Рима с другими городами latyńskimi. Слушать несколько важных ролей: голод смягчил местах, обеспеченных стратегических точек, были основания для обеих экспедиций wypadowymi чисто грабительской и территориальной экспансии. В середине третьего века, сеть крепостей (в количестве от 25 до 30) занимают почти весь полуостров Italic.

Важным элементом в оказании помощи римлян в освоении полуострова при поддержке других италийских народов. Завоевания не к политике агрессии, только интеграции. Население Италия была разделена на два типа: те, чьи страны были включены в Рим (Лацио, Кампания, южной Этрурии), и те, кто был связан с Римом, различных договоров (остальные Этрурии и Умбрии). Латинян получил полные права гражданства. Kampańczycy, этруски и Sabinowie приобрел защиты собственности и частных лиц, но не получили политические права (JUS suffragii - Голосовать и JUS honorum - Осуществление государственной службе). Статус союзников (socii ) Также получил от жителей слаборазвитых города в центральных и южных Апеннин. На всех народов, в любом случае зависит от Рима под одной из основных обязанностей: служба в армии Римской империи. Кроме того, те вступили в гражданский список, должны были уплачивать налог (tributum .) Союзники имели ограниченные возможности для маневра на их внешней политики (например, они не могут заключать соглашения с другими странами). Наряду с этими ограничениями socii сохранить самостоятельность и самоорганизацию. Интеграция Апеннинского полуострова, хотя это не было справедливым до конца, он стал выгодным для всех. Рим, как полагают, послужил могущества и других странах, несмотря на подчинение безопасности получил в обмен. Не повторил уже известно из прошлого вторжения с севера, галлов, и ему удалось избежать внутренних оборотов и przewrotom, поскольку местное дворянство всегда могут рассчитывать на помощь Рима, в случае мятежных выступлений.

Эволюция также негативно сказывается на экономике. Рост роли денежного хозяйства. Бронзовые и серебряные монеты 550 лет после распространения среди сицилийских греков и итальянцев, однако, большая часть общины Курсив организовали собственную монетных дворов примерно до 300 года до н.э. (хотя в горных районах по-прежнему продолжали практику выплаты на АЭС и др. весы Т.е. odważanymi кусков меди). В 289 римляне опирались triumviri монеты Ле , Что чиновники, ответственные за мяты. При типичном монеты республики тузов, изделия из бронзы (серебряная монета выпущена в Послании к Римлянам 269 лет до н.э.).

Греческих городов на полуострове сократилась Ките, но Таранто стал крупным торговым центром в Италии. Капуи был известным brązownictwa центра (его продукция экспортировалась даже в Карфаген и стран Черноморского региона). Сиракузы после 350 лет стали менее важными, а Massilia тесные торговые связи с Римом. К концу Пунической войны Карфаген сохранить позиции коммерческих гегемонии в Западном Средиземноморье.
Внутренний вид в Риме в третьем веке, мало что изменилось со времени окончания королевской эпохи. Корзина по-прежнему расположен в небольших коттеджей (часто из тростника покрыты штукатуркой), проживали богатые традиционные дома с атриумом, но не сад и внутренний двор. За исключением области форум, город был лабиринт узких, извилистых улиц богатых в разбросанных многоквартирных домов. Был построен в 312 по Аппий Клавдий Акведук - Aqua Appia (Численностью около 1,5 км) до сих пор используется. В 272 лет до н.э., был построен Ангелы Vetus - Акведук около 65 км. Вместе с нашими союзниками, Рим построил множество укреплений. Колонии в настоящее время включаются дорожной сети (первый асфальтированной дороги был построен Аппий Клавдий, от Рима до Капуи). В области искусства, римляне стали заинтересованы в живописи freskowym.

В Риме рабов было достаточно, чтобы освобождение может быть источником дохода для государства (налог с релиза называется manumissio). Рабский труд не играл значительной роли в экономике, потому что она не принимает домашних хозяйств. Большая часть рабов продавали этрусков.

Рим был открыт к культуре и религии других народов, но включение зарубежного опыта к поклонению Римское государство следит за тем должностным лицам. Обычно запрещено культов, содержание которого примитивных аморальности.
Награждение победителей войны также было связано с культом. Со временем он становится привилегией наибольшее командиров, и его называли триумфом. Для получения права на торжества поставлен на таких при условии, что потери составили более 5000 убитых врагов в действии. Triumphator, во главе своих войск, defilował улицы, была проведена призы, проводятся жертвенных животных. Pochodowi вне толпы wiwatującym в сопровождении музыкантов и членов магистратов и сенаторов. Маршрут должен быть четко определен: "Иди в Марсово поле, Бычий форум przechodzono, кружили Палатин, путешествия Римский Форум , Шел Виа Сакра и входит в Капитолий, где лидер сделал благодарственные приношения к Юпитеру. Период торжества, был добрым, карнавал для жителей древнего Рима.

В III веке совпал с развитием римской литературе. Начало законодательство может Право плиты XII еще не написана в пятом веке. Нация литературе можно увидеть на многих песнях (исполняется на церемонии в богатых семей, или на похороны). Они легли в основу исторического письма. Возраст IV стало началом процветающей искусства красноречия. Речь Цензор Аппий Клавдий был признан достойным спасения, и читать их ко времени

Обзор политических событий в Риме во 2-3 веках до н.э.

Обосновавшись в Южной Италии, римляне уже не могли не вмешаться в дела соседней Сицилии, где веками шло соперничество между Сиракузами и североафриканским Карфагеном. Захват римлянами Мессаны вызвал 23-летнюю войну между Римом и Карфагеном, проходившую на суше и на море к выгоде то одной, то другой стороны. Морское могущество противника заставило римлян приступить к строительству собственного флота. Нехватку опыта морской войны они восполняли своеобразной тактикой, позаимствованной, впрочем, у сицилийских греков. Римские корабли были оснащены так, чтобы воины могли легко перебраться на вражеские суда, превращая таким образом морскую битву в сухопутную.

Первого важного успеха на море римляне добились лишь в 260 г. до н. э., и в память об этом в Риме была воздвигнута ростральная колонна, украшенная носовыми частями разбитых вражеских кораблей. Но несмотря на эту и другие победы на море, несмотря на высадку десантной армии в Африке, решающего перелома в войне достичь не удавалось. Только в 242 г. до н. э., когда после захвата Агригента римляне отобрали у карфагенян также Лилибей, победитель в I Пунической войне окончательно определился, и год спустя крупной удачей римлян на море у Эгатских островов война завершилась.

Карфаген понес огромные потери, уплатил 3200 талантов контрибуции, оставил Сицилию, а затем Сардинию и Корсику. Они и стали первыми римскими провинциями. Население этих островов рассматривалось как «покоренное», т. е. сдавшееся на милость победителя, а территория считалась «собственностью римского народа». Города, хотя и сохранили местное самоуправление, должны были платить дань Риму. Во главе новоорганизованной провинции Сицилия стоял правивший в Лилибее квестор,

Прежде чем дело вновь дошло до войны с Карфагеном, Рим значительно расширил свои владения на севере Италии, разгромив галлов, живших в долине По, захватив их главный город Медиолан (нынешний Милан) и основав в местах переправ через реку новые колонии на латинском праве - Илаценцию (Пьяченца) и Кремону. Тогда же в 20-х годах III в. до н. э. римляне укрепились и на противоположном берегу Адриатики - в Иллирии на Балканах, очистив восточное побережье Адриатического моря от иллирийских пиратов - грозы греческих мореплавателей.

Тем временем Карфаген оправился от потерь, понесенных в I Пунической войне, и под руководством Гамилькара Барки вновь вступил в борьбу за господство в Средиземноморье, чего требовали торговые интересы Карфагена. Если крупные землевладельцы в Карфагене стремились в первую очередь к территориальным захватам в Северной Африке и выступали против экспансии в Средиземноморье, то партия, особенно враждебная Риму и возглавляемая Гамилькаром и его наследниками Гасдрубалом и Ганнибалом, больше прислушивалась к требованиям купцов и энергично готовила экспедицию в Южную Испанию, изобилующую серебром. В 229 г. до н. э. Гасдрубал основал в Испании Новый Карфаген (ныне Картахена), а еще десять лет спустя Ганнибал захватил город Сагунт, являвшийся союзником Рима, что и послужило поводом к новой, II Пунической войне.

Весной 218 г. до н. э., перейдя Пиренеи, а затем Альпы, карфагенское войско Ганнибала вторглось в Италию, разбило римлян в трех сражениях, нанеся им огромные потери, и двинулось далее через Умбрию и Пицен в Апулию. Некоторое время римский диктатор Квинт Фабий Максим, получивший позднее прозвище Кунктатор («Медлитель»), избегая решительного столкновения с карфагенянами, успешно сдерживал противника, изнуряя его мелкими стычками. Но в 216 г. до н. э. римляне доверили командование более энергичным и менее терпеливым полководцам-консулам, и вскоре римская армия понесла сокрушительное поражение при Каннах в Апулии: более 70 тыс. воинов вместе с одним из консулов пали на поле брани, другой консул с остатками войска бежал в Рим. Создалось неслыханно тяжелое положение для Рима, ведь многие его союзники на юге Италии, самниты, луканы, жители Капуи, Бруттия, перешли на сторону карфагенского победителя.

И все же было ясно, что затягивание надолго войны на юге Италии обернется против Ганнибала. Через пять лет после битва при Каннах в ходе боевых действий наступил решающий поворот к выгоде римлян. После долгой осады они в 211 г. до н. э. захватили союзные Карфагену Сиракузы и отложившуюся от Рима Капую. Положение Ганнибала в Италии стало критическим, и тогда римляне перешли в наступление: Публий Корнелий Сципион захватил Новый Карфаген и все испанские владения карфагенян. Попытка брата Ганнибала пробиться с еще одним войском в Южную Италию к нему на помощь не удалась, а когда в 204 г. до н. э. Сципион высадился в Африке, неподалеку от Утики, карфагенский сенат вынужден был срочно отозвать своего выдающегося полководца из Италии. Но было уже поздно: два года спустя в сражении при Заме в Африке Сципион, получивший прозвище «Африканский», разгромил Ганнибала и побежденные карфагеняне запросили мира, отказавшись от всех своих владений за пределами Карфагена, выдав все военные суда и боевых слонов, уплатив контрибуцию в 10 тыс. талантов. Отныне главный соперник Рима в Средиземноморье был сломлен и уже не имел права вести войны без разрешения римских властей.

Рим же не только избавился от соперника, угрожавшего его интересам и безопасности, но и расширил сферу своего господства. В начале II в. до н. э. в Испании были организованы две новые провинции: на юге Испания Ультериор с центром в Кордубе (нынешняя Кордова), а на северо-востоке Испания Цитериор с центром в Новом Карфагене. Еще сохранявшее независимостъ Сиракузское царство было ликвидировано, а его территория включена в состав провинции Сицилия. Своей решающей победой над Карфагеном Рим, как отмечал еще историк Полибий, был обязан прежде всего своим огромным людским ресурсам, но также и патриотизму свободных граждан, составлявших его войско и имевших моральное превосходство над наемной армией Ганнибала.

Обеспечив свои позиции в западной части Средиземного моря, римляне обратили взоры на восток, стремясь не допустить, чтобы какое-либо эллинистическое царство, усилившись, нарушило хрупкое равновесие в регионе. Главными державами, с которыми пришлось столкнуться Риму, были Македония и царство Селевкидов, задумавшие поделить между собой после ослабления птолемеевского Египта весь эллинистический мир. Когда Филипп V Македонский уже подчинил своей власти греческие города на Босфоре, острова Самое и Хиос, а также Кикладские острова и Карию, в Рим явились послы встревоженных Пергама и Родоса с просьбой о вмешательстве. И хотя римляне только что закончили борьбу с Карфагеном, сенат принял решение вступить в войну с Македонией в союзе с Пергамом, Родосом, Ахейским и Этолийским объединениями. Одержав при Киноскефалах в Фессалии в 197 г. до н. э. победу над войсками Филиппа V, консул Тит Квинкций Фламинин при открытии очередных Истмийских игр торжественно провозгласил свободу греческих городов. Римляне не присоединили к своим владениям ни куска греческой территории, и это способствовало усилению их политических позиций в свободолюбивой Элладе. Царь Филипп вынужден был отказаться от всех завоеванных земель за пределами Македонии, выдал римлянам свой флот, сократил армию, уплатил контрибуцию.

Не расширили свои владения римляне и в последовавшей вскоре войне с Антиохом III Сирийским: целью римлян было лишь ослабить могучего соперника на Востоке, и греческие города поддержали их, когда Антиох с большим войском высадился в Фессалии. После изгнания сирийцев из Греции война продолжалась в Малой Азии, пока в 190 г. до н. э. в сражении под Магнесией сирийский царь не потерпел сокрушительного поражения. Теперь и ему пришлось оплатить военные расходы Рима, выдать боевых слонов и значительно сократить свой флот. Отнятые у Селевкидов территории Рим поделил между своими союзниками Пергамом и Родосом.

Но и этот мир, как и все предыдущие, был лишь временной передышкой. Прошла еще четверть века - и разразилась Третья Македонская война, вызванная опасениями римлян, что при сыне Филиппа Персее Македония вновь становится могущественной державой. В то время как Рим поддерживали в греческих городах аристократические слои, широкие массы народа стали склоняться на сторону Македонии. Поэтому война поначалу шла весьма успешно для царя Персея, который к тому же неустанно вел эффективную антиримскую пропаганду. Но в 168 г. до н. э. при Пидне консул Луций Эмилий Павел разбил македонское войско. Македонское царство было разделено на четыре самостоятельные области, половина собиравшихся в них податей поступала Риму.

В эти десятилетия римляне не стремились к территориальным захватам на востоке, однако около середины II в, до н. э. политика сената изменилась. Когда некий Андриск, выдававший себя за сына царя Персея, вторгся со своими приверженцами из Фракии в Македонию и Фессалию, римляне выступили ему навстречу и, разбив его, без колебаний присоединили Македонию к своим владениям, превратив ее в провинцию. Два года спустя, в 146 г. до н. э., в ответ на попытку некоторых греческих городов, входивших в Ахейский союз, освободиться от зависимости от Рима римляне разгромили Ахейский союз, разрушили мятежный Коринф и создали на территории Греции провинцию Ахайя. В том же году в ходе III Пунической войны Публий Корнелий Сципион Эмилиан взял и уничтожил Карфаген, Войны этого времени носили ярко выраженный захватнический характер; другой их целью была окончательная ликвидация экономических соперников Рима в Средиземноморье. Недаром главным противником уже ослабленного в политическом и военном отношениях, но еще сильного экономически Карфагена был в Риме цензор Марк Порций Катон Старший (стали крылатыми часто повторяемые им слова: «Карфаген должен быть разрушен»), связанный с богатым купечеством, обеспокоенным новым хозяйственным, торговым подъемом давнего соперника за морем. Итак, город сровняли с землей, десятки тысяч жителей продали в рабство, а на значительной части подвластной некогда Карфагену территории создали провинцию Африка. 13 лет спустя опять-таки одновременно произошли новые важные события на востоке и на западе. В Пергаме скончался царь Аттал III, завещавший свое царство верному союзнику Пергама Риму. Пергамское царство образовало еще одну провинцию - Азию. Тогда же в Испании победой римлян завершилась борьба с местными иберийскими племенами: город Нуманция» центр их сопротивления римской экспансии, был взят войсками покорителя Карфагена Сципиона Эмилиана.

Таким образом, на завоеванных за несколько десятилетий землях, по-прежнему считавшихся «собственностью римского народа», возникли провинции во главе с преторами или консулами: Сицилия, Сардиния, Ближняя и Дальняя Испании, Македония, Ахайя, Африка и Азия. Наместники, которыми чаще всего становились люди, исполнявшие прежде высшие административные функции в самом Риме, бывшие консулы или преторы, сосредоточивали в своих руках всю полноту военной и судебной власти в провинции. Города в провинции имели неодинаковый статус, что проявлялось в заметных различиях их обязанностей в отношении Рима (уплата натуральных или денежных налогов, предоставление Риму вспомогательных воинских контингентов пехоты или флота). Тем не менее общим правилом стали произвол и злоупотребления со стороны римских властей в провинциях. Провинции не только должны были содержать наместника, его свиту и войска, там размещенные, но и становились для недобросовестных администраторов источником личной наживы. Не удивительно, что уже в 149 г. до н. э. пришлось учредить в Риме сенаторские трибуналы по делам «де репетундис» («о лихоимстве»). В эти специальные суды могли обращаться обиженные жители провинций с жалобами на наместников.

Но еще большим бедствием для населения провинций стал способ взимания налогов, позаимствованный римлянами у эллинистических государств. Поскольку администрация провинций состояла всего из нескольких должностных лиц, их нельзя было использовать также для сбора налогов. Поэтому взимание налогов обычно отдавали на откуп частным лицам - так называемым «публикани» которые сразу выплачивали государству определенную сумму денег, а затем взыскивали их с местного населения, практикуя часто жесточайший произвол и насилие. Откупщиками государственных доходов становились прежде всего представители нового слоя финансовой аристократии - всадников.

Социальные и экономические перемены в древнем Риме

Захватнические войны II в. до н. э. принесли Риму новые территории, большие массы рабов, небывалый приток богатств. Римское государство отнимало у покоренных народов часть земель, обращая ее во все расширявшийся римский «агер публикуем, а также обширные владения бывших правителей, их пастбища, леса, золотые и серебряные рудники, солеварни и каменоломни. Огромные контрибуции, доходы от продажи пленных в рабство, дань с побежденных, военная добыча сделали Рим крупнейшей финансовой величиной античного мира. Римские историки сообщают, что уже триумф по случаю взятия римлянами Тарента в 272 г. до н. э. был справлен совершенно иначе, чем триумфы после побед над самнитами или вольсками. Тогда в торжественной процессии вели лишь захваченный скот и несли отнятое у противника оружие. Теперь же, кроме этого, везли золото, несли мраморные статуи. Но и триумф полководца, захватившего Тарент, не шел ни в какое сравнение с триумфом Тита Квинкция Фламинина после победы над македонским царем: в тот день римлянам показали невероятные груды трофейного золота и серебра, о чем с восторгом пишет историк и биограф Плутарх.

Обычной практикой римского войска стали планомерные грабежи завоеванных городов и целых областей - об этом ясно говорит печальная судьба Сиракуз во время II Пунической войны и Коринфа в 146 г. до н. э. Главной целью походов было теперь разграбление покоренных краев с захватом добычи и, рабов. В рабство продавали десятки тысяч человек, а добычи набиралось столько, что сгибавшиеся под ее тяжестью римские воины оказывались уже не в состоянии совершать переходы большие, чем 5 километров в день.

Особенно обогатился правивший республикой нобилитет. Однако не отставали от него и всадники, второе римское сословие, сосредоточившее в своих руках финансы и торговлю, в то время как материальной основой власти нобилитета было крупное землевладение. Именно в землю вкладывали нобили огромные средства, накопленные ими в качестве командующих войсками или наместников в провинциях. К тому же особый закон 218 г. до н. э. воспретил сенаторам заниматься торговлей и финансовыми сделками. Поэтому сенаторская знать начала во все большей мере скупать участки, «агер публикуем, основывая крупные хозяйства, опиравшиеся на использование труда рабов и приносившие тогда высокий доход. Выдающуюся экономическую и политическую роль нобилитета подчеркивал и внешний вид аристократов: полагавшиеся им туника с широкой пурпурной полосой, специальная обувь и сенаторское кольцо, отличавшие их от представителей всех остальных слоев римского общества. Увидев впервые сенаторов в Риме, грек Полибий был поражен их величием, сравнил их с царями; особое впечатление произвела на будущего историка сцена погребения сенатора: торжественная процессия клиентов в восковых масках, изображавших предков покойного, движение роскошных колесниц, красные плащи цензоров, пурпурные, вышитые золотом тоги триумфаторов, погребальные речи на Форуме.

Нобилитет стремился преградить «новым людям» доступ к высшим магистратурам в государстве, и прежде всего к должности консула. Выражением этих стремлений стал закон 180 г. до н. э., согласно которому начинать должностную карьеру можно было лишь в 28 лет, после десятилетней воинской службы; сначала нужно было стать квестором, затем курульным эдилом, потом добыть себе претуру, доступную только лицам не моложе 40 лет, и уже в 43 года честолюбивый римлянин мог претендовать на должность консула.

То, что нобилитет, несмотря на его немногочисленность, оказался в состоянии целыми столетиями удерживать в своих руках высшие позиции в государстве, объясняется несколькими причинами: и богатством, и связями с аристократией италийских муниципиев, и поддержкой со стороны зависимых клиентов, образовывавших окружение нобиля, во всем ему помогавших, ведших в его пользу предвыборную агитацию. Отдельные знатные семьи вступали между собой в союзы, оказывая друг другу помощь в занятии выборных должностей.

В эпоху широкой внешней экспансии Римского государства сложился и другой привилегированный слой общества - уже упоминавшиеся всадники, разбогатевшие на откупах, на военных поставках, на ростовщических операциях. Значение этого социального слоя особенно возросло с тех пор, как закон Клавдия 218 г. до н. э. запретил сенаторам заниматься торговлей и финансами. Так наряду с должностной аристократией возникла и аристократия денежная. Поскольку ее ряды пополнялись из числа лиц, принадлежавших к центурии конницы, новых богачей - купцов, ростовщиков - стали называть в Риме «эквитес», всадниками.

Символом их привилегированного положения была туника с узкой пурпурной полосой, а в праздничные дни - белый плащ, трабея, с пурпурными полосами. В театре всадники могли занимать ряды, следующие за рядами сенаторов. Имея лишь ограниченную политическую власть в самом Риме, всадники были поистине грозой провинций, где целые города превращались в их должников и даже правители небольших царств на Востоке всецело зависели от римских ростовщиков. Гордое «я - римский гражданин» открывало всадникам двери во все уголки покоренного Римом мира. И хотя находились в Вечном городе люди, подобные поэту Луцилию, который во второй половине II в. до н. э. провозглашал: «Не хочу быть держателем пастбищ в провинции Азия - предпочитаю быть Луцилием - интерес к новым землям, новым возможностям для обогащения, предприимчивость были повсеместными. Экономическое, финансовое, а в конечном счете и политическое могущество новой аристократии постоянно возрастало. До середины II в. до н. э. всадники должны были идти во всем рука об руку с нобилями, которые в качестве наместников провинций могли закрыть глаза на произвол откупщиков и ростовщиков. Но к концу столетия всадники начали проявлять и собственные политические амбиции, вступая в союзы с народными трибунами против всевластия сената.

С возникновением крупных поместий римской знати - латифундий, основанных на труде рабов, рабовладельческая система в Италии стала приобретать классические формы. Рабство переставало быть патриархальным, домашним, труд рабов служил уже не только для удовлетворения потребностей одной «фамилии», т. е. хозяйской семьи и слуг. Превращение крупных поместий в поставщиков товарного хлеба вело к разорению мелких крестьянских хозяйств, ибо тысячи крестьян в Италии не могли конкурировать с латифундистами, владевшими все вместе сотнями тысяч рабов. На огромном невольничьем рынке на острове Делос, главном в то время центре античной работорговли, продавали иногда по 10 тысяч рабов ежедневно. Доставляли их туда свирепствовавшие на морях пираты, а также римские квесторы, которые после успешного грабительского похода римских легионеров выводили на торги множество пленных. При таком наплыве живого товара - а в Риме рабы по закону считались «вещью», их называли также «говорящими орудиями», - цены на него были очень низкие. Так, 8 тысяч пленных, захваченных во время экспедиции на остров Сардиния, были проданы по столь низкой цене, что в Риме родилась тогда даже поговорка: «Дешев, как сардинец», Больше всего рабов попало в Италию, где были сосредоточены огромные денежные средства и где нужда в" дешевой рабочей силе была особенно велика. Крупное землевладение расширялось и в провинциях: на Сицилии, Сардинии, в Африке, откуда вскоре начал поступать в Рим дешевый хлеб, и все новые массы италийских крестьян, разоряясь, бежали в города или же за море, прежде всего в Испанию, романизация которой произошла таким образом очень быстро.

Положение рабов в поместьях, где они трудились на полях и пастбищах, становилось все тяжелее. Изложение идей максимальной эксплуатации рабского труда мы находим в трактате «О земледелии» Марка Порция Катона Старшего. Управляющий поместьем, пишет он, должен следить за тем, чтобы рабы постоянно были заняты изнурительным трудом, тогда они будут здоровее и охотнее будут идти отдыхать после дневной работы. «Труд удерживает раба от воровства», рассуждает далее Катон, а потому и в праздники рабы должны быть заняты делом: ремонтировать дороги, чинить постройки, возделывать сады. В непогоду надлежит заставлять рабов вывозить навоз, мыть и смолить бочки, скручивать канаты. Больному и старому рабу надо давать меньше пищи, а еще лучше - вовсе избавиться от него. Содержание рабов не требует больших расходов, учит римский писатель: им почти не надо горячей еды, а вино им дают только худших сортов. Понятно, что такое обращение с рабами вселяло в них глубокую ненависть к господину, и римляне, сознавая это, говорили: «Чем больше рабов, тем больше врагов». Производительность рабского труда была крайне низка, использование же более новых и совершенных орудий становились для хозяина невыгодным, ибо в руках враждебно настроенных, ненавидящих свою работу невольников орудия эти часто ломались.

Намного лучшим было положение «фамилия урбана» - рабов в городе, чаще всего домашней челяди или ремесленников и мелких торговцев. В городах для хозяина оказывалось выгодным даже предоставить рабу определенную самостоятельность в его сфере деятельности, с тем чтобы часть выручки отходила господину. Легче всего приходилось рабам-грекам, обычно высококвалифицированным, способным иногда быть даже преподавателями для сыновей в аристократических семьях. Многие из рабов-учителей греческого происхождения позднее получали свободу, как это случилось и с первым римским поэтом греком Андроником из Тарента. Более свободными чувствовали себя и греки-музыканты, такие, как раб Марципор, автор музыкального сопровождения к комедии Тита Макция Плавта «Стих».

Массовое использование дешевой рабской силы, приток дешевого хлеба из провинций, неконкурентоспособность мелкого крестьянского хозяйства в Италии и постоянное отвлечение свободного земледельца на воинскую службу в эпоху беспрестанных далеких походов подорвали основы жизни простых италийских крестьян. Оставив поля, многие из них обратились к возделыванию виноградников, садов, выращиванию оливок. Наибольший доход приносило виноделие, ибо италийские вина славились во всем Средиземноморье и начали уже вытеснять собой местные вина. Но, для того чтобы заняться новым делом - виноградарством или животноводством, нужны были средства, нужно было достаточное количество земли. Крестьянину, у которого ничего этого не было, оставалось лишь стать бродячим поденщиком, сезонным сборщиком урожая или же бежать в Рим или в провинции, зачастую пополняя ряды городской бедноты - пролетариата, жившего за счет общества, подачками богатой знати. Античный пролетариат, не имевший ничего, кроме детей, «пролес», был социальным слоем, который мы бы сегодня назвали люмпен-пролетариатом. Из этой среды, развращенной раздачами дешевого или дарового хлеба и бесплатными зрелищами, римские аристократы набирали себе бесчисленные армии клиентов, готовых всеми силами поддерживать политические позиции Корнелиев, Эмилиев или Фабисв, контролировавших политическую жизнь Рима во II в. до н. э. Клиенты являлись рано утром в дом патрона, сопровождали его по пути на Форум, где решались общественные дела.

Городские эдилы, желавшие стать преторами и консулами, заботились об устройстве впечатляющих игр и о раздаче дарового хлеба. «Не удивительно, - саркастически пишет Катон, - что народ не слушает добрых советов, ведь у брюха нет ушей». Пролетариат, привыкший к праздной жизни, радовался все более частым шрам и празднествам, длившимся иногда по многу дней. Только официальных праздников, сопровождавшихся зрелищами, набиралось тогда до ста дней в году. К этому добавлялись такие чрезвычайные события, приковывавшие к себе внимание римского населения, как триумфы или пышные погребения выдающихся деятелей, когда устраивали бои гладиаторов. Обычай этот первоначально носил религиозный характер: сражаясь между собой, военнопленные становились поминальной жертвой усопшему полководцу. Бои гладиаторов были особенно распространены в Кампании и Этрурми, откуда перешли затем в Рим. Вскоре они приобрели там неслыханную популярность. В начале II в. до н. э. наряду с италийскими бойцами впервые приняли участие в гладиаторских боях также атлеты-греки. Немного позднее начали привозить из Африки львов и пантер, чтобы сделать зрелища еще более захватывающими. Схватки зверей, бои рабов с разъяренными быками (прообраз будущей испанской корриды) стали отныне одним из самых массовых развлечений римских обывателей.

Город Рим во 2 веке до н.э.

Несмотря на все великие завоевания Рима, несмотря на все его могущество, сам город еще не мог соперничать с пышными, правильно распланированными городами эллинистического Востока. Интересно, что именно по инициативе Катона Старшего, заклятого врага греческих культурных влияний и вообще всяческих новшеств, в Риме была сооружена первая базилика - большой крытый зал для собрания купцов, судебных заседаний, комиций, так называемая Базилика Порция. Шесть лет спустя, в 178 г. до н. э., цензоры Марк Эмилий Лепид и Марк Фульвий Нобилиор построили Базилику Эмилию, а еще через 8 лет, стараниями Тиберия Семпрония Гракха, на южной стороне Форума появилась Базилика Семпрония. Форум с портиками, колоннадами, галереями стал общепризнанным центром не только политической, но и всей вообще общественной жизни в городе: купцы и ростовщики приходили сюда столь же часто, как и сенаторы. Уже в эпоху войны с царем Пирром начали исчезать в Риме дома, крытые соломой или гонтом. Появились мостовые, в строительстве общественных зданий стали применять место туфа желтоватый известняк, привозившийся из Тибура (ныне Тиволи), и даже мрамор.

В жилищном строительстве все заметнее были имущественные различия. На тесных улочках в центре города можно было встретить четырехэтажные, кое-как построенные доходные дома для малоимущих. Для себя же богачи сооружали дома по образцу греческих, ведь для настоящих сокровищ искусства, захваченных римлянами в эллинистических городах, примитивный старый римский дом, состоявший из атрия и спальни, был слишком мал и жалок. Позади спальни стали делать другую часть дома с перистилем, обнесенным колоннадой, вокруг которого были сосредоточены жилые помещения. Здесь, в перистиле, посреди цветочных клумб и фонтанов протекала жизнь семьи, тогда как атрий служил для приема гостей. У греков римляне позаимствовали не только перистиль, но и библиотеку, и «ойкос» - большой зал для приемов. Вот такой дом уже годился для размещения в нем награбленных памятников искусства, которых в город прибывало все больше и больше. Пример показали полководцы. Из этолийского похода Марк Фульвий Нобилиор привез в 187 г. до н. э. не менее 280 бронзовых и 230 мраморных статуй. Луций Эмилий Павел, разгромив македонского царя Персея, возвратился в Рим с 250 возами, полными картин и скульптур. О Муммии, покорителе Коринфа, говорили, что он наполнил Рим вывезенными из Греции изваяниями.

Возросшим эстетическим требованиям римлян - обитателей таких богатых домов - перестали удовлетворять полы, покрытые известковым раствором и глиняными черепками. Вместо этого появилась порфирная или мраморная плитка, а иногда и мозаики. Стены покрывали фресками, и не только в Риме, но и в провинции (такие фрески обнаружены при раскопках Помпеи); потолки украшали золотом и слоновой костью. Изменялась и меблировка комнат: на смену старой дубовой мебели пришла мебель из редких ценных пород дерева, импортированных с Востока. Римские богачи пировали на изящных ложах, украшенных бронзовыми оковками. Из городских домов роскошь распространилась и на сельские виллы. В старину, язвительно замечает Катон в своем трактате «О земледелии», заботились больше о хозяйственных постройках, а не о жилище, теперь же виллы превратились прежде всего в места отдыха с тщательно ухоженными садами и площадками для спортивных игр.

Вместе с предметами быта состоятельные римляне заимствовали из Греции и стран Востока также моды и нравы. Сципиона Африканского, победителя Ганнибала, видели в сиракузской палестре в греческой одежде и обуви. Его жена, на восточный манер, показывалась на людях лишь в сопровождении целой толпы служанок, в модных тогда колясках, запряженных мулами. Закон времен войны с Ганнибалом, запрещавший римлянам и их женам носить золотые украшения и дорогие разноцветные ткани, уже в 195 г. до н. э. был отменен. Не помогли и высокие пошлины, которые Катон Старший, будучи цензором, наложил на ввозимые в Рим предметы роскоши.

Богачи не довольствовались больше старинной римской кухней, едой, приготовленной хозяйкой дома; им было уже мало двух блюд в часы главной, вечерней, трапезы. В комедиях Плавта все чаще выступает новый персонаж - греческий повар. Искусный повар стоил дороже боевого коня, а за изысканную заморскую рыбу платили больше, чем за участок земли, - строгий критик современных ему нравов Катон Старший видел в этом высшие проявления деморализации. Создатель римской эпической поэмы Квинт Энний из Калабрии, переселившийся на исходе III в. до н. э. в Рим, без колебаний перевел на латинский язык гастрономическую поэму грека Архестрата из Гелы, содержавшую перечень понтийских рыб: подобные поэмы вполне соответствовали вкусам тогдашней римской знати, оценившей хорошую кухню. Распространился в Риме и греческий обычай симпосионов, там начали, как говорили в ту пору, «пить по-гречески», «грековать» в обществе флейтисток, избирать симпосиархов, определявших «меру питья». Три ложа, составленных, по греческому обычаю, в виде буквы «П»; на них трое пирующих с гладковыбритыми, по тогдашней греческой моде, подбородками - как мало напоминал этот симпосион аскетические трапезы старых длиннобородых Цинциннатов или Камиллов, древних героев Рима!

Внутри семьи нравы также менялись, все больше укреплялось положение женщины, которая в Риме чувствовала себя свободнее, чем женщины греческие. Начал практиковаться «матримониум сине ману марити» - тип брака, при котором жена не переходила под власть мужа. Появились первые разводы. В 180 г. до н. э. произошло преступление, просто немыслимое в старой римской семье, но весьма характерное для новых нравов в среде нобилитета: жена консула Гая Калытурния в сговоре со своим сыном, а его пасынком, отравила мужа, дабы открыть сыну путь к консульству.

Для того, чтобы восстановить экономику страны, нарушенную за время правления Цинь Шихуана, восстания и войны за престол, Гао-цзу пошел на уступки низам и ослабление налогового бремени. Он освободил на 12 лет воинов, пришедших вместе с ним в столичную область, а также семьи, в которых были новорожденные. Были объявлены также свободными те, кто вынужден был продать себя в рабство во время голода. Был снижен земельный налог, который составлял 1/15 урожая. Преемники Гао-цзу продолжали эту политику. В 156г. налог составлял 1/30 урожая, а в случае стихийных бедствий налоги вообще не взимались. Также Гоа-цзу не решился полностью восстановить административную систему. Семь наиболее крупных военачальников получили титул “вана”, а вслед за этим более 130 соратников Гао-цзу получили наследственные владения. Это помогло объединить страну. С одной стороны, был возрожден центральный административный аппарат, с другой – в каждом из наследственных владений были свои органы управления, которые назначались ваном.

После смерти Гао-цзу (195г. до н.э.) среди ванов выделился Лю Би, который в 154г. объединился с шестью другими ванами и двинулся с войском на столицу, однако потерпел поражение. Воспользовавшись удобным моментом, император Цзин-ди лишил правителей царств права назначать чиновников и запретил им иметь свое войско. Но наибольший шаг к укреплению централизованной власти был сделан при У-ди, время правления которого (140-87гг. до н.э.) было наивысшим расцветом империи. Он ввел новый порядок наследования статуса ванов и хоу, которые теперь передавались не старшему сыну, а делились между наследниками, что привело к уменьшению наследственных владений и ваны практически решили реальной власти.

У-ди было восстановлено ведомство инспекции, которые контролировали окружных чиновников. Изменилась и система назначения чиновников. Начальники округов должны были систематически рекомендовать кандидатов на замещение чиновничьих должностей из числа наиболее способных молодых людей. В столице была создана академия, выпускники которой, как правило, становились чиновниками. Изменения затронули и высших должностных лиц. Права первого министра были ограничены. У-ди сам контролировал деятельность администрации.

Была предпринята попытка унификации идеологии. Конфуцианство стало единой государственной идеологией. Однако это не было чистое конфуцианство, в него были привнесены некоторые положения легизма, прежде всего тезис о значении закона как средства управления страной. Добившись стабилизации внутри страны, У-ди обращает свои взоры за пределы своего государства.

В это же время один из предводителей сюнну Маодунь сумел объединить разрозненные племена в мощный союз. В 200г. до н.э. Гао-цзу попытался напасть на сюнну, но чудом избежал плена. Ханьские правители вынуждены были пойти на унизительный союз. У-ди решает покончить с этим положением. Военные кампании 127-119гг. до н.э. принесли первые победы ханьским войскам. Постепенно характер войны меняется: вместо оборонительной, какой она была вначале, она превращается в захватническую.

В это же время начинаются первые контакты Хань со странами “Западного края”. Готовясь к войне с сюнну, У-ди направил своего посла Чжан Цяня на поиски племен даюэчжи. Ему не удалось выполнить непосредственную миссию, однако он привез сведения о Бактрии, Парфии, Фергане и других странах Средней Азии, с которыми позднее были установлены отношения. В Китай из Средней Азии проникают некоторые сельскохозяйственные культуры (виноград, бахчевые), музыкальные инструменты, а позднее – буддизм.

Расширение территории Хань на юго-западе было связано с поисками путей в Индию, о которой слышал во время путешествий Чжан Цянь. И хотя путь в Индию не был найден, к территории Хань были присоединены большие территории “юго-западных варваров”. Еще одним объектом экспансии становится Корейский полуостров, где создаются ханьские округа.

Такая захватническая политика не могла не привести к кризису. Для поддержания армии нужны были средства. И У-ди принимает предложение о введении государственной монополии на добычу соли и производство железных орудий. Вскоре после введения монополии против нее стали выступать многие государственные деятели. Результатом стала отмена монополий на производство и продажу вина, введенной в 98г. до н.э.

Одно из направлений экспансионной политики было создание на присоединенных землях системы военных поселений. Солдаты должны были нести службу на границе и в то же время заниматься земледелием. В 89г. до н.э. обсуждалось предложение организовать далеко на западе новые военные поселения. В манускрипте, изданном императором, от отклонил это предложение и признал, что завоевательная политика только утомила страну и раскаивается. Так закончился “золотой век У-ди”. Во второй половине 1в. до н.э. страна опять оказалась в кризисе.

Социально-экономические отношения . Высшую прослойку господствующего класса составляла титулованная знать. В эпоху Хань существовало более 20 рангов. Титул мог быть пожалован императором за заслуги, его можно было купить. Наиболее многочисленным был класс свободных простолюдинов, к которым относились прежде всего непосредственные производители-земледельцы, а также мелкие и средние ремесленники и торговцы.

Особое место занимали раб, которые были как частными, так и государственными (частные – разорившиеся простолюдины; государственные – родственники лиц, совершивших преступления). Дети рабов считались рабами.

Вместе с тем сравнительно легко можно было перейти из одного социального слоя в другой. Разбогатевший простолюдин мог купить себе любой ранг. Представители знати, вызвав неудовольствие императора, могли быть обращены в рабов. Наконец, раб мог рассчитывать на возвращение в число свободных. В 1в. до н.э. была широко распространена работорговля. Сделки по продаже рабов оформлялись официальным документом. Цены на рабов были очень высокими.

Существовало два вида налогов – поземельный и подушный. Если в начале империи Хань поземельный налог был снижен для восстановления экономики, то в 1 тыс. до н.э. положение изменилось. Поземельный налог платили землевладельцы, подушный же – непосредственные работники на земле. Подушный налог постоянно повышался, он выплачивался не зерном, а деньгами. Подушным налогом обычно облагалось население от 7 до 56 лет. Однако при У-ди его стали взимать с детей, начиная с трех лет.

Легализация купли-продажи земли приводит к обезземеливанию значительной части крестьян, которые вынуждены брать землю в аренду и платить половину урожая. Все большее распространение получает наемный труд. Идет процесс концентрации земли в руках крупных богачей.

Формирование Парфии как независимой державы по времени совпало с отделением от Селевкидов Греко-Бактрии и относится к 250 г. до н.э. Первоначально царем Парфии объявил себя ее бывший селевкидский сатрап. Но вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами под предводительством Арилака. В своем развитии окраинных владений до могущественной державы, выступившей наследником селевкидов и соперником Рима. Таким образом, первый правитель Парфии Аршак приложил немало усилий для увеличения своих владений и присоединил к ним Гирканию (область на Юго-востоке от Каспия). В 209 г. до н.э. при Антиохе III была предпринята попытка вернуть восточные сатрапии. Исход военных действий был неудачен для Парфии. Страна сохранила фактическую независимость признав верховенство селевкидов. При Митридате I (171-138 гг. до н.э.) была присоединена Мидия, - власть также распространилась и в Месопотамии, где в 141г. до н.э. был признан "царем" в Вавилоне. Митридату II (123-87гг. до н.э.) удалось локализовать угрозу продвижения кочевых племен в восточной области Парфии, выделив для сакских племен особую провинцию на востоке – Сакастан (сов. Сеистан). Таким образом Парфия превратилась в довольно крупную державу, в состав которой помимо парфянских земель вошла вся территория современного Ирана и Месопотамия. Продвижение на запад неминуемо вело к столкновению с Римом. В результате этих столкновений (сер. 1 в. до н.э.) парфяне были оттеснены к Ефрату, а римский поход на Мидию (в 38 г. до н.э.) закончился неудачей. Начавшиеся в Парфии междуусобицы привели к появлению на парфянском престоле римских ставленников. Но в 11 г. н.э. представители, стремящиеся к стабилизации обстановки приводят к власти младшего Аршакида – Артабана III, который выступает за развитие собственных парфянских традиций, делает попытку централизации власти. ограничивает управление крупных городских центров в Месопотамии и Эламе. С конца 1 – нач. II в. н.э. происходит ослабление Парфянской державы из-за роста самостоятельности отдельных провинций, возрастает тенденция к сепаратизму отдельных провинций, борьба с Римом. Военные поражения ослабляли Парфию. Былые провинции и вассальные царства превратились в самостоятельные государства. В этих условиях возвышение одного из вассальных царств – Персиды – было лишь внешним проявлением давно назревавшего взрыва. В 20-х гг. III в. аршакидская Парфия покорится силам, сплотившимся вокруг нового претендента на верховную власть – Арташира Сасанида из Персиды.

Общество: Интенсивное развитие Парфии не могло не отразиться на общественных отношений достигших значительного классового антагонизма. Большую роль в хозяйстве играл труд рабов. Причём дети рабов также оставались рабами. Формы эксплуатации работ были весьма различны. Их труд использовали на рудниках, в с/х поместьях, домашнем хозяйстве. Тяжёлым было и положение рядовых общинников, плативших больше налоги государству. Социальную верхушку общества образовывали царский род Аршакидов, владевший обширными землями и парфянская знать, экономическая самостоятельность, которой во многом обусловила её значительную роль в державе.

Существующая система эксплуатации требовала чёткой работы административного и фискального аппарата центрального правительства. Однако, внутренняя структура Парфянского государства отличалась противоречивостью. В ней отразились тенденции, связанные со стремлением создать прочную централизованную державу, и некоторая аморфность политических органов, несущих черты архаического общественного уклада. Царская власть рассматривалась, как принадлежавшая роду Армакидов в целом, а царя выбирали два совета – племенной знати и жрецов. С расширением границ Парфянской державы в её состав вошли небольшие полузависимые царства с местными правителями, греческие города, Месопотамии и других областей, имеющих по существу, автономию. В результате этого, Парфия не представила мощного централизованного государства, что и было источником её внутренней слабости.

Со смертью императора Коммода начались внутренние распри, войны между претендентами на престол, опиравшимися на те или иные легионы, расквартированные в провинциях, или на преторианскую гвардию в столице. Политическое равновесие между отдельными соперничавшими общественными силами, царившее в Риме эпохи Адриана и Марка Аврелия, отошло в прошлое. Одержавший победу над другими претендентами на власть Септимий Север повел в конце II - начале III в. политику, враждебную сенату, рассчитывая исключительно на поддержку со стороны войска. Распустив старую преторианскую гвардию, состоявшую из полноправных римских граждан, а создав новую, рекрутировавшуюся из солдат дунайских и сирийских легионов, а также сделав офицерское звание доступным любому выходцу из провинции, Септимий Север углубил начатый еще при Адриане процесс варваризации армии. Тот же политический курс - ослабление позиций сената и опора на войско - продолжил сын императора, Марк Аврелий Антонин Каракалла. Знаменитый эдикт Каракаллы 212 г., предоставивший права римского гражданства всему свободному населению империи, явился завершением длительного исторического развития Римского государства от маленького замкнутого италийского полиса к универсалистской космополитической империи.

За убийством заговорщиками Каракаллы последовал недолгий период хаоса и распада в правление молодого, но развращенного и ненавистного всем императора Бассиана, прозванного Гелиогабалом за свою приверженность культу Солнца, который он хотел официально ввести в Риме вместо традиционной римской религии. Гелиогабал также погиб от рук заговорщиков, и только при его двоюродном брате, Александре Севере, наступило - впрочем, столь же недолгое - успокоение: новый император пытался достичь согласия с сенатом, усилить дисциплину в армии и одновременно снизить расходы на ее содержание, чтобы вообще ослабить ее роль в жизни государства. Понятно, что недовольство войска привело к новому заговору: в 235 г. Александр Север был убит, и с этого момента начался полувековой период политического хаоса, отмеченный борьбой за власть между различными претендентами, выходцами из простых солдат, опиравшимися только на их поддержку.

«Солдатские императоры сменяли друг друга на престоле с головокружительной быстротой и обычно погибали насильственной смертью, несмотря на то что некоторые из них, например Деций, Валериан и Галлиен, стремились как-то нормализовать обстановку. При этом они, как правило, апеллировали к старым государственным и религиозным традициям Рима, что приводило, в частности, к вспышкам гонений на христиан. Внутри- и внешнеполитическая ситуация оставалась крайне тяжелой: императорам приходилось не только давать отпор германским племенам франков, алеманнов, готов, но и бороться с узурпаторами, появлявшимися то здесь, то там в провинциях, где верные узурпаторам легионы провозглашали их императорами. В течение III в. многие провинции на продолжительное время вообще порывали всякие связи с Римом и становились фактически независимыми. Только в начале 70-х годов III в. императору Аврелиану удалось вновь подчинить власти Рима отпавшие провинции Галлию и Египет.

Справившись с этой задачей, Аврелиан начал именовать себя «восстановителем мира», а позднее приказал называть его «государь и бог», на что его предшественники не решались, опасаясь посягнуть на еще сильные в Риме республиканские, антимонархические традиции. На Марсовом поле был воздвигнут при Аврелиане храм Непобедимому Солнцу как высшему божеству и верховному покровителю государства. Но и присвоив себе титул «государя и бога», император не избежал общей участи римских правителей того столетия - в 275 г. он был убит заговорщиками, и политический хаос вновь воцарился на всей территории империи.

Распад государственной системы, внутренние междоусобицы, нападения германских племен и длительные безуспешные войны с персами, создавшими в III в. могущественную державу Сассанидов, - все это усугубляло острый экономический и социальный кризис римского общества, ставший очевидным еще на исходе предыдущего столетия. Коммуникации в империи стали ненадежны, что подорвало торговлю между провинциями, стремившимися теперь ко все большей хозяйственной самостоятельности и замкнутости, ограничивая масштабы производства размерами, достаточными лишь для удовлетворения потребностей своего населения.

Центральная власть испытывала хроническую нехватку средств, ибо расходы на содержание императорского двора, должностных лиц, армии опустошали казну, доходы же с провинций поступали нерегулярно. В провинциях, как уже говорилось, нередко всем заправляли узурпаторы, а не представители римских властей. Чтобы справиться с финансовыми трудностями, государство нередко прибегало к обесцениванию денег: так, уже при Септимии Севере содержание серебра в денарии сократилось наполовину, при Каракалле еще уменьшилось, а к концу III в. серебряный денарий был по существу медной, лишь слегка посеребренной монетой. Инфляция, обесценивание денег вызвали усиленную тезауризацию старой, полноценной монеты, т. е. ее накопление в кладах, многие из которых были позднее раскопаны археологами. О размерах таких кладов может свидетельствовать находка, сделанная в Кёльне: более 100 золотых монет и свыше 20 тыс. серебряных. Инфляции сопутствовал рост денежных вложений в приобретение земельных владений. Арендная плата за землю повышалась, что вело к разорению колонов, все больше вытеснявших из сельского хозяйства рабов; теперь колонам приходилось очень трудно, и многие из них оставили деревню. Эдикт Каракаллы, предоставивший права римского гражданства всему свободному населению империи, имел, несомненно, фискальные цели, а именно охватить всех подданных императора единой налоговой системой. Росло долговое бремя, стремительно повышались цены, количество же рабочих рук сократилось, ибо доставлять все новых рабов было уже неоткуда. К тому же усиление эксплуатации рабов и колонов вызывало с их стороны упорное сопротивление. Во второй половине III в. по всем провинциям империи, особенно в Африке и Галлии, прокатилась волна восстаний угнетенных и обнищавших низов. Восстания эти были наиболее ярким симптомом кризиса рабовладельческого общества.

Культура древнего Рима 3 века нашей эры

Клонясь к упадку, античный мир сумел, однако, создать в то время последнюю оригинальную философскую концепцию - неоплатонизм, явившийся как бы синтезом идеалистической греческой философии предшествовавших столетий. Основатель неоплатонизма - Плотин из египетского города Ликополь. Хотя сам он называл себя лишь толкователем, комментатором Платона, в действительности разработанная Плотином система, которую он позднее преподавал в Риме, была значительным развитием платоновского идеализма, обогащенного элементами стоицизма и пифагорейства, восточной мистики и синкретической философии Филона Александрийского. Плотин признавал единственным сущим некий трансцендентный абсолют - «единое», из которого, как свет из солнца, исходят все менее совершенные формы бытия - так называемые гипостазы: мир идей, мир душ и, наконец, мир тел. Цель жизни - возвращение человеческой души к ее источнику, т. е. познание ею «единого», слияние с ним, что достигается не путем рассуждения, но путем экстаза; сам Плотин, по его словам, испытывал такой экстаз несколько раз в жизни. Философия Плотина и его последователей-неоплатоников проникнута духом возвеличения аскетического, абстрактного, спиритуалистического и отрицания телесного, мирского. Учение это как нельзя лучше отражало атмосферу идеологического и социального кризиса и сразу получило широкое распространение во всей империи, оказав, в частности, сильное влияние на раннее христианство. Наряду с неоплатониками, остававшимися язычниками, как ученик Плотина Порфирий или Ямвлих, основатель и руководитель школы неоплатоников в Сирии, мы находим многочисленных неоплатоников также среди писателей христианских. Виднейшие из них - неутомимый и плодовитый Ориген Александрийский, отождествлявший вечный Логос, или Слово, с образом евангельского сына божьего Иисуса Христа, и ученик Оригена Дионисий Великий из Александрии.

На протяжении всего III в. христианство продолжало усиливаться, и жестокие репрессии, которые обрушили на приверженцев новой религии императоры середины III в., не смогли остановить его распространения. Наряду с писавшим по-гречески автором бесчисленных сочинений по христианской философии Оригеном появлялись первые латинские христианские писатели. Все они: и страстный, неистовый полемист, апологет христианства Тертуллиан, и изысканный Минуций Феликс, также написавший апологию христианства в форме диалога под заглавием «Октавий», и карфагенский епископ Килриан, неустанно боровшийся против еретиков за единство христианской церкви и поддержание церковной дисциплины, все они были уроженцами римской Африки, где возник важный церковный центр в Карфагене и где бурно развивались христианская философия и литература. Славилась и александрийская школа, выдвинувшая таких знаменитых христианских богословов, как Климент Александрийский и Ориген, написавший чуть ли не 6 тыс. книг по теологии, философии, филологии.

В то же время среди языческих авторов тех лет выдающиеся таланты стали очень редки. В историографии можно назвать разве что греческого историка Диона Кассия Кокцеяна из Вифинии, активного политического деятеля конца II - начала III в., составившего обширную «Римскую историю» в 80 книгах, ставшую для греческого читателя таким же исчерпывающим сводом знаний о прошлом Рима, каким была некогда «История» Тита Ливия дм читателя латинского. Произведение Диона Кассия всецело окрашено риторикой: драматическое изложение событий, нередко приукрашенных, шаблонные описания битв, пространные речи исторических персонажей и т. д. Значительно менее одаренным историком был грек Геродиан из Сирии, добросовестно и подробно, но без особенного литературного мастерства изложивший события, происшедшие в империи после смерти Марка Аврелия и до 238 г. Вклад латинских, писателей в историографию III в. был совершенно незначительным: мы не знаем в римской литературе тех десятилетий ни одного сочинения, подобного хотя бы «Жизни двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла.

Так же обстояло дело и в других областях культурной деятельности. Греческая «вторая софистика», расцвет которой пришелся, как уже говорилось, на эпоху Антонина Пия и Марка Аврелия, имела своим последним представителем ритора и писателя начала III в. Филострата Младшего. Он словно бы подвел итоги этому направлению интеллектуальной жизни, составив «Жизнеописания софистов» - из этой книги мы как раз и узнаем о многих из них. Филострат оставил, кроме того, интересный софистический трактат «О гимнастике». Как бы ни были скромны его заслуги в философии и риторике, стоит вспомнить, что в римской литературе III в. не было даже своего Филострата. Засуха поразила и поля латинской поэзии, да и греческая поэзия обогатилась тогда едва ли не исключительно поэмами Оппиана о рыбной ловле и охоте, написанными при Каракалле.

Столь же мало славных имен найдем мы в это время и в науке, если не брать юриспруденцию, где в III в. блистали выдающиеся правоведы Эмилий Папиниан, уроженец Сирии, много сделавший для систематизации понятий римского права, и его земляк Ульпиан, стремившийся свести воедино накопленные античными юристами трактовки самых разнообразных правовых вопросов. В эту же эпоху появилось обширное компилятивное сочинение грека Диогена Лаэрция (или Лаэртского) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» - ценнейший источник для истории греческой античной философии. В области филологии заслуживают внимания комментарии к поэзии Горация, составленные Акроном и Порфирионом.

Снижением художественного уровня отмечено и развитие изобразительных искусств. Многочисленные барельефы, представляющие сцены сражений, на арке Септимия Севера не связаны органично с архитектурой арки и не имеют больших художественных достоинств; скульптурная техника - жесткая, без нюансировок. Среди памятников пластики чаще всего встречаются мраморные саркофаги и погребальные урны, на которых изображены мифологические сцены и похоронная символика. Замечателен, однако, реализм скульптурных портретов того времени. Один из самых выразительных - мраморный бюст Каракаллы: скульптор мастерски отобразил энергию и решимость, но одновременно жестокость и грубость развращенного правителя. Кратковременный расцвет пластических искусств в середине III в. проявился также в портретах Галлиена и Плотина.

В архитектуре видно стремление к монументальности, о чем свидетельствуют хотя бы развалины просторных терм, построенных при Каракалле на южном склоне Авентинского холма. Войны, перевороты, финансовый кризис не способствовали активной строительной деятельности. Символом преодоления очередного внутреннего кризиса, но в то же время сохраняющейся нестабильности, охватившей всю империю, стали оборонительные стены Рима, воздвигнутые императором Аврелианом в 271 г. и тянущиеся вокруг столицы на протяжении 19 км. Характерны для того периода также величественная архитектура и скульптура провинциального города Пальмира в Сирии, соединившие в себе черты римского провинциального искусства с чертами искусства восточного с его пышной, даже избыточной орнаментикой, особой экспрессией в изображении лиц и стилизованной передачей одежд.

В свою очередь. Восток оставался источником религиозных влияний. Задолго до официального принятия христианства правящая верхушка империи начала стремиться к реорганизации культов, к введению единой государственной религии. Об этом, несомненно, думал и Гелиогабал, пытаясь утвердить в Риме культ сирийского бога Ваала, почитаемого как Непобедимое Солнце. Этому богу император хотел подчинить все иные божества, что выразилось, в частности, в перенесении в храм Ваала не только священного камня Великой Матери богов, но и различных святынь традиционной римской религии, таких, как щит салийских братьев или огонь богини Весты. Символом победы Ваала над Юпитером был тот факт, что в титулатуре Гелиогабала слова «жрец непобедимого бога Солнца» предшествовали словам «верховный понтифик». Империя ориентализировалась, и хотя после убийства Гелиогабала культ Ваала был упразднен, спустя несколько десятилетий в Риме возобладала та же тенденция к утверждению единой для всех религии, когда император Аврелиан вновь ввел культ Ваала как культ Непобедимого Солнца - верховного покровителя государства.