Болезни Военный билет Призыв

М.И. Туган-Барановский о социализме. Экономические теории институционализма

Биография М.И. Туган-Барановского

Туган-Барановский Михаил Иванович (8.1.1865, Харьковская губерния, -- 21.1.1919, близ Одессы), русский экономист, историк, один из представителей "легального марксизма". Вступил в партию кадетов в период Революции 1905--07. В конце 1917 -- январь 1918 был министром финансов контрреволюционной Центральной рады. Окончил Харьковский университет (1888). В 1895--99 приват-доцент Петербургского университета по кафедре политэкономии; с 1913 профессор Петербургского политехнического института. Получил степень магистра политэкономии за работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь" (1894). Главную причину кризисов Туган-Барановский видел не в противоречии между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения, а в особенностях движения ссудного капитала, в ограниченности банковских ресурсов. Итогом изучения истории русской промышленности явилась книга "Русская фабрика в прошлом и настоящем" (т. 1, 1898), фактический материал которой и ряд частных выводов и наблюдений сохранили своё значение и ныне.

В 90-е гг. Туган-Барановский изучал работы К. Маркса, но встал на позиции "легального марксизма"; активно участвовал в спорах с либеральными народниками, доказывая, что капитализм в России прогрессивен и исторически обусловлен. С 1900-х гг. открыто выступал в защиту капитализма с ревизионистской критикой основных положений марксизма. Издал "Теоретические основы марксизма" (1905), в которых объявил теорию Маркса только "отчасти верной", и "Основы политической экономии" (1909). В. И. Ленин относил Туган-Барановского к буржуазным демократам, "... для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, как для нас, а к буржуазному либерализму" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 96). Туган-Барановский участвовал в кооперативном движении, которому посвятил ряд работ; наиболее значительная "Социальные основы кооперации" (1916). В 1917--1918 гг. был министром (секретарем) финансов Украинской народной республики. Принимал участие в создании Украинской академии наук. Умер 21 января 1919 в Одессе в вагоне поезда, которым в составе украинской делегации ехал на Версальскую мирную конференцию.

М.И. Туган-Барановский о социализме

Гуманистические принципы раннего марксизма были в центре философии русского народничества. Социализм, согласно народнической концепции - это необходимая стадия общественного прогресса, потому что он реализует внутренне присущие человечеству черты коллективизма, солидарности. Типы народных форм производства должны были включать не только самоуправление конкретных экономических единиц, но и уравнительное начало. Более того, уравнительное начало рассматривалось "народниками" как движущий элемент перехода к социализму. Представляют интерес взгляды П.Л.Лаврова.

Ведущим направлением конца девятнадцатою века были представители марксистского направления, получившего название "легального марксизма" (П.Б.Струве, Тюган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев). Своими работами они способствовали развитию марксизма, начиная от теории ценности и кончая теорией экономических конъюнктур. Н.А.Бердяев (1874-1948) и С.Н.Булгаков (1871-1944) положили начало современным концепциям этического социализма, акцентируя внимание на проблеме духовных ценностей: человеческую личность они рассматривали как абсолютную ценность бытия.

Известный русский экономист М.И.Туган-Барановский также большое внимание уделяет проблемам экономического и социально-политического развития России. В 1906 г. он выпустил специальную работу "Современный социализм в своем историческом развитии", а в 1918 г. - "Социализм как положительное учение". В этих работах социализм рассматривался в узком и широком смысле слова. Социализм в узком смысле слова представал как специфическая форма товарного хозяйства, в которой сочетаются элементы капитализма и индекализма. Под последним понималась система, в которой рабочие данного предприятия непосредственно принимают участие в его управлении и распределении полученного продукта.

Конечный продукт развития - социализм - в широком смысле слова представал как некий анархический коммунизм, где новый уровень производительных сил сочетается с появлением нового типа человека. Происходит органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов.

В отличие от представителей народничества М.И.Туган-Барановский считает, что Россия уже встала на путь развития капитализма и весь вопрос заключается в том, что несет капитализм - гибель или "с ним загорается заря надежды". В традициях русской социально-экономической мысли он критикует капиталистическую систему хозяйства, отмечая что при данном строе огромное большинство населения обречены постоянно служить средством для увеличения 6лагосостояния других общественных классов, несравненно менее многочисленных. Поэтому неизбежен переход к социалистическому обществу. Цель социализма, как отмечает М.И.Туган-Барановский, устроить жизнь на началах свободы, правды и справедливости. Он считал, что в основе социализма как учения о справедливом обществе должна лежать этическая идея, сформулированная И.Кантом - Идея о равноценности человеческой личности, о человеческой личности как цели в себе. М.И.Туган-Барановский пишет, "...что люди равны по своим правам на жизнь и счастье, равны по тому уважению, к каким мы должны относиться к интересам их всех, они равны по бесконечной ценности, которой обладает личность каждого из них". При социализме, по его мнению, развитие каждой отдельной личности становится главной общественной целью.

Большое внимание М.И.Туган-Барановский уделяет анализу типов социализма, выделяя государственный, коммунальный и синдикальный социализм, считая при этом, что именно государственный социализм придает общественному производству пропорциональность и планомерность и дает возможность быстрого роста общественного богатства. государственным социализмом, по мнению М.И.Туган-Барановского, может быть назван такой строй социализма, при котором хозяйственной единицей являлось бы все государство. Под синдикальным социализмом М.И.Туган-Барановский понимает такую форму социалистического строя, при которой средства производства принадлежат не всему государству, как целому, но отдельным группам рабочих, работающих при помощи этих средств производства. При этом каждая из этих групп рабочих является автономной и самоуправляющейся производственной единицей. Однако при этом типе социализма роль государства остается очень значительной, так как только государство может согласовывать, действия различных рабочих ассоциаций.

При коммунальном же социализме государство совершенно исчезает или его роль сводится к очень незначительным функциям. Самым замечательным представителем коммунального социализма М.И.Туган-Барановский считал Ш.Фурье.

В работе "Социализм как положительное учение" М.И.Туган-Барановский подчеркнул, что для построения хозяйственного плана социалистическое общество будет вычерчивать кривые полезности по каждому продукту и кривые их трудовой стоимости, и в точке их пересечения будет отыскиваться оптимальная цена на все виды продуктов.

Рассматривая государственный социализм М.И.Туган-Барановский отмечает, что хотя последний и обеспечивает планомерность, пропорциональность развития и приоритет общественных потребностей, но он сохраняет элементы принуждения и противоречит идее полного и свободного развития человеческой личности.

И потому, согласно убеждению М.И.Туган-Барановского, хотя создание общественного богатства и обладает "значительной положительной ценностью", но оно не может идти за счет принижения человеческой личности. Не может считаться общественным благом низведение трудящегося человека до простого винтика огромного государственного механизма, до "простого подчиненного орудия общественного целого". Поэтому М.И.Туган-Барановский предлагает дополнить систему государственного социализма элементами коммунального и синдикального социализма. Он считает, что в наибольшей степени соответствует Идеалу свободного развития человека такая форма организации труда как кооперация, поскольку она строится на взаимном согласии членов при свободе вступления и выхода из кооперативной организации.

В тенденции, по мнению М.И.Туган-Барановского, общество должно до конца превратиться в добровольный союз свободных ладей - стать насквозь свободным кооперативом.

Следует обратить внимание, что социальным идеалом М.И.Туган-Барановского является не социальное равенство, а социальная свобода. Общество совершенно свободных людей - вот, по его мнению, конечная цель общественного прогресса. В приближении к социалистическому идеалу и заключается весь исторический прогресс человечества. Это положение явно имеет много общего с идеей Маркса, рассматривающего будущее общество как союз свободных людей, работающих общими средствами производства и планомерно расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общую силу.

туган барановский марксизм инвестиционный цикл

Туган-Барановский Михаил Иванович (1865 - 1919) - известный русский экономист и историк. Окончил Харьковский университет (1888). Получил стопень магистра политэкономии за работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние иа народную жизнь" (1894). Первоначально представитель "легального марксизма", позже перешел на либерально-демократические позиции, вступил в партию кадетов. Известен как один из организаторов и видных деятелей дореволюционного кооперативного движения. Сотрудничал в журналах "Мир Божий", "Начало", "Вестник Европы" и других. Совместно с М. М. Ковалевским.и М. С. Трушевским редактировал издание "Украинский народ в его прошлом и настоящем". В 1917 - 1918 годах состоял министром финансов украинской Центральной Рады. Автор книг: "Русская фабрика в прошлом и настоящем" (1898), "Теоретические основы марксизма" (1905), "Основы политической экономии" (1909), "Социальная теория распределения" (1913).


Туган-Барановский Михаил Иванович (1865, Купянский у. Харьковской губ. - 1919, ок. Одессы) - экономист. Род. в дворянской семье. Окончив классическую гимназию, поступил на физико-математический ф-т Харьковского ун-та. За участие в студенческом рев.-демократическом движении был исключен из ун-та, но революционером не стал. Осознавая необходимость полит. борьбы и мечтая о социализме, понимаемом им как общество без эксплуатации, в к-ром появится возможность переустройства всей духовной культуры и расцвета гармонической личности, Туган-Барановский основывал свою веру на постулатах И. Канта, считал, что "как верховная цель в себе, человек не может быть никогда обращен в средство для других целей", и поэтому отрицал якобинство. Получив разрешение вернуться в ун-т, Туган-Барановский в 1889 сдал экзамены за курс юридического и физико-математического ф-тов и был удостоен степени кандидата. С 1893 служил без усердия в департаменте Министерства финансов. Успешно преподавал в женском уч-ще Коммерческого счетоводства, Петербург, ун-те и на Высших женских курсах, но только после Февральской рев. 1917 был утвержден в звании профессора. В 1898 за исследование по истории капитализма "Русская фабрика в прошлом и настоящем" Туган-Барановский получил степень доктора полит, экономии. Принадлежал к "легальным марксистам" и писал, что "никогда не был неограниченным поклонником Маркса и всегда относился к его теории, признавая ее сильные стороны, критически". В 1908 Туган-Барановский критиковал тоталитарную утопию о миллионах бездумно послушных счастливцев и пастырях, несущих за них бремя власти и ответственности. Теоретические работы Туган-Барановский - "Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма" (1903), "Теоретические основы марксизма" (1905), "Социализм как положительное учение" (1918) и др. - формулировали реалистическую программу хозяйственного развития. Он полагал, что кооперация, основанная на свободной самоорганизации, - прообраз будущего общества. Туган-Барановский активно участвовал в кооперативном движении, пропагандируя его в научных работах, в журн. "Вестник кооперации", к-рым руководил с 1909. Член кадетской партии, Туган-Барановский выдвигался в Гос. думу, но не был избран. Октябрьской рев. не принял. После короткого пребывания на посту министра финансов украинской Центральной рады Туган-Барановский отошел от полит, деятельности, занимаясь преподаванием и наукой. Умер от приступа стенокардии.

Экономические теории институционализма

К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.

Институционализм (с лат. institutio – "обычай, наставление") – направление экономической мысли, которое сформировалось в 20–30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) во времени, а также для изучения социального контроля общества над экономикой.

Институты – это первичные элементы движущей силы общества, рассматриваемые в историческом развитии. Среди институтов выделяют:
– общественные институты – семья, государство, правовые нормы, монополия, конкуренция и т. д.;
– понятия общественной психологии – собственность, кредит, доход, налог, обычаи, традиции и т. д.

Институционализм характеризуется следующими положениями:
– основа анализа – метод описания экономических явлений;
– объект анализа – эволюция социальной психологии;
– движущей силой экономики наряду с материальными факторами являются моральные, этические и правовые, элементы в историческом развитии;
– трактовка социально-экономических явлений с точки зрения общественной психологии;
– неудовлетворение применением абстракций, присущих неоклассицизму;
– стремление к интеграции экономической науки с общественными науками;
– необходимость детального количественного исследования явлений;
– защита проведения антимонопольной политики государства.

В развитии институционализма выделяют три этапа.

Первый этап – 20–30-е годы XX века; он характеризуется формированием основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл.

Второй этап – середина XX века; изучались демографические проблемы, социально-экономические противоречия капитализма, была разработана теория профсоюзного движения; типичными представителями являются Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз.

Третий этап – 60–70-е годы XX века; этот этап называют неоинституционализмом, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Я. Ноув, Дж, Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Р. Коуз.

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865–1919) – великий экономист, ученый с мировым именем. Окончил Харьковский университет. В1894 году он опубликовал работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь", за которую был удостоен степени магистра Московского университета.


Взяв за основу идеи, изложенные в книге "Русская фабрика в прошлом и настоящем", М. И. Туган-Барановский защищает докторскую диссертацию.

В 1916 году выходит его работа "Социальные основы кооперации", а в 1918 году – "Социализм как положительное учение", где ученый описывает свои взгляды на социализм.

Переход к социализму М. И. Туган-Барановский считал неизбежным, поскольку при капитализме небольшая группа людей наживается за счет остальной многочисленной части общества. Основой социализма является идея о равноценности человеческой личности (эта идея была заимствована у И. Канта). М. И. Туган-Барановский выделяет три типа социализма:
- государственный – строй, при котором единицей хозяйствования является государство;
- синдикальный – строй, при котором значительная роль государства сочетается с автономией производственных единиц;
- коммунальный – строй, при котором роль государства незначительна.

М. И. Туган-Барановский говорил о том, что теория предельной полезности дополняет трудовую теорию стоимости. В доказательство он приводил следующее высказывание: "Полезность последних единиц продуктов... – их предельная полезность – должна быть обратно пропорциональна относительному количеству этих продуктов, производимому в единицу рабочего времени".

Относился к числу сторонников закона убывающего плодородия почвы, как части теории предельной полезности.

Промышленное производство в своем развитии циклично. В его развитии М. И. Туган-Барановский выделил две фазы:
- в первой фазе благодаря усиленному созданию основного капитала происходит расширение производства, усиливается спрос на товары;
- во второй фазе процесс формирования основного капитала закончен; это сопровождается перепроизводством средств из-за падения спроса на них.

Исходя из этого, М. И. Туган-Барановский формулирует закон инвестиционной теории циклов – фазы промышленного цикла определяются процессом инвестирования.

М. И. Туган-Барановский глубоко изучил проблемы теории и практики кооперации. Он разработал основные принципы кооперации: материальная заинтересованность; добровольность; использование труда только членов кооператива.

Специфика учения о заработной плате М. И. Туган-Барановского: рост прибыли и падение заработной платы – явление необязательное; рост производительности труда может сопровождаться одновременным ростом прибыли и заработной платы; рабочая сила не служит товаром, так как работник – личность, наделенная потребностями; размер заработной платы зависит от производительности труда и от социальной организованности рабочего класса.

Николай Дмитриевич Кондратьев (1892–1938) – русский экономист. Родился в семье крестьянина, закончил юридический факультет Петербургского университета. В октябре 1917 года был заместителем министра продовольствия во Временном правительстве. После октября 1917 года он работа в Сельскохозяйственной академии, а затем возглавил Конъюнктурный институт. В 1938 году был расстрелян по ложному обвинению.

Аграрный вопрос. Решение аграрного вопроса Н.Д. Кондратьев видел в социализации земли. Он приходит к выводу, что в деревне должно быть уравнительное семейно-трудовое пользование землей и каждому трудящемуся земля должна предоставляться безвозмездно.

Ученый выделял три приемлемые формы землепользования – личную, общинную и артельную, но считал, что выбор формы должен осуществляться на местах.

Кооперация. Н.Д. Кондратьев верил в возможность широкой кооперации в сельском хозяйстве. Положительные стороны кооперации заключаются в отсутствии акцента на прибыль и в возможности роста производительности труда. К принципам кооперирования ученый относил добровольность и последовательный переход к высшим формам кооперации.

Теория длинных волн. Анализ важнейших экономических показателей в четырех странах за период, примерно равный 140 годам, привел Н.Д. Кондратьева к мысли о существовании больших периодических циклов продолжительностью примерно 50 лет. Каждый цикл состоял из двух фаз – подъема и спада. Период продолжительности и причину возникновения циклов Н.Д. Кондратьев связывал с революционным обновлением производственных средств.

Александр Васильевич Чаянов (1888–1939) – крупнейший ученый, экономист-аграрник. Родился в Москве. Окончил Московский сельскохозяйственный институт. В 1919 году возглавил Научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономики. За свои взгляды был репрессирован и в 1939 году расстрелян.

Аграрный вопрос. Решение аграрного вопроса А.В. Чаянов видел в социализации земли. Сущность социализации, с его точки зрения, – в уравнительном распределении земли: по трудовой норме, то есть крестьянин должен получать надел земли, который он мог бы обработать трудом своей семьи, или по потребительской норме надела, чтобы доход с земли удовлетворил все потребности его семьи.

Теория крестьянского хозяйства. Крестьянское хозяйство ориентируется на оптимальное сочетание дохода и тягот труда. А.В. Чаянов говорил об исключительной выживаемости крестьянских хозяйств в условиях длительного и значительного падения цен, а также роста издержек, поскольку они не гонятся за прибылью.

Кооперация. Развитие деревни и выход из кризиса ученый видел в создании кооперации. Система кооперации представлялась ему как совокупность союзов кооперации, ведавшая отдельными отраслями крестьянского хозяйства.

А. В. Чаянов признавал преимущество крупного хозяйства над мелким. Для России, считал он, предпочтительно сочетание семейных крестьянских хозяйств с крупными кооперативами: последние берут на себя переработку, транспортировку и реализацию продукции, а также кредитование крестьянских хозяйств.

Туган-Барановский Михаил Иванович (1865-1919) - выдающийся российский экономист, историк, социолог, автор работ по истории и теории социализма, один из представителей «легального марксизма». В конце 1917 - январе 1918 г. министр финансов Украинской Центральной рады.

Ученый экономист с мировым именем Туган-Барановский родился в дворянской семье. Его род ведет начало от литовских татар, предки которых ведут свою родословную от Чингиз-хана. Вторая линия выходит на род польских шляхтичей Барановских. Еще будучи гимназистом, он увлекся философией Канта.

Окончив классическую гимназию, поступил в 1888 г. на физико-математический факультет Харьковского университета, из которого за участие в студенческом революционно-демократическом движении был исключен. В 1894 г. после чрезвычайно напряженной работы в крупнейших библиотеках Лондона и Петербурга М.Туган-Барановский представил в качестве магистерской диссертации обширное исследование «Промышленные кризисы». Диссертация сразу сделала известным имя ученого в отечественных и мировых научно-экономических кругах (через несколько лет работа была переиздана на немецком, а затем и французском языках). В 1895 г. М.Туган-Барановский становится приват-доцентом Петербургского университета, читая курс политической экономии, однако в 1899 г. был уволен министром народного просвещения как неблагонадежный. В 1898 г. он получил от Московского университета степень доктора за диссертацию “Русская фабрика в прошлом и настоящем”, но только после Февральской революции 1917 г. был утвержден в звании профессора.

В марте 1901 г. за участие в демонстрации был арестован и выслан из Петербурга. До 1904 года жил на Полтавщине, где принял участие в кооперативном движении. В 1904 г. М.Туган-Барановский возвращается в столицу на прежнюю должность, но уже всерьез увлеченным идеями кооперативного строительства. С 1908 г. М.Туган-Барановский становится одним из лидеров российского кооперативного движения, прежде всего как теоретик. С 1914 г. становится профессором политической экономии в Петербургском политехническом институте. В 1915-1916 годах он - гласный Петроградской думы. Февральскую революцию воспринял с воодушевлением. В апреле 1917 г. возглавил аграрную комиссию, которая разрабатывала программу аграрной реформы в России. Октябрьской революции не принял. Сотрудничал в журналах «Мир Божий», «Начало», «Вестник Европы» и других. Совместно с М.М. Ковалевским и М.С. Трушевским редактировал издание «Украинский народ в его прошлом и настоящем». Октябрьской революцию не принял. После короткого пребывания (1917-1918) на посту министра финансов Украинской Центральной рады Туган-Барановский отошел от общественной деятельности, занимаясь преподаванием и наукой. 21 января 1919 года в поезде по дороге в Париж (между Киевом и Одессой) скончался от приступа стенокардии. В многочисленных некрологах современники, потрясенные неожиданной и нелепой смертью 54-летнего ученого, в самых высоких словах оценивали и личность, и научные заслуги М.И.Туган-Барановского. Полный список его работ к настоящему времени, включая переиздания, насчитывает около 300 наименований .

Его неоднозначная и во многом противоречивая личность до сих рождает у историков и специалистов немало споров. Туган-Барановский ценил учение К. Маркса, хотя не разделял всех его взглядов. В 1890-е гг. он изучал работы К. Маркса, но встал на позиции «легального марксизма» ; активно участвовал в спорах с либеральными народниками, доказывая, что капитализм в России прогрессивен и исторически обусловлен. С 1900-х гг. открыто выступал в защиту капитализма с ревизионистской критикой основных положений марксизма. Издал «Теоретические основы марксизма» (1905), в которых объявил теорию Маркса только «отчасти верной», и «Основы политической экономии» (1909). Считавший себя последовательным сторонником марксизма Туган-Барановский, однако, не был принят в лагере ортодоксальных марксистов-ленинцев. В.Ленин причислял его к лагерю меньшевиков. Туган-Барановский участвовал в кооперативном движении, которому посвятил ряд работ; наиболее значительная «Социальные основы кооперации» (1916).

Две работы - о фабрике и кризисах - сделали их автору не только всероссийскую, но и общеевропейскую известность. Теоретические работы Туган-Барановский - «Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма» (1903), «Теоретические основы марксизма» (1905), «Социализм как положительное учение» (1918) и др. - формулировали реалистическую программу хозяйственного развития. Он полагал, что кооперация, основанная на свободной самоорганизации, - прообраз будущего общества. Туган-Барановский активно участвовал в кооперативном движении, пропагандируя его в научных работах, в журнале «Вестник кооперации», которым руководил с 1909 г.

Главным трудом о капитализме является его сочинение о промышленных кризисах, в котором он разрабатывает теорию реализации продуктов в капиталистическом обществе. В первом издании этой книги затруднения при реализации продуктов, обостряющиеся до депрессии и кризисов, объяснялись исключительно неорганизованностью капиталистического производства. Во втором, серьезно переработанном издании книги , Туган-Барановский ставит процесс реализации в связь не только с «отсутствием планомерной организации», но и с другими чертами капиталистического строя, при котором производство перестает служить средством удовлетворения человеческих потребностей, а становится целью само по себе, техническим моментом создания капитала. Законы капиталистической конкуренции требуют не только чрезмерной эксплуатации человека, но и технически совершенного развития организации в пределах одного предприятия, которая, как это ни парадоксально, сочетается с неорганизованность всего национального производства.

Указанные особенности капиталистического производства делают общее перепроизводство, как момент развития капиталистического хозяйства, необходимым. Глубокий анализ истории кризисов позволил ученому выделить три их общих основных характеристики: состояние товарного рынка, определенное им как перепроизводство, изменения в области денежного обращения и колебания кредита. По его мнению, главной из этих характеристик является первая - «перепроизводство», которое и послужило причиной большинства экономических кризисов в мире. В противоположность теории воспроизводства К.Маркса, М.Туган-Барановский считал, что причина кризисов, периодически потрясающих капиталистическую экономику, коренится не в абсолютном недопотреблении народных масс, а в диспропорциональном развитии базовых отраслей народнохозяйственных систем .

В книге «Промышленные кризисы» Туган-Барановкий провел специальный анализ динамики положения рабочего класса в условиях капитализма и под влиянием его циклического развития. Его выводы опровергали положение К.Маркса о неизбежном обнищании пролетариата в условиях капитализма. М.Туган-Барановский был в то время едва ли не единственным исследователем циклов и конъюнктуры, обратившим внимание на их социальную составляющую . Его исследования продолжил в 1920-е годы Н.Д.Кондратьев, также получивший мировую известность.

Итогом длительного изучения истории русской промышленности явилась книга М.Туган-Барановского «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898) , фактический материал которой и ряд частных выводов и наблюдений сохранили своё значение и ныне. Это один из самых капитальных трудов по экономической социологии и социологии труда. Она представляла собой докторскую диссертацию. История социально-экономической мысли знает еще один подобный пример - докторская диссертация Эмиля Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893), которая также вошла в число фундаментальных монографий.

Ее автор задался целью «без излишних деталей», как он сам выразился, извиняясь, быть может, за неполный перечень всей совокупности фактов, касающихся истории отечественной промышленности, изобразить «изменения внутреннего строя русской фабрики под влиянием изменения общественно-экономической среды. Мне хотелось показать, каким образом первоначальная купеческая фабрика, возникшая на почве экономических условий петровской России, превратилась в течение XVIII в. в дворянскую фабрику, основанную на принуди-тельном труде; как эта последняя постепенно отмирала в николаевскую эпоху и замещалась новейшей капиталистической фабрикой, отчасти вы-росшей из кустарной избы; как изменялся в различные эпохи состав фабри-кантского класса и слагался класс фабричных рабочих. Я старался обрисо-вать взаимные отношения крупной и мелкой промышленности в крепостной России, когда русская фабрика еще почти не знала машины, и в наше время — время господства машины... я рассматривал фабричное законодательство и господствующие в обществе взгляды и воззрения на вопросы фабричного строя, как выражение данного соотношения общественных сил» .

Грандиозность замысла требовала для своей реализации не одного тома. К большому сожалению, второй том «Русской фабрики» так и не вышел. Точно также замысел К.Пажитнова изложить историю становления рабочего класса тоже не умещался в рамках одного тома и ему потребовалось для этого целых три их.

Не последнее место в его творческом наследии занимали проблемы социализма. Осознавая необходимость политической борьбы и мечтая о социализме, понимаемом им как общество без эксплуатации, в котором появится возможность переустройства всей духовной культуры и расцвета гармонической личности, Туган-Барановский основывал свою веру на постулатах И. Канта, считал, что «как верховная цель в себе, человек не может быть никогда обращен в средство для других целей», и поэтому отрицал якобинство. В 1906 г. М.Туган-Барановский выпустил работу «Современный социализм в своем историческом развитии», а в 1918 г. - «Социализм как положительное учение». В них социализм рассматривался в узком и широком смысле слова. Социализм в узком смысле представал как специфическая форма товарного хозяйства, в которой сочетаются элементы капитализма и синдикализма. Под последним понималась система, в которой рабочие данного предприятия непосредственно принимают участие в его управлении и распределении полученного продукта. Конечный продукт развития - социализм - в широком смысле слова представал как некий анархический коммунизм, где новый уровень производительных сил сочетается с появлением нового типа человека. Происходит органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов. Сходные реформистские идеи, по мнению М.В.Шишкина, были сформулированы в работах А. Исаева, И. Иванюкова, А. Шора . Туган-Барановский полагал, что кооперация, основанная на свободной самоорганизации, может быть прообразом будущего общества. Мечтая о социализме, понимаемом им как общество без эксплуатации, в котором появится возможность переустройства всей духовной культуры и расцвета гармонической личности, Туган-Барановский основывал свою веру на постулатах И. Канта, считал, что как верховная цель в себе, человек не может быть никогда обращен в средство для других целей, и поэтому отрицал диктатуру и насильственные методы изменения государственного строя.

Развивая трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности Туган-Барановский сформулировал известную теорему: предельные полезности пропорциональны трудовым затратам. Опираясь на данное теоретическое положение, его последователь Н. Столяров математически доказал ее истинность. М.Туган-Барановский писал, что теория предельной полезности и трудовая теория стоимости не являются взаимоисключающими, а, наоборот, дополняют и подтверждают друг друга . Он сформулировал знаменитый закон, согласно которому предельные полезности свободно воспроизводимых благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Значительный вклад был внесен Туган-Барановским в теорию распределения. В ней процесс распределения рассматривался как борьба различных классов за долю в общественном продукте. В росте самого продукта, т. е. в развитии производства, одинаково заинтересованы все классы . Этот подход позднее нашел развитие в трудах многих западных экономистов (Й.Шумпетер и др.). Туган-Барановский внес вклад и в теорию циклов, в которой предвосхитил современную концепцию «сбережения - инвестиции» главным фактором цикличности, по его мнению, является непропорциональность в размещении капитала, усилившаяся в связи с ограниченностью банковских ресурсов.

Туган-Барановский стал первым российским ученым-экономистом, провозгласившим необходимость соединения трудовой теории ценности с теорией предельной полезности. Наибольший вклад внес М.И. Туган-Барановский в теорию рынков и кризисов, анализ развития капитализма и формирования социализма, разработку социальных основ кооперации.

Работая доцентом, а в конце профессором Санкт-Петербургского университета, М.И.Туган-Барановский воспитал другого выдающегося ученого Н.Д.Кондратьева, открывшего в начале 1920-х годы большие циклы конъюнктуры. В 1923 г. вышла из печати книга Н.Д. Кондратьева о М.И. Туган-Барановском . В ней он отметил, что именно благодаря Туган-Барановскому экономическая наука в России была поднята на европейский уровень. По мнению Йозефа Шумпетера, “наиболее выдающийся русский экономист” М.Туган-Барановский впервые в мире разработал учение о закономерности цикличности экономической динамики, связанной с периодичностью промышленных кризисов, как фактора, который влияет на изменения в народной жизни .

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) - Известный русский экономист, общественный деятель, публицист, один из ведущих представителей «легального марксизма».

Уже после 90-х гг. Туган-Барановский отходит от ортодоксального восприятия идей Маркса и одним из первых выдвигает идею соединения трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности («Теоретические основы марксизма». 1905). Он утверждал, что предельные полезности свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Это соотношение получило название «теоремы Туган-Барановского» и активно обсуждалось в литературе, как с позиций поддержки (Н.А.Столяров, С.Г.Струмилин - позднее резко изменивший позицию), так и отрицания (Н.И.Бухарин, И.Г.Блюмин). Построил концепцию разноуровневости цен и ценностей (стоимостей) и их методической несоединимости (невыводимости) с теорией распределения («Социальная теория распределения», 1913). Важным было и то, что Туган-Барановский модифицировал схемы воспроизводства К.Маркса, введя три подразделения общественного производства, подверг критике Марксов «закон тенденции нормы прибыли к понижению». Доказательство, которое он применил, использовалось для решения проблемы «трансформации стоимости в цены» (В.К.Дмитриев, М.Добб, П.Сраффа).

Туган-Барановский не принадлежал к какому-то определенному направлению, пытаясь энциклопедически соединять марксизм, предельную полезность, бернштейнианство.

Много сделано им и в области теории социализма, где акценты делались на психологических факторах общественного развития и определялась неготовность России к социализму.

Был блестящим педагогом, выступал с публичными лекциями, вел студенческие научные кружки. Одним из его выдающихся учеников был Н.Д.Кондратьев - экономист с мировой известностью. По его учебнику «Основы политической экономии» училось не одно поколение студентов, даже и в 20-е гг. при советской власти.

М.И.Туган-Барановский был выдающимся деятелем кооперативного движения, участвовал в его руководящих органах, а в 1909г. создал и возглавил журнал «Вестник кооперации», лучшее из подобных изданий не только в России, но и за рубежом. С победой сталинизма его имя попадает в число забытых на 70 лет, а труды переизданы (не все) лишь в последние годы. Зато его работы хорошо известны за рубежом. Родился Туган-Барановский в Харьковской губернии, из дворян, окончил физико-математический факультет Харьковского университета, перебрался в Москву, но профессорской кафедры не получил как политически неблагонадежный. Был в партии кадетов (1906). В 1917г. -министр финансов украинской Центральной рады, один из основателей Украинской Академии наук, председатель ее социально-экономического отдела (1919).

После разгрома Рады уехал в Москву, занимался делами кооперации. Потом вернулся в Киев, где преподавал и был деканом юридического факультета в Киевском университете. В качестве советника по экономическим вопросам выехал с делегацией украинской Директории в Париж, но в пути, около Одессы, скоропостижно скончался.

Переход к социализму М.И.Туган-Барановский считал неизбежным, поскольку при капитализме небольшая группа людей наживается за счет остальной многочисленной части общества. Основой социализма является идея о равноценности человеческой личности (эта идея была заимствована у И.Канта).

М.И.Туган-Барановский выделяет три типа социализма:

Государственный - строй, при котором единицей хозяйствования является государство;

Синдикальный - строй, при котором значительная роль государства сочетается с автономией производственных единиц;

Коммунальный - строй, при котором роль государства незначительна.

М.И.Туган-Барановский говорил о том, что теория предельной полезности дополняет трудовую теорию стоимости. В доказательство он приводил следующее высказывание: "Полезность последних единиц продуктов... - их предельная полезность - должна быть обратно пропорциональна относительному количеству этих продуктов, производимому в единицу рабочего времени".

Относился к числу сторонников закона убывающего плодородия почвы, как части теории предельной полезности.

Промышленное производство в своем развитии циклично. В его развитии М.И.Туган-Барановский выделил две фазы:

В первой фазе благодаря усиленному созданию основного капитала происходит расширение производства, усиливается спрос на товары;

Во второй фазе процесс формирования основного капитала закончен; это сопровождается перепроизводством средств из-за падения спроса на них.

Исходя из этого, М.И.Туган-Барановский формулирует закон инвестиционной теории циклов - фазы промышленного цикла определяются процессом инвестирования.

М.И.Туган-Барановский глубоко изучил проблемы теории и практики кооперации. Он разработал основные принципы кооперации:

Материальная заинтересованность;

Добровольность;

Использование труда только членов кооператива.

Специфика учения о заработной плате М.И.Туган-Барановского:

Рост прибыли и падение заработной платы - явление необязательное;

Рост производительности труда может сопровождаться одновременным ростом прибыли и заработной платы;

Рабочая сила не служит товаром, так как работник - личность, наделенная потребностями;

Размер заработной платы зависит от производительности труда и от социальной организованности рабочего класса.