Болезни Военный билет Призыв

Логопедические занятия на букву ж. Буква ж.звук ж. Логопедические упражнения на букву с

«Звук и буква Ж». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Цель: автоматизация правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная:

закрепить правильное произношение звука [ж], познакомить детей с буквой Ж.

2. Коррекционно-развивающие:

продолжать развивать фонематический слух и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, умение употреблять приставочные глаголы, согласовывать числительное с именем существительным, развивать логическое мышление;

3. Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: сказочные герои пчела Жужа, жеребенок, корзинка с заданиями,

цифры 1, 2, 5, панно (речевая полянка, семена, спички, кассы букв и слогов.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сядет тот, кто прочитает слово на доске:

МЫШКА, КОШКА, КАМЫШ, ШАПКА, МАША, ПЕТУШОК, МАШИНА, ПОДУШКА, ШАЛАШ, ШУБА. (автоматизация изученного на предыдущем занятии звука [Ш]) .

2. Изучение нового материала. Свои ушки напряги, третий звук мне назови: лужа, ножик, сижу, рыжик, может, ложа, тужу, бежит, пожар, лыжи, кожа, лужок. Какой звук вы услышали? Молодцы, сегодня мы будем говорить о звуке [ж], познакомимся с буквой, которая его обозначает.

3. Знакомство с пчелой Жужей. Это пчела Жужа. Она прилетела к нам из страны Жужжандии.

Пчела жужжит: «Жу-жу-жу»

Я живу не тужу

Я на ветке сижу.

И жужжу, и жужжу, и жужжу.

Как жужжит пчела? Дети «жужжат» (ж-ж-ж-ж)

Какой это звук?

4. Характеристика звука Ж согласный, всегда твердый, звонкий. Каким цветом обозначается этот звук? Давайте поселим звук в замок.

5. Автоматизация звука [ж]. Пчела Жужа прилетела к вам в гости не просто так, она приготовила вам задания, которые вы должны выполнить. А еще у нее для вас наказ: «Говорить всегда красиво, четко и неторопливо». Пчела с корзинкой, в которой на отдельных листах приготовлены задания.

Задание №1: «Подарим подарки Жанне и Маше». Жук, ежик, шапка, шахматы, ножи, шина, шуба, машина, медвежонок, лыжи, уши, мышь, кошка, желуди. (Дети выбирают картинки со звуком [ж] для Жанны, а со звуком [ш] для Маши) .

Задание №2: «Загадочные картинки». Логопед показывает лист бумаги, на котором нарисованы контуры различных предметов со звуком [ж]. Дети, выбирая предмет, четко произносят звук [ж].(Я вижу жирафа… и т. д.) .

Задание №3: «Посчитай-ка». Согласование числительного с существительным. Считаем предметы, которые дети увидели в задании №2, при этом показываю им цифры 1 2 5 (один жираф-два жирафа – пять жирафов).

Задание №4: «Жеребенок». Употребление приставочных глаголов. С помощью речевой полянки, изготовленной из материала своими руками, дети перемещают игрушку – жеребенка, проговаривая при этом приставочные глаголы (жеребенок побежал, перебежал, выбежал и т. д.)

6. Физминутка. Подвижная игра «Медведь и пчелы». Дети (пчёлки) жужжат, бегая по группе, а медведь их догоняет. (Медведя заранее выбирают и надевают на него маску) .

7. Знакомство с буквой Ж. Ребята, на что похожа буква Ж (показываю букву). Чтение стихотворения:

Эта буква широка и похожа на жука.

Да при этом точно жук издает жужжащий звук.

Выкладывание буквы из семян и спичек;

Работа в кассах (домик для буквы Ж) ;

Печатание слов: жаба, жуки. Звуковой анализ слова жуки.

8. Итог занятия. Сюрпризный момент.

В гости приходит жеребенок и дарит детям книгу «Жадная жаба».

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной группы на тему «Звук и буква Ж»

Цель: закрепление четкого произношения звука [ж] в изолированном виде, в словах, чистоговорках, в предложении; обобщение знаний детей о буквах Ж, ж.

Задачи:

Образовательная: обобщать знания о качественных прилагательных; расширять знания детей о живой природе, насекомых.

Развивающая: развивать фонематический слух, память, внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

Воспитательная: воспитывать интерес к природе, дисциплинированность, усидчивость.

Оборудование: маски жуков, картинки на звук [ж], зеркала, пазлы, искусственные цветы на каждого ребёнка, «волшебная палочка», схемы, картинка - раскраска, сюжетные картинки на звук [ж].

Ход занятия

I. Организационный момент. (детей прошу встать в круг на ковре).

Логопед: Здравствуйте! Давайте встанем все в круг. Ребята, а вы хотите, чтобы произошло волшебство? Для этого нужно отгадать загадку.

Я живу - не тужу,

Все над ухом жужжу

И детишек бужу.

Дети. Жук.

Логопед: Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, вы все закроете глаза и мы превратимся в жуков. Раз, два, три - волшебство к нам приходи! (Одевая детям на голову маски жуков).

Теперь вы все жуки, посмотрите друг на друга. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы.

Логопед: Дети, поднесите к носу цветок, представив на миг, что он настоящий, ароматный. Вдохнём через нос этот аромат, выдохнем через рот. Давайте повторим ещё два раза. Молодцы!

Логопед: Какой бывает аромат цветов? А теперь подуем на цветы. Вдох через нос, губы трубочкой, щёки не надуты.

Дети дуют.

Логопед: Молодцы! Присядьте на стульчики. Ребята, хотите узнать, какую историю приготовил для вас сегодня язычок? Тогда слушайте и помогайте мне рассказывать.

Ёжик

1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. («Лопатка»)

2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? («Часики»)

3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (тянем язык к носу, к подбородку)

4. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик (совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт)

Логопед: Вот такая удивительная сказка, а вы молодцы, что помогали мне её показывать.

А сейчас предлагаю поиграть в школу.

Ну, а вот звенит звонок, (звеню в колокольчик)

Жуки сядут за урок.

Присядем на ковёр, скрестив ноги.(дети садятся)на цветы.

Начинается наш первый урок - грамота.

Скажите, пожалуйста, каких вы жуков знаете?

Дети: Жужелица, божья коровка, оленьи рожки, жук-носорог, майский жук.

Логопед: Какой звук издают жуки?

Дети: Ж-ж-ж.

II. Постановка звука. .

Логопед: Возьмите зеркала и произнесите звук [ж].В каком положении находятся губы?

Дети: округлены, в положении «рупор».

Логопед: В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Дети: разомкнуты.

Логопед: Где находится кончик языка?

Дети: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Логопед: Что напоминает язычок? Какое упражнение?

Дети: «чашечку» (делают язык «чашечкой).

Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук [ж].Что происходит с ним?

Дети: горлышко дрожит.

Логопед: Скажите тогда, каким будет звук [ж]?

Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Давайте все вместе произнесём звук [ж].

Хоровое произношение

Логопед: Теперь предлагаю поиграть с вашими пальчиками.

Пальчики соберите в кулачок. Мизинец и большой пальцы разведите в стороны (усы у жука), предлагаю ими пошевелить.

Жук летит, пыхтит, жужжит

И усами шевелит. (показываем и проговариваем вместе со мной)

Логопед: Молодцы! Теперь попрошу вас всех встать. (дети поднимаются).

Логопед: Жуки нежные существа и чутко реагируют на изменения в природе. Представим себе, что дует сильный ветер, как поведут себя жуки?

Дети: быстрее летают, шатаются из стороны в сторону и т.д. Показывают.

Логопед: Потом пошел дождь.

Дети: Прячутся под листочки, сжимают лапки и т.д. Показывают.

Логопед: Наступила ночь.

Дети: ложатся спать, засыпают. Выполняют.

Логопед: Наступило утро.

Дети: расправляют крылья, лапки. Показывают.

III. Закрепление звука [ж].

Логопед: (дети остаются стоять) Всем жукам очень нравится звук [ж]. Это их любимый звук. А так как вы «жуки» , вам предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Вы должны выполнить хлопок над головой, когда услышите звук [ж]. Задание понятно?

Начинаем.

Логопед: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж, П,С,Ж

Логопед: Теперь сложнее, услышать слог с этим звуком. жа, ва, ло, жо, ду, жу.

Логопед: Молодцы! Какой у жуков хороший слух! У жуков,как и у людей, бывает переменчиво настроение. Предлагаю вам произнести чистоговорки с разным настроением и занять свои места за столами.

Жа-жа-жа - мы видели ежа. (радостно) (дети пробуют)

Жи-жи-жи - у камней ежи. (грустно) (дети пробуют)

Жу-жу-жу - молока дадим ежу. (удивлённо) (дети пробуют)

Логопед: Оказывается, одну и ту же фразу может каждый произнести по-разному. Молодцы!

Логопед: Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам Нужно по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]: в начале, в середине или в конце слова?

Логопед: Каких картинок не оказалось? Почему? Кто ещё как думает?

Дети: нет таких слов и т.п.

Логопед: Звук [ж] на конце слова заменяется глухим звуком [ш].

IV. Знакомство с буквами Ж, ж

Логопед: Звук [ж] мы с вами вспомнили. А какой буквой он обозначается?

Дети: Буквой Ж (жэ).

Логопед: Из скольки элементов она состоит?

Дети: из пяти.

Логопед: У вас на столах есть всевозможный материал, из которого вам можно будет построить букву Ж. Приступаем к работе.

Дети: самостоятельно выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Буква Ж получилась вполне разнообразной!

Логопед: Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).

Логопед: Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок. В своей речи мы пользуемся большим многообразием слов с этой буквой. Предлагаю вам поиграть в игру «Найди половинку».

Логопед: На доске вывешены половинки пазла. У вас на столах лежат вторые половинки. Вам нужно найти свою половинку и прочитать получившееся слово и сказать его значение. Итак, начинаем!

(дети ищут свою половинку, соединяют и читают слово)

Логопед: Отлично все справились с заданием!

Логопед: А теперь подойдите все ко мне. Возьмите каждый по картинке. Посмотрите на неё внимательно и найдите слово, в котором есть буква Ж и составьте с этим словом предложение.(дети выполняют задание).

Логопед: Жучки мои, а сейчас расскажите, чем мы занимались на уроке? (ответы детей)

Логопед: А теперь я взмахну волшебной палочкой, вы закроете глаза и вы опять превратитесь в людей (снимаю маски). На память о нашем занятии я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем занятии.

Давайте вернемся в группу.

Литература:

1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.- 59 с.

2. Новиковская О.А. Скороговореки и чистоговорки. 4-7 лет.-М.: Издательство АСТЕЛЬ, 2009. - 32 с

Цель: закрепление четкого произношения звука [ж] в изолированном виде, в словах, чистоговорках, в предложении; обобщение знаний детей о буквах Ж, ж.

Задачи:

Образовательная: обобщать знания о качественных прилагательных; расширять знания детей о живой природе, насекомых.

Развивающая: развивать фонематический слух, память, внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

Воспитательная: воспитывать интерес к природе, дисциплинированность, усидчивость.

Оборудование: маски жуков, картинки на звук [ж], зеркала, пазлы, искусственные цветы на каждого ребёнка, «волшебная палочка», схемы, картинка - раскраска, сюжетные картинки на звук [ж].

Ход занятия

I . Организационный момент. (детей прошу встать в круг на ковре).

Логопед: Здравствуйте! Давайте встанем все в круг. Ребята, а вы хотите, чтобы произошло волшебство? Для этого нужно отгадать загадку.

Я живу - не тужу,

Все над ухом жужжу

И детишек бужу.

Дети. Жук.

Логопед: Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, вы все закроете глаза и мы превратимся в жуков. Раз, два, три - волшебство к нам приходи! (Одевая детям на голову маски жуков).

Теперь вы все жуки, посмотрите друг на друга. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы.

Логопед: Дети, поднесите к носу цветок, представив на миг, что он настоящий, ароматный. Вдохнём через нос этот аромат, выдохнем через рот. Давайте повторим ещё два раза. Молодцы!

Логопед: Какой бывает аромат цветов? А теперь подуем на цветы. Вдох через нос, губы трубочкой, щёки не надуты.

Дети дуют.

Логопед: Молодцы! Присядьте на стульчики. Ребята, хотите узнать, какую историю приготовил для вас сегодня язычок? Тогда слушайте и помогайте мне рассказывать.

1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. («Лопатка»)

2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? («Часики»)

3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (тянем язык к носу, к подбородку)

4. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик (совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт)

Логопед: Вот такая удивительная сказка, а вы молодцы, что помогали мне её показывать.

А сейчас предлагаю поиграть в школу.

Ну, а вот звенит звонок, (звеню в колокольчик)

Жуки сядут за урок.

Присядем на ковёр, скрестив ноги.(дети садятся)на цветы.

Начинается наш первый урок - грамота.

Скажите, пожалуйста, каких вы жуков знаете?

Дети: Жужелица, божья коровка, оленьи рожки, жук-носорог, майский жук.

Логопед: Какой звук издают жуки?

Дети: Ж-ж-ж.

II . Постановка звука. .

Логопед: Возьмите зеркала и произнесите звук [ж].В каком положении находятся губы?

Дети: округлены, в положении «рупор».

Логопед: В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Дети: разомкнуты.

Логопед: Где находится кончик языка?

Дети: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Логопед: Что напоминает язычок? Какое упражнение?

Дети: «чашечку» (делают язык «чашечкой).

Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук [ж].Что происходит с ним?

Дети: горлышко дрожит.

Логопед: Скажите тогда, каким будет звук [ж]?

Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Давайте все вместе произнесём звук [ж].

Хоровое произношение

Логопед: Теперь предлагаю поиграть с вашими пальчиками.

Пальчики соберите в кулачок. Мизинец и большой пальцы разведите в стороны (усы у жука), предлагаю ими пошевелить.

Жук летит, пыхтит, жужжит

И усами шевелит. (показываем и проговариваем вместе со мной)

Логопед: Молодцы! Теперь попрошу вас всех встать. (дети поднимаются).

Логопед: Жуки нежные существа и чутко реагируют на изменения в природе. Представим себе, что дует сильный ветер, как поведут себя жуки?

Дети: быстрее летают, шатаются из стороны в сторону и т.д. Показывают.

Логопед: Потом пошел дождь.

Дети: Прячутся под листочки, сжимают лапки и т.д. Показывают.

Логопед: Наступила ночь.

Дети: ложатся спать, засыпают. Выполняют.

Логопед: Наступило утро.

Дети: расправляют крылья, лапки. Показывают.

III . Закрепление звука [ж].

Логопед: (дети остаются стоять) Всем жукам очень нравится звук [ж]. Это их любимый звук. А так как вы «жуки» , вам предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Вы должны выполнить хлопок над головой, когда услышите звук [ж]. Задание понятно?

Начинаем.

Логопед: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж, П,С,Ж

Логопед: Теперь сложнее, услышать слог с этим звуком. жа, ва, ло, жо, ду, жу.

Логопед: Молодцы! Какой у жуков хороший слух! У жуков,как и у людей, бывает переменчиво настроение. Предлагаю вам произнести чистоговорки с разным настроением и занять свои места за столами.

Жа-жа-жа - мы видели ежа. (радостно) (дети пробуют)

Жи-жи-жи - у камней ежи. (грустно) (дети пробуют)

Жу-жу-жу - молока дадим ежу. (удивлённо) (дети пробуют)

Логопед: Оказывается, одну и ту же фразу может каждый произнести по-разному. Молодцы!

Логопед: Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам Нужно по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]: в начале, в середине или в конце слова?

Логопед: Каких картинок не оказалось? Почему? Кто ещё как думает?

Дети: нет таких слов и т.п.

Логопед: Звук [ж] на конце слова заменяется глухим звуком [ш].

IV . Знакомство с буквами Ж, ж

Логопед: Звук [ж] мы с вами вспомнили. А какой буквой он обозначается?

Дети: Буквой Ж (жэ).

Логопед: Из скольки элементов она состоит?

Дети: из пяти.

Логопед: У вас на столах есть всевозможный материал, из которого вам можно будет построить букву Ж. Приступаем к работе.

Дети: самостоятельно выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Буква Ж получилась вполне разнообразной!

Логопед: Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).

Логопед: Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок. В своей речи мы пользуемся большим многообразием слов с этой буквой. Предлагаю вам поиграть в игру «Найди половинку».

Логопед: На доске вывешены половинки пазла. У вас на столах лежат вторые половинки. Вам нужно найти свою половинку и прочитать получившееся слово и сказать его значение. Итак, начинаем!

(дети ищут свою половинку, соединяют и читают слово)

Логопед: Отлично все справились с заданием!

Логопед: А теперь подойдите все ко мне. Возьмите каждый по картинке. Посмотрите на неё внимательно и найдите слово, в котором есть буква Ж и составьте с этим словом предложение.(дети выполняют задание).

Логопед: Жучки мои, а сейчас расскажите, чем мы занимались на уроке? (ответы детей)

Логопед: А теперь я взмахну волшебной палочкой, вы закроете глаза и вы опять превратитесь в людей (снимаю маски). На память о нашем занятии я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем занятии.

Давайте вернемся в группу.

Литература:

1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.- 59 с.

2. Новиковская О.А. Скороговореки и чистоговорки. 4-7 лет.-М.: Издательство АСТЕЛЬ, 2009. - 32 с.

Мария Семибокова
Конспект логопедического занятия «Звук [Ж]. Буква Ж»

Задачи.

Образовательные:.

Знакомить с буквой Ж.

Закреплять навыки печатания и чтения;

Расширять запас слов лексического словаря;

Формировать навыки словоизменения.

Коррекционно-оздоровительные:

Формировать правильный артикуляционный уклад звука “Ж”;

Развивать общую и мелкую моторику;

Автоматизировать звук “Ж” в слогах, словах и предложениях;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Совершенствовать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;

Воспитывать навыки общения в игре и на занятии, взаимодействия, чувства доброжелательности;

Воспитывать желание, стремление произносить звук “Ж” правильно;

Воспитывать усидчивость;

Оборудование: машинка Молния Маквин, символы твердого звука, пластилин, касса букв и слогов, тетради, ручки, карточки для чтения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, к нам в гости на занятия приехал знаменитый гонщик Молния Маквин. Он приехал рассказать стишок. Послушаем.

Про кого рассказал нам Молния Маквин?

Какой первый звук мы слышим в слове жук?

2. Объявление темы занятия.

Произнесите звук Ж.

Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

Широкий язычок наверху, образует “чашечку”.

Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Горлышко поет

Вспомните характеристику звука Ж.

3. Игра “Светофор”.

Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове есть звук “Ж”, поднимайте синюю карточку, символ звука Ж:

занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка,

оранжерея, животные, путешествие, пирожное, стрекоза,частушки, снежинки.

А теперь в стихотворении:

Жук – жучок

Отвечал урок.

Вместо слов: «Журчит ручей»

Написал: «»Жучей жужжит»

4. Знакомство с буквой Ж.

Какой буквой жук обозначал звук Ж?

Стала снежинка буквой Ж.

Солнце ее не растопит уже.

На что похожа буква Ж?

Лепка из пластилина буквы Ж.

Какого цвета буква Ж?

5. Физкультурная минутка: «Жук»:

На лужайке, на ромашке.

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь

И тихонько наклоняюсь.

Раз, два, три, четыре, пять закружился жук опять.

6. Работа с кассой букв.

Составление, преобразование слогов: жа – лужа – лужи.

Откройте кассу букв и слогов. Найдите букву Ж и положите ее перед собой. Найдите букву А и положите ее справа от буквы Ж. прочитайте, что получилось.

Теперь найдите и положите букву У слева от буквы Ж. Прочитайте что получилось.

Теперь превратите слог ужа в слово лужа. Что нужно делать? Прочитайте слово.

Сколько букв в слове?

Сколько звуков?

Назовите согласные звуки, гласные звуки.

Сколько слогов в этом слове?

Теперь измените слово так, чтобы получилось слово лужи.

Какой звук слышите в конце слова лужи? Вы слышите ы, а писать будем и. Запомните правило: Жи пиши с буквой И.

7. Печатание букв Жж, слов в тетрадях: жук, лужи.

8. Игра “Скажи ласково”

Сапог – сапожок, пирог –, круг –, флаг –, утюг –, луг –, друг –, стог –, берег – ,творог -, снег - ….

9. Чтение слогов по карточкам.

10. Составление предложений со словом, в котором есть звук Ж.

Ребята, вспомните слова, в которых есть звук Ж и придумайте с этим словом предложение.

11. Разгадывание головоломки.

12. Итог занятия. Анализ деятельности детей.

Публикации по теме:

«Звук [У] и буква У». Конспект логопедического занятия в 1 классе Тема: Звук и буква У. 1 класс Цель: знакомство со звуком и образом буквы А. Задачи: 1. Развивать звуко-буквенного анализа слов. 2. Активизировать.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Щ] и буква Щ» Цели: закрепление правильного произношения звука; выделение звука и определение позиции звука в слове; упражнение в употреблении увеличительных.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ФФН «Перелетные птицы. Звук [Ч], буква Ч» Перелетные птицы, звук и буква Ч Цели:1 Развитие артикуляционной и общей моторики 2. Развитие фонематического слуха 3. Знакомство с особенностями.

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в подготовительной группе «Звук [ц]. Буква Ц» Программное содержание:Закрепить навык правильного произношения звука [ц]; научить определять позицию звука [ц] в словах;познакомить с буквой.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [Р] и буква «Р» Цели занятия: 1. коррекционно-образовательная цель: познакомить детей с механизмом образования звука «р»; 2. коррекционно-развивающие цели:.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» ЦЕЛЬ: Закрепить навыки различения и правильного произношения звука «Э»; развивать фонематический слух; учить образовывать форму родительного.

Любовь Иконникова
«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия.

Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж.

1. Коррекционно-обучающие:

учить детей точно и полно отвечать на вопросы, формировать лексико-грамматический строй, упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов, автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, словосочетаниях,

развивать умение длительного плавного выдоха, артикуляционную моторику, закреплять умение детей образовывать существительные во множественном числе;

2. Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитывать вежливость, любовь к природе, умение слушать сверстников и логопеда.

Оборудование: аквариум, рыбки, удочка, запись песни про букву Ж, предметные картинки: пчелка,жук, жаба, шапка, ножи, ежи, кошка, ножницы, машина, 2 ведерка, сюжетная картинка семьи ежей, счетные палочки, компьютер, презентация со звуком Ж, су-джок шарики с пружинками, карточка с буквой Ж, ручки.

Продолжительность занятия-20 минут.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Постановка темы, цели занятия.

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказочной стране звуков, а по какой вы сейчас должны отгадать. Послушайте внимательно рассказ и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Какой звук повторялся? (звук [ж])

Итак, вы уже, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по стране звука [ж]. Где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры со звуком [ж], и буквой, обозначающей этот звук.

Чтобы произносить легко звук [ж], выполним гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения по биоэнергопластике.

«Чашечка».

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 3 до 7.

Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

«Блинчик».

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 3 до 7.

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Ладонь с сомкнутыми пальцами в горизонтальном положении.

«Лошадка».

Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.

Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

3. Характеристика звука [ж].

Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить, как правильно произносится звук [ж].

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Произнесем звук Ж.

Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий)

А почему, как вы определили что он согласный, звонкий? (он не поется и звенит когда мы его произносим)

Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук [ж], слышите шум в наушниках, да, значит мы правильно определили, звук [ж] – звонкий.

4. Знакомство с буквой Ж.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки? (нет, мы видим и пишем буквы)

Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?

Давайте станем волшебниками и превратим звук [ж], в букву Ж.

Платье звуку надеваем,

звук в букву превращаем.

Учитель-логопед достает букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

5. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.

Давайте из палочек выложим букву Ж.

6. Упражнение на развитие внимания. Работа по карточке.

Взяли карточки, положили перед собой. Взяли ручки.

Найдите среди других букв буквы Ж, обведите их кружочком. Сколько получилось?

7. Автоматизация звука [ж], в слогах и словах. Игра «Поймай звук».

И вот мы приплыли на остров пчелок, а встречает нас пчелка Жужу.

Давайте пожужжим вместе с веселой пчелкой… ЖЖЖЖЖЖ, повторяйте за пчелкой ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЫ, а сейчас найдем картинки со звуком Ж.

Учитель-логопед: Другие пчелки тоже приготовили для Вас игру «Доскажи словечко»:

Жу-жу-жу – молока дадим (ежу) .

Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа) .

Же-же-же – живем на третьем… (этаже) .

Жи-жи-жи – в море плавают (моржи) .

Учитель-логопед: Молодцы! И мы с Вами отправляемся дальше.

8. Подвижная игра «Жуки».

Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы все превратимся в жуков.

Раз, два, три - волшебство к нам приходи! Теперь мы все жуки. Вот лесная полянка.

Жук, жук пожужжи.

Как летаешь, покажи.

Я летаю и жужжу.

Жук, жук пожужжи.

Как летаешь, покажи.

Жууу-жууу.

Я летаю и жужжу.

Жууу-жууу.

Жууу-жууу.

9. Логопедическая попевка. (методика Е. Железновой)

Продолжаем наше путешествие. Отгадайте загадку:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ежик)

Правильно ежик. Вы уже поняли, что мы приплыли на остров ежей, посмотрите сколько здесь разных ежиков, какие они? (резиновый, мягкий, колючий)

Споем песенку про ежика.

Жа-жа, жа-жа

Мы нашли в лесу ежа.

Жу-жу, жу-жу

Дали яблоко ежу.

Же-же, же-же

Ежик съел его уже.

Жи-жи, жи-жи

Нам животик покажи!

10. Логопедическая зарядка.

Молодцы и мы с ними сейчас поиграем, давайте встанем и сделаем зарядку.

Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)

Будем заниматься спортом; (руки вытянуть перед собой)

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать. (опускаем руки)

Возвращаемся обратно.

Расслабление приятно. (выдох, взмахи руками)

11. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии.

Учитель-логопед: Ежи для Вас приготовили сюрприз, вот круглые колючие шарики, откройте их, внутри пружинки, достаньте и одевайте на каждый пальчик по очереди и повторяйте за мной:

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик - прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

12. Игра «Один – много».

13. Развитие правильного дыхания.

Мы приплыли на остров свистулек.

Вам нужно надуть шарики длинным плавным выдохом, не надувая щек и не поднимая плечи.

14. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов.

Ой, ребята, в какое замечательное место мы с вами приплыли.

Много разной рыбы тут плавает в пруду.

Мы ее поймаем на свою уду

Маленькую рыбку,

А на ней картинку.

Вы картинку назовете.

В слове звук [ж] найдете.

Если в названии картинки есть звук [ж],

то в желтое ведро, если нет- в зеленое.

Слова: жук, жаба, шапка, ножи, ежи, кошка, ножницы, машина.

15. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним:

По какой стране путешествовали?

(Страна звука[ж],буквы ж.)

Что вам больше всего понравилось?

Сегодня все хорошо играли, и жители сказочной страны дарят вам раскраски с картинками, в названии которых есть звук [ж] и свистки с воздушными шариками.

Конспект

«Звук Ж. Буква Ж»

Составитель:

Учитель – логопед

первой квалификационной категории

Злобина О.В.

Саратов, 2015

Конспект

подгрупповой образовательной деятельности по теме:

«Звук Ж. Буква Ж»

с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема: «Звук Ж. Буква Ж».

Цель : развитие правильного звукопроизношения и подготовка к обучению элементам грамоты.

Задачи:

коррекционно – образовательные:

Учить детей навыку правильного произношения звука Ж;

Учить давать акустико – артикуляционную характеристику звука Ж;

Закрепить употребление родительного падежа множественного числа существительных;

Звуко – слоговой анализ, схемы слов жук, жуки;

Учить образовывать родственные слова;

Учить согласовывать числительные с существительными;

Познакомить с буквой Ж;

коррекционно – развивающие:

Автоматизировать звук Ж в слогах, словах, предложениях;

Развивать фонематический слух и восприятие;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать память, внимание;

Уточнять и расширять словарь;

коррекционно – воспитательные:

Воспитывать у детей самоконтороль за речью;

Воспитывать чувство любви к природе; здоровьесберегающие:

Способствовать укреплению физического здоровья ребенка;

Снять усталость и напряжение.

Оборудование: индивидуальные зеркала, наборы для составления схем, предметные картинки(машина, жук, шуба; шкаф, желуди, шахматы; ежевика, мышь, конфеты; жирафы); схемы – подсказки артикуляции звука Ж, мальчик Женя – подсказка для характеристики звука Ж, жук, мяч, звездочки, бросовый материал для выкладывания буквы Ж, магнитофон, кассета.

Ребята, какие звуки мы сравнивали в прошлый раз? (звуки Ш и С).

Сейчас сядет на место тот, кто придумает по одному слову с этими звуками. Например, санки – шапка.

Отгадывание звука Ж по скороговоркам о жуке:

Жук жужжит: «Жу – жу – жу!

Я живу, не тужу,

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу».

Жук упал и встать не может –

Ждет он, кто ему поможет.

Ребята, какой звук чаще других встречается во всех этих словах? (Звук Ж).

Так какой звук мы будем изучать сегодня? (Сегодня мы будем изучать звук Ж).

Сегодня к нам прилетел из страны Жужжандии жук Жу –жу, он хочет посмотреть как вы произносите звук Ж и подготовил вам игры – задания. Вы хотите поиграть с жуком?

Артикуляция звука с помощью схем- подсказок .

Ребята, приготовьте к работе зеркало. Вспомните о правилах работы с зеркалами.

Давайте пожужжим, как настоящие жуки на лугах и полях.

(Губы округлены, зубы сближены, язык в форме чашечки за верхними зубами, теплая струя воздуха направлена на кончик языка).

Ребенок повторяет произношение звука Ж.

Характеристика звука Ж: согласный, звонкий, всегда твердый, шипящий.

Игра «Хлопни». Выделение звука Ж на слух: занавеска, жаворонок, дирижабль, этажерка, штукатур, оранжерея, незабудка, путешествие, стрекоза, пирожное, частушки, снежинки.

Игра «Запомни, повтори» - проговаривание слоговых рядов(поощрение – звездочка).

Жа – жо – жу Жа – жа - жо

Жи – жа – жо жи – жу - жа

Жэ – жа - жи жу – жа – жо

Игра «Найди «жужжащую» картинку».

На доске картинки, дети должны отыскать картинки со звуком Ж.

Игра « Что изменилось?» - на развитие памяти и внимания.

(жук, желуди, ежевика, жирафы).

Игра « Один – много»-

Развитие мелкой моторики.

Игра с мячом « Счет от 1 до 7 »: жук;

Майский жук (с использованием индивидуальных веревочек с узелками).

Жук – жуки, жучок, жучище.

Жук, жуки, составление схемы слов.

Развитие общей моторики.

Психогимнастика.

Ребята, изобразите летающих, спящих, обиженных, веселых жуков.

Садитесь на места.

В магазин жуки ходили

Шарик там себе купили:

Будут шарик надувать

Будут шариком играть.

Знакомство с буквой Ж.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы … (пишем и читаем). Звук Ж обозначается буквой Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж – ж – ж – ж – ж - ж!

На что похожа буква Ж?

Из скольких элементов состоит буква?(из 5).

Письмо буквы Ж в воздухе указательным пальцем.

Выкладывание буквы Ж на столах из бросового материала под музыку(жужжание пчел).

Спинки держим мы ровней,

Дышим глубже и бодрей.

Итог.

Какой звук и какую букву мы изучали?

Жуку очень понравилось у нас в гостях. Вы очень хорошо справились с его играми. Но жуку пора возвращаться в свою страну, давайте попрощаемся. Будем снова ждать его в гости.

Жук жужжит: «Жу – жу – жу! Занавеска, жаворонок,

Я живу, не тужу, дирижабль, этажерка,

Я на ветке сижу штукатур, оранжерея,

И жужжу, жужжу, жужжу». незабудка, путешествие,

стрекоза, пирожное, частушки,

Я веселый майский жук, снежинки.

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу

А зовут меня Жу – жу.

Не, кусай, комарик злой,

Я уже бегу домой

В магазин жуки ходили

Шарик там себе купили:

Будут шарик надувать

Будут шариком играть.

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях

Эта буква широка

И похожа на жука

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж – ж – ж – ж – ж - ж!

Чем позвоночник прямее, Спинки держим мы ровней,

Тем ребенок здоровее. Дышим глубже и бодрей.

Кто здоровым хочет стать,

Спину должен выпрямлять.

Игра « Один – много»- закрепление родительного падежа множественного числа существительных.

Много жуков, много желудей, много ежевики, много жирафов, много жаб, много ужей, много ежей).

Развитие мелкой моторики.

Работа по развитию диафрагмального дыхания.

В магазин жуки ходили

Шарик там себе купили:

Будут шарик надувать

Будут шариком играть.

(на вдохе – животик «шариком», на выдохе – «ямка»).

Животики как мячики.

Игра с мячом «Счет от 1 до 7» 6 жук;

«Счет от 1 до 5»: майский жук (с использованием индивидуальных веревочек с узелками).

Звуко – слоговой анализ слова жук, составление схемы слова.

Игра « Подбери слова- родственники» .

Жук – жуки, жучок, жучище.

Развитие общей моторики.

Психогимнастика.

Ребята, изобразите летающих, спящих, обиженных, веселых жуков. Кто здор