Болезни Военный билет Призыв

Литературный проект в ДОУ «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Образовательная область : « Чтение художественной литературы».

Тема проекта: «Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и не интересными для детей XXIвека. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Цель проекта: Познакомить детей старшей группы ДОУ с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с детскими годами С. Я. Маршака.
  2. Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака: «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Где обедал воробей?», «Вот какой рассеянный», «Радуга-дуга», «Ванька-встанька», «Круглый год», «Детки в клетке», «Мяч», «Веселый счет», «Кошкин дом», загадки.
  3. Разучивание стихотворений С. Я. Маршака из сборников «Детки в клетке» и «Круглый год».
  4. Подготовить и провести сюжетно-ролевую игру «Вокзал» по мотивам стихотворения «Багаж» с элементами конструирования, а также мотивировать детей выполнить аппликацию «Вагон», а потом составить большой поезд.
  5. Провести беседу по правилам поведения на улице по мотивам стихотворения «Мяч» на прогулке.
  6. Подготовить и провести физкультурный досуг по мотивам стихотворения «Сказки об умном мышонке».
  7. Провести НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием стихотворения «Веселый счет».
  8. Беседа о пользе сна и соблюдения режима по стихотворению «Ванька-встанька».
  9. Формировать представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год».
  10. Учить рисовать радугу, соблюдая цветовую гамму после прочтения стихотворения «Радуга-дуга».
  11. Выполнить совместно с родителями иллюстрации к стихотворениям С. Я. Маршака.
  12. Изготовить атрибуты и декорации для инсценировки.
  13. Подготовить инсценировку стихотворения «Вот какой рассеянный».

Участники проекта: дети старшей группы ДОУ, родители воспитанников, воспитатель Берестнева И.Н.

Тип проекта: Творческий. /по методу/ Метод развития творческого познавательного мышления /по количеству участников / Групповой /по продолжительности/ Краткосрочный.

Приложение 1. Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака».

Беседа для детей 5-9 лет: «Большая страна детства».

Мероприятие посвящено 110 - летнему юбилею со дня рождения детской поэтессы Агнии Барто.

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ Школа №1499 ДО №7
Воспитатель
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших классов и родителей. В данной беседе используется авторское стихотворение и подвижная игра.
Назначение работы: Беседа в игровой форме познакомит детей с поэтессой Агнией Барто и ее творчеством.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством Ангии Барто;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к детской поэзии;
3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к героям книг;

Предварительная работа:
- Организовать выставку книг Агнии Барто
- Прочитать стихотворения Агнии Барто
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям
- Подготовить театральные сценки по стихотворениям (2-3 на выбор)
Оборудование для игры: стулья (по количеству девочек), бубен

Вступительное слово в стихах:

Дворецкая Татьяна Николаевна

Пишут поэты стихи для детей.
Знаем и помним мы этих людей.
Много лет прошло и пусть…
Строчки помним наизусть.
Но одна из поэтесс
Вызывает интерес.
Ее стихи известны миру
Хранят веселую сатиру.
Вы узнали это кто?
Это …. (Ответы детей: Агния Барто)

Ведущая: Агния Львовна Барто (девичья фамилия Волова) родилась в Москве 17 февраля 1906 года в образованной, обеспеченной, еврейской семье.
Отец Агнии, Лев Николаевич Волов был ветеринарном врачом, лечил животных.
Девочка росла в достатке, в любви и благополучии. Получила хорошее домашнее воспитание и образование, которым руководил ее отец. По характеру Агния росла скромной и застенчивой девочкой. В детские годы Агния училась в балетном училище, она очень любила танцевать и мечтала стать балериной.
Стихи Агния начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии. Тогда ей было не больше 10 лет. Самым строгим ценителем первых стихов Агнии был ее отец Лев Николаевич. Прошло несколько лет, и Агния Львовна поняла, что поэзия для нее важнее балета.

И в 1925 г., тогда Ангии было всего только 19 лет, вышла в свет ее первая книжка "Китайчонок Ван Ли". Стихи очень понравились читателям.
С того самого времени Агния Львовна стала детским писателем.

Ребята, приглашаю Вас поучаствовать в Викторине: Герои стихов Ангии Барто

1. Какую игрушку хозяйка оставила под дождем? (Зайку)
2. Какое животное опрокинул игрушечный грузовик? (Кот)
3. Какой игрушке оторвали лапу? (Мишке)
4. Как звали девочку ревушку-коровушку? (Ганя)
5. Как звали девочку, которая уронила в речку мяч? (Танечка)
6. Назовите имя девочки, у которой была синенькая юбочка и ленточка в косе? (Любочка)
7. Как звали мальчика, который приходил на праздники только чтобы получать подарки (жадный Егор)
8. Как звали девочку-ябеду? (Сонечка)
9. Назовите имя мальчика, который завидовал старшему брату Сереже? (Дима)
10. Назовите имя девочки, которая сама научилась прыгать через веревочку? (Лидочка)
11. Вспомните, как звали девочку, которая складывала вещи в свои карманы? (Милочка - копилочка)
12. Назовите имена маленьких санитарок (Тамара и Таня)
Ведущая: Молодцы ребята Вы ответили на все наши вопросы. Среди читателей наиболее известна и любима книга Агнии Барто «Игрушки», которая была написана специально для самых маленьких слушателей. Короткие стихотворения, которые помогают детям жалеть других, сочувствовать, быть добрыми и послушными.

Приглашаю поиграть в игру: «Игрушки».

Стулья расставляются в ряд по количеству играющих девочек.
Правила игры:
Выбирают 1 ведущего (взрослого), и его помощников - мальчика и девочку.
Остальные дети игрушки: девочки – куклы, мальчики – солдатики.
Ведущий говорит слово: ИГРА.
Дети-куклы должны образовать круг около девочки.
Дети-солдатики образуют круг около мальчика.
Ведущий бьет в бубен, дети игрушки водят хороводы, каждый в своем кругу.
Ведущий говорит слова: «Игрушки на места» и ударяет в бубен 1 раз.
Игрушки-куклы должны побежать до стульев и сесть на них.
Игрушки-солдатики побегают до стульев и встают за ними в стойке смирно (руки по швам).
Кто из игрушек (кукол, солдатиков) встает или садится на свои места первыми и занимает весь ряд тот и выигрывает.
Игра проводится 2 раза.
Ведущая: Все стихи Агнии Барто написаны простым языком про детей, и для детей, о том, что их интересует, то чем они живут, и во что играют. На стихах А.Л. Барто выросло несколько поколений детей. Ее стихи легко разучивать наизусть. Они лёгкие, весёлые, простые и понятные детям. Вселяют в ребенка уверенность в своих внутренних силах, в его жажде участвовать во всём, что происходит в окружающем мире. Они воспитывают детей, учат их трудолюбию, прилежности, честности - качествам, которые необходимы человеку в его дальнейшей жизни.


Агния Барто в детской литературе первая стала использовать сатиру. Она высмеивала детей: капризуль, грязнуль, болтушек, ябед, жадин и забияк.
Предлагаем Вашему вниманию театрализованные сценки.
1. Сонечка (действующие лица: рассказчица, Сонечка, мальчик)
2. Очки (действующие лица: рассказчица младший брат Дима, старший брат Сережа, врач)


3. Мы с Тамарой (действующие лица: рассказчица, 2 девочки – Таня и Тамара)
Ведущий: Среди стихотворений Агнии Львовны Барто есть не только веселые, но и поучительные, которые высмеивают плохие черты характера у детей, например, стихотворение «Болтунья» про девочку Лиду, которая вместо дел много болтала. Или, героиня стихотворения "Подари, подари" маленькая Люсенька, привыкла клянчить все подряд.
В стихотворении Сонечка, мы познакомились с маленькой ябедой, которая постоянно на всех жалуется. Так с помощью стихотворного слова Агния Барто не ругая, не грозясь, подсказывает детям какие поступки достойны осуждения, за которые не похвалят мамы, папы и окружающие люди.
Стихи Агнии Барто были переведены на многие языки мира. За сборник «Стихи детям» Агнии Барто была присуждена Государственная премия.
А в 1976 году Агния Барто получила международную литературную премию имени Х.К. Андерсена.
Агния Барто любила детей. Она часто встречалась с ними, разговаривала, наблюдала за их поступками и делами.


Агния Барто часто повторяла слова, которые подчеркивают мудрость:
- Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может.
- Писатель не имеет права стариться душой, если его читатели и его герои – ребята.
- Есть такие люди - им все подай на блюде.
- Если ребёнок нервный, прежде всего надо лечить его родителей.
Сердце Агнии Барто остановилось 1 апреля 1981 года. Наша страна потеряла великую писательницу с огромным сердцем, чуткую, добрую, благородную.


Похоронена Агния Барто в Москве на Новодевичьем кладбище.
Прошло уже много лет, но ее трогательные и пронзительные стихи и по сей день пользуются большим спросом, их знают и помнят.

Стихи Агнии Барто – это больше чем поэзия – это большая страна детства!


Галерея рисунков наших юных художников.


*****************************************************************************


*****************************************************************************


*****************************************************************************


*****************************************************************************


*****************************************************************************


*****************************************************************************


****************************************************************************

Ведущий: Именины, именины!

У Володи? Шуры? Нины?

У девчонок? У мальчишек?

Дети (хором): Нет! У детских наших книжек!

Ребёнок: Тает снег, клокочут воды,

Звонко птицы гомонят,

По – весеннему сегодня

Расцвели глаза ребят.

Очень любят праздник книжки

И девчонки и мальчишки.

Дети: — Если купишь книгу,

Не бросай на полку,

От неё не будет

Никакого толку.

— Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга – самый лучший,

Самый верный друг.

— Из неё узнаешь ты

Обо всём на свете,

На любой вопрос она

Без труда ответит.

— В ней стихи и сказки,

Всё к твоим услугам,

Береги же книгу

Стань и ты ей другом.

(песня « Про книжку»)

Ведущий: Ребята, у меня для вас есть загадка:

— Снаружи смотришь: дом, как дом,

Но нет жильцов в доме том,

Там книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай,

Как называют этот дом?

Попробуй угадай?

Дети : Библиотека!

Ведущий: Отгадали! Молодцы! А главные жители библиотеки – это книги. Сегодня к нам в гости придёт Королева книг. Она дружит со всеми книжками, много читает и много знает. Ребята, а вы хотите подружиться с книгой?

Дети: Да!

Ведущий: Чтобы появилась книга, нужно произнести волшебные слова: «Книга – наш друг, без неё как без рук».

(Дети повторяют хором. Появляется Королева книг).

Книга: Здравствуйте ребята! Я Королева книг. Слышала я, что вы хотите дружить с книгой. А знаете, что я могу? Я могу поднять вам настроение, дать умные советы, могу играть и мастерить. Со мной вы узнаете обо всём на свете.

(песня «Хотим всё знать»)

Книга: Так давайте же все вместе дружить! Положите свои ладошки на ладошки рядом сидящих (зрители делают то же самое):

«Добрый день», — тебе сказали,

«Добрый день», — ответил ты,

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Почувствуйте тепло своих ладошек. Это нас с вами тоже связали ниточки теплоты и доброты. Чувствуете? Ну, вот теперь мы – настоящие друзья.

Ведущий: Ребята, вы убедились, что книга – живое существо! Ей нельзя делать больно: рвать, мять, пачкать. Книги умеют разговаривать и плакать. Вот послушайте одну историю.

Дети: « У Скворцова Гришки

Жили – были книжки –

Грязные, лохматые, рваные, горбатые,

Без конца и без начала,

Переплёты – как мочала,

На листах – каракули

Книжки горько плакали.

Дрался Гришка с Мишкой.

Замахнулся книжкой,

Дал разок по голове –

Вместо книжки стало две…

— Как нам быть? – спросили книжки.

— Как избавиться от Гришки?

И сказали братья Гримм:

— Вот что, книжки, убежим!..

Вперёд! – воскликнул Дон – Кихот.

И книжки двинулись в поход.

Беспризорные калеки

Входят в зал библиотеки..

Без конца и без начала,

Переплёты – как мочала, На листах – каракули…

Сторожа заплакали:

Разнесчастные вы книжки,

Истрепали вас мальчишки!

Отнесём мы вас к врачу,

К Митрофану Кузмичу.

Он вас, бедных, пожалеет,

И починит, и подклеит,

И обрежет, и сошьёт,

И оденет в переплёт!..

Вышли книжки из больницы,

Починили им страницы,

Переплёты, корешки,

Налепили ярлыки.

А потом в просторном зале каждой полку указали…»

Книга: Отвечайте ребятишки, нет ли среди вас такого Гришки?

(дети отвечают)

Ведущий: А это мы сейчас проверим. Поиграем в игру «Да или нет». Мы все вместе должны ответить на вопрос – «Что любит книжка?» Я буду вам называть разные варианты ответов, а вы отвечать: «Да» или «Нет».

Что любит Книжка?

Обложку – Да!

Грязные руки – Нет!

Закладку – Да!

Дождик и снег – Нет!

Бережное отношение – Да!

Ласку – Да!

Яичницу – Нет!

Чистые руки – Да!

Валяться на полу — Нет!

Драться – Нет!

Жить на книжной полке – Да!

Любознательных читателей – Да!

Ведущий: Вот видишь, уважаемая книга, среди наших ребят нет такого Гришки. А расскажи нам книга, раз ты живая, значит ты должна где – то жить. А где же ты живёшь?

Книга: Нас книжек собрала библиотека. Там мы живём на стеллажах. Стеллаж – это такой многоэтажный дом, где этажами являются книжные полки (показывает стеллаж с книгами).

Ведущий: Ребята, наши книги недаром называют умными. Ведь они советуют, предупреждают, поучают, наставляют. Посмотрите, сколько для вас пословиц мы приготовили (читает пословицы, развешанные на стенах)

(Вбегает Шапокляк, начинает бегать по залу и искать свою крысу Лариску).

Ведущий: Простите, вы кто и кого вы ищете?

Шапокляк: Как кого? Свою крысу Лариску. (продолжает бегать по залу, звать Лариску).

Ведущий: Ребята, я кажется догадалась кто это. А вы узнали? Уважаемая Шапокляк! Перестаньте бегать и кричать! В библиотеке себя так не ведут.

Шапокляк: Ведут – не ведут! Как хочу, так и веду себя, и пока Лариску не найду, отсюда не уйду. (продолжает бегать и кричать).

Книга: Ребята, какая невоспитанная у нас гостья. Может быть попробуем объяснить ей правила поведения, как нужно вести себя в библиотеке. (дети отвечают).

Шапокляк: Подумаешь, какие умные. Вы своим умом – то не хвалитесь. Вы даже не знаете зачем я сюда пришла, а туда же – поучать! Вот всегда так. Куда бы я не пришла,

Везде меня только ругают и учат! Нет бы, похвалить за что – нибудь.

Ведущий: Да за что же вас хвалить! Вот, например, возьмём ваше сегодняшнее поведение. Вы внеслись с оглушительным криком, да ещё нам и нагрубили.

Шапокляк: Да что вы понимаете! У меня друг пропал, единственный, а вы – «замечания», «нагрубила»… (начинает плакать).

Вы, может, поможете мне её найти? Ведь она такая маленькая, беззащитная, она же без меня пропадёт.

Книга: Вы знаете, ребята, я вот сейчас слушала Шапокляк и мне захотелось похвалить её. Как вы думаете, за что? (дети отвечают). Шапокляк, а почему ты ищешь свою Лариску здесь, в библиотеке?

Шапокляк: Я вам открою наш с Лариской секрет – она ведь у меня говорящая. Но самое главное – она очень любит читать книги.

Ведущий: Не может быть, вот это да!

Шапокляк: Правда, правда. Вы думаете, почему я здесь? Мы же с ней из – за её книг и поссорились. Сегодня утром я звала Лариску совершить какой – нибудь хулиганский поступок. А она ни в какую не соглашалась. Села читать свои любимы книжки. Тогда я рассердилась и выкинула её книжки. Лариска обиделась и сказала, что уходит от меня жить в библиотеку. Вот почему я здесь. Никогда не понимала её увлечения книгами. Книга – это же так скучно.

Книга: Ребята, а вы как думаете, кто прав: Шапокляк или Лариска? (дети отвечают). Давайте попробуем объяснить Шапокляк, почему её Лариска так любит книги? (дети отвечают).

Шапокляк: Подумать только, а я и не знала, что книги – это так интересно. Вот поэтому вы такие умные?

(вбегает Незнайка).

Незнайка: Ой, ой, ой, спасите, помогите, ой, ой, ой. Там… Там… (показывает рукой)

Ведущий: Кто там, мальчик?

Незнайка: Большая, говорящая крыса!

Шапокляк: Ура! Моя Лариска нашлась! (убегает)

Книга: Мальчик, ты успокойся и расскажи нам, кто ты и откуда?

Незнайка: Я – мальчишка – шалунишка.

Знаменитый коротышка,

Мне учиться ни к чему,

Без учёбы всё пойму.

Книга: Ребята, вы узнали, что за гость к нам пожаловал? (дети отвечают)

Ведущий: Незнайка, расскажи нам, как ты к нам попал?

Незнайка: Слушайте! Решил я зайти в библиотеку за своими любимыми сказками. Подхожу к книжной полке, а там сидит крыса и читает книгу, а потом поднимает голову и тоненьким таким голоском спрашивает: «Извините, вы не могли бы мне помочь достать другую книгу, эту я уже прочитала». Я испугался и убежал.

Ведущий: Понятно, Незнайка. Так ты тоже ходишь в библиотеку?

Незнайка: Конечно, я прочитал много сказок. Вот у меня целый список есть, могу похвастаться! (отдаёт список).

Ведущий: Да… Список – то, конечно, большой, но здесь сплошная неразбериха. Ребята, послушайте и ответьте, правильно ли Незнайка записал сказки?

«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»

«Иван – царевич и зелёный волк»

«По собачьему веленью»

«Сивка – будка»

«Волк и семеро тигрят»

«Гуси – вороны»

«Жёлтая шапочка»

«Семь медведей»

Ведущий: Молодцы, ребята, внесли ясность в список Незнайки. (вбегает Шапокляк).

Шапокляк: Нет там моей Лариски! А всё ты! (показывает на Незнайку) Крыса! Крыса!..

Книга: Не ссорьтесь, лучше все вместе займёмся поисками крысы.

(все ищут крысу, вбегает кот в сапогах)

Кот в сапогах: Тут крыса не пробегала?

Все: Нет! Мы сами её ищем!

Шапокляк: А крыса, случайно, не говорящая?

Кот в сапогах: А откуда вы знаете?

Шапокляк: Ой, моя Лариска нашлась, моя Лариска! (убегает).

Кот в сапогах: Кто – нибудь может мне объяснить, что происходит? То вдруг крысы начинают разговаривать, то какие – то старушки бегают и кричат?

Ведущий: А вы кто такой, таинственный незнакомец?

Кот в сапогах: Меня придумал Шарль Перро,

Есть шпага, шляпа и усы,

На шляпе у меня перо,

Усы невиданной красы.

Книга: Ребята, а вы узнали, что за гость к нам пожаловал? (дети отвечают).

Книга: Уважаемый кот в сапогах, может быть вы объясните, как вы сюда попали?

Кот в сапогах: Да я и сам не понял. Сижу я возле камина в своей библиотеке и вдруг на меня падает сверху книга. Поднимаю голову – а там,на полке сидит большая крыса. Я её схватил и хотел было съесть, а она со мной заговорила человеческим голосом, я растерялся и выпустил её. Крыса бросилась от меня убегать, я побежал за ней и оказался тут.

Ведущий: Ну раз уж вы тут оказались, не хотите ли с нами поиграть? У вас большая библиотека, и вы наверное много читаете?

Кот в сапогах: О, да! Я прочитал много книг и много знаю!

Ведущий: Тогда вы с ребятами должны будете назвать сказочного героя или сказку.

(проводится игра)

Ведущий: Ну, что ж, кот в сапогах и наши ребята действительно много читают.

(входит почтальон Печкин, в руках крыса).

Печкин: Здравствуйте! Кто из вас Шапокляк? (вбегает Шапокляк).

Шапокляк: Это я! Это я!

Печкин: Это что же вы, гражданочка, так с друзьями обращаетесь, что они от вас убегают?

Шапокляк: Ларисочка, я всё поняла, я так больше не буду.

Печкин: То – то же.

Ведущий: Ну что ж, друзья, всем вам мы советуем дружить, друг другу помогать и никогда не ссориться.

(общий танец)

Печкин: А я прибыл к вам не с пустыми руками. У меня для вас телеграммы. (отдаёт Книге)

Книга: Сколько много телеграмм. Ребята, помогите разобраться от кого они?

(зачитывает телеграммы, дети отгадывают).

Ведущий: Ребята, наш праздник подходит к концу. Но настоящее, большое путешествие в мир книг у вас только начинается. И сейчас вместе с королевой книг вы произнесёте клятву читателя и станете читателями нашей библиотеки

Книга: (повторяют все вместе):

Я, новый читатель библиотеки,

Другом книг я теперь назовусь,

Трепать их не буду, и в этом клянусь!

Расти любопытным, чтоб многое знать.

Ведущий: А теперь пришло время получать подаоки.

Приложение.

Песня про книжку

1. На полочке в сторонке всегда она лежит,

Возьми её ты в руки – она заговорит.

На тысячу вопросов даст правильный ответ,

Умней и лучше друга в целом мире нет.

Припев:

Сказки, загадки, стихи для ребят,

Книги великие тайны хранят,

2. Книги нам помогут объездить много стран,

Они нам всё расскажут про море – океан.

Чудесные истории про мудрых королей,

Раскроют нам секреты волшебников и фей.

Припев:

Сказки, загадки, стихи про ребят,

Книги великие тайны хранят.

Запросто может профессором стать.

Всё знать

1. Впадает в озеро река,

Плывут куда – то облака,

Ложатся волны на песок,

Прохладный веет ветерок.

Припев:

Про дальний север и про юг,

2. Откуда в небе синева?

Зачем зелёная трава?

Куда уходят день за днём?

Должны узнать мы обо всём!

Припев:

Про всё, что видим мы вокруг,

Про дальний север и про юг,

Про звёзды в небе, свет луны,

Про всё, про всё мы знать должны.

3. Как только вечер настаёт,

На землю сразу тьма идёт,

Но из –за леса по утрам

Приходит солнце снова к нам.

Припев:

Про всё, что видим мы вокруг,

Про дальний север и про юг,

Про звёзды в небе, свет луны,

Про всё, про всё мы знать должны.

Пословицы о книге

Книга – зеркало души.

Книга для ума – что тёплый дождик для всходов зерна.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто много читает, тот много знает.

Прочёл новую книгу, встретил друга.

Грамоте учиться – вперёд пригодится

Хорошая книга – лучший друг.

Книга книгой, а своим умом двигай.

Книги читай, а о деле не забывай.

Книга – лучший подарок.

С книгой жить – век не тужить.

Ум без книги – что птица без крыльев.

Книга подобна воде: дорогу пробьёт везде.

Телеграммы.

1. Дорогие друзья! Я, конечно, постараюсь в другой раз прибыть на ваш праздник. А сегодня мы только что расклеили на всех деревьях такие объявления: «Открыта больница для птиц и зверей, идите лечиться туда поскорей». А вам я желаю крепкого здоровья.

(Доктор Айболит).

2. Прибыть на праздник не могу: от меня сбежали брюки.

(Мойдодыр).

3. Я не могу приехать на ваш праздник, потому что улетаю с милой ласточкой за синее море, где всегда лето и цветут чудные цветы. Я уже привязала себя поясом к её самому большому пёрышку. И мы летим… Шлю вам привет!

(Дюймовочка).

4. Привет! Мне бы, конечно, ничего не стоило к вам прилететь, потому, что я, самый лучший в мире летун. Но я обещал побывать на дне рождения одного знакомого мальчика. У него, конечно, будет самый лучший в мире именинный пирог, а я лучший в мире истребитель пирогов. Ну, а к вам я прилечу как – нибудь в другой раз. Запасайтесь конфетами и ждите.

(Карлсон).

5. Прибыть на праздник не могу, так как отправляюсь на гастроли с музыкальным шоу « Я от бабушки ушёл».

(Колобок).

Загадки Кота в сапогах

  • У Алёнушки – сестрицы Снесла золотое яичко

Унесли братишку птицы. Для бабки и дедки курочка

Высоко они летят, Всё это происходило

Далеко они глядят. В сказке…

(Гуси – лебеди). (Курочка Ряба).

  • Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто – то,

Кто распростился с зелёною кожей?

Сделался мигом красивой, пригожей?

(Лягушка – царевна).

  • Возле леса на опушке Уплетая калачи,

Трое их живёт в избушке. Едет парень на печи.

Там три стула и три кружки, Едет прямо во дворец,

Три кровати и подушки. Кто же этот молодец.

Кто – то в домик к ним пришёл, (Емеля).

Беспорядок в нём навёл.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя).

  • На лесной опушке Вы знаете девушку эту,

Сидит она в избушке. Она в старой сказке воспета.

Спокойно жить не хочет, Работала, скромно жила,

Царевичей морочит. Не видела ясного солнышка,

Ступа с метёлкою ей дорога, Вокруг – только грязь и зола.

Это зловредная… А звали красавицу…

(Баба – Яга). (Золушка).

  • Скачет лошадь не простая,

Чудо – грива золотая. Хрю – хрю – хрю – каких три братца

По горам парнишку носит, Больше волка не боятся,

Да никак его не сбросит. Потому что зверь тот хищный

Есть у лошади сынок – Не разрушит дом кирпичный.

Удивительный конёк (Три поросёнка).

По прозванью…

(Горбунок).

  • На завтрак съел он только луковку,

Но никогда он не был плаксой.

Писать учился носом буковки

И посадил в тетрадке кляксу.

Не слушался совсем Мальвину

Сын папы Карло…

(Буратино).

  • Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей.

(Соловей – разбойник).

  • Бабушка внученьку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

Ну, подскажите, как звали её?

(Красная Шапочка)

  • Ждали маму с молоком,

И пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Семеро козлят).

Реализуемая комплексная программа: Программа воспитания и обучения в детском саду.

Примерный комплексно-тематический план образовательной работы в старшей группе детского сада по теме:

«Международный день детской книги» (2 неделя апреля)

Цель:

  1. Познакомить детей с историей возникновения бумаги, книги.
  2. Выявить знание детских сказок через различные виды игр; развивать мышление, умение отгадывать загадки, придумывать свои.
  3. Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели»;
  4. Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.

Итоговые события : "Ребятишкины книжки" - презентация рукописных книг, изготовленных совместно с родителями. (Предложить родителям вместе с детьми придумать небольшую сказку и оформить ее в авторскую “ книжку-малышку”).

Направления

развития

Познавательно-речевое

Социально-личностное

Художественно-эстетическое

Физическое развитие

Образовательные области

Коммуникация

Познание

Чтение

худ.

лит-ры

Социализация

Труд

Безопас-

ность

Художественное

творчество

Музыка

Физкуль-тура

Здоровье

Виды

совместной

деятельности

Беседа с детьми на тему “моя любимая книга “

Словесная игра “Цепочка ассоциаций “

Игра на внимание “Телефончик“

Ситуативный разговор

“ Нужно ли беречь книги?”

Игра малой подвижности “ Мы

не скажем, а покажем”

Пение детских песен (Сборник “Русские народные песни “)

Рассматривание портретов детских писателей

Игровые ситуации по теме

“ Отгадай, кто я “ , “ Подбери правильно атрибуты любимых героев “

игра-драматизация

“ Как аукнется, так и откликнется”

Беседа на тему

“ Лучший подарок для друга “

Литературная викторина по творчеству К. Чуковского.

Ситуативный разговор

“ Отмечаем Международный день детской книги.”

Выразительное чтение изученных стихов

“ Как появилась книга? “

Детские книги “

Детские писатели “

“Чтение художественной литературы” “ Книги-наши друзья “ (Выставка книжек-малышек).

Чтение произведений Маршака, Чуковского, Чарушина, Барто.

Сюжетно-ролевая игра“Библиотека”

Строительная игра “ Строим библиотеку” Кубики, пазлы по сказкам А.С. Пушкина.

Сюжетно-ролевая игра

“ Книжный магазин “

Труд в уголке книги (ремонт книг)

Труд в уголке книги “ Книжкина больница” (“полечим” книги для малышей).

Рисование «Нарисуй иллюстрацию» (для оформления книги А. Барто «Игрушки»), «Медвежата» (тычком) Беседа на тему: «Скорая помощь».

Музыкальные дидактические игры: развитие звуковысотного слухаРазвитие музыкальной памяти: Угадай песню, Узнай произведение

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Ситуативная беседа «Осанка – красивая спина»

Создание

условий для самостоятельной

деятельности

детей

Взаимодействие с семьёй

Создание книжной выставки для детей “ Такие разные книги“.

Внесение атрибутов к театрализованным играм “ Герои детских сказок”.

Организация для детей выставки работ известных художников- иллюстраторов по русским сказкам, детским рассказам.

Знакомство с книгами юбилярами:

65 лет - Маршак С. «Быль-небылица» 1947

85 лет - Маршак С.Я. стихотворению «Почта» 1927

50 лет - Токмакова И.П. «Деревья»1962

55 лет - Чарушин Е. «Про Томку» 1957

95 лет - Чуковский К.И. «Крокодил» 1917

90 лет - Чуковский К.И. «Мойдодыр» 1922

90 лет - Чуковский К.И. «Тараканище» 1922

Предложить родителям побеседовать с детьми о любимых книгах своего детства.

Предложить родителям нарисовать вместе с детьми обложку для своей любимой сказки.

Анкета для родителей

Да; нет.

Да; нет; иногда.

Да; нет; не знаю.

Да; нет; не знаю.

Да; нет.

Да; нет.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

Несколько книжных полок; книжный шкаф; стеллажи с книгами; другое

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

Да; нет.

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

Каждый день; каждый вечер перед сном; когда попросит; иногда.

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка

5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

Да; нет; иногда.

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

Да; нет; не знаю.

8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

Да; нет; не знаю.

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

Да; нет.

13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

Да; нет.

Благодарим за сотрудничество!


Методическая разработка "День детской книги"

Интерактивный досуг для детей старшего дошкольного возраста

Неуступова Екатерина Сергеевна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №6 Калининского района Санкт-Петербурга

Цель: доставить радость, создать веселое праздничное настроение, обозначить значимость книги в жизни человека, неотъемлемость книги в социально - культурном развитии людей,

Задачи:

Образовательные:

  • дать знания о данном празднике, истории возникновения книги
  • закрепить знания о детских писателях и поэтах

Развивающие:

  • способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.
  • показать детям общественную значимость праздника – День детской книги
  • развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, в общении)
  • развивать самостоятельность и инициативу, художественно – эстетический вкус
  • дать информацию о важности чтения художественных книг

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.
  • воспитывать аккуратность, дружелюбие и заботливое и бережное отношение к книге

Используемые технологии: ИКТ,

Материалы и оборудование: медиапроектор с презентацией, книги, пластилин и стеки для детей, изобразительные материалы, бумага, береста, камень, глина, тонкие дощечки, воск, спиртовка для разогревания воска, шнуры или веревочки для изготовления книг.

Ход досуга: слайд 1

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о книге. Что такое книга? Зачем людям нужны книги? А в мире животных нужны книги? (Ответы детей)

Ведущий: Правильно, ребята, книги нужны только человеку, чтобы узнавать что-то новое, знать все обо всем на свете. (Читает стихотворение)

Ребята, а какие пословицы или поговорки вы знаете о книгах? (Ответы детей)

Ведущий: А вы знаете, что книги не всегда были такими, как сейчас? Из чего делают книги, как вы думаете? (Ответы детей)

Ведущий: история книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по –разному пришли к письменности, используя для письма разный материал: камень, кость, дерево, металл, шелк, кожу, кукурузные стебли. (Ведущий рассказывает по слайдам)

В древние времена материалом для письма служил КАМЕНЬ. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитках и столбах высекали законы, имена царей, памятные события.

Затем появились ГЛИНЯНЫЕ КНИГИ – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки. По размеру глиняные плитки были 32х32 см и толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавалась книга. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.

А в соседнем Египетском государстве книги делали из ПАПИРУСА – речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длиной около 6 м. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.

На смену папирусу пришел новый писчий материал –ПЕРГАМЕНТ.

В древнем Пергамском государстве его выделывали из шкур животных. На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «тетрадос» , а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом. По внешнему виду кодекс напоминает современную книгу. На написание одной книги уходило целое стадо баранов. Книга писалась от руки несколько лет.

В Древней Руси писали на березовой коре – БЕРЕСТЕ. Знаки на кору наносили костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которую продергивалась тесемка. Стерженёк подвешивали к поясу.

Во 2 в.н. э. в Китае изобрели БУМАГУ. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Китайцы 800 лет хранили тайну производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.

В разных странах стали создавать целые мастерские по изданию книг. Работа эта считалась очень важной и почетной. Первыми создателями рукописных книг были монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художники заполняли страницы рисунками. Причудливым штрихом писали заголовок. Затем книгу «одевали» в переплет, украшали серебром и драгоценными камнями. Книги были подлинными произведениями искусства.

Ведущий: Ребята, а вы сами хотели бы изготовить книгу?

Деревянная книга появилась примерно в I веке нашей эры. Она изготавливалась так: на страницы – дощечки наливали расплавленный воск и, пока он был мягким, разглаживали его. По застывшему воску писали острой палочкой. Несколько дощечек соединяли шнурком в книжечку.

Мы с вами сейчас попробуем изготовить такую книжку.

(Ведущий с группой детей самостоятельно делают книгу) .

Первый печатный станок

Иоганн Гутенберг, немецкий мастер, изобретя первый печатный станок, открыл новую эру в книжном деле. Меньше, чем за год было напечатано 300 книг Библии, а раньше на переписку книги уходило до 10 лет.

В 1563 г. Царь Иван Грозный учреждает в Москве первую государственную типографию и первые русские печатные книги творили Иван Федоров – дьякон церкви Николы Гостужского и его сподвижник Петр Тимофеевич Мстиславец. В Москве, у стены Китай-города, где был первый Печатный двор, стоит памятник Ивану Федорову.

Первая русская печатная книга

Ведущий: посмотрите, ребята, на каких сложных современных печатных станках делают книги в настоящее время.

Ведущий: ответьте, пожалуйста, что можно сделать из обычной бумаги?

Слайд 13- 18

Ведущий: а теперь, ребята, посмотрите, какие необыкновенные книги бывают на свете.

Золотую книгу обнаружили американские археологи, проводившие раскопки в Шри- Ланке. Страницы ее изготовлены из чистого золота. На драгоценных листах выгравирован текст одной из древне-индийских поэм.

Кузнец из болгарского селения Враца, Ангел Костов, изготовил металлическую книгу весом в 4 кг, форматом 18х22 см. На двадцати двух её страницах знаменитые на весь мир габровские шутки, афоризмы и пословицы.

Самой дорогой книгой мира ныне считается «Библия» Гутенберга, изданная в 1455 году. За один экземпляр ее, напечатанный на пергаменте, американец Уоллбер заплатил в 1926 году 350000 долларов. Ныне она находится в Вашингтоне, в Библиотеке конгресса.

Самая большая книга

В этой книге собрано 37 печатных карт, которые издали в 1660 году специально для английского короля того времени Карла II. На этих 37 изображениях Земли увековечены абсолютно все знания и представления человечества того времени о мире. Книгу уже ни один раз исследовали историки, в ней хранятся богатейшие данные о том времени. Все атласы представляют собой, на самом деле, настенные карты, с размером 1,9 x 1,75, которые были аккуратно подшиты и богато украшены.

Ведущий: А теперь, ребята, нам бы хотелось послушать, какие стихотворения о книгах вы знаете. (Дети читают стихи)

Слайд 20- 25

Ведущий: Каких детских писателей и поэтов и какие их произведения вы знаете?

Давайте немного поиграем. Вам дается задание: вспомнить название сказки по ее герою.

Слайд 27-29

Ведущий достает книгу без картинок и с красочными иллюстрациями, показывает детям.

Ребята, чем отличаются эти книги? (Ответы детей) . Правильно, в этой книге есть красочные картинки. А кто рисует картинки в книгах? Да, верно, художники-иллюстраторы. Каких художников иллюстраторов вы знаете?

Рассказы по слайдам.

Ведущий: А теперь ребята, сравните вот эти две книги. Показывает старую, рваную книгу и новую. Чем же отличаются эти книги? (Ответы детей) Правильно ребята. А чтобы книги надолго оставались новыми и красивыми, существуют правила обращения с книгами. Вы их знаете? Рассказ по слайду.

Ведущий: Скажите, ребята, что это за помещения? Верно, такие помещения называются библиотеками. Слово «библиотека» произошло от слов «библио» - книга, и «тека» - хранилище. То есть, библиотека – это хранилище книг. Для чего же нужны библиотеки? (Ответы детей) . Правильно, ребята, в библиотеке можно взять книгу на время, чтобы прочитать ее. Ведь читаем мы за всю жизнь очень много и все прочитанные книги не в состоянии хранить дома. Поэтому люди создают библиотеки и пользуются ими.

Слайд 32- 33

Ведущий: А теперь, ребята, я познакомлю вас с памятниками, посвященными книгам и чтению. Далее по слайдам.

Ведущий: А теперь давайте с вами попробует решить кроссворд о книгах и чтении. Узнаем, как вы слушали и что узнали из нашей сегодняшней беседы.

  1. слово: На каком материале писали острыми палочками, прикрепляемыми к поясу в старину на Руси? (Береста)
  2. слово: Детский писатель, который написал веселые истории о Незнайке? Николай… (Носов)
  3. слово: Лучшее учение – это… (Чтение)
  4. слово: Хранилище книг (Библиотека)
  5. слово: Фамилия первого русского книгопечатника (Федоров)
  6. слово: Детская писательница, сочинившая цикл стихотворений об игрушках. (Барто)
  7. слово: Материал, из которого делают книги. (Бумага)
  8. слово: Наши лучшие друзья на всю жизнь, это – (книги) МУЗЫКА (ТУШ)

Молодцы, ребята, разгадали весь кроссворд. Значит, вы умеете внимательно слушать и запоминать услышанное.

Ведущий: Сейчас, под конец нашего сегодняшнего праздника, ребята споют нам песню о книгах

Затем ведущий читает стихотворение

Конкурс «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

  1. Хлеб питает тело, как на крыльях летаешь.
  2. Золото добывают из земли, а к себе манит.
  3. Неграмотный, как слепой, а книга – разум.
  4. Книга в счастье украшает, ума набраться.
  5. Книга не пряник, а книга глаза открывает.
  6. Книга не самолет, ярче звездочки светит.
  7. Хорошая книга а несчастье – утешает.
  8. С книгой знаться а за тридевять земель унесет.
  9. Книгу читаешь а знания из книг.

Конкурс «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

  1. Хлеб питает тело, а книга – разум.
  2. Золото добывают из земли, а знания - из книг.
  3. Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
  4. Книга в счастье украшает, а в несчастье – утешает.
  5. Книга не пряник, а к себе манит.
  6. Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
  7. Хорошая книга ярче звездочки светит.
  8. С книгой знаться – ума набраться.
  9. Книгу читаешь, как на крылья летаешь.

Приложение:

материалы, которые можно дополнительно использовать при проведении досуга:

Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу» .
Не надо звать,
Не надо ждать,

Звонко птицы гомонят.
По-весеннему сегодня
Расцвели глаза ребят.
Очень любят праздник книжки

И девчонки, и мальчишки.
Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.

(З. Бычков)

Писатель

С книжками мы все дружны:
И ты, и я – читатели.
И, конечно, знаем мы,
Что пишут их писатели.

Писателем не просто стать,
Как и музыкантом –
Непременно обладать
Надо тут талантом.

Как в профессии любой,
Здесь свои секреты:
В книге действует герой
Строго по сюжету.

Он Незнайку на Луну,
Словно маг, отправит,
И волшебную страну
Полюбить заставит.

Из нее приходят к нам:
Винни-Пух, Мальвина,
Айболит, Гиппопотам,
Храбрый Чипполино.

Здесь, за письменным столом,
Место их рожденья,
Оживают под пером
Все их приключенья.

Вот дописана строка,
И готова книжка…
Прочтут ее наверняка
Девчонки и мальчишки!

Мама мне читает книжку
Про зайчишку и лисёнка...
Я б послушал про войнушку,
Только мама ведь – девчонка.

Будет ей, наверно, скучно,
Так, что даже зазевает.
Ладно, завтра про войнушку
На ночь папа почитает.

А сегодня про зайчишку
И про плюшевого мишку.
Хоть про мышку, хоть про шишку –
Всё равно, была бы книжка!

(А. Корнилов)

Книжкины секреты

Если хочешь много знать,
Вслушайся в советы.
Научись распознавать
Книжные секреты.


И ненужных книжек нет.
Если быстрый самолет
В небо устремился,

Знает свой секрет пилот.
Он ему учился.
В каждой книжке - свой секрет,
И ненужных книжек нет.

Если мама на обед
Варит щи и кашу,
У нее есть свой секрет,
Тоже очень важный.

Знайте, все девчонки,
Знайте, все мальчишки:
В каждой книжке - свой секрет!
Все читайте книжки!

(Л. Гусельникова)

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про тайны Земли и движенье планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.