Болезни Военный билет Призыв

Литературно-исторические заметки юного техника. Скончался историк дмитрий иванович иловайский

Дмитрий Иванович Иловайский

Иловайский Дмитрий Иванович (11/23.02.1832-15.02.1920), русский историк, общественный деятель и публицист патриотического направления, твердо стоял на позициях - “Православие, Самодержавие, Народность”.

После окончания Московского университета преподавал историю в гимназиях, параллельно занимаясь историческими исследованиями. Его первые работы “История Рязанского княжества” (1858) и “Гродненский сейм 1793” (1870) поставили его в ряд крупнейших русских историков. В исследовании “О мнимом призвании варягов” (1871) Иловайский убедительно показал несостоятельность норманнской теории и сделал вывод, что “иностранный элемент” не оказывал существенного влияния на процесс развития Древней Руси”.

В 1876-1905 Иловайский выпускает “Историю России” (тт. 1-5), в которой, следуя исторической концепции Н.М. Карамзина , дает общий обзор истории России с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича . Подобно Карамзину, Иловайский считал, что история народа - это история развития его государственности, которая, прежде всего, воплощается в его царях и вождях. Обладая хорошим художественным слогом, умением кратко и точно излагать факты, Иловайский написал несколько учебников по истории, которые многократно переиздавались (некоторые 44 и 26 раз) и пользовались заслуженной популярностью среди учащихся.

Как публицист Иловайский сотрудничал со многими патриотическими изданиями. В 1897 - 1916 издавал и редактировал православно-патриотическую газету “Кремль”, отстаивавшую интересы русского народа, противостоявшую деятельности “инородческих элементов”, засилью иудейско-космополитических сил в российской журналистике. В 1905 Иловайский вступил в Союз Русского Народа . После 1917 многократно арестовывался еврейскими большевиками. Зверски убит при невыясненных обстоятельствах

Примечания ХРОНОСа:

Погромы еврейские , организация которых приписывается черносотенцам.

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

Сочинения:

История Рязанского княжества. М., 1858, 1997; Руководство ко всеобщей истории. М., 1868 и др.; Руководство к русской истории. Средний курс. М., 1868 и др.; Гродненский сейм 1793 года. Последний сейм Речи Посполитой. М., 1870; О мнимом призвании варягов. Из исследования о начале Руси. М., 1870; История России. Т. 1-5. М., 1876-1905; Вопрос о народности русов, болгар и гуннов. [СПб., 1881]; Еще о ереси жидовствующих и митрополите Зосиме. [М, 1884]; Краткие очерки русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений М., 1860 и др.; Сочинения Д. И. Иловайского. Ч. 1-3. М., 1884-1914; Мелкие сочинения, статьи и письма. Вып. 1-2. М., 1888-1896; Новая династия, М., 1996; Отец Петра Великого: Царь Алексей Михайлович Романов. М., 1996; Собиратели Руси. М., 1996; Становление Руси. М., 1996, 2003; Царская Русь. М., 1996; Русская история: краткий курс. М., 2003; Начало Руси. М„ 2004 и др.

Литература:

Бабич И. В. О Д. И. Иловайском и его учебниках // Иловайский И. Д. Краткие очерки русской истории. В 2-х ч. 4.1. М., 1992; Дурновцев В. И., Бачинин А. Н. Ученый грызун: Д. И. Иловайский // Историки России. XVIII - нач. XX века. М., 1996; Иванов А. А. «Смерти я не страшусь». Дмитрий Иванович Иловайский (1832-1920) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006; Историк Д. И. Иловайский о себе и о своем «Кремле» // Москва. 1909. № 13; Историки России. Биографии / Сост., отв. ред. А. А.Чернобаев. М., 2001; Кирьянов Ю. И. Иловайский Дмитрий Иванович // Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996; Правые в 1915 - февр. 1917 (по перлюстрированным Департаментом полиции письмам) // Минувшее. М.-СПб., 1993. Т. 14; Цветаев Д.В. О труде Д. И. Иловайского «История России. Эпоха Михаила Федоровича». Варшава, 1899; Цветаева М. И. Дом у Старого Пимена // Автобиографическая проза. М., 1991; Чекурин Л.В. Русский историк Д. И. Иловайский: Опыт биобиблиографического исследования. Рязань, 2002.; Юбилей Иловайского Д. И. М., .

Недолго состоял адъюнктом по кафедре всеобщей истории в Московском университете. Взявшись за изложение общего хода русской истории, Иловайский выступил решительным противником норманнской теории и чрезвычайно скептически отнесся к летописным известиям о ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчасти настроения и интересы киевских князей.


Иловайский, Дмитрий Иванович - историк и публицист. Родился в 1832 г. Образование получил в Московском университете. Получил степень магистра за "Историю Рязанского княжества" (М., 1858; переиздано в "Собрании сочинений", 1884), степень доктора - за "Гродненский сейм 1793 г." (М., 1870). Недолго состоял адъюнктом по кафедре всеобщей истории в Московском университете. Взявшись за изложение общего хода русской истории, Иловайский выступил решительным противником норманнской теории и чрезвычайно скептически отнесся к летописным известиям о ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчасти настроения и интересы киевских князей. Различая варягов и Русь, Иловайский находит Русь не на севере, как варягов, а на юге, где он, кроме Киева, выдвигал Тмутаракань. До объединения Руси под властью туземного киевского дома (к середине X века) Иловайский отрицал возможность свободного передвижения по ней вообще и в частности, для варягов и, следовательно, и участия в торговой, военной и политической жизни страны. Выводы Иловайского постепенно входят в канон русской исторической науки; многие же частности в них должны быть переисследованы и, быть может, отвергнуты. Гораздо слабее попытки Иловайского отожествить Русь с роксоланами и доказать славянство болгар, гуннов, ятвягов - попытки, основанные отчасти на крайне рискованных ономатологических сближениях. Статьи Иловайского по варяго-русскому вопросу соединены в "Разысканиях о начале Руси" (М., 1876 и 1882), потом в двух, так называемых дополнительных полемиках (М., 1886 и 1892). Обширная "История России" Иловайского стала выходить с 1876 г. и остановилась на воцарении Петра (5 томов, 1876 - 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком "Петр Великий и царевич Алексей" начал в "Кремле" (№ 45 - 47) печатание серии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В "Истории", как и в специальных трудах, Иловайский мало останавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа; он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий; его рассуждения об исторических законах, исторических аналогиях и т. п. порой способствуют даже некоторому затемнению спора. Сводя в примечаниях к "Истории" богатую литературу, Иловайский не всегда использует ее в тексте. Скептическому отношению к летописи он не всегда остается верен; так, о крещении Владимира он рассказывает вообще по летописи, не привлекая известных ему трудов Васильевского и Розена; отмечая близость Владимира Мономаха и киевских князей вообще к делу летописания, не принимает этого во внимание при характеристике, например, того же Мономаха. Научный дух вообще слабеет в "Истории". Она занимает, однако, видное место в литературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все части русского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как и северо-восточной. Учебники Иловайского по всеобщей и русской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком, но часто страдают неясностью и сбивчивостью суждений, прямыми, порой, ошибками, отсутствием руководящей мысли и (особенно учебники по русской истории) тенденциозностью. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно и крайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа "Кремль", исключительно наполняемого его произведениями (вышло доселе, считая двойные и тройные, 52 №). Он осуждает немецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает против ученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики, чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели к непопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению его значительных заслуг в области русской истории. Пробудившийся за последние годы интерес к ранней русской истории вызвал ряд работ, сходящихся в отдельных пунктах с Иловайским. - Ср. "Исторический Вестник" (1884, 1 и 3); С. Венгеров "Источники для словаря русских писателей" (II, СПб., 1910); М. Грушевский "Iсторiя Украiни Руси" (I, Ль

вов, 1904); Д. Багалей "Русская историография" (Харьков, 1911); Г. Варац "Происхождение летописного сказания о начале Руси" (Киев, 1913); К. Иностранцев "Хунь-ну и гунны" ("Живая Старина", 1900, века 3 - 4); "Русское Богатство" (1897, № 7; ст. С. Южакова); А. Шахматов "Разыскания о древних русских летописях"; Л. Пантелеев "Из воспоминаний прошлого" (СПб., 1905). С. Ч.

Дмитрий Иванович Иловайский (11.2.1832, г. Ранен-бург Рязанской губ. - 15.2.1920, Москва), историк, публицист, тайный советник, был одним из ярчайших представителей русского консерватизма.

Дмитрий Иванович Иловайский (11.2.1832, г. Раненбург Рязанской губ. - 15.2.1920, Москва), историк, публицист, тайный советник, был одним из ярчайших представителей русского консерватизма.

Из мещан (отец - управляющий имением графини Пален). В 1854 окончил историко-филологический. факультетт Московского университета (среди учителей - Ф. И. Буслаев, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, С. П. Шевырев и др.). Преподавал историю в рязанской и 3-й московской гимназиях (живя в Рязани, посещал «субботы» М. Е. Салтыкова-Щедрина). С 1860 адъюнкт кафедры всеобщей истории Московского университета. С 1862 в отставке. Воззрения Иловайского формировались под влиянием официальной народности теории и представляли собой дальнейшее ее развитие. Его магистерская диссертация «История Рязанского княжества» (1858) явилась одним из первых комплексных исследований региональной истории в отечественной историографии. На основе исторической контекстуализации княжения Олега Рязанского Иловайский пересмотрел стереотип о нем как о «великом русском изменнике». Б 1870 Иловайский получил степень доктора за монографию «Гродненский сейм 1793 г.: Последний сейм Речи Посполитой». В своем исследовании он оправдывал политику императрицы Екатерины II в отношении Речи Посполитой и ее разделов, как отвечавшую русским национальным интересам. Причиной бедствий польского народа Иловайский считал еврейско-немецкую экспансию. В ней он видел основную опасность и для России. В ряде статей Иловайский выступил с резкой критикой норманнской теории, доказывал, что иноземцы не оказали заметного влияния на формирование Древнерусского государства. Историк выдвинул гипотезы об этнической близости славян с роксоланами и гуннами, о существовании «приазовской Руси» (его оппонентами в широкой дискуссии выступили В. Г. Васильевский и Н. И. Веселовский),

Иловайский приобрел всероссийскую известность как автор учебников по истории, которые по тиражам и числу переизданий превзошли учебники всех современных ему историков. Пособие по русской истории для старшего возраста выдержало в дореволюционной России 36 изданий; для среднего возраста - 44 издания; курс всеобщ, истории для старшего возраста - 30 изданий; для среднего возраста - 35 изданий. Иловайский пользовался покровительством министра народного просвещения графа Д. А. Толстого. С 1870-х гг. его учебники были официально рекомендованы Министерством народного просвещения в качестве пособий для изучения отечественной истории в гимназиях. В изложении учебного материала Иловайский уделял основное внимание событиям политической истории в ущерб социальным и культурно-бытовым описаниям. Его учебники ориентированы на легкость репродуктивного восприятия учащимися исторических фактов, подразумевали принцип механического заучивания учебного материала (сама фамилия Иловайского стала именем нарицательным - под ней подразумевался учебник, а не человек). Пародией на учебники Иловайского явилась – «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (СПб., 1912). Несмотря на критику со стороны специалистов, учебники Иловайского в кон. 19 в. оставались самыми популярными пособиями но истории в гимназиях. Средства, полученные в качестве гонораров от их переизданий, И. вкладывал в ценные бумаги и недвижимость.

Как публицист, представлявший консервативно-охранительное направление, сотрудничал в журнале «Русский вестник», газете «Московские ведомости», «Новое время» и др. В 1897-1916 И. издавал авторскую газету правомо-нархического толка «Кремль». Русский народ И. оценивал как «исторический», что оправдывало колонизацию «неисторических» этносов. Иловайский выступал за ассимиляцию евреев, против сохранения их религиозного и культурного своеобразия. Вместе с тем, он категорически осуждал погромы.

Народные движения нач. 20 в. Иловайский считал следствием подстрекательских действий заговорщических сил. Причину революции он усматривал в деятельности «инородческих элементов», объединившихся с представителями антинационального направления рус. интеллигенции. В понятие «смута» И. включал любое выступление против государственного строя. Причины «смут» он видел в нарушении «законов русской жизни», считал, что они сравнительно легко искоренимы твердой самодержавной властью, опирающейся на православие и единение сословий.

Иловайский относил себя к приверженцам «здорового консерватизма», понимаемого как верность традициям русским государственного быта при признании необходимости модернизации. С одной стороны, он осуждал почвенничество, с другой - считал недопустимым распространение воззрений, противоречащих национальному самосознанию русского народа. Иловайский указывал на потерю единения верховной власти и народа, следствием чего неизбежно должна стать революция. Являлся противником привлечения в российскую экономику капитала, негативно относился к аграрной реформе П. А. Столыпина, полагая, что она ведет к пролетаризации крестьянства. Вместе с тем Иловайский считал необходимым содействовать ускоренному развитию обрабатывающей промышленности. В политической сфере отстаивал необходимость создания представительного учреждения, включавшего депутатов от дворян, крестьян и торгово-промышленного сословия. Возникновение рабочего класса считал исторической случайностью, вызванной крайностями развития демократии. Взгляды Иловайского эволюционировали от утверждения о незыблемости триады «православие, самодержавие, народность» до пессимистического вывода о крушении основ рус. «государственного быта».

С 1902 Иловайский участвовал в деятельности «Русского собрания», с 1905 - «Союза рус. людей», за что после октября 1917 в 86-летнем возрасте подвергся аресту ВЧК.

С 1876 Иловайский публиковал свой обобщающий труд «История России», охватывавший период с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича. Вопреки господствовавшему позитивистскому подходу, Иловайский сравнивал историю с искусством, утверждая, что интерпретация исторических событий не имеет объективного характера, а определяется личным и склонностями исследователей. Задачу историка Иловайский видел в доказательстве нерушимости устоев, а не в достижении научной достоверности. Общественный прогресс он рассматривал в развитии «государственного быта», в силу чего изложение исторического материала ограничивалось рассмотрением развития государственности. Главными движущими силами российской истории Иловайский считал монархию, власть и дворянство. Исходя из этих посылок, историк отрицательно относился к урезанию прав дворян, одной из главных их заслуг считал просвещение парода. По мнению Иловайского, история народов проявляется через деятельность его высших представителей. Народы являются «этнография, почвой», выделяющей из себя «действующих лиц». Наряду с Н. Я..Данилевским, Иловайский являлся одним из основоположников цивилизационного подхода (под цивилизациями он понимал различные «государственные быты»). Историю России с древнейших времен до 17 в. включительно Иловайский подразделял па три этапа: киевский, московско-литовский и московско-царский, внутри которых материал группировался по княжениям и царствованиям.

Первые два тома «Истории России» были встречены научной общественностью доброжелательно, хотя большинство рецензентов не сочло достаточно убедительными доводы автора о генетическом единстве русских с роксоланами и отрицание варяжского фактора в процессе формирования государственности у восточных славян. Н. И.Костомаров и К. Н. Бестужев-Рюмин оценивали работу Иловайского как первое после Н. М. Карамзина общедоступное и художественно яркое изложение отечественной истории. Публикация последующих томов сопровождалась резкой критикой, П. В. Безобразов и В. Н. Сторожев обвинили Иловайского в компиляции трудов Карамзина и Соловьева. А. А. Кизсветтер критиковал его за устаревшую методологию исследования, отсутствие «научного чутья». Более сдержанный характер носила критика С. Ф. Платонова, отвергавшего обвинения автора в компиляции, но указавшего на несоответствие работы претензиям представить квинтэссенцию современного научного знания о прошлом России. Следствием критики стал отказ историка присутствовать на организованном «Моек, ведомостями» праздновании 50-летия его научной деятельности (1908).

Общественная мысль России XVIII- начала XX века. Энциклопедия. Отв. ред. д. и. н., проф. В. В. Журавлев.

Запись:698997

События

Заметки

Дми́трий Ива́нович Илова́йский (11 февраля 1832 года, г. Раненбург Рязанской губ. (ныне г. Чаплыгин Липецкой области) - 15 февраля 1920 года, Москва) - русский историк официозного направления, критик норманнской теории.

Родился в семье мещанина, управляющего имением графини Пален. Окончил казённое раненбургское уездное училище и рязанскую мужскую гимназию (1845-1850). Окончил историко-филологический факультет Московского университета, где учился в 1850-1854 годах. После окончания учёбы желал поступить на военную службу, от чего вынужден был отказался из-за подозрения на туберкулез. Как казённокоштный студент имел обязательство отработать не менее шести лет в учреждениях Министерства народного просвещения, вернулся в Рязань, где преподавал в родной гимназии, возглавил литературный отдел губернской газеты по предложению тогдашнего вице-губернатора М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В январе 1858 года Д. И. Иловайский представил в совет Московского университета магистерскую диссертацию «История Рязанского княжества» и поскольку автор «показал прекрасный пример собратьям своим, учителям истории в гимназиях губернских городов», 3 июня 1858 года совет университета принял решение опубликовать эту работу за казенный счет «в уважение особенных достоинств… и недостаточности средств автора». С 16 июня 1858 года он благодаря графу А. С. Уварову получил должность старшего учителя 3-й московской гимназии на Лубянке. В Москве сблизился с собиравшейся вокруг К. Н. Бестужева-Рюмина группой молодых учёных. Диссертацию защитил 16 июня 1858 года (председательствовал на защите и выступил официальным оппонентом С. М. Соловьёв, вторым оппонентом выступил С. В. Ешевский, выступали с критикой О. М. Бодянский и С. М. Шпилевский, присутствовали также А. С. Уваров и ректор А. А. Альфонский). В 1860 году избран адъюнктом по кафедре всеобщей истории для преподавания на юридическом факультете, но уже вскоре, 6 мая 1861 года в Петербурге был подписан приказ о его командировке за границу для подготовки к профессорскому званию. Практически сразу по возвращении в Россию 10 марта 1862 года он подал прошение об отставке, мотивировав своё решение невозможностью совмещать педагогическую деятельность с занятиями русской историей), занялся научной и публицистической деятельностью.

По учебникам истории Иловайского, выдержавшим более 150 изданий, учились несколько поколений российских гимназистов. Средства к существованию он добывал прежде всего их публикацией, по некоторым подсчётам они принесли автору более полумиллиона рублей дохода. Современные исследователи указывают, что он являлся тогда «едва ли не самым состоятельным отечественным историком»; подчёркивают, что «материальную самостоятельность, отсутствие связи с академической средой необходимо принимать во внимание при анализе научной концепции учёного»; указывают, что «политическое миросозерцание Д. И. Иловайского оставило глубокий след как на выборе тематики его исследований, так и на трактовке отдельных проблем и целых периодов российской истории». 12 декабря 1870 года совет Московского университета утвердил Д.И. Иловайского в степени доктора русской истории.

Среди книг, на которых сохранились пометы Сталина, есть и «Средняя история. Курс старшего возраста. Составил Д. Иловайский. Издание пятое, с сокращениями. М. 1874». Книга эта интересна не только многочисленными пометами вождя. Например, на последней странице он крупно, витиеватым почерком написал: «Много неверного в этой истории Х.Х.Х.! Дурак Иловайский!..»

После сложнейших и глубоких исследований относящихся к вопросу о происхождении Руси, выступил решительным противником Норманской теории.

После выхода Манифеста 17 октября 1905 года и революционных событий 1905-1907 годов Иловайский перешел от умеренно-консервативных взглядам к радикально-консервативным, и вступил в ряд монархических организаций, таких как Русское собрание, Союз Русских Людей, Союз русского народа. В 1897-1916 Иловайский издавал газету «Кремль» право-консервативного направления, состоящую преимущественно из его собственных публикаций.

После Октябрьской революции Иловайский несколько раз арестовывался ЧК. Умер 15 февраля 1920 года.

Дочь Иловайского, Варвара Дмитриевна Иловайская, была первой женой И. В. Цветаева, основателя Музея изящных искусств при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), отца М. И. Цветаевой. Цветаева посвятила Иловайскому и его семье мемуарный очерк «Дом у Старого Пимена»

Другой сын Дмитрия Ивановича - Иван (генерал-майор) владел землями Иловайских в п. Троицко-Харцызске в 1803-1810 годах. На его землях (на правом берегу реки Крынки, там, где начинался Харцызский овраг) возникла около 1768 г. слобода Харцызская (ныне п.Троицко–Харцызск). По наименованию слободы была названа Харцызской и железнодорожная станция, построенная в 8 км от нее (ныне г. Харцызск). Не безынтересен и тот факт, что сын Ивана Дмитриевича - Дмитрий (1832-1920 гг.) - окончил Московский университет, был историком, писал труды по древнему периоду истории России, а также был автором учебников по истории для школ.

15.2.1920. – Скончался историк Дмитрий Иванович Иловайский (род. 11.2.1832)

«Пора бы русскому обществу очнуться от угара, который наслали на него органы жидовской печати»

(11.2.1832-15.2.1920) – историк и публицист, родился в Раненбурге Рязанской губернии в семье управляющего имением графини Пален. Уже учеником гимназии, с 4-го класса, начал зарабатывать на жизнь репетиторством. За проявленные способности педагогический совет рекомендовал юношу к продолжению учебы за государственный счет в , куда Дмитрий поступил на историко-филологический факультет.

С интересом прочел про Дм.Ивановича, теперь стало понятно почему он сейчас не в чести. А я ищу его труд по истории Рязанского княжества. Минувшим сентябрем ездил с другом на машине в Рязань, Пронск, с.Константиново на места предков. Деревни Верхи (Пронского уезда)откуда родом дед уж нет, от приходской церкви остался фундамент, кладбище в запущении. А места, Господи, глаз не отвести.

С огромным интересом прочитала "Начала Руси". Со школьной скамьи меня возмущал тот факт, что на уроках изучали древнюю историю многих цивилизаций, но узнать о древней истории Руси было невозможно - белое пятно, и по сей день так. И только в последние годы мне повезло - изучаю древнюю историю своего народа, и не последнюю роль в этом сыграл Дмитрий Иловайский. Поражает, с какой тщательностью он доказывает каждое свое положение. Вот бы нынешним учёным опыт перенять. Да и учебники переписать надо, иначе все разговоры о патриотизме бессмысленны.

Спасибо! Прочитала об Иловайском, продолжу читать самого Иловайского...

Не отрицая заслуг Д.Иловайского как составителя трудов по русской истории, не могу без отвращения относиться к тем, кто винит в своих бедах, пороках другие народы, евреев, например. Если считаешь так, то тем компроментируешь сам свой народ, который оказывается неспособным быть сильным. А если сильный, то не источай желчь, будь благородным и уважай всех, кто родился просто человеком, ребёнком, не зная и не заказывая себе национальность. Ложка дёгтя портит бочку мёда, и Иловайский этим перечёркивает себя как личность.

В современном русском языке понятие "жид" не тождественно слову "еврей". Прекратите тут жидовствовать!