Болезни Военный билет Призыв

Лингвистическая сказка жил был глагол. Сочинение на тему: лингвистические сказки

Григорьева Ева, ученица 6 "Б" класса МБОУ СОШ "Горки - Х".

Лингвистическая сказка о глаголах «Есть» и «Кушать».

Жили - были два глагола - синонима: Есть и Кушать. Однажды в стране Лингвистике между этими глаголами произошла ссора. Они долго спорили о том, какой из глаголов правильнее употреблять. Их соседи (антонимы) решили помочь им разрешить спор. Они посоветовали сходить к их начальнику – словосочетанию «принимать пищу» и спросить у него, какой из глаголов правильнее употреблять.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Лингвистическая сказка о глаголах «Есть» и «Кушать».

Жили - были два глагола - синонима: Есть и Кушать. Однажды в стране Лингвистике между этими глаголами произошла ссора. Они долго спорили о том, какой из глаголов правильнее употреблять. Их соседи (антонимы) решили помочь им разрешить спор. Они посоветовали сходить к их начальнику – словосочетанию «принимать пищу» и спросить у него, какой из глаголов правильнее употреблять.

Есть и Кушать согласились, и на следующий день они вместе отправились в область «Синтаксис».

На их пути, конечно же, встречались и ловушки, и подсказки. Сначала по дороге из деревни они шли через город. Кушать предложил поспрашивать у других глаголов, какой из них правильнее употреблять (так, на всякий случай: вдруг и идти далеко не придется. Этот глагол был ленивее своего товарища, ведь его употребляют в речи гораздо реже).

Первым на пути им встретились глаголы: прыгать, бегать и скакать. Они, конечно же, сказали, что правильнее употреблять глагол-кушать. Но этому было объяснение, их ответ был такой, потому что они были маленькими детьми и всегда сами говорят: «Кушать!»

Кушать сразу же начал утверждать, что он был прав, но неожиданно выскочили глаголы: учить, писать и читать. Они наперебой стали переубеждать приятелей, что употребление глагола «есть», правильнее! Поблагодарив эти 3 глагола, Есть начал хвастаться, что его правильнее употреблять!

Продолжая идти, они увидели расписную избу, украшенную еще и замысловатой резьбой. Подойдя поближе и внимательно рассмотрев эти узоры, друзья поняли, что не просто завитушки и вензеля, а зашифрованные глаголы.

Два часа они искали глаголы «есть» и «кушать» и все - таки их нашли.

Когда закончились поиски, уже стемнело, и глаголы решили постучаться в эту избу. Дверь потихоньку отворилась, и они увидели Бабу Ягу. Глагол кушать так проголодался и начал уговаривать старуху: «БАБУШКА ЯГА, ДАЙТЕ МНЕ ПОЕСТЬ, ПОЖАЛУЙСТА». Есть трясло от голода так, что он начал ныть: «КУШАТЬ, КУШАТЬ ХОЧУУУУ!»

Им было так плохо, что они стали говорить слова, которые и в жизни не хотели произносить. Войдя в избу, рассказали свою историю Бабе Яге. Выслушав их, Баба Яга предложила им остаться у неё, а завтра продолжить путь.

Утром друзья - приятели отправились дальше и все - таки встретили словосочетание «Употреблять пищу», и оно, конечно же, сказало, что им не о чем спорить, потому что каждый из них очень нужен и важен. Тогда наши путешественники решили помириться и забыть все обиды. И все их споры были напрасны и того не стоили.

Однако каждый грамотный человек должен знать, что глаголы – синонимы (и не только глаголы) как раз и отличаются оттенками лексического значения, поэтому и употребление их в речи разное.

Через лингвистическую сказку – к грамотности и творчеству

«Дитя утомляется не трудностью материала, а однообразием его преподавания», - писал К.Д.Ушинский.

Нужно признать, что это так. Используя на уроках занимательные тексты, игры, задания, учитель расширяет лингвистический кругозор школьников, развивает языковое чутьё и поддерживает интерес к предмету.

На мой взгляд, эмоциональность и занимательность на уроке - составные части успешной работы учителя-словесника. Это достигается с помощью свежих, порой неожиданных учебных ситуаций, не успевших стать для детей привычными, стандартными, скучными.

Прекрасно, если учитель владеет разнообразными приёмами образной подачи учебного материала.

«Одно из самых закоренелых и трудно преоборимых представлений о педагогическом процессе заключается в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо», -писал Д. Родари в книге «Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй» (М.,1978,с.30). Скучно и утомительно механически зубрить правила грамматики, но те же правила можно усвоить намного легче, если они будут раскрываться в процессе игровой ситуации на уроке, например, во вре¬мя прослушивания лингвистической сказки.

За время работы я написала цикл лингвистических сказок для учащихся пятых- шестых классов, применение которых имело прекрасные результаты. В седьмых- восьмых классов использовала их для повторения, которое всегда требует элементов новизны, неожиданности, занимательности. Герои этих сказок - части речи, морфемы, знаки препинания - помогают детям усваивать учебный материал, вызывая у них живой интерес к русскому языку.

Результатом применения этих сказок стало не только повышение грамотности учащихся, но и развитие творческой активности: у детей возникло желание самим писать сказки на лингвистическую тему и, в конечном счёте, желание творить. А это, на мой взгляд, ещё более важно.

Кроме того, когда ученик видит пример творческого отношения к делу своих наставников, он сам всё время учится творчеству и уже не представляет другого возможного для себя стиля деятельности.

Многие ученики стали писать рассказы, стихи, а некоторые из них - печататься на страницах уфимских газет («Вечерняя Уфа », «Истоки» и других).

Познание нового, развитие творческих сил приносит учащимся истинную радость, «учение с увлечением».

Т. Г. Колесникова, учитель русского языка и литературы.

Лингвистические сказки

1.БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ (5 класс)

2.СКАЗКА О МУДРОМ ГЛАГОЛЕ (5 класс)

(Самостоятельные и служебные части речи)

3.СКАЗКА О БУКВАХ-СПОРЩИЦАХ И ДОБРОМ КОРОЛЕ (5 класс)

(ПРАВОПИСАНИЕ «О» -«Ё» ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ)

4.Передача «Час пик» - 5 класс- (ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ)

5 «СЛОВА-ФОКУСНИКИ» (6 класс) (РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ)

6. СКАЗКА О ДОБРЫХ КОРНЯХ (6 класс)

7. РАЗБОРЧИВЫЕ ПРИСТАВКИ (6 класс)

(Правописание приставок, оканчивающихся на «З» , « С»)

8. ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ ПРИСТАВОК (6 класс)

(Гласные «Ы – И» после приставок)

1. БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ (5 класс)

Жили-были в языке гласные звуки и согласные. Жили дружно. Гласные любили петь. Но больше всех любили петь «о» и «е». А согласные звуки посмеивались над певцами, хотя втайне жалели, что самим им петь не дано природой. Стали «о» и «е» обижаться на своих братьев -- согласных. И однажды решили убежать вдвоем, чтобы никто им не мешал попеть вволю.

А в это время существительное «сон» проснулось и, как всегда, по утрам, решило немного размяться, измениться по падежам. Но что такое? В родительном падеже гласный «о» пропал: «сна». Существительное стало склоняться дальше и обнаружило отсутствие «о» и в дательном, и в творительном, и в предложном падежах. А просклонявшись, отправилось к существительному «день» рассказать о своей беде.

Существительное «день» выслушало взволнованное слово и ответило:

А я ругаю свой гласный «е», а оказывается, он не один такой. Значит, они сбежали вместе! Я ведь тоже склонялось без «е».

Ах, они, беглые, -возмущенно воскликнуло слово «сон». - Теперь мы их так и будем называть!

А гласные «о» и «е» до сих пор убегают из слов, оставляя вместо себя нуль звука.

А название «беглые» закрепились за ними постоянно.

2. СКАЗКА О МУДРОМ ГЛАГОЛЕ (5 класс)

Тема: «Самостоятельные и служебные части речи»

Что, хотите новую сказку? Ну так слушайте...

Эта невероятная история произошла в нашей школе, а еще точнее, в нашем кабинете.

Как-то раз, проводив ребят в столовую, я вернулась в класс, села за стол, нужно было проверить две оставшиеся тетради. В классе было тихо, только было слышно, как за окном завывает ветер...

Вдруг рядом, совсем рядом я услышала странные звуки и даже вздрогнула, догадавшись, что звуки исходили из учебника русского языка. Я прислушалась...

Нет, вы только подумайте, - пищал чей-то голос, -- я, всем известное Имя Существительное, должно жить рядом с какой-то мелочью в нашем королевстве Частей речи! Я обозначаю предметы, отвечаю на вопросы «кто?», «что?», могу изменяться по падежам, отношусь к одному из трех склонений. Даже в предложении я могу быть главным членом! Вот какая я замечательная часть речи! А что делают эти бездельники?

Интересно, о ком идет речь? - подумала я, но тут же услышала:

Я полностью согласно с Вами, уважаемое Существительное. Ведь я согласуюсь с Вами во всем: в роде, в числе, в падеже!

Я, Имя Прилагательное, тоже считаю, что эти бездельники - предлоги, союзы, частицы- не имеют права называться частями речи!

О чем идет разговор, уважаемые коллеги? Вы чем-то взволнованы?

Здравствуйте, уважаемый Глагол! Вот мы с Прилагательным считаем, что мы - очень важные части речи. Без нас просто невозможно обойтись. Или взять, к примеру, Вас! Вы обозначаете действие предмета, работаете в поте лица, даже имеете свои особые формы - причастие и деепричастие, а какие-то там букашки, которых не сразу и разглядишь, тоже носят звание частей речи. И как Вы к этому относитесь?

Да... -протянул Глагол, -хорошо, что нас не слышат сейчас эти «букашки», как Вы изволили выразиться. И не вздумайте им сказать об этом, а не то не миновать нам всем большой беды.

Беды? - хором удивленно протянули Существительное и Прилагательное.

Да, беды, -твердо сказал Глагол. Ведь если бы не они, как бы мы построили предложение? Ну, скажем, из таких слов: «ребята», «выбежать», «школа», «спортивная», «площадка», Ведь без предлогов «из» и «на» нам здесь не обойтись! На то они и называются «служебные части речи», и, действительно, они нам служат верой и правдой, пусть даже не являясь членами предложения. А вы неблагодарные, возомнили о себе, некрасиво нос задирать!

Нам стыдно, -совсем тихо раздались голоса. - У нас к Вам есть просьба, Глагол. Не говорите об этом разговоре другим самостоятельным частям речи: Местоимению, Наречию, Числительному. А не то они нас засмеют.

В это время в класс вбежали ребята, стало шумно, и я больше ничего не смогла разобрать.

Вот какая история произошла недавно. Хотите - верьте, хотите - нет.

3. СКАЗКА О БУКВАХ-СПОРЩИЦАХ И ДОБРОМ КОРОЛЕ (5 класс)

(Тема: ПРАВОПИСАНИЕ «О» -«Ё» ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ)

Ну что это за буквы-спорщики?!- воскликнул Восклицательный знак, король сказочного государства Правописания. - Всегда вы спорите, всегда

приходите ко мне, чтобы я вас рассудил! Ну что у вас там опять?

О! - воскликнула буква «о» ,явно, чтобы понравиться. - Ваше Величество! Рассудите! Что Вы слышите после звука [ш]в слове «шёпот»?!

Слышу я звук [о].

Вы действительно самый мудрый! Вот и я говорю, что писать надо «о», а эта «ё» спорит и не пускает меня в слово! - И буква «о» захныкала...

Подожди-подожди, - торопливо заговорил Восклицательный знак, - но ведь ты спросила меня о том, что я слышу? А это еще совсем ничего не значит. Слышать можно одно, а писать -совсем другое. Например, в слове «дуб» на конце мы слышим [п] но это еще ничего не значит...

Вы действительно мудрее всех! - обрадовалась буква «ё», в то время как «о» сникла. Эта «о» лезет, куда не нужно. Ведь существуют законы в нашем государстве, в конце-то концов. Не так ли?

А законы необходимо строго выполнять! - Заметил Восклицательный знак. - Я напомню тебе этот закон, слушай:

В корнях слов после шипящих под ударением пишется «ё», а не «о»!

Посмотри на эти слова: «жёлудь», «шёпот», «пчёлы», «шёлк»... Во всех этих словах в корне, заметь, в корне пишется буква «ё». Но ты не огорчайся, буква «о», в других частях слова ты нам еще понадобишься, а сейчас извини!

Но буква «о» была такая упрямая и капризная, что Вопросительный знак, стоявший рядом с главой государства и не переносивший женских слёз, вдруг предложил шёпотом королю:

Ваше Величество! Она от нас не отвяжется, это точно. Давайте ей сделаем хоть одно исключение, пусть она успокоится и идет восвояси!

Такое предложение пришлось королю по душе.

Хорошо! - воскликнул он радостно. -Пусть все сегодня останутся довольны! Я дарю тебе место в данной орфограмме, но только в нескольких словах!

Тут король задумался и после небольшой паузы произнес:

Крыжовник, шорох, шов, капюшон, жор, трещотка, трущоба.

Такова моя воля!

О, спасибо, Ваше Величество, --захлопала в ладоши буква «о», - Вы, как всегда, справедливы!

Вот так и закончилась эта история. Буква «о» прочно осталась в словах-исключениях.

Но осталось загадкой то, почему именно эти слова назвал король.

Разгадать ее можно, путешествуя по другой области русского языка «Этимологии». Но это уже другая сказка...

4 . Телевизионная передача «ЧАС ПИК» (5 класс)

(Тема: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»)

Ох уж эти вечера! Придя из школы, так много хочется успеть сделать, а на самом деле удается значительно меньше.

Так было и вчера. Придя домой, я решила выпить чашечку кофе и немного отдохнуть. Включила телевизор. Начиналась очередная передача «Час пик».

«Интересно, у кого сегодня будут брать интервью?» - подумала я и поудобней устроилась в кресле.

Вдруг комната стала наполняться каким-то туманом, но меня это почему-то совсем не удивило. Я с интересом ждала начала передачи.

Сегодня, - начал ведущий, - мы беседуем с одной из самостоятельных частей речи -Именем Существительным. Я надеюсь, что Вы расскажете о себе и о дружной семье Имён Существительных, ответите на вопросы наших телезрителей.

В кресле рядом с ведущим сидело Имя Существительное, маленькое существо, похожее на человечка.

Я Вам благодарно, - сказало оно, - за то, что Вы пригласили меня в студию. Учителя в школах так часто рассказывают детям о нас, Именах Существительных, а сегодня они узнают обо мне с телеэкрана.

Немного о нас. Мы, Имена Существительные, обозначаем предметы и отвечаем на вопросы «кто?», «что?».

Ведущий спросил:

А по каким морфологическим признакам мы можем вас узнать?

Спасибо за хороший вопрос. У нас есть постоянные и непостоянные признаки. Например, категория рода -признак постоянный. Каждый из нас относится к одному из 3-х родов - мужскому, женскому или среднему. Но среди нас есть и существительные общего рода: «плакса», «соня», «умница» и другие.

Это ваш единственный признак? - спросил ведущий.

Конечно, нет! Склонение - это тоже постоянный признак. Дети прекрасно помнят, какие имена существительные относятся к первому, а какие - ко второму и третьему склонению. Но среди нас есть несклоняемые имена существительные и разносклоняемые. Мы можем быть одушевленными, если отвечаем на вопрос «кто?», и неодушевленными, если отвечаем на вопрос «что?», собственными или нарицательными.

А ваше непостоянство? В чем оно выражается?

Вы хотите спросить о наших непостоянных признаках? Эти признаки - число и падеж.

Спасибо. А теперь вопросы наших телезрителей. Пожалуйста, первый звонок.

Здравствуйте! Вас беспокоит Наречие, неизменяемая часть речи. А чем вы занимаетесь, работая в предложении?

Нам приходится выполнять разные роли в предложении. Практически мы можем быть любыми членами предложения, хотя, конечно, чаще подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

Еще вопрос! -попросил ведущий.

Здравствуйте! Я - Имя Прилагательное. Скорее, у меня не вопрос, а реплика. Я хочу поблагодарить Имя Существительное. Если в предложении нужно определить мой род, число или падеж, то ищут то существительное, к которому я отношусь, и сразу становится все ясно обо мне. Спасибо!

В это время ведущий улыбнулся и сказал:

Спасибо, Имя Существительное, что Вы пришли к нам в студию. Сегодня был «Час пик» для одной из самостоятельных частей речи -Имени Существительного.

Вдруг я проснулась.

Передо мной стояла остывшая чашечка кофе, а по телевизору уже шла другая передача.

5. СЛОВА-ФОКУСНИКИ (6 класс)

(Тема: РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ)

Вы думаете, что конкурс «Алло, мы ищем таланты!» может проходить только среди нас, людей? Ничего подобного! Сейчас вы услышите историю, подтверждающую эти слова. Вы уже знаете, что в государстве Морфологии живут части речи: имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия, союзы, предлоги, частицы. Живут и междометия особой группой.

И вот однажды среди частей речи был объявлен конкурс «Алло, мы ищем таланты!» Все переполошились. Каждая часть речи устроила свое собрание, чтобы решить, кто же будет выступать. Хотите, мы побываем на одном из них?

Кажется, мы попали к именам существительным.

Надо быть оригинальнее! Опять песни, танцы. Это будет у всех. Вот бы фокусы показать...

Ну ты скажешь... Фокусы... Кто же их покажет? И какие могут быть фокусы у нас, имен существительных?

А вот ошибаешься. Я, имя существительное мужского рода «путь», покажу вместе с десятью моими друзьями такой фокус. Внимание! Смотрите! Я приглашаю существительные среднего рода, у которых две последние буквы образуют слог -мя.

Вмиг вышли из зала существительные: 1) бремя; 2) время; 3) вымя; 4) знамя; 5) имя; 6) пламя; 7) племя; 8) семя; 9) стремя; 10) темя.

Сейчас мы будем склоняться!

Тоже мне фокус, - хихикнули существительные 3 склонения. - Всем известны ваши окончания. Вы ведь существительные среднего и мужского рода, значит, в предложном падеже будете иметь окончание -е. Знаем мы ваши фокусы-покусы.

Вы так думаете? - спросило существительное «путь». - Вы в этом уверены? Смотрите!

Все открыли рты.

Вместо ожидаемых окончаний все увидели окончания существительных 3-го склонения -и в родительном, и в дательном, и в предложном падежах!

И, кроме того, как по волшебству, появились у каждого слова (из 10 слов среднего рода) суффикс -ен-

времени,

знамени,

имени,

пламени и т.д.

Значит, вы отказываетесь от нас и не хотите с нами иметь ничего общего? - обиделись существительные 2-го склонения.

Нет, мы можем изменяться, как и вы в творительном падеже, смотрите. И все увидели такие же окончания -ем, -ем, как и у существительных 2 склонения.

Браво!

Молодцы! - кричали все.

Чудеса продолжались. Слова «семя» и «стремя» выбежали вперед, и все увидели, что в родительном падеже множественного числа появился суффикс -ян-:

семян

Браво! - вновь закричали все. На собрании было решено отправить эту группу слов на конкурс.

Жюри по достоинству оценило умение этих имен существительных склоняться по-разному: то как существительные 3 склонения, то 2 склонения и присвоило им титул «Разносклоняемые имена существительные».

Вот такая история.

Запомним имена этих существительных:

    бремя; 2) время; 3) вымя; 4) знамя; 5) имя; 6) пламя; 7) племя; 8) семя; 9) стремя; 10) темя и 11) путь.

6. СКАЗКА О ДОБРЫХ КОРНЯХ (6 класс)

(Тема: БУКВЫ «О» И «А» В ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ КОРНЯХ -ЛАГ- И -ЛОЖ-)

Жили-были два корня, два родственника -лаг- и -лож-. Дружно чередовались они в словах и любили, когда вспоминали о них, писали слова с этими корнями.

Однажды они оказались на уроке, где речь шла о чередовании корней -лаг- и -лож-.

Ребята, кто не понял новую тему? - спросила учительница.

Это был Вася Колокольчиков, ученик 5 класса «В».

Не надо отчаиваться, - сказала Анна Яковлевна. -Выучи правило, выполни упражнение, а завтра поговорим.

Ладно, - ответил Вася, - я попробую.

Прозвенел звонок, класс опустел.

Да, дела... -сказал корень -лаг-. - Надо помочь человеку!

А как? - удивился корень -лож-.

Пока не знаю. Давай вместе подумаем!

Ну неужели он не видит, что после корня -лаг- стоит суффикс -а-, а после -лож- этого суффикса нет!

Постой! Я, кажется, придумал! - сказал корень -лаг-. -Мы нарисуем ему гуся, запечатаем в конверт и пошлем.

А причем тут гусь? - не понял корень -лож-.

Рядом с гусем мы напишем мой корень -лаг-, а после суффикс -а-. Если подчеркнуть этот суффикс вместе с последней буквой моего корня «г», то получится то, что кричит гусь: «га». А рядом напишем правило в виде стихотворения:

Гуси-гуси!

Га-га-га!

Лаг- пишите перед -а-!

Ты меня, конечно, извини, - пробормотал корень -лож-, но стихами это назвать трудно.

Ну и что! - не унимался корень -лаг-. Зато Вася запомнит, как мы пишемся!

Сомневаюсь, что запомнит.

Ну и сомневайся, а я сажусь писать письмо. Я не могу допустить, чтобы Вася не понял урок!

Пришлось корню -лож- согласиться. Они нарисовали гуся, а рядом написали:

Вася, посмотри сюда!

Лаг- напишем перед -а-.

Лож- не любит суффикс -а-.

Правильно пиши слова!

На следующий день учительница вызвала Васю к доске. Слова с этими корнями мальчик написал отлично.

Молодец! - похвалила его Анна Яковлевна.

Вася улыбнулся. В кармане его пиджака лежало письмо, полученное вчера.

7. РАЗБОРЧИВЫЕ ПРИСТАВКИ (6 класс)

(Тема: «Правописание приставок, оканчивающихся на «З» , « С»»)

В некотором царстве-государстве, именуемом Словообразованием, существовал некогда город Приставок. Жили в нем, как вы сами понимаете, приставки. Жили дружно. Частенько ездили в город Суффиксов к своим друзьям. Очень гордились приставки тем, что с их помощью образовывались новые слова. Приедет, например, глагол «говорить» и тут же приобретет себе новых родственников:

переговорить, выговорить, заговорить, уговорить, подговорить, договорить, наговорить....

И все было бы хорошо, если бы не взбунтовались приставки, которые оканчивались на согласные «з» и «с». В этой компании были такие приставки-подружки, как:

раз-, рас-, без-, бес-, вз-, вс-, из-, ис-.

Не хотим помогать, кому попало - сказали они, -уж очень много работы, отдохнуть некогда. Давайте так договоримся: если корень слова будет начинаться со звонкого согласного, то на работу пойдет приставка, оканчивающаяся на «-з». А если корень слова будет начинаться с глухого согласного, то на работу выйдет приставка, оканчивающаяся на «-с».

Не успели ленивые приставки заключить этот договор, как перед ними появилось слово

«будить».

Пожалуйста, помогите, -попросило оно, а то многие проспят сегодня в школу!

Так... -протянула приставка «раз-», - в слове «будить» первый звук [б], он звонкий, значит, мне помогать. Ну-ка, подвинься, - сказала приставка слову, - и вмиг появился глагол «разбудить».

Но приставки, которые не оканчивались на «з» и «с», были против такой постановки вопроса и не изменили своему решению помогать всем.

8 . ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ ПРИСТАВОК (6 класс)

(Тема: «Гласные Ы – И после приставок»)

А вот послушайте еще одну историю, приключившуюся уже в известном нам городе Приставок.

Как-то в город на гастроли приехал фокусник -волшебник. Каждая приставка была приглашена на праздник, организованный по случаю приезда волшебника. В зале большого дворца не было свободных мест. Все ждали чего-то необычного. И ожидания не были напрасными, вечер выдался на славу. Хотите, мы с вами побываем там? Итак, смотрите, мы уже в зале. Волшебник приглашает на сцену приставки, которые оканчиваются на согласный. Видите, на сцену выходят приставки: под-, над-, из-, без- и другие.

Волшебник окинул взглядом приставки и спросил:

Прошу вас, уважаемые приставки, внимательно посмотрите друг на друга, все ли вышли?

Нет, не все! -крикнул кто-то из зала. - Не хватает приставки «сверх-».

Ну вот, - огорченно сказал волшебник, - ведь всех вас я сегодня хотел одарить волшебными палочками. А что же теперь?

Но мы не виноваты, что приставка «сверх-» не пришла. Пожалуйста, милый волшебник, научи нас чему-нибудь.

Ну, хорошо,- согласился фокусник, - возьмите эти палочки. А сейчас я приглашаю слова, начинающиеся с буквы «и». Вмиг выбежало множество слов. Среди них были такие, как «идея», итог», «играть», «интересный» и много других, все они начинались с буквы «и».

Итак, -воскликнул волшебник, - приставка «сверх-» еще пожалеет, что не пришла на наш праздник. Волшебные палочки, которые получили приставки сейчас, смогут изменить буквы в словах, к которым вы будете присоединяться для образования новых слов. Смотрите!

К слову «интересный» подошла приставка «без-», держа волшебную палочку. И тут же все увидели, что буква «и» превратилась в букву «ы» --

«безынтересный».

И я тоже хочу попробовать! - сказала приставка «под-». Она коснулась своей палочкой слова «искать», и получилось слово «подыскать».

Тут волшебник сказал:

Я хочу напомнить вам три условия, которые вы должны знать:

Первое: палочка волшебна лишь в руках приставок, оканчивающихся на согласный звук.

Второе: палочка может изменять буквы лишь в словах, которые начинаются с буквы «и».

Третье: за то, что приставка «сверх-», которая тоже оканчивается на согласный звук, не пришла к нам, она лишается возможности изменять буквы!

Наверное, на этом празднике было еще много интересного, но нам пора возвращаться. А мы запомним правило:

После приставок на согласные пишется буква «ы», если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука [и].

После приставки «сверх-» пишется буква «и».

I вариант

В очень умной и веселой стране Морфологии жил Глагол. Никогда не сидел без дела: читал, писал, веселил, подбадривая друзей. Его любили все части речи. Особенно Существительное, Наречие, Местоимение, Числительное. Они любили вместе об­суждать разные проблемы, думали о будущем.

У Глагола было две дочери — Причастие и Деепричастие. Первая, совсем как отец, вечно была занята.

Прочитанная книга уже лежит на полке, а она, раскраснев­шаяся, ищет другую. Задумавшаяся, в кругу друзей обсуждает, как они будут встречать праздник.

Деепричастие же робко оглядывалась на отца, боялась сде­лать самостоятельный шаг. Глагол, улыбаясь, рассказывал сказку. Усевшись за столом, расспрашивал о новостях. Вече­ром, уходя спать, желал всем спокойной ночи. Скоро все при­выкли к тому, что Деепричастие — особенная дочь, она не мог­ла существовать без своего отца. А Глагол любил больше всех на свете свою беззащитную дочь.

II вариант

Глагол — крупный богатей среди других частей речи: имеет лицо, время, наклонения, вид. Ни у кого нет стольких форм!

Глагол и работник хороший: всегда при деле, с кем-то связан.

Но как ему согласоваться с именами, числительными, мес­тоимениями, если у них нет ни лица, ни времени, ни наклоне­ния, ни вида. Приходится глаголу брать взаймы род и число у этих частей речи, чтобы с ними согласоваться. Названные час­ти речи охотно делятся с Глаголом своими формами, ведь он так привлекателен в общении.

А как-то старый ученый-языковед привил к стволу Глагола почки прилагательного и наречия.

Через несколько лет выросли диковинные плоды: не глаго­лы, не прилагательные, не наречия. Назвали их причастием и деепричастием. Поскольку они росли на стволе Глагола, их стали называть особыми глагольными формами. У причастия откры­ли признаки прилагательного и глагола, у деепричастия — гла­гола и наречия.

Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве части речи.
У каждой был свой домик в лесу, все жили дружно, ходили друг к другу
в гости, песни пели, танцевали. И только один уважаемый всеми Глагол ходил
грустный, тяжело вздыхал, а потом и вовсе перестал ходить в гости.
Собрали части речи совет старейшин. Послали к дяденьке Глаголу
Существительное, чтобы узнать, в чём же дело. Но печальный Глагол не стал
рассказывать о своей беде. Кого-кого ни посылали: Прилагательное, Числительное,
Местоимение, Наречие, даже маленькие коротышки Частица, Союз и Предлог бегали
к Глаголу, но так ничего и не узнали.
Наконец пошло Междометие. Всю дорогу оно спотыкалось и вздыхало:
- Ох, ах, ух, эх...
Когда же Глагол открыл дверь, то оно громко застонало:
- Ой-ой-ой... Как нам жалко тебя, дорогой Глагол!
И так долго Междометие охало и ойкало, что Глагол решился рассказать
о своей беде.
- Как же мне не печалиться, - грустно начал он, а из его глаз в эту
минуту закапали слёзы. - Не любят меня ребята, как только начинают спрягать
меня, путают мои окончания: в первом спряжении ведь надо писать в
безударном положении букву Е, а во втором - букву И... Ребята забывают,
сердятся на меня... Даже дразнилку сочинили:
Вредный дядюшка Глагол,
Для чего ты к нам пришёл?
Двойки, единицы -
Вот твои сестрицы...
Междометие сначала сказало "ха-ха-ха", а потом опомнилось и сморщилось:
- Фи, как им не стыдно!
- Что же мне делать? - громко всхлипнул Глагол. - Я люблю ребят, ведь
они такие деятельные: прыгают, бегают, рисуют, дерутся, кричат... Я жить
без них не могу... О, я должен, должен что-то делать, ведь я же Глагол!
Междометие заохало и побежало к частям речи. Долго совещались они и
решили, что тут без мудрого волшебника Грамматикуса не обойтись. Послали
делегацию к Грамматикусу.
А волшебник-мудрец как раз цветы поливал и песни распевал. Когда
части речи рассказали о беде Глагола, Грамматикус почесал затылок
(так принято, чтобы мысли становились мудрее), а потом сказал:
- Вот запомните песенку и передайте её Глаголу, пусть и ребят научит.
Вместе споют - никогда ошибаться не будут...
У спряжений есть закон,
И ничуть не сложен он:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дыщать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть,
И глаголы, что на -ить,
Кроме двух: стелить и брить, -
Их спрягаем с буквой И...
Чтоб запомнить, повтори....
Грамматикус столько раз повторял песенку, что части речи
её запомнили и побежали обрадовать несчастного страдальца.
Глагол теперь ходит весёлый, целыми днями распевает песенку.
Забыл прежние беды, с ребятами дружит. Они его полюбили. А что?
Глагол тоже человек!

Рецензии

Новоиспечённой коллеге-пенсионерке наше троекратное "Ура!" Будет больше времени на творческую работу, в которой Вы - дока (вот какое редкое слово специально для Вас подыскала).
А с 1 сентября - началом нового учебного года - всё равно поздравляю!
С улыбкой - Э.П.

Валентина, а Вы слышали о редакторе Мурманского книжного издательства Александре Борисовиче Тимофееве - А.Б.Т.? Он тоже начинал учителем; 1 сентября у него день рождения (о нём у меня в главе "Двоеточие"). Его памяти я посвятила свою книгу и слово Учитель написала с большой буквы.
Э.П.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Сказка о суффиксах чик, щик

"Жили-были суффиксы -ЧИК и -ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс -ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс -ЧИК, пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только -ЧИК, а ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор -ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко".


О Мягком знаке

"Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами).

Не могли бы вы сейчас поработать?

Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило...

В начале слова не работаю.

А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит...

Простите, в таких местах не бываю.

Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?

Какие это буквы, будьте добры?..

Первая - Н, а за ней -Ч.

Нет, туда не пойду.

А после Ч? Перед Т?

Если в глаголе - тогда с удовольствием.

Нет, в существительном.

Ничем не могу вам помочь.

Дверь захлопнулась.

Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?"

При повторении в начале 5 класса темы "Имя существительное" сказка, посвященная склонениям существительных, помогает актуализировать знания о правописании падежных окончаний. Учитель рассказывает о том, что существительные живут в домиках на полянке. Домиков всего три. Для того чтобы попасть в домик, нужно ответить на вопрос (кто? что?). (Следует спросить, почему). Вход в каждый из домиков охраняет слово, которое помогает всем жителям домика изменяться одинаково: земля (1 скл.), конь (2 скл.), степь (3 скл.) (Данные слова имеют ударные окончания, что помогает проверке правописания окончаний существительных при подстановке в предложение или словосочетание; однако не следует избегать и традиционной проверки правописания окончаний: учащиеся должны уметь объяснить их через склонение и падеж. Таблица "трех трудных падежей" (родительного, дательного и предложного) помещается непосредственно после изображения полянки существительных, причем заполняется она при помощи "волшебных" слов. Необходимо также и обращение к материалу учебника (22, стр.38). Можно спросить у учащихся, на крыше которого из домиков склонений живет мягкий знак. (На крыше домика третьего склонения.) Таким образом, с помощью сказки на лингвистическую тему учащиеся актуализируют знания сразу о двух орфографических правилах, при этом учитель воспитывает у учащихся интерес к русскому языку, используя не только занимательную форму сказки, но и рисование, помогающее осмыслению языка.

Как было сказано выше, подобная работа должна вестись в системе. В конце 5 класса к уже изученному материалу добавляется новая информация об имени существительном. Сказка о трех домиках склонения пополняется информацией о существительных на -ий, - ия, -ие (особое склонение). По сказке, существительные особого склонения не успели добежать ни в один из трех домиков: пошел дождик. Они спрятались под зонтиком "И" (буква перед окончанием), поэтому в трудных падежах работает правило "двух букв "И": надо писать в окончании "И", а не "Е". В 6 классе следует рассказать про домик разносклоняемых существительных. На крыше этого домика живет суффикс "ЕН", на двери висит табличка "И", которая помогает не сделать ошибку в окончании.

О разносклоняемых существительных

Однажды ночью в тетради Мариночкиной Марины ожили буквы, слова и знаки препинания. Марина училась не очень хорошо, и поэтому все стали возмущаться:

Меня Марина не выучила! – возникал суффикс «ЕН».

А про меня совсем забыла! – кричала малютка «И».

Тихо, тихо успокойтесь! – сказал восклицательный знак. – Нам надо утром разбудить Марину и научить ее изменять разносклоняемы существительные по падежам и числам.

Да, правильно, правильно! – воскликнули все и легли на тетрадные листочки.

Рано утром Марину разбудили жители ее тетради и стали причитать:

Ты не должна про меня забывать! – кричал суффикс «ЕН».

И про меня тоже! – обиженно сказала «И».

Тихо, почему вы все возникаете? – спросил вопросительный знак

Мы должны учить, а не кричать! – басом проговорил восклицательный знак.

Так давайте начнем, - пропищала точка

Итак, Мариночка! Открой свое домашнее упражнение и найди в нем ошибки! – проговорил восклицательный знак.

Марина полезла в портфель и через несколько мгновений достала тетрадь по русскому языку и начала читать текст, в котором сделала много ошибок:

« В лесу около ПламИни костра сидели три девочки. Одна из них встала и начала сажать свежие семИна, другая пыталась посчитать, сколько времИни они пробыли в лесу, а третья девочка, по имИни Лаура, уже успела уйти в лес на поиски какого-либо племИни».

Марина остановилась, чтобы сделать передышку, и хотела дальше читать, но восклицательный знак ее прервал:

Итак, ты прочитала первую часть рассказа, а теперь назови разносклоняемые существительные, которые встретились тебе в этом тексте!

Пламя, семя, время, имя, племя.

Молодец, а теперь скажи, почему ты во всех этих словах в суффиксе «ЕН» написала букву «И»?

Так вот, Марина, слушай теперь правило: «В Р.п., Д.п., П.п. в словах СЕМЯ, ИМЯ, ЗНАМЯ, ПЛАМЯ и других словах на -МЯ в окончании пишется «И», а перед окончанием стоит суффикс «ЕН». Поняла?

И Марина продолжила:

Через несколько дней девочки нашли лошадей, поставили ноги в стремЕНа и поскакали вперед. Проехав несколько часов, они увидели уголок знамЕНИ своего города и очень обрадовались. Девочки разъехались по домам и рассказали о длинном пути.

Молодец, но я забыл сказать о разносклоняемом существительном ПУТЬ! – прокричал восклицательный знак.

Можешь не говорить, я уже все знаю и все поняла. Спасибо вам, буквы и знаки, теперь я буду учиться хорошо! – воскликнула Марина.

Ура-а-а-а! – закричали все, потому что добились улучшения в Марининой тетради.

Вот и сказке конец, а кто выучил разносклоняемые существительные, тот молодец!

Сказка с приколами про Стремя, Бремя, Время, Знамя, Имя, Пламя, Семя, Племя, Темя и ма-а-аленький Путь

Как Семя в гости ходил.

Жили-были Стремя, Бремя, Время, Вымя, Знамя, Имя, Пламя, Семя, Племя, Темя и ма-а-аленький Путь. Они жили в домике из перевернутой фасолинки и кленового листа. Они были-жили вместе потому, что носили фамилию Разносклоняемые.

Сидел однажды Семя на листочке да дул в соломинку, как вдруг подумал: «Не пойти ли мне в гости к нашим соседям Несклоняемым?» Соскочил Семя с листочка, прибежал в домик. А там Знамя с Временем сидели, чаек с конфетами пили и телевизор смотрели.

Сколько время? – спросил у Времени Семя.

Не время, а времени, поправил его Время, - два часа.

Хорошо! Я еще успею! – Семя надел кофточку, повязал шарфик и отправился в путь.

Шел он долго к домику Несклоняемых. Шел, шел и, наконец, пришел. Ноги вытер, постучался в домик. Дверь открыл Пальто.

Сколько время? – сразу поинтересовался Семя.

Не время, а времени, - поправил, догоняя Семя, Время, - что же ты тут стоишь? Там Имя плачет!

Извините, - сказал Семя и пустился вслед за Временем.

Некультурные существительные! – пробурчал Пальто и скрылся за дверью.

Как Имя плакал

Добежали быстро. И …действительно! Имя сидел на палочке и рыдал.

Ты чего ревешь? – спросил у Имени Семя.

У-у-у! – еще громче завыл Имя. – Люди меня с-с-склоняют непра-а-авильно!

Нужно склонять: у имЕНИ, об имЕНИ, в имЕНИ! А они-и-и пи-и-шут имИНЕ!!!

Ну, не плачь, мы что-нибудь придумаем! – утешил его Темя.

Ай-ай-ай! – покачал головой Бремя.

Ка-а-акой ужас, - ойкнул Время и упал в обморок.

Имя в беле, и мы должны ему помочь! – сказал Семя, поднимая с пола Время.

Да! Да! – закивали головами Разносклоняемые.

Идем! – крикнул Семя и повел всех за собой.

Они вошли в маленький класс. Семя повернулся и увидел доску.

Ага! Вот ты где! – взвизгнул он и гневно посмотрел на доску.

Держи ее, хватай! От нас не убежишь! – заорал путь и прыгнул на доску.

Все существительные кинулись за ним. На доске было написано: «о времени, о стремени, об имИНЕ». Увидев это, Имя снова всхлипнул.

Сейчас ка-ак врежу! – замахнулся маленьким кулачком Путь на огромную доску.

Доска не двинулась с места. Конечно, она же не живая! Но, увы, маленький Путь этого не понимал. Он ударился о тяжелую доску кулачком и ойкнул.

Так ты еще драться! – потирая кулачок, неуверенно сказал он.

Прекратить беспорядок! – скомандовал Семя, - Стремя, возьми тряпку и намочи ее.

А я ей все-таки врежу! – не унимался ма-а-аленький Путь, отбивая кулачки.

Бремя, Время, Стремя, Темя, Вымя, Знамя, Племя, Семя, Имя, Пламя стерли с доски «ИМИНЕ» и написали «ИМЕНИ».

Ну вот! А ты ревел! – потер темя Темя, обращаясь к Имени.

Как ма-а-аленький Путь тонул.

Сидели как-то раз Разносклоняемые на диванчике. Книжку рассматривали, чаек пили. Тихо, спокойно. Путь с Пламененм сачки взяли, бабочек ловить побежали на полянку к речке.

Сидели, сидели существительные, уже почти всю книжку пролистали, как вдруг вбегает Пламя с сачком в руках и орет на весь домик:

Быстрее! Быстрее! Там маленький Путь тонет!

Повскакивали Семя, Бремя, Знамя, Стремя, Время, Племя, Имя с диванчика, книжку с картинками бросили, на речку побежали. Прибежали. Смотрят, а там Путь по колено в воде стоит.

Я тону, - жалобно признался он.

Вытащили Разносклоняемые Путь из воды, сели на камушки и стали сохнуть.

Волшебная корова

Жила-была волшебная корова с волшебным выменем. Звали ее именем хозяйки – Анютой. Но однажды ей захотелось погулять по свету, и она с тяжелым бременем покинула свой дом. Прошло много времени в пути. И вдруг издалека корова увидела яркое пламя костра. Когда Анюта подошла поближе, то увидела знамя племени, жившего в долине. В этом племени Анюта заметила одного юношу, который очень грустил. Тогда она спросила, в чем дело. Юноша, которого звали Иван, рассказал свою историю: «Была у меня невеста, да унес ее Змей Горыныч в свое королевство» А корова говорит: «Садись на меня, довезу я тебя до царства Змея Горыныча.» Сел Иван на корову, сунул ноги в стремена, и помчались они. Ехали долго и наконец доехали. И тогда корова говорит: «Иди, Иван, убей Змея Горыныча, его самое слабое место – темя, тогда исчезнут его чары и найдешь ты свою невесту.» Пошел Иван, сразился со Змеем и победил его. Вышла к Ивану его невеста. Приехали они обратно и сыграли свадьбу, какую мир еще не видел. Но вот корова собралась домой. Иван дал ей в дорогу семян и пожелал счастливого пути. Дошла корова до дому и жила долго и счастливо.

Поднимайте выше знамя,

Разжигайте в сердце пламя.

Строит будущее время

Молодое наше племя.

И бегут пути, дороги,

И сомненья, и тревоги…

Держим крепче ноги в стремени,

Одолеем тяжесть бремени.

А грядущие времена

Вспомнят наши имена.

Сказка о частицах

Эта история произошла с частицами в стране Языковии. Когда наступают тёплые летние дни, и распускаются цветы, частицы отводят свои стада в горы, на пастбища. Там они живут в дачных домиках всё лето.

Их хижины располагаются в достаточно глухом месте, около большого озера. (Всем известно, что государство частиц славится чудесными пейзажами и богатой природой). Это место очень красиво! Те, кто побывал там хоть раз, возвращаются сюда снова и снова. Вот и получилось, что

на берегу прекрасного озера появилось целое поселение.

Давным-давно предки рассказывали частицам необыкновенную историю, что в глубинах большого озера обитает страшное чудище - Водяной Бык, который рыщет по окрестным горам. Никто не знал, какое оно, это чудище, а те, кому удавалось увидеть его, умерли от страха.

Ещё рассказывали, что когда Бык рыскал по горам, он принимал облик то человека, то птицы, то животного. Боялось чудище только частиц ограничения, которые жили на самой окраине государства.

Этой легенде было столько лет! Она переходила из уст в уста, из поколения в поколение. Современные частицы её позабыли, а кто помнит, тот совсем ей не верит.

Несколько лет назад и произошла эта история. Частицы, как обычно, пасли свои стада около озера. Ничего не предвещало беды. На землю опустились сумерки. От озера повеяло прохладой. Некоторые частицы пошли в дома, а некоторые остались погулять ещё чуть-чуть на свежем воздухе. Так прошла ночь. На утро гулявшие не вернулись. Никто не знал, куда они пропали? Их искали везде, но не нашли. Тогда по дачникам прошла волна беспокойства. Кто-то предположил, что это чудище, но никто не хотел в это верить. Частицы прекратили гуляния по вечерам, но и это их не спасло. Бык являлся даже днём в образе частицы. Он нападал на рыбаков, охотников, на молодёжь и даже стал заходить в открытые дома.

Частиц становилось всё меньше и меньше. Наконец они поверили, что легенда правдива. Оставшиеся три группы частиц решили создать разряды:

формообразующий - боролся в самой глуши около озера, отрицательный - взял на себя северную и западную части, модальный - занялся югом и востоком.

Эти отряды стали бороться с чудовищем. Они отправили гонца к частицам ограничения. Когда те прибыли, и силы объединились, победа оказалась на стороне частиц. Бык был навсегда уничтожен, а может быть и нет...

Вот так и появились в русском языке разряды формообразующих, отрицательных и модальных частиц. Эти группы и по сей день защищают своё государство от разных напастей.

Эту историю мне рассказал мой знакомый учебник русского языка. Если не верите, то откройте любую тему, и сказка сразу появится в вашей голове.

Деепричастие.

Есть на свете такая страна – Языковия. В ней живут различные части речи, которые имеют свои республики. Рядом с республикой причастий находились республики глаголов и наречий.

Глаголам давно нравился один из городов причастий – городок «Освещённый». Он был культурным центром республики. Глаголы в одиночку не могли захватить город, так как причастия были очень сильными и смелыми. Тогда захватчики пошли на хитрость. Они послали Великое посольство с важным предложением в соседнюю республику наречий. Заслышав о войне, наречия решили принять это предложение, но с условием, что половина города достанется им. На том и порешили.

На следующий день ровно в шесть часов утра наши захватчики уже стояли близ города. Собрав все войска, распределив их по местам, глаголы и наречия начали штурм. Осада города длилась неделю, затем наступила передышка. Во время этого перерыва причастия разработали план защиты и выстроились перед городом в две шеренги. Их войско состояло из пехоты, конницы и артиллерии.

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки,

Глаголы тут как тут.

Войско глаголов наступало прямо в лоб. Они очень хорошо начали битву, и это не зря, потому, что глаголы обозначают действие предмета. С левого и с правого боку стали наступать наречия. Несмотря на это, причастия стали биться до последнего.

Вдруг слева, справа, сзади, в лоб,

Идут все войска чужаков.

Причастий быстро окружили,

Но те сдаваться не решили

И смело продолжали бой!

Захватчики действовали быстро и оперативно, да по количеству их было больше. Причастия очень отчаянно сражались, но победа была на стороне глаголов и наречий. В итоге победили захватчики.

По уговору город был разделён на две части. Половину забрали наречия, половину – глаголы. Жителей города они решили улучшить и назвать деепричастиями, что означало, причастие для дела. Какое же дело выполняли деепричастия? Деепричастия стали обозначать незаконченное и законченное действие. С тех пор появилось в Языковии ещё одно новое правило:

Деепричастие – особая форма глагола. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

Война, окончившаяся союзом.

Однажды, в непроходимой чаще густого дремучего леса, разразилась длинная война. А дело было так.

Решили грибы главенствовать над всем лесом. И стали они думать, с подчинения какого народа им начать завоевания? И решили они начать с ягод, потому что они были самые смирные в лесу и казались беззащитными.

Во главе всего грибного войска встал самый больший и смелый Белый гриб. Поднялся он на самый высокий холм и оттуда, как с трибуны, стал говорить свою пылкую речь: «Братья мои! Кто хочет главенствовать над всем лесом и не боится возможных сражений и опасностей, пусть идёт со мной. А кто из вас трусит, пусть растёт себе никому не известный под деревом в тени! Вперёд! В бой! И пусть боится нас весь лес!» Тотчас стало собираться огромное войско. Остались только волнушки, которые были друзьями ягод. Они предупредили росшую неподалёку чернику, и она рассказала всем об опасности. Тогда ягоды построили крепостную стену. Три дня штурмовали грибы крепость (а ведь для грибов и ягод три дня всё равно, что для нас три месяца) и решили сделать привал. А в это время в своей крепости ягоды вели военный совет. Земляника предложила сходить во вражеский лагерь и провести переговоры. Она просила грибов не продолжать войны, а лучше заключить союз и оставаться друзьями. Согласились тогда грибы и помирились с ягодами. И стали они самыми лучшими друзьями в лесу.

Теперь в предложениях, где упоминаются наши герои, всегда пишут: « В лесу растут грибы и ягоды». И - обозначает союз между друзьями и поэтому его назвали СОЮЗОМ!

Сказка о том, как ноль стал королём.

На страницах учебника русского языка для шестого класса есть страна Имя Числительное. В этой стране живут числа. У них все равны. В стране Имя числительное нет короля, но они нисколько не огорчаются, потому что когда нет главных, жизнь гораздо легче и веселее, а числа как раз любят повеселиться. Вот такие законы составила вся страна: 1) Имя числительное- часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы СКОЛЬКО? и КАКОЙ? 2) Имя числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам. 3) Имена числительные могут быть разными членами предложения.

Но все же правитель нужен в любой стране, и это оправдал такой случай.

Однажды прогуливались по парку числительное восемь, две пятых, трое. Вдруг трое говорит: «Ребята, мы ведь с вами разные, а относимся к одной группе - числительные, что это такое?" Узнала об этих словах вся страна и согласилась с ними. Решили они наградить званием короля того, кто разделит числительные на три группы. Первым справился ноль, вот что он сделал: количественные числительные могут обозначать: а) целые числа (восемь конфет, пятнадцать человек), б) дробные числа (две пятых пути, семь восьмых всей массы) в) несколько предметов как одно целое (трое щенят, семеро учеников)- это собирательные.

Правило всем жителям понравилось, вот так ноль стал королем.

О полных именах прилагательных

Самым красивым городом в стране Частей Речи считался город Прилагателенск. Жили в нем имена прилагательные. Были они очень недовольны своей фигурой: считали себя слишком полными и всячески хотели избавиться от лишнего веса. Какие только диеты не перепробовали, чтобы только похудеть и обрести фигуру своей мечты.

Наконец главный диетолог СШЛ (Соединенных Штатов Лексики) посоветовал им сесть на суперэффективную синтаксическую диету.

Процесс похудания полных имен прилагательных взял под свой личный контроль самый известный инструктор по фитнесу - атлет имя существительное. Под его руководством изголодавшиеся имена прилагательные усиленно занимались на тренажерах, практически не слезали с беговой дорожки. «Спорт, спорт и еще раз спорт и никакого ужина», - повторяли они каждый день.

После изнурительной синтаксической диеты и многочасовых тренировок полные имена прилагательные худели на глазах. Их окончания становились на несколько букв короче. Например, прилагательное «хороший», потеряв несколько букв в окончании, превращалось в «хорош».

У суперэффективной синтаксической диеты был один побочный эффект. Когда имена прилагательные были полными, они отвечали на вопросы: какой? какая? какое? какие? Похудев, они стали откликаться только на вопросы: каков? какова? каково? каковы? Краткие прилагательные в предложении могли быть только сказуемыми. Эти слова не склонялись, но изменялись по числам, а в единственном числе - по родам.

Однако не все полные прилагательные смогли выдержать изнурительную диету и колоссальные физические нагрузки: им не хватило силы воли, для того чтобы похудеть. Поэтому не все полные имена прилагательные в наши дни имеют краткую форму. Например, прилагательные «серебряный», «деревянный» и многие другие, обозначающие материал, из которого сделан предмет.

Те же полные имена прилагательные, которым удалось похудеть, обрели нового друга в лице персонального тренера по фитнесу. Теперь имя прилагательное и имя существительное всегда вместе.

Об омонимах, синонимах, антонимах

В славном городе Омонимске проживали жители-близнецы омонимы. Были они похожи друг на друга как две капли воды. Даже песню об этом сочинили и любили распевать ее перед туристами:

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат,

Но важна не только

внешность,

Потому не торопись,

Ты до смысла доберись.

Схожим лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

Были омонимы бестолковыми и всегда все путали. Один из них говорит другому: «Помоги мне, пожалуйста. Я потерял свой ключ. Теперь не могу попасть домой». А тот ему в ответ: «Не может быть. Я только что его видел и пил из него воду». Так омонимы постоянно путали друг друга.

Жители лексического города Синонимска были гостеприимным и дружелюбным народом. На улицах этого города было всегда многолюдно. Здесь гуляли толпы родственников. Они ходили небольшими группами и зазывали к себе в компанию новых друзей, близких по лексическому значению.

Самой многочисленной синонимической семьей была семья дедушки СКАЗАТЬ. Она включала в себя 11 глаголов: сказать, произнести, проговорить, промолвить, изречь, заметить, буркнуть, ляпнуть, обронить, отмочить, выдать. Все родственники дедушки СКАЗАТЬ одинаково думали и были похожи друг на друга, отличались лишь характером производимых действий. Так, глагол ПРОМОЛВИТЬ обычно указывал на краткость, односложность того, что произносится вслух, а его племянник ИЗРЕЧЬ шутливо употреблялся по отношению к многословной речи, но пустой по содержанию.

Население города Антонимска было суровым и недружелюбным. Антонимы хороших людей называли плохими, тонких - толстыми, зрячих - слепыми. Жители этого города постоянно спорили друг с другом. Антоним черный спорил с белым, высокий - с низким, далеко - с близко. Однако вечно спорящие и ворчащие друг на друга антонимы в душе очень любили свои вторые половинки.

Однажды Главный Библиотекарь мира слов решил пригласить всех жителей названных городов в один большой лингвистический дом-словарь для того, чтобы те лучше могли узнать друг друга и перестали ссориться. Антонимы, синонимы, омонимы подружились.

Тогда и наступило время мирного сосуществования разных слов, противоречивых и не похожих друг на друга. Местом их дружеских встреч стал дом-словарь.

А теперь, всезнающий читатель, скажи, как называется такой словарь и для чего он предназначен?

Лингвистическая сказка о путешествии братьев Синонимов, Антонимов и Омонимов во дворец к королеве Лексике

В некотором царстве, в некотором государстве в сказочном дворце жили два брата-принца. Хотя они и были братьями, но родились абсолютно разными. Каждый из них любил все делать по-своему, однако братья никогда не ссорились.

Когда один из принцев был весел, другой в это время грустил. Если первый брат болел, второй был здоров. Одному из принцев нравился солнечный день, а другому - лунная ночь.

Утром братья умывались разной водой. Один из принцев теплой, другой - холодной. Повар готовил им разные обеды. Кушанья первого брата были сплошь солеными, а второго - слишком сладкими.

Жили братья - не тужили в мире и согласии.

Недалеко от их дворца располагалась картинная галерея. Здесь жили и работали два брата-художника. И были они очень дружные. Все делали вместе. Но больше всего любили рисовать. После завтрака братья решали, что они сегодня будут рисовать. После этого брали краски, карандаши, бумагу и до самого вечера писали свои картины.

Когда картины были готовы, братья-художники звали в гости своих знакомых, друзей и интересовались у них, чье же живописное полотно лучше. Но никто из собравшихся не мог ответить с полной уверенностью на их вопрос, потому что на картинах с одним и тем же названием художниками были изображены абсолютно разные предметы. Например, если братья рисовали ключ, то у одного получался родничок, а у другого приспособление для открывания входной двери. Если каждый из них писал картину со звучным названием «Бор», то один из братьев изображал на своем полотне хвойный лес, а другой - прибор, которым стоматолог сверлит зубы пациента.

Братья-художники часто ходили в гости к братьям-принцам. Они все вместе интересно и весело проводили свое свободное время. Были очень дружны.

И вот однажды все они получили приглашение на бал к королеве. Королеву звали Лексикой. Она ежегодно приглашала к себе во дворец многих знатных и известных жителей своей страны, чтобы ближе познакомиться с ними и узнать все последние новости.

Братья - принцы и художники - решили поехать на бал все вместе. Снарядили карету, взяли необходимый запас еды и тронулись в путь.

Резиденция королевы Лексики располагалась в столице. До ее дворца надо было добираться целые сутки.

И вот на следующий день они оказались во дворце королевы. Здесь было много приглашенных, но ее величество Лексика наших путешественников подозвала к себе первыми. Увидев их, она воскликнула: «Здравствуйте, мои дорогие гости! Здравствуйте, братья Омонимы! Приветствую вас, братья Синонимы! Рада вас видеть, братья Антонимы!»

Братья не поняли, к кому обращается королева Лексика. Но мудрая правительница тут же объяснила, почему каждому из них она дала такие титулы.

Внимательный читатель, знаток русского языка, ответь, кто из братьев получил какой титул и почему.

Лингвистическая сказка о спряжениях

В некотором царстве, в некотором государстве, в уезде N, у города Без Названия -- словом, имелся там один лес. С наименованием у него, как и у прочих местных объектов географии, были некоторые проблемы: кто-то называл его Чёрным, кто-то -- Шервудским, а кто-то -- Тамбовским.

Забегая вперёд -- ближе всех к истине оказались последние.

А всё потому, что поселились в нём оборотни.

Ходить с тех пор через лес рисковал не каждый. В основном -- из-за того, что хором говорили все окрестные грибники. А говорили они, что тамошние обитатели подвергали путешественников стр-рашной пытке: усаживали на пенёк, давали свиток берестяной да стило острое, ну и заставляли, изверги, под диктовку имена свои волкодлачьи записывать. А покамест не напишешь -- с места своего сходить не моги.

Находились, находились такие, кто пытался на жалость оборотничью давить: смилуйся, мол, товарищ! А ему и в ответ: тамбовский волк тебе товарищ!

Так и выяснили, как лес прозывался...

Да мал бы был тот прибыток, и обходили бы лес десятой дорогой, если бы не нашёлся-таки один герой.

Точнее -- героиня. Имени её история не сохранила; известно лишь, будто начиналось оно как раз на букву "М". А может, и не на "М", кто ж его теперь разберёт?

В общем, то ли сильно смелая она уродилась, а то ли просто на голову ушибленная слегка -- что, в принципе, есть одно и то же -- а пошла она напрямки через этот лес. Хоть и удерживали её, кто поумнее -- упёрлась, и всё. Хочу мол. Что ж тут скажешь?

Идёт себе, значит. Рюкзачком помахивает, на солнышко любуется. Набежала тут на светлое тучка тёмная, ветер подул -- обернулась героиня, да поздно уже, далеко отошла!

И тут -- бамс! -- аккурат над героининой макушкой в берёзе стрела торчит, опереньем дразнится.

Остановилась героиня, оглядывается -- что-то дальше будет?

А в руке сжимает, собака, свиток берестяной.

Ну что, -- вопрошает, -- девица? Готова ли к этому... как его там... испытанию великому? К свершениям героическим и победам громким?

К каким таким свершениям? -- подозрительно героиня спрашивает. -- К ЕГЭ, что ли? Так ты, злобный молодец, сперва стрелять научись, а там и экзаменовать будешь...

Это предупредительный был! -- скрежещет зубами молодец. -- А чем про ЕГЭ глупости молвить, сперва за девятый класс экзамены сдай!

Вот сейчас и проверим, -- другой поддерживает, на тропинку из кустов идучи, -- что ты в школе творила -- дело пытала аль от дела лытала!

И за ним ещё одиннадцать таких же идут, шкурами встряхивают. Ан нет, не одиннадцать, десять: один по земле волком стелется, стрелу оперённую в зубах сжимаючи.

Пошли с нами, девица! -- рыкает, а из-за стрелы шепеляво выходит, неразборчиво. -- И пшекрашшай пшеператься, вшё едино альшернативы у шебя никакой...

Ой, да никакой! -- героиня соглашается. -- Пошли уж, серый волк, к пеньку-то заветному, к символу свершений героических! Перестану, так и быть, стоя препираться, начну сидючи...

Пришли, стало быть, к пеньку. Стали оборотни окрест, стрелы на тетивы наложили. Только младший, что в зубах свою держал, в травку её положил, сел незаметненько под ёлку и ну давай блох выкусывать!

Вопрос, значит, первый! -- молвит старший, недовольно на брата нахального глядючи. -- А запиши-ка ты нам, девица, все двенадцать глаголов-исключений, каковы вроде к одному спряжению относятся, а на деле выходит, что к другому!

А што, можешш? -- от ёлки со скепсисом доносится. -- Много вашей шештры, чародейки, шдешша побыло, на пеньке посидело, да ни ш чем и ушшло! Когда отпустили, шжалившись!

Только, -- брат его старший поддерживает, -- зря людей обижать вы и горазды! Как до дела дойдёт, и лягуху в кипятке заварить не умеете!

Ну-ну, -- ободряюще героиня молвит, по плечу оборотня его же стрелой похлопывая, -- мы, чай, не в Париже, чего животину безголосую зазря мучати? И без зелий обойдёмся, расколдуем в два приёма...

А голошиштую, -- из-за братней спины волк досказывает, -- а голошиштую, выходит, што можно?!

Ударил его легонько старшой волк промеж ушей:

Цыть, мелкота! Открыл мне тут филиал Гринписа, сейчас эта... госпожу ведьму спугнёшь!

Села героиня обратно на пенёк, ножку на ножку закинула, плечиком недовольно шевельнула:

Ну что, али мне тут до вечера сидеть? Сами вы не злые, забавные даже, а вот комары у вас в лесу звери!

Поднесли ей стило, поднесли свиток. Взяла героиня свиток, глядит -- зубы волчьи на нём веночком пропечатались. Тряхнула его брезгливо, пальчиками за уголок взявши -- кивнул старшой волк, тотчас новехонький принесли, ажно светится! Расстарались для специалистки профильной, даже стило импортное приволокли, Штабилом прозывается!

Перекинула тут героиня с правой ножку на левую, щёлкнула стилом заморским. Подвесила свиток в воздухе -- обомлели волкодлаки, а меньшой даже когтём потрогал, не мерещится ли. Дёрнул старший его за ухо; а чародейка знай наколдовывает, словеса тайные плетёт!

Глядь -- и побежало орудие чародейское под диктовку её по бересте слова выписывать. И почерк, главное, ровнёхонький, як в прописях для мальцов вырисовывают!

Долго ли коротко, а дочитала героиня заклинание. Смотрит -- а стоят перед нею всё те же молодцы, только комарами искусаны поизрядно. Почёсываются и меж собой переговариваются, как бы ведьму-обманщицу к ответу призвать.

Ошибочка вышла, -- озабоченно героиня молвила, заклинание наскоро глазами пробегивая.

Да нет, всё в порядке, одиннадцать словес тайных, ей волхвом-наставником переданных...

А братьев-то двенадцать!

Хлопнула героиня себя по лбу белому, комара попутно пришибивши, да и выкрикнула слово заветное, чтобы стило его записать сумело.

Шум пошёл по лесу, ветер загудел, земля задрожала! Слетела героиня с пенька фейсом вниз, только и увидела, как травка перед глазами растёт...

Просыпается -- батюшки-светы! Лежит она на кровати узорчатой, под покрывалом шелковистым, а рядом Прынц заморский за руку её поглаживает.

Тут и сказочке конец, а кто слушал, тот платит деньги в кассу Фонда по защите заколдованных существ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Многие, многие волхвы пытались опосля найти заклинание дивное, каковым героиня народная волкодлаков расколдовать сподобилась. Но хранила тайну она свою свято; и лишь на седьмой год выдать её согласилась.

Вот оно. Если хотите, можете выписать себе на бумажку: вдруг да и вам попадётся зачарованный волкодлак!

Гнать, Держать, Дышать и Слышать, Смотреть, Видеть, Ненавидеть, и Обидеть, и Терпеть, и Зависеть, и Вертеть.

И ещё одно.

Зиждиться.

Глагол и его дети

Жил-был Глагол. Это был очень деятельный, энергичный мужчина: весь в делах, он постоянно что-то делал. Никакой личной жизни! Всю свою деятельность он согласовывал с Существительным, управлял и командовал другими существительными или Местоимениями. А около Существительного очень часто находилось Прилагательное. Эта была такая чудесная часть речи, что не обратить внимание на её качества просто было невозможно. И Глагол обратил! Это был прекрасный союз! Красивый! Что с качественной, что с действенной стороны. И от этого союза родилась новая форма глагола: Причастие! Это было прелестное создание, похожее как на папу – Глагол, так и на маму – Прилагательное.

Как Глагол, Причастие обозначало действие предмета, только через признак: несгибаемая, несомая, придумавшая, проверенная. Как Глагол, Причастие имело вид: совершенный и несовершенный, изменялось по временам (настоящее и прошедшее время), но только формы будущего времени у него не было, а почему – узнаете позже. Как Глагол, Причастие могло быть возвратным и невозвратным.

А как Прилагательное, Причастие изменялось по родам, числам и падежам, в предложении согласовывалось с существительным, в полной форме чаще всего было определением, а в краткой – сказуемым.

А почему у Причастия не было формы будущего времени? А потому что в будущем Глагол покинул эту семью.

По долгу службы Глаголу всё чаще всего приходилось общаться с Наречием. Наречие верой и правдой служило Глаголу и обозначало его признак. В своих привязанностях Наречие было неизменяемым и постоянным, оно просто примыкало к Глаголу. И Глагол это в конце концов заметил и оценил: Прилагательное – то какое? Всё около Существительного, да около Существительного. А Наречие-то вот, здесь, около.

Так и зародился новый союз: Глагол + Наречие. Ну и сынок у них родился, всем на зависть! Как Глагол, обозначал действие, правда добавочное при основном, выраженным Глаголом. На то он и сын.

Но действие того же лица, что и Глагол. Отвечал на вопросы: что делая? Что сделав?, имел вид: совершенный и несовершенный. Возвратность. Но как Наречие, не изменялся, примыкая к Глаголу. И даже как член предложения отвечал на вопросы обстоятельств, как Наречие.

Вот так и появились у Глагола его производные особые формы. А в нашей лингвистической терминологии появились новые термины: Причастие и Деепричастие. Иногда их даже называют самостоятельными частями речи.

Сказка «Суффикс ик»

Жил был на свете суффикс Ик. Однажды Ик решил навестить своих друзей: столика, гвоздика и карандашика. Но вдруг началась сильная буря, и ветер унёс суффикс Ик. Друзья, ничего не подозревая, легли спать.

Утром, проснувшись, они были в ужасе. Не было с ними их верного друга, а они превратились в большой стол, гвоздь и карандаш. Тогда друзья решили: «Раз мы подросли, мы найдём наш любимый суффикс Ик.


Тем временем буря закончилась, Ик оказался в дремучем лесу. Ик хотел выбраться, но путь ему преградил ежевичный куст. И тут Ик вспомнил, что стоит ему присоединиться к какому-нибудь слову, предмет станет маленьким. И в тот же миг суффикс прошёл через ежевичный кустик и вернулся домой, где его ждали обеспокоенные