Болезни Военный билет Призыв

Лев кассиль краткое содержание. Кондуит и швамбрания

В этой книге Львом Кассилем, описываются самые яркие и незабываемые моменты своего детства, которое пришлось на период первой Мировой войны и революции.

Живёт в городе Покровске семья доктора. В этой семье есть двое мальчишек – Ося и Лёля. Как все дети они любят иногда проказничать. Так, играя в очередной раз папиными шахматами, они потеряли чёрную королеву. Отец в наказание посадил их на так называемую «скамью подсудимых», стоящую в углу. Сидя на скамейке, братья придумали новую вымышленную страну, в которую потом играли много лет. Итак, Великое Швамбранское государство было открыто 8 февраля 1914 года.

В этой стране были свои законы, свои жители, которые воевали с такими же выдуманными странами. Мальчишками даже была нарисована карта Швамбрании, в виде зуба, рисунок которого Оська увидел на кабинете зубного врача. Сами они стали называть себя швамбранами. Расположена страна была в Тихом океане, её населяли отважные моряки, любители приключений, мужественные исследователи. Все мальчишеские фантазии были воплощены в этой игре. Героев Швамбрании стали звать загадочными и как кажется детям, красивыми именами, которые соответствуют названиям разных лекарств.

Пришло время старшему брату идти в школу. Перед походом в гимназию Лёлю обрили наголо. Так он начал узнавать, что такое суровая реальность. В первый же день ему срезали с кителя все пуговицы. Оказывается, по уставу они были не положены. Хорошее в гимназии было то, что он там познакомился с ребятами, со многими из которых подружился.

Один из друзей, Стёпка, был таким же выдумщиком и мечтателем, у него прозвище даже было Атлантида. Из мало приятного, была страшная книга, которую называли Кондуит. Все отмеченные в ней, должны были отбыть наказание. В неё записывались директором все имена провинившихся учеников, с их проделками и проступками. Кличка у директора была Рыбий глаз, и гимназисты его очень боялись. Нельзя было даже зайти с родителями в кондитерскую, иначе был риск попасть в Кондуит.

Пришла революция, после чего весь маленький мирок города перевернулся. Лёлька первым узнал эту новость. Позвонил родственник и сказал, что царя свергли в связи с революцией. Лёля выбежал на улицу и начал кричать от восторга. Потом рассказал об этом всем в гимназии. Дети воткнули в висящий на стене портрет царя, сигарету.

Находящаяся через забор женская гимназия, также радуется свободе и революции. Начинают бродить слухи о том, что хотят уволить директора. После того как комитет учителей его выгоняет, он начинает искать защиту у родителей. Те побаиваются свободы для детей. В гимназии отменили оценки, и теперь там могут учиться даже дети кухарок.

Ученики торжественно сожгли на костре кондуит. Теперь нет гимназий для мальчиков и для девочек. Есть единая трудовая школа, в которой учатся и девочки, и школьники из Высшего Начального Училища, их все называют «внучки». По вечерам в гимназии устраиваются танцы, а девочки увлекаются новой игрой в гляделки. В новой школе всем заправляет один из старых гимназистов, Биндюг. Собрав вокруг себя таких же хулиганов, он гоняет «внучков» и тех, кто их защищает.

Приходит новый преподаватель истории, который по убеждению, является анархистом. Он мало учит детей, зато много рассуждает о свободе и выборе. Многим ученикам-лодырям это нравится, поэтому когда анархиста выгоняют, они во главе с Биндюгом становятся на его защиту. Стёпка делается лидером среди учеников прогрессивных и желающих учиться. Лёля решает посвятить друга в тайну выдуманной страны. Гимназисты помогают комиссару, который заходит часто к ним в школу.

Семью доктора выселили, им пришлось переехать в небольшой дом, где они жили в одной комнате. В других комнатах поселился комитет по борьбе с дезертирами, уже знакомый Лёлькин комиссар и какой-то военный. Когда мамы не было дома, пришли и забрали из комнаты пианино. После пропал свёрток с мылом, где лежали все карты и записи про Швамбранию.

Пришлось Лёле и Осе рассказывать всё военному о выдуманной стране. В городе началось повсеместное увлечение театром. Были открыты студии для детей, куда записались и мальчишки. Отца забрали на фронт, и остался Лёля вместо главы семьи. Еды не хватало, чтобы как-то прокормить маму и младшего брата, он давал уроки за кусочек мяса. Приехал, переболевший сыпняком отец, весь жёлтый и с бородой.

Много перемен, принесла война и разруха с голодом, в жизнь города. В Швамбрании также стало всё меняться. Теперь там появилась смертность, и вообще наступил период упадка. Братья выбирают для игры в свою страну место, которое находится на руинах старого дома. Там они случайно встречают бывшего преподавателя-анархиста Кирикова, который что-то варит.

Братья думают, что это эликсир. Узнав про выдуманную страну, дети были высмеяны бывшим учителем. Постепенно всё меньше времени оставалось на игру, и её в итоге Ося с Лёлей решили похоронить.

Кассиль Лев

Рассказ об отсутствующем

Лев Абрамович Кассиль

РАССКАЗ ОБ ОТСУТСТВУЮЩЕМ

Когда в большом зале штаба фронта адъютант командующего, заглянув в список награжденных, назвал очередную фамилию, в одном из задних рядов поднялся невысокий человек. Кожа на его обострившихся скулах была желтоватой и прозрачной, что наблюдается обычно у людей, долго пролежавших в постели. Припадая на левую ногу, он шел к столу. Командующий сделал короткий шаг навстречу ему, вручил орден, крепко пожал награжденному руку, поздравил и протянул орденскую коробку.

Награжденный, выпрямившись, бережно принял в руки орден и коробку. Он отрывисто поблагодарил, четко повернулся, как в строю, хотя ему мешала раненая нога. Секунду он стоял в нерешительности, поглядывая то на орден, лежавший у него на ладони, то на товарищей по славе, собравшихся тут. Потом снова выпрямился.

Разрешите обратиться?

Пожалуйста.

Товарищ командующий... И вот вы, товарищи,- заговорил прерывающимся голосом награжденный, и все почувствовали, что человек очень взволнован.- Дозвольте сказать слово. Вот в этот момент моей жизни, когда я принял великую награду, хочу я высказать вам о том, кто должен бы стоять здесь, рядом со мной, кто, может быть, больше меня эту великую награду заслужил и своей молодой жизни не пощадил ради нашей воинской победы.

Он протянул к сидящим в зале руку, на ладони которой поблескивал золотой ободок ордена, и обвел зал просительными глазами.

Дозвольте мне, товарищи, свой долг выполнить перед тем, кого тут нет сейчас со мной.

Говорите,- сказал командующий.

Просим! - откликнулись в зале.

И тогда он рассказал.

Вы, наверное, слышали, товарищи,- так начал он,- какое у нас создалось положение в районе Р. Нам тогда пришлось отойти, а наша часть прикрывала отход. И тут нас немцы отсекли от своих. Куда ни подадимся, всюду нарываемся на огонь. Бьют по нас немцы из минометов, долбят лесок, где мы укрылись, из гаубиц, а опушку прочесывают автоматами. Время истекло, по часам выходит, что наши уже закрепились на новом рубеже, сил противника мы оттянули на себя достаточно, пора бы и до дому, время на соединение оттягиваться. А пробиться, видим, ни в какую нельзя. И здесь оставаться дольше нет никакой возможности. Нащупал нас немец, зажал в лесу, почуял, что наших тут горсточка всего-навсего осталась, и берет нас своими клещами за горло. Вывод ясен - надо пробиваться окольным путем.

А где он - этот окольный путь? Куда направление выбрать? И командир наш, лейтенант Буторин Андрей Петрович, говорит: "Без разведки предварительной тут ничего не получится. Надо порыскать да пощупать, где у них щелка имеется. Если найдем - проскочим". Я, значит, сразу вызвался. "Дозвольте, говорю, мне попробовать, товарищ лейтенант?" Внимательно посмотрел он на меня. Тут уже не в порядке рассказа, а, так сказать, сбоку, должен объяснить, что мы с Андреем из одной деревни кореши . Сколько раз на рыбалку ездили на Исеть! Потом оба вместе на медеплавильном работали в Ревде. Одним словом, друзья-товарищи. Посмотрел он на меня внимательно, нахмурился. "Хорошо, говорит, товарищ Задохтин, отправляйтесь. Задание вам ясно?"

Вывел меня на дорогу, оглянулся, схватил за руку. "Ну, Коля, говорит, давай простимся с тобой на всякий случай. Дело, сам понимаешь, смертельное. Но раз вызвался, то отказать тебе не смею. Выручай, Коля... Мы тут больше двух часов не продержимся. Потери чересчур большие..." "Ладно, говорю, Андрей, мы с тобой не в первый раз в такой оборот угодили. Через часок жди меня. Я там высмотрю, что надо. Ну, а уж если не вернусь, кланяйся там нашим, на Урале..."

И вот пополз я, хоронюсь по-за деревьями. Попробовал в одну сторону нет, не пробиться: густым огнем немцы по тому участку кроют. Пополз в обратную сторону. Там на краю лесочка овраг был, буерак такой, довольно глубоко промытый. А на той стороне у буерака - кустарник, и за ним дорога, поле открытое. Спустился я в овраг, решил к кустикам подобраться и сквозь них высмотреть, что в поле делается. Стал я карабкаться по глине наверх, вдруг замечаю, над самой моей головой две босые пятки торчат. Пригляделся, вижу: ступни маленькие, на подошвах грязь присохла и отваливается, как штукатурка, пальцы тоже грязные, поцарапанные, а мизинчик на левой ноге синей тряпочкой перевязан - видно, пострадал где-то... Долго я глядел на эти пятки, на пальцы, которые беспокойно шевелились над моей головой. И вдруг, сам не знаю почему, потянуло меня щекотнуть эти пятки... Даже и объяснить вам не могу. А вот подмывает и подмывает... Взял я колючую былинку да и покорябал ею легонько одну из пяток. Разом исчезли обе ноги в кустах, и на том месте, где торчали из ветвей пятки, появилась голова. Смешная такая, глаза перепуганные, безбровые, волосы лохматые, выгоревшие, а нос весь в веснушках.

Как вспоминает Лев Кассиль, эта история началась в тот день, когда они с братом Оськой отбывали наказание в углу за утерянную шахматную королеву. Фигурки набора были изготовлены для отца под заказ, и он ими очень дорожил.

Страна, открытая в кладовке

В темном углу кладовки братья чувствовали себя, как в тюрьме.
- А давай убегём! - с надеждой сказал младший братишка Оська. - Как припустимся!
Но старшего брата Лельку внезапно осенила яркая мысль.
- Мы не будем никуда убегать! - заявил он. - Давай придумаем новую игру! Это будет открытая нами земля: дворцы, горы, пальмы, море. Там будет наше собственное государство, о котором не будут знать взрослые.

Новая земля требовала красивого названия. Лелька и Ося назвали Швамбранией, по ассоциации с книгой Шваба «Греческие мифы». Буква «М» была прибавлена для благозвучия.

Кондуит и Швамбрания. Краткое содержание книги

Швамбранию запечатлел на самодельной карте сам Оська. Формой она напоминала человеческий зуб, который юный художник скопировал с рекламы зубного врача.

Зуб символизировал мудрую политику нового государства.
Швамбрания представляла собой материк, окруженный «акианом», волнами и «морьем». На материке были города, бухты и горы. Некоторые слова с ошибками, что оправдывалось молодостью картографа. Была и клякса, под ней честно написано: «Остров не считается, - это клякса нечаянно».

Внизу карты был остров Пилигвиния, со столицей Заграницей. Для удобства на «морье» были начертаны две надписи для лоцманов проходящих кораблей: «так по течению» - «а так против».
Карта поражала симметричностью. Это объяснялось тягой к справедливости, о которой мечтали создатели страны.

Слева «морье» - справа «морье», тут - Аргонск, а там Драндзонск. Ты имеешь - рупь, а я - 100 копеек. Называется - справедливость!

Война начиналась так: с парадного к царю (Лелька) являлся почтальон (Оська) и вручал царю письмо с вызовом от врагов. Враги жили по ту сторону «заборов», изображенных на карте полуокружностями. Сражения происходили на прямоугольнике, обозначенном словом «война». По обе стороны «войны» размещались «плены», куда сажали захваченных солдат.

Брешка и Джек, спутник моряков

Параллельно со швамбранской баталией Россия тоже вступила в Первую мировую войну. Швамбрания всегда выходила победительницей из сражений, как и царская Россия, в школьных учебниках.

В Швамбрании Оська и Лелька проживали в Драндзонске, на последнем этаже тысячеэтажного дома. А в их родном городе Покровске под окнами проходила улица, называемая в народе Брешка.

По ней вечерами прогуливались парни и девушки с ближайших хуторов. Улица была усыпана шелухой семечек. С улицы доносились обрывки «утонченных» разговоров:
- Дозвольте до вас прицепиться, барышня! Как вас кличут? Маша, чи Катюша?
- Не замай… Дюже шустрый! - изысканно отвечала сельская красавица, сплевывая шелуху от семечек. - А впрочем, хай тоби грець, - чипляйся!

… По Волге ходило много грузовых пароходов, что не могло не отразиться на Швамбрании. Там тоже появился герой, известный как Джек, спутник моряков. Это получилось в связи с книжечкой, приобретенной на рынке. Это был международный словарик для моряков.

Как полиглот, Джек свободно говорил: «Кэн ай хелп ю?! Доннер ветер, гутен морген, здрасьте, человек за бортом, мама миа, как много возьмете за спасение корабля»?

Этим он отличался от обитателей Брешки, заплевывающих шелухой улицу, и мог служить образцом культуры для сознательных швамбранцев.

Каюты первого и третьего класса

Много забавных моментов описывает Лев Кассиль в книге «Кондуит и Швамбрания». Краткое содержание не дает возможности полностью погрузиться в жизнь маленьких героев, которая иногда напоминала корабль.

Каюты пассажиров условно делились на категории первого и третьего класса. Каютами первого класса служили гостиная, кабинет отца и столовая. Каютами третьего класса - комната кухарки и кухня.

Из иллюминатора кухни открывался вид на другой мир. В этом мире жили те, кого взрослые называли неподходящим знакомством. Среди них были: нищие, грузчики, трубочисты, дворники, слесари и пожарники. Может они были и неплохими людьми, но наших героев взрослые убеждали, что на них полно микробов.

Наивный Оська как-то задал вопрос Левонтию Абрамкину, мастеру помоечных дел:
- Это правда, что по вам ползают скарлатинки?
- Что еще за скарлатинки? - оскорбился Левонтий. - Обычные вошки. А скарлатинок - таких животных отродясь не упомню…

Оська любил вытаскивать рыбок из аквариума, а потом устраивать их похороны в спичечных коробках. Как-то раз он почистил кошке зубы, а она его исцарапала.

Однажды Оська встретился с попом, о котором подумал, что это девушка, а поп вступил с ним в религиозную беседу.

Оська был великим путанником и постоянно путал: каннибалов с Балканами; сенбернара с артисткой извергов с извергающимся вулканом.

Поездки в народ

Папа швамбранцев работал врачом. Иногда, из демократических побуждений, он заказывал повозку с лошадкой, надевал рубашку-косоворотку и в роли кучера садился на облучок. Если впереди шли знакомые дамы, папа просил Лельку, чтобы он попросил их уступить дорогу. Лелька подходил и смущенно говорил: «Тети, то есть мадамы… папа просит вас трошки подвинуться. А то мы вас ненароком придавим».

"Кончилась эта "езда в народ" тем, что папа однажды опрокинул нас всех в канаву. С тех пор поездки прекратились" (Лев Кассиль, "Кондуит и Швамбрания").

Русская Синдерелла

Однажды швамбранцы поняли, что в жизни что-то не так. Главными на этой земле были взрослые, но не все. А лишь те, на которых были дорогие шубы и форменные фуражки. Остальные заносились в разряд неподходящего знакомства и работали от зари и до зари. Миром правила основная мысль книги "Кондуит и Швамбрания", краткое содержание которой расскажет об основных положительных и отрицательных персонажах.

В гости к швамбранцам приехал кузен Митя, исключенный из гимназии. Митя не любил чиновников и предложил насолить земскому.

Предстоял бал-маскарад, и смазливой горничной Марфуше приготовили роль возмутительницы сердечного покоя земского. Для нее смастерили костюм в виде конверта. На него пошли почтовые марки, которые Марфуша собирала много лет.

На балу Марфуша всех покорила красотой и получила приз: золотые часы. влюбился в прелестницу, но ему сообщили, что Марфуша - простая служанка. Земский был посрамлен.

К его крыльцу ночью Митя прикрутил огромную калошу с запиской: «Кому калоша придется по ноге, та и будет женой земского».
Все - как в истории про Золушку…

Сизари и Кондуит

Лельку приняли в гимназию. Гимназистов называли сизарями из-за цвета шинелей. Сизари были вольными птицами и не желали подчиняться порядкам. В первый же день Лелька, зашедший с мамой в кафе, попал в Кондуит (или Голубиную книгу). Так назывался журнал, куда директор гимназии, прозванный Рыбьим глазом, заносил штрафников. Кафе считалось увеселительным заведением, а гимназистам посещать подобные места не разрешалось.

Записи в кондуите делал и надзиратель гимназии, по кличке Цап-Царапыч. Попасть в журнал было просто; за расстегнутую шинель и появление в городе после семи вечера; за посещение кинематографа или ношение рубашки-вышиванки.

В гимназии жилось весело. Сизари, в основном дети хуторян, дрались, курили в туалете и устраивали пакости учителям. Они придумывали хитрые приборы для передачи шпаргалок из соседних классов. Юные хулиганы мычали, жгли фосфор для вони - все для того, чтобы сорвать урок.

Единственным, кто нравился гимназистам, был языкастый инспектор Ромашов, воспитывавший сизарей нудными внушениями. После его лекций у многих пропадало желание хулиганить, вспоминает автор произведения "Кондуит и Швамбрания".

Герои книги прошли будни старой гимназии. Из наиболее ярких фигур книги выделялся Афонский Рекрут, герой шалмана, человек, чинивший электрические звонки и обожающий литературу.

Шалман, как его прозвали горожане, был пристанищем бедноты. Он находился возле мясных рядов на базаре. В нем китайчонок Чи Сун-ча, ассенизатор Левонтий Абрамкин, немецкий шарманщик Гершта, воры Кривопатря и Шебарша и мелкий Иосиф Пукис. В шалмане читали книги и гимназисты чувствовали себя взрослыми людьми, равными среди равных...

Об этом вспоминает Лев Кассиль. "Кондуит и Швамбрания" (краткое содержание книги не может передать этого в полной мере) описывает быт простого народа. Это описание познакомит юных читателей с жизнью, которая для многих станет настоящим открытием.

Тараканиус и Матрена

Директор из-за драки в Народном саду запретил гуляния. Ученики гимназии возмутились и в знак протеста срезали по всему городу звонки на парадных. Афонский Рекрут, неплохо заработавший на этом, был весьма рад.

Полиция искала загадочных хулиганов. Были пойманы Степан Гавря, по прозвищу Атлантида, и Биндюг, пользовавшийся авторитетом из-за своих мощных кулаков. Их, а с ними еще шестерых сизарей, участвовавших в этом деле, изгнали из гимназии. И лишь после вмешательства Иосифа Пукиса нарушителей восстановили.

Запомнился учитель по кличке Тараканиус, или Длинношеее. Он преподавал латынь и сыпал направо и налево двойки. Была еще обидчивая преподавательница-француженка Матрена Мартыновна. Она сильно не досаждала гимназистам, суровые сизари ее даже по-своему любили, но все равно беспощадно и жестоко разыгрывали на уроках.

Эхо войны донеслось до Покровска. Горожане встречали раненых, вернувшихся с фронта. Приближался 1917 год. Об этих исторических событиях повествует Л. Кассиль ("Кондуит и Швамбрания"). Главные герои книги являются очевидцами российской революции.

Тридцать первого декабря родители Лельки и Оськи пошли к знакомым встречать Новый год. К Лельке пришел одноклассник, и они отправились прогуляться. На беду, им попалась конная упряжка местного миллионера. Гимназисты решили прокатиться. Конь, учуяв чужих, понес похитителей по безлюдным улицам. Перепуганные гимназисты не могли его остановить. Как назло, им встретился Цап-Царапыч.

Завидев надзирателя, конь остановился. Цап-Царапыч пообещал сизарям записать их в кондуит и оставить без обеда. После этого он уселся на облучок, чтобы вернуть похищенную повозку хозяину. Животное, не видя разницы между похитителями, понеслось вскачь, а вышедший из дома хозяин повозки вызвал полицию.

Неизвестно, как оправдывался в полиции Цап-Царапыч, но про этот случай он больше не вспоминал.

Пропажа Атлантиды

Внезапно пропал Степка Атлантида. Как выяснилось - сбежал на фронт. Прежних преподавателей разогнали, а вместо гимназии создали Единую Трудовую Школу с совместным обучением девочек и мальчиков.

Делегация гимназистов пошла в женскую гимназию, чтобы выбрать самых красивых девочек для класса. Им тут же дали клички: Бамбука, Люля-Пилюля, Оглобля и Клякса. С появлением девочек в гимназии стали играть в «гляделки». Игра заключалась в том, чтобы часами глядеть на собеседника. Моргать не разрешалось. Бывали случаи, что доходило до обмороков.

В России произошла революция, царь отрекся от престола. Швамбрания, соответственно, тоже отреагировала беспорядками. После продолжительных и глубоких сомнений скончался Джек, Спутник Моряков. Последними его словами были: «Ферма ля машина! Стоп ди машина! Же вез а…» На могиле героя водрузили золотой якорь, вместо венков ее украсили спасательными кругами.

"Наука умеет много гитик" - утверждает Л. Кассиль. Такова книга "Кондуит и Швамбрания", автор которой умеет смешно и трагично говорить о простых вещах.

Заключение

В квартиру подселили красного комиссара Чубарькова. Он научил Оську игре в ляпки-тяпки. Игрой увлекся и папа. У игроков были красные от шлепков руки.

В гости приехали тетки-родственницы, которые начали воспитывать Оську и Лельку и водить их в театр.

В одной комнате поселился военный, Ла-Базри-Де-Базан, а другую комнату заняла комиссия по борьбе с дезертирами. Папу забрали на фронт. Маркиз Де-Базан, как его называли тетки, украл мыло, спрятанное мамой в пианино, но после того, как вызвали ЧК, мыло нашлось. А вместе с мылом пропавшие карты Швамбрании. Чекисты, увидев карты нового государства, смеялись до упаду.

Швамбранцы обнаружили в заброшенном доме алхимика Кирикова, варившего элексир жизни. Потом выяснилось, что это обычный самогон.

Папа вернулся с фронта. У него был тиф. Он выглядел худым и желтым и по его бороде ползали вши.

Страна Грез надоела нашим героям. Суровые будни оттеснили выдуманное государство, в котором никогда не применялся, как утверждает Кассиль, кондуит. И Швамбрания, отзывы читателей о которой звучат восторженно, навсегда запомнится тем, кто прочитал эту книгу.

Дом Угря, где Лелька и Оська играли, разобрали на дрова. Швамбрания перестала существовать.

Об этих событиях написал Л. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» - повесть о незабываемых временах - стала самой известной книгой из его произведений.

/ / «Кондуит и Швамбрания»

Дата создания: 1928-1931.

Жанр: повесть.

Тема: мечта и реальность.

Идея: люди сами способны построить счастливый мир.

Проблематика. Противостояние "старого" и "нового" в сознании.

Основные герои: Леля, Оська.

Сюжет. В основе сюжета лежит реальная биография Л. Кассиля. Повесть начинается с детства двух братьев: Лели и младшего Оськи.

Мальчики играли с отцовскими шахматами и потеряли черного ферзя. За это их поставили в угол. Леле пришла в голову мысль создать свой собственный воображаемый мир, где они могли делать все что угодно.

Так возникла страна Швамбрания. Ребята нарисовали ее карту, придумали герб и флаг. В этой стране они вели войны, путешествовали, совершали подвиги.

Все происходящее в реальной жизни находило свое отражение в Швамбрании. Только в воображаемом мире у всех приключений был счастливый финал.

Для Лели большим событием стало поступление в гимназию. Из уютной домашней обстановки мальчик попал в суровый и подчас жестокий мир, где действовали строгие правила и предписания. В жизни Лели появился кондуит - журнал, в котором преподаватели записывали проступки учащихся. Кондуит стал для него символом несправедливости.

К начавшейся Первой мировой войне мальчики сначала отнеслись с воодушевлением. Но после того как Леля увидел инсценировку настоящего боя, он понял, что в войне нет ничего хорошего и интересного.

Леля первым узнал по телефону о Февральской революции. Он радовался перевороту, даже не понимая, что произошло. Свержение самодержавия для него означало возможность выступить против начальства.

В обществе происходили бурные перемены. В гимназии был смещен с должности директор, в чем активно принимали участие гимназисты.

Октябрьская революция совершила полный переворот в сознании братьев. С этого времени в их играх появилось четкое деление на "своих" и чужих".

Вместо гимназии была образована единая трудовая школа. Бывшие гимназисты посчитали, что революция дала им полную свободу действий. В школе воцарилась настоящая анархия. Вскоре младший брат также был принят в школу.

Ученики продолжали буянить, пока их не убедили, что революция вовсе не отменяла знания. С этого времени все школьники стали усиленно заниматься. Ярким примером стало соревнование по алгебре между "А" и "Б" классами.

Ребята с большим уважением относились к назначенному в их город комиссару. Они полюбили его за строгость и справедливость. Когда комиссар заболел тифом и находился при смерти, все школьники постоянно справлялись о его здоровье.

В семью Лели приехали сразу три тетки. Они не признавали революции и старались так же настроить мальчиков. Вскоре интеллигентная семья вплотную столкнулась с "прелестями" новой жизни. Было нечего есть, не хватало дров, отключили электричество. Вдобавок папу мобилизовали на Уральский фронт для борьбы с тифом. Леля стал "главным мужчиной" в доме и повел борьбу с контрреволюцией теток.

Игра в Швамбранию продолжалась в старом полуразвалившемся доме. Там братья встретили двух мужчин, тайком гнавших самогон. Они стали часто ходить туда и помогать "алхимикам", не догадываясь, чем они занимаются.

Заметное оживление внесла в жизнь ребят приехавшая двоюродная сестра Дина. Она была коммунисткой и призывала братьев покончить с играми и заняться настоящим делом. Дину назначили заведующей детской библиотекой. Она активно взялась за работу, устроив вдобавок небольшой театральный кружок. Вскоре дети поставили первый спектакль, на который пригласили своих родителей. Премьера прошла при бурных аплодисментах.

После спектакля Дина высмеяла перед всеми ребятами увлечение Лели и Оськи воображаемой Швамбранией. Братья обиделись и перестали ходить в библиотеку. Но в глубине души они понимали, что сестра права. Детство кончилось, пора было входить во взрослую жизнь. Ребята в последний раз посетили "алхимиков" в старом доме и поняли, что помогали самогонщикам.

Вскоре с фронта вернулся измученный отец. Работа в полевых условиях тоже сильно повлияла на него, сделав из интеллигента убежденного большевика.

Символическими похоронами Швамбрании стал слом на дрова старого дома, где играли братья. Леля и Оська навсегда распрощались с детскими мечтами.

Через много лет Леля приезжает к Оське, чтобы поздравить его с рождением дочери. Он читает ему собственную книгу о Швамбрании, ставшей для братьев огромным жизненным уроком.

Отзыв о произведении. Повесть "Кондуит и Швамбрания" правдиво изображает жизнь двух братьев в годы революции. При столкновении с жестокой реальностью дети создают вымышленный мир, где нет места бедам и страданиям. Но революция разрушает преграды между мечтой и реальностью. Братья понимают, что им по силам добиться счастья в настоящей жизни.

Действие происходит в уездном городке Покровске незадолго до революции. В центре повествования семья скромного земского врача. Дети, Лёля и Оська, выдумывают воображаемую страну, Швамбранию, с которой проходит все их детство. Автор увлекательно, с мягким юмором рассказывает о школьных годах Лёли, его друзьях и провинциальной жизни в царской России.

Главная идея книги – рассказать, как человек с раннего детства ищет свое место в жизни, познает окружающий мир и стремится бороться с несправедливостью. И как ему в этом помогают мечты и фантазии, которые скрашивают нелегкую подчас жизнь, расцвечивают ее яркими красками и будят творческое начало.

Читать краткое содержание Кондуит и Швамбрания Кассиль

Действие повести происходит в небольшом уездном городе Покровске. Главные герои – Лёля вместе со своим младшим братом Оськой растут в интеллигентной семье доктора и учительницы музыки.

Отбывая наказание в углу за потерю отцовской шахматной фигурки, дети придумывают новую игру - страну Швамбранию. С тех пор Ося и Лёля с увлечением играют в нее, сочиняя для «материка Большого Зуба» подробную карту, персонажей и проводя масштабные сражения. Хранительницей тайны Швамбрании становится шахматная королева, заточенная в шкатулке-гроте.

На новогодние праздники в семью приезжает кузен Митя, чтобы повидаться с родственниками. Юношу совсем недавно исключили из гимназии за непочтение к Закону Божьему. На святки в Коммерческом собрании Покровска устраивают ежегодный бал-маскарад, где собирается земское начальство и Митя, желающий отомстить за свое исключение, придумывает оригинальный ход. Он наряжает служанку Марфушу в необычный маскарадный костюм – анонимное письмо, на который уходит вся коллекция марок девушки. Земский начальник, заинтригованный появлением очаровательной незнакомки, стремится разгадать ее секрет, а узнав правду – впадает в ярость.

На следующий год Лёля поступает в гимназию, где царят свои порядки. Воспитанников ждет суровая муштра и скучная зубрежка. За любую провинность гимназистов записывают в специальный журнал – кондуит, после чего им грозит неминуемое наказание. Нельзя ученикам посещать и увеселительные заведения города, но когда у них отбирают последнее место для гуляния – Народный сад, решают отомстить.

В это время в Покровске в разгаре повальная мода на электрические дверные звонки. Гимназисты сговариваются с мастером Афонским Рекрутом, завсегдатаем воровского шалмана, и срезают звонки по всему городу. Заговор раскрывают, но школьникам удается избежать наказания, так как в проделке участвовали все, включая детей начальства. Противостояние учителей и школьников продолжается.

В спокойную и размеренную жизнь маленького городка врывается первая мировая война, а затем и революция. Повсюду проходят собрания и митинги, громят магазины богачей. Гимназию, в которой учится Лёля, объединяют с женской школой и высшим начальным училищем. В городе начинается эпидемия тифа, голод и разруха.

Семье Лёли и Оси приходится переезжать в другой дом – их уплотняют, подселяя военного. А затем к ним присоединяются родственницы - три тетушки и двоюродная сестра Дина. Школа тоже вынуждена кочевать по городу в поисках помещения. Ребята знакомятся с комиссаром и вместе со своим классом пытаются заниматься алгеброй, устраивая соревнования по математике. Несмотря на трудные времена, все увлекаются театром и ставят любительские спектакли.

Стараясь уйти от тяжелой действительности, Лёля с Осей продолжают играть в Швамбранию в старом полуразрушенном доме, но вскоре его разбирают на дрова для новой библиотеки. Так заканчивается детство героев и начинается новая жизнь.

Картинка или рисунок Кондуит и Швамбрания

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Дидро Монахиня

    В этом литературном шедевре рассказывается о молодой послушнице монастыря св. Марии Сюзанне Симонен, которая сидя в келье, обращается в своих записках, а именно их представляет повествование, к маркизу де Круамару.