Болезни Военный билет Призыв

Ленин о великодержавном шовинизме. Великодержавный шовинизм

Наши современники часто употребляют «шовинизм» в качестве синонима к словам «национализм» и «патриотизм». Не ошибаются ли они? Мы ответим на этот вопрос, рассказав, откуда произошел данный термин и что он обозначает.

Шовинизм: определение и понятие

Шовинизм — это мировоззрение, основанное на выделении исключительной, то есть главной, нации, интересы которой ставятся выше других этносов. Шовинизм лежит в основе идеи колонизации, когда доминирующая нация порабощала и эксплуатировала другие народы, противопоставляя себя им и ставя свои интересы выше остальных.

Вспомним колониальную политику Англии, в результате которой образовалось крупнейшее за всю историю существования человечества государство — Британская империя, имевшая колонии на всех материках. Подчинение себе народов, которых британцы считали стоящими на низшей ступени развития, — индусов, алжирцев, индейцев и пр. — и есть проявление шовинизма. Причем в данном случае имел место великодержавный шовинизм, в результате которого одна нация лишила другие народы права на государственный суверенитет.

В конце XIX века амбиции британцев, стремящихся к господству на континенте, вызвали повторный всплеск шовинистических настроений. Крайний английский шовинизм, присутствующий с тех пор в британском политикуме и обществе, получил название джингоизм, по слову «джинго» — такой кличкой народ наделил ярых поборников идеи превосходства британской нации.

История термина

Понятие шовинизм пришло к нам из французского языка. Исследуя происхождение слова, ученые пришли к выводу: в основу термина легла фамилия героя водевилей XIX века солдата армии Бонапарта Николя Шовена. Историки не могут найти документальных подтверждений существования этой личности, о нем известно только из литературных произведений. Писатели того времени утверждали: их персонаж списан с реального человека, который до фанатизма был предан Наполеону и рьяно поддерживал идею имперского национализма.

Будучи волонтером и вступив в ряды французской армии в 18 лет, Шовен получил семнадцать ранений и всего 200 франков пенсии, что, однако, не пошатнуло преданность солдата своему императору. Слепое преклонение Шовена перед Наполеоном начали называть шовинизмом. Позже семантика термина претерпела изменения, обретя современное значение: сегодня так называют национальное чванство и превосходство.

Национализм и шовинизм: в чем разница?

Шовинизм — пример крайней степени национализма. Рассмотрим различия этих понятий на практике. Жители Шотландии, входящей в состав Соединенного Королевства, на протяжении веков ведут борьбу за суверенитет, отстаивая право своей нации на самоопределение. Перед нами пример проявления национализма. А вот действия англичан, считавших себя доминирующей нацией и самоутверждающихся за счет дискриминации прав народов Шотландии и Ирландии, можно расценивать как шовинизм.

Другими словами, национализм предполагает стремление нации защитить свой суверенитет, культурное и духовное наследие. Шовинизмом называется агрессивное национальное доминирование, достигающееся за счет ущемления прав и свобод других народов.

Великорусский шовинизм

Великорусский шовинизм, называемый еще великодержавным, существовал и в Российской Империи, и в Советском Союзе, его проявления остались и в Российской Федерации. Во времена монархического правления в России главенствующую роль играла русская нация: основные денежные потоки стекались в Центральную Россию, страны, входящие в состав империи, были, по сути, ее придатками, не имеющими права голоса.

В Советском Союзе русский шовинизм был противопоставлен интернационализму. Однако лишь на словах. На деле идеологи социализма возвели русский народ в ранг «старшего брата», тем самым отведя ему главенствующую роль в жизни государства и оставив остальные народности стоять на ступень ниже.

Русский шовинизм есть и сегодня. В наши дни эту идеологию взяли на вооружение многие общественные организации и политические партии. Среди них — скинхеды, орден «Великая Россия», Русское национал-патриотическое движение, ОД «Национальная Социалистическая Инициатива», ООПД «Русское Национальное Единство», Народная национальная партия.

Гендерный шовинизм

Гендерный шовинизм, который еще называют сексизмом, представляет собой мировоззрение, построенное на принципе дискриминации по половому признаку. Этот вид шовинизма не имеет отношения к политике, но является не менее актуальным, чем шовинизм национальный.

Мужской шовинизм

Мужчина-шовинист поступками и поведением подчеркивает свое превосходство над женщиной.

  1. Женщине отводится роль домохозяйки, в чьи обязанности входит обслуживание мужа и воспитание детей. Действует правило: «Бабе слово не дадено».
  2. Адюльтер для мужчины — норма, а вот наличие любовников у женщины осуждается.
  3. Мужчина должен доминировать во всем: занимать руководящие должности, определять судьбу государства, иметь решающее слово в семье. Женщина довольствуется ролью подчиненной, ей меньше платят, даже если она занимает равнозначную с мужчиной должность, и в правительственных органах представительниц слабой половины человечества — единицы.

В противовес мужскому шовинизму возник феминизм — движение за равноправие женщин и мужчин. Однако, помимо него, существует и другое явление сексизма — шовинизм женский.

Женский шовинизм

Мужчины утверждают: их права также ущемляются, и женщины в некоторых случаях находятся в более выигрышном положении по сравнению с представителями сильного пола. Дискриминацию своих прав потомки Адама видят в:

  • разном пенсионном возрасте. Женщины имеют право выходить на пенсию раньше, этого же хочется и мужчинам;
  • необходимости служить в призывной армии. Почему защита Родины должна быть только нашей обязанностью, — вопрошают прапраправнуки русских богатырей;
  • праве женщин единолично решать, делать ей аборт или нет;
  • установленных более низких нормах физических нагрузок для женщин, особенно беременных. Почему бы будущей маме не работать на равных с коллегой мужского пола? А может, мужчин-обладателей пивного живота весом в 15 кг перевести на сокращенный рабочий день?
  • необходимости снимать головные уборы, когда женщины остаются в платках и шляпках. Например, в церкви, театре, при исполнении гимна.

Шовинизм, независимо от сферы проявления, — явление негативное, порожденное извечным стремлением человека подавлять и властвовать, но так можно прийти к третьей мировой войне . Поэтому нужно быть мудрее, не идя на поводу у своих желаний и амбиций, а принимая решения, за которые не придется расплачиваться потомкам.

Существует ли русский шовинизм сегодня? Мнение российского президента смотрите в видеосюжете:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

У власти в России теперь буржуазия, и совершенно естественно, что социализм, революция и всё, что с ними связано, ей ненавистно. Совершенно в порядке вещей и то, что буржуазия клевещет без устали на ненавистный ей социалистический строй, на революцию, и с особенной злобой – на Ленина.

Так поступали враги Революции и рабочего класса и в те времена, когда жил и боролся Ленин. Меньшевики, эсеры, монархисты, вся контрреволюционная сволочь, чтобы очернить его и подорвать влияние большевиков на рабочие массы, – объявила Ленина «шпионом Вильгельма», который устраивает революцию «на немецкие деньги», и с бешенством раздувала эту тему.

И теперь, в наше время – как много и как бешено клевещут антикоммунисты по этому же принципу, как злобно кричат о «русофобии» Ленина и вообще большевиков!

Наряду с прочей подлой и бесстыдной ложью, это – подлейшая и бесстыднейшая.

Обыватели и лавочники не могут понять – именно любовь к народу внушает революционеру ненависть и гнев к притеснителям народа, именно любовь к родине ведёт его на борьбу с теми, кто её разоряет, топчет и оскорбляет.

Да, именно революционеры, которые сражались с угнетением и боролись за уничтожение всего, что позорило Россию, – самодержавия, крепостного права, сословного неравенства, реакции, невежества, засилья поповщины, были настоящими патриотами, а не те, кто ратовал за сохранение всего этого отжившего, реакционного мусора, торжественно и напыщенно именуя его «святой Русью».

Именно потому, что Ленин весь без остатка отдал себя делу рабочего класса, который единственно мог освободить Россию от ига капиталистов и построить новую, социалистическую Россию, – именно поэтому он беспощадно боролся с буржуазией, которая была враждебна рабочему классу, а значит – враждебна и России.

Всем, и нашим противникам, и нашим товарищам, мы советуем прочитать статью Ленина «О национальной гордости великороссов».

Противникам – чтобы убедиться, наконец, какую ложь они произносят под влиянием буржуазной пропаганды. А вторым – чтобы знать, что отвечать антисоветчикам в ответ на упреки в «русофобии». Итак, вот статья – читайте и делайте выводы, как относился Ленин к своей Родине, что он в ней любил, что ненавидел, за что и против чего боролся.

Яр. Шаханов

В. И.Ленин: «О национальной гордости великороссов»

Как много говорят, толкуют, кричат теперь о национальности, об отечестве! Либеральные и радикальные министры Англии, бездна «передовых» публицистов Франции (оказавшихся вполне согласными с публицистами реакции), тьма казённых, кадетских и прогрессивных (вплоть до некоторых народнических и »марксистских») писак России – все на тысячи ладов воспевают свободу и независимость «родины», величие принципа национальной самостоятельности. Нельзя разобрать, где здесь кончается продажный хвалитель палача Николая Романова или истязателей негров и обитателей Индии, где начинается дюжинный мещанин, по тупоумию или по бесхарактерности плывущий «по течению». Да и неважно разбирать это. Перед нами очень широкое и очень глубокое идейное течение, корни которого весьма прочно связаны с интересами господ помещиков и капиталистов великодержавных наций. На пропаганду выгодных этим классам идей затрачиваются десятки и сотни миллионов в год: мельница немалая, берущая воду отовсюду, начиная от убежденного шовиниста Меньшикова и кончая шовинистами по оппортунизму или по бесхарактерности, Плехановым и Масловым, Рубановичем и Смирновым, Кропоткиным и Бурцевым.

Попробуем и мы, великорусские социал-демократы, определить своё отношение к этому идейному течению. Нам, представителям великодержавной нации крайнего востока Европы и доброй доли Азии, неприлично было бы забывать о громадном значении национального вопроса; – особенно в такой стране, которую справедливо называют «тюрьмой народов»; – в такое время, когда именно на дальнем востоке Европы и в Азии капитализм будит к жизни и к сознанию целый ряд «новых», больших и малых наций; – в такой момент, когда царская монархия поставила под ружье миллионы великороссов и »инородцев», чтобы «решить» целый ряд национальных вопросов сообразно интересам совета объединённого дворянства и Гучковых с Крестовниковыми, Долгоруковыми, Кутлерами, Родичевыми.

Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т. е. 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика.

Мы помним, как полвека тому назад великорусский демократ Чернышевский, отдавая свою жизнь делу революции, сказал: «жалкая нация, нация рабов, сверху донизу – всё рабы». Откровенные и прикровенные рабы-великороссы (рабы по отношению к царской монархии) не любят вспоминать об этих словах. А, по-нашему, это были слова настоящей любви к родине, любви, тоскующей вследствие отсутствия революционности в массах великорусского населения. Тогда её не было. Теперь её мало, но она уже есть. Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и за социализм, а не только великие погромы, ряды виселиц, застенки, великие голодовки и великое раболепство перед попами, царями, помещиками и капиталистами.

Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим своё рабское прошлое (когда помещики дворяне вели на войну мужиков, чтобы душить свободу Венгрии, Польши, Персии, Китая) и своё рабское настоящее, когда те же помещики, споспешествуемые капиталистами, ведут нас на войну, чтобы душить Польшу и Украину, чтобы давить демократическое движение в Персии и в Китае, чтобы усилить позорящую наше великорусское национальное достоинство шайку Романовых, Бобринских, Пуришкевичей. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает своё рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т. д. «защитой отечества» великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.

«Не может быть свободен народ, который угнетает чужие народы», так говорили величайшие представители последовательной демократии XIX века, Маркс и Энгельс, ставшие учителями революционного пролетариата. И мы, великорусские рабочие, полные чувства национальной гордости, хотим во что бы то ни стало свободной и независимой, самостоятельной, демократической, республиканской, гордой Великороссии, строящей свои отношения к соседям на человеческом принципе равенства, а не на унижающем великую нацию крепостническом принципе привилегий. Именно потому, что мы хотим ее, мы говорим: нельзя в XX веке, в Европе (хотя бы и дальневосточной Европе), «защищать отечество» иначе, как борясь всеми революционными средствами против монархии, помещиков и капиталистов своего отечества, т. е. худших врагов нашей родины; – нельзя великороссам «защищать отечество» иначе, как желая поражения во всякой воине царизму, как наименьшего зла для 9/10 населения Великороссии, ибо царизм не только угнетает эти 9/10 населения экономически и политически, но и деморализирует, унижает, обесчещивает, проституирует его, приучая к угнетению чужих народов, приучая прикрывать свой позор лицемерными, якобы патриотическими фразами.

Нам возразят, может быть, что кроме царизма и под его крылышком возникла и окрепла уже другая историческая сила, великорусский капитализм, который делает прогрессивную работу, централизуя экономически и сплачивая громадные области. Но такое возражение не оправдывает, а ещё сильнее обвиняет наших социалистов-шовинистов, которых надо бы назвать царско-пуришкевичевскими социалистами (как Маркс назвал лассальянцев королевско-прусскими социалистами). Допустим даже, что история решит вопрос в пользу великорусского великодержавного капитализма против ста и одной маленькой нации. Это не невозможно, ибо вся история капитала есть история насилий и грабежа, крови и грязи. И мы вовсе не сторонники непременно маленьких наций; мы безусловно, при прочих равных условиях, за централизацию и против мещанского идеала федеративных отношений. Однако даже в таком случае, во-первых, не наше дело, не дело демократов (не говоря уже о социалистах) помогать Романову-Бобринскому-Пуришкевичу душить Украину и т. д. Бисмарк сделал по-своему, по-юнкерски, прогрессивное историческое дело, но хорош был бы тот «марксист», который на этом основании вздумал бы оправдывать социалистическую помощь Бисмарку! И притом Бисмарк помогал экономическому развитию, объединяя раздробленных немцев, которых угнетали другие народы. А экономическое процветание и быстрое развитие Великороссии требует освобождения страны от насилия великороссов над другими народами – эту разницу забывают наши поклонники истинно русских почти-Бисмарков.

Во-вторых, если история решит вопрос в пользу великорусского великодержавного капитализма, то отсюда следует, что тем более великой будет социалистическая роль великорусского пролетариата, как главного двигателя коммунистической революции, порождаемой капитализмом. А для революции пролетариата необходимо длительное воспитание рабочих в духе полнейшего национального равенства и братства. Следовательно, с точки зрения интересов именно великорусского пролетариата, необходимо длительное воспитание масс в смысле самого решительного, последовательного, смелого, революционного отстаивания полного равноправия и права самоопределения всех угнетенных великороссами наций. Интерес (не по-холопски понятой) национальной гордости великороссов совпадает с социалистическим интересом великорусских (и всех иных) пролетариев. Нашим образцом останется Маркс, который, прожив десятилетия в Англии, стал наполовину англичанином и требовал свободы и национальной независимости Ирландии в интересах социалистического движения английских рабочих.

Наши же доморощенные социалистические шовинисты, Плеханов и проч. и проч., в том последнем и предположительном случае, который мы рассматривали, окажутся изменниками не только своей родине, свободной и демократической Великороссии, но и изменниками пролетарскому братству всех народов России, т. е. делу социализма.

55.614325 37.473508

Как много говорят, толкуют, кричат теперь о национальности, об отечестве! Либеральные и радикальные министры Англии, бездна “передовых” публицистов Франции (оказавшихся вполне согласными с публицистами реакции), тьма казенных, кадетских и прогрессивных (вплоть до некоторых народнических и “марксистских”) писак России - все на тысячи ладов воспевают свободу и независимость “родины”, величие принципа национальной самостоятельности. Нельзя разобрать, где здесь кончается продажный хвалитель палача Николая Романова или истязателей негров и обитателей Индии, где начинается дюжинный мещанин, по тупоумию или по бесхарактерности плывущий “по течению”. Да и неважно разбирать это. Перед нами очень широкое и очень глубокое идейное течение, корни которого весьма прочно связаны с интересами господ помещиков и капиталистов великодержавных наций. На пропаганду выгодных этим классам идей затрачиваются десятки и сотни миллионов в год: мельница немалая, берущая воду отовсюду, начиная от убежденного шовиниста Меньшикова и кончая шовинистами по оппортунизму или по бесхарактерности, Плехановым и Масловым, Рубановичем и Смирновым, Кропоткиным и Бурцевым.

Попробуем и мы, великорусские социал-демократы, определить свое отношение к этому идейному течению. Нам, представителям великодержавной нации крайнего востока Европы и доброй доли Азии, неприлично было бы забывать о громадном значении национального вопроса; - особенно в такой стране, которую справедливо называют “тюрьмой народов”; - в такое время, когда именно на дальнем востоке Европы и в Азии капитализм будит к жизни и к сознанию целый ряд “новых”, больших и малых наций; - в такой момент, когда царская монархия поставила под ружье миллионы великороссов и “инородцев”, чтобы “решить” целый ряд национальных вопросов сообразно интересам совета объединенного дворянства 1 и Гучковых с Крестовниковыми, Долгоруковыми, Кутлерами, Родичевыми.

Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9 / 10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика.

Мы помним, как полвека тому назад великорусский демократ Чернышевский, отдавая свою жизнь делу революции, сказал: “жалкая нация, нация рабов, сверху донизу - все рабы” 2 . Откровенные и прикровенные рабы-великороссы (рабы по отношению к царской монархии) не любят вспоминать об этих словах. А, по-нашему, это были слова настоящей любви к родине, любви, тоскующей вследствие отсутствия революционности в массах великорусского населения. Тогда ее не было. Теперь ее мало, но она уже есть. Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и за социализм, а не только великие погромы, ряды виселиц, застенки, великие голодовки и великое раболепство перед попами, царями, помещиками и капиталистами.

Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое (когда помещики дворяне вели на войну мужиков, чтобы душить свободу Венгрии, Польши, Персии, Китая) и свое рабское настоящее, когда те же помещики, споспешествуемые капиталистами, ведут нас на войну” чтобы душить Польшу и Украину, чтобы давить демократическое движение в Персии и в Китае, чтобы усилить позорящую наше великорусское национальное достоинство шайку Романовых, Бобринских, Пуришкевичей. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т. д. “защитой отечества” великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.

“Не может быть свободен народ, который угнетает чужие народы” 3 , так говорили величайшие представители последовательной демократии XIX века, Маркс и Энгельс, ставшие учителями революционного пролетариата. И мы, великорусские рабочие, полные чувства национальной гордости, хотим во что бы то ни стало свободной и независимой, самостоятельной, демократической, республиканской, гордой Великороссии, строящей свои отношения к соседям на человеческом принципе равенства, а не на унижающем великую нацию крепостническом принципе привилегий. Именно потому, что мы хотим ее, мы говорим: нельзя в XX веке, в Европе (хотя бы и дальневосточной Европе), “защищать отечество” иначе, как борясь всеми революционными средствами против монархии, помещиков и капиталистов своего отечества, т. е. худших врагов нашей родины; - нельзя великороссам “защищать отечество” иначе, как желая поражения во всякой войне царизму, как наименьшего зла для 9 / 10 населения Великороссии, ибо царизм не только угнетает эти 9 / 10 населения экономически и политически, но и деморализирует, унижает, обесчещивает, проституирует его, приучая к угнетению чужих народов, приучая прикрывать свой позор лицемерными, якобы патриотическими фразами.

Нам возразят, может быть, что кроме царизма и под его крылышком возникла и окрепла уже другая историческая сила, великорусский капитализм, который делает прогрессивную работу, централизуя экономически и сплачивая громадные области. Но такое возражение не оправдывает, а еще сильнее обвиняет наших социалистов-шовинистов, которых надо бы назвать царско-пуришкевичевскими социалистами (как Маркс назвал лассальянцев королевско-прусскими социалистами) 4 . Допустим даже, что история решит вопрос в пользу великорусского великодержавного капитализма против ста и одной маленькой нации. Это не невозможно, ибо вся история капитала есть история насилий и грабежа, крови и грязи. И мы вовсе не сторонники непременно маленьких наций; мы безусловно, при прочих равных условиях, за централизацию и против мещанского идеала федеративных отношений. Однако даже в таком случае, во-первых, не наше дело, не дело демократов (не говоря уже о социалистах) помогать Романову-Бобринскому-Пуришкевичу душить Украину и т. д. Бисмарк сделал по-своему, по-юнкерски, прогрессивное историческое дело, но хорош был бы тот “марксист”, который на этом основании вздумал бы оправдывать социалистическую помощь Бисмарку! И притом Бисмарк помогал экономическому развитию, объединяя раздробленных немцев, которых угнетали другие народы. А экономическое процветание и быстрое развитие Великороссии требует освобождения страны от насилия великороссов над другими народами - эту разницу забывают наши поклонники истинно русских почти-Бисмарков.

Во-вторых, если история решит вопрос в пользу великорусского великодержавного капитализма, то отсюда следует, что тем более великой будет социалистическая роль великорусского пролетариата, как главного двигателя коммунистической революции, порождаемой капитализмом. А для революции пролетариата необходимо длительное воспитание рабочих в духе полнейшего национального равенства и братства. Следовательно, с точки зрения интересов именно. великорусского пролетариата, необходимо длительное воспитание масс в смысле самого решительного, последовательного, смелого, революционного отстаивания полного равноправия и права самоопределения всех угнетенных великороссами наций. Интерес (не по-холопски понятой) национальной гордости великороссов совпадает с социалистическим интересом великорусских (и всех иных) пролетариев. Нашим образцом останется Маркс, который, прожив десятилетия в Англии, стал наполовину англичанином и требовал свободы и национальной независимости Ирландии в интересах социалистического движения английских рабочих.

Наши же доморощенные социалистические шовинисты, Плеханов и проч. и проч., в том последнем и предположительном случае, который мы рассматривали, окажутся изменниками не только своей родине, свободной и демократической Великороссии, но и изменниками пролетарскому братству всех народов России, т. е. делу социализма.

“Социал-Демократ” № 35,

Печатается по тексту

газеты “Социал-Демократ”

_________________________

1 Совет объединенного дворянства - контрреволюционная организация крепостников-помещиков, оформившаяся в мае 1906 года на первом съезде уполномоченных губернских дворянских обществ и существовавшая до октября 1917 года. Основной целью организации была защита самодержавного строя, крупного помещичьего землевладения и дворянских привилегий. Во главе Совета объединенного дворянства стояли граф А. А. Бобринский, князь Н. Ф. Касаткин-Ростовский, граф Д. А. Олсуфьев, В. М. Пуришкевич и др. Ленин называл Совет объединенного дворянства “советом объединенных крепостников”. Совет объединенного дворянства фактически превратился в полуправительственный орган, диктовавший правительству законодательные мероприятия, направленные к защите интересов крепостников. Значительное число членов Совета объединенного дворянства входило в Государственный совет и руководящие центры черносотенных организаций.

2 В. И. Ленин приводит цитату из романа Н. Г. Чернышевского “Пролог” (см. Н. Г. Чернышевский . Полное собрание сочинений, том XIII, 1949, стр. 197).

3 Ф. Энгельс. “Эмигрантская литература” (см. К. Маркс и Ф. Энгельс . Сочинения, т. XV, 1935, стр. 223).

4 См. К. Маркс и Ф. Энгельс . Избранные письма, 1953, стр. 166.

Охотно продолжу список нашего «быдлячества»:))

И это лишь малая часть:

1. П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин - первая в мире электрическая лампочка
2. А.С. Попов - радио
3. В.К. Зворыкин - первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание
4. А.Ф. Можайский - изобретатель первого в мире самолета
5. И.И. Сикорский - великий авиаконструктор, создал первый в мире вертолет, первый в мире бомбардировщик
6. А.М. Понятов - первый в мире видеомагнитофон
7. С.П. Королев - первая в мире баллистическая ракета, космический корабль, первый спутник Земли
8. А.М. Прохоров и Н.Г. Басов - первый в мире квантовый генератор - мазер
9. С.В. Ковалевская (первая в мире женщина - профессор)
10. С.М. Прокудин-Горский - первая в мире цветная фотография
11. А.А. Алексеев - создатель игольчатого экрана
12. Ф.А. Пироцкий - первый в мире электрический трамвай
13. Ф.А. Блинов - первый в мире гусеничный трактор
14. В.А. Старевич - объемно-мультипликационное кино
15. Е.М. Артамонов - изобрёл первый в мире велосипед с педалями, рулем, поворачивающимся колесом
16. О.В. Лосев - первый в мире усилительный и генерирующий полупроводниковый прибор
17. В.П. Мутилин - первый в мире навесной строительный комбайн
18. А.Р. Власенко - первая в мире зерноуборочная машина
19. В.П. Демихов - первым в мире осуществил пересадку легких и первым создал модель искусственного сердца
20. А.П. Виноградов - создал новое направление в науке - геохимию изотопов
21. И.И. Ползунов - первый в мире тепловой двигатель
22. Г.Е. Котельников - первый ранцевый спасательный парашют
23. И.В. Курчатов - первая в мире АЭС (Обнинская), также под его руководством была разработана первая в мире водородная бомба мощностью 400 кт, подорванная 12 августа 1953 года. Именно Курчатовский коллектив разработал термоядерную бомбу РДС-202 (Царь-бомба) рекордной мощности 52 000 кт.
24. М.О. Доливо-Добровольский - изобрёл систему трехфазного тока, построил трехфазный трансформатор, чем поставил точку в споре сторонников постоянного (Эдисон) и переменного тока
25. В.П. Вологдин - первый в мире высоковольтный ртутный выпрямитель с жидким катодом, разработал индукционные печи для использования токов высокой частоты в промышленности
26. С.О. Костович - создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель
27. В.П. Глушко - первый в мире эл/термический ракетный двигатель
28. В.В. Петров - открыл явление дугового разряда
29. Н.Г. Славянов - дуговая электросварка
30. И.Ф. Александровский - изобрёл стереофотоаппарат
31. Д.П. Григорович - создатель гидросамолета
32. В.Г. Федоров - первый в мире автомат
33. А.К. Нартов - построил первый в мире токарный станок с подвижным суппортом
34. М.В. Ломоносов - впервые в науке сформулировал принцип сохранения материи и движения, впервые в мире начал читать курс физической химии, впервые обнаружил на Венере существование атмосферы
35. И.П. Кулибин - механик, разработал проект первого в мире деревянного арочного однопролетного моста, изобретатель прожектора
36. В.В. Петров - физик, разработал самую большую в мире гальваническую батарею; открыл электрическую дугу
37. П.И. Прокопович - впервые в мире изобрёл рамочный улей, в котором применил магазин с рамками
38. Н.И. Лобачевский - Математик, создатель «неевклидовой геометрии»
39. Д.А. Загряжский - изобрёл гусеничный ход
40. Б.О. Якоби - изобрёл гальванопластику и первый в мире электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала
41. П.П. Аносов - металлург, раскрыл тайну изготовления древних булатов
42. Д.И. Журавский - впервые разработал теорию расчетов мостовых ферм, применяемую в настоящее время во всем мире
43. Н.И. Пирогов - впервые в мире составил атлас «Топографическая анатомия”, не имеющий аналогов, изобрел наркоз, гипс и многое другое
44. И.Р. Германн - впервые в мире составил сводку урановых минералов
45. А.М. Бутлеров - впервые сформулировал основные положения теории строения органических соединений
46. И.М. Сеченов - создатель эволюционной и других школ физиологии, опубликовал свой основной труд «Рефлексы головного мозга”
47. Д.И. Менделеев - открыл периодический закон химических элементов, создатель одноименной таблицы
48. М.А. Новинский - ветеринарный врач, заложил основы экспериментальной онкологии
49. Г.Г. Игнатьев - впервые в мире разработал систему одновременного телефонирования и телеграфирования по одному кабелю
50. К.С. Джевецкий - построил первую в мире подводную лодку с электродвигателем
51. Н.И. Кибальчич - впервые в мире разработал схему ракетного летательного аппарата
52. Н.Н. Бенардос - изобрёл электросварку
53. В.В. Докучаев - заложил основы генетического почвоведения
54. В.И. Срезневский - Инженер, изобрёл первый в мире аэрофотоаппарат
55. А.Г. Столетов - физик, впервые в мире создал фотоэлемент, основанный на внешнем фотоэффекте
56. П.Д. Кузьминский - построил первую в мире газовую турбину радиального действия
57. И.В. Болдырев - первая гибкая светочувствительная негорючая пленка, легла в основу создания кинематографа
58. И.А. Тимченко - разработал первый в мире киноаппарат
59. С.М. Апостолов-Бердичевский и М.Ф. Фрейденберг - создали первую в мире автоматическую телефонную станцию
60. Н.Д. Пильчиков - физик, впервые в мире создал и успешно демонстрировал систему беспроводного управления
61. В.А. Гассиев - инженер, построил первую в мире фотонаборную машину
62. К.Э. Циолковский - основоположник космонавтики
63. П.Н. Лебедев - физик, впервые в науке экспериментально доказал существование давления света на твердые тела
64. И.П. Павлов - создатель науки о высшей нервной деятельности
65. В.И. Вернадский - естествоиспытатель, создатель многих научных школ
66. А.Н. Скрябин - композитор, впервые в мире использовал световые эффекты в симфонической поэме «Прометей”
67. Н.Е. Жуковский - создатель аэродинамики
68. С.В. Лебедев - впервые получил искусственный каучук
69. Г.А. Тихов - астроном, впервые в мире установил, что Земля при наблюдении ее из космоса должна иметь голубой цвет. В дальнейшем, как известно, это подтвердилось при съемках нашей планеты из космоса
70. Н.Д. Зелинский - разработал первый в мире угольный высокоэффективный противогаз
71. Н.П. Дубинин - генетик, открыл делимость гена
72. М.А. Капелюшников - изобрел турбобур в 1922 году
73. Е.К. Завойский - открыл электрический парамагнитный резонанс
74. Н.И. Лунин - доказал, что в организме живых существ есть витамины
75. Н.П. Вагнер - открыл педогенез насекомых
76. Святослав Федоров - первый в мире провёл операцию по лечению глаукомы
77. С.С. Юдин - впервые применил в клинике переливание крови внезапно умерших людей
78. А.В. Шубников - предсказал существование и впервые создал пьезоэлектрические текстуры
79. Л.В. Шубников - эффект Шубникова-де Хааза (магнитные свойства сверхпроводников)
80. Н.А. Изгарышев - открыл явление пассивности металлов в неводных электролитах
81. П.П. Лазарев - создатель ионной теории возбуждения
82. П.А. Молчанов - метеоролог, создал первый в мире радиозонд
83. Н.А. Умов - физик, уравнение движения энергии, понятие потока энергии; кстати, первым объяснил практически и без эфира заблуждения теории относительности
84. Е.С. Федоров - основоположник кристаллографии
85. Г.С. Петров - химик, первое в мире синтетическое моющее средство
86. В.Ф. Петрушевский - ученый и генерал, изобрел дальномер для артиллеристов
87. И.И. Орлов - изобрел способ изготовления тканых кредитных билетов и способ однопрогонной многократной печати (орловская печать)
88. Михаил Остроградский - математик, формула О. (кратный интеграл)
89. П.Л. Чебышев - математик, многочлены Ч. (ортогональная система функций), параллелограмм
90. П.А. Черенков - физик, излучение Ч. (новый оптический эффект), счетчик Ч. (детектор ядерных излучений в ядерной физике)
91. Д.К. Чернов - точки Ч. (критические точки фазовых превращений стали)
92. В.И. Калашников - это не тот Калашников, а другой, который первым в мире оснастил речные суда паровой машиной с многократным расширением пара
93. А.В. Кирсанов - химик-органик, реакция К. (фосфозореакция)
94. А.М. Ляпунов - математик, создал теорию устойчивости, равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров, а также теорему Л. (одна из предельных теорем теории вероятности)
95. Дмитрий Коновалов - химик, законы Коновалова (упругости парарастворов)
96. С.Н. Реформатский - химик-органик, реакция Реформатского
97. В.А. Семенников - металлург, первым в мире осуществил бессемерование медного штейна и получил черновую медь
98. И.Р. Пригожин - физик, теорема П. (термодинамика неравновесных процессов)
99. М.М. Протодьяконов - ученый, разработал общепринятую в мире шкалу крепости горных пород
100. М.Ф. Шостаковский - химик-органик, бальзам Ш. (винилин)
101. М.С. Цвет - метод Цвета (хромотография пигментов растений)
102. А.Н. Туполев - сконструировал первый в мире реактивный пассажирский самолет и первый сверхзвуковой пассажирский самолет
103. А.С. Фаминцын - физиолог растений, первым разработал метод осуществления фотосинтетических процессов при искусственном освещении
104. Б.С. Стечкин - создал две великих теории - теплового расчета авиационных двигателей и воздушно-реактивных двигателей
105. А.И. Лейпунский - физик, открыл явление передачи энергии возбужденными атомами и
молекулами свободным электронам при столкновениях
106. Д.Д. Максутов - оптик, телескоп М. (менисковая система оптических приборов)
107. Н.А. Меншуткин - химик, открыл влияние растворителя на скорость химической реакции
108. И.И. Мечников - основоположников эволюционной эмбриологии
109. С.Н. Виноградский - открыл хемосинтез
110. В.С. Пятов - металлург, изобрел способ производства броневых плит прокатным методом
111. А.И. Бахмутский - изобрел первый в мире угольный комбайн (для добычи угля)
112. А.Н. Белозерский - открыл ДНК в высших растениях
113. С.С. Брюхоненко - физиолог, создал первый аппарат искусственного кровообращения в мире (автожектор)
114. Г.П. Георгиев - биохимик, открыл РНК в ядрах клеток животных
115. E.А. Мурзин - изобрел первый в мире оптико-электронный синтезатор «АНС»
116. П.М. Голубицкий - русский изобретатель в области телефонии
117. В.Ф. Миткевич - впервые в мире предложил применять трехфазную дугу для сварки металлов
118. Л.Н. Гобято - полковник, первый в мире миномет был изобретен в России в 1904 году
119. В.Г. Шухов - изобретатель, первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки
120. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский - совершили первое русское кругосветное путешествие, изучили острова Тихого океана, описали жизнь Камчатки и о. Сахалин
121. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев - открыли Антарктиду
122. Первый в мире ледокол современного типа - пароход русского флота «Пайлот” (1864), первый арктический ледокол - «Ермак”, построен в 1899 под руководством С.О. Макарова.
123. В.Н. Щёлкачев - основоположник биогеоценологии, один из основоположников учения о фитоценозе, его структуре, классификации, динамике, взаимосвязях со средой и его животным населением
124. Александр Hесмеянов, Александр Арбузов, Григорий Разуваев - создание химии элементоорганических соединений.
125. В.И. Левков - под его руководством впервые в мире были созданы аппараты на воздушной подушке
126. Г.Н. Бабакин - русский конструктор, создатель советских луноходов
127. П.Н. Нестеров - первым в мире выполнил на самолете замкнутую кривую в вертикальной плоскости, «мертвую петлю», названную впоследствии «петлей Нестерова»
128. Б.Б. Голицын - стал основателем новой науки сейсмологии

И все это, лишь незначительная часть вклада русских в мировую науку и культуру.

При этом здесь я не касаюсь вклада в искусство, в большую часть общественных наук,

а это вклад далеко не маленький. И кроме всего прочего, существует вклад в виде

явлений и предметов, который я не учитываю в этом исследовании. Таких, как

«Автомат Калашникова», «Первый Космонавт», «Первый Экраноплан» и многие другие.

Конечно же, перечислить всего невозможно. Но даже столь беглый взгляд,

позволяет сделать нужные выводы…

Нравится 0

Разоблачаем очередную ложь о Владимире Ильиче Ленине. Националисты-антисоветчики силятся доказать при помощи картинок, что Ленин ненавидел русских.

Обман строится на подмене: фразы искажают, приписывая Ленину то, что он не говорил. Чтобы разоблачить ложь, достаточно найти в оригинале работу, из которой позаимствована фраза. Заходим в Полное собрание сочинений, том 45 . Находим на странице 210 статью "К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОСТЯХ ИЛИ ОБ «АВТОНОМИЗАЦИИ»" и читаем то, что там написано.

Вот о чем на самом деле говорил Ленин:

"Я успел только побеседовать с тов. Дзержинским, который приехал с Кавказа и рассказал мне о том, как стоит этот вопрос в Грузии. Я успел также обменяться парой слов с тов. Зиновьевым и выразить ему свои опасения по поводу этого вопроса. Из того, что сообщил тов. Дзержинский, стоявший во главе комиссии, посланной Центральным Комитетом для «расследования» грузинского инцидента, я мог вынести только самые большие опасения. Если дело дошло до того, что Орджоникидзе мог зарваться до применения физического насилия, о чем мне сообщил тов. Дзержинский, то можно себе представить, в какое болото мы слетели. Видимо, вся эта затея «автономизации» в корне была неверна и несвоевременна.

Говорят, что требовалось единство аппарата. Но откуда исходили эти уверения? Не от того ли самого российского аппарата , который , как я указал уже в одном из предыдущих номеров своего дневника, заимствован нами от царизма и только чуть-чуть подмазан советским миром.

Несомненно, что следовало бы подождать с этой мерой до тех пор, пока мы могли бы сказать, что ручаемся за свой аппарат, как за свой. А сейчас мы должны по совести сказать обратное, что мы называем своим аппарат , который на самом деле насквозь еще чужд нам и представляет из себя буржуазную и царскую мешанину , переделать которую в пять лет при отсутствии помощи от других стран и при преобладании «занятий» военных и борьбы с голодом не было никакой возможности.

При таких условиях очень естественно, что «свобода выхода из союза», которой мы оправдываем себя, окажется пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ . Нет сомнения, что ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в этом море шовинистической великорусской швали, как муха в молоке".

Итак, великороссом-шовинистом, подлецом и насильником оказался не русский человек, а царский чиновник. Ай-ай-ай, господа антисоветчики. В лучших традициях Геббельса.

Теперь давайте посмотрим, как Ленин развивает мысль об отношении титульной нации (русских) с маленькими нациями (инородцы).

"Я уже писал в своих произведениях по национальному вопросу, что никуда не годится абстрактная постановка вопроса о национализме вообще. Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетенной, национализм большой нации и национализм нации маленькой .

По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того — незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений, — стоит только припомнить мои волжские воспоминания о том, как у нас третируют инородцев, как поляка не называют иначе, как «полячишкой», как татарина не высмеивают иначе, как «князь», украинца иначе, как «хохол», грузина и других кавказских инородцев, — как «капказский человек».

Поэтому интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически . Кто не понял этого, тот не понял действительно пролетарского отношения к национальному вопросу, тот остался, в сущности, на точке зрения мелкобуржуазной и поэтому не может не скатываться ежеминутно к буржуазной точке зрения.

Что важно для пролетария? Для пролетария не только важно, но и существенно необходимо обеспечить его максимумом доверия в пролетарской классовой борьбе со стороны инородцев. Что нужно для этого? Для этого нужно не только формальное равенство. Для этого нужно возместить так или иначе своим обращением или своими уступками по отношению к инородцу то недоверие, ту подозрительность, те обиды, которые в историческом прошлом нанесены ему правительством «великодержавной» нации".


Не то важно, что Ленин еще раз уколол "держиморду", а то, что он рассказывает о принципе, по которому стоятся империи. С одной стороны формальное равенство, равенство всех перед советским законом (при этом Ленин подчеркивает, что формальное равенство на деле вовсе не означает равенства фактического). С другой стороны, титульная нация компенсирует маленьким нациям фактическое неравенство, а также их исторические обиды. Это не исключает варианта, когда в сложной ситуации титульная нация прибегнет к аргументу силы, но в повседневной жизни обострять отношения с окраинами никто не будет. Потому что создавать проблемы своей стране, рискуя, что она начнет разваливаться на части, могут только идиоты и засланные казачки.

В империи всегда есть компромисс центра и окраин. Были такие компромиссы и в царской России, и в советской России, и в современной России. Альтернатив этому, в общем-то нет. Кто-то хочет строить в России национальное государство для русских? Кончится это лишь развалом страны и отделением окраин. И кем мы будем в этом национальном государстве, даже если Запад не захочет, воспользовавшись ситуацией, добить нас окончательно ? А он воспользуется - как и в случае крушения СССР постарается настроить все бывшие окраины против России.

И что мы сможем противопоставить власти Соединенных Штатов (которые, без всякого сомнения империя)? Или Китая (который тоже империя)?

Подводя итог: Ленин не говорит здесь ни о чем, что выходит за рамки здравого смысла.

P.S. Ну и еще, напоследок. Раз уж мы говорим о цитатах Ленина, то приведу еще одну, несомненно, правдивую цитату: