Болезни Военный билет Призыв

Легко ли быть начальником. Как понять, почему вас невзлюбил новый начальник Отличительные особенности руководителя-женщины

Продолжение. Начало в предыдущем номере.

Об особенностях поведения мужчин-руководителей мы рассказали .

Сегодня клинический психолог Елена Олеговна Харитонцева (г. Москва) рассказывает о том, как вести себя подчинённым, если ими руководит женщина.

Как правило, в женщине-руководителе сочетаются женственность и деловитость - эти качества необходимы ей для того, чтобы обезопасить себя и доказать, что она может занимать руководящую должность.

Отличительные особенности руководителя-женщины

1. Эмоциональность

В отношениях с подчинёнными женщины-руководители ведут себя более эмоционально, чем мужчины, но при этом женщины более осторожны: они склонны принимать только взвешенные решения и не готовы рисковать. Для подчинённых эмоциональность руководителя может иметь как положительную, так и отрицательную сторону. В случае позитивной оценки работы сотрудника женщина-руководитель выразит яркое одобрение, но в случае недовольства подчинённым у женщины возможны эмоциональные вспышки вплоть до гнева. Потом, успокоившись, женщина-руководитель поймёт, что она отреагировала на ситуацию чересчур эмоционально, но для провинившегося сотрудника такая реакция может быть обидной и несправедливой. Такие случаи особенно хорошо заметны в небольших коллективах (до 25 человек) - аптеках, частных клиниках.

2. Речевая коммуникация

У женщин лучше развит центр речи, поэтому они более разговорчивы, лучше воспринимают информацию на слух, легко переключаются с одной задачи на другую и могут работать одновременно с большим объёмом информации. Женщины более успешны в повседневных задачах, когда нужно что-то выполнять тщательно и планомерно.

3. Интуиция

У женщин отлично развитая интуиция. Благодаря этому они лучше считывают и анализируют чувственную информацию: интонации и мимику собеседника, эмоциональный фон общения, психологический климат в коллективе. Это может происходить осознанно или неосознанно, но всегда влияет на отношения руководитель - подчинённый. Как правило, для женщин характерен более дипломатичный стиль руководства и общения с сотрудниками, более гибкий подход к подчинённым. Для женщины-руководителя очень важно создание в коллективе благоприятного психологического климата.

4. Мотивация сотрудников

Женщина-руководитель более нацелена на повышение мотивации и самооценки сотрудников. Зачастую она использует для этого не только поощрения, но и личные беседы - в этом случае возможны «перегибы» в сторону наставлений и поучений, которые могут вызвать негативную реакцию со стороны подчинённых. Но важно понимать, что главной целью женщины-руководителя всегда бывает совместная работа и сотрудничество всех членов трудового коллектива. При этом в сложных или кризисных ситуациях женщина, как правило, старается высоко мотивировать своих подчинённых и тем самым обеспечить выход из создавшегося положения. Женщины реже используют для поощрения сотрудников крупные разовые бонусы - они предпочитают поощрять понемногу, но регулярно или по достижении определённого результата.

5. Постоянный контроль

Для женщин-руководителей характерен достаточно строгий контроль при выполнении определённых задач. Женщины более осторожны, они склонны подстраховываться, поэтому стараются контролировать деятельность подчинённых на каждом этапе, не дожидаясь конечного результата. Если необходимо наказать сотрудника, женщина-руководитель проявляет больше гибкости, чем мужчина. Изначально это может быть просто личная беседа: она может выслушать подчинённого, войти в положение и дать ему шанс исправить ситуацию, а не увольнять его сразу.

6. Осторожность

Женщины-руководители более осторожны в принятии решений, и в ситуации острого стресса они действуют пошагово, не хотят рисковать и тщательно обдумывают все возможные последствия своих действий. Женщина хорошо считывает реакцию сотрудников, поэтому в стрессовой ситуации коллектив, которым руководит женщина, психологически легче переживает возникающие проблемы. В условиях риска женщина тоже ведёт себя очень осторожно, поэтому никогда не проводит резких изменений. Это положительно отражается на жизни коллектива в период реорганизации или в условиях неопределённости, потому что сотрудники чувствуют безопасность и уверенность в завтрашнем дне.

7. Творческий подход

В процессе работы женщина проявляет творческий подход: она стремится по-разному использовать те или иные качества сотрудников и за счёт этого достигает отличных результатов в решении поставленных задач. Сила женщины - в общении, поэтому в профессиях, связанных с общением с людьми (например, в медицине), женщины-руководители бывают особенно успешными.

8. Управление конфликтами

Если в коллективе, которым руководит женщина, возникает затяжной конфликт между сотрудниками, негативно влияющий на рабочий процесс, женщина-руководитель никогда не оставляет это без внимания. Она обязательно выслушает все конфликтующие стороны, выяснит причину конфликта и тщательно проанализирует сложившуюся ситуацию. С одной стороны, такой подход может дать конфликтующим сторонам посыл к примирению и тем самым поможет разрешить конфликтную ситуацию. Но, с другой стороны, если конфликт требует от руководителя чётких и резких шагов, которые заблокируют конфликтную ситуацию и не позволят ей разгораться дальше, женщина далеко не всегда бывает готова принять такое чёткое решение. При этом в отличие от мужчины женщина для разрешения конфликтной ситуации может спокойно воспользоваться помощью сторонних специалистов.

9. Способность решать одно-временно несколько задач

Женщина более динамична, она может решать одновременно несколько задач и легко переключается с одной социальной роли на другую: утром она - жена и мать, днём - директор, вечером - снова домашняя хозяйка. Но у такой особенности есть и минусы: если у женщины-руководителя не всё благополучно в личной жизни, это может негативно влиять на её отношения с подчинёнными, потому что в отличие от мужчины женщина не сможет отвлечься на работе от своих личных проблем и будет постоянно находиться в нервном возбуждении.

1. Для женщины-руководителя очень важен внешний вид сотрудников, и это всегда влияет на её отношение с подчинёнными. Не следует одеваться слишком ярко или нарядно, но нужно выглядеть опрятно и по-деловому: чистая, аккуратная обувь, свежая рубашка и т.п.

2. С женщиной-руководителем следует чаще советоваться - это позволяет ей быть в курсе происходящего. Даже если она полностью доверяет сотруднику, такой способ взаимодействия будет ей близок и понятен. По этой причине многие женщины-руководители любят сами вызывать подчинённых и поэтапно выяснять, что уже сделано.

3. Общение с женщиной-руководителем должно проходить без иронии или снисхождения. Это особенно важно, если подчинённые - мужчины. Нельзя забывать: если женщина занимает руководящую должность, это означает, что она обладает определённым объёмом компетенций и профессионального опыта, благодаря которым именно её назначили на руководящую должность. Ирония со стороны подчинённых может привести к большим неприятностям, особенно если женщина доминантная по характеру.

Ломаете голову над тем, почему новый босс взъелся на вас? Эксперты помогают выяснить причины нелюбви руководителя.

«К нам в отдел пришла новая руководительница, - рассказывает Наталья К. - Я обрадовалась: сотрудница чуть старше меня, молодая и продвинутая. Сначала все шло хорошо, но уже со второй недели начальница стала изводить меня мелкими придирками. То я сделала опечатку в отчете, то слишком громко говорю по телефону. И почему она ко мне пристала?»

На «злого» начальника жалуется каждый второй. Однако перед тем, как обличать руководство перед коллегами в курилке или изводить родных подробностями офисных интриг, постарайтесь разобраться в ситуации. Почему босс разозлился на вас? Ниже мы расскажем о том, что может стать причиной вражды.

Ваши привычки могут вывести босса из себя

Не забывайте, что новый босс в коллективе - это другие правила. Возможно, прежний начальник смог смириться с тем, что вы можете опоздать на полчаса или любите слушать музыку в наушниках на полную громкость. От старых привычек придется отказаться.

Может быть, вы считаете себя творческой личностью, и «легкий» беспорядок на рабочем месте помогает полету вашей мысли? Если новый руководитель - поборник строгой дисциплины и порядка, такие «мелочи» могут послужить не просто раздражающим фактором, но и поводом к увольнению.

Вы любите поспорить

Понаблюдайте за реакцией шефа на ваши замечания. Если вы любите подискутировать с начальством, забывая о субординации, рано или поздно босс поставит вас на место. Переубедить начальника можно, но делать это нужно чрезвычайно аккуратно и вежливо.

Эксперты советуют критиковать с глазу на глаз. И если уж решились на спор, аргументируйте свою позицию и предложите альтернативное решение. Ну, а выбор оставьте за шефом: «Я внес свои предложения, а принимать их ли нет, вы должны решить сами».

Вы заражаете окружающих депрессией

Какому руководителю понравится с утра видеть на работе унылые лица и слушать бесконечные жалобы? Пессимизм независимо от типа личности начальника будет воспринят негативно. Более того, сейчас невероятно трудно найти новое место работы, проявляя пессимизм и равнодушие. Сейчас эта тенденция усилилась: увлеченность, желание работать, высокая мотивация ценятся очень высоко. Натянутая улыбка не будет панацеей от депрессии, но лучше лишний раз улыбнуться, чем со скучающим видом выслушать очередное задание.

Вы знали босса в прошлом

«Мы с моим начальником Володей учились в одном институте, - рассказывает программист Алексей А. - Все мы относились к Володе с иронией: он был очень нелюдимым и стеснительным. Помню, после студвесны напоили его и закрыли в аудитории. И вот спустя десять лет приходит к нам в отдел Владимир Андреевич - мой бывший однокурсник Володя. В первый же день я не удержался и припомнил историю со спаиванием. Видимо, напрасно: Володя перестал со мной общаться, а задания стал передавать по электронке».

Не стоит напоминать начальнику о прошлом. Даже если руководитель сам начинает разговор, не нужно его в этом поддерживать и уж тем более инициировать беседу самому. Время расставит все по местам. Возможно, начальник забудет о неприязни, так как поймет, что с вашей стороны ему ничего не угрожает.

Вы можете соперничать с начальником

Рассматривает ли начальник вас как соперника? Зависть и ревность - самые сильные чувства, которые очень сложно подавить. Если шеф увидел в вас конкурента, легкой жизни ждать не приходится, особенно если босс - оголтелый карьерист или недостаточно уверен в себе.

Проблема очень серьезная. Если начальник решил, что вы претендуете на его место, он будет намеренно создавать тяжелые условия. С таким не стоит, хотя бы первое время, проявлять излишнего рвения. Советуйтесь с ним почаще и всячески подчеркивайте его авторитет и значимость. Ни в коем случае не стоит спорить с ним, особенно публично.

У вас хорошие отношения с высоким начальством

Если у вас теплые отношения с вышестоящим руководством, вполне логично, что босса-новичка будут одолевать тревожные мысли: почему мой подчиненный так мило общается с начальством, если это моя прерогатива? Не донесет ли он на меня, если я допущу оплошность? Недоброжелательность может появиться и от того, что руководство постоянно нахваливает сотрудника.

Есть во всей этой ситуации и плюс. Хорошее отношение вышестоящего руководства будет являться для вас некой страховкой. Вряд ли ваш новый босс будет вступать в конфликт с высоким начальством.

Босс испытывает к вам неприязнь по каким-то личным убеждениям

«Моя новая начальница искала зама, - рассказывает PR-специалист Мария Г. - У нее был куча условий: например, она наотрез отказывалась нанимать мужчин - по ее словам, девочками руководить проще. В результате у нас появилась дама средних лет, гораздо старше начальницы. Произошел конфликт поколений: начальница была чересчур резка, а подчиненная требовала уважения».

Шефа может раздражать все что угодно: ваши предпочтения в одежде (он ратует за офисный стиль, а вы расхаживаете в рубашке с ярким рисунком), ваша манера говорить (начальник любит выражаться правильно, а вы вставляете сленговые словечки) и т. д. Однажды перед вами встанет нелегкий выбор: подстроиться под босса или уходить. Откровенный разговор может помочь разрядить обстановку, главное - выбрать для него подходящие место и время.

Заведующая, настоятельница, уряжательница, шефша, шефиня, урядчица, председательница, патронесса, хозяйка, распорядительница, руководительница, командирша, директриса, единоначальница, атаманка, патронша. Ant. подчиненная Словарь русских… … Словарь синонимов

НАЧАЛЬНИК, а, м. Должностное лицо, руководящее, заведующее чем н. Н. управления. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Ж. жен. к сущ. начальник Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Начальница, начальницы, начальницы, начальниц, начальнице, начальницам, начальницу, начальниц, начальницей, начальницею, начальницами, начальнице, начальницах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

начальница - НАЧАЛЬНИЦ|А (2*), Ѣ (А) с. Жен. к начальникъ во 2 знач.: сию [Ольгу] бо хвалѧ(т) Рустие сн҃ве. аки началницю. ибо по см҃рти молѧше Б҃а за Русь. ЛЛ 1377, 20 об. (969); || виновница, зачинщица: и нудимы повары премудреньи браше(н). и ˫ако звѣрь… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

начальница - нач альница, ы, твор. п. ей … Русский орфографический словарь

начальница - Syn: руководительница Ant: подчиненная … Тезаурус русской деловой лексики

начальница - см. начальник; ы; ж … Словарь многих выражений

начальница - началь/ниц/а … Морфемно-орфографический словарь

Начальница Патриотическ. института в СПб., † 20 июля 1847 г. Дополнение: Вистенгаузен, Луиза Антоновна, а не Федоровна, начальница Патриотич. инстит. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • , . В эту книгу вошли работы известных психологов, руководителей практических семинаров. Их советы помогут женщинам, энергично осваивающим мужское дело руководствопредприятиями, эффективно…
  • Женщина - начальница. Книга о том, как управлять предприятием , . В эту книгу вошли работы известных психологов, руководителей практических семинаров. Их советы помогут женщинам, энергично осваивающим мужское дело - руководствопредприятиями, эффективно…

Ирина Давыдова


Время на чтение: 7 минут

А А

Те времена, когда женщины только стояли у плиты, нянчили детей и встречали добытчиков с работы, прошли. Сегодня уже никого не удивить женщиной-начальником. Тем более что эффективность деятельности начальства зависит совершенно не от пола, а от личных лидерских качеств, образования и имеющегося опыта. Но особенности в работе женщины-шефа, конечно же, имеются.

Женщина-начальник — лассификация психологических типов

Руководительница — «Мужик в юбке»

Такая начальница скупа на эмоции. Недостаток эмоциональности она с лихвой компенсирует авторитарностью в общении с подчиненными и жесткостью отношения к людям и делам. Такая бизнес-леди никогда не забудет дом свои «ежовые рукавицы», а демократией на работе и не пахнет – обмен мнениями и свободное выражение своих мыслей исключены по умолчанию. Как правило, сотрудники тонкой душевной организации из такого коллектива бегут. Поэтому царит в нем откровенный подхалимаж, склочность и подсиживание.
Что нужно помнить?

  • Научитесь молчать и держать себя в руках.
  • Не допускайте перехода разговора из диалога в иные плоскости.
  • Используйте дар убеждения.

Начальница — «Мамочка»

Начальница из этой категории – полная противоположность предыдущей. Без эмоций не обходится ни одно действие. Главное оружие – обаяние. Сотрудники – почти ее дети, а в коллективе должна царить дружба и только дружба. Подробнее . Доброта и эмоциональность не способствует порядку в коллективе – там всегда хаос по причине сверхлиберальности «мамочки».

Что нужно помнить?

  • Со своими проблемами и предложениями обращайтесь только напрямую к начальнице (не к коллегам).
  • Технические детали, при своей «презентации», опускайте – объясняйте свои идеи на уровне эмоциональной живописи. Если начальница вдохновиться вашей проникновенной речью – технические детали решатся сами собой.
  • Выговоры такой начальницы обычно представляют собой всем понятные женские обиды. И реагировать на них следует соответственно. То есть, обращаясь не к разуму, а к чувствам.

Начальница — «Энтузиаст»

Данный ситуативный тип руководительницы – это женщина-трудоголик, которая живет ради успеха и победы. Она всегда придет первой и уйдет последней. На ее столе – бумажный хаос. В ее памяти – нередко тоже. Из-за обилия информации она нередко забывает – о конкретных обязанностях подчиненных, о сроках исполнения задач и пр. По сравнению с предыдущими вариантами, этот не так уж и плох. Во всяком случае, забывчивость начальства иногда обеспечивает дополнительный выходной, а особых проблем в работе у вас не будет.


Вы, наконец, получили повышение на работе, и вас ждет кресло руководителя. Каково это – впервые стать чьим-то начальником? Несомненно, вы отличный специалист, иначе вряд ли бы вас взяли на руководящую должность. Но вместо радости от долгожданного повышения вас настигает паника: справлюсь ли я? Куда поведу команду или отдел? Станут ли к моим распоряжениям прислушиваться? Очень многое зависит от вас. Разберем типичные ошибки начинающих руководителей.

Самый младший… Частая ситуация в современных фирмах: руководитель младше своих подчиненных. Молодые люди могут прекрасно разбираться в современных технологиях производства, методах ведения бизнеса или пиаре, да и в вузах появились факультеты менеджмента, которые позволяют сразу готовить «управленцев». Но как воспримут великовозрастные подчиненные юного начальника? Это трудная ситуация. Возможно, кто-то из старших по возрасту сотрудников метил в кресло руководителя «по выслуге лет» и теперь крайне недоволен, что оно досталось не ему. Велик и риск того, что молодого руководителя будут воспринимать как «мальчика» или «девочку», решивших «поиграть в начальника».

«Я оказалась намного моложе своих подчиненных, - жалуется Ирина. - С самого начала они приняли меня в штыки, хотя, несмотря на мой молодой возраст, у меня большой опыт работы. Не было лишь опыта работы с пожилыми людьми. Я пробовала разные методы: спрашивала у них совета, просила, убеждала... Они соглашаются, кивают, но все равно делают по-своему. Обращаются они ко мне на «ты» и нередко называют «Ирочкой».

Что делать в такой, казалось бы, проигрышной ситуации? На самом деле, случай вполне типичный и не столь трудноразрешимый, как может показаться. Прежде всего, молодому руководителю нужно разобраться со своими страхами. На работе биологический возраст – понятие более чем условное. В отделе, который вас поставили возглавлять, теперь старший вы. Дело происходит не на семейном обеде и не на совете старейшин, где вы - «зеленый новичок». Вы не внучка и не дочь этим людям, ваши отношения – профессиональные, причем вы возглавляете их деятельность. Если вас назначили на эту должность, значит, вы достойны этого и обладаете необходимой квалификацией. Смените свою внутреннюю позицию – и увидите, что внешняя расстановка сил тоже начинает изменяться.

Лучше сразу корректно ставить на место людей, пытающихся назвать вас «Ирочкой» или «Светочкой»: «Простите, но я Ирина Николаевна (Светлана Геннадьевна)». Форма обращения во многом моделирует и отношение к человеку. Ирочка может быть , официанткой или любимой племянницей, но начальниц-Ирочек не бывает.

Будьте тверды, но человечны. Важно не ударяться и в другую крайность. Распространенная ошибка амбициозных, но незрелых руководителей – компенсировать отсутствие опыта и авторитета намеренно жестким, на грани с грубостью и пренебрежительностью отношением к подчиненным. С порога выставив своей команде нереалистичные требования и массу бессмысленных запретов («Курить не чаще чем раз в два часа!», «Болезнь ребенка не считается уважительным поводом для раннего ухода!»), вы добьетесь лишь того, что прослывете самодуром. Находите сильные стороны своих подчиненных и хвалите их. Важно найти верную интонацию: похвала не должна звучать так, словно вы хотите «подлизаться», и ни в коем случае не должна быть лестью, а только искренним признанием профессиональных достоинств человека.

В зрелом коллективе важно не ломать все сложившиеся традиции и технологии сразу. Люди привыкают к устоявшимся порядкам, и чрезмерное количество нововведений вызывает у них стресс. Появляется ощущение, что новый руководитель собрался «старый мир разрушить до основанья, а затем…». Важно, чтобы подчиненные поняли: вы не собираетесь ничего ломать, а реорганизация должна принести перемены к лучшему – в том числе и облегчить их труд, сделать его более эффективным.

Свой среди своих? После повышения в должности вам предстоит возглавлять тот же отдел, в котором вы работали на правах рядового сотрудника. А ваши бывшие коллеги станут вашими подчиненными. Такая смена ролей приводит в замешательство и будущего начальника, и его потенциальных подчиненных. Вроде бы отношения уже налажены, но… Они были выстроены на горизонтальном уровне, теперь же вы станете руководить действиями этих людей.

«Я работала в отделе HR на должности рядового рекрутера, - рассказывает Арина. - Руководитель высоко меня ценила и через полтора года предложила мне кресло своей заместительницы, ушедшей в декрет. Я должна была руководить работой девушек, с которыми мы еще недавно пили кофе и болтали в перерывах. Чтобы они не подумали, что я зазналась, я старалась общаться с ними по-прежнему дружелюбно, не быть слишком строгой. В результате начались опоздания, прогулы, и показатели работы отдела упали. Мне сделали выговор, а стиль общения с сотрудницами пришлось срочно менять».

Трудности почти гарантированы в том случае, если до повышения вы тесно общались с коллегами и делились подробностями своей частной жизни – от походов по барам до сложных взаимоотношений с мамой… Основное правило построения : работа и личная жизнь должны по возможности существовать отдельно. Вы наверняка замечали: чем выше должность человека, тем меньше о нем известно сотрудникам.

Нужно быть готовым к тому, что теперь дистанция с коллегами увеличится. Разумеется, не стоит сразу брать высокомерный тон и делать вид, что вашего общения «на равных» никогда не существовало – этим вы только вызовете отторжение. Однако рассказы о веселых вечеринках или неприятностях на личном фронте придется прекратить. Потакать подчиненным во всем - прикрывать опоздания, давать отгулы по первому требованию – тоже не стоит. Мягкому руководителю подчиненные просто сядут на шею, либо воспользуются его слабостью и «обойдут на повороте» - и кресло начальника вскоре займет тот, кто не боится быть строгим.

Не суетитесь! У многих из нас в голове живет образ делового человека-ракеты, который не ест, не спит и с космической скоростью носится с одних переговоров на другие, по дороге кидая подчиненным отрывистые реплики. Почему-то нам кажется, что именно так должен выглядеть настоящий : почти как супермен. Но этот образ, при всей его привлекательности, совершенно неверен. Люди, достигшие высоких должностей, обычно ведут себя довольно солидно. Не стоит раздавать бесполезные задания только для того, чтобы имитировать кипучую деятельность. Разбрасываться указаниями, совершенно не вникая в детали, потому что это работа «узких специалистов», тоже опасно. Чем чаще вы проявляете свою некомпетентность, тем скорее потеряете уважение сотрудников.

Гиперответственность – признак плохого начальника. Подчиненные существуют именно для того, чтобы делегировать им задания. Вполне вероятно, что большинство из них – компетентные люди, которые хорошо справляются со своей работой. Нет нужды контролировать все до мелочей, дотошно вникая в процесс работы каждого. Таким образом вы взвалите на себя работу всего отдела, а у подчиненных отберете инициативу. Велик и риск того, что под вашим бдительным контролем они вскоре утратят чувство ответственности за свой участок работы: зачем, если начальник все перепроверит и отчитается перед высшим руководством? Со временем вы узнаете их сильные стороны, область, в которой они, возможно, разбираются лучше вас, и слабые места – те, которые стоит проконтролировать.

Умение признавать свои ошибки и видеть чужую точку зрения тоже относится к незаменимым навыкам хорошего руководителя. Уверенность вовсе не равна непогрешимости. Все большие боссы когда-то впервые садились в свое кресло за большим столом начальника, и вряд ли при этом чувствовали себя комфортно. Но они учились на собственных ошибках и сумели развить свои лидерские качества. Получится и у вас.