Болезни Военный билет Призыв

Лабораторная работа 2 по биологии 9. Лабораторные работы.9 класс. Биология

Лабораторная работа №1

«Изучение приспособленности организмов среде обитания»

Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.

Оборудование: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображение животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.

Ход работы

    Рассмотрите различные типы конечностей насекомых (бегательная, прыгательная, плавательная, копательная). Приведите примеры насекомых, имеющих такие типы конечностей. Что общего в их строении? Что различно? Объясните причины этих отличий.

    Рассмотрите изображения предложенных вам животных. Заполните таблицу.

Вид

Ареал

Место обитания

Форма и окраска тела

Развитие когтей

Агама кавказская

Агама степная

3. Сделайте вывод о приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.

Лабораторная работа №2

«Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»

Цель работы: закрепить на практике знания учащихся о критериях вида и его структуре.

Оборудование: живые растения, чучела животных, гербарий с определительными карточками, изображения живых организмов из источников дополнительной информации.

Ход работы

    составить морфологическую, физическую и эколого-географическую характеристики для живых организмов.

    Сравнить их и сделать вывод о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходства и различия.

Критерии вида

Показатели критерия для объекта №1

Показатели критерия для объекта №2

1.Морфологический

2. Физиологический

3.Эколдого-географический

    Ответьте на вопросы:

Можно ли только на основании рассмотренных вами критериев судить о видовой принадлежности данных организмов? Почему?

Какова структура вида?

Какова роль популяций в эволюционном процессе?

Лабораторная работа №3

Тема: строение растительной, животной и бактериальной клеток под микроскопом

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование : микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

Ход работы

1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

2.Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые, в световой

микроскоп, организмы.

3.Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток?

Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений?

Лабораторная работа № 4

«ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ.

ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАЦИОННОЙ КРИВОЙ»

Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости,

методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), линейка, карандаш.

Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100 образцов).

Ход работы.

1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок.

Результат занесите в таблицу:

Номер листовой пластинки

Длина листовой пластинки

2. Постройте вариационный ряд, расположив листья в порядке возрастания длины листовой пластины.

3. Постройте вариационную кривую. Для этого необходимо посчитать число отдельных вариант в вариационном ряду. Мы увидим, что чаще всего встречаются средние члены вариационного ряда, а к обоим концам ряда частота встречаемости будет снижаться. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину листовой пластинки, а по оси ординат – значение, соответствующие частоте встречаемости данной длинны листовой пластинки.

4. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?

5. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.

Лабораторная работа №5

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Цели: 1) продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды;

2) учить составлению схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.

Ход работы:

1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения кузнечики лягушки ужи ястреб-змееяд, предлагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т (рис.1)

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40

Змееяд

Кузнечи-ки

Растения

0 1 2 3 4 5 6 7 8

Змееяд

Кузнечи-ки

Особи, млн

Рис.2. Пирамида чисел

2. постройте пирамиду чисел пищевой цепи (рис.2), зная, что биомасса одного побега травянистого растения составляет 5 г (0,005 кг), одного кузнечика – 1 г (0,01 кг), ужа – 100 г (0,1 кг), змееяда – 2 кг.

3. Рассчитанные значения впишите в таблицу.

4. Ответьте на вопросы:

    Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?

    В чем сущность правила экологической пирамиды?

    Чем определяется устойчивость биоценозов?

Лабораторная работа №6.

Изучение и описание экосистемы своей местности.

Выявление типов взаимодействия разных видов

в данной экосистеме (на примере дубравы).

Цель работы: 1) изучить структуру биоценоза дубравы, рассмотреть

показатели, характеризующие биоценоз;

2)выявить многообразие межвидовых взаимоотношений,

определить их значение в природе и жизни человека.

Оборудование: таблица «Биоценоз дубравы», гербарные растения и

коллекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки.

Ход работы.

1. 1)Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав

растений.

2)Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса.

П. 1)Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.

2)Приведите примеры влияния растений на животных

и животных на растения. Данные внесите в таблицу.

Виды взаимоотношений

Организмы, вступающие во взаимоотношения

Значение

симбиоз

микориза

хищничество

конкуренция

3)Запишите примеры пищевых цепей в ярусах.

1П. 1)Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей,

отметьте цепи питания).

1У. Объясните значение леса в природе и жизни человека.

У. Вывод. Что такое дубрава?

Практическая работа №1.

«Решение генетических задач и составление родословных»

Цель работы: на конкретных примерах рассмотреть наследование признаков, условия их проявления; продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на многогибридное и дигибридное скрещивания; записывать задачи, ее решение ответ; пользоваться генетической символикой; объяснять закономерности наследования с помощью основных понятий генетики и цитологии.

Оборудование: инструктивные карточки-задания.

Ход работы.

1. Полное доминирование.

Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными цветами и 9 с белыми. Какие можно сделать выводы относительно наследования окраски цветов у этого вида? Какая часть потомков, имеющих пурпурные цветы, должна давать «чистое» по этому признаку потомства?

2. На неполное доминирование.

У львиного зева красная окраска цветков А не полностью доминирует над белой окраской а . Взаимодействие генов А и а дает розовую окраску цветков. При скрещивании двух растений львиного зева получены гибриды, из которых ¼ имела красные цветки, ½ розовые и ¼ белые. Определите генотип и фенотип родителей.

3. Кодоминирование – наследование групп крови человека в системе АВО .

У матери третья группа крови у отца – неизвестна. Ребенок имеет первую группу. Может ли у отца быть вторая группа крови?

4. Полигибридное скрещивание.

    Какая часть потомства от самоопыления гибрида АаВвСс будет доминантна по всем генам?

    У душистого горошка высокий рост растения, зеленый цвет и гладкая форма семян – доминантные признаки. Скрещены растения: высокое с зелеными с зелеными морщинистыми семенами и карликовое с зелеными гладкими семенами. Из гибридных семян выросло ¾ растений высоких с зелеными гладкими семенами и ¼ высоких с желтыми гладкими семенами. Каковы генотипы скрещенных растений?

5. На сцепленное с полом наследование.

Отец и сын дальтоники, а мать различает цвета нормально. От кого сын унаследовал ген дальтонизма: если известно, что последний является рецессивным и локализован в Х-хромосоме?

П. Анализ родословных.

В семье родился голубоглазый темноволосый ребенок, похожий по этим признакам на отца. Мать у ребенка кареглазая темноволосая, бабушка по материнской линии – голубоглазая темноволосая, дедушка по материнской линии – кареглазый светловолосый, бабушка и дедушка по отцовской линии – кареглазые темноволосые.

Составьте схему родословных трех поколений и определите:

а) каковы генотипы всех упомянутых лиц;

б) какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребенка; какова вероятность рождения кареглазого светловолосого ребенка?

Практическая работа № 2.

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

Цели: 1) сформировать представление о взаимодействие факторов среды, умение оценивать влияние деятельности человека на виды, экосистемы и принимать решения по их охране.

2) сформировать представления о природно-ресурсных возможностях окружающей сферы, умение оценивать их состояние и принимать решения по их охране.

Оборудование: карта экологические проблемы России, учебник география России, природа 8 класс, рефераты, выполненные учащимися по данной теме, информация из периодической печати о влиянии деятельности человека на биосферу и окружающую среду.

Ход работы:

Задание 1: Влияние антропогенного фактора на окружающую среду, растительный и животный мир (самостоятельная работа в группах с текстом учебника, рисунками, таблицами, текстами печати, рефератами).

1. Определите формы влияния человека на живую природу.

2. Приведите примеры этих влияний.

3. Данные занесите в таблицу.

Влияние человека на живую природу.

Формы влияния

Примеры

Последствие влияния

Задание 2. По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.

Выписать в одну колонку положительные в другую отрицательные последствия воздействия человеческого общества на среду обитания – Сделать вывод, что отрицательных воздействий больше, что еще не все возможности использует человек для исправления вызванных нарушений.

Предложите пути решения этих проблем.

Лабораторная работа №1

«Изучение приспособленности организмов среде обитания»

Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.

Оборудование: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображение животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.

Ход работы

    Рассмотрите различные типы конечностей насекомых (бегательная, прыгательная, плавательная, копательная). Приведите примеры насекомых, имеющих такие типы конечностей. Что общего в их строении? Что различно? Объясните причины этих отличий.

    Рассмотрите изображения предложенных вам животных. Заполните таблицу.

Вид

Ареал

Место обитания

Форма и окраска тела

Развитие когтей

Агама кавказская

Агама степная

3. Сделайте вывод о приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.

Типы ног у взрослых насекомых

Конечности насекомых, представляющие систему подвижно соединённых друг с другом рычагов с большим числом степеней свободы, способны к разнообразным и совершенным движениям.

Бегательные

Такие конечности можно обнаружить у тех, кто вынужден быстро перемещаться за живой добычей. Например, у пахучего красотела– длинные тонкие ноги, которые позволяют ему проявлять большую проворность.

Копательные

Встречаются у насекомых, живущих в норах или являющихся вредителями корневой системы растений. Широко известный пример – Обыкновенная медведка , первая пара ног которой преобразована в короткие утолщенные конечности, снабженные мощными мускулами и оканчивающиеся закругленной уплощенной с зазубринами. Благодаря этому ей удается разбивать плотные комки почвы и копать в ней ходы.

Плавательные

Этот тип ног – относительная редкость, потому что подобные видоизмененные конечности в форме «весел» необходимы только тем немногочисленным насекомым, что обитают в воде. Например, если посмотреть на водяного клопа , можно увидеть, что у него они отличаются уплощенной, обтекаемой формой без зазубрин и утолщений. Это помогает гораздо быстрее двигаться в воде, но, если жук случайно попадет на сушу (что возможно, как минимум, потому, что все насекомые дышат атмосферным воздухом), такие конечности при передвижении будут даже мешать.

Прыгательные

Четырехчлениковые задние ноги большого зеленого кузнечика , и других представителей Кузнечиковых отличаются большой длиной бедер и голеней, а также их особым соединением («назад коленом»), что позволяет им перемещаться на расстояния, в десятки раз превышающие размер их тела.

Хватательные

Переднюю пару хватательных ног можно увидеть у богомола , который при их помощи «выясняет отношения» с сородичами или охотится на мелких и средних насекомых, причем не только вредителей, но и полезных, например, пчел.


Ходильные

По строению они не особенно сильно

отличаются от бегательных, но

обычно имеют меньшую длину и

меньшую разницу в размере между

Соседними члениками. Ходильные

ноги встречаются у многих жуков,

например, долгоносиков или

Собирательные

На и лапке задних ног медоносной пчелы , находится специальное приспособление – корзиночка для сбора пыльцы.


АГАМА КАВКАЗСКАЯ
(Agama caucasica)



Область распространения которой охватывает все Восточное Закавказье, горный Дагестан, южные районы Туркмении и Таджикистана, а также Северо - Восточную Турцию, Иран и Афганистан. Подобно большинству, она имеет довольно массивную угловатую голову и широкое приплюснутое туловище, покрытое сверху мелкой чешуей, среди которой вдоль спины выделяется дорожка из нескольких рядов увеличенных плоских чешуи. Общий фон ее туловища оливково-серый, грязно-бурый или пепельно-серый, что в значительной мере зависит от колорита окружающей местности. На светлых известковых скалах ящерицы белесые, почти белые, тогда как на темных базальтовых лавах они грязно-бурые или почти черные. По сторонам спины расположен обычно сетчатый узор из темных разводов и линий, а нижняя часть тела грязно-серая с мраморным узором на горле. Длина взрослых особей достигает 36 см вместе с хвостом. Кавказская агама - настоящее горное животное, избирающее для своего местообитания различного рода скалы, каменистые склоны и отдельно лежащие крупные каменные глыбы. Поселяется она также на крутых откосах и склонах вдоль горных дорог и на сложенных из крупных камней заборах и стенах строений. Убежищами ей служат всевозможные трещины и щели между камнями, от которых ящерица не отходит обычно далее чем на несколько метров. Несмотря на свою кажущуюся неуклюжесть, агамы очень подвижны; перебегая открытое пространство, они высоко задирают хвост, а взбираясь на скалы, напротив, плотно прижимают его к камню, используя в качестве опоры хвостовые шипы. Приближающуюся опасность ящерица замечает уже на расстоянии 25-30 м и настороженно обращается в сторону врага, выдавая свое волнение быстрыми наклонами головы. Подпустив врага на 2 - 3 м, она поспешно срывается с места и, подбежав ко входу в убежище, плотно прижимается к камню, скрываясь внутрь лишь в случае крайней опасности. Вытащить забившуюся в щель агаму чрезвычайно трудно, поскольку она сильно раздувает тело, цепляясь многочисленными шипами за малейшие неровности почвы. Нередко животное настолько сильно заклинивается в узкой щели, что оказывается не в состоянии самостоятельно выбраться и погибает от истощения. Пойманная ящерица очень редко пускает в ход зубы, перестает сопротивляться и впадает в полуобморочное состояние. Ее можно положить на спину, подвесить за хвост и даже поставить на голову - животное будет оставаться неподвижным и лишь какой-нибудь резкий звук, например удар в ладони, сейчас же выводит агаму из оцепенения. По утрам агамы появляются из убежищ вскоре после восхода солнца и, взобравшись на камень или выступ скалы, принимают длительные солнечные ванны, высматривая в то же время добычу, состоящую из различных насекомых, пауков, многоножек или небольших ящериц. Значительное место в их кормовом рационе составляют также цветки, листья, сочные плоды растений, отчего осенью челюсти ящериц бывают сплошь вымазаны липким синим соком. Заметив добычу, агама быстро к ней направляется и всегда безошибочно схватывает, иногда слегка подпрыгивая и отрываясь от земли передними лапами, если насекомое находится в воздухе. В конце сентября - начале октября агамы уходят на зимовку, собираясь по нескольку десятков или даже сотен в какой-либо глубокой щели или промоине в скалах. Края таких щелей бывают сглажены шероховатыми телами многих тысяч проползавших из года в год ящериц. Известны случаи массовой гибели зимующих агам в особенно суровые зимы. Однажды на берегу озера Севан в Армении было обнаружено целое кладбище из нескольких десятков замерзших и высохших агам.

ГАМА СТЕПНАЯ
(Agama sanguinolenta)

Принадлежит к числу наиболее характерных ящериц степей и пустынь Казахстана и Средней Азии. От других среднеазиатских представителей своего рода она отличается однородной, ребристой, с приостренными шипиками чешуей туловища и длинного хвоста и небольшим ушным отверстием, в глубине которого расположена барабанная перепонка. Общая длина животного не превышает 30 см, причем взрослые самцы заметно длиннее самок. Молодые агамы сверху светло-серого цвета с проходящим вдоль хребта рядом светло-серых более или менее овальных пятен, распространяющихся на основание хвоста, и двумя рядами таких же вытянутых в длину пятен по бокам туловища. С возрастом расцветка меняется, и взрослые ящерицы становятся серого или желтовато-серого цвета, причем у самцов темные пятна часто почти полностью исчезают. При повышении температуры, а также под влиянием какого-либо нервного возбуждения скромная расцветка половозрелых агам уступает место чрезвычайно яркой окраске, причем обнаруживаются существенные цветовые различия между полами. У самцов горло и вся нижняя поверхность туловища и конечностей становятся темно- или даже черно-синими, на спине появляются кобальтово-синие пятна, а хвост приобретает яркую оранжево-желтую окраску. В этих же условиях у самок основной фон туловища становится голубовато- или зеленовато-желтым, темные пятна на спине ярко-ржаво-оранжевыми, а ноги и хвост приобретают такую же, как у самцов, но менее яркую расцветку. Степная агама населяет песчаные, глинистые и каменистые пустыни и полупустыни, придерживаясь мест с кустарниковой или полудревесной растительностью. Встречается она также и в тугайных лесах по берегам рек, часто в непосредственной близости от воды. В качестве убежищ степные агамы используют норы грызунов, пространства под камнями и трещины в грунте. Реже они вырывают собственные норы, располагающиеся между корнями или у основания камней. Пищей им служат всевозможные насекомые, пауки и мокрицы, а также сочные части растений, в частности цветки. Из насекомых эти ящерицы предпочитают муравьев, которых они ловко захватывают при помощи клейкого языка. Бегают агамы очень быстро, держа тело приподнятым на вытянутых ногах и не касаясь хвостом земли. Чрезвычайно ловко взбираются они по стволам и веткам деревьев и кустарников, перепрыгивая иногда с ветки на ветку на расстояние до полуметра. В селениях их можно видеть бегающими по вертикальным поверхностям глинобитных и каменных заборов и стенам построек. Каждая взрослая ящерица обладает сравнительно небольшим по величине участком обитания, за пределы которого выходит очень редко. Распространена степная агама в пустынной и степной зонах Казахстана, Средней Азии, Афганистана и Северного Ирана до Восточного Предкавказья на западе и Северо - Западного Китая на востоке.


Предварительный просмотр:

С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин.

Биология.

Общие закономерности

9 класс

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1

Изучение результатов искусственного отбора

Цель работы: выявить черты сходства и различия сортов растений как результат реализации задач, поставленных человеком в ходе искусственного отбора.

Ход работы:

  1. Рассмотрите предложенные сорта яблок, найдите черты сходства и отличия у них с диким предком.
  1. Заполните таблицу

Сравниваемые признаки

Название сорта яблок

Антоновка

Белый

налив

Пепин шафранный

Дикая яблоня

Окраска плодов

Окраска мякоти

Вкус

Размер

Сроки созревания

  1. Объясните причины отличий, сформулируйте вывод.

Вывод:

Лабораторная работа № 2

Изучение приспособленности организмов к среде обитания

Цель работы: выявить черты приспособленности организмов к среде обитания и их относительный характер

Ход работы:

  1. Определите среду обитания каждого из образцов.
  2. Опишите черты приспособленности к условиям среды обитания.
  3. Заполните таблицу
  1. Как возникли данные приспособления и почему они носят относительный характер? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 3

Определение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции растений

Цель работы: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарные растения.
  2. Выявите ароморфозы у предложенных образцов. Заполните таблицу.

Название вида

Особенности строения

Ароморфоз

Мох -

Хвощ -

Папоротник -

  1. Выявите идиоадаптации у предложенных образцов. Заполните таблицу

Название вида

Особенности строения

Идиоадаптации

  1. Каково значение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 4

Каталитическая активность ферментов в живых клетках

Цель работы: выявить каталитическую функцию белков в живых клетках

Ход работы:

  1. В две пробирки налейте перекись водорода.
  2. В первую пробирку поместите сырой картофель.
  3. Во вторую пробирку поместите вареный картофель.
  4. Пронаблюдайте полученный результат. Заполните таблицу.
  1. Объясните свои наблюдения. Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 5

Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом

Цель работы: выявить отличительные особенности строения растительной и животной клеток

Ход работы:

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат растительной клетки.
  2. Рассмотрите готовый микропрепарат животной клетки.
  3. Найдите черты сходства и отличия в строении растительной и животной клеток. Сделайте рисунок и заполните таблицу.

4. Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 6

Митоз в клетках корешков лука

Цель работы:

Ход работы:

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат «Митоз в клетках корешков лука»
  2. Найдите клетки на разных стадиях митотического деления.
  3. Сделайте рисунок и заполните таблицу.

Название стадии

Особенности стадии

Рисунок

4. В чем заключается биологическая роль митоза? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 7

Способы бесполого размножения организмов

Цель работы: выявить отличительные особенности стадий митотического деления клеток.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарии растений и живые объекты растений.
  2. Предложите способы бесполого размножения этих растений.
  3. Заполните таблицу.

Название растения

способы бесполого размножения

Земляника

Лук репчатый

Традесканция

Фиалка

Пырей ползучий

Картофель

Георгин

4. В чем заключается биологическая роль бесполого размножения? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 8

Строение половых клеток

Цель работы: выявить отличительные особенности строения половых клеток.

Ход работы:

  1. Рассмотрите готовые микропрепараты половых клеток.
  2. Заполните сравнительную таблицу.

3. В чем заключается биологическая роль половых клеток? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 9

Решение генетических задач. Составление родословной.

Цель работы: закрепить умение решения генетических задач и получить навыки по составлению родословной.

Ход работы:

1. Решите задачу на моногибридное, дигибридное или анализирующее скрещивание.

2. Составьте свою родословную.

3. Для чего необходимо знание законов генетики? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 10

Построение вариационного ряда и вариационной кривой

Цель работы: расширить и систематизировать знания о фенотипической изменчивости.

Ход работы:

  1. Измерьте длину семян фасоли (20 – 30 штук)
  2. Постройте вариационный ряд, в котором V – длина семян, а Р – частота встречаемости.

3. Постройте вариационную кривую. Отметьте на кривой наивысшую точку.

4. Какими биологическими причинами вызвано распределение вариант в вариационном ряду? Что показывает вариационная кривая? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 11

Изучение фенотипов местных сортов растений

Цель работы: расширить знания о задачах современной селекции.

Ход работы:

1. Рассмотрите пакетики семян различных сортов томатов, изучите агротехнические аннотации и изображения плодов.

2. Опишите особенности двух сортов, заполните таблицу.

Особенности сорта

№ 1

№ 2

Фенотипические признаки

Требования к почве

Сроки созревания

Агротехника

Вкусовые качества

Урожайность

Сохранность и транспортабельность

Устойчивость к болезням

3. Соответствуют ли данные сорта требованиям нашего региона? Какими методами он были получены? Почему для каждого региона нужны свои сорта? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 12

Составление цепи питания

Цель работы: расширить знания о биотических факторах среды.

Ход работы:

1. Рассмотрите рисунок 126 и составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.

________________ →________________→_______________→_____________

2. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.

________________ →________________→_______________→_____________

________________ →________________→_______________→_____________

3. Что такое цепь питания и что лежит в её основе? Чем определяется устойчивость биоценоза? Сформулируйте вывод.

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вариант 1

Цель:

Оборудование:

Ход работы:

Рис.1 Рис.2

Семейство: Сосновые Семейство: Сосновые

Род: Сосна Род: Сосна

Вид: Сосна обыкновенная Вид: Сосна сибирская кедровая

Признаки

Сосна обыкновенная

Сосна сибирская кедровая

1. Стебель:


– жилкование (сетчатое, дуговое, параллельное).
– окраска;

Простой или сложный;

4. Цветок или соцветие

Вывод:

1.Какой

3.Скрещиваются ли они?

5.Что такое вид?


«Лабораторная работа №39 В-2»

Лабораторная работа № 3: "Изучение морфологического критерия вида"

Вариант 2

Цель: научиться выявлять морфологические признаки растения; научиться сравнивать морфологические признаки растений разных видов; закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов одного рода.

Ход работы: рассмотрите растения одного рода. Запишите их название, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, цветков, плодов).

Результаты исследований занесите в таблицу.

Рис.1 Рис.2

Семейство: Бобовые Семейство: Бобовые

Род: Клевер Род: Клевер

Вид: Клевер белый ползучий Вид: Клевер луговой

Признаки

Клевер белый ползучий

Клевер луговой

1. Стебель:

Прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий

2. Тип корневой системы: стержневая или мочковатая

Форма листовой пластинки (округлая, овальная, сердцевидная, игольчатая);

– окраска;

Простой или сложный;
– листорасположение (очерёдное, супротивное, мутовчатое)

4. Цветок или соцветие

– сочный или сухой; одно или многосемянный; способ распространения; название плода (боб, коробочка)

Вывод:

1.Какойкритерий называется морфологическим?

2.По каким морфологическим признакам предложенные растения относят к разным видам?

3.Скрещиваются ли они?

4.Как объяснить сходство между разными видами данных растений?

5.Что такое вид?

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №39 В-3»

Лабораторная работа № 3: "Изучение морфологического критерия вида"

Вариант 3

Цель: научиться выявлять морфологические признаки растения; научиться сравнивать морфологические признаки растений разных видов; закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов одного рода.

Ход работы: рассмотрите растения одного рода. Запишите их название, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, цветков, плодов).

Результаты исследований занесите в таблицу.

Рис.1 Рис.2

Семейство: Ивовые Семейство: Ивовые

Род: Тополь Род: Тополь

Вид: Тополь пирамидальный Вид: Тополь дрожащий (осина)

Признаки

Тополь пирамидальный

Тополь дрожащий (осина)

1. Стебель:

Прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий

2. Тип корневой системы: стержневая или мочковатая

Форма листовой пластинки (округлая, овальная, сердцевидная, игольчатая);
– жилкование (сетчатое, дуговое, параллельное);
– окраска;

Простой или сложный;
– листорасположение (очерёдное, супротивное, мутовчатое)

4. Цветок или соцветие

– сочный или сухой; одно или многосемянный; способ распространения; название плода (боб, коробочка)

Вывод:

1.Какойкритерий называется морфологическим?

2.По каким морфологическим признакам предложенные растения относят к разным видам?

3.Скрещиваются ли они?

4.Как объяснить сходство между разными видами данных растений?

Лабораторная работа№1

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом

Цель работы: закрепить знания о строении эукариотических клеток, выявить черты сходства и отличия растительных и животных клеток.

Материалы и оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты разных тканей растений и животных, инструктивно-методические схемы.

Ход работы:

хрящевой ткани, выполните

необходимые подписи.

    В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.

Вывод: сделайте вывод о сходстве и различии в строении растительных и животных клеток.

Отметка "5" ставится, если ученик:



Отметка "4"



Отметка "3" ставится, если ученик:


Отметка "2" ставится, если ученик:

Лабораторная работа № 2

Выявление изменчивости организмов.

Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости.

Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), линейка, карандаш.

Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100 образцов).

1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок.

Результат занесите в таблицу:

Номер листовой пластинки

Длина листовой пластинки

2. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?

3. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.

Лабораторная работа №3

Морфологический критерий вида

Цель: составить морфологическую характеристику двух растений одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.

Оборудование: живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации).

ХОД РАБОТЫ.

простые – сложные

тип жилкования

прикрепление на стебле

листорасположение

СТЕБЕЛЬ:

травянистый или одревесневший

прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся

ЦВЕТОК

СОЦВЕТИЕ

ПЛОД

Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия).

Лабораторная работа №4

Изучение палеонтологических доказательств эволюции

Цель работы: изучить палеонтологические доказательства эволюции на примере археоптерикса

Оборудование: учебник

Ход работы:

1. Прочтите текст, приложения.

2.Дайте определения ключевым понятиям: палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы.

3. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий, приводя примеры переходных форм и филогенетических рядов.

4. Определите значения ископаемых остатков, как доказательств эволюции. Выпишите в тетрадь, главные из них.

5. Сформулируйте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.

6. Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, заполните таблицу:

Характеристика археоптерикса

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.