Болезни Военный билет Призыв

Кто придумал азбуку для слепых. Как появился шрифт Брайля. Как пишутся знаки препинания

пишем и читаем

по Брайлю

Пособие для изучения

системы Брайля

ООО “ИПТК “Логос” ВОС”

Москва - 2002

РЕЛЬЕФНО-ТОЧЕЧНЫЙ ШРИФТ БРАЙЛЯ -

Что это такое

Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, в основе которого лежит комбинация точек шеститочия. Знак, изображенный комбинацией рельефных точек высотой 0,6 мм, диаметром 1,4 мм, записывается в ячейке размером 4,2 мм х 7 мм. Написанный таким образом текст при определённом навыке легко распознается на ощупь. Лёгкость чтения знаков и их компактность позволяют незрячему читателю достаточно быстро читать текст. Такую систему записи и чтения создал французский тифлопедагог Луи Брайль (1809-1852гг.). Алфавит, цифры, музыкальные ноты и любые другие печатные символы могут быть воспроизведены в системе Брайля различ­ными комбинациями точек в ячейке (клетке). Брай­левские обозначения также используются для написания математических знаков, уравнений, компьютерных символов и для письма на иностранном языке.

Когда слепые или слабовидящие дети учатся читать, шрифт Брайля является лучшим способом развития навыков правописания, грамматики, пунктуации. Кроме того, сложные схемы и графики, которые трудно описать устно, легко описываются посредством системы Брайля.

Изучение системы Брайля даст возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлев­ским дисплеем и на брайлевском принтере.

Шрифт Брайля читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук.

Цель, с которой мы предлагаем вам данное пособие для изучения системы Брайля в домашних условиях, - научить вас общаться с вашими незрячими друзьями и незрячими членами вашей семьи. Вы сможете написать письмо, оставить записку или номер телефона. И что тоже очень важно - вы сможете прочитать письмо, записку или оставленный вам номер телефона, сможете свободно общаться с друзьями и родственниками без посредников.

Данное пособие с успехом может быть использовано учителями школы и реабилитологами.

Чтобы выучить систему Брайля и писать точно и аккуратно, потребуется приложить некоторые усилия. Например, неправильно поставленная точка может изменить номер телефона. Но знание системы Брайля стоит затраченных сил. Поставьте себе целью достичь как можно более высоких результатов - и постарайтесь добиться успехов.

Мы надеемся, что новые знания принесут вам пользу.

ВВЕДЕНИЕ

Определение системы Брайля

Брайль – это система тактильного чтения для слепых, состоящая из шеститочечных знаков, называемых ячейками. Ячейка состоит из трех точек в высоту и из двух точек в ширину.

Различные брайлевские знаки формируются путем помещения точек в различные положения внутри ячейки.

Для удобства точки описываются при чтении следу­ющим образом: 1, 2, 3 слева сверху вниз и 4, 5, 6 справа сверху вниз:

Принадлежности для письма по Брайлю

Существует два метода письма по Брайлю вручную: с помощью брайлевского прибора и грифеля, и с помощью брайлевской печатной машинки.

Шрифт Брайля

Cлова, предложения,

математические выражения

Использование брайлевского прибора и грифеля

Бумага вставляется между двумя пластинами брайлев­ского прибора. Каждая ячейка пластины соответствует брайлевской ячейке. Грифель надавливает на бумагу по углублениям в нижней пластине, чтобы получить брайлевский знак. Так как для прочтения написанного бумагу нужно перевернуть, записи делаются справа налево. Точки 1, 2, и 3 оказываются с правой стороны, а точки 4, 5 и 6 - слева.

Использование брайлевской печатной машинки

Брайлевская печатная машинка имеет 6 клавиш, клавишу «Пробел», клавишу перемещения назад, ручку вала перевода строки. Шесть клавиш соответствуют шести точкам брайлевской ячейки. Клавиши, формирующие знак, нажимаются одновременно, так что каждое нажатие соответствует букве. Справа и слева от клавиши пробела находятся по три клавиши. Указательный палец левой руки нажимает на клавишу слева от клавиши пробела, представляющую собой точку 1. Средний палец нажимает на среднюю клавишу, представляющую собой точку 2. Безымянный палец нажимает на послед­нюю клавишу (точка 3). Указательный палец правой руки нажимает на клавишу справа от клавиши пробела, средний палец - на среднюю клавишу, безымянный палец - на последнюю клавишу. Эти клавиши представляют собой точки 4, 5 и 6 соответственно. Большой палец нажимает на клавишу пробела.

Важно отметить, что при письме на машинке, текст можно прочитать не переворачивая бумагу.

Необходимые средства обучения

1. Брайлевские прибор, грифель или печатная машинка.

2. Брайлевская бумага, формат 25см х 38 см.

3. Пособие для обучения системе Брайля.

В набор входят следующие пособия:

1. Рельефно-графический альбом, содержащий

русский, латинский, греческий, французский,

немецкий алфавиты, арабские и римские цифры - 1шт.

2. Пособие для изучения системы Брайля

«Вместе пишем и читаем по Брайлю»

(плоскопечатный вариант) - 1 шт.

3. Колодка - шеститочие для обучения письму

и чтению по Брайлю. Предназначена для

отработки навыка написания и прочтения буквы - 1 шт.

4. Азбука разборная для обучения системе

Брайля. Предназначена для обучения чтению

слов и кратких математических выражений - 1 шт.

5. Шестистрочечный прибор для письма

по Брайлю - 1 шт.

6. Грифель для письма по Брайлю - 2 шт.

7. Рельефно-графическое пособие

«Азбука в картинках» (в двух альбомах) - 1 шт.

8. Прибор для рельефного рисования

«Школьник». Предназначен для

создания выпуклых рельефных цветных

10. Пленка для рельефного рисования -20 лист.

11. Блокнот для письма по Брайлю

на шестистрочечном приборе - 1 шт.

12. Тетрадь для письма по Брайлю - 3 шт.

13. Компьютерная дискета с пособием

для изучения системы Брайля

«Вместе пишем и читаем по Брайлю» - 1 шт.

14. Контейнер для хранения поставляемых

пособий - 1 шт.

Рельефно-точечный шрифт Брайля - Что это такое....... 1

Введение............................................................................… 4

Определение системы Брайля.................................... . 4

Принадлежности для письма по Брайлю................... 4

Шрифт Брайля............................................................. . 5

Слова, предложения, математические выражения.... 7

Использование брайлевского прибора и грифеля..... 10

Использование брайлевской печатной машинки...... 10

Необходимые средства обучения.............................. . 11

В набор входят следующие пособия......................... . 12

ООО «ИПТК «Логос» ВОС»

129164, Москва, ул. Маломосковская, д. 8 к.2

Зак 49. Тираж 100 экз.

Имя Луи Брайля свято для всех людей на земле, кто по разным причинам потерял зрение. Луи Брайль создатель уникального рельефно-точечного шрифта, позволяющего читать и писать слепым людям.

В этой статье мы хотим рассказать о жизни этого замечательного человека, а также об удивительной женщине Анне Александровне Адлер, силами которой метод Брайля появился и был внедрен в нашей стране.

Луи Брайль родился в 1809 году в семье ремесленника в маленьком французском городке Кувре. Его отец занимался изготовлением конской упряжи. У Луи были две старшие сестры и брат.

Однажды, когда мальчику было 3 года, он играл в мастерской отца и повредил себе глаз. В глаз попала инфекция, и воспаление перешло и на здоровый глаз. Постепенно мальчик ослеп. Родители очень переживали за своего маленького сына, ведь слепых людей ожидало печальное будущее: нищенское существование и голодная жизнь на милостыню.

Но отец решил развивать мальчика. Он сделал для сына специальные дощечки с прорезями, по которым учил алфавиту. Позже Луи научили писать. Отец всюду старался брать сына с собой. Он учил его различать пение птиц, крики животных и ароматы цветов. А еще отец рассказывал сыну о Боге.

С семи лет Луи начал посещать школу в Кувре. Мальчик удивил учителей своими способностями и очень быстро стал лучшим учеником. А в 10 лет родители решают отдать сына в Королевский Институт для слепых детей.

И в Институте Луи стал первым учеником по всем предметам. Особенно ему нравилось заниматься музыкой: он освоил пианино и орган. В 16 лет мальчик получает оплачиваемое место органиста в небольшой церкви рядом с Институтом. Большую часть жизни он служит органистом в различных храмах Парижа.

Обучение в институте основывалось на выслушивании и запоминании. Письмо практически отсутствовало. В библиотеке имелось небольшое количество книг, напечатанных по методу Валентина Гаюи. Несмотря на то, что книги были тяжелые и громоздкие, а на чтение уходило много времени, это было любимое занятие Луи.

С 12 лет Луи Брайль начинает свои эксперименты по созданию алфавита для слепых. Он использовал каждую свободную минуту, иногда проводя за своими экспериментами целые ночи. Полностью он закончил свою работу к 15 годам. Метод состоял в использовании различных комбинаций 6 выпуклых точек, каждой букве французского алфавита соответствовало свое расположение точек. Так же отображались знаки препинания и цифры. Продолжая свои изыскания, Луи адаптировал метод для нотной записи.

В 1829 году Луи Брайль выпустил небольшую книгу, в которой рассказывалось о возможностях придуманного им рельефно-точечного шрифта. Новый метод с воодушевлением приняли учащиеся родного для Брайля Института. Однако ученые профессора и чиновники не торопились внедрять новшество в жизнь.

Живя в Институте, Луи Брайль был очень деятелен: он изучал орган, принимал участие в богослужениях в качестве органиста, учился в Колледже Франции. В 17 лет он стал учителем в младших группах, а в 19 лет преподавал почти всю программу Института (арифметика, география, грамматика, музыка). Ученики обожали своего юного наставника за его бесконечную доброту и сострадание.

Неутомимую деятельность Луи Брайля ничто не могло остановить, даже то, что к 26 годам он был болен туберкулезом. А основное лечение было отдых.

Луи продолжал работу над улучшением своего метода. Он задумался над тем, что не много зрячих людей владеет его методом, а слепым надо знать обычный алфавит. Что бы его слепые подопечные могли общаться со своими зрячими родными и друзьями, он придумал специальную иглу, с помощью которой можно было рельефно изобразить обычные буквы. Однако этот способ занимал много времени.

Решить эту задачу Брайлю помог Пьер Фуко. Он ослеп в 6 лет, но был одаренным человеком, особенно в вопросах механики. Фуко предложил использовать изобретенную им машину, которую он назвал «Клавишный Печатник». При нажатии на кнопку появлялся чернильный оттиск обычной буквы, и одновременно эта буква приобретала рельеф. Такой текст могли прочесть и слепые, и зрячие. Так появилась на свет бабушка пишущей машинки.

Здоровье Брайля продолжало ухудшаться. Он проводил отпуск в родном Кувре, дышал полезным горным воздухом, но душой и сердцем был со своими учениками и работой. Он не мог долго оставаться один.

О своих нуждах и своем здоровье Брайль беспокоился очень мало. Из получаемых им денег лишь небольшую часть он тратил на себя, покупая самое необходимое, а остаток откладывал, чтобы помогать другим. Он использовал свои сбережения для приобретения книг и приспособлений для письма по его методу для бедных студентов.

Луи Брайль был известен своей бесконечной добротой, за которую никогда не искал благодарности. После смерти в его личных вещах друзья нашли небольшую коробочку с надписью: «Сжечь, не открывая». Надпись заинтриговала людей, и коробочка была вскрыта. Там находились сотни расписок о данных в долг деньгах. Друзья исполнили волю Брайля: коробочка и ее содержимое были сожжены.

Казалось, что здоровье Брайля улучшилось, и он вновь занимается преподаванием. Однако он был очень слаб и, чтобы сберечь силы, говорил тихо. Но состояние его здоровья не отражалось на качестве преподавания. Он по-прежнему любим и уважаем учениками.

В это время рельефно-точечный метод Брайля активно используется в Институте: ему обучают студентов на занятиях, на нем печатают книги и ноты. По отпечатанным таким образом нотам исполняют классическую музыку и церковные службы. Метод становится все более и более известным в Европе. Придет время, и о нем узнает весь мир!

Здоровье Брайля вновь ухудшается, и он просит отпустить его на покой. Руководство Института знает, что у Брайля нет средств для достойной жизни, и его оставляют в качестве учителя музыки. Он преподает фортепиано в те дни, когда неплохо себя чувствует.

В декабре 1851 года состояние здоровья Луи Брайля значительно ухудшилось. Но он сохранял спокойствие, убежденный в том, что его земная миссия закончена. «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды » – сказал он своим друзьям перед смертью. Луи Брайль умер 6 января 1852 года, ему было 43 года. Его похоронили на кладбище родного города Кувре.

В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского Института для слепых и немногочисленными энтузиастами за его пределами. Но уже в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться в европейских странах.

А в 1878 году на всемирном конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден, как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей.

Спустя 100 лет после смерти Луи Брайля его тело было перенесено во французский Пантеон и захоронено вместе с другими выдающимися людьми Франции. До наших дней сохранился дом, где родился и провел детство Луи Брайль. Теперь там организован его музей.

***

Анна Адлер родилась в Москве 2 февраля 1856 года в дворянской семье полковника русской армии. Её детство и юность прошли в Казани.

В 1874 году Анна Александровна окончила с серебряной медалью Казанскую Мариинскую женскую гимназию. В стенах гимназии зародилась её тяга к педагогической и просветительной работе. Впоследствии педагогика и просветительство стали смыслом всей её жизни. В 1875 году она окончила Казанские педагогические курсы и получила звание домашней учительницы.

Сразу по окончании курсов Анна Адлер с головой ушла в общественную деятельность. Она участвовала в благотворительных организациях в годы русско-турецкой войны (1877-1878), помогала голодающим в Самарской и Уфимской губерниях, открыла народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде.

1880-е годы стали началом её почти 45-летней деятельности на поприще просвещения слепых. Умы передовых людей того времени занимали мысли об изменении отношения государства и общества к инвалидам. Содержание людей с физическими недостатками, например слепых, за счёт пожертвований благотворителей в богоугодных заведениях способствовало лишь их биологическому выживанию.

Инвалиды фактически были лишены возможности самореализации в общественно-полезном труде. Чтобы решить проблему востребованности обществом незрячих людей, необходимы были учреждения, создающие возможность трудовой деятельности незрячих, которая способствовала бы раскрытию их потенциала. Необходимыми условиями полноценного физического и интеллектуального развития слепых и вовлечения их в общественную жизнь являлись грамотность, профессиональная подготовка и возможность последующего трудоустройства.

Анна Адлер решает самостоятельно заняться книгопечатанием для слепых, что требовало большого труда и значительных денежных затрат. В 1883 году Анна Александровна Адлер была избрана попечительницей Московской школы для слепых детей.

В том же 1883 году она осуществила перевод нотной системы на рельефно-точечный шрифт. Воспитанники Московской школы стали обучаться игре на фортепиано, скрипке и виолончели не на слух, а по выпуклым нотам, что позволяло им точно воспроизводить мелодию. Знание нотной системы на точечном шрифте давало возможность изучения элементарной теории музыки и открывало путь к профессиональному владению инструментом или голосом.

Анна Адлер привлекла к музыкальным занятиям со слепыми и свою подругу Варвару Дмитриевну Цветаеву, урождённую Иловайскую, дочь известного историка Д.И. Иловайского и супругу Ивана Владимировича Цветаева, впоследствии основателя Музея изящных искусств им. Императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Нельзя не согласиться, что взгляды Анны Александровны Адлер на педагогику оказались актуальны и по сей день:

«Ничем так верно не определяется степень образования общества и государства, как степенью их внимания к воспитанию подрастающего поколения. Воспитание молодого поколения есть долг гражданский и предмет общей заботы всех членов общества.

Самые древние нравоучителя считали мудрость и доброту лучшими качествами человеческой личности. Поэтому существенная задача воспитания состоит в том, чтобы сообщить воспитаннику верный взгляд на жизнь, сделать его сердце чистым, приимчивым ко всему хорошему и благородному, приготовить его на жизненную борьбу за веру и правду.

Судьба воспитанника в будущем зависит от того: 1) что он знает, 2) что он любит, 3) что он может. Поэтому цель воспитания можно определить следующими словами: воспитывать так, чтобы в зрелом возрасте он нашел себя, 1) могущим делать доброе, 2) любящим делать добро и 3)имеющим силу совершать доброе. С такими задатками воспитанник найдет себя способным к выполнению главного назначения человека на земле…»

В 1884 году Анна Адлер на свои средства заказала в Берлине типографское оборудование – пресс, шрифт, наборные ящики, кассы и другие принадлежности – с тем, чтобы приступить к печатанию книг шрифтом Брайля в России.

Печать книг трудно давалась Анне Александровне. Стали нарастать проблемы со здоровьем. Однако это не останавливало ее. Вот что мы видим из ее писем.

«…Я работаю каждый день с одной помощницей, которая уже очень хорошо освоилась с делом, через день приходят еще две, которые помогают набирать или разбирать, смотря по надобности. Работаю с 10 до 4-х, а потом еще я одна весь вечер. Мама тоже помогает корректировать. При такой усиленной помощи удается отпечатать в день одну страницу в 120 экземплярах и набрать часть другой страницы, не более».

«Относительно цены книг я положительно становлюсь в тупик, до сих пор мною истрачено еще только 325 руб., на переплет положила приблизительно 50 р., а бумагу еще Вы не оценили. Относительно же оценки труда при первом издании не может быть и речи, т.к. я хочу, чтобы книги были не особенно дорогие, да и, кроме того, издание может выйти небезукоризненным; да и можно и в истории упомянуть, что эти книги дешевле потому, что даровой труд, а это в будущем ни к чему ни в каком случае не обязывает. Наконец, для своей школы я могу дешевле отдать, потому что денег у нас очень мало, а Мариинское попечительство может заплатить несколько дороже…»

В конце 1885 года работа над первой книгой, которая была названа «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер», была завершена. В сборник вошли 5 стихотворений Н.А. Некрасова, 15 небольших рассказов для чтения, рассказ «Царь – работник» Корниловича, «Механик-самоучка» о Кулибине, «Александр II – царь освободитель», биография Луи Брайля из книги Г. Куля, переведённая Анной Адлер с немецкого языка.

Так Анна Александровна Адлер стала первой в России, кто напечатал книгу для слепых детей шрифтом рельефного шеститочия – шрифтом Луи Брайля. Книга была выпущена тиражом 100 экземпляров. По своему качеству издание не уступало лучшим иностранным образцам. С тех пор 1885 год принято считать годом рождения брайлевской печати в России.

Анна Адлер позаботилась и о том, чтобы дать незрячим школьникам материал для их профессиональной ориентации. С этой целью она поместила во второй своей книге очерк о замечательном слепом настройщике клавишных инструментов и фортепьянном мастере Клоде Монтале. Он явился зачинателем профессии слепых настройщиков музыкальных инструментов, и его заслуги были отмечены высшей наградой Франции – орденом Почётного легиона.

В 1891 году состоялся первый выпуск учащихся Петербургской школы слепых детей. В следующем году первая группа слепых окончила Московскую школу. Незрячие юноши и девушки вступали в самостоятельную жизнь. У брайлевской книги появились взрослые читатели. Для удовлетворения их потребностей в чтении требовалась не только соответствующая литература, но и организация библиотечного обслуживания. Анна Адлер взяла на себя инициативу по созданию специальной библиотеки для слепых в Москве. Помогали ей в этом видные деятели культуры того времени.

Известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета И.В. Цветаев, работавший хранителем отделения изящных искусств Московского Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина), узнав от Адлер о проблеме библиотечного обслуживания слепых и, согласовав вопрос с директором Румянцевского музея В.А. Дашковым, предложил ей открыть при музее небольшое отделение для первоначального решения проблемы. В 1895 году в специально отведённом помещении читателям был поставлен стол и выделены полки для размещения брайлевского фонда.

Особое место в общественной деятельности А.А. Адлер занимал Политехнический музей, в котором она начала работать с 1888 года. Став сотрудницей музея, Анна Александровна организовала в нём комиссию по образованию слепых. В 1894 году она была избрана председателем секции обучения слепых Комитета русских деятелей по техническому и профессиональному образованию.

В 1898 году, благодаря её стараниям в музее (зал № 56) была открыта «Коллекция по воспитанию и обучению слепых». В помещении музея А. Адлер создала и библиотеку, которая стала собранием книг по вопросам обучения, воспитания и общественного положения незрячих в России и за рубежом. Услугами библиотеки пользовались преимущественно учителя школ для слепых, испытывавшие острую потребность в тифлологической литературе, которая издавалась крайне малыми тиражами. В библиотеке существовал открытый доступ к книгам, книги выдавались на руки.

Революционные потрясения, первая мировая, а затем гражданская война нанесли удар по ещё не окрепшему книгоиздательскому, библиотечному и музейному делу слепых. Разлаженная система школьного обучения, ликвидация зачаточных форм льготного, социального обслуживания инвалидов по зрению, наконец, упразднение всех попечительских обществ лишили незрячих всего ценного и полезного, что было достигнуто в этих областях.

Всё предстояло налаживать заново. В марте 1923 года в Москве была образована инициативная группа по созданию Всероссийского общества слепых (ВОС). В её состав вошли видные общественные деятели, ослепшие воины и рабочие. Председателем группы был избран Борис Петрович Мавромати – слепой с детства, юрист по образованию, работающий политруком в московской школе для слепых детей. В работе группы принимала участие и Анна Александровна Адлер. Несмотря на возраст и пошатнувшееся здоровье, она помогала группе незрячих активистов, которым была поручена разработка первого Устава ВОС.

22 июля 1924 года Анны Александровны Адлер не стало. Она умерла на 68-м году жизни после тяжёлой болезни. Похоронена Анна Адлер в Москве на Немецком (Введенском) кладбище.

Анна Александровна Адлер не дожила всего несколько месяцев до открытия I съезда Всероссийского общества слепых. 44 года своей жизни она отдала служению незрячим людям. Остановилось сердце человека, который своей неиссякаемой энергией вдохновлял людей на добро, честный и бескорыстный труд во имя милосердия и любви.

Азбука Брайля - тактильная система записи, используемая в книгах, надписях, валюте и других предметах для слепых и слабовидящих людей. Благодаря дисплеям, разработанным на основе шрифта Брайля, незрячие могут пользоваться компьютерами и прочими электронными средствами. Вести запись можно при помощи специальных приспособлений, таких как переносной блокнот или брайлевская клавиатура.

Азбука Брайля названа в честь своего создателя - француза Луи Брайля, который ослеп в детстве вследствие травмы. В 1824 году, в возрасте 15 лет, он разработал данный шрифт для французского алфавита в качестве усовершенствования военной техники ночного чтения. Публикация данной системы, в которую впоследствии было включено нотное письмо, произошла в 1829 г. Второе издание, опубликованное в 1837 году, стало первой записи.

Азбука для слепых представляет собой знаки, имеющие вид прямоугольных блоков (ячеек) с выпуклыми точками. Число и расположение этих точек отличают одну букву от другой. Так как представляет собой транскрипцию существующих письменных систем, порядок и количество знаков варьируется в зависимости от языка. Благодаря программному обеспечению, способному к звуковому воспроизведению текста, использование шрифта существенно сократилось. Азбука слепых продолжает играть большую роль в развитии навыка чтения у слепых детей, а грамотность позволяет увеличить уровень занятости среди людей с ограниченными способностями.

Шрифт Брайля был основан на военном шифре, так называемом «ночном письме», разработанном Шарлем Барбье в связи с потребностью производить обмен информацией ночью, не привлекая внимание противника при помощи звука или света. В системе Барбье набор из 12 выпуклых точек соответствовал одному из 36 звуков. Этот метод был отвергнут армией, так как оказался слишком сложен для военных. В 1821 Барбье посетил парижский Королевский институт слепых, где повстречался с Луи Брайлем. Брайль отметил два существенных недостатка данного шифра. Во-первых, знаки соответствовали только звукам, а поэтому не могли отобразить орфографическое написание слов. Во-вторых, знаки из 12 выпуклых точек были слишком велики, чтобы распознать их на ощупь, не двигая пальцами, что существенно замедляло процесс чтения. Азбука Брайля представляет собой модификацию, где ячейки из 6 точек соответствуют отдельным буквам алфавита.

Первоначально шрифт Брайля включал лишь буквы французского алфавита, однако вскоре появилось множество аббревиатур, сокращений и даже логограмм, которые сделали использование системы более удобным. Сегодня азбука Брайля является скорее самостоятельной системой письма для слепых, нежели кодом орфографического написания слов. Существует три уровня шрифта. Первый используется теми, кто только начинает читать на Брайле, и состоит из букв и Наиболее распространенным является второй уровень, где присутствуют сокращения, позволяющие экономить место на странице. Реже можно встретить третий уровень, где целые слова сокращаются до нескольких букв или записываются при помощи специальных символов.

– это тактильный шрифт для людей, частично или полностью лишённых зрения. Умение распознавать и воспроизводить шрифт Брайля для слепых – основа их грамотности и независимости. Этот шрифт не похож ни на один другой. У него масса особенностей и занимательная история.

Первая система письма для невидящих

Шрифт Брайля не всегда был столь популярен и широко распространён. Ему предшествовал рельефно-линейный шрифт Хауи. Суть его системы заключалась в том, что буквы в книгах печатали рельефными, а невидящие люди прочитывали их, ощупывая пальцами. Именно благодаря Хауи в 1806 году при содействии Александра I в Петербурге открылся институт для слепых детей и появилась первая библиотека для незрячих.

Как вы понимаете, Система Хауи не была совершенной. Для того чтобы распознать одну выпуклую букву, требовалось до нескольких секунд. Поэтому, дочитав предложение до конца, человек успевал запамятовать, с чего оно начиналось.

Как появился шрифт Брайля

К сожалению, большинство последователей Хауи исходили из удобства зрячего преподавателя, а не слепого чтеца. Они изобретали шрифты из всё тех же выпуклых букв, но более простого начертания. Распознавать их было чуть легче, но скорость чтения по-прежнему оставалась очень низкой, а изготавливать книги для слепых было весьма дорогостоящим удовольствием.

Например, в Парижской школе для слепых специализированных книг было всего 14. Анализируя их, будущий создатель знаменитого шрифта Луи Брайль решил найти способ читать быстрее и проще. Он был всерьёз заинтересован решением этой проблемы, поскольку сам ослеп ещё в трёхлетнем возрасте.

Тайный код Барбье и его вклад в идею Брайля

За основу нового шрифта для незрячих Брайль взял код Шарля Барбье. Этот находчивый офицер французской армии изобрёл оригинальный способ передавать ночные депеши. Они были написаны так, чтобы для их прочтения не понадобилось освещение, которое сбивало маскировку. Каждую букву представлял набор пробитых в плотной бумаге отверстий.

Брайль значительно усовершенствовал систему Бабье и в 1829 году представил её на суд совету института. Как случается со многими гениальными изобретениями, шрифт Брайля не восприняли всерьёз. Но Луи не сдался, и внедрил свою идею в массы. Шрифт оказался чрезвычайно популярным среди простых людей, что в 1837 году подвигло совет пересмотреть своё мнение и всё-таки поддержать изобретение Брайля.

Особенности шрифта для незрячих

Итак, буквы в шрифте Брайля – это ячейки, которые состоят из шести выпуклых точек по три штуки в два ряда. Нумеруются они следующим образом: от единицы до тройки сверху вниз в первом ряду и от четвёрки до шестёрки аналогично во втором.

Наличие и отсутствие точек в ячейке определяет тот или иной символ. Всего комбинаций 63, а с добавлением седьмой и восьмой точек под тройкой и шестёркой – 256. Такое количество комбинаций позволяет передавать не только буквы алфавита и знаки препинания, но и различные математические, химические и компьютерные символы. С помощью шрифта Брайля можно рисовать даже сложные графики и схемы.

Можно ли писать по Брайлю?

Как вы догадываетесь, система Брайля включает не только чтение, но и написание. Писать по Брайлю можно двумя способами: с помощью брайлевской печатной машинки или специализированного прибора и грифеля.

У брайлевской печатной машинки всего шесть клавиш (не считая пробела, клавиши назад и ручки для перевода строки). Каждая из них соответствует точке в ячейке. Нужные клавиши нажимаются одновременно. Каждое такое мультинажатие соответствует одному символу. Текст, отпечатанный на брайлевской машинке, можно прочесть, не переворачивая бумаги. Поэтому набирается он как обычно – слева направо.

А вот брайлевский прибор продавливает бумагу спереди, создавая выпуклые точки на обратной стороне. Потому и набирать текст на нём нужно справа налево, учитывая, что ряды точек в ячейке тоже меняются местами.

Современные разработки для слепых

К сожалению, покупка книг, набранных шрифтом Брайля, влетает незрячим в копеечку. К тому же книги должны состоять из плотной бумаги, чтобы выпуклые точки читались легко. Только представьте, сколько весит такой томик романа «Война и мир».

Поэтому сейчас Европейский Союз финансирует разработку устройства «Anagraphs», которое можно будет подключать к электронной книге или компьютеру. Девайс будет формировать шрифт Брайля и выводить на экран до 6 000 осязаемых точек.

Совсем скоро жизнь невидящих существенно облегчится, ведь разработка Anagraphs уже на финальной стадии.

ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования
детей­инвалидов
Справочник для родителей.
Специальные знаки и символы
шрифта Брайля.
Составила:
Учитель ГБОУ РЦДО
Семенова Елена
Александровна

Стерлитамак
2018
Пояснительная записка.
Шрифт Брайля - рельефно­точечный тактильный шрифт,
предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми.
Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем, сыном сапожника. Луи в
возрасте трёх лет поранился в мастерской отца шорным ножом; из­за
начавшегося воспаления глаза мальчик потерял зрение. В возрасте 15 лет Луи
создал свой рельефно­точечный шрифт как альтернативу рельефно­линейному
шрифту Валентина Гаюи, вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана
артиллерии Шарля Барбье. В то время «ночной шрифт» использовался
военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте.
Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки
расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку
читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с
обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница
переворачивается, и текст читается слева направо.
Для читающего точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам
сверху вниз. Для пишущего на перевёрнутой странице нумерация выглядит по
иному: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней - точка 2, в нижнем
левом углу - точка 6.
Нумерация точек при чтении. Нумерация точек при письме.

Помимо общеизвестных символов, обозначающих буквы и знаки в
шрифте Брайля встречается и масса частных знаков, помогающих обозначить ту
или иную орфограмму в русском языке или знаки, символы и буквы в
математике, которые мало известны не посвященному человеку. Давайте
разберем эти символы!
Русский язык.
Грамматические особенности письма на шрифте Брайля.
Из­за особенностей шрифта Брайля в письме на его основе сделаны некоторые
изменения правил набора текста.
Можно выделить следующие отличия брайлевского письма:




отсутствие заглавных букв;
отсутствие знака пробела после запятой;
отсутствие знака пробела перед тире;
отсутствие пробела между знаком номера и числом;
Заглавная буква
Традиционные правила оформления текста требуют, чтобы каждое предложение
начиналось с заглавной буквы, а так же с заглавных букв должны начинаться все
имена собственные, многие аббревиатуры целиком состоят из заглавных букв. В
шрифте Брайля для изображения заглавной русской буквы имеется особый знак,
состоящий из точек под номерами 4, 5, который должен ставиться точно перед
буквой, к которой он относится. Буква, стоящая непосредственно после этого
знака, считается заглавной.
- знак заглавной буквы
- Пушкин

Члены предложения
На уроках русского языка основным заданием служит синтаксический разбор
предложения, заключается в нахождении членов предложения. Для выделения
каждого члена предложения, обычно, используются различные виды
подчеркиваний (подчеркивание одной чертой, двойной, волнистой и т.д.). В
шрифте Брайля невозможно подчеркнуть часть текста. Вместо подчеркиваний
используются особые знаки, которые ставятся в начале и в конце выделяемого
фрагмента.
слово
­ подлежащее (круглые скобки одинарные) ;

­ сказуемое ((круглые скобки двойные));
слово
­ определение (точки 1, 2, 4, 5, 6);
слово
­ дополнение (знак курсив ­ точки 4,5,6);
слово
­ обстоятельство (звездочка – точки 3, 5)

Части слова
Еще одним традиционным упражнением является морфемный разбор
слова. В ходе этого упражнения необходимо найти и выделить в предлагаемом
слове приставку, корень, суффикс (или несколько суффиксов) и окончание. Для
обозначения каждой части предусмотрены следующие символы:
___
­ основа слова;
Под
буквы корня слова ставится дефис);
ехал ­ приставка (между последней буквой приставки и первой
лес
ник – корень (корень слова с обеих сторон выделяется
вертикальными чертами – курсивом);
чик
­ суффикс (или каждый суффикс, если их несколько,
заключается в круглые скобки);
Кошк_
дефиса)
а – Окончание (отделяется от всех предыдущих частей с помощью

Фонетический разбор слова
в
­ звуковые скобки
­ знак мягкости буквы (ставится после мягкого звука)
­ ударение (ставится перед ударной буквой)
Выделение орфограммы
Изучаемая орфограмма выделяется точкой 6 перед орфограммой и точкой 1
после
чк
­ орфограмма

Математика
В математике так же встречается множество специальных знаков, необходимых
для оформления различных формул и выражений. Основной знак в математике
­ знак цифры
Целые числа.
Запись любого целого числа начинается с цифрового знака (точки 3, 4, 5, 6);
после цифрового знака без пробелов должна стоять одна или несколько цифр.
Целое число заканчивается, если в тексте встречается любой нецифровой
символ.
Десятичные дроби.
Запись любой десятичной дроби начинается с цифрового знака. В обыкновенной
дроби числитель записывается верхними точками, знаменатель нижними
точками, сохраняя образ числа.
­ 5/8
Смешанное число.
Смешанное число имеет целую и дробную части и перед каждой частью ставится
цифровой знак.

­
Десятичная дробь.
В десятичной дроби после последнего знака целой части без пробела ставится
запятая, а после запятой без пробела и цифрового знака записываются
десятичные знаки. Десятичная дробь завершается, как только в тексте
встречается какой­либо нецифровой символ.
­ 0,5
Рациональные выражения. Запись дроби, где и в числителе, и в знаменателе
находятся какие­нибудь выражения, состоит из трех элементов: признак начала
дроби, признак дробной черты и признак конца дроби. Дробное выражение
записывается линейно – элемент за элементом – причем между
соответствующими частями выражения ставятся особые брайлевские знаки,
символизирующие тот или иной способ записи этой части выражения
плоскопечатным образом.

­ знак начала и конца дробного выражения.
­ делитель (черта в дробном выражении между числителем и
знаменателем).

После знака дробного выражения без пробела записывается выражение, которое
должно стоять в. После последнего знака числителя ставится пробел, а затем
знак прямой дробной черты: точки 1, 2, 5, 6. В след за ним, без пробела,
записывается выражение, стоящее в знаменателе дроби После последнего знака
знаменателя ставится признак конца дроби: точки 5, 6.
Верхний и нижний индексы.
Для записи выражения в виде верхнего или нижнего индекса применяются
специальные знаки.
­ Знак нижнего индекса (записывается точками 1, 6). После него без
пробела записывается число, буква или выражение, стоящее в нижнем индексе.
После последнего знака этого выражения без пробела ставится признак конца
индекса: точки 1, 5, 6.

­
­ Знак верхнего индекса (записывается точками 3, 4).

­
Проценты. Знак процентов состоит из двух брайлевских символов: сначала
пишется цифровой знак (точки 3, 4, 5, 6), а затем без пробелов пишется
сниженный ноль (точки 3, 5, 6). Между числом и знаком процентов пробел не
ставится.
­ %
Арифметические знаки действий.
Знак плюс пишется точками 2, 3, 5. Перед ним всегда должен быть пробел,
отделяющий плюс от предыдущего выражения
­ знак +
Знак минус пишется точками 3, 6, к нему применяются те же правила.
­ знак –
Знак умножения "точка" записывается одной точкой 3, пробелы отсутствуют и
перед, и после знака умножения.

­ знак умножения
Знак деления "две точки" записывается сочетанием точек 2, 5, 6. На него
распространяются те же правила, как и на знаки, плюс и минус.
Знак равенства записывается точками 2, 3, 5, 6. Перед знаком равенства
обязательно должен быть пробел, после знака равенства пробела нет.
­ знак =
Знаки меньше и больше пишутся точками 2, 4, 6 и 1, 3, 5 соответственно.
Пробелы есть и перед, и после этих знаков.
­ знак <
­ знак >
Перенос математической формулы.
В строке длиной 24 символа нельзя уместить сколько­нибудь длинное
математическое выражение. Поэтому математические и физические формулы
приходится часто переносить. Для переноса математического выражения
следует поставить тот или иной знак арифметического действия, в следующей

клетке необходимо поставить точку 5, а всю остальную часть выражения
перенести на следующую строку. Таким образом, перенос математического
выражения разрешен на знаке арифметического действия. Сам знак ставится в
конце текущей строки, пятая точка является знаком переноса формулы.
Латинские буквы в математике.
В математических, а особенно в физических, формулах часто используются
буквы разных алфавитов. Для обозначения того или иного алфавита в шрифте
Брайля применяются специальные знаки.
­ знак заглавной латинской буквы (ставится перед буквой)
­ А
­ знак маленькой латинской буквы (ставится перед буквой)
­ а
Тригонометрические функции и логарифмы
Для обозначения тригонометрических функций в шрифте Брайля
предусмотрены специальные обозначения. Запись названия функции всегда
начинается с буквы «я», после которой пишется полное или сокращенное
название функции.