Болезни Военный билет Призыв

Крестьянская реформа николая 1. Николай Первый. Годы правления, внутренняя и внешняя политика, реформы

Николай 1 1825 – 1855

Образование скромное, упрям, зол, мстителен, заботливый семьянин, благопристоен. Образец для подражания – Петр 1,

Основные черты николаевского режима:

  1. Централизация управления.
  2. военная дисциплина за счет бюрократизации всего общества.
  3. Строгое подчинение низших эшелонов власти высшим
  4. Подчинение указам начальства. Даже если они противоречат законам. «Россия держится самодержавием, а не законами»

Собственная его императорского величества канцелярия:

1826 – рост влияния. 5 отделений:

Цензура: 1826 новый устав, 230 запретительных параграфов. Чугунный. Запрет критиковать и хвалить работу чиновников, тот, кто подвергся цензурным гонениям автоматически под контролем полиции.

Реформа Сперанского: кодификация законов к 1832 году (45 томов) За что автор получил орден Андрея Первозванного

Дворянство: упадок землевладения, засорение (из-за Табели о рангах 8 класс)

1832, 1845 – подъем до 5 класса, введение звания почетного гражданина

1845 – указ о разрешении майоратов

Обсуждение проблемы крепостного права в секретных комитетах. Безоговорочное право на владение землей крестьянами, но не мог не согласиться с властью помещиков над крестьянами

ПРОЕКТ Киселева

Секретный Комитет 1835 года: постепенная ликвидация различий в положении государственных и крепостных крестьян.

Образование 5 отделения Собственной его Императорского Величества Канцелярии во главе с Киселевым. 1837 указ о новой системе управления государственной деревней. Образование Министерства государственных имуществ, а в губерниях палаты государственных имуществ: обеспечение экономического благосостояния крестьян, сбор с них податей, организация медицинской помощи, распространение грамотности. Сельские общества для этих целей избирали сельских старост, сборщиков податей, сотских, десятских.

Реформа улучшила наделение гос. Крестьян землей, порядок их переселения, сбор налогов.

Помещичьих крестьяне: ограничение помещиков ссылать в Сибирь, запрет продажи крестьян без семьи, разрешение покупать землю, право иметь 4,5 десятины земли на мужчину.

Общественное движение:

  1. Уваров, министр народного просвещения. «Праволславие, самодержавие, народность».
  2. Чаадаев. Журнал Телекоп – опубликование Философического письма. Православие – роковая ошибка России, изоляция от Европы, Прогресс обошел Россию, прошлое темное и туманное.
  3. Кружки 30-40. Идеи Гегеля, Канта, Фихте, Шеллинга.

Кружок Станкевича

Западники (Грановский, Соловьев, Кавелин, Чичерин, Катков)

Славянофилы (Хоияков, Киреевские, Аксаовы, Самарин)

  1. Революционные кружки

Петрашевцы (Буташевич-Петрашевский, Спешнев)

Герцен – теория русского или общинного социализма

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА:

  1. Восточный вопрос – борьба за раздел владений распадающейся Османской империи.

Напряженность на Баоканах – урегулирование пограничных вопросов на Дунае, ликвидация там турецких крепостей, подтверждение особого статуса Молдавии и Валахии и Сербии, восстановление прав торгового судоходства на Черном море и в проливах, присоединение Анапы и Поти.

  1. 1828 – объявление войны Турции. 1829 Адрианопольский мирный договор. Россия – дельта Дуная, береговую линию от устья Дуная до Поти, право прохода через проливы. Греция подтверждение права на автономию.
  2. 1833 Ункяр-Исклессийский договор(вмещались в противостояние Турции и Египта) Подтверждение условий Адрианопольского договора, Россия союзник Турции, порты только для наших военных судов – Запад против и Лондонская конвенция – лишала наш флот права находится в проливах.
  3. Северный Кавказ. 20-е г.г. завершение присоединения Северного Кавказа., задача – подчинение. 1816 год назначение Ермолова проконсулом Северного Кавказа.. Военный нажим, распространение мюридизма, призыв в газавату, религиозное противостояние. 1834 – имам Шамиль, протурецкая ориентация. 1859 осажден в селении Гуниб, сдался.
  4. Реакция на европейские революции: запрет выезд за границу через запад, перлюстрация переписки, шпики, надзор за прессой, университетами, подавление революции в Венгрии (фельдмаршал Паскевич).
  5. Крымская война 1853-1856. Главная внешнеполитическая ошибка Николая1.

Причины: обострение противоречий между Англией, Австрией, Францией, Турцией, Россией на Балканах и Ближнем Востоке.

Повод: разногласия между Россией и Францией из-за святых мест

Фигуранты: Нахимов (1853 – Синоп), Меньшиков – оставление Севастополя, Корнилов, Истомин, Тотлебен, Нахимов – организация обороны Севастополя

Значение: обнаружила заметное отставание России от Англии и Франции. Техническая отсталость, отсутствие транспортных сетей, воровство, непрофессионализм.

Соратники (мне нужны не умники, а верноподданные):

Клейнмихель – сановный казнокрад, куча должностей, украл 1000000 после этого Николай выдал ему еще 300000.

Бенкендорф А. К. глава 3 отделения собственной его императорского величества канцелярии (высшая полиция плюс корпус жандармов), боевой офицер 1812 года, заместители Дубельт, Фон-Фок. «Бестолковый царедворец, добрый, но пустой»

Чернышов А. И., Дибич

Нессельроде К. В. Министр иностранных дел, не умел правильно говорить по-русски. Цель внешней политики – поддержание равновесия в европейском оркестре. Идеал – Меттерних, увлекался цветоводством.

Общая оценка царствования: лично старался руководить всеми нововведениями, но для этого был недостаточно компетентен. Формализм чиновничества, приписки, обман, среднее чиновничество подлоги, бюрократизм. Отсутствие общегосударственной идеи.

В определении политической концепции Николая 1 и его правительства сыграли важную роль два фактора. После поражения Наполеона и Венского конгресса значительно усилилась роль России в международной европейской политике. Россия, добровольно взяв на себя функцию «жандарма Европы», стала защитником всех европейскизх монархов. Это создавало иллюзию всемогущества российского царизма.

Царствование императора Николая 1 можно рассматривать как время подготовки к преобразованиям 60-х годов Х1Х в., получивших название Великие Реформы. Целью реформ, проводимых Николаем, было сохранение и укрепление государственного строя. Материалы следствия по делу декабристов свидетельствовали о недостатках в государственном устройстве. На основании этих материалов была составлена «Особая записка», где содержались проекты, разработанные декабристами, протоколы допросов. Эти материалы фактически и легли в основу программы царствования. На рабочем столе Николая постоянно находился «Свод показаний злоумышленников 14 декабря о внутреннем состоянии государства», где содержалась широкая программа преобразований.

Для выработки программы реформ Николай I создает Секретный комитет 6 декабря 1826 года, задачей которого было рассмотрение бумаг Александра I, «обозреть настоящее положение всех частей управления и определить что ныне хорошо, что оставить нельзя, и чем заменить». Членами комитета стали Кочубей (председатель Государственного Совета) и Сперанский. Комитет работал 4 года, он внес предложение о реформе центральных органов власти, основанной на идее разделения властей, а также о реформе сословного строя и о ограничении крепостного права. Однако революции 1830 года во Франции и Бельгии похоронили проекты реформ.

Николай 1 стремился придать всей системе управления «стройность и целесообразность», добиться на всех уровнях максимальной исполнительности. В этом смысле идеалом для него являлась военная служба. «Здесь порядок, строгая безусловная законность, никакого всезнайства и противоречия, все вытекает одно из другого, никто не приказывает, прежде чем сам научится повиноваться, все подчиняет одной определенной цели: все имеет одно назначение, - говорил он, - потому-то мне так хорошо среди этих людей и потому я всегда буду держать в почете звание солдата. Я смотрю на человеческую жизнь только как на службу, так как каждый должен служить». Отсюда и стремление Николая I к милитаризации управления. Почти все министры и почти все губернаторы при Николае I были назначены из военных.

Одной из реформ Николая I стала перестройка административного аппарата. Ее целью стало усиление надзора за органами власти, последовательное проведение принципов бюрократизации, что рассматривалось им как эффективное средство борьбы с революционными движениями и укрепления самодержавных порядков.

Для этого были образованы новые органы. Таким органом стала Собственная его Императорского Величества канцелярия, значительно расширенная в 1826 г. С середины 20-х гг. XIX в. она фактически становится органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. Существенно была ограничена компетенция Сената и Государственного совета, так как многие дела, подлежащие их ведению, решались в специально созданных комитетах и комиссиях.

В составе Собственной его Императорского Величества канцелярия было шесть отделений. I отделение осуществляло контроль за деятельностью министерств и ведомств, министров и высших чиновников. Это отделение занималось также назначением и увольнением высших чинов.

П отделение ведало кодификацией законов Российской империи.

III отделение ведало вопросами политической и государственной безопасности. Его задачами были руководство полицией, борьба с государственными преступлениями и противниками существующего режима, сектантами и раскольниками, высылка и размещение ссыльных, управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами. В своей деятельности III отделение опиралось на разветвленную агентурную сеть. Полномочия этого отделения и его возможности были очень велики: оно могло затребовать у любого чиновника, вплоть до министров и губернаторов, любые сведения, и чиновники были обязаны предоставить их. В введении этого отделения находились и политические тюрьмы — Шлиссельбургская и Петровская, Алексеевский равелин. В 1827 г. при III отделении был создан корпус жандармов и Главное жандармское управление. С 1826 г. Главным начальником 3 отделения и шефом жандармов был А.Х. Бенкендорф (1783-1844), вошедший в историю как участник подавления восстания декабристов.

IV отделение руководило женскими училищами и благотворительными заведениями.

V отделение занималось реформой государственных крестьян.

VI отделение ведало управлением Закавказьем.

По структуре и функциям каждое отделение приравнивалось к министерству, и было даже более влиятельным. Таким образом, была создана система органов личной власти императора. Это привело к росту бюрократического аппарата. В свите Николая I было очень много немцев. Он говорил «Русские дворяне служат государству, а немцы - мне». Среди министров Николая I были выдающиеся реформаторы - министр просвещения Уваров, министр государственных имуществ Киселев, министр финансов Канкрин. В сороковые годы XIX века происходит резкий рост чиновников, увеличение делопроизводства, выросли штаты губернского правления, полиции, и чиновник стал важнейшей фигурой провинциальной жизни, оттеснив знатных аристократов.

Наиболее значимые преобразования связаны с именем графа П.Д. Киселева, который провел реформу управления государственными крестьянами (1837-1841). Она включала равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправления, открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехнических знаний.

Государственные крестьяне составляли 1/3 населения России. Ими управляло министерство финансов, для которого главной проблемой был сбор налогов. Крестьяне не знали, сколько платить податей, и за что, учет был в хаосе. Царили произвол и нажива чиновников, так чиновники перераспределяли подати между деревнями для сбора необходимой суммы, получалось, что богатые деревни платят за бедных, что крестьяне считали не справедливым. В государственной деревне было распространено пьянство, помещик не разрешал устраивать кабаки в крепостных деревнях, а в государственных они процветали.

Изменить такое положение взялся граф Павел Дмитриевич Киселев, друг декабристов. В 1836 году он провел ревизию 4 губерний, после которой подал доклад царю. В нем он доказывал, что надо изменить взгляд на крестьян как на источник податей. Крестьяне были переданы в созданное 1837 году министерство государственных имуществ. Был четко регламентирован выбор сельского управления: десять дворов выбирали десятского, сто - старосту, село - старшину. Высший орган управления в селе был сельский сход, который кроме старшины избирал местный суд, сельскую управу, смотрителя хлебного магазина, пожарных старост. Своеобразие аппарата заключалось в том, что высшие чины назначались сверху, низшие - снизу.

Деятельность министерств государственных имуществ была гласной, с 1843 года для всех желающих публиковались отчеты министерства.

Основная идея реформы Киселева заключалось в следующем - крестьяне будут исправно платить налоги в том случае, если они будут состоятельными. Для этого было сделано следующее:

· Роздано крестьянам 2.5млн. десятин земли из государственного фонда + 2 млн. десятин леса.

· Переселено 200тыс душ из мало земельных сел на еще 2.5 млн. десятин казенных земель. Земельный надел у государственных крестьян составил 8-15 десятин на душу мужского пола.

· Были созданы вспомогательные кассы для выдачи кредита крестьянам. Ежегодные ссуды составили 1500’000 рублей. В селах было создано 500 сельских сберкасс и 3000 хлебных магазинов - складов, в которых крестьяне хранили запасы хлеба на случай неурожая.

· Вместо уравнительной подушной подати была введена подать с учетом качества земель, то есть подать была переложена с работника на землю.

· Рекрутская повинность теперь не висела над крестьянином всю жизнь, призвать в армию могли лишь до 20-ти лет.

· Для улучшения жизни крестьян было построено 600 казенных кирпичных заводов, введено оспопрививание, устроены опытные поля, пасеки и сады, открыты сельские школы. До реформы в казенных селах было всего 60 училищ с 1800 учениками, стало 2500 училищ со 110 тысячами учащихся, в том числе и девочками.

· Правительство стало вести борьбу с кабаками. Если в селе закрывали кабак, то правительство выдавало сельскому обществу на строительство церкви, при которой обязательно была церковно-приходская школа. Правительство Николая I понимало, что душа крестьянина важнее, чем доход от водки.

Особенностью проведения было то, что от казны не было взято ни рубля. До реформы недобор податей составлял 10%, после реформы - 3%. Сбор податей увеличился с 391 млн. до 506 млн. У графа Киселева была идея постепенно скупить частные помещичьи имения и сделать крепостных крестьян государственными. Ему удалось скупить 178 имений с 55 тыс. душ.

Недостатком проведения этой реформы было то, что выросло число чиновников, контролирующих деревни, а так же то, что местные власти отходили от идеи Киселева, не объясняли крестьянам сути необходимых преобразований. Так, например, картофель внедряли розгами и штыками, что вызывало картофельные бунты.

В 1839-1843 году была проведена денежная реформа министра финансов Канкрина, которое оказало положительное воздействие на экономику России, выросла внутренняя и внешняя торговля. Канкрин стремился ограничить государственные расходы, осторожно пользовался кредитом, и облагал высокими пошлинами ввозимый товар, это приносило доход казне и защищало Российскую промышленность.

Главной задачей Канкрин считал наведение порядка в денежном обращении. Во время царствования Александра I финансы, вследствие войн, были расстроены, внешний долг России достиг 102 млн. рублей серебром. Страна была наводнена бумажными деньгами, которые печатало правительство для военных расходов и платежей по внешнему долгу. Курс бумажного рубля постоянно колебался: существовал вексельный курс для торговли с иностранцами, податной курс рубля, по которому принимали подати государственные учреждения, и простонародный курс для частных сделок. Кроме того, имели хождение различные иностранные монеты. Канкрин принял в 1839 г. закон об обязательном совершении всех сделок на серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно свободно обменивать на серебро. Манифестом 1 июля 1843 г. начался обмен всех находившихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета 1 кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями. При этом Канкрин следил за тем, чтобы количество кредитных билетов соответствовало размером государственного серебряного запаса.

В царствование Николая I была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому. Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного Уложения 1649 г. Их опубликовали в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов), куда вошли 31 тыс. законодательных актов с 1649 по 1825 г. В 1832 г. издан 15-томный «Свод законов Российской империи», заключивший в себе расположенные в систематическом порядке 40 тыс. статей действующего законодательства.

В области просвещения и печати политика правительства была крайне консервативной. Был издан цензурный устав, согласно которому любая рукопись и даже ноты перед изданием должны были быть прочитаны цензором. История донесла до нас анекдотические случаи запретов. Например, такое поэтическое признание в любви: «Один твой взгляд дороже для меня вниманья всей вселенной» не получило разрешения на издание, поскольку, как объяснил цензор, нельзя взгляд женщины ставить выше законов, официальных властей, и уж тем более императора и Бога!

В 30-е годы многочисленные законы о службе гражданских чиновников были собраны в «Устав о службе гражданской», который определял порядок поступления на службу, увольнение, права и обязанности чиновников. Средством подчинения бюрократии контролю со стороны государя были его личные попытки бороться со злоупотреблениями чиновников. «Он сам лично ревизовал ближайшие столичные учреждения: бывало налетит в какую-нибудь казенную палату, напугает чиновников и уедет, дав всем почувствовать, что он знает не только их дела, но и проделки» (Ключевский). Впрочем, подобные налеты оказывались средством малоэффективным. И взяточничество, и казнокрадство продолжали процветать.

Повсеместным явлением стало взяточничество. В конце 40-х годов, по данным III отделения, только трое из 50 губернаторов Европейской России не брали взяток: Киевский губернатор Писарев — как очень богатый, Таврический губернатор Александр Муравьев — как бывший декабрист, Ковенский губернатор Радищев, сын А.Н. Радищева, — хотя он не разделял взгляды отца, но все же взятки не брал.

Реакционная политика Николая 1 больше всего проявилась в области просвещения. В основу народного просвещения был положен принцип строгой сословности, что нашло свое воплощение в изданном в 1828 г. Уставе учебных заведений. Согласно ему начальное и среднее образование подразделялось на три категории: 1) для детей низших сословий (крестьян) предназначались одноклассные приходские училища; 2) для средних сословий (мещан, купцов) - трехклассные училища с более широкой программой обучения. 3) для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии, окончание которых давало право для поступления в университеты. Устав ликвидировал преемственную связь между этими ступенями, поскольку уровень образования должен был соответствовать социальному положению учащегося. В уставе откровенно говорилось, что такое деление школьного обучения сделано для того, чтобы «никто не стремился возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться»

Университетский устав 1835 г. ограничил автономию университетов, устанавливался строгий полицейский надзор за студентами (положительные стороны - поднималось значение университетов, восстанавливалось преподавание философии, большое место заняли история, российское законодательство).

Для обсуждения крестьянского вопроса в общей сложности было создано 9 секретных комитетов. От членов секретных комитетов даже бралась подписка о неразглашении тайны. Нарушившим ее, грозило суровое наказание. Принятые указы были лишь направлены на некоторое смягчение крепостного права. Так, запрещалась продажа крестьян в розницу (1841);

— не разрешалась покупка крестьян безземельными дворянами (1843);

— крестьянам было предоставлено право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика (1847);

Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах». По этому указу, получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле. Указ гласил: «Вся без исключения земля принадлежит помещику, это вещь святая, и никто к ней прикасаться не может». Исходя из этого, указ предусматривал предоставление крестьянину личной свободы по воле помещика, а надел земли в пользование, за что крестьянин был обязан выполнять по соглашению с помещиком по сути дела те же барщину и оброк. Практического значения в разрешении крестьянского вопроса этот указ не имел. За 1842-1858 гг. на положении «обязанных» было переведено всего лишь 27.173 души муж. пола.

В целом меры правительства в разрешении крестьянского вопроса в царствование Николая 1 дали незначительные результаты. Положение крепостных крестьян не улучшилось, зато много сделано для сохранения власти и привилегий помещиков.

Характерной чертой внутренней политики Николая I являлось укрепление и консервация дворянского сословия, создавались преграды к расширению его за счет выходцев из «податных сословий». В 1832 г. были введены звания потомственных почетных граждан (присваивались детям, чьи родители имели личное дворянство, ученым, художникам, купцам 1,2 гильдии) и почетных граждан (присваивались чиновникам 4—10 классов, лицам, окончившим высшие учебные заведения). Почетные граждане освобождались от рекрутской повинности, телесных наказаний, подушной подати, то есть получали некоторые права дворян. По мысли правительства, эти меры должны были уменьшить стремление «подлого сословия войти в высшую сословную касту».

В 1845 г. издан указ, по которому потомственное дворянство приобреталось на военной службе, начиная со старших офицерских чинов, а на гражданской — с пятого класса Табели о рангах, а не с восьмого, как было ранее; в целях укрепления материальной базы дворянства указом 1845 г. учреждались неделимые наследственные имения, то есть не принадлежавшие дроблению между наследниками и переходившие по наследству к старшему сыну.

В сфере экономической политики правительство оказалось более последовательным. Важнейшими экономическими мерами правительства Николая 1 были следующие: установление протекционистских пошлин на ввозимые заграничные товары; организация крупных промышленных выставок, широкое железнодорожное строительство; создание в 1828 г. Мануфактурного Совета, который осуществлял контроль за развитием промышленности, организовывал выставки, разрешал конфликты между фабрикантами и рабочими.

В общественном движении и идейных направлениях в 30-40-е гг. Х1Х в. существовало несколько течений. Консервативное было представлено сторонниками «теории официальной народности», сформулированной министром народного просвещения Уваровым. Суть ее выражалась формулой - самодержавие, православие, народность. Самодержавие они считали единственно приемлемой формой российской государственности, верность россиян православию - признаком их истинной духовности. Народность понималась как необходимость для образованных сословий учиться у простого народа верности престолу и любви к правящей династии. Единство царя и народа - залог внутреннего спокойствия страны. Эта теория насаждалась в просвещении, литературе, искусстве.

Либеральное направление выразилось в таких течениях общественной мысли как западники и славянофилы. Главный вопрос, который интересовал в это время русское общество, заключался в определении путей, по которым пойдет Россия. Славянофилы (А.С.Хомяков, братья Аксаковы, Ю.Ф.Самарин) считали, что русскому народу присущи свои специфические особенности, которые определили исторический путь страны, отличный от западного. Эти особенности они видели в извечном существовании крестьянской общины - «мира» и православной религии. Община, главной функцией которой были уравнительные переделы земли, способствовала формированию русского национального характера и нравственности, которую сохраняла православная церковь.

В отличие от Запада, власть в России не была отделена от народа. Об этом говорит и факт добровольного призвания князя Рюрика русским народом, осознавшим необходимость государства. Между властью и общиной - «миром» установились добрые патриархальные отношения. Власть выполняла свои функции и не вмешивалась в дела мира. Все беды, по мнению славянофилов, начались с реформ Петра 1, который насаждал чуждые европейские порядки. России необходимо идти по своему самобытному пути, развивая нравственные качества, которые присущи русскому народу. Осуждали славянофилы засилие бюрократии, взяточничество и крепостное право. Славянофилы внесли большой вклад в изучение фольклора, быта, обычаев и нравов русского народа.

Противниками славянофилов были западники (С.М.Соловьев, К.Д.Кавелин, В.Г.Белинский и А.И.Герцен). Они считали, что Россия идет тем же историческим путем, что и Запад, но отстала от него, и поэтому должна заимствовать достижения западной цивилизации. Западники выступали за буржуазный путь развития страны, тогда как славянофилы считали, что Россия должна развиваться как крестьянская страна, где община является препятствием к распространению «язвы пролетариатства». Движущей силой истории западники считали борьбу личности за свободу. Споры западников и славянофилов имели большое общественное значение, так как ставили важнейшие проблемы исторического развития.

Для общественной жизни России 30-40-х годов характерно возникновение различных революционных кружков - братьев Критских, А.И.Герцена, Н.П.Огарева, Н.В.Станкевича, М.В.Петрошевского, и др.

Итоги внутренней политики Николая I. После выступления декабристов император утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия он видел в чиновничьей бюрократии (С.Ф. Платонов). Николай стремился опереться на ту часть дворянства, доходы которой были недостаточны для того, чтобы можно было обойтись без государственной службы и жалованья. Формируется класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией.

Оценивая итоги царствования, надо отметить, что именно в условиях николаевского самодержавия вырос будущей царь-реформатор, уже не испытывавший страха ни перед «дворянской удавкой», ни перед гвардейским переворотом, который тяготел над сыновьями Павла 1. Тогда же сложился и слой либеральной бюрократии, убежденной, подобно императору Николаю 1, в необходимости реформ, в частности в ликвидации крепостного права. К концу его эпохи лица, слой этот составлявшие, обладали и необходимыми для преобразований знаниями, и определенным административным опытом. Не следует забывать и того, что признанным их лидером в эпоху Великих реформ стал один из сыновей Николая I - великий князь Константин.

Ни современники, ни наследники, ни далекие потомки не сумели дать однозначной оценки роли, сыгранной императором Николаем 1 в русской истории, не смогли определить кем он был для России - злым гением или ангелом-хранителем. Во всяком случае, это была личность выдающаяся и неординарная.


Кодификация законов

О царствовании Николая I у современников остались в основном мрачные воспоминания, к числу бесспорных достижений этого времени можно отнести кодификацию законов.

Речь шла о Комиссии составления законов, которая была преобразована во II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, менее известное, но не менее важное, чем III Отделение, занимавшееся политическим сыском. Перед II отделения была поставлена задача по кодификации разрозненного и запутанного российского законодательства. Начальником II Отделения стал М. А. Балугьянский.

В то же время именно Сперанскому, хотя он и не занял официального поста, было поручено общее "возглавление" всего дела. До самой смерти Сперанский руководил II Отделением без какого-либо юридического оформления своей нелегкой миссии.

Штат II Отделения состоял из 20 человек. Кроме чиновников, во II Отделение были зачислены известные ученые: профессор А. П. Куницын, преподававший в Лицее А. С. Пушкину, и профессор М. Г. Плисов - они оба были уволены из Санкт-Петербургского университета за вольнодумство и демонстративно приняты Сперанским и Балугьянским на службу, а также профессор В. Е. Клоков, действительный статский советник Цейер, коллежский секретарь Н. М. Старцов", ставший ближайшим помощником Сперанского в последние годы его жизни будущего графа, и барон Корф. На содержание II Отделения было ассигновано 37 800 рублей. Отдельной строкой финансировалось приобретение книг для II Отделения - 10 000 рублей в год.

Был подготовлен план, наметивший три главных направления:

1) создание свода всех изданных в России законов;

2) систематизация действующих законов и разработка нового кодекса.

К 1830 г. было составлено Полное собрание законов, которое включало более 30 920 нормативных актов, расположенных в хронологическом порядке, начиная с Соборного уложения 1649 г., и заканчивая Манифестом от 14 декабря 1825 г., написанным самим Сперанским. Первое издание Полного собрания законов состояло из 40 томов законов и 6 томов приложений (алфавитно-предметный и хронологический указатели, графики, рисунки и т.д.). Забегая вперед, скажем, что сразу же началось второе, а через полвека - третье издание Полного собрания законов. Новые нормативные акты составляли тома, выходившие ежегодно. Последний том, включавший законодательство за 1913 г., вышел в предреволюционном 1916 г. Всего в Полное собрание законов, пополнявшееся до начала революции, вошло 56 томов.

Публикация Полного собрания законов стала подготовительным этапом перед составлением и изданием Свода законов, который должен был включать только действующие нормативные акты. Проверка того, является ли тот или иной акт действующим и не противоречащим другим актам, возлагалась на специальные ревизионные комитеты, образованные при министерствах и главных управлениях. Законы систематизировались не по хронологическому, как в полном собрании законов, а по отраслевому принципу. Для каждой статьи Свода законов был подготовлен комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. Свод законов был опубликован в 1832 г. и состоял из 15 томов. За первым изданием Свода законов последовали два полных (1842, 1857) и шесть неполных (1833, 1876, 18885, 1886, 1887, 1889 гг.) изданий.

В соответствии с идеями Сперанского Свод делился на восемь главных отделов, помещенных в 15 томах. Структура Свода была следующей:

I. Основные государственные законы;

II. Учреждения:

а) центральные;

б) местные;

в) уставы о службе государственной.

III. Законы правительственных сил:

а) уставы о повинностях;

б) уставы о податях и пошлинах;

в) Устав таможенный;

г) уставы монетный, горный и о соли.

IV. Законы о состояниях:

V. Законы гражданские и межевые;

VI. Уставы государственного благоустройства:

а) уставы кредитный, торговый, промышленности;

б) уставы путей сообщения, строительный, пожарный, о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных селениях, о колониях иностранцев в империи.

VII. Уставы благочиния (законы полиции):

а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный;

б) уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей.

VIII. Законы уголовные.

10 января 1832 г. на заседании Государственного совета были рассмотрены Свод законов и Полное собрание законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов с 1 января 1835 г., а перед этим разослать это издание во все правительственные учреждения для ознакомления и подготовки. По плану Сперанского создание Полного собрания законов должно было предварять создание Свода законов, а Свод в свою очередь должен был стать предварительным этапом перед подготовкой нового Уложения. Новое Уложение так и не было составлено, а его роль стал играть сам Свод законов.

Вместе с тем кодификация права была огромным шагом вперед. Заслуги Сперанского в осуществлении этого титанического труда были бесспорны и признаны Николаем I перед лицом всех сановников на заседании Государственного совета 19 января 1833, принявшем решении о введении в действие Свода законов.

Денежная реформа

Денежная реформа в России была проведена в 1839-1843 годах под руководством министра финансов Канкрина. Привела к созданию системы серебряного монометаллизма. Был начат обмен всех ассигнаций на государственные кредитные билеты, обменивающиеся на золото и серебро.

Проведение реформы позволило установить в России стабильную финансовую систему, сохранявшуюся вплоть до начала Крымской войны.

Первый этап денежной реформы 1839-1843 гг. начался с издания 1 июля 1839 манифеста “Об устройстве денежной системы”. Согласно манифесту с 1 января 1840 в России все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре. Главным средством платежа становился серебряный рубль с содержанием чистого серебра 4 золотника 21 доля. Государственным ассигнациям отводилась роль вспомогательного денежного знака. Поступления в казну и выдача денег из неё исчислялись в серебряных рублях. Сами же платежи могли совершаться как в звонкой монете, так и в ассигнациях. Золотая монета должна была приниматься и выдаваться из казённых учреждений с 3%-ной надбавкой от ее нарицательной стоимости. На первом этапе денежной реформы был зафиксирован фактический уровень обесценения ассигнационного рубля.

Одновременно с манифестом был опубликован указ от 1 июля 1839 г. «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом банке», который объявлял билеты Депозитной кассы законным платежным средством, обращающимся наравне с серебряной монетой без всякого лажа. Касса начала выполнять операции в январе 1840 г., она принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. В период с 20 декабря 1839 по 18 июня 1841 в соответствии с рядом сенатских указов были выпущены депозитные билеты достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Они изготавливались экспедицией Депозитной кассы и выпускались в обращение по 1 сентября 1843 года.

Вторым этапом денежной реформы стала эмиссия кредитных билетов сохранных казен, воспитательных домов и Государственного заемного банка. Она осуществлялась в соответствии с манифестом от 1 июля 1841 «О выпуске в народное обращение кредитных билетов на 30 миллионов серебром».

Принятие этого акта не рассматривалось в качестве мероприятия по упорядочению денежного обращения, а было вызвано экономической необходимостью. В 1840 г. в средней полосе России был сильный неурожай. Началось усиленное изъятие вкладов из кредитных учреждений. Банки находились на грани банкротства. Этому в значительной мере способствовала система перманентных «позаимствований» из государственных кредитных учреждений, в силу чего они оказались не в состоянии не только открывать кредиты, но и выдавать вклады. 26 февраля 1841 в качестве экстренной меры было принято решение об эмиссии кредитных билетов с целью оказания помощи государственным кредитным учреждениям и казне. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наравне с серебряной монетой.

Начиная с 1841 г. в России параллельно обращались три вида бумажных денежных знаков: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Их экономическая сущность была различна. Ассигнации являлись средством обращения и платежа, их реальная стоимость была в четыре раза ниже номинальной. Депозитные билеты были фактически квитанциями на серебро. Они находились в обращении в размере, равном сумме вкладов, и казна не имела дополнительных доходов от их эмиссии.

На последнем этапе в соответствии с проектом реформы должна была произойти замена ассигнаций на депозитные билеты. Но эмиссия депозитных билетов не приносила дополнительных доходов государству. В то же время в обороте находились устойчивые бумажные денежные знаки, только частично покрытые металлом, - кредитные билеты. Их эмиссия была выгодна для казны. Поэтому правительство приняло решение о расширении выпуска в обращение кредитных, а не депозитных билетов.

В результате на третьем этапе реформы ассигнации и депозитные билеты были обменены на кредитные билеты. Обмен осуществлялся на основе манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» от 1 июня 1843 года. Для изготовления кредитных билетов при Министерстве финансов была создана экспедиция государственных кредитных билетов постоянным фондом звонкой монеты для размена крупных билетов. В соответствии с манифестом выпуск депозитных и кредитных билетов сохранных казен и Государственного заемного банка прекратился. Они подлежали обмену на государственные кредитные билеты. Ассигнации были девальвированы.

В результате проведения реформы в России была создана система денежного обращения, при которой бумажные деньги разменивались на серебро и золото. Кредитные билеты имели на 35-40% золотое и серебряное обеспечение. Законодательство в области денежного обращения, сложившееся в результате реформы Канкрина, запрещало выпуск кредитных билетов для кредитования торговли.

Денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 гг., обладала рядом важнейших признаков:

Существовала свобода чеканки не только серебра, но и золота.

Золотые империалы и полуимпериалы чеканились с надписью «десять рублей» и «пять рублей», причем правительство стремилось закрепить с помощью законодательства стоимостное отношение между золотым и серебряным рублем.

Кредитные билеты были разменны не только на серебро, но и на золото.

В России в 30-40-х гг. XIX в., несмотря на развитие товарно-денежных отношений, господствовало натуральное хозяйство. Соответственно объем покупаемых предметов потребления был невелик, и деньги как средство обращения требовались в незначительных количествах. Рабочие, чиновники и другие лица, жившие на жалованье, не играли такой важной роли, как в условиях развитых товарно-денежных отношений. При сравнительно неразвитом рынке и плохих путях сообщения цены на продукты были очень низкими, а уровень промышленного развития - относительно невысоким. Товары промышленного производства, зачастую ввозимые из-за границы, приобретались небольшим кругом лиц. Денежный оборот осуществлялся преимущественно с казной. Поэтому денежная реформа, проведенная в 1839-1843 гг. обеспечила относительно устойчивое денежное обращение.

Крестьянский вопрос при Николае I

В первые годы своего царствования Николай I не придавал большого значения крестьянскому вопросу. Постепенно, однако, царь и его ближайшее окружение приходили к мысли, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает развитие производительных сил страны и ставит ее в невыгодное положение перед другими странами - в том числе и в военном отношении.

Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, рядом частичных реформ. Первым шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П. Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права, дружил с декабристами, не зная об их заговоре. В 1837-1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялись посадки картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща, засевать их картофелем, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой» призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину.

По государственным деревням в 1840-1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов». Вместе с русскими в них участвовали мари, чуваши, удмурты, коми.

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы и точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все социальные группы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I.

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.

Постоянное внимание и интерес императора привлекал вопрос об улучшении быта крестьян. Интерес этот поддерживался частыми волнениями крестьян. В царствование Николая I насчитывалось свыше 500 случаев крестьянских волнений. Несколько раз Николай I учреждал секретные ("негласные") комитеты по крестьянскому делу. Они собирали сведения и материалы, писали докладные записки, составляли проекты, но все это бумажное производство оставалось лежать "под сукном", ибо сам Николай I не мог решиться на серьезную ломку существующего порядка.

Указ об "обязательных крестьянах" от 2 апреля 1842 г. не отменял указ 1803 г. "о вольных хлебопашцах", но владельцам (которые "сами сего пожелают") разрешалось "заключать с крестьянами своими по взаимному соглашению договоры на таком основании, чтобы помещики сохраняли принадлежащее полное право вотчинной собственности на землю, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за установленные повинности". Указ 1842 г. носил только рекомендательный характер, нормы надела и повинности крестьян всецело завысили от помещика, который сохранял и полную власть над "освобожденным", "обязательным" крестьянином. Практическое значение этого указа было невелико - до реформы 1861 г. было освобождено несколько более 27 тысяч крестьян.

Волостное и сельское управление были построены на начале крестьянского самоуправления. Министерство графа П. Д. Киселева заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд крестьян: производило размежевание земель, отводило дополнительные наделы для малоземельных, устраивало ссудо - сберегательные кассы, школы и больницы. Реформа государственной деревни, проведенная П. Д. Киселевым, новая форма организации казенных крестьян (в том числе введение самоуправления) послужила образцом для устройства помещичьих крестьян по освобождении их от крепостной зависимости.

Губернское управление при Николае I

Областное управление при Николае I осталось на прежних основаниях, даже в прежнем виде; оно не было усложнено, подобно центральному; подверглось некоторым изменениям только управление сословное, дворянское. Как мы знаем, дворянству было предоставлено учреждениями 1775 г. решительное господство в местном управлении. При императоре Павле упразднены были некоторые из судебных и губернских учреждений; при Александре было даже несколько расширено участие дворянства в местном управлении; не передавая всех подробностей, укажу, что по учреждениям 1775 г. судебные палаты (уголовная и гражданская, служившие высшей инстанцией для сословных высших учреждений, например губернского магистрата, верхнего земского суда) не имели сословного характера, состояли из членов от короны. По закону 1780 г. предоставлено было дворянству и купечеству выбирать по два заседателя в обе палаты, которые действовали вместе с председателем и советником от короны. По закону 1831 г. дворянству предоставлено было право выбирать председателей обеих палат. Таким образом, и общий суд, несословный, в губернии отдан был в распоряжение дворянства, но зато было ограничено право участия дворянства в губернском управлении установлением ценза.

В губернских учреждениях 1775 г. на дворянских съездах право выбора имел каждый потомственный дворянин или высший штаб-офицерский чин. Положение 1831 г. точнее определяло участие дворян в съездах и выборах: именно, одни дворяне могли участвовать в съездах с голосом, другие - без голоса. Право участвовать с голосом имел потомственный дворянин, достигший 21 года, имевший недвижимую собственность в губернии, получивший на действительной службе по крайней мере чин 14-го класса или служивший три года по дворянским выборам, вот главные условия. Не удовлетворявшие им потомственные дворяне участвовали в съездах без голоса. Притом и право голоса было двоякое: одни дворяне подавали голос во всех делах, обсуждавшихся в собрании, другие во всех, кроме выборов; право участвовать во всех делах и в выборах предоставлено было потомственным дворянам, которые имели в губернии не менее 100 душ крестьян или не менее 3 тыс. десятин удобной, хотя и незаселенной, земли. Голос во всех делах, кроме выбора, принадлежал потомственным дворянам, которые имели в губернии менее 100 душ или 3 тыс. десятин земли.

Один разряд дворян имел непосредственное право голоса, другой - посредственный голос через уполномоченных; именно мелкие участки складывались в одно, так чтобы их совокупность составляла нормальный участок в 100 душ, и выбирали одного уполномоченного на дворянский съезд. Законом 1837 г. усложнено было устройство земской полиции, как известно, руководимой дворянством. Исправник, начальник уездной полиции, действовал по-прежнему, но каждый уезд разделен на станы, и во главе стана поставлен был становой; становой - коронный чиновник, который назначается губернским управлением только по рекомендации дворянского собрания. Принимая во внимание все перемены, внесенные в губернское управление, следует сказать, что влияние дворянства на местное управление не было усилено; расширено было участие, но вместе и ослаблено введением цензов и сочетанием выборных должностей с коронными. До сих пор дворянство было руководящим классом в местном управлении; со времени издания законов 1831 и 1837 гг. дворянство стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским орудием правительства.

Вот и все важные перемены, какие были внесены в центральное и губернское управление. Этими переменами нарушено было равновесие между тем и другим; центральное управление было страшно расширено, и в нем получила необыкновенное развитие канцелярия; местное управление осталось в прежней форме. Если мы представим усиленную деятельность, какая внесена была императором в учреждения, то нам понятен будет главный недостаток управления. Все дела велись канцелярским порядком, через бумагу; размноженные центральные учреждения ежегодно выбрасывали в канцелярии, палаты десятки, сотни тысяч бумаг, по которым эти палаты и канцелярии должны были чинить исполнение. Этот непрерывный бумажный поток, лившийся из центра в губернии, наводнял местные учреждения, отнимал у них всякую возможность обсуждать дела; все торопились очищать их: не исполнить дело, а "очистить" бумагу - вот что стало задачей местной администрации; все цели общественного порядка, который охранялся администрацией, все свелись к опрятному содержанию писаного листа бумаги; общество и его интересы отодвинулись перед чиновником далеко на задний план. Все управление представляло громадный и не совсем правильный механизм, который без устали работал, но который был гораздо шире, тяжелее наверху, чем внизу, так что нижние части и колеса подвергались опасности треснуть от слишком усиленной деятельности в верхних.

Чем больше развивался такой механизм, тем менее оставалось у руководителей его возможности следить за действием его частей. Никакой механизм не мог усмотреть за работой всех колес, за их ломкой и своевременной починкой. Таким образом, руководство делами уходило с центра вниз; каждый министр мог только, посмотрев на всю эту громадную машину государственного порядка, махнуть рукой и предоставить все воле случая; настоящими двигателями этого порядка стали низшие чиновники, которые очищали бумаги. Этот недостаток и выражен был самим наблюдательным императором, который сказал раз, что Россией правит не император, а столоначальники. Такой вид представляло здание бюрократизма, как оно было поставлено в это царствование, т. е. как оно было тогда завершено. Не доверяя общественности, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование шло дальнейшее разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные отрасли человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В начале XIX в. их насчитывалось 15-16 тысяч, в 1847 г.-61,5 тысяч и в 1857 г.- 86 тысяч.

Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в центральных ведомствах. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были перегружены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер. Губернские чиновники иногда строчили ответ на бумагу из Петербурга, даже не прочитав ее. Однако сущность бюрократического управления состоит не в исписывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это - его внешние признаки. Сущность же в том, что решения принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично ответственным должностным лицом (министром, губернатором), а всей административной машиной в целом. Министр же или губернатор составляют только часть этой машины, хотя и очень важную.



Составление Свода законов Российской империи . Показания декабристов, данные во время следствия, открыли перед Николаем широкую панораму российской жизни со всеми ее неустройствами. Он приказал составить свод из этих показаний, держал его в своем кабинете и часто к нему обращался. Многое из того, о чем говорили декабристы, ему приходилось признать справедливым.

В первые годы правления в числе ближайших помощников Николая оказался ряд крупных государственных деятелей. Это прежде всего М. М. Сперанский, П. Д. Киселев и Е. Ф. Канкрин. С ними связаны главные достижения николаевского царствования.

Оставив мечты о конституции, Сперанский теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Он считал, что эту задачу невозможно решить без четко составленных законов. Со времени Соборного уложения 1649 г. накопились тысячи манифестов, указов и положений, которые друг друга дополняли, отменяли, противоречили один другому. Отсутствие свода действующих законов затрудняло деятельность правительства, увеличивало злоупотребления чиновников.

По распоряжению Николая работы по составлению Свода законов были поручены группе специалистов под руководством Сперанского. Прежде всего изъяли из архивов и расположили в хронологическом порядке все законы, принятые после 1649 г. Они были опубликованы в 51 томе «Полного собрания законов Российской империи».

Затем началась более сложная часть работы: все действующие законы расположили по определенной схеме (гражданское право, уголовное право и пр.), устранили имевшиеся между ними противоречия. Такая работа называется кодификацией законов. Иногда действующих законов не хватало для заполнения схемы, и Сперанскому с помощниками приходилось «дописывать» закон на основании норм зарубежного права. К концу 1832 г. закончилась подготовка всех 15 томов «Свода законов Российской империи» . «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный, — гласила статья 1 «Свода законов». — Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает».

19 января 1833 г. «Свод законов» был одобрен Государственным советом. Николай I, присутствовавший на заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного (высший российский орден) и возложил его на Сперанского. Таков был путь этого крупнейшего государственного деятеля. Начинал он с конституционных проектов, которые теперь пылились в архивах. Закончил — составлением «Свода законов» самодержавного государства. Этот Свод немедленно вступил в действие, уменьшив хаос в управлении и произвол чиновников. Что те ли проекты времен Александра I, которые открывали заманчивые, но туманные перспективы? Это ли дело, которое выглядит сравнительно малым, несмотря на вложенный в него титанический труд и немедленную практическую пользу? Непросто ответить на эти вопросы. Наверное, всякое время имеет свой масштаб дел. Но во все времена, говоря старомодным и наивным языком Державина, «сияют добрые дела».


Крестьянский вопрос при Николае I

Крестьянский вопрос. Первое время молодой император Николай не придавал большого значения . Но постепенно росло понимание того, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает рост производительных сил страны и ставит ее в невыгодное положение перед другими державами — в том числе и в военном отношении.

Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, путем частичных реформ. Первым шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил Павел Дмитриевич Киселев (1788—1872). Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. Когда-то он подавал Александру I записку о поэтапной отмене крепостного права. В 1837—1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер по упорядочению управления государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные деревни переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялись посадки картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща засевать их картофелем, а урожай распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой» , призванной страховать население от неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку ввести казенную барщину. В 1840—1844 гг. по государственным деревням прокатилась волна «картофельных бунтов» . Вместе с русскими крестьянами в них участвовали мари, чуваши, удмурты, коми.

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они боялись, что улучшение быта государственных крестьян усилит желание их крепостных перейти в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева: провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделив им небольшие земельные наделы и точно определив размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты » вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. он сказал в Государственном совете: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все тридцатилетнее царствование Николая I.

Денежная реформа Николая I

Денежная реформа . Александр I оставил тяжелое наследие. В 1825 г. внешний долг России достигал 102 млн. руб. серебром. Страна была наводнена бумажными ассигнациями, которые печатало правительство, пытаясь покрыть военные расходы и платежи по внешнему долгу. Стоимость бумажных денег неуклонно падала.

Незадолго до своей кончины назначил министром финансов известного ученого-экономиста Егора Францевича Канкрина (1774—1845). Убежденный консерватор, Канкрин не ставил вопрос о глубоких социально-экономических реформах. Но он трезво оценивал возможности экономики крепостной России и полагал, что правительство должно считаться с этими возможностями. Канкрин старался ограничить государственные расходы, осторожно пользовался кредитом и придерживался системы протекционизма, облагая высокими пошлинами ввозимые в Россию товары. Это приносило доход казне и защищало от конкуренции неокрепшую русскую промышленность.

Главной своей задачей Канкрин считал упорядочение денежного обращения. В 1839 г. его основой стал серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было свободно обменивать на серебро. Канкрин следил, чтобы количество находившихся в обращении кредитных билетов в определенной пропорции соответствовало государственному запасу серебра (примерно шесть к одному).

Денежная реформа Канкрина (1839—1843) оказала благоприятное влияние на экономику России, способствовала росту торговли и промышленности. Кодификация законов, реформа управления государственными крестьянами и денежная реформа — таковы основные достижения николаевского царствования. С их помощью Николай I к концу 30-х годов сумел укрепить империю. Однако затянувшаяся Кавказская война медленно, но неуклонно подтачивала государственные финансы.

Политическая сфера:

· Отказ от политической реформы, опора на бюрократию и личную канцелярию;

· Ограничение автономии царства Польского и великого княжества Финляндского;

· Разгром декабристов, подавление любых проявлений гражданской активности.

Экономическая сфера:

· Незначительные меры вместо подготовки отмены крепостного права;

· Поддержка дворянского землевладения;

· Реформа государственных крестьян;

· Развертывание системы военных поселений;

· Строительство первых железных дорог и шоссейных.

Социальная сфера:

· Ограничение возможностей служебной карьеры, особенно в армии, для лиц, недворянского происхождения;

· Отмена образовательного ценза, экзамена на чин.

Духовная сфера:

· Военизация учебных заведений, ужесточение цензуры, теория официальной народности.

Внешнеполитическая:

· Николай «Палкин» – жандарм Европы; непомерные амбиции привели к крымской катастрофе.

Тема: Внешняя политика Александра 1 и война 1812 года

1. Война 1812 года, ее влияние на международное положение.

2. Европа после Наполеона, священный союз.

3. Европейские революции 1830,1831,1848-1849 годов.

4. Крымская война.

1. Предпосылки войны:

Вооруженное столкновение между Францией и Россией стало результатом международных отношений в Европе в начале 19 века. В основе конфликта было соперничество между двумя сильными государствами в Европе – Англией и Францией. Император Франции Наполеон видел единственную возможность сокрушить Англию – установить континентальную блокаду, то есть прекратить связи (торговлю Англии и Европы). Россия была вынуждена присоединиться к блокаде после Тильзитского мира в июне 1807 года.

2. Европа после наполеона, священный союз.

Первая четверть 19 века – время созданий организаций в Европе таких, как священный союз и венский конгресс. В сентябре 1814 года был создан венский конгресс, основные цели – восстановление прежних довоенных порядков и восстановление царских династий на престол. В 1815 году Николай 1 предложил создать священный союз для поддержки абсолютных режимов в Европе, подавление революционных выступлений рабочих и крестьян, которые могли свергнуть монархию.

3. В первой четверти 19 века в Европе назревает революционная ситуация. Практически все слои населения были недовольны своим положением, готовы начать выступление. Дворяне во Франции хотели получить компенсацию за потерю имущества и земли после революции 1791- 1794 гг. Буржуазия хотела участвовать в управлении наравне с дворянством; положение рабочих, крестьян - очень тяжелое. Сначала революция была во Франции в июле 1830 года. В стране были установлены конституционное право, введена конституционная монархия, местное самоуправление в городах. Затем революции были в Англии, Германии. Трудно решался рабочий вопрос, но благодаря революции условия рабочих (положение) улучшилось. В Англии добились – 10 часового рабочего дня, увеличение заработной платы, сокращение безработицы. В 1848 году вторая волна революции в Европе за гражданское право, избирательное право и т.д.



4. Причиной Крымской войны стали столкновения интересов России, Англии, Франции и Австрии на Ближнем Востоке и Балканах. Ведущие европейские страны стремились к разделу турецких владений в целях расширения сфер влияния и рынков сбыта. Турция стремилась взять реванш за предыдущие поражения в войнах с Россией.



Одной из основных причин возникновения военного противостояния стала проблема пересмотра правового режима прохождения российским флотом средиземноморских проливов Босфор и Дарданеллы, зафиксированного в Лондонской конвенции 1840-1841 гг.

Поводом к началу войны послужил спор между православным и католическим духовенством о принадлежности «палестинских святынь» (Вифлеемский храм и храм «Гроба Господня»), находившихся на территории Османской империи.

В 1851 г. турецкий Султан, подстрекаемый Францией, приказал отобрать ключи от Вифлеемского храма у православных священников и передать их католикам. В 1853 г. Николай I выдвинул ультиматум с изначально невыполнимыми требованиями, чем исключил мирное разрешение конфликта. Россия, разорвав дипломатические отношения с Турцией, оккупировала дунайские княжества, и в результате Турция 4 октября 1853 г. объявила войну.

Опасаясь усиления влияния России на Балканах, Англия и Франция в 1853 г. заключили секрётный договор о политике противостояния интересам России и начали дипломатическую блокаду.

Первый период войны: октябрь 1853 - март 1854 гг. Черноморская эскадра под командованием адмирала Нахимова в ноябре 1853 г. полностью уничтожила турецкий флот в бухте г. Синоп, взяв в плен главнокомандующего. В наземной операции русская армия добилась существенных побед в декабре 1853 г. - перейдя Дунай и отбросив турецкие войска, она под командованием генерала И.Ф.Паскевича осадила Силистрию. На Кавказе русские войска одержали крупную победу под Башкадылкларом, сорвав планы турок по захвату Закавказья.

Англия и Франция, опасаясь разгрома Османской империи, в марте 1854 г. объявили войну России. С марта по август 1854 г. они предпринимали атаки с моря против русских портов на Адданских островах, Одессы, Соловецкого монастыря, Петропавловска-на-Камчатке. Попытки морской блокады не увенчались успехом.

В сентябре 1854 г. на Крымском полуострове был высажен 60-тысячный десант с целью, захвата главной базы черноморского флота - Севастополя.

Первое сражение на реке Альме в сентябре 1854 г. закончилось неудачей для русских войск.

13 сентября 1854 г. началась героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся 11 месяцев. По приказу Нахимова русский парусный флот, который не мог оказать сопротивления паровым кораблям противника, был затоплен у входа в Севастопольскую бухту.

Обороной руководили адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин, героически погибшие во время штурмов. Защитниками Севастополя были Л.Н.Толстой, хирург Н.И.Пирогов.

Многие участники этих сражений снискали себе славу национальных героев: военный инженер Э.И.Тотлебен, генерал С.А.Хрулев, матросы П.Кошка, И.Шевченко, солдат А.Елисеев.

Русские войска потерпели ряд неудач в сражениях под Инкерманом в Евпатории и на Черной речке. 27 августа после 22-дневной бомбардировки был предпринят штурм Севастополя, после которого русские войска вынуждены были покинуть город.

18 марта 1856 г. был подписан Парижский мирный договор между Россией, Турцией, Францией, Англией, Австрией, Пруссией и Сардинией. Россия потеряла базы и часть флота, Черное море было объявлено нейтральным. Россия утратила свое влияние на Балканы, было подорвано военное могущество в черноморском бассейне.

В основе этого поражения лежал политический просчет Николая I, который толкнул экономически отсталую, феодально-крепостническую Россию на конфликт с сильными европейскими державами.

Тема: Россия в эпоху великих реформ Александра II

1. Крестьянская реформа.

2. Судебная, земская, военная реформы.

3. Внутренняя политика и контрреформы Александра III

1. Решающим фактором реформ Александра 2 был рост социальной напряженности и общественно-политический подъем в России в 50-60-х годах 19 века плюс поражение в Крымской войне, которая показала слабость самодержавия. Первой задачей (правил с 1829 года) считал отмену крепостного права, для решения этого вопроса он создал секретный комитет. 19 февраля 1861 года вышел манифест Александра 2, по которому крестьяне освобождались с землей и получали свободу как граждане. По реформе была установлена высшая и низшая граница надела. Если крестьянину земли не хватало, то осуществлялись прирезки, если земли было больше, то ее забирали – от руки. В – от руки часто попадали нужные крестьянину земли (пастбища и водопои). После реформы крестьяне переходили во «временно обязанное положение» - они продолжали работать на помещика и отрабатывать за лучшую землю. Было установлено правило, по которому крестьянин был обязан выплатить все доли помещику, и был установлен выкуп за землю, который он должен был выплатить в течение 20-30 лет. Выкуп составлял 166,67 копеек. 20% выкупа платил крестьянин, 80% - государство, которое брало с крестьянина 6 % от этой суммы каждый год. С одной стороны отмена крепостного права была прогрессивным шагом, так как обеспечила переход от феодализма к капитализму. Россия заслужила международный престиж и уважение, потому что избавилась от крепостного права. Кроме того в этом был прогресс экономики так как зависимый человек трудится неэффективно. Недостатки реформы: реформа была недоработана, мало земли 71% владело 10% земли.

2. Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же - министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

При рассмотрениивоенной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые изменения были произведены в армии уже в конце 50-х - начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военные суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения - 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота - 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.

Армия стала современной - по структуре, вооружению, образованию.

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” - законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия - дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления - предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы - уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет - вплоть до создания Государственной думы.

Тема: Россия в начале XX века.

1. Экономическое и политическое развитие в России.

2. Первая русская революция.

3. Реформы П. Столыпина.

1. Начало 20го века ознаменовалось началом экономическим кризисом, который начался в 1900-1903гг. Экономика развивалась по типу «качели».

Экономики

· Быстрый рост промышленности,

· Добыча и обработка металла - вышли на 1ое место в мире,

· Возникли новые отрасли производства - нефтедобывающая и химическая,

· Создавались картели и синдикаты.

Экономики

· Развитие капитализма сочеталось с полукрепостническим патриархальным производством (т.е. качество продукции низкое, т.к. не хватало техники, станков, незаинтересованности труда),

· Крупные землевладения сочетались с крестьянским малоземельем,

· Положение рабочих тяжелое - заработная плата маленькая, большая продолжительность рабочего дня,

· Отсутствие нормальных условий жизни.

В 1886 году положение рабочих облегчено: запрет детского труда до 12 лет, ночного труда женщин и детей, перерыв в работе. В 1994 году на престол вступил Николай II. Царствование началось с Ходынской трагедии, это увеличило социальное напряжение в обществе.

· Малоземелье, обнищание крестьян;

· Неравенство между сословиями;

· Проблема рабочих;

· Русско-японская война, в которой Россия проигрывала и имела большие потери.

Этапы революции 1905-1907 гг.:

Ø Кровавое воскресенье;

Ø Разворачивается мощное забастовочное движение по всей стране, начинаются крестьянские волнения (чтобы дали землю);

Весна-лето 1905

Ø Создание совета рабочих депутатов, для руководства со стачками;

Ø Создание всероссийского крестьянского союза (цель добиться земли и воды);

Ø Восстание на броненосце Потёмкин, волнение в армии против русско-японской войны;

Ø Забастовки переходят во всеобщую стачку;

Ø 17 октября 1905 года Николай II подписал манифест о созыве законодательной год.думе (царь впервые разрешил издавать законы членам гос.думы),даровании политических и гражданских прав, о создании партий;

Декабрь 1905

Ø Крупное вооруженное восстание в Москве;

Ø Баррикадные бои на улицах;

Ø Волнения растут, к волнениям крестьян и рабочих присоединяются студенты;

Ø 27.04.1906 года открыта первая государственная дума (большинство - кадетская партия);

Ø 9.07.1906 года государственная дума распущена;

Ø 20.02.1097 года создана вторая государственная дома (большинство – социалисты);

Ø 3.06.1907 года вторая дума распущена;

Ø Итог: сокращение рабочего дня, ограниченное право на стачки, отмена выплатных платежей крестьян.