Болезни Военный билет Призыв

Краткое содержание рассказа детвора. Электронный читательский дневник шнюковой екатерины

Рождественский рассказ «Детвора» был написан А. П. Чеховым в самом начале 1886 года. Материалом для него стали наблюдения писателя над детьми полковника Б. Маевского, командира артиллерийской батареи в Воскресенске. Чехов во время своего пребывания в Воскресенске (1883-1884 гг.) подружился с этой семьей, в которой росли дети Аня, Соня и Алеша.

В январе 1886 года рассказ «Детвора» с подзаголовком «Сценка» был впервые напечатан в «Петербургской газете» за подписью А. Чехонте. Рассказ был с одобрением встречен современниками - как критиками, так и читателями; при жизни писателя он был опубликован 19 раз. Название рассказа Чехов вынес на обложку вышедшего в 1899 году сборника произведений о детях.

Композиция рассказа

«Детвора» представляет по жанру наблюдение-зарисовку за детьми, которые остались поздним вечером дома одни и в отсутствие взрослых не ложатся спать, а играют в лото.

Рассказ с незамысловатым сюжетом приглашает читателя окунуться в мир счастливого и беззаботного детства.

Экспозиция выражена в произведении словами автора, что дети дома ждут родителей с крестин. Событие – сцена игры в лото. Дети играют очень азартно, на деньги. Малыши обмениваются репликами, совершают различные поступки (дерутся, ищут завалившуюся копейку). В этой части рассказа авторский текст скуп. Неожиданный финал произведения – засыпание детей на маминой кровати – создает комический эффект.

Система образов

В «Детворе» Чехов создает целую галерею детских портретов. Писатель не только умело, точными штрихами рисует внешность героев, но и показывает, что у каждого из детей уже есть или начинают проявляться индивидуальные особенности характера, ведь каждый ребенок – это личность.

Девятилетний Гриша завистлив и корыстолюбив, играя в лото исключительно из-за денег. Для восьмилетней Ани «счастье в игре…вопрос самолюбия» , поэтому она ревностно следит, чтобы никто не выиграл. Шестилетняя добрая и жизнерадостная Соня «играет в лото ради процесса игры» , одинаково радуясь за каждого выигравшего. «Пухлый шаровидный карапузик» Алеша в силу возраста не имеет «ни корыстолюбия, ни самолюбия» . Мечтатель по натуре, кухаркин сын Андрей безучастен к выигрышу, его жгучий интерес вызывают цифры: «сколько на этом свете цифр и как они не перепутываются!» .

Контраст беззаботной детворе являет образ пятиклассника Васи - «маленького старичка» , рассуждающего как взрослый: «Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять играть им в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно!» .

Особенности рассказа

В «Детворе» особенно отчетливо проявляется такая характерная особенность чеховского способа изображения, как сжатость. Буквально несколькими штрихами он рисует портреты детей от мала до велика. Язык рассказа очень колоритен, изобилует меткими и яркими словами – «дети играли так вкусно…» .

Ребенок видит и воспринимает окружающий его мир не так, как взрослые. В «Детворе» Чехов видит мир глазами ребенка, и в этом мире опыт взрослого бесполезен. Здесь копейка стоит дороже рубля, а ценность денег условна – «Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры» . Читатель приглашается исследовать и открывать мир вместе с ребенком, увидеть в обычном необычное и новое. С помощью точных художественных деталей писатель ярко и выразительно описывает детский мир: здесь и стеклышки, и белеющее блюдечко с пятикопеечными монетами, и недоеденное яблоко, и ножницы. Ребенок видит и интересуется тем, что находится здесь и сейчас – Чехов в рассказе учитывает эту особенность детского мировосприятия, описывая лишь обеденный стол, за которым играют дети.

В речевых характеристиках героев писатель использует «детские» номинации, передавая фразеологическую точку зрения ребенка – «…тот старенький офицер, который ездит на маленькой серой лошади» . Добрую улыбку вызывают бойкие и азартные выкрики детей, называющих цифры: «Двадцать восемь – сено косим!» .

О глубоком понимании Чеховым детской психологии свидетельствует и пожелание спокойной ночи в завершении рассказа: Чехов заодно с детьми, он вошел в их мир.

Яркий, беззаботный и светлый рассказ «Детвора» передает все обаяние детства.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Рассказ «Детвора» Чехова принадлежит к серии произведений для детей. Несмотря на то что Антон Павлович – один из самых популярных писателей в мире, входит в тройку наиболее известных драматургов, данный раздел его творчества является наименее изученным.

Чехов о детской литературе

Рассказ Чехова «Детвора», как и многие другие его произведения, посвященные жизни и проблемам подрастающего поколения, написан в восьмидесятые годы XIX века. В то время Антон Павлович делал свои первые шаги на литературном поприще.

Рассматриваемое произведение написано в жанре рождественского рассказа.

Оно было издано под псевдонимом Антоша Чехонте.

Сам автор не любил, когда его миниатюры, в которых в качестве главных героев выступают совсем юные персонажи, называли детскими. Чехов говорил, что не признает так называемой «детской литературы». По его мнению, для юных читателей нужно не создавать особые произведения, а выбирать для них материал из взрослой библиотеки, который может быть интересен и полезен в раннем возрасте.

Поэтому рассказ А. П. Чехова «Детвора» со времени своего создания и до сегодняшних дней вызывает огромный интерес у читателей всех поколений. То же самое можно сказать и про другие творения классика, в которых он описывает часто непонятный для взрослых мир детских чувств и переживаний.

Чехов, «Детвора». Краткое содержание

Действие рассказа разворачивается вечером, в доме, где за столом собирались дети для того, чтобы скоротать время за игрой в лото.


Автор говорит о том, что взрослые уехали на крестины, и дети с нетерпением ждут их возвращения, чтобы поскорее узнать все подробности этого торжественного события. Но, вместе с тем, ребята чрезвычайно увлечены своим настоящим занятием. Они играют на деньги.

Перед читателем, как в картинной галерее, поочередно предстают портреты героев рассказа Антона Павловича Чехова «Детвора».

Разнообразие характеров

Самый старший из них – мальчик Гриша. Он посещает подготовительный класс школы и поэтому пользуется большим уважением у своих товарищей. Среди признаков, отличающих внешность этого персонажа, писатель выделяет большие карие глаза и коротко стриженые волосы. Это самый азартный игрок в компании. Смысл всего, что он делает в настоящий момент, заключается только в возможности заработать этим занятием деньги.


Мимика Гриши и все его движения выдают сильное эмоциональное возбуждение данного персонажа.

Он постоянно крутится из стороны в сторону, а его глаза бегают по картам противников.

Когда ему удается выиграть, он немедленно собирает мелочь и складывает ее себе в карманы.

Его младшая сестра, Аня, не проявляет к финансовому вопросу такого огромного интереса, как ее брат. Но выигрыш для этой героини тоже имеет большое значение. Аня стремится одержать победу ради принципа. У нее острый подбородок и блестящие глаза.

Самолюбие

Эмоции, вызываемые у нее игрой, в буквальном смысле отражаются на лице девочки. Она периодически то краснеет, а то бледнеет.

Ее подружка, Сонечка, не стремится к выигрышу. Ей важен сам процесс игры. Она в одинаковой мере радуется за всех победителей, бурно проявляет свои эмоции, хлопая в ладоши и смеясь.

«Флегма»

Второй мальчик, Алеша, совсем еще маленький. Он знаком только с круглыми числами и цифрой «один». Поэтому его товарищи делают за него ставки. Да и сама игра мало привлекает этого пухленького карапуза. Зато он живо интересуется всем, что происходит во время нее. Особенно охотно Алеша наблюдает за разнообразными спорами и драками, если те случаются между детьми в процессе общения. Однако внешне он всегда остается невозмутимо спокойным и равнодушным к происходящему.

Увлекательный мир чисел

Пятым участником партии в лото является ребенок женщины, которая работает в этом доме кухаркой, Андрей. Он увлечен данной игрой не из-за денег и возможности потешить свое самолюбие. Его больше привлекает математическая составляющая этого занятия.


В процессе игры он часто задумывается о том, сколько на Земле существует цифр и чисел. Во время игры Аня замечает, что Гриша пропустил одну из выкрикиваемых цифр. Тем не менее, девочка не сказала ему об этом, боясь, что в этом случае может выиграть он, а не она.

Соня замечает, что по столу, на котором разложены карточки, пробежал таракан. Она громко сообщила это всем остальным участникам игры.

Алеша запретил убивать насекомое, сказав, что у него могут быть дети.

Ход игры

Соня представила себе маленьких представителей тараканьего семейства. Этой девочке досталась первая победа в тот вечер. Гриша на правах самого старшего проверил ее карточки. Но, к величайшему его сожалению, расположение фишек на них оказалось верным.


Во время следующей партии дети обсуждают курьезные случаи: Филипп Филиппович недавно так завернул веки, что его глаза стали казаться красными. А еще один из знакомых мальчиков умеет шевелить ушами.

На этот раз удача оказывается на стороне Гриши. Он выигрывает партию и просит тех, кто сомневается в его честности, проверить карточки.

Сын кухарки печально признался в том, что у него больше нет монет. Дети сказали, что без денег продолжать игру нельзя. Андрей с надеждой еще раз проверил свои карманы. Но там, к сожалению, ничего не оказалось.

Его взгляд был настолько печальным, что Соня сжалилась над ним и дала ему монетку в долг.

Аня сказала, что ей послышался звук колокола. Андрей ответил, что ночью звонят только в часовнях, которые находятся на кладбищах. Этим звоном, по его словам, обычно отпугивают разбойников, которые хотят войти в церковь и убить сторожей. Все настороженно смотрят в темноту за окном. Но игра скоро возобновляется.

На этот раз счастье улыбнулось Андрею. Алеша сомневается в честности своего товарища, он во всеуслышание обвиняет его в мошенничестве. Два мальчика некоторое время ругаются, а затем происходит драка. Первым наносит удар Андрей, он бьет Алешу по голове, тот отвечает ему ударом по щеке. Потом они обмениваются пощечинами и начинают плакать. Но этот конфликт, как и многие детские ссоры, в скором времени прекращается, а потом и вовсе забывается. В глубине души Алеша даже рад случившемуся: произошло нечто интересное.

После этого в комнату заходит пятиклассник. Он всеми силами изображает из себя взрослого. Даже про себя Вася обвиняет взрослых в том, что они позволяют детям играть в азартные игры. Однако через некоторое время он, не справившись с собой, присоединяется к ребятам. Мелких монет у него нет. Он хотел было поставить рубль вместо одной копейки, но дети не согласились.

Никто из ребят не был еще раз достаточно грамотен, чтобы понять, что старший предлагает им монету гораздо большего номинала. Вася идет на кухню, чтобы взять мелочи у прислуги. Но и там не оказывается копеек. Соня соглашается сделать ставку за него. Игра начинается. Вдруг Гриша уронил под стол монетку. Все бросаются искать ее. Наконец копейка найдена. Дети заметили, что Соня уже спит. Они отвели ее в спальню и вернулись, чтобы продолжить игру.


Однако скоро все они тоже оказались лежащими в кровати.

Дети и взрослые

В рассказе Антона Чехова «Детвора», как и во многих других его произведениях, мир детей противопоставляется жизни взрослых.

Это можно проследить даже на лексическом уровне. Чаще всего лица, достигшие зрелого возраста, не называются по именам (мама, папа, тетя и так далее). То же самое можно сказать об офицере, к которому в гости ушли все взрослые члены семьи. Про него читатель узнает лишь то, что он ездит на лошади. Из этого можно сделать вывод, что писатель, хоть и не является ребенком, но описывает окружающую действительность, глядя на нее глазами детей.


В этом мире деньги ценятся только потому, что они дают возможность продолжать участие в игре. Реальная же их стоимость большинству ребят не известна. Они не хотят принимать от своего старшего товарища в качестве ставки монету достоинством в 1 рубль вместо копейки. Когда в произведении Чехова «Детвора» все герои стали ложиться спать, то монеты и вовсе остаются забытыми. Они беспорядочно разбросаны возле принадлежностей для игры в лото.

О человеческих грехах

Делая анализ «Детворы» Чехова, стоит отметить тот факт, что автор не только умиляется, глядя на забавы своих юных героев.

Он признает, что каждый человек по своей природе грешен. И дети не являются исключением из этого правила. Каждому из действующих лиц данного произведения присущ какой-либо ярко выраженный порок. Для первого мальчика, которого зовут Гриша, таким свойством его души является непреодолимая жажда наживы. Аня, стойкая к этому греху, тем не менее, тоже обладает негативной чертой, проявляющейся во время партии в лото, – она любит выигрывать и чувство гордости, возникающее при этом. В «Детворе» Чехов явно говорит об этих качествах, как о пагубных свойствах души, – грехах. Он даже использует термины, которые часто можно встретить в православной литературе, – корыстолюбие и самолюбие.

Еще одним ярким примером возможности появления у совсем маленького человека склонности к греху является мальчик Алеша. Он еще даже не умеет считать, толком не знаком с цифрами, но уже страстно ждет момента, когда его товарищи поссорятся друг с другом. При этом внешне он всегда остается спокойным и равнодушным ко всему происходящему, «флегмой», как его называет Антон Павлович Чехов.

Опытный психолог

Это слово, употребленное классиком, подтверждает мнение многих критиков, о том, что Чехов в своих произведениях проявляет себя как опытный психолог и знаток человеческих душ. Использование таких терминов говорит о том, что он не только изучал характеры людей, опираясь на свой жизненный опыт, но и был знаком с литературой по психологии.

Антон Павлович показывает особенности характера каждого персонажа, исходя из отношения того к игре – ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте, – еще одно подтверждение глубоких познаний его в данной области.

Забота о подрастающем поколении

Однако в «Детворе» Чехов не только указывает на негативные свойства характера своих героев, он видит в них и положительные черты – тот «образ Божий», по которому созданы все люди. Одна из его героинь помогает мальчику, проигравшему все монеты, – она делает ставку за него. А сын кухарки в «Детворе» Чехова описан как очень любознательный ребенок. Писатель, раскрывая тайны детского мировоззрения, вместе с тем наблюдает за игрой ребят с позиции заботливого отца. Не случайно в конце произведения, когда дети уснули, он желает им и всем читателям спокойной ночи.

Заключение

В данной статье было приведено краткое содержание «Детворы» Чехова. Также в нескольких главах был представлен анализ этого произведения.

"Бирюк"

После очередной охоты мужчина возвращался домой, но в пути его застала гроза. И чтобы переждать грозу охотник реши переждать её. На дороге он увидел человека. Оказывается, это был местный лесник по прозвищу Бирюк(человек, одинокий и угрюмый). А звали его Фома. Лесник отвёл охотника в свой дом. Их встретила дочь бирюка - Улита. Дом лесника был бедный. А по середине комнаты стояла колыбель с малышом, которую качала девочка. Когда дождь перестал, охотник пошёл домой, а Фома решил его проводить. В лесу Бирюк услышал стук топора. Герои стали приближаться, а вскоре увидели мужчину в лохмотьях. Лесник хотел наказать его, но после спора с охотником, он отпустил мужчину. Вскоре Фома отправил охотника домой.

"Хорь и Калиныч"

Главный герои рассказа, охотясь в Жиздринском уезде, познакомился с калужским помещиком Полутыкиным. В этот же день Полутыкин пригласил своего нового друга к себе в имение, но так как оно было далеко, поэтому по пути они заехали к Хорю, одному из мужиков Полутыкина. Хорь был зажиточным и умным человеком. За ужином Хорь рассказал охотнику о его жизни. На следующий день рассказчик и помещик отправились на охоту, а по пути заехали к Калинычу - доброму, жизнерадостному человеку. Калиныч отправился вместе с ними на охоту. Калиныч помог им спастись от зноя, устроив шалаш. А после рассказчик узнал, что Калиныч и Хорь были давними друзьями. Они были очень разный: Калиныч больше был к природе, а Хорь держался ближе к людям. Калиныч был одинок, а у Хоря дом полон детей. Эти люди охотнику стали за эти четыре дня совсем родными, но всё же на утро он уехал.

"Касьян с Красивой Мечи"

Знойным летним днем охотник возвращался домой. В дороге он встретил похоронный обоз, но так как это плохая примета, то кучер охотника путался обогнать его. Но не проехав и ста шагов, как сломалось колесо. Дальше они пошли до Юдиных выселок. Там охотник познакомился с карликом лет 50 - ти со смуглым, сморщенным лицом, маленькими карими глазками и шапкой густых, курчавых, чёрных волос. Его звали Касьяном. Этот мужчина проводил охотника до выселок, где можно было купить ось для колеса. В лесу Касьян был более разговорчивым и рассказал о том как он переехал жить в Юдиные выселки. Когда охотник купил ось, то он и его кучер отправились в путь.

"Певцы"

В одном небольшом селе Котловке в кабаке "Притырнный",хозяин которого Николай Иваныч, проходило состязание на лучшее исполнение песни. В нём участвовали Яшка - Турок и рядчик. Рядчик пел весёлую, задорную песню, которая развеселила всех слушателей. После выступал Яшка. Его п голос был полон страсти и молодости."Русская душа звучала в нём и хватала за сердце". После выступления Яшки все молчали несколько минут, а рядчик признал поражение.

Рассказ «Детвора» Чехова принадлежит к серии произведений для детей. Несмотря на то что Антон Павлович - один из самых популярных писателей в мире, входит в тройку наиболее известных драматургов, данный раздел его творчества является наименее изученным.

Чехов о детской литературе

Рассказ Чехова «Детвора», как и многие другие его произведения, посвященные жизни и проблемам подрастающего поколения, написан в восьмидесятые годы XIX века. В то время Антон Павлович делал свои первые шаги на литературном поприще.

Рассматриваемое произведение написано в жанре рождественского рассказа.

Оно было издано под псевдонимом Антоша Чехонте.

Сам автор не любил, когда его миниатюры, в которых в качестве главных героев выступают совсем юные персонажи, называли детскими. Чехов говорил, что не признает так называемой «детской литературы». По его мнению, для юных читателей нужно не создавать особые произведения, а выбирать для них материал из взрослой библиотеки, который может быть интересен и полезен в раннем возрасте.

Поэтому рассказ А. П. Чехова «Детвора» со времени своего создания и до сегодняшних дней вызывает огромный интерес у читателей всех поколений. То же самое можно сказать и про другие творения классика, в которых он описывает часто непонятный для взрослых мир детских чувств и переживаний.

Чехов, «Детвора». Краткое содержание

Действие рассказа разворачивается вечером, в доме, где за столом собирались дети для того, чтобы скоротать время за игрой в лото.

Автор говорит о том, что взрослые уехали на крестины, и дети с нетерпением ждут их возвращения, чтобы поскорее узнать все подробности этого торжественного события. Но, вместе с тем, ребята чрезвычайно увлечены своим настоящим занятием. Они играют на деньги.

Перед читателем, как в картинной галерее, поочередно предстают портреты героев рассказа Антона Павловича Чехова «Детвора».

Разнообразие характеров

Самый старший из них - мальчик Гриша. Он посещает подготовительный класс школы и поэтому пользуется большим уважением у своих товарищей. Среди признаков, отличающих внешность этого персонажа, писатель выделяет большие карие глаза и коротко стриженые волосы. Это самый азартный игрок в компании. Смысл всего, что он делает в настоящий момент, заключается только в возможности заработать этим занятием деньги.

Мимика Гриши и все его движения выдают сильное эмоциональное возбуждение данного персонажа.

Он постоянно крутится из стороны в сторону, а его глаза бегают по картам противников.

Когда ему удается выиграть, он немедленно собирает мелочь и складывает ее себе в карманы.

Его младшая сестра, Аня, не проявляет к финансовому вопросу такого огромного интереса, как ее брат. Но выигрыш для этой героини тоже имеет большое значение. Аня стремится одержать победу ради принципа. У нее острый подбородок и блестящие глаза.

Самолюбие

Эмоции, вызываемые у нее игрой, в буквальном смысле отражаются на лице девочки. Она периодически то краснеет, а то бледнеет.

Ее подружка, Сонечка, не стремится к выигрышу. Ей важен сам процесс игры. Она в одинаковой мере радуется за всех победителей, бурно проявляет свои эмоции, хлопая в ладоши и смеясь.

«Флегма»

Второй мальчик, Алеша, совсем еще маленький. Он знаком только с круглыми числами и цифрой «один». Поэтому его товарищи делают за него ставки. Да и сама игра мало привлекает этого пухленького карапуза. Зато он живо интересуется всем, что происходит во время нее. Особенно охотно Алеша наблюдает за разнообразными спорами и драками, если те случаются между детьми в процессе общения. Однако внешне он всегда остается невозмутимо спокойным и равнодушным к происходящему.

Увлекательный мир чисел

Пятым участником партии в лото является ребенок женщины, которая работает в этом доме кухаркой, Андрей. Он увлечен данной игрой не из-за денег и возможности потешить свое самолюбие. Его больше привлекает математическая составляющая этого занятия.

В процессе игры он часто задумывается о том, сколько на Земле существует цифр и чисел. Во время игры Аня замечает, что Гриша пропустил одну из выкрикиваемых цифр. Тем не менее, девочка не сказала ему об этом, боясь, что в этом случае может выиграть он, а не она.

Соня замечает, что по столу, на котором разложены карточки, пробежал таракан. Она громко сообщила это всем остальным участникам игры.

Алеша запретил убивать насекомое, сказав, что у него могут быть дети.

Ход игры

Соня представила себе маленьких представителей тараканьего семейства. Этой девочке досталась первая победа в тот вечер. Гриша на правах самого старшего проверил ее карточки. Но, к величайшему его сожалению, расположение фишек на них оказалось верным.

Во время следующей партии дети обсуждают курьезные случаи: Филипп Филиппович недавно так завернул веки, что его глаза стали казаться красными. А еще один из знакомых мальчиков умеет шевелить ушами.

На этот раз удача оказывается на стороне Гриши. Он выигрывает партию и просит тех, кто сомневается в его честности, проверить карточки.

Сын кухарки печально признался в том, что у него больше нет монет. Дети сказали, что без денег продолжать игру нельзя. Андрей с надеждой еще раз проверил свои карманы. Но там, к сожалению, ничего не оказалось.

Его взгляд был настолько печальным, что Соня сжалилась над ним и дала ему монетку в долг.

Аня сказала, что ей послышался звук колокола. Андрей ответил, что ночью звонят только в часовнях, которые находятся на кладбищах. Этим звоном, по его словам, обычно отпугивают разбойников, которые хотят войти в церковь и убить сторожей. Все настороженно смотрят в темноту за окном. Но игра скоро возобновляется.

На этот раз счастье улыбнулось Андрею. Алеша сомневается в честности своего товарища, он во всеуслышание обвиняет его в мошенничестве. Два мальчика некоторое время ругаются, а затем происходит драка. Первым наносит удар Андрей, он бьет Алешу по голове, тот отвечает ему ударом по щеке. Потом они обмениваются пощечинами и начинают плакать. Но этот конфликт, как и многие детские ссоры, в скором времени прекращается, а потом и вовсе забывается. В глубине души Алеша даже рад случившемуся: произошло нечто интересное.

После этого в комнату заходит пятиклассник. Он всеми силами изображает из себя взрослого. Даже про себя Вася обвиняет взрослых в том, что они позволяют детям играть в азартные игры. Однако через некоторое время он, не справившись с собой, присоединяется к ребятам. Мелких монет у него нет. Он хотел было поставить рубль вместо одной копейки, но дети не согласились.

Никто из ребят не был еще раз достаточно грамотен, чтобы понять, что старший предлагает им монету гораздо большего номинала. Вася идет на кухню, чтобы взять мелочи у прислуги. Но и там не оказывается копеек. Соня соглашается сделать ставку за него. Игра начинается. Вдруг Гриша уронил под стол монетку. Все бросаются искать ее. Наконец копейка найдена. Дети заметили, что Соня уже спит. Они отвели ее в спальню и вернулись, чтобы продолжить игру.

Однако скоро все они тоже оказались лежащими в кровати.

Дети и взрослые

В рассказе Антона Чехова «Детвора», как и во многих других его произведениях, мир детей противопоставляется жизни взрослых.

Это можно проследить даже на лексическом уровне. Чаще всего лица, достигшие зрелого возраста, не называются по именам (мама, папа, тетя и так далее). То же самое можно сказать об офицере, к которому в гости ушли все взрослые члены семьи. Про него читатель узнает лишь то, что он ездит на лошади. Из этого можно сделать вывод, что писатель, хоть и не является ребенком, но описывает окружающую действительность, глядя на нее глазами детей.

В этом мире деньги ценятся только потому, что они дают возможность продолжать участие в игре. Реальная же их стоимость большинству ребят не известна. Они не хотят принимать от своего старшего товарища в качестве ставки монету достоинством в 1 рубль вместо копейки. Когда в произведении Чехова «Детвора» все герои стали ложиться спать, то монеты и вовсе остаются забытыми. Они беспорядочно разбросаны возле принадлежностей для игры в лото.

О человеческих грехах

Делая анализ «Детворы» Чехова, стоит отметить тот факт, что автор не только умиляется, глядя на забавы своих юных героев.

Он признает, что каждый человек по своей природе грешен. И дети не являются исключением из этого правила. Каждому из действующих лиц данного произведения присущ какой-либо ярко выраженный порок. Для первого мальчика, которого зовут Гриша, таким свойством его души является непреодолимая жажда наживы. Аня, стойкая к этому греху, тем не менее, тоже обладает негативной чертой, проявляющейся во время партии в лото, - она любит выигрывать и чувство гордости, возникающее при этом. В «Детворе» Чехов явно говорит об этих качествах, как о пагубных свойствах души, - грехах. Он даже использует термины, которые часто можно встретить в православной литературе, - корыстолюбие и самолюбие.

Еще одним ярким примером возможности появления у совсем маленького человека склонности к греху является мальчик Алеша. Он еще даже не умеет считать, толком не знаком с цифрами, но уже страстно ждет момента, когда его товарищи поссорятся друг с другом. При этом внешне он всегда остается спокойным и равнодушным ко всему происходящему, «флегмой», как его называет Антон Павлович Чехов.

Опытный психолог

Это слово, употребленное классиком, подтверждает мнение многих критиков, о том, что Чехов в своих произведениях проявляет себя как опытный психолог и знаток человеческих душ. Использование таких терминов говорит о том, что он не только изучал характеры людей, опираясь на свой жизненный опыт, но и был знаком с литературой по психологии.

Антон Павлович показывает особенности характера каждого персонажа, исходя из отношения того к игре - ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте, - еще одно подтверждение глубоких познаний его в данной области.

Забота о подрастающем поколении

Однако в «Детворе» Чехов не только указывает на негативные свойства характера своих героев, он видит в них и положительные черты - тот «образ Божий», по которому созданы все люди. Одна из его героинь помогает мальчику, проигравшему все монеты, - она делает ставку за него. А сын кухарки в «Детворе» Чехова описан как очень любознательный ребенок. Писатель, раскрывая тайны детского мировоззрения, вместе с тем наблюдает за игрой ребят с позиции заботливого отца. Не случайно в конце произведения, когда дети уснули, он желает им и всем читателям спокойной ночи.

Заключение

В данной статье было приведено краткое содержание «Детворы» Чехова. Также в нескольких главах был представлен анализ этого произведения.

Главные герои рассказа «Детвора» — ребята, оставшиеся вечером без присмотра родителей, которые уехали в гости. Дети сидят за столом и, несмотря на поздний вечер, играют в лото на деньги. У каждого из них есть свой интерес в игре.

Гриша, ученик приготовительного класса, играет исключительно ради тех копеечек, что лежат на столе. Его сестра Аня деньгами интересуется мало. Для нее главное – выиграть. Другая его сестра, Соня, участвует в игре ради самой игры. Процесс выкрикивания чисел и раскладывания стеклышек на карты ее очень увлекает. Самый младший, Алеша, рад уже тому, что сидит вместе со всеми детьми за столом и его никто не прогоняет. В игре еще участвует сын кухарки, Андрей, которого привлекают сами числа, вокруг которых вертится игра.

Веселья игре добавляют смешные прозвища для некоторых чисел. Так, семерка – это кочерга, а одиннадцать – палочки. Число семьдесят семь дети уважительно называют Семен Семеныч.

В какой-то момент в гостиную входит Вася, ученик 5 класса. Он тоже хочет играть в лото, но у него только рубль, а ставка – одна копейка. Детвора отказывается принимать его рубль вместо копейки. Положение спасает Соня, которая ставит копейку за Васю.

Внезапно Гриша заявляет, что уронил копейку, и дети лезут под стол. Пока они занимаются поисками, Соня засыпает прямо за столом. Дети ведут ее в родительскую спальню, но сами тоже засыпают в процессе укладывания Сони. Выигранные в лото копеечки валяются на полу возле кровати. Сейчас они не имеют для ребят никакой ценности. Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Детвора» состоит в том, что дети видят мир по-своему, совсем не так, как взрослые. Для них важно то, чему не придают значения взрослые и наоборот, они безразличны к тем ценностям, которые признают взрослые. Когда Вася пытается поставить в игре рубль вместо копейки, никто из детей не соглашается на такую замену, хотя рубль гораздо дороже копейки. Для играющих важно, чтобы на тарелочку легла именно копеечка. И Соня, ничуть не жалея своих копеек, делает ставку за Васю. Рассказ учит с пониманием относиться к детским причудам и играм. Ведь именно через игру дети познают окружающий мир.

В рассказе мне понравилась девочка Соня, которая с увлечением играла в лото не ради выигрыша, а ради самого процесса игры. Она, нисколько не жалея, поставила свою копейку сначала за сына кухарки Андрея, а потом за гимназиста Васю. И она же первой крепко уснула, пока ребята искали под столом упавшую монетку. Следую примеру Сони, дети дружно уснули в маминой кровати, так и не дождавшись приезда родителей.

Какие пословицы подходят к рассказу «Детвора»?

Изба детьми весела.
Малые детишки, что чистые звездочки: и светят и радуют в темную ноченьку.