Болезни Военный билет Призыв

Константинополь чей был город. Как сейчас называется Константинополь

Константинополь — город уникальный во многих отношениях. Это единственный город мира, расположенный разом в Европе и Азии и один из немногих современных мегаполисов, чей возраст приближается к трем тысячелетиям. Наконец, это город, который за свою историю сменил четыре цивилизации и столько же названий.

Первое поселение и провинциальный период

Около 680 года до н.э. на Босфоре появились греческие поселенцы. На азиатском берегу пролива они основали колонию Халкедон (сейчас это район Стамбула, который называется «Кадыкей»). Спустя три десятилетия напротив него вырос городок Византий. Согласно преданию, его основал некий Визант из Мегар, которому дельфийский оракул дал туманный совет «поселиться напротив слепых». По мнению Византа, жители Халкедона и были этими слепыми, поскольку выбрали для поселения далекие азиатские холмы, а не находящийся напротив уютный треугольник европейской суши.

Расположенный на перекрестке торговых путей, Византий был лакомой добычей для завоевателей. За несколько столетий город сменил многих хозяев — персов, афинян, спартанцев, македонян. В 74 году до н.э. свою железную длань на Византий наложил Рим. Для города на Босфоре наступил длительный период покоя и процветания. Но в 193 году, во время очередной схватки за императорский трон, жители Византия допустили роковую ошибку. Они присягнули одному претенденту, а сильнейшим оказался другой — Септимий Север. Мало того, Византий еще и упорствовал в своем непризнании нового императора. Три года войско Септимия Севера простояло под стенами Византия, пока голод не заставил осажденных сдаться. Разъяренный император приказал сравнять город с землей. Впрочем, жители скоро вернулись на родные руины, как будто предчувствуя, что впереди их городу уготовано блестящее будущее.

Столица империи

Скажем несколько слов о человеке, который дал Константинополю свое имя.

Константин Великий посвящает Константинополь Богородице. Мозаика

Императора Константина уже при жизни называли «Великим», хотя высокой нравственностью он не отличался. Это, впрочем, и не удивительно, ведь вся его жизнь прошла в ожесточенной борьбе за власть. Он участвовал в нескольких гражданских войнах, в ходе которых казнил своего сына от первого брака Криспа и вторую жену Фаусту. Но некоторые его государственные деяния действительно достойны титула «Великий». Не случайно потомки не жалели мрамора, воздвигая ему гигантские памятники. В музее Рима хранится обломок одной такой статуи. Высота ее головы — два с половиной метра.

В 324 году Константин решил перенести место пребывания правительства из Рима на Восток. Поначалу он примеривался к Сердике (ныне София) и другим городам, но в конце концов остановил свой выбор на Византии. Границы своей новой столицы Константин лично начертал на земле копьем. До сих пор в Стамбуле можно погулять вдоль остатков древнейшей крепостной стены, возведенной по этой линии.

Всего за шесть лет на месте провинциального Византия вырос огромный город. Его украсили великолепные дворцы и храмы, акведуки и широкие улицы с богатыми домами знати. Новая столица империи долгое время носила гордое название «Нового Рима». И лишь спустя столетие Византий-Новый Рим был переименован в Константинополь, «город Константина».

Столичная символика

Константинополь — город тайных смыслов. Местные гиды обязательно покажут вам две главные достопримечательности древней столицы Византии — собор Святой Софии и Золотые ворота. Но далеко не всякий объяснит их тайное значение. А между тем эти постройки появились в Константинополе отнюдь не случайно.

Собор святой Софии и Золотые ворота наглядно воплощали средневековые представления о странствующем Граде, особенно популярные на православном Востоке. Считалось, что после того, как древний Иерусалим утратил свою провиденциальную роль в деле спасения человечества, сакральная столица мира переместилась в Константинополь. Теперь уже не «ветхий» Иерусалим, а первая христианская столица олицетворяла Град Божий, которому предназначено стоять до скончания века, а после Страшного суда стать обителью праведников.

Реконструкция первоначального вида храма Святой Софии в Константинополе

В первой половине VI века, при императоре Юстиниане I, городская структура Константинополя была приведена в соответствие с этой идеей. В центре византийской столицы был сооружен грандиозный собор Софии Премудрости Божией, превзошедший свой ветхозаветный прототип — иерусалимский храм Господень. Вместе с тем городскую стену украсили парадные Золотые ворота. Предполагалось, что в конце времен Христос въедет через них в богоизбранный град, чтобы завершить историю человечества, подобно тому как некогда он въехал в Золотые ворота «ветхого» Иерусалима, чтобы указать людям путь спасения.


Золотые ворота в Константинополе. Реконструкция.
Именно символика Божьего Града спасла Константинополь от тотального разорения в 1453 году. Турецкий султан Мехмед Завоеватель распорядился не трогать христианские святыни. Однако он постарался уничтожить их прежний смысл. Святая София была превращена в мечеть, а Золотые ворота — замурованы и перестроены (как и в Иерусалиме). Позже среди христианских жителей Османской империи возникло поверье, что русские освободят христиан от ига неверных и войдут в Константинополь через Золотые Ворота. Те самые, к которым князь Олег прибил некогда свой червлёный щит. Ну что же, поживем — увидим.
Пора расцвета

Наивысшего расцвета Византийская империя, а вместе с ней и Константинополь достигли в правление императора Юстиниана I, который находился у власти с 527 по 565 год.

Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

Юстиниан — одна из самых ярких, и вместе с тем противоречивых фигур на византийском престоле. Умный, властный и энергичный правитель, неутомимый труженик, инициатор многих реформ, он всю жизнь посвятил осуществлению своей заветной идеи возрождения былого могущества Римской империи. Население Константинополя при нем достигло полумиллиона человек, город украсился шедеврами церковной и светской архитектуры. Но под маской великодушия, простоты и внешней доступности скрывалась натура беспощадная, двуличная и глубоко коварная. Юстиниан потопил в крови народные восстания, жестоко преследовал еретиков, расправлялся с непокорной сенаторской аристократией. Верной помощницей Юстиниана была его жена императрица Феодора. В молодости она была актрисой цирка и куртизанкой, но, благодаря редкой красоте и необычайному обаянию, стала императрицей.

Юстиниан и Феодора. Мозаика

Согласно церковному преданию, Юстиниан по происхождению был наполовину славянин. До своего восшествия на престол он будто бы носил имя Управда, а мать его звали Бегляницею. Родиной его было селение Вердяне близ болгарской Софии.

По иронии судьбы, именно в правление Управды-Юстиниана Константинополь в первый раз подвергся нашествию славян. В 558 году их отряды появились в непосредственной близости от византийской столицы. В городе на тот момент имелась только пешая гвардия под началом прославленного полководца Велизария. Чтобы скрыть малочисленность своего гарнизона, Велизарий распорядился волочить позади боевых линий срубленные деревья. Поднялась густая пыль, которую ветер понес в сторону осаждавших. Хитрость удалась. Полагая, что на них движется большое войско, славяне отступили без боя. Однако впоследствии Константинополю пришлось еще не раз увидеть славянские дружины под своими стенами.

Родина спортивных фанатов

Византийская столица нередко страдала от погромов спортивных болельщиков, как это случается и с современными европейскими городами.

В повседневной жизни константинопольцев необычайно большая роль принадлежала ярким массовым зрелищам, в особенности конным бегам. Страстная приверженность горожан к этому развлечению породила образование спортивных организаций. Всего их было четыре: левки (белые), русии (красные), прасины (зеленые) и венеты (голубые). Они различались по цвету одежд возниц конных квадриг, участвовавших в состязаниях на ипподроме. Сознавая свою силу, константинопольские фанаты требовали от правительства различных уступок, а время от времени устраивали в городе настоящие революции.


Ипподром. Константинополь. Около 1350 г.

Самое грозное восстание, известное под названием «Ника!» (то есть «Побеждай!»), разразилось 11 января 532 года. Стихийно объединившиеся приверженцы цирковых партий напали на резиденции городских властей и разгромили их. Восставшие сожгли налоговые списки, захватили тюрьму и выпустили на свободу заключенных. На ипподроме при общем ликовании был торжественно коронован новый император Ипатий.

Во дворце началась паника. Законный император Юстиниан I в отчаянии намеревался бежать из столицы. Однако его супруга императрица Феодора, явившись на заседание императорского совета, заявила, что предпочитает смерть потере власти. «Царская порфира — прекрасный саван», — сказала она. Юстиниан, устыдившись своей трусости, начал наступление на восставших. Его полководцы, Велизарий и Мунд, встав во главе крупного отряда наемников-варваров, внезапно напали на восставших в цирке и всех перебили. После резни с арены было убрано 35 тысяч трупов. Ипатий был публично казнен.

Словом, теперь вы видите, что наши фанаты, по сравнению со своими далекими предшественниками, — просто кроткие ягнята.

Столичные зверинцы

Каждая уважающая себя столица стремится обзавестись собственным зоопарком. Константинополь не был здесь исключением. В городе имелся роскошный зверинец — предмет гордости и заботы византийских императоров. О зверях, обитавших на Востоке, европейские монархи знали лишь понаслышке. Например, жирафов в Европе долгое время считали помесью верблюда с леопардом. Полагали, что от одного жираф унаследовал общий внешний вид, а от другого — окраску.

Однако сказка меркла по сравнению с реальными чудесами. Так, в Большом императорском дворце в Константинополе имелась палата Магнавра. Здесь находился целый механический зверинец. Послы европейских государей, побывавшие на императорском приеме, были поражены увиденным. Вот, например, что рассказывал в 949 году Лиутпранд, посол итальянского короля Беренгара:
«Перед троном императора стояло медное, но позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы и также позолоченные. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные, но, во всяком случае, позолоченные львы, которые бешено били своими хвостами о землю, открывали пасть, двигали языком и издавали громкий рев. При моем появлении заревели львы, и птицы запели каждая свою мелодию. После того как я, согласно обычаю, в третий раз преклонился перед императором, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на троне на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят наверх посредством машины».
Кстати, все эти чудеса наблюдала в 957 году и княгиня Ольга — первый русский посетитель Магнавры.

Золотой Рог

Константинопольская бухта Золотой Рог в древности имела первостепенное значение при обороне города от нападений с моря. Если неприятелю удавалось прорваться в бухту, город был обречен.

Древнерусские князья несколько раз пытались атаковать Царьград с моря. Но только однажды русскому войску удалось проникнуть в заветную бухту.

В 911 году вещий Олег повел большой русский флот в поход на Константинополь. Чтобы не дать русам высадиться на берег, греки перегородили вход в Золотой Рог тяжелой цепью. Но Олег перехитрил греков. Русские ладьи были поставлены на круглые деревянные валькИ и волоком перетянуты в бухту. Тогда византийский император решил, что такого человека лучше иметь другом, чем врагом. Олегу был предложен мир и статус союзника империи.

В Константинопольских проливах наши предки также впервые познакомились с тем, что мы теперь называем превосходством передовых технологий.


Византийский флот в это время находился далеко от столицы, воюя с арабскими пиратами в Средиземноморье. Под рукой у византийского императора Романа I было всего полтора десятка судов, списанных на берег из-за ветхости. Тем не менее Роман решил дать сражение. На полусгнившие посудины были установлены сифоны с «греческим огнем». Это была горючая смесь, основу которой составляла природная нефть.

Русские ладьи смело атаковали греческую эскадру, один вид которой вызывал у них смех. Но вдруг через высокие борта греческих кораблей на головы русов полились огненные струи. Море вокруг русских судов как будто внезапно вспыхнуло. Множество ладей разом запылало. Русское войско мгновенно охватила паника. Каждый думал только о том, как поскорее выбраться из этого пекла.

Греки одержали полную победу. Византийские историки сообщают, что Игорю удалось спастись едва ли с десятком ладей.

Церковный раскол

В Константинополе не раз заседали Вселенские соборы, спасавшие христианскую Церковь от губительных расколов. Но однажды там произошло событие совсем другого рода.

15 июля 1054 года перед началом богослужения в собор Святой Софии вошел кардинал Гумберт в сопровождении двух папских легатов. Пройдя прямо в алтарь, он обратился к народу с обвинениями против константинопольского патриарха Михаила Керулария. В конце речи кардинал Гумберт положил на престол буллу о его отлучении и покинул храм. На пороге он символически отряхнул прах со своих ног и произнес: «Видит Бог и судит!» С минуту в церкви царило полное безмолвие. Затем поднялся всеобщий гвалт. За кардиналом побежал диакон, умоляя его взять буллу назад. Но тот отвел протянутый ему документ, и булла упала на мостовую. Ее отнесли патриарху, который распорядился обнародовать папское послание, а следом отлучил самих папских легатов. Возмущенная толпа едва не растерзала посланцев Рима.
Вообще говоря, Гумберт приехал в Константинополь совсем для другого дела. В то время как Риму, так и Византии сильно досаждали обосновавшиеся в Сицилии норманны. Гумберту было поручено договориться с византийским императором о совместных действиях против них. Но с самого начала переговоров на первое место выдвинулся вопрос о конфессиональных разногласиях между римской и константинопольской церквями. Император, который был крайне заинтересован в военно-политической помощи Запада, не смог утихомирить разбушевавшихся попов. Дело, как мы видели, кончилось скверно — после взаимного отлучения константинопольский патриарх и римский папа больше не желали знать друг друга.

Позже это событие получило название «великого раскола», или «разделения Церквей» на западную — католическую и восточную — православную. Разумеется, его корни лежали гораздо глубже XI века, а губительные последствия сказались далеко не сразу.

Русские паломники

Столица православного мира — Царьград (Константинополь) — была хорошо знакома русским людям. Сюда приезжали купцы из Киева и других городов Руси, здесь останавливались паломники, идущие на Афон и в Святую землю. Один из районов Константинополя — Галата — даже назывался «русским городом», — так много тут жило русских путешественников. Один из них, новгородец Добрыня Ядрейкович, оставил интереснейшее историческое свидетельство о византийской столице. Благодаря его «Сказанию о Царьграде» мы знаем, каким застал тысячелетний город крестоносный погром 1204 года.

Добрыня посетил Царьград весной 1200 года. Он детально осмотрел монастыри и храмы Константинополя с их иконами, мощами и реликвиями. По подсчетам ученых, в «Сказании о Царьграде» описано 104 святыни столицы Византии, причем так основательно и точно, как их не описывал никто из путешественников более позднего времени.

Весьма любопытен рассказ о чудесном явлении в Софийском соборе 21 мая, которому, как уверяет Добрыня, он лично был свидетель. Вот что произошло в тот день: в воскресенье перед литургией на глазах молящихся золотой запрестольный крест с тремя горящими лампадами чудесным образом поднялся сам собой в воздух, а затем плавно опустился на свое место. Греки восприняли это знамение с ликованием, как знак милости Божией. Но по иронии судьбы спустя четыре года Константинополь пал под ударами крестоносцев. Это несчастье заставило греков переменить взгляд на толкование чудесного знамения: теперь стали думать, что возвращение святынь на место предвещало возрождение Византии после падения государства крестоносцев. Позднее сложилось предание, что накануне взятия Константинополя турками в 1453 году, и тоже 21 мая, чудо повторилось, но на этот раз крест с лампадами навсегда взвились в небо, и это знаменовало уже окончательное падение Византийской империи.

Первая капитуляция

На Пасху 1204 года Константинополь оглашали только стенания и плач. Впервые за девять веков в столице Византии орудовали враги — участники IV Крестового похода.

Призыв к захвату Константинополя прозвучал еще в конце XII века из уст папы Иннокентия III. Интерес к Святой земле на Западе в то время стал уже охладевать. Но крестовый поход против православных схизматиков — это было свежо. Мало кто из западноевропейских государей устоял перед соблазном пограбить богатейший город мира. Венецианские корабли за хорошую мзду доставили орду крестоносных громил прямо под стены Константинополя.


Штурм крестоносцами стен Константинополя в 1204 году.
Картина Якопо Тинторетто, XVI век
Город был взят штурмом в понедельник 13 апреля и подвергся тотальному ограблению. Византийский летописец Никита Хониат возмущенно писал, что даже «мусульмане более добры и сострадательны по сравнению с этими людьми, которые носят на плече знак Христа». Неисчислимое количество мощей и драгоценной церковной утвари было вывезено на Запад. По оценкам историков, и по сей день до 90% самых значимых реликвий в соборах Италии, Франции и Германии составляют святыни, вывезенные из Константинополя. Величайшая из них — так называемая Туринская плащаница: погребальная пелена Иисуса Христа, на которой запечатлелся Его лик. Сейчас она хранится в соборе итальянского Турина.

На месте Византии рыцари создали Латинскую империю и ряд других государственных образований.

В 1213 году папский легат закрыл все церкви и монастыри Константинополя, а монахов и священников заточил в темницы. Католическое духовенство вынашивало планы настоящего геноцида православного населения Византии. Настоятель собора Парижской Богоматери Клод Флери писал, что греков «нужно истребить и населить страну католиками».

Этим планам, к счастью, не суждено было осуществиться. В 1261 году император Михаил VIII Палеолог почти без боя вернул себе Константинополь, положив конец латинскому владычеству на византийской земле.

Новая Троя

В конце XIV-начале XV веков Константинополь пережил самую длительную в своей истории осаду, сравнимую разве что с осадой Трои.

К тому времени от Византийской империи остались жалкие клочки — сам Константинополь да южные районы Греции. Остальное захватил турецкий султан Баязид I. Но независимый Константинополь торчал у него как кость в горле, и в 1394 году турки взяли город в кольцо осады.

Император Мануил II обратился за помощью к сильнейшим государям Европы. Кое-кто из них откликнулся на отчаянный призыв из Царьграда. Из Москвы, правда, прислали только деньги — московским князьям хватало своих забот с Золотой Ордой. А вот венгерский король Сигизмунд смело отправился в поход против турок, но 25 сентября 1396 года был наголову разбит в сражении у Никополя. Несколько удачнее действовали французы. В 1399 году полководец Жоффруа Букико с тысячью двумястами воинов прорвался в Константинополь, усилив его гарнизон.

Однако настоящим спасителем Константинополя стал как ни странно Тамерлан. Конечно, великий хромец меньше всего думал о том, чтобы сделать приятное византийскому императору. С Баязидом у него были свои счеты. В 1402 году Тамерлан разбил Баязида, захватил его в плен и посадил в железную клетку.

Сын Баязида Сулим снял восьмилетнюю осаду с Константинополя. На начавшихся вслед за тем переговорах византийский император сумел выжать из ситуации даже больше, чем она могла дать на первый взгляд. Он потребовал возвращения ряда византийских владений, и турки безропотно согласились на это. Более того, Сулим принес императору вассальную клятву. Это было последним историческим успехом Византийской империи — но зато каким! Чужими руками Мануил II вернул себе значительные территории, и обеспечил Византийской империи еще полвека существования.

Падение

В середине XV века Константинополь все еще считался столицей Византийской империи, а ее последний император, Константин XI Палеолог, по иронии судьбы носил имя основателя тысячелетнего города. Но то были лишь жалкие руины некогда великой империи. Да и сам Константинополь давно утратил столичный блеск. Его укрепления были полуразрушены, население ютилось в ветхих домах, и только отдельные постройки — дворцы, церкви, ипподром — напоминали о былом величии.

Византийская империя в 1450 г.

Такой вот город, или скорее исторический призрак, 7 апреля 1453 года осадила 150-тысячная армия турецкого султана Мехмета II. В Босфорский пролив вошло 400 турецких кораблей.

29-й раз за свою историю Константинополь подвергался осаде. Но никогда еще опасность не была столь велика. Турецкой армаде Константин Палеолог мог противопоставить всего 5000 солдат гарнизона и около 3000 венецианцев и генуэзцев, откликнувшихся на призыв о помощи.

Панорама «Падение Константинополя». Открыта в Стамбуле в 2009 г.

На панораме изображено примерно 10 тысяч участников битвы. Общая площадь холста — 2 350 кв. метров
при диаметре панорамы в 38 метров и 20-метровой высоте. Символично и место её расположения:
неподалеку от Пушечных ворот. Именно рядом с ними была пробита брешь в стене, которая решила исход штурма.

Тем не менее, первые приступы со стороны суши не принесли туркам успеха. Неудачей закончилась и попытка турецкого флота прорвать цепь, преграждавшую вход в бухту Золотой Рог. Тогда Мехмет II повторил маневр, который некогда доставил князю Олегу славу покорителя Царьграда. По приказу султана османы соорудили 12-километровый волок и перетащили по нему в Золотой Рог 70 кораблей. Торжествующий Мехмет предложил осажденным сдаться. Но те ответили, что будут стоять насмерть.

27 мая турецкие орудия открыли ураганный огонь по городским стенам, пробив в них огромные бреши. Два дня спустя начался последний, общий штурм. После ожесточенной схватки в проломах турки ворвались в город. Константин Палеолог пал в бою, сражаясь как простой воин.

Официальный ролик панорамы «Падение Константинополя»

Несмотря на причиненные разрушения, турецкое завоевание вдохнуло в умиравший город новую жизнь. Константинополь превратился в Стамбул — столицу новой империи, блистательной Османской Порты.

Утрата столичного статуса

470 лет Стамбул был столицей Османской империи и духовным центром исламского мира, поскольку турецкий султан являлся одновременно и халифом — духовным владыкой мусульман. Но в 20-х годах прошлого века великий город утратил свой столичный статус — надо полагать, навсегда.

Причиной тому послужила Первая мировая война, в которой издыхавшая Османская империя имела глупость выступить на стороне Германии. В 1918 году турки потерпели от Антанты сокрушительное поражение. Фактически страна утратила независимость. Севрский договор 1920 года оставил Турции лишь пятую часть ее прежней территории. Дарданеллы и Босфор объявлялись открытыми проливами и подлежали оккупации вместе со Стамбулом. В турецкую столицу вошли англичане, в то время как греческая армия захватила западную часть Малой Азии.

Однако в Турции нашлись силы, не пожелавшие смириться с национальным унижением. Национально-освободительное движение возглавил Мустафа Кемаль-паша. В 1920 году он провозгласил в Анкаре о создании свободной Турции и объявил недействительными подписанные султаном договоры. В конце августа-начале сентября 1921 года между кемалистами и греками произошло крупное сражение на реке Сакарье (в ста километрах к западу от Анкары). Кемаль одержал убедительную победу, за которую получил звание маршала и титул «Гази» («Победитель»). Войска Антанты были выведены из Стамбула, Турция получила международное признание в ее нынешних границах.

Правительство Кемаля провело важнейшие реформы государственного строя. Светская власть была отделена от религиозной, султанат и халифат ликвидированы. Последний султан Мехмед VI бежал за границу. 29 октября 1923 года Турция была официально провозглашена светской республикой. Столицу нового государства перенесли из Стамбула в Анкару.

Потеря столичного статуса не вычеркнула Стамбул из списка великих городов мира. Сегодня — это крупнейший мегаполис Европы с населением в 13,8 миллионов человек и бурно развивающейся экономикой.

Хотел стать создателем новой эры её истории, основателем «нового Рима». Старый Рим не соответствовал притязаниям расширившейся власти повелителей империи. Это был город республиканских преданий и учреждений; в нем был сенат, при всем своем вынужденном раболепстве сохранявший воспоминание о прежнем своем могуществе; население Рима было дерзко и любило судить о действиях правительства, всегда было готово порицать их, оно не благоговело перед двором. Уже со времени Диоклетиана государи предпочитали Риму другие резиденции. Константин лишь изредка, по необходимости соблюсти приличие, приезжал во дворец на Палатинском холме, и не оставался там долго. (Его нелюбовь к Риму могла быть одним из поводов к составлению легенды, будто он подарил Рим епископу Сильвестру; но эта легенда вымысел, и притом позднего происхождения).

История Византийской Империи (документальный фильм)

Он не хотел жить в Риме, и не удивительно, что у него возникло желание основать новую столицу, чтоб она увековечила славу его имени и чтоб её население, обязанное всем основателю города, платило ему за благодеяния преданностью, держалось в политике и религии тех мнений, какие предписывает ему государь. Константин сначала полагал основать столицу на том месте, где стояла Троя , мифическая отчизна римского народа (согласно сказаниям об Энее); но скоро оказалось, что романтические идеи не имеют силы увлекать его до забвения о реальных выгодах. Не было местности, которая представляла бы по своему положению такие удобства для основания столицы, как прежняя греческая колония Византий, стоящая на проливе, которым Черное море соединяется с Пропонтидой (Мраморным морем). Туда был путь товарам со всех сторон света, там была превосходная гавань, которая по своей форме называлась «рогом», а по богатству своей торговли «золотым». Окрестностями города были холмы, покрытые виноградниками, фруктовыми садами и меж них долины, очень плодородные; эта местность образовала полуостров, который легко было защитить стеной от нападения врагов; у Византия была решена судьба многих войн, его стены выдержали много осад, он был центральным пунктом, из которого легко могли ходить войска и на Дунай и на Евфрат для защиты империи от опаснейших врагов. Легенда говорит также, что мысль основать на месте Византия новую столицу была дана Константину внушением от Бога.

Пространство, занимавшееся античным городом Византий и Константинополем – при Константине и через 100 лет после него, при императоре Феодосии II

Новый город, названный в честь своего основателя Константинополем, строился очень быстро. Торжественное освящение фундамента его западной стены было совершено 4 ноября 326 года, и меньше чем через четыре года (11 мая 330) уже была освящена новая резиденция. Константин хотел, чтобы Новый Рим не уступал ни в чем Старому, потому заботливо укрепил его и украсил великолепными зданиями. Две больших площади были со всех сторон застроены колоннадами и украшены статуями; одна из них была названа площадью Августы в честь августы Елены , матери императора, а другая – по имени самого императора. В центре площади Константина стояла высокая порфировая колонна, а на ней бронзовая статуя бога солнца с венком, окруженным лучами; чуть позже эта статуя была переделана так, что сделалась изображением самого Константина. Легенда соединила с нею фантастические поверья. Говорили, что под мраморным базисом колонны зарыт тайно перевезенный в новую столицу палладиум города Рима, а внутри колоссальной статуи положена часть Животворящего Креста. Статуя была разбита молнией и опрокинута бурей 5 апреля 1101 года; но большая часть колонны уцелела до сих пор.

Константинопольский ипподром (цирк), потом долго служивший туркам для обучения войска, был громадным и великолепным зданием, имевшим около 400 шагов в длину и 100 в ширину, и украшенным внутри статуями, обелисками и сплетенной из трех бронзовых змей колонной с золотым треножником, стоявшим прежде в Дельфийском храме : это был дар греков Аполлону Дельфийскому после победы при Платее . Пришедшее в упадок искусство времен Константина не могло создавать хороших произведений, потому для украшения новой столицы были взяты отовсюду прежние знаменитые художественные работы. При всех выражениях преданности Константина христианству, освящение новой столицы было по его приказанию совершено одним из главных жрецов римского языческого культа (понтификов) и неоплатоником Сопатром с языческими обрядами. Константин построил в городе храмы богине Счастия (Tyche) и Диоскурам; он постановил, чтобы ежегодно в день основания совершалась в ипподроме торжественная процессия; тут несли его статую, у которой на ладони протянутой правой руки стояло изображение гения-покровителя новой столицы; его преемники должны были преклонять колена перед этой статуей. Надо полагать, что статуи богов и героев, перевезенные в Константинополь, были оставлены при Константине непеределанными; но впоследствии, когда усилилась антипатия ко всему языческому, они были переделаны: языческие атрибуты изображений были заменены христианскими символами. Константин хотел занимать нейтральное положение между язычеством и христианством, потому построил в своей столице и христианскую церковь в честь святых апостолов. Она была сложена из разноцветного мрамора, окружена колоннадами и разными пристройками; все это вместе образовало великолепное целое.

Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

Неподалеку от ипподрома стоял дворец, громадное здание, почти не уступавшее римскому палатинскому дворцу огромностью и богатством украшений, окруженное колоннадами, дворами, садами. Бани, театры, водопроводы, хлебные магазины, прекрасный дом для заседаний сената на площади Августы, великолепные дома сенаторов и других знатных людей, поселившихся в резиденции государя, образовали несколько групп роскошных зданий, между которыми построили себе дома промышленники, торговцы, хозяева кораблей, привлеченные в новую столицу торговыми выгодами её положения и пособиями, какие давал переселяющимся в нее император. Он всячески заботился о том, чтоб она стала многолюдным городом. Он давал подарки и почетные должности сенаторам и другим вельможам, чтоб они переселялись из Рима в Константинополь. Многие обольщались этим, другие и без наград сами желали жить близ императорского двора.

Скоро Новый Рим стал почти так же многолюден, как Старый. Он имел те же привилегии. Члены городского управления получили сан сенаторов, граждане Константинополя получили все права граждан города Рима; хлеб, вино и масло были раздаваемы народу здесь еще щедрее, нежели в Риме; общественные игры и другие развлечения для народа были не менее великолепны, чем те, какие бывали прежде в Риме. Климат был превосходен, окрестности прекрасны, положение города очень выгодно для торговли. Потому Константинополь, разделенный подобно Риму на 14 частей, скоро стал по своей величине вторым городом вселенной. Но он вырос не сам собой, он был тепличное растение. Блеск здесь был заимствованный, произведения искусства были взяты из других городов, население было разноплеменною смесью, не имело ни национального единства, ни патриотизма, ни славного прошлого. Рим, покинутый императором все-таки производил, впечатление более величественное, чем Константинополь. Его триумфальные арки, храмы, театры, цирки, термы, площади, украшенные статуями, живописно расположенные по долинам и холмам, оживленные садами и журчаньем фонтанов, вода которых текла в город по 19 водопроводам на высоких арках, придавали прежней столице такое величие, какого искусственно созданный Константинополь далеко не имел. Но Рим не годился быть столицею христианского государства: он оставался языческим городом, и долго после Константина язычество еще преобладало в нем над христианством. Латеранская базилика – единственная римская христианская церковь, о которой мы достоверно знаем, что она была построена Константином, не могла сравниться по великолепию с языческими храмами в Риме.

Константинополь, Царьград, Новый Рим, Второй Рим, Истанбул, Стамбул – во всех случаях речь идет об одном городе, ставшем в 330 году столицей Римской империи, по распоряжению римского императора Константина I Великого. Новая столица империи появилась не на пустом месте. Предшественником Константинополя был древнегреческий город Византий, основанный, по преданиям, в 667 г. до н.э. Византом – сыном богаПосейдона.

Константин, чуравшийся надменного Рима, решил перенести столицу государства на периферию. Константинополь не являлся «полноценно» европейским городом – это единственный город на земле, который расположен сразу в двух частях света: Европе (5%) и Азии (95%). Город расположен на берегах пролива Босфор, являющегося границей континентов. Город контролировал Босфор и торговлю из Европы в Азию.

По распоряжению первого христианского императора Константина, в городе началось масштабное строительство: он расширяется, строятся крепостные стены, возводятся церкви, со всей империи в город свозятся произведения искусств.

За всю истории Константинополя в нём правили 10 римских и 82 византийских императоров, 30 османских султанов. Город осаждали в общей сложности 24 раза. Во времена наивысшего расцвета численность населения Константинополя достигала 800 тысяч человек.

Город обрёл новую жизнь, увеличившись в несколько раз. Уже через полвека, во времена правления императора Феодосия, построены новые городские стены - они сохранились до наших дней. Местами городская стена достигает 15 метров в высоту, а толщина её достигает 20 метров.

Золотой век город переживает во времена правления императора Юстениана (527 – 565). Разрушенный на пятый год правления Юстениана в ходе восстания «Ника», город отстраивается неутомимым императором вновь – для этого привлекаются лучшие архитекторы того времени. Возводится вновь и сгоревший собор Святой Софии, который более чем на тысячу лет становится крупнейшим христианским храмом на земле. Золотой век правления Юстениана был омрачен эпидемией чумы, которая в 544 году унесла жизни почти половины жителей столицы Византии.

С середины VII до X века Константинополь преследует череда нападений и осад. Город атакуют арабы, болгары, славяне.

Второе рождение Царьград (как называли город славяне) переживает в IX веке, с приходом Македонской династии. Этому способствует ряд побед, которые удается одержать над заклятыми врагами – арабами и болгарами. Наука и культура переживают невиданный подъем. После раскола в 1054 году христианского мира на православный и католический Константинополь становится центром православия, активно проводя миссионерскую деятельность, особенно среди славян.

Начало угасанию города положили рыцари–крестоносцы Четвертого крестового похода. Вместо того, чтобы освобождать Гроб Господень, они решили поживиться сокровищами богатейшего европейского города. В 1204 году они предательски захватили его, разграбили и сожгли, вырезав большое количество горожан. Более чем на полвека город становится столицей нового государства крестоносцев - Латинской империи.

В 1261 году византийцы освобождают Константинополь, и к власти приходит династия Палеологов. Однако городу уже никогда не суждено достичь своего былого величия и могущества.

В 1453 году Константинополь захватывают турки-османы. Османы переименовали город в Стамбул и сделали его столицей своей империи. Султан Мехмед II застроил город мечетями, медресе, дворцами султанов. Собор Святой Софии превратили в мечеть, пристроив к нему минареты.

В 1923 году, после отмены султаната, Стамбул теряет статус столицы Турции – она переносится в Анкару.

В настоящее время Стамбул является крупнейшим городом мира, численность населения которого составляет около 15 миллионов человек. Это самый промышленно развитый город Турции. Кроме того, в городе сосредоточено огромное количество памятников Римской, Византийской и Османской империй.

Амурат, выслушав это предсказание, предложил его мнения совету, который нашел, по сравнению со словесными преданиями и некоторыми рукописями, что оно с ними согласовалось, и поэтому считал его верным; но в то же время совет сказал Амурату, что должно умертвить Муста-Эддина для того, чтобы он не разгласил предсказания своего народу. Султан послал Капиджи-пашу с отрядом невольников, чтобы взять астронома и бросить его в море.

Муста-Эддин, встретив убийц у входа своего дома, сказал им:

«Мир вам! Суд Божий никогда не минует. Я знаю, что сегодня же буду добычею морских рыб; а вами и всем царством овладеет народ Северный». После сих слов ученого схватили, связали и бросили в море между Галатою и Константинополем.

Подобных предсказаний и преданий очень много в Константинополе, между магометанами. Упоминаем о некоторых из них: 1) Придет назначенное Аллахом время, когда Мекка и Медина и другие Аравийские города разрушатся, и все это сделает некий Христианский

Царь, который придет из стран Севера2. Он займет Египет и Палестину. 2) Царство Магомета продлится только до пришествия белорусых юношей, белых сынов Севера, по пророчеству, которое гласит так:

«В десятый индикт придет из северных стран Царь, возьмет Эптало-фон, и в нем воцарится, и будет величайшая брань3». 3) Сами Турки сознаются и говорят, что в их Коране есть подтверждение того, что Константинополь будет взят Христианами. Эти подтверждения суть:

а) Первый халиф был Аббасс, то и имя последнего халифа будет начинаться теми же буквами, б) Магометане должны опасаться того Христианского народа, который в названии своем имеет начальную букву Р4, в) Пред падением Стамбула произойдут три кровопролитные битвы, Христиане одержат верх над магометанами и возьмут город, и жители его погибнут от глада и меча. Магометане будут прогнаны прежде до Алеппо, потом до Дамаска. Иерусалим и все принадлежащие к нему страны будут завоеваны Христианами5.

Эти верования распространились по всей Турции. Они часто встречаются не только у простолюдинов, но и проникают в высшие слои народа Турецкого. Столичные Турки из преимущественной любви к Азии, колыбели их религии и нации, предпочитают хоронить ся на Азиатском берегу. Но более побудительная причина любви Турок погребать ся в Азии заключается в следующем: у Турок су шествует много предсказаний о долженствующем быть падении Оттоманской империи, особливо же распространены между ними предсказания султана Солимана и арабского астронома Муста-Эддина, что всем царством овладеет народ Северный. Они верят этим предсказаниям и считают временным свое пребывание в Европе; ибо неизбежно должно наступить то время, когда Христиане, русые победители возьмут во власть свою Стамбул, и изгонят их в Азию. Для того-то все сколько нибудь зажиточные магометане стараются хоронить своих родных на Азиатском берегу, дабы могилы "правоверных" не были попираемы стопами "неверных", когда они, по воле Аллаха, снова возьмут Константинополь.

Древний неприступный город, с которого началась христианская история Европы. Морские ворота из Азии в Европу и перекресток культур.

1. На самой заре своего существования Константинополь (Византий) был колонией в исторической Фракии. Её основали греки, выходцы из Мегар.

2. Первое известное название города, когда он еще был фракийским поселением – Лигос (по Плинию Старшему).

3. Афины и Спарта воевали между собой за обладание Византием. С IV века до н.э. он становится автономным и независимым от других греческих полисов.

4. Греки называли древний город «Византион». «Византий» - латинизированная форма того же названия.

5. Византий обладал одними из самых мощных стен среди греческих полисов, и уже в самую раннюю эпоху выдержал десятки осад. Искусство строительства стен византийцами особенно ценилось в античную эпоху.

6. Византий полностью контролировал Босфор и выдавал разрешения на проход через пролив.

7. Несмотря на вечное противостояние византийцев и македонцев, Александр Македонский не посягал на независимость Византия, и в ходе его походов город остался нетронутым. При этом Византий даже поставлял суда его войску. После распада империи Византий выступал в роли посредника между противоборствующими «осколками» - эллинистическими государствами.

8. В III веке до н.э. Византий стал одним из самых богатых торговых городов Греции, взяв на себя большую часть работорговли.

9. Византий был старым союзником Рима, и даже в Римской империи вплоть до II века сохранял автономию.

10. В Римской империи город славился своими учеными и архитекторами, которые пользовались спросом в других городах Ближнего Востока и Причерноморья.

11. В Византий пришли самые ранние христианские общины. Здесь проповедовали Андрей Первозванный, Стахий, Онисим, Поликарп I и Плутарх.

12. Огромные разрушения Византию принесли не варварские набеги или войны с другими государствами, а собственные правители. Император Септимий Север, которого город не поддержал, лишил его автономии, и в 196 году приказал разрушить до основания важнейшие здания и срыть вековые городские стены. После этого как минимум столетие город был неблагополучной провинцией.

13. Целый век (III в. н. э.) город носил название Августа Антонина в честь сына Септимия Севера - Антония.

14. Церковь Святой Ирины IV века – одно из самых старых сохранившихся христианских строений и главный храм города до известной на весь мир Святой Софии. В церкви проходил Второй Вселенский Собор. Названа она, однако, не в честь Святой Ирины, а в честь «Святого Мира». «Миром» (Ειρήνη) назывался древнейший христианский район города в Галате.

15. В IV веке Константинополь фактически был отстроен заново и сразу в качестве столицы Римской империи. Средневековый «мегаполис», Константинополь, стал городом контрастов: из простого бродяги или солдата можно было подняться до императора. Национальность и происхождение не имели большого значения. Роскошные дворцы элиты соседствовали с жалкими лачугами простых людей.

16. Первое название новой столицы Римской империи – «Новый Рим», данное Византию в 330 году, не прижилось. Город стали называть в честь Константина I- Константинополь.

17.В эпоху первого христианского императора Константина I в городе продолжали строить языческие храмы, что поощрялось властями.

18. Если у римлян любимым местом зрелищ был Колизей, где происходили бои гладиаторов, то в Константинополе таким местом был ипподром, где проходили гонки на колесницах. Ипподром использовался для всех крупных торжеств и праздников.

19. Самым ценным материалом в Константинополе был порфир. В порфирном зале Императорского дворца рождались будущие законные властители.

20. Русское название Константинополя «Царьград» - дословный перевод греческого «Василевуса полис» - город василевса (монарха)

21. Константинопольские цари собирали в городе (преимущественно на ипподроме) самые почитаемые артефакты со всех уголков империи. Это Змеиная колонна V века до н.э. из Дельф, Египетский обелиск XV века до н.э. из Фив, статуя Афины Паллады из Трои, бронзовый бык из Пергама и многие другие.

22. Протяженность крепостных стен в Константинополе составляла около 16 километров, на них располагалось около 400 башен. Некоторые стены достигали 15 метров в высоту и 20 в глубину.

23. Глава города Константинополя – эпарх, был вторым лицом в империи. Он мог арестовать и выслать из города любое лицо, по его мнению, представляющее опасность столице. Одним из самых известный эпархом был Кир, управлявший городом в отрезке между правлениями Константина Великого и Феодосия.

24. В разные времена город находился под властью римлян, греков, галатов, крестоносцев, генуэзцев, турок.

25. Одним из самых первых монастырей Константинополя, положивших начало монашескому движению, стал Студийский монастырь, построенный в V веке на берегу Мраморного моря.

26. Численность населения Константинополя в период расцвета могла составлять до 800 000 человек.

27. По сравнению с Римом в Константинополе был довольно многочисленный средний класс: почти 4,5 тысяч отдельных домов. Богатые жили в трехэтажных особняках, бедные ютились в многоэтажных постройках до 9 этажей в высоту на окраинах города.

28. Главная улица города называлась Меса (однокоренное русское «межа», лат. medius) – «средняя». Он шла с востока на запад вдоль многочисленных форумов и площадей от «начала всех дорог» Мильного Камня близ Собора Святой Софии до городских стен. Место императорских церемоний и активной торговли. Отрезок от Императорского Дворца до Форума Константина назывался «Регия» - Имперская дорога.

29. Для защиты от нападений славян в VI веке была построена специальная Стена Анастасия около 50 километров длиной.

30. В Константинополе жили греки, славяне, армяне, тюрки, римляне, германские народы (готы, позднее скандинавские викинги), арабы, персы, евреи, сирийцы, фракийцы, египтяне-копты. Из-за многочисленных паломников в Иерусалим в городе располагалось множество гостиниц.

31. Константинополь «пал» еще до своего официального падения в 1453 году от захвата города турками. В 1204 в ходе Четвертого Крестового похода венецианцы выжгли две трети зданий города. Самые величественные здания и сооружения, в том числе Форум Константина, бани Зевксиппа и окрестности Большого дворца лежали в руинах. Столица была полностью разграблена, включая саркофаги императоров.

32. После захвата Константинополя (1204) крестоносцами французский язык стал языком городской элиты.

33. В последние два века существования Византии в пригороде Константинополя Галате вырос город генуэзцев, окруженный стеной, и диктовавший свои правила торговли.

34. За всю историю Византийской империи Константинополь осаждался 24 раза. Половина защитников Константинополя в 1453 году – латиняне (венецианцы и генуэзцы)

35. Покорить Константинополь мечтали многие русские правители, от Вещего Олега и Игоря Рюриковича до Екатерины II (Греческий проект) и последнего русского императора. Екатерина II назвала своего внука Константином.

36. Собор Святой Софии – сердце Константинополя, самый большой храм в христианском мире. Впервые он был построен в 324-337 годах, однако в 404 году сгорел, новая базилика построенная на это месте сгорела уже в 532 году. Строительство нового грандиозного храма в VI веке осуществил Юстиниан I. Во времена османского владычества к нему были достроены четыре минарета, а сам собор обращен в мечеть. Ныне – музей Айя-Софья. В соборе произошло разделение церквей, а также хранилась Туринская плащаница.

37. Турки не переименовывали Константинополь после захвата. Есть несколько версий происхождения слова Стамбул (в оригинале - Истанбул): от искаженного турками «Константинополь» до турецкой адаптации обиходного названия «полис» («город» как Сити, столица), к которому прибавились «лишние» звуки (другие примеры: Смирна-Измир и Никомедия-Изник). Известно, что арабы употребляли название «Истинполин».

В любом случае в официальных документах вплоть до XX века город именовался на арабский манер Константинийе.

38. В османский период в Галате возникает новый «город в городе», с христианским большинством. Там селились торговцы - греки, армяне, итальянцы. В Галате был основан первый Центральный банк. Этот район также назывался Пера, что означает «за пределами».

39. Самая известная площадь Стамбула – Таксим находится на месте самого большого немусульманского кладбища (армянской общины), основанного в XVI веке.

40. Константинополь в период Гражданской войны в России стал главными воротами белой церковной и гражданской эмиграции. В городе и его окрестностях размещалось около 200 000 русских эмигрантов. К середине 20-х годов основная часть репатриировалась в СССР, эмигрировала в Европейские страны (Югославия, Болгария. Чехословакия) и страны Америки, некоторые умерли от болезней и голода, вынужденные жить на островах и территориях, лишенных материального обеспечения.