Болезни Военный билет Призыв

Конспект урока различение на письме суффиксов к и ск. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск

Образование имен прилагательных при помощи суффиксов –к- и –ск- .

Урок подготовила:

Коноплёва Е.А.,

учитель русского языка

и литературы

МКОУ «СОШ № 15»ИМРСК


  • развить умение правильного выбора суффиксов К и СК в прилагательных;
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и умения.
  • повышение личной ответственности каждого ученика за результат учебы.

Орфоэпическая пятиминутка:

Списать, расставить ударения.

Красивее, развитой (язык), развитый ребенок, изобретение, августовский, кружева, прибыл, намерение, добыча, плато, свободнее, языковое чутьё, кухонный, языковая (колбаса).


Проверка домашнего задания:

Н НН

Упр. 325

Какая морфема вызывала у вас

затдруднение при выполнении здания?


Работа с текстом:

Русское национальное декоративное искусство чрезвычайно многообразно. Его нельзя представить себе без палехской, федоскинской лаковой миниатюры, хохломской и городецкой росписи, дымковской и богородской игрушки, гжельского фарфора, хохломской и тобольской резной кости, вологодского кружева, ростовской финифти и многих других видов народного декоративного творчества.


Объяснение нового

материала:

Опорная таблица « Суффиксы -к- и -ск- в прилагательных»

-К- или –СК-

пиши суффикс -к- ,

если прилагательное

имеет краткую форму или

его основа заканчивается

на к, ц, ч:

рез к ий – резок (кр. ф.)

вяз к ий – вязок (кр. ф.)

каза к - казац к ий

пиши суффикс -ск-

в остальных случаях:

француз ск ий

сель ск ий

украин ск ий


1 . В слове К, Ц, Ч смотри

Если эти буквы три

Смотрят на тебя с листка,

Ты подставь к ним суффикс –К-.

2. А ещё не забывай,

Краткой формой проверяй!

Знай, что здесь наверняка

Тоже будет суффикс – К - .

3 . И ещё даю совет:

Если краткой формы нет,

К, Ц, Ч не отыскать,

Значит здесь – СК- писать.


Закрепление:

Плотник, рыбак, словак, немец, стрелец, Елец, ткач, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, Исландия, киргиз, француз, Кавказ, казах, белорус, индус, тунгус, матрос, эскимос.

-к-

-ск-


Укажите прилагательные, в которых допущены ошибки:

а) кавказский; е) ангельский;

б) узкий; ж) московский;

б) адмиралтейский; з) одесский;

г) зверский; и) флоцкий;

д) вязский; к) матросский.


Образовательный портал" Мой университет" www.moi-universitet.ru Факультет" Реформа образования" www.edu.reforma.ru

Мягкий знак перед суффиксом –ск-

Суффикс –ск- стоит после буквы л ?

Да Нет

Есть суфф. –ск- в названиях месяцев?

сел ь ский

июл ь ский

пол ь ский

Кол ь ский

июн ь ский

Пиши Ь :

сентябр ь ский

октябр ь ский

ноябр ь ский

Исключение: январский

В остальных случаях

Пиши без Ь :

сибирский

казанский


Работа в группах:

А) Первая (сильная) группа Игра « Найди меня…»

Найди меня, часть слова, стоящая после корня. Меня видели в относительных прилагательных. Я не столь избирателен, как мой брат, для меня никогда не было важно, на какую согласную заканчивается корень.

Брест…ая крепость спала спокойным мирным сном, когда над Бугом прогремел первый залп фашист…ой артиллерии. Эсминец походил на старинный шотландский замок. На фабрику поступили современные ткац…ие станки. Зеленый остров после бегства немец…их танков был в руках чекист…ого полка. Уз…ая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казац…ому делу.Это было в январ…ую бурю на Каспийском море у кавказ…их берегов близ рыбац…ого поселка. Ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя грозили опрокинуть рыбачью лодку на скольз…ие валуны.


Б ) Вставь суффикс –к – или - ск -.

а) черкес__ий; е) немец__ий;

б) швед__ий; ж) узбек__ий;

в) дерз__ий; з) ставрополь__ий;

г) молодец__ий; и) университет__ий

д) пират__ий; к) казан__ий.

В ) Отметь существительные, от которых образуются прилагательные с суффиксом - к - :

а) январь; д) ткач;

б) флот; е) немец;

в) пассажир; ж) деревня;

г) рыбак; з) июнь.



Вывод:

ИТАК, суффикс –К- пишется:

· в прилагательных, имеющих краткую форму;

· в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на –К-, -Ч- и –Ц-.

В других прилагательных пишется суффикс –СК-.

Следует отметить, что в некоторых прилагательных перед суффиксом –СК-может сохраняться или отсутствовать мягкий знак. Буква Ь не пишется в словах после Н и Р (сибирский, конский), но сохраняется после буквы Л (сельский, польский) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на НЬ и РЬ (июньский, октябрьский, исключение январский).


Домашнее задание:

П.57 , упр. 329 стр 137 или составить небольшой связный рассказ на тему: « Осенний день » ,

« Любимая игрушка » и т.д.

Описание:

Тема урока:

« Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.»

Урок подготовила:

Коноплёва Е.А.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ № 15»ИМРСК

Цел и урока :

развить умение правильного выбора суффиксов К и СК в прилагательных;

развить умение формулировать определение понятий;

развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и умения.

Повышение личной ответственности каждого ученика за результат учебы.

Задачи:

1) обучающая: обучать умению различать на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-, уметь правильно употреблять на письме и в речи;

2) развивающая: развивать навыки аргументированно и связно формулировать ответы, развивать речь учащихся;

3)воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, умело пользоваться им.

Методы:

беседа, наблюдения, объяснение, составление алгоритма, практические работы и т.д.

Оборудование:

Учебники, мультимедийная презентация, таблица, сигнальные карточки, тесты.

Ход урока:

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

  • 2 Орфоэпическая пятиминутка.

(Слайд № 3)

Списать, расставить ударения.

Красивее, развитой (язык), развитый ребенок, изобретение, августовский, кружева, прибыл, намерение, добыча, плато, свободнее, языковое чутьё, кухонный, языковая (колбаса).

3. Проверка домашнего задания.

Н и НН (слайд 4)

Учитель : Какая морфема вызывала у вас затдруднение при выполнении здания?

Учитель : Сегодня мы продолжим работу над правописанием суффиксов имен прилагательных . (Сообщение темы урока) .

4. Работа с текстом. (слайд 5)

Русское национальное декоративное искусство чрезвычайно многообразно. Его нельзя представить себе без палехской, федоскинской лаковой миниатюры, хохломской и городецкой росписи, дымковской и богородской игрушки, гжельского фарфора, хохломской и тобольской резной кости, вологодского кружева, ростовской финифти и многих других видов народного декоративного творчества.

Учитель. Определите тему данного текста, главную мысль.

(Многообразие русского декоративного искусства. Гордость за народное декоративное творчество России.)

- прочитайте текст еще раз, выпишите из 2 предложения прилагательные, определите их разряд.

- расскажите, как различить качественные и относительные прилагательные?

5. Объяснение нового материала. (слайд 6)

Учитель: Давайте выделим суффиксы в выписанных именах прилагательных.

Учитель: что же нам надо знать, чтобы правильно выбрать суффикс для написания прилагательного?

- Давайте обратимся за помощью к учебнику.(Работа с теоретическим материалом.) Чтобы легче запомнить правило, можно воспользоваться им в стихотворной форме, нам в этом помогут. (Три ученика, заранее подготовленный читают четверостишия. (слайд 7)

1. В слове К, Ц, Ч смотри

Если эти буквы три

Смотрят на тебя с листка,

Ты подставь к ним суффикс –К-.

  • 2. А ещё не забывай,

Краткой формой проверяй!

Знай, что здесь наверняка

Тоже будет суффикс – К - .

3 . И ещё даю совет:

Если краткой формы нет,

К, Ц, Ч не отыскать,

Значит здесь – СК- писать.

VI. З акрепление изученной темы .

  • 1. –Перед вами слова, нужно образовать от этих существительных прилагательные с суффиксами -к- или -ск- . Затем распределить их в 2 столбика. (слайд 8)
  • Плотник, рыбак, словак, немец, стрелец, Елец, ткач, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, Исландия, киргиз, француз, Кавказ, казах, белорус, индус, тунгус, матрос, эскимос.

2. Укажите прилагательные, в которых допущены ошибки: (слайд9)

а) кавказский; е) ангельский;

б) узкий; ж) московский;

б) адмиралтейский; з) одесский;

г) зверский; и) флоцкий;

д) вязский; к) матросский.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

3. - Вставьте, где необходимо мягкий знак. Назовите слова, в которых мягкий знак нее пишется. (слайд10)

а) июн__ский; г) сентябр__ский;

б) январ__ский; д) сибир__ский;

в) рязан__ский; е) октябр__ский.

V . Проверка полученных знаний.

  • 1. Найди определение (раздать карточки).
  • Задача учащихся – найти определение, соответствующее существительному первого столбика, вставить пропущенные буквы:

2 в. парк ткац..ий

болото одес..ий

язык декабр...кий

пейзаж вяз..ий

мороз город..ой

станок дерз..ий

ответ француз..ий

порт сель..ий

Учитель. Какие слова - исключения надо запомнить? (Узбекский, таджикский, угличский)

2. Работа в группах:

А) Первая (сильная) группа (слайд 11-12)

Игра « Найди меня…»

Найди меня, часть слова, стоящая после корня. Меня видели в относительных прилагательных. Я не столь избирателен, как мой брат, для меня никогда не было важно, на какую согласную заканчивается корень.

Брест…ая крепость спала спокойным мирным сном, когда над Бугом прогремел первый залп фашист…ой артиллерии. Эсминец походил на старинный шотландский замок. На фабрику поступили современные ткац…ие станки. Зеленый остров после бегства немец…их танков был в руках чекист…ого полка. Уз…ая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казац…ому делу.Это было в январ…ую бурю на Каспийском море у кавказ…их берегов близ рыбац…ого поселка. Ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя грозили опрокинуть рыбачью лодку на скольз…ие валуны.

Б ) Вставь суффикс –к – или - ск -.

а) черкес__ий; е) немец__ий;

б) швед__ий; ж) узбек__ий;

в) дерз__ий; з) ставрополь__ий;

г) молодец__ий; и) университет__ий

д) пират__ий; к) казан__ий.

В ) Отметь существительные, от которых образуются прилагательные с суффиксом - к - :

а) январь; д) ткач;

б) флот; е) немец;

в) пассажир; ж) деревня;

г) рыбак; з) июнь;

3. Закрепление знания

1.Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, решите тест. . (слайд 7) тестовая работа:

I.Укажите номер прилагательного с суффиксом -К -

1. Деревенс..ий пейзаж
2. Дерз..ий ответ
3. Казанс..ая сирота
4. Рус..ий рубль

II. Укажите номер прилагательного с суффиксом -СК -
1. Немец..ий станок
2. Плотниц..ий инструмент
3. Француз..ий язык
4. Близ..ий друг

III. Укажите номер прилагательного с суффиксом -К –

1. Рез..ий ветер
2. Рыцар..ий турнир
3. Голланд..ий тюльпан
4. Черкесс..ий танец

Критерии оценки: «5» - без ошибок, «4» - 1- ошибка, «3» - 2 ошибки.

VI . Итог урока (рефлексия). (слайд 13)

Вывод: (слайд 14)

ИТАК, суффикс –К- пишется:

в прилагательных, имеющих краткую форму;

в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на –К-, -Ч- и –Ц-.

В других прилагательных пишется суффикс –СК-.

Следует отметить, что в некоторых прилагательных перед суффиксом –СК-может сохраняться или отсутствовать мягкий знак. Буква Ь не пишется в словах после Н и Р (сибирский, конский),но сохраняется после буквы Л

(сельский, польский) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на НЬ и РЬ (июньский, октябрьский, исключение январский).

VII . Домашнее задание. П.57 , упр. 329 стр 137 или составить небольшой связный рассказ на тему: « Осенний день», « Любимая игрушка» и т.д.

Это второй урок по теме. На уроке учащиеся повторят, как различить на письме суффиксы прилагательных -К- и -СК-. Задания, которые учащиеся выполняют на уроке, позволят им закрепить эту тему.Учащиеся выполняют задания на внимательность, по развитию речи, на эрудицию, работают с карточками и перфокартами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Добросельская ООШ»

Грайворонского района Белгородской области

Урок русского языка в 6 классе по теме

«Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-«

Учитель русского языка и литературы

Ярош Н.А.

Доброе

План-конспект урока русского языка в 6 классе

Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК-

Цель:

1. Повторить условия различения на письме суффиксов –К- и –СК-.

2. Закрепить представление об образовании с помощью суффикса –К- качественных и относительных прилагательных, с помощью суффикса -СК- - относительных прилагательных.

3. Повторить сведения о разрядах прилагательных.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Формировать умение различать на письме суффиксы –К- и –СК-.
  2. Графически обозначать условия выбора на письме –К- и -СК-
  1. Развивающие:
  1. Развитие способностей и умений учащихся самостоятельно получать знания.
  2. Развивать логическое мышление.
  3. Развивать речь учащихся, умение строить монологическое высказывание, аргументированно доказывать свою точку зрения.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать наблюдательность, внимательность, умение анализировать, находить закономерности.
  2. Воспитывать интерес к изучению русского языка.
  3. Воспитывать аккуратность при оформлении записей.

Оборудование:

  1. Учебник

  2. Рабочие тетради по русскому языку
  3. Раздаточный материал.

I. Запись числа, знакомство с планом урока.

II. Творческая работа

С данными словами составьте и запишите предложения.

  1. В, были, старину, в, деревенских, русских, низкие, избах, потолки. (В старину в русских деревенских избах были низкие потолки).
  2. В, вдоль, комнатах, стояли, стен, узкие, лавки, жесткие. (В комнатах вдоль стен стояли узкие жесткие лавки).
  1. Повтор теории. Воспроизводящая беседа.
  • В записанных предложениях найдите имена прилагательные. По какому признаку вы их отличаете? (Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? В предложении являются определениями.)
  • Какие разряды прилагательных вам известны? По каким признакам мы различаем качественные, относительные и притяжательные прилагательные? Определите разряд выше записанных прилагательных и обозначьте в них суффиксы.


Выборочный диктант

Шёл я однажды по пусты…ой дороге. Гляжу: деревя…ая ветря…ая мельница. Я никогда не видел ничего подобного, привык жить в каме…ых домах со стекля…ыми окнами, обедать в пристанцио…ом буфете, испытывать родстве…ые чувства к людям и не бояться време…ых трудностей. Подхожу поближе. Смотрю: выползает что-то змеиное: блестящая серебря…ая шкурка, дли…ое шнурообразное тело. Жизне…ого опыта у меня маловато, и я решил: «Пойду-ка я домой, там меня ждёт кури…ый бульон, румя…ые пирожки и клюкве…ый сок».


Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС.


Определяем проблему урока

Образуйте имена прилагательные от названий народностей, проживающих на территории России.

бурятский

бурят ск ий

калмыц к ий

калмыцкий

калмыки -

ненец к ий

якут ск ий

ненецкий

якутский

  • Какие звуки слышатся на

стыке корня и суффикса имён

прилагательных?

  • Выделите суффиксы.
  • С какой орфографической

проблемой столкнулись?

Проверь себя


Сформулируйте проблему урока

Когда в именах прилагательных пишется суффикс -к- , а когда – -ск- ?


Решаем проблему, открываем новые знания

Поработайте с таблицей в упр. 376.

  • Проанализируйте материал левой колонки таблицы.
  • На какие согласные звуки оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суффиксом - к- ?

Основы оканчиваются на согласные звуки к, ц, ч .

  • Что происходит с конечными согласными основ существительных в процессе этого образования?

к и ч меняются при образовании прилагательных на ц .

  • Обрати внимание на морфологическое условие написания суффикса -к-

Эти прилагательные имеют краткую форму.

  • При каких условиях употребляется суффикс - ск- ?

Если основа не заканчивается на к, ч, ц , если у прилагательного нет краткой формы.



Прочитайте правило о различении на письме суффиксов прилагательных - к - и - ск - . Ответьте на вопросы.

«Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-»

От характера конечного согласного основы существительного, от которого образовано прилагательное

Опознавательный признак – стечение согласных

Звуки к, ц, ч

  • Как называется новая орфограмма в именах прилагательных?
  • Каков её опознавательный признак?
  • От чего зависит выбор суффикса - к - или - ск - в именах прилагательных?
  • Какие звуки являются ключевыми для выбора правильного написания?

Представьте правило в виде схемы.

-К- -СК-

[ К ] , [ Ц ] , [ Ч ]

краткая форма

не [ К ] , [ Ц ] , [ Ч ]

Проверь себя


Развиваем умения

Проверь себя

солдатский (солда т , не на к , ц , ч , нет кр.ф.) – рыбацкий (рыба к , к меняется на ц )

дерзкий (дерзок , есть кр.ф.) – матросский (матро с , не на к , ц , ч , нет кр.ф.)

Вязкий (вязок , есть кр.ф.) – флотский (фло т , не на к , ц , ч , нет кр.ф.)

ш ведский (шве д , не на к , ц , ч , нет кр.ф.) – французский (францу з , не на к , ц , ч , нет кр.ф.)

резкий (резок , есть кр.ф.) – индусский (инду с , не на к , ц , ч , нет кр.ф.)

немецкий (неме ц , на ц ) – белорусский (белору с , не на к , ц , ч , нет кр.ф.)

казахский (каза х , не на к , ц , ч , нет кр.ф.) – казацкий (каза к , к меняется на ц )


ЗАПОМНИТЕ!

Перед - ск- мягкий знак пишется:

  • Только после Л: генеральский, сельский.
  • В прилагательных, образованных от названий месяцев на –ль, -нь,

Рь, кроме январский,

украинский.


Рефлексия

Ответьте на вопросы теста

1. Какое условие написания суффикса -к- является морфологическим ?

А. от существительного с основой на К

Б. наличие у прилагательного краткой

В. от с уществительного с основой на Ч

Г. от с уществительного с основой на Ц

Проверь себя


Ответьте на вопросы теста

2. От какого существительного образуется прилагательное с суффиксом - ск - ?

Б. стрелец

В. киргиз

Проверь себя


Ответьте на вопросы теста

  • Почему в слове казацкий пишется

суффикс - к - , а не -ск- ?

А. слово имеет краткую форму

Б. образовано от существительного

с основой на Ц

В. образовано от существительного

с основой на К

Г. не образовано от существительного с основой на К, Ц, Ч, не имеет краткой формы.

Проверь себя

Разработка урока русского языка в 6 классе учителя русского языка и литературы МБОУ «Иляксазская ООШ» Бадертдиновой Резеды Илдусовны.ТЕМА: Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-
Цели: познакомить с условиями различения суффиксов -к-и -ск- в прилагательных и образованием слов с данными суффиксами; развивать навыки морфемного разбора слов, самостоятельной работы, орфографическую зоркость; воспитать интерес к изучению языка; способность к самооценке.
Планируемые результаты: знание условий написания суффиксов -к- и -ск- в прилагательных; правильное образование слов с данными суффиксами; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки.
Ход урока
1. Мотивационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Добрый день!
Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.
Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.
Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).
Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.
Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
Успехов вам и удач!
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня и активно поработаем. Открыли тетради, пишем сегодняшнее число, классная работа.(1 СЛАЙД)
2. Актуализация знаний.
Учитель: - Какой раздел мы изучали на прошлых уроках? (Им.прилаг.)
- К какому разделу языкознания относятся имена прилагательные? (морфология)
- Ребята, давайте поиграем игру: «Да или нет» (порядок игры учащиеся знают заранее)
Игра: 1.Имена прилагательные отвечают на вопросы Кто? Что? (нет)
2. Имя прилагательное обозначает признак предмета.(да)
3. Имя прилагательное имеют 4 разряда. (нет)
4. Имя прилагательное изменяется по родам и числам.(да)
5. Слова «весенний», «сельский», «кирпичный» - это относительные прилагательные.(да)
6. К притяжательным прилагательным можно подбирать антонимы и синонимы?(нет)
7. Суффиксы –ан-, -ян- пишутся с нн? (нет)

3. Работа по теме урока. Выявление затруднения.
Работа с карточками. (раздаются карточки учащимся)
Задание разделить на 2 колонки эти слова. (2 СЛАЙД)
Весенний, ломкий, экстренный, антенный, киргизский, письменный, гусиный, серебряный, резкий, вязкий, французский, жизненный, ястребиный, ткацкий, оловянный, казацкий, немецкий, голландский.
Взаимопроверка.
Учитель:
- По какому принципу вы разделили эти слова? (Слова с суффиксами -н- и- нн- – 1 колонка; 2 колонка- другие прилагательные.)(СЛАЙД 3)
4. Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения, поиск оптимального решения.
Учитель:
- Выделим основы и суффиксы в этих прилагательных. С какими из них мы уже знакомы? (н,нн). Значит, какая задача стоит перед нами? (определить как образованы эти прилагательные
Ученики работают у доски. Объясняют:
ломкий лом - корень, к - суффикс, ий - окончание, ломк - основа слова.
киргизскийкорень [киргиз] + суффикс [ск] + окончание [ий]
вязкий вяз - корень, к - суффикс, ий - окончание, вязк - основа слова.
резкий- рез-корень, к-суффикс, ий- окончание
французский- француз-корень, ск-суффикс,ий-окончание
ткацкий корень - ТКАЦ; суффикс - К; окончание - ИЙ; Основа слова: ТКАЦК
казацкий корень - КАЗАЦ; суффикс - К; окончание - ИЙ; Основа слова: КАЗАЦК
немецкий нем - корень, ец, к - суффиксы, ий - окончание, немецк - основа слова
голландский- голланд- корень, ск-суффикс
Учитель: - Какие суффиксы мы здесь выделили? (К,СК). Проблема какова? Что мы не знаем? Что предстоит узнать? (Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-)
Учитель:
- Формулируем тему урока: Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-
(СЛАЙД 4)
5. "Открытие" нового знания.
Учитель:
- А как же их различить? Сегодня наша новая тема будет касаться двух разрядов прилагательных: качественных и относительных. Как определить разряд?
- Какие прилагательные могут быть в большей или меньшей степени и иметь краткую форму? (качественные)- Какие прилагательные не могут быть в большей или меньшей степени и не иметь краткую форму? (относительные)-Попробуйте образовать краткую форму прилагательных.
(Вязкий - вязок, резкий – резок, ломкий – ломок) (СЛАЙД 5)
-Из всех прилагательных можно образовать краткую форму
(нет)
Учитель: Вот это первая часть правила. Сделайте вывод:
(Суффикс -к- пишется в прилагательных (качественных),
имеющих краткую форму).
Учитель:
- Рассмотрим остальные слова. Это какие прилагательные по разряду?
(Относительные.)
- От каких существительных они образованы?(СЛАЙД 6)
(Казак, ткач и немец. Киргиз, француз, Голландия)Учитель:
- А почему у 3 ёх из этих слов окончание К, а у других - СК. Для того, чтобы легче было вам определить разобраться в этом предлагаю обратиться к учебнику (читают правила)
- Кто сделает вывод?(Вторая часть правила: «Суффикс -к- пишется в относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на -к, -ч, -ц».)
- И какой разряд у прилагательных, которые написаны черным шрифтом?
(Относительные)
-Там есть в основе слов буквы к, ч, ц?
(Нет)
Учитель: Сделаем вывод: (В остальных относительных прилагательных пишется суффикс -ск-.) (СЛАЙД 7)
– Сколько в правиле условий выбора написания суффикса -к- и -ск-?(Два)
- Что вы можете сказать о написании суфф. -К-? Сформулируйте вывод, когда пишется суфф. -К-. При каких условиях употребляется суфф. - СК-?Суффикс -к- пишется:
1)в прилагательных, имеющих краткую форму; (т.е. у качеств.)
2) в прилагательных (относит.), образованных от некоторых существительных с основой на -к, -ч, -ц».
В других прилагательных (относит.) пишется суффикс -ск-.
-Перед вами таблицы, вы должны заполнить пропущенные места.
-Сделаем вывод для того, чтобы правильно написать слово с суффиксами – К-,-СК-Ученик:
мы:
1. выделяем морфемы в слове;
2.определяем разряд прилагательного;
3. если относительное, то смотрим на какой согласный заканчиваетя основа слова, от которого образовано прилагательное.
4 вспоминаем орфограмму
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6.Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 376 - комментированное заполнение таблицы, самостоятельное конструирование сложных предложений.
-Какие трудности вы испытали когда делали это упражнение7Упр. 377 - обсуждение вопросов и заданий, формулирование учениками правила: если основа имени существительного оканчивается на -нь и -рь, то перед суффиксом -ск- буква ь не пишется, например: конь - конский, январь - январский, Рязань - рязанский, Сибирь - сибирский; исключения составляют прилагательные, образованные от названий месяцев: июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский (но: январский), а также выражение день-деньской.
2. Словарная работа: орфоэпическая работа
Запишите в орфоэпический словарик слово украинский, поставьте ударение.
Запишите в орфографический словарик слово январский, подчеркните орфограмму.
Составьте предложения с этими словами.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель:
- Какую тему мы с вами проходили?
- Какая была учебная задача?
- Какими способами мы достигли цели7(рассуждали, выполняли задания, упражнения)
- В начале урока мы с вами поставили цель: узнать условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных и уметь их различать
- В конце урока мы с вами научились правильно выбирать, когда писать суффиксы К и СК в прилагательных?
- Заполните тетради самооценки
Домашнее задание: 1)Учебник: § 65; 2)упр. 378 (подготовиться к диктанту).
3)Выполнить задания:
Тот, кто понял, но сомневается (задания 1,3)
Понял, но не может объяснить другим (задания4,5)
Понял может объяснить другим (задание 2)
Для умников и умниц (придумать сказку или рассказ на эту тему)
Приложение. Задания для домашней работы.
Задание № 1: образуйте от существительных прилагательные с суффиксами -ск-, -к-; суффиксы выделите. Какого разряда все эти прилагательные?
Образец: пассажир - пассажирский.
(1) Узбек, (2) молодец, (3) немец, (4) бурлак, (5) монгол, (6) богатырь, (7) рыбак, (8) море, (9)француз, (10) Русь, (11) март, (12) учитель, (13) киргиз.Задание № 2: спишите прилагательные, вставляя суффиксы -ск- или -к-; объясните способ образования прилагательных:
Образец: украинский - Украина.
(1) Сибир…ий, (2) январ…ий, (3) ткац…ий, (4) кубан…ие, (5) рыбац…ий, (6) немец…ий, (7)город…ой, (8) одес…ий, (9) мор…ой.
Задание № 3: вставьте пропущенные буквы; выделите суффиксы; волнистой чертой подчеркните относительные прилагательные:
(1) Низ…ий, (2) сентябрь…ий, (3) близ…ий, (4) рез…ий, (5) немец…ий, (6) гигант…ий, (7)дерз…ий, (8) октябрь…ий, (9) турист…ий, (10) матрос…ий, (11) казац…ий, (12) сибир…ий,(13) январ…ий, (14) казан…ий, (15) декабрь…ий, (16) низ…ий, (17) вяз…ий, (18) дет…ий,(19) ткац…ий, (20) кавказ…ий, швед…ий, (21) белорус…ий, (22) комендант…ий.
Задание № 4: распределите прилагательные в две колонки: 1) суффикс -ск-; 2) суффикс -к-:
(1) Рыбац…ий, (2) лейтенант…ий, (3) кузнец…ий, (4) гигант…ий, (5) калмыц…ий, (6) киргиз…ий, (7) горняц…ий, (8) эскимос…ий, (9) стрелец…ий, (10) индус…ий.
Задание № 5: выделить суффиксы прилагательных, определите их разряд:
(1) Настойчивый, (2) отзывчивый, (3) участливый, (4) расчетливый, (5) бревенчатый, (6)уступчатый, (7) игривый, (8) дождливый, (9) полевой, (10) сиреневый, (11) лёгонький, (12)серенький, (13) маленький, (14) парчовый, (15) песцовый, (16) ситцевый, (17) грушевый, (18)беловатый, (19) желтоватый, (20) синеватый, (21) близкий, (22) низкий, (23) рыбацкий, (24)ткацкий, (25) киргизский, (26) декабрьский.Тот, кто понял, но сомневается (1,3)
Понял, но не может объяснить другим(4,5)
Понял может объяснить другим(2)
Для умников и умниц:придумать сказку на эту тему про суффиксов –К-,-СК
ФИО:
Класс:
Я узнал(а)
Мне удалось научиться Я оцениваю свою работу на уроке на«_____»