Болезни Военный билет Призыв

Конспект по естествознанию на тему"волшебная веточка". План-конспект урока по естествознанию по фгос

Конспект занятия по естествознанию «Воздух и его свойства» (с элементами экспериментирования)

Продолжать формирование причинно-следственных связей.

Дать представление о воздухе, как газообразном веществе.

Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Продолжать знакомить детей с органами дыхания.

Помочь понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

Расширять и активизировать словарь.

Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Материал.

Раздаточный: камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало, вырезанные из бумаги силуэты деревьев и цветов на липкой ленте.

Демонстрационный материал: банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка, физические весы, воздушные шары, панно «Берегите воздух» (улицы города с домами, но без деревьев и цветов).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Такой большой,

Что занимаю мир,

Такой маленький,

Что в любую щель пролезаю. (Воздух)

Правильно, а почему вы так решили?

Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем на наши места и приступим к исследованиям.

Опыт с камнем.

Воспитатель. Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь?. Камень- это твердое тело. Какие твердые тела вы еще можете назвать? А можно ли взять в руку воздух и сжать его. Делаем вывод: воздух не твердое тело.

Опыт с водой.

Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? Что умеет делать вода? Что такое вода? Назовите другие жидкости.

Опыты с воздухом.

Воспитатель. Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит, он – не жидкость. Можно сделать вывод: воздух- не твердое тело и не жидкость. Воздух- это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие.

Продолжим исследования. Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

Опыт 1. Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с одного края. Пакет становится выпуклым. Почему? Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.

Опыт 2. Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.

Ветер, ветер, ты чудак!

Что ты дуешь просто так!

Если вправду ты силач,

То надуй футбольный мяч!

Воспитатель. Воздух есть везде. Проверим это.

Опыт 1. Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?

Опыт 2. Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что этому мешает? (Ответы детей). Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает ее сжать.

Опыт 3. Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (видно, что из мела выходят пузырьки воздуха).

Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли?

Мы с вами поработали, а теперь давайте немного отдохнем и сделаем массаж спины:Льется с неба синий свет,

И конца у неба нет…Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопываютладонями по спинам друг друга

Отчего оно такое?

Кто нам сможет дать ответ? Постукивают пальчиками

Торопливый дождь косой

Скачет по полю босой.Поколачивают кулачками.

Солнце небо разделило

Разноцветной полосой. Растирают ребрами ладоней

Где ложится ветер спать?

Можно ль молнию поймать?Кладут ладони на плечи и большими пальцами круговыми движениями растирают плечи.

До чего же интересно

Минус 1 кг в сутки! Возьмите 100мл...

Бабушкин метод помог сбросить 25 кг за месяц! Без обвисшей кожи!
Лучший метод для похудения на 12 кг за 2 недели!

Волосы снова станут густые после окрашивания! Просто возьмите...

Родные Фриске в ужасе от Платона! Новость о Платоне взбудоражила страну

Все на свете узнавать! Поглаживание ладонями.

А теперь, предлагаю продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух. Занимает ли воздух место?

Опыт 1. Опустим перевернутый стакан в банку с водой, что мы наблюдаем? Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему?

Имеет ли воздух вес?

Опыт 2. Возьмем два воздушных шарика. Кладем их на весы. Что наблюдаем? Надуем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему? Делаем вывод: чаша весов перевесила, потому что шарик наполнен воздухом. Значит воздух имеет вес.

Опыт 3. Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри? Делаем вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха?

Мы не видим его,

Но он давит на все.

Он сжимается и расширяется,

Мы им дышим,

И поверьте, что все

От него мы зависим!

А для чего нам необходим воздух?

Воспитатель. Ребята! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

Опыт 1. Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в нее подуем. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха.) Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

Опыт 2. Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

Воспитатель. А теперь давайте вспомним, как мы дышим и какие органы нам при этом помогают. Прошу вас подойти к доске и по плакату рассказать, как дышит человек, как воздух проникает в организм.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем!

Воспитатель. Положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании? Правильно, делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются. Убедиться в этом мы сможем, если проведем опыт.

Опыт. Возьмем воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими легкими? Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с легкими?

Воспитатель. Проделав ряд опытов, мы узнали, как воздух поступает в наше тело. А мы можем не дышать? Делаем вывод: без дыхания жизни нет.

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?

Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы может сделать, чтобы воздух был чистым?

Давайте посадим деревья.

Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляя силуэты цветов и деревьев.

Что мы сажаем,

сажая леса?

Где бродят

Барсук и лиса.

На который

Ложится роса.

Свежесть лесную,

Вот что сажаем

В сегодняшний день.

С. Маршак.

Воспитатель. Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе, какие сделали выводы.

Мы с вами очень плодотворно потрудились, посадили много деревьев и цветов, а теперь давайте представим себя в лесу, отдохнем в тени деревьев и подышим свежим воздухом. Релаксация на ковре под шум ветра и шелест листьев.

Нас в любое время года

Учит умная природа,

Птицы учат пению,

Паучок – терпению,

Пчелы в поле и в саду –

Обучают нас труду,

И к тому же в их труде –

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости,

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце – доброте,

И при всей огромности –


Согласовано:

Предметной комиссией

Председатель

___________/_./

подпись ФИО

«________»___________2011 г.

Утверждено:

Заместителем директора по УР

___________/_/

подпись ФИО

«________»___________2011 г.

Конспект лекций

по дисциплине: «Естествознание»

Разработал преподаватель

_________________/./

«_____»________2011 г.

О Г Л А В Л Е Н И Е

О Г Л А В Л Е Н И Е.. 2

Пояснительная записка. 4

Введение. 6

Основные понятия механики. Кинематика точки. 9

Законы динамики И. Ньютона. Гравитационные силы.. 13

Сила упругости и силы трения. 18

Закон сохранения импульса. 24

Кинетическая и потенциальная энергия. 29

Закон сохранения энергии в механике. 33

Основы молекулярно-кинетической теории. 37

Электростатика. Электрический заряд. Элементарные частицы.. 41

Законы постоянного тока. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. 45

Основные понятия химии. Основные законы химии. 51

Моль. Молярная масса. 54

Задачи. 56

Вещества органические и неорганические. 57

Классификация неорганических веществ – оксиды, кислоты, соли, основания. 60

Кислотные дожди. Показатель кислотности растворов рН. 62

Строение атома и атомного ядра. Изотопы в природе. 66

Химический состав воздуха. Загрязнение атмосферы и его источники. 69

Химические элементы в организме человека. 74

Органические вещества клетки. Основные жизненно необходимые соединения – белки, жиры и углеводы. Биополимеры. 77

Основные признаки живых организмов. Клеточная теория. 81

Строение растительной и животной клетки. Прокариоты и эукариоты.. 84

Основы генетики. 88

Генотип и фенотип. 90

Модификационная и наследственная изменчивость. 98

Мутационная изменчивость Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. 100

Список использованной литературы.. 113

Пояснительная записка

Материал, изложенный в «Конспекте лекций» произведен в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В предлагаемом курсе рассматриваются наиболее важные концепции, которые выработало естествознание на протяжении всей истории своего развития, составляющие фактически ядро современной научной картины мира. «Естествознание» формирует целостную картину знаний о природе в ее непрерывном развитии. Специфические стороны этой науки – физика, химия, биология, экология – показаны уровни системы знаний, в которой фундаментальные физические принципы являются теоретической основой всего естествознания. Миропонимание на теоретическом уровне, или теоретическая картина мира, представлено научными, философскими, религиозными идеями.

Конспект лекций предназначен для студентов гуманитарных специальностей в рамках среднего профессионального образования . Содержание конспекта лекций направлено на то, чтобы обеспечить необходимый уровень естественнонаучной грамотности студентов. Отбор содержания отвечает требованиям актуальности и доступности, что с одной стороны предусматривает знакомство с ключевыми достижениями естественных наук и определяющим влиянием на развитие современных технологий, так и предполагает наглядный качественный уровень освоения этого материала.

Освоение материала, изложенного в конспекте лекций, позволит студентам:

Ориентироваться в естественнонаучной информации на уровне сообщений СМИ и научно-популярных источников;

Иметь представление об естественнонаучном методе познания и использовать знакомство с этим методом для получения фактов, оценки достоверности информации, построения аргументации;

Использовать естественнонаучные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности, особенно, когда это касается вопросов питания, медицины, применения соединений бытовой химии, экологии, экономии энергии.

Конспект лекций включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с элементами экологии», «Биология с элементами экологии». Такой подход к структурированию содержания дисциплины «Естествознание» не нарушает привычной логики естественнонаучного образования в целом.

Заметное место в преподаваемой дисциплине отводится интегрирующим, межпредметным идеям и темам. Это, прежде всего темы, освещающие естественнонаучную картину мира: атомно-молекулярное строение вещества, общие принципы классической механики, законы И. Ньютона, превращение энергии, современное представление об элементарных частицах, клеточное строение живой материи, основные этапы эволюции органического мира, эволюционная теория Ч. Дарвина, основы генетики, эволюция человека как биологического организма, а также вопросы экологии.

Введение

Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание - одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и с.-х. техники и медицины; естественно-научный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.

Предмет и цели естествознания

Предмет Естествознание - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры.

Цели естествознания : 1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления и 2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Можно сказать: познание истины (законов природы) - непосредственная или ближайшая цель Е., содействие их практическому использованию - конечная цель Е.

Закономерности и особенности развития естествознания

2. Взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей Е., когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами).

3. Повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в т. ч. исходному пункту научного развития), но на более высокой ступени этого развития - движение по спирали.

Подразделения естествознания

Астрономия

Биология

Биофизика

Биохимия

Генетика

География

Геология

Радиобиология

Радиохимия

Физическая химия

История развития естествознания

1. Период механического и метафизического Естествознание, начавшийся с возникновения Естествознание как систематической экспериментальной науки в эпоху Возрождения, (со 2-й половины 15 в. до конца 18 в.). Естествознание этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется Естествознание начала 17 в. (формирование механического Естествознание - Г. Галилей) и конца 17 в. - начала 18 в. (завершение этого процесса - И. Ньютон).

2. Период открытия всеобщей связи и утверждения эволюционных идей – стихийно-диалектический. На первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращения форм энергии и видов вещества. В геологии возникает теория медленного развития Земли (Ч. Лайель), в биологии зарождается эволюционная теория (Ж. Ламарк), палеонтология (Ж. Кювье), эмбриология (). Возникла необходимость сочетать анализ с синтезом в целях теоретического охвата накопленного опытного материала. Три великих открытия (2-я треть 19 в.) - клеточная теория, учение о превращении энергии и дарвинизм.

Затем последовали открытия, раскрывавшие диалектику природы полнее: создание теории химического строения органических соединений (,1861), периодической системы элементов (, 1869), химической термодинамики (-Гофф, Дж. Гиббс), основ научной физиологии (, 1863), электромагнитной теории света (Дж. К. Максвелл, 1873).

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Ленинградской области для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Тихвинская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

(ГКОУ ЛО «Тихвинская специальная школа-интернат»)

187555, Ленинградская область, город Тихвин, 5 микрорайон, д.35

E-mail: [email protected] ; тел/факс (813 67) 58-870

Конспект урока

Естествознание. 8 класс. Германова В. В.

Тема. Домашние лошади.

Цель: расширить знания учащегося о домашнем животном - лошади.

Задачи урока:

I. Образовательные:

Уточнение и расширение представлений учащегося о домашнем животном – лошади, об особенностях её внешнего вида, питании, уходе за ней, её предназначении.

II. Коррекционно-развивающие:

Развитие умений отвечать на вопросы распространёнными предложениями и составлять рассказ-описание;

Коррекция внимания, восприятия и мышления посредством выполнения лексических упражнений и упражнений в анализе-синтезе.

III. Воспитательные:

Воспитание мотивации к учению, навыков правильной посадки за партой, заботливого отношения к животным.

Структура урока: комбинированный.

Оборудование и материалы: компьютер, презентация, карточки, предметные картинки о лошадях, карточки-загадки, трафарет лошади.

Ход урока

1 Организационный момент.

- Здравствуйте. Присаживайтесь.

Обрати внимание на свою осанку. Вспомним правила посадки за партой.

– Приняли правильную посадку. Начинаем наш урок.

Настрой на работу.
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно,
Руки тихо поднимаем,
И задания выполняем.

II. Сообщение плана урока.

(На доске план работы).

Работа по плану.

1 Проверка домашнего задания.

Рассказ о корове по плану.

План ответа.

  1. Название животного.
  2. Внешний вид.
  3. Повадки.
  4. Уход.
  5. Интересные факты.

Итог.

Ш. Актуализация знаний

а) Выполнение лексического упражнения «Исключи лишнее».

– Начнём урок с выполнения упражнения на внимание «Исключи лишнее».

На доске записаны две строчки со словами. (Запись на доске: Собака, коза, ёж, баран. Лиса, корова, свинья, кот.) Тебе необходимо в каждой строчке найти и зачеркнуть лишнее слово.
– Назови оставшиеся слова и объясни, что их объединяет. (Собака, коза, баран, корова, свинья, кот – это домашние животные.)
– Мы сегодня будем продолжать говорить о домашних животных. Для начала вспомним, почему животных собака, коза, баран, корова, свинья, кот называют домашними животными ?

Вывод. Собака, коза, баран, корова, свинья, кот называют домашними животными, потому, что о них заботится человек: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Они приносят пользу людям.)

б) Отгадывание загадок.

– Посмотри на рисунок, где изображён сельский двор с домашними животными. (Учитель открывает доску, на которой висит рисунок сельского двора, но без животных).
– Не понимаю, с рисунка исчезли домашние животные! Этого я и боялась. Прошу тебя помоги мне их вернуть. Поможешь?
– Чтобы вернуть домашних животных на рисунок тебе надо прочитать на карточке и разгадать загадку, найти среди картинок (показывает на парту с картинками животных) соответствующее домашнее животное, и прикрепить его на рисунок.

Карточки с загадками.

1Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем ребятам
Молоко даёт! (Корова)

2. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт. (Коза)

3. Мордочка усатая,
Сама мохнатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

4. Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (Овца)

Итог.

  1. Лежит замарашка
    В щетинистой рубашке.
    Хвост крендельком,
    Нос пятачком,
    Ничем не больна,
    А всё стонет она. (Свинья)

6. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака)

7. Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь)

в) Введение в тему.

Проблемный вопрос.

– Обрати своё внимание и посмотри внимательно на рисунок сельского двора. Всех ли домашних животных мы вернули?
– Назови, какого животного не хватает на рисунке, подбери к нему слово-действие и покажи, как это домашнее животное подаёт голос? (На рисунке не хватает лошади. Голос лошади – ржание – похож на звук «Иго-го».)
– Правильно! На рисунке не хватает лошади.
– Сегодня мы подробнее познакомимся ещё с одним животным, которое живёт рядом с человеком, с домашним животным – лошадью, с особенностью её внешнего вида. Узнаем, чем она питается, как за ней надо ухаживать, содержать и какую пользу она приносит людям.

IV. Сообщение темы, целей урока.
– Открой свою тетрадь, запиши сегодняшнее число и тему урока: «Домашние лошади».

V. Изучение нового материала . (Слайд №1, 2)
– Считается, что лошадь древнее животное. Произошли они от диких лошадей. Одним из предков домашних лошадей считается дикая лошадь Пржевальского (картинка). Она была впервые приручена в Центральной Азии около пяти тысяч лет назад. За долгую историю существования было выведено множество пород лошадей. Сейчас их по всему миру насчитывается около 427. Познакомимся с некоторыми из них.
– (Слайд №3, 4, 5). Давай рассмотрим картинки с изображением разных пород лошадей. Назови, изображённую на картинке породу лошади и прочитай её название.
– Посмотри внимательно на этих лошадей. Ты видишь, что среди них нет одинаковых. Одни – небольшие, коренастые, другие – высокие, стройные. Каждая из них обладает определенными характеристиками.

Физминутка.

б) Работа в тетрадях. (Слайд №8)

– Как ты уже убедился пород лошадей в мире множество. Но все они имеют общие признаки. Как ты думаешь, какие? Назови их. (Разные породы лошадей имеют следующие общие признаки: форма тела, ноги, хвост, форма головы, глаза, чёлка, грива, копыта.)
– Общие признаки лошади хорошо описаны в стихотворении, которое я тебе сейчас прочитаю.

Стихотворение про лошадь.

Крутая холка, ясный, полный глаз,
Сухие ноги, круглые копыта,
Густые щётки, кожа, как атлас,
А ноздри ветру широко открыты.
Грудь широка, а голова мала, –
Таким его природа создала.

– Возьми трафарет контура лошади, обведи её в тетрадь, и подпиши соответствующие части тела. (Учащийся переводит в тетрадь по трафарету контур лошади и подписывает к картинке части тела.)

в) Проведение пальчиковой гимнастики.

– Положи ручку и выполним пальчиковую гимнастику.

г) Рассказ учителя об особенностях внешнего вида лошади . (Слайд № 7, 9)

– Ты видишь, у лошади обычно голова вытянутая, сухая с большими живыми глазами, широкими ноздрями и заострёнными, подвижными ушами умеренной величины (гораздо меньше половины головы). Она имеет длинную мускулистую шею, округленное туловище, высокие и стройные ноги, умеренной толщины. Обрати внимание у неё грива длинная, свешивающаяся, хвост покрыт длинными волосами от основания. Лошади по цвету все разные. У них цвет волос на теле определяет масть. Она различна. Бывает чёрной, бурой, рыжей, белой, серой, часто с белыми пятнами на голове и ногах. В виде исключения встречаются полосы на плечах, спине и ногах. К старости лошади, как и люди, седеют. Зимой они становятся светлее, чем летом.

д) Работа по учебнику.

Открой учебник на стр. 217 и прочитай абзац (отмечен)

Что нового ты ещё узнал про лошадей?

Итог. Вывод.

е) Выполнение упражнения «Опиши картинку». Знакомство с новыми словами.

– Посмотри на картинку. (Учитель показывает картинку с изображением сбруи, седла, вожжей, телеги, саней, подковы.)

Расскажи, что ты видишь на картинке и, для чего это необходимо.

Запишем новые слова в тетрадь (сбруя, седло, вожжи, телега).

Физминутка.

VI. Обобщение знаний.

- Итак, чем различаются между собой лошади разных пород?

Какое значение имеет лошадь для человека?

VII. Закрепление.

а) Работа по карточке (ответы с обратной стороны).

От каких животных произошли лошади? (От диких лошадей)

Как называется много лошадей? (Много лошадей называют табун.)

Какое значение лошадь имеет в жизни человека?

Кто лечит лошадь? (Лошадь лечит ветеринар.)

Как содержат лошадей в конюшнях? (Лошадей кормят, чистят щётками)

б) Работа с пословицами.

А сейчас прочитаем пословицы и объясним их смысл.

Не гони коня кнутом, а гони овсом.

К собаке сзади подходи, а к лошади спереди.

VIII. Итог урока

Анализ работы учащегося на уроке.

IX. Домашнее задание.

Посмотреть презентацию «Лошади» и ответить на вопросы:

Как спит лошадь? (Спит лошадь стоя, просто закрыв глаза).

Сколько лет живёт лошадь? (Лошадь живёт 25-30 лет.)

Когда рождаются жеребята? (Жеребята рождаются весной.)

Рефлексия.

Что нового ты узнал о лошади?

Чему ты удивился?

Что захочешь рассказать родителям нового о лошадях.


ТРАВЫ

Цели и задачи урока: * продолжить формирование системы знаний о жизненных формах растений, продолжить знакомство с многообразием растительного мира, *коррекция внимания,

*формирование познавательного интереса

Оборудование: таблица «деревья, кустарники, травы», раздаточный материал, компьютер, презентация.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Проверить выполнение домашнего задания в тетрадях.

  1. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы рассматривали жизненные формы растений: дерево и кустарник.

СЛАЙД. Проговорить отличия дерева и кустарника.

СЛАЙД. Деревья бывают лиственные и хвойные. Проговорить отличия.

Работа с таблицей.

Показать дерево-ребята поднимают табличку либо с листом, либо с хвоинкой.

Вспомнить название кустарников . Загадки.

СЛАЙД-отгадка.

  1. Изучение нового материала.

СЛАЙД. Изображение деревьев, кустарников. Изображение жизненной формы растений – трава.

*Что это, ребята?

*Это похоже на дерево? Кустарник?

Это трава. Это растения, которые растут у самой земли, они не бывают высокими, как деревья.

Посмотрим за окно: опишите внешний вид зимнего дерева.

А вы видите траву? Что с ней произошло?

На зиму травы отмирают, остаются только их семена, которые прорастут весной и появятся новые растения.СЛАЙД.

ФИЗМИНУТКА

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

Вот по этой дорожке мы и пришли в царство трав. Давайте узнаем больше о жителях этого царства.

Загадки.

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка.

(одуванчик)

На травинке солнце бьётся,

С ветерком на небо рвётся.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.

(ромашка)

Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же...
(крапива)

В поле я расту всегда,
При дороге иногда.
Я, как небо, голубой,
Угадай, кто я такой?
Я узорчатый цветок,
Называюсь? (василек)

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный …

(Тюльпан)

Ребята отгадывают, смотрят на изображение на слайде и плднимают картинку с изображением растения.

Игра: «Как бы вы поступили?»

«Мальчик сделал острый меч

И давай кустарник сечь

Да кричать:

«Я здесь храбрец!»

Что и вправду молодец?

Почему этого делать нельзя?

«Посмотрите на Захарку.

Он нарвал цветов охапку.

А подумайте вот только:

Ну зачем цветов рвать столько?»

Где лучше сохраняются цветы?

«Деревья садят дети

А две подружки эти

Глядят по сторонам

Стоят не помогают

А деток убеждают

  1. изучить группы животных по типу питания, познакомить учащихся с цепями питания, существующими в природе;
  2. развивать у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы;
  3. способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о жизни животных.

Оформление, оборудование:

  1. На доске план урока, начерчен кроссворд.
  2. Картинки животных (ёж, тигр, змея, кузнечик, гусь, рыба, медведь, синица, стрекоза, жук короед, дятел, щука, карась, окунь), рисунки сосны и осины.
  3. Конверты для групповой работы с заданиями.

Ход урока

I. Проверка д/з:

Вы любите отгадывать загадки, кроссворды? Попробуем вместе разгадать кроссворд. (Ученик заполняет кроссворд, учитель прикрепляет картинки с изображением животных).

У кого колючий плащик?
Кто на спинке завтрак тащит?
У кого не видно ножек?
Ну конечно, это … . (Ёж.)

В чёрную полоску
рыженькие киски,
Не рекомендую подходить
К ним близко.
Мягоньких лапок неслышны шаги,
Острые когти, большие клыки. (Тигр.)

Будто бы кольчугу
И в мороз и в зной
Носят кожу
С жёсткой чешуёй.
А когда наступит срок,
Шкура слезет как чулок,
И она с обновой –
Нежной кожей новой. (Змея.)

Всегда готов к прыжку
Зелёный чуткий конь!
Поймать его попробуй
В открытую ладонь! (Кузнечик

В воде купался,
А сух остался. (Гусь.)

Кто это? (животные)

Какое слово увидели ещё? (жизнь)

Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? (Жизнь животных).

Назовите к каким группам относятся животные которых мы отгадали, и перечислите главные отличительные черты этих групп.

(Тигр, ёж –звери; змея – пресмыкающиеся; гусь – птица; кузнечик – насекомое.)

Каких групп животных здесь не хватает? (земноводные, рыбы)

Картинки: лягушка, карась.

- (Запись на доске.)

Дышат, заводятся, двигаются, ломаются, питаются, рождаются, умирают.

- Прочитайте слова. Перечислите существенные признаки живых организмов.

(Лишние слова убирают).

II. Изучение нового материала.

1) - Так что же необходимо для роста и развития животных? (питание)

Сегодня на уроке узнаете “Кто что ест?”. Это тема урока. А ещё вы научитесь составлять цепи питания.

План на доске.

  1. Типы питания.
  2. Цепи питания.
  3. Роль хищников в природе.

Давайте вспомним, чем питаются животные.(Выслушивается мнение детей)

Из ваших ответов видно, что питание у животных разнообразно. Давайте попробуем разделить всех животных на группы в зависимости от вида их пищи.

  1. Как называются животные, которые питаются другими животными?
  2. Чем ещё питаются животные? Приведите примеры. Как называют животных, которые питаются растительной пищей?
  3. А как будут называться животные, которые питаются насекомыми?
  4. А ещё есть животные, которые называются всеядными.

На доске появляется таблица:

Задание: распределите животных, изображения которых представлено на доске, по типам питания, разъясняя свою точку зрения.

Я тоже хочу привести примеры: медведь – всеядное животное, синица – насекомоядное, стрекоза – хищник. Согласны ли вы со мной? (прикрепляются картинки)

Какой вывод по первому пункту плана мы можем сделать? (Животные по типу питания делятся на растительноядных, насекомоядных, хищников, всеядных.)

2) – Животные питаются растениями и животными, поэтому говорят, что живые организмы связаны между собой в “цепи питания”.

Рассмотрим второй вопрос нашего плана. Попробуем определить, с чего должна начинаться цепь питания, кто должен её продолжить. Попробуйте составить схему, используя опорные слова: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные, растения. (На доске выносятся варианты, предложенные учениками. Идёт их обсуждение.)

Уч-ся приходят к выводу:

Растения – первое звено в цепи питания, т.к. только растения способны использовать энергию Солнца, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Растениями питаются растительноядные животные и всеядные. Растительноядными питаются насекомоядные, хищники и всеядные. Насекомоядными – хищники и всеядные. Хищниками – всеядные животные.

Задание: Давайте вместе составим цепочку. Я вам предлагаю такие звенья: осина, волк, лось.

На доске: осина-лось-волк

3) - Как вы думаете, что произойдёт с цепочкой, если убрать одно звено?(бумажная цепочка)

А в природе возможно разорвать цепочку? Что произойдёт, если на Земле не останется лягушек, змей и т.д.

Подтвердите своё мнение аргументами из статьи в учебнике на стр.

Какой вывод сделаем по третьему пункту плана? (роль хищников очень высока в природе, как и всех остальных звеньев. Нельзя разрывать пищевые звенья. Надо охранять природу.)

III. Закрепление нового материала.

Работа в группах. Дети выбирают задания в конвертах.

1. “Составь цепочку”.

Используя текст, составь цепь питания.

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородью – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые деревья.

2. “Продолжи цепочку”

Сосна – жук-короед - ?

3. “Найди ошибку”.

Полёвка – орешник – ласка – лиса

После обсуждения в группах командиры докладывают у доски о результатах выполнения задания.

IV. Подведение итогов урока.

Какие выводы можно сделать после сегодняшнего урока?

Д/з: с. 79-82, тетрадь.