Болезни Военный билет Призыв

Колизей местоположение. Колизей в Риме — уникальный амфитеатр. Колизей - амфитеатр Флавиев

– один из величайших исторических и архитектурных памятников Римской империи, сохранившийся до нашего времени. Колизей расположен в низине между тремя римскими холмами: Эсквилинским, Палатинским и Целиевским. Амфитеатр был построен в 1 веке римскими императорами династии Флавиев. Так популяризировались гладиаторские бои. Открытие амфитеатра сопровождалось играми и сражениями, в которых за сто дней были убиты, по разным данным, от 5 до 9 тысяч диких зверей.

История Колизея и его архитектура

В Колизей можно было попасть через четыре парадных входа. Помимо этого, 76 других входов, расположенных по всему периметру, обеспечивали быстрый доступ к местам в амфитеатре. Места для публики составляли три яруса. Согласно современным подсчетам, в Колизее можно было поместить около 50 000 человек. Места строго соответствовали сословиям, образуя секции для императора и его приближенных, знати и плебеев. На галерке располагались места для женщин и рабов.

Амфитеатр выполнен в виде эллипса, длина которого составляет 524 м, длина арены составляет почти 86 м, ширина – почти 54 м, высота стен сооружения достигает 50 метров. Колизей выстроен из крупных блоков травертина, известкового туфа, соединенных между собой стальными связями. Внутренняя отделка выполнена из кирпича и туфа.

В 217 году, когда правил император Макрин, был поврежден сильным пожаром, но восстановлен при императоре Александре Севере. В 248 году в Колизее праздновали тысячелетие существования Рима.

В начале 5 веке император Гонорий запретил проведение гладиаторских боев, так как это выходило за рамки недавно принятого христианства. С этого времени начался упадок амфитеатра. Нашествие варваров, а особенно землетрясение в 1349 году плохо отразились на состоянии Колизея. Его южная стена обрушилась при землетрясении. Со временем Колизей потерял больше половины своей каменной конструкции, в том числе из-за того, что превратился в источник строительных материалов.Так, в 16 столетии папа Павел III использовал материал Колизея для строительства . Таких примеров было немало. Варварское отношение к древнему памятнику было изменено только в 18 веке. Папа Бенедикт XIV взял Колизей под защиту, объявив его местом истязания христианских мучеников.

В связи с атмосферным загрязнением и изнашиванием в целом, в период с 1993 по 2000 год была проведена реконструкция Колизея.

Сейчас в Колизее иногда проводят различные события. Но, учитывая состояние амфитеатра, он может вместить всего несколько сотен зрителей. Чаще события проводят у стен Колизея, используют его как задний фон. В Колизее, выступали Элтон Джон, Пол Маккартни, Рэй Чарльз и другие.

Что можно посмотреть в Колизее

Кроме самого амфитеатра, для посетителей открыты:

  • Подземные тоннели, из которых на арену выходили гладиаторы.
  • Музей, посвященный Эросу, божеству любви в древнегреческой мифологии. Музей находится на верхнем этаже наружной стены здания.
  • Деревянный помост в центре Колизея, реконструированный в последнее время.

Как доехать

Колизей расположен в самом центре Рима, недалеко от площади Венеции и . По воскресеньям движение автотранспорта на Via dei Fori Imperiali и на площади Колизея запрещено. Можно воспользоваться велосипедом.

Доехать к Колизею лучше всего на метро. Вам понадобится линия В, до станции Colosseo. Также можно воспользоваться линией А до станции Manzoni, но нужно будет еще проехать две остановки на трамвае №3. Ходят автобусы № 60, 75, 85, 87, 271, 571, 175, 186, 810, 850, C3.

Колизей работает ежедневно, кроме 1 января, 1 мая и 25 декабря. Вход платный, есть различные скидки и бесплатные билеты для определенных возрастов.

Самый знаменитый памятник Италии, подлинное сокровище исторического наследия для всего мира, удивительный, мистически очаровательный, пугающе огромный и необычайно много повидавший Колизей (Colosseo ). Это самый большой из амфитеатров, когда-либо возводимых в Римской Империи. Построен он был на заре становления новой эры – всего 80 лет спустя после Рождения Христова явился Колизей восторженным взорам местной публики. Начинал его строительство еще сам легендарный император Веспасиан в 72 году. Но закончить свой масштабный проект он так и не успел. Его наследие принял сын – Тит, который и завершил постройку огромного зала для одного из важнейших развлечений древних римлян – зрелищ.

Сегодня, конечно, трудно представить, каким он был – прошлый Колизей. За годы своего существования этой удивительной достопримечательности довелось побывать и в роли арены для проведения публичных казней, гладиаторских боев, спортивных состязаний, и в статусе легендарного памятника древних традиций, и в малоприятной позиции каменоломни. В своем первоначальном состоянии Колизей простоял всего до 8 века. Именно в этом время глава ватиканской церкви, Папа Павел третий официально разрешил своему племяннику обратить Колизей в груду камней, чтобы использовать их для строительства дворца. С этим связана одна из самых увлекательных историй о Колизее. Папа не просто разрешил использовать камни строения, он поставил ограничение: племянник его мог забрать ровно столько камней и плит, сколько он успеет вынести с территории амфитеатра за короткие 12 часов. По внешнему виду сегодняшнего Колизея сложно представить, насколько много усилий пришлось приложить знатному племяннику, чтобы вписать частицу Колизея в свой дворец.

Впрочем, на этом разлом легендарного строения не закончился: на протяжении многих лет предпринимали знатные жители города попытки снести Колизей, чтобы использовать его материал для строительства своих резиденций. Как случилось так, что он сумел отстоять все эти невзгоды, доподлинно не известно. Зато известно, насколько важен сегодня этот памятник истории для всей Италии и мира.

Призраки кровавого Колизея

Вокруг образа Колизея витают сотни страшных историй: есть мнение. Что по ночам по его арене блуждают призраки когда-то убитых здесь гладиаторов, рабов и властителей. Но для того, чтобы, отринув неинтересную реальность, погрузиться в мистику жутковатого очарования этой достопримечательности, стоит перед походом к нему непременно ознакомиться с его кровавой историей или посещать Колизей в рамках экскурсионной программы, ведомой подготовленным гидом.

Одним из главных символов столицы Италии считается Колизей. Шедевр архитектурного строительства олицетворяет могущество императорской власти, а также гениальную идею римских инженеров античного времени. Амфитеатр является уникальным сооружением на планете, повидавшим множество событий и трагичных сражений. Арена напоминает о тех временах, когда римляне жаждали зрелищ.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 31 мая tours.guruturizma.ru предлагает промокоды на туры в экзотические страны - Доминикана, Мексика, Ямайка, Индонезия, Куба, Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Танзания, Бахрейн. Количество туристов в туре – от 2-х взрослых.

  • Промокод на 1 000 ₽ «LT-EXOT-1000» для туров от 7 ночей
  • Промокод на 1 500 ₽ «LT-EXOT-1500» для туров от 8 до 12 ночей
  • Промокод на 2 000 ₽ «LT-EXOT-2000» для туров от 13 ночей

В I веке нашей эры был возведён величественный и грандиозный памятник античного мира. Предысторией строительства Колизея являлась сложная политическая обстановка в Римской империи.

В 68 году императором Древнего Рима был Нерон. Будучи жестоким диктатором, он обложил непомерными налогами своих подданных. Денежные средства были вложены на возведение роскошной резиденции в самом центре столицы, что чрезвычайно озлобило обнищавшее население. Сенат объявил Нерона врагом народа, после чего тот совершил самоубийство. Провинции империи пылают гражданскими восстаниями. Рим страдает от внутреннего противостояния. Для разрешения конфликтов в государстве, власть в свои руки берут военные, провозгласившие правителем Рима полководца Флавия Веспасиана.

Являясь человеком, лишенным политических амбиций, Веспасиан умело восстанавливает порядок в империи. По его инициативе проводится череда экономических реформ, облегчающих положение людей. Главной политической программой Флавиуса является предоставление народу зрелищ и развлечений. Он задумывает возведение масштабного амфитеатра, где будут проходить жестокие сражения гладиаторов и травля животных. Арена должна объединять людей в лицезрении кровавых спектаклей. Были разработаны чертежи уникального сооружения, способного вместить 50 000 людей.

Необходимые финансовые средства и рабочая сила для возведения амфитеатра были получены из Иерусалима в результате успешной военной кампании Веспасиана в Иудейской провинции. Для фундамента Колизея потребовалось занять около 2,5 гектаров земли. Осуществить строительство предполагалось на месте резиденции Нерона в центре Рима. Дворец бывшего императора был разрушен, а находящееся рядом озеро осушили. Возводился Колизей в течение10 лет. Торжественное открытие амфитеатра состоялось в 80 году. В честь праздника были объявлены стодневные игры, в ходе которых зрители увидели гладиаторские сражения с дикими зверями, привезенные со всей гигантской империи.

За многие века Колизей подвергался ударом молний, страдал от землетрясений и пришёл в полное запустение после распада Римской империи. В средневековье роскошная облицовка арены сдиралась и использовалась для новых дворцов и храмов Рима. В XIX веке папа Римский Бенедикт XIV остановил разрушение Колизея. Арену объявили святым местом, так как стены амфитеатра были обагрены кровью тысяч христиан мучеников, погибших на потеху римлян.

Архитектура

Римские инженеры были искусными зодчими, что подтверждают стены Колизея. Предполагалось построить громоздкое здание с четырьмя ярусами высотой в 52 метра. Чтобы сооружение не разрушилось под своей массой, строителям потребовались новаторские решения. Колизей возведён в форме гигантского эллипса. Его длина составляет 188 метров, а ширина 156 метров. Наружное кольцо арены обрамлено разными колоннами в дорическом, ионическом и коринфском стиле. Отличительными особенностями являются их толщина, а также замысловатые украшения капителей.

Амфитеатр состоит из целого комплекса семиметровых арочных аркад, которые образуют большое кольцо по окружности здания. Они являлись важнейшим элементом конструкции. Арочный дизайн был довольно прост и эффективен - каждый полукруг из каменных блоков опирается на два кирпичных столба. Многочисленные арки обеспечивали устойчивость сооружения. Пустое пространство между столбами облегчило вес арены и придало ей воздушность. Всего насчитывалось 240 арочных композиций, облицованных травертином.

Строители мастерски сочетали различные породы камня и цемента с вулканическим грунтом. Таким образом, римлянами был придуман бетон. Внутренние эллипсовидные стены, служившие секторами Колизея, обложили бетонно-кирпичной смесью. Внешние стены, облицованные мрамором, придавали сооружению помпезность. Фасад верхнего яруса амфитеатра не обрамлён арками. Он облицован сплошным кирпичом, украшенный пилястрами с небольшими проёмами для окон. Этаж был выстроен позже первых трёх. На его стене имелись отверстия, где устанавливались специальные мачты. Они служили опорами для деревянных стержней, к которым крепилась шелковая крыша. Тент защищал зрителей от зноя и проливных дождей.

Внутреннее устройство

Истинным шедевром сооружения считалась гладиаторская арена, размером 80×40 метров. Она представляла собой деревянный настил, засыпанный песком. Пол мог опускаться и подниматься. Нижняя часть амфитеатра уходит на 9 метров под землю. Там находилось техническое оборудование (ручной подъёмник), водопровод, а также клетки с рабами и дикими животными. Зрительские места в Колизее говорили о социальном положении римлян в обществе. Амфитеатр наглядно демонстрировал иерархию граждан. Простые люди (плебеи) сидели на верхних ярусах. Сектора расположенные ближе к арене предназначались для сенаторов, предпринимателей и аристократов. Сидения трибун были высечены из мрамора.

Одной из самых удивительных особенностей Колизея является его сложная внутренняя организация. Амфитеатр разделён кольцевыми и поперечными проходами. У каждого римлянина на руках был билет. Пронумерованные арочные входы (всего их насчитывалось 80) вели посетителей в определённые сектора и яруса. Большие ворота предназначались для прохода в Колизей знатных особ. Простым гражданам доводилось входить в чашу арены через малые проходы, которые вели в узкие коридоры, а затем подниматься по многочисленным крутым ступеням вверх.

Колизей в наши дни

Сегодня Колизей является самой посещаемой туристами достопримечательностью. Фасад и яруса амфитеатра существенно обветшали. В хорошем состоянии остались несколько секторов, способные вместить 1500 человек. Известные музыканты иногда выступают в стенах Колизея. В частности, порадовали своих поклонников Пол Маккартни, Элтон Джон и Билли Джоел. Для того, чтобы попасть в Колизей туристам необходимо выстоять многочисленную очередь. Перед входом в арену установлены турникеты и металлоискатели. На верхний ярус туристы могут подняться по тем же ступеням и коридорам, по которым проходили древние римляне. Единственным новшеством является установленный современный лифт.

Время работы и стоимость билетов

Распорядок работы амфитеатра зависит от сезона. Величественные ворота Колизея открываются с 9:00 до 18:00 (апрель - сентябрь) и до 16:00 (октябрь - март). Стоимость билета составляет 12 евро.

Колизей - самый большой из римских амфитеатров, находится примерно в полутора километрах на юго-восток от Пантеона. Свое нынешнее название амфитеатр получил в Средние века, вероятно, от стоявшей неподалеку колоссальной статуи Нерона (Colossus Neronis), а вначале он назывался...

Колизей – самый большой из римских амфитеатров, находится примерно в полутора километрах на юго-восток от Пантеона. Свое нынешнее название амфитеатр получил в Средние века, вероятно, от стоявшей неподалеку колоссальной статуи Нерона (Colossus Neronis), а вначале он назывался Амфитеатром Флавиев, – по императорской династии, финансировавшей его строительство.

Возведение амфитеатра началось при императоре Веспасиане, после ряда побед, одержанных им в Иудее, а было закончено в 80 году императором Титом, сыном Веспасиана. Длительное время Колизей был важнейшим развлекательным центром в Римской Империи, здесь проводились бои гладиаторов, звериные травли и другие представления, популярные в .

В 405 году император Гонорий запретил бои гладиаторов, так как они не соответствовали представлениям христианства, ставшего новой официальной религией. Впрочем, звериные травли продолжали проводиться в Колизее вплоть до 6 века. В эпоху средневековья Колизей в Риме использовался в качестве крепости знатными родами. Позже он перешел в публичное пользование, есть данные, что в 14 веке здесь проводились бои быков.

В середине 14 века в Риме случилось мощное землетрясение, в результате обрушилась южная часть древней постройки. С тех пор амфитеатр служил важным источником строительных материалов для масштабных кампаний, предпринимавшихся папами. В 18 веке папа Бенедикт XIV посвятил Колизей страстям Христовым, предположив, что на его арене в период гонений на христиан погибло много мучеников за веру. Он приказал установить посреди арены крест и окружить его алтарями.

С тех пор и до конца 19 века в Колизее базировался один из монашеских орденов. В отличие от театров Великой Греции, которые строились обычно на склоне холма, Колизей в Риме является отдельно стоящим сооружением. Длина эллиптического в плане сооружения составляет составляет 189 м, ширина – 156 м. Таким образом, Колизей занимает площадь в 24 000 квадратных метров. Высота внешних стен – 48 м, их периметр – 545 м. Стены амфитеатра возведены из известняковых блоков, соединенных при помощи железных скоб, а не посредством раствора.

Лишь северная часть внешней стены сохранилась до нашего времени. Северный фасад Колизея составлен их трех ярусов арок. Вдоль аркад тянутся колонны тосканского, ионического и коринфского ордера, по фронтону проходят пилястры коринфского ордера. В древности в каждом проеме второго и третьего яруса находилась статуя того или иного античного божества. По вершинам стен было установлено более 200 мачт, которые поддерживали защищавшее зрителей от дождя и ветра покрытие.

Амфитеатр мог вместить более 50 тысяч зрителей. Расположение мест вполне отражало социальную структуру римского общества. В амфитеатре было восемьдесят входов, четыре из которых, расположенные на северной его стороне, предназначались для элиты общества. Входы с четырех сторон, расположенных на осях амфитеатра, были богато украшены лепниной, от которой до нашего времени, к сожалению, дошли лишь незначительные фрагменты. Зритель, желавший посетить амфитеатр, должен был приобрести билет, на котором указывался сектор и номер ряда, это позволяло посетителю быстро найти свое место.

С севера и юга располагались сектора, занимаемые императором и его приближенными. По сторонам находились платформы для сенаторов, которым позволялось приносить с собой свои стулья. Имена некоторых сенаторов до сих пор можно различить на тех местах, которые были зарезервированы для них. Выше сенаторов сидела знать, а за ними – прочие граждане Рима. Любопытно, что состоятельные граждане сидели ближе. Самые верхние же места предназначалась для плебеев, бедняков, рабов и женщин. В античности огромную арену покрывал деревянный пол, засыпавшийся песком.

В настоящее время этот пол отсутствует и хорошо видна структура подземных помещений, в которых размещалась сложная инженерная машинерия, обслуживавшая представления. Эти помещения были соединены тоннелями с несколькими точками за пределами Колизея, что позволяло, например, приводить гладиаторов или животных из расположенных неподалеку бараков и стойл.

Подземные тоннели также позволяли императору проходить на свое место, минуя толпу зрителей. В настоящее время Колизей в Риме является одним из самых популярных туристических объектов и символом города. К сожалению, из-за плохой сохранности амфитеатра в нем нельзя проводить культурно-массовые мероприятия, но неподалеку от него часто устраивают концерты, используя экстерьер Колизея в качестве декорации.

Колизей является одной из самых известных и посещаемых достопримечательностей Апеннинского полуострова. Монументальное сооружение античных времен располагается в историческом центре Рима , в самом сердце Вечного города. Оно поражает своим величием и сильнейшей энергетикой, вызывает желание притронуться к массивным травертиновым стенам и просто завораживает.

Наверное самое сильное впечатление получают туристы, выходящие из метро. Перед их глазами внезапно вырастает огромная каменная глыба с зияющими арочными проемами. Но те, кто приближается к Колизею по упирающимся в Piazza del Colosseo улицам, испытывают не меньший восторг от постепенно раскрывающейся панорамы.

Колизей в Древнем Риме

Амфитеатр Флавиев вызывает двоякие чувства. С одной стороны, Колизей считается олицетворением могущественной когда-то Римской империи. А с другой — является немым свидетелем и хранителем драматических событий о далеком прошлом. Началось все со времен строительства гигантского сооружения, когда десятки, а то и сотни тысяч плененных рабов высекали в каменных карьерах тонны травертина, продолжилось ликованиями толпы при виде кровавых схваток гладиаторов и закончилось 15-ти вековым забвением.

Тем не менее в Древнем Риме Колизей имел огромное значение. Он был местом сбора императоров, сенаторов и простолюдинов, плебеев и патрициев, горожан и сельских жителей. Здесь проходили не только смертоубийственные поединки, но и массовые увеселительные, спортивные мероприятия. По заверениям древнеримского историка Светония Транквилла, при освящении Колизея на его арене была устроена навма́хия — имитация морского сражения с участием небольшой флотилии кораблей. Но доказательств, что такое действо могло происходить в границах Амфитеатра Флавиев, нет. Возможно, речь идет об озере, располагавшемся ближе к Тибру.

Покуда Колизей неколебим,

Великий Рим стоит неколебимо,

Но рухни Колизей — и рухнет Рим,

И рухнет мир, когда не станет Рима — Д. Г. Байрон.

Строительство Колизея в 70-72 гг. начал римский император Веспасиан (9-79гг.), пришедший к власти вслед за четырьмя правителями, сменившими друг друга в течение одного года. Он являлся основателем императорской династии Флавиев, представители которой удержались на троне всего лишь 27 лет. Но, тем не менее, память о них увековечена на века в Амфитеатре Флавиев.

Продолжил возведение грандиозного сооружения сын Веспасиана — император Тит. Об этом Дион Кассий (155/164 — 230 гг.) упоминает в своем 80-томном труде «Римская история». Автору удалось настолько досконально проработать и структурировать доступные в ту пору документальные свидетельства прошлого, что его цитируют даже те, кто глубоко занимается исследованиями событий, связанных с периодом Древнего Рима.

По окончании строительства римского Колизея в 80-м году, на его арене в течение ста дней проводились гладиаторские бои и кровавая охота на глазах ликующих зрителей. За это время было забито несколько тысяч животных.

Римляне были в восторге от невиданной ранее масштабности, зрелищности и щедрости правителей. Площадку полностью засыпа́ли песком (в переводе с ит. — arena). Его предварительно подкрашивали, чтобы не пугать пришедших обилием разливающейся крови.

В 217 году Колизей серьезно пострадал вследствие сильнейшего пожара, но его удалось восстановить. Гладиаторские бои здесь проводились вплоть до середины V века, а звериные травли — до начала VI столетия. После этого Амфитеатр постепенно пришел в запустение.

Средневековый Колизей

Печальные времена для Амфитеатра Флавиев наступили с приходом варваров. Арена превратилась в кладбище, а сводчатые аркады стали частью мастерских и жилых помещений. В XI—XII вв. каменное сооружение превратилось в настоящую крепость, в которой скрывались представители знатных римских семей. Однако в первой половине XIV века Колизей вынужденно был отдан в распоряжение императору Священной римской империи Генриху VII. Тот, в свою очередь, вернул сооружение народу.

Частичное обрушение Амфитеатра произошло в результате мощного землетрясения, случившегося в 1349 году. Вывалившимся камням быстро нашли применение в качестве строительного материала для дворцов, а когда груда закончилась, приступили к дальнейшему разрушению массивных стен. Травертин растаскивали благородные семейства, кардиналы и даже папы римские. Когда и почему закончилось это массовое безумство, достоверно неизвестно, но оно оставило свой глубокий след — сооружение приобрело обезображенные формы.

Колизей в эпоху Возрождения

В разные периоды грандиозное строение превращалось то в суконную фабрику, то в завод по добыче минералов, то в элементарную свалку, то в пастбище для скота. Лишь в XVIII веке Амфитеатр взял под свою защиту папа римский Бенедикт XIV. Он освятил место, установил несколько часовенок и огромный крест, удаленный уже после завершения Рисорджименто (национально-освободительное движение, в результате которого возникло объединенное Итальянское королевство, и было утеряно влияние папского престола).

Археологические раскопки на арене начались при Наполеоне I. В результате вывоза тонн мусора и земли были обнаружены подземные помещения. В течение долгого времени Колизей приводили в порядок, но реставрационные работы ведутся и по сей день. Амфитеатр стал настоящим символом Вечного города и одной из самых посещаемых в мире достопримечательностей.

В 2007 году Колизей в Риме вошел в список Новых чудес света.

Архитектура Колизея

Для строительства Римского амфитеатра была выбрана низина между тремя городскими холмами — Палатином, Эсквилином и Целием. Колизей расположен на месте засыпанного пруда, входившего когда-то в состав грандиозного по масштабам комплекса Золотого дома Нерона, занимавшего, в свое время, площадь в 120 га и разрушенного в знак избавления римлян от тирана.

В плане конструкция Колизея представляет собой эллипс с размерами:

  • арены — 53,62 на 187,77 м;
  • амфитеатра — 155,64 на 187,77 м;
  • наружного периметра — 524 м;
  • стен по высоте — до 50 м;
  • фундамента по толщине- 13 м.

Арену Колизея окружают ступенчатые трибуны, прорезанные равномерно размещенными 80 входами/выходами и поддерживаемые массивными, радиально расположенными стенами. Такое конструктивное решение позволяло в течение 15 минут полностью заполнить зрительские места и за 5-7 минут покинуть амфитеатр в случае экстренной необходимости. Причем — без столпотворения и с учетом огромной вместимости объекта, составлявшей более 50 000 человек (по некоторым источникам — до 75 000).

Все увеселительные мероприятия происходили на центральной арене Амфитеатра Флавиев. Зрители занимали трибуны в соответствии со своим статусом. На нижних уровнях усаживались влиятельные и знатные римляне — император со своей семьей, сенаторы и весталки (привилегированные жрицы богини Весты). Самые верхние ряды доставались представителям низшего сословия. До своих мест им приходилось подниматься пешком, преодолевая высокие ступени. Подземная часть Колизея в Риме предназначалась для проживания гладиаторов и содержания животных. Рядом с камерами и клетками находились служебные помещения.

Фасад Колизея представляет собой три ряда аркад с венчающим их двухметровым антаблементом. Высота арок составляет около 7 метров, а ширина — 4,2 метра. В каждой из них во втором и третьем ярусе когда-то стояли величественные статуи.

Защитится от жаркого солнца и дождя помогали натягиваемые над трибунами и ареной специальные тенты.

Об Амфитеатре Флавиев ходит немало слухов, легенд и мифов. Есть мнение, что такого древнеримского строения изначально не существовало, и появилось оно уже в эпоху позднего Средневековья. Возможно такая версия и имеет право на существование, но найти какие-либо подтверждения этому пока еще никому не удавалось. Да и труды древнеримских историков свидетельствуют в пользу строительства Колизея в I веке.

Официальное название достопримечательности долгое время звучало как Амфитеатр Флавиев. Именно оно указано на монументальной каменной плите, размещенной со стороны фасада. По одной из версий, сооружение стало именоваться Колизеем по причине установленного рядом с ним огромного Колосса Нерона. Бронзовую статую переместили сюда с территории уничтоженного Веспасианом Золотого дома Нерона. Для избавления от ассоциаций, связанных с образом ненавистного императора-тирана, на Колоссе заменили голову и добавили к ней солнечную корону. Таким образом, гигантское бронзовое изваяние предстало перед римлянами в виде мифологического солнечного божества Гелиоса. В первой половине II века статую водрузили на постамент, который частично сохранился до наших дней.

В хронологических документах зафиксировано, что Колосс Нерона в 354 году еще находился на постаменте. Историки склонны думать, что он был разрушен варварами при разграблении Рима в 410 году, хотя факт землетрясения ученые не исключают.

Еще одна версия о названии достопримечательности связана языческим идолопоклонничеством. В течение долгого времени объект служил местом сборищ представителей магических сект. Каждому при входе в Колизей задавался вопрос — «Colis Eum?», что означало «Служите ли вы ему (дьяволу)?».

Сложно представить, что такое масштабное каменное сооружение возвели всего за 8 лет. Вырубка травертина за несколько миль от Колизея, перевозка огромных глыб на большое расстояние, их подъем на громадную высоту, строительство подземных коридоров. Но все трудности были успешно преодолены, и Амфитеатр Флавиев перешел в дар народу.

Колизей — это самая красивая из руин — там все дышит величием древнего Рима — Стендаль.

Римские гладиаторы

Киноиндустрия тесно связала гладиаторские бои с Колизеем. Но оказывается, о подобных схватках меченосцев было известно намного раньше появления Амфитеатра Флавиев. У этрусков сражение входило в погребальный обряд, а участвовали в нем даже знатные и уважаемые особы. Позднее гладиаторы переместились на Форумы и арены Цирков, затем — в амфитеатры. Со временем действо превратилось в любимейшее народное развлечение, а Колизей стал популярным местом проведения боев.

О датах сражений в Амфитеатре Флавиев сообщалось заранее. На видных местах выставлялись своеобразные рекламные щиты, на которых указывались: день, время и порядок выхода гладиаторов на арену. Глашатаи громко оповещали римлян о предстоящем событии на людных площадях и городских рынках. До начала смертельных игр бойцам предоставлялась возможность закончить все дела и оставить весточку своим близким. Кроме того, в предшествующий зрелищу вечер для участников устраивали «прощальный ужин».

Существовал еще один гладиаторской ритуал, связанный с античным фонтаном Мета суданс. Предположительно он был построен в I веке при императоре Домициане, являвшемся младшим сыном основателя Колизея — Веспасиана Флавия. Строение располагалось между аркой Константина и Колоссом Нерона. Оно представляло собой высокий конус с 5-метровым основанием в диаметре. Легенды гласят, что именно сюда приходили гладиаторы искупаться и набраться магических сил перед боем.

Остатки фонтана Мета суданс были снесены при устройстве транспортной развязки вокруг Колизея лишь в 30-е годы прошлого столетия. Сегодня наземный конус, как и Колосс Нерона, можно увидеть в визуальных видео- и фото-реконструкциях. На площади перед Колизеем остались лишь очертания фундаментов античных сооружений.

Часы работы Колизея

Амфитеатр Флавиев открыт с 8:30 ежедневно, кроме 1 января и 25 декабря. Час закрытия зависит от времени года:

  • с последнего воскресенья октября по 15.02 — 16:30;
  • с 15.02 по 15.03 до — 17:00;
  • с 16.03 до последней субботы марта — 17:30;
  • с последнего воскресенья марта по 31.08 — 19:15;с 01.09 по 30.09 — 19:00;
  • с 01.10 до последней субботы октября — 18:30.

Кассы закрываются за час до окончания работы Колизея. В Страстную пятницу объект работает только в первой половине дня.

С середины мая по октябрь включительно Амфитеатр Флавиев можно посетить в рамках часовой программы «Луна над Колизеем» в составе экскурсионных групп. Режим предоставления вечернего доступа — пн.-ср. и вс. с 20:00 до 24:00 по предварительному бронированию. Язык проведения — итальянский и английский.

В тот же период года имеется возможность увидеть уникальное шоу «Кровь и песок» , представляющее собой виртуальные реконструкции зрелищных мероприятий, проводимых когда-то на арене Амфитеатра. Показы с использованием голограмм проводятся с четверга по субботу на итальянском и английском языках. Получасовые сеансы начинаются в 21:30, 22;30 и 23:30. Билеты бронируются заранее или приобретаются в день проведения шоу в кассах (исключительно по кредитным картам). Не рекомендуется брать с собой детей до 6 лет.

Цена билета в Колизей

Стоимость посещения Амфитеатра Флавиев:

  • полный билет — 12 евро;
  • от 18 до 25 лет (граждане ЕС) — 7,50 евро;
  • от 12 до 17 лет (граждане ЕС) — бесплатно;
  • до 12 лет (в сопровождении взрослых) — бесплатно.

Дополнительно оплачиваются (при желании):

  • аудио-видео гид (9 языков, в том числе русский) — 6 евро;
  • аудиогид (11 языков, в том числе русский) — 5,50 евро.

Билеты в Колизей — без очереди

Уникальная вечерняя программа «Луна над Колизеем», включающая посещение подземной части Амфитеатра Флавиев, а также эффектное ночное шоу «Кровь и песок»:

  • 20 евро — для взрослых;
  • 18 евро — дети 6-12 лет и укомплектованные группы до 25 человек.

Где купить билеты в Колизей (Рим)

Кассы по продаже билетов в Колизей + Римский форум + Палатин расположены:

  • на via Sacra — рядом с аркой Тита;
  • на Largo Salara Vecchia — возле входа на Римский форум;
  • на via di San Gregorio, 30 — на Палатинском холме;
  • на piazza Santa Maria Nova, 53 — недалеко от Колизея.

Как добраться до Колизея

По линии метро В нужно доехать до станции «Colosseo», расположенной в непосредственной близости от Амфитеатра Флавиев. С автобусов № 75,85, 87, 118 и N2 (ночной) следует сойти на остановках «Celio Vibenna» или «Colosseo», где останавливается, также, автобус № 51, а по выходным дням — № 117. На трамвайном маршруте № 3 можно добраться до остановки «Piazza Del Colosseo».

Колизей в Риме с высоты птичьего полета