Болезни Военный билет Призыв

Когда ввели новый стиль. Григорианский календарь: история возникновения и основные характеристики

В Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился реформированный (григорианский) календарь. Григорианский календарь даёт гораздо более точное приближение к тропическому году. Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен прежнего : следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.
Григорианский календарь («новый стиль») - система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца. Продолжительность года принята равной 365,2425 суток. Григорианский календарь содержит 97 на 400 лет.

Разница юлианского и григорианского календарей

В момент введения григорианского календаря разница между ним и юлианским календарём составляла 10 дней. Однако эта разница между юлианским и григорианским календарями с течением времени постепенно увеличивается из-за различия правил определения високосных лет. Поэтому при определении, на какую дату «нового календаря» приходится та или иная дата «старого календаря», необходимо учитывать, в каком веке происходило событие. Например, если в XIV веке эта разница составляла 8 дней, то в XX веке – уже 13 дней.

Отсюда следует распределение високосных годов:

  • год, номер которого кратен 400, - високосный;
  • остальные годы, номер которых кратен 100, - невисокосные;
  • остальные годы, номер которых кратен 4, - високосные.

Таким образом, 1600 и 2000 годы были високосными, а 1700, 1800 и 1900 годы високосными не были. Также не будет високосным и 2100 год. Погрешность в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 тысяч лет (в юлианском - примерно за 128 лет).

Время утверждения Григорианского календаря

Григорианский календарь, принятый в большинстве стран мира, был введен в употребление не сразу:
1582 - Италия, Испания, Португалия, Польша, Франция, Лотарангия, Голландия, Люксембург;
1583 - Австрия (часть), Бавария, Тироль.
1584 - Австрия (часть), Швейцария, Силезия, Вестфалия.
1587 - Венгрия.
1610 - Пруссия.
1700 - Протестантские немецкие государства, Дания.
1752 - Великобритания.
1753 - Швеция, Финляндия.
1873 - Япония.
1911 - Китай.
1916 - Болгария.
1918 - Советская Россия.
1919 - Сербия, Румяния.
1927 - Турция.
1928 - Египет.
1929 - Греция.

Григорианский календарь в России

Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по юлианскому календарю. «Новый стиль» летоисчисления появился в России с января 1918 года, когда Совет Народных Комиссаров заменил традиционный юлианский календарь на григорианский. Как указано в Декрете СНК, это решение было принято «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». В соответствии с декретом, сроки всех обязательств считались наступившими на 13 дней позже. До 1 июля 1918 года устанавливался своего рода переходный период, когда разрешалось употреблять летоисчисление по старому стилю. Но при этом в документе было четко установлен порядок написания старых и новых дат: следовало писать «после числа каждого дня по новому календарю, в скобках число по до сих действовавшему календарю».

Двойной датой датируются события и документы в тех случаях, когда требуется указать старый и новый стили. Например, для юбилейных дат, основных событий во всех работах биографического характера и дат событий и документов по истории международных отношений, связанных со странами, где григорианский календарь был введен раньше, чем в России.

Дата по новому стилю (Григорианский календарь)

Значение ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ в Православной энциклопедии Древо

ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Григорианский календарь - это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Тридентского собора (1545 - 1563 гг.), чтобы исправить ошибки старого юлианского календаря. Он был введен папой Григорием XIII папской буллой от 24 февраля 1582 г. Эта булла называется "Inter Gravissimas" по ее первым словам.

В григорианском календаре длина тропического года аппроксимирована числом 365 97/400 суток = 365.2425 суток. Таким образом, тропический год сдвинется относительно григорианского календаря на один день через 3300 лет.

Приближение 365 97/400 достигается введением 97 високосных лет на каждые 400 лет.

В григорианском календаре на каждые 400 лет приходится 97 високосных лет:

Каждый год, номер которого кратен 4 - високосный.

Однако, каждый год кратный 100 - не високосный.

Однако, каждый год кратный 400 все же високосный.

Таким образом, 1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - не високосные годы. Однако 1600, 2000 и 2400 - високосные годы.

Пасхалия

Принцип определения даты Пасхи в Григорианском календаре в целом сохраняет принцип Александрийской пасхалии (воскресенье после первого полнолуния после равноденствия), но равноденствием считается, естественно, 21 марта по новому стилю, что (на сегодняшний день) на 13 дней раньше, чем по юлианскому счислению (и почти совпадает с астрономическим - например, в 2005 г. оно было 20 марта н. ст.) Подробнее см. статью Пасхалия.

Когда страна X перешла от юлианского к григорианскому календарю?

Папская булла от февраля 1582 года постановила, что 10 дней должны быть исключены из октября 1582 г., таким образом за 4 октября следует 15 октября и далее необходимо использовать новый календарь.

Это было соблюдено в Италии, Польше, Португалии и Испании. Вскоре последовали и другие католические страны. Однако протестантские страны не спешили осуществить переход, а страны с греческой православной церковью не перешли на новый календарь до начала 1900-х годов.

В следующем списке представлены даты перехода в некоторых странах. Очень странно, но во многих случаях существуют разногласия относительного точной даты. В некоторых случаях разные источники дают сильно различающиеся даты. Этот список не включает всех разных мнений о том, когда произошел переход.

Албания: декабрь 1912

Австрия: Даты различаются в разных областях

Смотрите также разделы Чехословакия и Венгрия

Бельгия: Смотрите раздел Нидерланды

Канада: В различных областях переход произошел в разное время.

материковая Новая Шотландия:

Остальные части Канады: григорианский календарь со времени первых европейский поселений

Китай: григорианский календарь заменил китайский календарь в 1912, однако григорианский календарь не использовался по всей стране до коммунистической революции 1949 г.

Египет: 1875 г.

Финляндия: В то время часть Швеции. (Однако позднее Финляндия стала частью России, в которой еще использовался юлианский календарь. Григорианский календарь оставался официальным в Финляндии, но в некоторых случаях использовался и юлианский календарь.)

Страсбург: февраль 1682

Германия: Даты различаются в разных государствах:

Католические государства - различные даты в 1583-1585

(Много местных вариантов)

Греция: за 9 марта 1924 следовало 23 марта 1924 (согласно некоторым источникам, в 1916 и 1920)

Ирландия: смотри Великобритания

Япония: григорианский календарь был введен 1 января 1873 и дополнял традиционный японский календарь

Латвия: во время немецкой оккупации с 1915 по 1918

Литва: 1915

Нидерланды (включая Бельгию):

Лимбург и южные провинции (в настоящее время Бельгия):

Гронинген:

снова перешел на юлианский летом 1594

Норвегия: в то время часть Дании

Румыния: за 31 марта 1919 следовало 14 апреля 1919 (части страны с греческой православной церковью, возможно, перешли позднее)

Россия: за 31 января 1918 следовало 14 февраля 1918 (в восточных частях страны переход, возможно, не произошел до 1920)

Шотландия: Относительно перехода Шотландии много неясного. Различные источники расходятся во мнениях, некоторые считают что переход произошел вместе со всей Великобританией, другие - что раньше.

Швейцария:

Католические кантоны: 1583, 1584 или 1597

Протестантские кантоны: за 31 декабря 1700 следовало 12 января 1701 (Много местных вариантов)

США: Различные области перешли в разное время.

Вдоль восточного побережья: с Великобританией в 1752.

Долина Миссисипи: с Францией в 1582.

Техас, Флорида, Калифорния, Невада, Аризона, Нью Мексико: с Испанией в 1582.

Вашингтон, Орегон: с Великобританией в 1752.

Аляска: в октябре 1867, когда Аляска стала частью США.

Уэльс: см. Великобритания

Югославия: 1919

В Швеции переход происходил очень любопытно. Швеция решила постепенно перейти от юлианского к григорианскому календарю, не вводя високосных годов с 1700 по 1740-й гг. Таким образом 11 лишних дней должны были быть исключены, и 1 марта 1740 переход на григорианский календарь должен был быть завершен. (Однако в этот промежуток календарь в Швеции не совпадал бы ни с одним календарем!)

Таким образом, 1700 год (который в юлианском календаре был високосным) в Швеции не был високосным. Однако, по ошибке 1704 и 1708 стали високосными годами. Это привело к потере синхронизации как с юлианским, так и с григорианским календарями, и было решено вернуться к юлианскому календарю. Для этого в 1712 году был добавлен лишний день, и этот год стал двойным високосным годом! Таким образом, в 1712 году в Швеции в феврале было 30 дней.

Позднее, в 1753 г., Швеция перешла на григорианский календарь, пропустив 11 дней, как и другие страны.

Источники

http://alebedev.narod.ru/lib/lib60_4.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    только ед. , устойчивое сочетание Современный календарь, иначе: новый стиль, в основе которого лежит система исчисления, введенная в 1582 г. …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    новый стиль, см. в ст. …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    календарь, новый стиль, система летосчисления, введённая в 1582 при папе римском Григории XIII (отсюда название). См. Календарь …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    (лат. gregorianus) новый стиль (см. календарь …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    [ новый стиль (см. календарь …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
    новый стиль, см. в ст. …
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КАЛЕНДАРЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ар"я, м. 1) Система, способ времяисчисления, основанные на периодичности явлений природы (времен года, фаз Луны). Солнечный календарь. Юлианский календарь. Григорианский …
  • КАЛЕНДАРЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от лат. calendarium, букв. - долговая книжка; в Др. Риме должники платили проценты в день календ), система счисления больших промежутков …
  • КАЛЕНДАРЬ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне, что Вы держите в руках календарь, означает, что Вы будете очень аккуратны и методичны в своих привычках …
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    Традиционный японский календарь, как и календарь многих других народов Восточной Азии, является лунно-солнечным. Считается, что он был введен в Японии …
  • КАЛЕНДАРЬ
    ТЕНЕВОЙ - см ТЕНЕВОЙ КАЛЕНДАРЬ …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре экономических терминов:
    ПЛАТЕЖНЫЙ - см ПЛАТЕЖНЫЙ КАЛЕНДАРЬ …
  • КАЛЕНДАРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Январь Февраль Март 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 …
  • КАЛЕНДАРЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    справочное издание, содержит последовательный перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием других сведений и иллюстрациями (напр., "Годовой …
  • КАЛЕНДАРЬ БИБЛИОГР. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (библиогр.) — роспись дням известного года, с обозначением времени подвижных праздников, указанием, каким числам месяца соответствуют дни недель того года, …
  • КАЛЕНДАРЬ
    [латинское calendarium, от calendae календы (первый день месяца)] 1) система счисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене дня и …
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедическом словарике:
    аря, м. 1. Способ счисления дней в году. а Юлианский календарь ("старый стиль", введен в 46аг.адоан.аэ. при Юлии Цезаре). Григорианский …
  • КАЛЕНДАРЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м. 1. Способ счисления дней в году. Солнечный к. (в к-ром согласуются движение Солнца и смены лунных фаз). …
  • КАЛЕНДАРЬ
    КАЛЕНД́АРЬ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ, см. Республиканский календарь …
  • КАЛЕНДАРЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЛЕНД́АРЬ, справочное издание, содержит последоват. перечень чисел, дней недели и месяцев года часто с указанием др. сведений и иллюстрациями (напр., …
  • КАЛЕНДАРЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАЛЕНД́АРЬ (от лат. Calendarium - долговая книга), система счёта длительных промежутков времени, осн. на периодичности видимых движений небесных тел. Потребность …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИГОРИ́АНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ (новый стиль), система летосчисления - солнечный календарь, введённый папой Римским Григорием XIII (отсюда назв.) в 1582; является дальнейшим …
  • КАЛЕНДАРЬ
    календа"рь, календари", календаря", календаре"й, календарю", календаря"м, календа"рь, календари", календарём, календаря"ми, календаре", …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    григориа"нский, григориа"нская, григориа"нское, григориа"нские, григориа"нского, григориа"нской, григориа"нского, григориа"нских, григориа"нскому, григориа"нской, григориа"нскому, григориа"нским, григориа"нский, григориа"нскую, григориа"нское, григориа"нские, григориа"нского, григориа"нскую, григориа"нское, григориа"нских, …
  • КАЛЕНДАРЬ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. calendarium calendae календы (первый день месяца)) 1) система счисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времен года …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре иностранных выражений:
    [лат. calendarium 1. систеяа счисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времен года (солнечный к.), смене фаз луны (лунный …
  • КАЛЕНДАРЬ
    см. …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    месяцеслов, альманах, …
  • КАЛЕНДАРЬ в словаре Синонимов русского языка:
    адрес-календарь, ежедневник, календарик, книга, менологий, месяцеслов, расписание, святцы, …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • КАЛЕНДАРЬ
    м. 1) Справочное печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащей последовательный перечень дней года с указанием различных других сведений …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. Связанный с папой Григорием XIII (о системе летосчисления, введенной в 1582 г. вместо юлианского календаря и установленной в Российском …
  • КАЛЕНДАРЬ
    календ`арь, …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
  • КАЛЕНДАРЬ
    календарь, …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    григорианский (григорианский …
  • КАЛЕНДАРЬ в Орфографическом словаре:
    календ`арь, …
  • ГРИГОРИАНСКИЙ в Орфографическом словаре:
    григори`анский (григори`анский …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    способ счисления дней в году Солнечный к. (в к-ром согласуются движение Солнца и смены лунных фаз). Юлианский к. (старого стиля). …
  • КАЛЕНДАРЬ в Словаре Даля:
    муж. (календы, у римлян, первый день месяца) роспись всех дней в году, с показанием и других, к сему относящ., сведений; …

Русская Православная Церковь использует в литургической жизни юлианский календарь (так называемый старый стиль), разработанный группой александрийских астрономов во главе с известным учёным Созигеном и введённый Юлием Цезарем в 45 году до н. э.

После введения в России 24 января 1918 года григорианского календаря Всероссийский Поместный Собор принял решение, что «в течение 1918 года Церковь в своем обиходе будет руководствоваться старым стилем» .

15 марта 1918 года на заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме было принято следующее решение: «Ввиду важности вопроса о реформе календаря и невозможности, с церковно-канонической точки зрения, скорого самостоятельного решения его русскою Церковию, без предварительного сношения по сему вопросу с представителями всех автокефальных Церквей, оставить в Русской православной церкви Юлианский календарь во всей его полноте». В 1948 году на Московском совещании Православных церквей было установлено, что Пасха, как и все переходящие церковные праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие - по календарю, принятому в поместной церкви. По григорианскому календарю Пасху празднует только Финляндская православная церковь.

В настоящее время юлианский календарь используют лишь некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская. Также его придерживаются некоторые монастыри и приходы в странах Европы и США, монастыри Афона и ряд монофизистких церквей. Однако все принявшие григорианский календарь православные церкви, кроме Финляндской, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.

Для вычисления дат переходящих церковных праздников используется исчисление по дате Пасхи, определяемой по лунному календарю.

Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет в нём накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество Христово, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. По этой причине в 1582 году в католических странах юлианский календарь постановлением папы Григория XIII был заменён на более точный. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно.

Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за отличающихся правил определения високосных годов: в XIV веке она составляла 8 дней, в XX и XXI веках - 13, а в XXII веке разрыв будет равен уже 14 дням. В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество Христово не 7 января по гражданскому (григорианскому) календарю, как в XX–XXI веках, но уже 8 января, а, к примеру, с 9001 года - уже 1 марта (по новому стилю), хотя в их литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю).

По вышеназванной причине не следует смешивать пересчёт реальных исторических дат юлианского календаря на григорианский календарный стиль с пересчётом на новый стиль дат юлианского церковного месяцеслова, в котором все дни празднований фиксированы как юлианские (то есть без учёта того, какой григорианской дате соответствовал конкретный праздничный или памятный день). Поэтому для определения даты, например, Рождества Богородицы по новому стилю в XXI веке необходимо к 8 (Рождество Богородицы празднуется по юлианскому календарю 8 сентября) прибавлять 13, а в XXII веке уже 14 дней. Перевод же на новый стиль гражданских дат ведётся с учётом века конкретной даты. Так, к примеру, события Полтавской битвы произошли 27 июня 1709 года, что по новому (григорианскому) стилю соответствует 8 июля (разница между юлианским и григорианским стилями в XVIII веке составляла 11 дней), а, допустим, дата Бородинского сражения - 26 августа 1812 года, и по новому стилю это 7 сентября, поскольку разница между юлианским и григорианским стилями в XIX веке равна уже 12 дням. Поэтому гражданские исторические события всегда будут отмечаться по григорианскому календарю в то время года, в которое они произошли по календарю юлианскому (Полтавская битва - в июне, Бородинское сражение - в августе, день рождения М. В. Ломоносова - в ноябре и т. д.), а даты церковных праздников смещаются вперёд по причине их жёсткой привязки к юлианскому календарю, довольно интенсивно (в историческом масштабе) накапливающему ошибки исчисления (через несколько тысячелетий Рождество Христово будет уже не зимним, а летним праздником).

Для быстрого и удобного перевода дат между различными календарями целесообразно пользоваться

В какой день сентября следует отмечать Новолетие, если мы живем в XXI веке? Когда в пересчете на наше время родились протопоп Аввакум и боярыня Морозова, когда преставился ко Господу св. Кирил Белоезерский? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю? Ответами на эти и другие вопросы послужила данная статья.

***

Юлианский календарь , разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном, был введен Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинался 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные народным собранием консулы вступали в должность.

Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном

В Киевской Руси юлианский календарь появился во времена Владимира Святославовича с началом введения христианства. Так, в «Повести временных лет» используется юлианский календарь с римскими названиями месяцев и византийской эрой. Летосчисление вели от Сотворения мира, взяв за основу 5508 год до н. э. - византийский вариант этой даты. Начало нового года постановили исчислять с 1 марта, в соответствии с древним славянским календарем.

Юлианский календарь, заменивший старый римский календарь, в Киевской Руси был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона».


«Миротворный круг»

Праздник церковного Новолетия, когда год начинается 1 сентября, был установлен святыми отцами Первого Вселенского Собора, которые определили начинать с этого дня исчисление церковного года. На Руси, во времена Ивана III в 1492 году, преобладающим стал сентябрьский стиль, вытеснивший мартовский, начало года было перенесено на 1 сентября. Переписчики некоторых летописей учитывали переходы на новые стили летосчисления и вносили поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года. В современной России юлианский календарь обычно называют старым стилем .

В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. В 2014 году к юлианскому календарю вернулась Польская православная церковь. Юлианского календаря придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона, греческие старостильники и иные старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквях в 1920-е годы.

В ряде стран, где до начала XX века использовался юлианский календарь, как, например, в Греции - даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают номинально отмечать в те же числа, в которые они произошли по юлианскому календарю. Так, все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по юлианскому календарю.

В XVI веке на Западе были произведены астрономические исчисления, в результате которых было заявлено, что юлианский календарь является истинным, хотя в нем есть некоторые погрешности - так, каждые 128 лет накапливается лишний день.

В момент введения юлианского календаря день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку разница между солнечным и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате день весеннего равноденствия приходился уже не на 21-ое, а на 11 марта.

Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна. Астрономы учли эти погрешности, и 4 октября 1582 года Папа Григорий XIII ввел общеобязательный календарь для всей Западной Европы. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий . Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, подписанной понтификом на вилле Мондрагоне и названной по первой строке Inter gravissimas («Среди важнейших»). Так юлианский календарь был заменен на григорианский .


Следующим днем после четвертого октября в 1582 году стало уже не пятое, а пятнадцатое октября. Однако в следующем, 1583 году, Собор Восточных Патриархов в Константинополе осудил не только григорианскую Пасхалию, но и весь григорианский месяцеслов, анафематствовав всех последователей этих латинских нововведений. В Сигилионе Патриаршем и Синодальном, утвержденном тремя Восточными Патриархами - Иеремией Константинопольским , Сильвестром Александрийским и Софронием Иерусалимским , было отмечено:

Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали Семь Святых Вселенских Соборов о Святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать Григорианской Пасхалии и месяцеслову, тот, как и безбожные астрономы, противодействует всем определениям Святых Соборов и хочет им изменить или ослабить, - да будет анафема, - отлучен от Церкви Христовой и собрания верных .

Это решение в дальнейшем было подтверждено Константинопольскими Соборами 1587 и 1593 годов. На заседаниях Комиссии Русского астрономического общества в 1899 году по вопросу о реформе календаря профессор В. В. Болотов заявил:

Григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения… Никейский Собор не постановлял ничего подобного. Саму отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю .

Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII–XVIII веков, последними были Великобритания и Швеция. Часто переход на григорианский календарь сопровождался серьезными беспорядками, мятежами и даже убийствами. Сейчас григорианский календарь официально принят во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии. В России григорианский календарь введен декретом от 26 января 1918 года Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следует 14 февраля.


Разница между датами юлианского и григорианского календаря постоянно увеличивается из-за разных правил определения високосных годов: в юлианском календаре такими являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском годы, кратные 100 и не кратные 400, високосными не являются.

Более ранние даты указываются в соответствии с пролептическим календарем, который используют для обозначения более ранних дат, чем дата появления календаря. В странах, где был принят юлианский календарь, даты до 46 года до н. э. указываются по пролептическому юлианскому календарю, а там, где его не было, - по пролептическому григорианскому.

В XVIII веке юлианский календарь отставал от григорианского на 11 дней, в ХIХ веке - на 12 дней, в ХХ веке - на 13. В ХХI веке сохраняется разница в 13 дней. В XXII веке юлианский и григорианский календари разойдутся уже на 14 дней.

Православная церковь России пользуется юлианским календарем и отмечает Рождество Христово и другие церковные праздники по юлианскому календарю, следуя решениям Вселенских Соборов, а католики - по григорианскому. Однако григорианский календарь нарушает очередность многих библейских событий и приводит к каноническим нарушениям: так, Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. В связи с тем, что юлианский и григорианский календари с течением времени наращивают разницу в датах, православные церкви, которые используют юлианский календарь, будут отмечать Рождество с 2101 года не 7 января, как это происходит сейчас, а 8 января, а с 9901 года празднование будет происходить уже 8 марта. В литургическом календаре дата по-прежнему будет соответствовать 25 декабря.

Приводим таблицу для расчета разницы дат юлианского и григорианского календаря:

Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
10 5 октября 1582 - 29 февраля 1700 15 октября 1582 - 11 марта 1700
11 1 марта 1700 - 29 февраля 1800 12 марта 1700 - 12 марта 1800
12 1 марта 1800 - 29 февраля 1900 13 марта 1800 - 13 марта 1900
13 1 марта 1900 - 29 февраля 2100 14 марта 1900 - 14 марта 2100
14 1 марта 2100 - 29 февраля 2200 15 марта 2100 - 15 марта 2200
15 1 марта 2200 - 29 февраля 2300 16 марта 2200 - 16 марта 2300

В соответствии с общепринятым правилом, даты, пришедшиеся на промежуток между 1582 годом и моментом принятия григорианского календаря в стране, указываются как по старому, так и по новому стилю. При этом новый стиль указывается в скобках.

Например, Рождество празднуют в России 25 декабря (7 января), где 25 декабря - дата по юлианскому календарю (по старому стилю), а 7 января - дата по григорианскому календарю (по новому стилю).

Рассмотрим подробный пример. Священномученик и исповедник протопоп Аввакум Петров был казнен 14 апреля 1682 года. Согласно таблице, находим временной отрезок, который подходит для этого года - это самая первая строка. Разница дней между юлианским и григорианским календарем в этом промежутке времени составляла 10 дней. Дата 14 апреля здесь указана по старому стилю, а чтобы высчитать дату по новому стилю для XVII века - прибавляем 10 дней, получается, 24 апреля - по новому стилю для 1682 года. Но чтобы высчитать дату нового стиля для нашего, XXI века, необходимо к дате по старому стилю прибавить уже не 10, а 13 дней - таким образом, это будет дата 27 апреля.