Болезни Военный билет Призыв

Когда появилось железо на земле. От домницы к домне. Что такое булат

Свободное самородное железо в земной коре, в отличие от меди, почти не встречается. Но оно входит в состав многих минералов и распространено гораздо шире цветных металлов. В древности его можно было добывать буквально повсюду - из озерных, болотистых, луговых и других руд. Однако, по сравнению с металлургией меди, металлургия железа является достаточно сложным процессом.

Железо плавится при температуре 1539 градусов. Такая высокая была совершенно недоступна древним мастерам. Поэтому железо вошло в обиход человека значительно позже меди. Его широкое применение в качестве материала для изготовления оружия и инструментов началось только в первом тысячелетии до Рождества Христова, когда стал известен сыродутный способ восстановления железа.

Впрочем, некоторые народы научились металлургии железа значительно раньше; например, племена, населявшие территорию современной Армении, умели получать железо из руд уже в третьего тысячелетия до Рождества Христова.

Наиболее распространенные железные руды (магнитный железняк, красный железняк и бурый железняк) представляют собой либо соединение железа с кислородом (оксид железа), либо гидрат окиси железа. Для того чтобы выделить металлическое железо из этих соединений, необходимо восстановить его - то есть отнять у него кислород.

Разумеется, древние мастера не имели понятия о сложных химических процессах, которые происходили при восстановлении железа. Однако, наблюдая за «плавкой» руды, они, в конце концов, установили несколько важных закономерностей, которые и легли в основу простейших методов производства железа.

Прежде всего, наши предки заметили, что для получения железа вовсе не обязательно доводить его до температуры плавления. Металлическое железо можно получать и при гораздо меньших температурах, но при этом должно быть больше топлива, чем при выплавке меди, и это топливо должно быть лучшего качества. Необходимо также, чтобы огонь был как можно более «горячим». Все это требовало особого устройства печи и условий плавки.

Как правило, приступая к «плавке» железа, мастера сначала выкапывали круглую яму, стенки которой изнутри обмазывались толстым слоем глины. С наружной стороны к этой яме подводилось отверстие для нагнетания воздуха. Затем над округлой нижней частью сооружали верхнюю в виде конуса. В качестве топлива использовался древесный уголь. Его засыпали в самый низ печи - в яму. Сверху на него укладывали слоями шихту - измельченную руду и уголь. На самый верх засыпали толстый слой угля.

После того как топливо внизу поджигалось, начинался сильный разогрев руды. При этом шла химическая реакция окисления углерода (угля) и восстановления железа. В виде мельчайших лепестков тестообразное железо, которое было в три раза тяжелее шлака, опускалось вниз и оседало в нижней части печи. В результате на дне ямы собирался ком мягкого сварного железа - крица, весом от 1 до 8 кг. Она состояла из мягкого металла с пустотами, заполненными твердыми шлаками. Когда «плавка» заканчивалась, печь разламывали и извлекали из нее крицу.

Дальнейшая обработка происходила в кузнице, где крицу снова разогревали в горне и обрабатывали ударами молота, чтобы удалить шлак. В металлургии железа ковка на многие века сделалась основным видом обработки металла, а кузнечное дело стало важнейшей отраслью производства. Только после ковки железо приобретало удовлетворительные качества. Чистое железо, впрочем, невозможно использовать из-за его мягкости.

Хозяйственное значение имел только сплав железа с углеродом. Если полученный металл содержал от 0, 3 до 1, 7% углерода, получалась сталь, то есть железо, которое приобрело новое свойство - способность к закалке. Для этого изготовленный инструмент нагревали докрасна, а затем охлаждали в воде. После закалки он становился очень твердым и приобретал замечательные режущие качества. При естественном притоке воздуха температура в поднималась не выше 1000 градусов.

Уже в древности было замечено, что из той же руды можно получить больше железа и лучшего качества, если в печь искусственно нагнетать воздух с помощью мехов. Меха делались из шкур, снабжались дульцами и приводились в движение вручную. С помощью сопел и мехов в печь нагнетали сырой не подогретый воздух, откуда и пошло название всего процесса. Однако и при этом способе температура могла подниматься только до 1200 градусов, и из руды извлекалось не более половины содержавшегося в ней железа.

Являясь общедоступным и дешевым материалом, железо очень скоро проникло во все отрасли производства, быта и военного дела и произвело переворот во всех сферах жизни. Железный топор и соха с железным лемехом позволили освоить земледелие тем народам, которым до этого оно было совершенно недоступно. Только после распространения железа земледелие у большинства народов превратилось в важнейшую отрасль производства.

Железо дало ремесленнику инструменты такой твердости и остроты, которым не могли противостоять ни камень, ни . Они явились той основой, на которой стали бурно развиваться другие ремесла. Эти крупные сдвиги положили конец первобытному обществу. На смену ему пришло более развитое - классовое общество.

Железо - один из наиболее распространенных элементов: земная кора содержит около 5% железа. Однако лишь сороковая часть этих запасов сконцентрирована в виде месторождений, пригодных для разработки. Основные рудные минералы железа - магнетит, гематит, бурый железняк и сидерит. Само слово «железо» произошло, как полагают одни ученые, от санскритского «джальжа» - металл, руда. Другие считают, что в основе русского названия лежит другой санскритский корень — «жель», означающий «блестеть», «пылать».

Метеоритное железо

Первое железо, попавшее в руки человека, было не земного, а космического происхождения: железо входило в состав метеоритов, падающих на Землю. Поэтому шумеры называли его «небесной медью», а древние копты - «небесным камнем». В эпоху первых династий Ур в Месопотамии железо именовали ан-бар (небесное железо). Египтяне всегда изображали железные предметы синими - цвета неба. В папирусе Эберса (ранее 1500 г. до н. э.) о нем говорится как о металле небесного изготовления.

Самый крупный железный метеорит был найден в 1920 г. в юго-западной части Африки. Это метеорит «Гоба», весящий 60 т.

О том, что древние люди пользовались вначале именно железом метеоритного происхождения, свидетельствуют распространенные у некоторых народов мифы о богах, сбросивших с неба железные предметы и орудия, - плуги, топоры. Метеоритное железо подвергается ковке в холодном состоянии, поэтому люди начали изготавливать из него простейшие орудия. Метеоритное железо обрабатывали так же, как и медь. При холодной ковке оно приобретает нужную форму и одновременно становится прочнее и тверже, а отжиг в огне снова делает кованый металл мягким.

«Сыродутное» железо

Несмотря на повсеместное использование железа на земле после бронзового века, способ получения его непосредственно из руды не менялся на протяжении 3000 лет, до тех пор, пока в Европе в XIII в. не изобрели доменную печь. Способ этот назывался «сыродутным», так как «сырую» болотную или луговую руду закладывали в обмазанную глиной яму вместе с древесным углем, а затем через отверстие в нижней части ямы дули ручными, а позднее механическими мехами. В результате этого, окись железа превращалась в металл, а пустая порода стекала вниз, а на самом дне печи скапливались зерна железа, которые, слипаясь, образовывали «крицу», то есть рыхлую губчатую массу, пропитанную шлаками. Раскаленную добела крицу вынимали, быстро проковывали, отжимая из нее шлак, и сваривали в монолитный кусок железа лепешкообразной формы.

Само по себе кричное железо являлось сплавом с углеродом, процентное содержание которого не превышало сотых долей. В наше время название железоуглеродистого сплава зависит от пропорций углерода к металлу: если в железе до 2 % углерода, то оно называется сталью. Стоит отметить, что если углерода меньше 0,25 %, то сплав носит название мягкой стали (малоуглеродистой), а по старой терминологии именно она называлась железом. Когда углерода более 2 %, то железный сплав называют чугуном.

Загадка древней колонны

В Дели стоит знаменитая Кутубская колонна весом около 6,5 т, ее высота 7,5 м, диаметр 42 см у основания и до 30 см у верха. Изготовлена она почти из чистого железа (99,72%), чем и объясняется ее долголетие. До сих пор на ней не обнаружено ржавчины. Колонна была воздвигнута в 415 г. в честь царя Чандрагупты II. По народному поверью, у того, кто прислонится к колонне спиной и сведет за ней руки, исполнится заветное желание.

Как же смогли древние металлурги изготовить эту чудную колонну, перед которой бессильно время? Древняя Индия издавна славилась искусством своих металлургов. О выплавке железа в Индии говорится в Ригведах - священных книгах, относящихся примерно к XIII-XII вв. до н. э. Таким образом, ко времени создания колонны металлургия Индии имела, по крайней мере, полуторатысячелетнюю историю, и железо уже стало применяться для изготовления плугов.

По вопросу о способе изготовления замечательной колонны до сих пор нет единого мнения. Некоторые авторы считают, что колонна изготовлена методом сварки отдельных криц массой по 36 кг и последующей их ковкой. По мнению других специалистов, древние металлурги для получения чистого железа растирали губку сварочного железа в порошок и просеивали его. А потом полученный чистый порошок железа нагревали до красного каления и под ударами молота его частицы слипались в одно целое — сейчас это называется методом порошковой металлургии.

Непревзойденный в литье

При доменном процессе получаются три вида чугуна:

  • литейный (серый),
  • передельный (белый),
  • специальный чугун (ферросплавы).

Литье из серого литейного чугуна хорошо работает на сжатие, в два раза слабее на изгиб и в три-четыре раза хуже на растяжение, - эти свойства необходимо учитывать при проектировании художественных изделий, предназначенных под отливку. Серый чугун, благодаря своей высокой коррозийной стойкости, чрезвычайно широко применяется в изготовлении изделий экстерьерного характера: парковых декоративных скульптур, ваз и фонтанов, садовых оград, ворот, надгробных плит и решеток. А долговечность и прочность на истирание делают его незаменимым материалом для ступеней и ограждений лестниц.

Наконец, исключительно высокие литейные свойства позволяют отливать тончайшие ажурные предметы с красивым черно-коричневым цветом. Превосходно получаются из чугуна и мелкие бытовые предметы: пепельницы, дверные ручки, туалетные принадлежности и даже цепочки для часов.

Во кузнице

Сталь - самый распространенный сплав из «семейства» железоуглеродистых. С глубокой древности кузнецы научились получать из железной руды не только мягкое железо, но и высокоуглеродистую сталь. В Древней Руси, например, она вместе с железом шла на изготовление сложноузорчатых сварных клинков мечей, кинжалов и ножей. Технология производства данных видов изделий была невероятно сложной и трудоемкой. Не случайно древнерусские кузнецы почитались как особое привилегированное сословие. А в раннюю языческую эпоху их считали самыми могучими, мудрыми и незаменимыми людьми, ибо сам бог грома и молнии Перун был их покровителем и советчиком.

В древнерусских письменных источниках сталь именуют специальными терминами: «Оцел», «Харолуг» и «Уклад». Говоря о железе и стали, невозможно не упомянуть об еще раз об Индии. Из записей одного арабского географа XII в. можно узнать, что в то время Индия славилась производством железа и стали. Оказывается, сталь эта служила непосредственным сырьем для получения из нее тех сортов булата, которые впоследствии использовали кузнецы Персии, Сирии, и Египта при изготовлении клинков мечей и сабель. И получается, что родиной дамасской стали являлся отнюдь не Дамаск, а Индия.

Металл драгоценнее золота

На Ближнем Востоке и в Китае железо было известно уже за 2400 лет до н. э., а в Египте еще раньше. В Центральной Европе ранний железный век приходится примерно на 1000-450 гг до н. э. Эту эпоху называют гольштаттской по названию города в Австрии, в окрестностях которого археологи нашли много железных предметов.

Одними из первых железо из руды стали получать халибры - легендарный народ, живший в Закавказье около 1500 г. до н. э. В сыродутных горнах железную руду восстанавливали древесным углем и получали ковкое, так называемое кричное железо. В древности у некоторых народов железо ценилось дороже золота. Лишь представители знати могли украшать себя изделиями из железа, причем нередко в золотой оправе.

В Древнем Риме из железа изготавливали даже обручальные кольца. Дошедшие до нас документы рассказывают, что один из египетских фараонов обратился к царю хеттов с просьбой прислать ему железо в обмен на любое количество золота. В египетских гробницах, наряду с другими ценностями, было найдено ожерелье, в котором железные бусы чередовались с золотыми.

Разноцветный металл с узором

Нет ничего необычного в том, что любой из известных нам металлов, подвергаясь какой-либо обработке, может менять цвет. «Палитра» того или иного металла зависит и от степени нагрева, и от самой обработки, и от химических свойств. Но невозможно представить голубое золото или красное серебро. Напротив, железо, а соответственно сталь и чугун во всех своих «ипостасях», имеет несравнимую ни с каким другим металлом цветовую растяжку.

В холодном состоянии оно может быть серым, черным, почти белым, голубым, и синим, золотистым и красноватым. Более того, железо является единственным металлом, который может сам себя украшать декоративным орнаментом, проступающим как бы изнутри. Варианты этого фактурного орнамента бесконечны, и их нельзя причислить ни к одному из общеизвестных, так как этот рисунок рождается самим металлом.

Появление железа и его роль в истории

Технические достижения Древнего Востока

Ирригационное земледелие в цивилизациях Древнего Востока

Донаучные знания первобытного общества

Неолитическая революция

Зарождение первобытного искусства и его технические приемы

Эволюция жилища в первобытную эпоху

Техника и технологии каменной индустрии

Основные противоречия и закономерности в развитии науки и техники

Периодизация науки и техники

Роль науки и техники в истории человечества

Выводы

1. Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. История экономики и экономической мысли изучает развитие экономических процессов, структур, институтов, деятельности, событий и теорий. В центре ее внимания находится эволюция хозяйства, а не общества.

Экономика – правильное (эффективное) ведение хозяйства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ представляет собой среду жизнедеятельности общества. Структуру модели экономики образуют три базовых элемента: экономическая основа развития общества, экономическое управление и оптимизация потенциала экономики.

2. Основными методами истории экономики и экономической мысли являются исторический, логический, причинно-генетический, структурно-функциональный, хронологический, сравнительно-исторический, исторического моделирования, математической статистики, социальной психологии.

Приоритетными функциями истории экономики и экономической мысли являются: прагматические, ценностные, культурные, фундаментальные и мировоззренческие.

3. Выделяют несколько подходов к периодизации истории экономики и экономической мысли – формационный, цивилизационный и циклический.В соответствии с периодизацией структура курса условно делится на пять разделов. За критерий делœения принята история формирования теории рыночной экономики.

Тема 2. Доцивилизационное накопление знаний и развитие техники

Тема 3. Развитие науки и техники в цивилизациях Древнего мира

4. Научные знания в древневосточных государствах:

· Зарождение и развитие первых систем письменности

· Начало математических знаний и календаря

5. Становление античной науки:

· ʼʼШтаныʼʼ Пифагора

· Евдокс Книдский и доказательство шарообразности земли

· Гелиоцентрическая система Аристарха Самосского

· ʼʼИсторияʼʼ - энциклопедия Геродота

· Клятва Гиппократа

· Анаксагор и теория бесконечно малых

· Протагор: ʼʼЧеловек - есть мера всœех вещейʼʼ

· Платон и ʼʼЛицейʼʼ

· Аристотель и ʼʼАкадемияʼʼ

· Эратосфен и радиус земного шара

· Паровая турбина и театр автоматов Герона

· ʼʼГеометрияʼʼ Евклида

· Архимед. Рождение механики

· Александрийский Мусей

· Витрувий ʼʼ10 книг об архитектуреʼʼ

· Карта Клавдия Птолемея

· ʼʼГеографияʼʼ Страбона

6. Важнейшие технические достижения античной цивилизации:

· Техника и война (метательная артиллерия, фаланга, легион)

· In vino veritas (агротехнические новшества)

· Построено на века (римский цемент, римский бетон, арки и купола, акведуки, термы, римские дороги)

Тема 4. Наука и техника в Средние века

1. Технические достижения Арабского Востока (VII-XII вв.):

· Арабская архитектура и строительная техника

· Особенности арабских городов VII-XI вв. (Дамаск, Багдад и другие)

· ʼʼСделано на Востокеʼʼ: производство бумаги, стекла, хлопчатых и шелковых тканей, дамасская сталь, парфюмерия и косметика

2. Наука арабско-мусульманской цивилизации:

· Сохранение и развитие античных знаний

· Алгоритм ‑ аль-Хорезми и математика

· Ученый-энциклопедист аль-Бируни

· Алхимия и алхимики Арабского Востока

· Ибн-Сина (Авиценна) – ученый, врач, философ, музыкант

· Астрономия и обсерватории арабского мира

· Философия Востока ‑ ибн-Рушд (Аверроэс) и Омар Хайям

· Арабские путешественники, географы и мореплаватели (Масуди, ибн-Баттута)

3. Техника и изобретения раннего Средневековья:

· Технический регресс и новый подъем

· Греческий огонь

· Заимствования у кочевников (конская упряжь, седло, стремена, подкова, верховая езда, пахота на лошадях)

· Викинги – короли моря

· Ремесло средневековой цивилизации: традиции и новации

· Строительство и архитектура Византии, Западной Европы и Руси

· Средневековый город

· Крестовые походы и новации Востока

4. Наука и образование средневековой Европы:

· Византийская наука ‑ грамматик Фотий, Лев Математик и начало алгебры, Козьма Индикоплов

· Христианство и наука (Исидор Севильский. Беда Достопочтенный. ʼʼАкадемияʼʼ Карла Великого. Сильвестр II)

· Монах-ученый Роджер Бэкон

· Первые университеты

· Церковь против изобретателœей

5. Изобретения и открытия в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.):

· Расцвет ветряных и водяных мельниц

· Распространение сахарного тростника, чая, кофе, хлопка

· Революция в военной технике – появление пороха и огнестрельного оружия

· Механические часы

· Компас, каравелла и Великие географические открытия

· Колумб и агротехническая революция: кукуруза, картофель, табак, какао

· Географические представления средневековья и путешествие Марко Поло

· Иоганн Гуттенберг и первая печатная книга

· Поэзия камня – Собор Парижской Богоматери

6. Наука Ренессанса:

· Изобретатель, мастер, художник, архитектор, ученый – единая профессия в эпоху Возрождения

· Леонардо да Винчи, соединивший науку, технику и искусство

· Гелиоцентрическая модель мира Н. Коперника

· Семь цветов радуги Франческо Мавролико

· Бесконечность Вселœенной Джордано Бруно

· Политология Н. Макиавелли

· Утопия Т. Мора и Т. Кампанеллы

· Полидор Вергилий ʼʼОб изобретателях вещейʼʼ

· Реформация: вместо веры в Бога ‑ вера в науку

Тема 5. Новое время: научная революция и рождение современной (классической) науки (XVII-XIX вв.)

1. Формирование науки как формы познания окружающего мира:

· Первые научные сообщества: Лондонское королевское сообщество и Французская королевская академия наук

· Три закона небесной механики И. Кеплера

· Исследователь природы Р. Декарт

· Телœескоп Галилео Галилея

· ʼʼСистема мираʼʼ И. Ньютона

· Изобретатель логарифмов Д. Непер

· Священник и логарифмическая линœейка ‑ У. Отред

· Теория естественного права Б. Спинозы, Т. Гоббса и Д. Локка

· Эмпирический (Ф. Бэкон) и рационалистический (Г. Лейбниц) методы познания окружающего мира

· Общественный договор и правовое государство Т. Гоббса и Дж. Локка

2. Технический прогресс в XVII-XVIII вв.:

· Механизация мануфактурного производства (гидроустановки)

· Новации в металлургии (доменные печи, чугунолитейное производство и т.д.)

· Новый инструмент инженеров ‑ теоретическая механика

· Возникновение приборостроения

· Механик и изобретатель токарных станков А.К. Нартов

· Новое слово в транспорте ‑ дилижанс и омнибус

· Паро-атмосферная машина Т. Ньюкомена

· Изобретение парового двигателя (Дж. Уатт)

· Эпоха морских войн (XVII в.) и развитие военного флота

· Петровские реформы и создание новой промышленности России

· Россия ‑ родина боевых ракет

3. Развитие науки в эпоху европейского Просвещения:

· ʼʼПринцип Даламбераʼʼ (Ж. Даламбер)

· Философы-просветители (Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо)

· Классическая политэкономия (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо)

· Шкала А. Цельсия

· М.В. Ломоносов – титан русской науки

· Суммирующая машина Б. Паскаля

· ʼʼЛейденская банкаʼʼ П. Мушенбрука

Тема 6. Эпоха промышленного переворота

1. Основные закономерности развития науки и техники в XVIII-XIX вв.:

· Европа на пороге промышленной революции

· Англия – ʼʼмастерская мираʼʼ

· Формирование фабрично-заводской системы производства

· Передел мира и создание колониальных систем

· Социальные последствия промышленной революции: новые общественные классы (промышленники и рабочие)

· Урбанизация и промышленные города

· Принципиальное изменение в связях науки с производством

· Возникновение технологии как науки о производстве

2. Промышленный переворот: от мануфактуры к машинному производству (вторая половина XVIII – конец XIX вв.):

· Механизация текстильной промышленности (ʼʼЛетающий челнокʼʼ Кея. Прялка ʼʼДженниʼʼ. ʼʼВатер-машинаʼʼ Аркрайта. ʼʼМюль-машинаʼʼ Кромптона. Станок Жаккара)

· Пароход ‑ изобретение Роберта Фултона

· Паровоз ‑ Р. Тревитик и Дж. Стефенсон

· Начало века стали: использование каменного угля, конвертер Бессмера, мартеновская печь

· Новое слово в военной технике: казнозарядная винтовка, новые взрывчатые вещества (пироксилин и нитроглицерин), нарезные артиллерийские орудия, пушки Круппа

3. Классическая наука (XVIII-XIX вв.):

· Формирование классических технических наук (прикладная механика, теплотехника, электротехника)

· Парижская политехническая школа как прообраз научного образования инженеров

· Открытия в области электричества и электромагнетизма (Б. Франклин, А. Вольта͵ М. Фарадей, Дж. Максвелл)

· Исаак Ньютон и ʼʼНачала…ʼʼ

· Атомистика Дж. Дальтона

· А. Лавуазье и закон сохранения вещества

· Роберт Бойль и его роль для становления химии как науки

· Д. И. Менделœеев и периодическая система элементов

· Систематизация видов: Линней и Бюффон

· Чарльз Дарвин и учение о происхождении видов

· Пастер и бактериология – начало научной медицины

· Г. Мендель и рождение генетики

Тема 7. Наука и техника в конце XIX – первой половинœе XX вв.

1. Уровень развития и достижения в техники в конце XIX ‑ начале ХХ вв.:

· Всеобщая электрификация производства и быта

· Динамо-машины, электродвигатели и электростанции

· Двигатели внутреннего сгорания

· Новые искусственные материалы (целлулоид, карболит, искусственный шелк, синтетический каучук, красители)

· Новые строительные материалы: портландцемент, желœезобетон, желœезные и стальные конструкции (ʼʼКристаллпаласʼʼ, Эйфелœева башня, Бруклинский мост, небоскребы США)

· Изменение градостроительных стратегий с условием развития транспорта и новых требований к качеству жизни (водопровод, канализация, электрическое освещение)

· Желœезные дороги как залог развития: магистраль Берлин-Багдад, Транссибирская магистраль

· Паровоз, паровоз-компаунд, электровоз

· Метры автомобилестроения и их детища: автомобили Бенца и Даймлера

· Конвейер Г. Форда

· Стальные гиганты в борьбе за море: корабли из металла, увеличение размеров судов, трансатлантические лайнеры

· ʼʼТитаникʼʼ ‑ символ эпохи

· Первые теплоходы и появление специализированных кораблей (танкеры, ледоколы)

· Дирижабли, аэропланы, самолеты (самолет Можайского, братья Райт, Фарман и Блерио, самолеты Сикорского)

· Теоретическая космонавтика (Циолковский)

· Телœефон (Юз и Эдисон)

· Изобретение радио (Попов и Маркони)

· Развитие фотографии

· Возникновение кинœематографа

· Рождение телœевидения

2. Становление ʼʼНеклассической наукиʼʼ и революция в естествознании:

· Наука ‑ движущая сила общественного прогресса

· Нобелœевская премия в области физики, химии, физиологии и медицины (1895 ᴦ.) как индикатор базовых направлений и достижений науки

· Открытие радиоактивности ‑ М. Складовская-Кюри и Э. Розерфорд

· Квантовая теория М. Планка и Н. Бора

· Теория относительности А. Энштейна

· Ноосфера ‑ учение В.И. Вернадского

· ʼʼСобака Павловаʼʼ ‑ физиология высшей нервной деятельности (И.П. Павлов)

· Экология: возникновение, развитие, мировоззрение

· Н. Винœер и создание кибернетики

· Вычислительная техника: создание ЭВМ и появление персональных компьютеров

· Ядерная физика ‑ расщепление атомного ядра и использование атомной энергии в военных и мирных целях

· Век пластмасс

· Наука и техника для медицины: электрокардиография, искусственное сердце и почка, антибиотики, трансплантация

3. Роль науки и техники в мировых войнах:

· Роль технических средств в Первой мировой войне

· ʼʼАдский косильщикʼʼ ‑ пулемет Максима

· Броненосцы и дредноуты

· Торпеды и миноносцы

· Подводная война: субмарины

· Война в воздухе: дирижабли и авиация

· Химическое оружие на фронте

· Танк – стальной аргумент на поле боя

· Война машин ‑ превосходство военной техники как гарантия победы во Второй мировой войне

· Новое слово в авиации: стратегические бомбардировки, реактивная авиация

· ʼʼОружие возмездияʼʼ: развитие ракетной техники

· Война на море по новым правилам: авианосœец и подводная лодка

· Создание ядерного оружия

Появление железа и его роль в истории - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Появление железа и его роль в истории" 2017, 2018.

Много тысячелетий назад народы, населяющие разные уголки нашей планеты, почти в одно время познакомились с самородными металлами. Знакомство же с железом относится к более позднему времени. Получать его некоторые народы научились раньше, а некоторые — значительно позже. Дело в том, что самородное железо в природе почти не встречается. Предполагается, что первое железо, которое попало в человеческие руки, было метеоритного происхождения. Первые упоминания о железе встречаются около 5 тысяч лет назад, тогда оно ценилось дороже самородного золота, которое служило оправой для изделий из железа.

Согласно историческим фактам племена, проживавшие на территории современной Армении, уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры умели получать железо. В Египте и Древней Греции железо получали во втором, а в Китае — в середине 1-го тысячелетия до н. э. Небольшие запасы у этих государств таких самородных металлов, как медь и олово, послужили толчком для поиска новых металлов. А в Америке, богатой крупнейшими залежами меди, железо начали добывать лишь с приходом на континент европейцев. Африканские племена, напротив, сразу шагнули в Железный век, минуя Медный.

Правда, процесс добычи железа был намного сложней, чем меди. Древним мастерам был недоступен способ получения настолько высокой температуры, при которой железо начинало плавиться. Лишь в первом тысячелетии до новой эры появился сыродутный способ восстановления железа и оно получило широкое применение при изготовлении оружия, орудий труда и различных инструментов, т. к. было самым прочным из известных тогда металлов. Первоначально металлическое железо добывали из железных руд путем нагревания их с углем на хорошо продуваемых местах. Первоначально такое железо было губчатым, хрупким и содержало много шлаков. Было замечено, что металлическое железо можно получить и не доводя его до температуры плавления, только топлива должно быть больше и оно должно быть лучшего качества, чем при выплавке меди, а должен быть очень «горячим». Все это потребовало дополнительных условий плавки и особого устройства печи.

Важным шагом на пути получения железа явилось изобретение горна, который был обложен внутри огнеупорными материалами, а сверху был открыт. Благодаря данному способу железо получалось более качественное. Дальнейшая обработка металла происходила в кузнице, где разогретый в горне металл обрабатывали ударами молота, чтобы избавиться от шлака, после чего получалось железо удовлетворительного качества. Ковка на многие столетия стала главным видом обработки металла, а кузнечное дело — важной отраслью производства.

Использовать железо в чистом виде было сложно из-за его мягкости, практическое значение получил сплав железа с углеродом. Если в железе содержалось до 1,7% углерода, получалась сталь, а железо приобретало способность к закалке. Вначале инструмент нагревали докрасна, а потом опускали в воду, после этого он становился очень твердым с отличными режущими качествами. Очень скоро железо, как одно из наиболее доступных и дешевых материалов, проникло во все сферы человеческой деятельности и сделало огромный переворот в истории развития человечества.

Для чего нужен наш ресурс?

Главная цель нашего сайта - помощь ученикам и студентам, у которых возникают трудности с решением того или иного задания, или пропустившим какую-либо школьную тему. Также наш ресурс придет на помощь родителям учеников, сталкивающихся со сложностями проверки домашних работ детей.

На нашем ресурсе можно найти готовые домашние задания для любых классов от 1-го до 11-го по всем учебным предметам. Например, можно найти ГДЗ по математике, иностранным языками, физике, биологии, литературе и т.д. Для этого требуется просто выбрать нужный класс, требуемый предмет и решебники ГДЗ подходящих авторов, после чего нужно найти необходимый раздел и получить ответ на поставленное задание. ГДЗ позволяют максимально быстро проверить заданную ученику на дом задачу, а также подготовить ребенка к контрольной.

Как получить пятерку за домашнее задание?

Для этого необходимо зайти на наш ресурс, где размещены готовые домашние задания по всем дисциплинам школьной программы. При этом не нужно переживать за ошибки, опечатки и другие недочеты в ГДЗ, потому что все размещенные у нас пособия проверяли опытные специалисты. Все ответы к домашним заданиям правильные, поэтому мы можем уверенно сказать, что за любое из них вы получите 5-ку! Но не стоит бездумно все переписывать в свою тетрадь, наоборот нужно делать задания самим, после чего проверять их при помощи ГДЗ и только после этого переписывать их в чистовик. Это позволит вам получить нужные знания и высокую оценку.

ГДЗ онлайн

Сейчас никто не испытывает проблем с доступом к ГДЗ, потому что наш интернет-ресурс приспособлен под все современные устройства: ПК, ноутбуки, планшетники и смартфоны, у которых есть выход в интернет. Теперь даже на перемене можно зайти с телефона на наш сайт и узнать ответ абсолютно на любые задания. Удобная навигация и быстрая загрузка сайта, позволяет искать и просматривать ГДЗ максимально быстро и комфортно. Доступ к нашему ресурсу бесплатный, при этом регистрация проходит очень быстро.

ГДЗ новой программы

Школьная программа периодически изменяется, поэтому учащимся нужны постоянно новые учебные пособия, учебники и ГДЗ. Наши специалисты постоянно следят за нововведениями и после их внедрения сразу же размещают на ресурсе новые учебники и ГДЗ, чтобы у пользователей были в наличие последние издания. Наш ресурс является своеобразной библиотекой для школьников, которая требуются любому ученику для успешной учебы. Практически каждый год школьная программа становится сложнее, при этом вводятся новые предметы и материалы. Обучаться становится все труднее, но наш сайт позволяет упростить жизнь родителей и учеников.

Помощь студентам

Мы не забываем и про сложную загруженную жизнь студентов. Каждый новые учебный год поднимает планку в отношении знаний, поэтому не все студенты способны справиться с такой высокой нагрузкой. Длительные занятия, разнообразные рефераты, лабораторные и дипломные работы занимают почти все свободное время студентов. С помощью нашего сайта любой студент может облегчить свою повседневную жизнь. Для этого практически каждый день наши специалисты размещают на портале новые работы. Теперь студен можешь найти у нас шпаргалки для любого задания, причем совершенно бесплатно.

Теперь не нужно носить каждый день в школу огромное количество учебников

Чтобы позаботиться о школьниках, наши специалисты разместили на сайте в открытом доступе все учебники школьной программы. Поэтому сегодня любой ученик или родитель может воспользоваться ими, причем учащимся теперь не нужно ежедневно нагружать спину из-за ношения в школу тяжелых учебников. Достаточно скачать необходимые учебники на планшетник, телефон и другое современное устройство, и учебники будут всегда с вами в любом месте. Их можно читать и в режиме онлайн прямо на сайте - это очень комфортно, быстро и совершенно бесплатно.

Готовые школьные сочинения

Если от вас вдруг потребуют написать сочинение про какую-нибудь книгу, то помните, что на нашем сайте всегда можно найти огромное количество готовых школьных сочинений, которые написали мастера слова и одобрили преподаватели. Мы ежедневно расширяем перечень сочинений, пишем новые сочинения на многие темы и принимаем во внимание рекомендации пользователей. Это позволяет нам удовлетворять повседневные запросы всех школьников.

Для самостоятельного написания сочинений мы предусмотрели сокращенные произведения, их можно посмотреть и скачать тоже на сайте. В них находится основной смысл школьных литературных произведений, что значительно сокращает изучение книг и экономит силы ученика, которые требуются ему для изучения остальных предметов.

Презентации на разные темы

Если вам срочно требуется сделать какую-либо школьную презентацию на определенную тему, о которой вы не знаете ничего, то с помощью нашего сайта вы сможете это сделать. Теперь не стоит расходовать много времени на поиск изображений, фотографий, печатной информации и консультации по теме со специалистами и т.д., потому что наш ресурс создаёт качественных презентаций с мультимедийным контентом на любую тематику. Наши специалисты разместили на сайте большое количество авторских презентаций, которые можно бесплатно посмотреть и скачать. Поэтому обучение будет для вас более познавательным и комфортным, потому что у вас будет больше времени на отдых и на другие предметы.

Наши достоинства:

* большая база книг и ГДЗ;

* ежедневно обновляются материалы;

* доступ с любого современного гаджета;

* учитываем пожелания пользователей;

* делаем жизнь учеников, студентов и родителей более свободной и радостной.

Мы постоянно улучшаем свой ресурс, чтобы сделать жизнь своих пользователей более комфортной и беззаботной. С помощью gdz.host вы будете отличниками, поэтому перед вами откроются большие перспективы во взрослой жизни. В результате ваши родители будут гордиться вами, потому что вы будете хорошим примером для всех людей.