Болезни Военный билет Призыв

Когда ничего не успеваешь. Главное и неглавное. Избавьтесь от пожирателей времени

Меня удивляет фраза «Я ничего не успеваю». Такую фразу приходится слышать достаточно часто, причем от людей самых разных профессий, занятий и статусов.

Это странная фраза. Как можно не успевать ничего вообще? Получается, вы проснулись, но так и не встали с кровати, а тут уже и ночь настала? Не верится.

Я понимаю, что большинство людей, произносящих эту фразу, сильно преувеличивают. Но ведь что-то же они имеют в виду, когда хватаются за голову со стоном «ничего не успеваю!»

Мне кажется, такое ощущение возникает по одной из следующих причин:

  1. Вам кажется (именно, кажется), что у вас слишком много дел, и вы ни при каких условиях не справитесь с ними;
  2. Вы не успеваете делать те дела, которые действительно важны для вас, например, не успеваете общаться с близкими людьми или заниматься своим хобби.

Рассмотрю оба варианта.

Длинный список дел

Ощущение, что вы ничего не успеваете, зачастую возникает, когда вы просто не контролируете свои дела. То есть пока жизнь течет спокойно, вы легко ведете привычные текущие задачи, не пользуясь никакими списками дел, ежедневниками и прочим. Но как только появляется новое или просто незапланированное дело (например, новые обязанности на работе или внезапный приезд родственников), ощущение перегруженности резко увеличивается.

Пример такого состояния – студенческие сессии. Хорошо помню своё состояние во время таких сессий: после неспешного ритма текущих занятий вдруг всё меняется, и ты в бешенном темпе пытаешься сдать то, что не сдал, пересдать то, что забыл пересдать в прошлом семестре, и выучить то, чего вообще не знал. В какой-то момент нервы сдают, и подкрадывается паника: как можно выучить весь предмет за два дня до экзамена, если ты не можешь вспомнить ничего в своих же лекциях?

Это состояние лечилось на удивление легко. Как только все дела, требующие решения, выписывались на лист бумаги, тревога таяла на глазах: дел оказывалось совсем не так много, как казалось, и выделенного на них времени хватало даже с запасом.

Так что простой список дел — это вполне эффективное средство для первоначального лечения состояния «я ничего не успеваю». Конечно, список дел не избавит от необходимости их выполнить. Но он поможет оценить, действительно ли объем задач так велик, как рисует его неуемное воображение.

Что самое важное в вашей жизни?

Я считаю, что ощущение, что вы ничего не успеваете, возникает не только в режиме цейтнота. Бывает, что дел вроде бы немного, а в конце дня всё равно остается впечатление, что вы чего-то не успели. Это, на мой взгляд, как раз та ситуация, когда, выполняя в течение дня множество важных задач, мы, тем не менее, не делаем того, что очень важно конкретно для нас, для нашей жизни.

Не успеваете общаться с родными? Может, регулярно задерживаетесь на работе и видите родных только спящими? Если это так, и причина этого – тот самый цейтнот, о котором речь шла выше, то когда цейтнот благополучно пройдет, вы сможете восполнить недостаток общения. Ну а если задержи на работе – и есть ваша жизнь, то или меняйте работу, или организуйте наконец свою работу так, чтобы не задерживаться на ней, любимой, больше часа в день. Впрочем, возможно, работа является для вас средством «побега» от… чего-то . Вам виднее, от чего именно.

Не успеваете заниматься любимым хобби или развивать какие-нибудь навыки? Охотно верю. Но если развитие или хобби вам действительно важны, то советую всё-таки распределить время так, чтобы уделять этому хотя бы полчаса в день. Не стремитесь занять любимым делом целый выходной день или свободный вечер. Даже полчаса в день, но регулярно, доставят массу удовольствия.

Не успеваете смотреть любимую передачу по телевизору? А оно вам надо? Телевизор отнимает слишком много времени, чтобы жалеть о том, что не успеваешь его смотреть. Ну а если передача действительно любимая (надеюсь, это полезная передача, а не сериал?), то найдите, наконец, способ записывать ее в ваше отсутствие и просматривайте в удобное для вас время.

Если я начинаю слышать от себя самой эту странную фразу «Я ничего не успеваю!», то начинаю оценивать, что же конкретно я не успеваю делать в течение дня, недели или даже месяца, раз у меня складывается впечатление, что я не успеваю совсем ничего.

Например, если я несколько дней возвращаюсь домой поздно и не успеваю убирать квартиру и готовить еду, то ловлю себя на мысли, что мне чего-то не хватает в этой жизни. Не могу сказать, что я фанат уборки и готовки, но делать это надо и для меня это важно. Отыскав источник своего ощущения «неуспевания», я успокаиваюсь, планирую, когда я смогу восполнить пробел в уборке квартиры или другом несделанном деле, и больше не волнуюсь об этом.

Осознав, какие именно несделанные дела беспокоят вас и создают ощущение «неуспевания», вы почти наверняка сможете выделить время на их выполнение. И тогда сможете вздохнуть более свободно: «Разве я ничего не успеваю? Нет! Это не про меня!»

Здравствуйте все!
Не могу понять что делать.
Напишу только об одной из своих проблем, для начала.
Это неэффективность и тревожность:
проблемы с расстановкой приоритетов; проблема с мотивацией/прокрастинацией;
проблема с вниманием; тревожность, страх жить, страх не справиться, страх смерти.

Каждый раз когда я решаю что-то делать регулярно или обязательно, тут же начинаю делать ровно наоборот.
Например, несколько лет делаю жалкие попытки наладить режим сна/бодрствования.
В идеале мне представляется 23.00-7.00 время сна с отклонениями плюс минус час.
Как только я говорю себе-всё сегодня надо лечь пораньше, в 23 или 00 часов, умудряюсь лечь в 3-4 ночи!
Я каждый день планирую какие-то дела, но не выполняю порой и половины списка. Я постоянно откладываю дела на последний момент, а в последний момент что-то не успеваю... Например, нужно было сдать анализы в поликлинике, они годны для подачи две недели. Я просрочил их, хотя можно было всё сделать за неделю. В итоге, я провозился с пустяковым делом месяц.
Мне постоянно, то не хочется, то я отвлекусь, то найду ещё какое-то дело... редкий счастливый день, когда я выполнил что хотел и лёг спать удовлетворённый плодотворной деятельностью.
Что-либо регулярно делать в своей жизни мне практически не удавалось, за исключением работы по найму, ну там не забалуешь особенно:)
Физкультура, танцы, изучение английского, изучение чего-либо другого-всё брошено. Куча брошенных недочитанных книг, недопройденных курсов... Огромный список книг, которые нужно прочитать... в следующей жизни?
Иногда я понимаю что мне мешает перфекционизм, а на компромисс идти не хочется. В итоге, никак не делаю. Ещё есть какая-то болезненная потребность всё систематизировать. Меня напрягает хаос. Но если упорядочивать всё вокруг- тоько на это время всё уйдет. Вокруг куча всего что можно упорядочивать. Письма, файлы в компьютере, бумаги... в итоге я постоянно слегка напряжен, потому что это всё далеко не в идеальном состоянии. Очень радуюсь когда ломается комп и пропадает куча файлов... чёрт с ними я их разобрать не соберусь никогда, а уж прочитать тем более. Стараюсь последнее время побольше удалять)) Отвлечение на форму, пожирает время на содержание дела. Я могу долго готовиться к деланию чего-то, чего-то мяться, собираться с духом, что занимает больше времени чем само дело.
Например, сломался смыв в унитазе. Я расстроился, вот, думаю, геморрой это чинить. Где-то надо искать сломанный шток, понятия не имею где... и именно такой как мне надо. Потом менять его... Неделю откладывал, смывал из тазика. По факту, полчаса занял поход в магазин и ещё 3 минуты ремонт. Зато сколько я страдал представляя как всё это трудно... И так часто бывает.
Ещё я постоянно отвлекаюсь. На какие-то мелкие, маловажные дела. Между двумя важными делами из списка находятся ещё 20 мелких незапланированных по 3 минуты.
Ещё испытываю порой приступы паники, что вот мне 34 года, а я ничего не успел, так много всего нерешённого... или вот день почти прошёл, а я почти ничего не успел... и иной раз пытаюсь наверстать, что приводит к смещению времени начала сна к утру. На следующий день просыпаюсь поздно, успеваю ещё меньше...
Как я понимаю, отчасти проблема в том, что я слишком много всего хочу успеть и сделать, но что именно выбрать не могу определиться.
Сейчас нет работы, так я не могу найти время вакансии посмотреть уже месяц!
Боюсь постоянно что-то забыть сделать. Что-то прочитать. Постоянно создаю кучу списков, переписываю из одного в другой, в нескольких местах. А ещё несчётное количество страниц в браузере, а ещё если заинтересовался какой-то темой, например исполнителем. Качну его дискографию, потом настроение меняется, меня не очень тянет его слушать и тонны непрослушанной, но запланированной музыки(по разным причинам-в образовательных целях, например) валяется в компьютере. Фильмы которые мне рекомендовали, но меня не тянет их смотреть, я начинаю, но не прёт и тоже валяются. Точнее, висят тяжёлым грузом запланированного дела(просмотра).
Также меня раздражает собственная нерешительность, заторможенность. Часто принимаю решения с опозданием.
Иногда мне кажется, что тревога и отсутствие энтузиазма в делах оттого что не решены другие важные проблемы. Проблема одиночества. У меня почти нет друзей и нет девушки. Общаюсь с людьми иногда месяцами по пять минут в неделю.
Или проблема чем заниматься. Не пойму, хочу продолжать заниматься прежней работой или нет.
В общем, давит груз обязанностей, несделанного. Притом эффективность никакая, дела идут ни шатко ни валко, время улетает в чёрную дыру, а я грущу.Точнее, порой так страшно становится, что какое-то время я каждый день употреблял алкоголь, дабы заглушить скрежет скребущихся кошек на душе. Две недели собирался пост сюда написать.

Когда меня спрашивают: «Как ты все успеваешь», я всегда отвечаю шуткой из интернет-мема: «Мой секрет очень прост: я ничего не успеваю» (вместо ничего могут стоять более эмоциональные выражения). Между тем, моим друзьям и приятелям продолжает казаться, что я успеваю больше, чем положено нормальному человеку (потому что работаю на нескольких работах и постоянно занимаюсь несколькими дополнительными проектами).

Задумываться и тем более писать о времени - занятие неблагодарное. О великом хроносе и эффективном тайм-менеджменте писали, пишут и будут писать, пока это самое время не закончится (уворачиваюсь от тяжелого кулака физиков).

И все-таки продолжают искать ответ на вечный вопрос: «Ну как же все успевать? Почему в сутках 24 часа? Почему в неделе только 7 дней?»… Ироничные (а по сути, правдивые) ответы в духе «Дай тебе 60 часов, мало будет» почему-то не меняют взгляды хронически загруженных и неуспевающих людей. Именно упомянутый вопрос, в очередной раз прозвучавший в общении с дорогой подругой, и подвиг меня на написание этой статьи. Как? Ты? Все? Успеваешь? Попробую разобраться, что из моего опыта может пригодиться «товарищам по несчастью» (или по счастью? если нет времени, то и скучно не бывает никогда…) - молодым работающим мамам, студентам, подрабатывающим по вечерам, творческим людям и многим другим.

Главное и неглавное

В стрессовой обстановке, в ситуации сложной или проблемной мы воспринимаем время по-новому. Оно ползет или летит, сжимается или растекается и начинает господствовать над нами. Самым важным становится текущий момент и все, что с ним связано, будь то ожидание автобуса или защита диссертации.

Конечно, «по живому о живом и думается», или, говоря словами Евангелия, «довлеет дневи злоба его». Но только зачастую мы тратим время на то, чтобы понервничать… по самым разным поводам. Как же быть?

Когда я училась в институте и страшно переживала из-за оценок, экзаменов и будущей своей научной и преподавательской карьеры, одна замечательная и мудрая преподавательница сказала мне вот что: «Смысл имеет только здоровье. Твое и твоих родных. Только из-за этого можно нервничать».

Главное - это ваше здоровье. Нет, это не цинично и не эгоистично. Это как раз противоположно эгоизму, если правильно понимать заботу о своем здоровье. Пока вы здоровы, вы самостоятельны, вы можете планировать свою жизнь, распоряжаться своим временем, и, главное - никого не обременять, не становиться проблемой, которую так или иначе (может, с большой любовью, а, может, и нет) будут решать ваши родственники.

Еще важнее (хотя куда уже важнее!) ваше здоровье становится, если у вас есть дети. Только ленивый, кажется, не повторил расхожую мысль о том, что ребенку нужна здоровая мама. Представить только: ребенок идет в первый класс, а мама вдруг заболела… И что делать? Искать того, кто поведет ребенка в школу, заберет его, ставить на уши многих друзей и знакомых, беспокоить родственников.

Не стоит «экономить время» на посещении врачей, на массаже или занятии спортом. В самый неподходящий момент загнанный организм отомстит, и за два часа до ответственного мероприятия мы будем обзванивать знакомых и друзей с мольбой «срочно заменить» и приносить тысячу извинений организатору.

Конечно, никто не застрахован от эпидемий или скользкого тротуара зимой. Но регулярное посещение стоматолога не вырвет нас из контекста повседневных дел острой зубной болью. Ведь известно, что дела имеют обыкновение резко накапливаться, именно когда вдруг срываются планы, и сегодняшние дела переносятся на завтра, теснят завтрашние, и так до бесконечности. Забота о здоровье спасает наш график…

Когда я говорю своим студентам, что главное - здоровье, они, мне кажется, не понимают меня до конца. Ребята еще не прочувствовали, что здоровье - это капитал, данный нам без процентов. Если мы его тратим, то взамен ничего не будет.

Когда мы учились, было принято приходить на занятия с температурой, кашлем и насморком. Хвастались друг перед другом тем, что не пропустили ни одной пары (печально, что и раньше, и сейчас есть преподаватели, которые требуют стопроцентного посещения своих пар (я не из их числа, если эти строки читают мои студенты). Как я сейчас понимаю нашего преподавателя по русской литературе, говорившего: не надо меня заражать, идите дома и болейте!

Никто не может сказать, чем обернется через 5-10 лет перенесенная на ногах болезнь. Никто не вспомнит эту болезнь, а последствия могут оказаться тяжелыми.

Сон – великий дар человечеству

Однажды, пребывая в очередном кризисе «нехватки времени», я написала шуточное стихотворение:

Как хорошо совсем не спать!

Постель не надо расстилать

И устанавливать будильник

В айпад, на радио, в мобильник.

И просыпаться чуть заря,

Будильник на чем свет кляня.

Как хорошо совсем не спать,

И вес стремительно терять,

И день, и ночь работать только,

И света бела не видать,

Как хорошо совсем не спать,

И, став зеленым, как лягушка,

Подумать «глупая подушка,

Попробуй-ка меня поймать».

Да, больше я не буду спать!

Но… Мне не надо подражать.

В старой колыбельной поется «Должны все люди ночью спать», однако спят далеко не все. Экономить на сне значит замедлить (просто затормозить!) работу мозга и всего тела. Студенты продолжают хвастаться тем, как мало они спали, а хорошо было бы выстраивать свои дни (хоть иногда) так, чтобы спать и высыпаться. Если график свободный, или плавающий, или работа фрилансера, или сидите с маленьким ребенком - неплохо бы научиться спать днем и быстро восстанавливаться после дневного сна. (Кстати, интересный факт: в Китае в школах и университетах днем между занятиями предусмотрен двухчасовой перерыв на обед и сон. Приезжая в Россию, студенты из Поднебесной продолжают практиковать этот дневной сон и регулярно опаздывают на пары.)

Если нет возможности поспать днем, надо раньше ложиться. Помните поговорку «Рано ложиться, рано вставать, горя и хвори не будете знать»? Ох, как я понимаю, что «это легко сказать, а дела, а почитать, а кухня, а завтрак…». Миллион «а» встает мертвым заслоном на пути к раннему отбою. И все же не вчера и не сегодня, а давным-давно было сказано, что самый здоровый и продуктивный сон - до полуночи. Честно говоря, я сама «совушка» и лучше лягу в 3 часа ночью, а встану в 9, чем лягу в 11 и встану в 5. Мне кажется, что утром я не успею, голова работает хуже и далее по списку. Точнее, казалось, пока я не поняла, что голова отключается уже в 11 часов вечера. Сидение ночью стало контрпродуктивным, я решила попробовать встать утром. Потом еще раз. И оказалось, что работает голова лучше даже с учетом того, что мне нужно минут 40, чтобы «раскачаться». Рабочий процесс идет быстрее и качественнее, необходимость вовремя выйти на работу прочно блокирует порывы отвлечься. Есть и еще один положительный «побочный эффект»: вставая в 5 утра, я гарантировано съедаю нормальный завтрак. К вопросу о здоровье.

Сказка о потерянном времени

Помните гениальную сказку Е. Шварца и чудесный старый советский фильм? Злые волшебники воровали время у детей, которые тратили его впустую. (Иногда очень хочется узнать метод этих волшебников, честное слово!) Кажется, в наше время эти волшебники перевели свою магию в технологии и очень эффективно воруют время через социальные сети, телевизор, интернет.

Признаюсь, я не смотрю телевизор. Практически никогда, может, раз в год что-то нужное или интересное. И не могу сказать, что я много теряю - для новостей хватает внимательного чтения ленты, а моя нервная система защищена от бесконечного потока негативной информации.

Телевизор и прочие источники информации не просто съедают время - они его поглощают, и трудно сказать, сколько именно. Если не смотреть телевизор, не играть в игры, не сидеть без профессиональной надобности в соцсетях (допустим!), то свободное время появится хотя бы «на душ принять».

Если социальные сети - не часть рабочего процесса, не необходимость, то стоит либо вообще выходить туда раз в три-четыре дня, либо установить для себя железное правило: зашел, проверил, нет ли сообщений (или написал нужное сообщение) - вышел. Чужие и свои фотографии, интересные ссылки, петиции - время улетает незаметно. Вопрос: как справлялись с домом наши мамы и бабушки без памперсов, мультиварок, а иногда и стиральных машин? Видимо, не сидели в фейсбуке.

Качество и количество

«Лучше меньше, да лучше» - золотое правило, чтобы все успевать. Встречаемся с друзьями? Выключаем телефон и убираем его. Этот час или два, которые мы выкроили за последние три месяца, по праву принадлежит нам и друзьям. Может, не стоит его портить проверкой соцсетей, WhatsApp’а и других приложений?

Играем с ребенком? Убрать телефон. Ребенок должен видеть и запоминать эту модель поведения. Это время - его. Время, когда он или мама чем-то занимаются, особенно вместе - неприкосновенно.

Конечно, вы пожимаете плечами и думаете, что эдак можно пропустить массу важных звонков. Возможно. Но всегда можно перезвонить, написать, уточнить.

Люди, с которыми нам интересно и которые нам дороги, на мой взгляд - великая ценность. В моей жизни было время, когда из-за работы я отказывалась от встреч с друзьями, виделась с ними раз год, а то и реже. Теперь стараюсь откликаться на предложения о встречах (представляю, как хихикают мои друзья, читая эти строчки!).

Зачастую кажется, что времени не хватает на вроде бы второстепенные, но дорогие сердцу дела: почитать, повышивать, послушать музыку, подучить иностранный язык. Мне, завзятому книгоману, эту проблему решать нетрудно: проводя в электричке и метро по несколько часов, я успеваю прочитать очень многое.

Можно слушать аудиокниги, убираясь вечером на кухне, включать музыку, гладя белье. Крутя педали велотренажера, окунитесь в море английского языка, слушая подкасты. Возможности совмещать виды деятельности бесконечны. Вряд ли друзья обидятся на вас, если вы будете вышивать, сидя в общей компании.

И все равно не успеваю!

Чтобы все успевать, надо восстанавливаться. Переключаться между разными видами деятельности. Просто ничего не делать. Отдыхать. Находить эти минуты на чистый отдых - отключенный компьютер, мобильный телефон и полная тишина. Или Рамштайн, кому что больше нравится.

Где найти это время? Как?

Не стоит забывать о двух правилах: делегировать полномочия и просить о помощи.

Нередко, заняв руководящую позицию, мы начинаем делать все сами, за подчиненных, и за замов, и за всех-всех-всех. Только функции президента, может, на себя не берем. Кажется, что никто не сможет сделать правильно, хорошо, идеально, не напортачить. Важнейшее качество руководителя - видеть, кто, что и как может делать. И передавать соответственно задания. Тянуть в одиночку невозможно никакую работу. Кроме того, если мы стабильно и обоснованно передаем свой функционал коллегам, то не страшно заболеть, уйти в отпуск, пропустить день из-за последнего звонка ребенка.

Так же важно просить о помощи. Близких, коллег, друзей. Мне кажется, что в 99 случаях из 100 на вопрос «Может, нужна помощь?», мы поспешно отвечаем «Нет». Ну как же принять помощь! Мы сильные, нас учили, что помощь просят только слабые. Но те, кто предлагают, зачастую искренне хотят облегчить нашу жизнь. А если в просьбе отказали? Ничего страшного. Просто больше не стоит обременять этого человека вопросами.

Что же еще?

Если говорить начистоту, то контролировать время очень трудно, особенно если человек живет не один. Ведь нельзя не поговорить с близкими вечером после работы, хочется подольше посидеть с мамой, ответить на вопросы ребенка. Поэтому давать общие рекомендации - не очень-то честно.

Кроме того, бывают ситуации, когда у человека действительно в течение дня нет времени. Встреча за встречей, лекция за лекцией, вопрос за вопросом. Ты видишь или слышишь, что телефон разрывается от звонков и смсок, но ничего не можешь сделать. А когда наступает долгожданная пауза, ты просто отдыхаешь и молчишь, и не думаешь о том, как бы поговорить с кем-то. Обиженные друг или «вторая половинка» выговаривает: а в туалет у тебя было время сходить? Вот знаете, иногда бывает, что нет.

Именно поэтому, чувствуя вечером смертельную усталость, я честно говорю близким: у меня язык не ворочается и голова чугунная. Можно, я сегодня не буду ни о чем говорить? Давайте выключим телевизор? Можно, я быстро поем и полежу, а вы меня позовете пить чай? Точно так же можно ограничивать разговоры по телефону: когда вы чувствуете, что подруга настроилась на долгую беседу, а у вас «пол не метен, печь не топлена», лучше спокойно сказать ей об этом и запланировать встречу, а не злиться во время разговора или пытаться одной рукой помыть посуду, пока вам изливают душу.

Кстати, про мытье посуды. Если хронически не хватает времени на домашние дела, неплохо запланировать покупку предметов, значительно облегчающих жизнь: посудомойки, робота-пылесоса. Кого-то выручает мультиварка, а кому-то не обойтись без помощницы по хозяйству, домработницы, няни. Стоит подумать об этом, чтобы сохранить силы и здоровье - свое и близких.

Конечно, существуют определенные трюки, помогающие хоть немного упорядочить время. Старые добрые списки дел: на день, иногда удобнее - на неделю или на месяц, иногда - распределить дела в семье, дела на работе, или дела, связанные с родителями, дела, связанные с друзьями. И вычеркивать или обводить красивой красной ручкой то, что выполнено.

Впрочем, такие списки могут только расстраивать - написал и не успеваешь. Тогда хорошо записывать, что ты успел выполнить - и растущий список «дел, выполненных за сегодня», будет радовать и вдохновлять.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Сумасшедший ритм жизни порождает вечную нехватку времени, изматывает своей монотонностью. Работа, детский сад, магазин, готовка, стирка-уборка... День пролетает как стрела, а наутро опять - работа, дом... Мы не успеваем заняться любимым увлечением, пообщаться с ребенком, сходить в театр. Забываем позвонить родителям, встретиться с друзьями, помочь близким.

Так в спешке и суете проносится жизнь. Оглядываясь на промелькнувшие годы, мы многое отдали бы за возможность прожить их иначе: радуясь каждому дню, улыбке ребенка, полету бабочки и журчанию ручья. Но что делать, чтобы остановить неумолимый бег минут? Выкройте момент, остановитесь в бесконечной круговерти забот и неторопливо подумайте: «Почему я постоянно ничего не успеваю?»

Быль о потерянном времени

Осознав масштаб проблемы, человечество разработало научную стратегию ее решения. Появилось целое направление, которое изучает способы обнаружения и ликвидации утерянных часов - тайм-менеджмент. Специальные техники учат понимать, почему вы ничего не успеваете, и экономить невосполнимый ресурс - время. Изначально они использовались только для работы, но постепенно термин расширился и на остальные области: дела по дому, проведение досуга, занятие самообразованием.

Пожиратели времени

В американских фирмах постоянные задержки сотрудника после работы служат причиной увольнения. Работодатели считают недопустимым, что персонал не успевает справляться с обязанностями в отведенные часы.

Если вас беспокоит хронический дефицит времени, скорее всего, дело в отсутствии самодисциплины и неумении бороться с многочисленными отвлекающими моментами. В тайм-менеджменте факторы, крадущие у нас заветные минуты, именуются хронофаги. Назовем активные поглотители времени, мешающие нам успевать и преуспевать в жизни.

  • Интернет

Проблема №1 компьютерной эры - зависимость от всевозможных гаджетов. Зачастую интернет-пользователь помимо электронной почты имеет несколько аккаунтов в социальных сетях, Instagram, форумах, пользуется мессенджерами и прочими приложениями. Такой человек постоянно просматривает новостные ленты, письма и сообщения, ставит бесконечные лайки и делится с друзьями понравившимися картинками и статусами.

Коварство интернет-хронофага в том, что он вызывает сильнейшую зависимость. Достаточно посмотреть на людей в метро. 90% из них полностью поглощены смартфонами. Между тем, если проанализировать ценность просматриваемой информации, ей можно смело присвоить мусорный рейтинг.

Если вы регулярно обновляете странички и, не видя новых сообщений, испытываете беспокойство, не мудрено, что вы ничего не успеваете. Настала пора принимать ограничительные меры.

Что делать, чтобы избавиться от привычки, крадущей ценное время?

  • Отфильтруйте электронную почту: отпишитесь от ненужных рассылок, особо надоедливых адресатов отправьте в спам.
  • Отключите звуковые уведомления, проверяйте аккаунты не чаще 1-2-х раз в день.
  • Оставьте только те странички, которые вам действительно важны, остальные без сожаления удалите.
  • Контролируйте продолжительность интернет-общения, выделите на него лимитированный временной отрезок, постепенно сокращая его до разумного минимума.

В освободившиеся минуты делайте то, что вам доставляет истинное удовольствие. Пообщайтесь в реале со старыми друзьями, съездите на экскурсию по родному городу, займитесь творческим хобби. Такие занятия позволяют ценить моменты бытия, жить здесь и сейчас, а не существовать в виртуальной реальности.

  • Беспорядок на рабочем месте

Если ваш стол захламлен ненужными бумагами, чтобы найти необходимый документ потребуется уйма времени. Это же относится и к папкам на компьютере. Проведите генеральную уборку в своих файлах. Систематизируйте их по определенным признакам: работа, учеба, хобби, переписка и т. д. Потерявшие актуальность документы отправьте в корзину. Почистите рабочий стол от ненужных ярлыков. Пусть это займет несколько часов, но экономия времени будет в разы больше.

Для того, чтобы правильно организовать рабочее место, разработаны специальные программы, например, японская система 5С. Ее ключевые пункты:

  • сортировка,
  • соблюдение порядка,
  • содержание в чистоте,
  • стандартизация,
  • совершенствование.

Следуя этим пяти правилам, вы упорядочите рабочее пространство и научитесь делать использование времени более эффективным. Умные японцы давно нашли ответ на вопрос: «Почему люди ничего не успевают на работе?». Доказательство - совершенство японских технологий и высочайший уровень жизни в стране, стоящей на пороге 22 века.

  • Привычка делать все и сразу

Когда скапливается большое количество дел, многие начинают выполнять их одновременно. Действуя подобным образом, невозможно ничего успеть в срок. Если дела решаются в авральном режиме, страдает качество работы. Возникают просчеты и ошибки, на устранение которых требуется еще больше времени и сил.

Выход из этой ситуации довольно прост. Каждый день делайте список задач, размещая их в порядке важности. Следуйте этому графику, даже если вам хочется начать с последнего пункта. Важнейший принцип тайм-менеджмента - не оставлять большие дела на потом. Традиционная отговорка - «сделаю, когда будет достаточно времени». Таким способом вы не только ничего не успеете, но и накопите массу нерешенных вопросов. Занимайтесь глобальной проблемой понемногу ежедневно, и результат обязательно появится.

Если вы не справляетесь вовремя с составленным перечнем задач, устранив все прочие помехи, возможно, вы переоцениваете реальные возможности. Другая причина хронического неуспевания - желание работодателя свалить на одного человека непосильный объем работы, экономя таким образом на зарплате персонала.

Если ситуация не изменится, подумайте о смене организации. Иначе нехватка времени перерастет в проблему недостатка здоровья.

  • Общение с коллегами и знакомыми

Эта проблема больше касается женщин. В большинстве женских коллективов считается чуть ли не нормой вести длительные дискуссии на различные темы: от кулинарии до политики. Если вы постоянно обсуждаете дела коллег, естественно, что свои вы делать не успеваете.

Не отвлекайте в рабочие часы на личные проблемы - это придется компенсировать свободным временем. Общение в разумных пределах допустимо, главное, чтобы оно не мешало выполнению трудовых обязанностей.

  • Лень

Самый коварный поглотитель времени способен маскироваться под другие. Именно лень заставляет часами болтать по телефону, смотреть бесконечные сериалы вместо того, чтобы заняться полезным делом. Психологи нашли еще одну скрытую причину, почему человек ничего не успевает - прокрастинацию. Этим замысловатым термином обозначают привычку постоянно откладывать насущные дела под различными предлогами.

От банальной лени она отличается тем, что лентяй не волнуется по поводу того, что ничего не делает. Находясь в состоянии прокрастинации, человек осознает вред безделья. Несмотря на отсутствие физических или умственных усилий, он не отдыхает, а расходует внутреннюю энергию.

Как выяснить, почему я ничего не успеваю

Чтобы найти личные поглотители времени, начните вести хронометраж дня. Подружитесь с органайзером и таймером. С их помощью легко делать такое полезное упражнение.

Каждый час записывайте конкретные плоды вашей деятельности. Подчеркнем: не то, что вы делали, а конкретные результаты. Если сидели в Одноклассниках, пишите: «В результате - ничего». Приготовили еду? Записывайте: «Суп, котлеты, компот на три дня».

Через несколько дней проанализируйте личный КПД. Сколько часов в день уходит на полезные дела, а сколько на ничегонеделанье? Вывод очевиден. Если хотите все успевать, сокращайте занятия с нулевым КПД. Заменяйте бесполезные минуты и часы на конструктивные.

В зависимости от целей, которые вы преследуете, потратьте их на получение полезных навыков, развитие бизнеса, воспитание детей. Выстройте лестницу на долгосрочную перспективу и шагайте по ней маленькими, но уверенными шагами. Благодаря умению управлять временем у вас появится шанс победить повседневную рутину и распрощаться с незавидной ролью «белки в колесе».

Тест «Почему я ничего не успеваю?»

Проверьте свою жизнь на наличие временных утечек. Отметьте проблемы, с которыми сталкиваетесь хотя бы пару раз в неделю.

  • Совещания на работе.
  • Беседы с коллегами.
  • Откладывание дел.
  • Телефонные разговоры.
  • Телевизор.
  • Сёрфинг в интернете.
  • Переделывание допущенных ошибок в работе.
  • Конфликты с близкими и детьми.
  • Ожидание в очереди, пробках и т. д.
  • Общение с виртуальными знакомыми.
  • Отсутствие вдохновения.
  • Перекуры.
  • Долгое засыпание или медленное пробуждение.
  • Частые чаепития.
  • Нежданные гости.

Результаты зависят от количества отмеченных пунктов:

  • 0-4 - Вы способны стать гуру тайм-менеджмента.
  • 5-7 - «Воры времени» уже начали похищать минуты вашей жизни.
  • Более 7 - Осторожно! Хронофаги идут за вами step by step. 10 минут сюда, 15 - туда, печальный итог - 2-3 безвозвратно пропащих часа.

Эффективный стоп-лист

Распознав личных временных похитителей, приступайте к их ликвидации. Ваши главные союзники - решительность и правильная мотивация. Думайте о том, как восхитительно вы проведете 3-5 лишних часов в неделю (почти целые сутки в месяц!).

Примерный план может выглядеть так:

  • Не посещайте определённые сайты и странички (либо урежьте время посещения до минимума).
  • Телефонные разговоры ограничьте 5-7 минутами.
  • Смотрите ТВ-передачи только по предварительному выбору в программе.
  • Домашние дела частично поручите делать близким (определите, какие именно).
  • Решайте проблемы по мере их важности (не беритесь за несколько дел сразу).

Важно указать в стоп-листе конкретные дела, наметить чёткие шаги. Не допускайте расплывчатых формулировок, уклончивых фраз и несбыточных обещаний. Чтобы успевать жить и работать, правильно распределите приоритеты. Иначе ничего сделать не получится.

Сравнивайте себя вчерашнюю с будущим обновленным образом. Каждый день не забывайте делать хотя бы небольшой шажок вперед. Как только жизнь превращается в хаос, ищите хронофаги, проводите реорганизацию времени. Постепенно сохраненные минуты сложатся в годы новой жизни, где не будет места вопросу: «Почему я ничего не успеваю?»