Болезни Военный билет Призыв

Кэтрин Эллисон Мамин интеллект: Как рождение детей делает нас умнее. И каков же механизм всего этого? Смех делает тебя умнее

Долгое время считалось, что люди уже при рождении наделены определённым уровнем интеллекта, поэтому максимум, что можно сделать в жизни - это полностью реализовать свой потенциал. Современные учёные доказали, что потенциал на самом деле может быть увеличен, и от этого процесса даже возможно получение удовольствия. Теперь мы знаем, что при освоении новых навыков мозг создаёт новые нейронные связи, которые ускоряют и улучают его работу.

Ниже представлен список из семи увлечений, которые делают нас умнее, а также объяснение причин этого.

1. Игра на музыкальных инструментах

Это занятие повышает креативность, развивает аналитические, языковые, математические навыки, улучшает мелкую моторику и многое другое. Хотя всё это очень важно, некоторые люди утверждают, что игра в командные виды спорта делает то же самое. А вот чего другие виды деятельности не умеют, в отличие от игры на музыкальных инструментах, так это укреплять мозолистое тело, соединяющее полушария мозга, создавая новые соединения.

Улучшение состояния мозолистого тела влечёт за собой повышение уровня исполнительных навыков, памяти, способности решать проблемы и функционирования мозга в целом, независимо от того, сколько вам лет.

2. Чтение

Чтение приносит одинаковую пользу, независимо от того, наслаждаетесь ли вы «Игрой престолов» с «Гарри Поттером» или вникаете в свежий номер Wall Street Journal. Чтение снижает уровень стресса, что улучшает ваше самочувствие, и усиливает все три вида интеллекта - кристаллизовавшийся, подвижный и эмоциональный. Это помогает с решением проблем, объединением различных знаний для лучшего ориентирования в повседневной жизни, обнаружением закономерностей, пониманием процессов и точной их интерпретацией, а также улучшает способность реагировать на чувства других людей.

На работе это трансформируется в улучшение понимания причин разных событий и развитие управленческих навыков.

3. Регулярные занятия спортом

Тренировки «время от времени» не дают нужного эффекта. Регулярные физические упражнения гораздо эффективнее нерегулярных тяжёлых тренировок. Тренируясь регулярно, вы насыщаете клетки BDNF-протеинами, которые полезны для памяти, обучаемости, внимания, концентрации и понимания. Всё это также часто называют остротой ума.

Некоторые учёные полагают, что нахождение в сидячем положении в течение длительного времени имеет противоположный эффект и мешает мозгу работать на полную мощность.

4. Изучение новых языков

Перестаньте решать головоломки, пытаясь улучшить вашу память, и выучите какой-нибудь иностранный язык. Исследования показали, что владеющие двумя языками люди быстрее решают головоломки, чем говорящие только на одном языке. Успешное изучение новых языков делает ваш мозг способным лучше справляться с любыми психически сложными задачами. Сюда относятся и типичные исполнительные навыки, такие как планирование и решение проблем.

Кроме того, знание хотя бы двух языков положительно влияет на ваше умение контролировать своё окружение и лучше заострять своё внимание на происходящих событиях. Многим людям рекомендуют выучить испанский или французский язык для продвижения вверх по карьерной лестнице, так как их руководители говорят на этих языках. В зависимости от того, как мозг реагирует на изучение языков, может быть и другой вариант. Изучение иностранного языка может быть последним недостающим звеном, необходимым людям для подготовки мозга к работе на более высоком уровне.

5. Проверьте свою эрудированность

Много умных студентов в средней школе и колледже полностью выкладываются перед финальными экзаменами и довольно хорошо осваивают тему ко дню испытаний. Беда в том, что мы склонны быстро забывать такие вещи, так как нам очень редко требуется повторять эти знания в том же виде. Одна из причин, почему изучение нового языка делает нас умнее, заключается именно в том, что оно задействует накопительное обучение. Когда мы занимаемся улучшением своих языковых знаний, грамматика и лексика, которую мы узнаём, повторяется бесчисленное количество раз, так как мы возвращаемся к ним снова и снова.

Примените концепцию накопительного обучения в повседневной жизни и на рабочем месте, отслеживая примечательные обрывки приобретаемых знаний. Освежите в памяти ключевые моменты из последних прочитанных книг, наблюдения во время важных переговоров или заведите небольшой журнал, куда заносите всё, что привлекает ваше внимание. Начните интегрировать накопительное обучение в свою программу самосовершенствования.

6. Тренировка для мозга

Судоку, ребусы, загадки, настольные игры, видеоигры, карточные игры и другие похожие занятия повышают нейропластичность. Это понятие включает разнообразные изменения в нервных окончаниях и синапсах, что является основой способности мозга к реорганизации. При обновлении реакций нервных клеток повышается нейропластичность, что улучшает способность видеть вещи с разных точек зрения и понимать причинно-следственные связи, а также влияние поведения и эмоций. Мы быстро усваиваем новые шаблоны и повышаем свои когнитивные способности.

Учитывая, что нейропластичность связана с такими нарушениями, как шум в ушах, улучшение её состояния может помочь предотвратить определённые осложнения. Например, люди с высокой нейропластичностью менее склонны к тревожности и депрессии, к тому же быстрее обучаются и больше запоминают.

7. Медитация

В 1992 году Далай-Лама пригласил учёного Ричарда Дэвидсона для исследования мозговых волн, образующихся во время медитации чтобы выяснить, действительно ли его мозг может по команде генерировать особое излучение. Оказалось, что, когда Далай-Лама и другие монахи начали медитировать, сосредоточившись на сострадании, то и их мозговые волны продемонстрировали сигналы, характерные для глубоко сострадательного состояния души. Результаты исследований были опубликованы в «Трудах Национальной Академии наук» в 2004 году, а затем в Wall Street Journal, где привлекли повышенное внимание.

Медитация стала интересной для амбициозных людей, поскольку исследование намекает, что мы можем контролировать собственные мозговые волны и в любое время испытывать те ощущения, которые хотим испытывать. Это означает, что мы можем чувствовать себя более сильным во время переговоров, более уверенным, требуя повышения зарплаты, и более убедительным в ходе телефонного разговора.

Общая идея заключается в том, что мозг может развиваться, и вы можете делать это целенаправленно. Различные виды деятельности стимулируют разные участки мозга, так что вы можете поработать как над совершенствованием своих сильных сторон, так и над исправлением недостатков. Сфокусироваться на совершенствовании своего мозга - хорошая идея для тех, кто чувствует, что находится на пике профессиональных возможностей (или, может быть, просто перестал улучшаться), амбициозных профессионалов и, конечно, предпринимателей, которые хотят максимизировать свой потенциал.

  • Психология: личность и бизнес

Есть ли мыслительные привычки, которые делают ? В конце концов, есть же денежные привычки, которые делают нас богаче, пищевые привычки, которые делают нас здоровее, рабочие привычки, которые делают нас продуктивнее. Так почему бы не существовать мыслительным привычкам, которые способны сделать нас умнее? Этим вопросом задались доктора философии Артур Коста и Бена Каллик. В результате проведенных исследований они определили такие привычки мышления.

Настойчивость

У людей, которые упорствуют, лучше срабатывает стратегия для решения проблем. Они систематически используют разные подходы, собирают отзывы и анализируют, что работает, а что нет, и соответственно меняют свой подход.

Настойчивость прямо-таки требует, чтобы вы чувствовали себя комфортно в неопределенности. Если вы занимаетесь , то зачастую не представляете конечного результата и то, сколько будете к нему идти. Но настойчивый человек не раздражается этим, ему интересен сам процесс.

Люди, которые упорствуют, продолжают искать способы достижения своих целей, даже когда чувствуют, что застряли.

Управление импульсивностью

Управление импульсивностью - это способность сдерживать импульсы в пользу достижения важной цели. Такие люди думают, прежде чем действовать. Вместо того чтобы просто реагировать на внешние стимулы, они размышляют о различных доступных вариантах и выбирают тот, который считают наиболее важным. А затем получают то, чего хотят.

Управление импульсивностью тесно связано с самодисциплиной. Речь идет о том, чтобы не спешить и оставаться спокойным, вдумчивым и осознанным.

Слушание с пониманием и эмпатией

Слушать других людей с пониманием и - это значит уделять внимание не словам, а тому, что стоит за ними.

Речь идет о посвящении душевной энергии мыслям и идеям других людей, уважении их точки зрения и попытке понять, с чем она связана, а также об умении поставить себя на их место.

Гибкость мышления

Гибкое мышление - это способность смотреть на проблему с нескольких ракурсов и перспектив. Умственно гибкие люди имеют возможность рассматривать несколько точек зрения. Кроме того, они могут передумать, когда получают дополнительные данные или информацию, которая противоречит их первоначальному заключению.

Думать о мышлении (метапознание)

Думать о своем мышлении - это способность сделать шаг в сторону от себя и наблюдать за своими мыслями. Это возможность увидеть как то, о чем и как вы думаете, влияет на то, что вы делаете, и на результаты, которые получаете.

Интеллектуальные люди оценивают качество своих . Если они придут к выводу, что делают ошибки в мышлении, то будут искать стратегии для устранения этих ошибок.

Стремление к точности

Стремление к точности означает семь раз подумать, после чего один раз отрезать. Таким образом, вы сводите к минимуму вероятность совершить ошибку. Вы изучаете правила, проверяете ошибки и обращаете внимание на детали. Кроме того, гордитесь своей работой и стремитесь к совершенству.

Люди, которые стремятся к точности, устанавливают высокие стандарты, и всегда ищут способы овладеть своим ремеслом в полной мере.

Постановка проблемы и умение задавать вопросы

Это значит постоянно оспаривать свое мнение и выводы. Например:

  • Какие у меня доказательства, что это правда?
  • Каковы мои предположения?
  • Что, если…?
  • Как бы я мог…?
  • Какие у меня есть альтернативы?

Сбор данных при помощи всех органов чувств

Информацию можно собирать при помощи всех органов чувств. Чем более обострены ваши чувства, тем выше качество решений, которые вы принимаете.

Кроме того, когда вы пытаетесь узнать что-то новое, попробуйте использовать как можно больше своих чувств. Например, если вы учитесь музыке, вслушивайтесь в песню, наблюдайте за музыкантом, играющим ее, прикасайтесь к музыкальному инструменту и почувствуйте вибрации, которые производит музыка.

Созидание, воображение, инновации

У каждого есть способность быть творческим, но многие люди подавляют свое творческое мышление. У умных людей есть способность генерировать идеи, отходить от нормы и быть оригинальными. Быть творческим - это значит замечать новые связи, быть готовыми пробовать новые вещи, искать новые решения проблем и расширять границы того, что считалось ранее невозможным.

Желаем вам удачи!

Исследователи объясняют это тем, что, пока наш мозг познает новое, создаются новые нейронные соединения, которые помогают ему работать лучше и быстрее. Мы расскажем, какие увлечения помогут вам стать умнее. Время выбрать что-то интересное для себя!

1. Играйте на музыкальных инструментах

Игра на фортепиано, гитаре и любом другом музыкальном инструменте развивает моторику, аналитические способности, помогает в изучении иностранных языков и математики, а также развивает креативность.

Многие возразят, что игра в командные виды спорта принесет столько же бонусов, однако только занятия музыкой укрепляют мозолистое тело – сплетение нервных волокон в головном мозге, которое соединяет левое и правое полушария. В результате улучшается память, реакция, а также лидерские качества. И все это происходит независимо от возраста!

2. Просто читайте

Рэй Брэдбери в своей антиутопии «451 градус по Фаренгейту» очень точно описал портрет человека, отказавшегося от книг. Чтение снимает стресс, повышает самооценку и способность мыслить логически, анализировать, решать задачи, основываясь на жизненном опыте. На работе эти качества помогут лучше организовывать свои дела и вести за собой других людей.

3. Занимайтесь спортом

Речь не идет о посещении фитнес-центра по выходным. Регулярная нагрузка приносит гораздо больше пользы, чем даже самая интенсивная тренировка раз в неделю. При регулярных занятиях спортом клетки заполняются белком, также известным как BDNF. Это усиливает концентрацию, повышает сосредоточенность, улучшает память, а также обеспечивает остроту мышления.

Мозг человека, ведущего малоподвижный образ жизни, работает хуже, чем у того, кто бегает по утрам

А вот сидячий образ жизни делает нас глупее, уверяют немецкие ученые. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Сидячий образ жизни хуже курения» . В подтверждение своих слов они показали результаты исследований, в которых видно, что мозг человека, ведущего малоподвижный образ жизни, работает хуже, чем у того, кто бегает по утрам.

4. Выучите новый язык

Лучшая тренировка памяти – не разгадывание загадок, а изучение иностранного языка. К тому же это тренирует наш мозг, помогая ему быстро решать трудные задачи, планировать и находить выход из самых сложных ситуаций. Но и это еще не все.

Исследования Национальной академии наук США доказали, что те, кто знает два языка, быстрее решают задачи, тем те люди, у кого в арсенале всего один. Знание двух иностранных языков позитивно влияет на способность оценивать окружающую обстановку и концентрироваться на поставленной задаче. Кроме того, у таких людей больше шансов продвинуться по карьерной лестнице.

5. Все время ищите что-то новое

Студенты перед экзаменом так зубрят определенные предметы, что к моменту теста становятся экспертами в данной области. Правда, всего лишь на один день – если регулярно не повторять и не обновлять знания, они быстро стираются. Именно поэтому изучение иностранных языков и делает нас умнее – мы с одинаковой интенсивностью повторяем изученное и приобретаем новое.

Примените этот подход к своей обычной жизни: выписывайте цитаты из книг, распечатывайте понравившиеся статьи, просто записывайте все, что кажется вам интересным и важным. Периодически просматривайте свои записи. Ваш мозг будет удерживать все больше и больше информации, и ваш кругозор расширится.

6. Играйте в игры

Судоку, пазлы, ребусы, настольные, карточные и даже видеоигры повышают пластичность мозга. Они ставят перед нами все новые задачи, которые надо решить, – это и повышает способность мозга обучаться, а также смотреть на ситуацию с разных сторон. Более того, люди с высокой нейропластичностью меньше подвержены паническим атакам и депрессии.

7. Медитируйте

В 1992 году далай-лама пригласил Ричарда Дэвидсона изучить с помощью электроэнцефалографии активность его мозга во время медитации. Как оказалось, о чем монахи думали перед медитацией, на том же они сосредотачивались и во время практики, сами того не осознавая. Это доказывает, что мы можем контролировать то, на чем должны сосредоточиться и о чем должны думать.

Если мы будем приказывать себе чувствовать себя увереннее, то со временем это принесет свои плоды. Точно так же можно поступать с любой идеей, будь то избавление от застенчивости и обретение уверенности в себе, или даже работа над совершенными ошибками.

Переводчик Анастасия Казакова

Редактор Карина Бычкова

Руководитель проекта А. Василенко

Корректор Е. Аксёнова

Компьютерная верстка А. Абрамов

Дизайн обложки Ю. Буга

© Katherine Ellison, 2005

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2017

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Предисловие к русскому изданию

C 2014 года мы проводим SelfMama Forum, ориентированный на женщин с детьми, которые стремятся к интересной и наполненной жизни, организуем мастер-классы для работающих в корпорациях мам и исследуем проблему совмещения материнства и самореализации женщины. Благодаря глубокому погружению в тему – а также тому, что мы сами являемся матерями и многое из того, о чем говорим, мы переживаем на собственном опыте, – мы можем оценить отношение современного общества к женщинам с детьми. Мы видим, как над ними дамокловым мечом нависают стереотипы вроде «все женщины глупеют в декрете», как они страдают от скрытой дискриминации на рынке труда, где они проигрывают только лишь потому, что у них есть маленькие дети.

На мастер-классах и форумах мы всегда задаем мамам вопрос о том, какие навыки и способности они приобрели после рождения ребенка. Ответы на эти вопросы не могут не поражать. Многие отмечают, что материнство наделило их настоящими «суперспособностями», которых раньше не было. Например, мама, которая способна уговорить трехлетнего ребенка надеть нужного цвета носки, причем сделать это без шантажа, угроз и манипуляции, становится переговорщиком 86-го уровня. Эти ежедневные, чуть ли не ежечасные «упражнения» – в разных вариациях – отлично тренируют переговорные навыки: тут и умение понять позицию оппонента, и способность предложить несколько альтернатив, и умение управлять своими эмоциями для взаимовыгодного завершения переговоров. При выходе на работу из декрета достаточно сменить «контекст носков» на деловой – и работодатель получает работника с дополнительными компетенциями, которого после непродолжительной адаптации можно отправлять на переговоры со сложными клиентами. И это далеко не единственный навык, который успешно развивается в контексте материнства, – то же самое касается и стратегического планирования, и управления людьми, и тайм-менеджмента, и эмоционального интеллекта, умения организовать работу, и многих других.

Задачи, связанные с выбором детского садика, школы, кружков, секций, инструктаж бабушек, делегирование задач папе или помощникам, организация детских дней рождений и совмещение заботы о детях и семье с работой – все это «прокачивает» навыки, востребованные не только в материнстве, но и на работе (будь то свой собственный бизнес или работа по найму). Поэтому мы можем с уверенностью утверждать, что материнство – это не только бессонные ночи, но и приобретение целого ряда конкурентных преимуществ. Но, к сожалению, миф о том, что женщины в декрете глупеют, настолько устойчив в современном обществе, что не только работодатели, но и сами женщины начинают в него верить, а это сильно снижает уверенность в своих способностях и, как следствие, возможности для развития и карьеры.

Кэтрин Эллисон, лауреат Пулитцеровской премии по журналистике и автор книги «Мамин интеллект: Как рождение детей делает нас умнее», была одним из хедлайнеров SelfMama Forum. Ее выступление стало самым настоящим глотком веры в собственные силы и способности. Именно поэтому мы с командой SelfMama решили приложить все усилия к тому, чтобы труд Эллисон был издан на русском языке. Мы рады, что это наконец случилось, и уверены, что книга послужит источником вдохновения для многих русскоязычных мам.

Кроме того, следует отметить, что в книге приводятся ссылки на актуальные исследования о развитии мозга, поэтому она также будет полезна читателям, интересующимся нейронауками.

Команда SelfMama и Анна Зырянова

(ТОП-100 HR-директоров России, генеральный директор SelfMama и сооснователь сервиса по поиску удаленной работы WorkAtHome.ru)

Часть I

Великое превращение

Умнее, чем мы думаем

УМНЫЙ (прил.). 1. Обладающий здравым умом, сообразительностью (о человеке, людях) // Сообразительный, понятливый (о животных) // Выражающий ум, проницательность. 2. Порожденный умом, свидетельствующий о рассудительности, разумности или образованности, учености // Богатый мыслями, содержательный. 3. Умелый, искусный; способный выполнить сложную работу (обычно о руках, пальцах).

Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов

Спустя несколько недель после появления моего первенца я увидела тревожный сон. Стоял сентябрь 1995-го, и я, иностранный корреспондент в Рио-де-Жанейро, была в декрете. В моем кошмаре пришельцы из космоса приземлились в Бразилиа – столице страны, а я… осталась дома, не в состоянии принять решение, стоит ли ради такой новости срываться с места. Позже меня осенило: этот сон идеально иллюстрирует мой страх променять мозг на младенца.

Именно страх удерживал меня, а также многих моих коллег и ровесников от того, чтобы завести детей, вплоть до момента, когда время уже почти лишило нас роскоши выбора. Проблема заключалась в том, что я привыкла полагаться на свою голову, ведь она так часто мне помогала: заработать на хлеб, ощутить чувство собственного достоинства, выйти замуж по любви. И я осознавала, что, родив ребенка, неизбежно подцеплю современный недуг, известный как «материнство головного мозга». Этот веселенький штамп (подобно эвфемизму «проблема пожилых», обозначающему провалы в памяти) подразумевает резкую умственную деградацию. В воображении возникает нервная беременная женщина, рыдающая над рекламой носовых платков, или измотанная мамочка, у которой в голове не умещается ничего, кроме расписания работы перехватывающей парковки и списка продуктов для ближайшего похода в магазин. («Если ты мелки оставил мирно плавиться в машине / И забыл, куда засунул от машины той ключи, / Объяснить несложно это, далеко ходить не нужно: / Материнство головного мозга, детка, у тебя» – автор этих строк самостоятельно ставит себе стихотворный диагноз.)

Наравне с варикозными венами и раздавшейся талией снижение мозговой активности, казалось бы, неизбежный риск, грустная участь девушки в положении. Безусловно, многие бездетные люди именно так воспринимают беременных и молодых матерей. Когда исследователи демонстрировали интервьюируемым несколько видеозаписей с участием женщины в ряде рабочих ситуаций (один и тот же человек, одна и та же должность, но в некоторых сценах героиня ролика появлялась с накладным животом, создающим впечатление, что она в положении), «беременная» оценивалась как менее компетентная и менее квалифицированная для карьерного роста. Мы, матери, также никак не боремся с этим предубеждением. «Материнство головного мозга!» – вот наше алиби, когда нам доведется ляпнуть какую-то нелепицу. «Часть разума покинет тебя вместе с плацентой», – поведала мне одна подруга еще в начале беременности.

Регулярные занятия спортом не только подтягивают тело, но и делают более гибким мозг! Не верите, что спорт может оказывать влияние на умственные способности? Тогда изучите доводы ученых в пользу этого факта.

Тренировка для памяти

Клетки мозга, как и мышцы, нуждаются в тренировках. Ученые выделили список спортивных дисциплин, положительно влияющих на память, это бег, разновидности аэробики и танцы. А прогулки пешком и езда на велосипеде способствуют улучшению запоминания иностранных слов. Кардиотренировки ускоряют процесс производства новых нейронов в гиппокампе, именно этот участок мозга отвечает за память, а также за способности к обучению и эмоции. Чем чаще вы занимаетесь спортом, тем проще вашему мозгу усваивать и запоминать новую информацию.

Концентрация внимания

Многие работодатели отмечают, что их сотрудники, занимающиеся спортом, являются более внимательными людьми и продуктивными работниками, ученые подтверждают правдивость этого наблюдения.

Регулярное получение физических нагрузок формирует и развивает исполнительные функции, то есть рабочую память, концентрацию внимания, последовательность, способность делать выбор.

Для того, чтобы стать лучшим работником месяца, не обязательно добиваться олимпийских рекордов, будет вполне достаточно четырех получасовых прогулок в неделю. Особенно хорошо прорабатывают концентрацию внимания гимнастика и балет, а также другие дисциплины, которые уделяют большое внимание правильному положению тела в пространстве. Безусловным лидером является йога, практики в равной степени развивают как тело, так и разум. Не нужно пренебрегать спортом для повышения внимательности, в США физические нагрузки используются в качестве альтернативы медикаментозному лечению для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Творческие способности и уровень IQ Физическая активность повышает выработку серотонина и усиливает приток кислорода к головному мозгу, благодаря этим двум обстоятельствам человек начинает мыслить более творчески. После каждой тренировки можно наблюдать подъем творческих способностей, он будет ощущаться еще несколько часов после тренировки. Физически активные люди, даже если они не занимаются спортом, будут предлагать больше интересных людей, чем их малоактивные коллеги. Шведские ученые провели масштабные исследования с участием более миллиона молодых людей и девушек в возрасте от 15 до 18 лет. Результат позволяет утвердительно постановить, что физическая активность и поддержание в форме сердечно-сосудистой системы являются факторами, повышающими интеллект.

Хорошее настроение

Для того, чтобы противостоять с усталостью и стрессом, пребывать в хорошем настроении, человеку нужны регулярные физические нагрузки. Тренировки повышают болевой порог и даже вносят изменения в структуру головного мозга. Люди, занимающиеся спортом, более склонны к хорошему настроению чем те, кто ведет малоактивный образ жизни. Спорт приносит в жизнь человека эмоциональную стабильность, когнитивную гибкость, а также уменьшает тревожность. Вопреки общеизвестному стереотипу, нервные клетки все-таки восстанавливаются, именно спортивная активность способствует их восстановлению.

Увеличение размера головного мозга

Регулярные тренировки увеличивают мозг не только в переносном, но и в прямом смысле. К такому выводу пришли ученые из Иллинойского университета, они провели интересный эксперимент, для участия в котором были отобраны 59 человек с крепким здоровьем, но малоактивным образом жизни. Участники были поделены на две группы по своему желанию, одна группа посещала занятия по аэробике, вторая - тренировки по стретчингу. Спустя полгода регулярных тренировок было отмечено, что у людей из группы, которая занималась аэробикой, было значительно увеличено количество серого и белого вещества в головном мозге, а также объемы самого мозга. У людей, посещавших стретчинг, таких изменений не наблюдалось.

Другие материалы