Болезни Военный билет Призыв

Карл иванович росси биография. Биография росси карла ивановича

Именем К.И. Росси завершается целая эпоха в русской архитектуре. К.И. Росси создал такие произведения, которых не знала ни Европа, ни Америка начала XIX в. В то время, когда архитектура на Западе переживала долгий и глубокий кризис, К.И. Росси осуществил в России ансамбли, вызвавшие восторг и снискавшие мировую славу. По смелости дерзания, по широте замысла они занимают место рядом с самыми прославленными сооружениями древнего и нового мира. Своё архитектурное образование он приобрёл у архитектора Бренна, в семье которого он воспитывался. В Италии, куда уехал К.И. Росси, он обучался в Флорентийской академии, одновременно изучая памятники классического прошлого. В Россию К.И. Росси вернулся лишь в 1806 г. В этом же году он по специальному ходатайству получил звание архитектора

Первой крупной работой архитектурно - планировочного характера в Петербурге была постройка в 1818 г. новых зданий для Аничкова дворца. Правда, был выбран и осуществлён наиболее скромный вариант в виде двух парных павильонов. Но, несмотря на их незначительные размеры, К.И. Росси придал им исключительную монументальность

Большой талант зодчего мог проявиться с должной полнотой лишь в крупном произведении. Таковым явился Елагин дворец, начатый постройкой в том же 1818 г. по заказу Александра I. Общая планировка дворца, его служб и парка с исключительными по красоте и совершенству садовыми павильонами и замечательная внутренняя отделка дворца сразу обратили на себя внимание. Петербург увидел в лице К.И. Росси большого мастера европейского масштаба. Почти любое из зданий Елагина дворца производит впечатление исключительной силы и мощи.

Не успели завершиться работы по усадьбе Елагина дворца, как К.И. Росси получил новый заказ. Предстояло строить дворец для великого князя Михаила Павловича - Михайловский дворец (ныне Русский музей).К постройке дворца (1819-1823 гг.) К.И. Росси подошёл в первую очередь как градостроитель. Он сделал дворец частью города. Помимо парадного двора, расположенного перед дворцом, К.И. Росси запроектировал и площадь. Он смело раскрыл её специально проложенной улицей на Невский проспект. По бокам площади он решил поставить парные дома. Таким образом, целая часть города с дворцом, площадью и домами решалась в одном стиле.

Собственно дворец состоит из большого здания, к которому со стороны улицы примыкают более низкие флигели. Парадный двор дворца отделяется от площади красивой чугунной решёткой из копий, с которыми (в воротах) сочетаются щиты, мечи и лавровые ветви. В решётке, как и в решении внутреннего убранства дворца, видно то внимание, с которым К.И. Росси относился и к деталям возводимого им здания.Из внутренних помещений дворца особенно знаменита парадная лестница, ведущая во второй этаж, где расположена анфилада парадных зал. Искусственный мрамор, роспись потолков, обилие золота как в росписи плафонов, так и в мебели, колонны, поддерживающие потолки больших зал, и остальная отделка свидетельствуют о значительных декоративных способностях мастера. Он создал превосходные интерьеры в то время, когда искусство внутреннего убранства всё больше и больше клонилось к упадку, перерождаясь в дешёвое, мещанское украшательство.Лучшие скульпторы того времени приняли участие в создании этого замечательного здания, Особенно богато декорирован фасад, выходящий в сторону площади. Однако садовый фасад не менее, если не более, привлекателен. Особенно хороша большая лоджия, придающая этому пышному и величественному дворцовому сооружению черты некоторой интимности и известной простоты

Несмотря на блестящие качества Михайловского дворца, он всё же выглядит рядовым сооружением рядом со следующей постройкой К.И. Росси. В том же 1819 г. ему была поручена общая перестройка домов, окаймлявших Дворцовую площадь, расположенную у Зимнего дворца. Работы по сооружению гигантского здания продолжались десять лет и закончились лишь в 1829 г. Новая постройка была предназначена для Главного штаба русской армии и ряда министерств. Руководствуясь назначением этой постройки как центра руководства русской армии, К.И. Росси создал одно из наиболее величественных зданий не только в России, но и в Европе.За основу им была взята идея создания не столько отдельно стоящего городского здания, сколько грандиозной площади перед главным зданием государства - Зимним дворцом. Здание Главного штаба должно было служить своего рода оправой для площади. Вливавшиеся или, так или иначе, соприкасавшиеся с Дворцовой площадью улицы и соседние площади решались в едином стиле, ритме и ордере. Огромное здание растянулось своим фасадом на сотни метров, загибаясь как на Невский проспект, так и на Мойку.Самым сильным моментом решения этого колоссального здания является его центральная часть, окаймлявшая площадь в виде несколько растянутой полудуги. Её центр заняла знаменитая двойная арка. Арку увенчивает колесница Победы, а стены украшают летящие Славы, воины и военные доспехи. Из всех триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед русских войск, эта арка, несомненно, производит наиболее сильное впечатление. Архитектура корпусов, развёртывающихся по обе стороны, была решена сдержанно и строго. Это ещё более усиливало роль и значение арки Главного штаба в архитектуре площади

На предложение спроектировать новый театр на Невском проспекте К.И. Росси ответил проектом не только театра, но целой улицы (Театральной, ныне улицы зодчего Росси) и площади. В этой перестройке, охватившей целую часть города, талант К.И. Росси развернулся во всю свою широту.

Постройка началась в 1828 г. и была закончена в 1832 г. За эти четыре года были осуществлены такие гигантские работы, что приходится удивляться тому, как мог К.И. Росси за такой короткий срок с таким совершенством выполнить всё - начиная от общей композиции и кончая последним карнизом. Александрийский театр

Здание самого театра, несмотря на чрезвычайную простоту как плана, так и композиции фасадов, выглядит наиболее нарядным сооружением ансамбля. Он решён в коринфском ордере, что придаёт его формам стройность и известную лёгкость. В сторону Невского выходит шестиколонная лоджия. Мотив пластической трактовки объёма театра также подчёркнут боковыми полукруглыми нишами. Боковые фасады украшены портиками, задний же вместо колонн имеет пилястры. .

Всё разнообразие своего творчества К.И. Росси показал в архитектуре здания Публичной библиотеки, выстроенного уже на площади Александринского театра. Он с величайшим тактом отнёсся к старому зданию библиотеки, выстроенному на рубеже XVIII и XIX вв. архитектором Соколовым. К.И. Росси сохранил в своём здании, примыкавшем непосредственно к зданию Соколова, и разбивку на этажи и характер композиции последнего. Но, выделяя здание библиотеки среди других, им же созданных, он наделяет его ионической колоннадой в лоджии. В средней части на аттике он поместил статую сидящей Паллады и двух Слав, держащих венки. В простенках между окнами стоят статуи учёных мужей. Это относительное обилие скульптур и нежность применённого ионического ордера придают этому зданию исключительную пластичность, столь свойственную русскому классицизму.

Почти одновременно с ансамблем Александринского театра К.И. Росси строил здание Сената и Синода. Эта постройка также занимает почти целый квартал. Его центр занят аркой, перекрывающей проезд на Галерную (ныне Красную) улицу. С исключительной силой и богатством решена центральная часть. Перед выступом - двухколонные коринфские портики с карнизами. Над ними высятся бронзовые фигуры ангелов. На аттике же, обильно украшенном скульптурными фигурными барельефами, помещена статуя Фемиды. Обилие скульптур и сильные архитектурные формы центральной части здания придают этому классическому произведению почти барочную сочность и силу. Тонкость мастерства К.И. Росси как архитектора-градостроителя проявилась в одном, казалось, незначительном приёме, но имеющем большое значение в архитектуре площади (ныне площадь Декабристов), на которую выходит здание Сената и Синода. К.И. Росси закруглил угол здания, выходящего на набережную Невы, выдвинув всё сооружение несколько вперёд.

Закончив к 1832 г. свои основные постройки, больной К.И. Росси попросился в отставкуК.И. Росси закончил архитектуру русского классицизма таким мощным и полнозвучным аккордом, который не знал себе равного в Европе не только в его время, но и в предшествовавшее столетие.

Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 29 декабря 1775 года в Неаполе. Его мама - госпожа Гертруда Росси, родом из Мюнхена. Искусству танца начала обучаться в Неаполе в Королевском театре, там у неё родился сын Карл. Сослуживец Карла Росси Вигель писал о знаменитой балерине Гертруде Росси : «Всякий знал родительницу его, некогда первую танцовщицу на Петербургском театре».

Архитектор Карл Росси, автопортрет

Отчим Карла Росси, Шарль Ле Пик - выдающийся балетный танцор, в 1787 был приглашен в Санкт-Петербург, куда он и прибыл со своей семьей: женой Гертрудой Росси и ее сыном. Для творчества Шарля Ле Пика были характерны постановки медленных адажио, в аллегро которых он вносил прыжки с заносками и пируэты — это все то, что вошло в практику русского балетного исполнительского искусства. В 1799 Шарль . Ле Пик был отстранен от должности главного балетмейстера. Он служил на императорской сцене, как танцовщик, преподавал французскую манеру танца в петербургской театральной школе и в крепостном театре Шереметева. В конце жизни Ле Пик неоднократно ставил дворцовые празднества при дворе Екатерины II. В Петербурге он оставался до конца своих дней, там же и скончался. Шарль Ле Пик подготовил и открыл путь Шарлю Дидло - выдающийся французский хореограф , занявший пост главного балетмейстера императорских театров в 1801 .



С детства Карл был связан с миром искусств. Обучался он у архитектора Винченцо Бренна, работая у него чертежником . В 1795 Росси поступил на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году становится архитектурным помощником 10 класса. В 1802 Росси получает заграничную командировку для завершения образования и уезжает на два года в Италию.
В 1806 Росси стал архитектором Кабинета. Однако сначала он получает работу не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стеклянном заводе. В августе 1808 Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений его (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади ) практически ничего не сохранилось. В 1809 Карл Росси занимается перестройкой Путевого дворца Екатерины II в Твери.



В 1815 Карл Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818).

Беггров К. П. Елагин дворец 1823

Главной сферой архитектурной деятельности Росси стало создание городских ансамблей. во многом благодаря ему Петербург центр гигантской империи, гордой победами над Наполеоном, обрёл новое лицо.

10 июля 1818 Росси награждили орденом Святой Анны 2-й степени. В это время у архитектора и Анны Больцини родился первенец — сын Александр.

Весной 1819 Карл Росси получил задание — подготовить чертежи и рисунки будущих строений на Дворцовой площади. 15 марта 1820 был создан комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам». Архитектор приступил к созданию двух величественных корпусов здания Главного штаба и арки между ними.



К началу 1820-х годов Карл Росси стал самым высокооплачиваемым архитектором в Петербурге. Его жалование составляло 15 000 рублей в год. Это позволяло не держать собственных лошадей, а брать наёмных по 300 рублей за четвёрку вороных. Архитектор, благодаря матери, любил театр. Росси нравилось творчество таких балерин как Евгения Колосова, Авдотья Истомина. Вторая танцевала в паре с Огюстом Пуаро, супругой которого была Мари — сестра архитектора. У Мари Пуаро в театре была своя ложа, которой часто пользвался Карл.

В 1820 или 1821 году Анна Больцини скончалась, так как 10 июня 1822 у Карла Росси появился сын Лев от шведки Софьи Елены Андерсон. 29 мая 1824 архитектор подал прошение на усыновление трёх внебрачных сыновей, рождённых Анной. Кроме первого сына Александра, она родила ему Михаила, Карла и дочь Зинаиду.

В 1822 Академия художеств избрала Карла Росси в Почётные вольные Общники.

Государственный Русский Музей - проект Карла Росси

Карл Иванович Росси был самым выдающимся архитектором ампира в России . Он буквально преобразил П етербург, создав в нем ансамбли, до сих пор поражающие своим величием и размахом. Все его работы отличались массивностью форм и многочисленным декором, что в то время смотрелось богато и изящно. Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц. Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде.

Михайловский дворец - архитектор Карл Росси

Императрица Елизавета утвердила указом 1830 года создание в Петербурге «специального учреждения, предназначенного для показа комедий и трагедий». С этого времени начинается история профессионального русского театра и начинает развиваться государственная система театрального дела в России. Название театр получил в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны . Пушкинским его называют уже в 1937, в знак столетия, прошедшего со дня гибели Пушкина. Карл Иванович Росси предложил в строившемся по его проекту Александрийском театре применить металлические фермы. Авторитетные эксперты засомневались в их прочности. Росси был абсолютно уверен в правильности своего предложения, однако научно доказать свою правоту в то время не мог. Пришлось письменно заверить министра двора в надежности конструкций. Если бы "произошло какое-либо несчастье, - писал Росси, - то в пример для других пусть тотчас же повесятменя на одной из стропил".



Последней крупной работой - здания Сената и Синода (ныне Центральный исторический архив СССР) - Росси в 1829-34 завершил формирование Сенатской площади. П етербургские ансамбли Росси, о тличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений составили вершину градостроительного искусства русского классицизма. Для творчества Росси, одного из создателей русского ампира, характерны широта в решении архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений отражал патриотические идеи величия России - победительницы в Отечественной войне 1812. Росси также построил в Павловске библиотеку дворца (1822-24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде - колокольню Юрьева монастыря (1838-41); в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826; после пожара 1837 восстановлена Стасовым).



Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
Карл Росси умер 18 апреля 1849 в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры.


Памятная серебряная монета из серии «Архитектурные шедевры России» номиналом 25 рублей - «Архитектурный ансамбль улицы Зодчего Росси, г. Санкт-Петербург (архитектор К.И. Росси)» выпущена Банком России 24 июня 2013 года.

Росси Карл Иванович (1775-1849), архитектор.

Родился 29 декабря 1775 г. в Венеции. Сын итальянского дворянина Джованни Росси и известной петербургской балерины Гертруды Росси.

С раннего детства Росси воспитывался у архитектора Винченцо Бренны.

В 1795 г. его определили на службу чертёжником в Адмиралтейство, спустя год он стал помощником Бренны на строительстве в Гатчине и Павловске.

В 1802 г. Росси был на два года командирован для продолжения обучения архитектуре во Флорентийскую академию. По возвращении в Петербург (1804 г.) Росси подал проект переустройства набережной Адмиралтейства, но план сочли легкомысленным, и он был определён художником на фарфоровый завод.

Лишь в 1806 г. Карлу Ивановичу удалось добиться звания архитектора.

В 1808 г. Росси получил назначение в Кремлёвскую экспедицию, которая ведала строительством и реконструкцией правительственных зданий в Москве. В Первопрестольной зодчий возвёл несколько зданий, в том числе деревянный театр, однако все его постройки погибли в московском пожаре 1812 г.

Занимался он и строительством в Твери (в частности, им был построен Путевой дворец).

В 1815 г. Росси вернулся в Петербург. Первая его крупная работа в столице - реконструкция Михайловского дворца (1819-1825 гг.), за которой последовали переустройство Дворцовой площади и Главного штаба (1819-1829 гг.).

В 1824- 1832 гг. Росси руководил строительством ансамбля Александринского театра и, практически одновременно, зданий Сената и Синода.

Для творчества зодчего характерны как широкий градостроительный подход, владение искусством композиции, так и внимание к деталям. Работы Росси фактически завершили формирование архитектурного облика центра Петербурга. Почти окончив работу над Александринским театром, Росси был вынужден просить об отставке, мотивируя это слабым состоянием здоровья. 25 октября 1832 г. прошение было удовлетворено.

Из поздних работ Росси известна колокольня Юрьева монастыря в Новгороде (1838- 1841 гг.).

Умер 18 апреля 1849 г. в Петербурге, похоронен на Волковом кладбище. Позднее его прах был перенесён в Александро-Невскую лавру; одна из центральных улиц Петербурга ныне носит имя Зодчего Росси.

Росси Карл Иванович
_________________________________
Биография и творческий путь
_________


Росси Карл Иванович (настоящее имя Карло ди Джованни Росси - итал. Carlo di Giovanni Rossi ; 1775-1849 )

Росси Карл Иванович [18(29).12.1775 , Петербург, - 6(18).4.1849 , там же], русский архитектор , представитель позднего классицизма . Рос в артистической среде. Его мать - итальянская балерина Г. Росси. Вигель писал в своих воспоминаниях: «Всякий знал родительницу его, некогда первую танцовщицу на Петербургском театре ».

Обширное строительство в столице было хорошей школой для одаренного юноши. Его учитель В.Ф. Бренна , в мастерской которого он получил архитектурно художественное образование, пробудил в молодом Росси восторг перед величественностью античной планировки Рима – города больших общественных площадей, театров, терм и набережных. Бренна увлек своего ученика в далекое прошлое, познакомил с историей архитектуры и раскрыл пред ним красоту монументальной, величественной классики.

В начале 1802 года Росси получил заграничную командировку для завершения образования и уехал в Италию . Тщательно изучал он руины памятников архитектуры Древнего Рима , их величественные композиции, постигая закономерности, благодаря которым римские зодчие в своих постройках добивались совершенной гармонии частей и целого.
Пробыв два года в Риме, Флоренции и других городах Италии , Росси вернулся на родину.

В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806 - архитектором Кабинета его величества , в 1809 направлен в Экспедицию Кремлёвского строения в Москву (московские постройки Росси не сохранились).

Среди ранних работ - перестройка Путевого дворца в Твери (1809 ). Здесь же (в Твери) он начал сплачивать вокруг себя творческий коллектив, на который постоянно опирался в дальнейшем. Ликвидация комитета по благоустройству города прервала плодотворную работу Карла Ивановича Росси в Твери. В 1815 году он возвратился в Петербург.

В Петербурге задачи, поставленные перед Росси , решались совершенно по новому. До него никто из современных ему архитекторов так не планировал. Создавая проекты, он представлял себе не отдельное здание, а сразу полный квартал города с широким и смелым раскрытием новых городских перспектив.


В 1816 г. Росси был назначен главным архитектором петербургского Комитета для строений и гидравлических работ и вместе со Стасовым и Михайловым встал во главе обширных работ по застройке столицы. В Петербурге Росси переделывал Аничков дворец и его сад, создал ансамбль Елагиного дворца . С этого времени начался период расцвета творчества Росси.




После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (1818-22 ) Росси осуществил строительство величественного Михайловского дворца (1819-25 ; ныне здание Русского музея), торжественного ансамбля Михайловской площади (ныне Искусств площадь), и Михайловской улицы (ныне улица Бродского).



В 1819-29 Росси возвёл ансамбль Главного штаба , смело решив трудную композиционную и планировочную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь : Росси изменил направление Морской улицы (ныне улица Герцена), ориентировал её на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой.



В 1816-34 Росси создал один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, возникший в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина).


Главная задача состояла не столько в проекте театра – здесь уже стоял театр Бренна , – сколько в том, чтобы по новому распланировать весь этот городской район.
Росси наметил грандиозный план строительных работ, охватывая им площадь перед театром, усадьбу Аничкова дворца . Публичную библиотеку и дорогу на Чернышеву площадь с проложением новой улицы.
Более широкий размах трудно себе представить. Город получал классически распланированный район от Невского проспекта до Чернышева моста на Фонтанке. Не многие архитекторы в мире имели смелость даже мечтать о таком строительстве.






Росси в 1829-34 завершил формирование Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений, петербургские ансамбли Росси составили вершину градостроительного искусства русского классицизма.


Для творчества Росси , одного из создателей русского варианта ампира , характерны широта в охвате архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой (с Росси сотрудничали скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.), новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений Росси отражал патриотические идеи величия России - победительницы в Отечественной войне 1812.

Градостроительные идеи Росси , воплощённые им в величавых городских ансамблях, явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма . Вместе с тем в позднем творчестве Росси наметились и кризисные черты позднего классицизма , элементы архитектурной эклектики .

В 1832 г. , в период начинавшейся реакции, когда в противовес идейным и художественным принципам классической школы архитектуры сверху стал насаждаться официальный эклектический русско-византийский стиль , Росси вынужден был уйти в отставку и до своей смерти был почти не у дел.

18 апреля 1849 года Росси умер. Его похоронили на Волковом кладбище .
В наши дни его прах перенесен в некрополь Александро Невской лавры , где захоронены также Старов, Воронихин, Захаров и Стасов .


Список литературы, используемой в статье:

1. - Wikipedia

2. - Тарановская М. Карл Росси. Архитектор,градостроитель,художник. Фотоальбом. Л. Стройиздат. 1980г.

3. - Тарановская М. З. Карл Росси. Зодчие нашего города. Л. Лениздат. 1978г.




_______________________________________


Позднее будет добавлена книга - Росси Карл Иванович : Каталог архитектурных чертежей и проектов предметов прикладного искусства

Карл Иванович Росси (Carlo di Giovanni Rossi) - один из наиболее выдающихся архитекторов XIX века, работавший в жанре русского ампира.

Загадка происхождения Росси

Достоверных данных о месте рождения будущего гениального архитектора, увы, нет. Согласно самой распространенной точке зрения, Карл Росси родился 18 декабря 1775 года в Неаполе в семье дворянина Джованни Росси. Некоторые специалисты называют местом рождения Росси Петербург , а также ставят под сомнение благородное происхождение архитектора, мотивируя это тем, что настоящий его отец неизвестен. Тем не менее, вопреки домыслам и слухам, Карл Росси до сих пор считается одним из самых известных итальянских выходцев, оставившим после себя богатое архитектурное наследство.

При этом никто не подвергает сомнению, что юный Карл с раннего детства был вовлечен в мир искусства. Его матерью была знаменитая балерина Гертруда Росси, которая во время правления Екатерины Второй была приглашена работать в Петербург. Современники оставляли о ней самые восторженные отзывы. К примеру, Ф. Ф. Вигель говорил, что «это была первая танцовщица на Петербургском театре». Карла воспитывал отчим - танцовщик и балетмейстер Шарль Ле Пик. Неудивительно, что мальчик, выросший в среде, столь тесно связанной с искусством, рано обнаружил в себе артистическое дарование. Между тем, именно его семья была ответственна за то, что Карл оказался в Петербурге. Отчим Карла получил приглашение возглавлять балет Петербургской Императорской труппы, и его жена Гертруда, благодаря выдающемуся балетному мастерству, тоже была желанной гостьей при театре столицы. Так в 1786 году юный Карл Росси оказался в России . Здесь же Карло Джованни превратился в Карла Ивановича - имя отца было переделано на русский маневр.

Карл Росси в России

Несмотря на то, что дата приезда Карла Ивановича в Россию тоже служит предметом дискуссий и споров, можно с уверенностью сказать, что его семья почти сразу же обосновалась на Театральной площади. Карл тогда совершенно не знал русского языка, и потому его отправили в школу при немецкой церкви Святого Петра, где он успешно начал обучение.

По меркам эпохи семья Росси пользовалась огромным уважением. Чего стоит одна лишь честь преподавать танцы императорским детям, а ведь Шарль де Пик успешно справлялся с поставленной перед ним задачей и снискал уважение императрицы и будущего наследника престола - Павла Первого , который в благодарность за уроки подарил семье дачу в Павловске . Можно сказать, что Карлу Росси повезло во всех отношениях: заботливые родители, которые, несмотря на занятость, находили время для сына, хороший материальный достаток, спокойная жизнь в Павловске, где на званых обедах и ужинах часто бывали представители высшей петербургской интеллигенции: Жуковский , Крылов и др.

Вскоре семья сблизилась со своим соседом, которым оказался известный архитектор Винченцо Бренна. Вскоре выяснилось, что маленький Росси проявляет активный интерес не только к техническим наукам, но и к архитектуре. Во многом это была заслуга Петербурга, в котором он жил: впечатленный грандиозными постройками, Росси раз и навсегда определил для себя свое будущее. Успехи, которые мальчик делал в искусстве рисования, еще больше укрепили его в уверенности, что он нашел свое призвание. Родители только поддерживали его выбор. Более того, когда встал вопрос о том, кто будет учителем архитектуры для сына, первой же кандидатурой стал Винченцо Бренна, с которым у семьи к тому времени сложились прекрасные отношения. По некоторым данным, Карл даже переехал в дом к своему учителю, чтобы дольше и усерднее заниматься своим будущим ремеслом.

В 1795 году коляска, в которой ехал Бренна, опрокинулась, и архитектор сломал руку. Дальнейшая работа с чертежами была исключена. Бренне потребовался помощник, и он, ни секунды не колеблясь, предложил эту роль Росси. Так неудача Бренны превратилась в счастливый случай для его подопечного.

Выдающиеся работы

Конечно, нельзя говорить о том, что карьерой Росси был полностью обязан своему покровителю. В конце концов, даже самое могущественное заступничество никогда не позволило бы Карлу Ивановичу оставить такой заметный след в истории, если бы он не обладал по-настоящему большим дарованием. Тем не менее, именно покровительство Бренны помогло Росси на старте его архитектурной карьеры. В 1795 году Росси оказался на службе в Адмиралтейском ведомстве, а уже спустя четыре года стал архитекторским помощником. При этом следует заметить, что способности Росси полностью оправдывали его стремительный карьерный прорыв. Благодаря относящимся к тому периоду чертежам, можно уверенно сказать, что Карл демонстрировал выдающееся композиционное и графическое мастерство. Вскоре ему на деле удастся продемонстрировать свое дарование.

Осенью 1796 года после смерти Екатерины Великой на престол взошел ее сын, Павел I. В первые же дни своего царствования новый государь издал указ о строительстве дворца для своего личного там проживания. Место и название были выбраны тут же: сад Летнего дворца, где Павел появился на свет, а название «Михайловский» замок получил в честь архистратига Михаила. Поскольку работу надлежало выполнить в кратчайшие сроки, назначенный на должность архитектора Баженов , поспешил отказаться от нее, опасаясь не справиться. Тогда проектировщиком замка назначили Бренну, который дал свое согласие, но работать со сломанной рукой не мог, поэтому чертежи за него делал все тот же неизменный помощник, Карл Росси. Параллельно с работой над замком Бренна по поручению Павла Первого переделывал интерьеры в Зимнем дворце, достраивал здание Исаакиевского собора , занимался проектами в Гатчине и на Каменном острове. Усердие и исполнительность юного архитектора не остались незамеченными. Помимо полученного в 1796 году чина губернского секретаря, Росси мог похвастаться приличным доходом. По завершении всех вышеуказанных работ молодой архитектор получал жалование в размере 600 рублей в год.

Карьера Росси после смерти Павла I

Успешное осуществление всех вышеуказанных проектов вкупе с покровительственным отношением императора открывало перед Росси практически любые двери. Молодой архитектор, доказавший свой талант всему Петербургу, мог рассчитывать на самые крупные и интересные заказы. Увы, многим из его планов было не дано осуществиться по воле рока. В марте 1801 года Павел I был убит заговорщиками в Михайловском замке - том самом, чертежи которого столь старательно выполнял Росси. Замок, в котором Павел планировал жить до глубокой старости, стал его обителью всего на месяц.

Сразу же после убийства императора Винченцо Бренна был отстранен от всех дел, а вскоре и его юного помощника ждала участь быть уволенным. Для Бренны это был огромный удар. Обиженный архитектор немедленно подал прошение на отъезд из России. Несмотря на то, что Росси вскоре после этого опять был принят на государственную службу, а потом и получил чин коллежского секретаря, он принял решение уехать со своим наставником.

Таким образом, в 1802 году Росси уехал в Италию для того, чтобы продолжить там образование. Первым местом для посещения был выбран Рим, что не могло не сказаться на Росси: древний город, вобравший в себя целый сонм архитектурных стилей, оказал огромное влияние на юного творца. Особенно Росси интересовала гармония частей и целого, в осуществлении чего так преуспели античные мастера. За два года в Италии Росси проходил стажировки в Риме, Флоренции (он проходил обучение во Флорентийской Академии) и других городах, после чего наконец вернулся в Петербург.

По возвращении у Росси созрел проект перестройки набережной у . В этом в первую очередь заслуга римских построек: взяв их за образец, Росси предложил возвести над каналами мосты, под которыми могли бы проходить корабли. Помимо этого, над мостами должна была также проходить дорога. Для того времени проект был не просто смелым, а грандиозным. Возможно, поэтому план Росси не нашел одобрения ни у государя, ни в среде его коллег, некоторые из которых, вероятно, опасались увидеть в лице Росси сильного конкурента. Отказ вовсе не заставил Росси отказаться от своих амбициозных планов. За два года в Италии он смоделировал массу идей, сделал сотни зарисовок и эскизов и намеревался во что бы то ни стало воплотить их в жизнь. В итоге через несколько лет Росси отправляется в Москву , чтобы заниматься там строительством и ремонтом правительственных зданий - как в Кремле , так и по всему городу.

Известно, что работа Росси в Москве была очень плодотворной. Заслугами Росси можно считать строительство Екатерининской церкви в Вознесенском монастыре, Арбатского театра, а также планирование и застройку Твери . К сожалению, московские проекты Росси не сохранились до нашего времени.

В 1815 году Росси вернулся в Петербург. Привычка продуктивно работать никогда не покидала его на протяжении всего творческого пути. Впрочем, вернее, наверно, сказать, что Росси просто не мог перестать творить - слишком сильна была его привязанность к своему делу, слишком предан он был своим чертежам и рисункам. Поэтому и в Петербурге он не изменял своим традициям, с необыкновенным рвением принявшись разительно менять облик города.

С 1819 по 1829 гг. Росси завершил ансамбль Дворцовой площади. Здесь архитектор построил здание Главного Штаба и изменил направление Большой Морской улицы. Росси, бесспорно, можно назвать одним из самых смелых архитекторов своего времени - он не боялся вводить новые, никем еще не опробованные приемы. К примеру, именно его заслугой можно считать появление металлических перекрытий. Росси стал новатором городского зодчества, придав облику Петербурга масштабность столицы. Творения Росси не только качественно изменили панораму Петербурга, но и возвысили имя зодчего на международной арене.

Последние годы

Блестящая карьера Росси подходила к закату. Силы постепенно покидали архитектора, ему, как и всем на склоне лет хотелось покоя. В 1832 году он подал прошение об отставке, которое было принято. Тем не менее, поработать на императора Росси придется еще не раз - в том же, 1832 году был открыт Александринский театр, который же спустя 15 лет зодчему придется реставрировать. А в 1837 году Росси снова окажется у дел, когда его позовут заниматься реконструкцией Эрмитажа . В России просто не было мастера лучше, которому могли бы доверить подобную работу.

Вспоминая, какую грандиозную прижизненную славу снискал себе зодчий, трудно поверить, что на старости лет он окажется на грани нищеты. Отстроенный им Петербург, увы, совершенно забыл заслуги великого архитектора. В 1846 году в семье Росси случилось большое горе - скончалась его вторая супруга. Всего Карл Иванович был женат дважды, и от двух браков у него осталось десять детей. Содержать их, кроме престарелого отца, здоровье которого стремительно ухудшалось, было некому. Поэтому Росси, вместо спокойной старости, о которой он мечтал, вынужден был перебиваться случайными заработками и, давясь унижением, писать письма в императорские кабинеты, прося помочь ему материально. Последние годы жизни Росси прошли по адресу Набережная реки Фонтанки, 185. В ту пору этот район считался очень дешевым, поэтому Росси и снимал здесь жилье. Скудной пенсии (ряд источников и вовсе утверждает, что зодчий на старости лет не удостоился даже пособия) не хватало даже на оплату жилья, поэтому Росси ко всему прочему торговал билетами в ложу на втором ярусе Александринского театра.

Именно нужда сподвигла его в 1849 согласиться реставрировать театр, который он когда-то строил, тогда искренне веря, что это последнее, что от него потребуется. Но императорская администрация понимала, что без опыта Росси ей не обойтись, и потому пригласила его возглавить работы по восстановлению облика здания. Как оказалось, театр сыграл в жизни Карла Ивановича роковую роль.

В 1849 году в Петербурге началась эпидемия холеры. Несколько рабочих тоже заболели. Заразился и сам Росси. И без того хрупкое здоровье архитектора пошатнулось окончательно: старый и немощный, он не смог бороться с болезнью.
Карл Иванович Росси скончался 6 апреля 1849 года. Денег на похороны у его детей не было, поэтому им пришлось обратиться к императору для того, чтобы получить средства на оплату достойного погребения отца. Тем не менее, похороны были тихими, и Росси упокоился на Волковском лютеранском кладбище рядом со своей второй женой. В 1940 году прах был перезахоронен в Некрополе XVIII века Александро-Невской лавры.