Болезни Военный билет Призыв

Каковы последствия правления андрея боголюбского. Святой благоверный князь андрей боголюбский. Поход на Новгород

Андрей Боголюбский был вторым по старшинству сыном Юрия Владимировича Долгорукого и внуком . Будущий великий князь родился предположительно в 1110 или 1111 году на Северо-Востоке Руси, в Ростово-Суздальской земле. Его матерью была половецкая княжна, дочь хана Аэпы и внучка Асеня.
Отец Андрея, был младшим сыном великого киевского князя Владимира Мономаха, получившим в удел Ростово-Суздальские земли. В 30-х годах 12-го столетия Юрий вступил в борьбу за главный древнерусский стол. Андрей сопровождал отца во время военных действий и провел несколько лет на юге , в постоянных битвах и походах. Молодой князь отличался выделяющейся даже на фоне своих дружинников личной храбростью и удалью, часто в бою врубался в самую гущу строя противника. Под ним убивали коней, сбивали с головы шлем. При этом по окончании битвы отважный воитель превращался в рассудительного и хладнокровного политика.
Андрей принимал участие в изгнании одного из своих противников из Рязани, во взятии Киева, в походе на Волынь, во время которого чуть не погиб от рогатины немецкого наемника. За эти годы он успел покняжить в разных местах, включая пригород Киева Вышгород, Дорогобуж, Рязань и города Турово-Пинской земли. Но, несмотря на воинскую удаль и популярность в среде дружины, князь Андрей Боголюбский больше всего любил Северо-Восток с его относительно размеренной жизнью. В междуречье Оки и Верхней Волги в эти годы шла усиленная внутренняя колонизация целинных земель, строительство новых городов, возведение крепостных стен, церквей и монастырей. Излюбленным городом Андрея был небольшой в те годы пригород , Владимир-Залесский, данный ему отцом Юрием Долгоруким в качестве удела.
В 1154 году исполняется заветная мечта старого князя. После смерти старших в роду Рюриковичей, сына Мономаха Вячеслава и его старшего внука Изяслава Мстиславовича, Юрий Долгорукий становится полноправным киевским князем. Андрей во второй раз занимает стол в Вышгороде. Однако уже на следующий год Боголюбский уезжает на свой любимый Северо-Восток. При этом он захватывает с собой из Вышгорода икону Богоматери, по преданию написанную самим евангелистом Лукой. Эта икона впоследствии получает статус одной из величайших русских святынь и становится известна под именем Владимирской. По преданию, по пути князя из Владимира в Ростов кони остановились и не захотели ехать дальше. Андрей сделал привал, и ночью ему явилась Богоматерь, которая велела оставить икону во . Князь так и сделал, а на том памятном месте построил свою любимую резиденцию Боголюбово, по которой впоследствии и получил свое прозвище.
На Северо-Востоке Андрей сразу же начинает заниматься устройством земли, особенно много внимания он уделяет городскому и церковному строительству. При нем было возведено множество храмов и монастырей. В 1156 году вокруг Москвы сооружается ров и возводятся первые стены. Летопись, правда, относит это деяние Юрию Долгорукому, но он в это время княжил в Киеве. Настоящей жемчужиной не только древнерусского, но и мирового зодчества стала построенная при Андрее совершенно уникальная церковь Покрова на Нерли, в полутора километрах от Боголюбова. Храм находится прямо на заливном лугу непосредственно над рекой. Раньше он вообще располагался на стрелке мыса, созданного течением Клязьмы и впадающей в неё Нерли.
В 1157 году умирает Юрий Долгорукий, и Боголюбский становится ростово-суздальским князем. Причем его избирают вопреки завещанию отца, который прочил Андрею киевский стол, а с жителей и Суздаля взял клятвы, признающие права на эти города его младших сыновей. Однако, очевидно, кипучая энергия Боголюбского и его рассудительность оказались для населения северо-восточной Руси более весомыми доводами, чем обещания, данные старому князю.
В дальнейшем Андрей Боголюбский, биография которого становится теперь навсегда связана с Ростово-Суздальской землей, предпринимает действенные меры по укреплению единоличной власти. Он окончательно переносит столицу своего княжества во Владимир. Вчерашний пригород становится престольным градом громадной территории, занимающей всё междуречье Оки и Волги, а также многие другие земли. Данная мера должна была ограничить влияние Суздаля и Ростова, которые управлялись каждый своим вечем. Интересы крупного боярства и богатых горожан находились в известном противоречии в процессами государственной централизации. По сути, внутренняя политика Андрея Боголюбского была направлена на построение отдельной державы, включающей в себя земли Северо-Восточной Руси.
В то же время Боголюбский проводил и активную, если можно так сказать, «внешнюю политику». Под его руководством был совершен поход одиннадцати князей на Киев (участвовал в нем и совсем ещё молодой будущий герой знаменитого «Слова о полку Игореве» новгород-северский князь Игорь). Под контролем Боголюбского находился и новгородский стол, на котором он также смещал князей. При этом, будучи признанным великим князем и главой рода Рюриковичей, Андрей впервые не переехал в Киев, оставшись на своем уделе. Этим он, во-первых, утверждал свое наследственное право на Ростово-Суздальское княжество, а, во-вторых, подчеркивал силу и могущество Северо-Восточной Руси.
Совершал Боголюбский и походы против действительно внешнего врага, в Волжскую Булгарию. После одной из таких экспедиций против немолодого уже государя созрел заговор. Несколько приближенных князя, среди которых летопись называет бояр Кучковичей (Андрей был женат на их сестре), ключника «Анбала Ясина» и некоего Ефрема Моизича, ночью ворвались в комнату своего господина. Как сообщает предание, Боголюбский хотел было схватиться за меч святого Бориса, но тот был предусмотрительно заранее вынесен ключником Ясином. Физически сильный князь голыми руками сражался в темноте против нескольких противников, но все же в конце концов был убит.
Впоследствии Андрей Боголюбский был причислен русской православной церковью к лику святых. Его фигура и особенно роль князя в древнерусской истории стоит некоторым особняком среди правителей домонгольского периода. По сути, именно Боголюбский заложил будущие контуры Великой Руси, из которой впоследствии родится Россия. Недаром историк Костомаров называл Андрея Юрьевича «первым великорусским князем». И, как напоминание о выдающемся князе, остались построенные при нем города и храмы, и среди них - одна из прекраснейших жемчужин Древней Руси, церковь Покрова на Нерли.

Князь Владимирский, Ростовский и Суздальский, великий князь Киевский (с 1157 года).

Андрей Юрьевич Боголюбский родился около 1111 года. Он был старшим сыном великого князя и дочери половецкого хана Аепы.

Летописи начинают упоминать об Андрее Боголюбском во время войны его отца со своим племянником, великим князем киевским Изяславом Мстиславичем, занявшим киевский престол вопреки лествичному праву, когда были еще живы его дядья - Вячеслав и Юрий.

В 1149 году Андрей Юрьевич получил от в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 году он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел. В 1155 году Андрей Юрьевич вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле вновь вернулся во , увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери).

После смерти в 1157 году Андрей Юрьевич унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем Ростовским, Суздальским и Владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 году Андрей Юрьевич изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину.

В «Суждальской земле» он сделал столицей княжества , превратив маленькую крепость в богатый город с величественными соборами, многими церквами и неприступными крепостными стенами с Золотыми, Серебряными, Медными воротами. Неподалеку от князь заложил на реке Нерли «себе город камен, именем », по которому и получил свое прозвище.

Андрей Боголюбский завоевал огромный авторитет и после смерти отца стал проводить самостоятельную политику, стремясь подчинить себе враждующие между собой княжеские и боярские вотчины. За три года он превратился в могущественного князя, сумевшего создать на северо-востоке Руси будущий политический центр государства. В 1164 году Андрей Боголюбский совершил победоносный поход на волжских болгар, а в 1169 году его войска взяли и разграбили Киев.

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского. В ночь с 29 на 30 июня 1174 года великий князь был убит в группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально он был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы, позднее останки неоднократно переносились. Около 1702 года Андрей Боголюбский был канонизирован православной церковью в лике благоверного.


Годы жизни: 1110-1174
Годы правления: 1169-1174

Андрей Юрьевич Боголюбский родился в городе Суздале в 1110 году. Отцом его был князь . Великий князь выделил своему сыну на правление небольшой город Звенигород под Киевом, но Андрей Юрьевич не был удовлетворен этим решением. Ему хотелось большего, поэтому в тайне от отца он отправился в Суздаль и Ростов, став их правителем.

Годы шли и в 1150 году князь Андрей Боголюбский подчинил еще и Вышеградскую с Васильевской области. Со временем он переместился в небольшой тогда город Владимир.

История правления Андрея Боголюбского была наполнена несколькими междоусобными войнами, здесь он часто одерживал победы. Самой крупной из них можно считать противоборство с за Великое Киевское княжение, противник Андрея призвал на помощь венгерские и польские, но это не помогло.

Сложные и неприятные события начались после смерти Юрия Долгорукого, Андрей, как прямо наследник, претендовал на трон Великого Киевского князя, но далеко не сразу смог его получить. Это произошло в 1169 году, когда Боголюскому пришлось брать Киев, собственную столицу, военными силами. Киев был под гнетом Мстислава II Изяславича, поэтому был первый ожесточенный бой за взятие Киева. Последствия были плачевными, город был не только разграблен, но и по большей части сожжен. Андрей Боголюбский получил себе государство, хоть и решил не оставаться в полуразрушенном Киеве.

Князь Боголюбский во Владимире

Он отправился во Владимир, оставив прежнюю столицу в управлении своего брата Глеба. После этого Андрей провозгласил себя Великим князем Владимирским, по словам многих историков, это событие открыло новую эру в жизни Владимирской Руси, а также поставила последнюю точку в жизни Киевского государства.

Князь Андрей Боголюбский взялся за мирное развитие своей новой столицы. Он занялся строительством каменных зданий, среди которых наибольшую известность получили соборы. Они стали отличительной чертой этого прекрасного северного города. Тем не менее, князь Владимирский не остановился на этом, религия имели высокий приоритет, поэтому в храм Успения Богородицы во Владимире была перемещена икона Богородицы. По преданию она была написано рукой евангелиста Луки, а значит, играла важную роль. Со временем она стала известной иконой Владимирской Божьей Матери и предстала перед людьми в качестве символа Суздальской земли. Сейчас она не потеряна, а хранится в Третьяковской галерее.

На берегу небольшой реки Нерль раскинулась резиденция Андрея. Неподалеку от нее была построена простенькая белокаменная церковь Покрова. До сих пор они считается важным культурным наследием всей нашей страны, а также одним из немногих мировых шедевров мирового зодчества. Не удивительно, что все люди, которые видели ее хоть раз в своей жизни, запоминают ее навсегда.

Прозвище князя Боголюбский

Место, где раскинулась резиденция первого Владимирского князя, называлось Боголюбово, из-за чего Андрей Юрьевич и получил свое прозвище. Его политика в государстве в первую очередь отличалась тем, что он хотел полностью прекратить междоусобные войны. Русь разрывалась от постоянного противостояние многочисленных наследников, что определялось удельной системой правления. Принцип состоял в том, что не сын наследовал место князя, а брат, поэтому всегда появлялось множество наследников от официальных браков и незаконнорожденных, а также двоюродные и троюродные братья, которые имели полное право на престол. К тому же, владение один или несколькими городами основывалось на получении из рук князя, хотя часто захватывалось военными силами. Не было единства и целостности страны, что должно было стать основой защиты от внешних завоевателей.

Андрей Юрьевич видел основную причину слабости Руси именно в разобщенности. Боголюбский выбрал совершенно иной путь правления, который ни разу еще не существовал в русском государстве. Он отказался от раздачи городов своим родственникам. Он был единственным правителем, надеясь на то, что и в дальнейшем положение власти останется именно таким. Правда, после его смерти удельное правление вернулось, что привело к противоборству его братьев, племянников и других родственников, которые имели право на княжеский престол.

Убийство князя Боголюбского

Кончина князя была трагическим событием. Произошла она в 1174 году прямо на княжеском дворе в Боголюбово, русский князь Андрей Боголюбский был убит боярами. Историки объясняют это тем, что правление было жестким, что нравилось далеко не всем. Недовольство было столь велико, что в результате прервало его жизненный путь.
Во время жизни Андрей Боголюский был женат два раза. Первой его женой была волжская булгарка, а второй дочь боярина Степана Ивановича Кучки – Улита. Они родили ему дочь – Ростиславу, а также нескольких сыновей – Изяслава, Мстислава, Романа, Глеба, Юрия и Владимира.

Князь Андрей Боголюбский - противоречивая фигура русской истории. С одной стороны, это был правитель, пытавшийся противодействовать углубляющейся децентрализации русских земель. При этом он не чурался деспотических методов, что к концу его жизни вызвало ожесточенное сопротивление даже ближайших приближенных. С другой же, князь стал известен своей искренней набожностью, украсил Русь многими церквями, которые сохранились по сей день.

Сын Юрия Долгорукого

О детстве князя информации очень мало. Предполагается, что он родился в 1111 году, хотя существуют и другие варианты, например промежуток между 1120 и 1125 годами. Его родителями были известный не только основанием Москвы, но и зачинщик ряда кровавых междоусобиц Юрий Долгорукий и не известная по имени дочь половецкого хана.

Изучение сохранившихся останков князя подтверждает летописные данные о том, что в седло Андрей Боголюбский сел в раннем возрасте и уже с детства владел мечом, причем обоими руками. На это указывает сильная деформация плечевых костей.

Летописное молчание

Первое упоминание о князе относится к 1149 году. Сорок лет, отделяющие рождение Андрея Боголюбского от даты первого появления на политической арене Древней Руси, окружены молчанием. Трудно поверить, чтобы в такую беспокойную эпоху старший сын одного из главных претендентов на великое княжество Киевское оставался в стороне от баталий. Однако одно из житий великого князя сообщает, что многие годы Андрей Боголюбский провел в Иерусалиме. На это указывают, во-первых, все те же деформации костей, свидетельствующие о том, что князь применял необычную для Руси технику боя. Во-вторых, став великим князем, Андрей использует на своем гербе изображение льва, сходное с тем, что имеется на гербе Иерусалима. В-третьих, политика князя будто находилась вне всех сложившихся традиций. Вместо борьбы за Киев он создает сильное княжество на северо-востоке с центром во Владимире.

Один из образованнейших людей своего времени, князь Андрей Юрьевич Боголюбский вряд ли знал о Европе лишь по слухам. Если его не было в Иерусалиме, он запросто мог находиться там. На это указывает его переписка с германским императором Фридрихом Барбароссой, родственные связи с английскими королями, а также владение шестью языками.

Усобицы южной Руси

Отец Андрея по уровню активности может сравниться разве что с черниговским князем Олегом, прозванным печальным именем "Гориславич" за использование половцев в борьбе с киевскими князьями. Юрий Долгорукий половецкой помощью тоже не брезговал и даже женился на дочери хана. Первое упоминание Андрея Боголюбского в летописях связано именно с его участием в войнах отца за Киев.

Строптивый нрав князя проявляется уже тогда. Одержав победу над племянником, Юрий занял главный город юго-западной Руси, обладание которым связывалось с великим княжением. Старшему сыну он в качестве благодарности за помощь отдает второй по значению город региона - Вышгород. Однако Андрей там не задерживается. После нескольких месяцев княжения он самовольно покидает выделенный ему удел и отправляется в Суздальское княжество.

При князе Владимире Святом (980-1015) Русь приняла христианство по византийскому образцу, отличающееся склонностью к мистицизму, почитанию икон и святых. Жизнь любого человека, в том числе и князя, оценивалась в координатах, заданных православием, да и сами люди не помышляли выйти из них. Князь Андрей Боголюбский ничем в этом отношении от своих современников не отличался.

Во Владимир он увез хранившуюся в Вышгороде икону Богородицы, которая с этого времени стала называться Владимирской. Эта икона стала одной из наиболее чтимых, а Богородицу стали считать небесной покровительницей Владимира и всей Северо-Восточной Руси.

Великое княжение

В 1157 году умер Юрий Долгорукий. Поговаривали, что неутомимого князя отравили. Перед смертью он успел распорядиться о наследовании своих земель: Киевское княжество должно было достаться Андрею как старшему сыну, а Суздаль и Ростов - главные города Северо-Востока наследовали его младшие сыновья, Михаил и Всеволод.

Однако Андрей отцовскую волю не выполнил. Вместо того, чтобы отправиться в Киев, он остался во Владимире, который с этого момента постепенно выдвигается на лидирующие роли в регионе. Андрей Боголюбский укрепляет свое княжество, ведет активные строительные работы. О пренебрежении к Киеву свидетельствует тот факт, что подавив выступление киевлян, он отдает город младшему брату Глебу.

Церковное строительство

Свое прозвище князь получил по названию села Боголюбово - его любимой резиденции. Именно на его территории Андрей начинает возведение многих храмов, не забывая и о Владимире. Князь всячески стремился подчеркнуть равенство новой столицы Киеву. На въезде в город он возводит Золотые ворота, подобные тем, что находились в Киеве. Учитывая, что те были возведены в подражание Константинополю, можно сделать вывод, что преобразовательные планы князя были достаточно обширны.

Одна из наиболее знаменитых построек князя Андрея Боголюбского - храм Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный на берегу реки Нерли. Рядом с ним вскоре появился православный монастырь. Помимо него, князь вновь отстроил сгоревший Успенский собор в Ростове.

Кризис власти и заговор

В истории Андрей Боголюбский известен как храбрый воин, не щадивший себя и презиравший опасности. Во многом благодаря этому ему удалось выиграть ряд крупных сражений. Однако к концу жизни удача все чаще изменяет князю. Сначала ему не удалось вторично наказать киевлян за их попытку выйти из его сферы влияния. Затем не удался поход на волжских булгар: северо-восточные князья не поддержали инициативу князя.

Причиной тому был подчеркнуто авторитарный стиль правления. Оценивая княжение Андрея Боголюбского кратко, можно сказать, что он не щадил себя, но и других щадить не собирался. Фактически все знатные семейства отказали князю в поддержке, причем многие сделали это в открытой форме. Кроме того, военные походы во все времена требуют значительных финансовых вливаний. Учитывая, что каменное строительство тоже не было дешевым удовольствием, можно предполагать, что Андрей Боголюбский измучил своих бояр да и простой народ бесконечными поборами.

В итоге в боярской среде сложился заговор. Это свидетельствует о том, что кризис достиг крайней точки. Со времен гибели князей Бориса и Глеба убийство правителя считалось тяжким грехом. Но заговорщиков это не останавливало. Их возглавили боярин Яким Кучков и его зять Петр. Также к заговору был привлечен ключник великого князя, осетин по имени Анбал.

Убийство

Заговорщики тщательно подготовились. Зная, что Андрей обладает недюжинной силой и превосходно владеет мечом, Анбал заблаговременно унес оружие из княжеской спальни. В ночь на 30 (по другим версиям - 29) июня 1174 года заговорщики проникли в покои Боголюбского. Тот пытался защищаться и небезуспешно. Во-первых, убийц было слишком много, около 20 человек, и в тесноте и темноте они наносили удары скорее друг по другу, чем по князю. Во-вторых, они были очень пьяны: на трезвую голову пойти на такое преступление оказалось невозможно. В итоге им удалось побороть Андрея. Исследование останков показало, что князь получил 45 ударов различным оружием: саблями, мечами и копьями.

Словно испугавшись содеянного, заговорщики поспешили покинуть дворец, забыв сделать самое главное: проверить, действительно ли мертв князь. По ошибке с собой они унесли тело своего убитого коллеги. Между тем Андрей всего лишь на короткое время потерял сознание. Очнувшись, он попытался спрятаться и уже спустился вниз. Но заговорщики далеко не ушли. Они услышали стоны Андрея, вернулись и добили его.

Казна Боголюбского была разграблена, а тело князя несколько дней лежало на улице в пыли. Опасаясь наказания, священнослужители и простые владимирцы даже не пытались убрать тело. Наконец, не выдержал один из слуг великого князя по имени Кузьма. Он завернул тело Андрея в ковер и отнес в церковь. Когда страсти улеглись, было совершено отпевание. Андрея Боголюбского похоронили в Успенском соборе Владимира.

; князь вышгородский, дорогобужский, великий князь владимирский.

Свое прозвище «Боголюбский» получил благодаря тому, что дал указ основать г. Боголюбый на р. Нерли.

Андрей Боголюбский является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси. Во времена его правления столица государства была перенесена из Киева во Владимир, что оказало огромное влияние на дальнейшее развитие государства.

В 18-м в. был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи хранятся в Успенском соборе во Владимире.

Краткая биография Андрея Боголюбского

Первые упоминания об Андрее Боголюбском в летописях относятся к периоду вражды его отца, Юрия Долгорукого, со своим племянником, Изяславом Мстиславовичем.

Точная дата рождения неизвестна. Предположительно, будущий князь родился в 1111 г. в Суздале (ныне Владимирская область). О жизни Андрея в детстве и юности известно мало. Ученые предполагают, что он, как и все сыновья князей, получил хорошее воспитание и образование, немаловажную роль в котором играли духовность и христианство.

После совершеннолетия, в 1149 г., Юрий отправил сына княжить в Вышгород, однако спустя всего год Андрей был переведен на запад Руси, где управлял Туровом, Пинском и Пересопницей. В 1151 г. Долгорукий возвращает сына обратно в Суздальскую землю, а в 1155 г. снова отправляет княжить в Вышгород. Вопреки воле отца спустя некоторое время Андрей возвращается во Владимир и, согласно летописи, привозит с собой икону Богородицы (позднее - Владимирская Богоматерь). Боголюбский продолжает править во Владимире, который на тот момент был достаточно небольшим городом, уступающим в своем политическом и экономическом влиянии Ростову, Мурому и другим городам.

В 1157 г. умирает Юрий Долгорукий, и Андрей наследует титул князя киевского, однако переезжать в Киев отказывается, несмотря на заведенный обычай. В этом же году Андрея Боголюбского избирают князем ростовским, суздальским и владимирским. В 1162 г., опираясь на помощь своих слуг, Боголюбский изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, дружину своего покойного отца и становится единоличным представителем власти в княжестве.

Отказ Андрея Боголюбского княжить в Киеве был воспринят как перенос столицы Руси во Владимир, однако историки до сих пор оспаривают правомерность подобного утверждения. Тем не менее в литературе очень часто можно встретить утверждение о том, что Андрей Боголюбский сделал Владимир новой столицей государства в период своего правления, подобная версия считается общепринятой.

За время своего правления во Владимире Андрей Боголюбский смог подчинить себе многие земли и завоевать огромное политическое влияние на северо-востоке Руси.

В 1164 г. князь Андрей и его войско совершают удачный поход на волжских булгар, а в 1169 г. - поход на Киев, в результате которого город был разорен его дружинниками.

Андрей Боголюбский погибает в ночь с 29 на 30 июня 1174 г. в Боголюбове в результате заговора бояр из числа его ближайших соратников. В 1702 г. был канонизирован.

Внутренняя и внешняя политика Андрея Боголюбского

В самом начале правления Андрея Ростово-Суздальское княжество стремительно развивалось благодаря притоку людей из других земель, которые бежали из Киева, обстановка в котором становилась все более опасной из-за постоянных .

Именно благодаря усилиям Андрея Боголюбского г. Владимир и Ростово-Суздальское княжество превратились в один из главных политических и экономических центров Руси, отняв часть власти у Киева. А Владимир во время правления Андрея превратился из небольшого города в настоящую столицу: была построена крепость, Успенский собор и другие сооружения, которые сформировали образ города. Во Владимире кипела политическая и экономическая жизнь.

Историки сходятся во мнении, что именно этот перенос власти во Владимир во многом стал предшественником дальнейшего усиления этой части Руси и ослабления Киева. Андрей Боголюбский, который активно проводил политику усиления самовластия, считается предвестником формирования системы самодержавия на Руси.

Андрей Боголюбский также сделал немало для развития культуры и религии на Руси. Он несколько раз пытался получить независимость от киевской митрополии, но это ему так и не удалось. Несмотря на это, князь стремился к большей религиозной и культурной самостоятельности Руси от Византии (культура в те времена была неразрывно связана с религией): основал несколько новых праздников, приглашал многочисленных зодчих для постройки и отделки храмов, что способствовало развитию русского зодчества и искусства.

Помимо развития Ростово-Суздальского княжества, Андрей Боголюбский довольно часто совершал походы на своих соседей - Новгород, Киев - с целью укрепления власти. Во внешней политике князь, как и его предшественники, стремился к большей независимости Руси.

Итоги правления Андрея Боголюбского

По мнению историков, князь Андрей пытался совершить переворот в политическом строе Руси и сместить центр власти, что во многом ему удалось. Итогом правления Андрея Боголюбского стало появление нового политического и экономического центра - Владимира.