Болезни Военный билет Призыв

Какими качествами обладает настоящий лидер? Сильные стороны «скромных» лидеров

Лао Цзы, Джон Хейдер

Законы эффективного руководства.

21. Дао универсально

Сила и эффективность происходит от следования закону творения. Ничто не заменит знание того, как происходят вещи , и действия в соответствии с этим.

Всё связано с этим принципом. Этот Единый Принцип присутствует везде и в любое время.

Рождение, рост, смерть, которые когда-либо происходили, происходят сейчас или произойдут в будущем, ведут себя согласно этому закону бытия.

Новые формы возникнут по ходу времени, но они все равно будут в согласии с тем же самым Принципом.

Как я знаю, что Дао вездесуще?

Я не могу этого доказать логически. Я познал это, когда был в молчании. Я знаю это по милости Бога.

22. Парадокс оставления

Когда я освобождаюсь от того, что есть, я становлюсь тем, кем я могу быть.

Когда я освобождаюсь от того, что я имею, я получаю то, в чем я нуждаюсь.

Это женские (Инь) парадоксы:
- уступая, я выдерживаю испытание;
- пустое пространство наполнено;
- когда я оставляю самого себя, мое «я» становится больше;
- когда я ощущаю себя наиболее разрушенным, я нахожусь в начале периода роста;
- когда я ничего не желаю, многое приходит ко мне.

Боролись ли вы когда-либо, чтобы получить работу или любовь, и в конце концов оставляли эту борьбу и немедленно находили и любовь, и работу?

Хотите ли вы быть свободным и независимым? Согласитесь с законом Бога, а именно: как всё происходит .

Когда я оставляю попытки внушать группе, я становлюсь очень внушительным. Но как только я стремлюсь выглядеть значительным, группе это не нравится.

Я сделал лучшую работу тогда, когда я забыл свою точку зрения; чем меньше я делаю из себя, тем больше меня есть.

Это мудрость женщины: отдать, чтобы достичь. Мудрый лидер демонстрирует это.

23. Быть тихим

Мудрый лидер говорит редко и кратко. Ведь ни одно естественное излияние не происходит вечно. Идет дождь, затем перестает. Гремит гром и затихает.

Лидер учит больше через бытие, чем через действие. Качество молчания человека выражает больше, чем длинные речи.

Будьте тихим. Следуйте вашей внутренней мудрости. Чтобы познать внутреннюю мудрость, вы должны быть тихим.

Лидер, который знает, как быть тихим, и ощущает глубину, будет эффективным. Но лидер, который болтает, хвастает и пытается внушать группе, не сосредоточен и не выдерживает большой нагрузки.

Дао работает на того, кто следует Дао. Бог служит тому, кто служит Богу. Когда вы соприкасаетесь с Единым Принципом, вы можете сознательно сотрудничать с ним.

Если вы сознательно сотрудничаете с Единым Принципом, ваши действия будут эффективны. Но если вы просто эгоцентричны или только стараетесь быть эффективными, вы никогда не сделаете хорошо и не будете выглядеть хорошо.

Помните, что метод заключается в осознании процесса. Размышляйте, будьте тихим.

Что вы чувствуете в своей глубине?

24. Не усердствуйте

Чрезмерность приводит к неожиданным результатам:
- признанному лидеру не хватает устойчивости;
- попытка решить вопрос натиском заведет в никуда;
- попытка выглядеть ярко не есть просветленность;
- неуверенные лидеры стараются выдвигать самих себя;
- бессильные лидеры превращают в капитал свою позицию;
- это не очень свято подчеркивать, как вы святы.

Все эти типы поведения происходят из-за неуверенности. И они питают неуверенность. Ни один из них не помогает работать. Ни один из них не усиливает здоровье лидера.

Лидер, который знает, как вещи происходят , уверен в себе.

Когда вы думаете, что вы так хороши, то с чем вы себя сравниваете? С Богом? Или с вашей собственной неуверенностью? Вы хотите славы? Слава усложнит вашу жизнь и подвергнет опасности простоту ваших начинаний и свершений. Деньги? Стремление стать богатым украдет ваше время.

Любая форма эгоцентризма, эгоизма омрачит ваше более глубокое «я», и вы перестанете видеть, как вещи происходят .

25. Дао: есть и не есть

То, что Дао не есть:
- оно не есть вещь:
- оно не есть звук или любая другая вибрация;
- оно не делится на части;
- оно не изменяется;
- оно не может быть ослаблено или оспорено;
- оно не имеет партнера или дополнения.

То, что Дао есть:
- оно едино, оно есть целое;
- оно определяет все вещи;
- оно идет пред вещами; - это есть закон всего.

Самое ясное слово, которым я могу назвать Дао, есть слово КАК потому что Дао является принципом, как всё работает . Помните, что хотя оно не имеет формы или качества, оно находится везде, в любое время, всегда.

Представьте себе четыре уровня бесконечности: люди бесконечны в ощущениях, земля бесконечна, космос бесконечен, Дао бесконечно. Хотя каждое из этой четверки бесконечно в своем роде, первые три являются частями следующей более емкой бесконечности.

Люди зависят от Земли, Земля зависит от космоса. Космос зависит от Дао.

Но Дао ни от чего не зависит.

26. Быть сосредоточенным

Сосредоточенный и обоснованный лидер может работать с хаотичными людьми и критическими ситуациями в группе без вреда для себя.

Быть сосредоточенным отражает способность фиксировать чье-либо состояние даже в середине действия.

Быть обоснованным - это знать, где я стою и за что я стою.

Сосредоточенный и обоснованный лидер имеет устойчивость и чувство себя самого.

Тот, кто неустойчив, может быть легко унесен прочь при интенсивной нагрузке в работе лидера, и может сделать ошибки, за которые будет наказан или даже станет больным.

27. Выше технических приемов

Опытный путешественник не нуждается в туристической путевке, чтобы благополучно пройти путь.

Хорошая политическая речь не нуждается в обещаниях и угрозах.

Безопасный дом не имеет повсюду засовов, заборов, замков и сирен, однако грабитель не может проникнуть внутрь.

Способность мудрого лидера не основана на технических приемах, ухищрениях или наборе упражнений. Метод осознания процесса приложим ко всем людям и ситуациям.

Личное состояние сознания лидера творит атмосферу прямоты и ясности. Сосредоточенность и основательность дают лидеру устойчивость, гибкость и стабильность.

Лидер может проливать свет на других, потому что он видит ясно.

Лидер нужен членам группы для ведения и облегчения. Лидеру нужны люди, чтобы с ними работать и служить им.

Если обе стороны не признают обоюдную необходимость любить и уважать друг друга, каждая упускает преимущества. Они упускают плодотворность противоположности ученик-учитель. Они не видят, как работают вещи .

28. Воин, Целитель и Дао

Лидер может действовать как воин и как целитель.

Как воин лидер действует с энергией и решительностью. Это Янь, или мужской аспект ведения других.

Большую часть времени лидер действует как целитель и находится в открытом, восприимчивом и питающем состоянии. Это Инь, или женский аспект ведения других.

Это смесь делания и существования, воина и целителя продуктивна и сильна.

Есть и третий аспект ведения других: Дао. Периодически лидер покидает группу и возвращается к молчанию, возвращается к Богу.

Быть, делать, быть... затем Дао. Я покидаю, чтобы опустошить себя от того, что происходит и пополнить мой дух.

Великий воин не ведет все время великих боев. Знающий целитель поддерживает самого себя так же, как и других.

Простота и экономия - полезный урок. Это глубоко влияет на группу. Лидер, который знает, когда слушать, когда действовать, когда остановиться, может эффективно работать почти с каждым, даже с другими профессионалами, лидерами групп или целителями.

Поскольку лидер ясен, его работа деликатна и не насилует чувственность других.

29. Парадокс нажима

Слишком много силы приводит к обратному результату. Постоянные воздействия и подстрекательства не создают хорошую группу. Они испортят группу.

Лучший процесс в группе - мягкий. Его нельзя доказать или выиграть в бою.

Лидер, который пытается контролировать группу, применяя силу, не понимает процесса в группе. Сила будет стоить поддержки членов группы.

Лидеры, которые применяют нажим, думают, что они облегчают процесс, но на самом деле они блокируют процесс.

Они думают, что их постоянное вмешательство является мерой их способности, тогда как на самом деле такие вмешательства непродуманные, грубые и ненужные.

Они думают, что такая их позиция в руководстве даст им абсолютную власть, тогда как на самом деле их поведение уменьшает уважение.

Мудрый руководитель сосредоточен и обоснован, использует наименьшую силу, необходимую для эффективного действия. Лидер избегает эгоцентризма и больше направлен на созерцание, чем на делание.

30. Сила и конфликт

Лидер, который понимает, как разворачивается процесс, применяет настолько мало сил, насколько это возможно, и ведет группу без давления на людей.

Когда применяется сила, возникают конфликты и споры. Поле группы дегенерирует. Климат становится враждебным, взамен открытого и питающего.

Мудрый лидер ведет группу без борьбы за то, чтобы решить задачи тем путем, который он сам наметил. Прикосновение лидера мягко, лидер не обороняется и не нападает.

Вспомните, что сознание, а не эгоизм является средством обучения и самообучения.

Члены группы оспорят «я» человека, который лидирует себялюбиво. А тот, кто ведет других самоотверженно и гармонично, будет расти и укрепляться.

31. Жесткое действие

Мудрый лидер действует энергично, немедленно и даже грубо только тогда, когда иные возможности исчерпаны.

Как правило, лидер чувствует себя более благополучно, когда процесс в группе течет свободно и разворачивается естественно, когда мягкое облегчающее воздействие намного превосходит жесткое воздействие.

Жесткое вмешательство предостерегает лидера, что он, вероятно, не сосредоточен или имеет эмоциональную привязанность к тому, что происходит. Требуется экстренное осознание.

Даже если жесткое вмешательство привело к блестящему успеху, нет причин для поздравлений. Был нанесен вред. Чей-то процесс нарушен.

Тот, чей процесс был нарушен, весьма вероятно, может стать менее открытым и будет сильнее обороняться. Возникнет более глубокое сопротивление и даже негодование.

Заставлять людей делать то, что, по-вашему, должно быть, не приведет к ясности и осознанию. И хотя они, возможно, выполнят то, что вы им велели, в душе они будут раболепствовать, омрачаться и жаждать мщения.

Вот почему ваша победа на самом деле означает поражение.

32. Единое

Дао не может быть определено. Можно только указать, что Единый Принцип отвечает за каждое событие или вещь.

Когда лидер считается с этим Принципом, а не с меньшими теориями, члены группы считаются с лидером. Поскольку лидер уделяет равное внимание всему, что происходит, постольку нет причин деления группы на фракции. Это есть единое.

Коль скоро работа группы базируется на ясном и естественном основании, правила и регулировки не требуются, чтобы заставить людей проявить себя.

Даже если Единый Принцип не может быть определен, возможно объяснить, что происходит в группе. Мы говорим об образной картине противоположностей, формирующих потоков, препятствий и вмешательств, которые либо мешают, либо помогают.

Однако слишком много теоретических бесед сбивает группу с толку - с самого процесса, с того, что происходит. Разговор о процессе - это один из способов блокировать процесс и уменьшить энергию поля группы.

Когда это происходит, мудрый руководитель снова возвращается к основанию того, что происходит, и к Единому Принципу, который лежит под тем, что происходит.

Концентрация на Едином Принципе является наиболее сильной стороной ведения других. Из этого Единого мы познаем, как происходят вещи .

33. Внутренние ресурсы

Чтобы знать, как ведут себя другие, нужна интеллигентность. Чтобы узнать себя, нужна мудрость.

Чтобы управлять жизнью других людей, нужна сила; чтобы управлять собственной жизнью, нужна истинная энергия.

Если я удовлетворен тем, что имею, я могу жить просто и наслаждаться и процветанием, и свободным временем. Если мои цели ясны, я могу достичь их без суеты.

Если я нахожусь в мире с самим собой, то я не трачу жизненную силу в конфликтах.

Если я научился освобождаться, мне не нужно бояться смерти.

Единый Принцип может быть найден всюду, в любое время. Всё работает согласно ему. Любая жизнь течет согласно ему. Единый Принцип не говорит «да» - этому и «нет» - тому. Хотя Дао - это источник роста и развитие всего, ничто не приносит выгоду Дао. Дао помогает всему без отдачи и без предварительных условий.

Точно так же Единый Принцип не является частной собственностью. Он не ваш. Он не владеет вами.

Его величие лежит в его всеобщности. Он содержит всё.

Мудрый лидер следует этому принципу и не действует эгоистично. Лидер не благоволит одному и не отказывается работать с другим. Лидер не владеет людьми, чтобы иметь право контролировать их жизнь. Лидерство - это не приз в азартной игре.

Работа выполняется, чтобы продлить свет осознания на то, что происходит: для всего пригодно самоотверженное служение без предупреждений.

35. Соблюдать простоту

Не позволяйте процессу в группе уносить вас прочь.

Будьте верны Единому Принципу, тогда вы сможете сделать хорошую работу, быть свободным от хаоса и конфликтов и чувствовать свое присутствие во всех ситуациях.

Поверхностный лидер не может видеть, как происходят вещи , даже если свидетельства этого присутствуют всюду. Этого лидера увлекает драма, эмоциональность, возбуждение. Всё это осложняет.

Но лидер, который снова и снова возвращается к осознанию процесса, имеет глубокое ощущение, как происходят вещи . Такой лидер имеет для этого достаточно времени. Процессы проходят мягко, и, когда группа выдыхается, лидер все же остается в хорошей форме.

36. Противоположности, парадоксы и головоломки

Любое поведение содержит свою противоположность:
- гиперинфляция ведет к упадку;
- показ силы означает неуверенность;
- то, что идет вверх, должно прийти вниз;
- если вы хотите преуспевать, будьте щедрым.

Также:
- женское существует дольше мужского;
- женщина позволяет, а мужчина заставляет;
- женщина подчиняется, а затем заключает в себя и выигрывает.

И:
- вода точит камень;
- дух превосходит силу;
- слабый преодолевает могущественного.

Учитесь видеть вещи задом наперед, вывернутыми наизнанку, перевернутыми вверх дном.

37. Делать мало

Вначале людей озадачивает, когда они видят, насколько мало делает умелый лидер и, однако, насколько много оказывается сделанным.

Но лидер знает, как вещи работают . В конце концов, Дао вообще ничего не делает, хотя все оказывается сделанным.

Когда лидер становится слишком занят, значит, настало время для самоотверженного молчания.

Самоотверженность дает сосредоточенность.

Сосредоточенность сотворяет порядок.

Когда возник порядок, тогда мало дел.

38. Сильное руководство

Могущественное руководство является центром осознания того, что происходит в группе, и действий в соответствии с этим. Особые действия менее важны, чем ясность осознания лидера. Вот почему не существует упражнений и формул, чтобы обеспечить успех дела лидера.

Могущество не может быть обретено путем расчетов, подтасовки, попыток выглядеть эффективно.

Три примера иллюстрируют различные степени могущества руководства:
1. Сильное: осознание, пусть непроизвольно, направлено на то, что происходит здесь и сейчас, отсутствуют расчеты и подтасовки.
2. Менее сильное: попытки делать то, что верно. Представляет собой рассчитанное поведение, основанное на концепции справедливости, и управляемое поведение, основанное на представлении, что должно произойти.
3. Наименее сильное: навязанная мораль. Навязанная мораль полностью основана на том, что должно и не должно. Она является полностью и рассчитанной, и управляемой, и встречает сопротивление через наказание. Она не проливает света на то, что происходит на самом деле. Она часто приводит к обратным результатам.

Лидеры, которые теряют контакт с тем, что происходит, не могут действовать непринужденно, поэтому они стараются делать то, что они считают справедливым. Если это не получается, они часто используют насилие.

Но мудрый лидер, когда теряет чувство непосредственности, возвращается в тишину и оставляет все усилия, пока не вернется в чувство ясности и сознания.

39. Источник силы

Естественные события имеют силу, потому что действуют в соответствие с тем, как вещи работают . Они просто существуют. Изучайте естественные процессы: свет неба, притяжение земли, рождение ваших собственных идей и образов, пустоту пространства, полноту жизни и поведение святых.

Представьте себе, что произойдет, если процессы станут неврастеническими и эгоистичными: ленивое мерцание света; сила тяжести постоянно меняется; ваш ум нелогичен; пространство, которое взволновано, бесплодность жизни; святые, которые стали бесполезными моделями. Ничто не работает.

В свою очередь неформальный лидер делает главную ставку на людей и взаимоотношения между ними. Он прекрасный психолог, и личные контакты - его жизненная среда, энергию которой он может направлять по своему усмотрению. Поэтому такой сотрудник может одинаково легко привлечь коллег как к участию в новом проекте, так и к саботажу решений официального руководства.

Достаточно часто скрытый лидер использует те методы, которыми по какой-либо причине пренебрег официальный руководитель. Главный из них - внимание к человеку: "серые кардиналы" в большинстве своем прекрасные психологи и хорошие управленцы.

Скрытый лидер стремится оставаться в тени, так как оттуда легче управлять, в том числе и директором. Он не пойдет на открытый конфликт с руководителем, не проявит себя открытой оппозицией или эмоциональностью. Ему нравится получать свое, строя интриги и "дергая за ниточки".

Руководитель движет коллектив в одну сторону, а этот лидер движет его в другую. Такой лидер начинает создавать круг своих "подчиненных", компанию внутри компании, которая подвластна больше ему, нежели руководителю. Но далеко не обязательно, что так происходит во всех компаниях, где есть скрытые лидеры.

Талантливый руководитель, умеющий организовать своих подчиненных, способен распространить свое влияние и на внутреннего лидера. Если тот будет единодушен с руководителем, с директором, с учредителем, то это прекрасно, это замечательно. Если скрытый лидер будет уважать руководителя, то компания будет развиваться и двигаться в одном направлении. Если нет, то сотрудники будут прислушиваться к тому, кто имеет для них больший авторитет. А это тот случай, когда существует негласный конфликт между руководителем и скрытым лидером. Поэтому важно успеть усмотреть такие моменты и вовремя понять, что человеку нужно. Если "скипетр и держава" - выделить ему сферу для руководства; если он довольствуется своей скрытой ролью - поднять в глазах коллектива, считаясь с его авторитетом, мнением и идеями. Либо расстаться.

Легализация скрытого лидера - один из способов нейтрализации его негативного влияния. Став одним из руководителей, он потеряет в глазах коллектива авторитет оппозиционера. Если влияние неформального лидера положительно, то его назначение на руководящую должность только увеличит полезность: люди к нему потянутся.

Выяснить, кто в компании скрытый лидер, возможно при организации обратной связи с сотрудниками. В разговоре быстро понимаешь, что не только мнение руководителя для них первично. На основе высказываний сразу появляются ориентиры, чьими указаниями они руководствуются.

Феномен неформального лидерства в коллективе - медаль с оборотными сторонами. Задача руководителя - повернуть ее так, чтобы направить авторитет такого лидера в нужное русло. Главное - перераспределить его энергию: она должна быть потрачена не на интриги, а на решение задач.

Хорошо иметь скрытого лидера на должности заместителя руководителя: с одной стороны, он открыт, с другой - управляет не только формально, но и неформально. Не самый лучший вариант, когда скрытым лидером является бухгалтер. Бухгалтерия - это информационная база принятия решений. Она должна быть независимой от симпатий и антипатий лидеров.

В зависимости от менталитета, сферы деятельности и особенностей сообщества людей, востребованные лидерские черты могут отличаться. Какими качествами обладает настоящий лидер в универсальном понимании, независимо от того наделен ли он формальными полномочиями руководителя или имеет неформальную властью в группе или коллективе?

Лидер и лидерство

Что такое лидерство? Лидер - человек, которого, благодаря авторитету, сообщество наделяет правом решать основные вопросы за всех. Лидерство - совокупность качеств, позволяющих получить этот авторитет, способ организации влияния.

Со времен Платона до XIX в. считалось, что только индивидуальные и врожденные свойства личности позволяют стать настоящим лидером. К примеру, двоюродный брат Чарльза Дарвина, Фрэнсис Гальтон, полагал, что лидерство – наследственный талант.

Позже, выдвигали теории, что лидера вполне можно воспитать, но при наличии способностей. Современный подход в меньшей мере учитывает индивидуальные свойства, смещая основной акцент на стратегию поведения. Сейчас - это человек, обладающий способностью вдохновлять на действие.

Как выявить лидерский потенциал? Потенциал настоящего лидера определяют:

  1. Врожденные индивидуальные черты.
  2. Приобретенные. Благодаря воспитанию, обучению, самообразованию, опыту.
  3. Психологическая установка (призвание). Чувства, убеждения, идеи, представления о себе.

Быть лидером - это не должность, а характер.

Черты настоящего лидера

Сами по себе врожденные качества обладателя лидером автоматически не делают, но помогают им стать. Приобретенные качества могут превратить в эффективного руководителя. Но, без некоторых индивидуальных качеств, настоящим лидером, за которым добровольно потянутся люди, стать сложно.

  1. Характер. Определяется по отношению к себе и людям, к вещам и деятельности. Черта характера, выявляющая лидера сразу - воля. Умение сознательно , формировать цель и концентрироваться на ней. Саморегулировать собственную активность для достижения результата. Основные волевые качества:
  • Целеустремленность. Лидер видит главное и не теряет его во множестве проблем и мелочей. Умение концентрироваться на ожидаемом результате - эта способность также планировать путь к достижению, словно смотришь фильм с конца. Джон Максвелл, написавший десятки книг, посвященных мотивации, называет это свойство – перспективным видением.
  • Самообладание и мужество. Поведение лидера зависит от его решений, а не обстоятельств.
  • Самостоятельность, решительность, настойчивость. Умение принимать решения. Брать всю ответственность на себя и доводить начатое до конца, невзирая на неудачи.
  • Проактивность, инициативность, любознательность. Быть в центре событий и на шаг впереди всех остальных.
  • Исполнительность. Как ни странно, но исполнительность тоже черта настоящего лидера. Ведь чтобы принятые решения привели к достижению цели, необходимо работать над ними старательно и систематично.
  1. Харизма. Исключительность и личная притягательность, внушающая безусловную веру окружающим в возможности обладателя.

  1. Стремление к управлению людьми, выражающееся в организаторских способностях:
  • Способность в короткие сроки находить решение проблемы.
  • . Способность правильно и точно выражать свои мысли.
  • Настоящий лидер легко создаст команду. Может подбирать нужные кадры, находить применение их способностям в контексте поставленных задач, понимает психологию людей. Открывает в них таланты.
  • Умение организовать. Отдавать распоряжения и приказы или другим способом влиять на окружающих. В том числе и манипулировать ими.
  • Умеет нести ответственность за действия подчиненных.

  1. Эмоциональная компетенция. Умение создать эмоциональный микроклимат в сообществе или коллективе, наиболее подходящий для быстрого достижения поставленных целей. Атмосфера достигается с помощью убеждения, внушения или заражения. Этому помогают:
  • Вера и страсть.
  • Позитивные установки.
  • Энергичность.
  • Умение слушать.
  • Справедливость и строгость.
  • Умение наказывать и поощрять.
  • Гибкость поведения.
  • Щедрость.
  • Чувство юмора.
  • Красноречие. Дар убеждения.
  • Умение ценить людей.
  1. Компетентность. Не обязательно обладать самым высоким IQ, но для эффективной и успешной деятельности необходимо иметь определенный опыт и , чтобы устранять проблемы и находить решения.
  2. Готовность к риску. Неразрывно и умением аналитически мыслить.
  3. Надежность и последовательность.
  4. Знание себя, своих достоинств и слабостей. И умение работать над недостатками, органично замещать их преимуществами.
  5. Способность к самообучению и самовоспитанию. Желание развиваться, не останавливаться в развитии. Стремление к идеалу.

Лидер и руководитель не одно и то же. Руководитель - наделен формальной, официальной властью, а лидер способностью психологического влияния. Идеально, когда эти две роли совпадают.

Настоящие лидерские черты можно попробовать в себе воспитать, ведь не зря распространена точка зрения, что лидерами становятся, а не рождаются.

Как пробудить в себе лидера?

Бывают в жизни ситуации, когда у обычного человека в опасной или напряженной ситуации активируются латентные (скрытые) лидерские качества. Он берет ответственность на себя и решает какой-то жизненно важный вопрос. Такие случаи позволяют утверждать, что каждый может стать лидером в определенных условиях

Как создать самому необходимую атмосферу для пробуждения в себе лидерского потенциала?

  1. Сформировать способности к .
  • Для того чтобы оценить себя, заведите тетрадь, в которую запишите собственные положительные и негативные качества, по своему мнению, и словам близких. Научитесь не реагировать болезненно на критику. Каждое критическое замечание научитесь логически опровергать. Развивайте уверенность в себе. Но не путайте ее с себялюбием.
  • Поставьте за правило составлять план на следующий день. Каждый вечер описывайте то, что удалось сделать. Отмечайте успехи. Такой «дневник» позволит выявить свои слабые стороны и наметит путь на их искоренение.

  1. Развивать лидерское поведение в коллективе и семье.
  • Начинайте с малого: организовывайте интересный и активный досуг. Предлагайте лучшие, на ваш взгляд, решения проблем на работе. Для лидера главное - и организовать людей.
  • Больше общайтесь. Развивайте коммуникативные навыки при каждой возможности. Умейте слушать и слышать других, а после этого делайте собственные выводы.
  • Принимайте людей такими, какие они есть. Это поможет находить лучшее применение их качествам. Настоящий лидер - это не тот, кто задается вопросом: «Как коллектив может помочь достичь моей цели?». Он спрашивает себя: «Как я могу помочь им достичь нашей цели?»
  • Мысленно проигрывайте диалоги с целью мотивировать вымышленных собеседников.
  • Тренируйте самообладание.
  1. Научиться брать на себя инициативу и ответственность.
  • Боязнь критики и неудачи естественна. Но развитие умения конструктивно относиться к промахам, помогает расти. Относитесь оптимистично к провалам. Боритесь со страхом потерпеть поражение.
  • Без терпения и упорности успех невозможен. Научитесь концентрироваться.
  • Настоящий лидер выбирает себе работу сам: ту, которая нравится или развивает.
  • не только другим, но и себе. Тренируйте волю, отказавшись от .
  • Проявляйте заботу о других, но не живите чужими проблемами.
  • Старайтесь не принимать навязанных ролей. Оставайтесь самими собой.

  1. Ставить цели, строить планы. Идти к достижению результата. От меньшего – к большему.
  • Ставьте цели, которые выше ваших возможностей. Они не должны быть туманными, а только четкими и ясными. Не ставьте нереальные сроки для осуществления. Учитесь терпению и настойчивости.
  • Научитесь планировать. Сначала распишите день, потом - неделю.
  • «Лень» и «лидерство» несовместимые понятия. Будьте активны. Делайте максимальные усилия для достижения заданного результата.
  • Больше читайте, узнавайте. Ведь владеть Миром - владеть информацией.
  • Выполняйте свои обязанности максимально ответственно.
  • Записывайте достижения.

Мальком Гладуэл в книге «Гении и аутсайдеры» отмечает, что часто пассивность - это качество выходцев из бедных сословий, которые не хотят брать инициативу в свои руки из-за боязни уязвимости и неуверенности в своих силах. Как пробудить в себе лидера? Выдавливайте «из себя по каплям раба», как говорил Чехов.

Внешние проявления лидерских качеств

Доминантный человек в сообществе не всегда проявляет активность. Но выявить его достаточно легко по внешним проявлениям лидерских качеств:

  • Хорошо одеваются. Следят за внешним видом, но без экстравагантности в образе. Имеют свой стиль.
  • Окружают себя людьми.
  • Прямо смотрят в глаза и уверенно пожимают руку.
  • Направляют беседу при общении.
  • Всегда до конца выслушивают говорящего и не спешат с ответом.
  • Достаточно вежливы и тактичны.
  • В аудитории размещаются на некотором удалении от всех, чтобы иметь обзор и не пускать в личное пространство посторонних. Но не прячутся за спинами.
  • Характерна уверенная походка с размахиванием рук.
  • Сами вызываются исполнять обязанности, от которых большинство отмалчивается.
  • Сразу схватывают суть проблемы.

Рассмотреть неявного лидера в коллективе очень важно, чтобы направить его деятельность на благо всей организации.

Женщина-лидер

Слабому полу тяжело доминировать, особенно в мужском коллективе. Какие же особые качества настоящего лидера, кроме основных, следует культивировать в себе женщинам, чтобы добиться успеха?

  • Контролировать эмоциональность. Социальный интеллект помогает женщине чувствовать взаимоотношения в коллективе, но эмоции не должны управлять рассудком.
  • Учиться строить долгосрочные перспективы.
  • Четко и конкретно формулировать мысли.
  • Для женщины-лидера авторитарный стиль управления не всегда эффективен. Лучше всего использовать демократический.
  • Быть готовой к риску. Для этого отлично подходит женская интуиция.
  • Воспринимать критику адекватно.
  • Не бояться использовать обаяние для расположения к себе. Но всегда разделять работу и отношения.

Лидерство позволяет личностно развиваться и ощутить полноту жизни. Но только при условии осознания уникальности своих качеств. Просто перенять поведение и имитировать качества, чтобы почувствовать возвышение над другими - стать настоящим лидером вряд ли поможет.

Нужно быть самим собой, найти в себе дарование, способности, энергию и отдать на это все время и силы. Ведь быть лидером - не только награда, но и тяжелая ноша.

ВВЕДЕНИЕ

1. Основы лидерства

1.2. Подходы к изучению лидерства

2. Теория лидерских качеств. Достоинства и недостатки.

2.1. Понятие и сущность теории лидерских качеств.

2.2. Анализ теории. Достоинства и недостатки теории лидерских качеств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОЫВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Теории лидерских качеств

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Качества наиболее часто встречающиеся у лидеров

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Особенности подходов к исследованию феноменов лидерства.

Введение

Тема лидерства в последнее время приобретает все большую популярность и особенно в бизнес среде, что связано в первую очередь с требованиями объективной реальности и возросшей потребностью в «сильных личностях». Сегодня рынок рабочей силы в России становится более стабильным и понятным. Уходят благодатные для «охотников за головами» времена, когда можно было найти высококлассного специалиста в не известной никому компании и переманить его вдвое большей заработной платой. Поэтому сейчас, для того чтобы как удерживать, так и привлекать на работу сотрудников, руководителю и нужны надежные инструменты лидерства.

Лидер - человек, который создает образ привлекательного будущего и доводит его до сознания своих последователей. Истинные лидеры - это не те, кто занимает высокие посты или имеет власть, а те, кто владеет сердцами и умами людей. Поэтому лидеру необходимо создавать вокруг себя силовые поля, магниты, которые притягивают таланты, а не просто сотрудников, стремящихся занять рабочие места: Он способен изменять прежде всего свою собственную жизнь, заставляя обстоятельства работать на себя, а не против.

Лидерство - это жизненная позиция, а не сиюминутная прихоть. Именно поэтому лидер должен быть чуть впереди всех остальных. Для эффективного исполнения лидерской роли требуются специальные навыки и качества, называемые в современном деловом лексиконе компетенциями.

Успешные лидеры отличаются творческим подходом к порученному делу, пониманием самих себя, собственных настроений и эмоций, а также способностью их регулировать и направлять в желаемое русло. Они также понимают эмоциональное состояние других и умеют устанавливать и поддерживать отношения с широким кругом людей. Еще одно особое качество выделяет лидеров из общей среды - сильная мотивация, несгибаемое стремление добиваться своей цели.

Эффективное лидерство и эффективное управление (руководство) не одно и то же. Руководство в контексте хозяйственного управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.

Лидерство - это искусство управлять людьми, способность влиять на индивидов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей, т.е. умение формировать и прояснять свои идеи и мечты так, чтобы они мотивировали на действия других. Поэтому лидер. в современной теории управления рассматривается не как «начальник» или «командир», а скорее как человек, который «создает мир, в котором хотят жить другие». Такой подход подразумевает грамотное управление взаимоотношениями и взаимодействиями в рамках хозяйственной организации или социальной системы в целях продвижения к поставленной цели.

Имеется множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние на других людей и вести их за собой. Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными для управления и почему. Ученые применили три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиций личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход

Глава 1.Основы лидерства

1.1 Природа и определение понятия лидерства

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство . В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией.

Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучёние лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее все ещё не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно. изучаться.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером организации -это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.

Соответственно отношения «начальник -подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями.

Так, если взять в качестве примера директора завода, по должности он является менеджером. должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении

жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном примере в организации лидером скорее будет считаться заместитель, чем его непосредственный начальник - директор завода.

Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство -- это воздействие на групп людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Таннеибаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О"доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.

Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему

Основой лидерства является специфический тип отношений управления или лидерский тип. Это отношения «лидер -последователь». Исторически лидерский тип отношений возник немного раньше отношений «начальник подчиненный»? появившихся оформивхшихся в период первой промышленной революции. Начиная с детских лет следование за лидером воспринимается нами достаточно естественно. Это и родители в семье? это и учителя в школе? это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосмосе людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями.

Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а се остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.

При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы/организации, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер -- раб». Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жизни и смерти членов ведомого сообщества. Обычно изменение выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей.

Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это

одновременно является и слабостью данного типа отношений. Во-первых, это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что в свою очередь приводит к соответствующему снижению эффективности.

Данный тип лидерских отношений до сих пор существует в бизнесе и является там наиболее распространенным. Наибольшее соответствие этого типа лидерства внешней среде наблюдается в семейном, торговом и фермерском бизнесе.

В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидерство составной частью группы/организации только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворив лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержу в достижении в организационных целей.

Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров - практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами в полномочиями по

осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела.

В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселило в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации. В современных условиях людей может побудить к действиям факт их непосредственного осознанного участия (через собственность или процесс) в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением делить свою Власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями. В современных условиях эффективное лидерство -- это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

1.2 Подходы к изучению лидерства

Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Используя две переменные или два измерения (динамика поведения и уровень ситуационности),можно выделить основные группы лидерства.

Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер: в статике (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ образцов лидерского поведения). В первом случае лидерство трактуется главным образом в терминах относительно постоянных и устойчивых качеств характера индивида, т.е. считается, что лидер как бы имеет определенные врожденные черты, которые необходимы ему для того, чтобы быть эффективным. В противоположность этому поведенческий подход основан на выводах, сделанных из наблюдаемых исследователями образцов лидерского поведения, т.е. действий лидера, а не наследованных им качеств.

Второе измерение связано с уровнем, или степенью принятия ситуационности за основу анализа в рамках того или иного подхода к изучению лидерства. На одном полюсе находятся подходы, подводящие к идее универсальности, на другом-- ситуационность признается критической, решающей для эффективного лидерства.

Комбинация двух переменных приводит в конечном счете к выделению четырех типов подходы к изучению лидерства в организации. Первый тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория (<Х» и теория «У» Дугласа МакГрегора), необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте.

Второй тип рассматривает лидерство как набор образцов поведения, присущий лидеру также в любом организационном окружении

Третий тип предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации (концепции ситуационного лидерства: Танненбаума -- Шмидта, Фидлера, Херсея -- Бланшарда, Хауза Митчелла, Стинсона -- джонсона, Врума -- Йеттона -- Яго).

Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией (причинно-следственный подход, или «атрибутивная теория, концепции лидера-преобразователя и харизматического лидера).

Особенности подходов к изучению лидерства представлены в табл.3

Глава 2. Достоинства и недостатки теории лидерских качеств.

2.1 Понятие и сущность теории лидерских качеств.

Теория лидерских черт создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам — героям. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами личности. Как пишет один из видных представителей теории черт Э. Богардус, «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству». Теория лидерских качеств или структурная теория ставит перед собой задачу выявить универсальную структуру личности эффективного лидера, определив свойственные ей черты или характеристики.

Множество исследователей пыталось определить набор характеристик, делающий человека лидером.

Эти исследователи и характеристики представлены в табл. 1

При этом они, сообразуясь с уровнем развития производства на рассматриваемом этапе, ставили на первое место то физическую силу, то интеллект. Так, исследования российских руководителей выявили десять основных характеристик, свойственных современному лидеру:

· умение формировать управленческую команду;

· стратегическое видение развития бизнеса;

· умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса;

· способность принимать решения в условиях неопределенности;

· фактор самодисциплины и организованности;

· умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых результатов;

· способность налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива;

· умение налаживать и поддерживать конструктивные отношения с внешними сторонами;

· детальное знание бизнес-процессов и производственной специфики своего предприятия или отрасли;

· способность к ведению переговоров и убеждению в правоте своей позиции.

· Вообще выделяют четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностные. Эти качества и их характеристики представлены в табл. 2

В целом структурный подход столкнулся с рядом неразрешимых проблем:

· выделение оптимального набора характеристик оказалось неосуществимым;

· подход полностью игнорировал групповой контекст, в котором реализуется лидерство;

· подход не смог вскрыть причинно-следственную связь между лидерством и индивидуально-личностными особенностями (характеризуют ли определенные черты лидера или успешное лидерство формирует специфические черты);

· в контексте данного подхода индивидуальные черты выступают как статичные образования, лишенные развития;

· невысокая корреляция личностных черт с поведенческими проявлениями лидерства, строго говоря, не позволяет считать указанные характеристики надежными предикторами.

Феномен лидерства занимает особое место в политической психологии в силу своей яркости и занимательности. Если для политической науки главной проблемой является власть, то для политической психологии — конкретное выражение этой власти в «человеческом факторе» политики. Это конкретное выражение имеет две ипостаси. С одной стороны, власть в политико-психологическом измерении — это способность властвующего субъекта («верхов») заставить себе подчиняться, то есть некоторая потенция лидера, политического института или режима. С другой стороны, власть — это готовность «низов» подчиняться «верхам». Так возникают две стороны одной медали: способность «верхов» и готовность «низов». Каков «удельный вес» каждого из этих компонентов, зависит от многих обстоятельств в каждом конкретном случае.

Феномен лидерства — наиболее изучаемая проблема политической психологии . Именно здесь накоплен основной массив исследований, концепций и попыток теоретического обобщения. При изучении этого раздела политической психологии наиболее продуктивно постоянное обращение к истории проблемы, углубленный исторический экскурс в проведенные ранее исследования. В исследованиях феномена лидерства пока еще нет «окончательного диагноза», который позволил бы кратко суммировать и обобщить достижения, отбросив заведомо неверные концепции.

Феномен лидерства — наиболее благодарная тема для политических психологов. Занятие ею обеспечивает интерес широкой публики и спрос

самих политиков. То есть, одновременно, приносит редкое сочетание славы и денег. Все сказанное объясняет повышенное внимание, которое проявляется к данной проблеме. Учитывая это, рассмотрим накопленные научные данные максимально широко. Отметим, что каждый последующий подход не зачеркивал предыдущие, а надстраивался над ними. Так сложилось объемное, многомерное понимание феномена лидерства.

Пропустим, по причине чистой описательности и отсутствия серьезного анализа, предысторию изучения феномена лидерства. Попытки его политико-психологического рассмотрения — достояние всей письменной истории человечества. Однако до конца XIX — начала XX веков основные подходы к проблеме носили сугубо описательный характер. Анализ стал достоянием XX века. Различные теории вплотную попытались объяснить природу лидерства и выявить факторы, влияющие на этот феномен. В обобщенном виде можно выделить несколько групп подобных теорий.

Теории «героев» и «теории черт» . Теории данной группы — из самых древнейших. Кратко упомянем лишь некоторые их истоки. Как известно, значительная часть политико-психологических черт и особенностей детерминирована социокультурными обстоятельствами. Так, древние египтяне приписывали своему императору «властное высказывание» в устах, «понимание в сердце», но «язык его — усыпальница справедливости». Гомеровская Илиада раскрыла четыре необходимых, по мнению древних греков, качеств вождей: справедливость (Агамемнон), мудрость (Нестор), хитрость (Одиссей) и доблесть (Ахилл). Перечни таких или похожих качеств встречаются в самых разных культурах: Правда, модели поведения лидеров и «наборы» лидерских «черт» со временем не раз менялись. Тем не менее, образы героев были, есть и всегда будут. Во всяком случае, пока сохраняются сторонники понимания истории как творения «героев», великих людей. Значит, будут множиться и списки «героических» черт.

В XX веке известные представители «героической» теории (Т. Карлайл, Е. Джен-нингс, Дж. Дауд и др.) пытались изучать качества, «передающиеся по наследству» и «способствующие завлечению масс». Затем, вслед за «героической», уже «теория черт» попыталась дать ответ на вопрос, какими свойствами должен обладать лидер как особый субъект деятельности. Ее сторонники (Л. Бернард, В. Бинхам, О. Тэд, С. Килбоурн и др.) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства («черты»). Лидер рассматривался ими через призму ряда факторов, Во-первых, к таким факторам относились его «способности» — умственные, вербальные и т. д. Во-вторых, «достижения» — образование и физическое развитие. В-третьих, «ответственность» — зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д. В-четвертых, «участие» — активность, кооперация и т. д. В-пятых, «статус» — социально-экономическое положение, популярность. В-шестых, важными признавались «ситуативные черты» личности.

Разочарование в структурной теории привело к выдвижению концепции «лидера без черт».Несмотря на недостатки, структурный подход неизменно вызывает интерес практического менеджмента. Даже неидеальные тесты, построенные на достижениях структурного подхода, дают возможность осуществлять профессиональный отбор лидеров. Тестирование нацелено в основном на выявление пяти характеристик, неизменно демонстрирующих высокую положительную корреляцию с успешным лидерством:

· интеллект;

· доминантность;

· уверенность в себе;

· высокий активационный (энергетический) уровень;

· профессиональные знания и навыки, релевантные выполняемой задаче.

Недостатки структурного подхода попытались преодолеть авторы теории поведенческого лидерства. Данный подход рассматривает лидерство в контексте внешнего поведения, демонстрируемого лидером, и пытается найти некоторые устойчивые совокупности поведенческих характеристик, обеспечивающие успех лидеру.

Структурный подход подразумевает наличие «готовых», статичных черт лидера, т.е. лидером нужно родиться. Поведенческий же подход рассматривает лидерство не как заданный набор особенностей личности и способностей, а как форму поведения, которую можно освоить и которой можно и нужно обучать.

2.2Достоинства и недостатки теории лидерских качеств.

Теория черт обладает рядом недостатков.

Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможно создать «единственно верный» образ лидера.

Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.

Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно, интересен, но, к сожалению, до сих пор не очень помог практике.

Для проверки теории черт были проведены обширные конкретные исследования. Они в значительной мере опровергли эту теорию, т.к. оказалось, что при детальном анализе индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором психологических и

социальных признаков личности вообще. Кроме того, в некоторых сферах деятельности, прежде всего в области предпринимательства, высокие интеллектуальные и моральные качества являются скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха. На протяжении многих лет, а часто и всей жизни многие выдающиеся способности людей оказываются невостребованными, не находят применения. И действительно, многие известные руководители и вожди проявляли и проявляют те или иные оригинальные и сильные качества. Однако история знает и другие примеры: когда политические лидеры - заурядные, неяркие, не блещущие умом, серые личности. Недаром немецкий писатель Лион Фейхтвангер (1884-1958) в свое время отмечал, что «власть даже пустого человека наполняет содержанием». Следовательно, важны не только определенные личностные черты, но и соответствующие им обстоятельства.

Все это вовсе не означает полного отрицания теории черт. Очевидно, что для занятия лидирующих позиций в условиях политической конкуренции действительно нужны определенные психологические и социальные качества. Однако их набор значительно варьируется. В зависимости от исторических эпох и особенностей конкретных государств мира. Даже в наши дни личностные качества, дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в Швеции, Афганистане, Корее, Эфиопии и т.д. К тому же во многих, главным образом недемократических государствах, политическими лидерами часто становятся заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью.

С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой — в повседневной политико-организационной работе, третий — в межличностном общении и т.п. В целом же лидеров отличают главным образом готовности взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность.

Парадокс "опровергнутой" теории заключается в следующем. Проведенный нами анализ публикаций по проблематике лидерства обнаруживает противоречивую картину отношения исследователей к правомерности дальнейшего использования теории лидерских черт. В подавляющем большинстве своем исследователи в явной или неявной форме присоединяются к мнению о том, что теория лидерских черт себя изжила. И одновременно с этим признанием (и вопреки ему) в последующих частях своих работ обязательно называют те или иные конкретные психологические характеристики в качестве "истинно лидерских" черт, тем самым реально, а не на словах разделяя идеологию анализируемой нами теории лидерства. Таким образом, теория лидерских черт в современной психологической науке "живет и побеждает" вопреки признанию ее эмпирической и концептуальной несостоятельности.

Поскольку рассчитывать на массовую невротическую разорванность сознания у исследователей лидерства нет ни малейших оснований, постольку причину нужно, скорее, искать в степени надежности той эмпирики, которая якобы опровергает теорию лидерских черт. Проводя поиск в данном направлении, обнаруживается еще один парадокс: почти сто лет научной разработки тематики лидерства так и не привели к построению целостного и разделяемого хотя бы большинством ученых понимания сущности лидерства как социального феномена.

До настоящего времени "лидерство похоже на этого ужасного снежного человека, следы которого повсюду, а самого его нигде не видно". А это автоматически означает, что несогласованность эмпирических данных о лидерских чертах может предопределяться не ложностью исходной теоретической посылки, а всего лишь тем, что разные исследователи под общим лозунгом "лидерство" изучают внешне сходные, но психологически различные социальные явления.

Заключение.

Первая из четырех теорий - «теория черт лидера» -объясняет феномен лидерства выдающимися качествами личности, Согласно этой теории, лидером не может быть любой человек. Истинные лидеры -- это не те, кто занимает высокие посты или имеет власть, а те, кто владеет сердцами и умами людей. Для эффективного исполнения лидерской роли требуются специальные навыки и качества, называемые в современном деловом лексиконе компетенциями.Изучение умственных, или интеллектуальных, качеств и их связи с лидерством проводились многими учеными, и, в общем, их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем не у лидеров.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что суть «теории черт лидера» в том, что лидерами становятся индивиды с особыми личностными чертами. . Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения.

Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре.

В целом не удалось обнаружить общие для лидеров черты, и даже понять какие из качеств важнее. Теория лидерских черт, как и концепция черт личности, привела к прогрессу в описание феномена лидерства. Этот подход существует до сих пор, но теперь основное внимание уделяется не личным качествам, а навыкам связанным с работой.

Итак, единого мнения о том, какими же качествами должен обладать лидер, до сих пор не существует. Модели лидерских черт ничего не говорят о степени важности той или иной из них. При подходе к лидерству только с точки зрения теории черт остаются неучтенными многие аспекты этого процесса, например, взаимоотношения «лидер - последователи», условия среды, в которых осуществляется лидерство и т.д. Хотя не вызывает сомнения тот факт, что лидер должен обладать несколькими основными чертами (например, компетентностью, честностью и т.д.), способными вызвать доверие последователей, ибо от этого зависит степень его поддержки со стороны масс.

По всей вероятности, черты лидера нужно рассматривать не изолированно от социального контекста, а в связи с ним, и не в статике, но в динамике. При этом следует помнить, что выполнение лидерских функций развивает необходимые для этого качества, то есть в индивиде, который на протяжении долгого времени исполняет роль лидера, формируются и закрепляются требуемые для этого черты (чувство ответственности, уверенность в себе и т.д.). То, что было социальной ролью, становится частью его «Я».

Для уточнения и конкретизации теории лидерских черт нами постулирована система взаимосогласованных понятий: социальная группа, кризисная групповая консолидация, иерархизация, ролевое многообразие, социальное главенство, доминирование-подчинение, лидерство-ведомость, управление-исполнительство, лидирование, лидер, ведомый.

В нашем понимании социальное главенство является наиболее важным групповым механизмом преодоления экстремальных ситуаций. Исторически сформировалось три типа главенства, выделяемых по тому, на какой основе происходит взаимодействие между членами группы: главенство на основе силовых взаимодействий (доминирование), главенство на основе единых целей (лидерство) и главенство на основе соглашения (управление).

Соответственно этому истинное лидерство следует трактовать как главенство в стимулировании, планировании и организации активности группы, опирающееся на единство значимых целей у всех ее членов. Лидерство опирается на взаимовыгодное использование индивидуальных особенностей членов группы, и поэтому в восприятии всех членов группы роли лидера и ведомого соотносятся как равно необходимые и значимые для эффективного достижения общегрупповой цели.

Список использованных источников.


1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 2009
2. Волкова Т.Р. Карьерный рост. – Справочник по управлению персоналом, 2009, №2
3. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Рекрутинг: Найм персонала. М.: Экзамен, 2010.

4. Литвак Б. Г. Управленческие решения.— М.: Буква, 2010

5. Адаир Д. Эффективное лидерство . Как развивать и применять лидер. навыки / Д. Адаир Д. - М. : Эксмо, 2013. - 318 с

6. Кови С. Р. Лидерство , основанное на принципах / С. Р. Кови. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2012 - 300 с.

7. Ландсберг М. Лидерство . Видение, вдохновение и энергия / М. Ландсберг. - М. : ЭКСМО, 2010. - 215 с.

8. Васильев В.К Парадоксы теории лидерских черт.

9. Фридман М. Искусство и наука стратегии лидерства. Новый подход к корпоратив. упр / М. Фридман. – М. : ГРАНД: Фаир-Пресс, 2011. - 271 с.

10 Степанов Д. Монарх: Как стать лидером, победить и не потерять: Стратегия, тактика и психология, универсальная для всех времен и народов / Д. Степанов. - СПб. : Крылов, 2012. - 190 с. СОУНБ;

11.Руэ Д. Подлинное лидерство / Д. Руэ. – М. : ГРАНД: Фаир-Пресс, 2009. - 349 с

12. Рогов Е. И. Психология группы / Рогов Е. И. – М. : ВЛАДОС, 2007. - 430 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1. Теории лидерских качеств

Сущность теории

Лидерские качества

1. Ральф Стогдилл

Выделил основные пять качеств, присущих лидеру

– ум и интеллектуальность; – господство или преобладание над другими; – уверенность в себе;–активность.

2. Ордуэю Тид

Лидеры должны обладать четко идентифицируемыми чертами

выносливость, – понимание назначения организации и направление ее деятельности; – энтузиазм. – дружелюбие и привязанность.

3. Эдвин Гизелли

Наиболее важные характеристики лидера разделены на три группы: – профессиональные навыки; – личностные характеристики; – мотивирующие факторы.

4. Гарри Юкл

Выделил основные семь качеств, которые обязательно должны быть присущи руководителю

– креативность; – способности убеждать; – дипломатичность; – тактичность; – риторические способности;

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 2.Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров

Группа качеств

Характеристика качеств

Физиологические качества

Приятные внешность (лицо, рост, фигура) и голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность, представительность.

Психологические качества

Тип личности: экстраверт, интроверт. Темперамент:флегматик, сангвиник, холерик. Властность, амбициозность, агрессивность, превосходство, уравновешенность, независимость, смелость, творчество, созидательность, самоутверждение, упорство, мужество.

Интеллектуальные качества

Высокий уровень интеллекта:ум, логика, память, энциклопедические познания, широта кругозора, оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудительность, концептуальность, чувство юмора

Личностные качества

Деловые качества:организованность, дисциплинированность, надежность, гибкость, инициативность, ответственность, рискованность.

Личностные качества:доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность,внимательность, коммуникабельность, адаптивность.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 3. Особенности подходов к исследованию феномена лидерства.

Подход

Основные представители

Описание

Теория личных черт

А. Файоль, М. Фоллет, О. Тид

Подход, в рамках которого исследовались отличительные черты реальных лидеров. Предполагалось, что лидером является человек, обладающий этими чертами. Этот подход сложился в 1940-х и продолжает активно развиваться до сегодняшнего дня. Ниже мы рассмотрим основные теории лидерских черт

Поведенческий подход

К. Левин, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Р. Блейк, Дж. Моутон

Подход, разрабатываемый в рамках школы поведенческих наук. В рамках этой школы утверждалось, что лидер отличается от других людей стилем собственного поведения. Исследования были направлены на определение стиля лидерского поведения

Ситуационные теории лидерства

Р. Стогдилл, А. Бевелас, Ф. Фидлер, В. Врум, П. Йетон, А. Джаго, Р. Хаус, Г. Митчел

Подход, в рамках которого утверждалось, что лидерство является комплексным феноменом, зависящим от многочисленных ситуационных факторов


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

080200.550000.000 ВР

Разраб .

Грядова Н.В

Провер.

Панфилова О.В

Т. Контр.

Н. Контр.

Ильченко

Утверд.

Борисова Л.В.

«Достоинства и недостатки теории лидерских качеств»

Лит.

Листов

ДГТУ, каф. «ЭММ»

Изм.

Лист

Докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

Одним из первых этот тезис выдвинул американский ученый и бизнес-консультант Джим Коллинз (Jim Collins) в своей книге «От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет» (Манн, Иванов и Фербер, 2010). Основываясь на результатах своего щестилетнего исследования, он утверждал, что самые ценные качества для руководителя - это скромность и большая целеустремленность.

Позже Дусиа Вера (Dusya Vera) из Университета Онтарио и независимый исследователь из Техаса Антонио Родригес-Лопес (Antonio Rodriguez-Lopez) на основе обширного обзора литературы и интервью с многими менеджерами выделили 13 характерных черт «скромного» лидера:

  • Открыт для новых способов принятия решений
  • Хочет учиться у других
  • Признает пределы своих возможностей и свои ошибки и хочет их исправлять
  • Прагматично подходит к неудачам
  • Спрашивает совета
  • Помогает другим развиваться
  • Искренне желает служить делу
  • Уважает других
  • Разделяет похвалы и награды с коллегами
  • Спокойно относится к успеху
  • Не нарциссичен и не приемлет лесть
  • Не страдает самодовольством
  • Экономен

Сильные стороны «скромных» лидеров

Вера и Родригес-Лопес утверждают, что скромные лидеры дают компании конкурентное преимущество, поскольку умеют видеть открывающиеся возможности, распознавать внешние угрозы и отвечать на них. Компании под управлением «скромных» руководителей обычно стимулируют сотрудников к обучению, предоставляют более качественные услуги для клиентов и эффективно приспосабливаются к переменам.

Роб Нильсен (Rob Nielsen) и его коллеги из Университета Сиэтла полагают, что скромный стиль руководства способствует солидарности подчиненных с лидером, большему доверию к лидеру, повышенной мотивации сотрудников и большей готовности к самопожертвованию. По мнению Коллинза, еще одна из причин успеха «скромных» лидеров в долгосрочной перспективе заключается в том, что они придают большое значение подготовке своего преемника, чтобы гарантировать успех компании в будущем. Кроме того, с ними компании обычно не грозят публичные скандалы, связанные с мошенничеством и тому подобные.

Примеры? Авторы книги «Добродетели лидерства: вызовы для глобальных менеджеров» (1) Арменио Рего (Аrmenio Rego) и Мигель Пина е Чуна (Miguel Pina e Cunha) рассказывают историю Энн Малкахи (Anne Mulcahy), которая много лет работала в компании Xerox, даже не помышляя о том, чтобы занять в ней лидерскую позицию. Тем не менее она была назначена исполнительным директором в момент, когда компания оказалась чуть ли не банкротом, вывела ее из тяжелого кризиса и успешно управляла многомиллиардным бизнесом в течение 8 лет. Зная, что ей не хватает квалификации в некоторых финансовых вопросах, она не стеснялась учиться у своих сотрудников. Энн всегда сторонилась публичности, редко давала интервью, ее не волновала слава. И она позаботилась о том, чтобы подготовить себе достойную преемницу - Урсулу Бернс (2).

И это лишь один пример. Сэм Уолтон (Wal-Mart), Херб Келлехер (Southwest Airlines), Ингвар Кампрад (ИKEA), Мэри Кей Эш (Mary Kay Inc.) - вот лишь некоторые громкие имена из списка «скромных» лидеров, приведенных в книге.

1. «The Virtues of Leadership: Contemporary Challenges for Global Managers» (Oxford University Press, 2012)

2. Энн Малкахи ушла с поста генерального исполнительного директора в 2009 году, оставшись на посту председателя совета директоров