Болезни Военный билет Призыв

Какие земли завоевал ермак. Ермак: Сибирь и её покорение. Казаки, организация дружины

Ермак Тимофеевич (Тимофеев) (рожд. ок. 1532 г. - смерть 6 (16) августа 1585 г.) — казачий атаман на службе пермских купцов Строгановых, покоривший для России Сибирское царство (ханство), осколок Золотой Орды.

Происхождение

Существует несколько версий происхождения Ермака. По одной из версий, происходил родом из донской казачьей станицы Качалинской. Согласно другой версии, он был родом с берегов реки Чусовая. Так-же есть версия о поморском происхождении Ермака. Считается, что фамилия его Тимофеев, хотя как правило казачий атаман зовется Ермаком Тимофеевичем, или просто Ермаком.

1552 год — Ермак командовал отдельным казачьим отрядом с Дона в войске царя Ивана Грозного в ходе покорения Казанского ханства. Отличился в Ливонской войне 1558–1583 гг., будучи лично известен .

Станичный атаман

Когда Ермак Тимофеевич возвратился из Ливонии в станицу Качалинскую, казаки избрали его станичным атаманом. В скором времени после избрания он с несколькими сотнями казаков ушел «вольничать» на Волгу, то есть разбойничать на ее берегах. Была разгромлена столица Ногайской орды степной городок Нагайчик. Было это около 1570 г.

Царь поручил очистить Волгу от речных разбойников казанскому воеводе – голове Ивану Мурашкину с несколькими стрелецкими полками, посаженными на речные суда. 1577 год — царский воевода Мурашкин очистил Среднюю и Нижнюю Волгу от разбойной казачьей вольницы. Было разбито и рассеяно немало больших и малых казачьих отрядов. Несколько атаманов взятых в плен было казнено.

Из Москвы на Дон был отправлен царский указ, чтобы Донское войско остановило «разбой» своих казаков, а виновных в этом «воровстве» схватить и отправить под крепкой стражей в столицу на суд. Посланные с Дона гонцы, имевшие при себе решение Войскового круга, нашли отряд Ермака и прочие уцелевшие отряды разбойных казаков на Яике (Урале). Большая часть донцов подчинилась приказу круга и разошлась по своим «юртам», то есть по станицам.

На службе у Строгановых

В отряде атамана Ермака остались те донские и волжские казаки, которые «попали в царскую опалу». Они собрали свой «круг», чтобы решить, как им дальше жить. Принятое решение было таким: с Волги уйти на Каму и поступить на «казачью службу» к богатейшим купцам-солепромышленникам Строгановым. Тем была нужна охрана их огромных владений от набегов сибирских инородцев.

Перезимовав на Сыльве и построив достаточное число легких стругов, казаки (540 человек) весной 1759 г. прибыли к Строгановым в городок Орел. Купцы-солепромышленники «расстарались», то есть сделали все для успешного похода против враждебного Сибирского царства и его правителя Кучума. Атаман Ермак Тимофеевич повел за собой не 540 казаков, а войско в 840 воинов. Строгановы дали триста своих ратников. Примерно треть казаков владела огнестрельным оружием.

Ермак — покорение Сибири

Взяв все необходимое, казаки 13 июня 1579 г. выдвинулись судовой ратью вверх по Чусовой до Тагильского волока. Дальше путь лежал до реки Серебрянки. Волок от устья реки Серебрянки до истоков реки Тагил (Тагиль) – до речки Наровля тянулся почти на 25 верст полного бездорожья. Легкие суда казаки перетащили «на ту сторону Камня», то есть Уральских гор.

К 1580 году дружина атамана Ермака Тимофеевича вышла к Тагилу. В лесном урочище построили походный лагерь для зимовки. Казаки всю зиму «воеваша владения Пелымского хана». 1580 год, май — на старых стругах и вновь построенных судах казаки вышли из Тагила на реку Туру и стали «воевать окрестные улусы». Улусный хан Епанча был разбит в первом же бою. Ермак занял городок Тюмень (Чинги-Тура). Там прошла новая зимовка.

1581 год, весна — идя дальше по реке Туре, в самых ее низовьях смогли одолеть в бою ополчение сразу шести местных князьков. Когда казачья флотилия по реке Туре вышла на просторы гораздо более полноводного Тобола, там они встретили главные силы хана Кучума. «Сибирцы» занимали урочище Бабасан (или Караульный Яр), где река суживалась в высоких, обрывистых берегах. Согласно летописи, реку в этом месте преградили железной цепью.

Командовал ханскими войсками наследник Кучума царевич Маметкул. Когда казачьи струги подошли к речной узкости, на них с берега посыпались стрелы. Атаман Ермак принял бой, высадив часть своей дружины на берег. Другая часть осталась на стругах, обстреливая противника из пушек. Маметкул во главе татарской конницы атаковал высадившихся на берег казаков. Но те встретили кучумовцев «огненным боем».

Судовая рать Ермака двинулась дальше вниз по Тоболу. В скором времени произошло 5-ти дневное столкновение с войском царевича Маметкула. И опять победа казаков была убедительной. По легенде, их воодушевило на бой видение Николая-угодника. Ханское войско во всем своем множестве заняло высокий обрыв на правом берегу Тобола, который назывался Долгим Яром. Течение реки перегородили сваленными деревьями. Когда флотилия казаков подошла к преграде, с берега она была встречена тучами стрел.

Покорение Сибири

Ермак Тимофеевич отвел струги назад и на протяжении 3-х дней готовился к предстоящему сражению. Он пошел на военную хитрость: часть ратников с чучелами, сделанными из хвороста и одетыми в казачье платье, оставалась на стругах, хорошо заметных с реки. Большая часть отряда сходила на берег, чтобы атаковать врага, по возможности, с тыла.

Судовой караван, на котором осталось только 200 человек, двинулся вновь по течению реки, обстреливая из «огненного боя» неприятеля на берегу. А в это время основная часть казачьей дружины зашла ночью в тыл ханскому войску, неожиданно обрушилась на него и обратила в бегство. Вскорости, 1 августа, у озера Тара было разбито войско хана Харачи.

Теперь на пути казаков был Искер. Хан Кучум собрал для защиты своей столицы Искера все имевшиеся воинские силы. Местом для сражения он умело выбрал излучину Иртыша, так называемый Чувашский мыс. Подходы к нему прикрывались засеками. В ханском войске было две пушки, привезенные из Бухары.

Бой 23 октября начался с того, что конный татарский отряд приблизился к стоянке казачьей дружины и обстрелял ее из луков. Казаки разбили противника и, преследуя его, столкнулись с основными силами ханского войска, которым командовал царевич Маметкул. На победном поле брани пало 107 боевых товарищей Ермака, заметно умалив его и без того небольшую казачью рать.

Хан Кучум в ночь на 26 октября 1581 г. сбежал из Искера. В день 26 октября казаки заняли его, назвав городок Сибирью. Он стал главной ставкой атамана Ермака. Остяцкие, вогульские и другие князьки добровольно прибывали в Сибирь и там принимались в подданство русского царя.

Из Сибири (Искера) Ермак сообщил купцам Строгановым о своих победах. В месте с этим начало готовиться посольство («станица») в Москву во главе с атаманом Иваном Кольцо – «бить челом царю царством Сибирским». С ним было отправлено 50 «лучших» казаков. То есть речь шла о присоединении к Русскому государству еще одного (после Казани и Астрахани) «осколка» Золотой Орды.

Карта похода Ермака

Сибирский князь

Сказал покорителям Сибири свое благодарственное слово: «Ермаку с его товарищи и всем казакам» прощались все их прежние вины. Атаману были пожалованы шуба с царского плеча, боевые доспехи, в том числе два панциря, и грамота, в которой самодержец жаловал Ермака титулом Сибирский князь.

1852 год — казаки смогли утвердить власть московского государя «от Пелыма до реки Тобола», то есть во всех областях по течению этих двух больших рек Западной Сибири (в современной Тюменской области).

Но в скором времени гибель двух казачьих отрядов придала беглому хану Кучуму новые силы. Во главе мятежа стал хан Карача. Он со своими отрядами подступил под деревянные стены Сибири. С 12 марта 1854 г. казаки смогли выдержать настоящую вражескую осаду в целый месяц. Но атаман нашел верный выход из действительно опасного положения.

В ночь на 9 мая, в канун святого покровителя казачества Николая-угодника, атаман Матвей Мещеряк с отрядом казаков смог незаметно пробраться через неприятельские караулы и напал на стан хана Карачи. Нападение отличалось и внезапностью, и дерзостью. Ханский стан подвергся разгрому.

Смерть Ермака

Тогда хан Кучум пошел на хитрость, которая ему вполне удалась. Он подослал к Ермаку верных людей, которые сообщили атаману о том, что вверх по реке Вагай движется купеческий караван из Бухары, а хан Кучум их задерживает. Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом всего в 50 казаков поплыл вверх по Вагаю. В ночь на 6 августа 1585 г. отряд остановился на отдых в месте слияния Вагая с Иртышом. Уставшие от тяжелой работы на веслах казаки не выставили дозорных. Или, что более вероятно, те попросту уснули в непогожую ночь.

Глубокой ночью конный ханский отряд переправился на островок. Воины Кучума, подкрались к ним незамеченными. Нападение на спящих было неожиданным: немного кто успел схватиться за оружие и вступить в неравную схватку. Из всего казачьего отряда в 50 человек в той резне уцелело лишь двое. Первым был казак, который сумел-таки добраться до Сибири и сообщить печальную весть о гибели товарищей и атамана.
Вторым был сам Ермак Тимофеевич.

Будучи раненным, одетый в подаренную царем тяжелую кольчугу (или панцирь?), он прикрывал отход немногих казаков к стругам. Не сумев взобраться на струг (видимо, он уже оставался в живых только один), Ермак Тимофеевич утонул в реке Вагай. По другой версии, Ермак погиб у самой кромки берега, когда отбивался от нападавших. Но тем не досталось его тело, унесенное в ночь сильным речным течением.


Все началось с просмотра фильма о Ермаке – своей лубочностью он мне не понравился. А до этого я проехал практически по всем местам, где с 1618 года в течение ста лет ставились русские остроги на Енисее. Позже случайно в сборнике фольклорных песен Кирши Данилова (публикация 1804 г.) я прочитал, что Ермак погиб в «Енисее-реке» - попутали с Ермаком Остафьевым, утонувшим в Енисее во время битвы с местными «татарами». А еще с детства волновала величавая «Ревела буря…» - всегда считал, что песня эта народная, но она оказалась написанной декабристом К. Рылеевым. И потом мне всегда казалось странным, что про Колумба или про того же конкистадора Франсиско Писсаро, завоевавшего Перу, мы знаем практически все, а в истории о Ермаке даже само его имя вызывает сомнения.

Так что поход по пути Ермака, с которого началась жестокая колонизация Сибири, давно зрел в моем подсознании. Ведь какой до него была Россия? Небольшим славянским государством, отчаянно боровшимся за свою независимость. А стала огромной евразийской державой, ввергнутой безответственным атаманом в 150-летнюю захватническую войну с первобытными племенами, для которых, судя по сохранившемуся фольклору, все русские и, особенно, казаки навсегда остались собирательным образом жестокого и безжалостного врага.

Да и проверить хотелось новомодную научную версию, которая слишком уж стала отличаться от того, что писали в летописях. В соответствии с ней, этот разбойник без всяких обязательств, легкий по жизни, свободный и независимый вдруг нанимается служить олигархам Строгановым. Два года со своей ватагой он сидит у них на содержании и, когда нужда в его войске наконец-то возникла, беспечно бросает хозяев на произвол судьбы в самый пик набегов сибирских татар. Зато мощным набегом за неполных два месяца (а не за год, как в летописях) завоевывает солепромышленникам ранее пожалованную им Иваном Грозным тобольскую Сибирь. Но докладывает об этом почему-то не своим спонсорам, которые оплатили все затраты, а непосредственно царю. Вроде как откупился за «преступленья буйной жизни» . Получается, что для государства атаман старался, а не наживы ради. И потом еще почти три года Ермак находится в Сибири, теряя своих товарищей (от тысячи человек девяносто осталось). А это ради чего? Ведь не было у них какой-то общей идеи, которую бы все разделяли. В результате бежали казаки из Сибири сразу же после гибели атамана. Но не к Строгановым. Потому что перед походом подписали им «кабалы» - долговые расписки за выданные продукты и снаряжение. Казакам же рассчитываться было нечем. Пушнина царю ушла, что-то сами носили и проедали и потому ценностей в походе никаких не нажили. Вернись же без отдачи и тогда одна дорога: под строгановский суд, в темницу либо в рабство. Вот такая пресная «правда» жизни...

Летом прошлого года на эту поездку я уже чуть было не отважился, но компании не собралось. Да и дата юбилейная - 425 лет исторической экспедиции, исполнится только этой осенью. А может быть и рано мне еще было, не созрел.

В поход особо не готовился. Всего месяц прошел, как я вернулся из Карабаха. Работа над очерком о том путешествии была очень напряженной и закончилась буквально в последний день перед отъездом за Урал. И все же между делом я связался с велосипедистами Перми, Екатеринбурга и Тюмени, чтобы они тоже приобщились к теме. По обыкновению и книжку сделал с материалами о Ермаке, собранную из публикаций в Интернете и того, что нашел в библиотеках. Через работников Омского музея удалось достать фотографию одного из пяти войсковых знамен ермаковцев (казакам Строгановыми было выдано «всякому сту по знамени» ) и сделать его небольшую копию. А также сманить в путешествие казачьего сотника из Лесосибирска Сергея Дубовского, давно мечтавшего о паломничестве по пути Ермака, и членов нашего клуба Диму (Dimonster) и Машу (naima).

В наших планах было попытаться повторить основную часть пути Ермака: от места начала его похода (с ним предстояло еще определиться) до столицы Сибирского ханства г. Искер.

После ее захвата Ермак еще долго путешествовал по Сибири, приводя остяков, вогулов и татар «под высокую государеву руку». Но это, наверное, тема для других велосипедных походов.

Откуда начиналось «сибирское взятие»?

Из Красноярска выезжаем поездом. Идет мелкий дождь, а на небе сияет широченная радуга. Значит, все у нас получится.

До Перми добрались за 1,5 суток. С вокзала сразу же переехали на автостанцию и ближайшим автобусом откочевали в г. Соликамск. Это бывший уездный город Соль-Камская, основанный еще в 1430 г. как промышленное поселение. В течение шести столетий здесь добывалась соль-пермянка, кормившая всю Россию. А коми-пермяки пользовались этим месторождением еще в 10 веке.

Побегали по музеям и вволю налюбовались на величественные храмы Соликамского кремля с «жучковым» орнаментом (в виде буквы «Ж», что означает «жизнь»). Такой орнамент встречается еще на церквях соседнего г. Усолье и больше нигде. И только здесь церкви украшены изразцовыми изображениями славянской полудевы-полуптицы Сирин – жительницы рая.

В Троицком храме около древнего складня с иконой Николая Чудотворца я случайно остался один. По преданию, складень был послан жителям Соликамска еще Иваном Грозным. Подумалось вдруг, что надо бы помолиться заступнику странников, как это и казаки делали. Беззвучно прошептав: «Господи, защити меня, не оставь», я вдруг ясно услышал чистый и низкий голос: «БУДЬ СМЕЛЫМ!» Я даже опешил. А музей-то уже закрывается... Только и осталось в голове: быть смелым, это быть и мужественным, и решительным, т. е. в широком смысле этого понятия. Но ко мне это какое отношение имеет? Вроде решительности хватает, раз отважился на поход. Да и катим-то по дорогам, без особого риска и опасностей. Может быть, к Ермаку это пожелание относится? Ведь я только и думаю о том, чтобы ощутить, что чувствовал атаман, проникнуть не только в само событие, но и в нечто эфемерное, сокрытое от нас временем. Проникнуть в помыслы, идеи и чаяния, двигавшие участниками этого уникального похода, давшего начало освоению огромных сибирских территорий.

Хотим еще съездить в п. Усть-Боровское посмотреть единственный в мире Музей соли. Там с 19-го века сохранились скважины, рассолоподъёмные башни, соляные варницы, соляной ларь. Но – неудача. Оказывается, музей сгорел, находится на реставрации и для посетителей закрыт. Так что довольствуемся набором открыток.

Впервые соль в этих местах стали добывать за сто с лишним лет до появления клана Строгановых. Первоначально, в начале 15 века, промысел организовали купцы-вологжане братья Калиниковы. И уже их потомков потеснил хваткий Аникей Строганов, солеварным промыслом занимавшийся с 17-летнего возраста (1515 г.) и ко времени прихода на Каму владевший 10-ю варницами в Сольвычегодске, железодутным и кузнечным производством.

В 1558 г., вскоре после того, как пало Казанское ханство (1955 г.) и к России добровольно присоединились башкиры (1555 г.) и прикамские удмурты (1557 г.), Аника отправил к Ивану Грозному своего сына Григория с просьбой выделить им земли по Каме и Чусовой, на которых, якобы, никто не живет. Царь согласился, с условием, что Строгановы не будут разрабатывать руды и принимать у себя беглых, татей и разбойников.

Переночевав на песчаной косе Камского водохранилища, мы с Сергеем переехали в г. Усолье (основан в 1606 г.). Несчастливое это место – 7 раз город полностью выгорал вместе со всеми солеварнями. Исторически, как и Соликамск, это была федеральная собственность.

В Усолье тоже интересные церкви и музеи, в одном из которых нам неожиданно повезло. Его экскурсовод вывел нас на местного краеведа Нину Ивановну Дубинкину, много лет занимающуюся темой Ермака. Но до встречи с ней мы еще съездили в Орел-городок, где сфотографировались у деревянной стелы, поставленного более 40 лет назад в память о сибирском взятии.

Городок этот, к сожалению, оказался совсем не тот, где бывал Ермак. Нынешний был перенесен сюда в начале 18 века из-за подтопления Камой старого поселения, основанного как крепость в 1564 г. Ермак в Орле, несомненно, бывал, как и в других владениях Строганова (есть упоминание о доме Ермака на Адамовой горе, что находится напротив, в нынешних Березниках). Но его поход начинался явно не отсюда, как рисуют на схемах в музеях. Все-таки далековато от этих мест добираться до Чусовой, единственной из всех рек текущей сквозь Уральские горы. А ведь именно там находились строгановские Чусовские городки (Верхний и Нижний), от которых до Урала оставалось всего-то верст 200. Поэтому не было никакого смысла тащить с собой лишние 400 км провиант и оружие, которые можно было взять там, на месте. Да и сам Максим Строганов, писавший письмо Ермаку с приглашением на службу, проживал не в Орле, а владел Нижним Чусовским городком.

Замысел же «сибирского взятия», вероятно, именно в Орле и возник. Потому что этот городок был в тот период «старшим» в Строгановской вотчине. Он был построен в виде мощного острога на мысу, образованном стрелкой Камы и Яйвы и имел свой гарнизон, прекрасно обеспеченный изготовленным здесь же, в строгановских мастерских, огнестрельным оружием. Именно здесь, на Каме, где Ермак скрывался от царского сыска, и должны были проходить первые переговоры между Строгановыми и разбойничьим атаманом.

Совершенно очевидно, что инициатива похода принадлежала не бездомному бродяге Ермаку-Ермолаю (под этим именем он записан в поминальном церковном синодике), а самими Строгановыми. Родственники мыслили стратегически, просчитывая свой бизнес на много лет вперед. В свое время их предки получили эти земли во временное пользование на условиях 20-летнего освобождения от налогов. В 1579 году льгота заканчивалась. Поэтому еще за пять лет до срока, в 1574 году, предприниматели получили царскую грамоту, по которой им были пожалованы «...места за Югорским камнем, в сибирской украине... и Тобол реку с речками и озерами, с устья и до вершины... В самом царстве сибирском покорение оного под Российскую державу иметь старание, також по реке Иртышу и по Оби Великой, по обе стороны тех рек, людей населять и пашни пахать и угодьями владеть» . Что было выгодно и Строгановым, и царю – чужими руками Сибирь освоить. Своих-то ресурсов в государстве, разоренном Ливонской войной, не хватало.

Однако тогда у солепромышленников необходимой военной силы тоже не было. А вскоре один за другим, в 1577 и 1578 гг., братья умирают, оставив наследство 22-летнему Максиму и 16-летнему Никите. Раздел имущества между ними и их старшим родственником Семеном, жившим в Сольвычегодске, произошел только в 1579 году. И только тогда, в соответствии с разрешением на создание собственной армии, Строгановыми и был нанят «буйный атаман волжский» Ермак со своей 6-тысячной пиратской бандой. Именно в этот год он бежал на Каму, прослышав о карательной экспедиции, организованной против казаков Иваном Грозным за их нападение на ногайский караван и русское посольство (тот же 1579 г.), после чего ногайцы отказались поставлять лошадей для русской армии. Вот царь и распорядился «истребить сих хищников» .

В том, что вольные флибустьеры нанялись служить олигархам, ничего странного не было. Во-первых, нужно было где-то спрятаться. А укрыться от царских карателей можно было тогда только на Яике, Тереке или на Каме - в уральской вотчине Строгановых. Последний вариант был наиболее предпочтительным. Ведь в Московии она была своеобразным государством в государстве. Никому, кроме царя, неподсудным, управляемым собственным судом, имеющим право на свои вооруженные силы «для сохранения от набегов» и, хотя и неясные, границы, которые нужно было защищать.

А во-вторых, казаки по сути-то и не нанимались к солепромышленникам, жалованья от них не имели, а плату получали за уже оказанные охранные услуги или – авансом, в счет будущих услуг по захвату сибирской территории.

Судя по современной версии, «два лета и месяца два» многочисленная шайка скучала без острых ощущений. И на пашнях строгановских вотчин трудились (якобы распахали полей аж на 70 верст), и в пробные походы на поиск удобной дороги за Урал-Камень ходили. И когда Строгановы только заикнулись о том, чтобы казакам оказать реальную помощь в их походе в Сибирь, те согласились, не раздумывая. А уж после того, как решение было принято, маховик сборов уже было не остановить. Собирались в спешке, за 2 недели. Вроде бы как распрямилась долгое время сжатая пружина, которую вдруг освободили от крепежей. В поход, в поход! Татары напали на русские городки? Разоряют и убивают? Да черт с ними! Новые крестьяне народятся, не впервой. Ведь всего 10 лет прошло, как Москву крымские татары сожгли. А ведь уже отстроилась. В поход, в Сибирь, воевать Кучума! Пока его основное войско находится здесь и разоряет Соликамск, осаждает Чердынь и Чусовские городки, там, за Уралом, серьезного сопротивления хан оказать не сможет. Значит, будет казакам богатая добыча. Не пашенный труд их стихия, а грабеж богатых всяким добром татар, торгующих с бухарскими купцами.

И теперь ничто уже не может заставить пружину вернуться в прежнее состояние. Попробовал было скупой Максим Строганов хотя бы чуть сэкономить на финансировании сборов, да чуть было головы не лишился. Дерзкие казаки, пригрозив расстрелять Максима «по клоку», припасы «гызом» (насильно) взяли. Да и черт с ними, быстрее бы уходили, необузданные.

С самого начала это был типичный разбойничий набег - «заворуй» ("с возвратом здумали бежать в Сибирь разбивать" ), который неожиданно для самих казаков привел к крушению грозного Сибирского царства - последнего "осколка" Золотой Орды.

Правда, существует и другая версия – атаман, якобы, хотел создать в Сибири свою «вольницу» - государство, свободное от произвола царской власти, основанное на принципах характерной для русских людей общинности (например, по типу Новогородской республики: выборное самоуправление, полное равенство всех, пренебрежение к преимуществам происхождения, взаимная защита против внешних врагов).

Но ссора с сибирским ханом не входила в планы русского царя. Иван Грозный, узнав о самоуправстве Ермака, высказался категорически против. Обстановка не располагала к тому, чтобы иметь еще одного врага. Россия не закончила войны со Швецией, русские города захватывались поляками, южные границы постоянно нарушали крымцы и ногайцы, в Нижнем Поволжье поднялись на восстание черемисы. Соответственно, в грамоте от 16 ноября 1581 г. царь жестко упрекает Строгановых за то, что они приняли казаков и вооружили их против народов, которые платят дань. Ведь и до Ермака была история отношений русского государства с Сибирью. Причем, минимум столетняя.

Название страны «Сибирь» происходит не от видоизмененного слова Искер, как полагают некоторые. Когда сюда откочевали остяки-ханты, здесь уже жили племена сыбиров (себеров, сабир-угров). Как географическое название в русских летописях Сибирь упоминается в 1407 г. Однако на первых картах зауральского региона такого названия нет. А есть «Великая Тартария». Это была относительно небольшая территория от Туры вдоль Тобола до Иртыша, впервые завоеванная московскими стрельцами в ходе похода 1483 г. А задолго до этого земли по Иртышу, Туре и Тоболу были завоеваны воинами Чингисхана и переданы во владение князю Казачьей (Киргиз-Кайсацкой) орды Тайбуге по его просьбе. И тот оставил эти владения своим потомкам. Так что до вторжения русских в течение двух с половиной веков это была территория монгольского протектората.

Столицей Сибирской страны поначалу был город Цинги (Чимги)-тура (ныне на этом месте находится Тюмень), что в переводе с татарского означает «величайший город». Предположительно, он был построен в 13 веке. И только в конце 15 века Сибирским ханом Мамуком столица была перенесена в Искер.

В январе 1555 г. послы Сибирского князя Едигера, происходившего из рода Тайбуги, явились к русскому царю и, поздравив его с взятием Казанского и Астраханского царств, просили взять их территорию «на свое имя». Что было естественно, поскольку Сибирское ханство входило в Казанское. К сожалению, отвлечение на войны с крымскими татарами, поляками и шведами не позволили царю принять действенные меры к укреплению своей власти в сибирском регионе. Да этого тогда и не требовалось.

Через восемь лет (1563 г.) Сибирское ханство захватил хан Кучум, прямой потомок Чингисхана, до этого кочевавший около озера Арал. Поскольку русскому царю он не присягал, то и дань ему не платил. В 1569 г., после того, как Кучум подчинил себе югров, остяков и вогуличей, данников московских, царь послал новому хану грамоту, напоминающую об ясачных обязанностях: «преж сего Сибирский Едигер князь на нас смотрел, и с Сибирской земли со всей каждый год дань к нам присылал» . И Кучум согласился. В 1572 г. он был официально приведен к присяге и дань заплатил полностью, в том же размере, что платил и его предшественник. И в этот же год русские слово свое нарушили. Несмотря на договор, «ходил воевать царя Кучума князь Афанасий Лыченицын, только без удачи, потерял много народу, все пушки и зелье» . Вот с тех пор ясак царю Кучум поставлять и отказался.

Более того, на следующий год Маметкул (брат Кучума) побил плативших дань царю остяков, царского посланника Третьяка Чабукова и ехавших с ним служилых татар. После чего подступил к Чусовским городкам. Но, узнав от русских пленных о готовящемся против него контрнаступлении, возвратился обратно.

Вместо того чтобы извиниться и попытаться урегулировать вопрос мирным путем, царь в 1574 г. перепоручает его решение Строгановым. Для чего наделяет их, в обмен на полное, без всяких ограничений освоение Сибирских земель при 20-летнем освобождении от налогов, обязанностью вести с Кучумом «войну наступательную, посылать на него охочих людей, остяков, вогуличей, югров и самоедов с наемными казаками и нарядом» .

Так что, не будь царь таким агрессивным и непорядочным, Кучум и не пытался бы совершить переворот. Соответственно, не потребовался бы и Ермак для изгнания этого «захватчика русских земель» , а освоение русскими Сибири произошло бы естественным и мирным путем. Однако историю вспять не повернешь. А так была бы на территории Свердловской и Тюменской областей еще одна российская республика со звучным именем «Сибирь» - типа Хакасии или Тывы.

Странным образом в истории «сибирского взятия» сплелись в один узел замыслы вероломного русского царя, циничных и расчетливых Строгановых, корыстного Ермака, независимого Кучума, бесправных вогулов. Во всей этой истории только они по-настоящему и пострадали, навсегда лишившись своей государственности.

Не известно, знал ли Ермак об истории завоевания русскими Сибири и вообще о политической обстановке того времени. Но поскольку действовал он на свой страх и риск, то поступил очень мудро, поделившись военной добычей с царем. Был бы порядочным, мог бы и со Строгановыми рассчитаться. Царь же бывшего «вора» простил, многими дарами казенными одарил и назначил «князем сибирским» . Как однажды заметил беглый олигарх Б. Березовский: "Постоянны не друзья, а политические интересы" .

Вернувшись в Усолье, в тот же день мы еще съездили в Пыскор – поселение, основанное в 1558 г. сыном прародителя Иоаникия (Аникея, Анекея, Аники) Григорием Строгановым на месте древнего коми-пермяцкого городища Канкор. Потом там долгое время находился монастырь, а при советской власти в церкви был устроен кинотеатр. В Пыскоре были не только солеварни, но и первый в России медеплавильный завод, построенный в 1640 г.

Вотчина Строгановых начиналась именно с Пыскора в соответствии с грамотой Ивана Грозного, которой он, в год начала Ливонской войны (не до освоения Пермского края царю тогда было), пожаловал Строганову «Каму реку от устья Ласьвы до Чусовые реки» , а через 10 лет дополнительно передал и всю Чусовую «от устья до вершины» .

От Пыскора до г. Березники километров пятнадцать (тут вообще все городки рядом). Там мы и нашли рекомендованного нам краеведа.

75-летняя Нина Ивановна, уроженка Орла-городка, живет в своем доме вместе с внучкой, подающей надежды молодой художницей. Слово за слово, чай, фотографии, и мы остаемся ночевать, зачитываясь неизданной рукописью бабушки «Рукавицы Строганова». Автор считает, что Ермак был обыкновенным умным русским мужиком: в меру верующим, в меру царя и правителей чтящим. Узнав, что в Москве снимается фильм о Ермаке, она даже отвезла туда свой сценарий, но киношники от него отказались, поскольку съемки уже шли вовсю.

Наутро Нина Ивановна связала нас еще с одним краеведом, чусовлянкой Никулиной Натальей Владимировной и вывела на березниковских туристов, 25 лет назад сумевших почти полностью пройти маршрутом Ермака на моторных лодках-дощаниках. Экспедиция проводилась в два этапа. В 1981 г. туристам из клуба «Парма» АО «Азот» удалось проплыть только до устья р. Серебряной, а на следующий год – полностью до Тобольска. Фотоотчет об этих путешествиях недавно выложен на www.ermak-400.narod.ru (жаль, что без дневников).

Принимавшие нас фотограф экспедиции Кейсер Моисей Абрамович и радист Шишмарев Сергей Викторович давно уже стали пенсионерами. Как и руководитель похода Владимир Плющев, с которого в пору его молодости местный скульптор лепил статую... Павлика Морозова.

Второй поход продолжался с 28 мая по 17 июля 1982 г., 50 дней. За это время у путешественников свои деньги закончились и они зарабатывали, ремонтируя в деревнях телевизоры и радиоприемники. Всего путешественниками от Березников до Тобольска было пройдено 2400 км.

Наши приехали!

До Перми мы с Сергеем доехали за 2 дня, имея на велокомпьютере уже по 320 км. Дорога скучная и однообразная, все дни моросит дождь. Всего одно впечатление и осталось, что стоящее на обочине «Дерево влюбленных», обвязанное ритуальными тряпочками. В советское время обвешанные ими сучки партийные чиновники спилили и с тех пор лоскутки крепко-накрепко завязывают вокруг раздвоенных стволов старой лиственницы.

С завидной регулярностью встречаются информационные таблички о нефтедобывающих предприятиях и нефтепроводах. Их здесь великое множество. Иногда мы видим и сами «качалки».

Дорожный указатель предупреждает о необходимости быть внимательным: в автоавариях здесь погибли 255 человек. Немало. Но на таком же щите, который снова нам попадается через 60 км, почему-то указана цифра уже 49 человек.

Как бы в подтверждение, встречаем недавно извлеченную из кювета совершенно разбитую «девяносто девятую». И хотя руль и сиденье шофера почти слиплись, следов крови не видно. Значит, все же повезло водителю. Больше аварий мы не видели.

Ночевали в заброшенном доме в д. Ярино, предварительно промокнув под двухчасовым ливнем. Необычно спать в доме, где давно уже никто не живет, провалена крыша, но остались детские игрушки и туфельки, а в шкафу полно всякой одежды. На стене все еще висит календарь за 1991 г. – этот дом, как и многие другие, разорила «перестройка».

Утром выезжаем в морось, которая сопровождает нас до самой Перми. Слово "пермь" пришло от финноязычных вепсов, населявших землю между Онежским и Ладожским озерами. Именно здесь проходили первые пути новгородцев на европейский Север. Встретившись с вепсами, новгородцы, естественно, интересовались еще более дальней северной землей. На языке вепсов далекая земля, или земля за рубежом, и называлась "перама". Вепское "перама" было переделано сначала в "перемь", а затем в "пермь".

Вечером в районе Камской ГЭС мы встретились с сыном М. А. Кейсера Романом, которому дали развернутое телеинтервью для НТВ.

После чего еще съездили в микрорайон Мотовилиха и посмотрели музей Пермского орудийного завода.

Вообще-то он был закрыт, но сторож - добрый человек, показал нам все экспозиции. Завод начинался в 1736 г. как медеплавильный (поставляли металл на монетный завод в Екатеринбурге), в 1863-м был преобразован в казенный сталепушечный завод, строил пароходы и паровозы, огромные шатуны и валы двигателей для броненосцев и крейсеров, бронепоезда, драги и экскаваторы.

Но основной продукцией предприятия всегда были все-таки пушки, снаряды, баллистические ракеты и пусковые установки, которыми воевали и в Империалистическую, и в Гражданскую, и во Вторую мировую, и современные войны. Мотовилихинской ракетой был сбит американский самолет-шпион, пилотируемый Френсисом Паэурсом (1960 г.). Вся эта боевая техника выставлена во дворе музея, в том числе и огромная корабельная пушка, в дуло которой я свободно залез. Еще бы, ведь его диаметр сравним с размером велосипедного колеса.

В соседнем здании находится музей изобретателя дуговой электросварки Н. Г. Славянова (тоже закрытый).

После музея Сергей созвонился с казаками Прикамского отдельного казачьего округа (начальник штаба Пермского городского отдела ротмистр Владимир Елагин), которые приютили нас в Нагорной часовне (Индустриальный район города). Спали на лавках, прямо под образами.

С утра мы осмотрели краеведческий музей (всем рекомендуем). Мне был особенно интересен породивший нефть пермский геологический период (286-248 млн. лет назад), и находки динозавров (они появились на 60 млн лет позже), а также образцы украшений пермского звериного стиля (8 в. до н. э. - 4 в. н. э.), заимствованного у скифов, кочевавших по территории нынешних Хакасии и Алтая. Фигурки просты и суровы. Ни изящества поз, ни гибкости линий, только мощь и сила заключена в этих лаконичных, спрессованных жесткой симметрией формах. И я прилично потратился на бронзовые копии культовых фигурок.

Потом сходили в картинную галерею. В ней стоит посмотреть только одну экспозицию – выставку пермской деревянной скульптуры. Только здесь, для облегчения мирной христианизации остяков и вогулов, делались деревянные изображения Бога Саваофа, Христа, Божьей матери и др. в виде скульптур, аналогичных языческим идолам местных богов. Шедевры пермской деревянной скульптуры отличаются человечностью и обаянием, глубинными чертами народной жизни Прикамья. Характерно в этом плане вывезенное из г. Усолье распятие И. Христа. У него широкоскулое лицо пермяка, редкие усы и бородка клинышком.

Всего в музее собрано около 370 таких скульптур, взглянуть на которые приезжают ученые и туристы со всего мира.

К обеду, как и было условлено заранее, в Пермь приехали Маша с Димой. Мы встречали их на вокзале вместе с пермяком Velomaх’oм – Максимом Кимерлинг.

Потом Макс покатал нас по городу и мы посмотрели множество оригинальных городских скульптур (круче всех - «Пермяк соленые уши» и памятник «народному доктору» Ф. Х. Гралю), опять посетили Мотовилиху - осмотрели диораму событий 1905 года и в тамошнем музее потоптали педаль деревянного велосипеда (неизвестно, откуда он взялся и когда его сделали), дали интервью уже другому телевидению, пообедали около какого-то магазина, повстречались с пермскими велофорумчанинами и, наконец, нас коллективно сопроводили далеко за город, чтобы не заблудились.

На ночевку встали на берегу Чусовой («чусь-ва» - быстрая вода), где нас нещадно покусали потомки тех комаров-кровопийцев, которые когда-то также жрали и Ермака «со товарищи».

И вот, что прислали Витсену и что он пишет дальше о Ермаке:

Относительно завоевания Сибири, происходившего больше 100 лет назад, мне оттуда пишут еще следующее короткое сообщение:

«Ермак Тимофеевич, который занял Тобол, убежал с Волги, где он разбойничал, вверх по Каме, и пришел к реке Чусовой. Там был известный богатыми землями Строганов. Еще и в настоящее время эта семья владеет большим количеством земли (70 немецких миль). К деду этого Строганова пришел Ермак просить помощи, чтобы добиться прощения у его Царского Величества. Тот [Строганов] протянул ему руку помощи, дал корабли, оружие, рабочих людей и прочее. Так он пошел по реке Серебрянке, которая впадает в Чусовую. Там он переволок свои суда сушей до реки Тагил. Спускаясь по ней, он пришел в Туру и занял город Тюмень. Здесь он перебил всех людей и подошел к Тоболу. Он захватил его. Там правил один тартарских князь по имени Алтанай Кучумович, иначе Кучум, сын сына которого и сейчас еще жив и в Москве известен под именем Сибирского Царевича. Его очень щедро содержат, он пользуется благодеяниями и почетом. Также говорят, что теперь еще есть кое-где мелкие сибирские князья, которых Ермак захватил в плен и послал ко двору. Он этим подвигом достиг своей цели: добился милости и прощения за свои разбои. Однако он не долго пережил свои победы, ибо во время вылазки из Тобола его преследовали тартары так, что он не успел подойти к судам, упал в воду и утонул. Здесь кончается присланное мне короткое сообщение.»

И еще одно, самое длинное и самое подробное:

«Другие письменные сообщения передают вышеупомянутое происшествие следующим образом:

«В 1572 г. после рождения Христа, в царствование царя Ивана Васильевича, несколько вольных донских казаков, под предводительством их атамана Ермака Тимофеевича, покинули Дон и тайно направились к реке Волге, где они причиняли большой убыток государству, грабили всяких людей, а некоторых убивали.

Они свозили все награбленное на своих судах так, что как бы запирали Волгу, не пропуская никого из Астракани с товарами. И хотя царь посылал против них разных русских людей с низовскими воинами, все же этот атаман их всегда разбивал и рассеивал.

В 1573 г. Его Царское Величество собрал большое войско, сухопутное и речное, и отправил со всякими военными припасами, против этих казаков . Но, когда последние об этом узнали, они, не дожидаясь войска, отправились вверх по большой реке Каме, на 60 верст выше города Казани. Они покорили бывших подданных казанского царя Симиона – черемисов, мордву, вотяков, башкирцев и других тартар, живущих по этой реке, и по реке Вятке. Так как это очень отсталый народ, который не знает огнестрельного оружия, то он [Ермак] легко их покорил. Всем этим людям он приказал подчиняться Его Царскому Величеству Ивану Васильевичу. Он взял у них заложников и дань мехами для Его Величества. Он захватил города Рыбный, Чертов Городок, Алабуху, Сарапуль, Осу с окрестными землями, и их подчинил его Царскому Величеству Ивану Васильевичу. Отсюда, направляясь по реке, он достиг места, где жил некий Строганов. Этот человек был родом из Новгорода (Другие говорят, что он происходил из Золотой Орды) , но за несколько лет до того, когда царь Иван Васильевич с большим войском пошел туда, чтобы наказать новгородцев за восстания и сопротивление, этот Строганов, с доброй частью своих сокровищ и со всем семейством убежал за Пермь, Устюг, мимо Кайгородка и поселился здесь, так как эта страна изобилует всем – мясом, фруктами и пушниной. Хотя атаман (Это значит, как бы, глава, начальник) со своими казаками были не очень приятны этому Строганову, все же он их всех прекрасно и обильно угощал, ибо был очень богат. Затем он им рассказал о Сибирском царстве, со всеми подробностями: что страна изобилует разной ценной пушниной, что люди там не храбры и беспечны. Главный город находится примерно в 4000 верстах от них [от строгановских мест]. Далее он рассказал, что до границ лишь 500 верст и сейчас самое подходящее время оказать услугу царю Ивану Васильевичу и получить от него прощение за совершенные преступления. Он желает их снабдить пушками, ружьями или мушкетами, порохом, свинцом, судами и военными припасами. Это очень понравилось атаману Ермаку Тимофеевичу и его товарищам. Тот обещал постараться, если он, Строганов, не оставит его. Все необходимое для похода приготавливалось со всей серьезностью, и Строганов прекрасно угощал атамана и его товарищей. Когда все необходимое было готово, атаман отправился со своими людьми вверх по реке Утке. Эта река протекает через дикие степи, или пустоши, и берет свое начало из огромных Верхотурских скал, или гор, и впадает в большую реку Каму.

Лирическое отступление о картах


Поход Ермака. С. Павловская

Вот схема, как примерно выглядел поход Ермака. Если по прямой, то от Соликамска до Тобольска 677 км. Но двигаться тогда можно было только по рекам, а реки петляют. Возможно, что и расстояния между населенными пунктами измерялись раньше по руслам соединяющих их рек? Вот так, например, петляет река Тура, по которой, судя описаниям, Ермак добирался из Туринска в Тюмень:


И как тут без карты разобраться, как тебе попасть из пункта А в пункт Б?

Если бы путь лежал только по одной реке, но ведь надо еще и делать переходы с одной реки на другую, чтобы попасть именно туда, куда тебе надо. А Ермак похоже шел вполне целенаправленно – в главный город, столицу. Возможно, у него была с собой вот такая карта?



Это карта из «Чертежной книги Сибири» Семена Ремезова (север внизу)

«Чертежная книга Сибири», составленная в 1701 г. тобольским боярским сыном Семеном Емельяновым Ремезовым и изданная в 1882 г. Т.е. понятно, что у Ермака в 1572 году ее быть не могло.

В основном все, известные сейчас карты Сибири, составлены западноевропейскими картографами. И получается, что русских карт до 18 века вроде как вообще не было?

Вот еще одна русская карта:


Чертеж Сибири Петра Годунова 1667 год.

Тоже почти на 100 лет моложе похода Ермака.

Считается, что карта Тартарии Николааса Витсена является первой в Западной Европе подробной печатной картой, на которой была изображена вся территория Сибири вплоть до берегов Тихого океана.


Николаас Витсен карта Тартарии 1690 год

Краткая история создания этой карты:

Через 25 лет после поездки в Москву, в 1690 году Витсен опубликовал первую карту Сибири и книгу комментариев «Северная и Восточная Тартария», в которой он описывает Сибири и соседние страны (1692/1705). Это было первым голландской углубленным изучение России того времени. Он использовал карты, которые он получил от Андрея Виниуса. Andrej Winius, сын эмигрировавшего в Россию дальнего родственника Витсена, который был амстердамским купцом и дорос до почтмейстера (начальника почтового учреждения) Российской империи. Он, как никто другой, имел возможность увидеть новые тайные рукописные карты и вести незаметную переписку с Витсеном. (Вот видимо, откуда у Витсена было столько сообщений из России? – прим. мое ) Благодаря Виниусу Витсен стал в Европе известным картографом Сибири.

Вот что пишет об этой карте советский и российский истории Борис Петрович Полевой:

«Выдающийся историк Сибири акад. Г. Ф. Миллер (1761) писал: «Сей картой начинается новый период в землеописании и истории ландкарт в России», так как Витсен «первым изобразил на ней все от Енисея к востоку лежащие страны, хотя не в совершенной подлинности, однако гораздо точнее, нежели все его предки.»

"Попытаемся уточнить, какими же русскими источниками пользовался Н. К. Витсен при составлении своей нашумевшей карты Татарии «1687 г.»
Прежде всего Н. К. Витсен использовал различные сибирские географические чертежи . «Особенно полезной была, - писал он, - небольшая, резанная по дереву карта Сибири, сделанная по приказу царя Алексея Михайловича заботами сибирского воеводы Петра Ивановича Годунова». Карта охватывает северные области от Новой Земли до Китая» (Witsen, 1692, предисловие). Очевидно, что здесь речь шла о чертеже Сибири 1667 г. Но недавно нам стало известно, что к этому общему примитивному чертежу был сделан целый атлас, состоявший из серии путевых чертежей (Полевой, 1966). Так, под № 4 и 5 в этом собрании чертежей - «прилогов» были подробные чертежи р. Исети. Нетрудно убедиться в том, что Н. К. Витсен располагал и этими чертежами . В своей книге «Северная и восточная Татария» Н. К. Витсен (Witsen, 1705, стр. 766) выразил сожаление, что при изготовлении своей карты не смог из-за недостатка места показать на ней многие подробности с чертежа "

Продолжение прерванного сообщения о Ермаке:

«В 1574 г. атаман Ермак со своими товарищами оставался у этих Верхотурских гор, около истока реки Утки, до первого зимнего пути. Здесь он разгрузил свои суда, приготовил лыжи (Это приспособления, на которых передвигаются зимой) и нарты, перешел через эти горы, направляясь примерно к истокам реки Ницы. Эти реки – Ница, То, Верхотурка, Тобол, Обдора, Пелым, Исеть и еще другие – все выходят из названных гор и впадают в большую реку Обь. Обь впадает в океан или в Сибирское Мангазейское студеное море, откуда город Мангазея и получил свое название. Этот город стоит на реке Мангазея, которая там впадает в море. От устья реки Мангазеи можно в 2 или 3 недели мимо Пуст-Озера или Печоры доехать до Архангела. От Верхотурья, направляясь водным путем в Сибирь, идут вниз по реке Ницы, а затем по реке Тобол, мимо города Тюмени, дальше, к городу Тобольскому. Река Тобол впадает в большую реку Иртыш, под городом Тобольском. От Тобольского, вниз по реке Иртыш, проходят мимо Дамянского и местечка Саморовский Ям. На обоих берегах всех этих рек у лесов живут несколько народностей особой веры, в юртах. Несколько ниже Саморовского Яма река Иртыш впадает в Обь. От устья реки Обь можно на сибирских судах добраться мимо Пуст-Озера до Архангела, и это расстояние 6000 верст. Между Верхотурьем и Тоболом люди были данниками сибирского царя Кучума. Атаман со своими казаками усмирил их всех и привел в подданство русского царя, взяв у них постоянных заложников. Он наложил на них дань в виде пушнины, предупреждая их оставаться непоколебимо в повиновении его Царскому Величеству.

Отсюда он пошел по рекам до Верхотурья, Ницы, Исети, Пелынькою, Тавды до города Тюмень. Этот город стоит между реками Тобол и Тюмень. Он храбро штурмовал город, занял его и тоже подчинил его Царскому Величеству. Когда царь Кучум узнал, что атаман со своим войском занял его города: Тюмень, Верхотурье, Томской, Пелым и другие – и подчинил их Его Царскому Величеству, он был сильно поражен, ибо Тюмень стоит лишь в 180 верстах от главного города Тобольского. И Кучум отправил своего любимого советника мурзу Канчея с войском в Тюмень, чтобы не допустить атамана ближе, а если возможно, отобрать захваченные города. Но атаман обратил этого мурзу со всем его войском в бегство. На другом берегу, в пяти верстах от Тюмени, он убил многих из ружей и взял в плен самого раненного Канчея. Из этой стычки осталось очень мало тех, кто мог бы ему [Кучуму] принести известия.

Когда царь Кучум услышал об этом поражении, он был еще больше устрашен, но, посоветовавшись со своими приближенными, он решил разослать по всему царству гонцов, чтобы все его подданные, от мала до велика, без всякого промедления явились к нему. Посылал им вместо писем золоченые стрелы, чтобы они не ждали другого известия ; все ослушники будут казнены. Он велел сказать, что против них идет могучий враг (неведомо, кто он и откуда), причиняя стране очень большой ущерб и намереваясь покорить все царство. Когда его подданные и орды узнали это от своего князя, они с большим рвением собрались в город Тобольской, или Тобол, с женами и детьми, что составило большие полчища.

Царь Кучум несколько ободрился и набрался храбрости. Он посылал ежедневно гонцов, узнать, где находился атаман, и они доложили ему, что он идет прямо на него. Услышав это, он отправил свою супругу Симбулу с детьми на лошадях и верблюдах вглубь страны, в степи, в свое увеселительное место на Набоалак, где теперь стоит большая деревня. Из Тюмени атаман со своим войском спустился по реке Тобол на судах до главного города Тобольского. Этот город стоит на реке Иртыш, ибо река Тобол впадает около города в реку Иртыш, и на реке Курдюмке, на очень высокой горе, окруженной деревянной стеной (Теперь она из камня). Он [атаман] расположился на расстоянии примерно 7 верст от города, на месте, где теперь деревня Шишкина. Здесь он захотел переночевать. На другой день, перед восходом солнца, когда эти люди, по своему старому обычаю, еще спали (ибо вечером они сидят долго, а утром встают поздно), атаман ушел из названного места, пришел со своими судами к Тобольскому и расположился на лугу. Утром, когда взошло солнце, царь Кучум увидел своего врага перед самым городом.

Он немедленно выслал против него своих людей, вооруженных стрелами и луками. Атаман, увидев такую толпу людей, идущую на него, и еще больше людей наверху горы и в городе, приказал своим казакам зарядить пустыми пыжами пушки, ружья и мушкеты, чтобы подбодрить врагов. Те, которые шли из города, бросались с величайшим криком на казаков. Но , держась в сомкнутом строю, отступили в полном порядке, стреляя одними только пыжами, вследствие чего никто из врагов не был убит.

Когда кучумцы это увидели, они стали храбрее и смело набросились на врагов, которые вернулись к своим судам. Затем атаман велел отчаливать, и они поплыли вверх по Иртышу, дальше на 2 версты, до того места, где в него впадает Тобол. Здесь он оставался двое суток, приказав казакам чистить и держать наготове свое оружие и заряжать его четырехугольными кусками железа и пулями, такими зарядами, какие только может выдержать оружие. Он обратился к ним с речью, чтобы они вспомнили обо всем том зле, которое делали Его Царскому Величеству Ивану Васильевичу и христианству, пролив немало невинной крови, и чтобы теперь они мужественно сражались, тогда они не только разобьют этих неверных язычников, но и добьются милости и прощения царя. Услышав это от своего атамана, они отвечали ему со слезами на глазах, что готовы мужественно сражаться за Его Царское Величество и христианскую веру, они готовы рискнуть своей головой, «и мы (сказали они) вам покорно повинуемся и выполним все, что Вы нам прикажете».

Затем атаман со своими судами и 600 человек вернулся к городу Тоболу и бросил якорь на прежнем месте. Кучум, увидев своего врага второй раз перед городом, обратился к своему народу с такими словами: «Мои храбрые герои, любезные и честные воины, нападайте без боязни и малодушия на этих нечистых собак – казаков. Их оружие не может нам повредить, ибо наши боги защищают нас. Только стойте храбро, а я вознагражу вас за вашу службу». Эти люди разных племен и верований (Некоторые из этих сибиряков были магометане, а другие – язычники) , услышав это из уст своего князя, с великой радостью бросились из города, призывая друг друга к мужеству. В городе остались только царь Кучум с некоторыми советниками, чтобы с высоты наблюдать за битвой. Тогда его люди с большим шумом набросились на казаков, под крики: «Магомет с нами!» И всякий шел за свою веру. Атаман приказал своим людям, чтобы лишь одна половина палила из своих мушкетов, а пока те их перезаряжают, другие стреляют из своих ружей. Он внушал им быть храбрыми такими словами: «Братья, не бойтесь этой большой толпы неверных, ибо с нами Бог». Битва началась во 2-м часу дня и продолжалась до вечера. Это было 21 мая 1574 г..

Наконец, атаман Ермак Тимофеевич победил, нанеся своим врагам разных племен и верований большое поражение, взяв многих живыми в плен. , одновременно с отступающим врагом, вошли в город. Царь Кучум, видя великое поражение своего войска, убежал с немногими людьми к тому месту, где были его супруга и дети, находившиеся на расстоянии около 20 верст от города. В городе Тобольске лежали две большие железные литые пушки, длиной в 6 локтей, стрелявшие ядрами в 40 фунтов. Кучум приказал во время битвы зарядить их и стрелять сверху во врагов. Но они не сумели стрелять в них, поэтому он с ужасным проклятием велел сбросить их [пушки] с высоты в реку Иртыш. Так атаман Ермак Тимофеевич занял город Тобол, оставаясь здесь в течение 6 недель. Самых знатных жителей он взял в заложники. На них и окрестных людей он наложил дань, с каждого охотника по 10 соболей с хвостами для его Царского Величества, и приказал им жить под покровительством [русского] царя. Атаман велел вытащить из реки одну из этих железных пушек с лафетом и привезти ее обратно в город, где она и стоит до сего дня.

Из Тобола атаман Ермак Тимофеевич послал одного из своих лучших казаков (вместе с пятью другими) по имени Гроза Иванович, к царю Ивану Васильевичу в Москву, и с ними собранную дань из 60 соболей с пупками и хвостами, 50 бобров, 20 лисиц чернобурых и 3 знатных пленников из войска Кучума, с челобитием, чтобы его Царское Величество милостиво простил атаману Ермаку Тимофеевичу и его товарищам совершенные преступления, ввиду их верной и трудной службы. И чтобы царь послал кого-нибудь, по его усмотрению, воеводой в Тобольск, кто мог бы принять столицу, вместе с другими городами и землями, и охранять их от имени его Царского Величества . Когда этот посол Гроза Иванович с товарищами и пленными явился в Москву, он пал в ноги его Величества, моля о милости и прощении за совершенные раньше злодейства, ради тяжелых трудов, положенных ими за его Царское Величество.

Просил, чтобы царь соблаговолил принять дань, которую они собрали для его Величества, и пленных, которых они привезли, и соизволил послать туда кого-нибудь, кто бы мог принять от них главный город со всеми другими занятыми городами. Этими известиями царь был сильно обрадован. Он со всем духовенством поблагодарил Бога в Великом Апостольском Соборе за эту победу, роздал бедным очень много милостыни, простил атаману Ермаку Тимофеевичу и всем его казакам совершенные ими преступления ради этой службы. Он приказал принять от них привезенную дань и пленных и обильно угостить этих казаков. Допустил их к целованию руки и велел обеспечивать им ежедневно богатое содержание. Затем, отпуская их, его Величество пожаловал атаману Ермаку Тимофеевичу и всем казакам, каждому особо, несколько подарков. Ермаку он послал кафтан из шелковой ткани, вышитый золотыми цветами, с бархатными украшениями, и двойной дукат. А каждому казаку кусок сукна на кафтан и кусок дамаста, кусок бархата на шапку и каждому по золотой копейке*. Серебряная копейка стоит 5 центов.

Еще письмо с большой золотой печатью, в котором царь хвалил их героический подвиг, прощал прежние злодеяния и выражал желание, чтобы они и в будущем продолжали свою верную службу, за что он их богато вознаградит, что зимой он туда пошлет воеводу, а пока пусть он, атаман Ермак, управляет всеми занятыми местами и собирает дань. В том же году, осенью, этот Гроза Иванович прибыл из Москвы в Тобол, привезя с собой почетные дары и письмо и прощение Его Царского Величества, чему атаман и казаки весьма обрадовались. Они молили Бога о здоровье и долгой жизни Его Величества.

После получения этого письма с помилованием и дарами Его Величества, атаман со своими казаками решили продолжать войну с царем Кучумом, оставив несколько верных казаков как гарнизон в занятых городах и местечках. В Тоболе он оставил Грозу Ивановича с шестьюдесятью казаками, а в других местах – атамана с 30-ю казаками, хорошо обеспеченными ружьями и военными припасами. Когда Его Величество отправил казака Грозу Ивановича из Москвы обратно к Ермаку, он дал Грозе открытую грамоту с большой висячей печатью, в которой было сказано, что все, кто желал с женами и детьми ехать в Сибирь, в Тобол или другие завоеванные города, могут свободно и беспрепятственно туда отправиться. Было приказано давать таким людям свободный пропуск. И в том же году с Грозой добровольно переселились в Сибирь 1500 человек с женами и детьми, Его Величество приказал епископу перевезти из Вологды 10 священников с женами и детьми вместе с Грозой на вольных подводах (Телеги или сани) , и сверх того [дать] каждому 20 рублей денег.

Когда Ермак Тимофеевич во всех городах устроил надлежащий порядок, он с 6 сотнями казаков отправился вверх по Иртышу до реки Сибирки, которая за 15 верст от города впадает в Иртыш. Там еще находился царь Кучум, в большом страхе и тревоге. Не доезжая полутора верст до этого места, атаман Ермак приказал привязать у крутого берега свои лодки и устроился с войском в степи ночевать. Он приказал, однако, поставить кругом стражу, по старому своему обычаю. В полночь два казака, стоявшие на страже, были схвачены осторожно подкравшимися людьми Кучума. В лагере поднялась суматоха. Враг, вооруженный луками, стрелами и копьями, напал на них с большим шумом и ограбил их военные припасы. Атаман, спавший в палатке посреди лагеря, услышав шум, выбежал и крикнул своим казакам: «Братья, не бойтесь этих неверных, а возвращайтесь к вашим лодкам!» Когда они вернулись в лодки, атаман Ермак прыгнул с высокого берега в свою лодку, но так как сделал слишком длинный прыжок через 3 лодки, упал в воду.

Так как река здесь очень глубокая, а на нем были два панциря и сверх того еще железные нарукавники, то он погрузился [в воду], как камень, и безвременно погиб. Однако в этой схватке погибли со стороны Кучума брат его супруги мурза Булат и 65 простых людей. Так казаки потеряли своего храброго предводителя атамана Ермака Тимофеевича. Они захватили в плен 5 человек, которых забрали в свои струги, или лодки, и вернулись в Тобол, не доставив только двух вышеупомянутых пленных. Как только казаки удалились, Кучум приказал своим рыбакам и другим разыскать тело утонувшего Ермака Тимофеевича, обещая тому, кто его найдет, столько серебра, сколько весит тело. «Ибо, – сказал он, – как достану его, велю разрубить на мелкие кусочки, и съем его сам с моей супругой и детьми, как врага моего и моего царства». Тогда казаки, возвращаясь обратно, чтобы не остаться без главы, выбрали атаманом, на место Ермака Тимофеевича, упомянутого Грозу Ивановича.

В 1575 г. атаман Гроза, совершив, по своему обычаю, службу в церкви, в таких же лодках, как и прежде, отправился с 1000 казаками вверх по Иртышу и дошел до места Абалак, где еще держался Кучум. Тот выслал против него своего шурина, Ики Ирку, но атаман Гроза разбил этого Ики Ирку и 540 человек. Взял в плен живыми 20 человек. Из его людей было ранено лишь 6 человек. Царь Кучум, увидев, что его народ как бы тает, убежал с женой и детьми к калмакскому хану Абдар Тайше, который приходился ему дядей. Этот Кучум имел 7 настоящих жен, хотя одна из них была главной, и 25 наложниц. От первых он имел 5 сыновей, а от последних – 12.

После этого Кучум со своими сыновьями большими полчищами часто нападал на завоеванные [казаками] места, надеясь возвратить свое царство. Но они ничего не достигли, и с Божьей помощью, их всегда разбивали».

Здесь заканчивается указанное выше сообщение.

После смерти атамана Ермака Тимофеевича, атаман Гроза Иванович со своими казаками отправился из Тобол по реке Иртыш до Оби и спустился по Оби до Березова. (Что касается правописания собственных имен рек, народов и городов, я придерживался присланного текста, но в наше время они несколько изменились.) Это довольно крупное поселение. На всех людей, живших по обоим берегам большой реки, до самого океана, атаман наложил дань, на каждого человека – по его состоятельности. Он построил город Березов и в него поместил заложников, взятых от окрестных народностей, с условием, заменять их каждые полгода, если на их место назначат таких же влиятельных людей. Их знатнейших он взял с собой в Тобол. Этот поход совершил он в один год. Привел в подданство все эти народы и не только их, но и тех, которые живут по берегам рек Обдора), Сосьва, Вогулка, Комда, Мрасса и по другим рекам.»

Из этих сообщений становится понятно, что Сибирь того времени была густо населена, и это были не просто разрозненные кочевые племена, но хорошо организованное государство. С большим количеством городов, и развитым сообщением между этими городами. По названиям рек и городов можно вполне судить о том, на каком языке говорили жители этой страны. Не понятно только кто такой был Ермак Тимофеевич? Ведь Ермак –это кличка, а не имя? И кто такой атаман Гроза Иванович? (По Иван Гроза или Гроза Иванов) Почему другие люди того времени имели имена, отчества и фамилии, а они только клички?

Также не совсем понятно из этих сообщений, как небольшой казачий отряд Ермака мог покорить целое государство?

Ермак - один из наиболее известных в народе победителей Сибирского ханства. Походы Ермака в Сибирь – одна из самых ярких в истории России. Происхождение Ермака доподлинно неизвестно. По одной из версий, Ермак был уроженцем поселения на реке Чусовая, находящейся на Среднем Урале. По другой версии, Ермак был родом с Дона. Также популярна теория о происхождении Ермака из поморья (сейчас – Архангельская область). Фамилия Ермака не известна. Согласно дошедшим до наших времен преданиям, Ермак был атаманом дружины волжских казаков, которые жили нападениями на купеческие караваны.

Сибирский поход Ермака

С 1573 года русские поселения в районе реки Кама систематически подвергались набегам войск сибирского хана Кучума. Также сибирский хан противостоял союзу сибирских племен с Россией: убивал, забирал в плен, обкладывал их тяжелой данью.

В 1574 году Иван Грозный закрепил за богатыми купцами Строгановыми земли на восточных склонах Урала по реке Тобол и ее притокам. Строгановым было даровано право строить крепости в Зауралье и обеспечивать защиту этих земель. Для обороны и освоения Зауралья Строгановы казацкий отряд во главе с Ермаком.

Приводятся разные даты начала похода Ермака, но общепринятой является 1 сентября 1581 года. Именно в этот день дружина Ермака общим составом 840 казаков выступила в поход на Сибирь. Перевалив через Уральский хребет, в связи с наступлением зимы, отряд остался на реке Чусовой. Весной дружина начала продвижение на восток.

На стругах (русское плоскодонное парусно-гребное судно) казаки прошли по сибирским рекам Тагилу, Туре, Тоболу. Казацкий отряд направлялся в столицу Сибирского ханства. На пути следования отряд Ермака принял несколько крупных сражений с войсками Кучума. Решающее сражение с Кучумом произошло 4 ноября 1582 года. Местное население не поддержало сибирского хана, и Кучум потерпел поражение. Хан Кучум бежал в южные степи.

8 ноября 1582 года отряд Ермака занял Кашлык – столицу Сибирского ханства. Через несколько дней ханты (коренные жители Западной Сибири) пришли с дарами к атаману Ермаку. Ермак встретил их с уважением. Вслед за хантами с дарами явились местные татары. Ермак также отнесся к ним с уважением, разрешил вернуться в свои селения и обещал защиту от Кучума. Народы, которые признали русских, Ермак облагал обязательной данью. С этого момента они считались подданными русского царя.

Семье богатых уральских купцов и солепромышленников Строгановых в середине XVI в. царь Иван IV пожаловал земельные владения, граничащие с Сибирским хенством. Строгановы обязаны были строить здесь не свои средства городки с острогами (укреплениями), набирать себе пушкарей и пищальников (стрелков) я для бережения» от воинственных соседей. В нечале 80-х гг. XVII столетия Строгановыми был нанят отряд волжских казаков во главе с атаманом Ермеком Тимофеевичем.

В то время Сибирское хенство неприязненно и, более того, вреждебно относилось к России. Отряды татарских князей - вассалов сибирского хене Кучуме - нередко тревожили земли Строгановых набегеми и всерьёз «приступали к острогу» в Чердыни - гневном опорном пункте России в Приуралье.

В ответ на зто осенью 1582 г. казаки Ермаке отправились в поход на Кучуме. В распоряжении атамана было всего лишь 540 человек или немногим более того, но зто были опытные, закалённые воины, вооружённые пищалями - тяжёлыми пороховыми ружьями, бывшими новинкой для их неприятеля. Горстке кезеков противостояли войска, превосходившие их по численности во много раз, но не зневшне боевой дисциплины и не имевшие никекого опыта обращения с огнестрельным оружием: у Кучуме были свои пушки, но ни он, ни его воины не сумели воспользоваться ими в боях с Ермаком. В течение нескольких месяцев вооружённые силы Сибирского ханства были разбиты по частям. Ермак и его товарищи заняли столицу ханства - город Кашлык. Нельзя сказать, что победа была лёгкой и бескровной. Особенно упорным было срежение у озере Абалак с отборными воинами царевиче Маметкуле в декебре 1582 г.; в зтом бою пало несколько десятков казаков, прежде чем был достигнут успех.

Летом 1583 г. Ермак прислал своих людей к самому Ивану IV с известием о том, что его кезеки «царство Сибирское взяли и многих живущих тут иноязычных людей под его государеву царскую высокую руку подвели...».

После целого ряда поражений в Ливонской войне сообщения об удачах в Сибири были восприняты в Москве с огромной радостью. Царь одарил посланцев деньгами и сукном, в не помощь Ермаку вскоре отправился отряд князя Семёне Волховского. Однако как сем Волховской, тек и многие из его стрельцов и некоторые казаки умерли в Кашлыке зимой 1584 г. от острого недоедания и страшных морозов, стоявших в ту зиму. Несмотря не зто, Ермаку полтора года удавалось сохранять за собой сибирскую столицу и отбивать новые набеги татар.

Кучум перекрыл пути подвозе хлеба из Бухары в Кашлык. Ермак вынужден был отправиться в новый поход, чтобы снять Кучумов заслон, - инече казакам грозила голодная смерть. В ночь с 5 на 6 августа 1585 г. Кучум внезепно напал на лагерь казаков, почему-то не выставивших охрану. Пало множество соратников Ермаке, прочие же устремились к стругем (судам), чтобы уйти от погони по реке. Атаман до конца прикрывал отступление своих товарищей и в последний момент попытался запрыгнуть в уходящий струг. Но прыжок уставшего, израненного воина был неверен - Ермак упал в воду, и тяжёлая кольчуга потянула его ко дну. Так окончил жизнь покоритель Сибири.

После гибели Ермака борьба за Сибирь продолжалась ещё довольно долго. Кашлык русским вновь удалось занять лишь через несколько лет, е остатки орды Кучуме были разгромлены отрядом Андрея Воейкова в 1598 г.