Болезни Военный билет Призыв

Какие могут быть последствия. Откладывание дел на потом — прокрастинация

Инструкция

Для начала нужно уменьшить напряжение в жизни, работая ради удовольствия, а не потому, что так нужно. Самый простой способ убрать лишнее напряжение – увеличить время для досуга. Нужно решить заранее, сколько времени вы готовы выделить на досуг, а затем распланировать часы работы.

Есть определенная стратегия для повышения продуктивности. Нужно поделить рабочее время на три равных части. Одна часть выделяется для работы, вторая часть для развлечений и третья для отдыха. Необходимо признать для себя одинаковую важность работы и досуга для того, чтобы одно не посягало на другое.

Часто случается, что в расписании дня больше дел, чем физически возможно выполнить. А это зачастую приводит к перенапряжению. Нужно остановиться на секунду и просто вычеркнуть лишнее, поделив дела на важные и второстепенные.

Люди часто откладывают работу, когда чувствуют себя эмоционально и физически истощенными. Когда лень одолевает, даже простые задачи кажутся очень трудными, поскольку уровень вашей энергии гораздо ниже необходимого. Физические нагрузки помогут поднять уровень энергии, после чего все поставленные задачи покажутся вам гораздо легче, а ваше сопротивление взяться за них уменьшится. Человек, активно занимающийся спортом, гораздо продуктивнее того, кто в плохой физической форме, даже при равной сложности задач.

Если не хватает мотивации, то самое время взглянуть на жизнь с другой стороны и открыть свою истинную цель. Пока вы не найдете вдохновляющий жизненный идеал, вы не сможете реализовать свой истинный потенциал.

Нехватка правильной организации жизни зачастую приводит к непреднамеренному откладыванию . Нужно выделить дурную привычку и сознательно заменить её новой. Например, если вы просыпались в обед, то измените привычку в корне и просыпайтесь на рассвете. Научитесь правильно управлять своим временем и привычками.

Нехватка полезных навыков может повлиять на откладывание работы, из-за опасности неудачного опыта. Существует несколько способов решения этой проблемы. Нужно обучиться, делегировать, либо вовсе отказаться от задачи. То, что вы не можете сделать сегодня, не означает, что вы не сделаете этого никогда. Необходимо нужным навыкам немедленно и очень скоро вы станете профессионалом.

Не нужно постоянно стремиться к совершенству, потому что это неизменно приводит к стрессу, который отбрасывает вас от выполнения работы. Если постоянно откладывать работу до последней минуты, то невозможно будет получить идеальный результат. Единственным решением будет признание того, что вы обычный человек и несовершенная работа, подготовленная сегодня, гораздо ценнее, чем совершенная, но отложенная на длительный срок. Победив пагубную привычку откладывания дел, вы ощутите себя совершенно новым человеком, готовым к преодолению любых высот.

Чтобы победить лень, сначала надо разобраться в ее причинах. Откуда она вообще взялась и почему мы так себя ведем? Почему мы откладываем дела на потом? Вот несколько причин.

Мы ленимся , а именно:

  1. Мы избегаем целей, которые поставили нам другие – мы не хотим выполнять те задачи, которые изначально поставили нам родные, друзья или знакомые, а мы их не задумываясь, взяли на себя.
  2. Мы избегаем своей цели, которая уже устарела – она просто стала нам неинтересна.
  3. Мы избегаем новых целей, потому что устали от текущих дел и взяться за что-то новое просто не в состоянии.

Что делать?

Чаще всего мы ленимся даже поговорить сами с собой. Разговаривайте со своим внутренним голосом. Задайте себе вопрос: почему меня так тяготит выполнение этого задания? Насколько оно важно для меня? Что будет, если я не сделаю это? Может лучше приложить усилия и покончить с этим сейчас? Чем дольше я откладываю, тем хуже будет потом.

Кроме этого, в данной ситуации нас не устраивают имеющиеся цели, а, значит, их надо откорректировать:

  • удаляем те цели, которые уже неактуальны;
  • добавляем новые и редактируем старые;
  • расставляем приоритеты между ними.

По-моему, новый список планов всегда вдохновляет, и лень проходит сама собой.

Мы оставляем все на последний день

Сколько раз вы откладывали какое-то дело, просто потому что до часа «икс» было еще много времени? Наверное, такое случалось со всеми. В итоге все делалось в спешке и в последний момент. Как студенты готовятся к экзаменам? Правильно, сначала тянут время, потому что его достаточно, а потом пытаются запомнить все билеты в последний день.

Привычку откладывать все на потом психологи окрестили «прокрастинацией», а также выяснили, что самой распространенной ее причиной является высокий уровень тревоги из-за завышенных ожиданий. Мы все делаем в последний момент, а потом оправдываемся, что нам просто не хватило времени, что если бы у нас в запасе было еще пара дней, то мы бы справились с задачей на отлично! Но ведь это время было! Просто мы его не использовали.

Что делать?

В такой ситуации надо приучить себя ставить цели, которые посильны именно тебе. Ну и не забывать хвалить себя за их выполнение. Хвалите себя чаще! Это как с ребенком, чтобы повысить его самооценку и стремление доделывать дела до конца, его тоже нужно хвалить. Сделал домашнее задание по математике — иди попей чай, отдохни 15 минут, но не позже приступай к следующему заданию. Тогда он почувствует в себе силы и, возможно, со временем он перестанет тратить 15 минут на чай, так как за это время можно подготовить один предмет и пойти еще погулять.

Мы боимся

Какие страхи могут заставлять нас откладывать дела на потом? Мы можем бояться заболеть в ответственный момент перед экзаменом, допустить ошибку в сложной работе, из-за которой все пойдет не так, в конце концов, мы боимся любого форс-мажора, который может случиться не по нашей вине. Психологи уверены, что чаще всего в таких ситуациях непредвиденные моменты случаются именно потому, что мы их ждем. Мы можем называть это обычным невезением, а на самом деле это результат наших мыслей. Мы своими мыслями притягиваем наступление неудачи или аврала к себе. В итоге мы боимся, а поэтому всячески стараемся оттянуть этот момент, откладывая дела на потом.

Что делать?

  • Здесь надо просто разобраться в себе: сесть и хорошенько подумать, а чего я боюсь и почему я этого боюсь? Как только причина будет найдена, справиться с ней не составит труда.
  • Поймите, бояться с сложной ситуации вы будите всегда. Только действия помогут справиться с этими страхами. Поэтому, чтобы перестать испытывать лишний, ненужный вам стресс — действуйте! Чем глубже вы погружаетесь в решение насущных проблем, тем проще начинает казаться их выполнение.
  • Вспомните самую сложную, самую стрессовую ситуацию из вашей жизни. Сопоставьте ее с текущей ситуацией. Настолько ли текущие проблемы сложны, по сравнению с тем опытом?!

Начните действовать прямо сейчас!

Мы бросаем незаконченные дела

Часто ли вы начинаете какое-то дело, а потом его бросаете? Можно привести множество примеров даже среди ваших знакомых, которые записались на курсы иностранного языка или на уроки танцев, сходили пару раз и бросили. А ведь когда они записывались на них, они хотели их пройти, хотели научиться и достичь серьезных результатов. Так происходит потому что:

  • вам некомфортно в роли ученика – взрослому человеку бывает тяжело в этой роли, а подросткам она надоела в школе или университете;
  • вы не уверены в своих силах и боитесь не справиться ;
  • вы поняли, что это не то, чего вы хотите – вы просто ошиблись с целью.

Что делать?

  • Если вам просто некомфортно в роли ученика, то с этим можно справиться психологически: почаще представляйте себе конечный результат. Ведь этот результат стоит ваших сегодняшних усилий, правда?
  • Если вы не уверены в своих силах, то здесь надо понять, что вы пришли учиться, впрочем, как и все окружающие вас. А любой процесс обучения предполагает наличие ошибок и трудностей.
  • Ну а если это не ваша цель, то признайте свою ошибку и отправляйтесь вперед к новой цели!

Как заставить себя действовать?

Для того чтобы заставить себя действовать есть несколько приемов. Они довольно простые, но, освоив их, вы научитесь не откладывать дела на потом, а приступать к ним немедленно.

Прием № 1: Считаем до пяти

Каждый раз, когда вам надо совершить какое-то действие, даже самое простое – например, встать утром с кровати, считайте до пяти. Один, два, три, четыре, … пять! Когда вы произносите «пять!», вы встаете. И так каждый раз. Вы боитесь обратиться за помощью к продавцу в магазине? Считайте до пяти, а на пятом счете – спрашивайте! Вы боитесь заговорить в приглянувшимся молодым человеком? Подходите, мысленно считая до пяти, и начинаете разговор! Прием очень простой, главное – сделать его привычкой.

Прием № 2: Каждое большое дело делим на маленькие части

Разделив одно большое дело на составные кусочки, вам будет легче выполнять каждый из них. Каждый кусочек – это маленькая цель, ну а вместе они сложатся в желаемый результат. Так шаг за шагом вы придете к конечному результату, который сначала вас пугал.

Прием № 3: Смотрим на часы

Вот вам нужно сделать какое-то дело. Сначала смотрим на часы и замечаем: так, сейчас, например, пять часов вечера, мне на это дело надо потратить примерно час. Теперь представьте, что этот час уже прошел, и вы с чувством выполненного долга, довольные собой, можете полежать на диване перед телевизором, почитать книгу или заняться еще чем-нибудь приятным. И при этом вы не будете угнетать сами себя за то, что опять что-то не сделали. Хотите такой результат? Тогда смотрим на часы и приступаем к делу!

Прием № 4: Награждаем себя

Никто не любит, когда его наказывают за что-то. Если вы будете постоянно откладывать дела на потом, то всегда будете ругать себя за свою лень и несобранность. А возможно и ваш начальник подключится. А если вы бизнес-леди, то ваша лень худшим образом отразиться на бизнесе. Можно поступать по-другому. Можно награждать себя за то, что что-то сделал. Пишите доклад? Написали пункт – наградите себя чашечкой любимого чая, можно даже добавить к этому вкусную конфету. Конечно, это самый простой пример, который приходит на ум, но, согласитесь, он действует. Конечно, за выполнение больших задач можно наградить себя чем-то более весомым. Возможно поход по магазинам для вас важнее годового отчета. Так вот, дайте себе установку «пойти шопиться, только когда закончите все дела!». Напишите это на стикере и приклейте его на видное место, если это вас больше замотивирует.

Поможет ли составление списков?

В борьбе с откладыванием дел на потом важно понять, что любой действие, даже если оно приведет к ошибке, лучше, чем полное бездействие. Ошибки заставят вас работать упорнее, исправлять, вносить изменения, а в конечном итоге приведут к результату.

Дела, отложенные «на завтра» отбирают у вас силы и энергию. Вам же все равно придется их делать, причем, скорее всего, в авральном режиме и в плохом настроении. Вам это нужно? Думаю, нет.

Поможет ли составление списка дел? Поможет, если его не просто писать, а составлять с умом. Что нужно сделать?

  1. Берете лист бумаги и записываете на него все ваши дела;
  2. Внимательно проанализируйте список. Какие дела уже неактуальны и их можно убрать совсем? Какие можно заменить или объединить? Проанализировали – вносим исправления в список;
  3. Теперь отсортируйте все дела из списка от краткосрочного, которое можно сделать прямо сейчас, до долгосрочного, на которое понадобиться самое большое количество времени;
  4. Ну а теперь начинаем выполнять все строго по списку, начиная с первого пункта. Причем начинаем прямо сейчас, без всяких «завтра сделаю».

Поделюсь своим опытом составления списков:

Когда у меня много дел, в том числе и тех, которые я постоянно откладываю, я беру лист и записываю их все по порядку. Затем ранжирую по степени важности. Первым в списке у меня пойдет то, что важно сделать сейчас и быстро, последним – то, что подождет до завтра, если сегодня я его сделать не успею. Когда ранжированный список готов, я оставляю его перед глазами и приступаю к делам. Если я что-то сделала из списка – вычеркиваю. Поверьте, видеть, как от огромного списка остается все меньше и меньше не зачеркнутых пунктов, очень приятно.

Профилактические меры

Иногда, чтобы проанализировать наличие у себя отложенных дел и состояние их выполнения, надо провести профилактику. Что это означает?

  • В первую очередь, необходимо освободить свое рабочее пространство от всего лишнего. Сюда относятся как ненужные вещи, мешающие на рабочем столе, так и интернет, который постоянно отвлекает вас от дела. Свободное пространство вокруг вас способствует продуктивной работе;
  • Можно периодически задавать себе вопрос: «Чем я сейчас занят?» или «Что я сейчас делаю?». Если ваш ответ «Ничего», то это надо исправлять, потому что вы опять ленитесь;
  • Когда за что-то беретесь, задавайтесь вопросом, а продвигает ли это меня к моей цели? Если продвигает – хорошо, если не продвигает – надо менять либо цель, либо то, чем вы сейчас заняты;
  • Отделяйте срочные дела от важных. Важные дела редко бывают срочными, просто мы дотягиваем с их решением до такой степени, что они такими становятся. Нам это не нужно. Регулярно находите время на важные дела, так и дела будут делаться, и срочных дел, отнимающих много энергии, будет гораздо меньше.

Побороть свою лень можете только вы сами. Чтобы дела не стояли на месте и не скапливались в огромном количестве на последний момент, учитесь работать над собой и планировать время. Во всех современных книгах по тайм-менеджменту говориться, что нужно делать то, что вам не нравится, в первую очередь! Сделаете – и вам уже будет легче, а настроение лучше, ведь все остальные дела более приятные! Не бойтесь сложных задач! Не бойтесь выходить из своей зоны комфорта! Когда вы идете навстречу своим страхам, вы избавляетесь от них. Чем глубже вы погружаетесь в сложную проблему, тем проще она начинает казаться.

Доверяйте судьбе и беритесь за любое дело с боевым настроением!

Как перестать откладывать дела на завтра? Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда какое-то дело откладывалось на потом раз за разом. Всегда находились более приятные и интересные занятия, а это – успешно откладывалось. При этом вы уверены, что именно завтра займетесь этим в первую очередь. Но, увы.

В этой статье вы прочитаете:

  • Что такое прокрастинация
  • Кто чаще всего откладывает дела на завтра
  • Почему мы откладываем дела на потом
  • Как побороть прокрастинацию
  • Как откладывание дел идет нам на пользу

Что такое прокрастинация

Прокрастинацию считают одной из наиболее серьезных проблем, возникающих при ведении бизнеса. Русские люди всегда славились своей склонностью откладывать дела на потом, которая уже давно превратилась в часть российского менталитета. Даже поговорка такая есть, что русские долго запрягают, но быстро едут. «Долго запрягают» – это то самое откладывание дел, которое и выражает термин прокрастинация.

Лучшая статья месяца

Маршалл Голдсмит, лучший бизнес-тренер по версии Forbes, раскрыл методику, которая помогла топ-менеджерам Ford, Walmart и Pfizer подняться по карьерной лестнице. Вы можете бесплатно сохранить консультацию, которая стоит 5 тыс. долл.

В статье есть бонус: образец письма-инструкции для сотрудников, которое должен написать каждый руководитель, чтобы повысить производительность труда.

Прокрастинация – процесс совладания с волнением, возникающим из-за необходимости начать и завершить определенное дело. Из-за этого волнения человек регулярно откладывает свои дела.

  • Самоменеджмент руководителя: как находить время на всё

Многие из тех, кто откладывает задачи, спустя какое-то время берутся за их выполнение, но качество выполненной работы при этом резко снижается. Таким образом, прокрастинация влияет на эффективность работы как вас, так и ваших сотрудников. Например, бывает так, что менеджеры откладывают общение с клиентами по телефону, потому что предпочитают писать им электронные письма. Естественно, что разговор по телефону был бы более эффективен и, возможно, привел бы к заключению сделки, чего не скажешь об общении посредством электронной почты. Однако отчаиваться не стоит, лечение прокрастинации существует и избавиться от неё вполне реально.

С этим вопросом придется разобраться рано или поздно. Итак, вы готовы? Сейчас или никогда. Как перестать откладывать дела? Рассмотрим проблему подробнее: причины прокрастинации, симптомы, возможные последствия и способы лечения.

Почему мы откладываем дела на потом

  • мы боимся, что не сможем справиться с ними;
  • мы боимся встретиться с трудностями;
  • у нас плохое настроение или просто нет сил;
  • мы постоянно ждем подходящий момент;
  • откладываемые дела кажутся нам слишком неприятными и скучными;
  • нам кажется, что это дело нам «не по душе».

Какие еще бывают причины прокрастинации

1) Нелюбимая работа. Одной из наиболее распространённых причин прокрастинации является то, что мы заняты отнюдь не любимым делом. Когда приходится постоянно делать то, что не приносит никакого морального удовлетворения, возникает вполне объяснимое желание оттягивать выполнение дел.

2) Неверная расстановка приоритетов. Многие не знают, как расставлять приоритеты, как определить, какие дела являются важными, а какие – нет. Хуже того, мы зачастую вообще об этом не задумываемся.

3) Отсутствие жизненных целей. У человека, не имеющего целей, попросту нет мотивации выполнять дела и куда-либо спешить.

4) Отсутствие планирования времени. Отсутствие планирования рабочего времени является еще одной распространенной причиной прокрастинации. Если у человека нет конкретного плана действий, то у него неизбежно возникает соблазн отложить выполнение дел на другой день.

5) Недостаток знаний, навыков, умений. При отсутствии навыков, умений и знаний, необходимых для выполнения определенной задачи, у человека появляется желание отложить работу на потом, ведь он боится, что выполнит задачу недостаточно хорошо.

6) Неумение принимать решения. Если человека постоянно одолевают сомнения, он колеблется и не может принять решение, то у него неизбежно возникает желание отложить работу на потом, когда он всё более тщательно обдумает.

7) Страхи и фобии. Причиной развития прокрастинации также могут быть страхи и фобии, которыми страдает человек. К примеру, он может бояться перемен в жизни, успеха (такое тоже может быть!), осуждения других людей и так далее.

8) Перфекционизм. Стремление к идеальному результату может быть причиной прокрастинации. Многие откладывают дело на потом, потому что ожидают идеальный момент для его выполнения. Естественно, такой момент никогда не наступает.

Кто чаще всего откладывает дела на потом

1) «Его величество дедлайн». Многие любят «пощекотать себе нервы» и доводят каждое дело, за которое берутся, до дедлайна. За день до запланированной даты сдачи проекта выполняют огромный объем работы, который можно было спокойно сделать в течение 2-х недель. Такие люди «тянут до последнего», выполняя даже элементарные задачи.

2) «Мистер совершенство». Личности, страдающие перфекционизмом, боятся, что работа будет выполнена неидеально. Они откладывают отправку материала, боясь, что работу не примут или потребуют переделать.

3) «Тише воды, ниже травы». Эти люди не любят выделяться какими-то оригинальными идеями, испытывают страх успеха. Они боятся, что их не поймут, а их идеи – не примут. Им кажется, что слишком умных людей никто не любит. В результате они выполняют работу хуже, чем могли бы, или вообще не делают ничего.

4) «Непризнанные гении». Такие люди заявляют, что окружающие не способны понять и оценить их гениальность. То и дело, рассуждая о своей творческой натуре, они не могут представить результаты своего труда на «суд общественности». «Непризнанные гении» отказываются от работы под любым предлогом. Чаще всего такое поведение появляется, как сопротивление контролю. В результате такие гении тратят жизнь на «борьбу за независимость» творчества, так ничего и «не натворив». Они очень амбициозны, масштабно мечтают, но как только дело доходит до выполнения каких-либо конкретных задач, они сразу же гордо напоминают всем, что гении выше подобных мелочей.

5) «Скучающие философы». Эти люди очень любят рассуждать и совершенно не любят работать. Они развернуто рассказывают, почему они ничего не делают. Погода не радует, заказчик не нравится и вообще – политическая ситуация в мире очень нестабильная, поэтому работать просто невозможно.

Какие симптомы у прокрастинации

  • человек часто опаздывает, становится неорганизованным;
  • пропадает желание делать всё вовремя, теряется ощущение времени;
  • человек занимается всем, кроме того, что действительно важно;
  • становится тяжело работать по строгому графику и адаптироваться к режиму рабочего процесса.

Рассказывает практик

Прокрастинация и лень – это не одно и то же

Алина Фирсель , психолог, Киев

Прокрастинация и банальная лень – далеко не одно и то же. Давайте убедимся в этом на классическом примере поведения прокрастинатора в обычной жизни.

На выходных журналист садится за написание статьи, которую главный редактор ожидает в понедельник. Он включает компьютер, и пока загружается программа, ставит чайник на плиту. Ну, надо же, кофе закончился... А без кофе никак! Пойду-ка я в магазин. Сходил за покупками, вернулся домой, заварил кофе, сел, наконец-то, за компьютер. Текстовый редактор уже открыт, но как же приступать к работе, не проверив почту и новости в соцсетях? О, что за ссылка, сейчас проверю. А кофе-то остыл уже! Почему бы не устроить перекур и не заварить новый?

Теперь понятно, на какую «мишуру» тратит время типичный прокрастинатор вместо того, чтобы сесть и плодотворно поработать час-другой. Этим-то прокрастинация и отличается от обычной лени. Человек неэффективно распоряжается своим временем: вроде и занят чем-то, но в то же время полноценно не отдыхает с мыслью о том, что вот-вот приступит к работе.

Ни один прокрастинатор не признается в том, что он таковым является. Самое интересное, что человек действительно убежден в своем умении хорошо и продуктивно работать. Просто голова разболелась, отвлек телефонный звонок, планеты не сошлись – всегда найдется весомый повод оправдать свое бездействие.

Какие могут быть последствия

– Потеря продуктивности. Прокрастинация негативно сказывается на эффективности работы. Человек получает результаты, которые оставляют желать лучшего. Основная проблема прокрастинации заключается в том, что человеку сложно быть достаточно продуктивным, и это касается, к сожалению, всех сфер его жизни.

– Негативное отношение. Постепенно окружающие люди (клиенты, работодатели, партнеры и т.д.) накапливают негатив по отношению к такому человеку, ведь им совсем не по душе, что он не выполняет работу вовремя и не сдерживает свои обещания.

– Перенапряжение и стрессы. Если откладывать свои дела постоянно, то рано или поздно наступает момент, когда будет необходимо выполнить сразу большое количество дел за очень короткий период времени. В результате человек сильно перенапрягается, испытывает сильнейший стресс, что, конечно же, сказывается и на его здоровье.

Тест на прокрастинатора

Готовы проверить, подвержены ли вы прокрастинации? Ответьте на вопросы:

1. Вы постоянно заняты выполнением задач, которые не так уж и важны. Вместо того, чтобы заниматься важными и актуальными делами, вы тратите свое время на задачи, которые могут подождать или те, которые можно не выполнять вообще.

2. Вместо того, чтобы выполнять важную работу, вы прокручиваете ленту в любимой соцсети или проверяете электронную почту.

3. Вы считаете, что список дел – это самая важная часть работы и одно составление этого списка гарантирует выполнение большей части запланированных дел.

4. Вы ждете, когда же к вам придет вдохновение, ведь приступать к работе без нужного настроя нет смысла.

5. Вы только начали работать, а тут как раз начался обед, все пошли на перекур, оказалось, что рабочий день уже закончился и так далее.

6. Вы обещаете себе, что завтра обязательно встанете пораньше или выполните какие-то дела в выходные.

7. Вы не сделали какое-то дело, но сами вы в этом ничуть не виноваты. Конечно же, во всём виноваты ОНИ.

Если вы утвердительно ответили хотя бы на 1-2 вопроса, то вы, к сожалению, подвержены прокрастинации. Что же теперь делать? Как перестать откладывать дела? Можно обратиться к психологу и разобраться, как бороться с прокрастинацией. Но, прежде чем это делать, ответьте на еще один вопрос: «Стоит ли это дело того, чтобы я потратил на это всю мою жизнь?». Если ваш ответ утвердительный, то предлагаем рассмотреть способы борьбы с прокрастинацией.

14 советов, как перестать откладывать дела в долгий ящик

«Победи прокрастинацию!» – звучит довольно убедительно. Однако возникает вопрос, что именно нужно делать? Как побороть прокрастинацию?

1) Научитесь выявлять прокрастинацию. Если вы откладываете задачу и делаете это непреднамеренно, вам необходимо начать контролировать этот процесс. Сначала разберитесь, в чем причина откладывания дел. С проблемой "хронического" откладывания дел необходимо бороться, так как в противном случае она приведет к еще большим проблемам и разочарованиям. Во-первых, откладывая на потом, мы заменяем перспективные планы на те, что принесут краткосрочный результат. Рассмотрим пример: важная задача, которая должна быть выполнена в течение месяца, теряется в круговороте повседневных дел. Во-вторых, вы подменяете важные дела полезными. Вместо того чтобы согласовывать сделку на один миллион рублей с оплатой через месяц, вы занимаетесь тем, что решаете вопрос с простым договором на пятьдесят тысяч рублей, которые вы получите уже завтра.

2) Выберите важную задачу. Как же выбрать самое важное из списка дел, которые действительно необходимо выполнить? Сначала выделите в отдельную категорию мелкие повседневные дела, которые никак не скажутся на вашей дальнейшей жизни. Далее выделите те большие, серьезные дела, которые принесут удовлетворение, сделают вас героем не только в своих собственных глазах, но и в глазах семьи и коллег. Таких важных дел окажется два или три. Теперь из этих оставшихся двух-трёх дел выделите то дело, которое для вас наиболее важно. Это и есть ваша самая важная задача.

3) Определите благоприятное для Вас время. Определите, какое время дня является для вас наиболее продуктивным. Некоторые люди хорошо работают ночью, а кто-то может работать только утром. Чтобы понять, когда вам лучше работать, необходимо экспериментировать. Попробуйте просыпаться пораньше и заниматься делами с утра. Фиксируйте результат работы и затраченное время на её выполнение. Попробуйте поработать вечером. Затем оцените, когда вы были наиболее продуктивны.

4) Определите, что Вас привлекает в задаче. Может оказаться, что именно в данной задаче вас не привлекает ничего. Если это так, то задайте себе вопрос: «А можно ли отказаться от этой задачи вообще? Нет? А почему?». Зафиксируйте, с чем ассоциируется эта задача и момент её выполнения. Выясните, для чего же вам нужно выполнить эту задачу и четко обозначьте причины, по которым это дело откладывать больше нельзя.

5) Сосредоточьтесь на задаче. Начните выполнять задачу до того, как вы отвлечетесь на другие дела. Например, вместо того, чтобы проверять с утра почту и просматривать ленту в одной из соцсетей, сразу приступите к делу. Действуйте. Как перестать откладывать дела на потом? Просто сосредоточьтесь на задаче, которую необходимо выполнить и старайтесь не отвлекаться.

6) Будьте проще. Не нужно усложнять работу, пытаясь в десятый раз прояснить для себя суть проблемы, выбрать наиболее оптимальный способ её решения и так далее. Не нужно цепляться за подробности и детали. Просто начинайте делать. Максимально сократите этап подготовки, иначе он превратится в еще один хитрый способ отложить выполнение задачи.

7) Просто начните. Хотите узнать самый легкий способ перестать откладывать дела? Скажите самому себе, что вы намереваетесь поработать над этой задачей всего лишь 10 минут. Не нужно думать, как лучше решить этот вопрос – просто делайте. Над деталями поработаете позже.

  • Бизнес по-английски: как адаптировать зарубжные технологии под Россию

8) Наградите себя за десять минут непрерывной работы. Если вам удалось поработать в течение запланированного периода времени, сделайте перерыв на несколько минут. Лучше поставить таймер, чтобы несколько минут не превратились в несколько часов. Во время перерыва сделайте то, что вам хочется, – зайдите в соцсети, проверьте почту, посмотрите короткометражный фильм. Прокрастинация – серьезная проблема, но избавиться от нее вы можете самостоятельно, просто поощряя себя за усердное выполнение запланированного дела.

9) Будьте оптимистом. Прокрастинация является сигналом того, что у вас есть проблема. Решение проблем – способ саморазвития, поэтому многие люди воспринимают прокрастинацию, как толчок к самосовершенствованию. Выполняйте задачи так, чтобы последующие аналогичные дела не потребовали от вас особых временных затрат. Например, вам нужно регулярно подготавливать отчеты. Сделайте первый так, как нужно, но начиная со второго, старайтесь максимально автоматизировать процесс подготовки отчета.

10) Не работайте дома, иначе список служебных дел будет расти. Руководитель компании работала в офисе с 7:00 до 19:00, а с 22:00 до 01:00 занималась рабочими вопросами дома. При этом она всё время стремилась к тому, чтобы у неё появилось свободное время. Ей посоветовали не работать по ночам в течение одной недели, и она так и сделала. Закончив свой эксперимент, женщина сделала вывод, что если работать дома, то список дел не только не уменьшается, а наоборот увеличивается! Ответы на письма, написанные ночью, она получает с утра и из-за этого объем работы на день существенно увеличивается. Если ночью письма не писать, а просто дать сотрудникам указания утром, то и ответы придут позже. Таким образом, руководителю удалось выделить время для других дел.

11) Берите пример с тех, кто для вас идеал в каком-то деле. Представьте, как повел бы себя этот человек в такой же ситуации, и поступите так же. Например, директор предприятия не могла привести в порядок свои дела и дом. Психолог предложил ей подумать о том, как бы поступил в такой ситуации организованный человек. Девушка ответила, что таким человеком считает свою подругу. И что подруга бы сначала распаковала чемодан и только после этого приступила бы к проверке электронной почты. Очевидно, что девушка знала, как ей нужно действовать, но смогла это осознать, только поставив свою подругу на своё место. Вам хочется обрести душевное равновесие? Подумайте о самом спокойном человеке в вашем окружении. Как бы себя повел он в вашей ситуации?

  • Апсейл: 4 инструмента, которые повысят средний чек на 20%

12) Напоминайте себе о том, чего не надо делать, с помощью стикеров. Размещение в зоне вашей видимости стикеров с небольшими напоминаниями – это еще один легкий способ перестать откладывать дела на потом. Между желанием сделать что-либо и непосредственно самим действием проходит приблизительно полсекунды. К примеру, вы не заметили, как приняли решение съесть пирожное и съели его. И только спустя несколько минут вспомнили, что вы на диете. Вы свернули не туда, хотя ехали в спортзал. Лучший способ закрепить новые привычки – осознание своих действий. Проще всего контролировать себя при помощи напоминаний. Вы можете приклеить стикер с надписью «Это совсем не то, что нужно» на сладкие булочки.

13) Всегда имейте запасной план. Жизнь всегда непредсказуема. Изменение планов может оказаться весьма энергозатратным процессом. Вы можете решить, что от дела проще отказаться, чем искать какие-то другие варианты для его реализации. Именно поэтому вам следует всегда иметь запасные варианты. Поехали в тренажерный зал, а он сегодня не работает? Отправляйтесь в бассейн или просто на речку. Пошёл дождь и дует сильный ветер? Накиньте на себя плащ и пройдитесь быстрым шагом. Как только вы приняли решение сделать что-то и продумали план того, как именно вам следует действовать, подумайте, как вы поступите, если что-то вдруг пойдет не так, и ваш план выполнить не получится.

14) Научитесь получать удовольствие от завершения неприятных вам дел. Вы выполнили то, что откладывали несколько месяцев? Порадуйтесь. Похвалите себя! Вы нашли в себе силы и завершили неприятное для вас дело! И совсем не важно, что вам было плохо в процессе выполнения. Важно, что вы это всё-таки сделали. А значит, вы молодец!

Рассказывает практик

Создайте для себя несколько правил

Виктор Шелике , руководитель департамента продаж, «Мегаплан»

Когда я ловлю себя на прокрастинации, то задаю себе четыре вопроса. Приведу случай не из бизнес-практики, однако это было самым неприятным делом, которое я откладывал. Несколько лет назад я решил прыгнуть с тарзанки, но раз за разом находил причины не делать этого. В конце концов, задав себе эти вопросы, я смог совершить прыжок.

Инструменты искоренения прокрастинации

1) Хороший отдых и полноценный сон – лучшее средство для борьбы с прокрастинацией. Нет никакого смысла сидеть перед компьютером и терзать себя угрызениями совести. Сходите прогуляйтесь или немного поспите.

2) Всплеск позитивных эмоций помогает справляться с прокрастинацией. Вам нужно найти то, что вас радует и приносит удовольствие.

3) Внесение реализации намерения в ваш список действий. Вы можете внести в план действий следующий пункт: «Если произойдет это, то я сделаю то». В вашем подсознании вы связываете начало необходимого действия с каким-либо событием. Например, вам легче вставать, когда звенит будильник. Это работает независимо от того, бодрствуете вы или спите.

4) Тренировка силы воли. Учиться быть дисциплинированным человеком лучше всего на небольших заданиях. К примеру, физические упражнения по утрам. Самое главное делать упражнения ежедневно в определенное время. Вот почему при воспитании детей так много внимания уделяется распорядку дня. Это приучает детей к самодисциплине, делает их организованными и волевыми людьми.

5) Самомотивация – лучший инструмент в борьбе в прокрастинацией.

6) Составление анти-расписания дел. Отметьте в своем расписании все другие дела, которые необходимо сделать. Таким образом, вы получите четкую картину вашего свободного времени, которое можно посвятить выполнению отложенных задач.

Благодаря тому, что вы будете вести анти-расписание, у вас появится возможность выбирать наиболее удобные промежутки времени для продолжения работы над тем делом, которое для вас важно. Такое расписание является превосходным инструментом, который будет полезен, когда вы начинаете какой-либо масштабный проект. Ведь мы довольно часто откладываем начало действий по реализации какого-то крупного плана, оправдывая себя тем, что сейчас на это совершенно не хватает времени. Грамотно составленное анти-расписание помогает избавиться от подобной лжи самому себе.

7) Установка лимита времени, отведенного на выполнение определенной задачи. Важно чтобы отрезок времени, который вы планируете посвятить какому-либо делу, был не слишком продолжительным. Таким образом, вы преодолеете свой страх не справиться с заданием.

Когда откладывание дел идет на пользу

Считается, что некоторые виды прокрастинации полезны. Выделяют 3 вида откладывания дел, в зависимости от того, что человек делает вместо работы:

  • ничем не занимаетесь;
  • занимаетесь менее важными делами;
  • занимаетесь более важными делами;

Вы уже, наверное, догадались, какой из видов прокрастинации более выгоден. Вместо выполнения огромного количества ненужных дел, отправки электронных писем или просмотра ленты в соцсети, вы можете спокойно сконцентрироваться на наиболее важных для вас делах.

С другой стороны, существует 2 вида прокрастинации, увеличивающие нашу продуктивность. Первый вид прокрастинации связан с перфекционизмом. Большинство прокрастинаторов настоящие перфекционисты, мечтающие выполнять свою работу идеально. Для них откладывание дел может быть полезным. Если оставить выполнение задачи на последний момент, то перфекционисту придется оценивать свою работу адекватно, а не переделывать её тысячу раз, стремясь к идеалу.

Кроме того, прокрастинация помогает осознать, какие из задач не так уж и важны. Если откладывать неважные дела, то они в итоге исчезают сами по себе, и заниматься их выполнением уже не нужно.

Если мы желаем извлечь пользу из прокрастинации, то нам следует ознакомиться с тем, как это можно сделать. Существуют три теории. Первая идея о 3-х видах прокрастинации и «полезном» откладывании. Допустим, вы часто откладываете выполнение мелких задач, например, поручений на потом, чтобы посвятить себя более серьезным вещам. Поручения - это классический вариант неважных дел. Многие вещи могут быть сделаны кем угодно. Но есть вещи, проекты и дела, с которыми справиться по силам только вам. И если для выполнения такого важного дела приходится отложить поручения и другие мелкие дела, то это не так уж и плохо.

Наоборот, это правильный подход к делу. Рассмотрим еще одну причину, по которой полезно оставлять работу на потом. Для реализации масштабных проектов необходимо две вещи: большое количество свободного времени и хорошее настроение.

Когда вы вдохновлены и посвящаете всего себя какому-либо проекту, не имеет смысла тратить время на неважные и неинтересные задачи только по той причине, что вам поручили их выполнить. Конечно, если мы всё своё время будем тратить только на этот большой проект, то рано или поздно у нас скопится целая куча мелких дел. Тем не менее, если этот проект вас действительно вдохновляет, то, возможно, это того стоит.

Информация об авторах и компаниях

Виктор Шелике, руководитель департамента продаж, «Мегаплан». Учился на механико-математическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, на четвертом курсе ушел в коммерцию. В «Мегаплане» начинал с должности менеджера по продажам. Имеет 10‑летний опыт прямых продаж. «Мегаплан» - сервис управления проектами, основанный в 2008 году. Позже в продукт внедрены инструменты автоматизации продаж, финансового планирования и CRM. Количество клиентов - 13 тыс. Официальный сайт - www.megaplan.ru

Алина Фирсель, психолог, Киев. Магистр практической психологии, Гештальт-терапевт супервизор, Ассоциированный тренер Московского Гештальт Института.