Болезни Военный билет Призыв

Как завоевать уважение одноклассников в школе. Отношения со сверстниками

Как расположить к себе учеников? У каждого опытного учителя найдется свой ответ на этот вопрос. В данной статье мы обобщили наиболее популярные и эффективные рекомендации относительно того, как завоевать доверие школьников.

В поисках доверия: 10 советов начинающему педагогу

1. Ищите в отношениях золотую середину!

Может ли учитель рассчитывать на доверительные отношения с учениками, следуя в работе принципу «все будет так, как я сказал, возражения не принимаются»? Запугать детей таким подходом очень просто, а вот расположить к себе не получится. Но это совершенно не означает, что нужно во всем идти на поводу у своих воспитанников.

Найдите определенный баланс - золотую середину. Выйдите на один уровень общения со школьниками, сохранив при этом нужную дистанцию. Главное, чтобы дети почувствовали, что их педагог - это хороший, приятный, открытый человек, интересная личность. Именно таким людям дети доверяют и тянутся к ним.

2. Интересуйтесь своими учениками!

Много ли учителей могут рассказать о своих учениках что-то большее, чем фамилия, имя и успеваемость по предмету? (Кстати, чем быстрее вы , тем лучше будете выглядеть в их глазах) Многие ли знают, чем живут их ученики, что любят, а чего терпеть не могут, чем увлекаются, к чему стремятся? Безусловно, эта задача не самая простая, особенно для педагога, имеющего большую нагрузку. Но знать хотя бы несколько индивидуальных особенностей ученика - значит уже обладать неоспоримыми преимуществами.

К примеру, расскажите ученику, что вы знаете о его достижениях в плавании, и гордитесь им! Поверьте, тот факт, что учителю интересны его личные достижения, не оставит ребенка равнодушным. А разве сложно в начале урока искренне поинтересоваться, как у ребят дела? Много времени такая беседа не отнимет, а небольшой мостик между педагогом и учениками будет возведен.

3. Будьте открыты с учениками!

Искренность и открытость учителя воспринимается детьми как особая степень доверия. И отвечают они, как правило, тем же. Приведем простой пример. Многим из нас знакома ситуация, когда с самого утра абсолютно не складывается день. Почему бы открыто не сказать об этом ученикам? Они оценят вашу откровенность, и вряд ли кому-то придет в голову огорчать любимого учителя своим поведением.

4. Станьте примером и защитником для учеников!

Не уставайте лично демонстрировать своим ученикам пример ответственности, доброжелательности, справедливости, человечности, целеустремленности. Всегда выполняйте данные ребятам обещания, доводите начатое дело до конца. Умейте вовремя вступиться за своих учеников, защитить их от обид.

5. Говорите ученикам правду!

Рассмотрим такой пример. Очень часто школьников интересует, как изученный на уроке материал может пригодиться в дальнейшей жизни. И учитель начинает старательно доказывать, что без знания этой теоремы или гипотезы в жизни придется очень туго. Дети чувствуют, что это далеко не так, и определенная степень доверия к педагогу утрачивается. Не лучше ли учителю быть изначально честным со своими воспитанниками?

6. Избегайте шаблонов в работе!

Постарайтесь сделать каждый урок необычным и интересным! Чтобы стать любимым учителем, к которому ребята спешат на каждое занятие, нужно признать на помощь сердце, душу и интуицию! Даже такое рутинное дело, как проверка домашнего задания, может стать настоящей .

7. Хвалите и поддерживайте учеников!

Не упускайте возможности заслуженно подчеркнуть значимость достижений учеников, не оставляйте незамеченными их успехи, хвалите за приложенные усилия и старания. Научитесь поддерживать воспитанников и в неудачах. Школьнику важно понять, что любые ошибки являются ценным опытом на пути к достижению поставленной цели. Однако помните, !

8. Запаситесь терпением!

Постарайтесь не ругать и не раздражаться на учеников, если они, к примеру, не понимают элементарных, на ваш взгляд, вещей. Делайте свою работу терпеливо! Контролируйте себя, старайтесь не переходить на повышенные тона в разговоре, многим детям непонятны резкие перепады настроения учителя. Не употребляйте слова, которые могут обидеть ученика, снизить его самооценку. Прислушивайтесь к мнению своих учеников, научитесь договариваться с ними, идти на компромисс. В сложной ситуации поставьте себя на место ребенка, это поможет понять его и найти правильное решение.

9. Станьте источником оптимизма!

Вспомните, с чего начинается дружба в известной детской песенке! Не скупитесь на искреннюю улыбку! Помните о том, что дети очень чувствительны к настроению взрослых. Постарайтесь обучать предмету легко, заряжайте ребят оптимизмом! Это сделает их более уверенными в своих силах, избавит от ненужных страхов. Заручиться доверием учеников педагогу поможет и отличное чувство юмора. Ведь дети по натуре - большие весельчаки!

10. Сохраняйте доверие!

Завоевав расположение школьников, приложите все усилия, чтобы его сохранить! А для этого бывает достаточно просто уместно пошутить или от души похвалить ребят. Главный же совет, как завоевать и сохранить доверие учеников, заключается в искренней любви и уважении к детям, в желании подарить своим воспитанникам лучшее из того, что в ваших силах! Желаем вам успехов на этом пути!

Забавный случай произошел, когда я учился в 7 классе. По какому-то поводу был организован вечер танцев. Сейчас это называется дискотека. Вечер проходил в большом холле школы. Танцевали. Периодически в перерывах между танцами кто-нибудь из доморощенных массовиков-затейников предлагал поучаствовать в каком-нибудь конкурсе, ответить на какие-то вопросы, блеснуть остроумием …

И вдруг предложили,

кто больше других назовет различных марок алкогольных напитков. Надо было пройти по холлу и при каждом шаге называть какую-либо марку напитка. Естественно, что в этом возрасте некоторые уже пробовали вино, по чуть-чуть. Но назвать много марок в ту эпоху, когда в магазинах обычно продавалось всего два вида водки: «Московская» и «Столичная», и десяток видов вина, вряд ли кому-нибудь было по силам!

Поэтому те, кто выходил на состязание, делали максимум 10 шагов и выбывали из конкурса. И вдруг мой одноклассник Сергей Сергеев вышел и начал:

Сухие вина: тра-та-та-та … (назвал 10 – 15 наименований);

Полусухие и полусладкие вина: тра-та-та-та … (еще 10 – 15 наименований);

Сладкие вина: тра-та-та-та …

Портвейны: тра-та-та-та …

Мадеры: тра-та-та-та …

Хересы: тра-та-та-та …

Кагоры: тра-та-та-та …

Вермуты: тра-та-та-та …

Мускаты: тра-та-та-та …

Плодовые вина: тра-та-та-та …

Шампанское: тра-та-та-та …

Коньяки: тра-та-та-та …

Водки: тра-та-та-та …

Виски: тра-та-та-та …

Ром: тра-та-та-та …

Ликёры: тра-та-та-та …

Настойки: тра-та-та-та …

Бальзамы: тра-та-та-та …

И так далее... И минимум по 10 разных марок каждого вида напитков. Все смотрели на него широко вытаращенными глазами. Он несколько раз обошел по кругу весь холл, и, не сбиваясь, называл все новые и новые наименования напитков! Никто даже не подозревал о существовании такой классификации, и что напитков может быть так много.

После этого все его так стали уважать! Я с ним и раньше дружил. Скромный и веселый был парень. И только потом я узнал, что он был сыном второго секретаря обкома КПСС, а после хрущевского эксперимента по разделению обкомов на сельскохозяйственные и промышленные, его отец стал первым секретарем промышленного обкома. Я несколько раз заходил к нему в гости, и он как-то показал мне бар своего отца. Там стояли более 100 разных бутылок. Сергей мне даже иногда наливал из открытых бутылок грамм по 10. И я с удовольствием смаковал …

Кстати, имя Сергей было в то время достаточно распространенным. У нас в классе из 14 парней было 7 Сергеев. Совпадение, конечно …

Конечно, Вы замечали, что с точки зрения отношений с окружающими, есть два типа людей: те, кто украшает любую компанию, с кем интересно и весело, и те которых мало уважают окружающие его люди. Почему так происходит и как общаться так, чтобы тебя уважали? Начните менять себя, а не меняйте других, и тогда, со временем, придёт уважение, и Вы наладите отношения с окружающими.

Если Вы хотите чувствовать себя полным жизненных сил, эмоционально стабильным и добиться уважения, необходимо в первую очередь познать себя. Познание самого себя поможет построить отношения с окружающими на основе , доверия, любви и уважения, счастья и общих целей.

Красота ума вызывает удивление, красота души - уважение.
Бернар ле Бовье де Фонтенель

1. Учитесь слушать других.

Ждите своей очереди говорить, не ограничивайте другого человека в желании общаться с Вами, не прерывайте его, когда он Вам что-то рассказывает, даже если Вам это и не интересно.

Можете умело поменять тему, но не резко обрывать собеседника на полуслове.

Это вредная привычка испортила жизнь не одному человеку. Если таковая имеется и у вас, то боритесь с ней.

43. Занимайте больше места.

Неуверенного человека выдает его скромное расположение в пространстве. Он сидит на краешке стула, старается никому не мешать, локти прижаты, ноги скрещены под стулом.

Вспомните как вы ведете себя в приятном вам обществе. И старайтесь принимать те же позы.

44. Держите осанку, меньше жестикулируйте.

Если вы руководитель, то это должно быть вашим первыми правилом. Ведь начальник должен и выглядеть, как начальник – серьезно, представительно и смело.

45. Будьте искренними.

Даже если для того, чтобы произвести нужное впечатление нужно что-то приукрасить, не делайте этого. Это создаст для вас плохую репутацию.

46. Не обещайте того, чего не сможете выполнить.

Держите слово всегда и везде. В противном случае можно прослыть трепачом.

В любом рабочем процессе возникают такие моменты, когда может потребоваться ваша помощь. Это нормально. Но, помогая коллегам, не делайте это слишком эмоционально.

Такая полная отдача для одних людей может выглядеть, как подхалимство. А другим может показаться, что вы считаете их некомпетентными работниками или просто глупыми людьми. Ведь только маленьким детишкам, которые ничего не умеют, так радостно помогают.

47. Научитесь тактично отказывать - так чтобы не обидеть человека

Ведь из-за того, что неудобно сказать «нет», можно не успеть выполнить поставленную перед вами задачу. Вежливо извинитесь или предложите помощь после того, как сделаете то, что поручено вам начальством. Читайте также: Как научиться говорить «нет» - учимся отказывать правильно.

Если Вы руководитель, очень важно научиться защищать своих подчиненных и отстаивать их интересы. Это вовсе не значит, что вы будете им постоянно потакать. А значит то, что вы думаете о них, создаете им лучшие условия труда. Проявляйте свою заботу с первого рабочего дня!

48. Добросовестно работайте.

Если новичок – лентяй, то весь коллектив понимает, что невыполненные объемы лягут на их плечи. А никто не хочет перенапрягаться.

49. Постоянно учитесь.

Развивайтесь как специалист, руководитель и просто, как личность. Нет предела совершенству, а ваше стремление расти будет оценено по достоинству.

Кто с кем дружит, о чем идут беседы, какие люди здесь находятся.

51. Не сплетничайте.

В каждом коллективе есть сплетники. Не стоит к ним приобщаться, но и не стоит вести с ними войну. Потому что в любом случае вы проиграете.

Лучший вариант - выслушать человека и удалиться под уважительным предлогом. Ни в коем случае и ни с кем не обсуждать услышанные новости. Ведь идеальное средство борьбы со сплетнями – это полное игнорирование.

52. Участвуйте в коллективной жизни – это укрепляет коллектив.

Если все собрались в ресторан, в театр, в кино, на субботник идите с ними.

53. Не старайтесь понравиться всем - это невозможно.

Будьте собой. Потому что личностей со своим мнением и образом мыслей ценят везде.

54. Умейте радоваться успехам других людей. Это подчеркивает вашу доброжелательность.

55. Адекватно воспринимайте критику

Ее нужно выслушать, и если вы не согласны спокойно выразить свое мнение. Но не кричать, не переходить на личности и не обижаться.

56. Принимайте людей такими, какие они есть

Не стоит навязывать свое мнение, свои пути решения проблем и организацию рабочих моментов. Каждый решает для себя сам как жить и как работать.

57. Сразу определите, кому вы подчиняетесь

И выполнять указания только вышестоящих людей. Так как практически в любом коллективе есть любители покомандовать новичками.

58. Старайтесь не показывать волнение – дышите глубоко при разговоре.

59. Не стройте из себя зануду-всезнайку. Первые дни простота не помешает.

60. Не раскрывайтесь полностью перед коллегами.

И это правило касается не только новичков. Не всем надо знать, какие у вас проблемы дома, какие отношения с мужем и детьми.

Зачем выносить сор из избы? Есть мир, в который нет входа посторонним. Пусть коллеги знают только о вашем семейном положении.

61. Не занимайтесь пустой болтовней на рабочем месте

Печальный факт: вместо того, чтобы выполнять поставленные задачи, болтуны приходят на работу просто пообщаться. Этих сотрудников стараются как можно скорее уволить. Их не любит ни начальство, ни коллеги.

62. Хорошо выполняйте свою работу

В любой сфере деятельности, наиболее уважаемыми являются знатоки своего дела. Люди любят делать комплименты тем, кто их заслужил, например, тем, кто всегда хорошо работает.

Если вы новичок в профессии, это не значит, что вы не заслуживаете уважения. Всегда тяжело начинать.

Это пришло с опытом и осознанием, что нужно не останавливаться на пути самосовершенствования и это принесёт уважение окружающих. Этого нельзя добиться в течение одного вечера, но если вы добьётесь уважения людей, это будет надолго.

63. Уважайте других людей

Уважение имеет две стороны. Если вы хотите, чтобы уважали вас, сначала вам нужно научиться уважать других.

Если вы всё время сталкиваетесь с людьми, которые относятся к вам без уважения, вспомните тех, к кому без уважения отнеслись вы. В любом случае, хотя бы одного такого вы найдёте.

Вместо того, чтобы возмущаться как плохо к вам относятся люди, постарайтесь вести себя хорошо с теми, с кем вы плохо обращались. Это поможет вам улучшить отношения со всеми окружающими вас людьми. Когда кто-либо плохо ведёт себя по отношению ко мне, я вспоминаю, по отношению к кому я вела себя таким же образом, и потом стараюсь наладить отношения с этим человеком. Это приводит к положительным сдвигам в моих отношениях с окружающими.

64. Выполняйте обещания

Никто не любит нечестных и ненадёжных людей. Уважения заслуживает тот, кто честен со своими собеседниками, на кого можно положиться и чьим обещаниям можно верить. Я считаю, что честность это первый шаг к достижению своего высшего «Я».

Я всегда обдумываю смогу ли я выполнить обещание, прежде чем его дать, и если я его дала, обязательно выполняю. Если по какой-то причине вы не можете выполнить взятые обязательства, обязательно найдите кого-то, кто сможет сделать это сделать за вас.

65. Принимайте критику

В противоположность бытующему мнению, быть уважаемым человеком не значит не быть критикуемым. На самом деле, всё с точностью до наоборот.

Чем больше людей знает вас и вашу работу, тем больше критики вы получаете. Люди уважают тех, кто может принять отрицательную оценку и извлечь из неё что-то положительное.

66. Относитесь к себе с уважением

Смешно, но многие люди ожидают, что их должны уважать другие люди, но при этом они не уважают сами себя. Вы когда-нибудь себя ругали без причины? Вы полностью и беспрекословно любите себя? Вы изнуряете себя недостатком сна, плохим питанием или чем-то подобным?

Если вы не уважаете себя, вы не можете рассчитывать на уважение других людей. Начните с того, что вы будете относиться к себе с любовью. А вслед за любовью к себе придёт любовь окружающих.

67. Ведите себя, как профессионал

Это подразумевает хорошо одеваться, быть воспитанным, грамотно говорить и соблюдать правила этикета. Если вы не знаете правил этикета, вам нужно с ними познакомиться. Будет полезно посетить занятия по правилам этикета, даже если вы примерно представляете, чему там учат.

Когда я была студенткой, я посетила несколько таких занятий по темам дегустация вина, поведение за столом, поведение при первой встрече и многому другому. Я считаю, что они принесли мне пользу. То, что там изучается, ни в коей мере не является высшей математикой и изученное помогает на практике, когда вы знаете что можно, а что нельзя делать в той или иной ситуации.

68. Не злословьте

Не имеет значения в какой сфере деятельности – и при профессиональном, и при социальном общении, не говорите плохо о людях. Злословя, вы не заработаете уважение других людей. Если у вас есть какие-то претензии к определённому человеку или вам не нравится что он/она делает, поговорите с этим человеком.

Не говорите плохих вещей о нём/ней за спиной, потому что обсуждение за спиной повлечёт за собой дальнейшие сплетни и недомолвки. Осознаёте вы или нет, но это не только покажет вас с плохой стороны, а и заденет того человека. Будьте честны и откровенны с людьми, с которыми вам приходится общаться.

69. Отстаивайте свои убеждения

Вы встречались с людьми, которые, не думая, с лёгкостью соглашаются со всем, чтобы им ни сказали? Я сталкивалась с такими, и в конце-конце их согласие перестаёт иметь какое-либо значение.

Лично я испытываю большее уважение к тому, кто (вежливо) не соглашается и отстаивает свою позицию, чем к тому, кто всегда подпевает другим.

Только имея своё собственное мнение и думая своей головой, можно добиться уважения окружающих людей. Не бойтесь отстаивать свои убеждения. В то же время убедитесь, что вы делаете это вежливо и не обижаете окружающих.

70. Будьте собой

Всегда лучше быть подлинником самого себя, чем точным подобием кого-то другого. Люди уважают личностей, которые никому не пытаются подражать.

Очень много людей изо всех сил стараются быть тем, кем они не являются, и, в конце концов, они теряют своё собственное лицо. Найдите себя, поймите, что вы из себя представляете. Мир нуждается в людях, которые являются сами собой, а не клонами друг друга.

71. Будьте примером для окружающих

Поступки говорят больше, чем слова. Вы своим поведением показываете пример окружающим? Вы придерживаетесь установленных норм поведения? Вы добиваетесь уважения, подкрепляя слова делом?

Человек, которого уважают другие люди, своим личным примером подталкивает окружающих к хорошим и правильным поступкам.

Заключение

Если вы обладаете чувством собственного достоинства, есть очень большая вероятность, что вы хотите, чтобы и окружающие относились к вам с уважением. Понятно, что возраст не является обязательным условием или волшебным ключом, которым можно открыть ларчик с уважением окружающих при общении с ними. Всё зависит от того, как вы будете вести себя, как вы будете относиться к окружающим и какие поступки вы будете совершать.

Уважение заслуживают делами, а не приобретают с годами.
Фрэнк Ллойд Райт


В этой статье мы рассмотрели способы, как стать человеком, которого уважают окружающие собеседники при общении с ними. Эти советы подходят для всех, независимо от возраста и социального положения.

Возможно, вам кажется, что другие дети в школе совсем не уважают вас, но вы можете изменить их мнение. Дети могут быть жестокими друг к другу, но они также способны признать, что человек поступает правильно. Лучший способ заслужить признание ваших ровесников – относиться ко всем с уважением и доброжелательностью. Вам также стоит зарекомендовать себя как открытого, надежного и зрелого человека. Будьте верны себе и продемонстрируйте навыки и смекалку.

Шаги

Часть 1

Проявляйте уважение и доброту

    Уважайте всех в школе. Каждая личность заслуживает уважительного отношения, и лучший способ добиться его – проявлять такое отношение к другим людям. Необходимо обращаться уважительно ко всем в школе, включая младших школьников, старшеклассников, друзей, незнакомых людей и учителей. Не стоит сплетничать о своих сверстниках, смеяться над ними или дразнить их.

    • Уважайте личную собственность других. Никогда не берите без разрешения чужие вещи, и если кто-то вверил вам в пользование определенную вещь, обязательно верните ее в том состоянии, в котором вы ее получили.
  1. Не бойтесь постоять за себя и других. Если вы видите, что над кем-то издеваются, неважно, друг это или незнакомец, подойдите и заступитесь за этого человека. Точно так же, когда вы сами являетесь объектом нападок, проявите смелость и защитите себя. И в том, и в другом случае вы заслужите уважение ваших сверстников. Самое худшее, что можно сделать, – это стоять в сторонке и не предпринимать никаких действий, когда над кем-то издеваются.

    • Можно, например, сказать хулигану: "Эй, приятель! Это совсем не круто, не стоит так разговаривать с девушкой".
  2. Покажите свою зрелость. Трудно быть волевым человеком в сложной ситуации, но ваши сверстники, безусловно, будут уважать вас за это. Если кто-то нападает или толкает вас, ведите себя по-взрослому и правильно разберитесь в ситуации. Не бойтесь поговорить с учителем или с психологом, если вы считаете, что у вас нет полномочий, чтобы правильно поступить в сложившейся ситуации.

    • Например, если одноклассник оскорбляет вас, посмейтесь или просто уйдите. Не опускайтесь до его уровня, не оскорбляйте его в ответ, тем более не затевайте драку.
  3. Не совершайте неблаговидных поступков. Подумайте о том, как другие будут реагировать на ваши действия, и о том, как вы будете выглядеть в глазах других. Не рассказывайте глупых анекдотов, не сплетничайте и не распространяйте слухи. Избегайте споров со сверстниками и никогда не прибегайте к физическим разбирательствам.

    Покажите другим, что вы похожи на них. Вам будет трудно заработать уважение товарищей и сверстников, если вы необщительный человек. Попытайтесь найти что-то общее с вашими сверстниками, например, сильные организаторские способности, баскетбольный талант или любовь к научной фантастике.

    • Делайте небольшие шаги по сближению с другими, например, похвалите рубашку одноклассника, если вы увидели на ней логотип вашей любимой группы.
    • Другой способ сблизиться с вашими ровесниками – проявить сопереживание. Например, если одноклассник расстроен из-за плохой оценки, подумайте о том, как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации. Скажите что-нибудь вроде: "Я знаю, как обидно получить плохую оценку, особенно если ты очень старался. Это случилось со мной в начале этого года на уроке искусства. К счастью, есть еще время, чтобы улучшить свою общую оценку, поэтому не позволяй этому сильно тебя расстраивать".
  4. Учитесь красноречию . Сильные коммуникативные способности помогут вам заработать уважение своих одноклассников. Если вам трудно выразить свою точку зрения, попробуйте некоторые упражнения, которые помогут вам развить свои навыки. Например, прочитав статью в газете или в журнале, подведите итог полученной информации. Это поможет вам откинуть лишнее и одновременно выделить основные моменты.

- Анна Владимировна, многие дети младшего школьного возраста испытывают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками: кого-то не любят, с кем-то не хотят дружить. Как помочь ребенку самоутвердиться в коллективе? Как завоевать авторитет у одноклассников?

Родители должны понимать, что их собственные желания не всегда совпадают с желаниями их ребенка, поэтому для начала давайте определимся, чего именно мы хотим добиться. Во-первых, нельзя забывать, что слово «самоутверждение» имеет негативное значение: подразумевается, что самоутвердиться нужно за счет чего-то или кого-то. Для ребенка гораздо важнее найти друзей, научиться общаться со сверстниками, завоевать определенное уважение у одноклассников. Во-вторых, дети не обязаны завоевывать авторитет, это скорее желание их родителей - чаще всего именно родителям хочется, чтобы их ребенок завоевал авторитет среди сверстников, причем завоевал его с помощью само-утверждения (в негативном смысле этого слова), а не в виде круга общения, в котором будут ценить мнение их ребенка и прислушиваться к нему.

Но ребенок не может игнорировать коллектив сверстников, иначе он станет изгоем. Как родители могут помочь первокласснику стать полноценным членом классного коллектива?

На самом деле основная борьба за «место под солнцем» начинается не в первом классе, а в подростковом возрасте. В этом возрасте ребенку необходимо признание окружающих - родительской любви и признания, если оно есть, ему бывает уже недостаточно. А в начальной школе у детей нет еще такой ярко выраженной необходимости в признании со стороны сверстников - они просто пробуют разные социальные роли, причем с разным успехом. Родителям важно знать, что в младшем школьном возрасте нет хороших и плохих ролей, они просто разные. Отношение к этим ролям со стороны одноклассников тоже может быть разным: в одном коллективе могут ценить роль Умника, в другом - роль Хулигана.

Когда мне родители задают вопросы о том, как интегрировать ребенка в классный коллектив, я отвечаю, что зачастую для этого им придется полностью сломать личность их ребенка, потому что в конкретном классе может пользоваться наибольшим уважением такая роль, которая противоречит принципам их семейного воспитания - для этого, например, придется Умника превратить в Хулигана.

Есть и еще один важный момент: признание большинства одноклас-сников или даже всего классного коллектива ничего не говорит о том, насколько здоров, приятен в общении, интересен окружающим и успешен ваш ребенок. Может быть и так, что коллектив не принимает кого-то только потому, что он там единственный нормальный и хорошо воспитанный ребенок - вспомните великолепный фильм «Чучело».

- Какие роли могут примерять на себя младшие школьники?

Основными ролями, которые может примерить на себя ребенок, могут быть следующие.

Умники и Умницы - хорошие ученики, которые демонстрируют успехи в учебе. Уважение к ним основано на их очевидном интеллектуальном превосходстве.

Хулиганы - название этой роли говорит само за себя: это дети, которые постоянно шалят и доставляют много головной боли и учителям, и родителям. Сюда же можно добавить такие роли, как Крутой парень и Девочка-оторва. Эти роли особенно популярны в подростковом возрасте, но притягательность роли Хулигана начинает ощущаться уже в начальной школе.

Спортсмены и Спортсменки - они завоевывают авторитет спортивными достижениями, своим телосложением и силой воли.

Таланты - дети, которые хорошо рисуют, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, блестяще выступают на концертах и т.п.

Организаторы - те, кто обладает способностью к социальной деятельности, умеют организовать группу, взять на себя ответственность и т.д.

Настоящие друзья - это те дети, к которым любой ученик из класса, будь то Хулиган или Умник, всегда может обратиться за помощью и советом. Они умеют хранить секреты, обладают житейской мудростью и охотно поддерживают сверстников во всем.

Шуты - это дети, которые по тем или иным причинам выставляют на посмешище не только себя, но и других.

Ябеды - как те, которые жалуются старшим с целью самозащиты, так и те, кто делает это, чтобы нападать на других детей.

Сливки общества - это дети из финансово успешных семей, у которых есть все то, что хочется иметь другим детям: дорогой телефон, планшет, лучшие игрушки, модная одежда и т.п.

В начальной школе, в отличие от старших классов, достаточно большим авторитетом часто пользуются Умники, а Хулиганы - меньшим. Спортсмены, Таланты, Организаторы и Настоящие друзья всегда пользуются авторитетом у сверстников, и сила этого авторитета зависит от конкретного коллектива, возраста детей, состояния окружающего общества и пр. Авторитет Шутов крайне ограничен, а Ябеды никакого авторитета не имеют.

- Как распределяются эти роли в детском коллективе?

В каждом детском коллективе обязательно есть представители всех этих ролей, и если какая-то роль не представлена, то на это место обязательно кто-то найдется. При этом нужно понимать, что роль, которую принимает на себя ребенок, вполне может поменяться с возрастом или из-за изменившихся внешних обстоятельств. Но далеко не всякая «положительная» роль хороша. «Спортсменка, комсомолка и просто красавица» - другими словами, ребенок, обладающий авторитетом во всех возможных ролях, который и умный, и красивый, и танцует, и поет, и умеет все организовать, а при необходимости выслушает проблемы одноклассников и даст разумный совет - зачастую бывает совершенно несчастным ребенком, который потерял свой стержень и уже не понимает, кто он на самом деле и зачем он это все делает.