Болезни Военный билет Призыв

Как ученые узнают о жизни. Как ученые узнали, что было на Земле до появления человека


Землетрясение? Ядерный взрыв? Деление или синтез? Мы узнаем, даже если мировые лидеры лгут. На международной арене есть не так много вещей, пугающих больше, чем возможность ядерной войны. У многих стран есть боеголовки – некоторые с делением, другие с более смертоносным синтезом – но не все открыто заявляют, что они у них есть. Некоторые взрывают ядерные устройства, отрицая это; другие утверждают, что обладают термоядерными бомбами, тогда как в действительности нет. Благодаря глубокому знанию науки, Земли и того, как через нее проходят волны давления, нам не нужно подвергать лидера страны пыткам, чтобы узнать правду, считает Итан Зигель с Medium.com.

В январе 2016 года правительство Северной Кореи заявило, что взорвало водородную бомбу, которую также пообещало использовать против любых агрессоров, угрожающих стране. Несмотря на то, что в новостных агентствах были показаны фотографии грибных облаков с подробным описанием, эти кадры оказались архивными; испытания не были современными. Радиация, попадающая в атмосферу, опасна и будет явным нарушением Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года. Так что, если страны хотят протестировать ядерное оружие, они делают это там, где никто не сможет найти радиацию: под землей.

В Южной Корее репортаж о ситуации был жутким, но неточным, поскольку показанные грибные облака – это старые кадры, не имеющие отношения к северокорейским испытаниям

Вы можете взорвать бомбу где угодно: в воздухе, под водой в океане или под землей. Все три взрыва можно в принципе обнаружить, хотя энергия взрыва будет «приглушенной» в зависимости от среды, в которой распространяется.

Воздух, будучи наименее плотным, хуже всего заглушает звук. Грозы, извержения вулканов, запуски ракет и ядерные взрывы испускают не только звуковые волны, которые можно услышать, но и инфразвуковые (длинной волны, низкой частоты), которые – в случае ядерного взрыва – такие энергетически мощные, что детекторы по всему миру с легкостью их распознают.

Облако ядерного взрыва над Нагасаки

Вода плотнее, и хотя звуковые волны движутся в воде быстрее, чем в воздухе, энергия быстрее рассеивается с пройденным расстоянием. Однако, если ядерная бомба взрывается под водой, выделяемая энергия настолько велика, что генерируемые волны давления могут быть легко уловимы гидроакустическими детекторами, развернутыми многими странами. Кроме того, нет никаких водных явлений, которые можно было бы спутать с ядерным взрывом.

Поэтому, если страна хочет попытаться скрыть ядерное испытание, лучше всего будет провести его под землей. Хотя генерируемые сейсмические волны могут быть очень сильными от ядерного взрыва, у природы есть еще более сильный метод генерации сейсмических волн: землетрясения! Единственный способ рассказать о них – триангуляция точного положения, потому что землетрясения очень и очень редко происходят на глубине 100 метров или меньше, а ядерные испытания (пока что) всегда проходили на небольшой глубине под землей.

С этой целью страны, которые подписали Договор о запрещении ядерных испытаний, создали сейсмические станции по всему миру, чтобы вынюхивать любые ядерные испытания, которые проводятся.

Международная система отслеживания ядерных испытаний, показывающая пять крупных типов испытаний и положения всех станции. Всего в настоящее время активны 337 известных станций

Именно этот акт сейсмического мониторинга позволяет нам делать выводы о том, насколько мощным был взрыв и в каком месте Земли – в трех измерениях – он произошел. Сейсмическое событие Северной Кореи, которое произошло в 2016 году, было зарегистрировано по всему миру; 337 активных мониторинговых станций по всей Земли были достаточно чувствительны для этого. По данным Геологической службы США, в 6 января 2016 года в Северной Корее произошло событие, эквивалентное землетрясению величиной 5.1 балла на глубине 0,0 километра. Основываясь на величине землетрясения и сейсмических волн, которые были зарегистрированы, мы можем восстановить объем выпущенной энергии – порядка 10 килотонн тротилового эквивалента – и понять, был это ядерный взрыв или нет.

Благодаря чувствительности наблюдательных станций, глубину, величину и положение взрыва, который заставил Землю трястись 6 января 2016 года, можно четко установить

Важнейшая подсказка, помимо косвенных доказательств величины и глубины землетрясения, исходит из типов генерируемых сейсмических волн. В общем, есть S- и P-волны, сдвиговые, или вторичные, и продольные волны, которые иногда называют первичными. Землетрясения, как известно, производят мощнейшие S-волны по сравнению с P-волнами, а ядерные испытания рождают более мощные P-волны. И вот, Северная Корея заявляет, что это была водородная бомба (синтеза), которая намного смертоноснее бомб деления. В то время, как энергия, выпускаемая урановыми или плутониевыми бомбами на основе реакции деления имеют мощность порядка 2-50 килотонн тротилового эквивалента, водородные бомбы выпускают энергию в тысячи раз мощнее. Рекордсмен события – советская Царь-бомба мощностью 50 мегатонн тротилового эквивалента.

Взрыв Царь-бомбы в 1961 году был крупнейшим ядерным взрывом на Земле и стал одним из самых важных для дальнейшего определения судьбы ядерного оружия

Профиль волн, полученный по всему миру, говорит, что это не землетрясение. Так что да, Северная Корея вероятнее всего взорвала ядерную бомбу. Но какую? Есть разница между бомбами на основе синтеза и на основе деления:

Бомба на основе ядерного деления берет тяжелый элемент с большим количеством протонов и нейтронов, например, изотопы урана или плутония, и бомбардирует их нейтронами, которые могут быть захвачены ядром. Когда происходит захват, рождается новый нестабильный изотоп, который диссоциирует на более мелкие ядра, высвобождая энергию, а также дополнительные свободные нейтроны, позволяя начаться цепной реакции. Если все сделано правильно, огромное количество атомов может пройти через эту реакцию, превратив миллионы миллиграммов или даже граммов материи в чистую энергию по формуле E = mc2.
Термоядерная бомба на основе синтеза берет легкие элементы, такие как водород, и при помощи огромных энергий, температур и давления делает так, чтобы эти элементы слились в более тяжелые, такие как гелий, выделяя еще больше энергии, чем бомба на основе деления. Температура и давление требуются настолько большие, что единственный способ создать термоядерную бомбу – это окружить гранулу синтеза топливо на основе бомбы деления: чтобы огромный выброс энергии смог запустить реакцию синтеза. До килограмма вещества может превратиться в чистую энергию на стадии синтеза.

Многие путают испытания с бомбами деления и синтеза. Но ученые различают их безошибочно

Что касается выхода энергии, то северокорейская тряска была несомненно вызвана бомбой на основе деления. Если бы это было не так, то это был бы самый слабый, самый эффективный взрыв с реакцией синтеза на планете, который даже в теории создать не получается. С другой стороны, есть четкие доказательства того, что это был именно взрыв с реакцией деления, поскольку записи сейсмических станций показали невероятно похожий взрыв в 2013 году, все в той же Северной Корее.

Разница между встречающимися в природе землетрясениями, сигнал которых показал синим, и ядерным испытанием, показанным красным, не оставляет сомнений в природе такого события

Другими словами, все данные, которые мы имеем, указывают на один вывод: в основе этого ядерного взрыва была именно реакция деления, а не синтеза. И это точно не было землетрясением. S- и P-волны доказали, что Северная Корея взрывает ядерные бомбы, нарушая международный закон, но сейсмические сводки, несмотря на удаленность, показывают, что это не бомбы синтеза. У Северной Кореи ядерные технологии 1940-х годов. Даже если мировые лидеры лгут, Земля скажет правду.

Без нашего прошлого у нас нет будущего - об этом говорило огромное количество великих мыслителей, полководцев и государственных деятелей всего мира. Самым ярким примером приверженца такой позиции можно назвать который настаивал на необходимости изучения истории как одной из важнейших наук.

Еще древние греки выделяли учение о прошлом как одно из главнейших в жизни государства, каждого человека и человечества в целом.

Увековеченные в сказаниях

Как люди узнавали о прошлом? Вопрос, казалось бы, банальный на первый взгляд. Однако если задуматься, ответ на него оказывается достаточно сложным. Прежде всего, конечно, на ум приходит память поколений. С тех самых пор, как человек выделил себя из окружающего мира, избавился от синкретического мышления, начался отсчет периода изустной, знаковой передачи информации и опыта потомкам.

Для того чтобы узнать, как люди узнавали о прошлом, не нужно изучать специальную литературу и просматривать огромное количество документальных фильмов. Достаточно обратить внимание на современное общество под углом взаимодействия поколений.

Практически во всех странах мира распространена практика передачи информации от старшего поколения младшему посредством устных рассказов, сказок и других фольклорных форм. Примерно та же ситуация имела место в древности - посредством обрядов, обычаев и сохраняемых традиций сведения об укладе жизни, мироустройстве, быте передавались потомках и дошли таким образом до наших дней.

Разные эпохи

То, как люди узнавали о прошлом раньше, в значительной мере отличается от методов, доступных человечеству, существующему на данный момент. Важнейшую роль в этом отношении имеет вовсе не уровень развития технологий, и не база знаний, имеющихся на данный момент, а само мироощущение.

Реальный мир до определенных пор был менее отличим от мира духов, к которому можно было обратиться посредством проведения ритуала или простой молитвы. Во многом именно благодаря такого рода практикам определялась судьба человечества, существовавшего до настоящего момента времени.

Часто в качестве некоего связного срединного звена использовались определенные растения или тотемные животные, при помощи которых шаманы, ведуны или, к примеру, жрецы, обращались к предшественникам, находящимся в соседнем пространстве, мире мертвых. Вот как люди узнавали о прошлом до начала эпохи интереса к непосредственной истории. В некоторых культурах такие традиции соблюдаются до сих пор, однако с развитием цивилизации их становится все меньше.

Что было, что будет

По сути, как люди узнают о прошлом в современном мире? Конечно, помимо уже названной памяти поколений есть и ряд других источников, к которым активно обращается человечество в этом вопросе. Прежде всего, это памятники письменности, сохранившиеся до сих пор, и литература в целом.

Несмотря на очевидное тяготение к художественности, любое произведение так или иначе является зеркалом своей эпохи, не говоря уже о так называемых специализированных списках вроде летописей или молений.

Рассказывая о том, как люди узнают о прошлом, нельзя, конечно не назвать такое явление в как Библия, Коран и прочие произведения такого рода. С одной стороны, о тяготении их к научности не может быть и речи, а с другой - для огромного процента населения сведения, представленные в писаниях, являются неоспоримой истиной.

Память вещей

С течением времени, развитием мысли, человек попросту не мог не задаться вопросом: "Как узнать историю прошлого?" Постепенно, начав с малого, он пришел к необходимости изучения имеющихся на данный момент артефактов, предметов быта, одежды и других вещей, в которых еще сохранился до наших дней дух времени.

Запасы того, что имелось в свободном доступе (а мы не будем забывать о переходящих из поколения в поколение благодаря монархическому укладу), иссякли, человечество было вынуждено расширить границы поиска. Так начались первые исследования пещер, в которых впоследствии были обнаружены рисунки эпохи палеолита, а затем интерес к прошлому стал настолько велик, что археологи перешли к полноценным раскопкам.

Что стало предметом исследования

По большому счету, о жизни и быте предков может рассказать какая угодно деталь, относящаяся к той или иной эпохе. Так что для ответа на вопрос о том, как люди узнают о прошлом, схема действий довольно проста - проявляя внимание к деталям. Предметом научного интереса может быть все что угодно, начиная от обломка заколки для волос, заканчивая окаменелостями, найденными случайно в глубинных слоях земной коры при бурении какой-нибудь скважины.

В зависимости от специфики предмета, можно определить самые разнообразные вещи. Например, изучение скифских курганов позволяет с точностью определить особенности организации их общества, отношения между высшими и низшими его представителями. Исследование же скифского золота или осколков посуды, относящихся к эпохе трипольской культуры, дает понимание картины мира, верований и философских убеждений, если это можно назвать таким образом.

Человек внутри человечества

Безусловно, наибольший интерес представляет для историков в целом и археологов в частности динамика развития человечества в целом, однако нередки случаи интереса к конкретной личности. В качестве примера можно привести писателей, актеров, предводителей или правителей.

Как узнать прошлое человека в этом случае? Прежде всего, необходимо изучить все документальные сведения о нем и вещах, ему принадлежавших. Это позволит составить первоначальную, общую характеристику личности, сформирует так называемый ее остов. Дополнительно следует обратиться к воспоминаниям очевидцев, людей, с которыми изучаемая фигура состояла в переписке или тесном сообщении. Многие из таких людей к тому же вели личные дневники. К примеру, большая часть эстетических и этических соображений Л. Н. Толстого так или иначе связана именно с его дневником, который он прятал при жизни даже от собственной жены.

Жизнь до и после

Наконец, следует отметить большой интерес к прошлому в духовном плане, наблюдаемый в современном обществе. Огромное количество религий, культур и субкультур имеют в своем распоряжении представление о реинкарнации, к которому и обращаются в этом вопросе.

Практически каждая гадалка сегодня знает, как узнать прошлые жизни человека. Для этого используются карты, магические шары, кристаллы, обереги и даже погружение человека в транс. Конечно, о какой-либо степени научности в данном случае говорить не приходится, однако сама концепция прохождения пути в несколько жизней кажется интересной и манящей не одному миллиону человек.

Землетрясение? Ядерный взрыв? Деление или синтез? Мы узнаем, даже если мировые лидеры лгут. На международной арене есть не так много вещей, пугающих больше, чем возможность ядерной войны. У многих стран есть боеголовки – некоторые с делением, другие с более смертоносным синтезом – но не все открыто заявляют, что они у них есть. Некоторые взрывают ядерные устройства, отрицая это; другие утверждают, что обладают термоядерными бомбами, тогда как в действительности нет. Благодаря глубокому знанию науки, Земли и того, как через нее проходят волны давления, нам не нужно подвергать лидера страны пыткам, чтобы узнать правду.

В январе 2016 года правительство Северной Кореи заявило, что взорвало водородную бомбу, которую также пообещало использовать против любых агрессоров, угрожающих стране. Несмотря на то, что в новостных агентствах были показаны фотографии грибных облаков с подробным описанием, эти кадры оказались архивными; испытания не были современными. Радиация, попадающая в атмосферу, опасна и будет явным нарушением Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года. Так что, если страны хотят протестировать ядерное оружие, они делают это там, где никто не сможет найти радиацию: под землей.

В Южной Корее репортаж о ситуации был жутким, но неточным, поскольку показанные грибные облака – это старые кадры, не имеющие отношения к северокорейским испытаниям

Вы можете взорвать бомбу где угодно: в воздухе, под водой в океане или под землей. Все три взрыва можно в принципе обнаружить, хотя энергия взрыва будет «приглушенной» в зависимости от среды, в которой распространяется.

Воздух, будучи наименее плотным, хуже всего заглушает звук. Грозы, извержения вулканов, запуски ракет и ядерные взрывы испускают не только звуковые волны, которые можно услышать, но и инфразвуковые (длинной волны, низкой частоты), которые – в случае ядерного взрыва – такие энергетически мощные, что детекторы по всему миру с легкостью их распознают.

Облако ядерного взрыва над Нагасаки

Вода плотнее, и хотя звуковые волны движутся в воде быстрее, чем в воздухе, энергия быстрее рассеивается с пройденным расстоянием. Однако, если ядерная бомба взрывается под водой, выделяемая энергия настолько велика, что генерируемые волны давления могут быть легко уловимы гидроакустическими детекторами, развернутыми многими странами. Кроме того, нет никаких водных явлений, которые можно было бы спутать с ядерным взрывом.

Поэтому, если страна хочет попытаться скрыть ядерное испытание, лучше всего будет провести его под землей. Хотя генерируемые сейсмические волны могут быть очень сильными от ядерного взрыва, у природы есть еще более сильный метод генерации сейсмических волн: землетрясения! Единственный способ рассказать о них – триангуляция точного положения, потому что землетрясения очень и очень редко происходят на глубине 100 метров или меньше, а ядерные испытания (пока что) всегда проходили на небольшой глубине под землей.

С этой целью страны, которые подписали Договор о запрещении ядерных испытаний, создали сейсмические станции по всему миру, чтобы вынюхивать любые ядерные испытания, которые проводятся.

Международная система отслеживания ядерных испытаний, показывающая пять крупных типов испытаний и положения всех станции. Всего в настоящее время активны 337 известных станций

Именно этот акт сейсмического мониторинга позволяет нам делать выводы о том, насколько мощным был взрыв и в каком месте Земли – в трех измерениях – он произошел. Сейсмическое событие Северной Кореи, которое произошло в 2016 году, было зарегистрировано по всему миру; 337 активных мониторинговых станций по всей Земли были достаточно чувствительны для этого. По данным Геологической службы США, в 6 января 2016 года в Северной Корее произошло событие, эквивалентное землетрясению величиной 5.1 балла на глубине 0,0 километра. Основываясь на величине землетрясения и сейсмических волн, которые были зарегистрированы, мы можем восстановить объем выпущенной энергии – порядка 10 килотонн тротилового эквивалента – и понять, был это ядерный взрыв или нет.

Благодаря чувствительности наблюдательных станций, глубину, величину и положение взрыва, который заставил Землю трястись 6 января 2016 года, можно четко установить

Важнейшая подсказка, помимо косвенных доказательств величины и глубины землетрясения, исходит из типов генерируемых сейсмических волн. В общем, есть S- и P-волны, сдвиговые, или вторичные, и продольные волны, которые иногда называют первичными. Землетрясения, как известно, производят мощнейшие S-волны по сравнению с P-волнами, а ядерные испытания рождают более мощные P-волны. И вот, Северная Корея заявляет, что это была водородная бомба (синтеза), которая намного смертоноснее бомб деления. В то время, как энергия, выпускаемая урановыми или плутониевыми бомбами на основе реакции деления имеют мощность порядка 2-50 килотонн тротилового эквивалента, водородные бомбы выпускают энергию в тысячи раз мощнее. Рекордсмен события – советская Царь-бомба мощностью 50 мегатонн тротилового эквивалента.

Взрыв Царь-бомбы в 1961 году был крупнейшим ядерным взрывом на Земле и стал одним из самых важных для дальнейшего определения судьбы ядерного оружия

Профиль волн, полученный по всему миру, говорит, что это не землетрясение. Так что да, Северная Корея вероятнее всего взорвала ядерную бомбу. Но какую? Есть разница между бомбами на основе синтеза и на основе деления:

  • Бомба на основе ядерного деления берет тяжелый элемент с большим количеством протонов и нейтронов, например, изотопы урана или плутония, и бомбардирует их нейтронами, которые могут быть захвачены ядром. Когда происходит захват, рождается новый нестабильный изотоп, который диссоциирует на более мелкие ядра, высвобождая энергию, а также дополнительные свободные нейтроны, позволяя начаться цепной реакции. Если все сделано правильно, огромное количество атомов может пройти через эту реакцию, превратив миллионы миллиграммов или даже граммов материи в чистую энергию по формуле E = mc 2 .
  • Термоядерная бомба на основе синтеза берет легкие элементы, такие как водород, и при помощи огромных энергий, температур и давления делает так, чтобы эти элементы слились в более тяжелые, такие как гелий, выделяя еще больше энергии, чем бомба на основе деления. Температура и давление требуются настолько большие, что единственный способ создать термоядерную бомбу – это окружить гранулу синтеза топливо на основе бомбы деления: чтобы огромный выброс энергии смог запустить реакцию синтеза. До килограмма вещества может превратиться в чистую энергию на стадии синтеза.

Многие путают испытания с бомбами деления и синтеза. Но ученые различают их безошибочно

Что касается выхода энергии, то северокорейская тряска была несомненно вызвана бомбой на основе деления. Если бы это было не так, то это был бы самый слабый, самый эффективный взрыв с реакцией синтеза на планете, который даже в теории создать не получается. С другой стороны, есть четкие доказательства того, что это был именно взрыв с реакцией деления, поскольку записи сейсмических станций показали невероятно похожий взрыв в 2013 году, все в той же Северной Корее.

Разница между встречающимися в природе землетрясениями, сигнал которых показал синим, и ядерным испытанием, показанным красным, не оставляет сомнений в природе такого события

Цели:

  1. Дать понятие об археологии как науке, изучающей быт и культуру древних людей по сохранившимся памятникам.
  2. Познакомить с археологическими памятниками на территории г. Барнаула, их значение для познания прошлого нашего города.
  3. Познакомить с музеем как хранилищем вещественных источников.
  4. Создание условий для воспитания бережного отношения к археологическим памятникам.

Литература:

  1. Л.Ю.Лупоедова. В гостях у истории / М., 1997.
  2. О. К. Кунгурова. Пишу историю / Барнаул, 2001.

Ход урока

1. Постановка проблемы.

Прочитайте тему урока. Откуда люди узнают о прошлой жизни на Земле?

(Предположения учащихся фиксируются на доске. Подводится итог высказанному.)

Учитель: Когда люди ещё не умели писать, то память о прошлом передавалась а их рассказах от одного к другому. так переданное запоминалось и становилось преданием. Чаще люди рассказывали о выдающихся, знаменитых событиях это устные источники. С XI века появились летописи – записи наиболее знаменитых событий по годам – от лете до лета, также о жизни отдельных замечательных – жития. Это письменные источники.

У поэта Валентина Берестова есть такие строки: (расположены на доске)

«Нет ничего прочней, чем битая посуда.
что происходит с ней?
С ней происходит чудо.
Хрупка, тонка и стоит слишком мало
Жизнь чашки и горшка, и звонкого бокала.
Зато у черепков, осколков и обломков
В запасе даль веков, признание потомков»…

Как вы понимаете фразу: «Нет ничего прочней, чем битая посуда?»

Что за чудо происходит с ней?

Согласен ли с поэтом? Почему? (Учащихся высказывают предположения. Подводится итог высказанному.)

2. Как люди узнают о прошлом

Учитель: Многое можно узнать о прошлом из земли. В земле находят останки древнего оружия, украшения, монеты, предметы бытия. Всё найденное изучает наука археология. Что такое археология?

Чтение стихотворения Н. Кончаловской:

Кто занимается археологией?

О чём узнают ученые из раскопок? (Видеосюжет о раскопках.)

Учитель : Найти следы людей в далёком прошлом не всегда легко. Некоторые переживают тысячелетия и остаются на поверхности земли; другие разрушаются, и их остатки покрываются землёй. Учёные ведут раскопки, чтобы добыть из земли старинные вещи, узнать устройство жилища. процесс раскопок трудоёмок Сначала археологи занимаются поиском памятников прошлого. Они внимательно осматривают поверхность земли. Останки древнего поселения или города видны по следам оборонительных сооружений: рвов, валов,. Пирамиды и курганы до сих пор возвышаются над поверхностью земли. Но чаще историки находят сообщения о существовавших поселениях в древних летописях и книгах с помощью фотоснимков с самолётов, разведки аквалангистами морского дна.

Основными орудиями при раскопках остаются простая лопатка, кисточка. Мелкие вещи – украшения, останки посуды, орудия труда. Это вещественные источники.

К археологическим памятникам относятся поселения, курганы, городища, стоянки, …

В долинах Горного Алтая до сих пор возвышаются большие и малые курганы, сооружения из земли и камней. В последние годы наиболее известным стал курган, расположенный в долинах Ак-Алака. Археологи установили, что в курганах похоронены люди, жившие две с половиной тысячи лет назад. Курганы известны не только в горах, их много и на равниной части Алтайского края.

Впервые люди появились на территории Алтая, по свидетельствам археологов, около полутора миллионов лет назад. Ледниковый панцирь покрывал тогда огромные пространства Западной Сибири, поэтому все стоянки древних людей были расположены к югу от ледников, в прилегающих к ним заболоченных равнинах, холодных степях и лесостепях той эпохи - каменного века. Орудия древних людей того времени были примитивны: расколотые на большие отщепы камни и грубо изготовленные из гальки рубила.

Около 200 тысяч лет назад, в период среднего палеолита, люди начинают заселять пещеры. Во многих пещерах по берегам Чарыша и его притоках, на Ануе, по предположениям ученых, были жилища древнего человека. Здесь археологами найдены каменные остроконечники, служившие в качестве оружия: ножей, кинжалов, наконечников для копий и дротиков. Люди, обитавшие в пещерах, были охотниками, а их добычей были шерстистый носорог и пещерная гиена, як, кулап, лошадь, газель и винторогая антилопа, бурый медведь и волк. Наши предки уже умели обрабатывать камень, кость и дерево.

В известной Денисовой пещере материалы представлены от среднего полеолита до средневековья: столько лет эта карстовая пещера была постоянным местом обитания древних людей. В ней обнаружены наиболее древние останки человека, найденные до сих пор в Северной Азии. Методом ради-углеродного анализа их возраст определен в 42 тысячи лет. Как считают некоторые ученые, пещеры все же не были местами постоянного проживания древних людей. Скорее всего, люди той эпохи вели кочевой образ жизни и жили на открытых стоянках, удобных для охоты и отражения
неприятеля.

В 1969 году была обнаружена стоянка первобытнообщинного человека на левом берегу Барнаулки на территории г. Барнаула выше посёлка им. Кирова. По начальному исследованию её можно отнести ко времени верхнеобской культуры (первые века новой эры). верхнеобцы жили небольшими посёлками, оседло. Основой их хозяйства было скотоводство и примитивное земледелие мотыжного типа. Большую роль играли охота и рыбная ловля. Хорошо было развито гончарное и бронзовое литейное дело, ткачество. В обиходе употреблялись орудия из железа.

Пещеры, вероятнее всего, использовались в качестве долгих стоянок во время кочевий, заготовок припасов и их хранения, ремонта и изготовления оружия.

3. Заочное путешествие по археологическим памятникам г. Барнаула

Учитель : Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по археологическим памятникам г. Барнаула излучина реки Оби, которая ныне занята городом Барнаулом издревле привлекала людей как место, очень удобное для проживания и торговли с различными народами.

Реки не зря именуются «голубыми дорогами» они на протяжении всей истории человечества являлись путями перемещен людей как летом, так и зимой. Обилие разнообразных ландшафтов (пойма, луга, сосновый бор, смешанные леса и др.), благоприятный климат, животный мир, рыбные богатства рек позволяли в древности успешно вести хозяйства по нескольким направлениям. От собирательства и загонной охоты на крупных стадных животных в палеолитический период до земледелия и интенсивного скотоводства в эпоху раннего железа и средневековья.

Первые люди появились в Барнаульском Приобье около 15 тысяч лет тому назад.(на доске карта г. Барнаула) По видимому это были охотники из предгорий Алтая осваивавшие новые территории в погоне за животными ледниковой эпохи: мамонтами, бизонами, оленями,лошадями и др. Кости этих зверей час го находили местные жители в осыпях и обрывах Оби. Об этом даже свидетельствует названия целого ряда мест, например: Бычий Яр (с. Гоньба), Турина Гора, Подтурина. Огромные, как бревна, кости и бивни мамонта, громадные рога бизона достаточно часто вываливаются из берега реки чуть выше речного вокзала. Палеонтологические находки с территории г. Барнаула имеются в фондах Алтайского государственного краеведческого музея. Стоянки охотников палеолита известны нам на опушке соснового бора около С. Мохнатушка на окраине с. Власиха и на барнаульском Ковше. Изделия из камня, найденные на этих памятниках, Очень маленькие и сильно изработанные, т.к. своего камня в Барнаульском Приобье нет. Люди приносили его издалека и очень ценили некоторые найденные орудия труда были сделаны из горного хрусталя После таяния ледников и исчезновения крупных животных мамонтовой фауны люди были вынуждены менять хозяйства и приспосабливаться к новым природным условиям, которые похожи на современные.

Хозяйство охотников и рыболовов процветало с 12 по 3 тыс. до н. э. в конце 3 или в начале 2 тыс, до н.э. на территории Барнаульского Приобья появились скотоводы раннего бронзового века, культура которых получила название «елунинская».

Их поселения известны около с. Гоньба и Казенная Заимка, в нагорной части Барнаула, на Поселковой, в осыпи обсыпного берега найдены остатки елунинских погребений. В них обнаружены каменный наконечник дротика и обломки керамических сосудов, украшенных по всей поверхности отпечатками гребенчатого штампа. В 17 веке до 15 в. н.э. елунинцев из Барнаульского Приобья вытеснили новые пришельцы из южных районов Евразии - племена андроновской культуры, воины, которые имели боевые колесницы. В Барнауле раскопан большой андроновский могильник на мысе у с. Подтурино, поселения известны у сел Казённая Заимка и Гоньба. Кроме этого, при сооружении погреба была случайно найдена андроновская могила на пос. Восточном (Депутатская улица), у пос. Мохнатушка на пашне подобран бронзовый черешковый кинжал. В Подтуринском могильнике раскопано свыше 50 могил. У ног умерших почти всегда находился сосуд, украшенный резным или гребенчатым геометрическим орнаментом. В погребении с Депутатской улицы кроме сосуда, оказалась бронзовая серьга, обложенная золотой фольгой. Поселения андроновцев, скорее всего, располагались в низинах около воды, и сейчас они смыты Обью. В 12 веке до н. э. появилось новое население, сохранившее многие андроновские традиции и относимое учеными к позднему бронзовому веку. Это были племена корчажкинской и ирменской культуры. Погребения и поселения были найдены у сёл Казённая Заимка, Гоньба, Научный городок, Берёзовка.

В районе с. Штабка известны интереснейшие бронзовые находки раннего скифского периода: большой бронзовый котел детали конской упряжи в виде удил со стремичковидными окончаниями и рельефными полыми фигурками посей. Внутри последних изделий имелись бронзовые шарики, которые при движении лошади издавали своеобразныйзвон.

Практически в устье каждого лога с ручейком, впадающем в Обь, расположены Поселения и временные пастушеские стоянки скифской эпохи. Наиболее крупные памятники: Бельмесево- 1, Крутой Лог- 1, Цветы Алтая, культурный слой на поселении Казенная Заимка-1, несколько поселений около Научного городка, Страшный Яр. Часть курганов и поселений раскопана.

Найдены бусы, серьги, наконечники стрел, ножи, многочисленные керамические сосуды, курильницы алтари из камня, зернотерки, костяные орудия труда, украшения, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле, и многое другое.

Интересная находка сделана на ул. Песчаной, где при перекапывании огорода был найден сломанный скифский бронзовый кинжал эпохи 5-4 вв. до н.э. Памятников эпохи Средневековья пока в Барнауле известно немного: городище Абакша-1 за Научным городком, месторождения железных монгольских наконечников стрел близ Страшного Яра. Скорее всего, средневековые курганы исследованы известным французским путешественником и ученым Менье в районе Казачьего Взвоза, располагались на месте современного завода «Химволокно».

Состояние большинства археологических памятников Барнаула (а их более 70) плачевно.

4. Работа в группах . (Учитель выступает в роли консультанта.)

Учащиеся:

Получают задание по группам.

  1. Прочитать.
  2. Подготовить сообщение по плану:
  • название археологического памятника
  • когда был открыт кем открыт
  • что было найдено на месте открытия

Материал для первой группы

В 1990 году на могильнике А.Б. Шамшиным раскопано 5 курганов в близи с. Гоньба, в которых зафиксировано 9 погребений 5-3 веков до н. э. Найденный в процессе работ археологи ческий материал представлен керамическими сосудами, каменной курильнецей, предметами из железа и кости. Наиболее яркой находкой является роговая пряжка в виде идущего свирепого хищника с оскаленной пастью. Памятник часто распахивали, и поэтому оставшиеся 5-6 курганов почти незаметны. Недалеко от могильника в 1979 году А.Л. Кунгуровым была обнаружена курильница, сделанная из гранита (рис. 3,).

Материал для второй группы

На территории Туриной горы найдены поселения эпохи раннего железа в Ленинском районе г. Барнаула за городской свалкой, на длинном; и узком мысу. Памятник был открыт в 1976 году А.Л. Кунгуровым и С.Ю. Гусевым; которые собрали на раскопках коллекцию фрагментов керамических сосудов, среди которых отмечены обломки горшков эпохи бронзы и раннего железа. Летом 1992 года археологической экспедиции АГУ и БГПУ проводились раскопки. Были обнаружены обломки керамики, один целый сосуд, каменные молоточки, фрагменты зернотёрок, курильниц, литейных форм, множество костей животных и другие предметы быта населения, жившего в 1 тысячелетии до н. э. Среди находок был обломок трёхдырчатого рогового псалия (8-6 вв. до н.э.).

Материал для третьей группы

Недалеко от пос. Научный городок в 1980 году был открыт Абакша 1 - это городище датирующееся эпохой Средневековья (сростскинская культура). Именно её курганы раскопаны на Казачьем Взвозе (на месте современного комбината «Химволокно»). Этот археологический памятник был открыт А.Л. Кунгуровым и неоднократно исследован В.Б. Бородаевым, который провёл небольшие археологические раскопки наиболее аварийного участка городища эпохи Средневековья. Культурный слой оказался бедным, В основном были обнаружены обломки глиняной посуды, украшенной оттисками зубчатого штампа и ямками, а также кости животных и рыб. Площадь памятника -. 800 кв. м, хорошо видны укрепления, ров шириной 6 метров и видимой глубиной 50 см. Перед валом зафиксированы две западины, напоминающие земляночные. Определить точное время памятника затруднительно. Поскольку городище находится вдалеке от городского строительства, то хорошо сохранился его внешний вид, который при осмотре впечатляет настолько, что его можно показывать приезжающим туристам.

Представление изученного материала группами

Учитель следит за правильным изложением материала, в случае необходимости исправляет ответ ученика. На карте отмечает места археологических памятников, о которых сообщают учащиеся.)

Учащиеся. Представитель группы проводит представление результатов работы, остальные участники группы дополняют представленный материал.

5. Знакомство, с Краеведческим музеем г. Барнаула .

- Где мы можем увидеть вещи, о которых шла речь сегодня на занятиях?

Для этого разгадаем кроссворд и вспомним то, о чём говорили на уроке.

  1. Найти её – особая удача для археологов, так как вместе с умершим древние люди клали оружие, украшения, предметы быта.
  2. Название столицы Алтайского края.
  3. В её пластах археологи находят вещественные источники.
  4. Наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.

Вещественные источники, а ещё их называют …

(Рассказ учителя сопровождается иллюстрациями.)

Люди давно поняли историческую ценность находок и бережно сохраняли их для потомков. В России первый музей был основан Петром и назван КУНСТКАМЕРОЙ. Указ Петра гласил: «... Старые надписи, старое оружие. посуду и всё, что зело старо (это значит «очень старое») и необыкновенно. … Где найдутся такие вещи...», по указу Петра, должны храниться в музее.

Среди музеев городов Сибири Алтайский краевой краеведческий музей является одним из старейших. Он основан в 1823 году, когда Барнаул являлся не только административным центром Колывано-Воскресенского горного округа, но и одним из культурных городов Сибири. Основателем музея был П.К. Фролов, назначенный на пост начальника Колывано-Воскресенского горного округа, и доктор медицины, натуралист, исследователь Алтая Ф.В. Герблер.

С прошлым Алтая и города Барнаула можно познакомиться в отделе дореволюционной истории. С древнейших времен был заселен Алтай людьми.

В экспозиции музея представлены уникальные Пазырыкские курганы. В этих курганах были захоронены вожди племен скифского времени. В отделе музея можно увидеть старейшую в стране паровую машину ИП. Ползунова, макет гидросиловых сооружений для откачивания грунтовых вод из недр рудника. В экспозиции выставлены и рабочие инструменты рудокопов, светильники, личные вещи крепостных горнозаводских рабочих.

Документы, вещественные экспонаты знакомят посетителей музея и с развитием народного образования, медицины, науки и культуры в дореволюционное время.

Экспозиция отдела советской истории раскрывают историю края с 1917 года до наших дней. Отдел природы знакомит посетителей с разнообразием природы Алтая, отражает красоту и богатство Алтая. Среди последних поступлений - найденные рога широкорогатого оленя, обитавшего на Алтае, как и мамонты, от 50 до 12 тысяч лет назад.

Природные богатства края нашли отражение в экспозиции «Полезные ископаемые Алтая» его поделочные камни, образцы железной руды, серебро, медь и многое другое можно найти в отделах музея и познакомиться поближе с жизнью прошлой и настоящей нашего края и города.

С археологическими предметами раскопок подробнее можно познакомиться в музее при АГУ г. Барнаула.

Итог урока. (викторина)

  1. Назовите, при помощи каких исторических источников ученые узнают о прошлом человечества.

Рисунок 1

  1. К каким историческим источникам относятся представленные рисунки (рис. 1)?
  2. Какую науку и почему так называют: «Наука лопаты», «Наука о битых горшках»?
  3. Назовите название частей нашего города, где проводились археологические раскопки.
  4. Кто является основателем первого российского музея - Кунсткамеры?
  5. Назовите предметы, без которых не могут обойтись археологи?
  6. Для чего нужны музеи?
  7. Назовите предметы археологических раскопок, которые хранятся в музее.
  8. Назовите виды археологических памятников (поселение, курган, городище) (рис. 2).

Рисунок 2

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.

Летосчисление – система определения времени по годам от какого – нибудь условленного момента.

Предание – переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.

Раскопка - работы по вскрытию пластов земли в поисках памятников, предметов древности, а также место, где ведутся такие работы.

Эпоха - длительный период времени, выделяемый по каким – нибудь характерным явлениям, событиям.

Эра – Крупный исторический период, эпоха.

Курган - древний могильный холм, а также вообще небольшая возвышенность.

Излучина – крутой поворот, изгиб реки.

Издревле – с древних времен, издавна.

Ландшафт – рельеф земной поверхности, общий вид и характер местности.

Пойма - низкое место, заливаемое во время половодья.

Бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык.

Палеолит - ранний период каменного века (примерно до 10 тысячелетий до н. э.

Скифы – древне ираноязычные племена, за несколько веков до н. э. кочевавшие или жившие оседло в Северном Причерноморье и прилегающих к нему областях

Экспонат – экспортируемый предмет, животное.