Болезни Военный билет Призыв

Как развить причинно-следственное мышление ребенка? Логическое мышление человека строится на причинно-следственных связях

Перейдем к рассмотрению первого когнитивного стиля: мышление аналитическое, позитивное, дедуктивное. Будем называть его причинно-следственным. Его носителями являются соционические типы IL (ИЛЭ), LF (ЛСИ), FR (СЭЭ), RI (ЭИИ). Как статики они устойчивы и четки в своей мыслительной деятельности, как эволюторы мыслят процессуально, не пропуская деталей и промежуточных звеньев, и как позитивисты строго идут к одному, единственно верному решению.

Причинно-следственный интеллект известен под синонимичными названиями формально-логическое, или детерминистическое мышление. В обоих случаях подчеркивается его жесткий характер. Речь при таком мышлении оформляется при помощи связок (союзов причины) "так как", "потому что", "следовательно". Сам ментальный процесс заключается в построении цепочек причин и следствий. Они сводят объяснение к указанию на производящие причины. Если воспользоваться примером Аристотеля, который первым указал на четыре способа объяснения явлений, то причиной существования скульптуры является скульптор, который непосредственно ее вылепил. В научной сфере так мыслит IL (ИЛЭ), в технико-управленческой сфере -- методичный LF (ЛСИ), в социальной сфере просчитывает цепочки материальных интересов FR (СЭЭ), в гуманитарной же сфере подчинен категорическому императиву RI (ЭИИ).

Открывателем этой техники мышления считается Аристотель. Основные законы формального мышления изложены им в теории силлогизма. Однако первым, кто последовательно воплотил его в практику, был Евклид, построивший знаменитую геометрию. В новое время его принципы обосновал рационалист Декарт в своем "Рассуждении о методе" (1637 г.). Затем оно окончательно оформилось в математической логике. Своего апогея причинно-следственное мышление достигло в логическом позитивизме, затем его значение к концу 20-го века стало все больше падать. Однако как массовый стереотип доказательства оно господствует и поныне. Коснусь его преимуществ. Во-первых, оно воспринимается в социуме как самое авторитетное, убедительное, единственно правильное. В математике оно оформлено как дедуктивно-аксиоматический метод. Владение им требует большой интеллектуальной выносливости. Во-вторых, этому стилю мышления присущи большая четкость и сконцентрированность. Особой концентрацией отличается тип LF (ЛСИ). Однако и иррациональный FR (СЭЭ) рассуждает довольно здраво, выводя одно следствие из другого, что предполагает сосредоточение на цепочке шагов. Если хотя бы одно звено по какой-либо причине выпадает, то детерминисты теряют ощущение разумной объясненности и затрудняются совершать действия, так как не видят оснований для них. Но вместе с тем причинно-следственное мышление имеет и свои недостатки. Во-первых, оно наиболее искусственное, далекое от законов функционирования живого. Его эффективность простирается на "логическое" оформление уже имеющихся результатов, конструирование рабочих механизмов, но не на принципиально новые открытия. Первый тупик, в который рискует завести формализация, -- это схоластика, то есть беспредметные, хотя и логически безупречные рассуждения. Во-вторых, последовательные детерминисты, выводя целое из его частей, попадают еще в один интеллектуальный тупик -- ловушку редукционизма. Этот недостаток заметили еще античные скептики, а в Новое время -- Юм, который усомнился в том, что любое событие диктуется строгой причиной. Действительно, строя длинные цепочки причин и следствий, трудно избежать опасности зацикливания, риска попасть в circulus vitiosus -- порочный круг в доказательстве. В теореме о неполноте формальных систем К. Гёдель утверждает, что любая достаточно сложная система правил или противоречива, или содержит выводы, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть средствами этой системы. Этим установлены границы применимости формальной логики. Пользуясь формально-дедуктивным методом, средневековые схоласты, в частности, пытались строго доказать существование Бога. В результате замыкания причины и следствия в круг они пришли к определению Бога как мысли, которая мыслит саму себя.

Причинно-следственное мышление порождает такую психику, которая плохо защищена от дрессировки или, в крайних случаях, даже зомбирования. Умело сочетая слова и запоминающиеся действия, можно добиться контроля над поведением конкретных людей. Для интеллектуальных детерминистов, в частности, характерна сильная зависимость от событий детского возраста, которые, как в свое время открыл З.Фрейд, плохо осознаются в полной мере. Привычки у ярко выраженных детерминистов по своей жесткости сравнимы с условными рефлексами. Стандартная военная методика ведения допроса сконструирована с учетом гарантированных причинно-следственных воздействий на психику. Она включает такие меры воздействия, как лишение сна, изменения температуры и/или влажности в камере, лишение пищи с последующей ее выдачей в качестве награды и т.п. Изоляция арестованного и постепенное навязывание ему своих инструкций рано или поздно дает свои плоды, так как со временем у неустойчиво мыслящего человека вырабатывается зависимость от следователя, ведущего допрос. Показательно, что в экстремальных, предельно сжатых ситуациях у людей, мыслящих причинно-следственным образом, срабатывает эффект "замедленной съемки". Мышление становится особо четким, но растянутым по времени. Секунды субъективно удлиняются до минут. По этой же причине резкие встряски психики, стрессы внезапности сильно тормозят их мозговую активность вплоть до глубокого сна. Такой моделью психики пользуется психологическая школа бихевиоризма. Ее сторонники считают, что обучение любому поведению осуществляется через дрессировку -- поощрение следования правилу и наказание за его нарушение. Б.Ф.Скиннер сформулировал принцип оперантного обусловливания, согласно которому поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. Он предложил метод последовательных приближений, по которому обучаемый получает положительное подкрепление в том случае, когда его поведение становится похожим на желаемое.

Разработанная бихевиористами концепция программированного обучения также кладет в основу своих действий жестко пошаговый метод движения к цели.

Формально-логическое мышление в свое время породило причинно-следственную картину мира. Это картина мира классической физики, краеугольным камнем которой является механика Ньютона. Как парадигма она господствовала вплоть до начала 20-го века. По этим правилам функционируют жесткие системы -- механизм, организм. Однако там, где происходят многофакторные процессы (психика, общество), редукционизм, объясняя сложные явления через их простые составляющие, теряет свою объяснительную силу. Кроме того, классическая парадигма слишком подвержена влиянию позитивной идеи прогресса, в то время как в истории есть немало примеров негативно-регрессивных тенденций, откатов назад, повторений уже пройденного и т.д.

Натурная модель причинно-следственного мышления -- это представление информации в виде чертежа или реалистического рисунка. Они производятся с помощью прямой перспективы. Близко расположенные предметы в этой технике изображаются более крупно, а отдаленные соответственно в меньшем масштабе, пропорционально их расстоянию от наблюдателя. По такому чертежу, следуя жестким инструкциям, легко изготавливается любое изделие.

Перейдем к рассмотрению первого когнитивного стиля: мышление аналитическое, позитивное, дедуктивное. Будем называть его причинно-следственным. Его носителями являются соционические типы IL (ИЛЭ), LF (ЛСИ), FR (СЭЭ), RI (ЭИИ). Как статики они устойчивы и четки в своей мыслительной деятельности, как эволюторы мыслят процессуально, не пропуская деталей и промежуточных звеньев, и как позитивисты строго идут к одному, единственно верному решению.

Причинно-следственный интеллект известен под синонимичными названиями формально-логическое, или детерминистическое мышление. В обоих случаях подчеркивается его жесткий характер. Речь при таком мышлении оформляется при помощи связок (союзов причины) "так как", "потому что", "следовательно". Сам ментальный процесс заключается в построении цепочек причин и следствий. Они сводят объяснение к указанию на производящие причины. Если воспользоваться примером Аристотеля, который первым указал на четыре способа объяснения явлений, то причиной существования скульптуры является скульптор, который непосредственно ее вылепил. В научной сфере так мыслит IL (ИЛЭ), в технико-управленческой сфере - методичный LF (ЛСИ), в социальной сфере просчитывает цепочки материальных интересов FR (СЭЭ), в гуманитарной же сфере подчинен категорическому императиву RI (ЭИИ).

Открывателем этой техники мышления считается Аристотель. Основные законы формального мышления изложены им в теории силлогизма. Однако первым, кто последовательно воплотил его в практику, был Евклид, построивший знаменитую геометрию. В новое время его принципы обосновал рационалист Декарт в своем "Рассуждении о методе" (1637 г.). Затем оно окончательно оформилось в математической логике. Своего апогея причинно-следственное мышление достигло в логическом позитивизме, затем его значение к концу 20-го века стало все больше падать. Однако как массовый стереотип доказательства оно господствует и поныне. Коснусь его преимуществ. Во-первых, оно воспринимается в социуме как самое авторитетное, убедительное, единственно правильное. В математике оно оформлено как дедуктивно-аксиоматический метод. Владение им требует большой интеллектуальной выносливости. Во-вторых, этому стилю мышления присущи большая четкость и сконцентрированность. Особой концентрацией отличается тип LF (ЛСИ). Однако и иррациональный FR (СЭЭ) рассуждает довольно здраво, выводя одно следствие из другого, что предполагает сосредоточение на цепочке шагов. Если хотя бы одно звено по какой-либо причине выпадает, то детерминисты теряют ощущение разумной объясненности и затрудняются совершать действия, так как не видят оснований для них. Но вместе с тем причинно-следственное мышление имеет и свои недостатки. Во-первых, оно наиболее искусственное, далекое от законов функционирования живого. Его эффективность простирается на "логическое" оформление уже имеющихся результатов, конструирование рабочих механизмов, но не на принципиально новые открытия. Первый тупик, в который рискует завести формализация, - это схоластика, то есть беспредметные, хотя и логически безупречные рассуждения. Во-вторых, последовательные детерминисты, выводя целое из его частей, попадают еще в один интеллектуальный тупик - ловушку редукционизма. Этот недостаток заметили еще античные скептики, а в Новое время - Юм, который усомнился в том, что любое событие диктуется строгой причиной. Действительно, строя длинные цепочки причин и следствий, трудно избежать опасности зацикливания, риска попасть в circulus vitiosus - порочный круг в доказательстве. В теореме о неполноте формальных систем К. Гёдель утверждает, что любая достаточно сложная система правил или противоречива, или содержит выводы, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть средствами этой системы. Этим установлены границы применимости формальной логики. Пользуясь формально-дедуктивным методом, средневековые схоласты, в частности, пытались строго доказать существование Бога. В результате замыкания причины и следствия в круг они пришли к определению Бога как мысли, которая мыслит саму себя.


Прочие статьи:

Значение органов чувств и анализаторов в обеспечении равновесия в системе «организм-среда»
Безопасность жизнедеятельности направлена на защиту человека от воздействия опасных и вредных факторов. Для поддержания системы человек-среда в безопасном состоянии необходимо согласовать действия человека с элементами окружающей среды. Ч...

Хозяйственное значение
а) Экономическое значение и добывание. Песец доставляет очень ценную пушную шкурку. Песец - важный промысловый зверь и экономика многих районов зависит от успеха его промысла. По общей ценности добываемых шкурок песец занимает одно из пе...

Термостабильность макромолекул
Выделенные из термофильных организмов макромолекулы обнаруживают большую термостабильность, чем их аналоги из мезофилов. Такая повышенная термостабильность, свойственна всем макромолекулам клетки, включая ферменты главных метаболических п...


Развитие творческого мышления

Использование технологии мультимедиа

Учебные компьютерные программы формирования творческих способностей учащихся
Психологические составляющие творческой деятельности :
Три стадии развития творческого мышления
Комплекс мультимедийных компьютерных программ "Шевели извилиной"
Первый уровень - развитие наглядно-действенного мышления.
Второй уровень направлен на развитие причинного мышления.
Третий уровеньнаправлен на развитие эвристического мышления.
Типы заданий по истории
Типы языковых заданий
Диагностика творческого мышления
Тест развития логических операций
Литература


Использование технологии мультимедиа позволяет включить в учебный курс одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, текст. Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается учащимися с интересом и оставляет у них хорошее впечатление.
Использование новой компьютерной технологии мультимедиа открывает широкие возможности для развития принципиально нового вида самостоятельного обучения, которое в этих условиях становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого. Автоматизированные обучающие системы могут помочь учащимся, которые по каким-либо причинам пропустили занятия, восполнить пробел в обучении. Их использование может содействовать реорганизации дистанционного обучения, существенному повышению его эффективности. С помощью этих систем можно давать успешно работающим учащимся дополнительный или факультативный материал, целенаправленно управлять соревновательным элементом, присутствующим в деятельности учащихся, осуществляя индивидуализацию и дифференциацию обучения.
Для разработки компьютерного курса преподаватель отбирает учебный материал, наиболее отвечающий стилю проблемного обучения. Учебный текст разбивается на отдельные составляющие, каждая из которых может быть представлена в виде проблемы. Далее формулируется каждая составляющая проблемного вопроса так, чтобы учащиеся могли понять этот текст, услышав только вопрос. Разбив учебный текст на фрагменты, преподаватель составляет ряд последовательных вопросов для каждой составляющей текста, или вопрос по картине или рисунку, или вопрос к видео фрагменту. Схема, звуковое сопровождение вопроса, рисунок могут использоваться как подсказка к вопросу.
По каждой контролируемой теме составляется несколько вопросов, раскрывающих ее суть. К каждому вопросу надо написать либо один правильный ответ, либо варианты ответа, из которых один только правильный. Вопрос формулируется так, чтобы он не выдавал правильного ответа. Для подготовки учебного материала и вопросов можно подключить самих учащихся, разбив учащихся на две команды с капитанами и выбрав жюри.
Каждая команда должна подготовить несколько занимательных каверзных вопросов по изучаемой теме. Собранные вопросы проверяются преподавателем и разбиваются на три категории: простые, средние и трудные. Преподаватель оценивает результаты соревнований команд по подготовке вопросов, выявляя какие из вопросов являются вопросами особой трудности и наиболее интересные, что больше всего из подготовленного студентами помогает лучше усваивать предлагаемый текст.

Инструментальная система "Мультимедиа-БРИГ"
Разработанная нами инструментальная система "Мультимедиа-БРИГ" имеет несколько режимов:

    режим обучения,
    режим контроля с занесением результатов в базу данных по каждому студенту,
    режим тренажа.

Режим обучения предполагает сопровождение учебного текста фоновой музыкой, иллюстрациями, фотоматериалами, яркими запечатлевающимися образами и динамическими картинами видео, которое кадр за кадром будут следовать изучаемому тексту, может использоваться режим прогулки по городам, по картинным галлереям и выставкам новой техники, режим "караоке" и другие.

Система "Мультимедиа-БРИГ" может использоваться для дистанционного обучения и контроля знаний дистантных учеников. Преподаватель подготавливает на компьютере разноплановые учебные тексты и предлагает дистантным ученикам изучить отрывки текстов, стараясь обобщить их по самым разным признакам.
Каждый дистантный учащийся продумывает свою версию обобщения предлагаемого текста и набирает на компьютере свой вариант обобщения текста. Обобщение может быть самое неожиданное, в том числе не очень реальное или даже неправдоподобное. Важно, чтобы это было оригинально и интересно. Далее педагог предлагает дистантным ученикам записать суть учебных текстов. Обычно, суть очень проста и может быть выражена всего несколькими словами. Дальше предлагается продолжить высказывание путем обобщения или конкретизации уже высказанной сути отрывка, т.е. развитие, продолжение, углубление, обобщение сказанного.
По заданной теме дистантному ученику необходимо осуществить поиск основных понятий, вопросов и проблем в WWW-системе, в виртуальных библиотеках и иных источниках информации. Используя поисковые информационные средства Интернета, он должен подобрать по изучаемой теме интересную информацию, рисунки, фото. Студент может воспользоваться базой данных графических и звуковых фрагментов системы "Мультимедиа-БРИГ". Подобранный учениками материал педагог может включить в базу данных системы, если этот материал помогает лучше усваивать и запоминать учебные тексты. Далее по данной теме дистантные ученики подготавливают вопросы трех типов сложности: простые, средние и трудные. Ученики выставляют свои работы на учебный Web-сервер.
Педагог обеспечивает возможность взаимодействия дистантных учеников между собой и со специалистами в изучаемой области с помощью коллективной телекоммуникации. Педагог организует конференцию, олимпиаду, мозговой штурм или соревнование между дистантными учениками.
Это может быть соревнование на лучшую шпаргалку по заданной теме. Цель такого соревнования - научить искусству краткого, образного и доходчивого отображения учебной информации так, чтобы это было понятно всем. Дается задание составить по определенной теме не просто шпаргалку, а произведение искусства. В центре шпаргалки можно изобразить несколько самых главных ключевых понятий. Предлагается написать их разными шрифтами, обвести. В стороны провести стрелки, линии. Отразить с какими понятиями соотносятся ключевые слова. Можно изобразить рисунки-пиктограммы. Предлагается творить, выдумывать, пробовать. Одно лишь условие: сама шпаргалка должна быть понятна любому. Можно организовать соревнование на лучший афоризм, загадку, викторину, шутку, анекдот, каламбур по заданной теме. Педагог оценивает чей юмор и шутки оказали наиболее благотворное воздействие на усвоение учебного материала. Каждый дистантный ученик создает свой образовательный продукт, который публикуется на учебном Web-сайте.
В обязанности педагога входит подготовка проблемных заданий, разработка методических материалов и контрольных работ, обеспечение доступа к информационному пространству, организация телекоммуникаций между учениками, консультации, резензирование и оценка созданных учениками образовательных продуктов.


Учебные компьютерные программы формирования творческих способностей учащихся
Нами разработаны учебные компьютерные программы формирования творческих способностей учащихся, которые могут использоваться для дистанционного обучения.


Психологические составляющие творческой деятельности :
Исследования психологов позволили выявить психологические составляющие творческой деятельности :
- гибкость ума;
- систематичность и последовательность мышления;
- диалектичность;
- готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.
Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в "скачку идей", когда решение до конца не продумывается. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он нерешителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд абсурдная идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.
Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту особенность назвали диалектичностью мышления . Например, долгое время казались неразрешимыми такие явления, как беспроволочная передача речи на расстоянии, полеты на летательных аппаратах тяжелее воздуха, запись и сохранение звука. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения. Вспомните возможности Интернета.
Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение . Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей.
Известно, например, что законы наследственности были открыты и опубликованы Георгом Менделем в 1865 году. Но до 1900 года все биологи игнорировали открытие Менделя. Только спустя 35 лет, после того как три разные группы ученых вновь открыли законы наследственности, об открытии Менделя вспомнили и приняли его.


Три стадии развития творческого мышления:
Выявленные учеными психологические компоненты творчества являются свойствами взрослого мышления. У учащихся способность к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно. Исследования творчества учащихся позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления:
- наглядно - действенное;
- причинное;
- эвристическое.

Наглядно - действенное мышление позволяет учащемуся понимать пространственные и временные отношения.Мышление рождается из действия. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления, на развитие фантазии. Можно назвать несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:
-четкое и ясное представление образов предметов;
-хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
-способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
-способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.
Причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Исследовательская активность учащихся на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления (Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника. - М., 1955. С. 126-139). Способность управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиций выдвинутых гипотез являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Оценка своей и чужой деятельности с точки зрения законов и правил природы и общества является критичностью мышления. С одной стороны, благодаря осознанию правил и законов, творчество учащихся становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этапе выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены. Подобные самоограничения сужают возможности появления новых, оригинальных идей.
Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы.

Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим .
Комплекс мультимедийных компьютерных программ "Шевели извилиной"
Разработанный нами комплекс мультимедийных компьютерных программ "Шевели извилиной" состоит из трех уровней. Каждый уровень назван в соотвествии с этапами развития творческого мышления.

    Первый уровень включает компьютерные программы, связанные с развитием наглядно-действенного мышления.
    Второй уровень направлен на развитие причинного мышления.
    Третий уровень направлен на развитие эвристического мышления.

Для подбора заданий мы руководствовались двумя принципами: принципом диссоциации и принципом открытости заданий. Принцип диссоциации означает, что каждое мыслительное умение можно разложить на отдельные способности. Эти способности связаны либо с характером развивающего материала (графический, речевой, предметный, математический), либо с внутренней логикой формирования мыслительного умения. Принцип открытости заданий означает, что большинство упражнений предполагают не один, а несколько вариантов решения.

Первый уровень - развитие наглядно-действенного мышления
В первый уровень комплекса программ включены программы на анализ зрительного образа, работа со свойствами предметов, узнавания объектов на основе описания отдельных признаков (отгадай загадки), сочетание признаков разных предметов (метод фокальных объектов), нахождения общих и различающихся признаков объекта (Программа "Лишнее слово", "Назови отличие", "Поиск общего", "Группировка слов"), узнавание объекта по описанию возможных действий с ним (развитие умственных действий), поиск альтернативных способов действия, задачи на сравнение, умение делать логические выводы (Программа "Вывод"), умение находить действия, противоположные по значению.
Второй уровень - развитие причинного мышления.
Развитие причинного мышления начинается с осознания последствий своих действий. Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления. Важным направлением на этапе причинного мышления является развитие следующих способностей:
    выделение из нескольких вероятных причин одной главной,
    и т.д.................

Причинно-следственное мышление представляет собой логическое основание, на котором строятся осознанные решения. Оно помогает выбрать правильную линию поведения и проанализировать все возможные варианты выбора. В итоге мы можем понять и взвесить возможные результаты, то есть последствия наших поступков.

При обучении детей причинно-следственному мышлению главная цель, которую должны ставить перед собой родители, состоит в том, чтобы ребята понимали связь между собственным поведением и возникающими в результате последствиями. Дети учатся управлять своим поведением по мере того, как они начинают осознавать, что хорошее поведение приводит к положительным результатам, а плохое - к отрицательным. Чтобы в будущем стать ответственными людьми, они должны владеть навыками причинно-следственного мышления и совершенствовать их до тех пор, пока они не дойдут до автоматизма.

Дети вступают в жизнь, еще не умея сознательно определять свое поведение. По мере взросления растет и их способность принимать решения; чрезвычайно важную роль в ее развитии играют родители. Разумеется, большинство родителей ставят перед собой цель вырастить своих детей способными принимать решения, основанные на здравом смысле, и самостоятельно регулировать собственное поведение. Поэтому основная роль в период между младенчеством и сознательным возрастом отводится воспитанию, а один из самых главных его аспектов состоит в том, чтобы помогать детям принимать все более сложные решения, касающиеся их поведения.

Как развить причинно-следственное мышление ребенка?

Такое мышление ребенка лежит в основе принятия осознанных решений о выборе линии поведения, позволяя понимать и достаточно уверенно предсказывать результаты своих поступков. Если я приму такое-то решение, то последствия, вероятнее всего, будут такими-то. Ознакомившись с концепцией причинно-следственного мышления, дети должны прочно ее усвоить и практиковать данную схему до тех пор, пока она не станет для них привычной. Когда эта способность дойдет до автоматизма, ребята могут считаться подготовленными к принятию осознанных решений относительно своего поведения.

Хотя дети способны научиться предсказывать возможные результаты своих действий методом проб и ошибок, они лучше и быстрее освоят данное умение, если родители, учителя и другие люди, занимающиеся их воспитанием, будут способствовать формированию и развитию у них навыков причинно-следственного мышления. Постоянное повторение этой схемы необходимо, чтобы дети поняли: любое действие будет иметь свои последствия - хорошие или плохие, - причем некоторые последствия могут быть очень серьезными.

Причинно-следственное мышление взрослых

Взрослые люди постоянно используют причинно-следственное мышление, поэтому они почти не задумываются о том, как осуществляется данный процесс. На самом деле он происходит очень быстро и почти бессознательно. Например, если мы опаздываем на назначенную встречу, то сила давления на педаль газа в машине зависит от множества причинно-следственных процессов, которые происходят на подсознательном уровне и почти не затрагивают сознания. Если дорога скользкая, то машину может занести, в результате чего произойдет авария. Если движение очень интенсивное, то для того, чтобы быстро ехать, придется часто перестраиваться из одного ряда в другой. Если другие водители будут недостаточно внимательны к моим маневрам, то может произойти столкновение. Если передо мной вдруг окажется велосипедист, то у меня будет мало времени, чтобы затормозить или объехать его. Если на дороге патруль, то это грозит мне штрафом. Если же дорога сухая, движение слабое, велосипедистов нет, а патруль отсутствует, то вероятность негативных последствий уменьшается и можно увеличить скорость.

Мы с молниеносной скоростью прокручиваем в голове нескончаемый перечень возможностей и их последствий. Вождение машины - привычное дело, однако, находясь за рулем, мы непрерывно принимаем достаточно сложные решения, для большинства из которых используется причинно-следственное мышление в контексте нашего опыта, позволяющее учитывать множество потенциальных последствий. Вождение автомобиля - это лишь один из примеров, демонстрирующих, что даже взрослому человеку каждый день приходится регулировать свое поведение. Мы постоянно жонглируем - хотя большей частью бессознательно и автоматически - сложными умозаключениями, изучая возможности и их потенциальные последствия.

Новорожденные не имеют навыков этой сложной интеллектуальной гимнастики, но они начинают принимать решения уже в самом раннем возрасте. Таким образом, задача родителей заключается в том, чтобы вовремя сформировать у малышей навыки причинно-следственного мышления и облегчить процесс принятия ими осознанных решений.

Самое подходящее время для такого обучения - это ранняя стадия развития мыслительного потенциала детей, то есть возраст примерно от двух с половиной до трех лет. В это время дети уже способны научиться регулировать свое поведение, если смогут достаточно уверенно предсказывать его последствия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование ассоциативной, функциональной, психоаналитической и генетической теорий мышления. Мыслительные операции: обобщение, абстрагирование, синтез, сравнение, конкретизация. Логические формы мышления. Индивидуальные особенности и качества мышления.

    презентация , добавлен 06.03.2015

    Характеристика мышления – феномена, обеспечивающего родовую особенность человека. Понятия, суждения, умозаключения как логические формы мышления. Основные виды мышления: наглядно-действенное, словесно-логическое мышление, абстрактно-логическое.

    контрольная работа , добавлен 04.11.2011

    Представления о зачатках мышления животных и уровнях его сложности. Исследование элементарного мышления животных, их сознания и интеллекта. Особенности мышления животных на примере семейства врановых. Способность животных к обобщению и абстрагированию.

    реферат , добавлен 13.01.2014

    Особенности развития мышления у старших дошкольников: сущность, виды, формы, возрастные особенности. Проблема мышления как предмет психологии в зарубежной и отечественной школе. Разработка методик диагностики уровня развития мышления дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2010

    Психологическая сущность мышления и его уровни. Особенности типов мышления. Индивидуально-психологические особенности мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Способы диагностирования мышления. Методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Определение мышления как высшей формы отражения действительности. Теории развития человеческого познания в тифлопсихологии. Роль мышления в компенсации зрительных нарушений у детей. Наглядность в усвоении понятий, правильности суждений и умозаключений.

    контрольная работа , добавлен 21.07.2011

    Речь и мышление как психологические понятия. Речь и ее функции. Основные формы мышления. Бихевиористская модель порождения речевого высказывания. Взаимосвязь речи и мышления. Практические рекомендации по профилактике мыслительных и речевых нарушений.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014