Болезни Военный билет Призыв

Как пройдет комета над землей. Какие кометы приближались к земле. Когда и куда смотреть в бинокль или телескоп

Ухо – достаточно уязвимая система. Особенно хрупким является строение уха человека для детей грудного и младшего возраста. Причина кроется в его незрелости, через которую в детском возрасте даже банальный вирус легко может дать осложнения на уши.

Свойства органов слуха

Ухо человека имеет способность, которая заключается в улавливании звуковых волн и преобразовании их в электрические импульсы.

Человеческие органы слуха способны воспринимать очень громкие звуки, и еле слышный шорох. Ухо человека во взрослом возрасте способно улавливать звуки от 12 до 20 тысяч Герц, в детском возрасте – до 22 тысяч Герц.

Кроме того, благодаря органам слуха, человек свободно ориентируется в пространстве и сохраняет равновесие.

Ухо взрослого человека

Природа создала уникальным ухо человека-строение его такой:

  • Внешнее ухо.
  • Среднее ухо.
  • Внутреннее ухо.
  • Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода. Особенностью ушной раковины имеется бугристость, благодаря которой акустика переданных далее звуков чистая, без искажений.

    Наружное ухо улавливает все звуковые тональности, а мозг, куда поступает информация с внутреннего уха, анализирует ее и точно определяет, откуда именно доносится звук. Весь этот процесс занимает всего сотую долю секунды.

    Ушная раковина также способна усиливать звук.

    В слуховом проходе находятся специальные железки, вырабатывающие специфическое вещество – ушную серу. Она защищает внутреннюю часть уха от вредного воздействия окружающей среды.

    Среднее ухо состоит из барабанной перепонки, барабанной полости, сосцевидного отростка, слуховой (евстахиевой) трубы.

    Барабанная перепонка представляет собой тонкую мембрану, изолирующую среднее ухо он внешнего. По краям она натянута, а в середине расслаблена, имеет конусообразную форму. Со стороны наружного уха перепонка имеет тоненькие ворсинки, с внутренней стороны – слизистую оболочку.

    Под воздействием звуковых волн барабанная перепонка колеблется. Благодаря разному натяжению и своей формой она может передавать разночастотные звуковые волны.

    Барабанная полость является маленькой нишей, в которой располагаются крохотные косточки – молоточек, наковальня и стремечко. Приведенные в движение малюсенькими мышцами, они перенаправляют звуковые волны в слуховой лабиринт. Тут же в углублении расположен сосцевидный отросток. Это небольшая косточка, в толще которой располагаются соединенные между собой воздухоносные клетки.

    Барабанная полость и носоглотка соединяются друг с другом, благодаря слуховой (евстахиевой) трубы. Поверхность ее ворсистая. При попадании в среднее ухо частичек пыли эти ворсинки начинают двигаться и выталкивают посторонние предметы в носоглотку.

    В нижней части среднего уха есть отверстие во внутреннее ухо. Строение его представляет собой костяной лабиринт, который разделяют на части тоненькие мембранки.

    Внутри лабиринта располагается еще один лабиринт из тонких пленок – внутренний, состоящий из соединительной ткани.

    В середине внутреннего уха размещена улитка. Это тоненькие канальчики около 32 мм длиной, свернутый в спираль. В его полости находится лимфа. Именно в улитке звуковые волны преобразуются в электромагнитные. В самом центре лабиринта на задней стенке находится периферический рецептор органа равновесия.

    Не менее уязвимо, чем среднее, внутреннее ухо, строение которого также отличается повышенной хрупкостью. Запущенный отит среднего уха, черепно-мозговые травмы, инфекции могут вызывать воспаление слизистых оболочек лабиринта (лабиринтит).

    В результате начинаются сильные головокружения, тошнота, рвота, нарушается координация движений, возможно самопроизвольное беспорядочное движение глазных яблок. Приступы головокружения могут повторяться по несколько раз на день, а в тяжелых случаях – каждый час.

    Немного другая анатомия

    Строение уха человека у взрослых и детей немного отличается.

    У детей его анатомические особенности таковы:

  • Барабанная перепонка имеет форму круга. У новорожденных она толще и располагается горизонтально. У детей старшего возраста угол наклона составляет 40-45 градусов.
  • Барабанная полость располагается в толще височной кости и разделяется на верхний, средний и нижний отделы. У малышей до года ее стенки состоят только из соединительной ткани. В более позднем возрасте они частично зарастают костной тканью.
  • Слуховые косточки в барабанной полости очень хрупкие, состоят из хрящевой ткани.
  • Сосцевидный отросток отсутствует. На его месте виднеется только маленький хрящевидный бугорок.
  • У детей слуховая (евстахиева) труба располагается на одном уровне с носоглоткой. Она короткая и широкая.
  • У малышей до года в слуховом проходе сохраняется миксоидная ткань.
  • Такое различие строения ушей делает органы слуха в детском возрасте очень уязвимы к воздействию факторов окружающей среды. Нередки инфекционные заболевания ушей у детей, особенно младшего возраста. Наиболее распространенное заболевание – отит среднего уха, в результате которого блокируется слуховая труба, за барабанной перепонкой скапливается жидкость. В тяжелых случаях из ушей выделяется гной и может идти кровь.

    Опасность воспаления среднего уха уменьшается по мере развития органов слуха у детей. Окончательно среднее ухо формируется до 12 лет, а полностью слуховые органы созревают до 14-19 лет.

    передается при помощи колебаний воздуха, которые производят все движущиеся или дрожащие предметы, а ухо человека – это орган, предназначенный для улавливания этих колебаний (вибраций). Строение уха человека обеспечивает решение этой непростой задачи.

    Человеческое ухо имеет три отдела: наружное ухо, среднее и внутреннее. Каждое из них имеет своё строение, а вместе они образуют своеобразную длинную трубку, уходящую вглубь головы человека.

    Строение наружного уха человека

    Наружное ухо начинается с ушной раковины. Это единственная часть человеческого уха, которая находится вне головы. Ушная раковина имеет форму воронки, которая улавливает звуковые волны и перенаправляет их в слуховой проход (он находится внутри головы, но тоже считается частью наружно уха).

    Внутренний конец слухового прохода закрывается тонкой и упругой перегородкой – барабанной перепонкой, которая принимает на себя колебания прошедших по слуховому проходу звуковых волн, начинает дрожать и передает их дальше, в среднее ухо и, кроме того, отгораживает среднее ухо от воздуха. Рассмотрим, как это происходит.

    Строение среднего уха человека

    Среднее ухо сложено из трёх ушных косточек, которые называются молоточком, наковаленкой и стремечком. Все они соединены друг с другом маленькими суставчиками.

    Молоточек примыкает к барабанной перепонке изнутри головы, принимает на себя её колебания, заставляет дрожать наковаленку, а та, в свою очередь, стремечко. Стремечко вибрирует уже значительно сильнее барабанной перепонки и передаёт такие усиленные звуковые колебания внутреннему уху.

    Строение внутреннего уха человека

    Внутреннее ухо служит для восприятия звуков. Оно крепко прикреплено к костям черепа, почти сплошь закрыто костяным чехольчиком с отверстием, к которому примыкает стремечко.


    Слуховая часть внутреннего уха – это спиралеобразная костяная трубка (улитка), имеющая длину около 3 сантиметров и ширину меньше сантиметра. Изнутри улитка внутреннего уха заполнена жидкостью, а стенки её покрыты очень чувствительными волосковыми клетками.


    Зная строение внутреннего уха человека, очень просто понять, как оно работает. Примыкающее к отверстию в стенке улитки стремечко передает свои колебания находящейся внутри её жидкости. Дрожание жидкости воспринимается волосковыми клетками, которые при помощи слуховых нервов передают сигналы об этом в мозг. И уже мозг, его слуховая зона, обрабатывает эти сигналы, и мы слышим звуки.

    Кроме возможности слышать, строение уха человека обеспечивает и его способность удерживать равновесие. Специальный – полукружные каналы - помещается во внутреннем ухе.

    музыка.
    Оборудование: Презентация: «Наши уши» (слайд 1), изображение уха (слайд 2), изображение внутреннего уха (слайд 3), мнемотаблица с последовательностью выполнения пальчиковой гимнастики (слайд 4), мнемотаблица «Правила сохранения слуха» (слайд 5), аудиозаписи со звуками природы, фуражка для машиниста, иллюстрации с предметами, издающими звуки (тихо-громко). Раздаточный материал: карточки с изображением предметов, издающих звуки, цветные карандаши.
    Предварительная работа: рассматривание энциклопедий о строении человека, дидактическая игра: «Что вредно,что полезно для здоровья», разучивание массажа ушей.
    Ход занятия:
    Эмоциональный настрой.
    Ребята, хотите поиграть в игру «Да – нет»? Встаньте все в круг. Я буду задавать вопросы, а вы мне отвечайте при помощи движений. Если хотите ответить «да» - топайте и хлопайте, если «нет»- указательным пальчиком и ножкой, выставленной на пятку, двигайте одновременно вправо - влево. Например, вы веселые? вы красивые? вы ленивые? Молодцы, в нашей группе самые лучшие дети.
    Послушайте загадку:
    Оля слушает в лесу,
    Как кричит кукушка,
    А для этого нужны
    Нашей Оле…(ушки). (Слайд 2) .
    Правильно, это ушки. Посмотрите на ухо своего соседа. Что вы видите? (ухо). Да, мы видим ухо,
    ушную раковину . Повторите хором. А если внимательно присмотреться, мы видим дырочку. Это слуховой проход . Повторите. Как вы думаете, можно ли пальчиками добраться до конца прохода? Конечно же, нет. В конце слухового прохода есть тонкая пленочка, которая называется барабанной перепонкой. Звуки проходят через слуховой проход, ударяются об перепонку и мы слышим звук. (слайд N3).
    Включается аудиозапись: пение птиц. Что вы услышали?(звуки). При помощи чего мы услышали? Да, при помощи ушей мы слышим звуки: узнаем голос мамы, голоса друзей.
    Игра: « Кто тебя позвал».
    А сейчас немного отдохнем. Хотите покататься на волшебном паровозике? Вставайте друг за другом, кладите руки на плечи соседу на плечи. Какой звук издает паровоз? (чух-чух). А наш волшебный паровоз издает: «чух-чух вау». Поехали (без «змейкой», через тоннель (полуприсядем), по «кочкам» (прыжки)). Вот и приехали.
    Игра: « Поймаем тишину».
    Считаем: «раз, два, три» (на слово «три» хлопаем).
    Отдохнем. Присядем на коврик.
    Пальчиковая гимнастика(слайд N 4) «Тук-тук-тук».
    Тук-тук-тук,
    Тук-тук-тук,
    Наши ушки слышат стук (удар кулачками друг о друга)
    Вот ладошечки шуршат,
    Наши пальчики трещат. (потирание ладоней друг о друга)
    Теперь в ладошки громко бей, (хлопки)
    А теперь ты их согрей. (хлопки по щекам)
    А сейчас поиграем в игру « Громкие и тихие звуки».
    Я буду показывать различные предметы, которые могут издавать звук, если звук громкий, вы поднимите руки, если тихий положите пальчик к губам.

      Тиканье часов

      Стук топора

      Шелест листьев

      Шум машины

      Гудение поезда

      Шелест страниц

      Шум аплодисментов

      Топот копыт

      Журчание ручейка

      Крик петуха

    Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру: « Внимательные ушки».

    Я раздам вам карточки с изображением нескольких предметов, издающих или не издающих. Посмотрите на них и поставьте рядом красный кружочек на тех предметах, которые издают звуки.

    А у нас ещё одна игра: « Закончи мою фразу».
    Вы должны закончить мою фразу, добавляя только одно слово «уши».
    У вас есть…(уши).
    У рыбки нет...(ушей).
    Зимой холодно...(ушам).
    Брат может шевелить…(ушами).
    Нельзя застужать … (уши).
    Девочки носят сережки в…(ушах).
    Чтобы защитить уши от простудных заболеваний, надо делать массаж.
    Массаж ушей.

    Ушки мы свои найдем
    И массаж им проведем (взяться за ушки пальчиками)
    По краям сейчас погладим (поглаживание снаружи)
    По бороздочкам внутри, (поглаживание бороздочек)
    За ушами, за ушами, (за ушами)
    Вот какие, посмотри
    Вденем в ушки мы сережки,
    Вот какие, посмотри (растирание мочек)
    А сейчас погладим ушки,
    Ушки наши здесь внутри. (поглаживание внутри)
    Чтоб слух наш оставался хорошим и уши не болели, надо выполнять основные правила: (слайд N 5)

      Не ковырять в ушах

      Защищать уши от сильного ветра

      Не допускать попадания воды в уши

      Защищать уши от сильного шума

      Не втягивать в себя слизь из носа, сильно не сморкаться

    Если за своими ушами ухаживать правильно, их не придется чистить в кабинете врача!
    Молодцы! Хотите теперь потанцевать? Танец.
    В конце занятия положить руку на голову и сказать: «Какой я молодец!»

    Игровая программа "Мы и наши зубки”.

    Цели:

      Познакомить учащихся со строением зубов; с мероприятиями по профилактике зубных заболеваний.

      Учить детей основным правилам ухода за зубами.

      Формировать стремление к активной интеллектуальной деятельности;

      Развивать познавательную активность, творческих способностей учащихся в ходе пропаганды "здорового образа жизни".

      Воспитывать у учащихся умение общаться, дружить друг с другом; умение быть искренними и честными, воспитывать доброжелательное отношение к докторам.

    Оборудование: иллюстрации, зубные щетки, зубная паста, строение зуба, рисунки детей, компьютер.

    1. Орг. момент.

    Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво Тихо сели, спинки прямо.

    Все легонечко вздохнём и работу мы начнём!

    Звонок пригласил вас ребята на нашу игровую программу здоровья.

    2. Сообщение темы и целей урока.

    Чтобы узнать тему нашего занятия давайте отгадаем загадку

    Оля ядрышки грызёт,

    Падают скорлупки.

    А для этого нужны

    Нашей Оле... (зубки)

    Разгрызёшь стальные трубы,

    Если часто чистишь... (зубы)

    Молодцы! сегодняшнее наше занятие посвящено нашим зубкам, уже не раз мы проводили беседы и разговаривали о том, как нужно ухаживать за своими зубами, но вот к нам в школу пришло такое письмо, в котором есть просьба еще раз напомнить всем как, же надо следить и ухаживать за ними.

    Вот послушайте это письмо, которое прислал нам один зубик. Он даже прислал свою фотографию. На ней он очень очень грустный

    А вот почему он грустный мы узнаем из письма.

    Здравствуйте, ребята.

    -Я маленький молочный зубик, вот решил написать вам письмо и рассказать о своей жизни!. Мы живем в домике, который называется Ротик. У меня много-много братиков, таких же молочных зубиков. Целых 19! И две сестренки - Верхняя Десна и Нижняя Десна.

    А пока нам нужно беречь место для постоянных зубов, не толкаться и не выпадать раньше времени. Мы хотим, чтобы они были ровные и белые, а еще здоровые. Поэтому я, мои братики, очень любим, когда к нам приходят в гости наши любимые тетушки Зубная Паста и Зубная Щетка. Но бывает, что вы ребята забываете про нас и не хотите помогать нам сохранить свою белизну и здоровье. Когда вы нас не чистите, не полощите рот после еды, едите много сладкого и грызете орехи то нам живется очень плохо, поэтому мы становимся вот такими грустными. Я очень хочу, чтобы вы ребята не забывали о нас и о том, что нужно делать, и

    Вот такое письмо. Ребята поможем зубику в его просьбе? Расскажем, как мы умеем заботиться о наших зубках?

    Когда человек рождается, у него сначала нет зубов. Затем они постепенно появляются и к 2-3 годам, у него полностью прорезаются его первые зубы. Их называют МОЛОЧНЫЕ. Но живут они лишь несколько лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают другие – ПОСТОЯННЫЕ. Сейчас у вас как раз такой возраст, когда зубки меняются и выпадают. Правда?

    Расскажите, как это бывает? (Рассказы детей)

    Видите, терять зубы - это совсем не страшно, даже наоборот, если зубы выпадают не от болезни, а потому, что пришло время. Но иногда дети забывают, что главное – это уметь ухаживать за зубами.

    Итак, что же мы знаем про то как ухаживать за зубками?

    Зубы надо чистить не менее 2 раз в день: утром после завтрака и вечером после ужина, на ночь. - После каждого приема пищи нужно полоскать рот. – Очень важно и правильно подобрать зубную щетку и пасту.

    Щетка должна быть с искусственной щетиной и лучше использовать щетку средней жесткости.

    Менять зубную щетку надо через каждые три месяца.

    А вы знаете, что нужно не только ухаживать за зубками, но и правильно питаться, а вот какие продукты можно или нельзя кушать мы сейчас узнаем

    Сейчас мы поиграем с вами в Игру «Вредное – полезное». Детям раздаются карточки с рисунками продуктов питания.

    Задание:

      I команда – отбирает полезные продукты.

      II команда – отбирает вредные продукты.

    Команды готовы. Приступайте. (Дети набирают карточки с названиями продуктов питания).

    I к.: (творог, молоко, сметана, фрукты, овощи, кефир, ряженка, сыр и др).

    II к. (шоколад, конфеты, печенье, торты, сливочный крем, сахар и др).

    Слово предоставляется представителям 1 и 2 команды расскажите, как вы справились и что у вас получилось..

    Молодцы, обе команды справились с заданием.

    Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки. Предпочти конфетам фрукты, Очень важные продукты. Чтобы зуб не беспокоил, Помни правило такое: К стоматологу идем В год два раза на прием. И тогда улыбки свет Сохранишь на много лет!

    А вот еще одно задание которое поможет узнать ваши знания, сейчас я будут читать вам советы и если совет правильный то вы должны хлопать в ладоши, если же нет, то говорите Нет, Нет, Нет,

    Вам, мальчишки и девчонки,

    Приготовили советы мы.

    Если наш совет хороший,

    Вы похлопайте в ладоши.

    На неправильный совет

    Говорите: нет, нет, нет.

    Постоянно нужно есть

    Для зубов для ваших

    Фрукты, овощи, омлет,

    Творог, простоквашу.

    Если мой совет хороший,

    Вы похлопайте в ладоши.

    Не грызите лист капустный,

    Он совсем, совсем не вкусный,

    Лучше ешьте шоколад,

    Вафли, сахар, мармелад.

    Это правильный совет?

    Дети. Нет, нет, нет!

    Говорила маме Люба:

    Я не буду чистить зубы.

    И теперь у нашей Любы

    Дырка в каждом, в каждом зубе.

    Каков будет ваш ответ?

    Молодчина Люба?

    Дети. Нет!

    Блеск зубам чтобы придать,

    Нужно крем сапожный взять.

    Выдавить полтюбика

    И почистить зубики.

    Это правильный совет?

    Дети. Нет, нет, нет, нет!

    Ох, неловкая Людмила

    На пол щетку уронила.

    С пола щетку поднимает,

    Чистить зубы продолжает.

    Кто даст правильный совет?

    Молодчина Люда?

    Дети. Нет!

    Навсегда запомните,

    Милые друзья,

    Не почистив зубы,

    Спать идти нельзя.

    Если мой совет хороший,

    Вы похлопайте в ладоши.

    Зубы вы почистили

    И идете спать.

    Захватите булочку

    Сладкую в кровать.

    Это правильный совет?

    Дети. Нет, нет, нет, нет!

    Запомните совет полезный,

    Нельзя грызть предмет железный.

    Если мой совет хороший,

    Вы похлопайте в ладоши.

    Чтобы зубы укреплять,

    Полезно гвозди пожевать.

    Это правильный совет?

    Дети. Нет, нет, нет, нет!

    Вы, ребята, не устали,

    Пока здесь стихи читали?

    Был ваш правильный ответ,

    Что полезно, а что – нет.

    Молодцы, хорошо справились с заданием.

    Ребята, а скажите, может зубки нам и не нужны совсем, зачем они нам???

    (Кушать, чтобы произносить слова и для красивой улыбки)

    Посмотрите какие красивые люди когда улыбаются, а давайте представим если зубов у нас нет, красивые мы будем??? Возьмите сейчас черный фломастер или карандаш и закрасьте на картинке один или два любых зубика!

    Ну что изменились люди? Какие они стали? Вот поэтому нужно не допустить, чтобы вы потеряли свои зубки.

    А Знаете ли вы ребята, что существует Зубная фея, которая всегда помогает деткам, справится с зубной болью, и дает нужные советы! И вот сегодня она тоже прилетела к нам на занятие вот с таким интересным заданием, что бы с ним справится нужно быть внимательными вот у нас есть такая интересная картинка, здесь есть и рисунки и буквы, мы же должны разгадать и прочитать какой совет зашифровала наша фея.

    Вы будете выходить по одному к доске и записывать в ряд разгаданные буквы. А когда разгадаем все то сможем прочитать что же желает нам Зубная фея.

    Что же у вас получилось? (Сохраняйте ваши зубы с ранних лет)

    Очень хороший совет, не правда ли? Будем стараться! А на память вам Зубная фея приготовила вот такие памятки, чтобы вы всегда помнили, как правильно нужно чистить зубки!

    Ребята, а к какому доктору мы ходим лечить наши зубки? (Ответы детей).

    Сколько раз в год нужно ходить к стоматологу? (Два раза в год).

    А давайте мы сейчас с вами займёмся лечением зубов и поработаем стоматологами. Хотите?

    У вас на столе рисунок зубика. В нём поселилась злая зубная боль. Давайте прогоним её, что бы зубик выздоровел и стал улыбчивым.

    Что для этого нужно сделать?

    Запломбировать зуб.

    Этим и займёмся. (Детям раздаю рисунок зуба, на нем кариес).

    Почистим дырочку. (Дети ластиком стирают следы от простого карандаша).

    Затем запломбируем. (Дети закрашивают дырочку цветным карандашом).

    Ну вот когда вы залечили зубик, как вы думаете он будет теперь улыбаться?

    И последнее задание, которое осталось нам выполнить это то, о котором просил нас в письме грустный зубик. Нарисуем на ваших вылеченных зубках красивые веселые улыбки. А потом отошлем ему ваши рисунки.

    (ДЕТИ РИСУЮТ)

    Молодцы!

    Итог

    Я ЖЕЛАЮ ВАМ ЗДОРОВОЙ И ОСЛЕПИТЕЛЬНОЙ УЛЫБКИ! И надеюсь что вы всегда будете правильно ухаживать за вашими зубками.

    А для наших гостей Мы в завершении нашего занятия споем веселую песенку!

    Спасибо за работу!

    Здравствуйте, ребята.

    -Я маленький молочный зубик, вот решил написать вам письмо и рассказать о своей жизни! Мы живем в домике, который называется Ротик. У меня много-много братиков, таких же молочных зубиков. Целых 19! И две сестренки - Верхняя Десна и Нижняя Десна.

    Все мы живем дружно и не ссоримся, потому что нам нельзя ругаться, ведь скоро мы -маленькие молочные зубки, станем совсем большими, постоянными зубами.

    А пока нам нужно беречь место для постоянных зубов, не толкаться и не выпадать раньше времени. Мы хотим, чтобы они были ровные и белые, а еще здоровые. Поэтому я, мои братики, очень любим, когда к нам приходят в гости наши любимые тетушки Зубная Паста и Зубная Щетка.

    Но бывает, что вы ребята забываете про нас и не хотите помогать нам сохранить свою белизну и здоровье. Когда вы нас не чистите, не полощите рот после еды, едите много сладкого и грызете орехи то нам живется очень плохо, поэтому мы становимся вот такими грустными. Я очень хочу, чтобы вы ребята не забывали о нас и о том, что нужно делать, и

    рассказали, как вы ухаживаете за своими зубками и как бережёте. А еще у меня к вам будет одна просьба. Пришлите, мне пожалуйста, рисунки своих красивых радостных зубов, я думаю, что они у вас не такие грустные как я. До свидания.

    1. Не ковыряйте в зубах металлическими предметами. В аптеках продаются специальные зубочистки.

    2. Не откусывайте нитки, проволоку зубами.

    3. Сразу после холодной пищи не берите горячую и наоборот. От этого на зубах могут образоваться трещины.

    4. Необходимо помнить: больные зубы могут быть причиной заболевания внутренних органов.

    5. Поменьше ешьте сладостей, а больше фруктов и овощей.

    6. Ни в коем случае нельзя курить. От табачного дыма зубы становятся неприятного жёлтого цвета.

    7. Часто можно услышать, что у человека два уха. Но это не так. То, что мы обычно видим и называем ухом, - это только одна из его частей. На самом деле каждое ухо состоит из трех частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Все части работают согласованно (рис. 2).

      Рис. 2. Строение уха ()

      Наружное ухо - это ушная раковина вместе со слуховым проходом (рис. 3).

      Рис. 3. Строение наружного уха ()

      Благодаря своей слегка конусообразной форме, ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в слуховой проход , который заканчивается барабанной перепонкой (кусочек тонкой кожи, туго натянутой, как на бapaбaне).

      Известно, что звук может вызывать колебания. Например, во время движения поезда все оконные стекла дрожат (вибрируют).

      Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать, передавая звук в среднее ухо , которое находится в глубине черепа (рис. 4, 5).

      Рис. 4. Улавливание звуковых волн ушной раковиной

      Рис. 5. Барабанная перепонка вибрирует

      Рис. 6. Молоточек, стремечко и наковальня

      А там через самые маленькие косточки в теле человека - молоточек, стремечко и наковальню (рис. 6) - передает звук во внутреннее ухо - улитку (рис. 7).

      Рис. 7. Строение уха ()

      Улитка заполнена жидкостью, а ее внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам (рис. 8).

      Рис. 8. Передача звукового сигнала в мозг ()

      Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки - полукружные каналы , которые, как и улитка, заполнены жидкостью (рис. 9).

      Рис. 9. Строение уха ()

      Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется и мозг распознает, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть.

      Поэтому ухо еще называют органом равновесия.

      Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату (рис. 10).

      Рис. 10. Канатоходец

      Рис. 11. Вращение воды в неподвижном стакане

      Рис. 12. Карусель

      Иногда бывает, что человек уже находится в состоянии покоя (например, неподвижно сидит на стуле), а жидкость в полукружных каналах все еще находится в движении.

      Чтобы понять это, достаточно провести опыт: необходимо налить в стакан воды и аккуратно, но достаточно быстро перемещать стакан по кругу, а затем поставить стакан на стол. Стакан неподвижен, но вода в стакане какое-то время продолжает вращение (рис. 11).

      То же самое происходит с нашими полукружными каналами, когда человек катается на карусели или кружится на одном месте (рис. 12). Человек перестал кружиться, жидкость в полукружных каналах все еще движется. Волоски продолжают сообщать мозгу о движении, хотя человек уже стоит на месте. Мозг получает два противоречивых сообщения и не может точно определить о положение головы. Вот почему после карусели у многих кружится голова. Когда жидкость в полукружных каналах останавливается, мозг получает правильную информацию, человек вновь обретает равновесие.

      В слуховом канале вырабатывается ушная сера . Это желтоватое, немного липкое вещество, горьковатое на вкус, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.

      Рис. 13. Берегите уши ()

      Уши нуждаются в бережном отношении, потому что все части уха чрезвычайно хрупки, а слух - богатство человека (рис. 13). Чтобы сберечь слух, необходимо :

      Не слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

      Не кричать самим и избегать мест, где громкие и резкие звуки.

      Мыть уши каждый день.

      Чистить уши можно только ватными тампонами.

      Не засовывать в ухо посторонние предметы, чтобы не повредить барабанную перепонку.

      Защищайте уши от ветра.

      Сморкайтесь аккуратно и несильно.

      Не допускайте попадания воды в уши и вовремя удаляйте ее ватными тампонами.

      Обращайтесь к врачу, если уши заболели (рис. 14).

      Рис. 14. Обращайтесь к врачу ()

      На следующем уроке мы отправимся на 200 лет назад для ознакомления с военными событиями того времени, историческое путешествие позволит сохранить память о войне 1812 года.

      Список литературы

      1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 4. - М.: Баллас.
      2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 4. - М.: ИД «Федоров».
      3. Плешаков А.А. Окружающий мир 4. - М.: Просвещение.
      1. Dic.academic.ru ().
      2. Meduniver.com ().
      3. Festival.1september.ru ().

      Домашнее задание

      1. Составьте тест (6 вопросов) на тему «Орган слуха и равновесия».
      2. Зарисуйте строение уха, сделайте подписи.
      3. * Развернуто ответьте на вопрос: «Почему кружится голова, даже когда спокойно стоишь после того, как покружился на месте?»

      Передается при помощи колебаний воздуха, которые производят все движущиеся или дрожащие предметы, а ухо человека – это орган, предназначенный для улавливания этих колебаний (вибраций). Строение уха человека обеспечивает решение этой непростой задачи.

      Человеческое ухо имеет три отдела: наружное ухо, среднее и внутреннее. Каждое из них имеет своё строение, а вместе они образуют своеобразную длинную трубку, уходящую вглубь головы человека.

      Строение наружного уха человека

      Наружное ухо начинается с ушной раковины. Это единственная часть человеческого уха, которая находится вне головы. Ушная раковина имеет форму воронки, которая улавливает звуковые волны и перенаправляет их в слуховой проход (он находится внутри головы, но тоже считается частью наружно уха).

      Внутренний конец слухового прохода закрывается тонкой и упругой перегородкой – барабанной перепонкой, которая принимает на себя колебания прошедших по слуховому проходу звуковых волн, начинает дрожать и передает их дальше, в среднее ухо и, кроме того, отгораживает среднее ухо от воздуха. Рассмотрим, как это происходит.

      Строение среднего уха человека

      Среднее ухо сложено из трёх ушных косточек, которые называются молоточком, наковаленкой и стремечком. Все они соединены друг с другом маленькими суставчиками.

      Молоточек примыкает к барабанной перепонке изнутри головы, принимает на себя её колебания, заставляет дрожать наковаленку, а та, в свою очередь, стремечко. Стремечко вибрирует уже значительно сильнее барабанной перепонки и передаёт такие усиленные звуковые колебания внутреннему уху.

      Строение внутреннего уха человека

      Внутреннее ухо служит для восприятия звуков. Оно крепко прикреплено к костям черепа, почти сплошь закрыто костяным чехольчиком с отверстием, к которому примыкает стремечко.

      Слуховая часть внутреннего уха – это спиралеобразная костяная трубка (улитка), имеющая длину около 3 сантиметров и ширину меньше сантиметра. Изнутри улитка внутреннего уха заполнена жидкостью, а стенки её покрыты очень чувствительными волосковыми клетками.

      Зная строение внутреннего уха человека, очень просто понять, как оно работает. Примыкающее к отверстию в стенке улитки стремечко передает свои колебания находящейся внутри её жидкости. Дрожание жидкости воспринимается волосковыми клетками, которые при помощи слуховых нервов передают сигналы об этом в мозг. И уже мозг, его слуховая зона, обрабатывает эти сигналы, и мы слышим звуки.

      Кроме возможности слышать, строение уха человека обеспечивает и его способность удерживать равновесие. Специальный – полукружные каналы - помещается во внутреннем ухе.