Болезни Военный билет Призыв

Как привить интерес к самообразованию. В каком классе ученик может перейти на самообразование? Организация самообразования ребенка

Проблема развития у школьников познавательной активности и самостоятельности издавна привлекала внимание ученых. Её изучали такие выдающиеся мыслители и педагоги, как Я.А. Коменский, Джон Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци, А. Дистерверг.

Педагоги прошлого возлагали большие надежды на активные методы обучения, на внесение в процесс обучения исследовательского начала, на исключение догматики, формирование у учащихся мыслительных операций (анализ, обобщение, группировку). Выступали против зубрежки и схоластики в школе, за воспитание у школьников творческой активности. По их мнению, процесс обучения должен служить всестороннему развитию личности.

Современная педагогическая теория и практика поддерживают и развивают положительные аспекты в учениях педагогов прошлого. Например, в учении Ж.Ж. Руссо рассматривают осуществление связей обучения с жизнью, внесение поискового проблемного начала в учебный процесс как важнейшего средства формирования у школьников стремлений и умений самообразования (Закиров Г.С., Земскова Л.А.).

Прогрессивный педагог того времени А.И. Герцен видел цель образования не в сообщении возможно большего количества знаний, а в воспитании у школьников пытливости ума, любознательности, умений самостоятельно работать. Среди источников самообразования учащихся А.И. Герцен отводил особое место самостоятельному систематическому чтению художественной и научной литературы.

Нельзя не сказать о К.Д. Ушинском - основоположнике педагогической науки в России. К.Д. Ушинский утверждал, что для развития познавательных способностей учащихся, формирования их мировоззрения большое значение имеет дидактическая система. Ученики и последователи К.Д. Ушинского (Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, Д.И. Тихомиров) испытали на себе влияние революционных демократов. Они исследовали революционные идеи своих предшественников. Они считали, что процесс обучения, по возможности, должен переходить в процесс самообразования.

В первые послереволюционные годы самообразовательная деятельность учащихся развивалась на базе молодежных клубов. И.А. Редковец видит причины явления в том, что клуб полнее отвечал на запросы молодежи политической заостренностью и злободневностью содержания своей работы, гибкостью своих форм.

Сближение школьных занятий и самообразования в это время шло не только по линии внеклассной кружковой работы, но и путем активизации процесса обучения.

Особенно остро вопрос подготовки молодого поколения к самообразованию встал после Великой Отечественной Войны, когда актуализировалась проблема связи школы с жизнью. Одним из направлений ее решения была подготовка школьника к самообразовательной деятельности. Поскольку сама самообразовательная деятельность в то время не изучалась, естественно, что и подготовка к ней понималась односторонне. Основным фактором, чаще всего и единственным средством решения этой задачи была самостоятельная работа школьника на уроке и дома.

Не смотря на то, что в это время проводилось много исследований, разрабатывающих виды самостоятельных работ для всех звеньев процесса обучения, они, тем не менее, не смогли ни теоретически, ни практически решить задачу подготовки учащихся к самостоятельному овладению знаниями. Так как в центре работы школы стояла репродуктивная деятельность по закреплению объясненного учителем материала, в процессе которой нельзя было решить эффективно задачу подготовки ученика к самостоятельному познанию.

Именно по этому в начале 60-х годов педагогической общественностью как один из недостатков общеобразовательной школы отмечается неподготовленность ее выпускников к самостоятельному овладению знаниями. Средством ликвидации этого недостатка осмысляется уже не всякая самостоятельная работа, а та, содержание которой включает элементы самостоятельного познания учащихся, поиск исследование.

Видно, что во все времена решение проблемы самообразования личности было направлено на социальный заказ общества.

В наше время педагогика имеет своей целью описание, объяснение, предвидение результатов жизнедеятельности человека в системе образования, призванной помочь ему "образовывать самого себя" на основе открываемых ею законов.

Многие педагоги предлагают различные пути стимулирования потребности в самообразовании у школьников. Они замечают, что основной проблемой сегодня является заформализованность обучения, так как она сводит на нет естественность обучения, интересы личности, выпадает из поля зрения её своеобразие. Бондаревский В.Б. говорит о том, что главной задачей должно стать не воспитание человека, способного поступать правильно в тот момент, когда он находится под контролем родителей, учителей и т.д., а человека, способного к внутреннему самоконтролю, прекрасно понимающего значение самообразования и самовоспитания, умеющего творчески и содержательно организовывать свою жизнь.

В настоящее время глубоко изучены признаки самообразования, его содержание, потребности, мотивы, виды, уровни, педагогическое управление самообразованием. Прежде всего, накоплен опыт исследований сущности самообразования. В отечественных исследованиях представлены разнообразные подходы к определению сущности самообразования. На рис.1 приведём основные определения сущности самообразования для получения целостного представления о проблеме исследования.

Рис. 1.

Дополняют содержание понятия самообразования как процесса познания на основе деятельностного подхода представления педагогов: Н.А. Рубакин - творческое бессистемное чтение ; А.Я. Айзенберг - систематическая и целенаправленная познавательная деятельность личности, обусловленная общественными и личными потребностями; непрерывное продолжение общего и профессионального образования; Г.С. Закиров - самостоятельный направленный поиск в целях удовлетворения повышенного, устойчивого интереса к познанию; И.И. Колбаско - самостоятельное приобретение учащимися знаний из различных источников, с учетом их интересов и склонностей; Н.Ф. Голованова - процесс самостоятельного приобретения знаний; Н.Д. Хмель, Н.Д. Иванова - познавательная деятельность, осуществляемая в соответствии с внутренними побуждениями и отсутствием обязательности.

В старших классах самообразование направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Познавательные интересы старшеклассников носят избирательный характер, связанный с успешностью в определенной предметной области. Ведущей является учебно-профессиональная деятельность, учение под углом зрения выбранной профессии. В этом возрасте учащиеся в наибольшей степени готовы к самообразованию. В старшем школьном возрасте самообразование должно сформироваться в особую развернутую деятельность, выходящую за пределы школьного обучения. Самообразование должно быть подчинено вхождению в будущую профессию, самоформированию себя как активного члена общества.

(Из опыта работы ГБОУ "ШКОЛА №1883 «Бутово»)

Необходимость получения всеми молодыми людьми Российской Федерации полного среднего образования на первый план выдвигает проблему форм обучения с учётом индивидуальных особенностей. Одной из наиболее эффективных форм, на мой взгляд, является самообразование.

Форма обучения самообразования пришла на смену такой форме как экстернатная форма в связи с принятием нового закона об образовании.

В области образования проводилось и проводится немало экспериментов: некоторые оказались неудачными, другие прочно вошли в практику образовательного процесса. Были и такие, казалось бы забытые, к которым произошедшие в стране в последние десятилетия перемены позволили обратиться вновь.

По новому закону об образовании каждый молодой человек может получить образование в такой форме как самообразование, которая позволяет пройти промежуточную аттестацию экстерном (Статья 17. Формы получения образования и формы обучения. В Российской Федерации образование может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность).

Одна из особенностей современного российского образования - возможность выбора учащимися формы получения знаний. Самообразование, как прообраз экстерната прошлого, наряду с гимназиями и лицеями, частными образовательными учреждениями, дистанционным и домашним обучением, становится альтернативной традиционной очной формой получения образования.

Как правило, к самообразованию чаще всего обращаются старшеклассники, желающие сократить время на получение среднего образования, чтобы более обстоятельно подготовиться к Единому Государственному Экзамену. Также значительную группу составляют школьники, занимающиеся творческой деятельностью. Они нуждаются в таком режиме учебы, который не препятствовал бы реализации их талантов. Кроме того - это форма получения образования, позволяющая окончить среднюю школу учащимся, не имеющим возможности в силу различных обстоятельств заниматься очно. Это обусловило тот факт, что к этой форме обучения в основном обращаются дети из интеллигентных, социально защищенных семей, родители которых сами имеют высшее или неполное высшее образование; дети, родители которых занимаются творческой деятельностью и видят для своих детей такое же будущее; дети, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу вместе с обычными школьниками, но мечтают получить полное среднее образование.

Так что же такое самообразование? Согласно «Положению о получении образования в форме самообразования», это форма обучения, которая предполагает самостоятельное изучение программ начального, основного, среднего (полного) общего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Обучающиеся самостоятельно осваивают общеобразовательные программы. Этим учащимся предоставляется возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

Проанализировав ситуацию со снижением контингента учащихся за последние годы, педагогический коллектив ГБОУ №1883 «Бутово» под руководством Почётного работника образования Зерниченко Ларисы Евгеньевны, изучил опыт работы школ экстернатов ЮЗАО, имеющуюся методическую литературу, провёл совещание учителей и в итоге разработал «Положение о получении общего образования в форме самообразования в ГБОУ Школа №1883 «Бутово».

В 2013-2014 учебном году в ГБОУ Школа №1883 «Бутово» были открыты первые группы обучающихся в форме самообразования.

Контингент обучавшихся в форме самообразования:

2013-2014 уч. год- 56 чел.

2014-2015 уч. год- 46 чел.

2015-2016 уч. год- 35м чел.

2016-2017 уч год- 18 чел.

В период обучения, между учениками, учителями и родителями складываются хорошие творческие отношения. За 1 год обучения аттестат с отличием получили 10 человек, из них 5 человек получили медали.

Проведя опрос обучающихся в форме самообразования, педагогический коллектив пришёл к выводу, что данная форма обучения оправдывает себя.

Наблюдая за первыми обучающимися в форме самообразования, педагоги заметили, что дети, сознательно снимая с себя лишнюю нагрузку, обретают больше ответственности.

По разным причинам дети принимают решение самостоятельно изучать предметы школьного курса: это и высвобождение времени для серьезной подготовки к вступительным экзаменам в ВУЗ, и уход из прежней школы из-за конфликтов с педагогами или со сверстниками, в результате которых подростки не могли по эмоционально-психологическим соображениям находиться в той школе. Форма обучения самообразования позволяет снять эти негативные факторы.

При такой форме обучения дети приобретают опыт сдачи экзаменов, что позволяет в дальнейшем избежать лишних стрессов.

Педагоги нашей школы пришли к выводу, что самообразование помогает снять перегрузки и сохранить здоровье, как физическое, так и психическое.

Однако следует отметить, что качественное образование в этой форме получают лишь те, кто ответственно подходит к процессу обучения. Некоторые, к сожалению, пренебрегают посещением консультаций и как следствие получают не высокие оценки.

Педагоги убедились в том, что лекционно-консультационный метод учебы более приемлем для тех детей, которые активно готовятся к сдаче ЕГЭ. К положительным моментам следует отнести и то, что детям комфортнее общаться с одним педагогом, чем с семью-восемью за день, нет боязни получить «двойку», так как во время консультации оценки не ставятся. Если ученик заболел, разрешается сдать зачет с другой группой. Главное- получить положительную оценку. Когда промежуточная аттестация пройдена и успешно сдан Единый Государственный Экзамен по русскому языку и математике, ученику вручают документ о среднем образовании. Кто-то из ребят сразу поступает в институт, а кто-то год занимается на подготовительных курсах, курсах по подготовке к ЕГЭ, чтобы в ВУЗ поступить наверняка. Для мальчиков это особенно важно, так как впереди армия.

Некоторые из наших обучающихся выбирают очную и платную форму самообразования - интенсив. У ученика появляется возможность посещать школу 2-3 раза в неделю, изучать предметы блоками, сдавать их и переходить к следующим. Занятия - лекции и семинары проходят во второй половине дня. Всё обучение в интенсиве строится по модульной системе. Ученик должен сдать 12 предметов. К концу марта все предметы будут сданы и на апрель, май останется время для усиленной подготовки к ЕГЭ. Интенсив - это дополнительная образовательная услуга за которую надо платить. По сути, это те же занятия с репетиторами, только не по подготовке к ЕГЭ, а для сдачи обычных школьных предметов.

Наши выпускники поступают в такие ВУЗы как МГОУ им. Крупской, МГПУ им Ленина, МГППУ, МИФИ, МИРЭА, МГУПУ, МГУ, МГИМО, Академия Внешней торговли, Государственный Университет Высшая школа экономики, МАДИ, МИРЭА, Академия Экономической Безопасности, Второй медицинский институт, Открытый Российский Университет, Национальный институт бизнеса, Университет им. Баумана, МАМИ, экономическая академия им. Плеханова и др.

Современные условия жизни показывают, что для того чтобы стать хорошим специалистом, нужно научить детей учиться самостоятельно. Они должны знать, как добыть необходимую информацию, и умело ее применить. И в этом им тоже помогает форма обучения самообразование. Такая форма заставляет детей рано взрослеть, ведь там они уже учатся не по принуждению, а потому что надо. Ребята, как правило, знают, на какой предмет «поднажать», а где могут быть и поверхностные знания. Сейчас очень важно научить молодое поколение самостоятельной работе, умению отслеживать необходимое и находить возможности для применения полученных знаний. Высвобождение большого количества времени, целенаправленное изучение нужных предметов и воспитание ответственности и самостоятельности- вот те преимущества формы обучения самообразования, которые делают реальным поступление в ВУЗ.

По мнению ведущих физиологов России, эта форма действительно сохраняет здоровье ученика. По мнению врачей, здесь нагрузка на ребенка значительно меньше и распределяется она равномернее.

Самообразование- это многовариантная и гибкая система, которая позволяет применить учебный процесс индивидуально к каждому ребенку.

Что можно отнести к достоинствам такого образования?

Во-первых, у родителей появляется возможность оптимально организовать рабочий день ребенка. Во- вторых, занятия в маленьких группах эффективнее работы с целым классом. В- третьих, самостоятельные занятия организовывают самого ребенка. Эти дети рано определяются с выбором профессии, наиболее целенаправленны и раньше других сверстников желают приступить к работе. В-четвертых, после двух- трех месяцев индивидуальной учебы подросток сможет сам пользоваться навыком самостоятельной работы, который очень пригодится ему в дальнейшем.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что форма обучения самообразование будет из года в год пользоваться всё большей популярностью. Педагогические коллективы образовательных учреждений готовы вести работу в этой области, но имеется ряд вопросов требующих решения.

Во-первых, необходимо конкретизировать нормативную базу, особенно касающуюся вопросов финансирования формы обучения самообразование.

Во-вторых, необходима организация курсов для педагогических работников обучающих в форме самообразования.

В-третьих, необходима методическая литература для преподавателей обучающих в форме самообразования.

С каждым годом все больше детей выбирают форму обучения самообразование, так как она расширяет возможности учащихся получения среднего образования в России. Но право выбора остается за детьми и их родителями.

Потребность “во внешних впечатлениях” (Л. И. Божович) начинает проявляться у ребенка на первом месяце его жизни, а затем перерастает в собственно познавательную потребность, т. е. в стремление к познанию окружающего мира, и становится ведущей в психическом развитии. Чтобы первичная потребность в “новых впечатлениях”, а затем в дошкольном возрасте детская любознательность превратились в познавательную потребность, необходим ряд условий.

Во-первых, уже в раннем детстве необходимо интенсивное нарастание впечатлений. “Чем больше впечатлений ребенок получает, - отмечает Л. И. Божович, - тем в большей степени у него проявляются реакция сосредоточения и положительные эмоции”.

Во-вторых, чтобы стремление овладеть знаниями превратилось в познавательную потребность, оно должно удовлетворять именно собственные мотивы, причем необходимо неоднократное повторение данной деятельности и закрепление ее в качестве привычной.

В-третьих, важно осознание ребенком действительной нужды в познании, разнообразие способов удовлетворения возникающей необходимости в знаниях и обеспечение положительного эмоционального переживания, как процесса, так и результата познавательной деятельности.

Могучими движущимися силами общественного развития являются противоречия, возникающие в процессе деятельности, направленной на удовлетворение человеческих потребностей. Развитие и формирование личности протекает в условиях ее взаимодействия со средой. Внешние противоречия, возникающие между личностью и средой, являются как бы толчком, который вызывает внутреннюю активность психики, приводит в движение внутренние противоречия, являющиеся движущимися силами развития личности ребенка и отдельных ее качеств. Для превращения возникающих в процессе обучения внутренних противоречий в движущую силу умственного развития школьника необходимо, чтобы они определялись самим ходом учебного процесса, а “внешние влияния”, организуемые учителем, актуализировали познавательные потребности ребенка, обусловливали его внутреннюю активность, направленную на разрешение данного противоречия.

В формировании у учащихся стремления удовлетворить свои познавательные потребности и интересы путем самообразования основными движущими силами являются следующие внутренние противоречия в их различных сочетаниях:

  1. между возникшей у ученика необходимостью решения той или иной познавательной или практической задачи и имеющимися у него в данный момент знаниями (их недостаточностью);
  2. между стремлением удовлетворить появившийся познавательный интерес и ограниченными возможностями приобрести эти знания в условиях школьного обучения непосредственно на уроке;
  3. между достигнутым уровнем знаний и новыми (возникшими на этой основе) потребностями в более совершенных знаниях как предпосылке для более глубокого изучения данной дисциплины;
  4. между приемами познавательной деятельности, присущими школьному обучению, и средствами удовлетворения других духовных потребностей.

Познавательная потребность, побуждающая самообразование, формируется в активной общественно и личностно значимой самостоятельной деятельности учащихся. Необходимо, чтобы познавательная деятельность имела подкрепление в форме положительных эмоциональных переживаний, сначала от достигнутых успехов, а в дальнейшем и от самого познавательного процесса. Успешное решение познавательных задач, да еще снискавшее похвалу учителя и одобрение товарищей, вызывает положительные интеллектуальные чувства. Повторяющиеся переживания удовлетворения интеллектуальной деятельностью становится устойчивой потребностью в знании, имеющей внутренней характер самодвижения и саморазвития. Эта потребность и выступает специфической силой самообразования.

Таким образом, а психологическом отношении подготовка учащихся к самообразованию состоит, прежде всего, в формировании у них действенной потребности в знаниях. При ее формировании необходимо учитывать и создавать соответствующие условия.

Во-первых, чтобы знания приобрели личностно значимый характер для учащегося, так как общественное мнение коллектива оказывает большое влияние на формирование взглядов, убеждений и стремлений учащихся. Важно, чтобы образцом для подражания, идеалом учащегося были умные, эрудированные, преданные делу люди, умеющие строить жизнь и управлять ею, чтобы интеллект, положительные качества ума высоко ценились, отмечались и поощрялись в детских коллективах.

Во-вторых, в процессе всего обучения у учащихся должна складываться устойчивая установка на необходимость овладения знаниями в течение всей жизни независимо от того, какой деятельностью в будущем они будут заняты.

В-третьих, потребность в знаниях и некоторые формы самообразовательной деятельности учащихся необходимо развивать на каждом этапе обучения с учетом их возрастных особенностей. Если познавательные потребности, характеризующиеся увлечением умственной деятельностью и бескорыстным стремлением к истине, учителю не удастся сформировать у младших школьников с их повышенной восприимчивостью, впечатлительностью и высокой обучаемостью, то в дальнейшем это часто приводит к неуспеваемости, пассивности, как в умственной работе, так и во многих других сферах жизни.

Самообразование – как одна из форм познавательной деятельности человека возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешний стимул должен вызвать адекватный внутренний побудитель – мотив. “В мотиве выражено влияние объективного мира на человека, который не только отражается в его сознании, но рождает определенное отношение. Лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, значимость, закрепляется и утверждается в мотиве”

Мотивы – это то, что является внутренней причиной той или иной деятельности, поведения или поступка, что непосредственно вызывает их и “оправдывает”. Мотив - это побудительная причина действия, повод к действию, движущая сила учения.

Стремление к самообразованию складывается у учащихся на основе совокупности различных мотивов, среди которых доминирующую роль, особенно в средних классах, играет познавательный интерес к определенной области знаний. Познавательный интерес является эффективным мотивом самообразования в силу своих положительных побудительных свойств. Он вызывает определенные эмоциональные состояния, стремление к активному поиску знаний.

Познавательный интерес занимает особое место в самообразовательной деятельности. Этой проблеме посвящено много работ. Вопрос познавательного интереса рассматривали в своих исследованиях Ю.К.Бабанский, Н.И.Гамбург, К.А.Лыгалова, И.Д.Синельникова, Д.И.Трайтак, Г.И.Щукина и др.

От заинтересованности – к системе самообразования исследовали ученые: Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, Л.И.Божович, В.П.Бондаревский, В.С.Ильин, Б.В.Ломов, В.С.Мерлин, Н.Г.Морозова, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, Б.Т.Теплов, Г.И.Щукина.

По поводу занимательности познавательного интереса известны разные высказывания. Например, В.Г.Белинский, П.А.Добролюбов выступали против развлекательности в обучении; Д.И.Писарев – против потешающей педагогики; К.Д.Ушинский с возмущением писал о недопустимости приносить содержание науки в жертву развлекательности. Сегодня проблема познавательного интереса – одна из важных и необходимых в процессе обучения и воспитания школьников. Каждый педагог знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия.

П.В.Бондаревский рассматривает интерес двухсторонне: “Интерес к знаниям в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего огромного круга знаний, умений, навыков. Интерес к знаниям в узком смысле слова, применительно к школьному процессу обучения – это направленность личности ребенка, подростка на овладение всей совокупностью знаний, изучаемых в школе”. Учащихся могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с обаянием личности учителя, с особенно яркими, эмоционально поданными фактами, эффективными опытами.

“Все эти сами по себе ценные стимулы обучения не должны подменять самого существа познавательного интереса, которое состоит в стремлении учащегося проникнуть в познавательную область более глубоко и основательно, в постоянном желании заниматься предметом своего интереса”. В то же время интерес может формироваться и неосознанно в силу эмоциональной привлекательности, только позже приходит осознание его жизненной значимости.

Самообразование является не только социальной, но и педагогической категорией и функционирование данной деятельности в значительной степени зависит от наличия умелого руководства. Самообразовательная деятельность может иметь различную мотивацию как социально, так и личностно ориентированную. И задачей педагогов является ее поддержание, развитие и направление на конкретную цель. Одним из характерных признаков самообразования является проявление значительных волевых усилий со стороны личности для достижения желаемого результата.

Самообразовательная деятельность также должна определяться социально значимыми мотивами, связанными с определением юношами и девушками своего места в жизни, с осознанием значения знаний, общественной потребности в широком образовании молодежи, а также стремлением личности к самоусовершенствованию.

В качестве стимулов для появления мотивов учения, как правило, выступают внешние действия или причины. Т.А. Ильина выделяет следующие группы мотивов учения: 1) Мотивы непосредственно побуждающие (любовь к учителю, интересное ведение учителем уроков, новые наглядные пособия и др.). 2) Мотивы перспективно побуждающие (желание заниматься каким-либо предметом; интерес к определенной деятельности; Желание заслужить одобрение коллектива). Могут быть и отрицательные мотивы, такие как: страх перед строгим учителем, нежелание иметь плохие оценки и др. 3) Мотивы интеллектуального побуждения (стремление найти ответ на волнующий вопрос или поставленную проблему, чувство удовлетворения от процесса мыслительной деятельности и др.). 4) Мотивы социальные (сознание долга ответственности, стремление выработать мировоззрение и др.). .

Иногда бывает достаточно одного сильного мотива, который оказывает решающее воздействие и пробуждает познавательную активность ученика. Мотивы определяются, прежде всего, необходимостью постоянно самосовершенствовать, расширять и углублять знания. Например, Г.И.Щукина выделяет группы мотивов, активизирующие познавательную деятельность учащихся: социальные мотивы; познавательные мотивы; моральные мотивы (ответственность, долг, честь и др.); мотивы общения; мотивы самовоспитания (учение развивает мысль, волю); мотивы престижного характера.

И.П.Подласый выделяет социальные и познавательные мотивы, а по видам делит на:

  • широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения); прежде всего это стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус;
  • узкие социальные (или позиционные) мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд);
  • мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе);
  • широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. Познавательная деятельность является ведущей сферой его деятельности;
  • учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);
  • мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

“Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленной на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложные образования, представляющие собой динамические системы , в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений. Мотивы всегда представляют собой комплексы, и в педагогическом процессе мы почти не имеем дело с одним действующим мотивом. Мотивы не всегда осознаются учителем и учащимися” - так считает И.П.Подласый .

Кроме того, И.П.Подласый указывает на то, что мотивы имеют неодинаковую силу влияния на протекание и результаты дидактического процесса. Например, широкие познавательные мотивы, проявляющиеся в стремлении охватить большое содержание, являются относительно более слабыми по сравнению с учебно-познавательными, стимулирующими проявление самостоятельности и напористости в узкой области. В конкурентной среде зачастую наиболее значимыми оказываются утилитарно-практические мотивы. И, поэтому, автор предлагает мотивы школьников разделить на: побудительные, которые лежат в основе различных целенаправленных действий, и смыслообразующие, которые “переводят” общественно значимые ценности на личностный уровень – “для меня”.

И.П.Подласый не отрицает деление мотивов на внешние и внутренние, но считает, что действие внешних мотивов, исходящих чаще от старших, нередко встречает внутренне сопротивление личности, и поэтому не может быть названным гуманным. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотивам учения – внутренним побудительным силам. В своем исследовании автор делает акцент на том, что нужно учитывать наличие неосознанных мотивов, которые, тем не менее, могут быть очень сильными. Наконец, он выделяет мотивы реальные и мнимые. Считает, что дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы, создавая одновременно предпосылки для возникновения новых более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования. Эти предпосылки, на наш взгляд, в учебной деятельности должны быть реализованы в результате поиска нестандартных способов решения учебных задач, гибкости и мобильности способов действий, перехода к творческой деятельности, и, главное, в увеличении доли самообразования.

Также автор по направленности и содержанию объединяет мотивы в группы: социальные (социально-ценностные); познавательные; профессионально-ценностные; эстетические; коммуникационные; статусно-позиционные; традиционно-исторические; утилитарно-практические (меркантильные).

В педагогической литературе отмечается, что имеется несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения: отрицательное, безразличное (или нейтральное), положительное-1 (аморфное, нерасчлененное), положительное-2 (познавательное, инициативное, осознанное), положительное-3 (личностное, ответственное, действенное).

Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. И, как нам кажется, выпускник школы, овладевший самообразовательными умениями и навыками в стенах школы, должен выйти на уровень положительное-3, чтобы с наименьшими затратами адаптироваться в современном мире.

Таким образом, большинство выше названных исследователей отмечают, что формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. Для возникновения стремления к самообразовательной деятельности необходимы: наличие общественного требования о необходимости самообразования; осознание необходимости самообразования; наличие внутренних побуждений и добровольной, дополнительной самостоятельной, систематической познавательной деятельности; овладение системой умений самостоятельного поиска и использования различных источников знаний.

Развитие мотивов самообразования обусловлено как внешними стимулами, так и индивидуальными особенностями личности, возрастом учащихся. Стимулы, постоянно вносимые учителем в учебный процесс, успешно корректирует самообразование школьника: изменяют при необходимости мотивацию самообразования, его содержание и широту, повышают познавательную активность, способствуют выбору источников познания.

Стимулы, применяемые учителем, могут выходить за рамки самого учебного процесса. Таковыми являются подчеркивание важности самообразования в наши дни, его необходимости для человека; фиксация внимания на примере успехов людей, занимающихся самообразованием (в том числе и учащихся школы) в самом учебном процессе. Некоторые из них заложены в содержании материалов урока: привлечение новейших достижений науки, обзор литературы по теме, показ практической значимости материала, его перспективности для различных профессий и т.д. Некоторые методы и формы организации учебной деятельности школьников также могут содержать в себе стимулы к самообразованию. К ним относятся решение проблем, требующих широкой ориентировки в предмете; задавание вопросов на уроке; выполнение самостоятельных работ, в том числе и творческих (подбор рациональных способов решения задач, придумывание новых вариантов задач, сравнение материалов темы по нескольким источникам и т. д.); дополнение учащимися материала на уроке сведениями из прочитанной литературы и др. Например, разнообразие в проведении уроков обобщения в виде уроков-зачетов в игровой форме, уроков-праздников, школьных олимпиад и т. п. требует от ученика решение различных заданий, требующих широкой ориентировки в предмете, и в то же время, развивает интерес к предмету.

Стимулирование школьников к самообразованию, осуществляемое на уроке, продолжается во внеклассной работе, где значимыми являются мероприятия, которые подводят итог предыдущей длительной работы. К ним относятся: “предметные недели”, научно-практические конференции, презентации работ различных спец. курсов и т. п. Стимулирование самообразования должно опираться на формирующиеся познавательные интересы школьников, на профессиональные интересы в старших классах, на уровень притязаний учащихся. Причем следует стремиться к тому, чтобы влияние учителя гармонировало со сложившейся у каждого школьника структурой мотивов самообразования. Например, наказание не может являться эффективным стимулом самообразования, а поощрение за успехи в самообразовательной деятельности играет немалую роль, так как укрепляет у ученика мнение о пользе этой деятельности, фиксирует уровень его притязаний, влияет на эмоциональную сферу.

Развитие мотивов самообразования – не обособленный процесс, он обусловлен развитием мотивации учения. Чтобы сделать на первых порах самообразование школьников управляемым со стороны учителя, нужно, прежде всего, четко поставить основную цель – возбудить у учащихся стремление заниматься самообразованием. Формирование потребности получать знания путем самообразования должно происходить с опережением по сравнению с достигнутым уровнем этой потребности, в зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский). В этом случае, возможно, также проектировать и овладение самообразовательными умениями.

Следующими звеньями в программе действия учителя является выбор средств формирования у школьников стремления к самообразованию и соответствующих умений, установление последовательности применения методических средств, их взаимодействия между собой с учетом индивидуальных особенностей личности, ее направленности, уровня умственного развития. Учителю важно регулярно получать информацию о протекании самообразовательной деятельности школьника, о ее направленности, о результативности. Эти сведения или подтверждают правильность действия учителя, или выступают сигналом о допускаемых им ошибках, о необходимости внести в свою работу соответствующие коррективы. Путем наблюдений, бесед и специально созданных ситуаций учитель может выяснить читаемость дополнительной литературы, выполнение заданий-максимумов, активность участия в решении проблем и внесение дополнений на уроке, участие во внеклассной работе. Увеличивая долю самостоятельности ученика в познавательной деятельности, учитель постепенно переводит его самообразование из управляемой системы в самоуправляемую.

Внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие процесса самообразования

Таблица 1.

Внешние факторы

Внутренние факторы

    различные предметы и явления окружающей среды, вызывающие интерес и желание их познать;

    приемы, используемые учителем: домашний эксперимент, элементы развивающего и проблемного обучения, одобрение и др.;

    стимулы, применяемые учителем, выходящие за рамки учебного процесса: подчеркивание важности самообразования, пример людей, добившихся успеха с помощью самообразования и др.;

    стимулы, заключающиеся в самом учебном процессе: привлечение новейших достижений науки и техники, обзор литературы по теме, показ практической значимости материала, показ перспективности для различных профессий и т.д.;

    методы и формы организации учебной деятельности решение проблем, требующих широкой ориентировки в предмете.

    познавательней интерес к определенной области знаний;

    социально значимые мотивы (свое место в жизни, осознание значе-ния знаний, самоусовер-шенствование);

    профессиональный интерес – побудительная причина самообразования школьников;

    связь с жизнью.

Если в комплексе мотивов не присутствует познавательный интерес, то самообразование становится малоэффективным. Даже такой сильный мотив, как выбор профессии, не всегда оказывается достаточным, если у школьника отсутствует познавательный интерес к избранной области знаний. Учебный процесс обладает большими возможностями формирования познавательных интересов школьников. Такие возможности имеются: в содержании образования; в способах обучения; в отношениях между участниками учебного процесса. При этом такие стимулы не должны быть разрозненными. Учитель отбирает их не для одного урока, а для системы уроков по теме, разделу, на год обучения. Часто даже проведение итогового урока по теме помогает упорядочить стимулирование школьников к самообразованию.

И.П.Подласый предлагает нынешнему педагогу “искать стимулы в преобладающей сфере потребностей учащихся, опираться на достигнутый уровень их развития” .

Видный знаток искусства обхождения с людьми Д.Карнеги утверждает: на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать, и заключается он в том, чтобы заставить захотеть это сделать . А известный американский философ и педагог Д.Дьюи утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является “желание быть значительным”. И в связи с этим, И.П.Подласый считает, что в основе педагогического стимулирования лежат подтвержденные жизнью правила педагогической деятельности. Это:

  • опирайтесь на желания. Задача педагога – сменить направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями;
  • используйте идентификацию. Подталкивайте ваших питомцев к нормальным человеческим желаниям, оформляйте их смутные стремления в прагматические потребности. Среди множества способов обратить “побочные” интересы в мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования есть один, опирающийся на склонность детей и подростков к яркому образу, красивой форме. В трудных случаях учитель будет идти от формы к содержанию, от эмоций к логике – тогда у него появится больше шансов заинтересовать учащихся своими целями.Драматизируйте свои идеи, советует Д.Карнеги, подавайте их эффектно, ярко:
  • говорите о том, что интересует учащихся, ваша цель переориентировать интересы школьников на воспитание и дидактические цели;
  • используйте намерения, которые возникают на основе потребности;
  • поощряйте желание добиться признания;
  • признавайте достоинства;
  • одобряйте успехи;
  • сделайте работу привлекательной;
  • дайте обучаемому шанс;
  • обращайтесь к самолюбию;
  • показывайте достижения;
  • хвалите.

Литература

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 1968. – с. 191 – 201.
  2. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки, М.: Просвещение,1976 – 158 с.
  3. Политехнический принцип в обучении основа наук у средней школе. Пособие для учителей / Эпштейн Д.А., Дайри Н.Г., Разумовский В.Г. и др. / под ред. Эпштейна Д.А. – М.: Просвещение, 1979. – 151 с.
  4. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя, М., “Просвещение”, 1985 – 144с.
  5. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб.. пособие для студ.пед.вузов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 96 с.
  6. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций, М., “Просвещение”,1984 – 496 с.
  7. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1971, с. 34.
  8. Подласный И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2001. – 368 с.
  9. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Перевод с английского. Общая редакция и предисловие В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова - М., Прогресс, 1989, - с. 544.

Опыт работы учителя математики по формированию готовности учащихся к самообразованию.

Человек ежедневно, сам того не подозревая, занимается своим самообразованием. Нас всегда окружают разные вещи, люди, средства, позволяющие нам самообразовываться. Общаясь с образованными людьми, со специалистами, мы становимся более компетентными в той или иной области; читая книги и периодические издания, человек познает много важного об окружающем его мире, о великих деятелях и событиях.

Что же такое самообразование? Существуют различные точки зрения, раскрывающие это понятие.

Самообразование, как его определяет Ю. К. Бабанский, предполагает целенаправленную и целеустремленную работу человека, связанную поиском и усвоением им знаний в определенной, интересующей его области.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова мы находим определение самообразования, в котором исключается какая-либо совместная деятельность (под руководством учителя, библиотекаря, консультанта, родителей): «Самообразование - приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя» .

Польский дидакт В. Оконь, считает, что самообразование - это такой вид обучения, цель, содержание, условия и средства которого зависят от самого субъекта процесса совершенно самостоятельного учения человека .

Важную роль в формировании навыков самообразовательной деятельности играет школа. Эти навыки позволяют учащимся заниматься самообразованием, в первую очередь, они вырабатываются в процессе проведения учителем различных видов самостоятельной работы, которая широко используется в общеобразовательной школе.

Рассмотрим опыт работы учителей математики по формированию готовности учащихся к самообразованию в процессе самостоятельной работы.

Домарева Любовь Владимировна, учитель математики «МБОУ СОШ №34» города Тулы, на своих уроках организует самостоятельную познавательную деятельность с учетом уровневой дифференциации.

В ходе работы она разделяет класс на три группы по уровню готовности учащихся к самостоятельной деятельности:

Группа А - учащиеся с высоким уровнем сформированности действий самостоятельной деятельности. Эти учащиеся могут самостоятельно решить поставленную задачу, хорошо ориентируются в различных источниках информации, могут найти различные способы решения, творчески подходят к представлению результатов выполненной работы;

Группа В - учащиеся со средним уровнем. Они не всегда могут решить поставленную задачу, при возникновении затруднений обращаются за помощью к учителю, при выполнении заданий используют в основном известную литературу;

Группа С - учащиеся с низким уровнем. Для учащихся этой группы самостоятельная работа достигает положительных результатов только при совместной деятельности с учителем. Навыки самостоятельной деятельности у этих учащихся сформированы на репродуктивном уровне, т. е. самостоятельно они могут выполнить задания аналогичные тем, что они уже делали.

При работе с каждой группой Домарева Л. В. использует различные педагогические средства, учитывая уровень учебных возможностей и способностей учащихся, их готовности к самообразованию, а также особенностей самого изучаемого материала.

Первой группе Любовь Владимировна предоставляет возможность самостоятельно добывать знания на основе наблюдений. Поскольку в школьных учебниках математики не предусмотрено изложение темы параграфа с учетом разных возможностей детей, она предлагает ученикам карточки с заданиями для работы в парах. Следуя рекомендациям в карточках - «путеводителях», дети самостоятельно анализируют материал. После этого делают собственные выводы. Правильность умозаключений проверяют, анализируя текст параграфа учебника. Затем иллюстрируют правила собственными приемами и обсуждают новый материал в парах в режиме диалога, задавая друг другу вопросы по изучаемой теме. Уровень усвоения нового материала учитель проверяет, задавая вопросы, и предлагая учащимся дать полный ответ.

Учащиеся групп В и С работают вместе с учителем, так как самостоятельно выполнить предложенное задание могут не всегда.

Если теоретический материал предназначен для общего ознакомления, не требует тщательной проработки, то Домарева Л. В. объединяет учащихся групп А и В, которые в состоянии проанализировать текст параграфа и обсудить его в парах, объединяет в одну, а ученики группы С работают под наблюдением учителя.

Домарева Л.В. при организации самостоятельной деятельности использует, групповую работу учащихся при этом состав групп постоянно меняется, что способствует формированию навыков самостоятельной работы у всех учащихся. Учащиеся Любовь Владимировны показали более высокие результаты усвоения математического материала по сравнению с учащимися параллельного класса.

В процессе такой работы у учащихся формируются навыки планирования, постановки цели, выделения главного и существенного в данных условиях. Они учатся производить разделение учебного материала, устанавливать существенные связи между частями, осуществлять контроль и самоконтроль.

В своей педагогической деятельности для формирования готовности к самообразованию я использую индивидуальные домашние задания, самостоятельные работы с использованием компьютера, так же создаю ситуацию успеха на уроке.

Одним из важных видов самостоятельной работы является выполнение домашних заданий, используемых, главным образом, для закрепления изученного. Для организации этой работы необходим четкий инструктаж о том, что и как делать дома, желательно информировать родителей о том, как учащиеся должны готовить домашние задания по математике, как они должны работать с книгой, вести тетрадь и т.д. При организации домашней работы я предлагаю учащимся разноуровневые домашние задания. Организую деятельность учащихся по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому учащемуся нужно выполнить дома индивидуально.

При организации домашней работы по математике по теме: «Действительные числа» я использую следующие памятки. Например, памятка для выполнения устного домашнего задания: ознакомьтесь с заданием; вспомните, что изучали на уроке, посмотрите записи в тетради; прочитайте материал учебника параграф 9 пункт 4; пользуясь теоретическими знаниями, выполните задания; составьте план устного ответа.

Памятка для выполнения письменного домашнего задания: прочитайте задания №263,264, изучите их; продумайте, какие правила и приемы следует применить для их выполнения; воспользуйтесь предыдущей письменной работой №261; прочитайте материал учебника параграф 9 пункт 4; выполните задания полностью или частично на черновике; проверьте тем или иным способом правильность решения задач; запишите выполненные задания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по математике.

При выполнении таких заданий с использованием разнообразных памяток у учащихся формируются умения планировать, организовывать, и оценивать свою деятельность, тем самым идет процесс подготовки учащихся к самообразованию.

При организации самостоятельной работы на уроках математики я систематически использую компьютер. Так, например, учащимся предлагаю к уроку математики подготовить и представить выступление перед одноклассниками на тему «Пифагор и его достижения». Для подготовки выступления учащиеся используют компьютер и интернет-ресурсы. Созданная на компьютере презентация дополняет и иллюстрирует выступление учащегося, который с помощью текста, графики, звука и цвета обеспечивает эффективное усвоение данного материала.

В процессе выполнения таких заданий у учащихся формируются приемы самообразовательной деятельности, повышается интерес к изучаемому предмету. Учащиеся учатся работать с электронными библиотеками, выбирать информацию по теме, пользоваться компьютерным и математическим обеспечением, с целью представления информации в более доступной и привлекательной форме.

Организация учебного процесса будет более результативна, в том случае, если учащиеся испытывают успех в изучение данного предмета.

На своих уроках создаю ситуацию успеха следующим образом: перед выполнением самостоятельной работы, настраиваю учащихся - «Я уверена, что вы все напишите и решите верно!». Подбадриваю школьников, если что-то у них не получается. Поддерживаю эмоциональный настрой урока. Интерес к учебному процессу формирую с помощью игровых ситуаций, творческих заданий.

Ситуация успеха на уроках математики помогает мотивировать учащихся к самообразованию.

На своих уроках при организации самостоятельной деятельности я использую компьютерные технологии, даю учащимся задания по подготовке сообщений, все это позволяет повысить интерес к изучению предмета. Результаты экспериментального исследования показали, что у 60 % учащихся (12 человек) появился мотив самостоятельно изучать данный предмет, а в параллельном классе только у 20% учащихся (4 человека).

В экспериментальном классе учащиеся стали больше читать литературы по предмету без соответствующего указания преподавателя их процент составил свыше 70% учащихся (14 человек), в параллельном классе - лишь 30% учащихся для подготовки сообщений и докладов пользуются не только сайтом википедия, но и дополнительной литературой.

Таким образом, организуя самостоятельную работу по группам, используя компьютерные технологии и создавая ситуацию успеха на уроке, подготовка к самообразованию идет более эффективно.

Литература

Оконь, В. Введение в общую дидактику [Текст]/ В. Оконь; пер. с польского Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. - М. «Высшая школа», 1990. - 382 с.

Педагогика [Текст]: учеб. Пособие для студ. пед.вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Просвещение, 2006. - 608 с.

Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой [электронный ресурс]: Электрон. дан. - Режим доступа httpHYPERLINK "http://www.slovarozhegova.ru/"://HYPERLINK "http://www.slovarozhegova.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.slovarozhegova.ru/".HYPERLINK "http://www.slovarozhegova.ru/"slovarozhegovaHYPERLINK "http://www.slovarozhegova.ru/".HYPERLINK "http://www.slovarozhegova.ru/"ru

Как важно научить детей ориентироваться в огромном потоке информации, уметь самостоятельно совершенствовать свои знания! Эти навыки позволят школьнику быстро приспосабливаться к новым требованиям, предъявляемым жизнью, быть обучаемым, гибким, уметь быстро мобилизовать свои силы и волю для освоения новых профессий.

Способный к самообучению человек не боится делать осознанный выбор, решать возникающие проблемы и при этом понимает, что несет за принятые решения полную ответственность.

А первый судьбоносный выбор жизнь заставит сделать уже в старших классах – определиться с будущей профессией. Для этого нужно уметь адекватно оценить свои личностные качества, возможности и соотнести их с требованиями желаемой профессии.

Огромную роль в этом процессе играет умение ребенка самостоятельно получать необходимые дополнительные знания, то есть самообразование. Школьник сам ставит перед собой цель узнать что-то, ищет способы продвижения к этой цели, получает интересующие его знания, умения, навыки, уверенно ими пользуется, умеет объективно оценить свои достижения. Это способствует его гармоничному развитию, расширяет кругозор, позволяет чувствовать себя уверенно.

Как понять родителям, что ребенок встал на путь самообразования, умеет находить необходимую информацию, планировать и контролировать свои действия, имеет твердую жизненную позицию?

Если школьник сам выполняет домашнюю работу, заданную учителем, рефераты, проекты, значит ли это, что он занимается самообразованием? Нет, потому что он делает работу, объем которой, тему, примерное наполнение и время выполнения определяет учитель.

Что же может подтолкнуть школьника к самообразованию.

Сильным стимулом к расширению познавательных интересов является необходимость сдавать экзамены в 9-м и 11-м классах, желание успешно учиться в университете, состояться в выбранной профессии.

Старшеклассники более глубоко погружаются в процесс самообразования, который иногда даже занимает больше времени, чем уходит на усвоение школьного объема знаний. И уже ни учитель, ни родители не определяют рамки объема новой информации по интересующему школьника вопросу. Только он сам решает, как искать нужные знания, когда и сколько. Деятельность ребенка в этом случае добровольна.

Интересная, насыщенная жизнь школьника (серьезные занятия в центрах дополнительного образования и кружках, посещение театров, музеев, выставок, познавательные поездки, походы и т.д.) способствует развитию креативной, творческой, самостоятельной личности. Чем больше видит, слышит, знает ребенок, тем раньше и сильнее пробудятся мотивы для самообразования, желание подробнее узнать о чем-то, интерес к дополнительным источникам знания.

Могут ли родители развить у ребенка тягу к самообразованию? Да! Но как? Любимое чадо необходимо хвалить за проявляемое усердие, искренне радоваться его успехам, корректно помогать, чаще говорить с ним о том, что его интересует, поддерживать желание добиться положительного результата.