Болезни Военный билет Призыв

Как правильно отказаться от. Как вежливо отказать в общении с человеком. Почему мы не можем отказать? как правильно отказать человеку

Многие люди, совершенно не способны отказывать, а другие этим умело пользуются, превращаясь в манипуляторов. Это неправильно. Нужно учиться отказыать грамотно и вежливо, но при этом твердо и однозначно.

Перед тем, как научиться отказывать стоит выяснить причину, по которой люди не умеют отказываться и выполняют каждую просьбу, хотя это им сильно мешает в жизни. Чаще всего люди боятся сказать нет, так как не уверены, что после отказа дружба сохраниться. Это совершенно неверная позиция, так как постоянным самопожертвованием невозможно заслужить ни дружбу, ни, тем более, уважение.

Как вежливо отказать человеку

Существует три основных техники отказа, которые будут подробно рассмотрены далее.

Отказать, не говоря нет

Иногда, чем проще и доступнее будет сформулирован ответ на просьбу, тем быстрее просителю станет понятна тщетность его требований. Простой отказ заключается в произнесении слова «нет». Однако многим бывает сложно отказать напрямую, или субординация не позволяет этого сделать. В этих случаях стоит применить технику мягкого отказа.

Мягкий отказ

Применение данного метода, позволяет несколько сгладить категоричность отказа. Чтобы вежливо отказывать людям, на первом этапе необходимо проявить внимательность и учтивость к просителю. Если его вопрос не совсем ясен, необходимо уточнить все делали. А вдруг все-таки существует возможность ему помочь? Если такой возможности нет, то необходимо мягко сказать, что это дело находиться в компетенции другого человека, а у вас нет времени, и вы не сможете помочь. Обязательно стоит подчеркнуть, что, отвечая отказом, вы очень сожалеете. Нужно подготовиться к тому, что проситель начнет давить на жалость или угрожать. В этой ситуации, ни в коем случае нельзя вступать в полемику, а лишь повторить отказ.

Смешанный отказ

Этот способ чем-то напоминает технику работы с возражениями клиентов при продаже. Используя такой метод можно дать отпор даже самому способному манипулятору. Единственное условие, это - полное спокойствие при разговоре и твердое намерение отстоять свою точку зрения. При диалоге с настойчивым просителем очень эффективно повторять его последние фразы – это один из методов, как отказать, не говоря нет. Все дело в том, что повторения дают манипулятору понять, что отказ не связан с тем, что человек не понял просьбы.

Когда будете отказывать, надо всегда помнить, что, принимая такое решение, вы всего лишь отстаиваете свое собственное мнение, и совершенно не нарушаете, чьих то прав.

Как отказать в просьбе

Иногда нам очень сложно отказывать человеку, особенно тогда, когда он настаивает на вашей помощи. Перед вами встает выбор: отказаться, обидев человека, или выполнить просьбу, но получить массу трудностей и проблем. При этом довольно часто мы выбираем второй вариант, и, выходя вон из кожи, выполняем просьбу человека.

Если просящий обиделся на вас за отказ, подумайте, почему он так поступает. Бывают случаи, когда кто-то оказывает вам услугу и, затем ждет от вас ответного шага. При этом его просьба – это на самом деле требование, которое облачено в просьбу только из вежливости. Это очень сложная ситуация, поэтому постарайтесь не попадаться в такие сложные случаи, и никогда не просите человека об услуге, если вы знаете, что он может потребовать что-то взамен в скором времени. В таких случаях вы можете предложить человеку какую-то альтернативу, то есть помощь в другой форме.

Если человек просит что-то чересчур настойчиво, то, как правило, это обычный манипулятор. В основном такие люди не способны оказывать помощь, и от них каких-либо серьезных услуг в принципе не дождешься. Возможно, вы когда-то уже помогали ему, поэтому он повторно обращается к вам. И если вы в этот раз выполните его просьбу, то он будет просить вас еще, еще и еще до бесконечности.

Вы можете не объяснять причины отказа, это ваше право, но, к сожалению, очень часто просящий начинает спорить с вами, вы можете даже солгать, что неприятно, лишь бы закончить этот вопрос. Не нужно сидеть и оправдываться перед человеком, просто скажите, что не можете выполнить его просьбу, и все.

Если вам неудобно отказывать, но и выполнить его просьбу вы не в силе, то вы можете предложить просящему помочь решить вопрос по-другому. Обязательно начните разговор с того, что вы очень хотели бы помочь ему, но учитывая те или иные обстоятельства, вы не можете сделать это сейчас. Но можете помочь по-другому, и с удовольствием это сделаете. Возможно, такой отказ будет принят положительно, и вы не испортите отношение с этим человеком.

Помните, никто не вправе заставлять вас делать что-то. Если вы решили отказать в просьбе, отказывайте смело, возможно, этот человек обидеться на вас потом, но нужно выбирать то, что вам удобно – пережить обиду этого человека или получить уйму проблем и неприятностей.

Как отказать руководителю

Руководитель нагружает вас большим объёмом дополнительной работой? Как не дать использовать себя и при этом не быть уволенным? Как отказать руководителю? Большинство сотрудников эти вопросы задают себе хотя бы один раз в жизни. Оказывается, необходимо лишь научиться говорить «нет». Если же вы в самом начале своей работы дадите начальнику понять, что умеете отказывать, то в дальнейшем у него не появится желания нагружать вас заданиями сверхурочно.

Необходимо разобраться в причинах такого поведения вашего руководителя. Осмотритесь вокруг. Задерживаются ли ваши коллеги после работы или начальник считает слабым звеном только вас? В первом случае вам надо выбрать: присоединяться ли к труженикам или покинуть компанию, так как идти против коллектива будет сложно. Возможно, он решил, что вы просто не сможете ему отказать. И при всём при этом он не сомневается в вашем профессионализме и, возможно, считает одним из лучших. Он вряд ли бы доверил важную работу плохому сотруднику.

Установив причину, вы вполне можете потребовать повышения по должности или прибавки к вашей заработной плате. Руководитель сам должен об этом позаботиться, однако практика показывает, что такое случается крайне редко.

Как бы случайно поинтересуйтесь, будет ли оплачиваться дополнительная нагрузка. Следует показать руководителю, что вы уважаете себя и свой труд и не станете работать бесплатно. Поэтому когда вас будут нагружать дополнительной работой, поинтересуйтесь, какую доплату вам предоставят, после его выполнения.

Ни в коем случае не показывайте своего страха перед руководителем, он такой же человек, как и вы, и, несомненно, с ним тоже можно договориться. Откажитесь от сверхурочной работы, напомнив руководителю о трудовом договоре, где тщательно прописан график вашей работы.

Возможно, что начальник не помнит, что некоторый вид работ не входит в ваши должностные обязанности. Сообщите ему об этом в вежливой форме, и, скорее всего, инцидент будет исчерпан. Отказывать не так сложно, как кажется.

Чтобы отказать руководителю, объясните ему, когда в следующий раз он подойдёт к вам с просьбой, что вы уже заняты работой, и дополнительная нагрузка может сказаться на качестве. Возможно, что для него на настоящий момент важнее выполнение той работы, с которой он к вам обратился, а текущие задания можно и отложить.

Если вам не удастся найти общий язык с вашим руководителем, и вы по прежнему не знаете, как отказать руководителю, то в конце концов, на одной организации свет клином не сошелся. Оставьте это место.

Летова Ольга

Ваша компания может производить отличный продукт по справедливой цене или оказывать услуги высочайшего класса, вы можете быть вежливым и внимательным к своим клиентам. Но это неважно, потому что клиенты всегда найдут повод для недовольства.

Программа зависает, такси стоит в пробке, курьер едет слишком медленно, «я думала что она будет зеленой, а это цвет морской волны», «а можно мне скидку не 10% а хотя бы 35%», «а где луна с неба за эти пару тысяч?» .

Нет, ответное хамство, даже если оно кажется адекватной реакцией, не вариант. Но вы в любом случае должны научиться говорить клиентам «нет», с одной стороны, без обжигающего чувства вины и, с другой — без агрессии.

Мы расскажем о способах вежливого отказа, которые помогут вам справиться с неловкой ситуацией и без зазрения совести сказать клиенту «нет», не испортив с ним отношения.

Попросите уточнить

Довольно часто претензии клиентов эмоциональны, но не слишком содержательны:

«Ваше обновление — отстой, что за фигня!!! Верните все как было!», «А где тот менеджер, вроде бы его звали Василий, с которым я разговаривала в среду? Я хочу работать только с ним, а вас я вообще не знаю и знать не хочу! Что значит уволился? Как же мне быть?» .

Когда клиенты ведут себя подобным образом, они, по крайней мере, дают вам возможность задать уточняющий вопрос, например такой:

«Мне очень жаль это слышать. Не могли бы вы уточнить, что именно вам нравилось в прошлой версии, чего вы не смогли найти после обновления? Почему вам нравилось работать именно с Василием? Если вы объясните, я постараюсь это учесть, и, может быть, вам станет удобнее работать с нашей компанией».

Конечно, вы не замените новую версию продукта на старую, равно как и не уговорите уволившегося Василия вернуться обратно, вы даже не будете пытаться. В данном случае это и неважно.

Вы дадите клиенту повод почувствовать, что его мнение для вас на самом деле важно и оно заботит вашу компанию.

Кстати, дополнительным бонусом может стать то, что объяснения клиентов действительно помогут вам решить их проблему.

Обещайте клиенту рассмотреть его запрос в будущем

Очень часто клиенты слишком буквально понимают фразу «любой каприз за ваши деньги» и хотят от вашей компании того, что она не может им дать.

Компании по доставке пиццы на дом обычно не предоставляют в качестве дополнительной опции вынос мусора или выгул собаки. И пицца — не всегда то же самое, что и роллы. Компании специализирующиеся на организации детских праздников редко занимаются холостяцкими вечеринками, но клиент иногда так не думает.

Казалось бы простого «нет, у нас доставка пиццы, а не роллов» было бы достаточно. Но это не совсем так, потому что

во-первых , это расстраивает клиента и снижает его потенциальную лояльность (ведь когда-нибудь он захочет именно пиццы),

а во-вторых , вы лишаете себя дополнительного и совершенно бесплатного маркетингового инструмента.

Чтобы не расстраивать клиента, вы можете ответить примерно так:

«К сожалению, в данный момент мы не занимаемся доставкой роллов, но мы обязательно подумаем об этом. Наша компания внимательно отслеживает запросы клиентов, и если таких запросов, как ваш, будет достаточно, в будущем мы пересмотрим свой ассортимент».

Клиенту приятно осознавать, что его запрос не исчезнет и что на него обратили внимание, даже если это тот тип клиента, который пытается заказать стриптиз в агентстве по организации детских праздников.

Однако важно учитывать, что этот способ вежливого отказа работает только в том случае, если ваша компания действительно готова изменить свою продуктовую линейку, исходя из клиентских запросов.

Но не врите

Как бы сильно вам ни хотелось обнадежить клиента, чтобы просто избавиться от него «здесь и сейчас», не делайте этого. Избегайте лжи и пустых обещаний.

Не стоит врать клиенту, что его запрос будет учтен и рассмотрен, если вы не собираетесь даже делиться этой информацией с теми, кто принимает подобные решения.

Обманывать клиента плохо не только потому, что это неэтично, но и потому, что обычно люди хорошо чувствуют подобного рода неискренность, и ваше лукавство может обернуться против вас.

Лучше расстроить клиента и ответить «нет», чем сжульничать, сказав:«Мы обязательно рассмотрим ваш запрос». Потому что через некоторое время, когда вы забудете о нем либо на вашем месте будет ваш ничего не подозревающий коллега или, еще хуже, начальник, упорный клиент перезвонит и спросит, как там обстоят дела с его «хотелкой».

Скажите «нет» другими словами

Если вам все-таки нужно отказать клиенту в его просьбе, вы вполне можете сделать это, вообще не употребляя слова «нет».

Вместо «Нет, у нас нет и не будет торта со стриптизершей» можно сказать «Да, мы понимаем, что многим нравится стриптиз и бакалея и что объединить их было бы интересным ходом, но, боюсь, наша компания к этому не готова и вряд ли эта опция когда-нибудь у нас появится» или «В настоящее время мы никак не сможем сделать это для вас, но спасибо, что уделили нам время».

Честный, но вежливый ответ с большей вероятностью оставит дверь открытой для успешного обращения в будущем, и у клиента не останется ощущения, что он совершенно зря потратил на вас время.

Дайте клиенту почувствовать, что его услышали

Очень часто людям важно понимать, что их проблему услышали и поняли. Простые уловки, такие как обращение к клиенту по имени или фразы типа «Я понимаю, о чем вы говорите» продолжают работать.

Поблагодарите людей за то, что они дали вам знать, что им нужно. Какой-бы ни была их проблема, важно, что они нашли время и обратились именно к вам, даже если они не отличают роллов от пиццы и не понимают, что оператор колл-центра не решит их проблемы с низкой обучаемостью новым технологиям.

Кстати : отвечайте быстро, но не слишком быстро, чтобы не вызвать у клиента неприятного подозрения, что вы делаете это автоматически, даже не вникая в его проблему.

Предложите альтернативы

Если вы серьезно настроены на то, чтобы поддержать лояльность клиентов к вашей компании или лично к вам в длительной временной перспективе, вы должны постараться помочь им, даже если прямо сейчас это не принесет вам очевидной выгоды. Да, вы не доставляете роллы, но можете с ходу назвать компанию, которая это делает, даже если это ваш конкурент.

Следующая наиболее важная для клиента вещь (после получения того, что он хотел получить) — это чувство того, что к его запросу отнеслись достаточно внимательно и серьезно.

Если вы грамотно и почти честно комбинируете разные приемы вежливого отказа, то ваше «нет» будет воспринимается клиентом почти как «да». Это позволит вам не просто избежать неловкости, но и укрепит двусторонние отношения между клиентом и компанией и, что не менее важно, между вами и клиентом.

Умение писать письма-отказы является одним из важнейших навыков работника предприятия, отвечающего за внешние связи организации и деловую переписку. Содержание и подача такого письма не только говорят об образовании и культуре его составителя, но и формируют имидж, репутацию предприятия в бизнес-среде.

По каким поводам происходит деловая переписка

В каждую активно работающую компанию регулярно приходят письма с различными предложениями. Это может быть предложение о сотрудничестве (коммерческое), об участии в каком-либо мероприятии (конференции, семинаре, праздновании) и т.д. Также в обращении между организациями распространены письма-запросы, претензии, напоминания и т.д. Таким образом, входящая корреспонденция предприятия может исчисляться десятками, а то и сотнями различных посланий, которые требуют ответа.

ФАЙЛЫ Открыть эти файлы онлайн 4 файла

Как оформить отказ

Рассмотрение того или иного письма никоим образом не гарантирует того, что получивший его представитель организации в обязательном порядке ответит согласием на предложение, запрос или претензию, содержащуюся в нем. Напротив, во многих случаях работники компаний пишут отказы.

Но чтобы правильно отказать, нужны определенные навыки. Важно не обидеть отправителя письма негативным содержанием – это диктуют не только правила элементарной деловой вежливости, но и возможность того, что в дальнейшем он может стать заказчиков, клиентом или партнером.

Общие сведения о деловом письме

Вся официальная корреспонденция подчиняется определенным правилам составления. Прежде всего, необходимо помнить о том, что, несмотря на то, что содержание письма может быть абсолютно произвольным, его структура и состав должны соответствовать нормам, принятым в оформлении деловых бумаг, т.е. условно поделены на три части: начало (обращение и заголовок письма), основной раздел и заключение (подпись и дата).

Стиль письма должен быть сдержанным, лаконичным, без излишне «нагруженных» предложений, сложной специфической терминологии. Отказ следует делать максимально корректным, в нем недопустимы грубость, ненормативная лексика и прочие крайние проявления. При формировании письма нужно обязательно учитывать нормы русского языка в плане культуры речи, лексики, грамматики, орфографии и стилистики.

Отказ может быть немотивированным, но все же лучше, если в письме будет указана его причина.

В случае, если ответ подробный и обстоятельный, то следует поделить его на абзацы или пункты – так восприятие текста существенно облегчается.

При отказе не надо рубить сплеча и «сжигать мосты» желательно оставить пути к отступлению, то есть поблагодарить за оказанное внимание и выразить надежду на возможность дальнейшего сотрудничества. Для этого можно указать условия, которые получатель может выполнить для установления деловых отношений. Если есть возможность посоветовать предприятие, которое также согласилось бы на сотрудничество или иные предложения, высказанные в первоначальном послании, то пренебрегать ею не следует – это оставит хороший след в памяти адресата.

На имя кого писать

Отказ нужно писать строго на имя того человека, который подписался под изначальным письмом. В противном случае, отказ может не дойти до адресата или затеряться в потоке входящей корреспонденции. Однако, если под письмом-предложением подписи конкретного человека не было, то можно использовать нейтральную форму обращения (например, в виде простого приветствия «Добрый день»).

Оформление письма-отказа

Письмо можно написать от руки (такой формат будет говорить об особом, теплом отношении к адресату) или напечатать на компьютере.

При этом допустимо использование простого листа бумаги или же бланка с фирменными реквизитами и логотипом компании.

Письмо-отказ формируется в единственном оригинальном экземпляре, обязательно датируется и нумеруется (в соответствии с документооборотом предприятия). При этом информацию о нем следует включить в журнал исходящей корреспонденции, отметив его дату, номер и кратко — содержание. В дальнейшем этот журнал может стать свидетельством создания и отправки послания.

Кто должен подписать

В идеале под письмом должен стоять автограф директора организации, но возможно это далеко не всегда (и практически совсем исключено на предприятиях с большой численностью работников и множеством структурных подразделений). Поэтому, подписать письмо об отказе может любой сотрудник компании, уполномоченный на создание подобного рода документации и наделенный правом подписи корреспонденции. Это может быть секретарь, юрист, начальник или специалист какого-либо отдела.

Как отправить письмо

Письмо можно отправить разными способами, при этом лучше всего выбрать тот, посредством которого дошло изначальное послание. Наиболее приемлема отправка через почту России, но в этом случае следует взять заказное с уведомлением о вручении, также можно применить передачу через представителя или курьера (такой метод гарантирует более быструю доставку). Допустимо и использование факса, электронных средств связи и даже социальных сетей или мессенджеров (но только при условии, что отправитель первоначального письма сам пользуется таким путем коммуникации).

Письмо-отказ от сотрудничества

Если вам потребовалось сформировать письмо-отказ от сотрудничества, посмотрите его образец и комментарии к нему.

  1. В начале письма напишите, для кого оно предназначено: укажите название организации, должность и ФИО ее представителя, на имя которого составляете ответ. Используйте вежливую форму обращения, поблагодарите за проявленного внимание к вашей компании и после этого переходите к сути послания.
  2. Обязательно сошлитесь на то письмо, в ответ на которое вы пишете отказ, укажите обстоятельства, которыми вызвана отрицательная реакция. Если вашим оппонентом к его предложению были приложены какие-то дополнительные бумаги, обозначьте то, что вы с ними ознакомились.
  3. При возможности, выскажите в письме выражение надежды на то, что сотрудничество все же состоится, не преминув внести условия, которые для этого должны быть выполнены.
  4. В заключение подпишите письмо и датируйте.

Письмо-отказ от участия в мероприятии

При составлении письма-отказа от участия в мероприятии, воспользуйтесь вышеприведенными рекомендациями в отношении письма-отказа от сотрудничества. В письме все стандартно, но обязательно: информация об отправителе и адресате, затем — обращение, сам отказ с упоминанием поступившего предложения об участии в мероприятии и обязательно указание обстоятельств, послуживших поводом к отрицательному ответу, затем — подпись и дата.

Письмо-отказ от предложения о работе

Не только от предприятия может поступить письмо-отказ. В некоторых случаях его может выразить лицо, не имеющее к компании никакого отношения: например, соискатель на какую-либо должность. Если вы являетесь именно таким человеком, формируйте отказ также сообразно с правилами и нормами деловой документации. Используйте вежливое обращение, укажите наименование предложенной вам вакансии, а также причину, по которой вы от нее отказываетесь (не забывайте о том, что потенциальный работодатель может пересмотреть условия предлагаемой вам работы). В конце обязательно подпишитесь и поставьте дату.

Многие люди страдают от того, что не умеют говорить слово "нет". Несмотря на то что вполне логично время от времени отказывать людям в помощи, которую не можете оказать, многие, жертвуя собственными интересами, приходят на выручку другим. Думаете, это правильно? Как бы не так. Некоторые персоны бессовестно пользуются любезностью окружающих и благополучно живут за счет нее. Как отказать человеку, не обидев его?

Повысьте самооценку

Человек должен быть разумным эгоистом. Собственные интересы всегда стоит ставить выше. Конечно, если они не мешают остальным людям жить счастливо. Чаще других вопросом "как отказать человеку, не обидев его" задаются персоны с низкой самооценкой. Сильные личности, которые знают, чего они хотят, никогда не будут жертвовать своими интересами, чтобы помочь другим. Например, подавать малоимущим можно только в том случае, если ваши финансы позволяют это делать. Глупо идти на поводу у попрошаек, которые вместо того, чтобы пойти на работу, стоят на улице и клянчат у прохожих деньги. И это касается не только малоимущих людей. Некоторые просто не хотят тратить собственные силы и учиться чему-то новому. Им проще найти человека, которому можно сесть на шею и жить его умом. Не попадайтесь на удочку милосердия. Научитесь отстаивать свои интересы. Эгоизм - это хорошее качество. Жизнь у вас одна, и второго шанса прожить ее счастливо у вас не будет. Поэтому никогда не давайте пустых обещаний. Дважды подумайте, прежде чем согласиться кому-то помочь в ущерб себе. Человек, который любит себя, не допустит того, чтобы кто-то ущемлял его интересы.

Всегда готовите причину

Люди, которым вы в чем-то откажите, не обидятся на вас, если вы им сообщите реальную причину отказа и объясните, почему вы не можете выполнить их просьбу. Ложные отговорки придумывать не стоит. Если вы не можете помочь другу с переездом, потому что купили билет в театр, так и скажите. Оправдываться не нужно. Просто отметьте, что вы ничего не знали о переезде знакомого, а билеты покупали за месяц. Таким образом вам удастся сохранить дружбу, ведь человек сможет войти в ваше положение. Не стоит думать, что знакомый предположит, что вы выбираете развлечение вместо помощи. Билеты, купленные заранее, - это доказательство того, что вы планировали свой досуг и, так как других предложений на этот вечер не имели, решили распорядиться свободным временем по своему разумению.

Как отказать человеку и не обидеть его? Ни в коем случае не придумывайте глупые отмазки, вроде того, что заболела мама или бойфренд. Ложь будет легко проверить, а человеку, которому вы отказали по глупой причине, будет обидно.

Не нужно оправдываться

Не хотите делать то, о чем вас просят? Как отказать человеку, не обидев его? Не нужно оправдываться. Если вы хотите посидеть дома вместо того, чтобы пойти на шумную вечеринку, так и скажите. У каждого человека есть право на собственное мнение и на реализацию своих желаний. Если вы не хотите проводить время с незнакомыми людьми и хотите отдохнуть дома, в этом нет ничего зазорного. Будьте тверды в своих намерениях и не старайтесь себя обелить. Ваше решение - это ваш выбор, и он не может быть неверным. Не стоит опускать глаза в пол и мямлить, что вы давно уже не были дома и на работе все время вынуждены контактировать с людьми. Это будет глупо и некрасиво. Твердым и уверенным голосом скажите "нет". Если вы не хотите объяснять причину отказа, не делайте этого. Вполне хватит простого ответа: "Нет, спасибо, я не хочу". Никто не будет настаивать на том, чтобы вы занимались чем-то, что вам не приносит удовольствия. Тем более если у вас на вечер есть другие планы. Даже если это вполне естественное желание полежать в ванне или посмотреть любимый сериал.

Расскажите про страх и перфекционизм

Как правильно отказать человеку, чтобы не обидеть? Многие люди боятся помогать своим друзьям, если не уверены в том, что справятся с поставленной задачей. Например, ваш друг попросил вас заменить его на проведении детского праздника. Вы же имеете малый опыт общения с детьми и понятия не имеете, как нужно себя с ними вести. Скажите, что вы не хотите подпортить репутацию знакомого, так как совершенно некомпетентны в вопросе организации детских праздников. Нет ничего постыдного в том, чтобы признать свою некомпетентность. Будет намного хуже, если ваши опасения воплотятся в реальность.

Когда вы в чем-то отказываете человеку из-за того, что точно уверены, что не справитесь идеально с поставленной задачей, расскажите о своей страсти к перфекционизму. Это признание только поднимет ваш рейтинг в глазах просящего, а не опустит. Желание делать все идеально очень похвальное. А умение трезво оценивать свои способности поможет вам избегать неловких ситуаций.

Не попадайтесь на уловки манипуляторов

Некоторые персоны в совершенстве владеют искусством манипуляции. Как научиться отказывать людям, не обижая их? Постарайтесь не попадаться на уловки хитроумных знакомых. Вы попадали в такую ситуацию, когда вы в чем-то отказали другу, а он, вместо того чтобы принять это как должное, начинал говорить, что не ожидал отказа от такого доброго и отзывчивого человека. После такой реплики любая персона, которая только что отказалась, будет чувствовать себя неловко. Всегда помните о том, что некоторые люди будут пытаться вами манипулировать. Скажите, что вы действительно отзывчивый человек, но только в тех случаях, когда у вас есть возможность помочь персоне. Если у вас нет ни желания, ни сил, ни времени, не нужно перекраивать свое расписание из-за грубой лести. Быть падким на комплименты плохо. Не допускайте в своей душе смятения из-за слов собеседника. Если вы сказали "нет" один раз, повторите свой ответ в таком же твердом и уверенном тоне, в каком был дан первый отказ.

Просьба одолжить денег

Многим людям неудобно отказывать в ответ на просьбы, которые связаны с деньгами. По этой причине на многих персонах, которые хорошо зарабатывают, "ездят" все друзья. Они берут деньги в долг, а потом или их не отдают, или отдают, но очень сильно тянут время. Как отказать человеку и не обидеть его? Примеры фраз, которые помогут вам сказать твердое "нет":

Отказы дать взаймы вполне естественные. Если человеку действительно нужны деньги, он может обратиться в банк и взять кредит. Поэтому не следует чувствовать себя виноватым, если вы не можете проспонсировать своего друга.

Отказ поклоннику

Сложно отказывать человеку, который испытывает к вам теплые чувства. Но ведь еще хуже давать человеку несбыточную надежду. Если вы не хотите издеваться над чувствами персоны, следует сразу сказать "нет". Как отказать человеку, не обидев его? Фразы для отказа, которые используют многие девушки, ужасны. Никогда не говорите, что парень добрый, хороший и... просто недостоин вас. Такой отказ подразумевает, что другой избранник лучше вашего нынешнего кавалера. Этот факт сильно бьет по мужской самооценке. Поэтому скажите человеку, что вы не испытываете взаимности, а значит, ничего между вами быть не может. Можно ли на такую фразу обидеться? Нет. Как можно обижаться на то, что человек не чувствует к вам симпатии? Кавалер решит, что дама просто не смогла оценить его по достоинству, и пойдет искать ту, которая справится с этой задачей.

Примеры

Как отказать человеку, не обидев его, по СМС? Не используйте стандартные формы и не пишите глупых оправданий. Краткое сообщение должно содержать лаконичный ответ. Желательно уложиться в две фразы. В первой вы сообщаете, что отказываетесь, а во второй уточняете почему. Как отказать человеку и не обидеть его? Примеры СМС-сообщений:

  • Спасибо за предложение, оно заманчиво. Но я не могу его принять, так как у меня другие планы на эти выходные.
  • Мне жаль говорить вам "нет", но когда я занималась растяжкой в прошлый раз, я сильно повредила ногу, и у меня нет желания повторять свой негативный опыт.
  • Я не разбираюсь в вопросе выбора комнатных растений и не смогу сходить с вами в оранжерею. Но у меня есть подруга, которая может вам помочь.
  • Я не могу вам помочь с переездом, так как занята в эти выходные. Но я могу вам помочь с дизайном интерьера, если вам потребуется помощь в этом вопросе.

Недавно руководитель одной торговой компании задал нам вопрос о том, что делать с клиентами, которые постоянно недовольны обслуживанием, «выжимают все соки» из клиентских менеджеров, придираясь по всяким пустякам. Его вопрос был о том, какими инструментами должны обладать и какими навыками должны владеть менеджеры продаж в работе с такими «несносными» клиентами.

И действительно, если вы работаете с клиентами, то рано или поздно вы сталкиваетесь с ситуацией, когда клиент предъявляет необоснованные претензии или попросту скандалит на ровном месте. А может быть его претензии вполне обоснованы, но вы все равно не можете выполнить требования клиента и вынуждены придерживаться регламента.

Мы проанализировали наш опыт и опыт наших коллег, лежащий в плоскости работы со сложными клиентами и подготовили эту статью. В этой статье мы решили сфокусироваться только на тех ситуациях, в которых у клиентского менеджера не остается иного варианта, кроме как вежливо отказать клиенту в его требовании. Но сделать это так, чтобы сохранить отношения с клиентом.

В ходе проведения ряда специализированных для одного банка мы совместно с участниками обучения определили 4 базовых принципа «вежливого отказа».

Принципы вежливого, но твердого отказа

Принцип №1. При отказе приводите аргументы

В формулировке отказа должна содержаться ссылка на факты, из-за которых менеджеру приходится отказывать клиенту. В сухом остатке, использование данных аргументов должно оставить такое впечатление, что ни от клиента, ни от менеджера в настоящий момент ничего не зависит.

Пример из нашей практики:

На тренинге обсуждалась ситуация, когда корпоративный клиент банка был возмущен тем, что ему приходится «необоснованно платить банку дополнительную комиссию за несложную операцию с его банковским счетом».

Молодой клиентский менеджер сказал примерно следующее: «Это такая комиссия. Я ничего не могу с этим сделать. Вам придется заплатить».

И, по мнению большинства участников тренинга, такая линия поведения менеджера оказалась не слишком убедительной для клиента.

А что было бы более убедительным в данной ситуации?

Применимо к вышеуказанной ситуации, фраза грамотного клиентского менеджера могла бы звучать следующим образом:

«Согласно договору банковского обслуживания, подписанному с вашей и с нашей стороны, данные операции тарифицируются по ставке 0,1% от суммы. Это стандартная сумма для банков. Данная сумма была списана с вашего счета на основании договора.»

Принцип №2. Избегайте отрицательных формулировок из серии: «не можем», «не будем», «не делаем»

Даже для очень лояльных и неконфликтных клиентов таких отрицательные формулировки являются скорее «раздражителями», а не «успокоителями».

Более того, это сразу ставит компанию, которая таким образом отказывает клиенту, в невыигрышное для нее положение: либо в положение «тирана», который для клиента ничего не хочет сделать, либо в положение слабого.

В любом случае, клиенту ничего не остается, кроме как агрессивно реагировать, ругаться и возмущаться, чтобы «проломить» глухую стену недопонимания.

Более миролюбивая и примиряющая обе стороны фраза могла бы выглядеть так:

  • «Мы можем, но в таких-то рамках»
  • «Мы можем, но при таких-то условиях»
  • «Мы можем оказывать для клиентов. То, о чем вы просите, в эти услуги не входит …»

По нашей практике, дополнительную убедительность менеджеру может придать отсылка на ту или иную вескую причину, из-за чего ему приходится отказывать клиенту.

Пример: «Согласно договору от 25 января 2016 года, по условиям обслуживания, вы можете проводить операции по вашему банковскому счету на сумму вот с комиссией».

Принцип №3. Давайте клиенту альтернативу

В предыдущем пункте мы уже говорили о том, что, когда перед клиентом воздвигается «глухая стена», ему остается только биться об нее, возмущаться, пытаясь эту стену проломить.

Если у клиентского менеджера есть такая возможность, мы рекомендуем сразу предлагать клиенту альтернативный путь. Чтобы менеджер в этом случае концентрировал внимание клиента не на самом отказе, а на том, как, пусть не самым удобным образом, эту проблему все-таки можно решить.

Здесь возможны следующие варианты:

  1. Дать клиенту понять, что есть альтернативные пути решения его проблемы. Пусть даже эти варианты не очень удобны
  • «Вы можете через меня заказать сумму и получить ее без комиссии через 3 дня»
  • «Вы можете снять деньги в банкомате / кассе, комиссия будет меньше»
  • Рекомендовать клиенту обратиться с официальной претензией (используйте этот метод только в самом крайнем случае). Это в любом случае будет выглядеть лучше, чем отсутствие всякой альтернативы или отрицательная формулировка:
    • «Я понимаю ваше недовольство. Вы можете написать претензию или пожелание, а я позабочусь о том, чтобы оно было рассмотрено как можно скорее.»

    Принцип №4. Тренируйте правильные эмоции в голосе

    В отличие от трех предыдущих принципов, здесь речь пойдет не о том, что именно нужно говорить, а с какими эмоциями в голосе клиентский менеджер должен это делать.

    1. Сожаление и сочувствие. Так, если сожаления в голосе будет слишком мало, то клиент может обидеться на отсутствие должного к нему внимания со стороны клиентского менеджера.
    2. Настойчивость и твердость. Напротив, если твердости будет слишком мало, то у клиента может возникнуть ощущение, что может быть, если сильно настаивать на своем, то организация прогнется и все-таки пойдет на встречу, а менеджер обойдет правила и не откажет в решении вопроса.

    Клиентскому менеджеру, работающему на фронт-линии с трудными клиентами, просто необходимо периодически «обновлять» индивидуальную настройку баланса: настойчивости (твердости) и сочувствия (сожаления).

    Как это сделать? Прежде всего, эти вещи обязательно необходимо репетировать и отрабатывать: с помощью коллег, на тренингах, с привлечением друзей.

    Наша цель – увеличить шансы, а не гарантировать победу

    Использование всех четырех принципов вежливого отказа, конечно же, не является гарантией того, что клиент примет все ваши предложения. Также эти инструменты не изменят сложившуюся ситуацию – клиент все еще будет недоволен тем, что случилось. Но произойдет то, ради чего стоит хотя бы попробовать применить эти инструменты – менеджер быстрее добьется своей цели.

    Алексей Леонтьев, Андрей Барсуков
    Clientbridge