Болезни Военный билет Призыв

Как повысить грамотность по русскому языку: советы и сервисы помощники, твоя настольная книга. Общение с родителями. Ситуации, из ряда вон выходящие

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Русский язык, а также культура речи – это одни из основных предметов в школьных программах. Однако далеко не всегда знания усваиваются учащимися надлежащим образом, а еще чаще они просто теряются за последующие годы жизни. Между тем, знать русский язык и уметь не только грамотно выражаться, но и правильно писать очень важно. Смешно и грустно, когда слышишь, как телеведущие или политики несут какую-то белиберду, произнося слова совершенно неправильно, или когда читаешь в газетах, журналах или том же интернете вроде бы серьезные и полезные статьи, но видишь, что слова в них написаны как попало, например, вместо «налицо» пишут «на лицо», вместо «к маме» пишут «к мами», вместо «непогода» пишут «не погода» и т.д. Но, по сути, не имеет значения, какие цели и задачи вы ставите перед собой, знать русский язык нужно, причем хотя бы по той простой причине, что тем самым вы выражаете уважение к родной речи и культуре, проявляете уважение к себе и окружающим людям.

И сегодня мы поговорим на тему того, как можно уже взрослому человеку. Но перед описанием подготовленных для вас десяти способов устранения пробелов в знаниях, мы хотели бы указать на один крайне важный момент.

На самом деле повысить свою грамотность достаточно просто, но следует понимать, что сделать это за неделю или две не получится. В лучшем случае этот процесс может занять у вас несколько месяцев, а то и лет. Поэтому, приняв решение о том, что вы действительно хотите в должной степени овладеть родным языком, позаботьтесь, чтобы такие книги как грамматический справочник и словарь русского языка стали вашими верными спутниками. Не обязательно, конечно, всегда иметь их с собой (хотя можно скачать на планшет, ноутбук или смартфон), но сделать своими настольными пособиями нужно обязательно.

И если вдруг в какой-то ситуации вы испытываете затруднение, к примеру, не уверены точно, как пишется слово или что оно означает, не пренебрегайте использованием словаря. Точно так же и когда узнаете новый термин, уделите минутку на выяснение его точного определения. Поступая так, вы всегда будете повышать свою грамотность и расширять словарный запас.

Итак, если вы готовы, предлагаем вашему вниманию способы устранения пробелов в грамотности по русскому языку.

10 способов устранить пробелы в грамотности

Каждый из представленных способов по-своему интересен. Использовать их вы можете как по-отдельности, так и в комплексе. К слову, если вы отдадите предпочтение второму варианту, ваши успехи будут более впечатляющими, а сам процесс будет проходить намного быстрее.

Способ первый – читать

Чтение – это, пожалуй, самый лучший и верный способ повышения грамотности по русскому языку. Но с учетом того, что многие люди привыкли интеллектуально лениться, большую часть информации они получают, слушая радио, смотря новости, тематические передачи, кино и т.п. Это, конечно, хорошо, но грамотнее (в прямом смысле этого слова), к сожалению, не делает. Повысить уровень знания родного языка и улучшить правописание вам поможет чтение.

Дело в том, что книги содержат в себе невероятное количество слов. И во время чтения человек получает сразу несколько преимуществ: во-первых, расширяется его словарный запас, во-вторых, развивается навык сочетания и комбинирования лексических единиц, и, в-третьих, при чтении мозг визуально фиксирует правильное написание различных терминов и понятий, благодаря чему уменьшается количество орфографических ошибок на письме (кстати, если вы ознакомитесь с нашим , вы сможете пройти небольшой тест на правописание). А еще одним существенным плюсом чтения является расширение кругозора.

Способ второй – писать

Несмотря на то, что уроки (сеансы) чтения крайне полезны, конкретно правописание можно улучшать, если больше писать. Уделяйте этому хотя бы по 30 минут каждый день, и уже совсем скоро вы заметите, что при написании различных слов у вас появилась уверенность. К тому же это позволяет изучить всевозможные тонкости пунктуации. Но, конечно, работать этот способ будет только в том случае, если написанное (правильность написания слов и расстановки знаков препинания) вы всегда будете проверять.

Если же вас волнует вопрос – что именно писать, то здесь подойдет абсолютно все. Можете написать небольшую историю из жизни, описать прошедший день, изложить в краткой форме содержание любимого фильма. Также полезно вести дневник. Кстати, если писать ручкой на бумаге вам почему-то не хочется, воспользуйтесь текстовым редактором на компьютере. При желании можно даже задаться целью вести собственный блог в интернете на интересную тему (а если вам понравится, со временем вы сможете сделать это одним из источников дохода или даже основным).

Способ третий – проверять и устранять сомнения

Хорошие способы изучения русского языка – это не только чтение и писательство, но и постоянная самопроверка и устранение своих сомнений. Вам наверняка знакома ситуация, когда вы пишите что-то или даже просто говорите о чем-то, а у вас возникают сомнения, что вы написали или произнесли это правильно (сюда же можно отнести вопрос смысловой правильности употребления терминов и понятий).

Так вот: такие ситуации не следует считать чем-то из ряда вон выходящим, с ними сталкивается каждый. Но вопрос в том, что вы будете делать с этим. Мы рекомендуем не жалеть времени и уделить его поиску ответов и устранению сомнений. Загляните в интернет или откройте словарь, чтобы удостовериться: не совершили ли вы ошибки. Кстати, именно такие случаи позволяют запоминать информацию лучше всего, ведь даже небольшая неуверенность в чем-то – это всегда микростресс, сопровождаемый эмоциональной реакцией. А, как известно, то, что вызывает у человека эмоции, запоминается надолго. Таким образом, устраняя сомнения, вы будете усваивать полученные уроки на всю жизнь.

Способ четвертый – использовать онлайн-сервисы

Доступ к интернету есть сегодня практически у каждого человека, и если еще лет десять назад это можно было назвать диковинкой, то сейчас иметь под рукой планшет, смартфон или ноутбук стало так же естественно, как чистить зубы по утрам. Кроме того, точки доступа к всемирной Паутине есть в настоящее время во множестве публичных мест и заведений.

Во-первых, в интернете можно найти специализированные курсы по русскому языку. К таким относится на 4brain, а также материалы таких платформ как «Универсариум », «Интуит », «Лекториум », «ПостНаука », «Лекторий » и другие (более подробно о них вы можете прочитать ). А во-вторых, существует немало «облегченных» сервисов, где есть возможность, например, просто ввести слово и узнать его правописание или значение. Также такие ресурсы зачастую предлагают проверку грамматики, пунктуации и т.д.

Поэтому, когда возникают какие-то затруднения, смело обращайтесь к таким сайтам как gramota.ru , therules.ru , online.orfo.ru , text.ru , languagetool.org и другим. Это, конечно, не уроки по русскому языку, но все равно хорошие способы изучения.

Способ пятый – установить приложение «Слово дня»

Приложение «Слово дня» представляет собой очень простой и в то же время эффективный инструмент для пополнения словарного запаса. Очень хорошо, кстати, о нем написал Игорь Манн в своей книге « ». Приложение совершенно просто устанавливается на компьютер или гаджет – вот .

Когда вы установите его, ваш словарный запас будет увеличиваться на одно слово ежедневно. Кто-то может сказать, что в этом нет ничего особенного, но это будет неправильно. Дело в том, что ежедневно мы все общаемся, используя по большей части только знакомые нам слова, а новые узнаем лишь случайно. Поэтому «Слово дня» станет хорошей альтернативой этим «случайностям».

А если провести несложные математические расчеты, то за год вы узнаете 365 новых слов, за два года – 730, за пять лет – 1825 и т.д. Согласитесь, неплохой результат? Таким образом, уже по прошествии даже одного месяца вы заметите, что ваша речь стала богаче, а стиль письма – более совершенным. Плюс ко всему – глядя на высветившееся на экране слово, даже хорошо вам известное, вы будете запоминать его правописание.

Способ шестой – учить правила

Если уроки по русскому языку – уже пройденный вами этап, а, например, репетитор по какой-то причине неактуален, но повышать грамотность необходимо, учите правила самостоятельно. В идеале этот способ предполагает изучение одного правила ежедневно. Но если взять во внимание то, что, скорее всего, у вас есть работа, хобби, семейные дела и все прочее, а правила нужно не только зазубривать, но и усваивать, вы можете уделять на изучение чего-то одного два или три дня.

Можно, например, сегодня выучить, немного попрактиковаться, а завтра повторить правило и снова попрактиковаться. А уже послезавтра – выполнить несколько упражнений без повторения правила.

Если подобные способы изучения правил русского языка станут неотъемлемой частью вашей жизни, со временем вы овладеете этим предметом в совершенстве. И если спешить вам некуда, занимайтесь спокойно, ведь даже медленно идущий достигнет своей цели, пока толпы зевак будут стоять и смотреть. А узнавать и изучать эти самые правила можно при помощи все тех же учебников, сборников правил и онлайн-сервисов.

Способ седьмой – перечитывать и редактировать

Это способ очень подходит тем, кто по какой-то причине вынужден или просто любит общаться с друзьями, родными, коллегами или партнерами через специальные программы наподобие Skype, ICQ, QIP, Viber, WhatsUp или даже в социальных сетях типа «Вконтакте» и «Одноклассники». Звучит несколько необычно, но даже из такого общения можно извлечь пользу, чтобы повысить свою грамотность.

В то время как большинство людей предпочитают изъясняться при помощи «пасибки», «мне нра», «спс», «прива» и «досвидос», мы советуем вам подходить к процессу онлайн-общения осознанно. Просто писать грамотные и правильные сообщения. Как только написали что-то, не спешите жать на Enter, а перечитайте написанное, исправьте ошибки, поставьте соответствующие знаки препинания и только потом отправляйте.

Пусть на это вам потребуется немного больше времени, зато вы научитесь грамотно писать. А если копнуть немного глубже, то так горячо любимые многими новомодные сокращения просто-напросто ухудшают культуру речи, снижают активность головного мозга, пагубно сказываются на внимательности, концентрации и развитии мышления вообще.

Способ восьмой – заниматься с репетитором

Репетиторство – один из лучших способов повышения грамотности по любому предмету, в том числе и по русскому языку. Грамотный репетитор всегда использует индивидуальный подход в обучении, учитывает особенности своего ученика и имеющиеся у него знания и навыки. Если что-то непонятно, он доходчиво это объяснит, поможет устранить пробелы и разобраться с трудностями. Помимо прочего, профессиональный специалист может существенно ускорить образовательный процесс.

Заметим, что нанимать репетитора можно в любом возрасте, и в этом нет ничего зазорного. Напротив, если вам помогает репетитор, значит, вы заинтересованы в получении новой информации, исправлении ошибок, своем образовании, в конце концов. По этой причине, если вам не хочется заниматься самообучением, смело нанимайте личного педагога и занимайтесь с ним.

Но все же отметим, что подобные занятия могут ударить вам по карману, ведь услуги квалифицированных преподавателей стоят недешево. А если заниматься с неквалифицированными специалистами, это может закончиться выброшенными на ветер деньгами. Впрочем, если вопрос затрат вас не сильно беспокоит, найти профи не составит большого труда.

Способ девятый – курс по русскому языку от 4BRAIN

Отдельно о нашем курсе по русскому языку. Если рассматривать разные способы изучения предмета, он занимает среди них далеко не последнее и даже не девятое (как в этой статье) место. Он составлен профессионально – при создании использовались лучшие педагогические материалы и опыт наших коллег. Да и к его подготовке мы подходили со всей серьезностью и желанием сделать действительно полезный концентрированный материал.

Курс включает в себя пробное тестирование, позволяющее определить проблемные места во владении русским языком, индивидуальный график обучения, позволяющий оптимально распределять время и нагрузку, множество ежедневных непродолжительных занятий и различные способы промежуточного контроля усвоения материала. Всего же программа позволяет достаточно хорошо подтянуть русский язык всего за три недели.

Рассчитан курс по русскому языку от 4BRAIN на людей от 10-12 лет, знакомых с основными правилами, но испытывающих определенные затруднения. Чтобы узнать о курсе более подробно и получить дополнительную информацию, перейдите по . Мы с радостью предложим вам полноценную и адаптивную программу обучения.

Способ десятый – прочие варианты

В заключение скажем несколько слов о других вариантах устранения проблем с русским языком. Среди них такие способы изучения и проверки знаний как разгадывание кроссвордов и сканвордов – это позволяет не только узнавать новые слова, но и запоминать их правописание. Также сюда относятся всевозможные тесты, ребусы, головоломки и анаграммы, развивающие когнитивные и интеллектуальные способности.

А если хочется совместить приятное с полезным, нужно смотреть больше документальных фильмов, выступления ораторов и публичных людей. Так вы сможете учиться правильно говорить, узнавать новые слова и подмечать ошибки, которые совершают другие.

Помните о том, что не имеет значения, какие способы изучения русского языка вам нравятся больше: репетитор и частные уроки, онлайн занятия, чтение или что-то еще, самое главное – работать над собой и стремиться к улучшению своих результатов. Желаем вам в этом деле успеха и непоколебимой мотивации!

Между нами говоря, любые упражнения, которые делаются систематически, приведут к результату. Чтобы научиться грамотно писат ь, можно купить книжку для подготовки к экзаменам (их сейчас много) и методично выполнять все задания из неё. Старый испытанный метод. Результат гарантирован. Вопрос лишь в том, что к книжкам не прилагается суровый надсмотрщик, который заставит вас напрягать мозг и делать трудные задания каждый день. Если это про вас, то воспользуйтесь нашими советами.

Мы рекомендуем выполнять каждый день три простых, но очень эффективных упражнения, которые займут у вас всего 10 минут. Но учить русский таким способом нужно обязательно каждый день. Упражнения настолько просты, что даже самый ленивый человек сможет выполнять их постоянно. Чтобы научиться грамотно писать по-русски , не обязательно зубрить правила, можно запоминать сами слова.


1. Спишите в тетрадь 8 - 12 фраз из сборника для списывания. Два файла со специально подобранными фразами выложены в нашей группе ВКонтакте . Для начала воспользуйтесь этой подборкой. Потом можно списывать словосочетания из сборников словарных диктантов. Это задание займёт у вас 2-3 минуты. Моторная память поможет запомнить, как пишутся сложные слова. Некоторые правила вы схватите интуитивно.


2. Возьмите свежую газету и проработайте одну полосу. Ваша задача - выделять маркером все слова, в которых вы могли бы допустить ошибку. Особое внимание уделяйте неологизмам. Если встретятся незнакомые слова, погуглите их и обязательно обратите внимание на правописание. Так вы приучите свой мозг обращать внимание на правописание слов в текстах, которые вам приходится читать. Если у вас нет больших проблем с техникой чтения, на это задание уйдёт минуты три.


3. Из этой же газеты или любого сборника диктантов, а лучше всего, конечно, из сборника текстов для орфографического чтения читайте что-нибудь в течение пяти минут. Читать надо орфографически, четко проговаривая слоги, вслух. Так вы приучите мозг читать, запоминая правописание. Когда этот процесс автоматизируется, в дальнейшем вы будете непроизвольно воспринимать все слова, которые вам встретятся, вместе с их правописанием. Подробнее . Чтобы понять, в каком темпе читать тексты, .

Грамотность в самом прямом понимании – это умение человека , правильно писать и строить свою речь в соответствии с правилами родного языка. Грамотность бывает врожденной и приобретенной.

Если вы пишете без ошибок, но при этом не можете воспроизвести ни одного правила русского языка и не читаете запоем классику – у вас врожденная грамотность. В ее основе – чувство языка на генетическом уровне.

Приобретенная грамотность – это результат саморазвития и самосовершенствования, неустанной работы над собой.

Путь к грамотности – лестница с множеством ступеней

В современном мире грамотность – это визитная карточка человека. При ее отсутствии нельзя устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу – HR-мененджеры отслеживают этот нюанс уже на стадии приема заявления или резюме. Замечено, что люди, обладающие правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек априори воспринимается как интеллектуально развитый, он более других уважаем. Но повышение грамотности – это дело далеко не одного дня. От вас потребуется терпение и настойчивость в этом благородном деле.

Методы повышения грамотности

Для начала определите, что является вашими «слабыми» сторонами и что вы хотели бы «подтянуть»: орфографию, пунктуацию, грамматику, искусство речи. Самоанализ должен быть объективным. Далее составьте для себя краткий план и двигайтесь к назначенной цели, используя следующие методы развития грамотности.

Первый метод – читайте классическую литературу. Пользу от чтения хороших книг трудно переоценить. Даже если вы в свое время прочитали всю литературу, предусмотренную школьной программой, есть еще много новых произведений, которые – поверьте – обязательно вас заинтересуют. Не исключено, что и некогда прочитанное вы осмыслите по-другому – благодаря приобретенному жизненному опыту. Читая, вы можете прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширится ваш словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.

Второй метод – вооружитесь словарями. Это может быть как книжный, так и электронный вариант. Если вы сомневаетесь, написать то или иное слово, или столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали – не поленитесь заглянуть в словарь. С течением времени вы будете нуждаться в нем все реже.

Третий метод – учите правила русского языка. Одного правила в день вполне достаточно.

Четвертый метод – слушайте аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Слуховая память вам не помешает.

Пятый метод – пишите диктанты. Начинайте с нетрудного текста, со временем увеличивая его сложность и объем.

Шестой метод – возьмите себе за правило писать правильно везде. Даже в социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова, передавая только их смысл («ваще», «как-нить»).

Седьмой метод – попробуйте сделать аудио- или видеозапись своей речи. Если вы послушаете себя со стороны, вам будет легче понять, в чем ошибки вашей речи.

Восьмой метод – развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь увлекаться кроссвордами и компьютерными играми, которые помогают развивать ваши интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие).

Девятый метод – запишитесь на курсы русского языка. Помощь профессионала еще никому не навредила.

Источники:

  • Не знаете, как повысить грамотность? Мы подскажем!

Научиться писать без ошибок довольно не просто, ведь русский язык считает самым сложным во всем мире. Вместе с тем, такие трудности в изучении открывает большие возможности применения разных приемов, украшают письменную и устную речь.

Первое с чего следует начать - это орфография. Любой , содержащий различные красочные метафоры с массой орфографических ошибок, будет смотреться несерьезно. Довольно часто встречаются люди, имеющие несколько высших образований, которые все же допускают ошибки в тексте. Как правило, причиной такого явления отсутствие своевременного изучения русского языка. Базой правильной письменной речи стало именно отсутствие орфографических ошибок.

Для того чтобы украшать вашу речь красивыми метафорами, следует очень много . Только чтение позволит вам бессознательно воспринимать и запоминать основные, а в будущем и специальные приемы в . Изучать можно все - периодические издания, газеты, журналы, современные и классические . В любом из них вы почерпнете именно то, что вам необходимо. И уже через некоторое время, вы заметите свой – понимаемый и грамотный язык.

Произношение вслух поможет вам научиться без ошибок. Это позволит значительно уменьшить орфографических ошибок. Таким образом, вы сможете контролировать логическую целостность всего текста.

Инструкция

Поставив себе цель научиться , не поленитесь заглянуть в книжный магазин и купить учебное по . Например, будет неплохо начать с книги, обобщающей все правила, которые в с 5 по 9 . В таком пособии будет собрано большинство самых основных правил морфологии, орфографии, синтаксиса, пунктуации и других разделов грамматики . Тщательно проработав такой учебник, вы решите для себя много вопросов правописания.

Если вы ежедневно проводите в Интернете час-другой, будет полезно всякий раз, когда возникает сомнение в написании того или иного слова или словосочетания, проверить себя на справочно-информационном портале портале «ГРАМОТА.РУ» по адресу www.gramota.ru . На главной странице вы сможете проверить слово сразу в нескольких словарях , а в разделе «Справка» задать ответ специалистам портала, или найти ранее заданный вопрос на интересующую вас тему.

Набирая текст в документах Word, в целом, можно ориентироваться на встроенную проверку орфографии и пунктуации, однако, следует знать, что офисный пакет Microsoft «знает» далеко не все русские слова и правила. Поэтому, проверяйте спорные слова и с помощью словарей или портала «ГРАМОТА.РУ».

Как только ребенок начинает учиться выводить свои первые буковки, педагоги в школе совместно с родителями хотят научить его писать без ошибок. Но не все дети одинаковые, и кому-то с легкостью дается правописание, а кто-то не может справиться даже с самыми простыми словами.

Инструкция

В первую очередь, не нужно ссылаться на то, что грамотность передается по наследству. Грамотность нужно развивать, а для этого необходимо очень постараться.

Видео по теме

Обратите внимание

Очень часто причиной неправильного правописания у детей служит страх совершить ошибку. В этом случае необходимо больше заниматься с ребенком, чтобы он чувствовал себя увереннее и не боялся ошибиться.

Полезный совет

При обучении ребенка правильно и грамотно писать рекомендуется советовать ему, проговаривать про себя то, что он хочет написать. В этом случае еще включается и слуховая память.

Несмотря на то, что для учащихся средних школ разработаны многочисленные методики обучения грамотной письменной речи, грамотность "хромает" порой у вполне прилежных учеников. Способность орфографически верно передавать слова на письме зависит, увы, не только от того, насколько добросовестно ученик подходит к учебному процессу. Впрочем, расстраиваться школьникам и их родителям не стоит - выход есть.

Вам понадобится

  • -подборка книг, способных заинтересовать школьника;
  • -полчаса свободного времени ежедневно, чтобы обсудить с ребенком прочитанное;
  • -возможность наблюдать за успехами ребенка в освоении грамотной письменной речи.

Инструкция

Подберите увлекательную детско-юношескую литературу, которая не показалась бы ребенку школьных лет скучной, и при этом была бы написана полноценным, богатым и разнообразным . Стоит, конечно, отталкиваться от того, каким образом выстраивает свою учебную политику преподаватель литературы, но место для небольшого объема "внеклассного" чтения в любом случае должно найтись. Наша цель - регулярность, небольшое количество неутомительного текста на каждый день.

Подготовьте ребенка к тому, что он будет ежедневно проводить какое-то время с книгой, причем не в добровольно-принудительном порядке, а наверняка по его собственной воле - ведь как отказаться от такого удовольствия? Постарайтесь вспомнить моменты из своей собственной биографии, когда чтение доставляло вам действительно настоящее наслаждение, и поделитесь воспоминаниями со школьником. Главное здесь - подготовить и создать благоприятные условия для ежедневного занимательного чтения, всё последующее окажется делом техники.

Постарайтесь с того самого момента, как ваш ребенок (племянник, ученик, - подопечный) начнет ежедневно иметь дело с небольшим количеством интересного печатного текста, постоянно вести наблюдение за его правописанием. Интересуйтесь текущими отметками по , знакомьтесь с его диктантами, проверенными и оцененными учителем. На основании этих данных и пытайтесь выводы о подвижках и той пользе, которую приносит небезразличному вам чтение.

Старайтесь экспериментировать над жанрами и стилями произведений, которые по вашему мнению должны увлекать ребенка. Хотя среднего школьного возраста рекомендован более или менее стандартный набор классических произведений литературы, вкусы вашего питомца могут оказаться просто непредсказуемы. Коль скоро речь у нас сейчас идет не об эстетическом воспитании, а о повышении уровня грамотности, то для достижения последней цели можно поступиться и некоторыми стереотипными педагогическими принципами. В любом случае, если ребенок будет регулярно проводить хоть какое-то время с книгой, ошибок в его тетрадях по должно меньше.

Видео по теме

Полезный совет

Ни в коем случае не навязывайте ребенку свои предпочтения в области художественной литературы - ваша цель сейчас просто расположить его к чтению, какого бы рода это чтение ни было.

Помните, что для развития зрительной памяти важна именно систематичность в чтении, то есть читать необходимо понемногу каждый день.

Связанная статья

Источники:

  • Орфографическая грамотность учащихся

Считается, что человека можно назвать грамотным в том случае, когда он знает все правила русского языка. Тем не менее, нередко люди, никогда не учившие правил, пишут без ошибок, а те, кто прилежно зубрил учебники русского языка в школе, оказываются неграмотными. Чтобы правильно писать, необходимо уделять внимание не только правилам, но и другим способам улучшения грамотности.

Инструкция

Пользуйтесь словарями и справочниками. Когда бы вам ни встретилось незнакомое или выражение, найдите его значение, поинтересуйтесь происхождением. Используйте новые как можно чаще. Но не увлекайтесь – большое количество напыщенных, сложных и непонятных выражений в речи не сделают вас . Цель пополнения словарного запаса – научиться точно подбирать наиболее подходящее к данному контексту слово. Точно слов, в которых вы не уверены, с помощью словарей. Обращайтесь к словарям , чтобы избегать повторов.

Каждый раз, когда вам нужно что-нибудь написать – тренируйтесь. Тщательно проверяйте и редактируйте написанное. Перечитывайте текст несколько раз, подумав о том, насколько точно и выражена мысль, будет ли она понятна читателю, как можно сформулировать то же значение более четко и кратко. Отсеивайте все лишнее из текста. Сверьтесь с правописанием сложных слов в словаре, обратитесь к правилам пунктуации, если не уверены в расстановке знаков . Все эти рекомендации применяйте не только к текстам, которые будут другие люди - электронные письма, смс- или высказывания на форумах, но и к своим записям в дневнике, ежедневнике, к пометкам и заданиям.

Читайте больше. В современной жизни человек уделяет мало внимания книгам, предпочитая массовой информации. Классическая художественная литература, научные труды и статьи в журналах и газетах помогут улучшить грамотность и обогатить словарный запас. Визуальная информация тренирует память, благодаря чему улучшается правописание.

Полезный совет

Если у вас нет словарей, пользуйтесь электронными версиями, которые можно найти в интернете.

Источники:

  • Как повысить грамотность речи

Грамотность письменной речи является своеобразной визитной карточкой человека. Если он пишет с многочисленными орфографическими и грамматическими ошибками, во многих случаях ему будет трудно претендовать на престижную высокооплачиваемую работу. Поэтому повышение грамотности письма для многих людей является достаточно актуальной задачей.

Инструкция

Знание правил является необходимым, но не единственным условием грамотной письменной речи. Грамотный человек может уже не помнить правил, которые он когда-то учил в – он просто знает, как именно надо писать. Чтобы добиться такой «врожденной» грамотности, надо читать качественную русскую литературу. Правильное построение фраз, написание слов классиками русской литературы должны отложиться в сознании, стать своеобразным шаблоном.

Замечательным образцом русской письменной речи творчество Константина Георгиевича Паустовского. Если в вашей домашней библиотеке нет его книг, скачайте их электронные версии в одной из сетевых библиотек.

Читая книги Паустовского, прислушивайтесь к звучанию речи классика. К ее певучести, мелодичности, ритмике. Правильная письменная речь стихам – должна литься гладко, плавно, с паузами в нужных местах, подчеркивающими ее ритм. Правильная ритмика текста является основой грамотной письменной речи.

Начните овладевать правильной ритмикой с написания простых фраз из нескольких слов, затем объединяйте эти фразы. Например: «Стоял погожий день. Легкий ветерок доносил запах цветущей акации». Сначала объедините эти фразы без запятой (это неправильно): «Стоял погожий весенний день легкий ветерок доносил запах цветущей акации». Согласно правилам, надо разделить запятой, так как в каждом из них есть подлежащее и . Но если вы просто прислушаетесь к ритмике фразы, то уловите паузу в том месте, где должна быть . Научившись чувствовать ритмику фраз, вы сможете правильно расставлять знаки пунктуации, не задумываясь о правилах.

Чтобы овладеть ритмикой, слушайте аудиокниги. Прислушивайтесь к тому, как чтец произносит фразы, в каких местах он делает пунктуационные паузы. Когда будете писать свои тексты, вслушивайтесь в их звучание и ставьте в логически вытекающих из ритмики звучания местах.

Используйте программы-тренажеры, позволяющие повысить письменной речи, их можно найти в интернете. Такие программы позволяют проверять различные аспекты грамотности, есть возможность выбирать сложности. Поработав с подобными программами, вы сможете значительно улучшить качество письменной речи.

Есть дети, которые с самого начала обучения письму практически не делают ошибок. Учителя их хвалят, а родители менее грамотных одноклассников ставят в пример своим детям и надеются, что и их ребенок научится писать столь же хорошо и правильно, как отличница Таня. Между тем одного только примера соседки по парте здесь недостаточно. Развить языковое чутье у ребенка можно, но для этого понадобится комплекс мер.

Вам понадобится

  • - книги;
  • - компьютер с текстовым редактором;
  • - аккаунт в социальной сети;
  • - «Эрудит» и другие игры с буквами;
  • - сборник подвижных игр на внимание;
  • - настольно-печатные игры;
  • - преподаватель иностранного языка.

Инструкция

Развивайте фонематический слух ребенка . Если вы до школы не составляли звуковые модели слов - самое время этим заняться. Объясните ему, какие существуют звуки и как они обозначаются на письме. Не все слова пишутся так, как слышатся, и ребенок должен усвоить эту разницу.

Если нарушений речи нет, но присутствует явная невнимательность, постарайтесь избавить своего от этого недостатка. Есть немало игр на внимание, и проводить их можно в любое время, в том числе на прогулке. Подберите такие, в ходе которых каждый участник должен будет четко выполнять задание. Это могут быть классики, когда надо строго соблюдать последовательность движений, упражнения со скакалкой, с мячом. Не пренебрегайте словесными и настольно-печатными играми, когда нужно точно сосчитать, например, количество шагов или назвать город на ту букву, на которую название предыдущего. Вам могут оказать большую помощь покупные или самодельные игры с буквами, вроде «Составь слово» или «Эрудит». Ребенку понятна задача, и он невольно будет стремиться составлять слова правильно.

Постарайтесь приобщить ребенка к чтению. Не все дети любят книги, однако в этой ситуации вас может очень выручить компьютер или устройство для чтения электронных книг. Многие современные дети более охотно воспринимают текст с экрана, нежели с бумажных страниц. Тем более что нужное произведение очень часто можно найти в интернете скорее, чем в библиотеке. Если соблюдать правила гигиены, то никакого вреда зрению ребенка компьютер не нанесет.

Свои мысли, хронику событий или описание чего-либо. Старайтесь знать вводить читателя в курс дела, отвечать на вопрос: о чем рассказывается в статье. Заключение же подводит итог тому, что было изложено в статье.

Игры в слова

Чтобы время в очереди, дороге или в процессе любого другого ожидания не пропадало зря, а проходило максимально интересно и полезно, можно играть в слова. Это могут быть рифмы, игры в города, просьба называть слова, начинающиеся с определенных слогов, или составлять предложения, в которых каждое слово начинается на определенную букву алфавита.

Кроссворды

Во многих детских журналах имеются разнообразные кроссворды для детей разных возрастов. Не нужно ими пренебрегать, поскольку кроссворды отлично тренируют мозг и помогают делать речь грамотной.

Общение с родителями

Дети учатся говорить с помощью родителей, поэтому родительская речь должна всегда быть максимально грамотной. Если ребенок допускает ошибки, нужно его поправлять ответным предложением.

Игры в слова на бумаге

Новые слова и правила должны запоминаться не только на слух, но и визуально. Для этого лучше всего подходят словесные игры с помощью букв, написанных или напечатанных на бумаге. Например, виселица, «Поле чудес», составление коротких слов из одного большого, змейка – написание длинной цепочки слов, каждое слово из которой будет начинаться на последнюю букву предыдущего.

Постеры и плакаты на стене

Во время обучения чтению ребенок регулярно должен обращать внимание на буквы, чтобы они лучше запоминались. А вместе с буквами будут запоминаться и новые слова, что приведет к увеличению словарного запаса. На стенах можно развесить различные постеры и плакаты, на которых имеются изображения и подписи к ним. Темы могут быть самыми разными – от цветов и животных до видов транспорта и геометрических фирм. Такие плакаты станут идеальным помощником для соотношения визуального образа с тем, слово.

Словари

У каждого ребенка должен быть орфографический словарь. Помимо профессиональных нужно составить свой собственный словарик, в котором будут записаны самые сложные слова, чаще всего вызывающие трудности. Как только накопится несколько слов (5-10-15), можно составлять из них кроссворды, писать короткие диктанты, играть в «найди ошибку».


Родители должны помнить, что подобные упражнения с ребенком должны проходить в виде игр в благоприятной обстановке, а не превращаться в тягостное и нелюбимое занятие, отбивающее желание учиться.

Существует целый ряд способов овладения грамотностью. В их число входят работа со словарями, заучивание основных правил русского языка, которые, в общем-то, содержатся и в школьных учебниках, написание диктантов, чтение художественных произведений и др. Очень полезно будет использовать несколько способов. И главное здесь – систематичность и целеустремленность.

Работа со словарями

В домашней библиотеке необходимо иметь хотя бы один толковый и орфографический словари. Наиболее популярными и полезными являются толковые словари под редакцией Ушакова и Ожегова. Ежедневно нужно просматривать и запоминать написание и значение не менее пяти-шести слов. Следует обращать особое внимание на постановку ударения. Это позволит не только безошибочно записывать новые слова, но и правильно произносить их, а также значительно расширит словарный запас. Даже если вы считаете, что у вас достаточно богатый лексикон, всегда найдутся интересные и незнакомые слова, так как язык постоянно развивается, пополняется новой лексикой, какие-то слова становятся архаичными, уходят из повседневной речи, употребляясь лишь в .

Правила русского языка

Не лишним будет и вспомнить изученные в русского языка. Их достаточно много. Наличие такого множества правил связано прежде всего с языковыми реформами, со становлением языка на фундаменте существовавших ранее диалектов. Эти явления и породили исключения из этих правил, которые также не стоит упускать из виду. Тем более, что почти к каждому правилу есть исключение. В этом отношении русский язык довольно сложен в изучении для иностранцев.

Домашние диктанты

Ежедневное записывание под диктовку текстов через определенное время, несомненно, даст свои результаты. Это проверенный годами метод запоминания написания незнакомых доселе слов, постановки знаков препинания, построения предложений. Он используется испокон веков. Однако наибольших успехов в этом достигают те, у кого более развита память, связанная с моторикой и звуковым восприятием. Здесь большую роль играет систематичность. По полчаса занятий в день вполне достаточно, чтобы уже через пару месяцев начать писать более грамотно.

Чтение литературы

Не менее полезным в данном деле будет и чтение художественной литературы. Предпочтительной является классика, так как именно там перед вами откроется вся красота и великолепие русского языка. Всевозможные метафоры, аллегории и другие художественные приемы, используемые авторами, делают язык особенным и неповторимым. Где еще можно встретить такое обилие лексики! Именно в литературе встречаются все возможные способы построения предложений, влияние эмоций на постановку знаков препинания. При этом чтение должно стать хорошей привычкой.

Видео по теме

Совет 18: Как самостоятельно улучшить грамотность письма

С ростом доступности интернета расширяются возможности общения в этой действительно всемирной сети. Так здорово общаться с разными людьми, узнавать что-то новое, вести бизнес. Однако, при этом очень важно вести переписку грамотно. Как самостоятельно повысить уровень своей грамотности, расширить словарный запас?

Даже если вы плохо учились в школе и по русскому языку в аттестате имеете слабую "3" (что, чаще всего, соответстует объективной оценке "2"), будучи взрослым человеком можно значительно подтянуть грамотность письма, научится выражать свои мысли оригинально, интересно.

Читайте!

Начните с произведенй великих писателей - учитесь у них, ищите оригинальные выражения, редкие слова. Заставьте себя прочитывать хотя бы по рассказу (небольшой повести или главе романа) в день. Если вы не знаете значения некоторых слов, обязательно ищите их в толковом словаре.


Полезный совет: человек, который много читает, достаточно быстро начинает писать грамотнее, однако, чтобы еще ускорить этот процесс, длинные и сложные слова прочитывайте несколько раз, медленно, желательно вслух.


Хочу обратить внимание читателя на следующую проблему: в книгах, изданных после 2000 года, ошибок намного больше, нежели в советских. Постарайтесь выбирать книги, изданные до 1980-90 г.г.

Пишите!

Разумеется, научится писать грамотно без тренировки не получится. Разделите "писательство" на несколько этапов. Начните с текстов, затем начните устраивать себе диктанты (попросите помощи у родственников, знакомых или пишите с аудиозаписей книг). После того, как в текстах количество допускаемых ошибок значительно сократится, переходите к изложениям (обращайте внимание не только на грамотность, но и на логику изложения информации, художественные достоинства вашего текста). Помните, что сложность текстов, с которыми вы работаете, должна постепенно расти.


Полезный совет: идеальный вариант на этапе письменных тренировок - найти помощника, который вам составит компанию, будет диктовать, проверять ваши тексты. Небесполезна и обратная ситуация - проверка чужого диктанта, изложения.


После тренировки на чужих текстах, переходите на создание своих. Начните, к примеру, вести дневник, писать

Проблема глубоких и прочных знаний учащихся всегда актуальна для школы. Успешное решение ее определяет, в частности, уровень орфографической подготовки школьников. Однако не секрет, что снижение уровня речевой культуры нашего общества негативно сказывается на качестве письма учащихся. Поэтому повышение орфографической грамотности - одна из главных задач, стоящих перед учителями - словесниками.

Что делать, если время идёт, а ребёнок продолжает ошибаться в хорошо знакомых словах, хотя правила давно выучены наизусть, написаны десятки диктантов и сделаны все упражнения из школьного учебника?

Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

Главной целью современного образования определяется - достижение учащимся уровня, достаточного для обеспечения его самореализации и гарантирующего прогресс в развитии и поступательное движение современного общества.

Реализация данной цели возможна через решение трех основных задач:

- достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие его личности и возможность продолжения образования, в том числе и путем самообразования.

Формирование у каждого учащегося опыта творческой, социально значимой деятельности в реализации своих способностей.

Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия, основанных на гуманистических отношениях.

Под уровнем образования (образованности) понимается - качество личности, которое определяется способностью решать задачи познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт.

Основой любого уровня образованности является, прежде всего - ГРАМОТНОСТЬ. В данном случае:

грамотность - уровень образованности, характеризующийся способностью использовать основные способы познавательной деятельности, через восприятие и текстовую передачу лингвистической информации.

Грамотное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

К сожалению, не все учителя осознают смысл этого. Поэтому наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографического навыка. Орфографический навык - это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

1) навык письма;

2) умение анализировать слово с фонетической стороны;

3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;

4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

Еще в первые годы работы в школе на индивидуальных консультациях я рекомендовала ребятам и вдумчивое ежедневное чтение вслух, и переписывание абзацев с последующей самопроверкой. Не отказываюсь от этих форм индивидуальной работы и сейчас. На первых этапах работы в 5 классе много внимания уделяю игровым, занимательным формам работы. Необходимо пробудить интерес и веру в свои силы в каждом ученике. Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть пятиклассники, является умение обосновать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. От игр со словами постепенно перехожу к графическому обозначению орфограмм. Помогают формировать этот навык различные виды работ: орфографи-ческий, словарный, объяснительный, выборочный, распределительный диктанты, использование сигнальных карточек, дидактических игр, алгоритмов и т.д.

Существует великое множество таблиц - сводных правил, справочных материалов, всевозможных "подсказок", различных пособий по русскому языку. Но как ученику сориентироваться в них? Как научить каждого школьника безошибочно применять правила русского языка? В последние годы в практику работы учителя прочно входят алгоритмы. Как правило, в 5-й класс приходят ученики с разным уровнем подготовки по всем предметам, и в частности, по русскому языку. Моя задача - подтянуть отстающих и дать импульс для повышения уровня грамотности тем учащимся, кто видит себя в будущем человеком высокого социального статуса. Существенно повысить уровень грамотности ребят, стремящихся к этому, помогают алгоритмы.

Что же такое алгоритм? В Советском Энциклопедическом Словаре читаем: "Алгоритм - способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными". Говоря проще, алгоритм на уроке русского языка - это способ действия (развёрнутое предписание, схема), указывающий, что и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или иное правило. Например, часто сталкиваешься с неумением учеников определять склонение существительного и спряжение глагола. Очень хорошо выручают алгоритмы.

Есть совсем простенькие алгоритмы, включающие в себя 1 - 2 шага, но и они дисциплинируют работу мысли ученика. Например, многие школьники не сразу усваивают, как определить, сложное или простое предложение им дано. Помогает алгоритм

Есть алгоритмы, в которых содержится по 3 - 4 "шага", позволяющих добраться до решения данной задачи. Кому-то, возможно, это покажется слишком громоздким, но результат применения таких алгоритмов превосходит все ожидания: ошибки практически полностью исчезают.

Как вводить алгоритм на уроке? Конечно, после знакомства с правилом. Первый способ: дать готовый алгоритм целиком. Второй способ: постепенно, шаг за шагом. Третий способ: путём наводящих вопросов вывести учеников на составление алгоритма. Я предпочитаю последний, поскольку он позволяет развивать логическое мышление, заставляет ученика думать, а не получать готовый продукт деятельности учителя.

После введения алгоритма необходимо закрепление на многократном повторении действий. Здесь всё зависит от фантазии учителя, от приёмов его работы над закреплением темы. Вначале, конечно, устная работа (фронтальная и индивидуальная), затем письменные упражнения (комментирование, выборочный диктант, выборочно-распределительная работа и т.д.).

Чтобы писать без ошибок,

  • читай по слогам;
  • найди орфограмму;
  • объясни выбор букв;
  • ошибки исправь

Важно, чтобы ученики научились совершать логические операции, предложенные алгоритмом, чтобы видели в слове или предложении то место, где нужно применить правило. Как же добиться того, чтобы орфограмма была увидена и не спутана с другой?

Учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

1.определить место, где возникла орфографическая задача;

2.к какой группе правил относится данная орфограмма;

3.в какой части слова находится орфограмма;

4.установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

5.определить в слове ударение;

6.определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;

7.написать слово в соответствии с правилом.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.

Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить.

"Подбери буквы": Красивы русские л:са! Л:са пошла по пушистому снегу. Докажите, почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Применяю в своей деятельности различные письменные работы:

Выборочное списывание;

Зрительный диктант;

Диктант "Угадай словечко" - учитель дает толкование, дети записывают само слово (Часто такие диктанты составляют сами учащиеся.);

- "немой" диктант - учитель показывает рисунок, ученики записывают слово;

Лексический диктант - диктуемым словам дети должны дать толкование;

Диктант "Для друга" (словарный диктант из 15-20 слов, подготовленный учащимися на определенную тему,) помогает выявить сомневающихся в написании той или иной орфограммы, сигнал учителю о том, что над этой орфограммой нужно продолжить работать;

Задание "Объясни разницу" - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (это помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванных незнанием их точного значения);

Составление словосочетаний и предложений.

Следующий этап словарной работы - диагностический словарный диктант. В результате такой работы выявляются слова, наиболее трудные для учеников. Над ними работаем в течение последующих уроков. И лишь после этого дается контрольный словарный диктант.

Как правило, систематическая работа дает положительные результаты: увеличивается количество хороших и отличных оценок, значительно меньше двоек.

Систематическая, тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа не только вырабатывает орфографическую зоркость, грамотность, но и расширяет словарный запас учащихся, развивает речь, а также дисциплинирует детей, способствуя устойчивости внимания. И как следствие - уважение к родному языку, повышение интереса к предмету.

При выполнении диктанта, в процессе письма, разрешаю подчёркивать сомнительные буквы.

Очень любят ребята игру "Найди лишнее слово". Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока.

Чтобы правильно написать слово, ученик должен распознать "грамматическую природу орфограммы и подвести ее под соответствующее правило". Большинство буквенных орфограмм имеет опознавательные признаки (буквы о-ё после шипящих в корне слова, -н- и -нн- в именах прилагательных, правописание приставок на з, с и мн. др.). У слов с корневой безударной гласной таких явных признаков нет. Поэтому около 30% учащихся не умеют вычленять слова с безударной гласной в корне из ряда слов. Причина столь низкого уровня сформированности навыка видения этой орфограммы заключается, вероятно, в том, учащиеся зрительно не ощущают корня, выделяют его "в уже написанном слове" и "выделяют его формально" (М. М. Разумовская), не связывают этот корень с его вещественным значением. И при подборе проверочных слов обращают внимание лишь на внешнюю похожесть проверяемого и проверочного слова, не учитывая главного: нужно выделять корень, опираясь на его значение.

Поэтому основным в процессе закрепления правописания проверяемых гласных в корне должно стать формирование двух умений: 1) видение названной орфограммы и 2) опора на семантику.

Рекомендую пользоваться простым приемом, при использовании которого в процессе проверки орфограммы происходит активное пополнение словаря школьников. Это привлечение максимального количества проверочных слов либо однокоренных слов, среди которых затем отбираются те, которые пригодны для проверки орфограммы. Обычно учитель удовлетворяется тем, что ребенок верно назвал одно проверочное слово. Например: садовый - сад. Если же он обратится к классу с просьбой привести другие проверочные слова (кто больше?), то собирается целое гнездо однокоренной лексики: садик, посадки, усадьба, приусадебный и т. д. При этом привлекаются родственные слова, осознаются смысловые связи между ними, при необходимости толкуются значения некоторых из них с опорой на однокоренные слова. Постоянное применение этого доступного и эффективного приема формирует у школьников привычку оперировать однокоренной лексикой, воспитывает языковое чутье, развивает мышление, активизирует познавательную деятельность, помогает включить каждого ребенка в коллективную работу. Такой подход вносит в учебный процесс элементы творчества, создает мотивацию (Вот для чего мы учились толковать слова, разбирать их по составу!).

Одной из существенных причин низкого уровня орфографической грамотности является то, что наши дети перестали читать. Чтение развивает интеллект, речь, обогащает лексический запас, грамматический строй речи, что немаловажно для грамотного письма. В процессе чтения срабатывает зрительное запоминание языковых единиц, а это играет огромную роль для становления орфографического навыка. Значит, задача учителей и родителей - привить младшим школьникам любовь к книге, сформировать у них потребность читать для собственного удовольствия, а не по принуждению. Это, на мой взгляд, - еще один из путей решения проблемы повышения уровня грамотности учащихся.

Проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. И наибольшее внимание здесь должно быть уделено правописанию проверяемых безударных гласных в корне и словам с непроверяемыми орфограммами, так как именно эти написания дают, по данным М. М. Разумовской, высокий (30 - 50% от общего числа) процент ошибок даже в старших классах.

Использование методов и форм, описанных в этой работе, позволяет сократить число ошибок в словах с указанными орфограммами, и, следовательно, повысить орфографическую грамотность учащихся.

Конечно, работа не завершена и требует дальнейшей доработки, но формы и методы, описанные в ней, не только повышают грамотность, но и развивают речь учащихся, расширяют их кругозор, пробуждают интерес к предмету. Думаю, что эта работа может быть полезна начинающим учителям.