Болезни Военный билет Призыв

Как помочь ребенку освоить понятие «предложение»

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов.

Русский язык, 8 класс

1. Выпишите слова с мягкими согласными звуками на конце.

Кирпич, упряжь, дрожь, груш, линюч, колюч, с крыш, неуклюж, мелочь, хорош.

2. Расставьте ударения в словах.

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, договоры, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

3. Выделите морфемы в словах.

Эпиграф, энциклопедия, энциклопедический, электрический, электричество, эгоизм, эгоистический, внимательный, внимание, эстетический.

4. Какие слова русского языка объединены корнем?

Мк- // -мок- // -моч- // -мык- // -мыч- .

5. Определите способ образования слов.

Пригород, снегопад, городишко, верблюжонок, пол-яблока, полуостров.

6. Как, не изменяя, можно перевести глаголы изъявительного наклонения в повелительное? Приведите примеры.

7. Измените предложения так, чтобы выделенные слова стали предлогами. Слова какой части речи выделены?

1) Впереди были спортсмены-лыжники.

2) Штормовое море бушевало вокруг.

3) Посредине стоит памятник поэту.

4) Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне.

8. Подберите синонимы к слову легкий, учитывая лексическое значение прилагательного.

9. Замените данные ниже словосочетания фразеологизмами.

Очень быстро (бежать), очень тесно, очень темно, очень мало.

10. Запишите известные вам пословицы о труде.

11. Исправьте ошибку в следующем примере. Укажите причину неправильного построения предложения.

Задача была решена неверно благодаря арифметической ошибке.

12. Прочитайте предложения. Объясните постановку тире.

1) Скупость не глупость.

2) Первая пороша – не санный путь.

3) Чай пить – не дрова рубить.

Ключи

1. Кирпич, линюч, колюч, мелочь.

2. Сре́дства, углуби́ть, ша́рфы, щеко́тно, много директоро́в, догово́ры, досу́г, до́чиста, наме́рение, обеспе́чение.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

3. Эпиграф (все слово является корнем), энциклопед-и-я энциклопед-ическ-ий, электр-ич-еск-ий, электр-ич-еств-о, эго-изм, эго-ист-ическ-ий, вним-а-тельн-ый, вним-а-ни-е, эстет-ич-еск-ий.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

4. Учитывая исторический морфемный состав слова, данным корнем можно объединить следующие слова: замкнуть, замкнутый, отомкнуть, замок, замочек, замыкание, замыкать, отмычка.

5. Пригород ← город (приставочный способ),

снегопад ← снег, падает (сложение с соединительной гласной),

городишко ← город (суффиксальный способ),

верблюжонок ← верблюд (суффиксальный способ),

пол-яблока ← половина яблока (сложение),

полуостров (сложение).

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.

6. Глаголы II спряжения изъявительного и повелительного наклонения во множественном числе пишутся одинаково: хвалите,носите, купите, возите и др. Отличаются они морфемным соста-

вом и ударением. Если переставить ударение, можно перевести глагол из изъявительного наклонения в повелительное. Например: хва́лите, но́сите, во́зите, про́сите, ку́пите, но: хвали́те, носи́те, вози́те, проси́те, купи́те.

Оценка: 0,5 балла.

7. 1) Впереди были спортсмены-лыжники (нареч.). – Впереди нас были спортсмены-лыжники (производный предлог).

2) Штормовое море бушевало вокруг (нареч.). – Вокруг острова бушевало штормовое море (производный предлог).

3) Посредине стоит памятник поэту (нареч.). – Посредине площади стоит памятник поэту (производный предлог).

4) Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне (нареч.). – Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне праздника (производный предлог).

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение. Максимальнаяоценка 2 балла.

8. Легкий ветер – слабый, небольшой, незначительный.

Легкая задача – нетрудная, несложная, простая, доступная.

Легкий характер – хороший, покладистый, уживчивый, сговорчивый, податливый, мягкий, уступчивый.

Оценка: по 0,2 балла за каждый синоним.

9. Очень быстро (бежать) – сломя голову, очень тесно – как сельди в бочке , очень темно – хоть глаз выколи, очень мало – кот наплакал.

Оценка: по 0,5 балла за каждый фразеологизм.

10. Без труда не вынешь и рыбки из пруда. Не трудиться – так и хлеба не добиться. Где труд, там и счастье. Воля и труд все перетрут. Слаще всех плодов – плод труда. Кто не работает, тот не ест.

Без волненья, без заботы не жди радости от работы. Не спеши языком, торопись делом. Не за свое дело не берись, а за своим не ленись. От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.

Оценка: по 0,5 балла за каждую пословицу.

11. Задача была решена неверно из-за арифметической ошибки.

Неверное употребление производного предлога послужило причиной неудачного построения предложения.

Оценка: 0,5 балла.

12. Скупостьне глупость . В предложении частица не стоит перед именной частью сказуемого, выраженного существительным в именительном падеже, поэтому между главными членами

тире не ставится.

Первая пороша – не санный путь. Правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым на это предложение не распространяется. Частица не не относится к сказуемому, выраженному

существительным.

Чай пить – не дрова рубить. На это предложение правило тоже не распространяется, так как частица не относится к сказуемому, выраженному инфинитивом.

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 24,1.


1. Have, a toothache, we, when, to, we, go, the, dentist.

2. Heart, our, he, examines.

3. Gives, a, doctor, us, prescription.

Tennis is another favourite (1)______ of the Englishmen. People all over the world know (2)_______ which is the center of lawn (3)______. It is the oldest tennis (4)________ in the world considered by many people to be the most prestigious. It takes place over two weeks in late June and early July. Wimbledon is known for its traditions - strict white dress code for competitors, the absence of sponsor advertising around the courts and some others. Every tennis (5)________ dreams of taking part at this tournament.

Wimbledon, player, sport, tournament, tennis

Задание 4. Английский друг попросил тебя рассказать о твоей матери, напиши небольшой рассказ о ней. В твоем рассказе должна содержаться следующая информация: his (her) name, age, hobby, work, personal characteristics, home duties, likes. Каждое предложение оценивается в 1 балл. Максимальное количество 7 баллов.

Задание 5. Подбери к слову перевод. Каждое соответствие оценивается в 1 балл. Максимальное количество 6 баллов.

1. irresistible a) покладистый

2. aggressive b) добросердечный

3. good-hearted c) симпатичный

4. intelligent d) неотразимый

5. easy-going e)агрессивный

6. charming f) умный

Задание 6. Переведи русские слова и словосочетания на английский язык. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество 3 балла.

1. My grandparents have a (1) _________(маленький дом).

2. I enjoy spending my (2)________(выходные и праздники) there.

3. It is very relaxing to walk alone (3)_________ (сельская дорога).

Задание 7. Выпишите из текста 6 глаголов в прошедшем времени и определите их начальную форму. Каждый ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество 6 баллов.

I watched a long film on TV last night, and it was very late when I went to bed. I read a book in bed because I couldn"t go to sleep. I fell asleep at about two o"clock at night but I woke up suddenly at three because I heard a loud noise in the kitchen. I walked downstairs, opened the kitchen door and I saw - our cat! I shouted at it, and it ran away through the open kitchen window.

Задание 8 . Подбери к слову его описание. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

(a) Princess Diana is… 1) the medical service in Russia.

2) the area outside of the city.

3) the first and famous tennis tournament.

4) the first wife of Prince Charles



Задание 9. Прочитайте текст, ответьте на вопросы. Используйте краткие ответы Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество 3 балла.

Living in the City.

Living in the city has both advantages and disadvantages. From one hand, it is always easier to find a good job or to visit interesting places and exhibitions. There is also a good choice of public transport. From the other hand, the noise and pollution level in big cities is really high. As for me, I quickly become tired of it. I live in Krasnodar with my family. It’s the biggest city in Krasnodar region and its capital. It is also the cultural, political and social center of the region. I should say that the city is really beautiful and many people from smaller towns and villages come to work and study here. What they like about the city is that there are lots of interesting things to do and places to see. They also like job and study opportunities. There are lots of good universities and large companies in Krasnodar. There are also many ways to spend the weekends, for example, visiting a museum, going to the cinema or theatre, shopping, eating in good restaurants, going to concerts, etc. If people want to relax they go to parks for a walk or to read a book. In general, the city offers various opportunities and you never get bored. However, there are some disadvantages as well. Sometimes it’s difficult to find a cheap apartment, so living in a city becomes very expensive. The roads are full of cars which pollute the air and the traffic is really heavy on weekdays. Public transport is also over-crowded. That’s why many people leave the city at weekends. They try to relax in the countryside, where the air is much fresher and there isn’t any noise from cars. We also go away each Saturday and Sunday to visit my grandparents.

1) What is the capital of Krasnodar region?

2) What is really heavy on weekends?

3) What do you can visit in the city?

Контрольная работа №3

ВАРИАНТ 2

Задание 1. Составь мини диалог

Прочитай фразы. Подбери к каждой фразе подходящую ответную реплику. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество 4 балла.

(a) - Oh, yes, most lovely. There isn"t a cloud in the sky and the sun is shining brightly.

(c) - I can"t stand cold weather either.

(d) - It wouldn"t be very nice.

Задание 2. Составь предложения из предложенных слов. Каждое предложение оценивается в 1 балл. Максимальное количество 3 балла.

1. Stomachache, a, we, have, when, the, doctor, call, we.

2. Lungs, he, our, examines.

3. Teeth, the, our, examines, dentist.

Задание 3. Выбери подходящее по смыслу слово. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество 5 баллов.

Golf is a (1)_____ of business community. In Great Britain it is very common to establish good business relations playing golf. The equipment for this game is quite expensive as well as the entrance to a prestigious golf (2)______, so not everyone can afford it. Golf is a (3)______ and golf stick game (4)____ on a natural (5)______. In this game one has to knock a ball into a hole.

Club, played, field, game, ball

Задание 4. Английский друг попросил тебя рассказать о твоём брате или сестре, напиши небольшой рассказ о нем (о ней). В твоем рассказе должна содержаться следующая информация: his (her) name, age, hobby, work, personal characteristics, home duties, likes. Каждое предложение оценивается в 1 балл. Максимальное количество 7 баллов.

Порядок слов в английском повествовательном предложении … 4

Имя существительное ……………………………………………… 5

Артикль ……………………………………………………............... 6

Местоимение ……………………………………………………….. 7

Some, any, no …………………………………………....................... 8

Many, much, few, little ……………………………………………… 9

Прилагательное ……………………………………………………. 10

Числительное ………………………………………………………..12

Предлоги ……………………………………………………………..12

“to be” ………………………………………………………………...14

‘There+be’ ……………….……………………………………………15

“to be, to do, to have” …………………………………………………15

“have/have got” ……………………………………………………….17

Времена глагола в активном залоге ………………………………...18

Времена глагола в пассивном залоге ……………………………… 26

Модальные глаголы и их эквиваленты ……………………………. 28

Типы вопросительных предложений ……………………………… 32

Причастие …………………………………………………………… 33

Причастные обороты ……………………………………………….. 35

Герундий. Герундиальный оборот ………………………………… 36

Инфинитив. Инфинитивные обороты …………………………….. 37

Согласование времен ……………………………………………….. 39

Прямая и непрямая речь ……………………………………………. 40

Условные предложения ……………………………………………. 42

STOP & CHECK YOURSELF………………………………………. 44

К таблице 1:Порядок слов в английском повествовательном предложении

Задание 1.

    Is, a, table, book, on, there, the. 2

    Library, very, is, good, our.

    Are 35, pupils, class, our, in, there.

    Like, I, read, to, books.

    She, to, goes, Pete, with, school.

    Study, in, we, winter.

    In, room, is, there, telephone, my, a.

    Visit, uncle, to, went, to, his, Pavel, Moscow.

    They, with, play, Saturday, every, basket ball, friends, their?

    He, fond, always, English, he, because, is, well, language, of, this, knows.

    Datum, blackboard, was, this, on, formula, the, of, there, this.

Задание 2. Составьте предложения из следующих слов, соблюдая порядок слов в английском предложении.

    Usually, it, me, to get, takes, my, an hour, to, office.

    There, any, are, on, the blackboard, figures.

    A picture, there, over, the bookcase, is?

    Countries, the, metric system, European, use, most, now.

    This, the, to, have, no, I, to, time, gym, go, afternoon.

    Winning, players, a lot of, among, team, has, of, friends, he.

    Farmers, club, built, last, students, new, for, year, collective.

    See, cinema, time, to, go, I, new, the, have, when, free, the, the, film, to, I.

    There, are, United, situated, the, Atlantic, States, the Pacific, between, Oceans, and.

    Will, a, be, laboratory, in, there, this, next, room, year.

    Had, our, finished, we, experiment?

    Are of, full, news, newspapers, our, interesting, USA, about, the.

Задание 3. Составьте предложения из следующих слов, соблюдая порядок слов в английском предложении.

    In winter, study, we, and, in summer, rest.

    A library, we, at, have, very, school, good, our.

    Many, factories, are, at, there, town, our.

    Friend, Donetsk, studies, my, at, University, the, in.

    Is, for, friend, this, letter, your, I, which, received, yesterday.

    To, Victor, four, wrote, days, a, his, letter, ago, friend.

    See, often, we, library, them, our, at, local.

    Morning, at, o’clock, in, usually, up, woke, the, six.

9. Group, will, students, the, of, go, State, to, Museum, tomorrow, History, the.

10. The, is, the best, famous, one, museums, world, the, in, British, of, museum.

Задание 1. Составьте предложения из следующих слов в соответствии с порядком слов в английском предложении. Переведите предложения на русский язык. 1. exams, for, my, marks, I, entrance, got, excellent. 2. part, the, life, any, in, an important, plays, country, higher, education, of. 3. questions, the, asked, many, students, lecturer Задание 2. Заполните пропуски предлогами in, at, on, into, under, near, to. Переведите предложения на русский язык. 1. I usually walk…University. 2. … June they will be taking their exams for the whole month. 3. New methods of research are used…our lab. Задание 3. Выберите соответствующие местоимения и переведите предложения на русский язык. 1. Victor gave Peter and (I, me) a book and we went to the reading-room with (he, him) and his friend. 14 2. Will you help me to sort out the things? I cannot tell which are (your, yours) and which are (our, ours). 3. They know all about my friend and (I, me). Задание 4. Заполните пропуски глаголами to be, to have соответствующем времени. Переведите предложения на русский язык. 1. We … two lectures tomorrow. 2. There … many students at the lecture yesterday. 3. He … a second – year students next year. Задание 5. Напишите предложения в вопросительной и отрицательной форме. Переведите предложения на русский язык. 1. The academic year in this country’s higher schools begins on the 1st of September. 2. Our students will have industrial training next summer. 3. Our University has several buildings, old and new ones. Задание 6. Поставьте следующие предложения в Present, Past или Future Indefinite. Переведите предложения на русский язык. 1. In six years we (become) engineers. 2. Our education (combine) theory with practical training. 3. Many great men (to study) at Cambridge University. Задание 7. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. When was Moscow University founded? 2. Why does it rank among the top universities of the world? MOSCOW LOMONOSOV UNIVERSITY 1. Moscow Lomonosov University is the largest university of Russia. When it was founded in 1755 it was the University of Moscow with three faculties. Today with 21 faculties and over 30,000 students, Moscow Lomonosov University ranks among the top universities of the world. There are over 5,000 Professors, Associate Professors and lecturers at the University . There are also over 140 full members and corresponding members of the Russian Academy of Sciences there. 2. The foundation of Moscow University was inspired by the radical philosophical and political views of Michael Lomonosov (1711 - 1765). The 15 University was established by the order of Elizabeth I, the Russian Emperess. In the late 18-th century Moscow University became the centre of advanced Russian science and social thought. 3. Moscow Lomonosov University is known world-wide for its academic excellence. Moscow Lomonosov University, the largest educational institution in Russia teaches almost in all subject areas: Arts, Sciences, Law, Engineering, etc. The staff are knowledgeable in their subjects. The top research institutions of Moscow Lomonosov University enable to keep research and teaching up to date. Here students can learn skills which fit them for a better career. Moscow Lomonosov University reputation stays with its graduates - and their achievements in turn add to that reputation. 4. The university draws all students into research work from the very beginning. This is a characteristic feature of university education. Moscow State University now possesses excellent training facilities: auditoriums, laboratories with the latest equipment. Besides fifteen faculties Moscow University has research institutes, astronomical observatories, museums, the main botanical garden and hostels with all modern conveniences. The University library possesses more than six million volumes which are on its shelves. 5. The standard of teaching is very high. All University graduates are highly qualified specialists. The tuition at the University is free, the students who study well get grants.

С предложением ребенок встречается уже на первых порах обучения, когда начинает читать и писать. Однако осваивается понятие «предложение» довольно долго. В устной речи ребенок пользуется фразой, не деля ее на составляющие предложения. А предложение - это единица письменной речи.

Какие типичные ошибки совершают дети?

1. Заглавная буква и знак препинания в конце (точка, вопросительный или восклицательный знаки) не всегда актуальны для ребенка.

2. В письменных работах некоторые дети забывают обозначать конец предложения необходимым знаком.

3. Первое слово предложения часто пишут с маленькой буквы.

4. В устной речи наблюдаются затруднения при составлении предложений на заданную тему, из предлагаемых слов.

5. Особые сложности возникают при попытках прочитать текст выразительно. Интонация в устной речи всегда соответствует ситуации, в которой находится ребенок. Что же касается текста для чтения, ребенок часто затрудняется в передаче подразумеваемой интонации, так как недостаточно анализирует смысл отдельно взятого предложения.

6. Разрыв предложения в диктанте, соединение разных предложений в одно обусловлены трудностями в распознавании границ предложения, недостаточностью речевой памяти.

Безусловно, «не ошибается тот, кто ничему не учится». На первых порах обучения подобные ошибки допустимы. Однако в ряде случаев они сохраняются длительное время. Особенно часто встречаются они в изложениях и сочинениях, иногда и в диктантах.

Конечно, если наблюдаются ошибки такого рода, желательно проконсультировать со специалистом. Но и сами родители могут оказать необходимую помощь.

Как помочь ребенку понять, что предложение выражает законченную мысль?

Это можно сделать с помощью серии упражнений.

Исключение лишнего слова

Задание: Исключи лишнее слово, чтобы получилось предложение.

  1. У Нади и слоны Димы папы - водолазы.
  2. На дне зоопарк океана звезда.
  3. Полез Денис дрова на забор.
  4. По рекам водный плывут суда.
  5. Папа Тимы река работает на заводе.
  6. Мы были в скакала парке.
  7. Белка брала баранки у осина нас из рук.
  8. Белые бараны били в зубры барабаны.
  9. В парке растут липы, сосны, компот , осины.
  10. Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони.

Восполнение недостающего слова

Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.

  1. В небе блестит…
  2. Дети нарисовали...
  3. У Тимы умелые…
  4. После обеда Лида сама моет…
  5. Покраснел Денис, как…
  6. В субботу мы были…
  7. У бобров острые, как бритва, ...
  8. У бобров на болоте из стволов осины…
  9. Кот Барсик клубок…
  10. С ветки на ветку скакала...

Составление предложений из заданных слов, не требующих изменения

Задание: Составь из данных слов предложение.

  1. И, Слава, капитаном, вырастит, станет.
  2. Краску, в, лапу, кот, окунул.
  3. Салат, Полина, лук, вырастила, укроп.
  4. Трактористом, и, Виктор, станет, вырастет.
  5. Клава, утром, встала, рано.
  6. С, Клава, мылом, руки, вымыла.
  7. Зоопарк, мы, посетим, скоро.
  8. Разные, в, звери, зоопарке.
  9. Ивановна, новые, рассказала, Нина, нам, сказки.
  10. Субботу, в, были, мы, в, цирке.

Составление предложений из слов, некоторые из которых следует изменить

Задание: Составь из слов предложения. Изменяй слова, если это необходимо.

  1. Сестра, налил, брат, молоко.
  2. Зоопарк, видели, зебра, мы.
  3. Белка, дети, в, парк, видели.
  4. Лес, в, грибы, мы, собирали.
  5. На, реки, рыбаки, берег, сидели.
  6. На, бобры, плотина, построили, река.
  7. В, были, мы, суббота, библиотека.
  8. Бересклет, окраина, лес, на, вырос.
  9. За, река, водопад, поворот.
  10. Волга, в, плывут, Москва, по, суда.

Исправление ошибок согласования, управления

Задание: Исправь ошибки.

  1. Маша вышли на опушку и увидели кукушку.
  2. На опушке дети слепила снежную бабу.
  3. Утром шли снег, Миша и Женя катался на лыжах.
  4. Девочки нашего класса занимается спортом.
  5. Наколола Жучка нос и отбежал на свое место.
  6. Монтажники выполняет важную работу.
  7. Солнышко вышла из-за туч.
  8. На полке лежит учебники и тетради.
  9. Маша принесла рыбки для нашего аквариума.
  10. На лесная полянке краснели земляника.

Поиск границ предложений в тексте

Задание: Найди границы предложений. Обозначь их.

К подъезду школы подъехал автобус мы въехали в город поезд остановился на разъезде щенок съежился от холода на слона напал разъяренный тигр козы объедают листья у кустов и цветов ребята съездили на экскурсию подъем в гору был крутой объявили посадку на самолет

Обычно детям нравится выполнять такие задания. Трудности постепенно уходят. Главное - запастись терпением.