Болезни Военный билет Призыв

Как пережить сильное потрясение. Что такое шоковая травма

Наталья Лучина

Что такое шоковая травма

До тех пор, пока несчастье не коснулось нас, мы склонны жить в иллюзии о том, что окружающий мир безопасен, и мы контролируем свою жизнь. Но реальный мир легко разрушает наши фантазии, и его воздействие может травмировать как наше тело, так и психику. В психологии выделяют особый вид психотравмы – шоковая травма.

Шоковая реакция возникает, когда человек сталкивается с событием, которое переживает как угрозу для своей жизни (или жизни других - травма наблюдателя). К событиям, которые могут привести к шоковой травме, относятся: стихийные бедствия, катастрофы, насилие (ограбление, изнасилование и т.п.), военные действия, внезапная потеря близких или родных, операции, многие медицинские вмешательства, тяжелые неизлечимые болезни, внезапная потеря социального статуса (развод, потеря работы, банкротство и т.п). Все эти события происходят внезапно и вызывают сильное чувство страха и беспомощности у человека. При этом возникает особое состояние – шок (поэтому и травма называется шоковой). Шоковая травма становится переломным событием в жизни человека, делит жизнь на «до» и «после» травмы.

Последствия шоковой травмы

Последствия травмы могут оказать очень сильное и разрушительное влияние на личность. Это может быть склонность к суициду и зависимости, психосоматические заболевания, расщепление личности, развитие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Все эти нарушения появляются не сразу, могут возникнуть только через несколько лет после травмирующего события, так что не всегда можно понять их причину. Например, для проявлений ПТСР характерна тревожность, беспричинные страхи, чувство «замороженности» (отсутствие чувств), избегание общения, проблемы с засыпанием, внезапные вспышки раздражительности и т.д.

Механизм действия шоковой травмы

Во время шоковой травмы включаются физиологические механизмы реагирования – бегства, борьбы или замирания (оцепенения). Когда нет возможности избежать или побороть опасность, организм попадает в «тупик» и тело замирает, «замерзает». Мышка, пойманная кошкой, замирает в этот момент. Этот же процесс мы можем видеть и у людей в состоянии шока. Это бессознательная, физиологическая защитная реакция, которой мы не можем управлять. Ее цель – защитить нас от слишком сильных болезненных ощущений и чувств, которые невозможно пережить, своеобразное «обезболивание», анестезия. Животные, как только угроза уходит, выходят из этого замершего состояния – встряхиваются, и сильно дрожат, таким образом, освобождают скованную энергию, и могут продолжить свою обычную жизнь. У людей навык естественного выхода из замороженного состояния утрачен, поэтому мы не можем без специальной помощи полностью вернуться из травматического состояния. Часть энергии остается «связанной» в нервной системе, получается, человек продолжает жить, как будто травматическая ситуация до сих пор не закончилась.

Ретравматизация

После шокового травмирующего события, которое не было полностью человеком отреагированно на телесном уровне и переосмыслено, он попадает в замкнутый круг. С одной стороны – страх и избегание как воспоминаний о том, что произошло, так и напоминающих о событии, сходных ситуаций, а с другой – организм испытывает потребность освободить скованную энергию. Поэтому часто бессознательно привлекаются ситуации, которые повторяют события травмы, человек как будто сам притягивает опасные ситуации. Но при этом он не может отреагировать по-другому, реакция замирания включается раньше, чем реакции бегства\борьбы, возникает повторная травма, и «пассивная» реакция замирания все больше закрепляется с каждой следующей стрессовой ситуацией. Травмирующие ситуации накапливаются, так формируется воронка травмы.

Воронка травмы и воронка исцеления

Воронка травмы – это метафора защитного состояния травмированного человека, когда он сталкивается с любой угрожающей для него ситуацией. Травматическая воронка – это водоворот, который поглощает нереализованную энергию борьбы-бегства. Когда человек пребывает в воронке травмы, он испытывает страх, головокружение, подавленность, сжатие, упадок сил, холод, тяжесть, скованность, при этом стремится к самоподавлению, самоограничению и саморазрушению. Состояние воронки травмы со временем начинает возникать в ситуациях, которые объективно не угрожают жизни человека, поэтому часто для окружающих поведение человека в воронке травмы непонятно и ничем не объяснимо, также впрочем, как и для него самого. Поскольку во время травматических событий действуют инстинктивные механизмы, сознательный контроль - наше обычное «Я» частично или полностью отсутствует. Мы теряем контроль над ситуацией и над своими реакциями (многие люди вообще не могут вспомнить, что именно происходило в момент шоковой травмы). Такой повторяющийся опыт «потери себя» порождает чувство беспомощности, неуверенности в себе, человек ощущает себя жертвой, испытывает огромный страх, вину, стыд и ненависть к себе.

Тем не менее, работая со своими телесными ощущениями, мы можем избежать попадания в воронку травмы с помощью сознательного привлечения воронки исцеления, когда мы намеренно переключаем наше внимание, ищем в своем телесном опыте противоположные ощущения - потягивания, чувство тепла, ощущение волн энергии, расслабление, спокойствие, ощущение легкости, чувство настоящего времени и др.

Только находясь в ресурсном безопасном состоянии воронки исцеления можно постепенно разрядить замороженную энергию воронки травмы.

Как помочь человеку, пережившему травму

Одна из наиболее распространенных ошибок – постараться поскорее забыть, игнорировать событие, не разговаривать о нем, вычеркнуть из памяти. Тем самым мы подпитываем состояние шока, не даем возможность завершить ситуацию на телесном и эмоциональном уровне. Поэтому сразу после события, вызвавшего шоковую реакцию, как можно скорее пострадавшего человека нужно:

  • поместить в безопасное место, в котором его тело может расслабиться;
  • рядом с ним обязательно должны быть люди, которым он может доверять, безопасные люди, готовые выслушать все, что всплывает, принять и помочь пережить естественные телесные реакции и сильные чувства, которые поднимаются.

Недостаточно поддержки родственников, потому что они тоже частично пострадали от воздействия травмы. Важно стразу же привлечь психолога. Хорошо, когда есть еще система людей, к которым можно обратиться – друзья, соседи, знакомые, дальние родственники, коллеги на работе. Самое главное – не терять контакта с другими людьми, не допустить изоляции, ухода в себя. Важно проговаривать, проговаривать то, что накопилось, не держать в себе. Только так можно избежать длительного воздействия последствий травмы.

Как преодолеть длительные последствия травмы

Если помощь не была вовремя оказана, и человек уже страдает посттравматическим расстройством, необходима только профессиональная психологическая помощь. Методы психотерапии, которые помогают избавиться от последствий травмы – поведенческая терапия, бодинамика, EMDR, экзистенциальная терапия. В такой ситуации стоит сложная задача - восстановить доверие себе и доверие к людям, уверенность в том, что человек может управлять как своим телом, так и своей жизнью.

Если вы понимаете, что причина ваших проблем в последствиях травмы, очень важна ваша личная активность в выздоровлении. Вот основные принципы, которым нужно следовать:

  • общение с другими людьми;
  • вклад в общество (чувствовать себя нужным);
  • работа над личными отношениями;
  • отказ от алкоголя и других «обезболивающих»;

Последствия травмы могут быть преодолены, только когда вы переживете ее телесно, эмоционально, и осмыслите то влияние, какое она оказала на вас. В момент, когда ваша жизнь подвергалась опасности, вы потеряли контроль над ситуацией. Но нечто большее, чем ваша личность, взяло управление ситуацией на себя, и только благодаря этой силе вы выжили. Не важно, какое название вы ей дадите – Бог, бессознательное, высший разум, или инстинктивная природа, но признание и доверие этой силе избавляет от страха, позволяет поверить в себя, дает новый взгляд на вашу жизнь и место травмы в ней, надежду на выздоровление и обретение целостности.

Сайт Все права защищены. Перепечатка статьи допускается только с разрешения администрации сайта и указанием автора и активной ссылки на сайт

С сильными неприятными эмоциями периодически сталкиваются все, кто-то легко справляется со своими переживаниями, другие месяцами вздрагивают и видят кошмары по ночам, а для некоторых нагрузка оказывается слишком велика и у них возникает психологический шок. Это состояние, с одной стороны, помогает защитить психику человека, сохраняя и «консервируя» ее, а с другой, само по себе крайне опасно для психического здоровья.

С проявлениями психологического шока можно столкнуться в любом возрасте, особенно опасен он для детей и подростков: нестабильная психика не всегда может самостоятельно справиться с ним, а окружающие часто недооценивают серьезность проблемы.

Шок – это патологическая реакция, развивающаяся в ответ на действие на организм человека раздражителей, сила которых превышает его компенсаторные возможности.

Психологический шок –это также острое, угрожающее жизни состояние, при котором нарушаются работа всех функционирующих в организме систем.

Такое состояние возникает из-за слишком сильных эмоциональных переживаний, как правило негативных. Точно определить какие события могут вызвать такую реакцию, нельзя. Пределы компенсаторных возможностей также, как и чувствительность, у каждого человека разная. В детском возрасте шок может возникнуть из-за событий, которые не кажутся слишком страшными во взрослом возрасте, также многое зависит от типа нервной системы, психического здоровья человека, его эмоционального состояния.

Причины шока:

  • Опасная для жизни ситуация – катастрофы, пожары, стихийные бедствия и другие критические ситуации.
  • Физическое или эмоциональное насилие.
  • Жестокое обращение, побои.
  • Сильная физическая боль при травме, болезни и так далее.
  • Эмоциональное потрясение, вызванное значимыми для человека событиями.

Возникнут или нет симптомы шока у человека зависит не только от вида и силы воздействия, но и от конституционных особенностей его психики.

К предрасполагающим факторам относятся:

  • Личностные особенности –психоз чаще возникает у психопатических, истерических личностей, эмоционально неустойчивых, склонных к депрессиям и переживаниям.
  • Пережитое эмоциональное потрясение или психологическая травма – уже пережитое потрясение, даже если оно не вызвало каких-либо видимых последствий, может оставить глубокий след в сознании и подсознании человека. Например, воспоминания, о пожаре, пережитом в детстве, может стать причиной развития шока у взрослого человека, внезапно увидевшего большой огонь.
  • Черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания – повреждения нервной системы и головного мозга, вызванные заболеваниями или травмами, также могут спровоцировать развитие шока.
  • Интоксикации, алкоголизм, наркомания – употребление токсических веществ вызывает гибель и повреждение нервных клеток и также общее ослабление организма.
  • Гормональные заболевания – гормональный дисбаланс в организме приводит к нарушению регуляции головного мозга и также может стать предрасполагающим фактором.
  • Психические заболевания – депрессия, психозы, неврозы, эпилепсия, шизофрения и другие заболевания являются одним из важнейших факторов риска.
  • Общее ослабление организма – истощение, авитаминоз, хроническая усталость и недосып также часто провоцируют это состояние.

Симптомы шока

Психический шок может проявляться по-разному. Иногда даже специалисту тяжело сразу же поставить правильный диагноз или заподозрить развитие этого опасного для жизни состояния.

Выделяют 3 основные формы заболевания:

  • Двигательное возбуждение
  • Ступор
  • Эмоциональный паралич.

Также психоз делится на фазы или виды, в зависимости от длительности и течения заболевания:

  1. Острый психоз или шок – возникает при сильной психоэмоциональной травме, характеризуется максимальным проявлением всех симптомов шока.
  2. Подострый психоз – развивается чаще у человека, попавшего в тяжелую жизненную ситуацию, находящегося в состоянии постоянного нервного возбуждения (например, в судебной практике). Это может быть истерический психоз, психогенная депрессия, психогенный параноид и психогенный ступор.
  3. Затяжной шок – характер для лиц с имеющейся или диагностированной психической патологией. При этой форме заболевания отмечаются истерические депрессии, бредовые идеи, псевдодементные нарушения.

Двигательное возбуждение при шоке проявляется неадекватным поведением человека – он совершает большое количество различных действий. Это могут бессмысленные, хаотичные движения, суетливость, необходимость все время что-то делать. Причем движения и поступки носят бессмысленный характер, так во время пожара или аварии человек топчется на одном месте, размахивает руками, кричит, бегает вокруг источника, но не может ни убежать, ни предпринять каких-то действий по устранению проблемы. Привести «в чувство» человека в состоянии шока очень сложно, контакту он, как правило, не доступен, на вопросы не отвечает, не слушает и не воспринимает указаний.

При развитии ступора больной не может двинуться с места, он как будто «застывает», не способный управлять собственным телом. Контакту также не доступен, при попытках вывести из этого состояния , двигательное возбуждение или агрессия.

Эмоциональный паралич характеризуется отсутствием видимой реакции на ситуацию или переживание. Человек как будто ни чувствует, ни ощущает ничего. При этом все реакции замедленны, сознание может частично отсутствовать. Такой тип реакции часто наблюдается у детей и подростков, которые пережили психологическую травму. Они как бы «отдаляются» от собственных переживаний, замыкаясь в себе и не проявляя эмоций.

Кроме изменений в психике и поведении, эмоциональный шок проявляется соматическими изменениями: замедлением или усилением сердцебиения, обильным потоотделением, рвотой, поносом, непроизвольным мочеиспусканием и так далее.

Заподозрить развитие шока у человека можно по следующим симптомам:

  • Неадекватное поведение
  • Не способность вступить в продуктивный контакт с окружающими
  • Длительное пребывание в одном состоянии
  • Соматические проявления.

Лечение

Лечение шока зависит от тяжести состояния больного и характера психотравмирующей ситуации. В тяжелых случаях требуется госпитализация в стационар, применение транквилизаторов или нейролептиков для выведения из состояния шока. Может потребоваться также поддерживающая терапия для стабилизации работы сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта и других органов.

Всем пациентам, пережившим психический шок, необходимо дальнейшее лечение: психотерапия, работа с психологом, прием антидепрессантов и общеукрепляющих препаратов, а также профилактика психотравмирующих событий.

Расщепленные психические состояния в ряде случаев вызывают-ся сильным душевным потрясением. Подобный случай сообщил французский психолог А. Бинэ. Молодой чело-век шестнадцати лет, работая в винограднике, однажды нат-кнулся на змею. От сильного потрясения он упал в обморок, а когда очнулся, выяснилось, что его ноги парализованы. Мало того, произошли глубокие изменения в его психике: парень представлялся самому себе 9-летним мальчиком и вел себя соответственно этому возрасту. Он стал плохо читать, писать, и жить впечатлениями ребенка 9 лет. Вся более поздняя часть жизни оказалась забытой вместе с приобретенным опытом. Вследствие паралича ног юноша оставил работу в винограднике и перешел в портновскую мастерскую. Там он научился шить, вновь овладел грамотой и занялся портняжничеством. Однако через несколько лет молодой портной вновь переживает сильное потрясение, результатом которого стал продолжительный обморок. Когда на этот раз он пришел в сознание, паралич исчез, а вся за-бытая полоса его жизни и работы в винограднике до встречи со змеёй восстановилась в памяти. Однако он забыл все, что касалось жизни в портновской мастерской. Все знания и навыки по портняжному делу также оказались забытыми.

Бинэ посредством гипнотического внушения вызывал у этого юноши черты той или иной личности. Если юноше вну-шалось, что он работает на винограднике, то после пробужде-ния от гипноза он вел себя так, как будто работал только там: его ноги оказывались совершенно здоровыми, но портновские навыки полностью пропадали. Когда же на следующем гипнотическом сеан-се ему внушалось, что он 9-летний мальчик, то после пробуждения от гипноза юноша вел себя соответствующим об-разом - он снова не мог ходить, но отлично владел иглой.

В ходе по-добных исследований и наблюдений ученым в определенной степени понять психофизиологические механиз-мы феномена расщепленных психических состояний. Однако понять, откуда берется вторая («лишняя») личность, и откуда она берет недоступную пер-вой информации, пока не удалось, и, возможно, не удастся, поскольку официальная наука рассматривает только психику самого человека, но не учитывает реальность существования невидимых разумных сущностей.

Китайская стена

Тайна великанов

Боровицкий холм

Какие тайны в себе хранит магия зеркал

Долина смерти Кавказа

Су-35С способен успешно противодействовать F-22

Потенциал российского истребителя высоко оценили и за рубежом. В частности, в начале февраля 2012 года в Австралии состоялось заседание...

Загадки мегалитических сооружений

Мегалит это культовое сооружение из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Термин «мегалит» в переводе с греческого языка обозначает «большой...

Тайны авиакатастроф

Какая бы не произошла авиакатастрофа в СССР, а потом — России — ни одну из них на моей памяти комплексно и до «донышка солнца» не расследовали. Для этого следаки...

Один день в Петербурге

Петербург считают одним из самых красивых городов мира, с уникальной культурой, этот город остался пришельцем с давних веков, ведь...

Город Грац – жемчужина Австрии


На юго-западе Австрии находится редкой красоты город Грац, второй по величине в государстве. Являясь федеральным центром Штирии, по результатам 2014 года его...

Пирамида Медума


Поразительным обстоятельством является разнообразие форм и внутренней конструкции пирамид Египта. Одной из них является пирамида Медума, которая находится в 100 ...

«Курганец-25»

Министерство обороны рассекретило облик новейших образцов вооружения, что проедут по кремлевской брусчатке. В Интернете появились фотографии техники, а на репетициях парада зрители...

Помпеи

Город Помпеи фактически повторил судьбу Содома и Гоморры. Это древнеримский город в Италии. погибший вместе с Геркуланумом, Оплонтией, и Стабиями 24 августа...

Путешествия по фьордам Исландии

Исландия, страна-остров в Северной Атлантике, в последнее время стала модным местом для краткосрочного отдыха. Сочетание захватывающего вулканического пейзажа, необычной архитектуры и...

Эмоциональное потрясение может воздействовать на сердечную функцию и вызвать настоящий разрыв сердца, считает доктор Майкл Свинэй из Военно-медицинской школы Гарварда. Факторами риска является сидячий...

https://www.сайт/journal/16339

То, по предварительным экспериментальным данным, основная тенденция в семьях, где преобладают соматические симптомы эмоциональных нарушений, преобладает тенденция к элиминированию эмоций в форме игнорирования этого аспекта жизни и... проявления гнева, особенно у женщин. Перечисленные выше культуральные тенденции формируют определенные полоролевые стереотипы эмоционального поведения: мужчине приписывается выдержанное, мужественное, решительное поведение (несовместимое с переживанием и проявлением...

https://www.сайт/psychology/12487

Структура эфирного тела, и не повторяет строение физического тела. Выглядит второй слой как облако света, находящееся в непрестанном движении. От поверхности кожи эмоциональное тело отстоит на 2,5 - 8 см. Эмоциональное тело проникает в более плотные тела, с которыми соприкасается и которые окружает. Цвета данного слоя варьируют от ярких прозрачных оттенков до темно - грязных, что...

https://www..html

Пойми и меня, я чувствую…». После этого можно предложить ребенку альтернативу или ограничить его эмоциональные проявления во времени. Ограничить негативное эмоциональное поведение маленького ребенка, можно используя игрушку, лучше звуковую. Например: «Ты еще покапризничай, а... дети тоже будут поздно засыпать. Нельзя требовать от ребенка того, чего не можете делать сами. Эмоциональные дети очень часто страдают от отсутствия физической активности. Маленьким детям подходят активные игры («Кошки-Мышки...

https://www.сайт/psychology/11699

Расстройств и выступать как простая форма самостоятельной терапии. Применение техники В рамках техники эмоциональной свободы существует несколько подтехник, но основной считается стимуляция точек (ТЭС еще называют «иглоукалыванием... с 9 до 5, попробуйте еще несколько раз повторить весь процесс, чтобы он упал до 2-3. Критика техники эмоциональной свободы Техника эмоциональной свободы хоть и имеет много последователей по миру, в том числе и в России, поддается серьезнейшей критике. Так...

https://www.сайт/psychology/111884

Устранив причины, можно справиться и со следствиями. Причина усиления мышечного напряжения у людей – постоянное умственное и эмоциональное напряжение. Проведите самодиагностику. Поразмышляйте, ум и тело - единое целое, каждая черта характера человека имеет соответствующую... эмоций; Заблокированные эмоции не могут быть выражены и образуют специфические сгустки воспоминаний с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, которые содержат сконденсированные переживания и связанные с ними...