Болезни Военный билет Призыв

Как определить свой жизненный путь. Жизненный путь человека. Как «открыть» эти сети возможностей? События в жизни человека, их значение и последовательность

впервые понятие жизненный путь личности выдвинула Ш. Бюлер. Она выделила три линии жизненного пути. Первая линия - объективная логика жизни, как последовательность внешних событий. Вторая линия - смена переживаний этих событий. Третья линия - результаты деятельности человека. Ш. Бюлер считала, что в жизни личностью движет стремление к самоосуществлению и творчеству. В качестве основы объяснения жизни она взяла понятие "событие", выделив внешние и внутренние.

Почти одновременно с Ш. Бюлер, П. Жане стремился определить жизненный путь как эволюцию самой личности, как последовательность возрастных этапов ее развития, этапов ее биографии.

Жизненный путь личности глубоко рассматривался С.Л. Рубинштейном. Он считал, что понятие жизненный путь личности отражает сущность человеческой личности, которая находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои "события" - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.

ПУТЬ ЖИЗНЕННЫЙ

весьма широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Часто используется как синоним понятий "время жизни" и "цикл жизненный", но их содержание различно.

Термин время жизни означает временной интервал между рождением и смертью человека - продолжительность жизни безотносительно ее содержания.

Термин цикл жизненный подразумевает повторяющиеся, относительно инвариантные аспекты развития. Эти циклы бывают:

1) биологическими - последовательные этапы рождения, роста, созревания, старения и смерти (-> онтогенез);

2) социальными - усвоение, выполнение и, наконец, утрата определенных комплексов трудовых, семейных и прочих социальных ролей;

3) смешанными, биосоциальными - смена возрастных поколений, когорт, где биологические закономерности старения дополняются социальными, в силу коих младшие сначала учатся у старших, затем действуют наряду с ними и потом сменяют их.

Кроме индивидуального жизненного цикла, говорят также:

1) о циклах семейной жизни: вступление в брак - рождение детей - семья с детьми разного возраста - семья, откуда уже ушли взрослые дети, - и пр.;

2) профессиональной карьеры - от выбора профессии до ухода на пенсию, и пр.

Понятие цикла жизненного предполагает некую замкнутость, завершенность процесса, центр коего находится в нем самом, а последовательность стадий жестко определена. Однако важнейшие этапы человеческого развития непонятны без учета собственных усилий личности и ее взаимодействия с другими, кои не могут описываться в циклических терминах.

В отличие от цикла жизненного, путь жизненный характерен многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. В зависимости от исследовательских задач и стиля мышления науки естественные и социальные по-разному периодизуют путь жизненный. Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критических, или сенситивных периодов, когда организм повышенно восприимчив к определенным внешним или внутренним факторам, воздействие коих именно в этой и никакой другой точке развития производит в нем важные необратимые изменения. Социологи говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, коим нередко сопутствуют специальные ритуалы (обряды перехода), радикально изменяющие социальное положение, статус или структуру деятельности индивида: поступление в школу, гражданское совершеннолетие, вступление в брак, и пр.

Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются существенной, подчас болезненной психической перестройкой, в психологии для описания этих процессов используется особое понятие возрастных или нормативных жизненных кризисов, кои признаются статистически нормальными, типичными для данного возраста или стадии пути жизненного (-> кризис возрастной). Знание этих критических периодов и жизненных кризисов важно практически.

Путь жизненный личности, как и история человечества, являет собой результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и обстоятельств, не могущих описываться лишь в терминах безличных структур и процессов. Жизненные события, интересующие психотерапевта-биографа, имеют не только объективное значение, но и субъективный смысл личностный, расшифровка коего требует специальных источников и методов познания (-> метод биографический).

Ни одно жизненное событие не может быть понято без соотнесения его:

1) с хронологическим возрастом индивида в момент совершения события;

2) с его когортной принадлежностью;

3) с исторической эпохой и датой события;

4) с личностным смыслом этого события для субъекта.

Хронология и последовательность многих важнейших жизненных событий и социальных переходов (например, возраст физического созревания, время окончания школы, начала деятельности трудовой, и пр.) зависят от макросоциальных условий.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

наиболее широкое научное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Оно часто употребляется как синоним понятий "время жизни" и "жизненный цикл", однако их содержание различно. Понятие "время жизни" означает временной интервал между рождением и смертью человека, продолжительность жизни безотносительно к ее содержанию. Термин "жизненный цикл" подразумевает повторяющиеся, более или менее инвариантные аспекты развития. Эти циклы могут быть биологическими, социальными, смешанными. В отличие от "жизненного цикла" жизненный путь характеризуется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. Естественные и социальные науки по-разному периодизируют жизненный путь (сензитивные периоды, социальные переходы, нормативные жизненные кризисы).

Жизненный путь

процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти. В отличие от «времени жизни» (life span), которое обозначает просто временной интервал от рождения до смерти, безотносительно к его содержанию, и «жизненного цикла» (life cycle), который подразумевает повторяющиеся, более или менее инвариантные (биологические, социальные и биосоциальные) аспекты развития, Ж. п. характеризуется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития, реализация которых зависит во многом от собственного выбора субъекта. Изучение Ж. п. всегда занимало важное место в науках о человеке и обществе. Однако его биологические, социальные, исторические и личностные параметры оставались разобщенными. Психология развития очень долго конструировала Ж. п. личности по образцу биологического онтогенеза, редуцируя развитие к совокупности закономерно повторяющихся циклов. С этим связана жесткость и догматичность многих возрастных периодизаций. Напротив, биографический метод немецкой «понимающей психологии» (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер) концентрировался в основном на анализе субъективных переживаний и развитии самосознания. Возникшее после Второй мировой войны принципиально новое интегративное направление междисциплинарного исследования Ж. п. опирается на целый ряд предпосылок и достижений: 1) появление долгосрочных лонгтитюдных психологических исследований, охватывающих значительные отрезки жизни, а в идеале - все жизненное пространство (life-span developmental psychology); 2) социологическое структурирование Ж.п. на основе когортного и исторического анализа (G.H. Elder), с учетом изменения циклов развития семьи, социально-возрастных критериев созревания и времени основных социальных переходов; 3) превращение «возрастной психологии» в психологию развития, расширение ее предмета и концептуальных границ за счет данных социальной геронтологии и понимания широкой индивидуальной вариабельности всех процессов изменения и развития; 4) понимание необходимости изучать индивидуальное развитие в изменяющемся мире. Междисциплинарные исследования Ж.п. оказывают сильное влияние на психологию и социологию личности, теорию воспитания и другие разделы наук о человеке. И. С. Кон

Что такое жизненный путь человека - это его собственный выбор или судьба? Столкнувшись с новой проблемой, человек не раз задает себе этот вопрос. Единого мнения не существует. Большинство людей все свои неудачи в жизни списывают на судьбу, а все достижения - на свои способности и личные качества.

Что такое жизненный путь

В конечном итоге это жизнь, которую человек проживает. Почему путь? Жизнь - это постоянное движение, развитие. Поэтому и говорят, что жизнь - это путь, дорога, которую человеку необходимо пройти. Как и всякая дорога, она имеет две точки: начальную - рождение, и конечную - смерть. Чем дальше человек движется по этому пути, тем больше багаж его знаний. Чем больше он познает, становится мудрее, тем короче путь, который осталось ему пройти.

Его длительность зависит от здоровья, стечения многих обстоятельств и пересечения человеческих судеб. Качество жизненного пути прямо пропорционально усилиям человека, которые он прикладывает в достижении поставленных целей.

Разные взгляды на путь, пройденный человеком

Реалисты утверждают, что выбор жизненного пути всегда остается за человеком. Все, чего он достигает в этой жизни - результат усилий, знаний, движения к выбранной цели. Большинство согласится с этим. Люди, поставившие перед собой в жизни определенную цель и, невзирая на препятствия, движущиеся к ней, всегда ее добиваются. Но каждый из реалистов согласится с тем, что в жизни случаются ситуации и события, совершенно независящие от воли человека. Они вносят в жизнь свои коррективы. Что это - вполне объяснимое или рок судьбы, от которого не убежишь?

У мистиков принято считать, что жизнь человека запрограммирована кем-то заранее, но не защищена от влияния жизненных обстоятельств. Подтверждением этому могут послужить негативные события, преследующие человека на протяжении всей жизни. Но психологи дают этому свое объяснение и название - «застрявшие» эмоции. Если они отрицательные, то, создавая вокруг себя негативную энергию, они же и притягивают к себе подобные события. Но какими «застрявшими» эмоциями можно объяснить войны, катастрофы, аварии, другие происшествия? Значит, есть что-то свыше.

Философский взгляд

С точки зрения философии жизненный путь рассматривается как история становления и формирования человека, личности. Нужно заметить, что не каждый человек в процессе формирования становится личностью. Все зависит от значимости, насыщенности событиями его пути. Здесь тоже все начинается с рождения, а заканчивается переходом в мир иной.

Некоторые философы интерпретируют понятие "жизненного пути" немного по-иному. Объясняя все последовательностью прохождения определенных этапов изменения человека, становления как личности. Это младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, преклонный возраст, старость. Каждый имеет свои значимые события и оставляет в жизни человека неизгладимый след.

Существует и множество других определений понятия «жизненный путь», но все они, так или иначе, сводятся к вышеприведенным понятиям. Это прохождение человеком всех этапов пути от рождения до смерти, его эволюция, значение в жизни общества.

События в жизни человека, их значение и последовательность

Так как мы живем в обществе, то жизненный путь человека не проходит сам по себе, на него влияют определенные события и их последовательность. События могут иметь положительное и отрицательное значение в судьбе человека, помогают раскрыть таланты, сделать сильнее или, наоборот, сломать. Внести корректировки в его судьбу. Например, встреча человека с яркой личностью, неважно, положительной или отрицательной, может круто повернуть жизнь человека, ускорить или замедлить его движение к определенной цели.

Частное событие может коснуться одного человека или его близких, изменить их судьбы. События в жизни страны влияют на множество судеб. С одними из них можно бороться, попытаться изменить их влияние на свою жизнь, извлечь какую-то выгоду для себя и своих окружающих. Другие воспринимаются как рок, данное, которое нужно постараться пережить. Но практически ни одно событие не проходит бесследно, оно оставляет определенный след в жизни человека.

Эмоции, связанные с событиями

Формирование человека зависит от многих факторов. Это физическое и духовное развитие, знания, которые он приобретает в процессе проживания. Огромное значение имеют эмоции, вызванные теми или иными событиями, несущие в себе положительный или отрицательный заряд. Положительные делают жизнь ярче, радостнее, живее, насыщеннее. Они придают человеку веру в жизнь, людей и себя. Они укрепляют здоровье, придают сил.

Отрицательные события, с одной стороны, вызывают тяжелые эмоции: страх, разочарование, удрученное состояние, потерю веры человека в лучшее. Они могут разрушить жизнь, раздавить его как личность. Они являются источником различных заболеваний. С другой стороны, если у человека сильный характер, они могут сделать его еще сильнее, мудрее. Христианская вера называет тяжелые события, сопряженные с отрицательными эмоциями, испытаниями, которые человеку необходимо пройти и победить их.

Цель жизни как движущая сила

Каждый путь должен вести человека к определенной цели. Без нее жизнь лишена смысла. Цель, даже самая небольшая, является стимулом, который помогает двигаться вперед, а движение - это жизнь. Достигнув цели, человек получает массу положительных эмоций, веру в свои силы, удовлетворение от достигнутого. Без нее человек не живет, а существует. Это трагедия, когда мы не видим в своей жизни никакого смысла. Достигнув малого, можно двигаться дальше, постараться достичь больших вершин.

Призвание или постоянная трудовая деятельность

Пройти свой путь невозможно без труда. Профессия или призвание - одна из основных фаз жизни человека. Именно она играет в его становлении как личности огромную роль. Жизненный и творческий путь неразделимы. Труд, творчество являются важной частью в судьбе каждого человека. От выбора профессии зависит качество и комфортность жизни. Престижная работа, которая сможет обеспечить определенные блага, требует знаний, навыков и многих других качеств.

Любимая работа приносит не только материальное благополучие, но и массу положительных эмоций, чувство удовлетворения. Труд не по душе угнетает. Если невозможно сменить нелюбимую работу, то появляется чувство обреченности, свойственное подневольному человеку.

Дороги, которые мы выбираем

Как выбрать свою дорогу, по которой можно с честью дойти до конца? Проблема жизненного пути состоит в выборе цели, к которой ведет. Каждый человек неповторим, а путь его по жизни сугубо индивидуален. Несмотря на богатый человеческий опыт: сотни книг гениальных авторов, описавших в своих произведениях судьбы героев; опубликованные биографии тысяч выдающихся людей; полный анализ проб и ошибок, дорог, ведущих в никуда - каждый идет своим путем, совершает свои ошибки и падения.

Путь, который выбирает человек, пройти придется ему же. Не нужно бояться ошибок, падений и разочарований - это опыт, который пригодится в жизни. Он делает нас сильнее, увереннее в собственных силах. Есть еще одно условие, которое поможет разобраться во всех тонкостях и перипетиях собственной судьбы, научит анализу и извлечению зерна истины. Это знания. Учиться всю жизнь - это непременное условие успеха.

Герои «Войны и мира» в поисках смысла жизни

Каждому хочется прожить достойную жизнь. В любом возрасте человек мечтает о хорошем. В своих сочинениях о жизненном пути школьники, еще не набравшиеся достаточных знаний, пройдя только незначительный период жизни, пишут о своем выборе, не представляя, что их ждет впереди. Это хорошо. Это повод задуматься, пусть сочинение пишется чужими словами и многое не всегда понятно в поступках литературных героев. Но судьбы их, написанные мастером, дадут возможность понять, что главное - иметь перед собой ясную цель и идти к ней.

Пример тому - судьбы героев "Войны и мира". Жизненный путь Пьера - это духовный путь исканий своего места в жизни, полный страданий, ошибок и разочарований, который привел к любви и счастью. Ибо его душевная работа не пропала даром, он научился разбираться в людях, ценить истинное и отвергать фальшивое. Он, внебрачный ребенок, лишенный семьи, любви родителей, был чудаком, над которым смеялись и не принимали его всерьез. Став масоном, он был глубоко разочарован.

Став обладателем огромного состояния, он в одночасье становится человеком, которым восхищались в глаза, а за спиной продолжали считать никчемным. Он познакомился с лестью, подхалимством, заискиванием, прекрасно осознавая это. Любовь к Элен сделала его несчастным, так как он понимал, что эта женщина просто не может любить. Она использует его в своих целях, изменяя ему. Только пройдя через французский плен и полюбив Наташу, он понял смысл жизни, ощутив свою нужность и обретя счастье.

О жизненном пути Болконского писать сочинения предпочитают большинство школьников, так как он более понятен. Этот главный герой, с любовью описанный Л. Толстым, в отличие от своего друга Пьера Безухова, красив собой, уважаем в обществе. Он знает, что необходимо в жизни. Ему не нужно было искать смысла жизни, он видел его в службе Отечеству, заботе о престарелом отце и воспитании малолетнего сына. Наделенный всеми положительными качествами, знающий путь, по которому нужно идти, был ли он счастлив? Ведь именно простое человеческое счастье, по мнению Безухова, есть наивысший смысл жизни.

Сейчас развеем ещё один миф, теперь по поводу Души. (До этого был пост про ченнелинг)

У многих слово «Душа» ассоциируется с веяниями о любви, «божественности», «великости», «превосходности», «лёгкости», мудрости… Это конечно же так. Но так же Душа может быть кратка, конкретна, понятна, логична, остра, дерзка, быстра, своеобразна… со своей ИНДИВИДУАЛЬНОЙ особенностью.

< Душа - само великолепие проявления всевозможных форм . >

Для этого мы с вами и проходим всё многообразие форм, чтобы расширить границы познания Кто Я Есмь . И Душа точно также.

Много общавшись со своей подругой Регрессологом, а также всё более понимая, как оно всё устроено, я поняла, что наши Души обладают такими же индивидуальными особенностями, как и люди. Она также как и мы раскрывают в себе многогранность. Кстати, если хотите расширить миропонимание и в этой области рекомендую книги Майкла Ньютона «Путешествие Души», Долорес Кэннон и др.

Но многие считают, что под словом «Душа» является какой-то собирательный образ одинаковости, милости, «душевности». В этом есть правда, но также правда в том, что нет ничего одинаково в этом Мире ...

Три года на трилогию! А может и больше…


И вот, долгожданная книга уже находит своих читателей. Долго же она готовилась в свет. Расскажу, почему первая часть, в уже существующей трилогии, так долго не могла реализоваться.

Во-первых, о том, что я напишу в будущем книгу (будучи инженером), которая будет выходить через меня сама, ченнелингом (потоковое письмо, не знаешь смысла, пока не перечитаешь), я узнала на сеансе регрессивного гипноза. Тогда моему удивлению не было предела! Но всё же это случилось и в ноябре 2015 года пошли первые строки, которые выходили исключительно ранним утром, в 4-6 утра.

Сказать, что я уставала и не высыпалась, значит ничего не сказать. Время тогда для меня было не простое. Днем были множественные инсайты, практики для тела и ума, я не успевала за теми потоками, что беспрерывно спускались на меня, на ночь шли проработки, а с раннего утра выходили тексты. При проработки Подсознания необходим сон на восстановление, но его катастрофически не хватало.

В начале я была счастлива и рада, что все действительно складывается так, как я узнала, но потом, после множественных бессонных ночей и совершенно сбитого графика, я стала откровенно бурчать, мол, когда высплюсь!

В итоге за год книга была написана . Я села её проверять на ошибки и запятые для передачи в издательство, но читая будто новыми глазами я поняла, что это невероятно сжатый текст. Мне был в общем смысл понятен, а вот читателю не везде.

Тогда из меня стали разворачиваться подробные тексты так, что из одного абзаца получалось по 3, а того и 5 страниц. В итоге книга начала серьёзно увеличиваться в размерах. Но загвоздка была ещё в том, что развёрнутые ответы выходили ТОЛЬКО если информация была мной осознана ранее, именно осознана, а не просто понята. Получается так, что если тема была мной не освоена, то я была как бы барьером к тому, чтобы её выдать...

Жизнь умом или Сердцем?


Наша Жизнь состоит и строится из каждодневных ежесекундных выборов и приоритетов. Множество людей живут исходя из выборов, сделанных умом, а не чувствованием Сердца. Путь, что не удовлетворяет Человека и та Жизнь, что изматывает, исходит из тех результатов и ВЫБОРОВ, что сделаны интеллектуально, но не от Сердца.

Но именно то, что исходит от Сердца, та энергия, масштаб и видение направляют Человека в успешную и счастливую Жизнь.

Интеллектуалам сложно по Жизни. Существуют разные люди, живущие лишь умом. Те, кто с помощью этого инструмента добились больших высот, но при этом остались глубоко несчастными внутри. Они действовали и жили лишь рационально, бесконечно напитывая свой ум все новой и новой информацией. Они стали интеллектуально подкованы, чтобы ни один Человек не смог пробиться внутрь, туда, где больно, туда, куда не хочется даже ему самому заглядывать. Это что-то защитной реакции психики, она сможет любого "прогнуть" и "задавить" своим интеллектом, но в зону чувств ни кого не пускает, там холодно и грустно, безчувственно.

Виды практик, коучинг

Что вы делаете на пути реализации и раскрытия своего Потенциала? Какие практики? Каких людей, учителей привлекаете?

Множество на свете существует практик. Направленные на внутренние и внешние перестройки в Жизни Человека.

Внутренние - это когда ты меняешь свои шаблоны, убеждения, «копаешься» в своём Подсознании, проживаешь различные зажатые эмоции, стараешься быть осознанным и в процессе Жизни трансформируешь свой внутренний Мир и, как следствие, меняешь внешний.

Внешние - это когда ты ставишь цели, анализируешь свои действия для достижения материального результата, подбираешь ресурсы для своих задач, людей, строишь структуры, проверяешь гипотезы, учишься необходимым навыкам… И это тоже всё практики.

Для внутренней работы конечно хороша психология, эзотерические и духовные знания. Любые практики, что существуют в этих смежных областях.

Для внешней работы подходят институты, курсы, тренинги профессионального роста, бизнес тренера и личностного роста...

Прошлые Жизни, как отражение нынешней

Многие события и последствия в Жизни многим кажутся не справедливыми и не понятными. Но мы должны учитывать, что

Есть только причинно-следственные связи и Жизнь длинною в вечность.

Ваша Жизнь не ограничивается лишь этой Жизнью. Ваша Жизнь - это целая серия и длинный список, я бы сказала, самых интересных и разнообразных, самых что ни на есть совершенных Жизней.

Вы были индийцем, вы были колумбийцем, вы были русским, вы были американцем и англичанином, вы были бедным и богатым, вы были нищим и принцем, вы были девочкой и мальчиком, вы были женщиной и мужчиной.

ВСЕ эти пройденные Пути создают причинно-следственную цепочку! Вы многое создавали в Жизнях и многое теряли, приобретали привычки и последствия за них; вы много радовались и смеялись, а также горько плакали и подавляли своё счастье; вы много наслаждались и страдали; вы были смелые, а также совсем хлюпкие и слабые…

Про возможности

Как часто вы совершаете в Жизни открытия? А как часто вы используете предоставляемые вам Миром возможности?

Множество новых, благоприятных поворотов в Жизни мы можем осуществлять, используя вхождение в ворота возможных вариантов развития событий.

То есть, если вы осознанно ОТКРЫВАЕТЕ для себя СЕТИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, тогда с вами случаются всё новые и новые события, благоприятно сказывающие на вашей реализации и собственно-выстроенной Судьбе. Тогда заканчиваются серые будни, одинаковость дней, этакий «день сурка». Тогда ваша реализация идёт в гору, вы во всё новом витке Жизни, с новыми людьми, с новыми способностями, в развитии и успехе.

Как «открыть» эти сети возможностей?

  • Когда вы действуете открыто, свободно
  • Заявляете Миру о своих способностях, талантах
  • Выражаете в Мир свои искренние и конкретные намерения,

тогда открываются те самые окна пространств вариантов, где случаются быстро меняющиеся, возможные события в пространственно-временном континууме. То есть, когда вы достаточно развили своё творческое начало, когда вы открыты, честны перед самим собой, с заявленными искренними желаниями-намерениями, тогда вы открываете для своего внутреннего, и как следствие внешнего Миров, НОВЫЕ ворота Жизни, осознанно при этом закрывая старые...

Чувства - язык Души

#ПРОЧувстваАрадхана

Вы знаете те, кто со мной работает лично, обычно:

Вдохновляются, воодушевляются

Приобретают видение своего Пути

Меняются бесповоротно

Обретают новое МЫШЛЕНИЕ, что первично на пути трансформации

Я не люблю это называть консультациями, это ОБЩЕНИЕ, перенятие тех смыслов и осознаний, образов, что уже вошли в мою Жизнь. С твердостью могу сказать, что это очень глубокие осознания. Такие осознания, где знания, как таковые, Человеку лишь как опора, но не главное.

Множество существует систем познания Человека и Мира физического, через всевозможные эзотерические учения, научные открытия. Но есть, как мне кажется, более верный Путь, что ли, быстрый - это ЧУВСТВОВАНИЕ.

Чувства - это язык Души, Сердца. И именно Сердце «знает», «обладает» всеми теми знаниями, что важны и нужны именно Тебе.

От ума можно долго искать Истины, можно бесконечно долго напитывать всё новыми знаниями своё эго, а как вы знаете, знаний бесчисленно. Все говорят об одном, только в разной интерпретации...

18_Послание. Школа Жизни


«…Помните, мы вам рассказывали о Жизни за пределами мира сущего, о том что есть там другие структуры и другие сущности…»

Поймите, друзья мои, мы есть «ангелы» света. Мы есть частички и сотни галлонов ручья-рек, созданных когда-то. Созданных и бережно окутанных световыми Жизнями вашими и нашими. Мы бережно храним наши и ваши тайны. Мы бережно и радостно ценим то, что входит в наши Жизни, то что видано и не видано, то что слеплено и сотворено.

Помните, мы вам рассказывали о Жизни за пределами мира сущего, о том что есть там другие структуры и другие сущности, так вот эти сущности и есть вы тоже, только в другом измерении, в другом формате Жизни. Вас можно разделить на мельчайшие световые частички, частицы которых раскинуты далеко за пределами нашей галактики, далеко за пределами мысли.

Вы есть СВЕТ, разбросанный на сотни миллиардов летоисчислений, бережно хранящихся в нашем тайном мироздании.

Наше тайное мироздание помнит и хранит информацию за все года, за все летоисчисления мира сущего. Наше мироздание бережно охраняет нас от вспышек бессмысленного и непредсказуемого.

Знания, карта Мира

«…Почему он попал в то окружение, что сформировало в нём ненависть? Потому, что его окружение - это отражение его сущности, того опыта, с которым он пришёл в этот мир…»

Здесь предстоит «многобукв», но таковы изречения. Здесь описано понимание наших прошлых Жизней, а также того, кого мы являем сейчас, как уже свершившееся действие причинно-следственной связи. А также, насколько узко мы мыслим и имеем слишком малую карту Мира в сложившихся жизненных обстоятельствах.

Есть одна важная вещь: всё, что вы читаете, слышите, те знания, что впитываете от различных учителей, писаний - это есть ОТРАЖЕНИЕ ВАС.

В вас ЕСТЬ ВСЕ ЗНАНИЯ МИРА! Всё Мироздание уместилось в вашем пространстве, помните это. >

Ваше нынешнее Миропонимание - это лишь малюсенькая частичка действительно того, что стоит вам раскрыть в себе .

В миропонимании многих людей выявлено лишь видение земного пространства, это свет, вода, воздух, небеса и земля. Также в миропонимание входит собственное отражение в зеркале, их мать, отец, собственная роль дочери или сына и нынешнее положение общества, исходя из общественного мнения.

Вы привыкли сильно приуменьшать собственную картину Мира, вам навязали её таковую. Навязали увеличивать и культивировать страхи, придавать им значение и отрицательно относится к новым знаниям, ко всему, что выводит из стабильности...

ВСЁ есть Здесь и Сейчас

У Меня есть ВСЁ здесь и сейчас. Я ЕСМЬ только ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Вы знаете, чтобы это осознать, мне понадобилось много времени. Мне неловко осознавать, что я так долго этого не замечала. Как так можно было понимать, что в Жизни чего-то не хватает? Как так можно было думать? А жить? Это же преступление! В нехватке, в невежестве, в долгих ожиданиях и страданиях от не получения.

Мы много страдаем от того, что у нас чего-то нет. А также упомрачительно больно от того, что в прошлом было что-то не так.

Мы витаем в волнительном прошлом и не достигнувшем будущем. В таких "адских" условиях мы проживаем свои Жизни.

Мы не видим сиё прекрасие момента сейчас.

А ведь и вправду,

в моменте Сейчас ЕСТЬ ВСЁ! Любые чувства нам доступны. Любые состояния. А ведь именно это только по-настоящему ЦЕННО и больше ничего.

Можно иметь загородный огромный дом виллу, картеж машин, мужа или жену, детей, все блага и путешествия, а всё равно быть страдальцем. Не замечать прелестей настоящего, витать бесконечно в будущем и сожалеть о прошлом. Не быть в ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. И в этом ужасе проживают тысячи и тысяч людей.

А ведь всё на самом деле проще. Есть лишь здесь и сейчас.

Да, я говорю до ужаса банальные вещи, но это так. И такова её роль в нашей Жизни, роль истины - быть в здесь и сейчас ...

Люди Нового времени


В мою Жизнь входит много новых и интересных, развивающихся людей разного возраста, увлечения. Кто-то в искусстве, кто-то в бизнесе, в маркетинге, в журналистике, в моде… Множество профессий и интересов.

Все увлеченные, либо ищущие новое русло, творческие, с горящими и интересующимися глазами, развивающиеся, открытые, вдохновлённые.

8 из 10 новых знакомых в теме духовного развития, медитации, чакры, осознанность, питания, Подсознания … , даже регрессивный гипноз уже не так режет слух и есть такие, кто его пробовал, либо просто слышал и собирается окунуться в собственный внутренний Мир, используя разные инструменты. И это безусловно радует, можно свободно общаться на любые темы, связанные с развитием , почти с каждым.

В новую Жизнь входит наша Планета и Люди, что обитают на ней. Люди, которые желают дать пользу Миру, нести ценность, развивать и культивировать свою внутреннюю свободу, а значит и внешнюю.

Я обожаю таких: смелых, сильных, творческих, особенных, с чувством внутренней свободы, со светом, что исходит от них .

Они много стараются улучшить себя, свою Жизнь, Мир вокруг.

Они стараются ПОЗНАТЬ Себя всевозможными способами. Проходя сложности, трудности проявления внешнего Мира, идя через страхи и боль. Через духовные практики, мудрые тексты, подсказки Вселенной и осознанное самокопание . Они пытаются быть независимыми, ответственными...

Быть ЗДОРОВЫМ

В нашем мире, многие бессознательно стараются поддерживать свои болезни лечением , не осознавая, что, таким образом, лишь создают далее свои частые простуды, либо уже серьезные недуги. Нет целостности в подходе видения своего тела, своей Жизни. Далее я расскажу вам, как просто направленность, ориентация моего мышления изменила моё состояние здоровья и другие сферы Жизни.

Когда-то я осознала, что лечить локально не эффективно, что целостный подход и ориентация на «быть здоровым» вроде как более правильная. Тогда я лишь нащупывала эту сферу.

Сейчас я точно вижу, что лишь

направленность мышления - это больше половины успеха, причём в любой сфере.

Например, болезнь в материальной сфере Человека : безденежье, кредиты, нехватка, нервы, стрессы, споры и ругани в семьях из-за этого. Всё это свидетельствует о том, что в этой сфере энергетического метаболизма серьёзные нарушения. У кого-то присутствует малая болезнь (частые "простуды" - малые доходы, долги), у кого-то доходит до "раковых опухолей" (банкротство, тюрьмы, крупные долги, судебные тяжбы). Всё это признак энергетического не здоровья в этой сфере Человека.

Если взять сферу отношений, там точно также. Болезни - это не понимание, не желание уважать, слышать, человек может вгрызаться своим вниманием в какую-то одну связь, качество (болезнь) другого, либо себя и пытаться это исправить, искоренить (лечить). Самый простой пример, «простуда» - мужчина не может договориться с женщиной о том, куда поехать в отпуск, часто спорят. Мужчина хочет это «вылечить» у жены, чтобы он был здоров, делал то, что хочет, чувствовал себя хорошо. Сложный пример, частые «лихорадки» - измены, женщина пытается «вылечить» эту сферу-болезнь в своих отношениях, чтобы чувствовать себя хорошо, пытаясь исправить мужа...

Человеческая мысль материальна

Человеческая мысль материальна. И к счастью, для всё большего количества людей, это не является новостью. Каждая наша мысль - это сгусток энергии . Это доказано академиком РАН А.Ф. Охатриным, американским доктором Тойчем, основателем волновой генетики П.Горяевым и многими другими учеными, да и просто исследователями...

Основатель волновой генетики П. Горяев выявил: “Люди могут воздействовать своей мыслью, словом, чувством на молекулы ДНК как собственные, так и других людей”

“Мозг человека непосредственно влияет на действительность. Мысль человека, его сознание - это энергия в тончайшей форме” - эти открытия были опубликованы деканом Принстонского университета Р. Дж. Джаном и его помощниками.

Помним же, что каждая мысль имеет потенциальный заряд «-» либо «+» .

И мы по всем физическим законам притягиваем в СВОЁМ БОЛЬШИНСТВЕ то, коим зарядом являемся мы сами.

Попробуйте проанализировать, что вы проявляете в мир в целом, какие каждодневные, каждоминутные мысли у вас преобладают - на плюс либо на минус? Будут это мысли благодарности, любви или переживания, имеющие природу страха? Будьте крайне осознанны и наблюдательны, ведь Человеку сложно уследить все те мельчайшие мысли-слова, что пробегают как-бы между прочим, оставаясь не замеченными. Но именно они составляют ту великую массу нашего мышления и, как следствие, вы являете то, что прокручиваете на Подсознании каждый день.

Призвание



«…Понадобилось 20 лет и экстремальный стресс, чтобы Человек осознал свою боль по этому поводу. Она 15 лет отдала тем наукам, что явно отторгались ей. Но это лучшее из того, что она могла делать и поэтому шла за ними, стала этими знаниями и истинно верила, что у нее нет таланта…»

Когда ты знаешь, куда и к чему желаешь прийти, тогда Путь становится ясен, явным и видимым.

А вы знаете, куда вы идете?

Да, безусловно с утра вы встаете и едете на работу, на машине, пешком или на метро, на общественном транспорте. Зачем вы туда едете? С какой целью? Зачем вы работаете? Для чего вы работаете? Загляните внутрь и последуйте зову Сердца. Пусть оно вам расскажет и покажет ваши будни. Возможно ваши будни серы и скучны, и вы порой ой как не хотите на работу. Она не приносит вам ничего, кроме денег, амбиций, ах, нет ещё лишает свободомыслия, творчества и просто отнимает у вас время. Вы порой явно забываете о том, что надо бы учиться на собственных ошибках. Вы учитесь тогда, когда ошибка становится неизбежностью и когда больше невмоготу.

Почему вы сразу не можете проанализировать, спрогнозировать ваши взаимоотношения с вашей учебой, работой, той деятельностью, что не радует вас?

Зачем вы встаете с утра? Для чего? У вас есть ЦЕЛИ? Реальные цели! Те, что зажигали бы вас. Те, что приносили бы вам радость и счастье и конечно в последствии деньги. Те, что посылали бы вас с неимоверной страстью и желанием к работе, тому делу, что движет вас, взбудораживает вас, горит ярким пламенем в груди!

Всё возможно...

Многие люди не верят в это, не верят, что всё возможно .

Возможно уйти с нелюбимой работы; возможно переехать в другой город; возможно встретить новую любовь и не жить ради чего-то или призрачных идеалов, страдая при этом…

Можно всё в этой Жизни. Важно захотеть!

Захотеть всем сердцем избавиться от оков ума. Он держит вас и только он, больше никто.

А он - это значит Ты.

Значит ты сам можешь скинуть эти оковы. Значит ты сам можешь понять, куда ты хочешь двигаться. Значит ты сам можешь воплотить в Жизнь свою мечту .

Только передай бразды правления Себе, отними у ума. Дай ему команду куда двигаться. Он с радостью начнёт изучать новое направление. Ему неважно, Что изучать. Он лишь инструмент в познании Мира.

Дай направление познания Себе!

Жизненный путь человека, его неповторимая индивидуальная жизнь являются предметом изучения широкого комплекса наук - философии, социологии, психологии, истории, этнографии, демографии, антропологии, социальной медицины. Даже не говоря о том, что жизнь человека всегда была и будет основным объектом искусства, каких бы тем оно ни касалось, оно всегда рассматривает мир через призму человека и его жизни. Еще в античные времена появились первые попытки создания художественной биографии (Плутарх, Светоний и др.). Хотя ее утверждение как особого жанра специалисты относят к XVII в., постепенно произошло разделение литературно-художественного биографического романа (или повести) и научного историко-биографического исследования. В последнее время наметилось определенное их сближение. Биография стала полноправным жанром исторического исследования. Канадский историк А. Вильсон справедливо сравнил ее с фортепьянным или скрипичным концертом: через соло одной жизни, ее ведущую тему, раскрывается эпоха.

Биограф не только описывает жизненный путь человека, но и анализирует его. В биографических справочниках и указателях в скобках после фамилии через тире даются обычно год рождения и смерти человека. Подчас промежуток между ними очень мал, как, например, у Д. Писарева, М.Лермонтова, Н. Рылеева, Н. Добролюбова, а иногда относительно велик (Л. Толстой, Б. Шоу). Вот этот промежуток между рождением и смертью и считают обычно жизненным путем человека.

Чтобы показать действительную судьбу человека, надо выяснить сущность его жизненного пути, установить зависимость этого пути от времени, от истории общества, народа, страны, определить границы свободного выбора, свободного жизнетворчества.

Ведь в любом случае, как видим, судьба связывалась и связывается ныне с тем, что не зависит от его свободного выбора, находится вне его. Значит, важно прежде всего понять, есть ли в жизненном пути человека нечто, не зависящее от него, если есть, то что же оно представляет собой и какие силы определяют не предусмотренные свободным волеизъявлением человека повороты в его жизненном пути? Только выяснив это, мы сможем проникнуть в тайны судьбы, постичь ее сущность.

Мы, читая биографии великих людей, правильно понимаем и оцениваем ошибки и заблуждения в творчестве собственной жизни. Однако судить о других всегда легче; гораздо труднее строить свою собственную жизнь. В том-то и дело, что каждому приходится обычно делать это самому, без всякой подсказки: ведь человек чаще всего не осознает, что каждодневно, ежечасно он творит свою жизнь. Кажущиеся ему незначительными, неважными, обычными, повседневными решения или поступки могут иметь далеко идущие последствия, о которых человек даже не догадывается. Подчас один поступок может изменить весь его жизненный путь.

Строить собственную жизнь несравненно труднее, чем запускать ракеты, возводить здания, прокладывать каналы. Людей, которые никогда не ошибаются в предвидении не только ближайших, но и отдаленных последствий собственных поступков, вероятно, не было, нет и не будет. Даже самый талантливый шахматист нередко ошибается в расчете последствий своего хода, а альтернативы жизни куда сложнее и менее предсказуемы, чем шахматная партия! Творчество собственной жизни оказывается, пожалуй, наиболее сложным из всех видов человеческого творчества, и сами жизненые пути людей так запутанны и извилисты...

Время, практика позволяют понять главное, существенное в событиях повседневной жизни и отделить его от второстепенного. Событие, от которого, как казалось еще вчера, зависит вся жизнь, сегодня оказывается ничтожным пустяком, а то, что мы считали пустяком, порой переворачивает всю жизнь. Размышляет ли человек над прожитой жизнью или воссоздает биографию другого человека, он отвлекается от мелкого, несущественного, отбирая важнейшие, определяющие ее вехи. Но именно от несущественного, а не от случайного, ибо, как мы увидим, случай может играть весьма существенную роль в жизни.

Что же такое жизненный путь?

Интересным является определение, предложенное А.В. Грибакиным, "... жизненный путь представляет собой творческий процесс поэтапного включения каждого человека в систему общественных отношений, последовательной смены способов жизнедеятельности, связанных с самореализацией и утверждением индивидов".

Этапы жизненного пути не всегда совпадают с возрастными периодами жизни людей. Если бы они и впрямь совпадали, то, собственно говоря, жизненные пути людей были бы одинаковы, ибо каждый человек проходит детство, юность, взрослые годы и доживает до старости (исключая, конечно, случаи преждевременной смерти).

По словам Ананьева Б. Г., "все возрасты человека существуют бок о бок, будучи распределены между различными индивидами".

Однако возраст это не единственная характеристика жизненного пути. Возраст можно представить как своеобразное "вертикальное" сечение жизненного пути человека. При этом его отрезки - детство, юность, зрелые годы, старость - различны, особенно, если люди принадлежат к противоположным классам и живут в разные исторические эпохи. Естественно, эти этапы проходят все, но каждый по-своему.

На возрастные параметры "накладываются" зависящие от них, но не совпадающие с ними социально значимые периоды человеческой жизни: подготовка к самостоятельной трудовой деятельности; трудовой путь человека и прекращение трудовой деятельности. Это деление не совпадает с возрастным. Например, молодой человек 16-17 лет, работающий на предприятии, по содержанию своей жизнедеятельности ближе к взрослому рабочему, чем к своему сверстнику - учащемуся, еще только готовящемуся к самостоятельному труду.

Сказанное позволяет определить жизненный путь человека как процесс поэтапного присвоения человеком (адекватного или неадекватного) общественных связей и отношений, ведущий к его развитию или деградации, к действительной самореализации или невозможности реализовать себя в какой-либо деятельности. Конечно, как и всякая дефиниция, это определение не раскрывает жизненный путь человека во всей его сложности и полноте, но оно выражает его суть и может стать, по нашему мнению, отправной точкой для дальнейшего анализа.

Трудовая деятельность - важнейший элемент жизненного пути человека, поэтому она и должна лежать в основе его характеристики. Особая важность труда в данном случае подчеркивается выделением специального понятия "трудовой путь человека". Трудовой путь, трудовая биография личности синтезирует пути развития человека и в других сферах общественной жизни, обладающих относительной самостоятельностью, которая определяется рядом причин. Во-первых, жизненный путь зависит от направленности личности. Исследования показывают, что у работников одной и той же бригады, цеха, лаборатории и т. д. эта направленность может быть различной. Во-вторых, у человека может хорошо сложиться трудовая жизнь, принося ему радость и удовлетворение, и в той или иной мере не получиться семейная жизнь. Иногда, наоборот, радости семейной жизни или успехи в художественной самодеятельности и спорте компенсируют неудовлетворенность трудовой деятельностью. Какая-то неравноценность этих сторон жизненного пути характерна, вероятно, для любого человека. Все зависит от объема и интенсивности личной жизни, от степени включенности социальных ролей в личную жизнь. Возрастные изменения также не одинаково сказываются на различных сторонах жизненного пути. Например, прекращение трудовой деятельности в связи с выходом на пенсию отнюдь не означает прекращение культурного развития.

В-третьих, нередко бывает так, что наибольшие успехи в самореализации личности связаны не с ее профессиональной, а именно с непрофессиональной деятельностью. Например, А. П. Бородин, гораздо полнее и с большей эффективностью реализовал себя как композитор, чем как ученый-химик; А.П. Чехов - как литератор, а не как врач. Естественно, модель жизненного пути можно признать для данной личности наиболее подходящей, если она включает гармоничное сочетание всех сфер жизнедеятельности, их взаимодополнение, успешную самореализацию личности во многих из них, удовлетворение полноты и богатства жизни в целом.

Таким образом, жизненный путь человека оказывается сложным переплетением возрастных периодов и периодов социальной деятельности.

В качестве таких критериев предлагается считать психологические изменения, происходящие при переходе в последующую возрастную группу, появление новых интересов, потребностей, переориентацию ценностных установок.

Эти изменения важны для оценки жизненного пути, они трудно поддаются эмпирическому анализу, ибо и сам человек чаще всего не может ответить, когда, как и благодаря чему произошли эти изменения.

Жизненный путь объединяет общественную, событийно-биографическую сторону его жизни со становлением и развитием его внутренней духовной жизни и прежде всего его мировоззрения.

Становление личности, формирование и развитие личностных социально значимых качеств - одна из важнейших характеристик жизненного пути. Но для жизненного пути немаловажное значение имеет и состояние здоровья человека на тех или иных этапах его жизни.

Жизненный путь человека в реальной действительности тесно связан с его образом жизни, ведь эти категории служат для анализа и описания его жизнедеятельности, индивидуальной человеческой жизни. Однако, если образ жизни представляет собой характеристику жизнедеятельности индивида в тот или иной период, то жизненный путь - это развитие человеческой жизни во времени, последовательное изменение образа жизни в связи с развитием самого человека, с изменением реальных условий его жизнедеятельности. Образ жизни человека может существенно меняться на разных этапах его пути.

В литературе нет единого мнения о том, что считать началом жизненного пути. Б. Г. Ананьев, например, полагал, что он начинается "много позже" рождения. В некоторых случаях началом признают поступление на работу, опуская весь период подготовки к деятельности. Такой взгляд представляется неточным. Социализация и индивидуализация ребенка начинается с раннего детства. Многое в формировании человека закладывается еще в этот период, А.Толстой говорил, что воспитывают ребенка до 5 лет, а дальше уже приходится его перевоспитывать. Биографы справедливо начинают описание жизненного пути с характеристики семьи и условий воспитания человека. Все это говорит в пользу того, что началом жизненного пути человека является раннее детство.

Путь каждого человека сложен и противоречив: в нем сочетаются необходимое и случайное, возможное и реализованное, общественно-историческое и лично-биографическое. Их сочетания сугубо индивидуальны, неповторимы у каждого индивида.

Ни возрастной, ни психологический подход к определению жизненного пути человека не может дать положительных результатов, если он не базируется на общесоциологическом анализе зависимости жизненного пути человека от объективных условий - от общественных отношений и определяемых ими границ свободы его активного жизнетворчества.

Жизненный путь индивидуален и неповторим у каждого человека. Но при всей его уникальности всегда есть и нечто общее в жизни всех представителей данного класса в одну и ту же эпоху: таким общим являются общественные события, которые никого не оставляют в стороне, общность коренных интересов и потребностей.

Героями биографических описаний обычно становятся выдающиеся люди - политические и общественные деятели, ученые, философы, люди искусства. Эта традиция утвердилась еще в античную эпоху. Биографическая литература долгое время была чуть ли не единственным источником (конечно, не считая памятников и документов), из которого мы черпаем знания о событиях давних лет. Действительно, нельзя правильно понять ни одну эпоху, не имея представления о ее великих людях, стоявших в центре наиболее знаменательных исторических событий. Биографии великих людей имеют неоценимое воспитательное значение для молодого поколения.

Такие портреты людей-символов определенного времени можно назвать социальными портретами. Одним из новых типов биографического исследования можно назвать автобиографическое описание человеком своего жизненного пути и его основных моментов.

(1859-1947) одним из первых попытался изобразить психическую эволюцию личности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности.
Карл Ясперс относит идеи Жане к так называемым теориям стадий, или уровней. Для подобных теорий характерно рассматривать психическую жизнь как целое, в рамках которого всякий элемент занимает свое место, а вся совокупность элементов структурирована в виде пирамиды. Вершина пирамиды представляет собой цель, или важнейшую витальную реальность. Связи между уровнями осуществляются через отношение целей и средств наличного бытия. "Жане трактует функции как нисходящий ряд. Вершине соответствует "функция действительного", выражающаяся в волевых актах, внимании и ощущении реальности момента. Ниже следует "незаинтересованная активность", далее - функция "воображения" (фантазия), далее - "висцеральная реакция чувства" и, наконец, "бесполезные соматические движения" (Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. С. 644).
Пьер Жане сформулировал положение о том, что первичным является реальное действие , производимое в условиях сотрудничества между людьми. В дальнейшем это действие из реального становится вербальным, а затем сокращается и переходит во внутренний план - план беззвучной речи, и наконец, превращается в умственное действие. Все внутренние операции - суть преобразованные внешние, совершаемые в ситуации сотрудничества.
В групповом акте сотрудничества имелся особый аспект, центрация на котором вела к выводу о том, что во взаимодействии индивидов присутствует не только социальный, но и психологический контекст. Он провозглашает принцип сотрудничества , согласно которому человеческое поведение строится не только на основе коллективных представлений, имеет мотивационный заряд и реализуется системой внешних и внутренних операций, но и включает в себя отношение между участниками сопряженной деятельности. Анализ категории "отношение" рассматривается им как особый аспект психической деятельности человека, который не может быть полностью раскрыт ни в категориях социологии, ни в терминах психологии образа-действия-мотива. Для обозначения новой реальности использовался термин "психосоциальное отношение". Жане развивает исторический подход к психике. Особо выделяя социальный уровень поведения и его производные - Воля - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения - за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">волю , память, Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">мышление . Самосознание развитие языка П. Жане связывает с развитием памяти и представлений о времени ().
Другую концепцию психологической эволюции личности предложила Шарлотта Бюлер (1893-1982). Жизненный путь личности раскрывался посредством решения ряда задач: 1) биолого-биографического исследования, или изучения объективных условий жизни; 2) изучения истории переживаний, становления и изменения ценностей, эволюции внутреннего мира человека; 3) анализа продуктов деятельности, истории творчества индивида в разных жизненных ситуациях.
Биологическое и культурное созревание, согласно Бюлер, не совпадают друг с другом. Связывая эти два процесса с особенностями протекания психических процессов, она выделяет две фазы переходного возраста - негативную и позитивную.
Негативная фаза начинается еще в допубертатный период и характеризуется беспокойством, тревогой, наличием диспропорций в физическом и психическом развитии, агрессивностью. У девочек период негативности продолжается от 2 до 9 месяцев (с 11 до 13 лет) и заканчивается началом менструаций, а у мальчиков - предел возрастных колебаний больше, он приходится на возраст 14-16 лет.
Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает переживать чувства любви, прекрасного, ощущения единения с природой, людьми, согласия с самим собой.
В познании внутреннего мира личности Ш. Бюлер отдает предпочтение биографическому методу, изучению дневников. Собрав свыше 1000 дневников, она обнаружила удивительное сходство между ними, в первую очередь имеющее отношение к затрагиваемым подростком темам, таким как чувство одиночества, интерес к себе, проблема времени, поиск идеала, жажда любви и др. Теории П. Жане и Ш. Бюлер относятся к эволюционно-генетическому подходу, в которых делается попытка проследить связь жизненного пути личности и возрастной периодизации, соотношение внешних и внутренних событий жизни.
Наиболее распространенным методом ранних теорий жизненного пути личности является биографический сбор материала. Исследователи с большой серьезностью относились к подобным эмпирическим процедурам, зная их достоинства и недостатки. "Недопустимо прилагать категории биографического подхода без разбора ко всему, что выявляется при анамнезе или исследовании. Биографический метод - это не объяснение, а род наблюдающего восприятия. Используя его, мы не обнаруживаем никаких новых факторов или веществ наподобие излучений или витаминов. Но он оказывает преобразующее воздействие на фундаментальные категории объяснения. Включение субъективного фактора в методологию исследования - это точка, в которой возникает сдвиг фундаментальных категорий" (Цит. по: Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. С. 812).
Данная методология основана на идее анализа единичных случаев, исследования уникальной природы человека, его неповторимости и не всегда предсказуемости. Как правило, метод анализа единичного случая, по крайней мере в экспериментальной психологии, подвергается пристрастной критической оценке. Она основывается на том, что Дедукция - (от лат. deductio - выведение) логический вывод в процессе мышления от общего к частному.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">дедуктивный вывод невозможно построить исходя из Индуктивная логика - (от лат. inductio - наведение) 1) логический вывод в процессе мышления от частного к общему; 2) переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">индуктивной логики , применяемой при изучении единичных историй жизни. Ясперс, обсуждая возможности применения биографического метода, предлагает рассматривать индивидуальную историю с точки зрения фундаментальных категорий истории жизни.
Такими категориями являются: сознание как средство обретения новых автоматизмов, построение личного мира и творчества, внезапные, вторгающиеся изменения и адаптация, кризисные ситуации и духовное развитие. Все предложенные категории даются в самой общей, философско-методологической интерпретации.
Ранние работы по проблеме эволюции жизни имели общие корни - они понимали развитие как эволюционный, строго заданный процесс, определяемый и внешними, и внутренними факторами; рассматривали развитие человеческой жизни, с одной стороны, как уникальный, с другой - как универсальный процесс. И единичное, и общее нередко представлялось как уже заранее заданное, предопределенное. "Жизнь человека структурируется благодаря его работе, деятельности по созданию собственного мира, творчеству. Жизнь человека, вплоть до самых глубинных основ детерминируется возможностями конструктивной деятельности в том мире, в котором этот человек растет. Широта его горизонтов, устойчивость его основ, испытываемые им потрясения - все это в целом имеет свой источник в мире, где данный индивид родился, и определяет меру его самосознания и содержание его экзистенциального опыта" (Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. С. 835).
В своей работе "Философские корни экспериментальной психологии" С.Л. Рубинштейн писал, что проникновение в психологию принципа эволюции сыграло для ее развития значительную роль. Во-первых, эволюционная теория "ввела в изучение психических явлений новую, очень плодотворную точку зрения, связывающую изучение психики и ее развития не только с физиологическими механизмами, но и с развитием организмов в процессе приспособления к среде" (), а во-вторых, привела к развитию генетической психологии, стимулируя работы в области фило- и Онтогенез - (от греч. on, ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение) индивидуальное развитие организма совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">онтогенеза .
С.Л. Рубинштейн - один из тех отечественных психологов, кто целенаправленно занимался проблемой жизненного пути личности. Он критически отнесся к эволюционной теории Ш. Бюлер, утверждая, вопреки ей, что жизненный путь - не есть простое развертывание плана жизни, заложенного в детстве. Это - социально детерминированный процесс, на каждом этапе которого возникают новообразования. При этом личность является активным участником этого процесса, и в любой момент может вмешаться в него. Именно в таком ключе, т.е. в плане постановки проблемы жизненного пути личности как процесса, детерминируемого социальными и субъектными переменными, в 30-е г. ХХ в. и была сформулирована задача исследования индивидуальной истории человека.

11.2. Проблема жизненного пути в работах С.Л.Рубинштейна

11.3. Пространство и время личности

Личность и ее развитие традиционно рассматривались на пересечении двух осей - времени и пространства. В отечественной литературе пространство идентифицируется с социальной действительностью, социальным пространством, предметной действительностью. По словам А.Г. Асмолова, человек становится личностью, если с помощью социальных групп включается в поток деятельностей и через их систему усваивает Экстериоризация - (от лат. exterior - внешний) переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. 2) Противоположность - интериоризация.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">экстериоризированные в человеческом мире значения.
Проблема пространства и его психологическая трактовка обсуждалась в работах С.Л. Рубинштейна. Он трактует ее как проблему бытия, мира и существования человека как действующего, воздействующего и взаимодействующего субъекта. Эта точка зрения, безусловно, отличается от позиции, высказанной А.Г. Асмоловым, поскольку допускает возможность организации жизненного пространства самой личностью. Последнее определяется способностью человека к установлению разнообразных отношений с другими людьми и их глубиной. Другой человек, отношения людей, их поступки как реальные "человеческие", а не "предметные" условия жизни - такова онтология человеческой жизни. Пространство личности определяется и ее свободой, умением выйти за пределы ситуации, раскрыть свою подлинную человеческую природу.
В связи с такой трактовкой пространства личности формулируются вопросы - свободы и несвободы личности, отношения Я-Другой, переживания состояния и чувства одиночества и др.
Проблема времени в философской и психологической литературе разработана более подробно. Решение кардинального для психологии вопроса о объективном и субъективном времени позволило в дальнейшем раскрыть временные аспекты психики, механизмы их действия - скорость, ритм, интенсивность.
В более широком контексте проблема времени жизни была решена в концепции личностной организации времени К.А. Абульхановой-Славской. Понятие личностного времени раскрывается в этой теории через категорию активности, которая выступает как способ организации времени жизни, как способ превращения потенциального времени развития личности в реальное время жизни (см. Хрестомат. 11.1).
Гипотетически предполагается, что личностное время имеет вариативно-типологический характер, и не может быть научно исследовано в терминах индивидуально-неповторимого, биографического времени.
Данная гипотеза проверялась в конкретных эмпирических исследованиях. Так, в работе В.И. Ковалева было выделено четыре типа регуляции времени. Основаниями для построения типологии были - характер регуляции времени и уровень активности.

  • Стихийно-обыденный тип регуляции времени характеризуется зависимостью от событий, ситуативностью, неумением организовать последовательность событий, отсутствием инициативы.
  • Функционально-действенный тип регуляции времени характеризуется активной организацией событий в определенной последовательности, умении регулировать этот процесс; инициатива возникает только актуально, отсутствует пролонгированная регуляция времени жизни - жизненная линия.
  • Созерцательный тип характеризуется пассивностью, отсутствием способности к организации времени; пролонгированные тенденции обнаруживаются только в сферах духовной и интеллектуальной деятельности.
  • Созидательно-преобразующий тип имеет такие свойства как пролонгированная организация времени, которая соотносится со смыслом жизни, с логикой общественных тенденций.

Только один из выделившихся типов, а именно последний, обладает способностью к целостной, пролонгированной регуляции и организации времени жизни. Он произвольно делит свою жизнь на периоды, этапы и относительно независим от событийного ряда. В этом смысле событийный подход (А.А. Кроник) не смог бы объяснить существующие индивидуальные различия в организации времени жизни.
Задача соотношения субъективного и объективного времени была сформулирована в исследовании Л.Ю. Кублицкене. Предметом анализа явилась взаимосвязь переживания времени, его осознания и его практической регуляции.

  • В результате были выделены пять режимов осуществления деятельности:
    • 1) оптимальный режим;
    • 2) неопределенный срок, при котором человек сам определяет общее время и срок завершения деятельности;
    • 3) лимит времени - напряженная работа в ограниченное время;
    • 4) избыток времени, т.е. времени заведомо больше, чем необходимо для выполнения задания;
    • 5) дефицит времени - недостаточное время.

В ходе исследования все режимы предъявлялись испытуемому, который должен быть выбрать один из пяти предложенных вариантов при ответе на следующие вопросы: "Как вы действуете обычно, реально?" и "Как нужно было бы действовать идеально?".

  • В результате исследования было выделено пять типов личностей:
    • Оптимальный - успешно работает во всех режимах, справляется во всеми временными задачами; способен к организации времени.
    • Дефицитный - сводит все возможные режимы к дефициту времени, поскольку именно в дефиците действует успешнее всего.
    • Спокойный - испытывает трудности при работе в дефиците времени. Стремится знать все заранее, планировать свои действия; дезорганизация поведения возникает при заданности времени извне.
    • Исполнительный - успешно действует во всех режимах, кроме временной неопределенности, во всех режимах с заданным сроком.
    • Тревожный - успешен при оптимальном сроке, неплохо работает в избытке, но избегает дефицитной ситуации.

Каждый человек, зная свои особенности организации времени, может либо избегать трудных для него временных режимов, либо совершенствовать свои временные возможности.
Типологический подход к времени жизни и ее организации дает возможность наиболее точно и дифференцированно классифицировать индивидуальные варианты временной регуляции жизненного пути личности.
В ряде исследований типологический подход к организации времени был осуществлен благодаря уже известной типологии К. Юнга. Это - исследование, проведенное Т.Н. Березиной.
К. Юнг выделил восемь типов личности. В качестве критериев для построения типологии были выбраны: 1) доминирующая психическая функция (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и 2) эго-направленность (Интроверсия - личностная характеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в 1910 г. и означающая дословно " onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">интроверсия или Экстраверсия - преимущественная направленность личности во вне, на окружающих людей, внешние явления, события.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">экстраверсия ).
Существовало мнение, что для представителей чувствующего типа свойственна ориентация на прошлое, мыслительного - на связь настоящего с прошлым и будущим, сенсорного - на настоящее, а интуитивного - на будущее.
В исследовании Т.Н. Березиной, выполненном под руководством К.А. Абульхановой-Славской, используется понятие трансспективы, предложенное В.И. Ковалевым. Трансспектива - такое психологическое образование, в котором органически объединяются, генерируются прошлое, настоящее и будущее личности. Это понятие обозначает обозрение индивидуумом течения собственной жизни в любом его направлении, на любом его этапе, сквозное видение прошлого и будущего в их взаимосвязи с настоящим и в настоящем.
Все многообразие трансспектив рассматривается в связи с личностными типами. Например, интуитивный интроверт оценивает прошлое, настоящее и будущее как отдельно представленные, не связанные друг с другом образы; мыслительный интроверт связывает образы прошлого, настоящего и будущего, причем будущее видится как более отдаленный от прошлого и настоящего отрезок времени жизни; ощущающий интроверт выделяет настоящее, а прошлое и будущее не определены и размыты и т.д.
Типологический подход к регуляции времени жизни имеет ряд преимуществ по сравнению с событийным (А.А. Кроник) и эволюционно-генетическим (Ш. Бюлер). Он дает возможность исследовать индивидуальные различия между людьми в организации времени и дифференцированно рассмотреть проблему временной или жизненной перспектив. С точки зрения этого подхода принято различать психологическую, личностную и жизненную перспективы.
Психологическая перспектива - способность человека сознательно предвидеть будущее, прогнозировать его. Различия в психологической перспективе связаны с ценностными ориентациями личности.
Личностная перспектива - способность предвидеть будущее и готовность к нему в настоящем, установка на будущее (готовность к трудностям, неопределенности и др.). Личностная перспектива - свойство личности, показатель ее зрелости, потенциала развития, сформировавшейся способности к организации времени.
Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения.
Рассматривая эволюционно-генетический и функционально-динамический подходы к проблеме жизненного пути личности и ее времени, следует остановиться и на событийном подходе А.А. Кроника, Е.И. Головахи.
С точки зрения событийного подхода анализ развития личности осуществляется в плоскости - прошлое-настоящее-будущее. Возраст человека рассматривается с четырех точек зрения, которые дают представление о разных характеристиках возраста: 1) хронологический (паспортный) возраст, 2) биологический (функциональный) возраст, 3) социальный (гражданский) возраст, 4) психологический (субъективно переживаемый) возраст.
Авторы соотносят решение проблемы психологического возраста с субъективным отношением к нему человека, с самооценкой возраста. Для проверки теоретических и эмпирических гипотез был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемым предлагалось представить, что им ничего не известно об их хронологическом возрасте, и назвать тот, который им субъективно подходит. Оказалось, что у 24% людей их собственная оценка совпала с хронологическим возрастом, 55% считали себя более молодыми, а 21% чувствовал себя старше. Выборка состояла из 83 человек (40 женщин и 43 мужчин). Было выделено специфическое влияние возрастного фактора на субъективную оценку возраста - чем старше человек, тем сильнее тенденция считать себя моложе своего возраста.
А.А. Кроник и Е.И. Головаха связали оценку времени жизни с оценкой личностью своих достижений (и их соответствие возрасту). В случае, когда уровень достижений опережает социальные ожидания, человек чувствует себя старше истинного возраста. Если же человек достиг меньшего, чем от него ждут, как ему кажется, в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе. Эксперимент, проведенный в группе людей 23-25 лет выявил, что холостые/незамужние молодые люди занижают свой возраст по сравнению с женатыми/замужними. Это, по-видимому, означает, что соответствующий семейный статус - вступление в брак и создание семьи определяет психологический возраст личности.
Время жизни личности - это и прожитые, по Кронику, годы и годы, которые предстоит прожить в будущем, поэтому психологический возраст следует оценивать по двум показателям: прожитым годам и предстоящим годам (так, если ожидаемая продолжительность жизни 70 лет, а самооценка возраста равна 35, то степень реализованности будет равна половине времени жизни).
В соответствии с событийным подходом восприятие человеком времени определяется числом и интенсивностью происходящих в жизни событий. Можно получить конкретный ответ, если задать человеку следующий вопрос: "Если все событийное содержание Вашей жизни принять за 100%, какой его процент уже реализован Вами?". События оцениваются не как объективные единицы жизни, а как значимые для человека субъективные составляющие.
Реализованность психологического времени осознается человеком в форме переживания внутреннего возраста, который называется психологическим возрастом личности.

  • Психологический возраст - характеристика индивидуальности человека; он измеряется с помощью внутренней системы отсчета.
  • Психологический возраст обратим - человек может как стареть, так и молодеть.
  • Психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной и др.).

Как мы смогли заметить, концепция С.Л. Рубинштейна вызвала серьезный научный интерес, который отразился на дальнейшем развитии основных положений психологии жизненного пути личности. Правда, преемственность идей Рубинштейна не всегда соблюдалась, поскольку последующие научные разработки осуществлялись в несовпадающих по своим методологическим и теоретическим положениям направлениях - в концепции личностной организации времени и в рамках событийного подхода. Каждая из этих теорий по-своему сформулировала задачи, связанные с решением фундаментальной проблемы жизненного пути личности, по-разному исследовала проблему личностного и психологического времени. Думается, что при всем этом обе школы остались открытыми для обмена мнений и проведения научных дискуссий.

Словарь терминов

  1. Жизненный путь
  2. Активность
  3. Инициатива
  4. Ответственность
  5. Психологическое время личности
  6. Социальная идентичность
  7. Функционально-динамический подход
  8. Событийный подход
  9. Эволюционно-генетический подход

Вопросы для самопроверки

  1. В чем вы видите недостатки эволюционно-генетического подхода к проблеме жизненного пути личности?
  2. Каковы основные признаки человека как субъекта жизни?
  3. В чем состоит различие между инициативной и ответственностью?
  4. Как Рубинштейн трактовал сознание, изучаемое в рамках проблемы жизненного пути личности?
  5. Каковы черты функционально-генетического подхода к проблеме времени личности?
  6. Как измеряется психологический возраст в событийном подходе к проблеме времени?

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 19-45.
  2. Абульханова К.А. Рубинштейн С.Л. - ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 13-27.
  3. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 248 с.
  4. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
  5. Анцыферова Л.И. Психологическая концепция Пьера Жане // Вопросы психологии, 1969. № 5.
  6. Анцыферова Л.И. психология формирования и развития личности // психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 207-213.
  7. Брушлинский А.В. психология субъекта и его деятельности // Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина М.: Инфра-М, 1999. С. 330-346.
  8. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского М., 2002. Гл. С. 9-34.
  9. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 246-256.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
  11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  12. Рубинштейн С.Л. Философские корни экспериментальной психологии // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. С. 67-89.
  13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 191 с.
  14. Сергиенко Е.А. Становление субъекта: неоконченная дискуссия // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 2. С. 114-120.
  15. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. 1056 с.

Темы курсовых работ и рефератов

  1. Развитие взглядов С.Л. Рубинштейна на проблему жизненного пути личности.
  2. Жизненный путь личности и проблема периодизации развития в глубинной психологии.
  3. Самоинтеграция личности в теории С.Л. Рубинштейна и интеграция всех противоположностей по К. Юнгу.
  4. Принцип детерминизма в концепции С.Л. Рубинштейна.
  5. Трагическое и комическое в жизни личности.
  6. Развитие представлений о личности в работах С.Л. Рубинштейна.