Болезни Военный билет Призыв

Как образуются деепричастия несовершенного. Деепричастие

Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.

Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.

Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.

Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами д ля стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.

Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголо в : сыпать – сыпля (допускается – сыпя ), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая (в художественном стиле речи можно встретить – страждя ), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.

Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня ). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.

К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жат ь (руку), пить, жат ь (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.

От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать – чешут – чеша ). Форма чеша не является грамматически правильной.

Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.

От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.

Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.

Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.

2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.

Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться - обернувшись ).

В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом , потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.

В ХIX–начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа ). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.

3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.

Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом вместо правильной формы положив с суффиксом .

Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов . В некоторых фразеологизмах мы можем встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце ). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голов у» или «положив руку на сердце ».

Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то ).

4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.

Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект , но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.

Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.

Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)

Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)

Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)

Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)

Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.

Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!

Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Деепричастие – это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая в себе признаки глагола и наречия.

К наречным свойствам деепричастий относятся:

1) неизменяемость и

2) синтаксическая функция обстоятельства образа действия, времени, причины, цели, условия или уступки.

Примыкая к глаголу, который в предложении выражает основное действие, деепричастие выражает второстепенное, сопутствующее действие, поэтому его нередко называют второстепенным сказуемым.

Как правило, деепричастия примыкают к личным формам глагола, но могут также сопровождать инфинитив и причастие:

Он пошел, пошатываясь и поддерживая голову ладонью левой руки… (М. Г.).

Неизъяснимо хорошо плыть по Волге, сидя на корме у руля (М. Г.).

Налево от него сидела стройная, румяная княжна-грузинка, не переставая улыбавшаяся (Л. Т.).

Деепричастия имеют следующие глагольные признаки:

1) образуются только от глаголов;

2) сохраняют ЛЗ производящего глагола;

3) сохраняют такие грамматические категории глагола, как вид, переходность, залог.

Однако следует отметить, что в русском языке не образуются деепричастия страдательного залога, поскольку деепричастие обозначает процессуальный признак субъекта, а глаголы страдательного залога – признак объекта:

радовать (ДЗ) – радуя (ДЗ)

умываться (ВЗ) – умываясь (ВЗ)

сидеть (незалог.) – сидя (незалог.).

4) как и глаголы, деепричастия сочетаются с наречиями и наречными сочетаниями, а также управляют существительными в косвенных падежах (быстро прочитать – быстро прочитав, вставать на рассвете – вставая на рассвете ).

2. Образование деепричастий

Как и глаголы, деепричастия бывают совершенного вида и несовершенного вида.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола настоящего времени при помощи суффикса –а (-я): моргают – моргая, ворчат – ворча.

Не образуют деепричастий несовершенного вида следующие группы глаголов:

1) глаголы с односложной основой на –а в инфинитиве (звать, рвать, ждать, ржать ). исключение: мчать – мча, мчаться – мчась;

2) глаголы с односложной основой на –и (бить, лить, шить );

3) непродуктивные глаголы с суффиксом длительности –ну- (вянуть, сохнуть, вязнуть );

4) глаголы на –чь в неопределенной форме, с основой настоящего времени на –г, к, х (печь, стричь, стеречь );

5) глаголы с основой настоящего времени, оканчивающейся на шипящий (вязать, резать, писать, махать );

6) глаголы, основа настоящего времени которых состоит только из согласных (жнут, мнут );

7) глаголы жаждать, лезть, ехать, петь, гнить, стыть ;

8) безличные глаголы типа светает, моросит.

если глагол имеет суффикс –ва-, то деепричастие несовершенного вида образуется от основы инфинитива, а не настоящего времени (создавать – создают - создавая ).

Глагол быть образует деепричастие при помощи суффикса –учи (будучи ). Формы других деепричастий с суффиксом –учи характеризуются народно-поэтической окраской:

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая поднимается (Л.).

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов –в, -вши (после гласного), -ши (после согласного): заскочить – заскочив, исчезнуть – исчезнувши, вырасти – выросши.

Суффикс –вши является малоупотребительным; он является обязательным лишь у деепричастий с постфиксом –ся (возвратившись, засмеявшись, насмотревшись ).

Непродуктивные глаголы с суффиксом –ну- и глаголы на –ере(ть) образуют параллельные формы деепричастий от основ инфинитива и прошедшего времени(высохнуть – высохнув, высохнувши, высох - высохши ).

Существует группа глаголов (с основой на согласный, кроме –г, к, х; глаголы на -ить), от которых деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффикса –а (-я), который присоединяется к основе простого будущего времени (прочтут – прочтя (прочитав), простятся – простясь (простившись) ).

Двувидовые глаголы имеют по два деепричастия: с суффиксом –а (-я) для выражения значения несовершенного вида и суффиксом –в для выражения значения совершенного вида (атаковать – атаковав, атакуя; исследовать – исследовав, исследуя ).

Как трудно бывает школьникам, изучающим курс русской морфологии. Наш язык настолько разнообразен и порой сложен, что не каждому под силу его одолеть.

Например, деепричастие совершенного вида часто путают с причастием. Как запомнить раз и навсегда их особенности и отличия, рассмотрим далее.

Определение деепричастия

Для того чтобы верно определить, какая часть речи перед нами, необходимо знать о каждой самую основную информацию. Для начала нужно выяснить, на какие они отвечают вопросы. Деепричастия, например, с одной стороны очень похожи на глаголы (от них они и образуются), а потому имеют подобные с ними вопросы: «что делая», «что сделав». А с другой стороны, их нередко путают с наречиями. Как и они, деепричастия могут отвечать на вопрос «как».

Например: Спортсмен бежал, не оглядываясь . К этому слову можно задать одновременно два вопроса: бежал «как» и «что делая». Это объясняется происхождением деепричастий: они одновременно взяли признаки у наречия и глагола.

Если говорить о грамматическом значении, то здесь все несложно. Будучи похожими на глаголы, они тоже обозначают действие какого-либо предмета, но только не основное, а добавочное.

Например: Мама поливала цветы, напевая песню .

Главное, что делала мама - занималась поливом цветов. Но при этом она еще и пела. Однако это не главное, а второстепенное действие, которое она делала.

Виды

Все деепричастия во многом схожи со своим собратом - причастием. Оба они имеют сходные с глаголом Первые принято делить на Вспомним, что вид - это тоже глагольный признак.

Совершенный вид отвечает на вопросы, начинающиеся с буквы «С»: что Сделать? «уйти» (глагол), Что Сделавший? «прилетевший» (причастие), что Сделав? «покушав» (деепричастие).

Все они имеют значение уже законченного действия.

Несовершенный вид имеет противоположное значение - действие еще продолжается, отражается процессуальность. У глаголов - что делает? «гуляет», что делал? «рисовал», у причастий - что делающий? «решающий», деепричастие - что делая? «играя».

Как видим, у всех этих трех частей речи очень сходные вопросы.

Виды деепричастий отличаются по значению. Но их легко запомнить, достаточно задать вопрос и определить в нем наличие начальной буквы «С». Если перед нами деепричастие совершенного вида, вы без труда его отличите.

Суффиксы

Как известно, каждая часть речи имеет свои особенности в словообразовании. Деепричастие, как и наречие, никогда не будет изменяться, не имеет окончаний, зато активно образует новые слова с помощью суффиксов.

Они, в свою очередь, будут зависеть от вида.

Деепричастие совершенного вида будут образовываться от:

  • Глаголов, которые стоят в прошедшем времени. К ним прибавляются суффиксы «в», «ши», «вши». Например: Собравшись в стаю, птицы полетели на юг. Написав письмо, я отнес его на почту. Принесши мне палку, пес ждал продолжения игры.
  • Глаголов, находящихся в будущем времени. К таким формам присоединяются суффиксы «а» или «я». Например: Прочтя газету, отец вышел из комнаты.

Несовершенный вид причастий имеет немного иное формообразование:

  • Глаголы, находящиеся в настоящем времени плюс суффиксы «а», «я». Например: Гуляя в парке, мы любовались красотой природы. Я прогуливался по городу не спеша.

Стоит запомнить, что деепричастие совершенного вида не могут образовываться от таких глаголов, которые оканчиваются на «-чь»: печь, беречь; «-нуть»: прыгнуть, прибегнуть, пахнуть, а также если основа глагола будет заканчиваться на шипящий: пишу, ношу, вяжу.

Разбор деепричастия

Зная все признаки каждой из частей речи, можно приступать к их анализу.

Разберем его в следующем предложении: Выполняя домашнюю работу, будь внимателен.

Выполняя - деепричастие.

1. Значение - добавочное действие, поскольку отвечает на вопрос «что делая?»

2. Нач.форма: что делать? Выполнять (глагол, который его образует)

3. Постоянные признаки:

  • Неизменяемость (у него нет окончаний)
  • Вид (определяем по образовавшему его глаголу) - несовершенный

4. Синтаксическая функция - обстоятельство. Входит в состав причастного оборота.

Воспользовавшись нашими советами, а также примером разбора, вы легко сможете отличать деепричастия от других частей речи. Главное, тщательно разобраться в в правилах и неукоснительно следовать им.

Презентация содержит задания, по результатам выполнения которых заполняется рабочий лист (есть в презентации). Веселый смалик означает выполненное без ошибок задание, задумавшийся смалик - были допущены ошибки, а грустный - с заданием не справился. Презентация содержит пять заданий + теоретический материал. По итогам рабочего листа учащийся самостоятельно формирует себе отметку за урок. Если больше улыбающихся смайликов - "5", задумавшихся - "4", грустных - "3". "2" - получает учащийся, который не выполнил ни одного задания. Данный рабочий лист может примняться на любом уроке, по любому предмету. Количество заданий сожет менятся. В данной презентации также предлагается обмен тетрадями с напарником, в конце урока отметку сначала ставит напрник, а затем ребенок на основании его отметки формирует свою.

Просмотр содержимого документа
«Деепричастия совершенного и несовершенного вида»


Повторим

  • 1. Что такое деепричастие?
  • 2. Признаки каких частей речи включает в себя деепричастие?
  • 3. Какие признаки деепричастие взяло у наречия?
  • 4. Какие признаки деепричастие взяло у глагола?
  • 5. Что такое деепричастный оборот?
  • 6. Как пишется деепричастие с отрицательной частицей НЕ?

Сформулируем тему урока

Улыбаясь Улыбнувшись


Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Несовершенный вид обозначает незаконченное добавочное действие и отвечает на вопрос «что делая?»

Совершенный вид обозначает, что действие уже совершено, и отвечает на вопрос «что сделав?»


Глаголы

несовершенного вида

Суффикс деепричастий несовершенного вида

гляд ят

-а (-я)

Деепричастия несовершенного вида

крич ат

гляд я

улыба ют ся

крич а

улыба я сь


Глаголы совершенного вида

Суффиксы деепричастий совершенного вида

выскочи ть

Деепричастия совершенного вида

-в, -вши

испечь

прищур ят ся

замахну ть ся

выскочи в

-а,(-я)

выскочи вши

испёк ши

замахну вши сь

прищур я сь


Рабочий лист

Задание №

Итого:


Задание №1 Выборочно – распределительный диктант

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

  • Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая, погрузившись в раздумья.
  • с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам.

Ключ (обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга)

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

пригорюнившись

отражаясь

убежав

качая

устремив

облетая

погрузившись

ощущая

прислушиваясь


Задание №2

Замените глаголы деепричастиями несовершенного вида, если это возможно.

Производить гребки правой и левой рукой, отталкиваться от стенки бассейна, плавать без заметной усталости, выполнять движения в воде, ждать сигнала, держаться горизонтально, приближаться к финишу, показываться над водой, лить воду.

-С помощью каких суффиксов образовали деепричастия несовершенного вида?

-От каких глаголов не образовали деепричастия?

Обменяйтесь тетрадями.


Задание № 3 Викторина

Вставить недостающее деепричастие с зависимыми словами, назвать автора, произведение, определить вид деепричастия.

Буря мглою небо кроет, _________________ …


Ключ

Обменяйтесь тетрадями

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…

(А. С. Пушкин «Зимний вечер»),

крутя – деепричастие несовершенного вида


Задание №4

Найдите деепричастия, выпишите, укажите их вид.

Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд».


Ключ. Обменяйтесь тетрадями

  • Рыдая – несовершенный вид
  • Проснувшись – совершенный вид

Задание №5 Выпишите деепричастия несовершенного и совершенного вида. Выделите суффикс.

  • В государстве ромашек, у края, где ручей, задыхаясь, поёт,

пролежал бы всю ночь до утра я, запрокинув лицо в небосвод.

  • Яков помолчал, взглянул кругом и, глубоко вздохнув, запел.
  • У этого дома по тропке бродил я, не чувствуя ног.
  • Вот ветер, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница зима.
  • Каштанка, поцарапав дверь, налегла на неё грудью, отворила и

тотчас же почувствовала странный запах.


Ключ. Обменяйтесь тетрадями.

  • Задыхаясь – несовершенный вид
  • Запрокинув – совершенный вид
  • Вздохнув– совершенный вид
  • Не чувствуя – несовершенный вид
  • Нагоняя – несовершенный вид
  • Поцарапав – совершенный вид

Выставление отметок

Сначала сосед по парте ставит Вам отметку, затем Вы на основании самооценки и оценки напарника определяете итоговую отметку.


Подведем итоги

  • О чём мы сегодня говорили?
  • Что нового узнали?
  • Какие суффиксы имеют деепричастия совершенного и несовершенного вида?