Болезни Военный билет Призыв

Как называется трущобы в индии. Трущобы Мумбаи: особенности и секреты. Страна контрастов - роскошь и трущобы

Для большинства индийских городов трущобы являются обязательным атрибутом и смотрятся весьма гармонично. Мумбай является крупным и успешным мегаполисом, так что и размер трущоб в нем полностью соответствует размеру города. Многие туристы имеют стандартное заблуждение и считают что в индийских трущобах обязательно должны жить очень аморальные личности и прочие деструктивные граждане - это не так.

Совсем недавно, мумбайский район трущоб Дхарави считался самым большим районом трущоб во всей Юго-Восточной Азии. И действительно, район площадь которого равна 217 га., а население варьируется от 1 000 000 до 3 000 000 человек (из-за постоянной миграции, сложно там всех посчитать) долгое время занимал пальму первенства среди трущобных агломераций на планете Земля.

История мумбайских трущоб Дхарави

Трущобы в Мумбае, как и во всей Индии - это еще одно западное изобретение, которое отлично прижилось в Индии и обрело свою уникальную форму. Всем известный факт, заключается в том что с приходом промышленной революции в Европе и Америке, людские массы стали перебираться из деревень в города, дабы обрести вожделенное финансовое благополучие и не помереть с голоду. Появившиеся толпы бездомных искателей лучшей доли нужно было где-то селить, но так как большинство из них были откровенными пролетариями, то и апартаменты они себе искали пролетарские, таким образом, в каждом большом городе появились трущобно-пролетарские гетто, многие из которых прекрасно себя чувствуют и по сей день.

В Мумбае была похожая история. Современный Мумбай построен на нескольких островах (прямо как Санкт-Петербург), но в XVIII веке множество островов были еще сами по себе, да и жителей в Мумбае было намного меньше чем сейчас. Мумбай рос и требовал больше дешевой рабочей силы, уже к XIX веку население города перевалило отметку 500 000 человек, в то время в Лондоне жило всего 50 000 человек.

Вновь приехавшие крестьяне стали селиться где попало, а не только в рыбацкой деревне Коливадас на острове (на котором сейчас находятся трущобы Дхарави), вскоре рыбацкая деревня, как и сама рыбная ловля стала неактуальной и на ее месте начал расти (пока еще потихоньку) район трущоб Дхарави. Тогдашних владельцев Индии - англичан, особо не волновало что твориться в районе Дхарави (это было за пределами города), в то время как европейская часть Мумбая строилась по архитектурным планам и подобию европейских городов, трущобные районы Мумбая и окрестностей имели полную свободу действий.

К слову сказать, район трущоб Дхарави, был не единственным местом проживания мумбайской бедноты, беднота компактно проживала во многих районах города, но пришло время перемен, а вернее время эпидемии бубонной чумы, которая значительно снизила поголовье жителей города. Санитарные условия в местах компактного проживания мумбайской дешевой рабочей (а селились они всюду) силы вызывали сильное беспокойство у англичан, нужно было срочно локализовать стихийные поселения и как-то упорядочить этот процесс. Было принято решение переселить всех работяг в одно очень отдаленное место города, а именно в район трущоб Дхарави. Именно тогда, район трущоб Дхарави зажил полной жизнью и с каждым годом становился все краше. Так и появился район трущеб Дхарави, который прекрасно сохранился до сегодняшнего дня.

Правительство города имеет большой интерес на огромный кусок земли в самом дорогом городе Индии, на котором стоят лачуги и возможно совсем скоро у всех жителей трущоб Дхарави появятся все шансы быть выкинутыми на улицу, как это произошло с похожими трущобами в Дели. Конечно, правительство имеет красивые планы по переселению бедняков в комфортабельные апартаменты, но такой исход вызывает улыбку у всех, включая тех кто выдумал подобный план.

Жители мумбайских трущоб Дхарави

Будет неверным говорить, что трущобы Дхарави - это место жительства нелюдей и прочей непотребной публики, тут лучше подходит выражение «Трущобы Дхарави - это город в городе». И действительно, тут есть и вновь понаехавшие со всей необъятной Индии на заработки молодые мужчины, которые могут арендовать комнату размером в 10 м2 за 3 доллара США на месяц, в то время как Мумбай считается самым дорогим городом Индии. В трущобах Дхарави есть и настоящие большие индийские семьи, которые проживают на этой территории с самого начала строительства трущоб.

Трущобные жители Мумбая стараются жить полной жизнью и ни в чем не отставать от жителей другого Мумбая, тут есть свои школы (как государственные, так и частные), есть даже район для плотских утех, в котором за 2 доллара США можно поближе познакомиться с индийскими девушками, парнями, также есть выбор для самых продвинутых - это знакомство с хиджрой (так называемый третий пол, трансвеститы).

Экономика мумбайских трущоб Дхарави

Цивильные туристы удивляются, когда узнают какие суммы крутятся в трущобах Дхарави, на сегодняшний день товарооборот составляет 650 миллионов долларов в год, а средний доход трущобного жителя равняется 500 долларам в месяц (тут нужно понимать, что человек работающий прислугой будет иметь месячный доход в 50 баксов, а владелец небольшого предприятия по переработке мусора 5 000 долларов и т.д.).

В трущобах шьют одежду, делают керамические лампы и горшки, пекут хлеб для городских кафе, на небольших полях выращивают всякие овощи, которые тоже пойдут на столы горожан. Есть вероятность, что футболка в которой вы сейчас сидите перед монитором, приобретенная в одном из супермаркетов вашего города произведена именно в этих трущобах.

Район трущоб Дхарави условно делиться на разные зоны, по месту проживания специалистов разных специальностей, кожевники, сортировщики мусора, торговцы и т.д. Мусульмане и индусы также имеют разный ареал в районе трущоб Дхарави.

Туристы и экскурсия в трущобы Дхарави

Благодаря известному фильму: «Миллионер из трущоб», который снимали в трущобах Дхарави, туристы потянулись увидеть все своими глазами, окунуться в настоящую индийскую атмосферу, пройтись по огромной трубе, которую жители используют вместо дороги, увидеть все эти домики и т.д.

Многие туристы берут экскурсии и едут в трущобы Дхарави как в человеческий зоопарк (насколько это гуманно, пусть каждый решает сам). Заплатив приличную сумму, турист ждет некое сафари, где вместо диких животных люди, но приехав в трущобы Дхарави видит перед собой таких же людей. Тут действительно антисанитария, бедность, проблемы с питьевой водой и один туалет на тысячу комнат - такие условия жизни вряд ли можно назвать приятными, но местные жители остаются людьми.

На наш взгляд (привыкших к своей уютной ипотечной квартирке на втором этаже и стоянии в пробкам на кредитном форд фокусе), чудовищные условия жизни, не делают людей несчастными. В чумазых дворах бегают и веселятся неумытые дети, женщины в ярких сари сидят на крылечках и обсуждают свои домашние радости, а мужчины пьют масала-чай (а не водку) и играют в шахматы.

Вопреки всему, жители трущоб Дхарави не выглядят озлобленными, а напротив, они кажутся вежливыми и открытыми. Загляните к кому-нибудь в гости (вас с радостью пустят в дом) и сами посмотрите на быт жителей, как правило, внутри жилица, очень бедно, очень тесно, но вполне чисто.

Часть туристов, побывавших в районе мумбайских трущоб Дхарави, переосмысливает многое и в том числе свое отношение к комфорту и друг к другу. Ведь в перенаселенных трущобах Дхарави местные жители улыбаются друг другу при встрече, обходятся друг с другом вежливо и бережно. Ужасные бытовые условия отходят на второй план, а на первом месте - человеческие отношения, вместо бесконечного подсчета ден. знаков и прочей современной мишуры.

Но остаются и те туристы, которые искренне желают все спалить напалмом в надежде облегчить жизнь несчастным индийцам. Нужна ли вам такая экскурсия - решайте сами.

2017-11-10 19:07:11

Миллионы людей умудряются существовать здесь в халупах из пластика, снимаемых за 300 рублей в месяц, при этом сохраняя оптимизм и отличное настроение. Вот тут призадумаешься: не слишком ли часто мы жалуемся на жизнь?


Смотреть все фото в галерее

Всего в индийском мегаполисе Мумбаи (до 1995 года - Бомбей) проживает 21 миллион 300 тысяч человек, из них примерно 40 процентов - именно в таких «квартирах», как на фотографиях. Странно, но и во мраке трущоб существует разница между обитателями. Самые бедные просто ставят на земле палатку, ютясь там десятилетиями: даже в период сезона дождей, когда город заливает море воды с небес. «Домик» из пластика стоит в аренду 330 рупий (300 рублей) в месяц: просто крыша над головой - никаких условий. Туалет - в ближайшей сточной канаве или на помойке, мыться - окунайтесь в загрязнённое отходами от кораблей море. Каменная «клетушка» посреди гор мусора, не протекающая в ливень - жильё для богатых, тут уже надо выложить 3000 рупий.


Поселения похожи друг на друга, как близнецы… десятки таких районов разбросаны по всему Мумбаи.


27-летний Мохаммад Гуджарати, протискиваясь между верёвок с бельём, показывает мне свой «дом». Жилищем это можно назвать только с жуткой натяжкой: раскисший от дождей земляной пол, внутри старый матрас, стены и крыша из квадратных кусков пластмассы обтянуты синим целлофаном, чтобы на голову не лилась вода. Мохаммад живёт тут вместе с женой 5 лет — в пластиковой халупе у него родились двое детей. «Холодов в Мумбаи не бывает, лето круглый год, тёплые вещи не нужны, — радостно сообщает он. — Помыться можно в море, еду готовим во дворе». Он работает на одном из подпольных предприятий в трущобах, где шьют джинсы — подделки известных брендов, и получает 2500 рупий (примерно 2250 руб.), из которых 330 рупий (300 руб.) ежемесячно отдаёт за так называемую «квартиру». «Как видите, я живу отлично». — «Отлично?!» — «Ну да, а что вас удивляет?» Признаюсь честно — меня поразил «позитив» обитателей трущоб Мумбаи. Почти все, кого я опросил, несмотря на нищету, считают себя счастливыми. Интересно почему?

Жизнь в целлофане.


Не всем «трущобникам» везёт, как Мохаммаду, ведь в его «хоромах» проживают всего 4 человека. Средняя площадь пластиковой клетушки в Дхарави (там, где снимали блокбастер «Миллионер из трущоб») — 102 м, и порой внутри теснятся 10-15 (!) человек — родители, дети, бабушки, дедушки. Жизнь проходит на улице, домой приходят исключительно спать. Когда семья большая, подрост­ков в 16 лет выселяют наружу: гуляй там в сезон дождей под куском целлофана, пока не найдёшь работу и не арендуешь своё жильё… в общем, взрослеют в Дхарави рано. В трущобах существуют и свои олигархи — по подсчётам властей, среди гор мусора и полусгнивших отходов работают 13 000 однокомнатных «фабрик» и 5000 (!) нелегальных цехов, штампующих кроссовки, одежду, кожаные аксессуары.


«Вот эту «Шанель» делал лично я, — 17-летний «кустарь» Хамид показывает на лежащую в углу чёрную сумочку из мягкой козь­ей кожи. — По утрам появляются оптовики и всё забирают. Кстати, из России бизнесмены тоже приезжают — наша продукция у вас хорошо продаётся в самых лучших магазинах Москвы и этого… Петербурга». Я представляю, как российская модница покупает за безумные деньги в бутике «Шанель» сумочку, произведённую рядом с огромной помойкой руками трудолюбивого Хамида, и мне становится весело.

«А на что жаловаться?!»


В трущобах живут 40% от 21-миллионного населения Мумбаи: 60% индусов, 30% мусульман и остальные христиане. «Дома» кроме уже упомянутого пластика часто лепят из брезента, тряпок (!) и фанеры. Не поверите, но такие халупы бывают даже многоэтажными, настраиваются одна на другую. К постоянному запаху гнили и тухлых яиц привыкают через неделю, больше не замечая его. Районы трущоб — мусорная свалка, любые отходы сбрасывают в гигантскую канаву, которая когда-то была рекой, или просто отгребают немного подальше от хижин. Остатки еды, пластиковые пакеты, очистки годами затем валяются у стен и разлагаются на солнце. Среди «улиц» (то есть в проходах между трущобами) течёт нечто вроде арыков — туда справляют нужду (прямо на людях, не стесняясь). Из-за готовки пищи на кострах постоянно вспыхивают пожары с большим числом жертв. Господи, как вообще можно здесь выжить?


— Я не вижу причин жаловаться — ах, какой я страдалец, — усмехается обитатель трущоб Вишну Капур. — Я не умираю с голоду, хватает еды на каждый день, я одет и даже скопил на мобильный телефон (он показывает кнопочную китайскую дешёвку). Моя меня любит, а дети считают образцом для подражания. Совсем нет долгов — ибо какой банк сойдёт с ума, чтобы выдать мне кредит? Я вегетарианец, не пью и не курю. Конечно, я хочу лучшей жизни — а кто не хочет? Но понимаю — для этого нужно много работать, ничего с неба не свалится. Я не ворую, оправдывая себя своей бедностью, стараюсь хорошо заработать. Через пару лет планирую переехать в каменное жильё.

Уснуть под поездом.


Я нигде не видел столько улыбок, как в мумбайских трущо­бах. Люди просто светятся. В хижинах очень чисто, всё вымыто и выметено. Жители трущоб обязательно моются (запахов немытого тела нет), прямо на ходу чистят зубы, девушки одеты в нарядные выстиранные платья и сари. Фотоаппарат, конечно, их в восторг не приводит — могут и выругаться, и камнем кинуть. «После успеха «Миллионера из трущоб» к нам стали ежедневно водить туристические группы, — недовольно рассказывает мой сопровождающий. — Приезжают богатые люди, ходят и смотрят на нас, как на животных в зоопарке, фотографируют без разрешения — извините, им тут не сафари в Африке». Меня приглашают в комнатку в трущобах, кладут угощение: чуть варёного риса и кусочек лепёшки с соусом — я пробую, чтобы не обидеть хозяев. Владелец жилища объясняет структуру здешних семей — мужчины зарабатывают деньги, а женщины занимаются домашним уютом и деть­ми. «Если мужик не работает, значит, это не мужик, — сурово подытоживает пожилой глава семейства. — У нас лентяи не задерживаются».


В Мумбаи имеется специальная трущоба, называемая Дхоби Гхат, — приют для 700 семей, стирающих бельё для всего города, чаще всего руками. В основном прачками становятся «неприкасаемые» из низшей касты. Но и там я встретил весьма довольных граждан. «Какие у меня планы? — удивляется 12-летний Радж. — Конечно, продолжить бизнес своего папы. Я уже сейчас помогаю ему сушить бельё». Отец обнимает мальчика и обращается ко мне: «Когда я был маленький, знал, чем буду заниматься и что у меня будет любимая работа. Это, разумеется, круто — сидеть в офисах под кондиционером, но кто же тогда станет обеспечивать людей чистыми простынями?»


…через пятнадцать-двадцать лет с рук слезает кожа.


Вечером в трущобы слетаются тучи комаров — мудрые индийцы защищаются от них, натерев кожу апельсиновыми или лимонными корками. Многие дома расположены прямо у моря (случись шторм — смоет) или вокруг железной дороги: грохот поезда не мешает спать, рядом с рельсами играют дети. У нас бытует популярное мнение: дескать, в России живут хуже всех. Тот, кто это говорит, ничего не знает о плохой жизни. Разумеется, следует всегда равняться на лучшее, а не на худшее. Но именно в трущобах Мумбаи приходит осознание: вполне можно быть счастливым и без богатства.


У многих жителей России имеются сложности — кредиты, проблемы на работе, разборки дома. Хоть на один день забудьте о них. Крепко поцелуйте любимого человека. Обнимите родителей. Поиграйте с детьми. И вы поймёте — ваша жизнь вовсе не так плоха, как она сейчас кажется.

Трущобы - один из главных туристически символов Бомбея. Во-многом благодаря фильму: «Миллионер из трущоб», который снимали здесь. Помните огромную трубу, которую жители использовали вместо дороги, все эти домики и т.д.? Вот это все Бомбей.

Скоро, кстати, этого символа может и не стать. Трущобы сейчас реконструируют, на месте муравейника ветхих домиков появляются многоэтажки, а вместо узких лабиринтов улиц эстакады и широкие дороги

Самая знаменитая и большая трущоба Бомбея — Дхарави. Одно время она была самой большой трущобой в мире, потом в Азии, но времена меняются и теперь это просто очень большая трущоба. Сколько тут живет народу — никто не знает. Одни говорят миллион, другие три. Площадь района всего 215 гектаров. Здесь расположены производства, школы, больницы, склады и, конечно, тысячи лачуг. Средняя площадь домика здесь — 10 квадратных метров. На этой площади часто умещается большая индийская семья, иногда до 15 человек

01. Начнем с самых низов. Беднейшие жители Бомбея живут в палатках. Палатки строят около моря или совсем близко к железным дорогам, там, где нельзя возвести нормальные домики. Здесь же готовят, здесь же выбрасывают мусор и моют посуду.

02. Жизнь таких палаток недолгая, их сносит ветром, они сгорают, когда жители пытаются согреться холодной ночью.

03. Местами можно встретить целые кварталы и тряпок, и брезента, и фанеры.

04. Внутренний дворик в одном из кварталов таких трущоб

05. Местные жители

06. Несмотря на грязь вокруг, сами жители стараются следить за собой, одежда чистая, все регулярно моются, девушки наряжаются. Встреть их в другом месте, даже не подумаешь, что они могут жить в палатках среди помойки.

07. Также стараются поддерживать чистоту в самих жилищах и проходах между ними

08. Стирка

10. Основной тип бомбейских трущоб — это вот такие многоэтажные домики из металлических листов и фанеры. Начинается все с одноэтажных домиков, а потом растет вверх. а встречаются и 10-этажные трущобы!

11. Слева один из кварталов

13. Разобраться в этих домиках невозможно. Где заканчивается один и начинается другой никто не знает. Конечно, здесь нет никаких адресов и ни на одной карте мира нет этих домов.

14. Такие трущобы ужасно живописны!

16. Жители

17. Давайте зайдем внутрь. Узкие проходы, где иногда сложно разминутся двум людям. Солнечный свет сюда почти не попадает. Многочисленные лесенки, которые ведут на верхние этажи.

18. Вход в одно из жилищ. Жилище здесь — это фактически спальня-гостиная. Едят, готовят, справляют нужду на улице.

19 Внутри самих трущоб текут канавки с водой, куда обычно сливают отходы. Дети гадят прямо в эти канавки.

20. Малую нужду справляют где придется

21. Еще один тип трущоб — вдоль железных дорог.

22. Строят их в непосредственной близости от железной дороги.

23. Идет индийский поезд

24. Жители трущоб разбегаются с рельс. Интересно, ведет ли кто-нибудь статистику, сколько людей погибает тут под колесами поезда?

25. Рельсы часто используют как единственную дорогу, по которой можно выйти из муравейника трущоб.

26. На рельсах играют дети

28. Окраина трущоб и знаменитая большая труба

29. Смотрите, как уютно!

30. Один из дворов

31. Белый дом.

32. Некоторые трущобы расположились на берегу рек и каналов. В обычных города близость реки или берег моря скорее является плюсом. В Индии все наоборот. В реки сваливают мусор, пляжи используют как большой туалет, так что на берегах живут самые бедные слои общества.

33. Иногда реки не видно, так как все завалено мусором.

34. Обратите внимание, что мусор тут выбрасывают прямо из задней двери одного из домов. То есть, люди могли жить на берегу канала, но они решили жить около смердящей помойки

35. Это тоже канал, полностью заваленный мусором. Где-то там внизу течет вода… Мусор разлагается и гниет, вонь ужасная.

36. Вот так!

37. Но людям нравится

39. Вот такой житель. Обезьянка оказалась злой и чуть меня не сожрала!

40. Давайте заглянем внутрь жилища. Как видите, там очень чисто.

42. Гостиная

44. В некоторых домиках располагаются предприятия по пошиву одежды или приготовлению еды. Может быть где-то здесь шьют ваши любимые джинсы!

45. Сейчас трущобы активно застраиваются. На месте ветхих домиков строят многоэтажные дома, вместо узких проходов делают эстакады. Так что, скоро знаменитые трущобы Бомбея увидеть вы сможете только на стары фотографиях.

47. Обязательно погуляйте здесь

48. Не пожалеете.

49. Я плохого не посоветую.

51. Завтра Бомбей будет таким!

May 27th, 2012

Привет! Я Глеб Кузнецов, мне 26 лет, когда-то я жил в Москве, но было это до того, как я отправился в путешествие из Индии в Аргентину. Сегодня я хочу рассказать об одном своем дне, проведенном в индийском городе Мумбаи, который однако же известен на весь мир под своим прежним именем Бомбей благодаря замечательной книге «Шантарам». Под катом 55 фото, сделанных 23 мая 2012 года в тех самых бомбейских трущобах, где происходит действие «Шантарама», и около.

Давеча вечером я прибыл поездом из горного курорта Пуна, известного благодаря ашраму Ошо, и не успел осмыслить это явление - Бомбей. Поэтому первый взгляд в окно по пробуждении, и по спине бежит дрожь.


Увидев такое, человеку нельзя оставаться равнодушным, а фотографу - сидеть сложа руки. На часах половина шестого, быстро светает, я же совершаю установленный моцион, делаю фото на память и бегу в город.

2.

3.

Люди спят повсюду, они спят семьями, вповалку, глубоким сном, женщины, дети, старики.Очевидно, что они не бродяги и не попрошайки, так как рядом пакеты с запасной одеждой, какой-то скарб. Я понимаю, что хожу среди тех, о ком читал еще в детских книжках об Индии, среди неприкасаемых, занятых самой грязной и низкооплачиваемой работой и никогда не имевших жилья. Я делаю сотни фотографий, но снимать людей, спящих на улицах Бомбея, все равно, что клерков, бегущих по улицам Нью-Йорка - их бесчисленное множество.

4.

5.

Ночь очень теплая и людям не нужны даже одеяла, а для подстилки хватает и картонки. Но я замечаю, что среди бездомных спят поодиночке мужчины, как правило, у дверей лавок. Позднее мои догадки подтвердятся - это их работники или даже хозяева, которые предпочли дороге домой, в пригороды, заночевать на рабочем месте. Но в помещении душно - и улица, как общая спальня.

6.

7.

К половине седьмого город просыпается. На улицах появляются служащие и таксисты, а спящие на тротуарах начинают утренний туалет. Я вижу, что они вовсе не бродяги в нашем понимании и спустя полчаса я бы не отличил их от большинства индийцев. Люди с тротуаров причесываются и моются и чистят зубы, набирая воду из специальных бочек, и готовят здесь же на кострах завтрак.

8.

У всех у них выработана беспрекословная покорность - они позволяют фотографировать себя в этом неприглядном виде, не мешают снимать спящих членов своих семей. Они только боязливо улыбаются и часто благодарят за кадр, но даже не просят показать его.

9.


Между тем, утро в разгаре, но я зашел слишком далеко в сторону «Центрального железнодорожного терминала», перебегая от одной группы спящих к другой, как Машенька перебегала от гриба к грибу, пока не попала в берлогу. Таким образом, идея позавтракать за столом и с вилкой в руке проваливается, так как в этом районе не найти ни одного безопасного заведения. Зато появляется возможность отведать уличную кухню. В отличие от большой части харчевен для местных, уличная кухня в Индии и вкусная и безопасная (по крайней мере, я, проехав это страну от Тривандрума на юге до Варанаси на севере и пробуя все местные пирожки и пряники, ни разу проблем не имел). Что ж, несколько картофельных пирожков в слоеном тесте с красным перцем и стакан сладкого чая с молоком за 2 доллара, и я готов отправляться в путь. Ах, совсем забыл рассказать, что с минуты на минуту в район Боривали должен прибыть ночной автобус с Гоа и в нем мои друзья - супружеская пара Чистозвоновых. Саша и Ира проводили отпуск на пляже и ради острых ощущений решили пожертвовать двумя ночами в автобусе, но побродить со мной по бомбейским трущобам. В этом на сегодня и состоит наша миссия, а для ее облегчения я с вечера договорился с таксистом Фазилем о туре по трущобам и борделям и общинам трансвеститов-хиждр.

10.

В Боривали я добираюсь на местной электричке быстрее ожидаемого и, пока мои друзья еще только подъезжают к городу, захожу в приглянувшийся мне подъезд бетонной многоэтажки возле станции. В таких домах в Бомбее живет зажиточный средний класс и ими, насколько я мог видеть, застроены все пригороды, в то время как центр города занят трущобами и клочком «Мирового торгового центра» с местным «Латинским кварталом».

11.


Вход в подъезд мне преграждает сумасшедший человек Файсал. Он запрещает фотографировать себя, так как боится смерти от фотоаппарата. Но Файсал не трус - он охраняет свой дом от зла. У него на голой груди амулет, и призрак не сможет пройти мимо него. Я все же пробрался и не желая пугать и оскорблять сумасшедшего человека сосредоточился на фотографиях обстановки в подъезде.

12.

13.

14.

15.

16.


Но вот и Сан Саныч! И я без промедлений окунаю его и Иру в мир настоящего Бомбея!

17.

Проводник Фазиль встречает нас в Боривали. Однако он опасается попадания на первые страницы мировых изданий как лицо, причастное к разоблачению бомбейского «темного царства», поэтому уклоняется от группового фото. Склонить его к запечатлению на пленку нам удается значительно позднее, когда все испытания уже остаются за спиной. Пока же он везет нас в район трущоб на своем сорокалетнем «Фиате», который на фото ниже припаркован у тротуара.

18.

Центр города, именуемый «Мировым торговым центром», фактически ничем не отделен от трущоб. Нет ни каменной стены, ни стены автоматчиков - два этих совершенно разных мира существуют бок-о-бок и, в отличие от крупных городов Латинской Америки, ничем враждебность не проявляют.

19.

Бомбейские трущобы представляют собой замкнутые районы, окруженные широкими улицами. Внутри же невообразимая путаница узких переулков. В основном, трущобы делятся на индуистские и мусульманские, а также на трущобы, где есть дома, пусть и из листового железа, и те, где только полиэтиленовые навесы. Фазиль мусульманин и представитель среднего класса, поэтому ведет нас в те трущобы, которые ему близки по духу. Мы нисколько не возражаем, так как мусульманские трущобы, где живет бомбейский средний класс, - это, что называется, класика жанра.

20.

Внешний периметр трущоб занимают лавки и мастерские, в ближайших за ними бараках всегда склады, а уже вглубь - жилые «кварталы».

21.

22.

23.

24.

После обхода внешнего периметра Фазиль спрашивает нас: «Может быть, к «Воротам Индии»?» Но мы упрямо требуем в самую глубь, и он с опасением за мою камеру и наше психическое здоровье ведет в трущобы.

25.

К слову, бомбейские трущобы признаны повсеместно самым безопасным местом в Индии. Они полностью находятся под контролем местных общин, ни один посторонний сюда не проникнет, а если проникнет, то не выйдет в случае нарушения местных законов. Для туристов доступ в трущобы совершенно свободен, но… одно из основных правил в трущобах: «Не фотографировать!» Мусульмане категорически против фотокамер. Однако как бы я рассказал эту историю? На всем пути приходится сперва кланяться моделям, вежливо расспрашивать, как дела, потом робко спрашивать, можно ли сделать одну картинку. Мужчины и дети всегда оказываются рады этому, совершенно развеивая устоявшиеся представления. Женщины, особенно старые, напротив, реагируют невоздержанно: часто не понимая, что я только спрашиваю разрешения, они начинают звать мужей - те выбегают разгневанные и уходит уйма времени на разъяснения. Словом, шаг за шагом вглубь трущоб.

26.

27.

28.

После путаницы закоулков, по которым текут сточные воды, бегают вперемежку крысы и дети, мы добираемся до сердца этой части Бомбея - внутренних двориков. Они относительно чистые и просторные и по своему духу напоминают кухню в коммунальной квартире. Здесь стирают и сушат белье, играют, возятся с мотоциклами, словом, вся жизнь людей сосредоточена на этих кусках «суши» среди океана кошмара. Здесь и воздух похож на воздух!

29.

30.

Фазиль рассказывает нам, что в Бомбее возмущены мифом о том, будто в трущобах живут бедняки. По словам проводника, мужчины зарабатывают здесь до 500 долларов в месяц, а само жилье в трущобе может стоить несколько десятков тысяч долларов, так как оно близко к центру и, с позволения сказать, находится в благоустроенном и безопасном районе. Что же до общей бедности, то ее основная причина - большое количество детей в семьях и неработающие женщины. И даже если наш Фазиль удвоил заработки бомбейских трущобных людей, то нам с Сашей и Ирой одновременно пришел вывод, что эти люди не столько безнадежно бедны, сколько бесповоротно свыклись с окружающей кошмарной обстановкой и не способны адекватно оценивать ее.

31.

Но ладно, фото на память, и постепенно выходим из трущоб, так как после нескольких часов бродяжничанья здесь в горле от вони стоит тошнота и хочется только одного: без опаски набрать полные легкие воздуха!

32.

33.

34.

Вот и главная спортивная арена бомбейских трущоб! Комментарии излишни - мы же вприпрыжку мчимся к микроавтобусу Фазиля!

35.

И просимся на свежий воздух. Трущобы объединили нас!

36.

Но пляж также не совсем как бы и пляж, а сочетание рыбацкой свалки и массовых залежей индийцев. Саша и Ира отчаянно просят Фазиля отвезти их хоть на полчасика «в спокойное место», но тот только смеется: «Где ж в Бомбее свободное место найти!»

37.

Но мы прогуливаемся по центру города и находим его вполне цивилизованным и милым: университет и административные здания английской постройки, широкие улицы, замечательные старенькие «Фиаты»…

38.

39.

Но отдышались, недурно бы и пообедать. Заходим в вегетарианский ресторан. За четыре доллара заказываем классическое блюдо из риса и овощей, и получаем такой вот пальмовый лист, с горой аппетитной снеди. Один вопрос: «Как это есть?»

40.

41.

Что мы вытворяли с этой едой нашими кургузыми пальцами показывать не решаюсь. Да и времени нет, так как Фазиль уже подвозит нас к району «Конгресс-холл» - бомбейской улице красных фонарей. Вот и первая прелестница застенчиво привлекает посетителей на своем крылечке.

42.

Проститутки в аляпистых нарядах толкутся вдоль улицы, но при виде камеры разбегаются по углам - боятся, значит, славы. Фазиль рассказывает, что барышни приезжают на заработки из Непала и Бангладеша, а за полчаса работы просят 3 доллара.

43.

Но осторожность! Индия знаменита общиной ЛГБТ, именуемой хиждрами. Опасность даже не столько в том, чтобы спутать такого представителя секс-меньшинства с природной дамой, а в том, чтобы не угодить ей! Хиждры - древнейшая и авторитетнейшая каста индийского общества. Они имеют привилегию проклинать людей, и откупиться от такого проклятья дорого будет стоить! Мой дорогой Саша не на шутку испугался хиждр и спрятался в авто, бросив меня с ними один на один, я же, пообщавшись вдоволь, вынес о них мнение как о милых созданиях (не поймите превратно).

44.

Цена за полчаса с хиждрой та же, что и с проституткой, и деньги пойдут в тот же карман. У черных входов в дешевые бордели сидят «коты» - сутенеры местного разлива. Помимо строгой охранительной функции на них еще и надзор за детьми, пока матери заняты обслуживанием клиентов.

45.

Бордели смыкаются с трущобами, и, в конце концов, никогда не отличишь добропорядочного мусульманина от воротилы бомбейского дна.

46.

47.

Но немного ли для одного дня? Незаметно настало 6 часов вечера, и время отправляться Саше и Ире на автобусную станцию и назад - в уютный отель на Гоа. Они категорически отвергают все мои предложения задержаться на денек и просят только проводить их до автобуса. Мы расплачиваемся с Фазилем - шестичасовая экскурсия по системе «все включено» обошлась нам в 30 американских долларов. Но в Бомбее не нужно выискивать чудеса - на станции ультрасовременной городской электрички мы оказываемся в эпицентре цыганского табора. Деньги давать ни в коем случае нельзя, так как при виде купюр эти цыгане звереют и начинают рвать тебя на части (у меня был такой опыт на юге Индии, в Мадурае).

48

К слову, здесь же следы болливудского влияния. Такими афишами заклеен-переклеен весь город, а всякий желающий европеец может сняться в массовке и получит за это 10 долларов. Но Саша и Ира не хотят сниматься в массовке, они хотят в отель!

49.

В первом классе электрички уютно и прохладно. Ехать нам минут 40, и мы с Сашей задорно распиваем бутылку индийского рома, так сказать, для дезинфекции.

50.

На автобусной станции обычная радушная толпа!

51.

Замечательные цыгане посиживают у автобуса, но все это, хоть и выглядит со стороны страшновато, не несет в себе никакой агрессии - поэтому ходишь посреди такого бедлама и, конечно, не чувствуешь себя комфортно, но и напряжения большого это не вызывает.

52.

А спальные места в индийских автобусов все же не для русского человека. Но ладно, проводил Иру и Сашу и назад - в Бомбей тем же путем.

53.

На пляже закат и толпы индийцев после работы едят и пьют, но купаться боятся, так как не умеют плавать и верят, что в океане злое чудо-юдо живет. Я же не пошел купаться, так как потом голым возвращаться в гостиницу не хочется.

54.

Ну и окончание этого необыкновенного дня, как и почти всегда в моем путешествии, за компьютером. Фотографии необходимо отобрать как можно скорее, ведь завтра прибавятся новые. За таким занятием и засыпаю, сам того не заметив.

55.

Публикация 2018-11-02 Понравилось 5 Просмотров 714

Самый нищий район Индии

Быт трущоб Мумбаи

Азию не зря считают удивительной и необычной частью света, она как будто совсем другой мир, где успешно сосуществуют совершенно неподходящие на первый взгляд вещи. Одно из таких уникальных явлений - трущобы Индии. В том числе из-за них Индия прослыла .


Дети трущоб

Страна контрастов - роскошь и трущобы

Кажется, что Индия, бедная страна, по сравнению с соседями, как трехликий бог, объединяет в себе несколько личностей. Создателю Брахме соответствуют современные центры больших городов, где возвышаются изящные небоскребы из стекла и металла, а жители одеты в современную дорогую одежду. Вишну Хранитель соответствует деревням и курортным областям, где до сих пор большое влияние имеют традиции и исторические обычаи.


Две стороны одной улицы - роскошный район и трущобы

Конечно, отчасти это способ заработка на диковинках для туристов, но отчасти привычный быт индийцев, живущих вдалеке от крупных городов. А разрушитель Шива - это трущобы Индии, где, как и в сакральной сути бога-разрушителя, хаос и деградация оказываются слаженно работающей системой при более подробном изучении.


Трущобы подтверждают миф о самой грязной стране

Самый нищий район Индии

Дхарави - это трущобный район Мумбаи. Кроме того, что Мумбаи - самый густонаселенный город Индии, Дхарави считается самыми крупными трущобами во всей Азии. Здесь живут люди самых разных и . Из 21 миллиона человек, проживающих в Мумбаи, около 13 миллионов, то есть больше половины, ютятся в трущобах, зарабатывая около доллара в день.


К 2050 году в Индии будут проживатиь 1,6 млрд человек

Туристическая популярность пришла к этому уникальному району после успеха фильма «Миллионер из трущоб», который снимался в натуральных декорациях Мумбаи. Но киноуспех трущоб совершенно не значит, что они стали безопасным местом. Все же стоит воздержаться от посещения подобных мест вечером, в одиночестве и с ценными вещами или украшениями на виду.

Быт трущоб Мумбаи

Жилищные условия обитателей трущоб Мумбаи способны ужаснуть обычного европейца. Среднестатистический дом представляет собой крохотную комнату без каких-либо удобств и кухни, где обычно живет не меньше пяти человек. На такой площади находится место только для того, чтобы разложить матрасы для сна, расположить немногочисленные пожитки и телевизор или радиоприемник, который, как ни странно, встречается в таком жилье довольно часто.


Индия считается самой старой цивилизацией мира

Обязательный атрибут каждой трущобной семьи - большая бочка для воды. В трущобах Индии нет водоснабжения для каждого жилья. Да и откуда ему взяться, если хижины строятся самими жильцами из подручных материалов? Поэтому, обитатели трущоб Индии набирают воду впрок на несколько дней в большие пластиковые бочки. Эта вода потом используется для приготовления пищи, мытья посуды и уборки помещения.


В трущобах не бездельничают, каждый чем-то занят

Душевая и туалет зачастую строится в складчину несколькими индийскими семьями. Те, кто побогаче, могут позволить себе один санузел на две-три семьи, остальные довольствуются меньшей приватностью и справляют нужду вместе с пятью-десятью семьями соседей.


35% индийцев живут за чертой бедности. Почти все - в трущобах

Мусор, пищевые отходы и продукты жизнедеятельности выбрасываются прямо на улицу в открытую канализацию или в реку поблизости. Систематический вывоз мусора в трущобах Мумбаи до сих пор не налажен. У туристов складывается впечатление, что в них обитают исключительно неопрятные и «опустившиеся» люди.


Трущобы Индии стали ярче благодаря волонтерам

Это впечатление покинет любого, кто посетит хижину в Мумбаи. Индийцы, даже в таких сложных условиях, тщательно следят за чистотой своего тела и жилища. Удивительно, но как одежда, так и жилище обитателей трущоб всегда чистое и опрятное, у женщин есть и даже несколько золотых .

Упорядоченность индийского «города в городе»

Может показаться, что люди, живущие здесь, бедствуют потому, что ничего не делают. На самом деле это не так, и именно в этот момент приходит понимание внутреннего порядка и организованности трущоб. Здесь работают все, кто может работать. Мужчины трудятся в разнообразных мастерских: разбирают списанные микросхемы и приборы, занимаются изготовлением посуды, инструментов, сортируют мусор и добывают из него металлы. Кстати, шьют одежду, в частности, тоже мужчины.


Обитатели трущоб работают на местных свалках

Женщины занимаются домашним хозяйством или торгуют на местном рынке: следят за детьми, поддерживают чистоту дома, готовят еду, стирают белье и всячески создают уют. В трущобах существует негласное правило, гласящее, что женщины не должны работать в мастерских или на переработке мусора. В трущобах Индии даже есть неофициальные школы, где детей обучают основам грамоты и математики.


Школа - шанс выбраться из трущоб

Индийские бедняки не считают себя нищими

Очевидцы, посещавшие трущобы Индии, отмечают, что, несмотря на поражающую воображение бедность, отсутствие удобств, среднюю продолжительность жизни в 60 лет и дома с картонными стенами, жители трущоб удивительно оптимистичны и дружелюбны.


Индийцы владеют 11% золота мира

Частично причина такого настроя кроется в сплоченности соседей по индийским трущобам. Тесные условия, многолетнее проживание буквально бок о бок и общий санузел, несомненно, сближает. А если рядом есть надежное соседское плечо, на которое можно опереться, поплакать в плохие дни и посмеяться в хорошие - любая беда переносится легче.


Несмотря на нищету, индийцы не поддаются унынию

А частично дело в мироощущении индийцев. Ведь пока над головой есть крыша, в желудке еда, а рядом друзья и близкие - повода для печали нет. Наоборот, нужно веселиться и плясать, потому что будущее неопределенно, и ценить нужно каждый момент настоящего.

Брахма - главный бог индуистской мифологии. Это один из трех богов священной триады. Он является творцом всей Вселенной.

Вишну - в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов, хранитель мироздания; величественный и одновременно ужасный.

Шива - индуистское божество, верховный бог в шиваизме, вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти. Шива призван разрушить старый мир, чтобы наступило его обновление.