Болезни Военный билет Призыв

Как научить выразительному чтению детей. Руководство по чтению для ученика. Характеристика принципов обучения выразительному чтению

Слово - это ценный инструмент в руках умелого хозяина. Словом можно развеселить человека. Словом можно его ранить. Главное, научиться владеть искусством говорения. В зависимости от того, как разговаривает человек, в ее собеседника складывается первое впечатление о нем. Тот, кто говорит правильно, четко, выразительно, эмоционально, может покорить мир. Умение вырабатывается у человека со временем. Его нужно развивать с детства.

Нелегкий труд у актеров. Навыки того, как выразительно читать стихи, они усвоили еще во время учебы. Теперь им приходится применять эти знания, чтобы заворожить ухо слушателя, донести до него всю суть сказанного. Но для взрослого, или для малого, дикламаторство - это труд, в первую очередь над самим собой.

Мир поэзии очень богат. В нем можно найти стихи на самые разные темы. Настроения этих лирических произведений также различаются между собой. Нужно выбрать то, что подходит вашей натуре. Возможно, это нежная мелодия любви, а может патриотическое произведение. Чтобы вникнуть в суть стихотворения, его нужно вдумчиво прочитать. Объяснение непонятных слов найдите в толковом словаре.

Партитура текста - это его художественная схема. Она поможет в воспроизведении интонации. Для обозначения ударения, пауз, используйте карандаш. Им подчеркните важные слова в строке, которые нужно выделять голосом. Укажите направление интонации: восходящее в начале строфы и нисходящее в конце предложения. Длительность пауз (короткая, длинная и очень длинная) определяется знаками препинания, их также отметьте одной, двумя или тремя косыми линиями.

Несколько раз потренируйтесь вслух. Попробуйте запомнить все интонационные моменты. Стихотворение нужно почувствовать, проникнуться им, прожить его. Представьте картины, которые бы помогли вам запомнить последовательность изложения мысли. Контролируйте свои органы дыхания. Равномерно набирайте воздух, чтобы не возникало лишних пауз.

Чтобы прочитать стихотворения отлично, их следует выучить наизусть. Тогда вы будете думать об том, как читать стихи с выражением, а не об их содержании и порядке строк. Место талантливого чтеца - на сцене. Организуйте творческий вечер для ваших родных. Пусть они будут первыми оценщиками вашего таланта!

ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ

1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

2. Старайтесь понять то, о чём читаете.

3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ

1. Не берите книги грязными руками.

2. Читайте, сидя за удобным столом.

3. Держите книгу не ближе 30- 40 см от глаз, с наклоном 45 см.

4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

8. Храните книги в закрытых полках.

КАК НАДО ГОТОВИТЬ ЧТЕНИЕ

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

2. Прочитайте несколько раз эти слова.

3. Выясните значения всех не понятныхслов по словарю или спросите у взрослых.

4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.

3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.

4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

5. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

6. Выделите голосом важные места.

1.Уметь ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием.

2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.

3. Уметь говорить замедленно, протяжно - и быстро,но правильно.

4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,- чтобы каждый звук был хо- рошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й - надо научиться отчётливо произносить любой звук.

5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.

6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и пе- чальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобритель- ные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставле- ния и другие.

7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,- видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.

8.Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться постав- ленной цели.

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза . С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

    Выделяют следующие виды интонации:
  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста . Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание . Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл . Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон , жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

Выразительное чтение – это особое искусство, которому нужно учиться с раннего детства. Учиться этому искусству в школе уже поздно. Некоторые современные дети и подростки равнодушны к слову и поэзии. Имя поэта ничего для них не значит. Они читают на сцене стихотворения великих поэтов небрежно, крикливо или монотонно, не вникая в сюжет стихотворения, не прочувствовав настроения автора, главной идеи… Это говорит об отсутствии вкуса, воображения, глубокого восприятия.

Как объяснить ребенку, что выразительное чтение высокой поэзии — большая ответственность? Причина отсутствия правильного восприятия поэзии кроется в традициях воспитания, о которых мы часто забываем. К сожалению, устное народное творчество, которое передавалось из поколения в поколение в течение многих веков, сегодня уходит в прошлое. Не каждая современная мама владеет фольклором и народной поэзией.

Известно, что любовь к слову рождается в самом раннем возрасте. Ребенок с рождения слышит родную речь, познает красоту слова через потешки, песенки-пестушки, прибаутки. Годовалый малыш с удовольствием слушает детские народные стихи, учится подражать звукам, играть. В этом возрасте детям интересны следующие темы для выразительного чтения: поведение животных, жизнь птиц, красота окружающего мира, режимные мероприятия: умывание, купание, прием пищи…

К двум годам он повторяет простые стихи и правильно передает их интонацию. Ребенок вслушивается в простые стихи Бориса Заходера, Валентина Берестова, Елены Благининой, Сергея Михалкова, Эммы Мошковской, осмысливает их, выражает свои чувства. Он воспринимает услышанное как нечто личное, близкое. От коротких стихов нужно постепенно переходить к длинным. Важно обращать внимание на чистоту звуков, произношение каждого слога, интонацию.

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

Любое стихотворение Б. Заходера доставляет ребенку радость и удивление. В стихотворении про ежа малыш задает вопрос от себя и отвечает от имени ежа тонким жалобным голосом.

— Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Заучивание стихотворения Э. Мошковской «Кислые стихи» — это работа над постановкой красивой образной речи, выражением эмоции мимикой и жестами.

Кислые стихи (Э. Мошковская)

Встало солнце кислое,
Смотрит — небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные кислые прохожие
И едят ужасное кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое было настроение.

С двухлетнего возраста ребенок познает и большую поэзию, которая является отражением его мироощущения. Маленького ребенка завораживает волшебная мелодика, магическое сочетание звуков, красота слов в сказках и стихах А. С Пушкина. В произведениях А. С. Пушкина ребенок черпает удивительные образы («невидимка-луна», «румяная заря», «белка-затейница», «снег летучий», «гусей крикливых караван»…), которые в дальнейшем послужат пробуждению фантазии, обогащению внутреннего мира.

К. И. Чуковский писал в своей книге «От двух до пяти»:

«Стихи для детей – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».

Маленькие дети с удовольствием повторяют за мамой любимые детские стихи. Стоит маме прочитать первую строчку, ребенок тотчас берет инициативу в свои руки и проговаривает стихотворение до конца. Процесс заучивания стихотворения не навязывается ребенку. Это игра в виде стихотворного общения с мамой, которая постоянно предлагает что-то новое, удивительное, красивое, понятное, родное. Так , речь ребенка. Мама эмоционально рассказывает ребенку стихи (на прогулке, во время купания, бодрствования…) ребенок с интересом слушает, удивляется, повторяет и радуется своим успехам.

Выразительное чтение приносит детям дошкольного и школьного возраста, взрослым эстетическое удовольствие. На самом деле процесс заучивания стихотворения — приятное занятие.

Стихи учатся легко благодаря присущему им ритму.

Весь процесс заучивания состоит из определенных этапов, которые соблюдаются в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Люди с хорошей памятью запоминают стихи сразу после нескольких прочтений.

Первый шаг – знакомство с текстом: Прочитайте стихотворение вслух 3-5 раз. Вдумайтесь в его название. Вы должны понять смысл каждой строки. Читайте медленно и внятно, делайте паузы, постарайтесь пережить каждый звук, каждое слово. Прочувствуйте нарастание эмоционального напряжения в отдельных строках. Вдумайтесь в сюжет произведения, осмыслите логические связи. Выберите темп и ритм чтения. Поставьте логические паузы на месте знаков препинания (такие остановки придают высказыванию законченность).

После запятой делайте короткую паузу, после точки или многоточия – длинную. Отметьте места психологических значимых пауз перед фразой или после нее, перед предложением и после него. Этот прием выразительности помогает точно передать суть предложения.
Познакомьтесь с историей создания стихотворения, чтобы получить полную информацию об авторе и обстоятельствах, побудивших написать данное произведение. Это поможет точнее передать образ, созданный автором. Определите мотивы поступков героев, представьте их чувства, переживания.

Второй шаг: Представьте образ, чувства, настроение произведения… Развивайте в себе способность воображения для полноты восприятия. Читайте стихотворение с теми чувствами, которые ощутили в себе.

Третий шаг: Подумайте, достигли ли вы полного понимания? Совпали ли ваши чувства с чувствами автора?

Четвертый шаг: Прочитайте стихотворение своим близким. Предложите им прочитать произведение, чтобы найти различия в чтении отдельных строк. Обсудите разницу прочтения, выберите правильный вариант.

Пятый шаг: Разбейте стихотворение на несколько частей (блоков). Учите стихотворение по блокам (сначала первый блок, потом – второй и т. д.) Запоминайте стихотворение не по строчкам, а по строфам. Это сохранит логику между отдельными частями произведения.

Шестой шаг: Читайте наизусть стихотворение до тех пор, пока не добьетесь точности, яркости, искренности прочтения.

Седьмой шаг: Используйте средства выразительного чтения: Правильное дыхание (техника обучения, используемая в ораторском искусстве). . Отрегулируйте объем и частоту вдохов и выдохов. Делайте глубокий вдох во время паузы. Набранного воздуха должно хватить до следующей паузы. Выдыхайте воздух неслышно, незаметно, равномерно. Не пытайтесь ускорять темп или искусственно «дотянуть» до паузы – нехватка воздуха искажает голос.

Интонация и тембр — важнейшие инструменты выразительного чтения. Учитесь передавать чувства и эмоции автора тембром голоса. Стихотворение, где присутствует авторская речь, само указывает на интонацию (повышение или понижение голоса). Чтец должен пропустить текст через себя, чтобы донести его содержание до слушателя.

Мимика и жесты. Эти инструменты выразительного чтения помогают привлечь внимание слушателя, овладеть аудиторией. Переборщить с мимикой, построить гримасу – значит испортить впечатление слушателей от чтения. Мимика должна точно соответствовать эмоциям чтеца. «Играть лицом» и одновременно сосредотачиваться на голосе – сложно. Это настоящее актерское мастерство. Жесты чтеца не должны противоречить тексту. Размашистая и активная жестикуляция может полностью изменить суть стихотворения, превратить выступление в клоунаду.


В Интернете представлены видеозаписи актеров, читающих стихотворения известных поэтов. Однако чтение у всех совершенно разное. Прослушивание чужого прочтения – возможность найти золотую середину.

Красивое выразительное чтение – результат совместного труда детей и родителей. Я рассказала родителям о том, с чего начинается восприятие слова и как научить ребенка выразительно читать стихи для того, чтобы они вовремя открыли ребенку мир гармонии и красоты, мир поэзии.

Уважаемый читатель! Как вы думаете, кто должен научить ребенка правильному восприятию поэзии?

Советую подписаться на обновления блога и рекомендовать статью друзьям с помощью кнопок социальных сетей, а также оставить свои комментарии. До новых встреч!

Posted On 09.05.2018

Все дети еще в детском саду учат стихи, и ведь учить может каждый ребенок, а вот читать красиво далеко не все. И почему? Потому что никто их не учил это делать. Преподаватели снижают оценку, если вы читаете стихи некрасиво, а просто уныло рассказываете.

Как красиво читать стихи?

В стихах большую роль играет интонация. Интонацию надо соблюдать и в том случае, когда вы рассказываете прозу, но в случае стихов это еще более важно. Но как научится правильно и красиво читать стихи и что нужно для этого делать, каким правилам следовать? Именно об этом поговорим в этой статье.

Правила правильного и красивого чтения стихов:

  • Работайте над дикцией. От того как точно, правильно и красиво вы будете произносить каждое слово и объединять их в одну фразу, будет зависеть успех чтения стихов.
  • Соблюдайте знаки препинания. Именно они определяют, с какой интонацией вам нужно читать. Точка это большая пауза, запятая, короткая пауза, вопросительный знак это вопрос, восклицательный подразумевает повышения нот в голосе и т.д.
  • Вникайте в суть самого стиха. Когда вы будете понимать, о чем вы говорите, вы не просто будете наизусть говорить выученное, а будете переживать вместе с автором все эмоции, к которым призывает стихотворение.
  • Не зубрите. Учитесь сразу же читать стихотворение с выражением, сразу же, как начинаете учить, а то потом вы машинально будете рассказывать сухо и без выражения.
  • Не торопитесь никуда. Стихотворение это искусство. Наличие определенных логических пауз делает ваше чтение еще более выразительным. Еще это поможет скрыть неловкие паузы.
  • Наличие музыкального слуха упростит задачу. Но и без музыкального слуха можно добиться успеха, если тщательно над этим работать.
  • Работайте над мимикой, иногда можно подключать и жесты. Тренироваться можно перед зеркалом.
  • Чувствуйте то, что говорите и старайтесь это пережить. И все у вас получится!

Родители должны помогать детям научится читать красиво стихи, этому учатся в юном возрасте, так как потом талант остается на всю жизнь. А если вам ребенок слишком мал для того, чтобы ходить в школу и учить стихи, побеспокойтесь о его комфорте. и другая одежда из хлопка обеспечат полный комфорт вашему малышу. Ваш ребенок вырастет здоровым и счастливым.

Заучивание стихотворений наизусть — одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:

  1. Вызвать интерес к произведению и желание знать его.
  2. Воспитать любовь к поэзии.
  3. Помочь понять содержание произведения в целом и содержание отдельных его слов, фраз.
  4. Научить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
  5. Научить выразительно, с естественными интонациями читать стихотворения.

Как по разному люди читают стихи! Одни — монотонно, вяло. Другие — выделяя особенности стихотворного размера. Третьи — громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно? Да, можно. Понятие «выразительность речи», по мнению педагогов, психологов, имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация и ее компоненты) и невербальные (мимика, жесты, движения, позы) средства речевой выразительности, которые находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением.

  1. Выбрать отрывок для выразительного чтения.

1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.

2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет — одно-два четверостишия, 5-7лет — до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

4) Стих должен соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стишки Даниила Хармса, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию стихи Саши Черного и Валентина Берестова.

5) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий.

Важны хорошие стихи современных поэтов.

Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

  1. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым.

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением. Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок — ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать с выражением. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.

  1. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте .

При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.

  1. Определить настроение стихотворения.

Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, с грустным или весёлым.

Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку, с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.

  1. Расставить логическое ударение.

Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

— после прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать) Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди, (взрослый читает для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.

  1. Выбрать нужный темп чтения.

Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит от содержания (о чём текст, настроения (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные, от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение). Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном). Если ребёнку трудно менять темп, можно дать образец чтения или читать вместе с ним.

  1. Учить соблюдать паузы.

Важно научится расставлять короткие и длинные паузы.

Нужно объяснить ребёнку, что пауза — это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки

  1. Чтение стихотворения вслух.

Чтение можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученный стишок от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученный стишок.

Работа по обучению детей выразительному чтению проводится:

  1. Во время образовательных предложений для целой группы детей дошкольного возраста.
  2. В совместной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой.
  3. В музыкальных праздниках и развлечениях.
  4. В конкурсах художественного слова.
  5. В индивидуальной работе с детьми (в режимных моментах в течение дня утром и вечером).

Взаимодействие с родителями.

  1. Советы, консультации, индивидуальные беседы по обучению детей выразительному чтению.
  2. Семинары - практикумы, родительские собрания.
  3. Видеопоказ победителей конкурсов художественного слова.