Болезни Военный билет Призыв

Как написать предложения с обращениями. Примеры предложений с обращением в русском языке. Общее понятие об обращении

Тема. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ

Артикуляционно-акустические предпосылки изменений звуков в речи

Гласные и согласные звуки в процессе речи группируются в сло ги, слова, синтагмы, фразы, реже – функционируют изолированно. Внутри слова, а часто и на стыке слов артикуляция соседних звуков определенным образом видоизменяется: рекурсия (последняя фаза артикуляции) предыдущего звука и экскурсия (начальная фаза артикуляции) следующего звука взаимодействуют, переходя друг в друга, и происходит так называемое явление коартикуляции. Коартикуляция приводит к тому, что основные артикуляционные типы взаимно меняют свое качество – таким образом возникают разные варианты звуков (аллофоны фонем). Коартикуляция обусловлена определенными инерционно-механическими и нейрофизиологическими ограничениями в работе органов речи, экономией артикуляционных усилий говорящего, а также темпом речи. На произношение звука влияет, кроме близкого звукового окружения, также его место в слове и расположение относительно ударения.

Чередование – это регулярная мена звуков речи в пределах одной морфемы: [во ды] // [в˄ды], [трав а] // [траф къ], ве зти // во зить, ух о // уш и и т.п.

Чередования бывают фонетические и исторические .

Фонетические чередования обусловлены действующими в современном языке фонетическими законами, например оглушением звонких согласных в конце слов: , но [сады]. В зависимости от причин, вызвавших мену звуков, фонетические чередования делятся на позиционные и комбинаторные .

Типология изменений звуков

Изменения звуков в речи принято различать по:

1) типам: комбинаторные и позиционные изменения, которые в свою очередь делятся по видам на аккомодации, ассимиляции, упрощения, редукцию;

2) по характеру: качественные и количественные;

3) расстоянию: контактные (смежные) – взаимодействуют соседние звуки, и дистантные (дистанционные) – взаимодействуют звуки на расстоянии;

4) направлению: регрессивные (следующий звук влияет на предыдущий) и прогрессивные (предыдущий звук влияет на последующий);

5) степени проявления (глубине проявления): полные и неполные (частичные);

6) обязательности: обязательные и необязательные (факультативные).

Позиционные чередования объясняются положением звука в слове (гласные в ударном и безударном слоге, согласные в конце слова): [л’э с]// [л’и э са ], [падруг ъ]//[падрук ].

Комбинаторные чередования объясняются влиянием одного звука на другой (звонкого согласного на глухой или глухого на звонкий, гласного на согласный или согласного на гласный и др.): [ло д ък] // [ло тк ъ], [мълат’ и т’]//[мъл˄д’б а ]. Поскольку во всех случаях позиция звука в слове определяет его изменение в современном языке, постольку термин «позиционные чередования» употребляется и в более широком значении – как тождественный термину «фонетические чередования».

Исторические чередования возникали как фонетические, но фонетические законы, которые их обусловливали, перестали действовать в языке, а мена звуков сохранилась, утратив фонетическую обусловленность. Некоторые из исторических чередований стали выполнять определенные грамматические функции. Такие чередования называют еще грамматическими, или морфологическими , например при образовании форм 1-го лица ед. числа от глаголов с неопределенной формой на -ить: носить ношу, водить вожу, ловить ловлю и др.

Позиционные чередования гласных звуков в зависимости от положения по отношению к ударному слогу

Гласные звуки в безударных слогах редуцируются. Редукция безударных гласных может быть количественной и качественной . Количественную редукцию испытывают безударные гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] : [рыба к], [кра сныј], [игра ], [с’и н’иј], [уха ], [св’э рху]. Эти гласные в ударных и безударных слогах качественно одинаковы. Безударные гласные неверхнего подъема испытывают качественную редукцию, которая является причиной чередования разных по качеству звуков в ударных и безударных слогах: [п’ат’] – [п’и э та к] – [п’ьт˄ч’о к].

Позиционные чередования ударных и безударных звуков (фонем) в современном литературном произношении зависят от позиции гласных и качества предшествующего согласного.

Ударный [о] после твердых согласных чередуется с гласным [а] в первой позиции и с редуцированным гласным среднего ряда во второй позиции: [го лъвы] – [г˄ло ф] – [гъл˄во ј], где в первом слоге чередуются гласные [о] // [˄] // [ъ].

[о] чередуется с гласным [и э ] в первой позиции и с редуцированным гласным переднего ряда во второй позиции [ь]: [л’ок] – [л’и э жат’] – [л’ьжы э бо къ], где в первом слоге представлено чередование гласных [о] // [и э ] // [ь].

Ударный гласный [а] после твердых согласных в первой позиции чередуется с более кратким звуком [а], который в некоторых транскрипциях передается знаком [˄], а во второй позиции – с редуцированным гласным среднего ряда [ъ]: [сам] – [с˄ма ] – [съм˄во ].

После мягких согласных ударный [а] чередуется с [и э ] в первой позиции и с редуцированным гласным переднего ряда [ь] во второй: [гp’аc’] – [гр’и э з’н’э ј] – [гр’ьзн˄ва тыј].

Ударный гласный [э] после твердых согласных чередуется с гласным [ы э ] в первой позиции и с редуцированным гласным среднего ряда [ъ] во второй: [жэс’т’] – [жы э с’т’а нкъ] – [жъгс’т’и э но ј].

После мягких согласных ударный гласный [э] чередуется с гласным [и э ] в первой позиции и с редуцированным гласным переднего ряда [ь] во второй позиции: [л’эс] – [л’и э со к] – [л’ьс˄аво т].

Таблица чередования ударных и безударных гласных в первой и второй слабых позициях

Аккомодация

Аккомодация может иметь как прогрессивное, так и регрессивное направление. По позиции она контактная (взаимодействуют непосредственно соседние звуки), по характеру – качественная.

Почему в словах чередуются звуки? Это происходит при образовании грамматических форм слова. То есть звуки в одной и той же морфеме, например в корне, могут заменять друг друга. Такую замену называют чередованием. Отметим сразу, что речь пойдёт о фонетических процессах, а не о правописании слов .

В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках.

Мох - мха, везти - возить, крутой - круче, друг - друзья - дружить - в корне слова;

кружок - кружка, дочка - дочек, зимую - зимовать, ценный - ценен - в суффиксах;

ждать - подождать, звать - созвать, втереть - вотру - в приставках.

Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков [ъ], [ь] (сънъ - съна, льсть - льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бега - бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга - нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания).

Исторические чередования

Фонетические (позиционные) чередования

Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.

Фонетические (позиционные) можно определить по редукции гласных и ассимиляции согласных звуков.

Много беглых гласных при изменении односложных и двусложных существительных по падежам [о, э, и// -]:

рот - рта, лёд - льда, пень -пня;

огонь - огня, узел - узла, ветер - ветра, урок - урока, ноготь - ногтя, улей - улья;

ведро - вёдер, окно - окон, игла - игл, яйцо - яиц.

Встречаются беглые гласные и в кратких прилагательных:

краткий - краток, горький - горек, смешной - смешон, длинный - длинен, хитрый - хитёр.

В корнях разновидовых глаголов тоже происходят чередования гласных и согласных звуков:

коснуться - касаться, осмотреть - осматривать, собрать - собирать, послать - посылать, зажечь - зажигать, понять - понимать, сжать - сжимать.

Чередования звуков важно знать, чтобы правильно применять орфографические правила, когда возникают затруднения с написанием букв в разных частях речи. Если не узнаешь чередования, можешь допустить ошибку и при морфемном разборе, когда выделяешь части слова.

О правописании корней с чередованием читайте в категории "Орфография".

Чередование – замена одного звука другим, происходящая в одном и том же месте одной и той же фонемы, но в разных словах или словоформах (коз(з)а – коз(с)).

Чередование может быть связано с определенным положением звуков в слове. Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой-либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе (оглушение на конце слова: подруга-друк, нога-нок; «фатально тотально».).

У фонетических (позиционных) чередований позиции, т. е. условия появления того или иного звука, фонетические – начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге, это чередование звуков, относящееся к одной морфеме.

Примеры:

Чередование звуков может быть вызвано позицией начала слова, в говорах с неполным оканьем «о» заменяется на «у» в начале слова во втором предударном слоге: облака – ублака, остров – устрова; уперация, ублегация. Чередование может быть связано с позицией звука в слоге. Так, в неприкрытом безударном слоге фонема /о/ реализуется звуком «» (озеро – азера). В прикрытом же слоге выступает после твердого согласного только в первом предударном, а в других безударных слогах после твердого согласного произносится ə (в но в əзерке). Часто чередование бывает обусловлено положением одного звука рядом с другим (после тв. согласного «и» заменяется на «ы» (игра – сыграть; ножы, шырокий)). Перед глухими согл. звонкие заменяются глухими (вязать – свяска). Звуки могут чередоваться в зависимости от положения по отношению к ударению (свЕрху – навирху).

Но в примерах подруга – дружный, бумага – бумажный это не фонетическое чередование (написание «г» не зависит от положения «н» после него (гон – гнать, мигать – мигнуть)). Здесь другая позиционная обусловленность: чередование г/ж не знает исключений в позиции перед суффиксом -н-. Позиция здесь морфологическая, чередование – морфологическое позиционное (чередование, в котором написание зависит от морфемы). В заимствованных словах тоже – каталог – каталожный. При морф. чередованиях в качестве особой позиции может выступать не только суффикс, но и окончание (губить – гублю, топить – топлю, травить – травлю, кормить – кормлю). Исключений нет, и в заимств. (графить – графлю).

Позиционные чередования, не знающие исключений – позиционно обусловленные (глаза – глас, подруга – дружный); знающие исключения – позиционно закрепленные (мост – мосьтик, сьтена – стена). Фонетические позиционно обусловленные – чередования звуков, относящиеся к одной фонеме. Фонетические позиционно прикрепленные могут быть чередованием звуков, относящихся к одной фонеме, и чередованием фонем (казань – казанский; искл. июнь - июньский).



Непозиционные чередования – чередования, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности; связаны только с конкретными словами и необъяснимы в современном языке (подруга – друзья, засохнуть – засыхать – засушить).

Исторические чередования – чередования, не обусловленные фонетической позицией звука, представляющие собой отражение фонетических процессов, которые действовали в более ранние периоды развития русского языка. Это морфологические (они сопровождают образование тех или иных грамматических форм, хотя сами по себе де являются выразителями грамматических значений, и традиционными чередованиями, так как они сохраняются в силу традиции, не будучи обусловленными ни смысловой необходимостью, ни требованиями современной фонетической системы языка) и непозиционные чередования фонем. Некоторые называют морфологические чередования историческими.

Позиционная мена согласных звуков наблюдается по следующим признакам:

1) мена согласных по звонкости – глухости.

Звонкий звук меняется на глухой в следующих случаях:

а) в абсолютном конце слова:

Друга – друг, дубы – дуб

[г] // [к], [б] // [п]

б) перед глухим согласным:

весь – всё, низок – низкий

[в’] // [ф], [з] // [с]

Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким:

просить – просьба, с окна – с горы

[с’] // [з’] [с] // [з]

2) мена согласных по твёрдости – мягкости.

Ср.: Мост – мостик, езда – ездить, бант – бантик .

[ст] - [с’т’], [зд] - [з’д’], [нт] - [н’т’] .

3) мена согласных [з], [с] на шипящие перед шипящими звуками [ж], [ш].

Часто эта мена сопровождается меной согласных по звонкости – глухости.

Например: сшить - [шыт’] : [c] [ш] + [ш] = [ш]долгий ,

сжать - [жат’] : [с] [з] [ж] + [ж] = [ж] долгий .

4) Для системы согласных русского языка характерно явление упрощения групп согласных. Так называемые непроизносимые согласные наблюдаются в сочетаниях: стн, здн, лнц, рдц, стл, нтск, вств .

Например: [г’и / га / нск’ иj] .

Таким образом, согласные звуки [д], [т], [л], [в] чередуются с нулём звука – .

РАЗДЕЛ «ГРАФИКА»

Понятие о графике. Развитие письма

Графика – это раздел языкознания, в котором рассматривается отношение букв алфавита к составу фонем. Также этим словом называется совокупность букв или начертаний, которые используются на письме.

Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.

Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием начертательных знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Оно прошло длительный путь своего развития.

Мы используем звуковое, а точнее фонемное письмо . В нем знаки (буквы) служат для передачи фонем в сильной позиции, а также звуков русской речи.

Перечень всех букв расположен в определенном порядке, который называется алфавитом (от названия греческих букв «альфа» и «вита») или азбукой (от названия первых букв славянского алфавита «аз» и «буки»).



В основе нашего письма лежит кириллица – азбука, созданная в конце IX-X веков византийскими миссионерами Кириллом (Константином) и Мефодием. Составлена была кириллица для перевода греческих церковных книг на старославянский язык (македонский диалект болгарского языка).

На Руси кириллица появилась в конце десятого века в связи с принятием христианства в 988г. В основе её лежал греческий алфавит

За период с 988 года изменились все стороны языка (лексика, фонетика, грамматика). Вместе с языком развивалось и совершенствовалось русское письмо.

До XVI века наше письмо было сплошным - между словами не было пробелов. На конце слов ставились «Ъ» и «Ь».

В развитии графики и орфографии большую роль сыграли реформы Петра I, по инициативе и при участии которого в России была создана Гражданская Азбука (1708-1710гг). Церковный шрифт заменили гражданским: буквы гражданской азбуки, в отличие от кириллицы, были более просты по геометрическим начертаниям и приближены к начертаниям латинского алфавита. Некоторые буквы исчезли из алфавита.

Более чем за 1000 лет в русской азбуке появилось всего три буквы: буква «ё» введена Н.Карамзиным в 1797г., буква «э» узаконена Петром I, но употреблялась в русском письме и ранее, буква «й» введена Академией наук в 1735 г.

С небольшими изменениями эта азбука используется до сих пор.

К концу XIX века был подготовлен проект графической и орфографической реформы, но утвержден он был 10 декабря 1918 года специальным декретом Совета народных комиссаров. Графика была упрощена, из неё устранены буквы: «ять», «и десятеричное», «фита» и другие.

За период с 1918 г. по настоящее время никаких изменений в составе русского алфавита не проводилось.

Состав русского алфавита. Буква и фонема

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Расположение букв в алфавитном порядке условно, но знание его обязательно, чтобы свободно пользоваться словарями, алфавитными списками и указателями.

Каждая буква имеет своё название, равное одному звуку или двум: а –[а], б - [бэ] и т.д.

Десять букв - гласные, из них буквы а, о, э, и, у, ы – простые (однозначные), буквы е, ё, ю, я – йотированные (двузначные). Двадцать одна буква - согласные. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают. Начертание букв имеет 2 разновидности - печатную и письменную. Каждая различает строчные (малые) буквы и прописные (заглавные), за исключением ь, ъ, ы.

Буква - элемент алфавита, который представляет собой начертание определенной конфигурации, это рисунок, который нельзя произнести.

Кроме букв, в графике используются и небуквенные графические средства : знак ударения, дефис (чёрточка), знаки препинания (правила их употребления относятся к пунктуации), апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, частями текста, а также шрифтовые выделения (курсив, жирный шрифт, разрядка и др.), подчёркивание, выделение цветом.

Фонема - это незначимая единица языка, которая в речи реализуется рядом позиционно чередующихся звуков. Основная функция фонемы – различительная. На письме мы обозначаем фонему в сильной позиции. В результате получается, что каждая морфема (значимая часть слова), раз она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.

Воды - вода – водяной гриб - грибы

[во/ды] - [в a / да] - [въ / д’ и э / ноj] [г р’ и п ] - [г р’ и / б ы]

<о>: [о] - [ a ] - [ъ] <б>: [п] - [ б]