Болезни Военный билет Призыв

Как маяковский определяет назначение своей поэзии послушайте. Владимир Маяковский "Послушайте": анализ стихотворения

Тема этой статьи - анализ стихотворения Маяковского "Послушайте!". Год написания интересующего нас произведения - 1914.

Внимательный читатель в стихах, относящихся к периоду, когда было создано стихотворение, услышит не только пренебрежительные, насмешливые, фамильярные интонации. Он поймет, присмотревшись, что за внешней бравадой скрывается одинокая и ранимая душа. Владимира Маяковского отделяла от других поэтов, а также от размеренного, привычного течения жизни человеческая порядочность, которая помогала ему ориентироваться в важных проблемах времени, а также внутренняя убежденность в том, что его нравственные идеалы верны. Такая обособленность рождала в нем душевный протест против среды обывателей, в которой высоким идеалам не было места.

В этой статье мы проведем анализ стихотворения Маяковского "Послушайте!". Вы узнаете, что хотел сказать этим произведением автор, каковы его особенности и использованные в нем средства выразительности. Анализ стихотворения Маяковского "Послушайте!" начнем с названия - слова, повторенного, кроме заголовка, еще два раза - в начале и в конце произведения.

"Послушайте!" - крик души

Стих этот является криком души Владимира Владимировича. Начинается он с обращения к людям: "Послушайте!". Каждый из нас таким восклицанием прерывает часто речь в надежде быть понятым и услышанным. Не просто произносит лирический герой это слово. Он "выдыхает" его, пытаясь отчаянно обратить внимание на волнующую его проблему людей, живущих на земле. Это жалоба поэта не на "равнодушную природу", а на человеческое безразличие. Маяковский как будто ведет спор с воображаемым оппонентом, приземленным и недалеким человеком, мещанином, обывателем, убеждая его в том, что не следует мириться с горем, одиночеством, равнодушием.

Полемика с читателем

Анализ стихотворения Маяковского "Послушайте!" показывает, что весь строй речи именно такой, какой должен быть, когда ведется полемика, дискуссия, когда собеседники тебя не понимают, а ты ищешь лихорадочно аргументы, доводы и надеешься на то, что все-таки поймут. Для этого нужно лишь как следует объяснить, найти наиболее точные и важные выражения. И их находит лирический герой. Накал эмоций, страстей, который он переживает, становится настолько силен, что их нельзя выразить иначе, как только емким многозначным словом "Да?!", которое обращено к тому, кто поддержит и поймет. В нем и забота, и обеспокоенность, и надежда, и сопереживание. Если бы совсем отсутствовала надежда на понимание у лирического героя, он не стал бы так увещевать, убеждать...

Последняя строфа

В стихотворении последняя строфа начинается с того же слова, что и первая ("Послушайте!"). Однако в ней авторская мысль развивается совсем иначе - более жизнеутверждающе, оптимистично. Вопросительным по форме является последнее предложение, но оно, в сущности, есть утвердительным. Анализ стихотворения Маяковского "Послушайте!" дает понять, что это риторический вопрос, на который не требуется отвечать.

Рифма, ритм и размер

Маяковский, располагая "лесенкой" свои стихи, добился того, что в произведении каждое слово является весомым, значимым. Необычна рифма Владимира Владимировича, она как будто "внутренняя". Это не очевидное, не явное чередование слогов - белый стих.

А насколько выразительна ритмика! Ритм в поэзии Маяковского является одним из важнейших средств выразительности. Он рождается сначала, а затем возникает образ, идея, мысль. Некоторые полагают, что стихи этого поэта нужно кричать. У него имеются произведения "для площадей". Однако в раннем творчестве преобладают интимные, доверительные интонации. Чувствуется при этом, что поэт лишь хочет казаться уверенным в себе, дерзким, грозным. Но он не такой на самом деле. Напротив, Маяковский неприкаян и одинок, его душа жаждет понимания, любви, дружбы. Отсутствуют неологизмы в этом стихотворении, столь привычные для стиля этого поэта. Монолог его - напряженный, взволнованный.

Поэту, конечно, хорошо известны были традиционные размеры. Например, он вводит органично амфибрахий. Продолжаем дальше проводить анализ стихотворения Маяковского "Послушайте!". Размер стиха такой же (трехсложный) присутствует также в произведении "В метелях полуденной пыли".

Поэтические приемы в произведении

Используемые в произведении поэтические приемы являются очень выразительными. Естественно сочетается фантастика (например, "врывается к богу") с авторскими наблюдениями за внутренним состоянием своего лирического героя. Не одну лишь динамику событий, но также и их эмоциональный накал передает ряд глаголов: "просит", "врывается", "клянется", "плачет". Все эти слова очень экспрессивны, нет ни одного нейтрального. Сама семантика таких глаголов-действий говорит о крайней обостренности чувств, характерной для лирического героя.

Как подтверждает анализ стихотворения Маяковского "Послушайте!", гипербола во второй его части - на первом плане. Непринужденно и свободно объясняется лирический герой со всей вселенной, с мирозданием. Он запросто "врывается" к Богу.

Интонация

Не обличительной, гневной является основная интонация, а доверительной, исповедальной, неуверенной и робкой. Можно говорить о том, что зачастую голоса автора и лирического героя полностью сливаются, их невозможно разделить. Высказанные мысли и чувства, прорвавшиеся наружу, волнуют, бесспорно, самого поэта. Легко в них уловить тревожные ноты ("ходит тревожный"), смятение.

Деталь в системе средств выразительности

В системе выразительных средств у поэта огромное значение имеет деталь. Всего лишь из одной состоит характеристика Бога - это "жилистая рука". Настолько эмоциональным, живым, чувственным, зримым является этот эпитет, что руку как будто видишь, чувствуешь, как кровь пульсирует в ее венах. "Длань" (привычный для христианского сознания образ) абсолютно естественно, органично заменяется просто "рукой". В необычной антитезе противопоставлены важные вещи. Поэт говорит о Вселенной, о звездах, о небе. Звезды для одного - это "плевочки", тогда как для другого человека - "жемчужины".

Развернутая метафора

В произведении лирический герой является как раз тем, для кого жизнь немыслима без звездного неба. Он страдает от непонимания, одиночества, мечется, однако не смиряется. Столь велико его отчаяние, что "эту беззвездную муку" ему просто не перенести. Стихотворение является развернутой метафорой, заключающей в себе огромный иносказательный смысл. Нам нужна еще, кроме хлеба насущного, мечта, жизненная цель, красота, духовность.

Вопросы, волнующие поэта

Поэта волнуют философские вопросы о смысле жизни, о добре и зле, смерти и бессмертии, любви и ненависти. Но ему в "звездной" теме чужд мистицизм, свойственный символистам. Однако в полете фантазии Маяковский не уступает ни в коей мере поэтам-мистикам, перебрасывающим свободно мост к безграничному небу от земной тверди. Анализ стихотворения "Послушайте!" Маяковского, кратко представленный в этой статье, доказывает, что его произведение ничуть не хуже, чем творения символистов. Конечно, такая свобода мысли - результат эпохи, в которой казалось, что все подвластно человеку. Пройдут года, в нормальную жизнь превратятся российские катаклизмы, и Владимира Владимировича перестанут считать лишь политическим поэтом, отдавшим революции свою лиру.

Анализ стихотворения Маяковского "Послушайте!" по плану задают проводить школьникам и сегодня. Сейчас не вызывает сомнений то, что Владимир Владимирович - один из величайших и оригинальнейших поэтов в русской литературе.

Главная тема этого стихотворения – нужда в понимании. Автор хотел донести до нас то, как важно порой человеку видеть, что он кому-то нужен, что его чувствуют, ценят как личность, уважают его интересы, волнующие его проблемы. Взрывная сила этого произведения доносится до нас свысока, подобно раскатам грома. Маяковский достигает этого с помощью определенных художественных средств: множества вопросительных и восклицательных знаков, резкое противопоставление («плевочки» – жемчужина), строгий ритм.
Единожды прочтённое это стихотворение оставляет в душе след «грубой» действительности. В нём звучит правдивая, до резкости откровенная речь:

«…врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку…»

Так же в нём прослеживается кольцевая композиция. С каждой последующей строкой нарастает мощь, и, с особой быстротой, бежит время. Напряженность растет, но вдруг время останавливается, замедляется, и всё начинается заново. Затем идёт повторение главного вопроса, который автор задает себе и нам:
«Ведь если звёзды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?»
Здесь слышно смутное, едва уловимое настроение тревожной печали, поиска возвышенных чувств. Лирический герой взывает к людям. Он пытается обратить их внимание на то, что так важно для него в этой жизни: на звёзды, на небо, на Вселенную. Но никто не слышит его, он остаётся непонятым, одиноким.
В этом стихотворении рождается душевный протест против серой обывательской среды, где нет высоких духовных идеалов. В самом начале звучит просьба, обращенная к людям: «Послушайте!». Поэт жалуется на человеческое равнодушие и не желает с ним мириться, пытаясь убедить в своей точке зрения читателей. Это произведение является криком его страждущей души. Ведь, несмотря на все невзгоды, которые приносит жизнь, люди рождаются для счастья.

Так же для усилия особого эффекта Маяковский использует анафору:
«Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти «плевочки» жемчужиной?»

Поэт откровенен с нами, каждая деталь важна в описании той реальности, которую преподносит нам Маяковский. Он настолько нуждается в человеческом понимании, что рисует Бога в облике обычного человека с «жилистыми руками».
Множество гласных ударных звуков: у, е, ё, а – помогают автору создать образ «умоляющего человека». Непрерывное употребление глаголов, таких как: «врывается», «плачет», «просит», «клянется» – передает динамику событий и их эмоциональный накал. Голоса автора и лирического героя сливаются воедино. Целостность образа помогает понять истинный смысл произведения, который, казалось, и так лежит на поверхности, однако он совсем неоднозначен.
Почти во всей поэзии Маяковского звучат ноты грусти, одиночества, постоянной духовной борьбы. В каждом стихотворении мы читаем авторскую душу. Вся жизнь Маяковского отражается в сотворенных им же строках. Язык автора понятен не каждому, и смысл, порой, наши современники совсем искажают. Но не только он в те времена пытался найти способ «внедрить в сердца людей свои мысли», множество поэтов искали новые пути. Маяковский, безусловно, был одним из лучших. И если вам трудно понять смысл его произведений, то нужно хотя бы научиться уважать его личность.

Одним из знаменитых произведений писателя и поэта Маяковского, является стихотворение «Послушайте!». Четкого построения и смысловой линии у стиха нет, понять его не просто. Кстати это касается практически всего творчества Маяковского, которое понятно довольно не каждому.

Данное произведение было рождено в 1914 году и имеет начало, которое словно зеркальное отображение конца. Имеет место повторение некоторых слов, но вот смысл уже другой. В общем если рассматривать смысл стихотворения, то оно посвящено теме человеческого бытия.

Если взглянуть на структуру стихотворения, то складывается впечатление, что лучше его не читать, а слушать. Настолько правильно оно построено, тезис и пояснение ему.

В данном стихотворении автор задумывается о предназначении людей, при этом сравнивая их со звездами. Если сравнивать по мерам вселенной человеческую жизнь, то она очень коротка, словно короткий миг. Маяковский пытается донести до читателя, что смысл жизни заключается в том, чтоб быть кому-то нужным и по возможности помогать людям. Но автор не может уверенно сказать, что его творчество несёт пользу людям и сомневается в этом.

Понятие трагизма и лирики преобладают в стихотворении «Послушайте» и показывают ранимую душу автора. Маяковский всегда считал себя великим поэтом и не стесняясь утверждал это, но в данном стихотворении можно увидеть и сомнения по поводу этого. Автор задумывается над тем, что если б он был не писателем, а кем-то другим, возможно, он стал бы полезней и лучше.

Читая стихотворение даже много раз все равно невозможно в полной мере охватить всю заложенную суть. И когда в очередной раз подходишь к произведению, то можно найти что-то новое.

Анализ стихотворения Послушайте! Маяковского

Одним из самых ярких и запоминающихся стихотворений великого русского поэта Василия Владимировича Маяковского, написанных в юные годы можно назвать стихотворение "Послушайте!".

У данного произведения как ни странно нет совершенно четкой, выстроенной сюжетной линии. Оно представляет собой некое обращение к каждому читателю.

Что касается построения, то можно сказать, что оно имеет четкие границы, и рамочное оформление. У данного стихотворения есть конкретный финал и логичное завершение. Несмотря на то, что они отличаются друг от друга, у них есть точно повторяющиеся выражения. Но, при этом основная мысль поэта имеет свое полноценное развитие.

Обращение открывается восклицанием, это сделано для того, чтобы как можно больше привлечь внимание читателей к данному произведению.

В центральной части данного произведения присутствует так называемый "сюжетный" эпизод.

Вообще, по словам критиков и специалистов в области литературы данное стихотворение рассчитано не на читателей, а на слушателей. Так как во время прочтения нельзя полностью понять всю глубину данного произведения, а вот в момент прослушивания оно раскрывается в полной мере.

Для данного стихотворения Василий Владимирович использовал довольно большое количество красочных эпитетов, которые позволили сделать произведение красочным и удивительно интересным. Причем стоит отметить, что само по себе произведение довольно таки небольшое, но количество литературных приемов делает его зрительно гораздо больше.

Основная интонация, которая использована в данном произведении носит исповедный характер, так же она сменяется на доверительную, душевную и несколько робкую.

Лирический герой, которого поэт наделил особым взглядом на жизнь, старается донести до слушателей свою самую сокровенную мысль.

Так же хотелось бы сказать, что если в начале автор использует обращение, то в конце звучит некое утверждение его мысли, основной идеи и так далее.

Каждое слово в данном стихотворении является экспрессивным, эмоциональным и выразительным. Для того, чтобы это как можно лучше прочувствовать стоит внимательно вчитываться или вслушиваться в каждую строчку произведения.

Вариант №3

Произведение Маяковского "Послушайте" представляет собой стих написанный в особом стиле рифмы, написанный в 1914 году. Главным образом стихотворения, писатель представляет далекую звезду. Но не в роли небесного светила. А в роли человеческой жизни. Вообще-то стихотворения Маяковского, сложные для восприятия, ведь его герои, зачастую это молодые бунтари, которые пытаются найти своё предназначение в жизни. О чем и ведётся повествование в данном произведении. Ведь самому поэту было 21 год на момент написания стихотворения.

И с первых же строк мы видим множество метафор и аллегорий. Маленькие звёздочки, поэт представляет маленькими жизнями людей, ведь по сравнению с целым миром, одна человеческая жизнь - ничто, но для самого человека, его жизнь бесценный дар. И каждый хочет прожить её не зря, каждый хочет, как можно раньше понять и найти своё предназначение в этой жизни. Найти то дело, которое придётся по душе, найти тех людей, которые будут с тобой, не смотря на все твои недостатки, и будут делить с тобой и горе и радость. И если звезды зажигают, значит это кому-то нужно. Значит, каждая жизнь важна, пусть как бы плохо человек не поступал, его жизнь, только его дело, но в то же время, она отражается на множестве других. Как прямо, так и косвенно.

Ещё один подтекст стихотворения "Послушайте", представляются размышления самого Владимира Маяковского о собственной жизни. Ведь в 21 год, молодой поэт ещё не успел окончательно обосноваться в творчестве, и его размышления на тему, " а может, я занимаюсь не тем?" проглядываются в данном произведении. Хоть и Маяковский считал себя гением пера, в этот момент его однозначно терзали сомнения, а правильно ли он поступает, когда берет в руки перо. Ведь большинству людей пришлись не по нраву его творения. И ему сейчас, как любому другому молодому человеку, нужна звезда. Звезда, то есть цель, которою он поставит перед собой и будет стремительно к ней идти. Цель нужна, чтобы молодые люди тратили свои силы на что-то поистине важное.

Поэтому найти своё место в жизни, это уже равносильно тому, что прожить пол жизни. Ведь случается так, что люди осознают, что всю жизнь занимались не тем, только уже лёжа на смертном ложе, и в такие моменты ты уже не можешь повернуть время вспять. Поэтому поэт пытается обратить наше внимание, на то что, не каждому дано понять смысл жизни, и что это очень важно. И это именно то о чем нужно молить Бога, и благодарить судьбу.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Послушайте!


Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Жуковского Птичка

    Многие критики и эксперты в области литературы уверены, что знаменитым и известным поэтам порой, не нужно было создавать слишком сложных и замысловатых произведений, так как основную идею каждый из них легко мог передат

  • Анализ стихотворения Пушкина Элегия 10 класс

После прочтения стихотворения Маяковского "Послушайте", становится понятно, что это некий крик души писателя. А начинается оно с просьбы, которая обращена к читателю и другим людям. В своем стихотворении он задает риторические вопросы, спорит сам с собой убеждая через это, что необходимо бороться с бессилием, горем и страданиями, которыми наполнен весь мир.

Данное стихотворение стало неким толчком для людей, которые каким-то образом потеряли веру в себя, сбились с пути. Маяковский вводит в стихотворение Бога, но он не мнимое существо, а реальный человек с сильными, рабочими руками. Именно этот Бог и оказывает помощь лирическому герою. Также в стихотворении есть и "они" - люди, которые оставили свои попытки дотянуться до звезд. Поэт проводит своеобразное сравнение, показанное на звездах, ведь для одних это нечто большее, называемое жемчужинами, а для других - звезды ничего не значат.
Можно заметить, что лирический герой в этом стихотворении очень болезненно относится к вопросам Земли и ситуации с миром - ему не все равно, он пытается бороться с надвигающими проблемами.

При прочтении стихотворения видно, что поэт не ругает и не учит наро, а говорит от чистого сердца - спокойно, тем самым исповедуется. Этим тоном Маяковский хочет доказать миру, что важно для человека прежде всего мечта и цель, а после уже все остальное. Звезды в данном случае и есть та, мечта, к которой должен стремиться каждый человек.

В конце же, когда лирический герой достигает своей мечты - достает звезду, то понимает, ему больше ничего не страшно.

Также данное стихотворение поднимает проблему того, что человек стал забывать, для чего он живет, поддаваясь каким-то лживым идеалам, теряя самого себя.

Своим произведением он толкает читателя задуматься над вопросом о смысле жизни, который устанавливает себе каждый человек самостоятельно.

Анализ стихотворения Послушайте! Маяковского

В этом стихотворении Маяковского ярко проявляется его авторский стиль: особое построение строф, обилие восклицаний, энергия...

Вот поэт обращается к слушателю на "Вы" или к слушателям: "Послушайте!" Как часто и бывает, Владимир Маяковский использует парадокс в основе стиха: кто-то зажигает звезды. Это утверждается аксиомой, хотя читатель понимает, что звезды светятся сами по себе. Однако этот парадокс глубоко задевает, ведь он метафоричен, в его основе - сравнение звезды с огоньком, свечкой (в церкви), маяком. Существовало множество легенд в древности, что некое доброе божество зажигает это свет, а другое - гасит его. Что-то зарождает жизнь, что-то ее обрывает...

Из такой поэтической аксиомы следует вывод: кому нужно то, что звезды зажигают? У всего есть причина... Маяковский расширяет сознание читателя, сбивает его с привычных мыслей.

И далее рисуется история Того, кому нужны звезды. Как Он прибегает в метелях полуденной пыли (так и представляется жаркое солнце лета в этом оксюмороне) к самому Богу, боится, что уже поздно. Проситель даже плачет, целует руку Создателя. (Рука рабочая - "жилистая".) И просит, просит хотя бы одну звезду. Он клянется, что не перенесет отказа. Здесь поэт использует словосочетание "беззвездная мука" как беспросветное страдание. Дальше его психологическое состояние несколько меняется. Получив, видимо, положительный ответ, он внешне спокоен - он сделал все, что в его силах. Но проситель еще очень волнуется. И теперь он говорит кому-то, что будет Звезда. Обязательно.

Где же разгадка: кому и зачем нужны звезды. (Маяковский дает понять, что зажигает из Демиург.) каждый, наверное, ответил сам для себя. И все же, в стихотворении есть Проситель, кому, действительно, это важно. Но и он говорит с кем-то на "ты". Этому собеседнику свет звезд очень нужен... кому-то не должно быть страшно. Действительно, если на улице не кромешная тьма, если есть хоть одна звездочка (хоть лучик надежды в ситуации), то уже не так страшно. Можно представить образ женщины или ребенка.

В финале опять звучат все те же вопросы, но немного по другому. Ведь загорается звезда всегда (даже если ее не видно с Земли), так это кому-то нужно.

Интересно, что атеист Маяковский говорит, по сути, о вере. Свет, который барит людям Вселенная, равен психологической надежде. То есть напрашивается вывод, что людям нужна вера.

Впрочем, вопросы в стихотворении так и остаются риторическими.

Анализ стихотворения Послушайте! по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Фета Мама! глянь-ка из окошка…

    Афанасий Афанасьевич Фет – один из великих поэтом русской литературы. Его произведения до сих пор пользуются популярностью не только в школьной программе, но и многие взрослые не прочь почитать сборник его стихов.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс

    М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Ангел» в свои шестнадцать лет. Сюжет произведения основан на колыбельной песни, которую пела Мария Михайловна – мама писателя, своему сыну.

  • Анализ стихотворений Барто

    Анализ произведений Барто

  • Анализ стихотворения Двойная бездна Мережковского

    В своем стихотворении Двойная бездна Мережковский рассматривает тему взаимопроникновения смерти и жизни в рамках человеческого бытия. Он объединяет эти два феномена, которые, казалось бы, являются полностью противоположными

  • Анализ стихотворения Добро и зло Фета

    Стихотворение «Добро и зло» настраивает каждого читателя на философский взгляд. И помогает понять, что в мире существует не только материальное, но и духовное. А вот добро и зло является равноправными и безграничными.

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского

Маяковский – один из самых оригинальных русских поэтов. Его творчество вызывало массу критических и такое же количество положительных отзывов. Важно то, что оно никого не оставляло равнодушным. Его стихи всегда имели острую социальную направленность. Их отличает глубокая личная заинтересованность в поднятой теме. Стихотворение «Послушайте!» было написано в начале 1914 г. Оно представляет собой призыв тонко чувствующего поэта к равнодушному обществу, попытку вывести его из спячки.

К 1914 г. Россия находилась в глубоком кризисе. Нищета большей части населения, голод, набирающие оборот революционные настроения все больше раскалывали страну. Чувствовалось приближение страшной мировой бойни – Первой мировой войны. Высшие слои общества, прикрываясь красивыми фразами, жили буквально последним днем, проводя время в кутежах и праздниках. Царила атмосфера обреченности и безверия.

Маяковский был известен своими грубыми произведениями, не укладывающимися в принятые стандарты. Но за прямолинейностью скрывалась чуткая творческая душа, остро реагирующая на несправедливость и людское равнодушие. В стихотворении «Послушайте!» он без предисловия и оговорок обращается к людям с целью обратить их внимание на совершенство мироздания. Главный символ произведения — звезды, которые не зависят от людских страстей. Человек должен остановиться и внимательно посмотреть на ночное небо. Звезды способны уничтожить злобу и ненависть. Если они все еще существуют, значит не все потеряно, «значит – это кому-нибудь нужно?». Появление новых звезд для Маяковского – результат чьего-либо страстного желания. «Если звезды зажигают», то люди еще способны одуматься, прекратить войны и насилие.

Стих написан в характерной манере Маяковского – «лесенкой». Рифма неточная, сбивчивая, переходящая в белый стих. Произведение имеет очень сильную эмоциональную окраску. Для этого автор использует многократные восклицания и риторические вопросы. Очень выразительно контрастное сравнение звезд с «плевочками» и одновременно с «жемчужинами». Вызовом Маяковского является приближение бога, имеющего «жилистую руку», к земному миру. Бог выполняет страстные желания людей о том, чтобы на небе появлялись новые звезды, дающие ощущение стабильности и правильного миропорядка.

Стихотворение «Послушайте!» полностью отражает особенности раннего творчества Маяковского, его протест против существующего общественного устройства.