Болезни Военный билет Призыв

Как Казахи победили чеченский бандитизм. Передача опыта. Как казахстанцы избавились от чеченов

43135 6-03-2015, 01:30

О том, как живется чеченцам в Казахстане

ENG RUS KZ


Сегодня в нашей постоянной рубрике "Честно о диаспорах" речь пойдет о живущих в Казахстане чеченцах - очень гордом и свободолюбивом народе, непокорный нрав которого воспели многие писатели и поэты. Несмотря на пережитую насильную депортацию, они остались дружными и сплоченными, сохранили свою самобытность, обычаи, традиции и национальную культуру. Сегодня эта диаспора, по данным последней переписи, насчитывает около 32-х тысяч человек. В основном чеченцы заняты в торговле и предпринимательстве. Они компактно проживают в деревнях и пригородах во всех областях республики.

Адам Бойсаев , представитель чеченской диаспоры:
"Во мне сразу включается чеченский менталитет"

О том, как чувствуют себя чеченцы в современном Казахстане, какие испытывают трудности и каким видят свое будущее здесь, мы поговорим с одним из видных представителей диаспоры Адамом Бойсаевым.

Если в 1940-х мы, чеченцы, были высланы на территорию Казахской Республики в принудительном порядке, то сегодня мы проживаем здесь по милости Аллаха и собственной воле, - говорит он. - Будучи полноправными гражданами этой страны, наши отцы и деды, как и все остальные, поднимали ее экономику и строили ее будущее. В трудное время делились всем, чем могли. Бесспорно, ключевую роль в адаптации как чеченцев, так и представителей других национальностей на территории Казахстана сыграл менталитет казахского народа.

Что касается нашего нынешнего самочувствия, то могу сказать следующее: мы - одна семья, один народ, есть среди нас и плохие, и хорошие. Все недостатки нам нужно искать в самих себе. Ссоры бывают всегда, но нельзя позволять и допускать, чтобы они перерастали в массовые беспорядки. У казахов есть хорошая пословица, которая в переводе на русский звучит так: "Мост, возведенный всем миром, может разрушить один человек". Есть Конституция и законы. Перед ними мы все равны. Нельзя забывать, что там, где нет единства, нет будущего.

Все мы являемся свидетелями политического кризиса и нестабильности во многих странах, а теперь и в братской Украине. Нам нужно работать над воспитанием подрастающего поколения в духе казахстанского патриотизма. Нам не нужна западная культура и идеология. Благодаря нашему президенту, его мудрой и дальновидной политике за время независимости мы добились многого. Мне приходилось бывать в соседних странах, и есть с чем сравнивать. Я думаю, что мы живем хорошо. И мы должны сохранить и улучшить то, что имеем.

- Кого из представителей чеченской диаспоры вы назвали бы наиболее влиятельными?

Влиятельными людьми среди чеченцев в Казахстане я не вижу никого, кроме старейшин и главы Вайнахского духовенства Шейха Мухамад Хусейн Хаджи Алсабекова. Думаю, это не только мое субъективное мнение.

- А как вы оцениваете сегодняшнее отношение к чеченцам со стороны титульной нации, и наоборот?

Его семья и дети оставались в Чечне. Всю свою жизнь Руслан, сын Япона, мечтал поехать в далекий Казахстан и найти могилу отца. Даже когда в Чечне шла война и на улицах велся массированный огонь из тяжелой артиллерии, он, проезжая мимо на своем автомобиле "Нива", ни на минуту не переставал молить Всевышнего о том, чтобы тот позволил ему выжить и преклонить свое колено у могилы отца. Но только в мае 2012-го Руслан смог приехать в Алматы к Вахе Асхабову, с которым они дальше направились на станцию Ушбиик.

Попав в село, они стали искать местных чеченцев, однако таковых там не оказалось. Возле одного дома они заметили большое скопление людей и решили попросить у них помощи. Оказалось, что это были похороны. Хоронили женщину. Мужчины прошли к аксакалам, выразили соболезнование и стали ждать. Через какое-то время к ним подошел уважаемый в селе человек - Махаббат Мухаметханулы Насыров.

Он поинтересовался, что же привело их в эти края. Внимательно выслушав историю Руслана, он тут же вызвался провести его к могиле отца. Ваха и Руслан, конечно, поблагодарили его, сказав, что подождут, пока пройдут похороны. На что Махаббат-ага ответил: "Могилу своей сестры я найду, а вот помочь найти могилу отца для сына, который проделал путь не в одну тысячу верст и многое пережил, - это мой долг, потому что он похоронен на моей земле, на земле моих предков".

Вот поступок, который вызывает уважение, в котором есть честь, достоинство, духовное величие и благородство. Пользуясь случаем, хочу передать слова благодарности Руслана Султаханова из Чеченской республики Махаббату Мухаметанулы и в его лице всем казахам, которые чтут и свято соблюдают традиции и обычаи предков. Дай Аллах мира и чистого неба над головой.

Среди знакомых и уважаемых мною представителей, как вы говорите, титульной нации я чувствую себя так же, как и в своей семье. Слава Аллаху, у меня большая семья. А вот незнакомые люди - для меня потенциальная угроза. Не все, конечно.

- Почему?

Среди этих людей есть те, кого жизнь, быть может, обделила чем-то или он сам по себе настроен агрессивно. Он может оскорбить меня, мое достоинство, и я, естественно, буду вынужден ответить за себя. И мы все знаем, как обычные ссоры перерастают в массовые драки или беспорядки, в которых страдают ни в чем не повинные люди. Нельзя допускать, чтобы это происходило. Ведь, как следствие, это может вызвать массовый отток представителей нетитульной нации за границу.

Разве для этого мы и наши предки столько лет жили и живем на этой земле?! Допустим, русские уедут в Россию, турки в Турцию, кавказцы на Кавказ, хотя большинство из них родились здесь, их родные покоятся в казахской земле.

Надо помнить об этом. Мы - гости в этом бренном мире. Наша земля - это два метра под могилой, и ничего больше. Нам нужно слушать старших. Учить и знать, как минимум, три языка - казахский, русский и английский. Об этом постоянно говорит глава нашего государства. Мало родиться казахом или чеченцем, нужно им быть. А значит знать родную речь, свято чтить обычаи и традиции своих предков.

Что может объединить нас всех? Это язык. У меня, например, всегда вызывает двойное уважение казах или русский, говорящий на чеченском языке. Во мне сразу включается чеченский менталитет. Уверен, так же чувствуют себя представители других национальностей.

Как гласит известная пословица, "нет плохой нации, есть плохие люди". Считаю, что нужно запретить СМИ, особенно в криминальных сводках, озвучивать национальность того или иного подозреваемого или преступника. Если эти люди, какой бы национальности или вероисповедания они ни были, преступили закон, то достаточно озвучить их Ф.И.О. и гражданственную принадлежность.

Нуртай Мустафаев, этнополитолог, руководитель аналитического центра "Наше Дело":

"Никакой неприязни и враждебности между казахами и чеченцами нет"

- Вы многие годы работаете над изучением межэтнических конфликтов в Казахстане. Расскажите о причинах и характере противоречий, которые возникали на протяжении двух последних десятилетий между казахами и чеченцами.

Вопреки утверждениям официальных кругов, в преддверии распада Союза и в постсоветский период в Казахстане имели место локальные межэтнические конфликты. Но они были мелкими, в отличие от масштабных конфликтов 1990 и 2010 годов в Кыргызстане, конфликтов в Закавказье и на Северном Кавказе, трансформировавшихся де-факто в межгосударственные войны (Армения - Азербайджан), в две локальные войны в пределах Российской Федерации (Чечня).

Анализ локальных этноконфликтов 1989-2013 годов в Казахстане показывает, что 80% их происходили между казахами и чеченцами. Самые громкие из них - Новоузеньский (16 июня - 24 июля 1989-го), в селе Казансу (август 1989-го), Узунагачский (27 июля - конец августа 1990-го), Восточно-Казахстанский (15 октября - ноябрь 1992-го), в поселках Маловодное и Казатком (17-19 марта 2007-го). Последний такой конфликт случился 19-20 августа 2013-го в поселке Шенгельды Алматинской области. И практически все они носили этносоциальный характер.
Сразу отмечу, что лично я не вижу между нашими народами какой-то непримиримой вражды, неприязни. Вполне нормальные, ровные отношения. Скорее, дело в экономическом, социальном неравенстве этих этнических групп.

- В чем проявляется это неравенство?
- Большинство казахстанских чеченцев и ингушей были депортированы в Казахстан в 1944-м. Основным родом деятельности для значительной их части стала сфера торговли, услуг, снабжения - это даже в 1960-1980-е годы в условиях относительно невысокой поляризации населения по уровню доходов обеспечивало им более высокие заработки по сравнению с местным, преимущественно казахским населением, занятым в здравоохранении, просвещении, производственной сфере.

С началом развития кооперативов (1987-1988 годы) социальное, имущественное расслоение по этническому признаку резко возросло.
Особенно это неравенство было заметно на селе, где уровень доходов населения в несколько раз ниже, чем в городах. То есть если городские чеченцы занимаются в основном бизнесом (кафе, рестораны, автостоянки) и, скажем так, не бросаются в глаза, то сельские чеченцы, как правило, зарабатывают на жизнь животноводством и земледелием. Зачастую это крупные хозяйства, и понятно, что на работу к себе они берут местных жителей, преимущественно казахов.

К примеру, в селе Казансу Талдыкорганской области, где в августе 1989-го произошли межэтнические столкновения, проживало 18 чеченских семей. Их материальное благосостояние было значительно выше, чем у остального местного населения. Каждая из чеченских семей, будучи занятой преимущественно в сфере торговли и услуг, содержала более 70 овец. Среди казахов такое количество овец в личной собственности имел только один человек. А, например, чеченец О.Джанхотов вместе с шестью сыновьями владел отарой в 1 246 овец.

Причинами случившегося тогда конфликта стали нарастающее социальное неравенство этнических групп, недовольство местного казахского населения своим экономическим положением в условиях начавшихся рыночных реформ, слабая адаптированность его к новым экономическим отношениям (кооперативы и т.д.) и, соответственно, психологический дискомфорт. Протест у местного населения, воспринявшего за 70 лет советской власти коллективистские идеи, "социалистические нормы" социальной справедливости, вызывала также практика найма чеченцами "бичей" из числа казахов.
- Но ведь фермерские хозяйства на селе имеют не только чеченцы…

Разумеется. Те же курды, ингуши, корейцы, узбеки в сельских районах в разы богаче казахов. Это характерно для всех диаспор, которые живут вне своей исторической родины. Они более консолидированы и рассчитывают только на свои силы, не ждут помощи от государства. Это называется этническая солидарность.

Многие этнологи отмечают, что в развивающихся странах экономическая власть в огромной степени сконцентрирована в руках "рыночно-доминирующего" этнического меньшинства. В модернизирумых обществах этнические меньшинства зачастую характеризуются более быстрым "вхождением" их в рыночную экономику. К слову, это стало основанием для введения в оборот Д.Л.Дороховым, Е.В.Палютиной, В.И.Дятловым и рядом других российских этносоциологов понятия "торговые меньшинства".

- То есть это именно тот случай, когда сила не в количестве, а в качестве. Но только ли неравенство в доходах может стать поводом для межэтнического конфликта? Тем более что, по вашим же словам, представители чеченской диаспоры не одиноки в своем стремлении хорошо зарабатывать...

При оценке казахско-чеченских и многих других межэтнических конфликтов в Казахстане следует иметь в виду одно упускаемое всеми комментаторами измерение неравенства. Не неравенства в обладании традиционно оцениваемыми теоретиками-политологами ресурсами (властными, экономическими, образовательными, информационными), а оружием. И это неравенство в повседневной жизни гораздо важнее, чем информационное неравенство между теми или иными социальными группами, которое пытается выправить правительство Казахстана. Это неравенство этнических групп Казахстана в оружии, обладании им.

В отличие от США, где право на владение оружием гарантируется всем гражданам Конституцией этого признанного в мире демократического государства, в Казахстане граждане не имеют такого права. То есть формально такого общегражданского права в нашей стране нет. Однако казахстанские реалии совершенно иные. И это факт. В числе прочих "фактор неравенства в оружии" - далеко не из последних.

Возьмем, к примеру, межэтнический конфликт в поселках Маловодное и Казатком Энбекшиказахского района Алматинской области 17-19 марта 2007 года. Он получил широкий резонанс в Казахстане, России, субъектах РФ - Чечне и Ингушетии. Да, основными причинами случившегося стали бедность, безработица на селе, "обезземеливание", пауперизация значительной части сельского населения, все более выраженное в последние годы экономическое, социальное неравенство этнических групп. Но немаловажную роль сыграло и наличие оружия у одной из сторон конфликта.

Напомню, поводом стала драка, произошедшая 17 марта в бильярдной "Ботагоз" в поселке Маловодное между казахами и чеченцем Мухамадом Махмахановым. В тот же вечер двоюродный брат Мухамада - Тахир, по официальной версии следствия, сбил на джипе, а затем ранил в ногу из неустановленного оружия Бекжана Салимбаева, одного из участников драки.

Назавтра, 18 марта, группа из трехсот человек приехала на автомобилях в соседний с Маловодным поселок Казатком к дому Махмахановых с требованием выдать Тахира. Четверо братьев Тахира вышли вооруженными навстречу толпе и открыли огонь из ружей. Около десяти человек получили ранения, двое впоследствии скончались. Позже выяснилось, что дом Махмахановых был битком забит оружием, целый арсенал… Кстати, в октябре 1992 года в пос. Овечий Ключ близ Усть-Каменогорска у жителей также было изъято огромное количество оружия.

Мы знаем, что иметь при себе оружие, будь то кинжал или винтовка, - это национальная традиция некоторых кавказских народов, в том числе чеченцев и ингушей. Можно даже сказать, элемент их национального костюма. Они всегда вооружены. Поэтому и отношение к ним со стороны местной полиции такое придирчивое. Неравенство в оружии, как и любое другое неравенство, само по себе - источник конфликта. Особенно когда в нем участвуют молодые и горячие.

Вдобавок у чеченской и у казахской молодежи культ борьбы, бокса, других видов единоборств, что проявляется в характере (силовом) разрешения бытовых конфликтов в кафе, на улице и т.д. Поэтому когда они сталкиваются, получается вот такая взрывоопасная, гремучая смесь...

А с применением холодного, травматического либо огнестрельного оружия острота конфликта и его масштабы резко возрастают. Я думаю, что у граждан Казахстана должно быть право на оружие. Впрочем, это тема для отдельной статьи.
А в остальном, как я уже сказал в начале интервью, никакой неприязни и враждебности между казахами и чеченцами нет.

Смерть бендерам и казахам — русофобам: 15.01.17

/»В 1944 году на территорию Казахстана было выслано почти всё население упразднённой Чечено-Ингушетии. «Почти» здесь сказано не потому, что кое-кто там остался, а потому что некоторых выселили не в Казахстан, а в Западную Сибирь. Первое время казахи помогали чеченцам обустроиться, делились с ними последней лепёшкой. Но вскоре отношение к чеченцам изменилось – у Казахов начал пропадать скот, а иногда и люди – ни русские, ни выселенные в Казахстан немцы, угоном скота не занимались, а уж людей они не похищали и подавно, и когда разъярённые казахи стали устраивать самочинные обыски в чеченских жилищах, то обнаруживали там головы похищенных коров и головы похищенных и съеденных детей и женщин»./
.
.
Эти истории придуманы русскими для разжигания вражды между казахами и чеченами.
Даже само слово «разъяренные казахи» подразумевает на самом деле местных русских ссыльных зэков, которые устраивали обыски в чеченских жилищах. Казахи в это время не имели никаких прав и жили в таком же положении что и высланные в Казахстан чеченцы — на уровне колонизованных народов Америки.

/»Вот что пишет об этом времени Михаил Никифорович Полторанин, живший в те времена в Казахстане: «Нагло действовали вайнахи. Нападали по-волчьи, стаями, приставляли к горлу ножи и отбирали деньги, одежду. Молодых женщин тащили в кусты. По ночам они обшаривали чужие сараи и воровали коров. Знали, конечно, что наши отцы и старшие братья погибли на фронте, в домах одни вдовы с мелюзгой - кого им бояться! Милиция? Она была малочисленна, к тому же собрали туда женщин и доходяг - без опыта и маломальской подготовки. А поди и найди в лабиринтах Чечен-городков грабителей и насильников, где сплошное укрывательство и как по команде тебе отвечают одно: «Моя твоя не понимает»./
.
.
Опять идет рассказ именно русского, а не казаха. Хотя на самом деле все бандиты и воры были из сосланных в Казахстан русских зэков — убийц и воров!

/«Шешен – пашист, шеловек кушать пришёл», - говорили тогда казахи, и если у русских пугали детей Бабаём, то у казахов их до сих пор пугают «шешеном»./
.
.
Опять ложь — абсолютно ни разу не слышал о том, чтобы мы казахи пугали детей «шешеном»!

/»Наиболее крупным был погром, который случился в 1951 году, когда был разгромлен Чечен-городок под Усть-каменогорском. Терпение казахов лопнуло, когда в 1955 году Хрущёв предложил образовать отдельную республику чеченцев и ингушей на территории Талды-Курганской и части Алма-Атинской области. В Казахских сёлах и городах начались акции протеста. Казахи просили выселить чеченцев обратно в Грозненскую область. Хрущёв поступил половинчато: он разрешил всем желающим вернуться в восстановленную Чечено-Ингушетию, а всем нежелающим – остаться в Казахстане. С уменьшением количества чеченцев, острота межнациональных противоречий утихла, но когда в конце 80-х появились первые кооперативы, породившие первый рэкет, первыми рэкетирами стали именно чеченцы. Вызывающее поведение обнаглевших чеченцев стало выливаться в акции протеста. Так, 17-28 июня 1989 года в городе Новый Узень Казахской ССР между группами казахов и чеченцами произошли серьёзные столкновения. Для подавления столкновений были задействованы бронетранспортёры, танки, боевые вертолёты и другая военная техника. Волнения удалось подавить только на четвёртый день./
.
.
Ложь от самого начала до самого конца!.

Разгром Чечен-городка и убийство 40 чечен в 1951 году под Усткаманом, в Лениногорске!!

В городе Усть-Каменогорске причиной конфликта стало убийство израненного на фронте русского милиционера. Его обнаружили под деревянным мостом через Ульбу, подвешенным за ноги вниз головой, с перерезанным горлом. Новость об этом пронеслась по окружающим русским населённым пунктам и вину за убийство возложили на чеченцев. По третьей версии конфликт начался на бытовой почве в результате ссоры между чеченцем и завербованным горняком. В ходе конфликта горняк забил насмерть железным прутом чеченца. После этого начались беспорядки в чеченском посёлке Чечен-городок. Конфликт начался 10 апреля 1951 года. Но все же основной причиной погрома явилось то, что летом 1950 года в городе Лениногорск, накануне праздника Рамадан, среди русских прошёл слух о том, что чеченцы якобы используют для своих ритуалов кровь младенцев. В результате 16-18 июня 1950 года русскими там был устроен чеченский погром, вылившийся в трёхдневные уличные схватки.

Ход конфликта:
О данном инциденте сразу стало известно в Чечен-городке, в центре которого стала собираться возбуждённая толпа мужчин. Кавказцы толпой пошли по городу, избивая всех встречных рабочих. В ответ в городе стали собираться толпы т. н. вербованных, преступных элементов и русских горожан, которые двинулись на посёлок чеченцев. Только начался ледоход: на реке Ульба, впадающей в Иртыш, громоздились торосы. В эту реку восставшие «вербованные» погнали всю чеченскую диаспору: мужчин, детей, стариков. Многие, спасаясь, смогли добраться до другого берега глубокой реки, а многие тонули подо льдинами. Сил местной милиции не хватило для предотвращения столкновений, несмотря на все предпринимаемые усилия. Недалеко от города стояла армейская часть, прокладывавшая железную дорогу на Зыряновск. Солдат срочно бросили на подавление бунта. Выстрелами поверх голов они остановили и рассеяли «вербованных». Вечером 10 апреля 1951 года в Чечен-городке погибло 40 человек.

Последствия конфликта:
Об инциденте было извещено руководство страны, включая Сталина. Через три-четыре дня начались массовые аресты. Задержанные направлялись в городскую тюрьму, камеры которой быстро оказались переполнены. Судили человек 50. Главный «зачинщик» не был обнаружен. Вопрос о событиях в Восточном Казахстане был вынесен на бюро ЦК ВКП(б). В Москву был вызван первый секретарь обкома Хабир Мухарамович Пазиков, где после разбирательства ему был объявлен выговор. Был наказан (уволен) за нерешительность секретарь Лениногорского горкома.

3 мая 1951 года в докладной записке на имя первого секретаря ЦК КП(б) Казахстана Жумабая Шаяхметова обком партии рапортовал о принятых мерах:

«Дело Мамонова и др. 38 человек деклассированных элементов, обвинявшихся в организации массовых беспорядков, рассмотрено в г. Лениногорске. Дело Цурикова и др. 11 человек деклассированных элементов, обвинявшихся также в организации массовых беспорядков, рассмотрено в г. Усть-Каменогорске.

Все они осуждены по статье 59-2 и 59-7 УК…».

Статья 59 Уголовного Кодекса, действовавшего в те годы, намечала кары за преступления против порядка управления, за погромы и предусматривала длительные сроки заключения или расстрел с конфискацией «всего имущества».

То есть, и тут русский имел цел поджечь вражду между казахами!

По факту русские ссыльные убийцы и воры, выселенные в Восточный Казахстан, даже в Казахстане убивали и грабили чеченев!!

/»Как только Казахстан стал независимым, чеченцев стали бить повсеместно. В 1992 году произошли античеченские выступления в Усть-Каменогорске, после которых почти все чечены покинули Восточный Казахстан. В последующие 15 лет в разных областях Казахстана происходили погромы, итогом которых становилось выселение чеченского населения. Самый крупный погром произошёл в марте 2007 года в селе Маловодном Алматинской области. После этого число проживающих в Казахстане чеченцев, и без того уменьшившееся со дня развала Союза, сократилось ещё в два раза./
.
.
Опять ложь!

В Казахстане чеченцев никогда не били повсеместно! Тем более в 1992 году!

Все было очень просто — Чечня в 1991 году получила независимость и все казахстанские чеченцы начали выезжать на свою историческую Родину — Республику Чечня!!
Абсолютно никаких погромов чеченцев казахами в Казахстане не было и не будет — чеченцы так же как и казахи, вынесли много горя и смертей за свою историю!

После 2007 года число чеченцев не уменьшилось в два раза, опять ложь притянутая за уши!

/»Причина успешности античеченских выступлений Казахов кроется в их поддержке правоохранительными органами. Казахские менты, формально декларируя нейтралитет, на деле всегда выступают на стороне своих соплеменников, и если даже на рынке произойдёт обычная драка между казахом и не казахом, то первый никогда не будет признан виновным. Именно в этом кроется одна из главных причин межнациональной стабильности в Казахстане, которой казахи по праву гордятся. Сами казахи никогда не обижают представителей других народов по национальному признаку, но уж если наглеют нацмены, спуску им в Казахстане не будет.

Эту позицию следовало бы перенять и нашим русским ментам, ведь если бы в межнациональных конфликтах они всегда вставали на сторону русского населения, этих межнациональных конфликтов просто бы не было.»/
.
.
Опять ложь!

казахские менты никогда не станут на сторону казаха! Если у потерпевшего казаха есть родственники в органах, а у любого казаха кто-нибудь из родственников всегда найдется в и в милиции и в судах и в прокуратуре.
В этом вся суть вопроса — казах живет взаимопомощью между своими родственниками, чего у русских никогда не было и не будет!

Больше двух лет назад Аян Жумашев переехал из Казахстана в Чечню по приглашению президента республики Рамзана Кадырова. Он занят работой в детско-юношеском движении «Юные кадыровцы». Главу государства он называет не иначе как «старшим братом» и считает его своим наставником и кумиром.

Аяну 25 лет, он имеет бухгалтерское образование, родился в Актобе, но недавно переехал в Чечню, куда его пригласил Рамзан Кадыров, пишет «Ак Жайык» . Парень работает рядом с членами правительства республики и курирует школьные организации. В последнем он преуспел – Аяна наградили медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой».

Журналистам удалось встретиться с Жумашевым, когда он приехал навестить родственников в Атырау.

Парень рассказал, чем занимался в Казахстане и что делает в Чечне.

«С 16 лет работал в волонтерских программах «Жас Отана» – молодежного крыла партии «Нур Отан». Входил в президентскую программу «Молодежь вместе с президентом», в которой работали молодые талантливые ребята – бескорыстные помощники главы страны. Мы писали проекты, программы молодежного движения», - рассказал Аян.

«В 2011 году мы довели до президента (Назарбаева) необходимость создания единой детско-юношеской организации в Казахстане «Жас улан». В 2013 году он нас поддержал. И я стал организатором. Мы выбили 1,5 миллиона долларов, вы даже не представляете, чего мне это стоило, говорили: это никому не нужно, всё это умрет. Но мне помогли известные на тот момент политики, поверили, мы договаривались, что ни одна копейка не уйдет налево. И как только выделили деньги на «Жас улан», начали появляться люди, которым это стало интересно в финансовом плане», - рассказывает Жумшев.

После этого Аян ушел из движения.

Его карьера в Чечне началась современно и невероятно просто. Помогли в социальные сети.

«Я подписался на него в инстаграме, потому что меня интересовала его личность… Я сразу спросил у Рамзана Ахматовича: «Как вы воспитываете патриотизм в чеченцах?». Он попросил скинуть ему номер. Я скинул, он позвонил, мы около 30 минут поговорили о разных вещах, он ответил на мой вопрос, рассказал о своей стране. Задавал мне вопросы, потом сказал – почему мы говорим с тобой по телефону, ты же можешь приехать ко мне в гости, я жду тебя в любой момент», - вспоминает Аян.

Тогда он отнесся к этому приглашению «по-казахски»: приеду когда-нибудь. Но не тут-то было…

«Утром мне позвонили и сказали – вас ждет глава республики, можете ли вы прилететь на неделю, мы вас ждем в Москве. Оттуда меня переправили в Чечню. Встретились, поговорили, обсудили разные темы. Он пригласил министра по делам молодежи, министра образования и попросил поездить с ними по республике, а потом рассказать ему о своих наблюдениях, он сказал: «Желательно минусы, потому что плюсы я сам знаю». По возвращении мы снова поговорили, обменялись идеями, он высказал свои мысли о моей книге (Аян пишет о воспитании детей – прим. ред.) – я как приехал, ему подарил. Сказал, что он тоже думал о том, что стране нужна детско-юношеская организация», - рассказывает парень.

Тогда Кадыров предложил ему остаться и создать такое движение.

«Я остался и стал куратором этого проекта. Сегодня это большое движение. Только в республиканском штабе у меня 300 самых отборных, лучших школьников. Ежедневно что-то новое, сотнями проводятся мероприятия, акции...», - говорит Аян.

Аян называет себя просто советником. При этом он не стал уточнять, кто платит ему зарплату – правительство, министерство образования или сам Кадыров. Зарплату, которая его устраивает, ему привозят.

Советник Рамзана Ахматовича рассказал, что живет в подаренной старшим братом квартире.

«В центре города, в высотке, большая – 100 с чем-то квадратных метров», - откровенно признался Аян.

Он также сообщил, что у него есть служебная машина.

По словам Аяна, от войны в Чечне не осталось и следа.

«Все восстановлено: каждое село, каждый город – дороги, свет, вода, газ, даже в горных районах. В полной безопасности вас встречают, гостей любят, а к казахам особое отношение – у каждой чеченской семьи есть история, связанная с Казахстаном. Очень теплое, благодарное отношение», - сказал молодой человек.

Аян опроверг слухи о том, что оказаться рядом с Кадыровым ему якобы помогло родство с известным бизнесменом Кенесом Ракишевым.

«Я с ним знаком и познакомил меня с ним мой старший брат Рамзан Ахматович. Кенес Ракишев является давним другом и братом Кадырова. А все братья Рамзана Ахматовича являются моими братьями. Все остальное – дезинформация», - заверил Жумашев.

Он также сообщил, как строятся его рабочие отношения с Рамзаном Кадыровым.

«С Рамзаном Ахматовичем у нас не взаимоотношения «работодатель-рабочий». Я его младший брат, я обязан ему многим и обязан максимально усердно работать над тем, что он мне поручил и доверил. У него свой график, он очень занятой человек, но если есть вопросы, можно прийти в любой момент к нему: в резиденцию, в правительство, домой…» - говорит Аян.

По его словам, они встречаются раз в неделю минимум, но в основном это личное общение.

«Если я постоянно буду по работе его беспокоить, в чем смысл моего назначения? Было смешно смотреть по телевизору, как чиновник говорит: Нурсултан Абишевич, скажите свое веское слово, и я всё сделаю. Извините, тебя назначили, значит, уже сказали за тебя. Спишь, болеешь, устал – разницы нет», - говорит советник чеченского лидера.

Аян рассказал о своем отношении к Кадырову.

«Он же мой брат, он же старше меня. Он пример для меня, моя личная преданность – для него. Он мой первый наставник, всё, что я умею, как разговариваю, как себя веду – это его заслуга. Всему научил меня он – как быть успешным, как вести дела, как говорить с кем бы то ни было, как общаться с представителями других наций», - признался молодой человек.

По его словам, теплые взаимоотношения с президентом Чечни в его семье одобряют.

«Мама сказала даже: «Я родила тебя для Рамзана, кажется», – сказал, впервые улыбнувшись, Жумашев.

На будущее Аян не загадывает, ведь все в руках всевышнего. А вот то, что может с ним случиться через год, скорее, можно узнать у Рамзана Ахматовича.

В селе Енотаевка Астраханской области в ночь на четверг произошла массовая драка с участием 10 человек. В результате один из них погиб, остальные получили ранения различной степени тяжести, сообщили "Интерфаксу" в Следственном управлении СКР по области.

Потасовка вспыхнула в сельском кафе "Сапфир". По предварительным данным, причиной была бытовая ссора: один посетитель заведения случайно толкнул плечом другого, они начали ругаться, потом драться. Вскоре на помощь мужчинам с обеих сторон пришли их приятели. По данным газеты "Комсомольская правда" , дрались чеченцы, которые отмечали в кафе покупку автомобиля одним из них, с проживающими в селе Восток казахами.

Администратор вызвал наряд полиции, который пресек драку. Однако примерно через три часа участники побоища снова встретились и продолжили бить друг друга, переместившись на трассу Астрахань - Москва, в район автозаправочной станции, пишет "Московский комсомолец".

В ход пошли пистолет, отвертка и машина

Как отметили в СК, установлены десять участников драки. Один из них - чеченец Беслан Хасанов - получил ранение, от которого скончался на месте. По одной версии, удар был нанесен отверткой. По другим данным, озвученным "КП", выходец из Чечни получил огнестрельное ранение в грудь.

Представитель регионального СУСК Алексей Бессонов рассказал "МК", что в ходе драки также применялся травматический пистолет. Сразу после смерти одного из участников потасовки дерущиеся покинули место драки. Наряд полиции туда вызвали работники АЗС.

Выяснилось, что остальные девять человек получили травмы разной тяжести. Два человека госпитализированы. У одного из них - чеченца Аслана Басаева - оказались сломаны обе ноги: его переехала машина. У другого - его земляка Дацаева - перелом ребер и сотрясение головного мозга.

Со всеми участниками потасовки ведутся следственные действия. По подозрению в совершении преступления несколько человек задержаны - все они казахи.


Енотаевский межрайонный следственный отдел СУ СКР по Астраханской области возбудил уголовное дело по части 1 статьи 105 УК РФ (убийство) и части 2 статьи 213 (хулиганство, совершенное с применением оружия).