Болезни Военный билет Призыв

Как избавить ребенка от стресса. Стресс и тревожность у детей: как уберечь психику ребенка. Причины и симптомы стресса у детей и подростков в школе

Каждая мама стремится защитить своего ребенка. Но столкновение с внешним миром неизбежно: так ребенок взрослеет. Защитить его от всего просто невозможно, но можно помочь детям справиться с проблемами и неуверенностью в себе.

Снятие стресса у детей требует обязательного участия родителей. Родители – это единственный источник поддержки для маленького ребенка.

  • Помогите ребенку выплеснуть эмоции. Детям сложно самостоятельно найти выход своим эмоциям. Попробуйте ненавязчиво помочь найти ребенку хобби, любимое занятие. Это может быть спорт, занятия музыкой, пение, ведение дневника, шитье – все, что вызывает положительные эмоции, успокаивает и провоцирует выброс эндорфинов.
  • Не пытайтесь игнорировать проблему. Каждый родитель стремится помочь своему ребенку, но часто эти попытки усугубляют ситуацию. Например, родители пытаются убедить ребенка, что его проблемы надуманны, что он еще ничего не понимает и все себе придумал. Нельзя таким образом успокоить. Ребенок, как и взрослый, считает свою проблему важной, значимой. Отрицание ее приведет к замкнутости.
  • Повышайте в ребенке уверенность в себе. Вера в свои силы очень важна и для детей, и для взрослых. Дети очень чутко относятся к поддержке родителей. Поэтому иногда, чтобы помочь своему ребенку, достаточно сказать, что он со всем справится, что он умный и сильный, а все черные полосы обязательно заканчиваются.
  • Следите за питанием ребенка. От питания во многом зависит иммунитет и стрессоустойчивость детей. Большое количество сладостей приводят к гиперактивности и ослаблению защитных свойств организма.
  • Поддерживайте чувство безопасности. Маленькому ребенку важно знать, что родители ему помогут. Укрепить это чувство помогают физические контакты: обнимайте ребенка, чаще держите за руку. Иногда мальчикам стремятся привить самостоятельность, лишая их чувства безопасности, однако уже доказано, что на мужественности это скажется только негативно.

Помните, что проблемы вашего ребенка всегда можно решить мирным путем. Родители несомненно тоже устают и тоже испытывают стресс, особенно если ребенок первый. Давайте себе отдых, учитесь расслабляться вместе с ребенком, отдыхать вместе. Это укрепит связь между родителем и ребенком и поможет избавиться от стрессов.

Консультация для родителей

В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса!

Адаптация в детском саду: попытка или пытка? Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад - это одна из ступенек счастливого детства. Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребёнка регресс во всём достигнутом (в речи, навыках, умении, игре). Может заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура... Ему не мил детский сад, а малыш почти не узнаваем, словно его "подменили". Подменили не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и душа ребёнка - в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребёнок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится самим собой, в случае легкой адаптации.

Чем спровоцирован стресс у ребёнка?

Не столько отрывом от значимых взрослых, и особенно матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребёнка. Ведь, чтобы продержаться в незнакомой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребёнок не знает этой формы поведения и от того страдает, боясь, что сделает что-нибудь не так.

Степени адаптации

  • Легкая адаптация
  • Средняя адаптация
  • Тяжёлая адаптация
  • Очень тяжёлая адаптации

Первый раз в детский сад...

Заведите будильник с таким расчётом, чтобы было достаточно времени на все сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает, и когда надо выходить из дома. Запомните, а лучше запишите все вопросы, которые хотите задать воспитателю, не забудьте напомнить ей, что вы оставляете в рюкзачке ребёнка его любимую игрушку или дорогую ему вещь.

Адаптация на новом месте может длиться одну-две недели, в зависимости от психики и характера ребёнка. Полная адаптация наступает где-то через 2-3 месяца. Стресс у малыша может выплеснуться в виде капризов, агрессии, мокрых штанишек, отказа от еды и сна, мнимой "потери" приобретённых навыков.

Что поможет справиться крохе с боязнью новой обстановки и с разлукой с мамой?

Дайте с собой малышу его любимую игрушку. Психолог Т.Козак пишет: "Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удаётся привыкнуть к садику".

Если у малыша разрывается сердце от расставания с вами, положите ему в кармашек вашу небольшую фотографию или дайте на прощание "кусочек себя" (например, ваш носовой платочек, который пахнет вашими духами, или что-нибудь в этом роде). Если ребёнку трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводит в садик папа или бабушки-дедушки. Если ваш ребёнок "впал в детство" (так называемый псевдо "регресс"), например, вернулся к соске или бутылочке с молоком, "разучился" что-то делать, не стыдите его и не впадайте в панику. Это временное состояние, которое помогает малышу расслабиться и успокоиться.

Ещё одно любопытное замечание психолога Н.Некрасовой: "Если ребёнок по дороге в сад начинает хныкать и замедлять шаги, не уговаривайте его (это только усилит внутреннее напряжение), а похвалите. Скажите, например: "Умница, теперь я вижу, какой ты у меня большой и храбрый..." или "Какой ты молодец, а я вот на твоём месте, наверное, ревела бы, а ты смелый, знаешь, что в садик..." и т.д. Это тот случай, когда полезно заговаривать зубы. А главное, мамины слова придают ребёнку уверенность, ведь сильный человек (даже если речь о малыше) справится с трудностями".

Когда вы уходите - расставайтесь с ребёнком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребёнку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребёнка вызовут тревогу, что здесь с ним может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Не травите душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивания под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

Не совершайте ошибки и не делайте перерыв в посещении - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Постарайтесь спланировать своё время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребёнок не оставался там более двух-трёх часов. В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.

Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.

Если ребёнок стал агрессивным, раздражительным, не ругайте его. Главное помнить, что всё это всё тот же малыш. Проводите с ним всё время, больше обнимайте его, лежите или сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенку.

Консультация для родителей

В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса!

Адаптация в детском саду: попытка или пытка? Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад - это одна из ступенек счастливого детства. Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребёнка регресс во всём достигнутом (в речи, навыках, умении, игре). Может заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура... Ему не мил детский сад, а малыш почти не узнаваем, словно его "подменили". Подменили не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и душа ребёнка - в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребёнок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится самим собой, в случае легкой адаптации.

Чем спровоцирован стресс у ребёнка?

Не столько отрывом от значимых взрослых, и особенно матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребёнка. Ведь, чтобы продержаться в незнакомой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребёнок не знает этой формы поведения и от того страдает, боясь, что сделает что-нибудь не так.

Степени адаптации

    Легкая адаптация

    Средняя адаптация

    Тяжёлая адаптация

    Очень тяжёлая адаптации

Первый раз в детский сад...

Заведите будильник с таким расчётом, чтобы было достаточно времени на все сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает, и когда надо выходить из дома. Запомните, а лучше запишите все вопросы, которые хотите задать воспитателю, не забудьте напомнить ей, что вы оставляете в рюкзачке ребёнка его любимую игрушку или дорогую ему вещь.

Адаптация на новом месте может длиться одну-две недели, в зависимости от психики и характера ребёнка. Полная адаптация наступает где-то через 2-3 месяца. Стресс у малыша может выплеснуться в виде капризов, агрессии, мокрых штанишек, отказа от еды и сна, мнимой "потери" приобретённых навыков.

Что поможет справиться крохе с боязнью новой обстановки и с разлукой с мамой?

Дайте с собой малышу его любимую игрушку. Психолог Т.Козак пишет: "Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удаётся привыкнуть к садику".

Если у малыша разрывается сердце от расставания с вами, положите ему в кармашек вашу небольшую фотографию или дайте на прощание "кусочек себя" (например, ваш носовой платочек, который пахнет вашими духами, или что-нибудь в этом роде). Если ребёнку трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводит в садик папа или бабушки-дедушки. Если ваш ребёнок "впал в детство" (так называемый псевдо "регресс"), например, вернулся к соске или бутылочке с молоком, "разучился" что-то делать, не стыдите его и не впадайте в панику. Это временное состояние, которое помогает малышу расслабиться и успокоиться.

Ещё одно любопытное замечание психолога Н.Некрасовой: "Если ребёнок по дороге в сад начинает хныкать и замедлять шаги, не уговаривайте его (это только усилит внутреннее напряжение), а похвалите. Скажите, например: "Умница, теперь я вижу, какой ты у меня большой и храбрый..." или "Какой ты молодец, а я вот на твоём месте, наверное, ревела бы, а ты смелый, знаешь, что в садик..." и т.д. Это тот случай, когда полезно заговаривать зубы. А главное, мамины слова придают ребёнку уверенность, ведь сильный человек (даже если речь о малыше) справится с трудностями".

Когда вы уходите - расставайтесь с ребёнком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребёнку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребёнка вызовут тревогу, что здесь с ним может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Не травите душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивания под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

Не совершайте ошибки и не делайте перерыв в посещении - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Постарайтесь спланировать своё время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребёнок не оставался там более двух-трёх часов. В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.

Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.

Если ребёнок стал агрессивным, раздражительным, не ругайте его. Главное помнить, что всё это всё тот же малыш. Проводите с ним всё время, больше обнимайте его, лежите или сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенку.

Нервы

Чтобы не истощать нервную систему ребенка, старайтесь сглаживать стрессовые ситуации. Чаще его хвалите, вместе играйте и веселитесь, не нагружайте его «взрослыми» проблемами.

У детей разных возрастов стресс проявляется по разному.

  • У малышей до двух лет нарушается сон, они капризничают и отказываются от пищи.
  • В возрасте от двух до пяти лет проявляется поведенческая агрессия, у ребенка бывают приступы плохого настроения, плаксивость, он даже может начать заикаться.
  • Дети дошкольного и младшего школьного возраста под воздействием стресса становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают общения.
  • Подростки проявляют стресс «трудным поведением», приступами раздражения, вспышками ярости. Нередко под влиянием этого фактора развивается судорожный тик: мигание или подергивание.

Что поможет

Ученые установили, что дети, у которых в организме недостаточно магния труднее адаптируются к сложным обстоятельствам. Этот макроэлемент способен устоять стрессу, а значит, просто необходим для нервной системы. Чтобы установить недостаток магния, нужно сдать кровь на анализ. Если недостаток элемента будет подтвержден лабораторно, врач назначит магниесодержащие препараты.

Антистрессовые продукты

Магний содержится в фасоли, шпинате, грецких орехах, миндале, тыквенных семечках подсолнечника, в арахисе и пшеничных отрубях. Но так как без витамина В6 магний не усваивается, дополняйте антистрессовую диету ребенка такими продуктами, как говяжья печень, куриное мясо, морская рыба, сладкий перец, пшено, гранат, чеснок, облепиха.

Видео по теме

Совет 2: Как избежать стресса, отдавая ребенка в детский сад

Начало посещения ребенком детского воспитательного учреждения может сопровождаться стрессовым состоянием как у малыша, так и у его родителей. Таких ситуаций можно избежать, если папа и мама тщательно подготовятся к этому моменту.

Подготовка родителей

Приняв решение отдать свое чадо в детский сад, проведите с собой подготовительную работу. В первую очередь настройтесь на то, что вам необходимо будет расставаться с вашим малышом. Сначала на 1-2 часа, а потом дольше, постепенно увеличивая время его пребывания в учреждении.

Заранее узнайте, кто из воспитателей будет работать в вашей группе. Личное знакомство с ними придаст вам уверенность в их профессионализме. Вам будет легче передать ребенка уже знакомым людям.

Познакомьтесь с руководителем детского сада. Он объяснит все правила посещения ребенком группы. Обратите особое внимание на оплату услуг детского сада и на постановку на питание ребенка.

Ребенок ставится на питание заранее. Если вы планируете прийти завтра, то позвонить в детский сад и сообщить о вашем приходе следует сегодня.

Медицинский персонал также окажет большую помощь при подготовке к посещению детского сада. Вам расскажут обо всех важных моментах, которые необходимо соблюдать в семье. Кроме того, медики дадут перечень детских врачей, которых необходимо будет пройти для заполнения личной медицинской карты ребенка.

Подготовка ребенка

Задолго до официального прихода вашего малыша в детский сад, начните плавную подготовку. Гуляя возле детского сада, объясните ребенку, что сюда ходят детки, чтобы играть, учиться новому и заводить друзей. Говорите ему, что интересно, воспитатели знают много игр. Такой положительный настрой поможет ребенку проявить первоначальный интерес к детскому саду.

Узнайте про распорядок дня в детском саду. Приблизив к нему режим дня дома, вы подготовите ребенка к новому для него жизненному этапу. Кроме того, это позволит ему быстрее адаптироваться к незнакомым условиям.

Если ваш ребенок замкнутый, старайтесь больше гулять с ним в людных местах. Учите его знакомиться со сверстниками, играть с ними. Впоследствии общение с незнакомыми людьми не станет стрессом для вашего ребенка.

При необходимости обратитесь к детскому психологу, он есть в штате детского сада. Специалист поможет ребенку подготовиться к приходу в детский сад, избегая стресса. Кроме того, это даст вам возможность выявить и своевременно решить скрытые проблемы.

В первые дни пребывания малыша в группе, оставайтесь вместе с ним. Это даст ребенку уверенность, что его не бросили, что вы – рядом. Впоследствии он будет готов остаться в детском саду без вашего присутствия.

Поддерживайте ребенка во всех его начинаниях, радуйтесь даже малому успеху. Так он будет знать, что новые знания, умения и навыки, полученные в детском саду, радуют его родителей и находят одобрение в семье.

Первые неизбежные стрессы у ребенка связаны с расставанием с близкими (особенно их смертью), посещением стоматолога или предстоящей болезненной манипуляцией (операцией). Отношение ребенка к предстоящему неприятному событию связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей и, наоборот, могут в расслабленном состоянии легче переносить и быстрее забывать все то, чего боятся взрослые. Поэтому, необходимо прежде всего перестать бояться самим взрослым.

В случае предстоящей болезненной манипуляции необходимо провести предварительную ознакомительную работу по поводу того, что ребенку предстоит, однако информация должна быть избирательна – нужно исключить все "страшилки" и не допускать общения с детьми, которые могут возбудить или напугать вашего ребенка. То, что полезно для подготовки к предстоящему событию, должно быть рассказано с указанием на важные моменты поведения – что нужно открыть рот, что будут щипцы и т.д. Если ребенок маленький (до 3 лет), то лучше вообще отказаться от подготовительной работы и провести его через стресс неожиданно.

И еще один совет – еще до неприятного события начинайте выстраивать перспективные жизненные планы на время после того, как это событие окончится. Это позволит ребенку прочувствовать, что все неприятное конечно, и затем наступит светлая полоса жизни.

Все вышесказанное относится прежде всего к здоровым детям - но нервным детям с невропатией только психологических приемов преодоления стресса недостаточно. Наиболее простой способ преодоления и «сглаживания» стресса и у детей, и у взрослых - это использование лекарств траквилизаторов. «Транквилити» в переводе означает - покой, успокоение. Действие этих лекарств заключается в предотвращении и «снятии» страха, тревоги, возбуждения. Автор этих строк принимает такое лекарство за час перед посещением зубного врача. Конечно, боли от этого не бывает меньше, но в кресло стоматолога садишься без дрожи и потения.

К сожалению, в последние годы транквилизаторы стали практически недоступными для жителей Украины из-за ошибок депутатов нашей Верховной Рады, принявших неумные законы: см. раздел на сайте о проведении «Благотворительной врачебной акции для кандидатов в депутаты Верховной Рады по определению их умственного развития». Конечно, в ряде случаев помочь при стрессе могут и более слабые успокаивающие лекарства, не вызывающего привыкания ни при каких условиях. Поэтому, с помощью компьютерной программы «Нейрофарм» я могу подобрать оптимальный набор лекарств для предотвращения стресса и с учетом психики ребенка, и с учетом их доступности.

Как помочь переносить более сложные виды стресса в школьном возрасте .

Некоторые женщины, когда "перегреваются" от раздражения или внутренних переживаний, все бросают и начинаю печь пироги, затевают уборку или стирку. Говорит, что через пару часов от волнений не остается даже воспоминаний. А многие мужчины спасаются от невероятных нагрузок в бизнесе старыми проверенными способами - футбол, баня, пиво с друзьями. Известно, что те, кто сумел оптимально подобрать для себя способ избавления от психических и физических нагрузок, живут гораздо более счастливо и чувствуют жизнь во всей ее полноте и радости. А теперь подумаем: даже мы, взрослые, худо-бедно уже умеющие себя контролировать, порой ничего не можем сделать со своими нервами, как бы ни старались.

Но что же происходит с детьми в подобных ситуациях? Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда мы окунаем детей во взрослый мир, живущий по жестким правилам. Например, в спорт."Ты занимаешься серьезным делом, - говорит тренер своему воспитаннику, - забудь о том, что тебе одиннадцать лет, в спорте не бывает детей и взрослых, а бывают плохие спортсмены и хорошие". Может быть, подобные установки успешны с точки зрения результатов, но именно с чего-то подобного, скорее всего, начинаются истории, которые психологи иногда именуют как "раннее сгорание".

Стресс, безусловно, полезен для организма. Но в умеренных дозах и только при условии его преодоления. Если же ребенок испытывает постоянное давление и не имеет возможности "выходить" из-под него, его психика расшатывается. Кроме того, установлено, что подверженные стрессу дети чаще болеют так называемыми психосоматическими болезнями. Это аллергии, кожные заболевания, астма, энурез, нарушения сна. Позднее стрессы переносятся во взрослую жизнь. Специальные исследования подтвердили, что большинство сердечных недомоганий берет начало именно в детском возрасте, начиная с шести-девяти лет.

Каковы же основные источники излишнего стресса у школьника? Прежде всего, конечно, школа. Сегодня детям неизбежно приходится осваивать огромный объем информации. Родители же часто, увлекаясь разносторонним развитием, стараются заполнить все оставшееся от учебы время различными занятиями. Но перед тем, как погружать ребенка в область занятий, которая неизбежно потребует от него серьезных усилий, а возможно, станет профессией, хорошо бы понять, зачем это делается. Нужно поговорить с ребенком - выяснить, что ЕМУ нравится и почему. Понаблюдать - для того, чтобы понять ЕГО склонности и особенности темперамента. Если родителям кажется, что у ребенка есть талант и его нужно реализовывать, это тоже обязательно надо обсуждать с самим ребенком. И только в том случае, когда, как говорится, все сходится - и желание ребенка, и его возможности, и родительские возможности, тогда действительно есть вероятность прийти к настоящему успеху. Но и в этом случае психологи настоятельно рекомендуют соблюдать несколько важных правил:

  • оставлять ребенку свободное время, в которое он может заниматься тем, чем хочет;
  • помогать осознавать границы своих возможностей, трезво оценивать свою силу и выносливость;
  • в тех случаях, когда ребенок вдруг отказывается заниматься, подробно выяснять почему. Это может быть все что угодно - от внешности тренера до цвета купальника. Зная причину, всегда легче помочь;
  • исключить так называемую "гипермотивацию ". Проще говоря, не допускать ни у себя, ни у ребенка установок типа "если я этого не сделаю, я ничего не стою и никто не будет меня любить; если я не выиграю это соревнование, значит, ничего никогда не получится" и т.д. Подобные мысли порой приводят к попыткам самоубийства у детей, поэтому надо быть крайне осторожными;
  • внимательно относиться к жалобам на самочувствие . Частые головные боли, желудочные недомогания, плохой сон или усталость без причин могут быть первыми признаками перенапряжения.

Кроме этого, обязательно нужно сознательно обучать ребенка приемам релаксации. Научившись с детства чередовать напряжение и расслабление, человек приобретает чрезвычайно больший "запас прочности". Американские психологи Шелдон и Шейла Левис рекомендуют в качестве расслабления использовать медитации дыхания, которые вполне доступны детям 6-11 лет. Предложите ребенку сначала три минуты посидеть спокойно, с выпрямленной, но не напряженной спиной, закрытыми глазами. Ребенок спокойно дышит, прислушиваясь при этом к своему дыханию, чувствуя его целиком. Вначале будет трудно не отвлекаться на посторонние мысли, но постепенно упражнение станет легким и доступным, и тогда время можно увеличить до 10-15 минут. В дальнейшем короткие медитации дыхания помогут и на переменках между сложными уроками, и в конфликтных ситуациях, и особенно во время сложных экзаменов.

Еще одна серьезная проблема, которая встречает юных талантов - страх сцены. Часто излишние стрессы возникают именно перед публичными выступлениями. Здесь тоже есть некоторые правила, которые помогут преодолеть эти страхи:

  • не думать о том, что мог подготовиться лучше;
  • не сравнивать себя с другими;
  • сделать несколько глубоких вдохов и выдохов с одновременным расслаблением тела;
  • представить, что нервная система разогревается, чтобы выработать дополнительную энергию для выступления. Если появляется ощущение, что энергии слишком много, нужно попрыгать или встряхнуть руки, как это делают спортсмены перед стартом;
  • сконцентрироваться на своих движениях. Сосредоточившись на своем состоянии, человек расслабляется и перестает нервничать;
  • после выступления остановиться ненадолго, мягко растянуться или сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;
  • признать свои успехи и сделать выводы из ошибок (но именно в таком порядке, а не наоборот).

Конечно, уберечь ребенка от стрессов и срывов невозможно. Но сгладить их помогут воспитание уверенности в себе, самодостаточности, ощущения широты и полноты жизни. Очень важно, чтобы ребенок проводил какое-то время в играх и общении с родителями, причем желательно, чтобы при этом не затрагивалась тема достижений и побед. Самое страшное - увязывать родительскую любовь и успехи в учебе или спорте. Ребенок при этом может потерять чувство защищенности и осознать себя одиноким и слабым. Ведь самым лучшим лекарством против невзгод обладает БЕЗОГОВОРОЧНАЯ И БЕЗУСЛОВНАЯ родительская любовь.

Проконсультировать ребенка вы можете на частном приеме доктора Биттерлиха