Болезни Военный билет Призыв

Издательство родная ладога. Размыв так и не покорился метростроевцам

В нынешнем году у первой, или «красной», или, говоря по-старому, Кировско-Выборгской линии петербургского метрополитена два юбилея. Радостный и грустный. Радостный: 23 апреля 1975 года были открыты станции «Выборгская» и «Лесная», голубые экспрессы устремились на север города. Грустный: 1 декабря 1995 года из-за аварии было прекращено движение на участке «Площадь Ленина » - «Академическая». После этого на протяжении восьми с половиной лет жители огромных массивов испытывали серьезные транспортные трудности. В полном объеме движение на линии восстановили лишь в конце июня 2004-го.

ИДТИ НАПРЯМУЮ!

А началась вся эта история весной 1974 года. 8 апреля в ходе строительства новых станций на площади Мужества случилась беда. В тоннели прорвался плывун - колоссальное вместилище воды с мельчайшим песком, внутри которого давление достигает девяти атмосфер. И когда он врывается в забой, то, как абразивный круг, режет любую сталь.

Наш город стоит на болоте, а потому метростроители постоянно сталкиваются с разными проблемами. Вот и между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» обнаружилась подземная река, протекавшая на глубине девяносто метров. Как выяснилось впоследствии, это было древнее русло Невы - так называемый Ковенский размыв.

Известный петербургский журналист Игорь Лисочкин не раз публиковал материалы о строительстве ленинградского метрополитена, был свидетелем многих событий. Вот что он рассказывал:

Размыв, преградивший путь метростроителям в районе площади Мужества, был хорошо изучен специалистами. Разведывательные, исследовательские работы тут продолжались пять лет. Для его преодоления рассматривались разные варианты: пройти над гигантской хлябью тоннелем мелкого заложения, «нырнуть» под нее и пройти через влагонаполненные пески: в этом случае вместо станций «Площадь Мужества» и «Политехническая» появилась бы только одна, необычайно глубокая. Но в итоге остановились на третьем варианте - идти прямо через размыв. Проектировщики предложили заморозить размыв и провести через него две полукилометровые трубы диаметром шесть метров. Ничего подобного в мировом тоннелестроении еще не знали.

Почему был выбран именно этот вариант? Нынешние руководители «Метростроя », куда корреспонденты «Комсомолки» обратились за комментарием, от разговора уклонились: они вообще не любят вспоминать эту не самую радостную страницу в истории городского метростроения. По словам Игоря Лисочкина, во главу угла тогда поставили экономические факторы. Но есть и другая, неофициальная версия: только так можно было сдать участок к XXVI съезду КПСС , который открывался 24 февраля 1976 года.

ОБОШЛОСЬ БЕЗ ЖЕРТВ

Для заморозки использовали фpеоновые моpозильные yстановки. Они обеспечивали температуру десять - двенадцать градусов. Линию строили необычным способом. Как правило, тоннели идут параллельно. А в этом случае один располагался над другим: для того чтобы сократить площадь замораживания.

В тот день, когда произошла авария, я работал на верхнем тоннеле, - рассказал «Комсомолке» в прошлом бригадир проходчиков Константин Татаринович, который недавно отметил свое восьмидесятилетие. - Вдруг примерно в 16.30 ко мне подбегает начальник участка. Говорит: «Константин Станиславович, быстро спускайся вниз со всей бригадой. Там ЧП». Спустились, я услышал треск породы. Тех, кто работал в нижнем тоннеле, уже не было: они успели эвакуироваться. Включил мотор, чтобы закрыть затвор, а он не работает. Мой коллега подцепил к электровозу трос, рванул - и затвор закрылся. Тут же пошла вода с песком.

По словам бригадира, после этого он с другими рабочими поднялся в верхний тоннель. До самого утра в авральном порядке метростроевцы сооружали бетонные пробки, чтобы вода не пошла дальше, не затопила «Лесную».

Слава богу, обошлось без жертв, - говорит ветеран метрополитена. - Ни у кого не было даже царапины.

Но на этом дело не закончилось. Под землей образовались пустоты, начались подвижки грунта. На Политехнической улице вздыбились трамвайные рельсы. Но «веселее» всего было на территории научно-производственного объединения «Аврора».

Вспоминает Сергей Орлов , очевидец тех событий:

По одному из зданий пошли крупные трещины, потом оно начало медленно разваливаться… Из дома в панике выбегали люди.

В дальнейшем разрушенную середину убрали, а два уцелевших крыла оставили, соорудив глухие стены. В таком виде здание и стоит до сих пор.


СДЕЛАЛИ НЕВОЗМОЖНОЕ?!

Итак, авария произошла. Сразу возник вопрос: что делать дальше? Рассматривались разные пути. Первый - начать строительство обходных туннелей по прежней трассе, но выше или ниже подземного потока. Второй - обойти опасный участок, в этом случае потребовалось бы строить новую станцию на Светлановской площади.

Строительство трассы ниже зоны размыва потребовало бы устройства двух эскалаторных маршей и дополнительных подземных вестибюлей для перехода с одного марша на другой. Станции «Лесная» и «Площадь Мужества» получились бы чрезвычайно глубокими.

Перегон выше зоны размыва привел бы к необходимости создания на поверхности широкой полосы отчуждения: пришлось бы сносить здания, перекладывать инженерные сети.

Кроме того, в обоих случаях стройка бы чрезвычайно затянулась. Доводилось слышать, что министр транспортного строительства СССР Иван Соснов специально прилетал в наш город и пытался уговорить первого секретаря Обкома партии Григория Романова отложить пуск этого участка хотя бы на год. «Хозяин Ленинграда » отказался. Как бы то ни было, строительство продолжили по старой трассе. На этот раз было решено использовать для заморозки жидкий азот. Впервые в мировой практике.

Руководители Ленинграда добились того, что союзные власти выделили городу шесть тысяч тонн жидкого азота.

Это материал стратегический, данные о его выработке не публиковались, но тогда говорили о трети или половине от объемов производства в СССР, - утверждает Игорь Лисочкин.

Фактически в поставке жидкого азота была задействована вся страна, - образно выразился в разговоре с корреспондентами «Комсомолки» эксперт Владимир Валдин.

Отметим, что на размыве работали пятнадцать замораживающих станций, были пробурены тысячи специальных скважин, а длина трубопроводов достигла 350 километров!

З1 декабря 1975 года участок «Лесная» - «Академическая» был сдан. На митинге говорили, что сооружение построено на века, что покорение размыва продвинуло технику метростроения на десятилетия вперед. Председатель государственной комиссии тогда заявил:

Сделали то, что по науке сделать было невозможно.

Отметим, что постоянного «подмораживания» грунта даже не планировалось. Ибо это сделало бы эксплуатацию перегона слишком дорогой.


В ТОННЕЛИ ХЛЫНУЛА ВОДА

Вначале поезда шли по увешанным датчиками тоннелям с очень маленькой скоростью. За первые пять лет сооружение осело на девяносто миллиметров от проектного положения. Но с сентября 1984 года ситуация стабилизировалась, даже были сняты ограничения на скорость движения составов.

Казалось бы, все хорошо. Смелое решение советских инженеров оказалось абсолютно верным. Увы… В конце 1994 года в тоннелях вдруг стали появляться вода и песок. С каждым месяцем все больше. Тоннели оседали, прорывы возникали то тут, то там Ремонтники устанавливали анкеры, резали и варили металл, вводили в трещины быстротвердеющий раствор. В мае 1995-го ситуация начала принимать угрожающий характер. За один только месяц туннели просели на 35 миллиметров - гораздо больше, чем прежде за год. Причем верхний проседал быстрее. Поступление воды возросло настолько, что ранее включавшиеся только на ночь тоннельные насосы, работали теперь круглосуточно, уже не успевали ее откачивать. Между рельсами побежал грязный бурный ручей, возникла угроза размыва полотна.

Я считаю, что специалисты «Метростроя» и «Метрополитена» были настроены необоснованно благодушно, - говорил тогда коллегам Игорь Лисочкин. - Выбросы воды измерялись уже тысячами, песка - десятками кубометров, а приходилось слышать: «Вода в шахте - дело обычное», «В Москве везде течет, и ничего».

Осенью 1995 года по выходным поезда на «красной» линии стали ходить только до станции «Площадь Ленина». А 1 декабря этого же года было принято решение прекратить движение от «Площади Ленина» до «Академической»: дальнейшая эксплуатация тоннелей грозила обернуться страшной катастрофой.

Полностью достоверных версий случившегося нет.

Работы велись ускоренными темпами, с нарушением технологии, - утверждает Петр Новиков , в прошлом главный технолог «Метростроя». - Например, сварщики работали в метре друг от друга и не только слепили товарищей, но и вынуждены были гнать халтуру.

Нас, рабочих, естественно, не спрашивали, как и где строить, - говорит Константин Татаринович. - Но, когда решили идти через размыв, я слышал от спецов: эта конструкция просуществует не более двадцати лет.

Две недели шла борьба за тоннели, которая не увенчалась успехом. 16 декабря было принято решение затопить их.

Конец 1995 года - начало 1996-го стали тяжелым испытанием для городских властей. Шутка ли, огромные жилые массивы лишились метро. О масштабах бедствия свидетельствует хотя бы тот факт, что уже вскоре на Гражданке пошли вниз цены на недвижимость.

Специалисты-транспортники мучительно искали пути выхода из транспортного коллапса. В конце концов, остановились на следующем варианте: между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» пустили бесплатный автобусный маршрут. А на участке «Площадь Мужества» - «Девяткино » возобновили движение голубых экспрессов. По расписанию.

Как восстанавливали движение на «красной», самой старой линии петербургского метрополитена - тема для отдельной публикации. После долгих дебатов решили провести новые тоннели примерно в двухстах метрах в сторону от трассы и на двадцать метров выше аварийных.

Из-за отсутствия у отечественных производителей проходческого оборудования, рассчитанного на работу в условиях высокого горного давления и проходку в сильно обводненных слабоустойчивых грунтах, был объявлен конкурс среди иностранных фирм. Его выиграл итало-шведский концерн. Участок хотели, но не успели сдать к 300-летию Петербурга .

По некоторым данным, общая стоимость работ составила более 145 миллионов долларов, половину из которых внес федеральный бюджет, половину - городской. Владимир Валдин считает, что размыв надолго затормозил развитие городского метрополитена. Какие деньги заработали за этот период маршруточники, возившие людей от «Лесной » на Гражданку, подсчитать невозможно.

Движение возобновилось лишь 26 июня 2004 года. Среди первых пассажиров были президент России Владимир Путин и тогдашний губернатор Петербурга Валентина Матвиенко .

КОНКРЕТНО

ЗАКАТ КАРЬЕРЫ ПЕРВОГО МЭРА

По мнению экспертов, когда случилась авария, петербургские власти сделали все возможное, чтобы облегчить жизнь попавших в беду людей. Тем не менее ряд политологов считает, что размыв стал одной из причин поражения первого и единственного мэра Петербурга Анатолия Собчака на состоявшихся в июне 1996 года губернаторских выборах.

КИНОПОСТРАДАВШИЕ

В 1986 году на экраны вышел художественный фильм «Прорыв», основанный на событиях апреля 1974 года. Киношники нагнали жути. Так, в одном из кадров под землю проваливается троллейбус. На самом деле ничего подобного не было. Но тут же появились «очевидцы», которые «своими глазами» видели провал троллейбуса.

Реальный размыв обошелся, повторим, без пострадавших, чего не скажешь о киношном. Во время съемок некоторых эпизодов актерам пришлось работать в холодной воде. Из-за этого простудился и тяжело заболел актер Александр Суснин.

ХРОНИКА РАЗМЫВОВ

1. В 1950 году, еще до открытия ленинградского метрополитена, пришлось бороться с плывуном под площадью Восстания.

2. В 1954 году методом рассольного замораживания ликвидировали последствия катастрофы при строительстве станции «Автово».

3. Из-за затопления тоннеля на «Пушкинской» вход на станцию достраивали уже после торжественного пуска первой линии, состоявшегося в ноябре 1955 года.

4. При строительстве перегона между станциями «Елизаровская » и «Ломоносовская» в тоннель прорвался плывун из смеси воды и песка.

На Площади Мужества обострилась борьба между жителями района и строителями. Сегодня на пересечении 2-го Муринского проспекта и улицы Карбышева жильцы близлежащих домов – блокадники и активисты общественных организаций - перекрыли дорогу и чуть не избили одного из водителей, попытавшего прорваться через живую цепь. Сегодня же о проблеме говорили в Смольном.

На Площади Мужества обострилась борьба между жителями района и строителями. Сегодня на пересечении 2-го Муринского проспекта и улицы Карбышева собрались жильцы близлежащих домов – блокадники и активисты общественных организаций. Они перекрыли 2-й Муринский проспект и чуть не избили одного из водителей, попытавшего прорваться через живую цепь. Сегодня же о проблеме говорили в Смольном.

Губернатор города Валентина Матвиенко на сегодняшнем заседании правительства распорядилась в дальнейшем не согласовывать постановления правительства о строительстве объектов на месте скверов, парков, а также в местах отдыха горожан.

"Нам не нужно напряжение на голом месте! - заявила губернатор на заседании правительства, имея в виду скандал вокруг строительства коммерческого центра на площади Мужества. - Есть факты, когда строят там, где не надо строить, где надо прислушаться к мнению жителей. Либо инвестор должен убедить граждан в том, что строительство необходимо, и снять все претензии горожан, либо пусть строит в другом месте. Ну не хотят жители магазин, устраивают акции протеста, ну постройте его на соседней улице! Зачем нам лишнее напряжение?" -обратилась губернатор к главе комитета по строительству Роману Филимонову. Ответственные за городские стройки чиновники не стали с ней спорить.

Журналистам они заявили, что помогут петербуржцам, недовольным строительством на площади Мужества, оформить исковое заявление в суд. Об этом сообщил глава комитета Роман Филимонов. По его словам, "мы окажем правовую поддержку гражданам для их обращения в суд". При этом Филимонов подчеркнул, что строительство полностью санкционировано, у компании-застройщика имеется вся разрешительная документация.

"Ни одного документа о том, что на этом месте нельзя проводить строительство, я не видел. Если граждане представят такие документы в суд, и суд сочтет, что строительство незаконно или может быть опасно, то мы запретим стройку. Все должен решить суд. На наш взгляд, шансов на то, что суд в этом вопросе встанет на сторону граждан, мало, так как вся разрешительная документация у застройщика в порядке".

Напомним, что история борьбы со строителями началась 11 сентября 2006 года, когда жители домов 2-го Муринского проспекта и улицы Карбышева увидели необычную картину. На уже казалось бы навсегда освобожденной от «уплотниловки» площади Мужества вновь красовался строительный вагончик – началось строительство торгового комплекса на месте Блокадной часовни. Естественно, люди пошли жаловаться во все мыслимые и немыслимые инстанции с требованиями прекратить то, что они считают кощунством по отношению к памяти погибших. Трудились активисты не зря, вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров уже несколько раз заявлял, что действительно строительство на этом месте вестись не должно. Так как пока дальше слов дело не пошло, люди в очередной раз вышли на улицу. Репортажи с места «боевых действий» на этой неделе вновь заняли телеэфир.

Активисты сегодня дежурили около синего строительного забора с 9 утра. Бабушки - блокадницы, дедушки – блокадники, представители общественного объединения «Площадь Мужества» энергично готовились к выступлениям. Кто-то писал на заборе уже избитую фразу со словом «позор», кто-то расклеивал листовки, кто-то держал или переносил плакаты. Главными лозунгами митинга стали уже традиционные: «Восстановим Преображенскую часовню. Нет торговому комплексу», «Это наш город», «пусть сияют над площадью Мужества 1941-1945 как символ Всенародного горя и Великой Победы», «Ветераны, вы защитили город от фашистов, мы спасем площадь Мужества». К половине десятого подошли нацболы и попытались поднять флаг. Но старики отказались от помощи национал-большевиков. До драки не дошло, но неприятный осадок от перепалки остался.



Решение о перекрытии 2-го Муринского проспекта принимали всем миром и также дружно пошли «на дело». Один разгоряченный товарищ вообще хотел идти перекрывать движение по самой площади, однако его уговорили, приведя вполне разумный довод – там нет светофора, и машины едут почти без остановки- жертв будет не избежать. Правда, без жертв все равно не обошлось. Водитель небольшого грузового автомобиля попытался проехать сквозь толпу, но не тут-то было. Разгоряченный активист – манифестант попытался ударить мужчину, благо тот догадался не выходить из машины, через открытое стекло. Удары оказались не сильными и пришлись в лицо и руку, больше пострадала машина – от нее оторвали зеркало заднего вида. Переругавшись с ничего не понимающими водителями, активисты зашли на тротуар. Дальше митинг шел спокойно.


Напомним, что на месте строительства торгового центра раньше находилась деревянная Спасо-Преображенская часовня. В 60-е годы ее разобрали, а 9 мая 2005 года там был установлен закладной камень церкви в честь погибших во время блокады ленинградцев. Затем должно было начаться строительство самого храма. Активистам удалось вчера прорваться на место строительства. Там были обнаружены кости. Однако в прокуратуре района уже заявили, что это не человеческие останки, несмотря на то, что на проведение экспертизы требуется не менее месяца.

Также активисты говорят, что стройка идет в зоне риска – в 50 метрах от места обрушения здания НПО «Аврора» и над веткой метро. Строительство ведет ООО «Концептгрупп» и ООО «Регион». Инвесторы и строители заявляют, что вся эта борьба – ничто иное как попытка рейдерского захвата лакомого участка, а блокадники – марионетки (и сами того не подозревающие) в руках захватчиков.

Площадь Мужества уже один раз отстояли. Напомним, что в 2006 году в Выборгском районе, проспект Мориса Тореза, участок 1 (севернее пересечения с площадью Мужества) возник проект «БлинДональтса», разгорелся скандал, по городу прокатились акции протеста. Однако 5 мая 2006 года стало известно о решении губернатора пересмотреть все спорные проекты. Строительство ресторана быстрого питания было остановлено.

Мария Цыганкова,
Надежда Зайцева,
фото Марии Цыганковой
Фонтанка.ру

На окраине Москвы в 1930 г. был образован новый парк культуры и отдыха, получивший в 1931 г. имя И.В. Сталина. Тогда на востоке столицы, в строящемся районе Измайлово, предполагалось возведение самого масштабного в СССР спортивного комплекса, а рядом было необходимо организовать место для отдыха и развлечений трудящихся. В 1950-е гг. ПКиО им. Сталина был переименован в ПКиО «Измайлово».

Наряду с лесопарком и усадьбой на острове, Измайловский ПКиО является частью исторического и культурного ландшафта. В XVII в. Измайлово было загородной хозяйственной усадьбой Романовых с охотничьими угодьями. Парк культуры и отдыха занимает территорию бывшего Измайловского зверинца, где в то время разводили животных для царской охоты. С Измайловской усадьбой тесно связаны судьбы правителей России XVIII в. – Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

После расширения Москвы и создания кольцевой автодороги в 1960 г. лесопарк вместе с парком культуры и отдыха оказался в черте города. Сегодня лесная и парковая зоны разделены Главной аллей – просекой, которая была проложена в XVIII в. С юга находится Перово, которое принадлежало тогда Алексею Григорьевичу Разумовскому, а с севера – Измайлово, собственность его возлюбленной, государыни Елизаветы Петровны.

Измайловский ПКиО находится к западу от Главной аллеи, вытянут вдоль неё на 3 км и занимает 334 га. Парк культуры и отдыха был выделен в самостоятельную единицу в 1931 г. в связи с планами по строительству на востоке столицы крупнейшего спортивного комплекса им. Сталина. Предполагалось, что центром станет гигантский стадион на 100 тысяч мест, а на месте парка будет огромный искусственный водоём и подземные сооружения для демонстрации боевой техники и проведения массовых мероприятий. В конце 1930-х гг. сюда стали тянуть ветку метро с предполагаемой конечной станцией «Стадион им. Сталина» - так в итоге решили назвать грандиозный комплекс. Строительство объекта было остановлено с наступлением Великой Отечественной войны. Остатки начатого стадиона сохранились и находятся к северу от парка, это место известно сегодня как бывший Черкизовский вещевой рынок.

Вновь образованный Парк культуры и отдыха «Измайлово» получил имя Сталина в 1931 г. Сразу за центральным входом был установлен памятник «вождю народов», заменённый впоследствии на фигуру В.И. Ленина. В 1930-е гг. в парке были размещены парашютная вышка, театр, аттракционы, различные павильоны и площадки для игр. Предполагалось даже строительство детской железной дороги. Парк им. Сталина должен был стать самым интересным и посещаемым парком Москвы.

Авторами проекта нового парка стали ландшафтные дизайнеры М.П. Коржев и М.И. Прохорова. В целом и сегодня сохранилась планировка 1930-х гг., а также памятники скульптуры и архитектуры советской эпохи. К сожалению, некоторые павильоны исчезли, закрыты или находятся в аварийном состоянии. Ведутся работы по их реставрации. От летней дачи и мастерской советского скульптора С.Д.Меркурьева, автора композиции «Похороны вождя» в Горках Ленинских, остался лишь памятный знак на Главной аллее.

В годы Великой Отечественной войны в парке был сформирован 85-й гвардейский минометный полк «Катюша», о чём напоминает мемориал и выставка боевой техники на Площади Мужества в центре парка. В северной части расположена Наташина березовая роща, высаженная в честь Н.А. Качуевской – медсестры, погибшей в боях под Сталинградом в 1942 г.

В первые послевоенные десятилетия среди рабочих прилегающих к парку районов Москвы были популярны билеты выходного дня на посещение Измайловского ПКиО, включающие питание и культурную программу. В парке действовал кинолекторий, летняя библиотека, клубы по интересам, зоны народных игр, детские площадки и лодочная станция. По ассортименту предлагаемых развлечений Измайловский ПКиО практически не уступал ЦПКиО им. Горького, а по размеру своей территории превосходил его.

Измайловский парк знаменит своими аттракционами, среди которых в 1957 г. установили второе по величине колесо обозрения в Москве. В 1970-е гг. японцы привезли в парк новинки - аттракционы, которые исправно работали и радовали детей до начала 1990-х гг. С конца 1990-х гг. состав аттракционов постоянно меняется. Сегодня действуют площадки «Кроха» для самых маленьких, традиционные аттракционы «Забава», два колеса обозрения, тир и веревочный панда-парк для детей и взрослых.

У северного входа в парк находится станция метро «Партизанская», неоднократно менявшая свое название, а также самый крупный гостиничный комплекс Москвы «Измайлово», выстроенный для размещения гостей в период проведения Олимпиады-80. Около него расположился вернисаж в Измайлово – рынок антиквариата и сувениров на открытом воздухе.

Сегодня, как и в советский период, Измайловский парк – место проведения досуга и активного отдыха москвичей. Здесь проводятся фестивали подвижных игр, работают пункты проката спортивного инвентаря, устраиваются концерты, танцевальные вечера и выступления творческих коллективов. Ежегодно на день Победы центром торжественных мероприятий становится Площадь Мужества на Майской аллее парка. Летом действует лодочная станция, а зимой – каток.

  • Станция метро "Шоссе энтузиастов"

    Начнем нашу прогулку от метро «Шоссе Энтузиастов».

    Для входа в парк следует двигаться вдоль трамвайных путей до следующей остановки «ул. Плеханова». Позади остановки будет отверстие в заборе – вход в Измайловский ПКиО. Пройти мимо газона и скамеек вперед до Конно-спортивного комплекса.

  • Конно-спортивный комплекс «Измайлово»

    Конно-спортивный комплекс «Измайлово» был организован на окраине нового ПКиО в 1935 г. по инициативе маршала С.М. Буденного. Руководителем и главным тренером в течение 50 лет был офицер-кавалерист Иванов Михаил Сергеевич. Манеж и конюшня комплекса выстроен в классических формах 1950-х – 1960-е гг. Б.И.Аверинцевым. Объект культурного наследия регионального значения.

    Надо обойти слева Конно-спортивный комплекс, выйти к началу Аллеи пролетарского входа – асфальтовой дороги. Идти по ней около 200 метров. Пропустить первый поворот направо, на втором свернуть к желтому зданию, окруженному елями.

  • Кинолекторий – один из бывших развлекательных центров парка. На территории ПКиО в прошлом размещалось множество красиво оформленных парковых павильонов, из которых большинство дошло до наших дней в полуразрушенном состоянии. Бывший кинолекторий – исключение, павильон был выстроен в 1950-е гг., сегодня он отреставрирован и занят администрацией Измайловского ПКиО. Перед зданием разбиты цветники и утроены фонтаны.

    Встать спиной к администрации парка и увидеть перед собой крупнейшее колесо обозрения в Москве.

  • Большое колесо обозрения было установлено в 1957 г. к открытию Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Проект колеса разработан инженером Г.С. Хромовым, высота колеса от поверхности земли – 50 м., на нем установлено 40 смотровых кабинок. После установки колеса у молодожёнов появилась традиция кататься на нём. За 7,5 минут поездки можно увидеть панораму Измайловского парка, а также практически всю территорию Восточного округа Москвы.

    Обойти колесо справа и выйти на дорожку вдоль берега пруда. Идти по ней против часовой стрелки до лодочной станции.

  • Круглый пруд и лодочная станция

    Круглый пруд - единственный, оказавшийся на территории ПКиО пруд царской усадьбы Алексея Михайловича. Пруд на этом месте известен с XVII в., он был выкопан в форме подковы и первоначально назывался Софрониевский. В XIX в. пруд пересох и указан на картах как Черничное болото. При устройстве парка в 1930-е гг. его расчистили, после чего он получил название Круглый. На нём была открыта лодочная станция, которая действует и по сей день. На острове в центре пруда гнездятся птицы, занесённые в Красную книгу, например, гоголь обыкновенный.

    За лодочной станцией свернуть направо на большую площадь, окруженную военной техникой.

  • Площадь мужества на Майской аллее была заложена по проекту архитектора М.Н. Мошинского в 1968 г. как Аллея Славы 85-го гвардейского минометного полка, сформированного здесь в 1942 г. из комсомольцев Москвы. Мемориал в честь полка стал центральным монументом площади, которая была впоследствии окружена другими памятными знаками и выставкой боевой техники. На Площади мужества был расположен вечный огонь, по периметру установлены памятные стелы работникам Измайловского парка, погибшим в годы Великой Отечественной войны, партизанам и радистам, подготовленным в парке, лётчикам 6-го Московского истребительного корпуса ПВО, 92-му гвардейскому Гомельскому минометному полк, 212-й Кричевской стрелковой дивизии, воинам 40-й армии, погибшим в Афганистане в 1979-1989 гг. По краям установлены постаменты с боевой техникой, прошедшей путь до Берлина: здесь можно увидеть боевой танк Т-34, боевую машину с «Катюшей» и зенитную пушку. Центральное место занимает монумент в честь 85-го гвардейского минометного полка. Площадь мужества – традиционное место празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне и сбора ветеранов. Здесь проводятся военно-патриотические игры и организовано награждение участников различных соревнований.

    Пройти через площадь вперед к главному монументу.

  • Монумент в честь 85-го гвардейского минометного полка занимает центральное место на площади мужества Измайловского ПКиО. Он установлен в 1968 г. Автор концепции памятника - скульптор Р.И. Бальжак. Композиция выполнена в виде символической пусковой установки: к направляющим прикреплены модели реактивных снарядов миномета «Катюша», установленные на 7-метровую высоту.

    Выйти с площади справа от монумента, пересечь Майскую аллею (вдоль неё высажены пирамидальные тополя) и подняться по ступенькам к ажурной беседке.

  • Вернуться на Майскую аллею, идти направо. После окончания тополиной аллеи на первом перекрестке свернуть направо, идти по прямой дорожке 100 м. Справа за деревьями покажется живописная руина.

  • Клуб интересных встреч. В прошлом изящный павильон в стиле неоклассицизма находился в центральной части парка. Однотипный проект ресторана повторяет планировку «Фиалки» в Сокольниках. Первоначально носил название «Ялта», затем до 1970-х в нем располагался ресторан «Лето» с верандой и балконом для музыкантов. С 1980-х гг. здание заброшено: крыша обвалилась, стены представляют собой руины.

    Вернуться обратно на перекресток с Майской аллеей, повернуть направо и идти прямо вверх до открытой концертной площадки. Не удивляться назойливости голодных белок и птиц, а положить им немного корма в кормушку.

  • Встать спиной к эстраде, перейти аллею Большого круга, справа за деревьями покажется высокая прямоугольная стена – бывший скалодром. Идти по дорожке по направлению к нему через розарий, затем выйти на прямоугольную асфальтовую площадь.

Романом «Скунскамера» Андрей Аствацатуров открыл новую страницу в «петербургском тексте» русской литературы: никто прежде не описывал столь проникновенно спальные микрорайоны. Для журнала «Собака.ru» писатель провел экскурсию по местам, где прошло его – и его героя – детство.

Школа № 105 Совершенно стандартная бетонная постройка на улице Орбели, 24, всегда напоминала мне тюрьму. Я и сейчас не люблю проходить мимо, гулять в тех местах, где все напоминает учебную рутину. Ужасное место, никаких светлых воспоминаний о нем у меня нет. Хотя из романа может показаться наоборот.

«Пентагон» Дом на проспекте Мориса Тореза, 9, предстает в романе символом империи, которая постепенно превращается в цирк. Я помню, как он был построен и некоторое время стоял голый, пока в 1972 году не наступила разрядка в отношениях между СССР и США и в Ленинград не приехал президент Никсон. Накануне этого судьбоносного события огромное здание было облицовано буквально за неделю, потому что проспект входил в правительственную трассу. Правда, мимо тридцать седьмой президент США так и не проехал. Зато буквально через пять лет плитка стала отваливаться. Это продолжалось еще двадцать лет, по периметру возникли ограждения, за которые запрещалось заходить, пока в 1991 году дом не облицевали заново, но почему-то рыжей плиткой. Он как будто заболел и пошел пятнами.

«Окно в Африку» Общежитие на Политехнической улице, 21, – массивная сталинская архитектура с признаками большого стиля. Местные жители называли его «обезьянник», потому что в нем жили студенты из развивающихся стран. Африканцы были народом очень живым, из окон даже зимой всегда доносилась музыка. Шумный и крикливый уголок иностранной жизни – такая небольшая заграница в рамках типового микрорайона.

Водонапорная башня Напоминает древний замок и притягивала меня с детства. Эта острая готическая башня 1905 года постройки видна из моего окна, торчит из парка рядом с Политехническим институтом и производит на зрителя сильное впечатление, а на фоне современного новодела выглядит и вовсе роскошно. Когда на нее смотришь, хочется писать стихи, особенно если не знать, что она водонапорная.

Гастроном Забирая меня из детского сада или школы, мама обязательно заходила в гастроном на проспекте Мориса Тореза, 21. Этот магазин был лучшим на весь микрорайон и практически единственным. С ним у меня связана масса приятных воспоминаний. По сравнению с современными супермаркетами магазинчик, вообще-то, крошечный – просто смешно сравнивать. Но тогда он представлялся мне необъятным, просто какой-то гигантской страной. И хотя продуктов было очень мало, мне казалось, что их изобилие. Особенно мое внимание привлекал отдел соков, которые были налиты в сужающиеся книзу конусы с краниками, – это производило колоссальное впечатление.

Серебряный пруд Находится между Институтским проспектом и улицей Орбели, недалеко от школы. Мы убегали туда прогуливать уроки, там дрались, там назначали первые свидания. Зимой пруд замерзал. В романе есть основанный на реальных событиях эпизод, в котором герой съезжает со снежного склона в пруд и проваливается в воду, уходит с лыжами под лед. После этого случая в 1978 году Серебряный пруд утратил для меня свой романтический ореол и стал вызывать скорее страх.

Кинотеатр «Выборгский» Гигантский куб на Втором Муринском проспекте, 36, с фойе, шикарным буфетом, уютными креслами, огромным залом и широкой сценой, в углу которой стояло пианино, напоминавшее о золотых годах немого кинематографа. Каждый поход в кино был отнюдь не рядовым событием, которое потом обсуждалось еще несколько недель. За билетами всегда стояли очереди. Помню, в пубертатный период мне очень нравился фильм «В джазе только девушки».

Площадь Мужества Совершенно не изменилась с годами: все дома остались практически прежними, даже номера автобусов и трамваев те же. В советские годы площадь была охвачена кольцом пивных ларьков, за что и получила название «золотое кольцо». Для меня она – знак постоянства. В романе я вспоминаю ушедшую империю, ее рождение и угасание. И площадь Мужества – яркий символ ее величия и масштаба.

Андрей Аствацатуров. «Скунскамера». Ad Marginem