Болезни Военный билет Призыв

Иван кожедуб - украинец, трижды герой ссср и маршал авиации

Иван Кожедуб - советский лётчик, герой Советского Союза, воевавший во время Великой Отечественной войны, участвовал в конфликте на Корейском полуострове.

Иван Никитович Кожедуб появился на свет 8 июня 1920 в селе Ображиевка, расположенного на территории нынешней Украины. Его детство приходилось на годы гражданской войны, он жил в обычной крестьянской семье. Мальчик ничем не отличался от остальных парней того периода, всё время проводил на улице вместе со своими друзьями. После окончания местной школы Иван отправился в город Шостка, чтобы поступить в химико-технологический техникум. Во время обучения он состоял в аэроклубе, где ему и привили любовь к авиации. После окончания техникума он продолжил заниматься своим хобби. Он стал учеником Чугуевской военной авиационной школы, где проучился до начала 40-ых годов. После её окончания Иван остался работать в ней в качестве преподавателя.

Переломным моментом для Кожедуба стало вступление в ряды Красной Армии. Тогда он осознал, что хочет посвятить себя военному делу. Началась Великая Отечественная война. Ивана и остальной преподавательский состав эвакуировали в Казахстан. Там лётчик получил звание старшего сержанта. Через несколько месяцев его отправили на фронт в составе 240 истребительного полка. Его первым самолётом стала модель “ЛА-5”, пилот гордо называл его “Лопахиным”. К сожалению, первый полёт Кожедуба не удался, его подбили. Тем не менее он героически посадил повреждённый агрегат. В 1943 году он стал младшим лейтенантом.

Славу ему принесла битва на Курской дуге. Там он смог сбить несколько истребителей противника. За проявленную храбрость он получил звание Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедубу дают капитана. Он становится пилотом нового самолёта “Ла-7”. За время наступательной операции по освобождению Восточной Европы он сбил несколько десятков вражеских бомбардировщиков. Победу он встречал в Берлине, где и получил вторую “Золотую Звезду”. В конце войны произошло столкновение Кожедуба с двумя американскими лётчиками, которые случайно восприняли его, как противника. Иван, обороняясь, сбил самолёты, что, возможно, сыграло роль в обострении отношений.

После войны он поступил в Краснознамённую Военно-воздушную академию, где получил высшее образование. Параллельно великий лётчик занимался испытаниями новых моделей летательных аппаратов. Но военная служба не оставила его. Иван принимал непосредственное участие в Корейской войне. Благодаря его мастерству удалось выиграть многие сражения с минимальными потерями. После возвращения к мирной жизни он служил командиром ВВС. Дальнейшие 10 лет он проработал инспектором Министерства обороны. Лишь в 1985 году, став Маршалом авиации, Иван решил изменить вектор своей деятельности. Он стал депутатом Верховного Совета СССР, где проработал до своей смерти. Он скончался 8 августа 1991 года, причиной смерти стал сердечной приступ. Даже спустя 30 лет все продолжают почитать подвиги Ивана Кожедуба, что говорит о его несомненном вкладе в развитие авиации, он являлся настоящим патриотом своей страны.

Биография 2

Иван Никитович Кожедуб стал одним из самых известных советский асов, участвовавших в Великой Отечественной войне. В его биографии отразились особенности эпохи.

Он родился в простом украинском селе в 1920 году. Будущему Маршалу авиации не вполне повезло с социальным происхождением, на которое тогда обращали гораздо больше внимания, чем теперь. Однако сын сельского церковного старосты, как и многие его сверстники всерьез заинтересовался авиацией. При химико-технологическом техникуме, куда он поступил после окончания школы, был аэроклуб, куда молодой человек вступил.

В начале войны Кожедуба отправляют в эвакуацию в Казахстан, доучиваться на военного летчика и в 1942 году он выпущен в истребительный авиаполк, в звании сержанта. В следующем году Иван Никитович принимает участие в боях на Воронежском фронте, пилотируя истребитель Ла-5. Дебют был не слишком удачным - самолет получил повреждения, будучи обстрелянным своими же советскими зенитчиками. Однако ни в тот раз, и далее на протяжении всей войны, пилот не был сбит ни разу, хотя его боевая машина неоднократно получала серьезные повреждения.

В конце войны Кожедуб сбил шестьдесят два вражеских самолета, совершив триста тридцать боевых вылетов. Последний он сбил в небе над столицей Германии в апреле 1945 года, тогда же получив Героя Советского Союза в третий раз.

После победы заслуженный летчик остался в военной авиации, учился в Военно-Воздушной академии, параллельно осваивая новые типы самолетов.

Во время войны в Корее, где советские летчики сражались с американцами и их союзникам, он командовал авиационной дивизией. Потеряв всего двадцать семь самолетов, его подчиненные сбили 216 вражеских.

В 1964-71 гг. Иван Никитович занимал пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Впоследствии он в составе группы генеральных инспекторов Министерства обороны. Высших военачальников было не принято отправлять в отставку, поэтому они формально занимали высокую должность, но реально не командовали.

В 1991 году Маршал авиации (звание было присвоено в 1985 году) умирает, находясь на все той же почетной должности.

Личная жизнь

Краснознаменная Военно-воздушная академия была основана в 1940 году. Многие ее выпускники за время войны стали прославленными командирами. Теперь, осенью 1945 года, ее слушателями стали испытанные фронтовые летчики, представители разных родов авиации. Среди них двести семьдесят Героев и двадцать два дважды Героя Советского Союза. Перед каждым стояла цель: освоить новую авиационную технику, овладеть командирскими навыками и вернуться в строй, чтобы в мирное время охранять небо родины.

Академический городок раскинулся в живописной местности среди лесов. Аудитории, библиотека, сам распорядок жизни – все располагало к учению. Но поначалу боевые летчики, успешно бившие врага, не могли спокойно сидеть за книгами, изучать теорию, сложную военную науку. Наступила новая эра в авиации – эра реактивных самолетов. Тех самых, с одним из которых Иван Кожедуб столкнулся в небе всего лишь полгода назад. Тогда в советские воинские части уже стали поступать отечественные машины нового типа.

Конец 1946 года внес изменения и в личную жизнь Ивана Кожедуба. Возвращаясь вечером в подмосковное Монино на электричке, Иван встретил десятиклассницу Веронику, которая вскоре стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным адъютантом и помощником, как сам Иван Никитович ее называл. О личной жизни Кожедуба известно немного, и тому есть объяснение: его подлинной личной жизнью, по утверждению близких, была и оставалась авиация. Но кое-что можно узнать из рассказов сына прославленного летчика, Никиты Ивановича, капитана I ранга запаса. Так стало известно, что первое знакомство в электричке могло стать для обоих молодых людей последним. Веронике молодой офицер сначала не понравился, показался неприглядным из-за невысокого роста и украинского акцента. Но, прохладно расставшись, молодые люди через некоторое время снова встретились в той же электричке. Иван взял инициативу в свои руки и уговорил Веронику пойти с ним на танцы в гарнизонный клуб.

Дело было зимой, под самый Новый год. Кожедуб встретил Веронику в летном реглане, надетом поверх кителя. Пока они шли по территории части к клубу, девушку удивило, что все офицеры, даже старше по званию, отдавали Ивану честь. Думала: что за майор такой, если ему даже полковники честь отдают и вытягиваются по стойке смирно. Дело в том, что отдавать честь и выполнять команду «Смирно!» перед Героем Советского Союза даже старших по званию чинов обязывали военные правила, учрежденные Иосифом Сталиным (при Хрущеве эти правила были отменены). Но Иван не признавался ей, в чем секрет, пока не зашли в клуб. Когда же он снял реглан, девушка увидела три Звезды Героя, кучу планочек орденов – и потеряла дар речи. После танцев было застолье, где Кожедуб, по сложившейся в части традиции, представил свою избранницу офицерам. Потом рассказывал Веронике, как товарищи подходили к нему и шептали на ухо: «Ну, Иван, выбор одобряю». Новый, 1947 год молодые люди уже встречали вместе. А утром 1 января в поселковом совете Монино их быстро, без свидетелей, расписали.

С тех поры Кожедубы прожили душа в душу почти пятьдесят лет. Правда, Вероника недолюбливала традиционных застолий, которые часто устраивались в доме. По словам сына, мать строго присматривала, чтобы Кожедуб, не дай бог, не выпил лишнего, хотя он и сам прекрасно знал меру. «Никогда я его не видел пьяным, – вспоминает Никита Иванович. – И сколько бы он вечером с друзьями ни принял, утром всегда был как огурчик. Мужик был крепкий. Но иногда наутро после праздника мама на батю бурчала, мол, разошелся ты вчера, хватил лишку. На такие случаи у него была любимая поговорка: «Три танкиста выпили по триста – гордый сокол выпил девятьсот». На этом разбирательства заканчивались».

Возможности у семьи Кожедуб в те годы были достаточно большими, в том числе и финансовые. В конце 1940-х годов, когда они какое-то время жили в Ленинграде, в городе было много комиссионных магазинов, где можно было найти очень редкие и красивые вещи. Обычно накануне какого-нибудь праздника Вероника с подругами устраивала рейд по комиссионкам, а потом говорила мужу, что в таком-то магазине ей понравилось пальто или кофточка. К празднику Иван дарил жене именно эту вещь.

Дома Иван Кожедуб во всех домашних делах полагался на супругу. Она главенствовала в семье и с детьми была построже, чем отец. В быту Иван Никитович был очень мягким человеком. Однажды, когда сына хотели отчислить из Суворовского училища за курение, Кожедуб заступился, поговорил с начальником, а потом спокойно сказал Никите: «Ты, сынок, должен бросить эту гадость!» Кстати, сам Иван Никитович бросал курить огромное количество раз. Как-то они с сыном гуляли на Красной площади, когда Кожедуб перед самой площадью докурил сигарету, растер окурок о брусчатку и зарекся больше не курить. Для него Красная площадь, по словам Никиты Ивановича, была священным местом. Клятва, которую он дал именно здесь, должна была удержать его от вредной привычки. А жена и старшая дочь уже замучили Кожедуба-старшего уговорами бросить курить. И три года он таки продержался. Интересно, что когда Иван Никитович в очередной раз бросал курить, он докуривал сигарету, а на окурке ставил дату и расписывался. Но такая же процедура могла повториться и завтра, и послезавтра. Вероника вспоминала, что как только Иван приходил с полетов, то сразу же бросал курить. Проходит несколько дней – снова в полет. Как же перед вылетом не покурить, ведь это уже было что-то вроде ритуала. Потом Иван Никитович стал собирать эти подписанные окурки. Со временем их набралась большая коробка из-под обуви, которая хранилась в доме достаточно долго. Иногда Кожедуб перебирал эти памятные окурки, смотрел на дату, вспоминал, что было в этот день. Бывало, самые большие окурки закуривал повторно, а потом снова ставил на них еще одну дату и роспись.

Из книги Последний император Китая. Пу И автора Усов Виктор Николаевич

12. Личная жизнь правителя Характеризуя действия Пу И в период Маньчжоу-Го, следует сказать, что он был человеком довольно неуравновешенным, жестоким, трусливым и подозрительным. Если мы посмотрим на обличительные сведения, поданные его домочадцами, когда они все сидели в

Из книги Кремлевское дело автора Иванов Николай Владимирович

Личная жизнь Рано Хабибовны Всего четыре месяца проработала школьной учительницей педагог по специальности Рано Абдуллаева. Её увлекла комсомольская работа. Стала Рано первым секретарём ЦК ЛКСМ Узбекистана, затем – заместителем Председателя Совета Министров

Из книги Владимир Клавдиевич Арсеньев автора

Из книги "Мне сопутствовала счастливая звезда..." (Владимир Клавдиевич Арсеньев 1872-1930гг) автора Хисамутдинов Амир Александрович

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ Белой властью было организовано во Владивостоке Управление рыбными промыслами Дальнего Востока и 1 ноября 1918 года начальство подписало приказ о назначении В.К.Арсеньева младшим инспектором рыболовства. В конце ноября того же года Арсеньева ждал страшный

Из книги Пересекая границы. Революционная Россия - Китай – Америка автора Якобсон Елена Александровна

ГЛАВА 12 Личная жизнь Университет был важной частью моей жизни в течение тридцати двух лет. Я очень ценю эти годы роста и накопления опыта. Мне повезло: я могла учить языку, который был моим от рождения, на котором я говорила с самого детства, могла передавать русское

Из книги Солёное детство автора Гезалов Александр Самедович

Неличная личная жизнь Ее не было, и пока, к сожалению, не предвидится. Да и что такое личная жизнь? Привязанность к бытовым приборам, мягкой кровати и ножу для хлеба за 100 долларов? Или теща, живо интересующаяся, как живете, что жуете и что у вас в мусорном ведре? Моя семейная

Из книги Дорогой Леонид Ильич автора Семанов Сергей Николаевич

Личная жизнь, она же общественная Не так уж много лет миновало со дня кончины Леонида Ильича Брежнева, но уже можно сказать, что вся его жизнь, включая семейные обстоятельства, известна подробно и достоверно. Так далеко не всегда случается в биографиях видных политических

Из книги Моя бульварная жизнь автора Белан Ольга

Личная жизнь А теперь я попробую ответить на самый больной вопрос, который обязательно возникнет у читателя после прочтения последней главы и который мне всегда задают на публичных встречах - с читателями, студентами, подписчиками. Зачем мы пишем про личную жизнь

Из книги Суровые истины во имя движения Сингапура вперед (фрагменты 16 интервью) автора Ли Куан Ю

МОЯ ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ - ЭТО МОЕ ДЕЛО - Вы говорите, что Хо Чин - хорошая жена и мать, которая способна вывернуться наизнанку, которая приняла двух детей премьер-министра от первого брака как своих. Но, судя по всему, общественность не знает ее с этой стороны.- А почему они должны об

Из книги Жены шахматных королей автора Гик Евгений Яковлевич

Из книги Дело Кольцова автора Фрадкин Виктор Александрович

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ Сложной и разносторонней была творческая и общественная деятельность Кольцова, но надо сказать, что его личная жизнь сложилась тоже непросто и нелегко. Он был женат трижды, хотя в общем, это не такое уж редкое явление. Я уже упоминал о том, что в 1918 году в Киеве

Из книги Дочь Сталина автора Самсонова Варвара

Часть III ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Из книги Жданов автора Волынец Алексей Николаевич

Глава 9. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ В НИЖНЕМ Секретарь Нижегородского крайкома стоял на хорошем счету не только как эффективный руководитель, обеспечивающий впечатляющий рост экономики. И сугубо в бытовом плане он мог считаться - и считался! - образцовым партийным руководителем и

Из книги Иван Кожедуб автора Кокотюха Андрей Анатольевич

Личная жизнь Краснознаменная Военно-воздушная академия была основана в 1940 году. Многие ее выпускники за время войны стали прославленными командирами. Теперь, осенью 1945 года, ее слушателями стали испытанные фронтовые летчики, представители разных родов авиации. Среди

Из книги Генерал Абакумов. Палач или жертва? автора Смыслов Олег Сергеевич

Личная жизнь министра По воспоминаниям очевидцев, Виктор Семенович на служебной машине ездить не любил, предпочитал ходить пешком, а на улицах приказывал сопровождающим давать по сто рублей нищим, преимущественно старухам. Ему нравилось, когда старухи крестились,

Из книги Что сделала бы Грейс? Секреты стильной жизни от принцессы Монако автора Маккинон Джина

Раунд второй: личная жизнь Разница в стиле отражается и в описании личной жизни двух наших блондинок. Грейс, как известно, не раскрывала своих карт и давала очень мало интервью (по крайней мере, на ранних этапах своей карьеры). «Человек не должен делиться сокровенным, иначе

В 1950-м году 15-го ноября поздно вечером у парадного входа военного санатория в Кисловодске остановился автомобиль «Победа». Из него вышли двое и направились в санаторий. Несмотря на вечернее время, около 23 часов, вахтёр беспрекословно пропустил этих 2-х офицеров в военной форме в синих фуражках, один из которых спросил: « В каком номере поселился лётчик Иван Никитович Кожедуб?» На стук в дверь открыл сам хозяин номера. Он был удивлён пришедшим к нему посетителям. Офицеры госбезопасности предъявили документы и сказали: « Товарищ Кожедуб Вам срочно придётся пройти с нами, у Вас 3 минуты на сборы. Мы подождём». Больше испугался не Иван Никитович Кожедуб, а его жена потому, что она знала, что значат такие поздние визиты! Так оказался под конвоем чекистов, Трижды Герой Советского Союза, один из лучших лётчиков Великой Отечественной войны. Когда Иван Никитович Кожедуб шёл по лестнице, он помнил, что уже находится под арестом, Дважды Герой маршал авиации Александр Александрович Новиков, недавно КАК « враги народа« расстреляны маршал Григорий Иванович Кулик, генерал Филипп Трофимович Рыбальченко, генерал Василий Николаевич Гордов. Когда Иван Никитович Кожедуб ехал под конвоем 2-х офицеров госбезопасности, он старался не показывать своего беспокойства. Он надеялся, что ему и на этот раз повезёт. Он вспоминал, что даже не сказал прощальных слов испуганной жене.

Иван Никитович Кожедуб родился 8-го июня 1920-го года на Украине в Черниговской губернии, сегодня это Сумская область, в селе Ображиевка. Первые 5 послевоенных лет Иван Никитович Кожедуб считал одними из самых удачных в своей жизни! Во-первых, он вернулся с войны без единого ранения. Во-вторых, окончил Военно-Воздушную Академию. В-третьих, его знала и почитала вся страна! Вообще в жизни Ивану Никитовичу Кожедубу много раз везло, начиная с детства. Например, как-то раз они с мальчишками поплыли кататься на лодке в половодье весной. Лодка перевернулась. Утонули все кроме него. Его спас брат, вытащив его уже почти со дна. На берегу его откачал! После этого случая в родной деревне, Кожедуба называли «заговорённый».

В 1941-м году Иван Никитович Кожедуб окончил Чугуевское авиационное училище. В училище он был одним из лучших курсантов! Таких всегда оставляют в училищах в качестве инструкторов, готовящих новое пополнение. Уже 2-й год шла Великая Отечественная война. Он, конечно, писал рапорты с просьбами отправить его на фронт, но все ответы на них состояли из одной фразы: « Вы классный инструктор! Как Вы думаете, кто должен готовить новых лётчиков?» Сначала Иван Никитович Кожедуб был лётным инструктором в Чугуевском училище в городе Чугуев, Харьковской области. Затем в городе Чимкенте на юге Казахстана, куда училище было перебазировано из-за наступления немцев.

В конце концов, Иван Никитович Кожедуб своего добился. В феврале 1943-го года его включили в состав боевой эскадрильи, причём он попал в самое пекло – на Курскую дугу. Тогда немцы ещё не сомневались в своей победе. В это время инициатива в боевых действиях ещё принадлежала немцам, но всё же, это уже был не июнь 1941-го года. К этому времени наши лётчики достаточно хорошо поняли стиль ведения воздушного боя и уловки немцев. На линию фронта вылетали по несколько раз в день и уже более смело вступали в бой! Помимо прямых воздушных поединков немцы старательно бомбили наши аэродромы.

Первый боевой вылет Иван Никитович Кожедуб совершил 26-го марта 1943-го года. Первым боевым заданием Кожедуба была защита взлётных полос нашего аэродрома от бомбёжки. Взлетели парой, Кожедуб ведомым, то есть он должен прикрывать самолёт ведущего. Ведомый должен защищать ведущего, если потребуется даже ценой своей жизни. Ведущий взлетел раньше, следом Кожедуб и вдруг ведущий исчез из виду. Сначала Иван Никитович Кожедуб несколько замешкался, но потом решил продолжить патрулирование. В этот момент он заметил со стороны солнца 6 немецких истребителей. Иван Никитович Кожедуб бросается на них в атаку ОДИН. Но ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ! Немцы открыли по нему прицельный огонь. И Кожедуб услышал треск ломающейся обшивки своего самолёта. Он остался в живых почти СЛУЧАЙНО!

Дело в том, что истребитель «Ла-5» (смотри статью «Семён Алексеевич Лавочкин») , на котором взлетел Кожедуб, был оснащён бронеспинкой встроенной в сиденье лётчика. В данном случае немецкие истребители стреляли НЕ бронебойными, а осколочно-фугасными снарядами, которые НЕ пробили бронеспинку! Иван Никитович Кожедуб повёл изрешечённый самолёт на посадку, но тут по нему по ошибке открыли огонь свои зенитчики. Ему всё-таки удалось посадить истребитель Ла-5. После посадки посчитали количество пробоин в самолёте – их оказалось более 50-ти штук. Никто искренне не мог понять – как самолёт вообще не развалился ещё в воздухе! А сам Иван Никитович Кожедуб не просто остался жив, а вообще не получил ни единой царапины!

Замполит решил перевести Кожедуба в наземную службу. Собственно логика такого решения была понятной. Во-первых, задача охраны аэродрома была не выполнена. Взлётные полосы разбомбили. Причём на аэродроме остались раненые. Во-вторых, Иван Никитович Кожедуб потерял своего ведущего. А это уже могло для лётчика обернуться трибуналом. Так что перевод в наземную службу был бы ещё мягким наказанием! Спас Кожедуба командир полка майор Солдатенков. Именно он, несмотря на первый проблемный воздушный бой Ивана Никитовича Кожедуба, разглядел в нём задатки хорошего лётчика! Ведь если разобраться без эмоций, самолёт в ТАКОМ СОСТОЯНИИ на БРЮХО смог бы посадить ЯВНО НЕ КАЖДЫЙ лётчик! Кожедуба оставили в полку, но летать ему оказалось не на чем. Тот подбитый самолёт, на котором он аварийно приземлился, был безнадёжно потерян, а когда будет новый не известно! Сослуживцы над ним подшучивали: « Теперь ты Иван безлошадный

Позор первого воздушного боя сильно задел самолюбие Ивана Никитовича Кожедуба и тогда он как правильный ученик начал разрабатывать СОБСТВЕННУЮ ТАКТИКУ воздушного боя! Он рассказывал, что он думал за машину, чувствовал себя слитно с ней! Вечером после полётов, когда многие шли отдыхать, он садился за стол и анализировал воздушный бой. Для него становились понятными принципы ведения воздушного боя!

В годы войны Сергей Крамаренко воевал в одном полку с Иваном Никитовичем Кожедубом, и ему даже довелось летать в паре с Кожедубом. Крамаренко вспоминал, что в то время когда другие лётчики играли в волейбол, Кожедуб часами рисовал и разбирался над схемами воздушного боя! Многие даже посмеивались над «уроками рисования» Ивана Никитовича Кожедуба. Однако когда счёт сбитых самолётов неумолимо пополз вверх, смешки как-то сами по себе прекратились! Вообще воздушный бой только со стороны, для неосведомлённых людей может показаться простым и лёгким. От желания до умения сбить самолёт необходимо пройти длинный путь! Чтобы победить врага, необходимо ЗНАТЬ его СИЛЬНЫЕ и СЛАБЫЕ стороны.

В ДНЕВНИКАХ Ивана Никитовича Кожедуба были расписаны и зарисованы технические возможности немецких самолётов. Эти свои дневники Кожедуб скрупулёзно вёл с первых своих воздушных боёв каждый день! В них была его собственная тактика воздушных боёв. Как показала жизнь, Иван Никитович Кожедуб в чём-то превзошёл многих результативных немецких ассов (смотри статью «Немецкие истребители Второй Мировой войны») . Например, самый знаменитый немецкий асс Эрих Хартман (352 победы!) был сбит 8 раз (по другим данным 14 раз), но остался в живых , а Иван Никитович Кожедуб НЕ был сбит, НИ РАЗУ! Здесь коротко коснёмся по поводу количества воздушных побед Хартмана. Дело в том, что система подсчёта сбитых самолётов у немцев СУЩЕСТВЕННО ОТЛИЧАЛАСЬ от нашей системы. Немцы записывали на счёт лётчика, в том числе и самолёты, уничтоженные на СТОЯНКЕ на аэродроме. Ведь, в конечном счёте, не важно, где и как был уничтожен самолёт, главное, что он УНИЧТОЖЕН!!! Так же в счёт немецкого лётчика включали количество уничтоженных ДВИГАТЕЛЕЙ на самолётах противника. Разумеется, это касалось только МНОГОМОТОРНЫХ самолётов (смотри статью «Немецкие истребители Второй Мировой войны»).

За всю войну Иван Никитович Кожедуб не получил ни единой царапины!!! Но он не хвастался своими успехами! Только когда на него сослуживцы сильно наседали и спрашивали в чём же секрет, он с неохотой отвечал: «Любой лётчик, сбивший как минимум 5 самолётов противника, уже везучий. Его никто не собьёт!»

Впервые со своей женой Иван Никитович Кожедуб встретился случайно. Это произошло в поезде, который следовал в Монино, где Иван Никитович Кожедуб учился в военно-воздушной академии. В тот момент она училась в 10-м классе школы. Сначала Иван сидел, ёрзал, потом неудачно попытался, что-то сказать, но потом осёкся и дальше просто, молча, на неё смотрел. Он не решился даже спросить у неё имя! Затем, она вышла на своей остановке, не сказав, ни прощай, ни до свиданья. Так и закончилась первая встреча!

Через несколько месяцев они увиделись второй раз. На этот раз Иван Никитович Кожедуб более смело сказал, что на этот раз он уже её не отпустит и что сегодня у них в Монино в Доме Офицеров танцы, и он её туда приглашает! Когда они вместе шли по гарнизону, ей сразу бросилось в глаза, что с ним все здороваются, все замечают! А когда в гардеробе Иван снял шинель и она увидела Три Звезды Героя, сначала она даже подумала убежать от страха! Иван заметил её беспокойство, мягко пожал ей руку и сказал: « Я Вас никуда не отпущу!» В результате Иван Никитович Кожедуб вышел из академии не только с дипломом, но и с женой Вероникой Николаевной! В 1946-м году 1-го января они расписались в поселковом совете Монино. Позже Иван Никитович Кожедуб говорил, что получил свою главную награду, четвёртую Звезду Героя — Веронику!

События на Курской дуге развивались стремительно. Через 2 дня наступления немцев линия фронта превратилась в нагромождение разбитой техники, изрытой бомбами земли, разбитых блиндажей. ВВС Германии, «Люфтваффе» бросило в бой лучшие части своего 4-го Воздушного флота, в том числе знаменитую 52-ю истребительную эскадру. Она была из-под Берлина и это были действительно ассы! Они, не боясь, шли и в лобовую атаку, не сворачивая, и стреляли при минимальном ракурсе! Командиром 52-й эскадры являлся Гюнтер Ралль, на счету которого на тот момент уже числилось более 150-ти сбитых советских самолётов. Вместе с Эрихом Хартманом он являлся лучшим истребителем эскадры.

Иван Никитович Кожедуб получил новую машину Ла-5 с надписью на борту: « Эскадрилья имени Валерия Чкалова». Первый самолёт противника Кожедуб сбил 6-го июля 1943-го года. Ему тогда было 23 года. Истребитель Ла-5, конструктором которого являлся Семён Алексеевич Лавочкин (смотри статью «Семён Алексеевич Лавочкин») , был любимым типом истребителя Ивана Никитовича Кожедуба. Он нравился ему за его скорость и манёвренность! Все основные детали конструкции этого истребителя изготавливались из ДЕРЕВА – сосна, берёза. Обшивкой фюзеляжа за кабиной пилота служила ПОКРАШЕННАЯ ТКАНЬ . При попадании в такой самолёт пуль и снарядов противника он практически моментально загорался и сгорал. В кабине была почти нулевая вентиляция, поэтому кабина не редко наполнялась дымом и иногда нагревалась до температуры +65 градусов Цельсия! По этой причине лётчики, летавшие на Ла-5 , часто летали с ОТКРЫТОЙ КАБИНОЙ!

Гюнтер Ралль вернулся со своей группой на аэродром с большими потерями. Из 32-х самолётов было сбито 16! В тот день он записал в своём дневнике: «Русские стали летать агрессивнее. Ясно. Перед нами достойный противник Немцам не удалось сбросить на наши войска ни одной бомбы, а сбросили бомбы до пересечения линии фронта! Нашим лётчикам командующий прислал благодарность за прекрасно проведённый бой. К октябрю 1943-го года командир эскадрильи 240-го авиационного истребительного полка старший лейтенант Иван Никитович Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и сбил лично 20 самолётов противника! На Днепре полк Кожедуба столкнулся с ассами Геренга из эскадры «Мёльдерс». В боях на Днепре, Иван Никитович за 10 дней сбил 11 фашистских самолётов!

В октябре 1943-го года Иван Никитович Кожедуб попал в неожиданную и непредсказуемую ситуацию. Эскадрилья Кожедуба принимала участие в атаке большой группы «Ю-87». Иван Никитович приблизился к одному из них на достаточно близкое расстояние и длинной очередью подбил его. Но в порыве погони оказался настолько близко к Ю-87, что сам от него загорелся. В шлемофоне услышал, как ведомый Вася Мухин сказал: « Батя, ты горишь!» Иван Никитович Кожедуб сначала подумал выпрыгнуть с парашютом, но потом вспомнил, что находится над позициями врага. Ведомый Василий Мухин находился всё это время рядом, но помочь ничем не мог. Тогда Кожедуб решается направить свой горящий самолёт на автоколонну фашистов! В этот момент Иван Никитович Кожедуб понял, что или он собьёт пламя или погибнет вместе с фашистами! Самолёт начал набирать скорость в пикировании и тут уже близко к земле ведомый Василий Мухин закричал по радио Кожедубу: « Пламени нет, живём Перед самой землёй Кожедуб вывел истребитель из пикирования! Как потом вспоминал сам Иван Никитович, земля словно оттолкнула его, подбросила в воздух! Впредь он больше никогда не испытывал ничего подобного!

Первую Звезду Героя Иван Никитович Кожедуб получил 4-го февраля 1944-го года. К этому времени он сбил более 30-ти фашистских самолётов. Во время войны звание Героя присваивали за 20 сбитых самолётов противника. У немцев нашему Званию Героя соответствовал Рыцарский Крест. Гитлер лично вручал Рыцарский Крест своим ассам в Берлине. Иван Никитович Кожедуб во время войны ни разу НЕ был в Кремле. Первую Звезду Героя ему вручили в расположении полка. Вручать её приехал командир авиакорпуса генерал Подгорный. Всего лишь через полгода Иван Никитович Кожедуб был награждён второй Звездой Героя! К этому времени он сбил почти 50 самолётов противника! Вторую Звезду Героя ему вручили, так же как и первую.

Вместе со второй Звездой Героя в мае 1944-го года Иван Никитович Кожедуб получил заветную мечту каждого советского лётчика ИМЕННОЙ самолёт, в данном случае «Ла-5 ФН». Во время получения самолёта появились СЛУХИ, что Кожедуб получил ещё и бочонок МЁДА. Эти слухи возникли не на пустом месте. Дело в том, что именной истребитель Ла-5 ФН с бортовым номером «14» был построен на личные деньги колхозника Василия Викторовича Конева, который являлся пасечником из Сталинградской области. Василий Конев решил сделать такой подарок в честь памяти своего, погибшего на войне, сына. На этой машине Иван Никитович Кожедуб сбил 8 самолётов и довёл общий счёт до 45-ти сбитых машин!

На самом деле подарок именной машины Ивану Никитовичу Кожедубу был не только особо почётным, но и создавал на войне дополнительную опасность её владельцу. Дело в том, что немцы, видя именную надпись на борту самолёта, понимали, что перед ними не новичок, а бывалый пилот АСС, опытный враг, которого надо уничтожить РАНЬШЕ других!

Лётчики вообще, а особенно титулованные любили рисовать на самолёте различные картинки. Например, рисовали пантеру, или русалку. Начальство конечно за это гоняло, а перед приездом больших начальников картинки вообще заставляли закрашивать.

Оставляли, конечно, только звёздочки, означавшие количество сбитых самолётов. Но Иван Никитович Кожедуб НЕ РИСОВАЛ и ИХ. Звёздочки появились на его самолёте уже только ПОСЛЕ Победы в мае 1945-го года – 62 штуки!!! В июле 1944-го года Кожедуба назначили заместителем командира 176-го Гвардейского истребительного авиаполка, который в августе первым перевооружили на истребители «Ла-7». На новом типе истребителя Ла-7, находясь уже в небе Польши, Кожедуб начинал так называемую «свободную охоту». На данном типе истребителя Иван Никитович сбил 17 крайних самолётов противника.

В сентябре 1944-го года по приказу командующего ВВС А.А.Новикова, Иван Никитович Кожедуб был направлен в Прибалтику для борьбы со «свободными охотниками» группы ассов майора Хельмута Вика, который имел на своём счету 130 побед. Так столкнулись 2-е школы «свободных охотников», советская и немецкая. Через несколько дней воздушных боёв наши лётчики сбили 12 самолётов противника, потеряв только 2 своих! Здесь Кожедуб записал на свой счёт 3 самолёта. Потерпев такое поражение, немецкие лётчики прекратили активные действия в данном месте фронта. В 1945-м году 18-го августа Иван Никитович Кожедуб был награждён третьей Звездой Героя СССР.

Наконец то, Иван Никитович Кожедуб получил письмо из дома! Он 3 года не знал, что с его родственниками, которые попали в зону оккупации на Украине. Он увидел знакомый почерк и узнал, что жив и отец! Он написал: « Дорогой сынок Ваня, что тебе написать? Григория угнали на работу в Германию, Яша с первых дней в боях, Сашко теперь на Урале, Мотя с ребёнком жива, а односельчан наших 13 человек убили!»

В родное село Ображиевка, Иван Никитович Кожедуб попал только в 1946-м году. Отца живым уже не застал, а как бы он был рад увидеть сына Трижды Героя! На тот момент Трижды Героев было только 3 человека – Г.К.Жуков, И.Н.Кожедуб и А.И.Покрышкин (смотри статью «Александр Иванович Покрышкин») . Дома Кожедуб не был 6 лет! Столы накрыли на улице под цветущими яблонями. Рядом с ним сидели счастливые земляки, но среди них не было его родственников. Отец скончался в мае 1945-го года. Брат Яков погиб под Сталинградом. На следующий день после застолья односельчане пошли смотреть самолёт Ивана Никитовича Кожедуба. Они удивлялись, как Ваня смог сбить столько фашистских самолётов!

Крайние самолёты были сбиты в последние дни войны. Крайний воздушный бой Иван Никитович Кожедуб провёл в небе над Берлином. Он вылетел парой с Дмитрием Титаренко на свободную охоту и встретил 40 самолётов противника. Силы были слишком не равны, соответственно надо было попробовать обмануть противника. Атаку провели сзади сверху. Один немецкий самолёт был сбит. В это же время от группы отделился одиночный самолёт противника. Кожедуб решает его не упускать и сбивает и его. Так на счету Ивана Никитовича Кожедуба появляется 62-й сбитый фашистский самолёт! Иван Никитович Кожедуб провёл на фронте 800 дней. За это время он совершил 330 боевых вылетов, 120 воздушных боёв, сбил 62 самолёта и ни одного случая, чтобы не посадил хотя бы подбитый самолёт!!!

В октябре 1950-го года Иван Никитович Кожедуб под конвоем ехал в автомобиле госбезопасности. Машина остановилась возле кисловодского горкома партии. Там его провели в кабинет 1-го секретаря, который передал Кожедубу телефонную трубку. В трубке послышался голос Василия Иосифовича Сталина, который на тот момент являлся командующим ВВС Московского округа. Василий Сталин произнёс длинную матерную фразу и приказал немедленно выезжать в Москву. Тут же после телефонного разговора Ивана Никитовича Кожедуба опять посадили в машину и повезли на аэродром. Перед самым вылетом он успел черкнуть несколько строк жене: « Не волнуйся всё в порядке! Срочно вызывают в Москву. Тебе всё расскажут потом». Записка попала в руки Вероники утром. Она пыталась что-нибудь выяснить у посыльного про мужа, но тот ответил только короткую фразу: « Не волнуйтесь, приказано только передать, что Иван Никитович Кожедуб отбыл в ответственную командировку». Эта ночь ожидания до прояснения ситуации для Вероники не прошла бесследно – у неё 20-тилетней девушки появились седые волосы!

Иван Никитович Кожедуб прибыл на подмосковный аэродром Кубинка. Там находилась 324-я авиадивизия. На Кубинке полным ходом шла подготовка к секретной командировке. Многое было странным… У лётчиков отобрали паспорта, вместо военной формы выдали гражданскую одежду. Затем скоро всё прояснилось. Всех собрали в актовом зале. Там офицер из политуправления зачитал приказ. Ивана Никитовича Кожедуба и других лётчиков отправляли на войну – в Корею.

Дело в том, что во время Второй Мировой войны Япония захватила Корейский полуостров. После того как, в ходе Второй Мировой войны Япония была побеждена, страны победители разделили Корею на Северную и Южную. Южная стала проамериканской с главой правительства Ли Син Маном, а Северная просоветской с главой правительства Ким Ир Сеном. У правительства Северной Кореи возникло стремление подчинить себе всю Корею! В результате началась Корейская Гражданская война. Северную Корею поддерживали Китай и СССР, а Южную США и их союзники.

Командиром специальной истребительной авиадивизии, которой предстояло воевать в Корее, был назначен полковник Иван Никитович Кожедуб. Вероника отправила письмо мужу с такими словами: «Бедный мой мальчик, для тебя вернулись денёчки 44-го 45-го годов! Мой ты родной, всё это ужасно, да, да ужасно! И меня это сводит с ума! Ты любимый в опасности! Пишешь, что вернёшься прокопчённым и пахнущим порохом, постаревшим. Да, я ещё больше буду любить тебя такого вот, прокопченного! Любящая тебя Вероника!»

Воинский литерный поезд подъезжал к границе Китая. Иван Никитович Кожедуб и другие лётчики пока не знали, что их аэродром будет расположен на территории Китая, недалеко от корейской границы в районе города Ань Дунь. Когда приехали в Китай, переоделись в КИТАЙСКУЮ военную ФОРМУ цвета хаки с надписью Китайская Народная Армия и стали «китайцами». Так же получили ещё хромовые сапоги КРАСНОГО цвета! Потом сами подшучивали – пролетарский цвет! Иван Никитович Кожедуб записал в дневнике: « Мне было приказано защищать стратегические объекты Северной Кореи. В голову пришла неприятная мысль. Воевать придётся не только против Южнокорейцев, но и возможно против вчерашних СОЮЗНИКОВ, американцев! Вчера были друзьями, а сегодня враги! Вот так

Здесь на всякий случай можно упомянуть такое происшествие, которое случилось ещё в небе над Берлином. В апреле 1945-го года 2 американских истребителя «Мустанг» залетели в зону, где воевали советские войска и сбили 2 советских истребителя. После этого подняли в воздух эскадрилью Ивана Никитовича Кожедуба. Он первый догнал американцев. Бой был скоротечен. Оба американских истребителя были сбиты. Вообще любой воздушный бой СКОРОТЕЧЕН. На сленге самих лётчиков воздушный бой называется «СОБАЧЬЯ СВАЛКА». Только, что летела, например целая армада самолётов, а всего лишь через 3-4 минуты НИКОГО вокруг НЕТ! Экипаж одного американского истребителя погиб в воздухе, а экипаж второго спасся на парашютах. Приземлившийся на парашютах экипаж был допрошен. У него спросили: « Кто вас сбил?» Американцы сказали: «Фокке-Вульф» с красным носом!» Наши дознаватели даже перекрестились от того, что американцы не поняли – кто их сбил! Сбитые 2 американских истребителя «Мустанг» НЕ были включены в число побед Ивана Никитовича Кожедуба. Это не дал сделать командир полка Павел Чупиков. Он ПОШУТИЛ: « Их припишут в первый же день следующей войны!» Шутка, к сожалению, оказалась пророческой.

Бывшие союзники скрестили оружие! Целью 40-ка американских бомбардировщиков стал стратегический железнодорожный мост на реке Ялуцзян. Бомбардировщиков сопровождали около 100 истребителей. Командир дивизии Иван Никитович Кожедуб мог противопоставить американцам только 50 истребителей МиГ-15. Кожедуб решает поднять в воздух все истребители, имеющиеся в наличии – по принципу, всё или ничего! У американцев было сбито 12 бомбардировщиков и 5 истребителей. Около 120-ти американских лётчиков, выпрыгнувших с парашютом, были взяты в плен китайцами и корейцами.

Сам Иван Никитович Кожедуб в этом воздушном бою не участвовал потому, что советское командование обложило его запретами на участие в боевых полётах. Запрещал тогдашний министр обороны Василевский, командир корпуса Белов, потом Лобов. Запретил ещё до отъезда в Корею Василий Сталин, который сказал: « Хорош воевать своими методами». Что за методы имел в виду Василий Сталин, Иван Никитович Кожедуб так и не понял! Возможно, Василий Сталин мечтал, чтобы американцев сбивали, с весельем и без потерь, но в реальности такого НЕ БЫВАЕТ! Подчинённые Кожедуба считали правильным запрет участвовать ему в боевых полётах.

Однако Иван Никитович Кожедуб был не просто азартным человеком, а азартным лётчиком! Однажды это чуть не привело к грандиозному международному скандалу. Дело в том, что если бы Кожедуба сбили, то американцы сказали бы, что Трижды Герой СССР воюет против своих вчерашних союзников. Открыто Ивану Никитовичу Кожедубу было запрещено летать на боевые полёты, но учитывая его характер можно предположить, что он всё-таки записал на свой счёт несколько американских истребителей «Сейбров». Сослуживцы утверждают, что это так.

Первый воздушный бой показал, что Миг-15 практически на равных противостоит Сейбру! До железнодорожного моста добрались только 3 американских бомбардировщика. Они сбросили 3, шести тонных бомбы, и повредили одну из опор моста. Через несколько дней мост был восстановлен и снабжение северокорейской армии и так называемых китайских «добровольцев» возобновилось. Все самолёты дивизии Ивана Никитовича Кожедуба вернулись на аэродром. Некоторые из них получили повреждения, но НЕ смертельные. Вообще надо заметить, что вооружение Сэйбра в НАЧАЛЕ корейской войны было слабоватым. В первоначальном варианте он был оснащён 6-ю пулемётами калибром 12,7 мм. Бывало, получалось так, что МиГ-15 получал несколько пробоин в крыльях и, не влияющих на полёт местах фюзеляжа, но в таком состоянии возвращался на свой аэродром! Позже на Сэйбре пулемёты заменили на пушки, калибром 20 мм.

Первое письмо от Ивана Никитовича Кожедуба, Вероника получила через порученца Василия Сталина, который вручил письмо ей лично на квартире на Чистых прудах. Для того, чтобы СКРЫТЬ что советские лётчики воюют в Корее, им было запрещено писать в письмах про войну. Никто не должен был знать место их нахождения. Теперь ей стало ясно, почему от мужа долго не было никаких вестей. Для Вероники, жены комдива Кожедуба по личному распоряжению Василия Сталина было сделано исключение. Ей сказали, что Иван Никитович Кожедуб находится в Северной Корее. На каждом из писем стоял штамп «просмотрено военной цензурой». Все советские лётчики, воевавшие в Корее, носили псевдонимы. Иван Никитович Кожедуб был под фамилией Крылов. В письме он написал: « За меня сильно не беспокойся. Твой Ванюхастик здоров! Работы много. Бытовые условия плохие. Недавно взвесился, 85 кг это в кальсонах и носках. Мне принесли 2 гири по 32 кг. А как ты любимка? Занимаешься утренней зарядкой? Тебя, моя любимая ласкаю и целую во все местечки! Тебя вечно любящий Ваня!»

Впереди у Ивана Никитовича Кожедуба было ещё 10 месяцев секретной войны. ООН объявила Северную Корею АГРЕССОРОМ. Соответственно любая военная помощь режиму Ким Ир Сена была запрещена международными договорами. Если участие советских военнослужащих в войне в Корее будет ПОДТВЕРЖДЕНО, то вооружённые силы ООН с ПОЛНЫМ ПРАВОМ могут начать войну и против СССР. Участник корейской войны лётчик-истребитель Герой Советского Союза, Сергей Макарович Крамаренко , сослуживец Ивана Никитовича Кожедуба по 2-м войнам рассказывал: « Нас учили говорить по-корейски, изображать в воздухе из себя корейцев. Но когда дело доходило до боя, тут уж было не до корейского языка и тут уж «рубили» чисто по-русски!»

Американцы записывали, радио переговоры наших лётчиков. Затем, когда их прослушивали, поняли, с кем имеют дело, но на весь мир об этом НЕ сказали. Дело в том, что для обвинения СССР в НЕЗАКОННОМ участии в войне в Корее необходимы были более существенные доказательства. В районах расположения советских аэродромов начала активно работать южнокорейская разведка. Ей поставили задачу ЗАХВАТИТЬ кого-либо из советских военнослужащих, неважно лётчика или авиатехника. Так однажды пропал советский авиатехник. После долгого поиска его всё-таки нашли, на берегу реки в кустах – СВЯЗАННЫМ. Позже его собирались ночью переправить на другой берег реки и отдать американцам. Соответственно его хотели сделать живым свидетельством участия СССР в корейской войне. Вот почему Ивану Никитовичу Кожедубу запрещали летать на боевые задания! Невозможно себе представить какой был бы международный скандал, если бы в плен к американцам попал Трижды Герой СССР Иван Никитович Кожедуб. Но однажды это чуть не случилось!

Кожедуб всё-таки совершил несколько вылетов в Корее НОЧЬЮ. Он делал их тайком от замполита Петухова. Когда Петухов уезжал, например, в Пекин, Кожедуб давал команду подготовить самолёт и вылетал на перехват разведчиков. Это произошло в одном из таких ночных полётов в небе Кореи, когда Иван Никитович Кожедуб был сбит. Он катапультировался и приземлился на нейтральной полосе. Южнокорейцы сразу попытались его захватить в плен. Но китайцы сначала остановили их плотным огнём, а потом в рукопашном бою буквально вырвали Кожедуба из рук южнокорейцев!

Впервые эту историю рассказали СЫНУ Ивана Никитовича Кожедуба, Никите, китайские лётчики ветераны в 1991-м году. Они попросили Никиту только об одном – никогда никому не рассказывать эту историю. Никита выполнил их просьбу. По рассказам тех же китайских лётчиков, в Корее, Иван Никитович Кожедуб лично сбил 17 самолётов противника! Естественно ни в каких документах это НЕ зафиксировано, тем более, что участие советских лётчиков в корейской войне ТЩАТЕЛЬНО СКРЫВАЛИ.

Основным соперником советского МиГ-15 в Корее был американский «Сэйбр» (прямой перевод «Сабля»). МиГ-15 имел вес на 2,5 тонны меньше, поэтому быстрее набирал высоту и скорость. Однако при пикировании это преимущество превращалось в недостаток! Сэйбр пикировал быстрее, и к тому же был существенно манёвреннее МиГа (смотри статью «Артём Иванович Микоян»). На Сэйбре оружие было пристрелено до дистанции 400 метров, а на МиГ-15, до 800 метров и больше. Счёт побед в корейской войне шёл с перевесом в пользу МиГов!

Неожиданно из Москвы в расположение дивизии Ивана Никитовича Кожедуба приехал высокий начальник. Он донёс приказ – ПОСАДИТЬ американский истребитель Сэйбр, с минимальными повреждениями, на нашей территории. Затем отправить его в Москву на изучение. Сначала миссия показалась НЕВЫПОЛНИМОЙ. Но потом командир полка Евгений Пепеляев умудрился нанести Сэйбру ДЕЛИКАТНЫЕ повреждения! Сэйбр не загорелся и не разбился, и совершил вынужденную посадку. Данный тип американского истребителя являлся НОВЕЙШИМ типом истребителя. К моменту его захвата он появился на фронте всего полгода назад! Из расположения дивизии Ивана Никитовича Кожедуба захваченный самолёт переправили в Москву.

ИМЕННО в результате КОРЕЙСКОЙ войны и ЗАХВАЧЕННОМУ в Корее американскому истребителю Сэйбр, советские авиаконструкторы ПЕРЕНЯЛИ у американцев РАДИОДАЛЬНОМЕР, на основе которого усовершенствовали собственный прицел, ПРОТИВОПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ костюм, а затем и ВЫСОТНЫЙ костюм, которые просто СКОПИРОВАЛИ.

Жили лётчики дивизии Ивана Никитовича Кожедуба в Корее в наспех сколоченных из досок деревянных ВРЕМЯНКАХ рядом с аэродромом! В них не было ни водопровода, ни канализации. Отапливали эти времянки самодельными печками «буржуйками», а морозы зимой доходили до -40-ка градусов Цельсия! Летом шли проливные дожди, причем такие, что, иногда на аэродром приходилось плыть на лодках! В письме жене Иван Никитович Кожедуб писал: « У нас уже второю неделю идёт дождь. Прямо под окнами образовалось озеро! Такие чудеса бывают лишь здесь! И когда только мы вырвемся из этой клетки?! Я припоминаю кинокартину «Подвиг разведчика» и слова Кадочникова: « Терпение, терпение мой милейший друг Так вот терпи родная и я терплю и думаю, что вытерпим!» В ответном письме Вероника писала: « Наконец то, дождалась от тебя письмеца, любимый! Всё-таки у нашего поколения нервы и сердце ни к чёрту – война сказалась! Сколько же ещё будет продолжаться эта, как ты пишешь «потасовка»?!»

Она хорошо знала — что скрывается за простым словом «потасовка». Бывало, как ей звонили жёны лётчиков друзей Ивана Никитовича Кожедуба, плача делились роковыми вестями! Они получали похоронки с такими словами: « Ваш муж умер от сердечного приступа или скончался от кишечного отравления». Сама Вероника знала, что мужья подруг погибли в воздушных боях, но не имела права им об этом сказать. По причине ЗАСЕКРЕЧИВАНИЯ войны в Корее, МО СССР не говорило правду о том, как на самом деле, погибли советские лётчики. После гибели и прощания, тела погибших отвозили в китайский город Порт-Артур и там хоронили на воинском кладбище под ВЫМЫШЛЕННЫМИ ИМЕНАМИ.

В канун Нового 1952-го года лётчики Ивана Никитовича Кожедуба поехали домой. Сообщать семьям о возвращении запретили. Домой поехали в гражданской одежде как будто обычные гражданские люди, едущие из командировки из братского Китая. Советские лётчики сбили 215 американских самолётов, 20 из них бомбардировщиков «летающая крепость». Потери дивизии Ивана Никитовича Кожедуба, 23 самолёта и 10 лётчиков. Кожедуб вернулся домой так же неожиданно, как и уехал. Если Вероника спрашивала его о войне в Корее, он замолкал и долго с улыбкой смотрел на жену. «Вероничка, зачем тебе это? Не спрашивай. Всё равно не расскажу, пока не разрешат». Таков был ответ.

После войны в Корее, Иван Никитович Кожедуб продолжил летать, работал испытателем в Ленинградском военном округе. Должность занимал существенно ниже своих заслуг – заместитель командира дивизии. Спустя только 15 лет стал начальником боевой подготовки ВВС. Позже ему дали о себе знать профессиональные болезни. Начали болеть ноги, потом случился инсульт. Отнялась речь, болезнь приковала к постели, но родных он узнавал.

Из детей у него были дочь Наташа и сын Никита. Его выходила и буквально подняла жена Вероника. Она подключила, каких только могла врачей. Он заново учился писать и можно сказать заново родился. Дочь Наташа стала пианисткой, а сын Никита выбрал профессию подводника. В 1985-м году Иван Никитович Кожедуб получил звание Маршала авиации.

У Ивана Никитовича Кожедуба было много друзей – это были писатели, художники, космонавты, музыканты. Друзья это часто застолье. Вероника Николаевна, зная здоровье Ивана Никитовича, жёстко оберегала его от спиртного. Кожедуб в таких случаях отшучивался: «Вероничка ну, что это такое. Подумаешь это вот три танкиста выпили по триста, а бравый сокол выпил девятьсот!» Иван Никитович Кожедуб прожил с Вероникой Николаевной почти 50 лет! Ивана Никитовича Кожедуба не стало 8-го августа 1991-го года, на своей даче в Монино. Иван Никитович Кожедуб умер в СЛАВЕ и УВАЖЕНИИ! Через полгода ИСЧЕЗЛА СТРАНА, за которую Иван Никитович Кожедуб ВОЕВАЛ целых 2-е ВОЙНЫ!



08.06.1920 - 08.08.1991
Трижды Герой Советского Союза
Памятники
Памятный знак в Виннице
Надгробный памятник
Памятный знак в селе Ображиевка
Бронзовый бюст в селе Ображиевка (вид 1)
Бронзовый бюст в селе Ображиевка (вид 2)
Бронзовый бюст в селе Ображиевка (фрагмент)
Информационный щит в селе Ображиевка
Бронзовый бюст в селе Ображиевка (фото 2010)
Памятник в Сумах (вид 1)
Памятник в Сумах (вид 2)
Памятный знак в Сумах
Мемориальная доска в Москве
Вывеска на здании химико-технологического колледжа в Шостке
Памятник в Киеве
Памятная монета Украины
Мемориальная доска в Шостке
Бюст в Шостке
Скульптура в экспозиции музея города Шостки
Бюст в экспозиции музея города Шостки
Вывеска на школе в Шостке (1)
Вывеска на школе в Шостке (2)
Арка в Сумах
Мемориальная доска в Кролевце
Аннотационная доска в Чугуеве
Аллея Героев в Корсунь-Шевченковском
Поезд "Иван Кожедуб"
Аллея Героев в Чугуеве
Аллея Героев в Чугуеве


К ожедуб Иван Никитович - командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, Степной фронт); заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт).

Родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка Новгород-Северского уезда Черниговской губернии, ныне в составе Шосткинского района Сумской области Украины. Из семьи крестьянина. Украинец.

В 1934 году окончил неполную сельскую школу. В 1934-1935 годах учился на рабфаке и работал библиотекарем в сельской библиотеке. С 1936 года учился в Шосткинском химико-технологическом техникуме (не окончил из-за призыва в РККА), с 1939 - в Шосткинском аэроклубе.

В Красной Армии с февраля 1940 года. В январе 1941 года окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков, оставлен в нём лётчиком-инструктором (в марте 1941 года училище преобразовано в школу лётчиков).

С началом Великой Отечественной войны вместе с авиашколой эвакуирован на станцию Манкент Южно-Казахстанской области Казахской ССР. После многочисленных рапортов с просьбой отправить на фронт его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Кожедуб прибыл в Иваново в 240-й истребительный авиационный полк формирующейся 302-й истребительной авиационной дивизии. Член ВКП(б)/КПСС с августа 1943 года.

В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны - с марта 1943 года, когда в составе дивизии прибыл на Воронежский фронт. Участник Курской битвы, битвы за Днепр, Нижнеднепровской, Корсунь-Шевченковской и Уманско-Ботошанской наступательных операций, воздушного сражения на ближних подступах к Румынии в мае-июне 1944 года, Белорусской, Прибалтийской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской, Берлинской наступательных операций. Свой первый боевой вылет совершил 26 марта, но неудачно: его Ла-5 получил повреждения в бою, а при возвращении ещё и был обстрелян советской зенитной артиллерией. С большим трудом Кожедуб довёл истребитель до аэродрома и совершил посадку. Месяц летал на старых машинах, пока не получил новый Ла-5. Позже воевал на Степном фронте.

Боевой счёт младший лейтенант Кожедуб открыл 6 июля в ходе битвы на Курской дуге, сбив бомбардировщик Ju-87. На следующий день сбил второй самолёт врага, а 9 июля в воздушном бою сбил сразу 2 истребителя Me-109. В августе 1943 года назначен командиром эскадрильи. В течение дня 2 октября 1943 года сбил 4 немецких самолёта. К 10 октября 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, Степной фронт) лейтенант И.Н. Кожедуб выполнил 146 боевых вылетов, в 27 воздушных боях сбил лично 20 самолётов противника. В этот день представлен к званию Героя Советского Союза.

З а образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Кожедубу Ивану Никитовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

С мая 1944 года Иван Никитович воевал на Ла-5ФН, построенном на средства колхозника Сталинградской области В.В. Конева. Спустя несколько дней сбил на нём Ju-87. В течение 6 последующих дней сбил ещё 7 самолётов. В конце июня он передал свой Ла-5ФН (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам направлен в учебный полк для переподготовки на истребитель Ла-7. С августа 1944 года - заместитель командира 176-го гвардейского полка на 1-м Белорусском фронте. К июлю 1944 года заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии капитан И.Н. Кожедуб выполнил 256 боевых вылетов, лично сбил 48 самолётов противника.

З а образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающими право на присвоения звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии капитану Кожедубу Ивану Никитовичу вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

12 февраля 1945 года Кожедуб в паре лейтенантом В.А.Громаковским патрулировал над передним краем. Обнаружив группу из 13-ти FW-190, наши лётчики немедленно атаковали их и сбили 5 самолётов противника. Три из них на счету Кожедуба, а два - его ведомого. 15 февраля над Одером Кожедуб сбил реактивный истребитель Me-262 унтер-офицера К. Лянге из I./KG(J)54 (одна из трёх побед советских лётчиков над немецкими реактивными самолётами). К началу апреля 1945 года заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии капитан И.Н. Кожедуб выполнил 326 боевых вылетов (в том числе 16 - на штурмовку и 14 - на разведку), в 117 воздушных боях лично сбил 60 самолётов противника.

З а образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающими право на присвоения звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года гвардии майор Иван Никитович Кожедуб удостоен третьей медали "Золотая Звезда".

Последний свой бой, в котом сбил 2 FW-190, провёл в районе Берлина 17 апреля 1945 года. К концу войны гвардии майор Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника (сюда не входят 2 американских истребителя P-51, сбитых им в марте 1945 года, которые по ошибке первыми напали на него). За всю войну ни разу не был сбит. Он по праву считается лучшим асом авиации союзников.

После войны продолжал служить в ВВС. В сентябре 1945 года направлен на учёбу, а в 1949 году он окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. С июня 1949 года - заместитель командира 31-й истребительной авиационной дивизии Закавказского военного округа (район Баку).

С июля 1949 года - помощник командира, с декабря того же 1949 года - заместитель командира, а с ноября 1950 года - командир 324-й истребительной авиационной дивизии (ВВС Московского военного округа, Кубинка). В декабре 1950 года дивизия в полном составе переброшена в Северный Китай, где с апреля по декабрь 1951 года под его командованием принимала участие в Корейской войне 1950-1953 годов. Но самому ему летать запретили. За период участия в боевых действиях лётчики дивизии совершили 6738 боевых вылетов, провели 141 групповой воздушный бой, сбили 215 самолётов противника. Потери дивизии составили 26 самолётов и 9 лётчиков. В феврале 1952 года дивизия вернулась в СССР и была дислоцирована в Калужской области. С февраля 1955 года - на учёбе.

В 1956 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова. С ноября 1956 года - заместитель начальника Управления боевой подготовки ВВС СССР. С апреля 1958 года - первый заместитель командующего 76-й воздушной армией (Ленинградский военный округ). С января 1964 года - первый заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С февраля 1971 года - первый заместитель начальника боевой подготовки ВВС СССР. С февраля 1978 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Военный лётчик 1-го класса (20.10.1950). Летал до 1969 года. За период лётной работы освоил 20 типов самолётов и 2 типа вертолётов.

Был членом Президиума ЦК ДОСААФ. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-4 созывов (1946-1961), народным депутатом СССР (1989-1991).

Скончался 8 августа 1991 года на своей даче в посёлке Монино Московской области. Похоронен в городе-герое Москве на Новодевичьем кладбище (участок 7).

Воинские звания:
сержант (февраль 1941),
старший сержант (23.02.1942),
лейтенант (5.08.1943),
старший лейтенант (10.11.1943),
капитан (24.04.1944),
майор (19.11.1944),
подполковник (20.01.1949),
полковник (3.01.1951),
генерал-майор авиации (3.08.1953),
генерал-лейтенант авиации (27.04.1962),
генерал-полковник авиации (29.04.1970),
маршал авиации (7.05.1985).

Награждён двумя орденами Ленина (4.02.1944; 21.02.1978), семью орденами Красного Знамени (22.07.1943; 30.09.1943; 29.03.1945; 29.06.1945; 2.06.1951; 22.02.1968; 26.06.1970), орденами Александра Невского (31.07.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), двумя орденами Красной Звезды (4.06.1955; 26.10.1955), орденами «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й (22.02.1990) и 3-й (30.04.1975) степеней, медалями, иностранными наградами - орденами «За заслуги перед Отечеством» в золоте (Германская Демократическая Республика), «Возрождение Польши» (Польша), Государственного флага (КНДР), Красного Знамени (Монголия), медалями «Китайско-советская дружба» (КНР), «50 лет Монгольской Народной армии» (Монголия).

Почётный гражданин городов Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы и других. На родине - в селе Ображиевка установлен бронзовый бюст И.Н.Кожедуба, а также памятный знак на месте дома, в котором он родился. В городах Сумы и Киев установлены памятники; в городе Шостка Сумской области - бюст. 8 июня 2005 года в городе Шостка, в честь 85-летия со дня рождения земляка, был открыт музей И.Н.Кожедуба. Мемориальные доски установлены: в городе Шостке на здании химико-технологического техникума (ныне колледжа), в котором учился Герой; в Москве на доме, в котором он жил. Его «Ла-7» (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино. Именем Героя названы Харьковский университет Военно-Воздушных Сил Украины, Шосткинский химико-технологический колледж, школы в Москве, Ображиевке, Шостке, парк в Сумах, улицы в Москве, Ображиевке, Сумах, Чугуеве, Шостке. В 2011 году поезду Харьков-Сумы-Москва № 117/118 Южной железной дороги присвоено имя "Иван Кожедуб".

Биография дополнена Антоном Бочаровым (пос.Кольцово Новосибирской области).

Кожедуб Иван Никитович - самый результативный военный летчик времен Великой Отечественной войны. В последствии - маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, награжден 14 советскими и 6 иностранными орденами, советскими и иностранными медалями. В годы Великой Отечественной войны совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. Согласно официальным данным И.Н. Кожедуб - наиболее результативный советский летчик-истребитель.

Будущий летчик родился 6 июля 1922 г. в деревне Ображеевка Сумской области, став пятым ребенком в бедной крестьянской семье. Окончил рабфак Шостинского химико-технологического техникума. В 1938 г. пришел в аэроклуб, где в апреле 1939 г. совершил свой первый полет. Затем, в начале 1940 г. поступил в Чугуевское военное авиационное училище, после окончания которого остался там работать инструктором. С начала войны И.Н. Кожедуб неоднократно писал рапорты об отправке на фронт, но его просьбы были удовлетворены только осенью 1942 г., когда И.Н. Кожедуб направлен в Москву, а затем в 240 истребительный авиаполк, имевший на вооружении новейшие истребители Ла-5.

В начале военной карьеры Ивана Никитовича преследовали неудачи, летчика чуть было не перевели на пост оповещения. Только заступничество командира полка майора И. Солдатенко помогло ему остаться в полку.

Свою первую победу летчик одержал в ходе 40 боевого вылета, сбив немецкий пикирующий бомбардировщик. В дальнейшем И.Н. Кожедуб проявил себя отважным и умелым летчиком, в котором дерзость сочеталась с расчетливостью, инициатива с исполнительностью. Кожедуб относился к своей боевой машине подчас как к живому существу, для него самолет был другом, и истребитель отвечал ему тем же: за годы войны летчику ни разу не пришлось прыгать с парашютом.

В сентябре 1944 г. Кожедуба переводят в 176-й «маршальский» гвардейский истребительный авиаполк, где были собраны многие знаменитые военные летчики. В составе этого полка он и окончил войну. На счету Ивана Никитовича среди многих типов немецких самолетов числится и реактивный истребитель Ме-262, сбитый им 19 апреля 1945 г. над Одером.

После войны И.Н. Кожедуб окончил Военно-воздушную академию и был назначен командовать 326-й истребительной авиадивизией. В ходе войны в Корее с марта 1951 по февраль 1952 гг. дивизия Кожедуба одержала 215 побед, потеряв 52 самолета и 10 летчиков. Правда, сам Кожедуб в боевых вылетах не участвовал из-за строго запрета командования. По возвращении на родину Кожедуб окончил академию Генштаба, занимал ряд высоких командных должностей в ВВС, в том числе командовал авиацией Московского военного округа. В 1985 г. Н.И. Кожедубу было присвоено звание маршала авиации.